Житие преподобного нила синайского

Житие преподобного Нила Синайского

Христианский святитель высоко чтим как отшельник и автор произведений о пользе аскетизма. Церковь вспоминает его имя 12 ноября. Родным домом преподобного был Константинополь, здесь же он получил хорошее воспитание и образование.

Будучи отцом двух детей, Нил удалился в монастырь, где подражал житию великих христианских праведников. Преподобный толковал Священные Писания, изъяснял догматы вероисповедания. Его сочинения отличаются достоинством, чистотой изложения мысли и неподдельной искренностью.

Мощи преподобного аскета хранятся в Петропавловском соборе Царьграда (ныне Стамбул).

Житие святителя

Родился в городе Константинополе в середине IV столетия, его мать и отец имели знатное положение и богатство. В этом же городе Нил получил превосходное воспитание, он вел благопристойную жизнь. В совершеннолетии будущий святитель вступил в брак с порядочной девицей, отличавшейся умом и лучшими нравственными качествами. У супругов родились сын и дочь.

  • Представлялось, что знатный юноша сделает блестящую карьеру в мирском обществе, так оно сперва и произошло. Благородный молодой человек, отличавшийся способностями к госслужбе, получил высокую должность префекта в родном городе. Нил со своей женой обладали большим авторитетом при дворе императора, с которым им нередко приходилось вести диалог. Однако подобное житие не устраивало супругов, их влекла духовная жизнь, ведь они осознали суету материального мира.Преподобный Нил Синайский
  • Христианская советь добродетельной семейной пары отягощалась распространением в столице пороков. Нил пытался отгородить свою семью от пагубного влияния великосветского жития и мнимых прелестей богатства. Благонравный святитель проникся знанием о том, что весь материальный мир пропитан злобой, похотью и завистью, здесь каждое слово извращено, а деяния ведут к страданиям. Поэтому он выбрал узкий и сложный путь, ведущий к вечной жизни вблизи милосердного Творца.
  • Отдав дань бытию в светском обществе, супруги приняли твердое решение удалиться из мирского общества, порвать семейные узы и вступить на стезю кроткого монашества. Большое влияние на преподобного Нила оказал один из отцов Церкви Иоанн Златоуст, святость которого была знакома практически каждому жителю Византии. Праведные супруги раздали имущество нуждающимся, отпустили прислугу на свободу. Отец остался с сыном Феодулом (они приняли решение отправится на Священную гору Синай), а мать взяла попечение над дочерью. Последние поселились в одной египетской пустыни, где совершали богоугодные деяния до конца своих дней.
  • Причина, которая побудила преподобного Постника покинуть мир материальных ценностей, носила чисто аскетический характер, то есть этот человек с колоссальным желанием стяжал божественные дары смирения и умиротворения благодаря духовному самоотречению.
  • Живя в пустыни, святой Нил рассмотрел поведение местных отшельников и описал его в своих сочинениях. Синайские монахи, как писал преподобный Постник, занимали отдельные кельи, землянки или же пещеры, которые находились на расстоянии более 3,5 км. Удаленность объяснялась желанием полного физического безмолвия, сопутствующего духовному диалогу с Господом. Монахи собирались в церкви только по воскресным дням, между ними царила совершенная братская любовь, стремление помочь друг другу. Их пищей служили овощи и фрукты, но вкушали они её с большими промежутками, ибо строго соблюдали постничество.

Преподобный Нил четко и ясно изложил понимание семи смертных грехов. Он говорил, что:

  • чревоугодие есть начало всех страстей и матерь похоти;
  • воздержание — начало добродетельного жития, порождающее целомудрие;
  • блуд приучает к пресыщению, становится большим противником ума;
  • жадность — корень всяческого зла, питающий другие грехи и не дающий им сгореть в огне воздержания;
  • гнев, по слова Нила, делает душу зверской и отклоняет от дружественного собеседования с любым человеком;
  • уныние — душевное изнеможение, которое забирает силы, нужные для борьбы с неприятностями;
  • гордость и тщеславие — это мнимое возвеличивание эго, сопровождаемое наполненностью испорченной кровью.

Аскетическая жизнь

Святитель Нил вместе со своим любимым сыном поселился в самостоятельно вырытой пещере на Синайской горе. Пищей отшельников были дикие травы, имеющие горький вкус.

Преподобный стремился вести аскетическую жизнь, подражая строжайшим советам первых отшельников.

Отец и сын соблюдали пост, безустанно молились о спасении, изучали Священные Письмена, а также мысленно возносились в Небесные обители Господа.

Икона Нила Синайского, постника

Однако святитель не оставил простого общения с людьми, к нему обращались христиане из разных уголков земли, желая получить праведные наставление, — никто не ушел от него без разумного ответа и назидания.

  • Нил большое количество времени уделял литературному труду, писал сочинения, прославляющие Господа и праведную жизнь. Он также отправлял письмена своим друзьям. Когда император Аркадий изгнал И. Златоуста из Константинополя, преподобный Нил гневно отозвался об этом поступке, обличая монарха в суровой несправедливости.
  • Святитель претерпел немало печалей в пещерном уединении. Нилу было известно, что преподобные отцы, проживающие на Синайской горе, были мучимы и убиты сарацинами и влеммианами (кочевыми народами) в 312 г. Этот эпизод описал египетский монах по имени Аммоний. Вторичное убиение произошло в 412 г., о нем писал сам Нил, чудом избежавший смерти.
  • Когда разбойники пришли осуществить свой кровавый замысел, святитель пребывал на вершине Сиона, куда трудно добраться. Однако сын преподобного попал в плен к жестоким сарацинам, что вызвало огромную печаль его отца. Есть предположение, что Феодула не убили, потому что он был красив, и его хотели принести в жертву языческому идолу. Нил Постник видел трагедию своими глазами, стоя на вершине, и безутешно проливал слезы.
  • Вскоре преподобный услышал известие о том, что сын его чудесным образом остался жив и продан в сирийской город Емеса (Хомс). Епископ этого града выкупил Феодула и сделал его священнослужителем местной церкви. Нил Постник навестил храм и нашел своего сына в целости и сохранности, он не уставал благодарить Господа о подобной удаче видеть родную кровь. Епископ Емесы с благоговением принял святого аскета, одарил его саном пресвитера, а после отпустил отца и сына домой. На Синае они пробыли до конца дней, верно служа Господу постом и молитвой.

Миряне зачастую думают, что пустынножительство предстает как своеобразный покой, отхождение от дел. Однако жизнь отшельника создает уникальное состояние, которое непрерывно соединяет молитву и телесное бодрствование. В уединении монах испытывает постоянные искушения и ведет борьбу с ложными чувствами и неверными помыслами.

Важно! Пустынножительство — стремление к праведности и нескончаемая работа ради всего мира. Нил Постник отмечал: к отшельничеству должно приступать только тому, кто усовершенствовался в добродетельных поступках, жительствуя в монастырях.

Анализ литературных произведений

Нил Постник работал над толкованием Писаний, изъяснял христианские догматы. Его сочинения пропитаны искренностью и ясной мыслью, в них он подражал художественному стилю Иоанна Златоуста.

В большой сборник подвижнических писаний под названием «Добротолюбие» вошли божественные наставления Постника, которые подразделены на шесть частей. Редактированием занимался святитель Феофан Затворник.

  • Христианские наставления Нила отвечают главной цели подобных высказываний: они умеют дать духовное руководство человеку, искренне ищущему праведный путь жития, а также помогают побороть низменные склонности человеческого естества. Эти литературные разделы, мысли и увещания приводят к осознанию того, что необходимо стремиться к добродетельности и свершению полезных поступков, что приведет к постепенному и полному очищению сердца от скверны.
  • Говоря о тщеславных поступках, святитель утверждает, что подобное поведение присуще невежественным людям, стремящимся продемонстрировать окружению свое возвеличенное эго. Сердце же Божьего угодника никогда не обращает внимание на обретение мирской славы, оно хочет остаться в неизвестности и незаметности. Сознание праведников сияет собственным светом добродетели и постепенно приобретает вечную божественную награду.Сборник «Добротолюбие» Нила Синайского
  • В произведениях Нила Постника сочеталась нежная печаль и светлая тоска, что свойственно многим литературным текстам христианских богословов. Обширность познания святителя объединяется с искренней кротостью памятования о гибельной суетности бытия.
  • Логичные высказывания, его суждения смиренно оттеняются неоспоримым авторитетом строгой мысли древних отцов христианства и подчеркиваются наивысшей мудростью Господа, которая извечно живет в Писаниях. Наставлениям Постника-аскета об истинах Православия и догматах веры присуща грамотная точность формулировок.

В «Седьмом сказании» преподобный повествует об эмоциональном состоянии своем и своего сына, когда на Синайской горе сарацины убивали Отцов и уводили Феодула на казнь. Сочинение построено в форме диалога и переполнено колоссальной любовью к милосердному Творцу.

Нил Постник подчеркнул здесь: Феодул претерпел тысячу опасностей в ожидании физической смерти, что в корне отличается от самой кончины.

Обратите внимание

Нил отметил, что при усечении главы чувствуешь меньше боли, чем во время ожидания самой казни, которое усиливается страхом и мучительной тоской.

Отец молился Господу и давал обет сурового воздержания и поста, если Бог вызволит благодарного Феодула из страшной беды.

Духовное наследие

Имя Нила Синайского почитается в ряду преподобных святителей христианской Церкви всех времен. Его литературные труды, пронизанные духом аскетизма и нравственным увещеванием, справедливо входят в священное предание богомудрых отцов религии.

Преподобный скончался в середине V столетия, прожив в пещере более 60 лет. Тела Постника и Феодула перенес император Юстин Младший в константинопольский собор Святых Апостолов. Память святителя вспоминают 12 ноября, а 13 числа этого месяца христиане торжествуют во славу И. Златоуста. Даже в православном месяцеслове эти две великие фигуры стоят настолько близко.

Святитель Нил удостоен больших похвал Церкви. В службе, которая составлена ему, Постника называют «чашей мудрости», «несокрушимым молебником», «ведателем божественных догматов веры», «сопричастником праведников и собеседником небесных посланников».

На заметку! Подвижнические произведения преподобного Постника предназначены в первую очередь тем, кто пришел в иноческую обитель и намерился вступить на путь смиренного монашества. Однако к сему духовному учителю может обратиться каждый православный верующий, ищущий полноты божественного Единства.

Святитель Нил именовал делом прекрасным молитву и чтение Писаний, он называл их тем, что способствует добродетельному житию, насыщает духовный разум Божьими словами и рождает бесконечную пользу.

Сознание человека, изучающего Библию и поющего акафисты, отрешается от земного и переходит к Небесному блаженству, вкушая сладостное состояние умиротворения.

Важно! Молитва, по словам святителя, подготавливает душу к личной беседе с Господом и создает с Ним великую дружбу, ведь Бог милосерден и не стыдится любви даже самых невежественных людей.

Нил постник является великим христианским святителем и отшельником, автором полезных аскетических наставлений.

Родился в Константинополе, где получил хорошее воспитание и отличное образование. Женился на благочестивой девушке, которая родила ему двух детей. Осознав суетность мирского бытия, святой удалился вместе с сыном на Синайскую гору, где смиренно служил Господу и писал нравоучительные тексты до конца дней.

Добротолюбие преподобного Нила Синайского

Мар 11, 2019 13:25Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-prepodobnogo-nila-sinajskogo.html

Читать онлайн «Творения преподобного отца нашего Нила Синайского», автора Нил Постник

Творения преподобного отца нашего Нила Синайского

преподобный Нил Постник

Содержание

Информация о первоисточнике

Преподобный Нил, постник Синайский, и его творения

Часть 1

Часть 2

К монаху Агафию

Отделение 1. Введение

Отделение 2. О воздержании

Отделение 3. О тщеславии

Отделение 4. О чтении и молитве

Глава 1-11

Глава 12-17

Отделение 5. О том, что душам пристрастных к богатству, как животолюбивым, при смерти трудно расставаться с жизнию

Отделение 6. О том, что справедливо наказываются собственность свою передающие во владение кому случится

Отделение 7. О тех, которые во время кончины не прилагают попечения о своем спасении, но пишут завещания и отдают приказы о том, над чем не имеют власти

Важно

Отделение 8. О том, что страждущие при жизни беспечностно и во время кончины, вместо того чтобы позаботиться о самих себе, прилагают старание о том, как передать имение свое наследникам

Читайте также:  Мощи преподобного серафима саровского

Отделение 9. Обличение пишущих завещания

Глава 1-5

Глава 6-10

Отделение 10. О житии блаженных и злоумии Диавола

Отделение 11. Об Иосифе и Сусанне и о том, что подвиг Иосифов выше подвига блаженной Сусанны

Глава 1-6

Глава 7-15

Глава 16-23

Отделение 12. Притча о винограднике и о делателях, нанятых в разные часы

Глава 1-7

Глава 8-13

Слово о молитве

Предисловие

Слово о молитве, разделенное на 153 главы

Глава 1-74

Глава 75-153

О восьми лукавых духах

О чревоугодии

О блуде

О сребролюбии

О гневе

О печали

Об унынии

О тщеславии

О гордости

К Евлогию монаху. Слово 1

Глава 1-12

Глава 13-21

Глава 22-34

К Елогию монаху. Слово 2

О пороках, противоположных добродетелям

О различных лукавых помыслах 27 глав

Глава 1-14

Глава 15-27

Слово на евангельское изречение: Иже имать влагалище, да возмет, такожде и мех: а иже не имать, да продаст ризу свою и купит нож (Лк. 22, 36)

Сказания об избиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына Нилова

Сказание первое

Сказание второе

Сказание третье

Сказание четвертое

Сказание пятое

Сказание шестое

Сказание седьмое

Похвальное слово Алвиану

Слово подвижническое

Глава 1-13

Глава 14-22

Глава 23-36

Глава 37-48

Глава 49-62

Глава 63-75

К досточтимейшей Магне, диаконисе Анкирской, слово нестяжательности

Глава 1-10

Глава 11-21

Глава 22-36

Глава 37-46

Глава 47-56

Глава 57-67

О том, что пребывающие на безмолвии в пустынях преимуществуют пред живущими в городах, хотя многие из неопытных противного сему мнения

Глава 1-13

Глава 14-27

Разные главы или мысли

Мысли, которые могут человека отводить от тленного и прилепляют к нетленному

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:

“Православие и современность. Электронная библиотека.” (www.lib.eparhia-saratov.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2

“Православие и мир. Электронная библиотека” (lib.pravmir.ru).

Преподобный Нил, постник Синайский, и его творения

Часть 1

Преподобный Нил Постник, называемый также “Синайским”, – один из великих восточных, византийских подвижников и церковных писателей IV–V веков. Родился он в Константинополе во второй половине IV века в знатной, богатой семье и получил превосходное образование.

По складу своего характера да и по воспитанию, Нил проводил жизнь добродетельную и богоугодную. После достижения совершеннолетия юноша вступил в брак со столь же добропорядочной девицей, светлого ума и прекрасных душевных качеств.

Супруги имели двух детей – сына и дочь.

В кратком Житии святого Нила говорится: “Преподобный Нил… вероятно… тогда, как святой Златоуст был проповедником в Антиохии (то есть еще в сане пресвитера и, значит, до 397 года. – .), был слушателем и учеником его” [1]. Это обстоятельство непременно подчеркивается в различных изданиях творений и житий святого Нила.

Казалось бы, знатному и богатому юноше в силу его общественного положения была уготована блестящая светская карьера. И сначала так оно и было.

Совет

Молодой человек, благородного происхождения, со многими достоинствами, со способностями к государственной службе, был назначен на весьма высокую должность – префекта [2] Константинополя, византийской столицы (столичным префектом было должностное лицо, в подчинении которого находились все, если говорить современным языком, полицейские службы города).

Нил с супругой были близки к императорскому двору – их окружал блеск придворной жизни, они имели постоянное (но, правда, по обязанности) общение как с самим императором, так и с его семейством и ближайшими к монарху царедворцами, с различными высокопоставленными чиновниками, однако светская жизнь тяготила и Нила, и его супругу. И подобное настроение в их душах только укреплялось осознанием суетности всего земного. Это – удивительное явление, говорящее о неоднозначности житейских обстоятельств. Очевидно, что молодые супруги имели все необходимое (и даже более того) в своей повседневной жизни. Но пороки, к прискорбию распространенные в столице, в том числе и при императорском дворе, отягощали христианскую совесть Нила. Он стремился так или иначе защититься от всех “прелестей” и соблазнов великосветской жизни, как бы отгородиться, уйти от них.

https://www.youtube.com/watch?v=m1MfNbHexyo

Кстати сказать, спустя несколько лет порочность, распущенность столичных и придворных нравов нелицеприятно и гласно обличал святитель Иоанн Златоуст, после возведения его на архиепископскую кафедру стольного града. Его обличительные проповеди вызвали злобу императрицы и самого императора. И монарх жестоко расправился со святителем: изгнал его из столицы и отправил в ссылку.

Святой Нил давно проникся убеждением в том, (1 Ин. 5, 19) и что “в нем нет ничего постоянного, ничего вечного и справедливого, но все извращено, исполнено неправды. Нил стал стремиться к узкому, но спасительному пути, ведущему к Жизни Вечной, исполненной истинного и неизменного веселия и бесконечного блаженства” [3].

Позже, подвизаясь уже на Синайской горе [4], в пустыне, преподобный Нил напишет: “Путь к добродетели – бегство от мира – путь благой и краткий . Вожделевшему нетленного надлежит ни во что вменять все тленное…

Возненавидь настоящую жизнь, ибо видишь, как беспорядочно вращается ее колесо. Не вожделевай благ, которыми пользование преходит и обладание утрачивается…

Всему предпочитай душу, и путь добродетели потечет тогда без труда, ибо все тленно, а душа бессмертна; тленному же надлежит предпочитать бессмертное” [5].

Не сразу, но тем не менее довольно скоро и сам Нил, и его супруга (под благотворным воздействием преподобного) приняли твердое решение оставить совместную жизнь, удалиться из мира и вступить на монашескую стезю. Это событие в жизни супругов произошло около 390 года.

Вне сомнения, оно было вызвано не только желанием самого Нила, но и тем исключительным влиянием, которое оказал на преподобного святитель Иоанн Златоуст, – великий вселенский Отец и учитель Церкви, боговдохновенный проповедник, дивный подвижник, молитвенник, святость которого была явлена Богом всем людям.

Обратите внимание

Из Жития преподобного Нила мы узнаём и о том, что благочестивые супруги раздали свое имущество нищим и всем нуждавшимся, отпустили на свободу рабов и рабынь. Что же касается детей, то родители поделили ответственность за них между собой: дочь осталась с матерью, тогда как Нил принял на себя попечение о сыне, Феодуле (имена супруги и дочери Нила в Житии не названы).

Мать с дочерью ушла в одну из египетских женских обителей, там приняла монашество и стала усердно служить Господу, совершая дела благочестия.

Нил с Феодулом покинули Константинополь и направились на Синайскую гору.

Преподобный Нил вместе с сыном поселились в пещере, которую они выкопали своими же руками. В этой пещере святой Нил подвизался затем в продолжение сорока лет.

Отшельники питались даже не хлебом: их пищей были дикие горькие травы.

Нил стремился подражать жизни преподобных Отцов-пустынников строгим постом, молитвенными бдениями, богомыслием – возношением мыслей к Богу, чтением и изучением Священного Писания, другими иноческими трудами.

Многие отшельники, христианские подвижники разных времен, удаляясь от мира с его соблазнами и суетой, с “беспорядочным вращением колеса” жизни, тем не менее не перерывали связующих нитей с теми, кто по-прежнему пребывал в миру.

“Оставя, однако же, мир, преподобный Нил не оставил общения с людьми. Из всех мест и всякого рода лица обращались к нему (и писали, и приходили. – .) со своими духовными нуждами, и никто не был оставлен без потребного вразумления и назидания. И царь (император Аркадий. – .

) писал к нему, прося молитв, и он писал к царю…” [6]

В своем пустынном уединении преподобный Нил много времени уделял плодотворному литературному труду. Его боголюбивые сочинения разнообразны и о них отдельно будет сказано ниже. Здесь же упомянем лишь о письмах, посланиях святого Нила, адр …

Источник: https://knigogid.ru/books/95369-tvoreniya-prepodobnogo-otca-nashego-nila-sinayskogo/toread

* Преподобный Нил постник, Синайский *

Прп. Нил. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

*

Преподобный 

Нил постник, Синайский

(5 век) Преподобного Нила, постника Синайского (V). * Преподобного Нила постника (V).

Ὁ Ὅσιος Νεῖλος ὁ Ἀσκητὴς

*

Святой преподобный Нил ПостникГреция, Афон,монастырь Дионисиат, XVI век

*

Прп. Нил. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.

Святой преподобный Нил Постник, Синайский Святой преподобный Нил Постник, уроженец Константинополя, жил в V веке и был учеником святого Иоанна Златоуста. Получив прекрасное образование, Нил еще молодым человеком был назначен на важный пост префекта столицы. К этому времени Нил был женат и имел двух детей. Блеск придворной жизни тяготил супругов. Огромное влияние на их жизнь и их стремления оказывал святой Иоанн Златоуст. Супруги решили расстаться и посвятить себя иноческой жизни. Жена Нила с дочерью удалилась в один из женских монастырей в Египет, а преподобный Нил с сыном Феодулом ушли на Синай, где поселились в выкопанной своими руками пещере. Сорок лет служила эта пещера жилищем преподобному Нилу. Постом, молитвой, трудами стяжал святой высокое духовное совершенство. К нему стали приходить люди всякого звания и сословия – от императора до земледельца, и каждый у святого находил совет и утешение. В своем уединении преподобный Нил много писал. Известны его послания, среди которых – гневные обличения императора Аркадия, изгнавшего святого Иоанна Златоуста. Широко известны аскетические творения преподобного Нила, достойного ученика Златоуста: они совершенны по форме, глубоко православны, исполнены искренним чувством и ясной мыслью. В пустыне преподобный Нил претерпел много невзгод. Так, сарацины пленили сына его Феодула, которого предназначили в жертву языческим богам. По молитвам святого Господь спас Феодула, и преподобный нашел его у епископа Эмесского, выкупившего молодого человека у варваров. Этот же епископ рукоположил обоих пустынников во пресвитеров. После посвящения они возвратились на Синай, где и подвизались вместе до кончины преподобного Нила.

Читайте также:  Мощи святого иоанна шанхайского

http://iconsv.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=viewcategory&catid=1176&Itemid=3

*

Ὁ Ὅσιος Νεῖλος ὁ Ἀσκητὴς

Ὁ Ὅσιος Νεῖλος ὁ Ἀσκητὴς Γι’ αὐτὸν ἀναφέραμε στὸ βιογραφικὸ σημείωμα τοῦ γιοῦ του Θεοδούλου, ποὺ ἡ μνήμη του γιορτάζεται τὴν 14η Ἰανουαρίου. Ἀλλὰ ὁ Σ. Εὐστρατιάδης στὸ Ἁγιολόγιό του γράφει καὶ τὰ ἑξῆς: «Οὗτος ἣν διάσημος ἐν λόγοις καὶ ἐν ἀξιώματι, ἔπαρχος Κωνσταντινουπόλεως καὶ εὐσεβέστατος, ζῶν ἐπὶ τῆς ἐποχῆς Θεοδοσίου τοῦ Μεγάλου (379 – 395) εἰκάζω μᾶλλον ἐπὶ Θεοδοσίου τοῦ Β’ (408 – 450), κατὰ δὲ τὸν Συναξαριστὴν Νικόδημου (οὐχὶ ὀρθῶς) ἐπὶ Μαυρικίου (582 – 602), συζευχθεῖς μετὰ γυναικὸς ἀπέκτησε τέκνα δύο, ἓν ἄρρεν καὶ ἓν θῆλυ, ἀλλὰ ἄσβεστον ζῆλον ἔχων πρὸς τὴν μοναχικὴν πολιτείαν, κατέπεισε τὴν σύζυγον αὐτοῦ νὰ ἐγκαταλείψωσι τὴν Κωνσταντινούπολιν καὶ ἦλθον εἰς Ἀλεξάνδρειαν ἐκεῖ διεχωρίσθησαν ἀπ’ ἀλλήλων, καὶ ἡ μὲν γυνὴ ἔλαβε μεθ’ ἑαυτῆς τὸ θυγάτριον, ὁ δὲ Νεῖλος τὸν υἱὸν αὐτοῦ Θεόδουλον, μεθ’ οὗ ἀπῆλθεν εἰς τὸ ὄρος Σινᾶ πρὸς ἄσκησιν ἀλλ’ ἐκεῖ ἐπιπεσόντες βάρβαροι ἀπήγαγαν μεταξὺ ἄλλων καὶ τὸν υἱὸν αὐτοῦ, διὰ τὸν ὁποῖον ἔκλαιε καὶ ἐθρήνει πικρῶς (Ἀθβάδες τριάκοντα ὀκτὼ οἱ ἐν Σινᾷ, Ἰανουάρ. 14). Εἰς τὴν ἐρημικὴν ἐκείνην ἀνάπαυσιν ἠσχολήθη εἰς συγγραφᾶς ἀσκητικῶν ἔργων, μαρτυρούντων τὴν σοφίαν αὐτοῦ καὶ τὸν πρὸς ἄσκησιν ἔρωτα. Ἐν νηστείαις καὶ προσευχαὶς διαβιώσας, ἐκοιμήθῃ ἐν εἰρήνῃ. Τὰ Ἱερὰ αὐτοῦ ὀστᾶ μετακομίσθησαν ὑπὸ τοῦ βασιλέως Ἰουστίνου (518 – 527) καὶ κατετέθησαν ἐν τῷ ναῷ τοῦ Ἀποστόλου Παύλου ἐν τῷ Ὀρφανοτροφείῳ κάτωθεν τοῦ θυσιαστηρίου. Ἂν τοῦτο ἀληθεύη, ἡ τοῦ Συναξαριστοῦ πληροφορία, ὅτι ἐπὶ Μαυρικίου ἤκμασε, δὲν στηρίζεται». *

Святой преподобный Нил ПостникГреция, Афон, монастырь Протат, фреска церкви Успения Богородицы, начало XIV в.

Тропарь преподобному Нилу постнику

Тропарь, глас 8:

     Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Ниле отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

     Хврастная страстей, яже от телесе востания, сечительно, Ниле блаженне, во бденной твоей ссекл еси молитве, но, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких мя бед свободи, да зову ти: радуйся, отче всемирный.

Ин кондак, глас 8:

     Божественною любовию возгоревся, всеблаженне, оставил еси иже в житии молвы и постных селитву в горе стяжа, от неяже, вшед в мрак незаходный, приемлеши, яко древле Богоносец, Богоначертанная писмена, имиже к Божественней добродетели наставляеми, весело вопием ти: радуйся, отче Ниле, постником добротворение.

Величание

     Ублажаем тя, преподобне отче Ниле, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

*

Прп. Нил. Фреска. Церковь св. Андрея на Треске в Македонии. Сербская Православная Церковь. 1388 – 1389 годы.

*
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος δ’. Ταχὺ προκατάλαβε. Σοφίας τῷ ἄνθρακι, ἀποκαθάρας τὸν νοῦν, τὸ νᾶμα ἐξέπιες, τῆς αἰωνίου ζωῆς, βιώσας ὡς ἄγγελος· ὅθεν ἀεὶ βλυσταίνεις, τὸ ἁλλόμενον ὕδωρ, πράξει καὶ θεωρίᾳ, καταρδεύων τὸν κόσμον. Διό σε ἀνευφημοῦμεν, Νεῖλε Πατὴρ ἡμῶν Ὅσιε.

Κοντάκιον. Ἦχος πλ. δ’. Τῇ ὑπερμάχῳ.

Τὰς φρυγανώδεις τῶν παθῶν τῶν ἐκ τοῦ σώματος Ἐπαναστάσεις τμητικῶς Νεῖλε μακάριε Ἐν ἀγρύπνῳ σου συνέκοψας ἱκεσίᾳ. Ἀλλ’ ὡς ἔχων παρρησίαν πρὸς τὸν Κύριον Ἐκ παντοίων με κινδύνων ἐλευθέρωσον, Ἵνα κράζω σοι, χαίροις Πάτερ παγκόσμιε.

Μεγαλυνάριον.

Τῆς φιλοσοφίας τὸν θησαυρόν, ἐκ τῆς πανολβίου, θησαυρίσας διαγωγῆς, λόγοις ψυχοτρόφοις, πλουτίζεις Πάτερ Νεῖλε, ψυχὰς Θεὸν πεινώσας, καθάπερ γέγραπται. *
 

Святой преподобный Нил Постник

Святой преподобный Нил Постник

Богородица и преподобные Синая. Икона (фрагмент). Византия. Начало XIII в. 51.4 х 75.3. Собрание монастыря святой Екатерины на Синае.
Минея – Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.
Строгановский иконописный лицевой подлинник. 12 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI – начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.
Прпп. Кириак Отшельник и Нил Синайский. Фреска монастыря св. Павла. Афон. 1552 г.

***

Источник: http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2010/11/blog-post_348.html

Житие Преподобного Нила Столобенского Чудотворца | СЕЛИГЕР ОСТАШКОВ

Преподобный Нил Столобенский

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия, в одном из селений Новгородской области. Кто были  родители и какое имя  носил в миру Нил Преподобный, неизвестно.

Известно только то, что родители его вели жизнь благочестивую и воспитали отрока в страхе Божием.С ранних лет он воспламенился любовью к Богу и по смерти родителей, оставив отеческий дом, удалился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, близ города Пскова.

Там он принял пострижение в монашество и был назван Нилом, в честь преподобного Нила Синайского.

Его высокая подвижническая жизнь, основанная на кротости, смирении и послушании, скоро была замечена настоятелем и вызвала у них удивление.

Но, не желая похвал от людей, преподобный Нил стал просить у настоятеля благословения отойти в безлюдное пустынное место, чтобы подвязаться перед очами Единого Всевидящего Бога.

Долго настоятель не соглашался, ибо провидел в нем человека Божия и избранный сосуд Святого Духа и считал удаление преподобного Нила великой потерей для братии. Однако, видя его непреклонное намерение, все же отпустил.

Церковь на берегу реки Серемхи

Важно

Покинув Крыпецкий монастырь, преподобный Нил в 1515 году пришел в Ржевский уезд, где в дремучем лесу на берегу реки Серемхи срубил себе небольшую келью. Живя в этом уединенном месте он питался лесными травами и дубовыми желудями, а душу свою укреплял непрестанным богомыслием, постом, бдением и молитвами.

Видя такую жизнь отшельника, исконный враг нашего спасения-диавол, восстал на него со всей своей лютой ненавистью и злобой. Полчища бесов старались устрашить преподобного Нила и изгнать из сего места. Для этого они принимали вид страшных зверей, змей и гадов, которые устремлялись на преподобного с диким свистом и воем.

Но святой отражал все эти привидения крестным знамением и молитвой.

Не добившись таким образом ничего, диавол внушил разбойникам убить отшельника. И когда те пришли к его келье, преподобный, сотворив молитву Богу о помощи, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы.

И сила Небесной Заступницы превратила злодеев в боязливых и кротких агнцев. Им представилось, что святого сопровождает множество вооруженных людей. В ужасе разбойники пали к его ногам, прося прощения и раскаиваясь в своем намерении.

Преподобный же , преподав им наставление-впредь удерживаться от дурных поступков и дел, отпустил их с миром.

Место у реки Серемхи где поселился Преподобный Нил Столобенский

Прошло несколько лет с того времени, как преподобный Нил поселился у реки Серемхи. По окрестным селениям разнеслась весть о его богоугодной жизни, и тогда многие стали к нему приходить, прося святых молитв и духовных наставлений.

Тяжко стало отшельнику от людской молвы и славы, из-за которых могли стать тщетными его многолетние пустынножительные труды. Он начал молить Бога, чтобы Тот открыл ему путь ко спасению. И глас Божий, слышанный им в тонком сне, указал на остров Столбный.

Это произошло спустя 13 лет после его прихода на реку Серемху.

Колодец на реке Серемхе

Узнав от людей, что этот остров находится на озере Селигер , в 7 верстах от города Осташкова , преподобный Нил после молитвы отправился туда.

Совет

Переправившись на остров, он выкопал в горе пещеру, в которой прожил первую зиму, а потом, с наступлением весны, построил себе келейку, а для совершения молитв-часовню. Пищу преподобный добывал возделывая землю своими руками, а иногда принимал подаяния боголюбивых окрестных жителей.

Проводя дни и ночи в богомыслии и молитве, Нил не позволял себе присесть или прилечь даже на малое время. А в случаях крайнего изнеможения он стоял, опираясь пазухами рук на деревянные крюки, вбитые в стену его кельи, и в таком положении пользовался кратковременным отдыхом.

Всегда помня о смерти, и желая достойно подготовиться к ней, он за несколько лет до кончины выкопал себе в часовне могилу и, поставив там вытесанный своими руками гроб, приходил к нему каждый день плакать о своих грехах.

К скорбям пустынножительства присоединялись скорби и напасти и напасти от демонов и злых людей.

Дух злобы, кроме смущений, наносимых святому в помыслах, в видимом образе предстал ему и советовал оставить пустынный остров, показывая опасность пребывания на нем, по причине невежества и грубости окрестных жителей.

В другой раз множество бесов окружило келью, когда преподобный молился в ней. С неистовым криком, обвязав келью веревками, они грозили стащить ее в озеро. Но преподобный отражал все бесовские нападения крестным знамением и молитвой.

Однажды жившие поблизости неразумные поселяне, завидуя, что преподобный Нил-дальний и чуждый пришелец-один владеет и пользуется островом, который они считали своим, пришли на остров рубить лес, чтобы завести здесь пашню. Святой отшельник умолял их оставить одну гору, покрытую деревьями. Но они не послушали его.

Побуждаемые дьявольской ненавистью, поселяне вырубили лес, оставив сосну вблизи кельи преподобного. Потом, желая согнать его с острова или умертвить, они зажгли срубленные деревья, чтобы в этом пламени сгорела и келья.

Обратите внимание

Святой же в это время вознес слезную молитву к Богу об избавлении от напасти, и пламя, дойдя до места, где стояло его жилище, вдруг, по Божьему мановению остановилось и погасло. Видя такое чудо, злые люди со стыдом и страхом бежали с острова.
Чем больше диавол терпел поражений от святого, тем с большей яростью нападал на него.

Читайте также:  Крестовоздвиженский женский монастырь в нижнем новгороде

Он возбудил против преподобного Нила разбойников, которых называли Кочененки. Они пришли на остров, надеясь найти у подвижника скрытое сокровище. Преподобный в то время был вне кельи и копал землю мотыгою. Как дикие звери они устремились на него, требуя указать, где положено сокровище.

Он же, ничего не имея, кроме ветхого рубища на себе и келейной иконы Пресвятой Богородицы-единственного его богатства,-сказал им: «Чада! Все мое сокровище в моей келье, в углу».

Дерзновенно разбойники вбежали в келью, и как только посмотрели в передний угол, где стояла икона, то внезапно, пораженные чудным светом, исходившим от нее, ослепли. Объятые страхом, они пали ниц и не могли сдвинуться с места. Преподобный вошел за разбойниками в келью, и когда те искренне раскаялись и стали просить прощения, помолился за них, и они прозрели.

https://www.youtube.com/watch?v=hNiPH7jpoYg

При всех ухищрениях дьявол оказался побежден и со всем своим воинством не смог отвратить преподобного Нила от любви Христовой и изгнать его с острова.

Очистившись от страстей и угодив Богу своими духовными подвигами и трудами, преподобный Нил удостоился от Него особых дарований Святого Духа. Он прозревал тайные помыслы и дела людей и согрешающих направлял на путь покаяния и спасения.

Так один поселянин, которого звали Федор Харитонов, пришел к святому, оскверненный блудным грехом. Преподобный обличил его, и наказав не творить сего отпустил его с миром. С того времени этот человек пришел в страх Божий, жил богоугодно и мирно скончался.

Богобоязненные жители, занимавшиеся на озере рыболовством, почитая преподобного Нила, приносили ему рыбу со своего улова. Однажды они послали с рыбой одного из своих товарищей к святому.

Но тот, провидя духом, что сей муж осквернил себя блудным падением, закрыл перед ним оконце кельи и не принял отнего приношение.

Пристыженный рыбарь, возвратясь к своим, поведал им о случившемся и о своем грехе.

В числе приходивших на остров к преподобному Нилу бывали и Осташковские жители, жаждавшие получить от него духовное наставление, совет или утешение. Много чудес творил Господь через своего угодника, так что все, с верой призывавшие имя святого, обретали в нем скорого помошника во всяких напастях и скорбях.

Среди неослабных подвигов поста, бдения и молитвы преподобный Нил приблизился к исходу из сей временной жизни. Получив извещение свыше о приближающемся смертном часе, он стал молить Бога сподобить его причастия Святых Христовых Таин. И молитва его была услышана.

Важно

Вскоре, по устроению Божиему, на остров прибыл игумен Николо-Рожковского монастыря Сергий, который был духовным отцом святого. Преподобный Нил долго беседовал с ним и, исполнившись пророческого духа, сказал ему, что на этом острове по его преставлении Бог воздвигнет храм в прославление Своего Имени, и сие место будет жилищем иноков.

Затем, исповедовавшись, отшельник приобщился Святых Таин и убедительно просил игумена опять посетить его в скором времени.

Всю последующую ночь преподобный Нил провел в молитве. Почувствовав крайнее изнеможение, святой оперся на крюки и предал свою чистую душу Богу. Это случилось 7 декабря 1555 года.

На другой день игумен с братией нашли подвижника почившим. При этом его лицо было светлым, как у ангела, а келья исполнена благоухания.

Опрятав честное тело и совершив надгробное пение, они положили его в заранее приготовленные гроб и могилу.

Всего же преподобный Нил прожил в уединении сорок лет. 13 лет у реки Серемхи и 27-на Столобном острове.

Все эти годы он не входил ни в города, ни в селения, но в безмолвии предстоял Единому Богу, воссылая непрестанные молитвы, пока не удостоился от Него воспринять неизреченные блага, «их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человека не взыдоша».
(по материалам Тверской епархии)

Источник: https://seliger-vladic.ru/zhitie-prepodobnogo-nila-stolobenskogo-chudotvortsa/

Преподобный Нил Синайский (+450) – Нью-Йоркское благочиние

Преподобный Нил родился в столице Византии – Константинополе, и происходил из богатой семьи, что позволило родителям дать сыну превосходное образование.

Однажды святой посещал Антиохию Сирийскую, где, как и многие горожане слушал пламенные проповеди и речи святого Иоанна Златоуста, бывшего тогда еще священником, и занимавшего должность главного проповедника в городе.

Возвратившись в родной город, Нила назначили префектом Константинополя. В круг его должностных обязанностей входили обеспечение функционирования всех сфер жизни огромного столичного города. Эта высокая должность позволила святому приблизиться к царскому двору и самому императору.

Но закулисные интриги, жажда власти чиновников и прочие элементы придворной жизни открыли глаза праведнику, который пришел к выводу, что на земле трудно найти истинную правду и справедливость.  На то время у святого уже была семья – жена и двое детей. По взаимному согласию супруги решили уйти из мира.

Совет

Нил вместе с сыном Феодулом отправился на Синай, где вырыв пещеру, стал жить в отшельничестве, проводя время в молитве и посте. Пищей им служили лишь пустынные растения. Жена же Нила вместе с дочерью приняла монашество в Египте.

Живя в пещере, Нил не переставал общаться с людьми. Так как он был опытным чиновником наивысшего ранга, к нему за советом и помощью обращались знатные сановники и даже сам император Аркадий (395-408). В части сохранившихся до сегодня письмах святого, содержатся его высказывания против притеснения Иоанна Златоуста, обличавшего пороки высших слоев общества.

Кроме того, преподобный знаменит своими богословскими трудами по толкованию Священного Писания, а также нравственными и аскетическими сочинениями. Одно из наиболее известных «Слово о молитве», состоящее из 153 глав.

Однажды на один из монастырей на Синае напали арабы. Нил, находившийся в горах, стал очевидцем избиения монахов. Нападавшие убили большую часть отшельников, а остальных взяли в плен. Среди них был сын святого. Он долгое время переживал за Феодула, и как-то узнал о его тяжелых условиях в плену. Вскоре стало известно, что Феодул остался живым, и его у разбойников выкупил епископ города Елуза.

Когда преподобный отыскал своего сына, тот готовился к священническому рукоположению. Узнав о подвижнической жизни святого Нила, епископ сделал предложение и ему стать священником. Когда отцу и сыну приготовили место служения, они, взяв благословение, вернулись в свое пустынное место на Синае, где продолжили свой духовный подвиг в посте и молитвенном делании.

Преподобный Нил пробыл в пустыни около шестидесяти лет и отошел ко Господу примерно в 450 году. После кончины сына, тела двоих праведников были перенесены в константинопольский храм Святых апостолов.

Память Нила Синайского, которого также именуют  Синаитом или Постником отмечается 25 ноября.

Преподобный Нил Синайский (+450) обновлено: Ноябрь 24, 2016 автором: maximus

Источник: http://nyblago.org/publikatsii/zhitiya-svyatykh/prepodobnyj-nil-sinajskij-450/

Шокирующие пророчества преподобного Нила Постника!

Фото: libertatea.ro

Преподобный Нил Постник (Синайский) был одним из многочисленных учеников и ревностных последователей Иоанна Златоуста. Он занимал высокое общественное положение, так как был «епархом города Царьграда», был женат, имел двух сыновей.

Перед своим изгнанием (398-403 н.э.) святитель Иоанн Златоуст поручил Нилу изучать Писания и благочестивые произведения. Любовь к уединению заставила Нила отказаться не только от блестящего общественного положения, но и от семейной жизни. Он оставил матери младшего сына, а старшего, Феодула, забрал с собой и отправился на гору Синай, где принял монашество, пишет jurnalul.ro.

Преподобному Нилу Синайскому приписывают ряд пророчеств, которые поражают свой точностью. Так как при его жизни служение Богу и предсказания были несовместимы, Нил писал свои сочинения втайне.

Обратите внимание

Его труды были опубликованы в 1639 году стараниями ученого иезуита Петра Посинуса. Предсказания преподобного Нила охватывают не только время его земной жизни, но простираются далеко в будущее, вплоть до 20-го века.

Ниже приводим некоторые из самых шокирующих пророчеств преподобного Нила:

«После 1900 года, к середине 20 века, люди изменятся к худшему. Когда приблизится время прихода антихриста, сознание людей будет затуманено плотскими страстями. Бесчестье и беззаконие будут повсюду, они будут желать ближнему зла».

«Потом мир станет неузнаваемым. Внешность людей изменится. Будет невозможно отличить мужчин от женщин из-за их бесстыдства в одежде и причёсках. Женщина станет мужчиной, а мужчина – женщиной. Эти люди будут жестокими, как дикие звери, у них не останется ничего святого».

«Люди откажутся от скромности, станут транжирами. Ложь, жадность, похоть, прелюбодеяние, гомосексуализм, тайные дела и убийства будут править в обществе. В то далекое время люди будут лишены благодати Святого Духа, полученного ими при крещении, но они не будут знать раскаяния».

«В то время люди будут летать по воздуху, как птицы, и спускаться на дно моря, как рыбы».

«Когда они достигнут всего этого, эти несчастные люди будут тратить свою жизнь в комфорте, не зная, несчастные души, что всё это – обман антихриста. А нечестивый будет творить чудеса в науке, сбивая людей с правильного пути, и поведет их к утрате веры в существование Бога».

«Тогда Бог увидит падение человечества и сократит дни ради немногих, кто будет спасен. И когда антихрист будет самым счастливым и захочет совершить самый большой, последний обман, карающий меч внезапно появится и уничтожит нечестивого и его слуг».

  • Должны ли молдавские власти противодействовать унионистской пропаганде в республике?

Источник: http://www.moldovenii.md/ru/news/view/section/561/id/14484

Ссылка на основную публикацию