Житие пророка предтечи и крестителя господня иоанна

Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Празднования святому: рождество 24 июня/7 июля, усекновение главы 29 августа/11 сентября, собор святого 7/20 января, первое и второе обретение главы 24 февраля/9 марта, третье обретение главы 25 мая/7 июня

Священное Писание сохранило обстоятельства рождения святого Иоанна Предтечи. Родители «большего из пророк», святые праведные Захария и Елисавета, согласно повествованию святого евангелиста Луки, были бездетны и всю свою жизнь молили Бога о даровании чада, но Промыслом Божиим было определено явить им Свою милость лишь в весьма преклонных летах.

Однажды, когда священник Захария возносил горячие молитвы Богу в Иерусалимском храме, ему вдруг предстал архангел Гавриил по правую сторону жертвенника и предрек старцу скорое рождение сына, который станет провозвестником Мессии, ожидавшегося Ветхозаветной Церковью. Захария усомнился в предсказанном, за что и был наказан немотой.

Обратите внимание

На восьмой день по рождении Предтечи в дом Захарии пришли родственники и священники, чтобы по еврейскому обычаю совершить над младенцем обряд обрезания. В доме царила великая радость — с рождением ребенка с семьи снималось бесчестие, попущенное Господом.

К этому дню полагалось дать младенцу какое-либо имя, и гости решили назвать его Захарией — в честь отца. Однако святая Елисавета, исполнившись пророческого дара, настаивала на том, чтобы мальчика нарекли Иоанном, что значит по-еврейски «благодать».

Все были удивлены, ведь такого имени никто не носил в их роде. Недоумение разрешил сам отец младенца. На вопрос, как же все-таки назвать младенца, он написал на дощечке: «Имя ему — Иоанн».

Немедленно узы, связывавшие его речь, разрешились, и святой Захария отверз уста свои и, воздав благодарение Господу, начал пророчествовать о явившемся в мир Мессии, о своем сыне Иоанне — Предтече Господнем и о грядущих событиях.

О чудесном рождении и обстоятельствах его рассказывали по всему Хеврону, в котором находился дом праведных Захарии и Елисаветы, и его окрестностям. Жители вопрошали: «Что будет отрок сей?», некоторые же именовали его будущим царем иудейским.

Когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме и пришли волхвы с востока с расспросами о родившемся Царе Иудейском к Ироду, последний послал в Вифлеем своих воинов, чтобы они избили там всех младенцев мужского пола. Не забыл он и о младенце Иоанне из Хеврона, о котором уже слышал много чудесных рассказов.

Замышляя убить отрока Иоанна, он послал в Хеврон убийц. Когда началось избиение младенцев в Вифлееме, вопль и стоны дошли и до Хеврона. Святая Елисавета вместе с Предтечей Иоанном ушла в Хевронские горы. Захария же совершал службы в Иерусалимском храме.

Воины, не найдя никого в Хевроне, возвратились к Ироду; тот велел узнать у священника Захарии, где скрывается младенец. Святой Захария отвечал пришедшим, что о местонахождении своего сына он не знает и что сам он, Захария, не боится смерти от рук Иродовых наемников, так как верит, что Господь примет его душу.

Важно

За эти слова он был убит между алтарем и жертвенником, и кровь его на мраморном полу сделалась как камень, в свидетельство преступления Ирода.

Предание упоминает, как праведная Елисавета, видя в пустыне приближающихся воинов, повсюду разыскивающих младенца, обратилась к горе: «Гора Божия, приими матерь с сыном!» И гора при этом расступилась и скрыла ее от убийц.

Божиим повелением в горе устроилась пещера, заструился источник воды, а у входа в пещеру выросло многоплодное финиковое дерево.

По прошествии сорока дней со времени убиения святого Захарии, преставилась и святая Елисавета; младенец же Иоанн был питаем и храним ангелом.

Со времени пророка Малахии пророчество совершенно прекратилось среди иудеев, которые в течение целых столетий принуждены были черпать религиозно-нравственные силы исключительно в Законе и предании. Народ настолько свыкся с этим состоянием, что он уже и не чаял появления новых пророков, ожидая лишь вторичного появления древнего пророка Илии.

Иоанн Предтеча явился в пустыне не только в духе и силе Илии, но и походил на него и внешностью, и образом жизни.

Подобно своему великому прообразу, он носил грубую мантию из верблюжьего волоса, стягивавшуюся кожаным поясом, и питался самыми скудными дарами пустыни — диким медом и акридами.

Он исполнил на себе, как исполняли потом все истинные аскеты христианства, завет Писания: «Уклонися от зла и сотвори благо».

Появление такого пророка невольно должно было обратить на него всеобщее внимание, тем более что проповедь его касалась и очень важного вопроса — времени пришествия Мессии. «Покайтесь, — проповедовал Иоанн, — ибо приблизилось Царство Небесное».

Совет

И на этот призыв отовсюду стали собираться к Иоанну все труждающиеся и обремененные, желавшие в проповеди новоявленного пророка найти облегчение своей совести от тяготевшего на ней бремени грехов и сомнений.

Движение было настолько массовым, что к Иоанну приходили даже высокомерные фарисеи и саддукеи, буйные воины и хищные мытари, и все они с умилением выслушивали наставления и грозные обличения великого пророка, исповедали свои грехи и крестились от него в Иордане.

Наступило, наконец, время явиться Тому, о Котором Иоанн проповедвал.

Когда Иисус Христос пришел среди множества народа и просил Иоанна крестить Его, то великий пророк смутился пред таким безграничным смирением Того, в Ком он сразу узнал ожидаемого Мессию, и благоговейно возразил Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». И на это выражение смирения и благоговения со стороны Иоанна последовал ответ Иисуса: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Выслушав слова Спасителя, Иоанн крестил Господа. Когда же Иисус выходил из воды, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И был голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так совершилось преславное Крещение Господа нашего Иисуса Христа рукою святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в водах иорданских.

Крестив Иисуса и исполнив таким образом главную цель своего служения, Иоанн продолжал проповедовать покаяние и после этого, но, как он сам сказал о себе и об Иисусе: «Ему подобает расти, мне же малитися» (Ин. 3, 30).

За свою безбоязненную проповедь и обличение Иоанн по приказу галилейского правителя Ирода Антипы был заточен в мрачную темницу.

К соблазну всего народа, этот правитель находился в беззаконном браке с женой своего брата Филиппа — Иродиадой, и лишь великий пророк пустыни решался, среди общего подобострастного молчания, обличать его: «Не должно тебе иметь жену брата твоего».

Сам Ирод Антипа втайне почитал пророка, но закоснелая в преступлении Иродиада приходила в ярость и искала способа погубить обличителя. Святое Евангелие повествует, каким именно образом это ей удалось.

Дочь ее Саломия во время роскошного пира во дворце Ирода Антипы смогла своей пляской угодить ему и испросила в награду за доставленное удовольствие главу Иоанна Крестителя. Антипа был поражен неожиданностью такого требования и опечалился, но все же послал воинов в замок Махер, где томился Иоанн, с наказом принести его голову.

Голова пророка была принесена и сделалась предметом издевательства Иродиады, а тело его было погребено его учениками. Так величайший из рожденных женами за свое обличение пал жертвой обличенного порока. Поскольку все ветхозаветные праведники, умирая, неизбежно сходили во ад, чтобы быть «по исполнении времен» изведенными оттуда Единородным Сыном Божиим, то Иоанн проповедовал «пришедшего во плоти Христа Бога» не только живущим на земле, но и «сущим в аде».

Обратите внимание

Впоследствии глава Иоанна Предтечи трижды чудесным образом являлась христианам, исчезая во времена гонений, избегая таким образом поругания.

В лике святых Иоанн Предтеча первый после ангелов прославляется Церковью. По гласу ея, святой Иоанн есть исполнение пророчеств, конец Ветхого и начало Нового Завета, пророков предел и начало апостолов, и на главу Того, Которого прочие пророки только издалека предсказывали, возложил руку свою.

Святая Церковь празднует память святого:

24 июня/7 июля – рождество Иоанна Предтечи;

29 августа/11 сентября – усекновение главы Иоанна Предтечи;

24 февраля/8 марта – первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи;

25 мая/7 июня – третье обретение главы Иоанна Предтечи.

Источник: https://akafist.ru/saints/ioann-predtecha/

Житие Иоанна Предтечи: “Не восставал пророк больший…” – Православный журнал “Фома”

Все житие святого пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи основывается в первую очередь на текстах Священного Писания. Часть сведений сохранило для нас Священное Предание Церкви.

Иоанн Предтеча сочетал в себе священническое и царское происхождение, так как его отец – Захария – был священником и происходил из рода Аарона, брата пророка Моисея. Именно из рода Ааронова, по слову Божию, должны были поставляться для служения в храме Иерусалимском священнослужители.

Что касается праведной Елисаветы – матери святого Иоанна Предтечи, то она происходила из рода царя Давида. Жили они на юге от Иерусалима, около города Хеврон.

История рождения Иоанна Предтечи непосредственно связана с чудом Божиим и во многом схожа с историей рождения Пречистой Богородицы. Дело в том, что праведные Захария и Елисавета долго не имели детей, и казалось, что у них уже никогда их и не будет, ведь в бесчадии они достигли преклонных лет. Но, как повествует нам святой евангелист Лука (Лк.

1), однажды, когда Захария совершал в свой черед служения в храме, ему явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына. Однако Захария смутился от такого видения и обетования архангела Гавриила. За это на него снизошла немота, и он не мог говорить до самого рождения ребенка.

В своем обетовании архангел Гавриил также сообщил, что младенца необходимо назвать Иоанном.

Посещение Марией Елизаветы, 1491 год. Гирландайо Доменико

Спустя положенное время Елисавета родила младенца, которому и нарекли имя Иоанн. Будущий пророк родился на шесть месяцев раньше Господа Иисуса Христа. Также стоит отметить, что по материнской линии (Елисавета – Мария) Иоанн Предтеча был родственником Господа.

Во время наречения имени народ удивился тому, что именно так родители хотят назвать своего сына, ведь это нарушало традицию: в их роду не было людей с таким именем. В момент, когда народ дивился этому, у Захарии отверзлись уста, и он смог говорить.

Важно

При этом он произнес пророчество о будущем служении своего сына, а также о приходе в мир Спасителя.

Стоит заметить, что рождение ребенка для праведных Захарии и Елисаветы было важным еще и потому, что в то время у евреев было принято считать, что если Бог какой-либо семье не дает детей – это признак серьезных грехов, которые имеются у этих людей. Такие пары не просто подвергались насмешкам и укоризнам, но и в принципе не имели возможности быть полноправными членами общества.

Когда Иоанн был еще ребенком, царь Ирод, желая уничтожить уже родившегося Мессию, приказал убить всех младенцев в возрасте от рождения и до двух лет.

Рождество Иоанна Предтечи

Святое семейство (праведный Иосиф Обручник, Пречистая Матерь Божия и Богомладенец Христос) на это время покинули Израиль и скрылись в Египте. Бог уберег и младенца Иоанна, так как в это время он уже подвизался в пустыне, где и прошла вся его жизнь до момента выхода на проповедь.

Как сообщает нам Евангелие (Мк. 1, 6), Иоанн вел в пустыне самый строгий образ жизни – он носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, препоясанной кожаным поясом, не пил вина, питался только диким медом и акридами (род саранчи), постоянно пребывал в молитве.

Именно таким образом Иоанн готовил себя к служению народу Израиля и Своему Господу.

Как и Сам Господь Иисус Христос, пророк Иоанн выходит на служение в тридцать лет возрасте – именно в таком возрасте в древнееврейском обществе человек мог выйти на общественное служение и начать что-либо говорить публично. До этих лет человек считался еще не готовым к серьезным речам и поступкам.

Иоанн Предтеча впервые является на берегах реки Иордан – именно здесь он мог совершать свое главное действо: призывая людей к покаянию, совершать над ними крещение водой. Дело в том, что для религиозных омовений в честь праздника очищения народ Израиля приходил именно к реке Иордан. Здесь к людям и обращается святой пророк Иоанн Предтеча.

Важно отметить, что крещение, которое он совершал, было направлено на приуготовление народа Израиля к принятию Господа Иисуса Христа и Его Нового Завета. Это крещение не было таинством в христианском понимании этого слова.

Совет

Тем не менее в этом крещении человек получал прощение грехов и очищался для дальнейшей жизни и для встречи Мессии.

Крещение же, которое дарует людям Христос, совершеннее тем, что в нем человек стяжает благодать Самого Святого Духа, освобождается от рабства греху и смерти.

Читайте также:  Инкерманский свято-климентовский пещерный мужской монастырь

Для того, чтобы в полной мере исполнить ветхозаветный закон, к Иордану приходит Сам Господь – и принимает крещение от пророка Иоанна. Именно поэтому Иоанна Предтечу (т. е. предшествующего Господу) часто называют еще Крестителем. Крестившись от пророка, Господь тем самым подал пример каждому человеку на все времена.

Крещение Господа ознаменовалось одним из самых ярких чудесных событий – Богоявлением, то есть явлением в той или иной форме всех трех Лиц Пресвятой Троицы. Бог Отец явился здесь в виде гласа с небес, обращенного к Иисусу Христу: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22).

Святой Дух был явлен в образе голубя, сошедшего на Иисуса Христа, Сам же Господь уже явился людям, воплотившись в нашем мире.

Важны также те слова, которые сказал пророк Иоанн людям о Господе Иисусе Христе (имея в виду смысл прихода Господа в мир): «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29).

Однако служение Иоанна Предтечи не завершилось только лишь крещением Господа Иисуса Христа в Иордане.

Как и его предшественники, другие ветхозаветные пророки, Иоанн призывал народ Израиля к жизни по заповедям Божиим, к отречению от греха, к служению только истинному Богу, а не языческим богам, которых в окружении Израиля было достаточно много. И, как и другие пророки, Иоанн Предтеча обличал грехи царя.

Обратите внимание

Дело в том, что царь Ирод Антипа находился в беззаконном сожительстве с женой своего брата Филиппа – Иродиадой, которая к тому же приходилась ему племянницей. Именно за это и обличал пророк его Иоанн. В ответ царь заключил пророка в темницу.

Однажды, в день своего рождения, царь Ирод устроил пир, на котором собралось много знати. Дочь Иродиады Саломия поразила всех присутствующих, и прежде всего самого царя, одним непристойным танцем. За это Ирод пообещал ей дать все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства.

Наученная своей матерью, Саломия потребовала голову пророка Иоанна. Будучи частью еврейского общества и традиции, царь Ирод был удручен этой просьбой, так как он уважал пророка Божия и понимал основу пророческого служения. Однако он не мог не сдержать царской клятвы, и именно поэтому отдал приказ казнить святого.

Иоанну Предтече отрубили голову и отдали Саломии, а та отнесла ее своей матери.

На этом свидетельство Священного Писания заканчивается, однако Священное Предание донесло до нас дальнейшую историю, связанную с мощами святого пророка.

По преданию, Иродиада кинула главу пророка Иоанна в нечистое место. Тело же пророка Божия его ученики погребли в городе Севастия, что находился в Самарии.

Апостол Лука, обходя с проповедью Евангелия разные селения, взял из Севастии правую руку от мощей святого пророка Иоанна.

В 959 году, когда арабы захватили Антиохию, где на тот момент хранилась рука пророка Иоанна, святыню спас некий дьякон, который перенес ее в Халкидон.

Из Халкидона честная рука пророка попала в столицу Византии – Константинополь, где и хранилась до захвата города турками в 1453 году.

После этого правая рука пророка хранилась уже в России, а именно – в Петербурге, в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце.

Честная глава пророка Иоанна Предтечи была найдена благочестивой Иоанной и погребена на Елеонской горе. А на самой горе было основано несколько православных монастырей и еще больше храмов.

В свое время Господь Иисус Христос сказал о пророке Иоанне Предтече следующие слова: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (Мф. 11, 11).

Почему же Господь так сказал? Дело в том, что этими словами Он указал на уникальность Иоаннова служения. Святой Предтеча стал пророком на рубеже Заветов – Ветхого и Нового.

Важно

Своим ветхозаветным служением он завершил всех пророков до Христа, а своим новозаветным служением – открыл (приуготовил) путь Господу.

Поэтому святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча является самым значимым и почитаемым праведником после Пречистой Богородицы.

На анонсе фрагмент картины Леонардо да Винчи “Крещение Христа”

Источник: https://foma.ru/zhitie-ioanna-predtechi-ne-vosstaval-prorok-bolshiy.html

Иоанн креститель – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Пророк Иоанн Креститель, икона

Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень (I в.), мученик. После Пресвятой Богородицы – самый чтимый святой

В честь его установлены следующие праздники: 23 сентября — зачатие, 24 июня — рождество, 29 августа — усекновение главы, 7 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 24 февраля — первое и второе обретение его главы, 25 мая — третье обретение его главы, 12 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима.

Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына.

И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Услышав об убийствах, Елисавета взяв отрока удалилась в пустынные горы.

Видя приближающихся воинов она взмолилась Богу о спасении и тогда гора расступилась, приняла её вместе с сыном и скрыла от преследователей. Не найдя их, воины допытывались о Предтече у Захарии, которого в конце концов убили.

Елисавета скончалась в горах через сорок дней после убиения своего праведного мужа, а святой Иоанн был питаем ангелом до своего совершеннолетия. Он вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой.

Совет

Предтеча носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами. Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Иоанн Предтеча, икона, XIV в.

Проповедь

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов.

Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения.

Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2).

Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос.

Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… »

Обратите внимание

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, брат Симона Петра.

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Темница

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены, дочери аравийского царя Арефы, и за незаконное сожительство с Иродиадой, которая Иродиада до этого была замужем за сводным братом Ирода, Филиппом.

Усекновение головы Иоанна Крестителя, икона

Казнь

В день своего рождения Ирод Антипа устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства.

Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери.

Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии.

За свое злодеяние Ирод Антипа получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Житие св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Икона

Молитвословия

Тропарь Зачатия Предтечи, глас 4

Пе́рвее неражда́ющая непло́ды, возвесели́ся,/ се́ бо зачала́ еси́ Со́лнца свети́льника я́ве,/ просвеща́ти иму́ща всю́ вселе́нную, слепото́ю неду́гующую./ Лику́й, Заха́рие, вопия́ со дерзнове́нием:/ проро́к Вы́шняго е́сть хотя́й роди́тися.

Кондак Зачатия Предтечи, глас 1

Весели́тся све́тло Заха́рия вели́кий/ со всесла́вною Елисаве́тию сопру́жницею,/ досто́йно зачина́юще Иоа́нна Предте́чу,/ его́же Арха́нгел благовести́, ра́дуяся,/ и челове́цы достодо́лжно почти́м,// я́ко таи́нника благода́ти.

Тропарь Рождества Предтечи, глас 4

Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя́ недоуме́ем мы́, любо́вию чту́щии тя́: / непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

Кондак Рождества Предтечи, глас 3

Пре́жде непло́ды дне́сь Христо́ва Предте́чу ражда́ет,/ и то́й е́сть исполне́ние вся́каго проро́чества:/ Его́же бо проро́цы пропове́даша,/ на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в,// яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник, вку́пе и Пре́дтеча.

Тропарь Усекновения и общий Предтечи, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свидете́льство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся́ еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину постра́дав ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго гре́х ми́ра// и подаю́щаго на́м ве́лию ми́лость.

Кондак Усекновения, глас 5

Предте́чево сла́вное усекнове́ние,/ смотре́ние бы́сть не́кое Боже́ственное,/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие;/ да рыда́ет у́бо Ироди́а, беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й ве́к возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.

Тропарь Первого и второго обре́тения Главы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Первого и второго обре́тения Главы, глас 6

Проро́че Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́, я́ко ши́пок свяще́ннейший, от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде, в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

Тропарь Третьего обре́тения Главы, глас 4

Я́ко Боже́ственное сокро́вище, сокрове́нное в земли́,/ Христо́с откры́ главу́ твою́ на́м, проро́че и Предте́че./ Вси́ у́бо, соше́дшеся в сея́ обре́тение,/ пе́сньми богоглаго́ливыми Спа́са воспои́м,// спаса́юща на́с от тле́ния моли́твами твои́ми.

Кондак Третьего обре́тения Главы, глас 6

Светоявле́нный и Боже́ственный в ми́ре сто́лп,/ со́лнца свети́льник, Предте́ча,/ главу́ светоно́сную и Боже́ственную свою́ показа́вый в конце́х,/ освяща́ет то́й ве́рно покланя́ющихся и взыва́ющих:/ Христо́в прему́дрый Крести́телю,// спаси́ все́х на́с.

Тропарь Перенесения десницы, глас 4

От земли́ возсия́вши, Предте́чева рука́/ лучи́ испуща́ет нетле́ния ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий ро́д,// единогла́сно возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Кондак Перенесения десницы, глас 6

У́мнаго Со́лнца свети́льник Боже́ственный Предте́ча,/ показа́вый в конце́х светоно́сную свою́ десни́цу,/ ны́не на се́вере озаря́ет е́ю блаже́нное Оте́чество на́ше,/ просвеща́я и освяща́я ве́рно покланя́ющихся, и Христу́ вопию́щих:// спаси́ на́с моли́твами проро́ка Твоего́, Царю́ Вы́шний.

Молитва [1]

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́.

Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем.

И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия.

Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними.

Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Читайте также:  Раскол церковный

Святыни

Десница Иоанна Крестителя

Десница Иоанна Крестителя

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку.

В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Халкидон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками.

Святыня, с 1799 по 1918 годы хранившаяся в России (Санкт-Петербурге и Гатчине) и являвшаяся собственностью Российской Императорской семьи, из-за революционных потрясений последние полвека пребывала в Сербии и Черногории, считаясь утраченной и была обретена лишь в 1993 году (Подробнее см. статью “Десница Иоанна Крестителя”).

Глава Иоанна Крестителя

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел.

В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи (Дальнейшую историю святыни см. статью “Глава Иоанна Крестителя”).

Использованные материалы

[1]  Пророку Иоанну, Предтечи и Крестителю Господню (тропари, кондаки, молитвы и величания) – http://diak.ortox.ru/*_prorokam/view/id/1170439

Источник: https://drevo-info.ru/articles/3825.html

Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Пророк и Предтеча Иоанн крестил Господа в водах иорданских и своей проповедью приготовил Ему путь. На иконах Креститель часто изображается стоящим рядом с Христом, подобно «другу жениха». Это пророк, появление которого ознаменовало переход от Ветхого Завета к Новому, от Закона к Благодати, от Скрижалей Завета к Благой Вести.

Из четырех Евангелий мы знаем о подвижнической жизни, проповеди, мученической кончине Предтечи, а главное — о его великой миссии: подготовить мир к приходу Спасителя.

Житие Иоанна Крестителя

Уже само зачатие и появление Иоанна на свет было чудом. Он родился от неплодных родителей, бывших уже в преклонных летах.

Когда священник Захария, отец будущего пророка, находился в храме, Архангел Гавриил возвестил ему, что жена его Елизавета зачнет ребенка.

Захария, услышав это, усомнился в сказанном Ангелом и… внезапно онемел. В то же время Архангел явился с благой вестью и к его супруге Елизавете.

Важно

Когда Дева Мария узнала, что Елизавета беременна, Она пошла навестить свою родственницу. Увидев приближающуюся Марию, Елизавета ощутила, как у нее во чреве взыграл младенец. Так Иоанн, еще не явившись на свет, почувствовал приближение Господа.

Спустя время у благочестивых родителей появился мальчик. Елизавета объявила, что назовут его Иоанном (такое имя было открыто ей Архангелом). Все присутствующие весьма удивились, потому что такого имени не носил никто из их рода. Однако Захария взял табличку и написал, что имя ребенку — Иоанн. В это же мгновение к нему вернулась способность говорить, и он возблагодарил Господа.

Одно из самых страшных и жестоких событий, описанных в Библии, — это убийство в Вифлееме всех младенцев, не достигших трехлетнего возраста, по приказу жестокого Ирода. Младенец Иоанн Промыслом Божиим избежал смерти: Елизавета скрылась в глубокой пещере в пустыне. Захария же был убит слугами Ирода.

В пустыне, в окружении песков и диких животных, и вырос пророк, с малолетства приготовляясь к великому подвигу. Как повествует Евангелие, одежда Иоанна была из шерсти верблюда, в пищу он употреблял дикий мед и акриды. Достигнув полного совершеннолетия (по иудейским обычаям это 30-летний возраст), Иоанн вышел на проповедь.

В те времена к берегам реки Иордан в определенный день сходилось огромное количество людей для совершения ритуального омовения. Там Иоанн и обратился с речью к народу.

Суть проповеди была такой: важно не столько сотворить омовение внешнее, сколько очиститься внутренне. А это очищение можно получить через осознание своих грехов, через покаяние и принятие Крещения.

Крещение Иоанна, совершавшееся водой, как бы подготавливало к Крещению Духом Святым.

На Иордан пришел и Сам Иисус Христос. Там Он принял Крещение от Иоанна. Тогда отверзлись небеса, на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя, и голос произнес: «Это Сын Мой возлюбленный…»

Совет

После событий и чудесных знамений на Иордане Иоанн продолжил служение, проповедуя приближение Царства Божиего, призывая к покаянию, обличая грехи людей — без различения возраста, пола, материального положения. Среди обличаемых им был и сам Ирод Антипа.

Взяв жену своего родного брата, он сожительствовал с ней в нечестивом браке, а свою законную жену оставил. За свои прямые и безбоязненные речи Иоанн был взят под стражу.

Однако даже держа в заключении, Ирод не желал ему смерти, потому что считал его настоящим пророком и любил с ним беседовать.

Однажды по поводу дня рождения Ирода был устроен грандиозный пир. Вино текло рекой, подавались великолепные яства.

Падчерица Ирода, прекрасная Саломея, в качестве подарка станцевала перед царем и гостями обольстительный танец.

Она так угодила царю, что тот в порыве восторга обещал ей любую награду, даже половину его царства. Подученная матерью, девица попросила в дар голову Иоанна Крестителя на блюде.

После этих слов Ирод опечалился. Но слово царя, произнесенное в присутствии гостей, не могло быть нарушено. Стражникам приказали отсечь Иоанну голову. Саломея тут же получила свою награду и передала ее матери. Та, исходя ненавистью, еще несколько дней держала главу при себе, а когда надругалась над нею вдоволь — выбросила. Иоанновы ученики унесли святое тело учителя и похоронили.

Главу святого мученика нашла женщина по имени Иоанна. Она спрятала святыню в сосуд из глины и закопала его на горе Елеон. Спустя какое-то время ее нашел один благочестивый человек, строивший в том месте храм. Он спрятал сосуд у себя в доме, а в ожидании близкой кончины вновь закопал его там же, где и нашел.

Обратите внимание

Ирод же понес достойное наказание за свое преступление. Отец его законной жены, чтобы отомстить за поругание дочери, напал на Ирода и разбил его войско в пух и прах. Сам царь был отправлен в ссылку императором Калигулой. По преданию, безумную Саломею постигло ужасное возмездие: переходя реку зимой, она провалилась под лед, и острой льдиной ей отрезало голову.

При императоре Константине святая глава чудесным образом была обретена двумя иноками, проходившими через те места. Сам Креститель явился одному из них и показал, где сокрыта святыня.

Иоанна Предтечу часто называют Илией, потому что, по слову Господа, он и был пророком Илией, который приходил, но не был узнан. Иконографическое их изображение очень схоже.

Креститель Господень Иоанн почитается Православной Церковью как мученик, ангел (поэтому на иконах часто изображается с ангельскими крыльями), пророк и друг Христа.

Дни памяти:

6 октября (23 сентября по старому стилю) — Зачатие Крестителя Господня Иоанна

7 июля (24 июня по старому стилю) — Рождество Иоанна Предтечи

11 сентября (29 августа по старому стилю) — Усекновение главы Иоанна Предтечи

9 марта (24 февраля по старому стилю) — Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

7 июня (25 мая по старому стилю) — Третье обретение главы Иоанна Предтечи

25 октября (12 октября по старому стилю) — перенесение из Мальты в Гатчину десницы Иоанна Крестителя

20 января (7 января по старому стилю) — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Юлия Гойко

Молитва Иоанну Крестителю

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего.

Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем.

Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними.

Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Приобрести икону святого Иоанна Предтечи (или другие святыни) >>

Заказать икону святого Иоанна Предтечи в иконописной мастерской нашего монастыря >>

Заказать молебен святому Иоанну Предтече (или другие требы) >>

Паломничество >>

Источник: http://svjatye-obitel.ru/svyatoj-prorok-predtecha-i-krestitel-gospoden-ioann/

Житие святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна

7 января / 20 января

Во дни Ирода, царя Иудейского, жил священник Захария и жена его Елисавета. Оба они были праведны перед Богом, поступая по всем заповедям Господним беспорочно. Но у них не было детей, а оба уже были в летах преклонных.

Однажды, когда Захария служил в храме пред Богом, явился ему архангел Гавриил и сказал: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и назовешь его Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей».

После этого Елисавета, жена Захарии зачала; и в положенное время у них родился сын, которого назвали Иоанном.

И рука Господня была с ним. Он рос и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю. Иоанн жил в пустыне, как на небе, – вознесшись над всеми нуждами природы. Шел путем необыкновенным, проводя все время в песнопениях и молитвах; удалившись от людской суеты, непрестанно беседовал с Богом.

Когда Иоанну Предтече исполнилось тридцать лет, он по велению Божию стал проповедовать народу иудейскому, говоря: «Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное». Тогда многие стали приходить к нему и креститься от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

И спрашивал его народ: «Что же нам делать?» Он отвечал им: «Делитесь всем, что есть у вас; не требуйте больше того, что вам положено; никого не обижайте и не обманывайте». И все помышляли об Иоанне, не Христос ли он? Иоанн всем отвечал: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня.

Важно

Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.

Тогда пришел Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

Иоанн же удерживал Его и говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допустил Его.

И когда выходил Иисус из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

На другой день Иоанн, увидев Иисуса, идущего к нему, сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». И свидетельствовал Иоанн, что Иисус – Сын Божий.

В то время в Галилее правил злочестивый Ирод, который совершал много беззаконий. Иоанн же смело обличал его. Тогда Ирод взял Иоанна и, связав, посадил в темницу.

Оттуда Иоанн послал двух своих учеников к Иисусу спросить Его: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» И сказал им Иисус в ответ: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженное очищаются, и глухие слышат, мертвые воскресают, и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне». О самом же Иоанне Господь сказал народу: «Истинно говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его».

Читайте также:  Псалом давида 2

Ирод хотел убить Иоанна, но сперва боялся народа, потому что Иоанна, почитали за пророка. Но наконец он до того обезумел в своих грехах, что послал отсечь Иоанну голову в темнице. Ученики же Иоанновы, пришедши, взяли тело его и погребли его; и возвестили об этом Иисусу.

Так Иоанн, великий между пророками, был верен Богу до смерти и получил от Господа венец вечной блаженной жизни, подавая нам собою пример, как и мы должны стараться пребывать верными Господу до последнего дня и часа жизни, чтобы наследовать нескончаемую жизнь в Царствии Небесном. Аминь.

Источник: http://www.nikolaevskii-sobor.ru/kniga.php?page=jitie-sviatogo-proroka-predtechi-i-krestitelia-gospodnia-ioanna

Житие

Рождество Иоанна Предтечи.

Рождество Иоанна Предтечи. Елисавета, согласно с предсказанием Ангела, родила сына. На восьмой день от дня рождения Иоаннова надлежало, по закону Моисея, обрезать младенца и дать ему имя.

По иудейскому обычаю, родные, ничего не знавшие о том, что имя младенцу уже было указано Ангелом еще до его зачатия, хотели назвать новорожденного именем отца его, т.е. Захарием. Рождество Св. Иоанна Предтечи. Икона. Конец XVI – начало XVII в. Но Елисавета не согласилась. Тогда спросили знаками Захарию. “Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему.

И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. потребовал, чтобы принесли ему дощечку, и написал на ней: «Иоанн — имя ему»” (Лк. 1, 63-64).

Совет

С того времени разрешился язык Захарии, и он стал благословлять Бога и пророчествовать о близком пришествии Мессии Христа и о том, что Иоанн будет Ему Предтечею: “И ты, младенец, — сказал Захария, обращаясь к сыну своему, — наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему” (Лк. 1, 76).

Юные годы Иоанна Предтечи.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 18 клеймах. Около 1700 года. Москва. Школа царских изографов.

С юных лет Иоанн избрал необыкновенный образ жизни – он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню, поселился в дикой пещере и пробыл в ней до тридцатого года своей жизни, предаваясь молитве и благочестивым размышлениям, непрестанно беседуя с Единым Богом.

Одежду носил он простую, жесткую, сшитую из ткани из верблюжьих волос, препоясывая ее кожаным поясом. Питался кореньями растений, диким медом и акридами (саранчой). Живя в глубине пустыни, Иоанн Предтеча ожидал, когда Господь призовет его на дело общественного служения.

Проповеди Иоанна Предтечи о Пришествии Мессии.

Камень, с которого проповедовал Иоанн Предтеча. Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, голос Божий повелел оставить пустыню, идти к народу иудейскому и проповедью покаяния и крещением побуждать народ к раскаянию во грехах: так как наступило время пришествия Мессии.

Повинуясь небесному голосу, Иоанн явился на берега реки Иордана в пустыне Иудейской. Народ начал стекаться к нему. Иоанн Креститель проповедует “и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.” (Мф. 3,2-3).
Для того, чтобы люди более ясно понимали, как им нужно избавляться от своих пороков, Иоанн Креститель давал наставление каждому сословию порознь.

И людям скупым, и людям своекорыстным, и мытарям (сборщикам податей), и воинам. Иоанн умел ясно и понятно передавать каждому великую заповедь: “люби ближнего как самого себя”.

Обратите внимание

Но помимо простых людей, к Иоанну приходили и люди, пользовавшиеся большим уважением в народе – фарисеи и саддукеи.

 Фарисеи – это люди, гордившиеся мнимою святостью: они были строгие исполнители закона, громко молились на улицах, раздавали милостыни на площадях, но сердца их исполнены были тщеславия, зависти и лукавства; они мечтали, что, как природные чада Авраама, они необходимо войдут в Царство Мессии.

Саддукеи – это люди неверующие, отличающиеся вольнодумством: они отвергали бытие мира духовного и потому не верили в существование Ангелов, в загробную жизнь и ожидающие там мучения и блаженства.

“Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.” (Лк. 3, 7-9).

Многие жителей Иудеи и Иерусалима приходили к Иоанну Крестителю и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

Влияние проповедей и крещения были так велики, что люди втайне начали думать а не Христос ли Иоанн? “Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.” (Лк. 3, 16). Этими словами Иоанн отвечал, что он не Христос, а только слуга и Предтеча Его.

Иоанн Предтеча Крестит Иисуса Христа.

Икона Крещение Господне. икона XV века принадлежащая иконописцу из круга Андрея Рублева. “Христос не нуждался в крещении, ни в этом (Иоанновом), ни в каком-либо другом; а лучше сказать, крещение имело нужду в силе Христовой” (св. Иоанн Златоуст).

Уже полгода Иоанн Предтеча проповедовал покаяние и крестил приходивших к нему иудеев, “тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.” (Мф. 3, 13). Пришел Тот, о Ком Иоанн проповедовал. Иисус из Назарета Иоанн знал Иисуса, как сына Марии, как родственника своего по плоти, знал о необыкновенной чистоте и святости жизни Иисуса.

 Дух Святой, осенявший Иоанна от чрева матери, при появлении Иисуса озарил душу его особенным, небесным светом и возбудил в сердце его нечто такое, чего Иоанн прежде не чувствовал. Иоанн почувствовал, что Иисус из Назарета, стоящий пред ним, и есть Господь и Бог его, Владыка неба и Земли, свет истинный, просвещающий всякого человека.

Иоанн услышал, что Иисус требует от него крещения. “Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?” (Мф. 3, 14).Иисус вошел в реку Иордан. “И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

Важно

И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.” (Мф. 3, 15-17).Так совершились крещение Господа нашего Иисуса Христа рукою святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в водах Иорданских и открытие для Иоанна Крестителя Божества Иисуса Христа, обетованного Мессии.

Иоанн воочию убедился в Божественном достоинстве Иисуса: “Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.” (Ин. 1, 33-34).

В дальнейшем, все проповеди Иоанна Крестителя были посвящены свидетельству о Божестве Иисуса Христа, как о Сыне Божием, как об Агнце, принявшем на Себя грехи всего мира, как о Мессии, пришедшем открыть новое духовное царство.

Иоанн Предтеча – Глас Вопиющего в Пустыне.

Многие люди продолжали и после крещения Иисуса Христа видеть Мессию в самом Иоанне, так как смиренный образ Христа Спасителя не сообразовывался с иудейскими понятиями о величии Мессии. Старейшины народа иудейского отправили к Иоанну посольство из священников и левитов, чтобы спросить, кто Иоанн? Иоанн объявил: “я не Христос.” (Ин. 1, 20).

Так как многие из иудеев верили, что до пришествия Мессии явится на землю Илия, то: “И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.” (Ин. 1, 21).

Услышав этот твердый ответ Иоанна посланники “Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.” (Ин. 1, 22-23).

Илия-пророк: внешне изображается похожим на Иоанна — львиная грива волос, власяница из верблюжьей шкуры. Тогда посланные спросили Иоанна: “Что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?” (Ин.

1, 25). “Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. (Ин. 1, 26—27).

Иоанн Креститель – “Друг жениха…”, последнее свидетельство Предтечи.

“На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.

Совет

Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. (Ин. 1, 29-31).Полно и ясно раскрывал Иоанн Божественное достоинство Иисуса Христа своим ученикам.

Но ученики Иоанна пожаловались ему на то, что Иисус, Которого крестил он и Который, вместо того чтобы почитать Крестителя учителем Своим, собирает собственных учеников и начинает крестить. Иоанн указывает им, что Иисус начинает крестить “чрез учеников Своих” (Ин. 4, 2).

И далее “Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.” (Ин. 3, 27). “Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним” (Ин. 3, 27).

Иоанн использует сравнение, в котором уподобляет Христа жениху, последователей его невесте, а себя называет другом жениха: “Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться.” (Ин. 3, 29-30).

“…Приходящий с небес есть выше всех, …ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.” (Ин. 3, 31—36).Это было последнее свидетельство Иоанна об Иисусе Христе.

Три ученика Иоанна Крестителя последовали за Иисусом; это были будущие апостолы: – Андрей, названный Первозванным;- Иоанн, любимый ученик Господа;- Петр.Великий учитель их Иоанн Предтеча вскоре заключен был в темницу, а оставшихся учеников своих направил к Иисусу для того, чтобы ученики убедились в Божественном достоинстве Его, как Мессии.

Этим Иоанн еще раз показал свою верность цели своего великого служения.

Спаситель, в Своем отзыве об Иоанне, украсил его такими великими похвалами, каких не удостаивался никогда никакой человек. “Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.” (Мф. 11, 11).

Убиение Предтечи Христова.

Усекновение главы Иоанна Предтечи. В темницу Иоанн заточен был галилейским правителем Иродом Антипой. Ирод Антипа питал к Иоанну большое уважение. Он советовался с Иоанном при принятии государственных решений и с удовольствием беседовал с ним.

 Вопреки закону Божию, Ирод вступил в брак с Иродиадою, женою своего еще живого брата Филиппа, прогнав свою законную супругу, дочь Ареты, владетеля каменистой Аравии. Иоанн, строгий хранитель закона, ревнитель правды и благочестия, возвысил голос против такого беззакония “Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего” (Мк. 6, 18).

“Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.” (Мк. 6, 19).Но вскоре эта Иродиада нашла способ отомстить. На своем дне рождения Ирод был поражен танцем Саломеи, дочери Иродиады, настолько, что сказал ей: “Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе”; и с клятвою прибавил: “Чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства” (Мк. 6, 22-23).

Обратите внимание

Саломия, по наущению матери потребовала головы Иоанна Крестителя. И Ирод, слабый по характеру, из боязни показаться лжецом пред другими, согласился на убийство Предтечи Христова.

Оруженосец Ирода отсек голову Иоанна и поднес ее на блюде девице Саломее, которая передала отсеченную голову матери своей. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Источник: http://ioannpr.ru/zhitie

Ссылка на основную публикацию