Жизнь и биография стефана пермского

Жизнь и биография Стефана Пермского – Молитвы

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Стефан Пермский: житие, интересные факты и видео»- краткое повествование о жизни епископа Русской православной церкви.

Святитель Стефан (1345 -1396), отказавшись от жизни в Ростовском монастыре, в одиночку решился идти в леса, населенные отнюдь не дружественными коми-пермяками.

Он шел к этим людям, выучив их язык, для того чтобы дать им не только новую веру, но и письменность. Он не рассчитывал получить за это благодарность, наоборот, был готов даже к мученической смерти.

Житие Стефана Пермского

Стефан родился в городе Великий Устюг. Это город в Вологодской области на севере России. В XIV веке русские города здесь были островками в коми-зырянском окружении. На эти земли претендовали, с одной стороны, Новгород, с другой — Москва.

Дальше к востоку, у реки Камы, начиналась Пермь Великая. Жившие там лишь по слухам знали о русских людях. Это была чужая сторона.

Стефан был сыном певчего в церкви Симеона. Возможно, отец и обучил сына грамоте, и тот весьма преуспел в учении. Много времени мальчик посвящал чтению Священного Писания, чем и сформировал свой аскетический образ жизни. Родителям стало понятно, что сыну одна дорога — в монахи.

Обратите внимание

Юноша отправился в Ростов, где постригся в монастыре Святого Григория Богослова, настоятелем которого был грек Парфений. У него Стефан научился греческому языку. Вряд ли в Северо-Восточной Руси в то время были другие люди, владевшие греческим и пермяцким языками.

Только Стефан мог всю греческую ученую премудрость передать язычникам коми. Причем в библиотеке он читал не только богословскую литературу, но и труды философов Платона и Аристотеля, трагедии Эсхила и Софокла.

Миссия святителя

Стефан часто бывал у своего друга Сергия Радонежского и подолгу беседовал с ним. Возможно, только ему поведал Стефан о своей сокровенной мечте — просвещении народа коми. Стефан не только мечтал, но и активно действовал. На основе рунических знаков он составил азбуку и перевел на зырянский язык часть Библии.

Он и не думал об обрусении зырян — он нес им Священное Писание на их национальном языке. Оставалось получить благословение иерархов церкви и начать миссионерскую деятельность.

Стефан Пермский. Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Конец XIX-го века

Светопреставления ожидали в 7000 году от сотворения мира (или в 1492 году от Рождества Христова). Все же епископ Коломенский, бывший к тому же и заместителем митрополита всей Руси, дал свое благословение Стефану на его миссионерскую деятельность.

Поначалу миссионер оказался в кругу недавно обращенных коми. Они приходили к проповеднику, садились вокруг него и задавали вопросы. Приходили и их некрещеные друзья, тоже спрашивали, слушали, думали.

Не все были настроены столь добродушно. Некоторые приходили с дубинами и кольями, грозили святителя убить. А один раз даже попытались его сжечь. Но чего бояться христианину, с ним Божья сила и Его заступничество.

Стефан же начал уничтожать кумирни, которые представляли собой нежилые избы, где были лишь звериные шкуры. Ударом топора разбивал в прах и трухлявых идолов. Зыряне собрались большой толпой и готовы были растерзать миссионера, но… согласно древнему обычаю, они не начинали бой первыми. Язычники отступили.

Церковь Благовещения

А стараниями святителя и его немногочисленных друзей в «столице» зырян, селении Усть-Выме, была возведена церковь Благовещения. Церковь была очень красивой. А раз есть церковь, то и миссионерская деятельность пошла успешнее.

Церковь, основанная Стефаном Пермским в Усть-Выме

Взрослые, а еще больше дети, приходили не только для того, чтобы полюбоваться красотой храма, им интересно было, чем в нем занимается святитель Стефан Пермский. Деятельность миссионера привлекла внимание местного волхва по имени Пама.

Пама говорил, что у христиан Бог один, а у коми — много. Мол, каждый должен понимать: чем больше богов, тем лучше. Потом, увидев, что его не слушают, он потребовал, чтобы Стефан прошел с ним через огонь и воду.

Важно

А когда тот согласился, Пама испугался испытания веры. Зыряне хотели предать смерти обманщика, но по заступничеству святителя всего лишь выгнали Паму из своей земли.

В этой подборке видео дополнительная информация «Стефан Пермский: житие святителя»

Источник: http://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/zhizn-i-biografiya-stefana-permskogo.html

Жизнь и биография Стефана Пермского

Житие Стефана Пермского — яркий пример служения Богу, несения Слова Господнего жителям Пермского края, ценой жизни и любви к людям.

О жизни святителя Стефана оставил самые достоверные и полные сведения Епифаний Премудрый, а еще сцены жизни святого изображены на его посохе, оставленного в дар потомкам.

Детство и юность Стефана Пермского

О благодати Божьей на приход в этот мир помазанника Господнего, подвязавшегося в подвиге апостольского служения, впервые было сказано устами юродивого более шести веков назад. Праведный Прокопий Устюжский, стоя на паперти храма, поклонился маленькой Марии, которой исполнилось только 3 года, и сказал, что она будет матерью архиепископа и учителя веры.

В начале XIV века город Устюг был торговым центром, здесь проживал Симеон, славившийся своим благочестием, и его жена Мария, та самая девочка, которой было пророчество о рождении святителя. Любящие родители воспитали прекрасного сына, который с малых лет тяготел к науке, познанию христианских канонов, с юношества служил чтецом при храме, в нем нес службу и Симеон.

Святитель Стефан Пермский

Сын Симеона прекрасно знал Божественное Писание и отличался от сверстников жизнью в добродетели.

С детства ему были привиты такие понятия, как:

  • чистота;
  • целомудрие;
  • трудолюбие.

Юноша никогда не был замечен в пустых забавах и играх, все свободное время он посвящал изучению Библии. Монастырская библиотека стала настоящим подарком для жаждущего знаний инока.

Его подвиги смирения, терпения, послушания, постоянное пребывание в постах и молитвах не остались незамеченными. Вскоре Стефан был рукоположен епископом Арсением в дьяконы, а через несколько лет епископ Герасим благословил его пресвитера того же монастыря.

Любовь к зырянам и изобретение азбуки

Новопоставленному иеромонаху не давала покоя мысль о том, что в Московском государстве, стране христианской, есть целые поселения, где главенствует идолопоклонство. Приезжавшие по делам зыряне из Пермского края часто беседовали со Стефаном, который интересовался их жизнью, обычаями и старался выучить язык пермяков.

Вскоре священник не только стал понимать язык зырян, но и мог изъясняться с ними. Так как коми в ту пору не имели своей письменности, монах решил помочь им. Изучив русский, пермский и греческий языки, по благодати, дарованной Богом, святитель стал служить зырянам.

Важно! Посланник Божий изобрел для них азбуку, в нее входило 24 буквы, как в греческом алфавите, благодаря которой стало возможным сделать перевод нескольких богословских книг для чтения народом коми.

По благословению Коломенского епископа Герасима иеромонах осенью 1379 года отправляется по реке Северная Двина, получив охранные грамоты, чтобы начать там проповедовать, останавливаясь в самых глухих селениях зырян.

Борьба с идолопоклонством

Жители окрестных местностей приходили к огромной березе и проводили ритуальное служение ей, принося в дар лучшие шкуры убитых животных. Трудно было стерпеть поклоннику Бога Живого такого святотатства, однажды он взял топор и стал рубить дерево, из которого вместо сока потекла смрадная жидкость, и послышались жалобные голоса, просящие не изгонять из веками насиженного места.

Житийная икона святителя Стефана Пермского

Не смог иеромонах за один день срубить березу, пошел почивать и молиться вечером в свою келью. Каково же было удивление святителя, когда береза стояла, как ни в чем не бывало, на своем месте, и второй день провел в уничтожении идола Стефан, всю ночь рубил, только на третьи сутки сумел повалить березу.

Вскоре к поваленной березе собралось около тысячи разъяренных зырян, со стрелами и топорами, готовых отомстить за своего идола-бога.

В окружении варваров Божий посланник взмолился к Господу, прося о защите и милости к не ведающему, что творит, народу. Господь не замедлил с ответом, в тот же миг все нападающие ослепли.

Испуганные зыряне просили Стефана о снисхождении, обещая богатые дары и послушание.

Святитель приказал им вырубить рощу вокруг его кельи, что и было сделано слепыми идолопоклонниками на ощупь. Прозревшие местные жители сразу забыли о своих обещаниях, снова стали угрожать иеромонаху и снова ослепли. На этот раз несущий Слово Божье служитель приказал окопать гору вокруг его жилища, сделав насыпь и ров.

На заметку! Так, руками варваров было приготовлено место для строительства первой христианской обители на Пермской земле, посвященной Благовещенью Пречистой Богородицы.

Святой Стефан открывал местным жителям тайны Царства Небесного, ежедневно умножая число христиан. Пермяне часто приходили к нововозведенной церкви просто полюбоваться ее красотой, ибо ранее не видели ничего подобного.

Жители края разделились на два лагеря, поклонников Христа и идолов.

Совет

Местный волхв Пама не мог стерпеть такого унижения своих богов, он вызвал святого служителя на состязание, предложив пройти испытание водой и огнем, и сам же испугался, когда Стефан предложил пройти из проруби в прорубь по дну реки 100 метров, а затем зайти в горящую избу. Отказавшегося от состязаний волхва изгнали из края, а с ним ушли и злые духи.

Видя любовь и терпение иеромонаха, его смиренную жизнь в стесненных условиях, доверчивые зыряне приняли его и доверились. Идолы уничтожались в лесах и селах, капища разрушались, церкви стали расти, как грибы.

Житие Стефана, епископа Пермского

Святитель отправился в Москву с прошением прислать епископа в этот край. Не нашли священники лучшей кандидатуры, чем сам Стефан, которого зыряне встретили по возвращении из Москвы с умилением, как отца родного.

Икона епископа Стефана Пермского

При храме Архангела Михаила был основан первый монастырь на пермской земле, добрые и открытые зыряне, принявшие христианство, страдали от волхвов, которые продолжали убивать поклонников Христа, и жгли их поместья.

По велению епископа Пермского зыряне принесли ко рву монастыря все свое имущество, затем все глубоко молились и совершили крестный ход вокруг своих владений, после чего набеги прекратились.

В 1390 году митрополит Киприан призвал Пермского святителя в Москву. Во время путешествия епископ не успел посетить Троицкий монастырь, в котором жил его друг Сергий Радонежский.

Остановившись на дороге, он прочитал молитву и мысленного благословил духовного брата.

Преподобный Сергий в тот момент сидел в трапезной, встал и пожелал мира в пути епископу, который был в этот момент по дороге в Москву.

Уезжая очередной раз в престольную, епископ Пермский, святитель Стефан знал, что больше не вернется сюда, мысленно попрощался с кафедральным собором и архангельским монастырем благословил служителей и насельников. Остающихся на земле Коми.

Скончался епископ Пермский в Москве 9 мая 1396 года и был похоронен в Кремлевской церкви Спаса на Бору. В 1933 году храм Спаса на Бору был снесен, а мощи святителя оказались утраченными.

Прошло шесть столетий, но Пермский край не забывает подвиг святого, который сродни подвига апостола Андрея Первозванного и Владимира Великого и сегодня православные взывают: «Отче, Стефан, моли Бога о нас!».

Обратите внимание

На заметку! 9 мая православный мир воздает почести преподобному Пермскому святителю Стефану, который всю свою жизнь положил на дело благовествования Слова Божьего.

Житие святителя Стефана Пермского, епископа

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-stefana-permskogo.html

Стефан пермский

Святитель, проповедник христианства среди коми-зырян, первый епископ Пермский (1383-1396).

Стефан Пермский стоит в одном ряду с главными деятелями русской церкви XIV  века – Сергием Радонежским и митрополитом Алексеем.

Детство и юность

Стефан родился около 1340 года в Устюге, находившемся под властью ростовских князей. Здесь также было сильно новгородское влияние. Рядом с Устюгом начинались земли, населенные северными языческими народами «пермичей» (коми) и «вогуличей» (манси).

Отец будущего проповедника был клириком Успенского собора в Устюге. Выучившись грамоте, маленький Стефан читал на клиросе во время богослужений, пел в церковном хоре. Мальчик очень полюбил чтение.

Отправившись в Ростов, Стефан  был пострижен в монахи в Григорьевском монастыре. Там он начал осваивать книжное собрание обители, изучил греческий язык, стал настоящим знатоком Священного Писания и трудов Отцов церкви.

Миссионерская деятельность

Желая послужить церкви, Стефан избрал для себя миссионерское поприще. С юности зная язык пермичей, чьи земли начинались за Устюгом, проповедник составил для этого бесписьменного народа азбуку. С ее помощью он перевел на местное наречие важнейшие части Священного Писания. Но это была только часть дела – Стефан мечтал привести к вере всех пермичей-язычников.

Для этого ему нужна была поддержка московского князя Дмитрия Ивановича Донского (в 1360-е годы Устюг, а также «пермские места» перешли под власть Москвы). В начале 1379 года он приехал в Москву и сумел убедить князя и митрополита в серьезности намеченного им дела. Коломенский епископ Герасим поставил его в сан священника, также Стефан был снабжен всем необходимым для освещения церквей.

Он начал свою проповедь в низовьях Вычегды, продвигаясь выше по ее течению, вглубь Пермской земли. Центром его деятельности стало село Усть-Вымь. Здесь Стефан сжег языческую кумирню и построил Благовещенскую церковь.

Важно

Проповедник вызвал ненависть языческих жрецов, боявшихся однако его убить, опасаясь реакции московского князя. Главным противником Стефана был старейшина Пам. В борьбе с ним миссионер решил прибегнуть  к крайнему средству – «Божьему суду», испытанию огнем и водой.

Оба они должны были войти в горящую клеть, а затем, нырнув в воду, вынырнуть в другой клети. Этот поединок должен был показать, чья вера истинна. Но когда Стефан решительно направился в огненную клеть, Пам испугался, за что чуть не был убит местными  жителями.

Читайте также:  Кто такой архиерей и как к нему можно обращаться

Стефан защитил его, взяв клятву более не хулить православную веру.

После этого эпизода проповедническая деятельность Стефана пошла успешнее. Он крестил зырян, учил их основам веры, уничтожал кумирни. Кроме того, он устроил школу, в которой готовил священников из числа местных. Ему приписывали даже написание икон для зырян.

Одна из них, получившая название «Зырянской Троицы», имела надпись на древнем варианте коми-зырянского языка, которая была выполнена стефановским письмом.

Достоверно авторство Стефана не установлено, однако вряд ли кто-то другой в то время мог сделать перевод на пермский язык.

В 1383 году миссионер отправился в Москву с просьбой об открытии новой – Пермской – епархии. Князь Дмитрий Иванович и митрополит Пимен решили сделать первым пермским епископом самого Стефана. Вернувшись в Усть-Вымь, тот основал Михайловский монастырь, ставший его епископской резиденцией.

В 1386 году Стефан Пермский ездил в Новгород, чтобы добиться прекращения набегов ушкуйников на земли зырян. В этом и не только проявлялось его внимание к своей пастве.

Он стремился защитить пермичей не только от ушкуйников, но и соседей-язычников – вогуличей. Он доставлял в Пермь хлеб в голодные годы, старался уменьшить налоги.

Совет

При этом Стефан был суров и абсолютно нетерпим к тем, кто тайно придерживался языческой веры (современники даже наградили его прозвищем Храп, что означало «яростный», «неистовый»).

Интересно, что крестя пермичей, Стефан не стремился  к их русификации и к отказу ими от родного языка.

Весной 1396 года епископ в очередной раз отправился в Москву. Здесь он занемог и вскоре скончался. По распоряжению князя Василия Дмитриевича его похоронили в пределе церкви Спаса на Бору, рядом с могилами членов Московского княжеского дома.

Во второй половине XV века на основе «Жития Стефана Пермского», написанного Епифанием Премудрым, который лично знал епископа, была создана Служба святителю (ее автор – Пахомий Логофет). В XVII веке почитание святителя Стефана стало общерусским.

Память святителя совершается 26 апреля (9 мая).

Литература

  • Власов А.Н. История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы: Исслед. и материалы к 600-летию со дня преставления Стефана Пермского. Сыктывкар, 1996.
  • Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского. Сыктывкар, 1993.
  • Заиканова И. Зырянский край времен свт. Стефана Пермского. М., 1997.
  • Лимеров П.Ф. Вымские легенды о христианизации язычников Стефаном Пермским. Сыктывкар, 2012.
  • Лимеров П.Ф. «Однажды Степан Пермский поплыл вниз по Выми на каменном плоту»: собирание пространства в устных текстах о св. Стефане Пермском // Традиционная культура. 2010. № 4(40).
  • Морозов Б.Н. О древнекоми – письменности и азбуке св. Стефана Пермского // Сибирские чтения в РГГУ. 2009. Вып. 4.
  • Чернецов А.В. “Самозван не ищущим тя, святителю, обретеся…” (Стефан Пермский: миссионерская деятельность и судьба наследия) // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2013. № 3(53).

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/stiefan_piermskii

Стефан Пермский

Стефан Пермский (ок. 1345-1396) (Стефан Храп) – крупный церковный деятель, миссионер, писатель. Родился в Устюге Великом. Получил хорошее образование, знал греческий. Создал азбуку для языка коми, перевел на него богослужебные книги, основал в Пермской земле ряд церквей и монастырей. С 1383 г. — епископ Пермской земли. Умер в Москве. Причислен к лику святых.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 498.

Стефан Пермский (? -1396) – деятель рус. православ. церкви, писатель и миссионер, родом из Устюга Великого. Постригся в монахи в рост. монастыре Григория Богослова, где получил образование. В 1379 отправился проповедовать христ. веру к язычникам-коми, а в 1382 стал 1-м епископом новой Пермской епархии.

Его деятельность способствовала включению страны коми в состав Вел. кн-ва Московского. Стефан Пермский создал особый алфавит для языка коми – т. н. перм. азбуку, перевёл на язык коми ряд богослужсб. книг, организовал школу для подготовки местного духовенства.

Из сочинений Стефана Пермского сохранилось его «Поучение», направленное против стригольников.

Стефан Пермский (ок. 1340, Устюг Великий – 26 апреля 1396, Москва) – русский церковный деятель, просветитель, миссионер. Канонизирован Русской Православной Церковью. С раннего детства проявил необыкновенные способности к обучению, рано освоил грамоту, знал язык коми.

Принял монашеский постриг в монастыре св. Григория Богослова (Ростов), где, изучив греческий язык, начал постигать все богатство «эллинской премудрости». Стефан Пермский один из немногих на Руси хорошо знал византийскую духовную культуру.

Обратите внимание

В 1379 отправился в Пермскую землю проповедовать христианство среди местных жителей. Ему удалось обратить в православие большинство населения Пермского края. Составил азбуку коми-пермяков, воспользовавшись местным способом записи путем зарубок на дереве; перевел Священное Писание на язык коми.

Выступил с обличениями ереси стригольников. Сохранилось Житие Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым.

Е.Н. Бутузкина

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 638.

Стефан Пермский (1346—26.04.1396), епископ, святой, выдающийся духовный деятель Древней Руси, просветитель язычников, соратник прп. Сергия Радонежского. Биографом его был тот же Епифаний Премудрый, который написал и первое житие прп. Сергия.

Св. Стефан родился в Устюге Великом, в районе Северной Двины в семье соборного устюжского клирошанина. Епифаний знает о быстрых успехах мальчика в грамоте. Стефан научился «в граде Устюге всей граматичной хитрости и книжной силе». В словах Епифания нельзя видеть просто агиографической формулы: жизнь Стефана показывает в нем совершенно исключительное научное призвание.

Биограф бегло отмечает рост аскетических настроений в отроке Стефане, под влиянием Священного Писания, чтобы немедленно привести его в Ростов, где он постригся в монастыре св. Григория Богослова. Знаменателен самый выбор монастыря: «яко книги многи бяху ту». Предположение о греческой национальности еп.

Парфения, при котором постригся Стефан, объясняет наличие в монастырской библиотеке греческих книг, а в монастыре — людей, способных научить юношу греческому языку. Св. Стефан был одним из немногих людей Древней Руси, которые могли читать и говорить по-гречески.

Вместе с пермским это давало ему знание 3 языков, явление, может быть, не столь редкое в Древнем Киеве, но уже совершенно исключительное на московском севере. По словам Епифания, Стефан изучил и «внешнюю философию», т. е. какие-то элементы светских наук, доступные ему в греческих оригиналах, т. к. славянские переводы не могли дать этой «внешней философии». Но главным предметом изучения св.

Важно

Стефана было Священное Писание. Епифаний, который был его сотоварищем если не учеником, в этих эгзегетических трудах сообщает много интересного: Стефан не довольствовался «бедным учением», но любил «умедливать», «пока до конца по истине не уразумеет». Встречая мудрого и книжного старца, он делался его «совопросником и собеседником», проводя с ним ночи и утра, «распытая ищемых скоропытне».

Записывая свои воспоминания уже по кончине святого, Епифаний просит у него прощения за то, «что был ему досадителем, препирался с ним о каком-нибудь слове, или о стихе, или о строке». Любопытен образ богословско-экзегетического семинара в древнем русском монастыре.

Греческие книги, с которыми Стефан не расставался («присно имяше я у себя»), открывали ему путь к великой византийской культуре. Стефан сам закрыл для себя этот, очевидно, дорогой ему путь: он отрекается от высокого идеала познания ради любви, любви к тем диким язычникам, встреча с которыми в родном Устюге некогда пронзила жалостью его сердце.

Для них он совершает свое нисхождение из ученого затвора, свой плодоносный кенозис. Стефан-эллинист был редким явлением на Руси. Стефан — создатель зырянской письменности — явление совершенно исключительное. Он не пожелал соединить дело крещения язычников с их обрусением.

Не пожелал и идти к ним со славянской литургией, разъясняемой проповедью на народном языке. Он сделал для зырян то, что Кирилл и Мефодий — для всего славянства. Он перевел для них богослужение и Священное Писание — вероятно, часть его.

Предварительно он должен был составить зырянскую азбуку, и немногие сохранившиеся до нас образцы древнего пермского письма показывают, что он воспользовался для него не русским и не греческим алфавитом, но, вероятнее всего, местными рунами — знаками для зарубок на дереве, отступив в этом даже от примера первоучителей словенских.

Естественно, что в своем новом и смелом деле Стефан встретил много противников. Эти «скудные умы» (по выражению Епифания) указывали на неуместность замышлять грамоту «за 120 лет до скончания века» (7000 г. от сотворения мира!). Если понадобилось, уж лучше было передать зырянам готовую русскую грамоту.

Но Стефан получил благословение высшего иерарха — заместителя митрополита — и отправился «яко овца посреди волк» в опасную и дикую страну. Он, вероятно, имел возможность в своем миссионерском деле заручиться помощью московской администрации, но эта московская помощь как раз могла бы скомпрометировать успехи его проповеди.

Вот почему Стефан предпочитает идти в пермскую землю один или с немногими спутниками. Его миссионерские успехи и испытания зарисованы в ряде сцен с натуры, не лишенных юмора и прекрасно характеризующих наивное, но природно-доброе зырянское мировоззрение. Сначала мы видим Стефана в небольшом кругу уже крещеных учеников.

Совет

Они приходят к нему, рассаживаются и задают вопросы. Но иногда приходят и некрещеные. Эти его не любят: они становятся вокруг с «ослопами», помышляют его убить или, собрав сухой соломы, «творят запаление рабу Божию». Впоследствии Стефан сам переходит в наступление и начинает разрушать их идолы и кумирни.

Когда он сжег их «нарочитую кумирню», собралось множество зырян с кольями и топорами. Стефан проповедует им, сам уже готовясь к смерти. Но никто не решается напасть на него. Обаяние его личности могло покорить детские сердца. Но и природная кротость этого народа рисуется с большой яркостью. Сами зыряне так объясняют невозможность поднять руку на московского миссионера: «Обычай лих имать не творить начало бою», а первым напасть у них не хватает духу.

Разрушение кумирен было практическим доказательством бессилия языческих богов. То были простые избы, увешанные шкурами дорогих зверей, в виде приношений богам. Стефан рубил «обухом в лоб» идола и, расколов на мелкие щепки, сжигал вместе со всем пушным богатством: не хотел брать себе «части неприязненной» (т. е. бесовской).

Положительной пропаганде христианства должна была служить построенная в главном зырянском селении церковь во имя Благовещения. Стефан украсил ее «яко невесту добру» — церковную утварь он привез из Москвы. Сюда «частили» и некрещеные, не для молитвы, а подивиться «красоте и доброте зданья церковного». Это была настоящая проповедь красотой.

Зыряне были зачарованы, как некогда послы Владимира в цареградской св. Софии. Для крещеных Стефан предлагал разумное понимание веры. Всех крещеных, взрослых и детей, он заставлял учить изобретенную им грамоту и читать Часослов, Псалтырь и «прочие книги».

В зависимости от успехов он поставлял (получив епископский сан в Москве в 1379) кого в попы, кого в дьяконы, чтецы или певцы: «и писать научая их пермския книги, и сам помогая им».

Так, вместе с Христовой верой, в стране совершенно дикой зажигается очаг христианской культуры. Учёный Стефан несет свою науку и, в глушь первобытных лесов.

Обратите внимание

Самый драматический момент для жития св. Стефана представляет его прение с языческим волхвом Памом, где особенно живописно рисуется контраст наивной пермяцкой веры в столкновении с библейской ученостью миссионера.

Этот Пам причитает о долге хранить древние обычаи: «Отеческих богов не оставляйте и жертв и треб их не забывайте…» Преимущества старой веры над христианством доказываются и положительными аргументами: «у христиан един Бог, а у нас мнози боги, мнози поспешницы»; во-вторых, «у нас един человек, или сам друг… исходит на брань с медведем», а у христиан по сту, по двести человек, да и то иногда возвращаются с охоты без медведя. Какую силу могли иметь против этих доводов убеждения св. Стефана от божественных писаний? Прелись весь день и всю ночь, не ели и не пили, и без всякой пользы. Тогда Стефан предлагает испытание огнем и водой: пройти сквозь костер и броситься в прорубь. Волхв имел неосторожность согласиться. Но, когда обложили уже огнем крайнюю хижину и святой взял за руку Пама, чтобы вместе идти на суд Божий, старый колдун не выдержал. «Аз не навыкох преобидети огонь и воду»; он предполагал, что Стефан научился этому особому виду колдовства у своего отца. Народ уже готов убить побежденного вождя, который еще вчера имел неограниченное влияние по всей Пермской земле. Но Стефан отпускает его, обрекая на изгнание и на отлучение из среды новокрещеного народа.

Читайте также:  Молитва святому апостолу андрею первозванному

Победа над Памом, очевидно, является венцом миссионерских подвигов св. Стефана. Его биограф, к сожалению, не следит за ростом церковной организации в новом крае. Местное предание знает много церквей и монастырей, основанных при Стефане. Сохраняются и иконы, писанные его рукою, — он был и художник.

Необходимые средства и сотрудников епископ-миссионер получал как из родного Устюга, так и из Москвы и Новгорода. В соперничестве Москвы и Новгорода Стефан, очевидно, не становился ни на чью сторону. Теснее всего он, конечно, связан с Москвой. В Москве он бывал нередко, и по делам епархии, и по вызову митрополита.

Там он и скончался.

Рассказывая о миссионерской деятельности св. Стефана, его житие, к сожалению, ничего не говорит о его внутренней жизни.

Сам святой, следуя в этом отношении традициям почти всей русской святости, не оставил после себя ни писем, ни иных произведений, которые могли бы осветить эту сторону его жизни.

Мы можем только сказать, что она не могла не быть напряженной, если вспомнить все то, что он сделал и что служило побуждением к его деятельности.

Особого интереса заслуживает то оправдание, которое автор жития, Епифаний, дает новаторской деятельности святого: основанию зырянской Церкви со своей собственной литургией и своим национальным языком.

«Материалами для историко-философских размышлений Епифания служат пролог Нестора к житию Бориса и Глеба и повесть болгарского черноризца Храбра «О письменах». Все, что древние авторы говорят в защиту славянской письменности и религиозного призвания русского народа, Епифаний относит к пермской азбуке и народу.

Пермяки, как и русские славяне — работники одиннадцатого часа, призванные Богом в конце времен, за сто двадцать лет до преставления мира. Их азбука славнее греческой, ибо она, как и славянская, есть создание святого. Епифаний, т. е.

, конечно, сам Стефан, идею которого выражает биограф, смирил себя и свое национальное сознание перед национальной идеей другого — и сколь малого — народа. Дело Стефана как раз в этой своей части — создание национальной зырянской Церкви — оказалось нежизненным». Эти его идеи потонули в централизующей политике Москвы.

Важно

Но по сути дела они означают не что иное, как применение в жизни принципа, указанного выше, а именно, подлинно сверхнационального характера Церкви, в силу которого каждый народ может и должен переживать по-своему истины церковной веры и накладывать на них свой особый отпечаток.

Иеромонах Иоанн Кологривов

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа – http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Христианские деятели:  | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА | 

Сочинения:

Поучение епископа Стефана против стригольников. – В кн.: Казакова Η Α., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси 14 – нач. 16 в. М.–Л., 1955, с. 236–243.

Литература:

Федотов Г.П. Святитель Стефан Пермский. – В кн.: Он же. Святые Древней Руси. М., 1990.

Епифаний Премудрый. Житие святого Стефана Пермского. Изд. Археографической комиссии, 1897;

Крашенинников А. Апостольский подвиг св. Стефана Пермского // Журнал Московской патриархии. 1949. № 4.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/stefan_perm.php

Святитель Стефа́н Пермский (Великопермский), епископ

Кондак 1

Возбранный святителю, учителю премудрый, равноапостольный Стефане, всем верою к тебе прибегающим источаяй многоцелебныя дары, похвальная восписуем ти любовию творящии память твою; ты же, имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, Стефане, великий чудотворче.

Икос 1

Ангельское твое во плоти житие провидев всея твари Создатель, от юности твоея уготова тя в сосуд честен, темже научи вопити тебе сице: Радуйся, трехлетней сущей матери твоей, блаженным Прокопием святитель возвещенный; Радуйся, прежде рождения твоего великим прореченный.

Радуйся, рождением своим родителей удививый; Радуйся, благочестивых родителей богоприятное испрошение. Радуйся, от благочестиваго корене отрасль святейшая; Радуйся, в научении книжнем паче сверстник просвещенный. Радуйся, в юности разум совершенный явивый; Радуйся, измлада Христа возлюбивший. Радуйся, ярем Его носивый; Радуйся, мир и благая его презревый.

Радуйся, плоть свою духови покоривый; Радуйся, изрядное благодати жилище. Радуйся, Стефане, великий чудотворче.

Кондак 2

Видя тщету мирских попечений, блаженне Стефане, отшел еси от дому родителей твоих, водворяяся с работающими Богу во иночестем житии; тем же жизнь твою не мирови, но Богу посвятил еси, благоприятно Ему вопия: Аллилуиа.

Икос 2

Разум, плотскому человеку неуразуменный, от юности твоея стяжав, богомудре Стефане, удивил еси талантами любомудрия души твоея. Темже взываем ти сице: Радуйся, образе кротости духовныя; Радуйся, вместо временных благих вечная стяжавый. Радуйся, чистоты усердный хранителю; Радуйся, терпения богомудрый учителю.

Радуйся, братолюбия зерцало; Радуйся, постников первостоятелю. Радуйся, молитвами твоими дивная сотворивый; Радуйся, иноком правило благочестия. Радуйся, святителей собеседниче; Радуйся, терпением видимых и невидимых врагов победивый. Радуйся, веры поборниче; Радуйся, апостолов подражателю.

Радуйся, Стефане, великий чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго, в душеспасительных подвизех чудно укрепившая тя, угодниче Христов Стефане, показа пермяном перваго проповедника Евангелия, потом перваго епископа и молитвенника, да вси, просвещаеми светом добродетелей твоих, дивному во святых Своих Богу взываем: Аллилуиа.

Икос 3

Имея данную ти от Бога благодать недуги отгоняти, был еси пастырь добрый, по горам нечестия заблуждающих обретаяй и на путь истинный направляяй. Сего ради, молитвами твоими врачуеми, взываем ти: Радуйся, богомерзкаго идолослужения искоренителю; Радуйся, ересей истребителю.

Радуйся, правоверия насадителю; Радуйся, заблуждающих наставниче. Радуйся, миролюбцев обличителю; Радуйся, сластолюбцев наказателю. Радуйся, враждебных примирителю; Радуйся, малодушных утешителю. Радуйся, злобы и зависти исторгателю; Радуйся, к воздержанию путеводителю.

Радуйся, к трезвенному житию наставниче; Радуйся, во унынии закосневающих исправителю. Радуйся, Стефане, великий чудотворче.

Кондак 4

Бурю злых помыслов прилежно от себе постом и молитвами отражая, явился еси храм Духа Святаго, о Немже непрестанно от юности твоея во всяком благочестии и чистоте пребывая, обвыкл еси воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав архиерей Ростовский Арсений целомудренное житие твое и тщание во славословии и воспевании дивных дел Божиих, действующу и наставляющу Святому Духу, призва тя и клир и града Устюга в соборнем храме проглагола тя чтецем; потом во иночестем житии паче иных потрудившася Коломенский архиерей Герасим, приосенением тогожде Святаго Духа, постави тя диакона и пресвитера, и в сем священнем достоинстве действием Божественныя благодати показался еси мирови добрый наставник монахов и мирских, да славяще Бога, в Троице покланяемаго, взываем и тебе: Радуйся, мудрости небесныя жилище; Радуйся, радости истинныя причастниче. Радуйся, миром небесным приосененный; Радуйся, долготерпения искус стяжавый. Радуйся, веры христианския правило; Радуйся, благости Божественныя струя. Радуйся, кротости духовныя доблий хранителю; Радуйся, воздержания учителю. Радуйся, соль мира; Радуйся, светильниче всесветлый. Радуйся, на свещнице нетления всем светити поставленный; Радуйся, граде, верху горы стояй. Радуйся, Стефане, великий чудотворче.

Кондак 5

Боготечная звезда северо-восточная явился еси, егда просвещения ради светом богопознания в идольския земли текл еси, да вси, познавше Творца вселенныя, с нами единеми усты и единем сердцем Ему вопиют: Аллилуиа.

Икос 5

Видев доброту души твоея, многими даровании свидетельствуему, архиерей Герасим, по твоему желанию снабдив для крещения людей и освящения церквей потребными с радостию отпусти тя в Великую Пермь. Мы же апостольство твое чествуем приветствии сими: Радуйся, апостолов единоревнителю; Радуйся, мудрости сосуде.

Радуйся, разумное светило; Радуйся, таин Божиих вещателю. Радуйся, кротости Евангельския образе, Радуйся, боговедения рачителю. Радуйся, благочестия столпе; Радуйся, страха Божия приятелище. Радуйся, духовная труба Евангелия; Радуйся, органе псалмопения и славословия. Радуйся, премудрый наставниче; Радуйся, ко блаженству вечному путеводителю.

Радуйся, Стефане, великий чудотворче.

Кондак 6

Проповедник боговедения неленостен был еси в неведущей Бога земли, и благим своим житием любовь и благоверие к вещанием твоим приобрел еси толикое, яко и невернии, чтуще добрая дела твоя, научишася тобою взывати Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия христианское благочестие в земли, растленней идолослужением, егда начал еси Божественное семя в безбожных сеяти, и утверждая их в вере истинней примером своим, всего себе посвятил еси Богу; мы же похвальная восписуем ти: Радуйся, волю, ищущую нетления, стяжавый; Радуйся, главу горния мудрости исполнивый. Радуйся, земная мудрования презревый; Радуйся, очи от мирския прелести отвративый. Радуйся, уста на хваление Господа употребивый; Радуйся, язык к божественней проповеди устроивый. Радуйся, руце прострый на молитву и подаяние милостыни; Радуйся, теми же множество книг душеспасительных написавый. Радуйся, сердце твое постом и молитвою в жилище Духа Святаго уготовавый; Радуйся, нозе ко бдению и благовествованию мира направивый. Радуйся, все твое тело воздержанием удручивый; Радуйся, непрестанным богомыслием душу и тело освятивый. Радуйся, Стефане, великий чудотворче.

Кондак 7

Хотя тайну вечнаго спасения пермяном поведати, потщался еси первее навыкнути несведомому их словеси и близкий к ним быти беседник; таже составив письмена и ими к назиданию их и службе Божественней потребная изобразив многая писания, даровал еси пособне пети: Аллилуиа.

Икос 7

Новое и спасительное слышавше учение пермстии людие, овии ругахуся, овии же крещения просяху, и чудящеся дивному житию твоему, с учением, из уст исходящим, согласному, прославиша Бога; ты же потщался ее крещением просвещати люди и к славословии Божию освящати храмы.

Сего ради воспеваем тебе: Радуйся, пастырю добрый; Радуйся, Христов новый исповедниче. Радуйся, учителю премудрый; Радуйся, апостольство твое свято совершивый. Радуйся, идольскую лесть упразднивый; Радуйся, луче света Евангельскаго.

Радуйся, тьмы заблуждения истребителю; Радуйся, неверных учением своим удививый. Радуйся, кротостию своею гордость мирскую поправый; Радуйся, овцы Христовы во едино стадо совокупивый.

Радуйся, духовную паству твоими к Богу благоприятными молитвами оградивый; Радуйся, всем призывающим тя скорый помощниче. Радуйся, Стефане, великий чудотворче.

Кондак 8

Странное чудо показал еси, богомудре Стефане, предав огню скверную идольскую божницу, егда с разными орудии обступиша тя бесовстии чтителе, убити тя хотяще; ты же, моляся о обращении заблуждающих, молчаливою кротостию сих победил еси, воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь, Стефане пречудне, телом и душею посвятился еси Богу, пребывая в непрестанных трудех Божественнаго богословия и презирая угрожения нечестивых, претящих ти проповедати славу Божию. Сего ради вопием ти: Радуйся, земный Ангеле; Радуйся, небесный человече.

Радуйся, вития непобедимый; Радуйся, воине Христов неустрашимый. Радуйся, христианскаго благочестия истинный ревнителю; Радуйся, врагов Церкве Христовы обличителю. Радуйся, нечестивых витий посрамителю; Радуйся, столпе, от нощи неведения к Солнцу Правды приводяй.

Радуйся, уста божественная, миру спасение возвещающая; Радуйся, гласе небесныя истины, буих умудряяй. Радуйся, неверных светом Евангелия Христова просветивый; Радуйся, подобно теплоте солнечней, оляденевшая сердца их согреявый и тем плод мног Церкви Божией принесый.

Радуйся, Стефане, великий чудотворче.

Кондак 9

Все естество ангельское возвеселися о твоем благочестии и чистоте, о твоем мужестве, терпении, бдении в молитвах, пощении и по Бозе ревности; во онех бо претерпевая, яко безплотен явился еси. Мы же прославляющемуся чрез тебе Богу взываем: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии безбожных, чары творящии, онемеша, сила бо крестная превозмогаше всем их волхвованием. Мы же, видевше на видимых и невидимых врагов победительная, усердно вопием ти: Радуйся, несумненною верою дивная сотворивый; Радуйся, живым на Бога Живаго упованием чтителей бесовских посрамивый.

Радуйся, за любовь к Богу и ближнему душу твою положивый; Радуйся, крепости божественный приятелище. Радуйся, органе, возвещаяй славу Божию; Радуйся, громе, устрашаяй соблажняющия. Радуйся, идольския лести истребителю; Радуйся, диавольских козней обличителю. Радуйся, гордости его сокрушителю; Радуйся, плоды трудов твоих во сто уплодоносивый.

Радуйся, неверных умудривый твоими нравы; Радуйся, погибающих руководствуяй ко приятию вечныя славы. Радуйся, Стефане, великий чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя Пермскую землю, всемерно потщался еси просветити ю святым Крещением; потом своима рукама идолов раздробляя и сокрушая богомерзкая капища, на развалинах их церкви христианския, монастыри и училища довольная воздвигл и научил еси Единому Триипостасному Богу пети: Аллилуиа.

Читайте также:  Икона богородице «нерушимая стена»

Икос 10

Стена и укрепление в нечестии пермяном, пансотник волхв с велиею дерзостию в сонмищи глагол безумный утверди: кто пройдет в зимнее время невредим водою и кто огня не устрашится, того вера есть истинная и жертвоприношение Творцу неба и земли есть приятное.

Ты же, смиренномудрия вещая глаголы, ко Всевышнему о помощи взывал еси, и верою, вся возмощи о имени Его, стяжав упование, повлекл еси суемудраго волхва в пламень огненный. Он же, силою Божиею устрашенный, исповеда пред всеми свое безсилие и малодушных обольщение. И тако всея Пермския страны в веру истинную сверится обращение.

Сего ради блажим тя, премудре Стефане, сими: Радуйся, щите Православия; Радуйся, смиренномудрия зерцало. Радуйся, великаго упования образе; Радуйся, ковчеже чудес, Богом устроенный. Радуйся, злочестиваго волхва славно препревый и из земли тоя изгнавый; Радуйся, последователи его на путь истинный обративый.

Совет

Радуйся, князя мира сего посрамивый; Радуйся, жертвоприношения идольская упразднивый. Радуйся, труды пермян от лова зверей им в пользу сотворивый; Радуйся, благая их, вместо душевреднаго пред идолы сожжения, в потребу им и на службу человеком показавый, и тако страну их умудривый.

Радуйся, пределы российския проповедию слова Божия разширивый; Радуйся, не токмо временная, но и вечная благая пермяном открывый. Радуйся, Стефане, великий чудотворче.

Кондак 11

Пение молебное приносим ти, святителю Стефане, егоже, на возвратном из Перми пути молящася Святей Троице и благословляюща обитель, преподобный Сергий Радонежский умныма очима за несколько поприщ провидев, благодарным со братиею на трапезе почтил есть поклонением. Мы же, всегдашняго тя о душах наших стяжавше молитвенника и щедроты твоя изчести не могуще, благодарными сердцем и усты Богу, тобою действующему всем исцеления, взываем: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательный светильник сущим во тьме идолослужения, отче Стефане, явился еси, и до конца паству твою бодренно упасл еси, ограждая новопросвещенныя люди своими к Богу молитвами и поставляя из них самих пастырей и учителей Перми; посем, скончавая течение твое, о немже пророчески предсказал еси, мощи твоя многоцелебныя царствующему граду Москве в залог молитв твоих и теплаго ходатайства даровал еси, духом же со ангельскими чинми ликуеши. Сего ради восхваляюще тя, глаголем: Радуйся, духом везде верныя посещаяй; Радуйся, от адския погибели изымаяй. Радуйся, от сетей льстиваго избавляяй; Радуйся, вместо временных вечная блага нам подаваяй. Радуйся, врачу, раны греховныя исцеляяй; Радуйся, вместо смерти живота вечнаго ходатаю. Радуйся, недужных целителю; Радуйся, особенный России хранителю. Радуйся, всем прибегающим к тебе крепкое забрало; Радуйся, царствующаго града украшение. Радуйся, светило всероссийское; Радуйся, Ангелов собеседниче. Радуйся, Стефане, великий чудотворче.

Кондак 12

Благодать цельбы стяжавшаго, великаго во святителех Стефана почтим сердцем и усты; и да вящшее благим его подвигом воздадим чествование, потщимся всемерно подражати его добродетелем, да благоприятно Богу вопием: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое, Стефане святителю, о призывающих тя в помощь теплое предстательство и от врагов видимых и невидимых скорое заступление, хвалим тя вси, равноапостольный богопроповедниче, и веруем, яко Господь и Бог, проповеданный тобою в Перми и прославляемый в телеси твоем, молитвами твоими вся нам дарствует.

Темже вопием ти: Радуйся, нищетою духовною Царство Небесное получивый; Радуйся, покаяния и умиления слезами утешение вечное приявый. Радуйся, кротостию земли новыя наследие приявый; Радуйся, алкая и жаждая правды, ныне насыщаяйся. Радуйся, милостынями обретый помилование; Радуйся, чистотою сердца сподобивыйся зрети Бога.

Радуйся, миротвореньми Богу усыновивыйся; Радуйся, терпением правды ради Царство Небесное стяжавый. Радуйся, поношеньми и претерпением всех зол Христа ради ублаживыйся; Радуйся, твоим примером нам путь ко спасению открывый.

Радуйся, молитвами твоими труды и подвиги облегчаяй; Радуйся, предстательством твоим у Христа Бога вечное спасение нам подаваяй. Радуйся, Стефане, великий чудотворче.

Кондак 13

О, великий святителю, равноапостольный Стефане, малое сие моление наше приемь, умоли Подвигоположника и Совершителя Иисуса, да избавит царствующий град и всякий град и страну христианскую от нахождения иноплеменных, от ересей и расколов и от всякия напасти, и да измет грядущия муки всех, Ему вопиющих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва первая

О, Богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый боговедения проповедниче и просветителю Крещением святым великопермских во идолопоклонстве живущих людей, ко истинному Евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в небесный Сион наставниче и руководителю, образ благонравия всем благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый! К тебе во умилении души и сокрушении сердца моего, аз окаянный и грешный (имярек) благонадежно притекаю и пред чудотворным твоим гробом, в немже святыя мощи твоя почивают, вопию, прося смиренно помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства, да твоими богоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением; и, яко Благ и Человеколюбец, да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти, и да даст ми мимо мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.

Молитва вторая

О, равноапостольный святителю Христов Стефане! К тебе мы, окаяннии, благонадежно притекаем и пред святым твоим образом вопием, просяще помощи твоея и к Богу ходатайства, да твоими молитвами испросиши нам, рабам Божиим (имена), от Него милость: оставление многих наших согрешений, душам и телесем здравие со спасением; да благоволит же Господь твоими молитвами безбедно в мире сем ходити нам до скончания жития нашего, во время же разлучения нашего от жизни сея дух наш ангелы Своими в покаянии и мире милостивно да приимет, яко да от мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе прошедше невозбранно, к Нему непостыдно предстанем и поклонимся, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобимся, со всеми святыми, во веки веков.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-stefan-permskij-velikopermskij

Стефан Пермский

Родился около 1340 года в Великом Устюге. Его мать Мария была коми-зырянкой, отец Симеон — русским. Сопровождая отца (сельского дьячка) в храм, Стефан выучился церковному пению и уставу. После того он сосредоточил своё внимание на языке зырянском (тогдашнее название коми), на котором говорило почти всё местное население.

Ещё в раннем детстве Стефана устюжанин юродивый Прокопий Устюжский предсказывал ему, что он будет просветителем «пермяцкого народа» (то есть угро-финских народов северо-востока Европейской России). Под влиянием этого предсказания он переселился в Ростов и поступил в монастырь св.

Григория Богослова, чтобы приготовиться к прохождению миссионерского служения. Это было время просветительной деятельности св. Сергия Радонежского, который скоро стал другом Стефана. Мысль молодого аскета послужить миссионерскими трудами для пермского народа была всеми одобрена.

Обратите внимание

Чтобы пользоваться Священным Писанием и творениями Отцов Церкви, Стефан изучил греческий язык; но он скоро понял, что успех проповеди среди зырян не будет обеспечен, если он не будет знать зырянского языка.

Скоро он овладел этим языком настолько, что приступил к переводу на него богослужения православной церкви. Для составления зырянской азбуки Стефан воспользовался видоизменёнными буквами греческого и славянского алфавитов.

Посетив Устюг, Стефан убедился в способности зырян усваивать новые понятия и правила жизни на их собственном языке.

Стефан отправился в Москву, где получил благословение митрополита св. Алексия и был поставлен в пресвитеры. Великий князь Дмитрий Донской дал ему охранную грамоту. В 1379 году, около 40 лет от роду, Стефан направился в пермские земли и уже не вернулся в Ростов, жители которого по настоящее время чтут его наряду со святителями ростовскими.

По Северной Двине и Вычегде Стефан достиг Котласа и начал проповедовать христианское учение. Его встретили крайне враждебно: наметали костёр дров, его самого окутали соломой, чтобы сжечь; но никто не посмел подойти к нему с зажжённой лучиной.

Его кроткий вид и бесстрашие обезоружили язычников, и они сами стали просить его проповедовать им. Везде, где бывал Стефан, он строил церкви и часовни, уничтожая языческие кумирни.

Проповедь в Гаме и в Усть-Выми, где им уничтожена обоготворяемая берёза, грозила ему смертью, но здесь была сооружена первая в крае церковь.

Житие сообщает о споре Стефана с Памом-сотником (местный правитель), называемым «знаменитый кудесник, волхвам начальник, знахарям старейшина».

Важно

Разрешить спор об истинности веры было решено через два испытания: Стефан и Пам, взявшись за руки, должны были пройти через горящую избу и подо льдом реки Вычегды (спустится через одну прорубь, а подняться через другую). Пам, несмотря на принуждение Стефана пройти испытание, отказался.

Народ в негодовании отдал его Стефану со словами: «Возьми его и казни, потому что он подлежит казни и по нашему старому обычаю должен умереть», но Стефан отпустил Пама.

Стефан был ещё несколько раз в Москве и в 1383 году поставлен был первым епископом новой Пермской епархии. Скончался 9 мая 1396 года в Москве и был похоронен в северном приделе кремлевской церкви Спаса на Бору.

О факте местного почитания Стефана свидетельствует написание в 1472 году Пахомием Сербом текста службы святителю Стефану. Для общецерковного почитания Стефан Пермский был канонизирован на Макарьевском соборе в 1549 году.

До нашествия поляков его мощи хранились открытыми, а затем были скрыты. Рядом с гробницей находился и епископский посох Стефана, который в 1612 году гетман Ходкевич вывез в Литву и передал в Супрасльский монастырь.

В 1849 году Синод указал передать посох в Пермь, где он хранится по настоящее время. Посох представляет собой палку из лиственницы длиной около 1,5 метров, украшенную пластинками с резьбой по кости (позднее добавление).

При реставрации церкви Спаса на Бору в XIX веке один из её приделов был освящён во имя Стефана Пермского. 1 мая 1933 года церковь Спаса на Бору была снесена, местонахождение мощей Стефана Пермского, хранившихся там под спудом остаётся неизвестным.

Исторические заслуги

Деятельность Стефана Пермского способствовала включению пермских земель в состав Великого княжества Московского и просвещению пермских народов; в ознаменование его заслуг перед Россией, св.

Стефан изображён на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде (1862). Из сочинений святителя Стефана Пермского сохранилось его «Поучение», направленное против стригольников.

Его житие составлено Епифанием Премудрым, лично знавшим Стефана.

Древнепермское письмо

Древнепермская письменность (абур, анбур, пермская / зырянская азбука; коми Важ Перым гиж?м) — письменность, использовавшаяся коми-зырянами, коми-пермяками, русскими и некоторыми другими народами на северо-востоке Европейской России. Создана Стефаном Пермским в 1372 году в районе бассейна р. Вымь, притока Вычегды на основе кириллицы, греческого алфавита и древнепермских рунических символов (пасов).

Вышла из употребления в XVII веке, вытесненная кириллицей. Иногда использовалась как тайнопись для русского языка.

Зырянская Троица

«Зырянская Троица» — икона Святой Троицы последней четверти XIV века (после 1379 года), согласно преданию, написанная святителем Стефаном Пермским, имеющая древнейшую сохранившуюся надпись на коми-зырянском языке, сделанную древнепермским письмом.

Авторство Стефана Пермского достоверно не установлено и относятся к концу XVIII века (сведения о нём записаны Яковом Фризом со слов сельских прихожан).

В Житии святого, написанном через год после его смерти лично знавшим святителя иеродиаконом Епифанием Премудрым, сведений о том, что Стефан занимался иконописанием, нет.

Святителю Стефану Пермскому приписывалось авторство нескольких икон и крестов с зырянскими надписями, часть из которых имела достоверно более позднее происхождение.

Оценка заслуг

  • 21 декабря 2009 года безымянной горной вершине Приполярного Урала, расположенной в Республике Коми, присвоено наименование «гора Святителя Стефана Пермского»
  • Именем святителя Стефана Пермского названа центральная площадь столицы республики Коми, г. Сыктывкара.

Источник: http://people-archive.ru/character/stefan-permskiy

Ссылка на основную публикацию