Жизнь архиепископа аверкия таушева

архиепископ Аверкий (Таушев)

Аверкий (Таушев), архиепископ Сиракузский и Троицкий (1.11.1906–13.04.1976)

Архиепископ Аверкий (Таушев) (мирское имя: Таушев Александр Павлович) родился в семье государственного служащего, 19 октября 1906 года.

По долгу службы его отец часто перемещался по территории страны. Это позволило Александру лучше познакомиться с бытом, нравами и традициями населения Руси. Кроме того, посещая различные уголки Русской земли, он открывал для себя новые храмы и обители.

Уже в ранних летах Александр тянулся к духовной литературе. Уже с детства его, например, привлекала такая недетская книга как «Невидимая брань». Приблизительно к 7-8 годам он выказывал некоторую увлеченность монашеским образом жизни.

Жизнь в эмиграции

Во время вспыхнувшей вслед за Октябрьской революцией гражданской войны семья Таушевых вынуждена была оставить Отчизну. Сказалась и опасность возможных репрессий, и несогласие с богоборческой политикой большевиков.

После долгих раздумий и сожалений семья осела в Болгарии, в Варне. Здесь Александр продолжил учёбу.

В этот период он находился под духовным влиянием настоятеля местного храма, отца Иоанна Слунина. Кроме того, большое влияние на становление религиозного склада души Александра оказала встреча с архиепископом Феофаном Полтавским.

Обратите внимание

Тот посетил Варну в 1925 году. После встречи с архиереем, отличавшимся строгостью жизни и добродетелью, обладавшим даром проникновенного слова, Александр воспламенился желанием приобщиться к монашеству и посвятить себя Богу.

С благословения владыки он поступил на богословский факультет государственного университета в Софии. Богословские дисциплины изучал с живым интересом. Бывало, что он часами не отрывался от книг.

Монашеская жизнь

Успешно окончив факультет в 1930 году, Александр, движимый ревностью о спасении, направил стопы в Карпатскую Русь, с тем, чтобы принять постриг во ангельский образ и осуществлять монашеское служение под эгидой Русской Церкви.

В 1931 году Александра постригли в монашество. Деятельное и ответственное отношение к христианскому долгу плюс богословское образование способствовали скорому возведению его в сан иеродиакона, а затем, в 1932 году, в звание иеромонаха.

Пастырское служение отца Аверкия включало окормление местных приходов и помощь настоятелю Свято-Николаевской обители, располагавшейся недалеко от села Изы.

Кроме того, он принял на себя обязанности по редактированию местного епархиального издания и должность преподавателя Православного катехизиса в ряде средних образовательных школ.

После того, как в 1940 году территория Карпатской Руси подверглась оккупации со стороны венгерских войск, отец Аверкий переселился в Белград.

Митрополит Анастасий (Грибановский) благословил его на служение в Свято-Троицкий Белградский храм. Вместе с тем отец Аверкий преподавал на Миссионерско-пастырских курсах Гомилетику и Пастырское Богословие, а также вел курс для мирян по тематике, касавшейся вопросов духовной жизни.

В 1944 году церковное руководство, в знак признательности его заслуг перед Богом и в видах пользы для верующих, определило возвести его в звание архимандрита.

Важно

В период с 1944 по 1951 год архимандрит Аверкий участвовал в деятельности по окормлению русских приходов, располагавшихся на территории Австрии и Германии.

В 1951 году перебрался в Соединенные Штаты Америки. Вскоре он получил приглашение на преподавательскую работу в Свято-Троицкую семинарию. Отец Аверкий принял приглашение с радостью. Здесь он читал курсы лекций по таким дисциплинам как Новый Завет, Гомилетика и Литургика.

Хорошее знание преподаваемых дисциплин и умение грамотно изложить учебный материал способствовали росту уважения, проявляемого к нему и со стороны учащихся, и со стороны администрации.

В 1952 году архимандрит Аверкий удостоился назначения на должность ректора семинарии. На этом посту он проявил себя как талантливый, инициативный организатор, обязательный и ответственный руководитель.

Стараниями отца Аверкия к сотрудничеству с семинарией были привлечены такие известные специалисты как архимандрит Константин (Зайцев), протопресвитер Михаил Помазанский, Н.Тальберг.

Епископская деятельность

В 1953 году отец Аверкий был рукоположен во епископа Сиракузского и Троицкого.

С 1960 года исполнял обязанности настоятеля Свято-Троицкой обители.

В 1961 году владыка Аверкий был возведен в сан архиепископа. С 1964 года входил в членство Архиерейского Синода РПЦЗ. Способствовал организации ряда архиерейских Соборов.

Ратуя за широкое просвещение верующих, занимался писательской деятельностью. Проповеди и наставления владыки Аверкия, публиковавшиеся в монастырском издании «Православная Русь», пользовались большой популярностью как среди пастырей, так и среди прочих людей.

Многие из произведений владыки Аверкия вошли в состав собрания, известного нам под названием «Современность в свете слова Божия».

Совет

В своих литературных трудах он стремился преподнести и раскрыть широкий спектр богословских вопросов. Наряду с изложением положительного учения Церкви, отстаивал идею церковного единства, обличал всевозможные антицерковные выпады и движения.

13 апреля 1976 года сердце владыки Аверкия остановилось. Его тело покоится в Джорданвилле, в Троицком храме Свято-Троицкой Православной обители.

Труды:

• Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Джорд., 1956. М.; СПб., 1995п. 2 ч.;

• Руководство по гомилетике. Джорд., 1961. 4 т.;

• Провозвестник кары русскому народу: (Еп. Феофан Затворник). Джорд., 1964;

• Св. Марк Ефесский. Джорд., 1964;

• Истинное Православие и современный мир. Джорд., 1971; Высокопреосвященный Феофан, архиеп. Полтавский и Переяславский. Джорд., 1974;

• Современность в свете Слова Божия. Джорд., 1975–1979. 4 т. М., 1998р;

• Завет великого князя Владимира русскому народу. М., 1991;

• Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова. М., 1991;

• Семь Вселенских Соборов. М.; СПб., 1996 п;

• Праведный Иоанн Кронштадтский. Живое слово мудрости духовной. М., 1997.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/

Архиепископ Аверкий (Таушев) / Православие.Ru

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Архиепископ Аверкий (Таушев)». Составитель Ольга Рожнева.

Архиепископ Аверкий (Таушев) / Сост. О. Л. Рожнева. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 112 с.: ил. — (На страже веры).

    

Владыка Аверкий (Таушев; 1906–1976) — архиепископ Русской Православной Церкви Заграницей, богослов и духовный писатель, автор широко известного руководства к изучению Священного Писания и других трудов.

Архиепископ Аверкий стяжал дар духовного рассуждения, дар различения духов, что позволяло ему безошибочно обнаруживать и обличать самые утонченные духовные подделки и соблазны, которыми переполнен современный мир. Книга знакомит читателя с его жизнью, воспоминаниями и наставлениями. Его предостережения имеют непреходящий характер.

Архиепископ Аверкий (в миру Александр Павлович Таушев) родился 19 октября 1906 года в городе Казани (Симбирской губернии). Он был единственным сыном в дворянской семье Павла Сергеевича и Марии Владимировны Таушевых. Владыка Аверкий так вспоминал о своем детстве: «Род службы отца был причиной того, что нам постоянно приходилось быть в поездках по России.

И я благодарю Бога за то, что, хотя и рано пришлось мне покинуть горячо мною любимую Родину, в 1920 году, но я все же повидал ее и глубоко запечатлел в своем детском сердце…» Таушевы уехали в Болгарию. «Помню, с какой скорбью сжималось сердце, когда мы покидали Русскую землю… С замиранием сердца следили мы, как исчезали последние русские огоньки на горизонте.

Прощай, наша несчастная многострадальная Родина! И неужели это навсегда?»

…Александр учился отлично и в 1926 году окончил гимназию с золотой медалью. После гимназии поступил на богословский факультет Софийского университета и успешно окончил его в 1930 году.

В этот период на Александра оказали большое влияние архиепископ Серафим (Соболев), известный своей высокой духовной жизнью, и архиепископ Феофан Полтавский (Быстров), духовный подвижник, неофициальный духовник царской семьи, ученик святителя Феофана Затворника.

Благодаря своим наставникам Александр утвердился в мысли о принятии монашества. Как-то Александр узнал из газеты «Православная Карпатская Русь», что на Карпатской Руси есть возможность потрудиться на миссионерском поприще.

И по благословению архиепископа Феофана в 1931 году молодой человек отправился на Карпатскую Русь (сегодня это Закарпатская область Украины).

Обратите внимание

Здесь, в Свято-Николаевском монастыре при селе Иза Хустского округа, 30 мая 1931 года Александр был пострижен монашество с именем Аверкий в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского. В Свято-Николаевском монастыре монаха Аверкия рукополагают в иеродиакона, затем во иеромонаха.

В 1937 году он был возведен в сан игумена. В 1940 году Прикарпатскую Русь заняли венгерские войска, и игумен архимандрит вынужден был перебраться в Югославию, в Белград. В 1944 году отец Аверкий (уже архимандрит) снова вынужден эвакуироваться. На этот раз в Австрию. С 1945 года вместе с Архиерейским Синодом РПЦЗ архимандрит Аверкий находился в Мюнхене.

В 1951 году по приглашению архиепископа Виталия (Максименко) архимандрит Аверкий переехал в США и поселился в Свято-Троицком монастыре города Джорданвилля. В том же году будущий архиерей начал преподавать в джорданвилльской семинарии, а спустя год стал ее ректором.

В 1961 году владыка Аверкий стал архиепископом Сиракузским и Троицким. С 1964 года архиепископ Аверкий — постоянный член Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.

Отец Серафим (Роуз) писал о владыке Аверкии: «Владыка Аверкий был безупречным учителем православной нравственной и духовной жизни, и, одновременно, непревзойденным богословом и святоотеческим наставником для нас».

Иеромонах Дамаскин (Христиансен) свидетельствовал о даре благодатной проповеди у архиепископа Аверкия: «Даже в повседневном разговоре его речь была по-ораторски гладкой и ровной, к чему он отнюдь не прилагал усилий.

Ораторский его дар в сочетании с пламенной любовью к истине делал его проповеди незабываемыми. Часто покаянное настроение настолько охватывало его, что он начинал рыдать посреди проповеди.

Лишь самые бесчувственные из слушающих смеялись над этой “эмоциональностью”, но всем было ясно, что эти слезы были совершенно естественными — они исходили “от избытка сердца” (Лк. 6, 45)».

Важно

Владыка Аверкий был ревнителем чистоты православной веры и национального самосознания. Эта ревность отражена в его многочисленных проповедях, словах, письмах, статьях и докладах в период с 1956 по 1976 год. Часть наследия архиепископа Аверкия вошла в сборник под названием «Современность в свете слова Божия».

Владыка Аверкий говорил: «Наш путь — это путь всецелой верности исконной, а не “модернизованной” христовой вере и Церкви со всеми ее догматами и канонами, принятыми и утвержденными на Вселенских и Поместных Соборах, со всеми ее благочестивыми обычаями и традициями, — со всем тем подлинным духовным богатством, которое передали нам святые апостолы Христовы и великие отцы Церкви, и которое полу чили мы в наследство от наших благочестивых отцов и дедов».

Владыка сокрушался о современном человеке: «Современный человек — это как винтик или колесико в огромной машине нынешней материалистической культуры: он теряет свою личность, свою индивидуальность и подлинно, по меткому народному выражению, целый день, а нередко и ночь, “вертится как белка в колесе”… “Время — деньги” — вот основной лозунг жизни современного человечества, а потому нет времени на то, чтобы углубиться в себя, самососредоточиться, прислушаться к движениям своего духа, к голосу своей совести. Этот темп жизни, нервный и бешеный, чрезвычайно утомляет, обессиливает человека, а потому не остается у него достаточно сил для непременной работы над собой, каковой требует духовная жизнь. Остается только желание как-то развлечься, отдохнуть, отвлекшись на время от этой гнетущей механизации жизни, а потому так распространились теперь всякие дешевые, легкомысленные увеселения вроде кино, танцулек и т. п. мест время провождения в свободное от работы и от занятий время… Это несомненный бич современности, разлагающий все здоровье в человеке, но это неизбежное порождение современной культуры человека, отрекшейся от Бога и сделавшей основой своей жизни дух самоутверждающейся человеческой гордыни».

«Единственный путь спасения человечества от этой окончательной гибели — это путь духовной жизни, но не той “духовной” жизни, которую подносят современному человеку его культурные вожди, совершающие подлог и подмену “духовностью”, а подлинной духовной жизни, проявления которой заключаются в стремлении человека к Богу, искании общения с Богом и желании жить по Его святой воле».

В последний год жизни архиепископ Аверкий сильно болел. Скончался он 10 апреля 1976 года, оставив после себя богатое литературное наследие.

Погребен в крипте Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря в городе Джорданвилль. Прежде своего отшествия ко Господу владыка Аверкий писал: «Меня, как и всех, будет судить справедливый Бог.

Но я могу сказать одно: я делал все честно, в соответствии со своей совестью, и не взирал на лица».

Источник: https://pravoslavie.ru/103740.html

Жизнь архиепископа Аверкия Таушева

Трудно переоценить духовный вклад священника, который посвятил свою жизнь борьбе за чистоту и истинность православной веры.

 Архиепископ Аверкий Таушев — христианский богослов, философ, священник, живя за рубежом, вел постоянную борьбу с компромиссами в православии, убивающим веру во Христа.

 Все свои размышления и толкования он описал в научных трудах, ныне доступных каждому христианину.

Детство и начало эмиграции

19 октября 1906 года Бог даровал дворянам Павлу Сергеевичу и Марии Владимировне Таушевым первого и единственного ребенка, сына, которого назвали Александром. В то время семья проживала в Казани, но по роду работы главы семейства постоянно переезжала с места на место по всей России. Семья Таушевых славилась строгими православными принципами.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "игоревская"

Маленький Саша рос в молитвах и посещении богослужений в различных российских храмах.Пребывая под сводами православных святынь, наполняясь их божественной красотой и присутствием Духа Святого, мальчик запечатлевал в своем сердце эти ощущения, пронеся через всю жизнь любовь к Родине и Богу.

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Архиепископ не один раз в своих посланиях благодарил Господа за дарованное в детстве посещение храмов Кремля, Москвы и всей России.

Особое впечатление на Александра произвела Успенская церковь в Кремле, как место коронации русских царей. После революции апостол постоянно молился о воскрешении Троице-Сергиевской лавры, Петропавловского, Исаакиевского и других соборов оставленной им Родины. В возрасте 14 лет Александр с родителями в глубокой скорби и печали покидает Россию, надеясь на возвращение.

Болгария

Болгарский город Варна на долгие годы стал местом жительства русских эмигрантов. Будущий архиерей оканчивает в 1926 году гимназию, где преподавание велось на русском языке, получив после окончания золотую медаль, и поступает в университет Софии на факультет богословия.

В это время юноша тесно общается с наставником, архиепископом Серафимом (Соболевым), получает рекомендации от архиепископа Феофана (Быстрова), который также жил в эмиграции.

Именно отец Феофан (Быстров) оказал влияние на Александра в плане принятия монашества. После окончания в 1930 году университета молодой богослов едет служить в Прикарпатье.

Прикарпатская Русь

Нынешнее Закарпатье Украины в 1931 году входило в состав Чехословакии. Александра привлек массовый переход верующих из униатских церквей, куда их насильно загнали власти, в православие. Юноша горел желание возродить православную веру.

В конце весны 1931 года епископ Битольский Иосиф (Цвийович) совершил пострижение в монахи Александра. Село Иза, Свято-Николаевский монастырь стал местом рождения будущего апостола Аверкия, это имя получил Александр при пострижении в монахи.

1 июня 1931 года состоялось рукоположение молодого монаха в иеродиакона, а через год он стал иеромонахом, под его попечительством находились приходы в Нанково и Бороняве.

Совет

В начале осени 1932 года, пройдя путь помощника настоятеля монастыря, Аверкий назначается настоятелем Ужгородского храма, а через 3 года становится редактором Православного Карпато-русского вестника. Глубоко исследуя Писания и корни православия, иеромонах Таушев преподает Закон Божий для учеников Ужгородских гимназий и школ, как на русском, так и чешском языке.

Покровский храм в Ужгороде — место служения Аверкия Таушева

Его восхождение по лестнице служения Творцу было стремительным.

 В возрасте 31 года Аверкий — игумен, через год назначается настоятелем Мукачевского прихода, а в 1939 году он уже служит первым референтом в епархиальном управлении.

 Через восемь лет жизни в Закарпатье игумен Таушев вынужден снова отправиться в эмиграцию по причине вторжения венгерских войск.

Югославия и Германия

В 1940 году Югославия стала следующей страной, приютившей эмигрирующего священника.

 Жажда просвещения и несения Слова Божьего в мир приводит игумена на миссионерско-пастырские курсы, параллельно он ведет богослужения в Свято-Троицком храме, несет служение духовного наставника священнослужителей.

Среди них был и первоиерарх митрополит Анастасий (Грибановский), возглавлявший Русскую православную церковь за границей.

После возведения в сан архимандрита Аверкий в 1944 году снова переезжает, на этот раз его приютила Австрия, а затем в 1945 году — Германия.

В 1950 году архимандрит Аверкий несет свои просветительные проповеди, будучи председателем в комитете Архиерейского Синода по миссионерско-просветительской работе.

Интересно! За умение донести к массам толкование Евангелия и Послания Святых апостолов назван Златоустом последних дней.

Америка и последние дни

Свято-Троицкая духовная семинария монастыря, который и поныне является центром Русской православной церкви в селении Джорданвилль, штате Нью-Йорке, через архиепископа Виталия (Максименок) в 1951 году пригласила в качестве преподавателя Аверкия Таушева, через год предложив ему место ректора.

В 1952 году преподобный Аверкий возглавляет журнал «Праведная Русь», в котором регулярно появляются его проповеди, толкования и исследования.

25 мая 1953 года стал знаменательным днем в жизни Таушева. Первоиерархом митрополитом Анастасием (Грибоновским), в присутствии архиепископов Виталия (Максименко), Иоанна (Максимовича), епископов НИКОНА (Рклицкого), Серафима (Иванова), Иакова (Тумбса) была проведена хиротония по рукоположению в епископа Сиракузского Авеклия, который стал викарием Восточно-Американской епархии.

Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, США

Через семь лет, после кончины архиепископа Максименко, епископ Таушев возглавляет Свято-Троицкий монастырь, теперь его возводят в сан архиепископа Сиракузского и Троицкого.

С 1964 года продолжает дело всей своей жизни — оказание помощи христианам познать истинное православие в качестве:

  • постоянного члена Синода Архиереев Русской православной церкви за границей;
  • председателя фонда по делам благотворительности;
  • руководителя организации «Свято-Владимирской молодежи».

10 апреля 1976 года после продолжительной болезни архиепископ Аверкий (Таушев) почил. Его мощи хранятся в усыпальнице архиепископов в соборе Святой Троицы Джорданвилля.

Бесценное наследие

Исследуя заветы Владимира Великого и историю крещения Руси, Аверкий находит истинные ценности, которые стали основой православия в России. Особого внимания заслуживают работы архиепископа по толкованию книги «Откровения» и «Соборные послания», по его книге «Литургика» воспитываются истинные священнослужители православной церкви.

Собрание творений архиепископа Аверкия (Таушева)

Священнослужитель Аверкий боролся с формализмом официальной церковной власти, которая возвела в идолы букву закона, заменив любовь Христа перестраховкой. Современный апостол называл предательством Христа любой компромисс с мирской властью, даже если на это идут священнослужители во имя благополучия прихода.

Проповеди и статьи архиепископа оставили неизгладимый след не только в сердцах людей, которые лично знали апостола современности, но и христиан, познающих истинность православной веры.

Важно! Архиепископ Аверкий — столп истинного православия, основанного на святоотеческих традициях. Он не признавал никакого новшества в церковных канонах, свято придерживался учения Отцов Церкви.

Обладая удивительной памятью, он говорил свои проповеди с закрытыми глазами, пребывая в присутствии Духа Святого.В своих работах архиепископ жестко критиковал экуменическое движение.

Обратите внимание

 Толкования Нового Завета Таушева с 1990 года начали переиздавать в России, постсоветские учебные христианские заведения используют неоценимые проповеди по апостасии и верности православной вере в учебных планах.

Архиепископ Аверкий Таушев

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/averkij-taushev.html

Аверкий (таушев) – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Аверкий (Таушев) (1906-1976), архиепископ Сиракузский и Троицкий (Русская Православная Церковь Заграницей)

В миру Таушев Александр Павлович.

Родился 19 октября 1906 года в Казани в благородной семье. Его отец, государственный служащий, по долгу службы часто разъезжал по России, и это позволило юному Александру познакомиться с сердцем Святой Руси – ее монастырями и святынями.

И хотя он рано покинул Родину, память об этих святых местах сопутствовала ему всю его последующую жизнь.

С раннего детства Александра привлекали книги духовного содержания, такие, как «Невидимая брань», и уже с 7-8 лет он чувствовал отчуждение к обыкновенной мирской жизни и подсознательное тяготение к монашеству.

Во время Гражданской войны, в 1920 году семья Таушевых со скорбью покинула Родину и поселилась в Болгарии, в городе Варне, в котором Александр продолжал свою учебу до 1926 года. В эти годы самое сильное религиозное влияние на него оказывали местный храм и его настоятель, отец Иоанн Слунин.

В 1925 году в Варну приехал архиерей, который определил направление жизни Александра. Это был архиепископ Феофан Полтавский – строгий монах, молитвенник и богослов в истинно святоотеческой традиции. После встречи с владыкой Феофаном у молодого студента появилось непреодолимое стремление к монашеству.

С благословения архиепископа Феофана Александр поступил на богословский факультет Софийского университета, который блестяще окончил в 1930 году, а затем, в 1931 году, переехал в Подкарпатскую Русь (в Чехословакии) с намерением принять монашество и служить Русской Церкви.

По словам самого владыки Аверкия, в то время там шла увлекавшая многих миссионерская работа по возвращению униатов в Православие.

Важно

В 1931 году Александр принял постриг, через год был рукоположен в иеромонаха, начал служить на местных приходах и помогать настоятелю Свято-Николаевского монастыря близ села Изы. Вскоре он получил также должность редактора епархиального издания и преподавателя катехизиса в средних школах.

Когда в 1940 году Прикарпатскую Русь оккупировали венгры, отец Аверкий уехал в Белград, где служил под омофором митрополита Анастасия, первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.

В 1945 году отец Аверкий переехал в Мюнхен, где продолжал заниматься законоучительством.

Архимандрит Аверкий (Таушев)

В 1950 году Архиерейский Синод назначил отца Аверкия на должность председателя Миссионерско-просветительного комитета при Архиерейском Синоде. Приехав в 1951 году в Америку, он был приглашён во вновь основанную Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) преподавателем Нового Завета, литургики и гомилетики.

В 1952 году утверждён в должности ректора Свято-Троицкой семинарии.

25 мая 1953 года был поставлен во викарного епископа Сиракузского.

В 1960 году, после кончины архиепископа Виталия (Максименко), стал настоятелем Свято-Троицкой обители. С 17 августа 1961 года носил титул архиепископа Сиракузского и Троицкого, т.к. Сиракузское викариатство было объединено с Троицким.

Совмещая эти три должности, владыка Аверкий до самой смерти продолжал дело просвещения православных верующих, как будущих пастырей в семинарии (за эти годы из окончивших семинарию около 100 человек приняло священство), так и всех, читающих монастырские издания, содержание которых отличалось благочестием и строгим богословием. Проповеди владыки Аверкия печатались в издаваемом в монастыре журнале «Православная Русь». По свидетельству его духовных чад, ораторский дар владыки в сочетании с пламенной любовью к истине делал его проповеди в храме незабываемыми. Часто покаянное настроение настолько охватывало его, что он начинал плакать посреди проповеди. Лишь самые бесчувственные из слушающих посмеивались над этой «эмоциональностью», но всем было ясно, что эти слезы были совершенно естественными – они исходили от сердца.

В число написанных архиепископом Аверкием книг входят учебники по гомилетике, толкования Священного Писания (в 2-х томах), его «Слова и речи», жизнеописание и письма его возлюбленного аввы – архиепископа Феофана.

Скончался архиепископ Аверкий 13 апреля 1976 года. Погребен в крипте Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.

Труды

  • Дух современности и дух Христов, 15 с.
  • Мысли о. Иоанна Кронштадского о Церкви, Мюнхен, 1947.
  • Преподобный Серафим Саровский,1949.
  • Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу, Мюнхен, 1949.
  • Россия – Дом Пресвятой Богородицы, Джорданвилль, 1954.
  • Руководство к изучению Священного Писания: Четвероевангелие, Джорданвилль, 1954, 354 с. (2-е изд.: СПб, Сатис, 1995, 576 с.; 3-е изд. (репринт): Москва, Свято-Тихоновский богословский институт, 1995, 352 с.; 4-е изд.: СПб., Сатисъ, 1999, 575 с.; 5-е изд.: Москва, Свято-Тихоновский богословский институт, 1999, 334 с.).
  • Руководство к изучению Священного Писания: Апостол, Джорданвилль, 1956, 454 с. (2-е изд. (репринт): Москва, Свято-Тихоновский богословский институт, 1995, 454 с.; 3-е изд.: Москва, Свято-Тихоновский богословский институт, 1995, 410 с.).
  • Св. Марк Ефесский, Джорданвилль, 1964.
  • Провозвестник кары русскому народу (Епископ Феофан Затворник), Джорданвилль, 1964.
  • Истинное православие и современный мир, Джорданвилль, 1971, 309 с.
  • Современность в свете Слова Божия: Слова и речи. В 4 томах

Источник: https://drevo-info.ru/articles/6987.html

Архиепископ Аверкий (Таушев). Актерство в Церкви. Беззаконие наверху

Опубликовано 09.11.2018

Из книги Архиепископ Аверкий Таушев. Церковь перед лицом отступления.

Архиепископ Аверкий выявил еще один признак того, как Православные церкви, даже если они сохраняют все внешние формы, утрачивают силу Православия. Это наступает тогда, как вожди Православных групп и их глашатаи начинают играть «роли».

Причина этого в том, что ничтожные духовно люди из мирских амбиций стремятся занять в Церкви позицию предназначенную для людей более высокой духовности. В большинстве случаев эти «актеры», не обладая в действительности никаким духовным авторитетом, вынуждены приобретать его, прибегая, по выражению Архиепископа Аверкия, к «человекоугодию». Об этом говорил св.

Апостол Павел, который в первые годы христианства вынужден был указать на отличие подлинных представителей Христа от «человекоугодников»: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1; 10). «Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.

Совет

Ибо никогда не было у нас (перед вами) ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других…» (1 Фес. 2; 4-6).

«Угождая», приходится льстить «нужным» людям, и, напротив, уничтожать возможных противников в подходящий момент, нужно «считаться» с влиятельными людьми, независимо от своих убеждений.

Наконец, нужно раздавать награды и посты и разглашать об этом, тем самым, связывая себя с «союзниками» взаимным «признанием», а не сердечной любовью.

«Как мною людей, – писал Архиепископ Аверкий, – без ума любят высокие посты, звания, ордена и награды, и готовы приобрести их любым способом, даже попирая указания своей совести».

Архиепископ Аверкий считал, что «актерство» может также вносить вражду и разделения в Церковь:

«Чтобы пробудить жесточайшую враждебность и разделение, которые подсекают самый корень мирного течения приходской жизни, чтобы потрясти и разрушить приход, достаточно появиться в нем еще одному такому человеку – человеку, вообразившему себя «пупом земли», считающему, что все должны считаться только с ним и подчиняться ему во всем, что все его суждения и оценки безошибочны и непогрешимы… Для этих людей, кажется, совершенно исчез голос совести, они не признают Закона Божия: они способны на любое тенденциозное искажение истины, на любую ложь и злобную клевету в борьбе с теми, кто не согласен с их тщеславными влечениями, кто не поддерживает их самодовольство и их необузданное желание играть главенствующую роль везде и всюду, даже если эти люди – законно назначенные и поистине добрые пастыри и молитвенники, которых все меньше и меньше в наше время, и которых нужно ценить, а не преследовать ложью и клеветой из чисто личных тщеславных побуждений, которые являются мерзостью и грехом в глазах Бога. И этими людьми, которыми овладела безумная страсть себялюбия, часто пользуются темные силы, служители грядущего антихриста для того, чтобы разорвать и разрушить Церковь, начиная с приходов… Это люди поистине бессовестные!»

Читайте также:  Акафист святому равноапостольному князю владимиру

Играя роль, человек избирает такой образ действий, какой мир ожидает увидеть у человека, находящегося на столь «ответственном» посту.

Это прямо противоречит тому, что характерно для людей на самом деле являющихся «звеньями» в непрерывной цепи Православного Предания: совершенная естественность, отсутствие притворства и свобода духа, без всяких попыток подпасть под какую-либо из предписанных «ролей».

Про одного «актерствующего» церковного вождя Архиепископ Аверкий сказал, что он носил «маску». «Есть лицемеры, – писал он, – которые любят казаться набожными и благочестивыми, хотя на деле совсем не таковы. Но они дадут ответ перед Богом, потому что они пытались обмануть верующих и делали это для своей личной пользы».

Это актерство может принимать различные формы. Ведь можно играть роль человека облеченного властью духовной, даже «аввы», «старца», приписывая слабой духовности нашего времени то, что было свойственно высоким образцам прошлого.

Используя выражение Апостола Павла, архиепископ Аверкий определял это как «ревность не по разуму, – ревность, которая теряет свою ценность из-за отсутствия самой главной христианской добродетели: рассуждения, и поэтому вместо пользы приносит вред».

Обратите внимание

Еще один вид актерства можно обнаружить у лжепроповедников Православия. Мы уже говорили о «богословах» «очищенного» обновленческого Православия.

Этих лжеучителей можно встретить не только в «либеральных» кругах, но также в среде «специалистов по отцам», «ученых», «консерваторов» и «традиционалистов».

Глашатаи фальшивого Православия могут дать человеку ощущение, что он, наконец, «понял» Православие, но чаще всего они оставляют душу человека не затронутой, прежней. О них Архиепископ Аверкий заметил;

«Увы! как мало в наше время людей, среди образованных, а иногда и среди «богословов» и священнослужителей высоких рангов, которые правильно понимают, что такое Православие и в чем его существо. Они подходят к этому вопросу совершенно внешне, формально и решают его слишком просто, даже наивно, не замечая всей полноты Его духовного содержания».

Однажды, когда некие священнослужители нападали на память одного святого XIV века, потому что тот не соответствовал их представлению о «традиционности», архиепископ Аверкий назвал их «богословами-молокососами». Они были последователями (воспользуемся термином иеромонаха Серафима Роуза) «внешней мудрости».

Для Архиепископа Аверкия так называемые «либералы» и фальшивые «традиционалисты» были двумя сторонами одной медали. И те и другие затронуты современным критицизмом, любовью к внешнему блеску и всезнайством, поскольку приняли Православие, исследуя Его и делая из своих исследований «разумные» выводы, а не от живых Его хранителей.

Недостаточен и простой внешний контакт с подлинным хранителем Предания; должно быть духовное родство, любовь и «единство духа». Конечно, со стороны трудно увидеть, есть или нет это родство, особенно если не понимать тот мир благочестия, в котором был воспитан подлинный хранитель традиции.

Так, например, можно подумать, прочитав труды архиепископа Аверкия, написанные резко, прямолинейно, что он тоже был подвержен влиянию духа всезнайства. Но когда человек начинает понимать, каковы были его духовные учителя, Феофан Полтавский и Феофан Затворник, то становится очевидным, что он находится целиком в их традиции, что он принял все от них.

Подобно Отцам Церкви, архиепископ Аверкий учил других, не потому что имел слишком высокое мнение о своих познаниях, но потому что чувствовал свою личную ответственность за то бесценное богатство, которое передали ему его святые наставники.

Беззаконие наверху.

Последним видом «актерства», о котором говорил Архиепископ Аверкий, актерство среди лиц, облеченных церковной властью. Этот вид является, пожалуй, наиболее важным в создании фальшивого «православия», так как церковные вожди призваны задавать тон всей церковной жизни.

Те из них, кто не обладает подлинно апостольской ревностью, могут тем не менее весьма ревностно трудиться ради достижения своих личных целей или для выгоды своей партии.

Архиепископ Аверкий писал, что для них «Церковь не что иное как одна из обыкновенных человеческих организаций, где они хотели бы играть одну из главных ролей…»

Важно

В другом месте он утверждает: «Они небезуспешно захватывали власть в Церкви в свои руки, стремясь стать полновластными и неподконтрольными руководителями религиозной и церковной жизни людей и даже применяли церковную дисциплину против тех, кто отказывался повиноваться им, чтобы иметь над всеми власть и не допустить появления оппозиции или возмущения».

Имея мирское представление о власти, они считают, что их основная задача в том, чтобы работа их внешнего церковного аппарата происходила гладко, а не в том, чтобы спасать души. Будучи неспособными осуществлять пастырство по-отечески, с любовью, они видят в повиновении себе норму поведения, необходимую для функционирования организации.

Объективно, они наделены священническим достоинством, могут процитировать множество канонов, чтобы подтвердить свое право на неограниченную власть, но «они имеют вид благочестия, силы же его отрекаются» (2 Тим. 3; 5).

Каноны, которыми они пользуются, разумеется, имеют смысл только тогда, когда применяются в правильном духе, с пастырским рассуждением и в соответствии с учением Церкви. Многие простые верующие, от которых требуют, чтобы они без размышлений поступали так, как им скажут, считают своим долгом повиноваться во что бы то ни стало.

Выражаясь словами архиепископа Аверкия, они «попадают под влияние «недуховных вождей» и наивно и бездумно поддерживают их в их тщеславных предприятиях, как некие «хранители закона и порядка».

Итак, чем больше церковный лидер старается играть свою роль, тем более он ожидает, что его паства проникнется его мирским представлением о власти и станет играть роль бездумного стада. Эти властители показывают дурной пример, и люди не имеют возможности сравнить с истиной, поскольку никогда с ней не встречались.

Они не способны отличить формальное пастырство от истинного Православия, ведущего к спасению души; а потому ищут пастыря не из духовных соображений, но чтобы «официально» стать членами правильной церковной партии. Если почему-либо эти поиски оканчиваются неудачей, то из-за этого излишнего внимания «официальности» образуется горечь и отчаяние, оттого, что тебя не считают «официально православным».

Среди верных, руководимых такими недуховными вождями, может возникнуть некий паралич.

Совет

Он проявляется в том, что люди боятся взять на себя инициативу и поступать в соответствии с указаниями своей совести, уверовав в то, что каждый, кто нарушает сложившееся положение, не имеет права на существование.

Они начинают стыдиться показывать своими делами, что любят Бога всем сердцем своим или любят тех святых Божиих, которые, может быть, еще «не признаны» Церковью.

Использование власти в мирских целях особенно опасно, когда этим занимаются иерархи, поскольку они, монахи, являются пастырями мирян, т.е. должны вносить в среду тех, кто живет в миру, закваску Царствия Небесного.

Они обязаны вдохновлять, направлять и воодушевлять, поддерживать все благочестивые стремления верующих принести добро на эту падшую землю, а не пытаться захватить власть над этими попытками, стандартизировать их и, охраняя от всякого «риска», уничтожить естественность, вдохновение и чистоту этих стремлений.

Архиепископ Аверкий часто говорил о «беззаконии наверху», о беззаконии, которое исходит от «законных властей» и поэтому не поддается сомнению.

Обращая внимание на это искажение истины, он отнюдь не защищал воюющих с властями церковными или подозрительными к любому человеку только потому, что тот займет ответственный пост в церковной иерархии.

Он лишь побуждал верующих не подчиняться бездумно «букве закона», не обращая внимания, используется ли она для благого дела или для личной чьей-то пользы. В одной работе он писал:

«Истинное Православие чуждо всякому мертвому формализму. В нем нет слепого повиновения «букве закона», потому что оно, Православие, это «дух и жизнь» (Ин. 6; 63).

То, что кажется совершенно правильным и абсолютно с внешней и чисто формальной точки зрения, совсем не обязательно таково на деле… Православие это единственная и полная Истина, чистая Истина, без всякой примеси и малейшей фальши, лжи, зла и обмана».

Все, что стоит на пути Христовой Истины, – это идол. Поэтому, если человек следует указаниям церковного вождя, которые противоречат заповедям Христа, то этот человек создал себе идола из «официальности».

Обратите внимание

В конце концов это приводит к убеждению, что «если наши вожди ошибаются, то все погибло!» Однако, как объяснял архиепископ Аверкий, нельзя считать человека безнадежно потерянным для Православия до тех пор, пока он не утратил духовного понимания того, что такое Церковь.

«Врата ада, – писал он, – не одолеют Церкви, но они могут одолеть многих из тех, кто считает себя церковными столпами, как это показывает нам история Церкви».

Позиция архиепископа Аверкия была определенной: если что-либо делается из нечистых соображений, мы не можем одобрять этого, мы не можем молчать под прикрытием официальной власти, ибо это – «беззаконие наверху».

«Кротость и смирение это не безхребетность, и они не склоняются перед явным злом. Истинный христианин должен быть безкомпромиссным по отношению ко злу, должен бороться с ним всеми доступными ему средствами, чтобы решительно остановить распространение и укрепление этого зла среди людей».

И еще, Архиепископ Аверкий подчеркивал опасность перестраховки, поисков поддержки или признания у любого рода «властей», лишь потому что это «официальные» власти:

«Любая попытка с нашей стороны привлечь на свою сторону этих «властей предержащих» в наше время, когда «антихристы многие» открыто или тайно борются со Христом и Его Церковью и, очевидно, приходят к власти; любая попытка рабски услужить им, подольститься к ним, делать то, что они хотят, и даже стремиться получить от них «легализацию», – все это предательство Христа Спасителя нашего и вражда к Нему, даже если те, кто так поступает, носят священнические одежды».

Говоря так, архиепископ Аверкий прекрасно описал и объяснил феномен «сергианства».

Митрополит Сергий капитулировал перед безбожной советской властью для сохранения лояльности, чтобы церковные учреждения могли продолжать свою работу, и то, что вынудило его сделать этот шаг, имело место не только в Советской России.

Это универсальное свойство человеческой души, которое драматически выразилось в личности Митрополита Сергия: «оправдание зла и поддержка лжи ради достижения мирских выгод «официального» положения, хотя и «для пользы Церкви».

«Таким образом, – писал иеромонах Серафим Роуз, – некоторые христиане могут оказаться в таком положении, когда они будут вполне «легальными», но глубоко чуждыми Христу – как будто христианская совесть должна повиноваться любому приказанию церковной власти, пока эти власти остаются «каноничными». Такое представление о слепом повиновении и было одной из главных причин победы сергианства в наш век – и внутри, и за пределами Московского Патриархата».

В итоге, следуя принципу сергианства, даже самые «традиционные» христиане добровольно будут подчиняться антихристу. Их не будут заставлять соглашаться с идеями антихриста или его методами.

От них будет требоваться только лишь признание его власти, что они и сделают ради сохранения иерархии, церковной организации, богослужения и возможности открыто принимать Христовы Тайны.

Предательство с их стороны будет не в излишней привязанности к каноническим формам, а в том, что они ставят верность форме выше верности Христу.

«Святые Отцы совершенно определенно учат об этом, основываясь на Апокалипсисе св. Иоанна Богослова. Отцы дали толкование тому, что печать антихриста накладывается на лоб и правую руку не одновременно, но или на лбу, или на руке (Откр. 13; 16). Согласно св.

Андрею Кесарийскому, те, у кого печать антихриста будет на челе, будут разделять образ мыслей антихриста, тогда как те, кто получит печать на правую руку, лишь будут признавать его власть, утверждая, что это допустимо, если «оставаться христианином в душе…» Но Дух Святой покинет людей, которые получили печать зверя, и тогда сердце их наполнится первым признаком гибели – боязливостью – которая быстро приведет их к концу».

Важно

Зная это святоотеческое учение, архиепископ Аверкий мог вполне предвидеть, как все церковные организации – экуменические и антиэкумсничсские, обновленческие и традиционалистские – однажды окажутся под властью антихриста.

Те, у кого страх перед мирской властью сильнее страха Божия, будут использовать все силы своего разума, чтобы оправдать это подчинение антихристу, потому что сердце и совесть никогда не смогут сделать этого.

Они попытаются поддержать свои церковные учреждения отказом от духовной свободы и героического исповедания веры, хотя только это, как снова и снова повторял Архиепископ Аверкий, способно поддержать непобедимое вратами ада Тело Христово. Так исполнится предсказание Святителя Игнатия Брянчанинова, которого часто цитировал Архиепископ Аверкий:

Читайте также:  Житие преподобного иоанна кассиана римлянина

«Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять.

Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихий мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят… Милосердый Господь да покроет остаток верующих в него.

Но остаток этот скуден: делается скуднее и скуднее».

Источник: http://likorg.ru/post/arhiepiskop-averkiy-taushev-akterstvo-v-cerkvi-bezzakonie-naverhu

Жизнь без совести. Архиепископ Аверкий (Таушев).РПЦЗ

ortorussia

Жизнь без совести. Архиепископ Аверкий (Таушев)

Архиепископ
Аверкий (Таушев)

Так, по всей справедливости, можно назвать жизнь огромного большинства современных людей, подвергшихся «расчеловечению» со стороны захвативших в свои руки власть над миром слуг имеющего придти врага Христова — Антихриста.

И весьма характерно и должно было бы быть весьма поучительно то, что, в этом отношении, совершенно одно и то же делается, как в тех странах, где господствуют открытые и явные богоборцы, так и в странах будто бы «свободного» мира — свободного только номинально!

При сотворении человека Господь Бог наделил его величайшими дарами: даровал ему свободу воли и для того, чтобы он мог правильно пользоваться ею, — совесть, не напрасно именуемую «голосом Божиим» в душе человека.

Но вот первозданный человек употребил во зло этот великий дар Божий: злоупотребил данной ему свободой воли, попрал свою совесть.

И это было началом величайших зол и бедствий для несчастного, зарвавшегося в своей гордыне человека, который отступил от Бога, своего Творца, Благодетеля и Отца, и вступил в союз с врагом Божиим — диаволом.

Вся дальнейшая история человечества носит на себе эту мрачную, зловещую печать Богоотступничества и служения диаволу вместо Бога.

Отсюда — пренебрежение духовной стороной жизни и всецелое погружение в жизнь телесную, жизнь неразумных тварей, жизнь скотоподобную, отсюда забвение меры, естественного смирения и диаволоподобная гордыня, влекущая за собой самопревозношение, презрение к другим, осуждение их, ненависть, вражду, злобу. Отсюда — грабежи, убийства, междоусобные брани, войны. И жизнь человеческая еще здесь на земле стала уподобляться аду кромешному, уготовляя обезумевшим людям ад и в жизни будущей, вечной.

Господь делал все для спасения людей, не посягая на дарованную Им человеку свободу воли.

Так как голоса совести они не слушали, Господь дал им Свой закон, заключенный в письмена, посылал им Боговдохновенных мужей — пророков Своих, которые старались пробудить в них уснувшую совесть и учили Закону Божию… И, наконец, послал им Сына Своего Единородного, Который даровал им Новый Завет, запечатлев его Кровию Своею, пролитою за спасение мира, и ниспослал им Духа Святого, благодать Которого сильна возрождать падших грехом людей к новой жизни, делая их новою тварью и приводя их к вечной нетленной жизни без посягновения на их свободную волю.

Быстрое и успешное распространение христианства в первые века по Рождестве Христовом было ярким показателем необыкновенной плодотворности промыслительного дела Божия.

Совет

Но и враг Божий — диавол, искусивший первых людей, не спал, а продолжал вести упорную и настойчивую борьбу за свое обладание людьми, конечно, не без попущения Божия, судьбы Промысла Которого неисповедимы и для нашего ограниченного ума человеческого непостижимы.

Мы знаем наверное только одно, — что дав разумным тварям свободу воли, Господь ее уже не отнимает и потому никого насильно к Себе не привлекает, и если человек погибает, вопреки всему тому, что сделал Бог для нашего спасения, то в этом он должен винить только самого себя, как избравшего путь своей злой воли, вместо следования спасительному пути Закона Божия.

И вот двадцатый век христианской эры ознаменовался не только полным попранием людьми голоса совести и отвержением Закона Божия, но и дерзким восстанием против Бога и Христа Его — где прикрытым, а где и явным Богоборчеством и Христоненавистничеством.

Мы живем в страшную эпоху, какой доселе не переживал мир, ибо никогда еще люди так явно, так дерзко и нагло не выступали против велений совести и Закона Божия в таком огромном количестве и в таких почти всемирных масштабах, охватывающих все стороны человеческой жизни повсюду на земле.

Поистине сатана развязан теперь и освобожден из темницы своей, как это было открыто в видении св. Тайновидцу Иоанну, и вышел «обольщать народы» (Апок. 20:7). И единственное наше утешение в том, что это торжество сатаны будет продолжаться не так долго — «на малое время» (Апок.

20:3), ибо явится «Царь царствующих и Господь господствующих», поразит «зверя» (антихриста) и с ним «лжепророка», обольщавшего своими ложными чудесами тех, которые приняли «начертание зверя» и поклонились его изображению, и все они будут «брошены в озеро огненное, горящее серою» (Апок. 19:20).

А вслед затем и сам диавол, прельщавший их, будет ввержен в то же озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и «будут мучиться день и ночь во веки веков» (Апок. 20:10). Туда же, в это озеро огненное, будут брошены все, «кто не был записан в книге жизни» (Апок.

20:14–15), то есть те, кто поддались диавольским прельщениям и служили вместо Бога диаволу, — все «псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякие любившие и делавшие неправду» (Апок. 22:15) — все, кто нагло попирали совесть и возставали против праведного Закона Божия, хулили имя Бога и не вразумлялись, чтобы воздать Ему славу (Апок. 16:9).

Обратите внимание

Таков будет конец истории мира, чему не хотят верить все, глубоко зарвавшиеся в своем служении диаволу, обуянные сами диавольской гордыней современные люди.

Все это надо хорошо знать и иметь в виду всем нам, дабы обрести правый путь жизни, ведущий в «Новый Иерусалим», который был показан св. Тайновидцу (Апок. гл.

21) и чрезмерно не унывать и не впадать в безнадежность и отчаяние от всего, ныне на наших глазах происходящего.

Но и не следовать ни в чем примеру тех, кого ожидает злая участь в «озере огненном» вместе с врагом Божиим и врагом человеческого спасения — диаволом и всеми его служителями и приспешниками

Все ли, однако, в наше время внимают предостережению Слова Божия и следуют голосу совести?

Увы! Что мы видим сейчас в действительности?

Жизнь без совести!

И это далеко не у одних только явных безбожников и богоборцев, которых развелось теперь так много, как никогда прежде, но и у людей будто бы верующих и не отвергающих Церковь, как они сами, по крайней мере, об этом заявляют.

Они принимают иногда даже деятельное участие в церковной жизни и — что совсем уж страшно! — вступают порою и в ряды священнослужителей, без настоящего призвания и без должной молитвенной настроенности, даже не желая знать, что для истинного «доброго пастыря» молитва и служение Богу должны стоять на первом месте.

Вместо угождения Богу и заповеданного Христом-Спасителем смирения и послушания Закону Божию и Св.

Церкви, как никогда процветает теперь поистине диаволоподобная гордыня: самолюбие, самомнение, самовосхваление, самопревозношение, из кожи вон лезущее тщеславие, искание популярности и земной славы.

Все это естественно ведет, вместо заповеданной Евангелием взаимной христианской любви и доброжелательства, вместо милосердия и братской помощи, к ненависти, зависти, злобе и ничем не укротимой вражде, доходящей порою до неистовства.

Важно

Не в этом ли главная причина всех церковных смут и разделений, раздоров в общецерковной жизни и даже в каждом отдельном приходе?

Достаточно появиться в приходе хотя бы одному такому человеку, воображающему о себе, что он — «пуп земли», что все должны только с ним считаться и во всем его слушаться, что все его суждения и оценки безошибочны и непогрешимы, хотя бы в действительности сам он был сущим умственным и нравственным ничтожеством и преследовал бы только интересы своего больного самолюбия, в жертву коему он готов принести все, — как и начинается лютая вражда и смута, в корне нарушающая мирное течение жизни прихода, разлагающая и разрушающая приход.

Для такого рода людей голоса совести как бы не существует и Закона Божия они не признают: они способны на всякаго рода тенденциозное извращение правды, на всякую ложь и злобную клевету против тех, кто не идет навстречу их самолюбивым стремлениям, не одобряет их самодовольного настроения и неудержимого желания всюду играть главную роль, хотя бы то были законно-поставленные и действительно добрые пастыри-молитвенники, каких все меньше и меньше теперь и которых надо ценить, а не преследовать их ложью и клеветой по чисто личным самолюбивым побуждениям, что является гнусным и отвратительным грехом в очах Божиих.

И вот именно такими, одержимыми бешеной страстью самолюбия и пользуются темные силы — слуги готовящегося придти Антихриста — для расшатывания и разрушения Церкви, начиная с отдельных приходов ее.

Удивительно только то, что перед такими обнаглевшими «хамами», которым вовсе не дорога и не интересна Церковь, как таковая, ибо о опасении души они не думают, и для которых Церковь не более, как одна из обыкновенных человеческих организаций, где им хочется играть какую-то руководящую роль, — что перед такими потерявшими совесть смутьянами, лжецами и клеветниками пасуют иногда, подпадая под их влияние, даже некоторые из действительно верующих и преданных Церкви людей и, по своему наивному неразумию, поддерживают их в их самолюбивых стремлениях, как якобы «блюстителей законности и порядка»!

А если мы вспомним о циркуляре богоборческой власти, предписывающем агентам ее вступать во все наши общественные организации, в том числе и в церковные приходы, для того, чтобы вести в них разрушительную работу, подрывая их изнутри, то и совсем становится жутко! В какие времена мы живем! И как надо всем нам быть внимательными и осторожными, чтобы не довериться легкомысленно таким людям, дерзко нарушающим мирное течение жизни наших приходов!

Всем и каждому необходимо твердо знать и помнить, что главное в пастыре Церкви Христовой — это его искренняя молитвенность, ревностное усердие к храму Божию и совершаемому в нем Богослужению, ибо пастырь — предстатель пред Богом за людей у престола Божия. А все остальное — малосущественно, так как для дела вечного спасения не имеет большого значения.

И вот, если находится кто-то, своими интригами, наговорами и всевозможными пакостными инсинуациями подрывающий авторитет таких настоящих пастырей-молитвенников, то это обличает лишь его самого, как сознательного или безсознательного служителя темных сил, воюющих против Церкви и стремящихся разрушить ее. Подальше от таких!

Совет

Такие люди, сея смуты, показывают, что живут без совести, идя по стопам Каина и Иуды — человекоубийцы искони и Богоубийцы, находясь на поводу у отца их диавола, хотя бы их горделивое самомнение и самопревозношение мешало бы им дать себе в этом ясный отчет.

Вне истинной Церкви огромное, быть может, подавляющее большинство людей живут теперь, совсем не считаясь с голосом совести, который они притупили в себе, руководясь лишь своими эгоистическими самолюбивыми стремлениями и нагло попирая Закон Божий.

Они подлинно живут без совести!

Но внутри нашей Церкви это совершенно недопустимо и нетерпимо, а потому все истинные преданные чада Церкви должны давать им решительный отпор, не допуская их вносить смуту в церковную жизнь и не позволяя им хозяйничать в Церкви, которой они, в сущности, по духу своему и настроению, совсем чужды.

Такая праведная борьба за Церковь в переживаемое нами тяжкое пред-антихристово время, составляет непременный и неотложный долг каждого истинного православного христианина, лишь бы она велась чисто — без всяких приражений собственной страсти самолюбия, в духе Христова смирения и кротости, во благо Св. Церкви и во спасение душ искренно верующих.

И Сам Господь будет тогда с нами, ибо Церковь дана нам для спасения наших душ и не для чего более!

Нельзя делать ее орудием или каким-то плацдармом для игры своих страстей и сведения личных счетов!

Будем всегда и, в первую очередь, помнить, что цель нашей жизни — спасение души, а спасти свою душу немыслимо без благодати Божией, подаваемой в Церкви.

Но благодать Божию не могут получить те, кто одержимы самопревозносящейся гордыней и высоко ставят сами себя, не желая смириться и заглушая совесть, ибо «Бог гордым противится», как учит Слово Божие, и только «смиренным дает благодать» (1 Петр. 5:5).

Источник: https://ortorussia.livejournal.com/921448.html

Ссылка на основную публикацию