Житие святого беды достопочтенного

Досточтимый Беда. Житие святого Григория Великого

В это время, то есть в год от Воплощения Господня 605, блаженный папа Григорий, находившийся в великой славе на престоле Римской апостольской Церкви в течение тринадцати лет, шести месяцев и десяти дней, умер и перешел к Престолу Царства Небесного.

Нам приличествует более пространно рассказать о нем в нашей “Церковной Истории”, ибо своими неусыпными трудами он обратил наш народ, то есть народ англов, от власти сатаны к вере Христовой, и мы можем и должны по справедливости называть его нашим апостолом.

Ибо, как только он стал править понтификатом всего мира и был поставлен над Церквями, давно уже обращенными к истинной вере, он сделал наш народ, до того времени поклонявшийся идолам, Церковью Христовой, так что мы можем применить к нему слова Апостола, а именно: если для других он не Апостол, то для нас он Апостол, ибо печать его апостольствамы в Господе(ср. 1 Кор 9:2).

Обратите внимание

Святой Григорий был родом римлянин; отца его звали Гордианом1. Он происходил от предков не только знатных, но и благочестивых2. Так, Феликс3, некогда епископ этого же апостольского престола, муж великой славы о Христе в Церкви, был его прапрадедом. Но и сам святой Григорий не менее преданно, чем его родители и родственники, поддерживал высоту веры.

То высокое положение, которое, как казалось мирским людям, он занимал, с помощью Божественной благодати он полностью обратил к обретению славы Небесных почестей.

Ибо, внезапно оставив мир, он устремился в монастырь, где стал вести жизнь столь совершенную и благодатную, что, как он позже свидетельствовал со слезами, душа его оставила далеко внизу все бренное4, поднялась над всем преходящим, не имела обыкновения помышлять о чем-либо, кроме Небесного, что, будучи еще удерживаема телом, она покидала узилище плоти в богосозерцании, что самую смерть, которая почти для всех является наказанием, душа его любила, словно вход в Жизнь и награду за труд. Святой Григорий имел привычку это рассказывать о себе, не хвалясь преуспеянием в добродетелях, но скорее оплакивая ущерб, который, как ему казалось, он нанес себе по причине пастырского попечения. Так, однажды, разговаривая наедине со своим диаконом Петром, он перечислял прежние добродетели своей души и внезапно, опечаленный, добавил: “А ныне по причине пастырского служения мне приходится терпеть дела мирских людей; оставив славную красоту моего безмолвия, я оскверняюсь пылью земных деяний, и, когда ради снисхождения ко многим, я расточаю себя на внешнее, — после, устремляясь ко внутреннему, я, без сомнения, возвращаюсь к нему поврежденным. И так я обдумываю то, что претерпеваю, обдумываю и то, от чего отказался; и когда постигаю то, что потерял, моя ноша становится тяжелее”5.

Святой муж говорил это по усердию великого смирения, но нам приличествует верить, что он не утратил ничего из монашеского совершенства по причине пастырских забот; более того, в трудах обращения многих он, конечно, стяжал большее совершенство, чем то, которого он некогда достиг в собственном безмолвном житии; ведь, неся служение предстоятеля Церкви, святой Григорий позаботился сделать свой дом монастырем6; когда он впервые был отозван из монастыря, поставлен на служение алтарю и послан от апостольского престола в Константинополь7 как апокрисиарий8, он не оставил своего стремления к небесной жизни, обитая в земном дворце. Ибо некие из братии его монастыря9, последовавшие за ним ради братской любви в Царствующий град, служили ему защитой в соблюдении правила для того, чтобы их пример, как он сам писал, всегда удерживал его, словно якорный канат, у мирного берега молитвы, когда он колебался под непрерывным напором мирских дел; и он ежедневно укреплял свой ум, взволнованный мирскими деяниями10, в беседах с ними об усердном чтении 11. И их сообществом он не только был защищен от земных нападений, но все больше и больше побуждался к упражнениям небесной жизни. Ибо собратия12 убедили его изъяснить в таинственном толковании книгу блаженного Иова, исполненную великих неясностей; и он не смог отказаться от труда, возложенного на него братской любовью, ради будущей пользы многих; он основательно изложил в тридцати пяти книгах по достойному удивления плану, как следует понимать книгу Иова в буквальном смысле, как она относится ко Христу и церковным Таинствам, и записал это так, как это должно быть приспособлено для каждого из верных. Святой Григорий положил начало этому труду еще в Царствующем граде, будучи апокрисиарием, а завершил его, сделавшись предстоятелем Римской Церкви. Когда святой Григорий еще пребывал в Царствующем граде, он с помощью благодати кафолической истины уничтожил зарождавшуюся там новую ересь о нашем воскресении в самом ее начале, когда она только возникла. Евтихий13, епископ этого же града, учил, что наше тело в славе воскресения будет неосязаемо, тоньше воздуха и ветра; услышав это, святой Григорий с очевидностью доказал здравым рассуждением и примером Господня Воскресения, что это учение во всех смыслах противоречит православной вере. Кафолическая14 вера учит, что наше тело, вознесенное в славе бессмертия, утончается под воздействием духовной силы, но остается осязаемым по действительности природы, по примеру Господней плоти, о каковой по воскресении из мертвых Сам Господь сказал ученикам: осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк 24:39). В этом утверждении веры досточтимый папа Григорий при помощи благочестивейшего императора Тиверия Константина15 настолько сосредоточил все усилия в трудах против зарождающейся новой ереси и сокрушил ее, что после этого не было найдено никого, кто бы стал ее возобновителем.

Святой Григорий также составил другую замечательную книгу, которая называется “Пастырское попечение”16.

В ней он ясно показал, какие мужи призываются на управление Цер­ковью, какую жизнь они должны вести, как они должны наставлять слушающих, разделяя их на разные чины, сколь глубоко они должны каждый день обдумывать свою собственную немощь. Он составил также гомилии на Евангелие17, числом сорок, которые разделил поровну на две книги.

Святой Григорий составил также четыре книги “Собеседований”18, в которых он по просьбе своего диакона Петра собрал рассказы о подвигах святых, о ком он мог узнать или услышать как о славнейших в Италии.

Он собрал их как образец жизни для потомков, чтобы наставлять их, как и в книгах толкований, над какими добродетелями должно трудиться; так, описав чудеса святых, святой Григорий еще показал, какова слава их подвигов.

Также святой Григорий показал в двадцати двух гомилиях на первую и последнюю части книги пророка Иезекииля19, кажущиеся неясными, сколь великую ясность они имеют внутри.

Нельзя не упомянуть и “Книгу ответов”20, которую святой Григорий написал на вопросы святого Августина, первого епископа народа англов, о чем мы сказали прежде, включив эту самую книгу целиком в нашу “Историю”, а также полезнейшую “Книгу Синода”21 о важнейших делах Церкви, составленную святым Григорием вместе с епископами Италии, и письма некоторым близким людям22. Более всего удивительно то, как он мог создать многочисленные и пространные сочинения, ибо почти все время, начиная с его юности, он, по его собственным словам, терпел мучения от частых болей во внутренностях и каждое мгновение дня испытывал утомление по причине ослабления желудка и задыхался от небольшой, но постоянной лихорадки23. И вот среди этого, когда он со вниманием вдумывался в то, чему свидетель — Священное Писание: Господь бьет всякого сына, которогопринимает (Евр 12:6), — чем более жестоко беды настоящего времени угнетали его, тем более верно его укрепляло чаяние вечности.

Это сказано о его бессмертном духе, который не могло подавить даже столь великое страдание плоти. Ибо иные предстоятели трудились, строя церкви и украшая их золотом и серебром; сей же посвятил себя стяжанию душ. Сколько бы денег не имел святой Григорий, он усердно стремился потратить их, раздавая нищим, чтобы правда его пребывала во веки и рог его вознесся бы во славе (ср.

Важно

Пс 111:9), так что поистине он мог сказать словами блаженного Иова: Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня, потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло.

Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное (Иов 29:11–17).

И немного спустя: Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы? Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота? Ибо с детства он рос со мною, как с отцом, и от чрева матери моей я руководил вдову (Иов 31:16–18).

К трудам благочестия и праведности папы Григория относится еще и то, что он сделал наш народ причастником вечной свободы при помощи проповедников, которых он сюда направил, избавив нас от зубов вечного врага; сорадуясь вере и спасению нашего народа и возвеличивая его достойной хвалой, он говорил в толкованиях на книгу блаженного Иова: “Се, уста Британии, которые не знали ничего другого, кроме свирепого скрежета зубов, уже давно в божественных хвалах Ветхого Израиля начали произносить аллилуйа. Се, океан, некогда надменный, ныне же подчинившийся, служит стопам святых, и его неукротимые движения, которые земные владыки не могли обуздать мечом, уста пастырей сковывают простыми словами силой страха Божия; и тот кто, будучи неверным, совсем не страшился во время битвы вражеских полчищ, теперь, уже став верным, боится слов смиренных людей. Ибо когда такой человек воспринял небесные слова и стал свидетелем чудес, он исполнился благодати богопознания; страх Божий обуздывает его, чтобы он страшился делать дурное и всей силой желаний жаждал достигнуть благодатной вечности”24. Этими словами блаженный Григорий также свидетельствует о том, что святой Августин25 и его спутники привели народ англов к признанию Истины не одной лишь словесной проповедью, но и явлением небесных знамений.

Среди прочего блаженный папа Григорий постановил, чтобы в церквях святых апостолов Петра и Павла отправлялись богослужения над их мощами, и в сам чин богослужения добавил еще три прошения, полные величайшего совершенства: “дни наши устрой в мире Твоем, и благоволи избавить нас от вечного осуждения и сопричислить к стаду избранных Твоих”26.

Святой Григорий правил церковью во времена императоров Маврикия и Фоки27. Во второй год правления того же Фоки, перейдя из сей жизни, он преселился в Жизнь истинную, которая на небесах.

Он погребен плотью в церкви блаженного апостола Петра перед святилищем в четвертый день до мартовских ид28; в этой же самой плоти он воскреснет во славе вместе с прочими пастырями Святой Церкви.

На его гробнице написана эпитафия такого рода:

Ныне прими, о земля, плоть, что частью была твоей плоти,

Животворящему ты Богу ее возвратишь.

Дух устремился к звездам, так что смерти законы бессильны,

К истинной жизни теперь стала дорогой она.

В этой гробнице лежит предстоятеля высшего тело,

Сам он повсюду живет в добрых деяньях своих:

Голод трапезой смирил, победил он одеждою стужу,

Речью святой защитил души людей от врага.

То, чему словом учил, исполнял он немедленно делом,

Сами поступки его — людям безмолвный урок.

Он ко Христу обратил отдаленные области англов,

Многим спасения путь Вестью Благой указал.

Труд сей, заботу сию, попеченье о стаде ты принял,

Читайте также:  Православная церковь о динозаврах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Господу чтоб предложить прибыль словесных овец.

Ты, сотаинник Христов, вечно радуйся этим победам,

Богом увенчан за труд, в славе ликуй без конца29.

Не должно обойти молчанием предание о святом Григории, которое донесено до нас устами наших предков. Оно повествует о том, что побудило святого Григория столь усердно заботиться о спасении нашего народа. Говорят, что однажды в Рим прибыли купцы и привезли на Форум30 немало разных товаров.

Множество людей стекалось туда за покупками; вместе с другими пришел и сам святой Григорий. Среди прочего он увидел мальчиков-рабов, выставленных на продажу, светлых телом, прекрасных лицом, с красивыми волосами. Взглянув на них, святой Григорий попросил, чтобы ему сказали, из какой области или земли они были привезены.

Ответ был, что с острова Британия, жители которого таковы видом. Он снова спросил, христиане ли островитяне или до сего времени пребывают в путах языческих заблуждений. Ему сказали, что они язычники.

Совет

И тот, испустив тяжкий вздох из глубины души, произнес: “Увы, как печально, что людьми со столь светлым лицом обладает творец мрака, и столь благодатная внешность скрывает в себе дух, лишенный внутренней благодати!”. Итак, святой Григорий снова спросил, каково было имя их народа. Ему ответили, что они называются англами.

И он говорит: “Хорошо, ибо они имеют ангельские лица, и таковым приличествует быть сонаследниками ангелов на небесах. Как называется сама область, из которой они привезены?”. Ему ответили, что жители этой области называются деиры31. И он говорит: «Хорошо, “деиры” значит “от гнева Божия избавленные и к милосердию Христову призванные”. Как зовется правитель этой области?».

Ему ответили, что он звался Аэлле32. И святой Григорий, намекая на имя , говорит: “Аллилуйа подобает в тех краях петь хвалу Богу Творцу”.

И, отправившись к первосвященнику Римского апостольского престола (ибо сам он еще не был сделан первосвященником), святой Григорий попросил, чтобы тот послал к народу англов в Британию каких-нибудь служителей Слова, при помощи которых этот народ обратился бы ко Христу; он сказал, что сам готов исполнить этот труд, если, однако, апостолическому папе угодно, чтобы это совершилось. В то время святой Григорий не смог сделать этого; так как даже если бы первосвященник и пожелал разрешить ему то, о чем он просил, граждане Рима не могли позволить, чтобы святой Григорий отлучился из города на столь долгое время. Вскоре, когда святой Григорий сам был избран на служение первосвященника, он исполнил то, чего так долго желал, послав других проповедников; при этом помогая своими увещаниями и молитвами их проповеди, чтобы она принесла плоды. Так, в соответствии с устным преданием, которое мы восприняли от древних, мы сочли уместным включить в нашу “Церковную Историю”.

Житие святого Григория Великого** Церковная история англов. Кн. II. Гл. 1.

**Перевод выполнен по изданию: Bede’s Ecclesiastical Histоry of the English People / Ed. B. Colgrave and R. A. B. Mynors. Oxford, 1969. P. 122–134.Более позднее житие святителя Григория Великого, составленное преподобным Симеоном Метафрастом, см.: Альфа и Омега. 1997. № 1(12). С. 189–195.

Источник: https://www.pravmir.ru/dostochtimyiy-beda-zhitie-svyatogo-grigoriya-velikogo/

Житие святого Беды Достопочтенного

  • Роль святого в христианстве
  • Чудеса и помощь
  • Дни памяти
  • Священные труды

Жития многих Святых неизвестны в России по той причине, что эти праведники не принадлежат к Русской Православной Церкви. Однако, их духовный подвиг и оставленные ими труды нравоучительны и душеполезны для любого человека.

Роль святого в христианстве

Святой Беда Достопочтенный известен тем, что бо́льшую часть своей жизни занимался толкованием Ветхого и Нового Заветов Библии, чтобы этот священный текст был доступен каждому человеку.

Беда Достопочтенный был монахом Бенедиктинского святого ордена. Информация о жизни этого святого находится в таких средневековых рукописях, как «Церковная история Англов»; «Житие Беды Достопочтенного», написанное Кутбертом — учеником Беды; «Послание Кутберта о смерти Беды», а также в более поздних вариантах житийной литературы, посвященных жизни Беды Достопочтенного.

Святой Беда Достопочтенный

По большому счету, о жизни Беды Достопочтенного известно немного. Родился в 672 году и умер в 735 году в возрасте 63 лет.

Не известно точно, кем были родители мальчика, кроме того, вся его открытая для читателей жизнь, начинается с возраста 7-8 лет, когда Беда попал на обучение в Бенедиктинское аббатство. Получив хорошее для того времени образование, Беда поступил в соседний монастырь Ярроу, где впоследствии принял сан дьякона, а затем и священника.

На заметку! В этом монастыре Беда начал вести активную писательскую деятельность, которой продолжал заниматься до конца своих дней.

Чудеса и помощь

Удивительно, но свидетельств о чудесах, связанных с жизнью этого Святого, не сохранилось.

Вероятно, обстоятельства сложились таким образом потому, что речь идет о раннехристианском деятеле, к тому же известным более на Западе.

Но в летописях упоминается случай одного чудесного исцеления благодаря святым мощам Беды, произошло это в XV веке. Другое чудо связано со смертью Беды, когда ангел снизошел с небес и одарил его эпитетом «достопочтенный».

В силу того, что Беда Достопочтенный еще при жизни говорил о том, что более всего на свете ему нравится учиться и учить, то обращение к данному Святому может быть связано именно с обучением и трудностями постижения наук. Хотя в западной традиции, в отличие от русского православия, не отмечается молитв какому-либо святому в определенном деле.

Дни памяти

Почитание Беды Достопочтенного как Святого проходит в день его кончины — 27 мая. По свидетельству его учеников, Беда отошел в мир иной со словами молитвы «Отче наш» на губах, умиротворенным и счастливым.

Икона святого Беды Достопочтенного

В этот день в Ярроу проходят мероприятия, посвященные памяти Святого Беды, рассказывающие о его служении и писательском таланте.

Священные труды

Труды Святого Беды находились в свое время во всех крупных библиотеках Европы, что говорит о духовной силе и работоспособности, которая отмечалась у Святого до самой кончины.

Важно! Беда Достопочтенный оставил после себя труды, касаемые не только христианства, но и массу научных материалов по различным отраслям знаний. По подсчетам ученых, Беда Достопочтенный выступил автором более 40 книг.

Известен факт, что именно Святой Беда при переводе Священного писания дал имена трем волхвам, посетившим младенца Иисуса — Каспар, Бальтазар, Мельхиор. Интересно также, что и сам Беда Достопочтенный «попал в книгу» с легкой руки Данте Алигьери.

Речь идет о его бессмертном произведении «Божественная комедия», в которой Святой Беда занимает четвертую сферу рая вместе с известным мыслителем Фомой Аквинским.

Стоит заметить, что в России в конце 70-х годов XX века Святой Беда был канонизирован митрополитом Антонием и считается с тех пор святым Русской православной церкви.

Беда Достопочтенный – святой отец английской истории

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-bedy-dostopochtennogo.html

Житие святого Беды Достопочтенного – Молитвы

беда достопочтенный джентльмен, беда достопочтенный
Бе́да Достопочтенный (Досточтимый; лат. Beda Venerabilis, англ. Bede the Venerable, др.-англ. Bǣda или Bēda) (ок. 672 или 673 — 27 мая 735) — бенедиктинский монах в двойном монастыре (англ.)русск. святых Петра и Павла (англ.)русск.

в Нортумбрии (современный Джарроу). Написал одну из первых историй Англии под названием «Церковная история народа англов» (лат. Historia ecclesiastica gentis Anglorum, англ. Ecclesiastical History of the English People), которая принесла ему славу «отца английской истории».

Беда был прозван «достопочтенным» (лат.

 venerabilis) вскоре после своей смерти. В 1899 году Беда был канонизирован папой Львом XIII в качестве святого, и католическая церковь назвала его одним из «учителей церкви». В 1978 Беда был канонизирован митрополитом Антонием (Блумом), является местночтимым святым Сурожской епархии Русской православной церкви.

  • 1 Биография
  • 2 Сочинения
  • 3 Псевдоэпиграфы
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Биография

Беда родился в 673 году, предположительно в крестьянской семье. На восьмом году жизни он поступил в монастырь Уирмаут, в обучение аббату Бископу-Бенедикту. Затем его обучал монах Кеолфрит, основавший в 681 году монастырь Джарроу, куда перебрался и Беда.

По некоторым сведениям, пережив эпидемию чумы, он на девятнадцатом году жизни стал диаконом и в 702 году — священником, чему способствовал епископ Хексема Иоанн. С этого времени начинается писательская деятельность Беды, состоявшая, главным образом, в толковании отдельных книг Ветхого и Нового Завета.

Однако, имея в распоряжении богатую библиотеку, он изучал не только церковные труды, но и научные работы и античную поэзию.

Беда живо интересовался хронологией и историей, философски переосмысливая имевшиеся в его распоряжении факты.

Эта черта нашла отражение в его увлечении экзегетикой, что, однако, сопровождалось и сугубо историческим анализом.

Его концепция заключалась в отображении движения народов от тёмного язычества к Царствию Божиему, и в первую очередь — народа Англии. Эта историческая тема стала для него главной.

Обратите внимание

Беда сочинял поэтические произведения как на латыни, так и на родном языке, хотя из этого наследия сохранились только латинский гимн королеве Этельфрите и англосаксонская «Предсмертная песнь».

Беда изучил многие ремёсла, хорошо пел, и, несмотря на глубокое увлечение наукой, принимал живое участие в общественной жизни Англии.

На одре болезни он закончил перевод Евангелия от Иоанна на англосаксонский язык, диктуя его своим ученикам. Согласно его биографу Кутберту, последнее сочинение святого — Предсмертная песнь Беды на древнеанглийском языке. Умер 27 мая 735 и похоронен в монастыре Джарроу; впоследствии останки его перенесены в Даремский собор.

Сочинения

Беда Достопочтенный. Иллюстрация из Нюрнбергской хроники. XV в.

Беда написал очень многие ценные для его времени комментарии к Священному Писанию, кроме того — гомилии, жития некоторых святых, гимны, эпиграммы, сочинения по хронологии и грамматике.

Полные собрания его сочинений изданы в Париже (1544 и 1554), Базеле (1563) и Кёльне (1612 и 1688).

Главное его сочинение, беспристрастно обработанное по летописям «Historia ecclesiastica gentis Anglorum» в 5 книгах, переведённое Альфредом Великим на англосаксонский язык, остаётся одним из важнейших источников древнейшей истории Англии до 731 года. Беда тщательно и критическим образом подбирал источники для своей истории.

Для хронологии важно сочинение Беды «De sex aetatibus mundi», в котором им впервые введено летосчисление Дионисия Малого до и после рождества Христова, принятое потом в большинстве средневековых летописей.

В трактатах «О времени» («De temporibus») и «Об исчислении времени» (De temporum ratione») предлагается научный способ измерения времени, дается описание зависимости приливов от фаз луны, а также «фундаментальные положения наук о Природе».

Он также внёс изменения в Вульгату, и его версия официально использовалась католической церковью до появления Новой Вульгаты в 1979 году.

Беда христианизировал небесный свод, заменив названия созвездий и зодиакальных знаков на имена святых и апостолов. Также выдумал имена трёх волхвов, посещавших младенца Иисуса — Каспар, Балтазар и Мельхиор, заодно дав им родину и описание.

Важно

В Библии ни количество, ни имена волхвов не упоминались, однако благодаря Беде они стали христианскими традициями.

Текст полного собрания сочинений Беды с английским переводом его исторических трудов издан Минье (Париж, 1858, 6 т.); нем. пер. Вильдена, Шафгаузен, 1866).

Псевдоэпиграфы

Беде в разное время приписывались сочинения на разные темы. Среди них — два небольших музыкальных трактата, опубликованые Минем в PL 90 (col. 909 ss.) под названиями, соответственно, Musica theorica (inc.

Notandum quod, cum omnis ars in ratione contineatur) и Musica quadrata seu mensurata (inc. Quoniam circa artem musicam).

Первый из них представляет собой очередную (недатированную) схолию к «Основам музыки» Боэция, второй — «Трактат о музыке» Магистра Ламберта (XIII в.)

Примечания

  1. 12 Фокин А. Р. Беда Достопочтенный // Православная Энциклопедия. — Т. 4. — С. 426—432.
  2. Зверева В. В. «„Новое солнце на Западе“. Беда Достопочтенный и его время». — СПб.: Алетейя, 2008. — С. 6.

  3. 1234 Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. / Пер.: В. В. Эрлихман. — СПб.: Алетейя, 2001
  4. Введение в храм: сборник статей / Л. И. Акимова. — Языки русской культуры, 1997. — С. 281. — 1796 с. — ISBN 9785785900080.

  5. Фаррар, Фредерик Вильям. Жизнь Іисуса Христа = The Life of Christ. — Изд. И.Л. Тузова, 1893. — С. 15. — 586 с.
  6. Jones C.W. Bedae pseudepigrapha: Scientific Writings Falsely Attributed to Bede. Ithaca, NY, 1939.
  7. Оцифрованный текст трактата см. в TML.

  8. Оцифровку этого текста см. в TML здесь и здесь.

Литература

  • Ненарокова М. Р. Досточтимый Беда — ритор, агиограф, проповедник. — М.: ИМЛИ РАН, 2003. — 272 с.
  • Петрова М. С. Риторико-грамматические работы Беды Досточтимого в контексте лингвистического знания Поздней Античности и раннего Средневековья. // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы)/ Составление и общая редакция М. С. Петровой.- М.: ИВИ РАН, 2012.-С.36-63. ISBN 978-5-94067-358-3
  • Brown, George Hardin (1987). Bede, the Venerable. Boston: Twayne. ISBN 0-8057-6940-4.
  • Gehle, «De Bedae Venerabilis vita et scriptis» (Лейден, 1838).
  • Wrights, «Biographia britannica litteraria» (т.1, Лондон, 1843).
  • К.Werner, «Beda der Ehrwürdige» (Вена, 1875).
Читайте также:  Молитва матроне московской о беременности и зачатии ребенка

Ссылки

  • Беда Достопочтенный // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. / Пер.: В. В. Эрлихман. — СПб.: Алетейя, 2001
  • Беда Достопочтенный — статья из Большой советской энциклопедии
  • Беда Достопочтенный — статья из энциклопедии Кольера
  • Жития святых настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу. // Православие.ru? 08.10.2010 г.

беда достопочтенный, беда достопочтенный джентльмен, беда достопочтенный синонимы

Беда Достопочтенный Информацию О

Беда Достопочтенный

Беда Достопочтенный
Беда Достопочтенный Вы просматриваете субъект
Беда Достопочтенный что, Беда Достопочтенный кто, Беда Достопочтенный описание

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com”>

Источник: http://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/zhitie-svyatogo-bedy-dostopochtennogo.html

Святой Беда Достопочтенный | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Июнь 5th 2011 –

Память: 25 мая/ 7 июня

Беда сообщает, что он родился в 673 г. на землях монастыря Уирмут (Виремуд), возможно, в деревушке Монктон, где до сих пор сохранился “колодец Беды”.

Вероятно, он был сыном свободного общинника-керла, попавшего в зависимость от основанного в 674 г. монастыря.

О родных его мы ничего не знаем, кроме того, что их стараниями способный мальчик в возрасте семи лет был отдан в обучение аббату Уирмута Бископу Бенедикту, где пробыл до 691 года, получив там превосходное научное образование.

Отсюда он перешёл в соседний, подвластный Уирмауту монастырь Ярроу (основан в 681), где на 19-м году жизни стал диаконом и в 702 году — священником.

Вскоре на монастырь обрушилась эпидемия чумы, после которой, по сообщению анонимного “Жития Кеолфрита”, в Ярроу остались только двое монахов, способных творить ежедневную молитву. Это были сам аббат и некий мальчик 8, по всей видимости Беда.

Сам историк не упоминает об этом событии, но к своему учителю Кеолфриту он хранил глубокую привязанность и с тяжелым сердцем проводил его в 716 г. в Рим, откуда аббат уже не вернулся.

С собой он увез Библию, переписанную и иллюстрированную монахами Ярроу.

Из монастырского скриптория вышли по крайней мере три таких Библии; не исключено, что в их украшении принимал участие и Беда. С юности он хорошо пел и до самой смерти ежедневно занимался пением молитв и псалмов. Однако больше всего он по собственному признанию любил “учиться, учить и писать”.

Совет

Таланты юного послушника были замечены епископом Хексема Иоанном, высоко ценившим ученость. По его просьбе Беда был посвящен сначала в диаконы, потом в священники и получил возможность целиком отдаться научным занятиям.

Главным предметом этих занятий также была Библия: монахи учили латынь, разбирали и заучивали наизусть отрывки из Писания, изучали жития и труды отцов церкви. К их услугам была богатая библиотека, собранная Бенедиктом и Кеолфритом в разных странах.

О составе ее можно судить по источникам сочинений Беды; кроме патристики, там были представлены исторические труды, книги по естественной истории, поэтические сборники – не только христианские, но и античные. Прилежно изучая эти сочинения, молодой священник уже через несколько лет начал сам учить других, параллельно продолжая свои литературные занятия.

Уже в то время у него проявился живой интерес к хронологии, которая из чисто технической дисциплины давно превратилась в предмет ожесточенных споров между различными церквями и сектами.

Незадолго до того в западной церкви утвердилось новое летосчисление от Рождества Христова, сменившее прежнее “от сотворения мира”, а также принятую в позднеримский период эру Диоклетиана. Остро стоял и вопрос об исчислении Пасхи: хотя Христово Воскресенье везде отмечали в воскресный день после первого весеннего полнолуния, дата последнего определялась по-разному. Завязался спор между Римом и кельтскими церквами (ирландской и бриттской), причем прежде всего речь шла не о богословских тонкостях, а о вопросе юрисдикции.

Борьба кельтов за свою самостоятельность длилась до конца VIII в., и Беда в ней решительно принял сторону Рима. Одно из первых его сочинений “Книга о временах” (De temporibus liber), написанное около 703 г., было посвящено защите нового летосчисления и римской Пасхи.

В книгу входила так называемая “Малая хроника”-краткий перечень исторических событий, образцом для которого была “Хроника” Проспера Аквитанского. Беда дополнил ее сведениями из истории Британии и исправил некоторые даты Проспера по работам других авторов.

В небольшой по объему хронике были впервые применены принципы, которые позднее легли в основу “Церковной истории народа англов”, а также “Большой хроники”. Последняя входила в состав написанного в 726 г.

сочинения “О шести возрастах мира” (De sex aetatibus mundi); в нем Беда подошел к истории более философски, восприняв ее не как механическую последовательность событий, но как смену эпох, ведущую к наступлению Царства Божьего.

Впервые эту концепцию блаженного Августина пытался воплотить в жизнь Павел Орозий в своей “Истории против язычников”, но именно Беда сумел приспособить ее к новым историческим реалиям. Недаром его принципы, как и приводимые им факты, были использованы составителями последующих мировых хроник и национальных историй.

Обратите внимание

С историей смыкалась и другая отрасль научных занятий Беды-экзегетика. Изучая библейские тексты, он не только старался раскрыть их аллегорический и моральный смысл, но и исследовал, насколько мог, их конкретно-историческое содержание.

Более традиционный подход он проявлял в области агиографии; его “Мартиролог”, а также жития Феликса Ноланского и св. Кутберта написаны в строгом соответствии с канонами подобных сочинений.

Подчинено канонам и поэтическое творчество Беды на латыни, от которого сохранился только гимн королеве Этельфрите, вошедший в текст “Истории”. Однако он писал стихи и на родном языке и хорошо знал традиционную поэзию англосаксов, о чем свидетельствует его ученик Кутберт.

Он же приводит единственное известное нам англосаксонское стихотворение Беды (“Предсмертную песнь”), которое дает представление о поэтическом даре автора. Можно только пожалеть, что Беда не оставил труда по англосаксонской поэзии, подобного его первой работе “Об искусстве стихосложения”.

Среди его сочинений-труд “о природе вещей”, книга о правописании и книга о святых местах, представляющая собой переработку работ Адамнана и Гегесиппа.

Особенное внимание Беды привлекали две темы: история его народа и история церкви… В рамках исторической концепции автора интерес для него представляло не “темное” языческое прошлое англов, а их включение в христианский универсум, в котором все народы движутся к единому Царству Божию.

Именно поэтому он прежде всего проявлял интерес не к славным деяниям королей, а к “мирным подвигам” святых, особенно английских. Около 721 г. по заказу монахов Линдисфарна он составил в стихах и прозе житие знаменитого подвижника св. Кутберта. Следующий опыт отличался существенной новизной: около 726 г.

была написана “История аббатов монастырей Уирмут и Ярроу”, в которой впервые в рамках житийного жанра рассматривалась история отдельного монастыря на протяжении пятидесяти лет.

Важно

Следующим шагом на пути осмысления прошлого стала “История”. Она писалась несколько лет и была закончена в 731 г., хотя отдельные дополнения, возможно, вносились автором и позже. Важно отметить, что многие видные представители английской церкви сознавали потребность в написании истории острова и оказывали Беде всяческую помощь.

Pages: 1 2

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/svyatoj-beda-dostopochtennyj.html

Беда достопочтенный (досточтимый)

Английский ученый, монах-бенедиктинец, святой и Учитель церкви (doctor Ecclesiae); богослов и историописатель.

Память в Католической церкви — 27 мая. В 679 семилетнего Б. Д. отдали на воспитание в аббатство Свв. Петра и Павла в Уирмуте. Вскоре он перешел в аббатство Ярроу, в котором оставался до конца своих дней. Диакон (691), затем священник (702) .

В начале XI в. мощи Б. Д. перенесли в даремский кафедральный собор. За заслуги перед церковью его наградили титулами «Достопочтенный (Досточтимый)» (Venerabilis); благодаря историческим трудам он стал именоваться «отцом» английской истории.

Перу Б. Д.

принадлежит большое число сочинений: «О поэтическом искусстве» (De arte metrica), «Об орфографии» (De orthographia), «Об искусстве счета» (De ratione computi), «О природе вещей» (De natura rerum), «Житие Кутберта» и др. Интересуясь проблемами хронологии и пытаясь осмыслить феномен времени, Б. Д. посвятил рассмотрению данного вопроса несколько специальных трактатов (De temporibus, De temporibus ratione).

В обширном перечне, лично составленном Б. Д., указано несколько десятков работ (в том числе по богословию, антропологии, стихосложению). Исключительное значение, кроме комментариев Б. Д.

к книгам Ветхого и Нового Заветов, имеют его историографические труды.

«Хроника, или О шести эпохах мира» (Chronicon, sive De sex aetatibus mundi), «История аббатов» (Historia abbatum) и особенно «Церковная история народа англов» (Historia ecclesiastica gentis Anglorum) поставили Б. Д. в ряд выдающихся бытописателей эпохи.

Вместе с «Книгой о святых местах» (Liber de locis sanctis) данные сочинения представили картину исторического развития человечества, отвечавшую главной идее автора — продемонстрировать божественное присутствие в жизни людей и последовательно обосновать роли Провидения.

Вершиной творчества Б. Д.

является «Церковная история народа англов» (731) — новаторское произведение, в котором использованы принципы летоисчисления Дионисия Малого; благодаря привлечению разнообразных источников история утверждения христианского вероучения в Британии вплоть до 730, рассматриваемая в богословских категориях. Процесс обращения в христианство Б. Д. видит как путь постепенного обретения спасения народом, некогда отправлявшим языческие культы и находившимся во тьме неверия.

Труды Б. Д. оказали большое влияние на потомков: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Бонавентура и многие другие виднейшие представители западноевропейской мысли обращались к наследию «мудреца из Ярроу».

Сочинения:

Совет

Книга о природе вещей / Пер. и коммент. Т. Ю. Бородай // Вопросы истории, естествознания и техники. 1988. № 1. С. 139—152;

Церковная история народа англов / Пер. с лат., вступ. ст., комм. В. В. Эрлихмана. СПб., 2003;

О правописании [о буквах; А; В; С] / Пер. М. С. Петровой // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы) / Сост. и общ. ред. М. С. Петровой. М., 2012. С. 64–101;

Opera omnia // Patrologiae cursus completus. Series latina. T. 90—95;

Ecclesiastical History of the English People / Ed. B. Colgrave, R. A. B. Mynors. Oxford, 1969.

Дополнительная литература:

Гвоздецкая Н. Ю. Бэда: монах, ученый, поэт (около 673—735) // Интеллектуальная история в лицах: семь портретов мыслителей средневе­ковья и возрождения. Иваново, 1996. С. 25—40;

Ненарокова М. Р. Досточтимый Беда — ритор, агиограф, проповедник. М., 2003;

Зверева В. В. «Новое солнце на Западе». Беда Достопочтенный и его время. СПб., 2008;

Петрова М. С. Риторико-грамматические работы Беды Досточтимого в контексте лингвистического знания поздней Античности и раннего Средневековья // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы) / Сост. и общ. ред. М. С. Петровой. М., 2012. С. 36—63;

Петров В. В. Эсхатология Беды Досточтимого и естественная философия его времени // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем (исследования и переводы) / Сост. и общ. ред. М. С. Петровой. М., 2012. С. 102—114.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/bieda_dostopochtiennyi_dostochtimyi_lat_beda_venerabilis

Беда Достопочтенный

Средневековое мироощущение и история

Беда Достопочтенный – яркий представитель средневековой исторической мысли. Его сочинение – образец ортодоксальной работы по истории в VIII веке (о типичных моментах средневекового историописания пишет Гене ).

Кроме того, сам Беда был высокообразованным человеком, писал много работ с комментариями к Святому Писанию, труды по хронологии, стихосложению. Он был сведущ во многих областях, в том числе и в истории бриттов.

Большой плюс его работы состоит и в том, что Беда самолично собирал информацию, опрашивал очевидцев, вычитывал в книгах, общался со знающими людьми.

Читайте также:  Икона иисуса христа «царь славы»

Так как он был типичным сыном своего времени, да к тому же еще и монахом, его работа является рупором католической веры в Британии. Цель Беды – осветить историю распространения католицизма и приобщения бриттов к этой религии. Англия не отгорожена от материка в его понимании, он регулярно (особенно в первой книге) описывает приход римлян и упоминает о географии материка и событиях в Риме.

Источники Беды. Как и у всех средневековых авторов, источники разделяются на несколько категорий, определяющих уровень их авторитета. Это такие типы источников: 1) то, что видел автор; 2) то, что слышал автор; 3) то, что читал автор.

Интересно, что все эти типы ранжируются в зависимости от статуса сказавшего / увидевшего/ написавшего. Церковный авторитет, стоявший за сочинением какого-либо брата, делал изложенное в работе истинными. Если король или церковь подтверждали даже ложный (как уже сейчас знаем) факт, никто не мог подумать по другому.

В сознании средневекового человека категория авторитета сильно превышала категорию достоверности.

Для авторов Средневековья также была характерна вера в чудесное.

Обратите внимание

Ле Гофф выделил 2 вида чудесного – это miracula (чудесное; то, что происходит по воле Божьей) и mirabilis (чудное, удивительное; то, что не является проявлением Божьей воли, а просто удивляет людей/ автора).

Если в английском фольклоре большой удельный вес занимают в описаниях как раз mirabilis, то у Беды это лишь редко проскользнет. Например, его удивляло, что в Ирландии нет змей. И все равно пытались объяснить через религию, что пришел Св. Патрик и выгнал змей.

Что касается miracle… Читая русский перевод, можно подумать, что ни одна книга не обходится у него без чудесного. Но стоит отметить, что в латинском варианте то, что было переведено как «чудесное», на самом деле могло быть знамением, чудом и т.д. и передавалась другими словами.

Все описание Бедой чудесного можно разделить на несколько категорий: а) знамения (кометы, штормы); б) видения (вещие сны, галлюцинации); в) исцеления: благодаря вере и молитве / благодаря какой-нибудь святому предмету, взятому со священного места); г) знаки (столп света). При желании можно выделить еще несколько групп.

Что Беда упускает… Конечно во время написания труда Беда так или иначе сглаживал конфликтные углы. Он не говорит про сопротивление язычников, лишь по оговоркам о повторном крещении можно догадаться об этом.

Автор уделяет ОГРОМНОЕ внимание святым, исцелениям, обращениям в веру королей и народов, но упускает большую часть политической истории.

Государство мыслиться для него как инструмент для распространения христианства (король обращает всех подданных), ему интересны только те правители, которые допускали свет истинной веры в свое сердце.

Беда легок и интересен для чтения тем, кто заинтересован в истории Средневековья и ранней истории Англии. Как я говорила, прекрасный образец исторического сочинения.

Источник: https://www.livelib.ru/author/229270-beda-dostopochtennyj

Трактат Беды Достопочтенного «о святых местах»

Вестник ПСТГУ

III: Филология

2012. Вып. 4 (30). С. 79-87

Трактат Беды Достопочтенного

«О СВЯТЫХ МЕСТАХ»

А. Ю. Тоскин

В настоящей публикации предлагается первый перевод на русский язык трактата «О святых местах» Беды Достопочтенного (672/673—735).

Во вступительной статье анализируются вопросы источников трактата, его назначения и влияния на последующую литературную традицию.

Отдельно рассматривается вопрос отношения трактата «О святых местах» к одноименному сочинению, созданному старшим современником Беды Адом-наном в контексте традиции школьного богословия.

В 702—703 гг. в нортумбрийском монастыре Веармут-Ярроу на севере Британии тридцатилетний монах Беда пишет одно из своих первых сочинений, «книжицу о святых местах». Сразу же в стихотворном вступлении молодой монах смиренно оговаривает, что составил ее, целиком опираясь на труды предшественников:

Я, Беда, здесь описал пределы и расположенье

Мест, на страницах святых упоминаемых не раз;

Следуя записям древних, а также и сведенья новых

Учителей изучив, сверил их между собой 1

Важно

Мог ли он тогда представить, что этот libellus, предназначавшийся исключительно для нужд преподавания в монастырской школе, с течением веков станет одним из главных средневековых «бестселлеров», который будут читать и переписывать многие поколения христианских клириков и мирян, а средневековые авторы, стремясь подражать форме и стилю этого сочинения, в конечном итоге создадут особый жанр литературы «о святых местах»?

Назначение трактата De locis sanctis и его источники

История трактата De locis sanctis начинается не в стенах монастырского скриптория Веармута-Ярроу в начале VIII в., а чуть раньше: за 15—20 лет до этого2 на острове Айона у западных берегов Шотландии. Монастырь Айона, нахо-

1 «Descripsi breuiter finesque situsque locorum;/Pagina sacra magis quae memoranda refert,/ Beda sequens ueterum monumenta, simulque nouoru /Carta magistrorum quae sonat inspiciens» (перевод на русский язык мой. — А. Т.) (Beda Venerabilis. De locis sanctis / Ed. J. Fraipont. (Corpus Christianorum, Series Latina (далее — CCSL; 175). Turnhout: Brepols, 1965. I, 1).

2 Датировку см.: Laistner M. L. W. A Hand-List of Bede Manuscripts. Ithaca, N.Y., 1943. P. 83; Meehan D. Introduction // Adanman’s De locis sanctis / Ed. and transl. D. Meehan. Dublin, 1958. P. 2—3.

дящийся на этом острове, по преданию, был основан знаменитым ирландским миссионером, просветителем пиктов, св. Колумбой в 563 г.

В 680—685 гг. аббатством Айона управлял девятый по счету настоятель, Адомнан3. Помимо забот об управлении монастырем, Адомнан находил время и на литературную деятельность. Его «Житие св. Колумбы» стало одним из первых ирландских агиографических сочинений.

Из-под его пера вышла и книга «О святых местах»4, составленная по преимуществу, как пишет сам Адомнан, из рассказов галльского епископа Аркульфа, незадолго до этого вернувшегося из паломничества по Святой Земле и другим местам христианского Востока.

Позже Беда в своей «Церковной истории народа англов» так расскажет об этих событиях:

«Этот муж (т. е. Адомнан. — А. Т.) написал книгу о святых местах, принесшую пользу многим читателям; его труд основан на том, что продиктовал ему галльский епископ Аркульф, который посетил Иерусалим и увидел святые места. Он обошел всю землю обетованную и побывал также в Дамаске, Константинополе, Александрии и на многих морских островах.

Совет

Возвращаясь морем в свою страну, он был выброшен яростной бурей на западное побережье Британии. После многих приключений он прибыл к служителю Христа Адамнану, который открыл в нем ученость в Писании и хорошее знакомство со святыми местами.

Адамнан принял его весьма радушно и с готовностью слушал его рассказы; он взял за труд записать все, достойное памяти, что Аркульф видел в святых местах. Из этого он составил книгу, которая, как я уже говорил, принесла пользу многим и особенно тем, кто находится далеко от мест, где жили патриархи и апостолы, и могут узнать о них только из книг.

Книгу он привез королю Альдфриду, по милости которого она была отдана для чтения малым сим5. Писатель же был отправлен назад на родину со многими дарами»6.

Тот факт, что король Нортумбрии Альдфрид7, известный своей любовью к учености, посчитал эту книгу достойной внимания, говорит о многом. Подобные истории о дальних странах и путешествиях, несомненно, были желанным и

3 Адомнан или Адамнан (ок. 627/8—704) был одним из потомков основателя монастыря на Айоне св. Колумбы. Его «Житие св. Колумбы» составлено под влиянием житий святых Антония и Мартина и «Диалогов» св. Григория Великого.

Также он является создателем знаменитого Cain Adomnain, Закона Адомнана, по которому женщинам и детям смягчалось наказание за провинности, а возмещение за ущерб, нанесенный им, уравнивалось с возмещением за ущерб клирикам. Во время своего визита в Нортумбрию в 685 г.

в поисках захваченных пиратами соплеменников Адомнан посетил монастырь Веармут-Ярроу и принял римскую пасхалию, но попытка заменить ею кельтский метод расчета Пасхи в его монастыре на Айоне окончилась неудачно.

Почти сразу после его смерти в Ирландии и Шотландии началось его почитание, память Адомнана празднуется 23 сентября.

Обратите внимание

4 Adamnanus Hiensis. De locis sanctis / Ed. L. Bieler. (CCSL; 175). Turnhout: Brepols, 1965. P. 183-234.

5 Т. е. Альфрид поручил переписать ее в нескольких экземплярах.

6 Беда Достопочтеный. Церковная история народа англов. Письмо Беды Эгберту / Пер., коммент. В. В. Эрлихмана. СПб., 2001. V. 15. С. 359 (далее — ЦИ).

7 Альфрид (тж. Альдфрит, Элдфрит) — был королем Нортумбрии в 685-705 гг. Он был незаконным сыном короля Освиу и ирландской принцессы и до вступления на престол жил в изгнании в Ирландии.

С детства его готовили к церковной карьере. В Ирландии Альдфрид получил хорошее образование, Беда называет его «сведущим в Писании мужем» (ЦИ. IV, 26).

Период его правления связывают с началом «золотого века Нортумбрии».

увлекательным чтением для средневековой публики. Однако, будучи почти полностью лишенным той некритической наивности, которая обычно характеризует подобные истории, трактат Адомнана вносил значительный вклад в копилку сведений о Святой Земле, доступных в то время жителям столь отдаленной части цивилизованного мира, как Британия8.

По всей видимости, через Альдфрида книга попала в монастырь Беды Веармут-Ярроу.

Молодой Беда, с молодости занимая пост учителя при монастырской школе9, очевидно, почувствовал важность подобного текста и его потенциальную пользу в качестве учебного пособия для монастырской братии.

Каждый день читая отрывки из Священного Писания во время богослужений, монахи сталкивались с множеством незнакомой фактической информации: еврейские и греческие имена, топонимы, географические описания и т. д.

Желание собрать эти разрозненные куски топографической информации в одну картину, упорядочить ее и сделать знакомой и понятной для людей, никогда не видевших Святой Земли, — вот мотивы тех, кто обращался к такого рода сочинениям. Очевидно, что и сам Адомнан ставил перед собой эти цели, создавая Бв locis sanctism.

Важно

Однако зачем Беда решил создать собственное переложение труда своего старшего современника, сократив его почти на две трети? Слова самого Беды помогают нам разобраться в этом.

В конце своего сочинения Бв locis тп^ Беда описывает стиль Адомнана словом 1астшшп, что может означать «многословный» или «запутанный», и в этом случае, по всей видимости, означает и то и другое.

Также в «Церковной истории» Беда, говоря о сочинении Адомнана, цитирует свою собственную версию Бв locis тпсй5, добавляя, что выдержки из его сочинения лаконичнее передают смысл текста Адомнана (ЪгвиюпЪт 51гащив sвrmonibus)11.

Таким образом, как, по всей вероятности, считал сам Беда, главная ценность его текста состояла в ясности и простоте его латинского стиля, в противовес длинным сложноподчиненным предложениям Адомнана, отягощенным необычным и зачастую нарушающим все мыслимые правила порядком слов13.

Англосаксы, для которых латынь не была родным языком, попав в монастырь, были вынуждены с большими трудами осваивать чужой язык, так не похожий на древнеанглийский14.

Основой обучения в монастырской школе всегда было Священное Писание.

Поначалу ученики заучивали наизусть отрывки из Псалтири, затем постепенно начинали читать библейские книги, и их стихотворные переложения, составленные раннехристианскими авторами, а также

8 См.: Meehan D. Op. cit. P. 6.

9 ЦИ. V, 24. См. также: Kendall C. B. Bede and Education // The Cambridge Companion to Bede / Ed. S. DeGregorio. Cambridge University Press, 2010. P. 99-112.

10 См.: O’Loughlin T Adomnan and the Holy Places: The Perceptions of an Insular Monk on the Location of the Biblical Drama. L., 2007. P. 192.

Совет

11 «…eruditissimus in scripturis presbyter Adamnanus lacinioso sermone describens tribus libellis conprehendit» (см.: Beda Venerabilis. De locis sanctis. XIX, 4).

12 ЦИ. V, 17.

13 См.: Meehan D. Op. cit. P. 5.

14 Об особенностях обучения в монастырских школах в англосаксонской Британии см.: Lapidge M. Anglo-Latin Literature 600-899. L.; Rio Grande, 1996. P. 1-5.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/traktat-bedy-dostopochtennogo-o-svyatyh-mestah

Ссылка на основную публикацию