Житие преподобного иоанна кассиана римлянина

Преподобный Кассиа́н (Иоа́нн Кассиа́н) Римлянин, иеромонах

Пе́снь 1

Ирмо́с: Во глубине́ постла́ иногда́ фараони́тское всево́инство преоруже́нная си́ла, вопло́щшееся же Сло́во всезло́бный гре́х потреби́ло е́сть, препросла́вленный Госпо́дь, сла́вно бо просла́вися.

Венча́в Боже́ственными доброде́тельми, преподо́бне, житие́ твое́, Кассиа́не, к Бо́гу отше́л еси́, от Него́же на́м проси́ избавле́ния прегреше́ний, мо́лимся, соверша́ющим ве́рою свято́е твое́ преставле́ние.

Всеобра́зным манове́нием к Бо́гу все́х, достосла́вне, от стра́стных помышле́ний уклони́лся еси́ и све́т бы́л еси́, прича́стии невеще́ственными обожа́емь, препросла́вленнаго Го́спода поя́, тя́ просла́вльшаго.

Вра́чь бы́л еси́ душа́м, боже́ственными твои́ми уче́нии, Кассиа́не, управля́я мудрова́ния мона́шествующих благода́тию, и к жи́зни ве́чней наста́вил еси́. Сего́ ра́ди тя́ вси́ любо́вию почита́ем.

Богоро́дичен: Во чре́ве носи́вшую, Чи́стая, вси́ ве́мы: Бо́га бо, в пло́ть ме́ртвенную обле́кшася, па́че ума́ родила́ еси́, просвети́вшаго преподо́бных сосло́вие, препросла́вленнаго Го́спода, сла́вно бо просла́вися.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Процвела́ е́сть пусты́ня я́ко кри́н Го́споди, язы́ческая неплодя́щая це́рковь, прише́ствием Твои́м, в не́йже утверди́ся мое́ се́рдце.

Звезду́ тя́, на высоте́ церко́вней возсия́вшую, просвеще́ние показа́ су́щим во тме́ Христо́с, всехва́льне, по́стников украше́ние, преподо́бне.

Кресту́ приобщи́вшемуся и ми́р просве́щшему, Кассиа́не, подо́бяся, распя́лся еси́ мирски́м страсте́м, кова́рствия бесо́в победи́в.

Му́дрости испо́лнися твое́ се́рдце, прему́дре, уче́ния бе́здну Святы́м источи́ Ду́хом, мона́хов стада́ напая́ющу.

Богоро́дичен: Исцели́, Всенепоро́чная, ду́шу мою́, молю́ся, изнемо́гшую страстьми́ и вся́кими настоя́нии зле́йших де́монов, боже́ственным хода́тайством Твои́м.

Седа́лен, гла́с 4

Преподо́бен бы́в, Бо́гу возложи́лся еси́ и, просве́щься до́брыми ви́ды, Кассиа́не, я́ко со́лнце, облиста́л еси́ сия́нием боже́ственных твои́х уче́ний сердца́ все́х, чту́щих тя́, всегда́ просвеща́я. Но приле́жно моли́ Христа́ о и́же любо́вию те́пле восхваля́ющих тя́.

Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: Грехолюби́в сы́й, молю́ Тя́, Безгре́шнаго Бо́га ро́ждшую, взе́млющаго грехи́ ми́ра, Пречи́стая, многогре́шную ду́шу мою́ уще́дрити и грехи́ моя́ мно́гия очи́стити: гре́шных бо Ты́ еси́ очище́ние, и спасе́ние ве́рных, и заступле́ние.

Крестобогоро́дичен: И́же во́лею на́с ра́ди распе́ншагося на дре́ве А́гница зря́щи, рыда́ющи, глаго́лаше, слезя́щи: что́ Ти́ безблагода́тный евре́йский собо́р воздаде́, и́же мно́гих и вели́ких, Сы́не Мо́й, даро́в наслажде́йся? Но воспева́ю Твое́, Бо́же Мо́й, долготерпе́ние.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Прише́л еси́ от Де́вы не хода́тай, ни а́нгел, но Са́м Го́споди вопло́щся, и спа́сл еси́ всего́ мя́ челове́ка; те́м зову́ ти́: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

По́двиги твои́ми плотска́я покори́л еси́ игра́ния ду́ху, преподо́бне, и свяще́нными уче́нии твои́ми вся́ обнажи́л еси́ кова́рствия льсти́ваго и ловле́ния.

Умерщвля́емь во́лею от мирски́я ме́ртвости, бу́дущия жи́зни насле́дие прия́л еси́, Кассиа́не пресла́вне, зако́ны же написа́л еси́ мона́хов в наставле́ние и соверше́ние.

Всели́ся в ду́шу твою́ благода́ть Ду́ха и все́х вы́шша плотски́х мудрова́ний тя́ показа́, пребога́те, и льсти́ваго сете́й явле́нно.

Богоро́дичен: Безле́тнаго, в ле́то бы́вша, родила́ еси́ неизрече́нно, Всенепоро́чная, преподо́бныя просвети́вшаго, ве́рою пожи́вшия, и злонача́льнаго зми́я смири́вшаго.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Хода́тай Бо́гу и челове́ком бы́л еси́, Христе́ Бо́же: Тобо́ю бо Влады́ко, к светонача́льнику Отцу́ Твоему́, от но́щи неве́дения, приведе́ние и́мамы.

Восхи́тился еси́, твои́ми доброде́тельми, богоприя́тне, носи́мь, и, ра́дуяся, дости́гл еси́ к небе́сным селе́нием, трудо́в по́чести досто́йно прие́мля.

Умо́м чи́стым ты́ взира́я добро́ту Христо́ву, стоя́л еси́ непрекло́нен в нощи́ и во дни́, пресла́вне, Боже́ственная явле́ния отту́ду прие́мля.

Сле́з тече́нии, богоно́се о́тче, напая́емь, я́ко дре́во высокове́твенно, прине́сл еси́ плоды́ исправле́ния, веселя́щая все́х боже́ственно помышле́ния.

Богоро́дичен: Из Тебе́ Жи́знь па́че ума́ возсия́вши, Де́во, врага́ умертви́, вся́ ны́ умертви́вшаго, и оживи́ ми́р, непреста́нно воспева́ющий Тя́.

Пе́снь 6

Ирмо́с: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же мя́ возведи́.

Путе́м те́сным, о́тче, ше́ствовал еси́, все́м же словесы́ твои́ми се́й показа́л еси́, и́мже до́бре ходя́щии, в ра́йскую широту́ вводи́ми быва́ют.

Жи́знь твоя́ преподо́бна бы́сть, и кончи́на блаже́нна и честна́, Кассиа́не о́тче на́ш, святы́х а́нгелов собесе́дниче.

Дрема́ние уны́ния отве́ргл еси́ и, пребдева́я в виде́ниих и дея́ниих, а́нгельски пожи́л еси́ на земли́, богоно́се, всеблаже́нне.

Богоро́дичен: Я́ко добру́, я́ко красну́ возлюби́в Тя́, добротворя́й Иису́с, Всенепоро́чная, из Тебе́ пло́тию ражда́ется и обожа́ет мя́ за милосе́рдие безме́рное.

Пе́снь 7

Ирмо́с: Богопроти́вное веле́ние беззако́ннующаго мучи́теля высо́к пла́мень вознесло́ е́сть: Христо́с же простре́ Богочести́вым отроко́м ро́су духо́вную, Сы́й Благослове́н и Препросла́влен.

Всегда́ воззре́ньми светле́йшими, богому́дре, обожа́емь, свети́льник яви́лся еси́ незаходи́мь, отню́дуже облиста́л еси́ сло́во спаси́тельное, все́х на́с ра́зумы просвеща́ющее, восхваля́ющих тя́.

Язы́к тво́й Ду́хом обощре́н, я́ве начерта́вший зако́н спаси́телен, и о́бразы изложи́, и́миже управля́ются вся́, всеблаже́нне, при́сно мона́шествующих стада́, ра́дующеся.

Ра́зумы, преподо́бне, спаси́тельныя и глаго́лы, неве́дение серде́чное отгоня́ющия, бога́тно источи́л еси́, о́тче богому́дре. Те́мже тя́ почита́ем ве́рно, всесвяту́ю соверша́юще па́мять твою́.

Богоро́дичен: Черто́г была́ еси́ Боже́ственныя сла́вы и престо́л огнезра́чен, на не́мже почи́ Сло́во, воплоще́нное за кра́йнюю благосты́ню. Того́ у́бо моли́, Чи́стая, уще́дрити и поми́ловати ны́.

Пе́снь 8

Ирмо́с: Пе́щь иногда́ о́гненная в Вавило́не де́йства разделя́ше, Бо́жиим веле́нием халде́и опаля́ющая, ве́рныя же ороша́ющая, пою́щия: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.

Сия́я, я́коже звезда́, сло́вом и житие́м, Кассиа́не, просвеща́еши вся́ земны́я концы́, неве́дения изыма́я мглы́ и пе́ти повелева́я всегда́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Заше́л еси́, у́мер, я́ко со́лнце, преблаже́нне, я́ко зарю́ же, оста́вил еси́ незаходи́ма словеса́ твоя́, просвеща́ющая ду́ши на́ша, ве́рою святу́ю твою́, преподо́бне, соверша́ющих па́мять.

Добро́ты мы́сленныя неизрече́нно наслажда́ешися, оста́вль тле́нное те́ло, и ви́дети сподо́бился еси́, я́же ви́дят, сла́вне, а́нгельская во́инства, пою́ще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богоро́дичен: Яви́лася еси́ небе́с ши́рши, Де́во, Его́же бо та́я не вмести́ша, несказа́нно вмести́вши и ро́ждши па́че смы́сла, сугу́ба су́ща Естество́м, еди́ну же иму́ща боголе́пно Ипоста́сь.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Безнача́льна Роди́теля Сы́н, Бо́г и Госпо́дь, вопло́щься от Де́вы, на́м яви́ся, омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная, те́м Всепе́тую Богоро́дицу, велича́ем.

Кре́пость тебе́ дарова́ся от Бо́га и си́ла нача́ла отгони́ти мироде́ржца, те́мже до́блествовав вельми́, я́ко вои́стинну, о́тче богому́дре, лико́м счи́слился еси́ преподо́бных, ра́дуяся.

Я́ко ши́пок сладково́нен, на́с благоуха́ют богодухнове́нная словеса́ боже́ственнаго язы́ка твоего́: ты́ бо благоуха́ние бы́л еси́ на́с ра́ди Излия́вшагося за милосе́рдие и в пло́ть Обле́кшася, богоно́се всече́стне.

Па́мять твоя́, дне́сь преподо́бно возсия́вши, озаря́ет сердца́ восхваля́ющих твое́ а́нгельское житие́, Кассиа́не, в не́йже мо́лимся согреше́ний проще́ние дарова́ти все́м, помоли́ся.

Богоро́дичен: Гла́с Ти́ прино́сим Гаврии́лов, взыва́юще: ра́дуйся, трапе́зо, боже́ственный хле́б носи́вшая; ра́дуйся, непроходи́мая две́ре; ра́дуйся, ра́досте все́х спаса́емых, преподо́бных похвало́, Богоро́дице Присноде́во.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-kassian-ioann-kassian-rimljanin

Житие преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

Преподобный родился на христианском Западе, но духовной отчизной называл православный Восток.

Иночество святитель принял в Вифлеемской обители, которая располагалась недалеко от тех мест, где появился на свет Иисус Христос.

Иоанн Римлянин много путешествовал, стремясь вдохновиться опытом христианских подвижников. Традиционно считается аскетическим писателем, богословом и зачинателем западного монашества.

Письменные свидетельства о жизни этого святителя чрезвычайно малы: информация сохранилась в текстах Г. Марсельского, патриарха Палладия, папы Григория I, Кассиодора и других.

Житие святителя

Происхождение святителя остается под большим вопросом, однозначного ответа найти не удается. Некоторые исследователи предполагали, что он родился в Галлии, другие — в Палестины или в Афинах. Г.

 Марсельский, как самый авторитетный источник, утверждает, что Иоанн являлся скифом, поэтому при упоминании о месте рождения принято говорить о территории современной Добруджи (север Балканского полуострова).

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Сам Кассиан описывал свою родину как страну лесистую и холодную, обремененную распространением еретических воззрений и не имевшую совсем монастырей.

  • Предполагается, что имя Иоанн святитель получил при Крещении или во время пострига. Имя Кассиан в произведениях самого аскета не упоминается, но используется церковными писателями, которые занимаются его жизнеописанием. Прозвище Римлянин, закрепленное за ним на территории Руси и Византии, встречается у святого Фотия, предполагавшего, что Иоанн родился в Риме. Однако здесь ближе всего гипотеза о том, что Кассиан являлся латинским автором, а не греческим.
  • Святитель родился в состоятельной христианской семье и был воспитан по церковным канонам. В своих сочинениях Иоанн упоминал только сестру, которая приняла монашеский сан в монастыре, основанном самим Кассианом. Образование он получал через домашнего учителя, который преподавал классическую литературу Греции и Рима. Святитель отлично знал оба языка, ему легко давалась литература и общение.
  • В 380 г. Иоанн вместе с близким другом Германом принимает решение отправиться в Святую землю. Здесь они принимают монашество и поступают в Вифлеемскую обитель, расположенную недалеко от пещеры Рождества Спасителя. Находясь в Палестине, Кассиан знакомится с устройством аскетического общежития и набирается опыта подвижничеств. Вскоре Иоанн и Герман получают разрешение отправиться в Египет, чтобы ближе узнать распорядки здешних монастырей. Есть предположение, что к этому шагу они пришли после встречи с египетским подвижником по имени Пинуфий, настоятелем крупного монастыря в городе Манефисе (Эль-Манзала).

На заметку! Иоанн Кассий считается аскетическим богословом, ученым, который сумел систематизировать и популяризировать православную религию на христианском Западе. Его учения об устройстве монастырей, жизни аскетов и созерцании божественного принесли Римлянину колоссальную известность.

Однако большое значение святитель уделял и догматическим взглядам. Он рассматривал проблемы современного ему богословия, вопросы о состоянии души после грехопадения, спасительного движения свободной воли во спасение, а также учение о смысле искупления, совершенного Мессией. В основе его рассмотрения стояла полемика с разнообразными ересями.

Пребывание в Египте, Константинополе и Риме

Морем Иоанн и Герман достигли порта Танис, располагавшегося в восточной части дельты реки Нил. Вскоре они прибыли в монастырь настоятеля Пануфия, где познакомились с отшельниками, живущими на холмах рядом с солеными озерами.

Спустя время они посетили пустыню, которая называлась Скит. Здесь святители встречали многих подвижников, навещали старцев и задавали им религиозные вопросы, слушали наставления и совершали ежедневную молитву, пока не вступили в общину.

Икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

  • Только через семь лет сурового аскетического испытания Иоанн и Герман вернулись, как и обещали, в Вифлеем. Однако через некоторое время вновь отправились в Египет, где провели несколько лет. Кассиан собрал большой материал для собственных сочинений.
  • В начале V века на территории Египта разгорелись споры насчет сочинений Оригена. Все святители, симпатизировавшие древнему богослову, вынуждены были удалиться из страны и жаловаться на состояние императору и Константинопольскому патриарху И. Златоусту. Иоанн и Герман были в числе тех монахов, которых изгнали из Египта.
  • Константинопольский патриарх радушно принял изгнанников, дав убежище и своё покровительство. Вскоре Иоанн включил некоторых монахов в часть клира, Германа он сделал клириком, а Кассиана — диаконом. Последний неохотно принял сан, потому что усматривал здесь некое препятствие к созерцанию. Впоследствии Римлянин выказывал колоссальное уважение И. Златоусту, выделяя его добродетельные качества и литературные таланты.
  • Вскоре Константинопольского патриарха обвинили в финансовых злоупотреблениях и отправили в ссылку. Кассиан и Герман отправились в Рим, где перед ликом императора пытались доказать невиновность святителя, вручив письмо и опись сокровищницы. Здесь они провели 12 лет, Иоанн получил чин пресвитера и встал на должность советника епископа.

На заметку! Наибольшую известность на христианском Западе Иоанн римлянин приобрел в XI столетии. Святитель представлялся как основоположник западного монашества и покровитель обители святого Виктора, который некогда был велик, но пал от рук вандалов.

Некоторые авторы утверждают, что Кассиан привозил сюда мощи Вифлеемских младенцев и первых свидетелей явления Мессии. Папа Урбан, благодетель монастыря святого Виктора, поместил честную главу Иоанна в серебряный и богато украшенный ковчег. Части мощей Римлянина хранились за главным алтарем. Тело же Иоанна похоронили в мраморном саркофаге, который поместили в крипту церкви.

Галльский период

Стремясь к уединению, преподобный Кассиан поселился в городе Массилия (Марсель), где приобрел доверие епископа Прокула. Спустя время Иоанн обосновал в галльских землях два монастыря.

Женскую обитель, как предполагается, Римлянин создавал для родной сестры, а мужская пустынь расположилась на вершине горы, рядом с гробницей святого Виктора.

Кассиан использовал опыт пребывания на христианском Востоке, создавая хорошо организованную монашескую общину.

Иоанн Кассиан Римлянин

  • Святитель отличался подвижничеством и умением давать верные духовные советы, в Южной Галлии он приобрел колоссальный авторитет. Здешние настоятели обращались к Римлянину с просьбой о том, чтобы он помог в организации монашеского общежития и составил письменное руководство. В начале V столетия Кассиан написал свои главные сочинения, которые повлияли на становление аскетичного бытия не только в Южной Галлии, но и на всем христианском Западе.
  • Правила, обозначенные в книгах, имели корни из глубокой древности, времен Ветхого Завета, Спасителя и учеников. Законы эти непреложно соблюдались подвижниками на протяжении четырех столетий. Автор предстал прямым проводником аскетического учения, созданного отцами-пустынниками и подтвержденного их опытом.
  • По некоторым утверждениям, Иоанн Римлянин в 426 г., будучи занятым в написании своего труда «Собеседования», участвовал в полупелагианской полемике, рассматривающей вопросы божественной благодати и провидения. Кассиан вел скрытую борьбу с учением Блаженного Августина, что привело к некоторому отрицанию последнего в галльских областях.
  • Одновременно с этим Римлянин выступал против трактатов Нестория при помощи своей книги «О воплощении Господа». Это сочинение грешит догматическими неточностями и недостатками письма, что связывают с преклонным возрастом Кассиана и его слабым здоровьем на тот момент. Иоанн скончался в Массалии около 435 г, католическая церковь официально не канонизировала Кассиана, но он чтится как марсельский святой.

В своем учении Иоанн Римлянин признает Единородное Слово и Иисуса Христа тождественными.

Истинная вера заключена в утверждении, что Сын Божий един во все времена. Все это произошло вслед за тем, как Бог соединился с человеком, и нельзя полагать, что Слово и Сын Божий были разделенными сущностями. Человеческая природа настолько сочетаемая с Господом, что невозможно отделить одно от другого во времени и страдании.

Читайте также:  Как освятить икону в церкви или дома?

Почитание на христианском Востоке

Среди православных монахов аскетические произведения Иоанна Римлянина возымели уважительное отношение. В Палестине его узнали посредством кратких изложений. Святитель Фотий, носивший чин Константинопольского патриарха, упоминал о четырех книгах на греческом языке.

  • Богослужения в честь преподобного впервые проходили в Византии, зачинателями являлись монахи Палестины. Имя Кассиана встречается в константинопольских памятниках X столетия. Святому предопределили церковную дату — 29 февраля, его почитают в качестве исповедника, учителя умиротворенной созерцательной молитвы. На богослужениях большое внимание уделяют его основным сочинениям. Первое полноценное сказание о житии Иоанна появилось в 1431 г.
  • В православной Церкви Кассиана почитают через иконографию, изображения встречались в монастырях XIII века. На сохранившихся образах святой предстает с седой бородой, треугольной формы, в монашеских одеждах. На одной иконе он — с головным убором, на другой — без него. На христианском Западе известно больше икон с изображением Иоанна Римлянина.
  • Память о нем появилась в месяцесловах, изданных в российской столице в 1689 г. Очерки дополняли сведениями, взятыми из латинских книг, исследователи указывали на том, что преподобный был учеником И. Златоуста. Здесь же говорилось: Кассиан написал текст-опровержение учения Нестория, а также организовал два монастыря.
  • В начале XXI почитание возродилось в Румынии, куда входит родина святителя — Малая Скифия. В 2001 г. организовали обитель в честь Кассиана, место для возведения выбрали близ города Тыргушора.

Преподобный Иоанн обрел славу почитаемого аскетического богослова, сумевшего систематизировать учения древних, где излагаются каноны монашеского общежития. Преподобный жил в странах христианского Востока и Запада, что помогло ему сблизить мировоззрения двух частей одной религии. Он отличался праведностью в поведении и стремлением развить идею монашества.

Важно! Сегодня имя Иоанна Кассиана прославлено, ему выделяют церковные богослужения, а его сочинения имеют большой вес в среде священства.

На христианском Западе Иоанн известен как аскетический писатель, в своих главных сочинениях («О правилах общежительных монастырей» и «Собеседования») он проанализировал опыт православного Востока и представил читателям перечень правил для внутренней и внешней жизни монашества.

В этих произведениях чётким образом, литературно обработанные и оформленные, передаются сведения о религиозных традициях и практиках, используемые египетскими святыми подвижниками IV века.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-ioanna-kassiana-rimlyanina.html

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Дни памяти

В високосные годы память преподобного празднуется 14 марта по новому или 28 февраля по старому стилю, в невисокосные – 13 марта или 27 февраля.

Жил в Римской империи в IV-V вв.

Точные даты жизни и место рождения прп. Иоанна Кассиана неизвестны. В житии говорится, что он родился около 350 г в городе Марселе в Галлии и умер около 435 года. Галльская область являлась частью Западной Римской империи.

В самом начале V века при жизни преподобного варвары напали на Галлию, а в 410 году готами был разграблен Рим, что вызвало тяжелое потрясение у «цивилизованной» части Запада, побудив западную христианскую мысль к дискуссиям,  в частности о Божием Промысле и предопределении.

В целом IV и V века – это эпоха выдающихся богословов, «золотой век христианской письменности», период расцвета монашества в Египте и Сирии, а также время борьбы с ересями: арианством, духоборством и несторианством.

Почитается и Православной, и Католической Церквями

Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина называют связующим звеном между Восточной и Западной Церквями. Он родился, умер и большую часть жизни провел «под крылом» Римской кафедры, но идеалом видел восточную традицию монашества. На Западе с ней были мало знакомы, упрекали в «излишней мистичности и оторванности от земной жизни».

Преподобный делал все, чтобы избавить общество Западной Римской империи от подобных взглядов.

Обратите внимание
Совет

Кроме того, Иоанн Кассиан создал правила иноческой жизни для общежительных монастырей, которые, наравне с монашескими правилами Василия Великого и преподобного Иоанна Лествичника, дали всей Церкви образец монашеской жизни и христианской нравственности на все последующее время.

[/su_box]

Некоторые его взгляды так и не были поняты на Западе, но недооценить вклад в учение о борьбе со страстями там не могли. Именно поэтому прп. Иоанн Кассиан почитается не только православными, но и католиками.

Известные святые Западной Церкви, почитаемые на Востоке:

папа Климент Римский (I в), блж.Августин (IV-V вв), блж. Иероним Стридонский (V в), свт. Григорий Великий (V-VI в),

папа Мартин Исповедник (VI в).

Несколько лет странствовал по Египту

Знания и представления о восточной традиции преподобный получил, проведя часть жизни в Палестине и Египте.
В житии говорится, что в Палестину он отправился в юные годы и там же принял монашество.

В Палестине, в Вифлеемской киновии (так назывались монастыри с общежительным уставом) он познакомился с неким аввой Германом, который стал его неразлучным другом.

Вместе они дважды отправлялись в странствия по Египту на несколько лет каждый раз, посещали различные монастыри, знакомились с подвижнической жизнью и получали наставления от святых старцев.

Был лично знаком со святителем Иоанном Златоустом

Святые Иоанн Златоуст и Иоанн Кассиан были одного возраста. Кассиан пережил Златоуста примерно на 20 лет. Святые ценили друг друга и порой участвовали в судьбах друг друга.

Знакомство состоялось около 400 года в Константинополе, куда Иоанн Кассиан прибыл послушать проповеди знаменитого учителя.

Важно

Согласно преданию, Иоанн Златоуст сразу же узрел в прибывшем из Палестины монахе великого подвижника и вскоре собственноручно посвятил его в диаконы.

Через несколько лет, когда на Иоанна Златоуста из-за его конфликта с императорским двором начались гонения, Иоанн Кассиан выступил на стороне святителя и даже отправился в Рим искать для него защиту, но – безрезультатно.

До нас дошли три книги преподобного

Одна из них – «О воплощении Христа против Нестория» – носила полемический характер, была данью своему времени и сейчас почти не рассматривается. Две других – «О постановлениях киновитян» и «Собеседования египетских отцов» – входят в сокровищницу святоотеческой литературы. Обе он создал уже в конце жизни, когда вернулся в родной Марсель.

Труд «О постановлениях киновитян» был написан, по сути, на заказ. Епископ Аптский Кастор основал в своей епархии несколько монастырей и в их устроении хотел равняться на египетскую традицию. С просьбой написать «руководство» для монахов он обратился к преподобному.

В книге Иоанн Кассиан изложил все, что знал относительно внешней и внутренней части монашеской жизни.

Книга «Собеседования египетских отцов» посвящена духовной жизни. Она написана в виде бесед о страстях с египетскими старцами, но многие полагают, что преподобный изложил собственное учение. 

Разделял восемь видов страстей

В формате статьи, конечно же, невозможно пересказать даже часть того, о чем учил святой. Отметим лишь, что врагом всякого человека он считал восемь страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Описывая их действия и причины, он давал советы по борьбе с ними.

Например, говорил, что человеку, страдающему страстью гнева, можно побороть ее, направив всю силу гнева на саму страсть, а не на предметы и людей вокруг. Таким образом, гнев, направленный в нужное русло, может даже оказаться спасительным. В борьбе со страстью блуда, отмечал прп.

Совет

Иоанн Кассиан, одной молитвы и поста может быть недостаточно – необходим физический труд. Истоком сребролюбия он видел недостаток любви к Богу, вялость и расслабление духа.

Как и любая страсть, предупреждал преподобный, она развивается постепенно и тут особенно опасна, поскольку нет ничего более незаметного, чем привязаться всего лишь к одному динарию.

Лекарством от страсти уныния, по мнению преподобного, является труд и только труд. Именно поэтому, указывал святой, египетские отцы не позволяли инокам быть ни минуты праздными. Ну а про гордость Иоанн Кассиан говорил, что она «встречается везде и во всем».

Его труды высоко оценивал преподобный Иоанн Лествичник

Прп. Иоанн Лествичник даже упомянул имя святого Иоанна Кассиана на страницах своей книги, где написал: «От послушания рождается смирение, как мы и выше сказали; от смирения же рассуждение, как и великий Кассиан говорит прекрасно и весьма высоко о сем в своем слове о рассуждении».

Иоанн Кассиан дискутировал с блаженным Августином

При жизни преподобного на Западе сложились два противоположных взгляда на действие Благодати Божией. Один взгляд отстаивал блаженный Августин, который отдавал действию Благодати определяющую роль в спасении человека, полагая, что без Нее – своими силами – человек, как падшее существо, ничего в своей жизни изменить не может.

Важно

Другую точку зрения олицетворял британский монах Пелагий, который прожил несколько лет в Риме и приобрел большую популярностью в христианском мире. Он, наоборот, считал, что спасение человека зависит только от него самого, а Благодать нужна лишь как указание пути. Прп.

Иоанн Кассиан принял, скорее, сторону блаженного Августина, но значительно смягчил ее. «Благодать Божия, – говорил он, – не может противопоставляться свободе человека. Благодать необходима как постоянная помощь, но человек должен сам участвовать в своей борьбе.

И природа человека не безнадежно мертва после грехопадения, а по-прежнему предрасположена к добру – грех лишь затемнил ее».

«Смягчая» взгляды блаженного Августина, он в итоге, как ни странно, приобрел в некоторых кругах «славу» «полупелагианца».

Обратите внимание

Основал два монастыря

Направлять западное монашество он старался не только своими книгами, но и конкретными делами. Вернувшись на Запад, основал в Галлии два монастыря – женский и мужской. Устав обоих был составлен согласно традициям восточных монастырей.

Подготовил Иван Коваленко

****

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8

Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 4

Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Источник: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/619-prepodobnyj-ioann-kassian-rimlyanin.html

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

День памяти святителя Иоанна Кассиана Римлянина 14 марта. Первое имя ему дали при крещении или монашеском постриге, а второе «Римлянин» закрепили за ним на Руси и в Византийской империи. Иногда некоторые богословы в своих трудах называют его Кассианом.

Житие Иоанна

Святитель родился в богатой православной семье в Галлии, которая была частью Римской империи. Он и был воспитан в христианском духе и получил хорошее образование в домашних условиях. Его учитель преподавал литературу, поэтому Иоанн знал греческий и латинский язык.

Падение Рима под натиском варваров вызвало период расцвета монашества. Вместе с другом Германом он отправился в Вифлеем, где они принимают иночество. В Палестине знакомятся с устройством общежития и постигают опыт подвижничества.

Встретившись с настоятелем обители города Манефиса, идут в Египетские земли, чтобы изучить местные монастыри.

Через 7 лет возвращаются в Вифлеем, но отправляются вновь в Египет, где Кассиан собирает колоссальный материал для своих произведений.

Когда разгорелись споры в отношении трудов Оригена, те, кто его поддерживали, покинули страну, в их числе были Герман и Иоанн. Глава Константинопольской церкви Златоуст доброжелательно принял беженцев и дал приют. Герман получил сан клирика, Кассиан – диакона.

Когда патриарха Константинополя обвинили в денежных махинациях, они направились в Рим и пытались оправдать Златоуста, вручив императору сокровища. Здесь они прожили двенадцать лет. Иоанн получил сан священника и стал советником архиепископа.

Труды преподобного Кассиана

Через время, ища покоя и уединения в Галльских землях, он основал две обители одну женскую для сестры, другую мужскую на вершине горы. Используя опыт подвижничества на Востоке, он умело организовал иноческую общину.

Здесь он заслужил большое уважение умением давать советы и помогать в создании монашеских общежитий. В «Собеседовании» Иоанн Кассиан Римлянин проанализировал опыт подвижничества и изложил список правил для жизни иноков.

Обязательно к прочтению:  В чем помогает святой Макарий Великий Египетский

Также особо чтимым среди монахов считается писание «Восемь страстей» Иоанном Кассианом Римлянином. Список включает:

  • чревоугодничество;
  • прелюбодеяние;
  • корыстолюбие;
  • гнев;
  • тоску;
  • отчаяние;
  • высокомерие;
  • гордыню.

Он дал советы, как бороться со страстями. Например, злость направлять в необходимое русло, а не на людей, против вожделения молитвы недостаточно, необходимо заняться физическим трудом.

Читайте также:  Икона святого предтечи иоанна крестителя господня

До наших дней дошли также творения Иоанна Кассиана Римлянина:

  • «О воплощении Христа против Нестория»;
  • «О постановлениях киноитян»;
  • «Собеседования египетских отцов».

Молитва

С молитвой принято обращаться к иконе преподобного для укрепления веры в Господа, избавления от греховных страстей, для помощи в учении о духовной жизни.

Храни Вас Господь!

Обязательно к прочтению:  Икона Матроны в чем помогает

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о преподобном Кассиане:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/prepodobnyj-ioann-kassian-rimlyanin/

Память преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

Преподобный Иоанн Кассиан родился в 360 г. в богатой семье. Уже в юности он принял монашество в Вифлееме. Затем он предпринимает путешествие по самым известным монастырям Востока, побывав, в том числе и в Скитской пустыне и Фиваиде, где знакомится с лучшими образцами подвижничества. В 397 году он отправляется в Египет, где проводит жизнь отшельника.

В 400 году Иоанн Кассиан оказывается в Константинополе, где становится учеником св. Иоанна Златоуста, через несколько лет, когда святитель оказался под угрозой изгнания, он отправился в Рим в поисках защиты у папы Иннокентия.

В 415 году Иоанн принимает сан пресвитера и устраивает два монастыря близ Марселя по восточному образцу. Спустя несколько лет он записывает свой опыт жизни в монастырях Палестины и Египта, чтоб познакомить западных читателей с их духовным опытом. Известно, что в 431 году он пишет сочинение против Нестория.

Иоанн Кассиан оказал большое влияние на становление монашеской жизни на Западе, но его мысли, расходившиеся с богословием бл. Августина в вопросе участия воли человека в деле спасения, часто воспринимались как еретические. Именно поэтому этот западный отец оказался более почитаем на Востоке, чем на своей родине, где скончался в 435 году.

В день памяти преподобного предлагаем вашему вниманию тезисы из нескольких глав его сочинений.

1. Наветы диавола во время молитвы. Частота молитвы.

Важно

Поэтому, когда поднимается мокрота или харкотина, то советуют поскорее окончить молитву.

По мнению их, это дьявол возбуждает в нас мокроты, чтобы через это отвлечь наши мысли от намерения молиться и погасить в нас усердие к молитве, потому что он больше всего враждует, когда видит наше желание молиться Богу.

Потому–то они считают более полезным совершать молитвы хотя и короче, но чаще, чтобы через частые молитвы пребывать в постоянном союзе с Богом, а через краткие — избежать стрел дьявола, нападающего на нас особенно во время молитвы.

2. Понять или прочитать?

Египетские монахи почитают важным не прочитать много стихов, а понять содержание их. Потому говорят, что полезнее пропеть десять стихов с разумной раздельностью, нежели весь псалом со смятением, что иногда происходит от поспешности произносящего, когда он заботится не о том, чтобы внушить слушающим раздельное понятие, но о скорейшем окончании богослужения.

3. О времени для молитвы.

Св. Дух, обещанный пророками, сошел на апостолов в третьем часу, как это значится в книге Деяний Апостольских (гл. 2).

В шестом же часу Господь наш и Спаситель принес Себя Отцу в жертву и для спасения всего мира на крест взошел, очистил грехи всего мира; в этом же часу апостолу Петру открыта тайна призвания язычников через сходящий к нему с неба сосуд, как бы большую скатерть, привязанную за четыре угла.

А в шестом часу Господь сошел в ад, просветил светом Своей славы непроницаемую тьму адскую и, сокрушив медные врата, увел с Собою на небо святых, которые были заключены во мраке преисподней, — через что первобытного жителя рая опять вселил в рай.

4. О смирении.

Смирение, которое открывается в следующих признаках: человек, имеющий его, во–первых, умерщвляет свою волю; во–вторых, не только дела, но и помыслы свои открывает старцу своему, ничего не скрывает; в–третьих, все делает по суждению старца и ничего по своему и, желая его наставлений, охотно слушает их; в–четвертых, во всем соблюдает послушание, кротость, постоянство терпения; в–пятых, не только не обижает никого, но и за свои обиды не взыскивает и не оскорбляется; в–шестых, ничего не делает такого, что не согласуется с общим уставом или не одобряется примером большинства; в–седьмых, доволен всяким состоянием, как бы оно ни было низко.

5. Проявление Христа в людях

Совет

Когда в одном открывается мудрость, в другом — праведность, в ином —святость, в другом — кротость, в ином — целомудрие, в другом — смирение, в ином — терпение, то Христос как бы разделился в каждом из святых.

А когда все придут в единство веры и добродетели, то Он придет в мужа совершенного (Еф 4, 13), обретая полноту своего тела в соединении и усвоении каждого члена. Следовательно, пока придет то время, когда Бог будет всем во всех, в настоящее время Бог может быть только вышесказанным образом, т. е.

по частям добродетелей, хотя в полноте их Он еще не есть все во всех. Ибо хотя цель нашей религии одна, но различны пути жизни, по которым эта цель достигается.

Из слова о молитве

Земледелец, хотя много трудится над возделыванием земли, но не может ожидать обильного плода, если на обработанную землю не падет благовременный дождь и не будет благоприятной погоды. Итак, как ленивым земледельцам, которые не стараются обрабатывать свою землю, Бог не дает плода, так и трудолюбивым не принесет пользы повсечасная забота, если не поблагопоспешит им милосердие Божие.

Так и в деле жизни по Богу и свои труды нужны, но если благодать Божия не поблагопоспешит, ни в чем не успеем. Исповедуй же, что Бог есть начальный виновник не только дел, но и помышлений благих: Он внушает нам и Свою волю Святую, и дает силу и удобный случай исполнить то, чего правильно желаем; «ибо всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов» (Иак.

1:17).

остом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию./ Того ради подаждь нам твоими молитвами/ плоти нашея духу послушание:/ еси бо наставник, Кассиане преподобне,/ всем поющим о Христе твою память.

реподобен быв, Богу возложился еси,/ и просвещая добрыми виды, Кассиане,/ яко солнце облистал еси/ сиянием Божественных твоих учений,/ сердца всех чтущих тя всегда просвещая./ Но прилежно моли Христа,/ о иже любовию тепле восхваляющих тя.

огоблаженне и приснопамятне отче наш Кассиане! От юности возлюбив паче всего Христа, земная и временная презрел еси, и, ангелоподобным житием твоим душу и тело от страстей очистив, безстрастия сокровище стяжал еси, и, Божественными дарами обогатився, законы Богомудрые в наказание и исправление иноком написал еси, и усердный делатель в вертограде Христове явился еси, сам творя и иных словом и делом научая, сугубое восприял еси воздаяние от Бога. Емуже ныне с чиноначалии Ангельскими предстоя, призри на нас, обуреваемых житейских попечений волнами, и помози нам, да не увлечет нас буря страстей наших в бездну греховную. Услыши нас, грешных, святую память твою ублажающих, и молися Христу Богу о нас, немощных, мглою уныния омрачаемых и малодушием недугующих, да Божественною благодатию своею просветит омрачение ума нашего и укрепит нас на пути спасения, имже право ходяще, внйдем в Живот вечный. Виждь, отче святый, немощь нашу душевную, сердечное озлобление и недуги телесныя, одержащие нас по грехом нашим; виждь, яко благими делы обнищахом зело, виждь и милостива сотвори к нам Человеколюбца Бога молитвами твоими, да не воздаст нам по злым делом нашим, но да явит над нами непобедимое Свое человеколюбие и милосердие и дарует нам прощение прегрешений наших. Ты, подвижник быв и учитель иноческому житию, моли Подвигоположника Христа, да и нас, немощных, укрепит благодатию Своею в подвигах воздержания, пощения, молитвы, целомудрия и самоотвержения. Тебе дадеся благодать плодами присноживотнаго учения твоего насыщати и услаждати сердца рачителей благочестия, помози и нам предстательством твоим терпеливно и радостно восприяти и нести благое иго Христово и добре подвизатися в исправлении и обновлении жития нашего. О всеблаженне отче наш Кассиане, чудотворней иконе твоей покланяющеся и святое имя твое в помощь призывающе, молим тя, яко ходатая и заступника нашего: моли Господа Бога, Спасителя мира, да сохранит первопрестольный град сей и святую обитель сию от всякия беды и напасти, от врагов видимых и невидимых, да дарует нам благостояние с преспеянием в Православной вере и благочестии, земле плодоносив и изобилие, и нас всех, недостойных, избави молитвами твоими от належащия нам скорби и нужды. Испроси у великодаровитаго Господа исполнение всякаго благаго прошения и всего, яже к животу времен ному и вечному полезнаго, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Библиография

1. Собеседования египетских отцов. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. – Правило веры, 2008.

2. Добротолюбие. – Неугасимая лампада, 2010.

STSL.Ru

13 Марта 2019

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/prepodobnyy-ioann-kassian-rimlyanin

Сотериология преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

** 1
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин — одна из наиболее ярких фигур в Православии рубежа IV–V веков. Точная дата его рождения неизвестна и обычно относится (на основании косвенных данных) к периоду 350–360 годов 2.

Современники Преподобного указывают, что Иоанн — собственно его имя (по­лученное им при крещении или же при пострижении), а Кассиан — прозвище, по-видимому связанное с местом его происхождения 3.

О месте его рождения точных сведений нет; в исторической литературе до последнего времени существовали две взаимоисключающие точки зрения на этот вопрос.

Одни авторы считали, что Иоанн родился в Галлии, в Провансе, где он якобы и получил хорошее по тому времени образование и прекрасное знание латинского языка, другие — что он из неких “скифских” земель 4.

Обратите внимание

Ныне большинство церковных историков, основывающихся как на указании близко связанного с Иоанном Геннадия Марсельского о “скифском” происхождении Преподобного 5, так и на результатах последних исследований по истории христианства в так называемой Малой Скифии (на территории современной Румынии) 6, склоняется к выводу о том, что Иоанн был выходцем из этой придунайской области 7. К тому же и сам Иоанн сообщает епископу Кастору о том, что был в Галлии иностранцем 8.

Любопытно, что еще в 1912 году румынский ученый В. Парван обнаружил в Малой Скифии район около Сереметского леса (ныне — Касиан), издревле считавшийся владением рода так называемых “кассиан”, где на скалах сохранились древние греческие надписи, указывавшие на право собственности этого рода на данную землю еще во II–III веках: “Пределы (грани­цы) кассиан” 9.

В Малой Скифии, в одной из школ одного из известных тогда местных центров культуры (например, Истрия, Томис, Каллатис) Иоанн мог получить достаточно хорошее образование, проникнутое, однако, тем сугубо классическим духом, что был свойственен в то время школам латинских провинций; с ним Преподобному впоследствии не раз приходилось внутренне бороться на пути христианского совершенствования. Уже в сравнительно зрелом возрасте он все еще жалуется авве Нестерою (в одном из своих “Собеседований” и как бы от лица своего друга): “…кроме тех общих пленений души, которым, без сомнения, подвергаются отвне все слабые, у меня присоединяется особенное препятствие к спасению со стороны познания наук (имеется в виду, как мы видим это из контекста, их языческий характер — Ю. М.), которое я немного приобрел и которое от наставления ли учителя, или от напряжения постоянного чтения так впечатлелось во мне, что теперь дух мой, как бы настроенный поэтическими стихами, которыми он пропитался с малолетства при первых началах учения, размышляет даже и во время молитвы о пустых повестях (баснях) и о рассказах о войнах, и когда пою псалмы или молюсь о прощении грехов, то приходят на память постыдные поэмы, или как бы пред глазами представляется образ сражающихся героев и такими мечтами воображение всегда смущает меня, так что не допускает духу моему возноситься к горнему созерцанию, и они не могут быть изгнаны и ежедневным плачем” 10 (с. 432).

Читайте также:  Православная церковь о рукоблудстве: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Встречающиеся в трудах преподобного Иоанна имена Сократа и Диогена (Собеседование 13, гл. 5), упоминание “силлогиз­мов”, диалектиков и красноречия Цицерона (книга 12, гл. 19), явная связь некоторых его утверждений с учением Платона и неоплатоников (например, в высказываниях о свойствах души) говорят о некотором знакомстве Преподобного с греческой философией.

https://www.youtube.com/watch?v=fRxAAp3br-0

Но рядом с языческой школой Иоанн мог найти и центры истинного просвещения — святой Епифаний сообщает, что уже во второй половине IV века в Малой Скифии существовали монастыри 11, в которых будущий Преподобный мог бывать, приобщаясь к духу подвижнической христианской жизни.

На это мы имеем указание самого Иоанна, сообщающего Кастору, что он с раннего детства вошел в среду монахов, чьи молитвы и образ жизни слышал и видел и путем их следовал 12.

Именно в этих монастырях и должно было зародиться у Иоанна желание монашеского жития: несмотря на светское образование, он не пожелал воспользоваться им для достижения мирского благополучия, а удалился в Палестину, где стал монахом Вифлеемской киновии. Прожив здесь два года, он вместе со своим другом Германом около 390 г.

оставил Вифлеем и отправился в египетскую пустыню к знаменитым старцам-подвижникам. Единственной целью друзей было научиться “чистым оком созерцать глубокие и сокровенные тайны, чего никак не доставит светская ученость, а одна чистота духа посредством просвещения Святого Духа” (с. 429).

В пустыне они провели целых семь лет, встречаясь со многими опытными подвижниками, запоминая и записывая их поучения, их впечатляющие рассказы о многообразии духовного опыта. Вернувшись в Вифлеем, друзья, уже не удовлетворяясь сравнительно легкими условиями жизни в своей киновии, вскоре снова покинули ее и ушли еще на 3 года обратно в египетскую пустыню.

Но обострившиеся в это время в Египте и Палестине смуты и преследования (в связи с ересью антропоморфитов и оригенистов 13) настолько нарушили тишину монашеской жизни, что преподобный Иоанн Кассиан был наконец вынужден, навсегда простившись с Востоком, направиться в Константинополь. В довольно скором времени (ок. 404 г.) он был посвящен здесь святителем Иоанном Златоустом в диакона.

Во время воздвигнутого на святого Иоанна Златоуста гонения преподобный Кассиан как особо доверенное лицо был направлен в 405 г. в Рим в составе специальной миссии, посланной к папе Иннокентию I 14 с просьбой о защите святителя Иоанна. После завершения посольства преподобный Кассиан в Константинополь уже не вернулся.

Важно

Он поселился на юге нынешней Франции и вскоре был посвящен папой во пресвитера города Массилии (Марселя). Здесь он, используя свои обширные и глубокие знания в области восточной православной аскетики, создал по правилам египетских и палестинских общежительных монастырей две обители — мужскую (впослед­ствии бенедиктинский монастырь) и женскую.

Вследствие возникшей при этом нужды в общих сводах правил духовной жизни и удовлетворяя многочисленные просьбы иерархов и настоятелей некоторых галльских обителей, преподобный Кассиан, начиная примерно с 417 года, написал 12 книг “De Institutis Coenobiorum” (О правилах общежительных монастырей) и 24 книги “Collationes patrum” (Собеседования отцов) — все о сущности, целях и правилах монашеского подвига. Составленные в излюбленной форме бесед молодых киновитян со своими духовными наставниками-старцами, основанные на достоверных свидетельствах, записях и воспоминаниях самого Преподобного, с достаточной живостью воспроизводящие суровую атмосферу Великой пустыни, эти труды Преподобного сразу приобрели широкую известность на Западе, сыграв громадную роль в ознакомлении западного монашества с бесценным опытом восточно-христианской аскетики 15.

Какой резонанс в духовной жизни галльского монашества имели труды преподобного Иоанна Кассиана, можно представить хотя бы по тому, как много местных епископов и настоятелей монастырей обращалось к нему за советами как духовного, так и административного характера (особенно по устроению монастырской жизни).

Он писал свои “Собеседования” и “Пра­вила” для аптского епископа Кастора, для епископов Леонтия, Елладия и Гонората; духовный опыт Фиваиды он передавал настоятелям монастырей Евхерию (ставшему в дальнейшем епископом Лионским и составившему краткое извлечение из сочинений Кассиана, так называемый “Устав Кассиана”), Иоавиниану, Минервию, Леонтию и Феодору.

Часть “Собеседований” была написана преподобным для монахов, живших на Стихадских островах неподалеку от Марселя.

Источник: https://www.pravmir.ru/soteriologiya-prepodobnogo-ioanna-kassiana-rimlyanina/

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

10 фактов, которые нужно знать, об этом святом.

Дни памяти
В високосные годы память преподобного празднуется 14 марта по новому или 28 февраля по старому стилю, в невисокосные – 13 марта или 27 февраля.

Жил в Римской империи в IV-V вв. Точные даты жизни и место рождения прп. Иоанна Кассиана неизвестны. В житии говорится, что он родился около 350 г в городе Марселе в Галлии и умер около 435 года. Галльская область являлась частью Западной Римской империи.

В самом начале V века при жизни преподобного варвары напали на Галлию, а в 410 году готами был разграблен Рим, что вызвало тяжелое потрясение у «цивилизованной» части Запада, побудив западную христианскую мысль к дискуссиям, в частности о Божием Промысле и предопределении.

В целом IV и V века — это эпоха выдающихся богословов, «золотой век христианской письменности», период расцвета монашества в Египте и Сирии, а также время борьбы с ересями: арианством, духоборством и несторианством.

Почитается и Православной, и Католической Церквями Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина называют связующим звеном между Восточной и Западной Церквями. Он родился, умер и большую часть жизни провел «под крылом» Римской кафедры, но идеалом видел восточную традицию монашества.

На Западе с ней были мало знакомы, упрекали в «излишней мистичности и оторванности от земной жизни». Преподобный делал все, чтобы избавить общество Западной Римской империи от подобных взглядов.

Обратите внимание
Совет

Кроме того, Иоанн Кассиан создал правила иноческой жизни для общежительных монастырей, которые, наравне с монашескими правилами Василия Великого и преподобного Иоанна Лествичника, дали всей Церкви образец монашеской жизни и христианской нравственности на все последующее время.

[/su_box]

Некоторые его взгляды так и не были поняты на Западе, но недооценить вклад в учение о борьбе со страстями там не могли. Именно поэтому прп. Иоанн Кассиан почитается не только православными, но и католиками.

Известные святые Западной Церкви, почитаемые на Востоке: папа Климент Римский (I в), блж.Августин (IV-V вв), блж. Иероним Стридонский (V в), свт. Григорий Великий (V-VI в),

папа Мартин Исповедник (VI в).

Несколько лет странствовал по Египту Знания и представления о восточной традиции преподобный получил, проведя часть жизни в Палестине и Египте.

В житии говорится, что в Палестину он отправился в юные годы и там же принял монашество.

В Палестине, в Вифлеемской киновии (так назывались монастыри с общежительным уставом) он познакомился с неким аввой Германом, который стал его неразлучным другом.

Вместе они дважды отправлялись в странствия по Египту на несколько лет каждый раз, посещали различные монастыри, знакомились с подвижнической жизнью и получали наставления от святых старцев.

Был лично знаком со святителем Иоанном Златоустом Святые Иоанн Златоуст и Иоанн Кассиан были одного возраста. Кассиан пережил Златоуста примерно на 20 лет. Святые ценили друг друга и порой участвовали в судьбах друг друга.

Знакомство состоялось около 400 года в Константинополе, куда Иоанн Кассиан прибыл послушать проповеди знаменитого учителя.

Важно

Согласно преданию, Иоанн Златоуст сразу же узрел в прибывшем из Палестины монахе великого подвижника и вскоре собственноручно посвятил его в диаконы.

Через несколько лет, когда на Иоанна Златоуста из-за его конфликта с императорским двором начались гонения, Иоанн Кассиан выступил на стороне святителя и даже отправился в Рим искать для него защиту, но – безрезультатно.

До нас дошли три книги преподобного Одна из них — «О воплощении Христа против Нестория» — носила полемический характер, была данью своему времени и сейчас почти не рассматривается. Две других – «О постановлениях киновитян» и «Собеседования египетских отцов» – входят в сокровищницу святоотеческой литературы.

Обратите внимание

Обе он создал уже в конце жизни, когда вернулся в родной Марсель. Труд «О постановлениях киновитян» был написан, по сути, на заказ. Епископ Аптский Кастор основал в своей епархии несколько монастырей и в их устроении хотел равняться на египетскую традицию. С просьбой написать «руководство» для монахов он обратился к преподобному.

В книге Иоанн Кассиан изложил все, что знал относительно внешней и внутренней части монашеской жизни.

Книга «Собеседования египетских отцов» посвящена духовной жизни. Она написана в виде бесед о страстях с египетскими старцами, но многие полагают, что преподобный изложил собственное учение.

Разделял восемь видов страстей В формате статьи, конечно же, невозможно пересказать даже часть того, о чем учил святой. Отметим лишь, что врагом всякого человека он считал восемь страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.

Описывая их действия и причины, он давал советы по борьбе с ними. Например, говорил, что человеку, страдающему страстью гнева, можно побороть ее, направив всю силу гнева на саму страсть, а не на предметы и людей вокруг. Таким образом, гнев, направленный в нужное русло, может даже оказаться спасительным.

В борьбе со страстью блуда, отмечал прп. Иоанн Кассиан, одной молитвы и поста может быть недостаточно – необходим физический труд. Истоком сребролюбия он видел недостаток любви к Богу, вялость и расслабление духа.

Как и любая страсть, предупреждал преподобный, она развивается постепенно и тут особенно опасна, поскольку нет ничего более незаметного, чем привязаться всего лишь к одному динарию.

Лекарством от страсти уныния, по мнению преподобного, является труд и только труд. Именно поэтому, указывал святой, египетские отцы не позволяли инокам быть ни минуты праздными. Ну а про гордость Иоанн Кассиан говорил, что она «встречается везде и во всем».

Его труды высоко оценивал преподобный Иоанн Лествичник
Прп. Иоанн Лествичник даже упомянул имя святого Иоанна Кассиана на страницах своей книги, где написал: «От послушания рождается смирение, как мы и выше сказали; от смирения же рассуждение, как и великий Кассиан говорит прекрасно и весьма высоко о сем в своем слове о рассуждении».

Иоанн Кассиан дискутировал с блаженным Августином При жизни преподобного на Западе сложились два противоположных взгляда на действие Благодати Божией.

Один взгляд отстаивал блаженный Августин, который отдавал действию Благодати определяющую роль в спасении человека, полагая, что без Нее – своими силами – человек, как падшее существо, ничего в своей жизни изменить не может.

Важно

Другую точку зрения олицетворял британский монах Пелагий, который прожил несколько лет в Риме и приобрел большую популярностью в христианском мире. Он, наоборот, считал, что спасение человека зависит только от него самого, а Благодать нужна лишь как указание пути. Прп.

Иоанн Кассиан принял, скорее, сторону блаженного Августина, но значительно смягчил ее. «Благодать Божия, – говорил он, – не может противопоставляться свободе человека. Благодать необходима как постоянная помощь, но человек должен сам участвовать в своей борьбе. И природа человека не безнадежно мертва после грехопадения, а по-прежнему предрасположена к добру – грех лишь затемнил ее».

«Смягчая» взгляды блаженного Августина, он в итоге, как ни странно, приобрел в некоторых кругах «славу» «полупелагианца».

Основал два монастыря
Направлять западное монашество он старался не только своими книгами, но и конкретными делами. Вернувшись на Запад, основал в Галлии два монастыря – женский и мужской. Устав обоих был составлен согласно традициям восточных монастырей.

****
Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8
Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 4
Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Оригинал опубликован в интернет-журнале «Прихожанин»: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/prepodobnyj-ioann-kassian-rimlyanin.html

Источник: https://stro4ki.wordpress.com/2014/03/06/ioannkassian/

Ссылка на основную публикацию