Заповедь о любви к врагам

Истинное понимание заповеди о любви к врагам, Нагорная проповедь

Анализ широко распространенной ситуации

Есть люди, которые настолько сильно обижены врагом своим, что испытывают к нему ярко выраженную неприязнь. Но наряду с этим эти люди стремятся жить по Закону Божьему и исполнять заповеди Божьи. В том числе они должны исполнять заповедь о любви к ближнему и о любви к врагу.

Такие люди оказываются в двусмысленном положении. Они как бы стоят на распутьи, испытывая на себе воздействие двух взаимоисключающих факторов. С одной стороны они испытывают ненависть к врагу за обиды и унижения.

С другой стороны как христиане, понимают, что нужно простить врага и полюбить его. Однако порой чувство ненависти берет верх у таких людей, и они не в силах простить и полюбить врага, и просто не вредят врагу, этим действием ограничивая исполнение Божьей заповеди.

Обратите внимание

Такое поведение в отношении врага является неправильным, так как не содержит в себе любви к врагу.

Согласно заповеди Божьей мало удерживаться от вреда врагу, его ещё нужно любить. По словам Иисуса Христа, любовь к ближнему – это проявление высших нравственных чувств, отличающихся чистотой, самоотверженностью и бескорыстием.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1Кор.13:4–6).

Любовь земная, построенная на выгоде и расчете в одном случае, на сексе и чувственных наслаждениях в другом случае, резко отличается от любви Небесной. Любовь Небесная – это чистое, возвышенное, бескорыстное чувство, несущее в себе искренний порыв христианской души к ближнему.

Любовь к ближнему, и даже к врагу, несет благо и добро, сострадательность, заботливость и милосердие ближнему, основывается на бескорыстии и искренности. И если враг ближний обидел вас, то искренняя любовь к ближнему должна содержать в себе всепрощение не на словах, а на деле.

Поэтому истинное понимание заповеди о любви к ближнему основано на совершении добра врагу вашему. Добро может проявляться в разных видах и формах. Например, в виде помощи или заботы о враге вашем. Но в любом случае совершение пользы врагу вашему должно быть сделано искренне, добровольно и бескорыстно.

Прощение, адресованное врагу вашему, как раз и нужно для того, чтобы вы освободились окончательно от ненависти и неприязни к нему. Потому, что только тогда, когда у вас не будет обиды на врага вашего, вы сможете искренне совершить бескорыстное добро. И проявить к своему врагу всепобеждающую любовь.

Поэтому если вы просто удерживаете себя от вреда врагу своему, но не помогаете ему, то в этом случае вы подобны дереву, которое цветет, но не приносит плодов. «Если ты не делаешь зла ближнему, – этого мало, не желая зла, делай ему добро или ты уподобишься цветущему только, но бесплодному дереву» (Ксеократ).

Эту аллегорию нужно понимать следующим образом. Под деревом в этих словах подразумевается человек, которого обидел его ближний, став таким образом, врагом этому человеку. Цветы на дереве символизируют поступки обиженного человека, выраженные в том, что данный человек не причиняет вреда врагу своему.

Однако цветы должны приносить плод. Плоды аллегорически выражают добрые поступки обиженного человека к врагу своему. Но поскольку обиженный человек удерживается от вреда своему врагу, но и добрых дел не совершает, то данный человек не приносит плода в виде добрых поступков.

Важно

Поэтому знаменитый философ древности, Ксенократ, и сравнивает такого человека с цветущим, но бесплодным деревом.

Святой Иоанн Златоуст об этой ситуации писал так: «любить ближних и делать им доброе, нужно не только потому, что это прямая заповедь Божественного Законодавца Ветхого и Нового завета. (Лев.

19:18) (Матф.22:37–39), но и потому ещё что в этой любви и споспешествовании благу ближних заключается наше собственное благо.

Польза каждого заключается в пользе ближнего и польза ближнего в его пользе».

Такая почитаемая духовно-нравственная книга философско-религиозного содержания, пользующаяся уважением много веков как «Древний Патерик», подтверждая эту мысль, призывает людей к искренней заботе и любви, направленной к ближнему своему, если этот ближний, враг.

«Наливающий на руку свою елей, чтобы помазать слабого сам прежде принимает тук от елея; так и молящийся за брата (и вообще заботящийся о пользе ближнего и делающий ему добро), прежде нежели принести ему пользу, сам получает пользу» (Древний Патерик). Понимать эти слова нужно следующим образом. Елей – это особое вещество, использующееся в богослужении.

Существует специальное таинство называемое елеосвящение, при котором тело смазывается елеем. И при этом призывается на больного благодать, которая должна исцелить недуги больного, как душевные так и телесные. Эта традиция ведет свое начало от Иисуса Христа. «Многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мар.6:13). Тук – по-древнееврейски обозначается словом «шуман».

Туком в древнееврейском государстве называли жир жертвенных животных «тук, покрывающий внутренности» (Лев.3:3). Тук принадлежал Богу и непременно сжигался. (Лев. 3,3–17), (Лев. 4,8). В данных словах из Древнего Патерика как раз и упоминается об обряде елеосвящения слабого, то есть больного человека.

И в качестве аллегорического примера говорится о том, что человек, наносящий елей на слабого, то есть помогающий слабому, сам «принимает тук от елея», то есть сам соприкасается со священным веществом – елеем. Иными словами является сопричастным к Божьей благодати.

Как видим языком иносказания в «Древнем Патерике» выражена мысль о том, что человек, помогающий ближнему, и себе делает добро. То, что обиженный человек воздержался от вреда врагу, но не помогает ему, говорит о том, что обиженный человек не простил своего врага.

Совет

А прощать и любить врагов своих (ближних) обязан всякий добропорядочный христианин. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.

6:14–15).

Однако в жизни бывают такие случаи, когда обида, причиненная врагом, столь велика, что обиженный человек, понимая разумом то, что как христианин, он должен простить врага, не может себя заставить искренне проявить к врагу свое прощение. Как нужно поступать в этой ситуации? Прощения врага нужно достигнуть все равно.

Но если такое прощение дается с трудом, к нему нужно подойти постепенно. В данном случае нужно, прежде всего, обратить свои молитвы к Господу Богу, Богородице и Божьим Угодникам, и молить их о том, чтобы они помогли вам простить вашего врага и дали вам силы совершить этот трудный поступок.

В своих молитвах вы должны молиться и о самом вашем враге, о его заблудшей душе, о том, чтобы врага вашего Господь наставил на путь истинный.

Совершать такую молитву нужно ежедневно и столько дней, сколько понадобится вам для того, чтобы ваша душа смягчилась и вы почувствовали сострадание и любовь к врагу и ощутили в сердце своем что вы искренне бескорыстно и добровольно прощаете врага вашего.

Для смягчения вашего сердца в достижении прощения к врагу вашему можно читать следующие молитвы. К Господу Богу можно обращаться с молитвой «Отче наш», «Молитва Иисусова». К Богородице можно читать молитву «Богородица Дево радуйся» и «Самую краткую молитву к Богородице».

Можно читать молитву к Чудотворцу Николаю Угоднику и Святому Сергию Радонежскому, и к своему Ангелу Хранителю. После прочтения каждой вышеуказанной молитвы можно выражать свою просьбу о том, чтобы Высшие светлые силы помогли вам простить вашего врага и возлюбить его всем сердцем и душой, как себя самого.

Молитвы эти можно читать как дома перед иконами, так и в храме.

И вот когда вы почувствуете в своей душе, что вы освободились от тяжести ненависти к врагу своему и свет прощения озарил вашу душу, вызвал у вас братскую христианскую любовь к вашему врагу, вот тогда вы сумеете не только воздержаться от вреда в адрес врага вашего, но и искренне сделаете ему бескорыстное добро, и окажете ему помощь и содействие.

Обратите внимание

И не только не вредя врагу вашему, но совершая для него добрые дела, вы будете поступать как настоящий христианин. Ведь истинная христианская любовь может сотворить великие чудеса с человеком, который живет по заповедям Божьим. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Иоан.4:16).

В этом и состоит истинное понимание заповеди о любви к врагу своему когда человек не только не вредит, но помогает своему врагу, сумев одновременно помочь и себе самому.

Эта помощь себе самому выражается прежде всего в том, что человек нашел силы в своей душе для того, чтобы перевоспитать себя, преодолеть в себе ненависть и обиду, и искренне полюбить врага своего всепрощающей и бескорыстной любовью.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagornaja-propoved/38

Заповедь о любви к врагам

Любите врагов ваших — обязательная для выполнения заповедь Иисуса Христа, дающая право христианам называться детьми Божьими. Легко любить тех, кто тебя любит, можно хорошо относиться к людям, которые рядом, но где найти силы, чтобы возлюбить врагов.

Зачем нужно прощение

В чем суть заповеди Господней, завещавшей творить благие, добрые дела тем, кто тебя ненавидит? Как встать в молитве за тех, кто нанес обиду, украл, оскорбил, убил? Почему Иисус поставил перед христианами эту порой невыполнимую задачу, заповедь о любви к злым, причинившим нам боль, людям?

Умение прощать от всего сердца — важный аспект христианской жизни

Можно сто раз доказывать, что это невыполнимое условие, если бы Сам Христос не стал примером любви к тем, которые его распяли, восстановив ценой своей земной жизни и пролитой Крови взаимоотношения человека и Бога. Истерзанный, окровавленный Спаситель, у которого были прибиты гвоздями руки, ноги при последнем издыхании просил Отца о прощении тех, кто над ним издевался.

Чтобы стать детьми Божьими, нужно возлюбить врага, другого пути нет, так пишет Библия (Матф.5:43-45).

В мире стала править ненависть, злоба, пару веков назад великий Ницше считал заповедь Христа об отношении к врагам проявлением трусости и слабости, но жизнь вновь и вновь показывает, что для выживания человечеству надо научиться любить преследователей своих.

Важно! Прощение является неотъемлемой частью любви. Человек, не умеющий отпустить обиду, злобу не сможет найти в себе и частицы любви. Непрощение приносит в жизнь людей одно мучение и страдание.

 

Оставаясь жертвой несправедливости, атакуемый жаждой мести, пострадавший от врага человек в будущем сам себя разрушает через обилие боли и злобы в сердце.

 Даже пережив унижение и оскорбление ради спасения самого себя нужно простить, особенно если обидчик придет с прощением и покаянием.

Блудный сын забрал часть своего наследства при живом отце, прогулял родительское нажитое годами богатство, опустился до уровня свиней, имея царское происхождение, после чего получил не только прощение, право называться царским сыном, но и власть. Простить — это не значить игнорировать то, что было совершено, прощение означает, что для любви нет преград для начала новых отношений и новой жизни.

Прощение является центральной темой Евангелия

Бремя и долг теряют свою силу при всепрощении. Безусловно, никогда не забудешь смерть ребенка под колесами автомобиля, но при прощении исчезают преграды для общения. Невозможно возлюбить человека, причинившего вам боль, без прощения, примирения.

Как научиться любить врагов своих

Чтобы в сердце появились хоть какие-то отголоски примирения, надо понять, что чувствования обиженного человека и сущность врага порой несоизмеримы. Когда ты понимаешь, что раненое животное обязательно тебя укусит, тогда приходит понимание совершенного злодеяния.

15 лет назад подростка начала избивать группа школьников. Когда мама начала говорить с каждым из них, оказалось, что ни один из мальчишек не получает любви в семье.

Один мальчик признался, что его бьют каждый день родители, вот и он решил кому-то сделать больно.

Важно

Потерпевший подросток очень плакал, слушая рассказ об их жизни, потом подошел к каждому и обнял, понимая, что не всем так повезло, когда мама — твой лучший друг.

В каждом злейшем человеке можно найти частичку добра, пусть очень далеко спрятанную. Ведь мысленно не все мы так идеальны. Порой внутри каждого бушует ненависть, злоба, зависть, только одни умеют изгонять этого зверя, а другие, раненые, идут у него на поводу, страдая и мучаясь при этом.

Не идеален был и апостол Павел, который боролся с человеческими страстями, ибо, как тогда понимать слова о том, понимая, что это доброе, он не делал, но, осознавая зло, творил его (Рим. 7:19).

Прощение — одна из самых замечательных добродетелей христианства

Когда понимаешь, что даже в самом святом человеке есть крупицы зла, тогда ненависть, рожденная страхом, гордыней, незнанием потихоньку покидает нашу душу, уступая место пониманию, а затем и принятию. Самое трудное при обретении любви к врагу своему найти ответ: «Как я могу не унижать и поражать злодея, зачем мне искать его дружбы, и как это сделать во благо себе?»

В тот момент, когда неприятель открывает свою слабину, не стоит вставлять в его рану копье, нельзя опускаться до его уровня в мщении, злобе и ненависти. Любовь прощения не является сентиментальностью, в данном случае это Агапе — высшее проявление Божьей любви. Господь любит нас не за какие-то качества, а только потому, что мы есть.

Взяв в качестве примера любовь Творца, мы можем научиться любить врагов своих, ибо они любимы Всевышним. Агапе является совсем другим проявлением чувств в отличие от эроса, в этом случае Христос не требует от нас привязанности или симпатии к врагу, а только отношения к нему, как к человеку, которого любит Бог.

Читайте также:  Что такое священнические поручи и зачем они нужны?

Почему я должен любить врага своего

Тьму нельзя изгнать тьмой, для этого нужен свет. Ненависть не победить ненавистью, только любовь обладает силой наполнить миром сердца, освободив из плена злобы и желания мстить.

  • Взаимная ненависть рождает войны, мир постепенно опускает в прорву тьмы, человечество стремительно несется к саморазрушению, только Господь может остановить этот хаос.Любить врагов означает молиться за них от всего сердца
  • Души, наполненные ненавистью, сами себя ранят, оставляя рубцы на сердце. Результат непрощения и неумения найти в себе любовь к врагу будет виден в собственном жестокосердии, злобе, постепенном уподоблении тому человеку, которого не может простить.
  • Ненависть похожа на раковую опухоль, которая пускает метастазы как в сердце, так и в разум, уничтожая постепенно в человеке Божью личность. Только любовь может способствовать восстановлению человека, как личности.
  • Воюя с неприятелями, ненавидя их, люди не могут таким образом уменьшить их количество, это возможно в том случае, когда враг становится другом. Только тогда, когда ненависть и злоба покинут душу, человеческое сердце может наполниться любовью, она придет по мере роста силы искупления.

Примером прощения может стать президент Линкольн, один из шести величайших деятелей мира. Он своего злейшего оппонента, который в злобе и ненависти поливал будущего кандидата в президенты самой черной грязью, пригласил в свою команду. Вступив на пост президента, Линкольн предложил пост военного министра Стэнтону, превратив того из врага в друга. Это и есть искупительная любовь.

Важно! Главной причиной, почему мы должны простить тех, кто причинил душевную или физическую боль, является ответ, данный самим Спасителем. Иисус сказал, что это условие — единственный путь назваться детьми Божьего Отца.

Мы никогда сможем называться детьми Всевышнего, пока не станем просить в молитве и прощении о врагах наших.

Священник о евангельской заповеди безвозмездной любви

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/zapoved-o-lyubvi-k-vragam.html

«ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ» О том, как дать «место гневу Божию»

Вы здесь: Главная > 2017 > Октябрь > 15 > «ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ» О том, как дать «место гневу Божию»

Спасибо всем, кто нам мешает, Кто нам намеренно вредит, Кто наши планы разрушает, И нас обидеть норовит! О, если б только эти люди Могли понять, какую роль Они играют в наших судьбах, Нам причиняя эту боль! Душа, не знавшая потери, Душа, не знавшая обид, Чем счастье в жизни будет мерить? Прощенья радость с чем сравнит? Ну, как мудреть и развиваться Без этих добрых злых людей? Из ими созданных препятствий Возникнут тысячи идей, Наполненных добром и светом! И повторю я им сто раз: Спасибо вам за все за это, Ну, что б мы делали без вас!

(В. Гафт)

Это стихотворение, принадлежащее перу известного российского актера, на мой взгляд, замечательно своей христианской интуицией. Лишь с христианских позиций осмысленное зло может стать источником блага для человека. Но это ценное качество – способность усмотреть благо в причиняемых нам кем-то скорбях – увы, чрезвычайно редко встречается в наше время…

«Несправедливая» заповедь

Недавно мне довелось увидеть репортаж одного нашего фронтового корреспондента о тех страданиях, которые сейчас претерпевают жители Донбасса.

Жительница Донецкой области, шестнадцатилетний сын которой ушел добровольцем в войска ДНР, рассказывала, какие издевательства и пытки ей пришлось претерпеть от украинских силовиков за то, что родила «сепаратиста» и отказывалась открыть его местонахождение. После ее рассказа показали и сына, который хорошо знал о страданиях матери.

В ответ на вопрос, каким может быть его ответ на такую ситуацию, он ответил: «Это моя кровь, и я при первой возможности за нее отомщу. Глупо было бы не отомстить». Мне запомнилось то противоречивое чувство, которое у меня возникло, когда я услышал эти слова.

Сердце склонялось к тому, что этот юноша, воюющий за мир на своей Родине, совершенно прав в своем стремлении добиться справедливости и наказать тех, кто жестоко обидел его мать. И я не смог бы осудить подобный поступок, как не осудил бы, например, отца, убивающего в состоянии аффекта насильника, только что надругавшегося над его дочерью.

Но это то, что говорило мне мое сердце, а оно (мне это известно точно) испорчено грехом, а значит, в нем преобладают начала, противные Христовой Истине. А что же нам говорит Христова Истина? Вот об этом мне тогда сказал мой разум, который все же немного знаком с христианством.

Он мне говорил о том, что Христос учит любить врагов и не мстить за зло, причиняемое нам. И вот это противоречие между сердцем, которое всеми кровеносными сосудиками соглашалось с солдатом, и разумом, который отметал все аргументы «от сердца» и твердил о том, что Христос учит иначе, помню, тогда меня задело больше всего. Значит, не такой все же это ясный вопрос – заповедь Христова о любви к врагам.

Совет

Думаю, эта заповедь всегда в христианском обществе была камнем преткновения, об который спотыкались, разбивали коленки и проливали духовную кровь воины Христовы.

И это неудивительно, поскольку любовь к врагам, как выражался святитель Димитрий Ростовский, – «добродетель вышеестественная, превосходящая человеческое естество». В этом отношении она подобна девству.

Только вот в чем важный нюанс: если к девству призваны далеко не все, то к любви к врагам призван всякий христианин.

А для этого во внутреннем мире человека должна решиться архисложная, по сути, задача: чувство справедливости, укорененное в природе человека, должно прийти в непоколебимое согласие с тем утверждением, что любовь к врагам вполне соответствует справедливости высшей, Божественной. И для решения такой задачи христианину хорошо бы понять ответы хотя бы на некоторые вопросы к «несправедливому» требованию любить своих врагов.

Кто такой враг?

Митрополит Филарет (Дроздов)

Во-первых, попытаемся осмыслить, о каких «врагах» вообще идет речь. О врагах ли Отечества, которых в нашей прошедшей и современной истории всегда достаточно? Нет, ибо врагов Отечества митрополит Филарет (Дроздов) призывал сокрушать. О врагах ли Божиих: еретиках, гонителях, кощунниках и т.д.? Но таковых он велел гнушаться.

Так о ком же идет речь? Речь о врагах своих личных: «враги зде разумеются те люди, которые нам словом или делом какие-либо являют озлобления»[1]. Т.е.

враги – не те лишь, которых мы признаем за своих врагов и которые нам отвечают тем же, не те лишь, с кем мы пребываем в перманентной ссоре или неприязненных отношениях, а всякий человек, который вольно или невольно причинил нам какую-либо скорбь.

Важное уточнение! Встречаются, и нередко, люди, которые утверждают, что заповедь о любви к врагам к ним не относится, ибо у них нет врагов! Эта заповедь выпадает из их духовного кругозора, ибо к ним «не относится», но при этом они умудряются ее постоянно нарушать, например, встречаясь каждодневно с хамством на дорогах, препираясь о первенстве в очереди в больнице или ругаясь на купленный в магазине просроченный товар! Причем здесь враги, спросите вы? А при том, что всякое проявление агрессии, неуважения или несправедливости по отношению к себе мы воспринимаем как враждебное отношение, а, значит, для нас здесь – замечательная возможность исполнить заповедь о любви к врагу. Было бы только усердие.

Ну, и еще немного о врагах. Особенность нашего времени состоит в том, что современный мир научился плодить врагов и вражду без участия сознательной агрессии. Он заменил ее патологической безответственностью, носитель которой ни в грош не ставит ни свою, ни чужую жизнь. Каждый день и на каждом шагу мы встречаем такую безответственность, и она ужасает нас.

Обратите внимание

Вот, к примеру, недавно в Красноярском крае молодой мажор сбил на пешеходном переходе насмерть отца и двух его деток, мгновенно превратившись для оставшихся членов семьи во врага. Подобный же случай произошел в подмосковной Балашихе, где в родном дворе был насмерть задавлен ребенок.

Или посмотрите на наркомана, который в погоне за удовольствием превращается во врага для домашних своих. Или взгляните на тех, кто в погоне за наживой занимается изготовлением разнообразных контрафактов в медицине, пищевой промышленности или автопроме.

Что это, как не проявление вражды, приводящей часто к ужасным последствиям? Рассмотрев эти случаи, мы увидим, что для умножения вражды в мире нет необходимости в войнах, достаточно убедить человека в том, что свобода – это прежде всего вседозволенность.

Как любить врага

Преподобный Силуан Афонский

Итак, вражда и враги в нашем мире поджидают нас фактически на каждом шагу, а, значит, для нас всегда открыто поприще, на котором мы можем поупражняться в духовной жизни. Тем более что отношение к врагу – важный показатель духовного устроения человека.

Преподобный Силуан Афонский говорил: кто хочет узнать о себе, какой он христианин, пусть посмотрит на себя со стороны и обратит внимание на то, как он относится к своим врагам.

Господь призывает нас их любить, но что это такое – «полюбить врага»? Обязаны ли мы заставить себя подружиться с обидчиком или оправдать его поступок, дать ему, вопреки справедливости, положительную оценку, или сделать еще нечто подобное? Наверное, все же нет.

Любовь евангельская вполне отличается от земного эквивалента, и существенное отличие в том, что если любовь земная практически всегда переплетена с дружбой так, что одно без другого не бывает, то любовь, заповедуемая Евангелием, вполне обходится без дружбы (хотя может и сопутствовать ей). Она вся – в исполнении заповедей Христа по отношению к ближнему.

Поэтому заповедь о любви ко врагу ничего не говорит о дружбе. Она – о другом. И если мы в свете Евангелия посмотрим на любовь к врагам, то, очевидно, первым шагом для нас должно стать неосуждение врага, отказ от злословия и «зеркального ответа» (мести). В этом деле очень важна внутренняя борьба.

При столкновении с несправедливостью и тем более с агрессией в нас часто бурлят негодование и злоба, желание ответить тем же, и это нормально для греховного состояния, в котором мы пребываем. Но с точки зрения духовной жизни подобные внутренние бури весьма греховны, являясь чем-то вроде тлеющего костра, из которого может мгновенно разгореться пламя.

Важно

И в случае подобных внутренних волнений обязанность христианина – бороться и молиться Повелителю бурь – Христу – об умиротворении душевного волнения. И это будет важным первым шагом на пути к добродетели. Не вступать в конфликт, промолчать, потом успокоиться – вот первые проявления любви по отношению к обидевшему нас. Но борьба на этом не закончится.

Далее задача христианина заключается в том, чтобы простить обидчика, что бы он ни сделал. И это следующее проявление любви. Для такого прощения необходимо, во-первых, понимание той духовной истины, что через обидчика действовал Сам Господь.

Даже если по отношению к нам или нашим близким совершено тяжкое преступление, не усомнимся в том, что Господь попустил его совершить для определенной пользы нашей. Так говорит об этом святитель Игнатий (Брянчанинов).

Обращаясь к одному скорбящему иноку, он увещевает его оставить людей (как главную причину обиды), понять, что попущенная скорбь есть проявление Промысла Божия в отношении него, а люди – лишь Его слепые орудия, через которые Господь дает горькие пилюли. Если для прощения этих соображений окажется недостаточно, христианин должен постараться убедить себя в том, что непрощение человека, неотпускаемое зло – это спазм внутри его собственной души, который причиняет ей тяжкое страдание. Не человек, причинивший мне скорбь, страдает, а я, пострадавший от него, сам себе причиняю еще большее зло, ибо непрощение влечет гибель души. Зачем мне обрекать на гибель еще и свою душу, если мне нанесена временная скорбь в этой жизни? Не стану ли я сам виновником еще большего зла, чем то, что мне причинили? Наконец, не лишним здесь будет вспомнить и о том, что сам я нуждаюсь в прощении бесчисленных своих согрешений, и если не сумею простить, то и прощения не получу…

Ну вот, обида, наконец, прощена. Окончание ли это борьбы? Увы, не всегда. Часто воспоминания о происшедшем терзают нас, и вновь появляется в душе озлобление на обидчика, наносящее ей ущерб. Для таких случаев Господь дает нам в руки еще одно оружие: благотворение и молитва.

Есть у тебя возможность сделать добро неприятелю? Сделай его, и почувствуешь перемену в своем сердце, ибо наше сердце склоняется к тому, кому делаем добро. Нет такой возможности? Помолись за него Богу.

Подобно Самому Богу, проси Создателя простить ему его согрешение и наставить на спасительный путь, и ты почувствуешь, как уляжется злоба, уступив место миру в твоей душе.

Кстати, благотворение врагу способно сотворить чудо и переменить отношение его к тебе. У меня в отрочестве был важный опыт, которым я хотел бы здесь поделиться. Во время обучения в профессиональном учебном заведении я попал в ситуацию со своего рода неуставными отношениями.

Совет

Не имея склонности самоутверждаться за счет унижения своих одноклассников, я сам «пал жертвой» подобного отношения. Некоторые одноклассники начали меня периодически унижать и оскорблять. От своей верующей бабушки я хорошо знал, как относиться к тем, кто тебя недолюбливает, и решил испытать это на опыте.

Читайте также:  Крестные страдания иисуса христа

Я решил для себя, что, несмотря на оскорбления, буду сохранять к ним внутренне расположение, буду приветлив с ними и при необходимости стану помогать, благо с постижением основных наук у меня все было в порядке.

И вскоре случилось чудо (я это тогда почувствовал): именно те, кто больше всех меня унижал, за короткое время изменили ко мне свое отношение, стали подчеркнуто уважительны и даже защищали меня перед другими. Тогда это стало для меня первым и очень важным религиозным опытом.

Любить врага? Но зачем?

Вопрос, который непременно возникает, особенно в минуты, когда обида еще на лице и рана кровоточит.

Почему я обязан заботиться о любви к тому, кто принес в мою жизнь скорбь, а порой и настоящую беду? Почему я должен этим озаботиться по отношению к тому, кому я безразличен, неприятен или даже ненавистен? Ответы мы можем найти лишь в области понимания нашего призвания, понимания той цели, к которой стремимся.

По словам преподобного Симеона Нового Богослова, на Страшном Суде христианин будет спрошен о том, стал ли он похож на Христа, как сын на отца. Цель, которую мы сами для себя избрали, став христианами, весьма высока, а достичь высокой цели можно только немалыми трудами восхождения.

Уподобиться Христу – а именно в этом наша цель – можно лишь подражая Его жизни, а Он, как известно, не только не враждовал, а молился за Своих распинателей, особенно в те минуты, когда Ему было тяжелее всего.

И к тому, кто назвал себя Его последователем, к тому, кто взял на себя Его крест, Он обращается в первую очередь: любите врагов ваших…и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего (Лк. 6, 35). Обратим внимание на то, что исполнение именно этой заповеди содержит подобное обетование.

Обратите внимание

Кротким обещана земля, плачущим утешение, милостивым – помилование. И лишь миротворцам и возлюбившим своих врагов обещана самая высокая награда, как достигшим самой высокой и сложной высоты. По этой причине святитель Димитрий, назвавший эту добродетель вышеестественной, называет достигших ее чудотворцами: «Если желаете, я покажу вам, что и ныне среди людей находятся чудотворцы, только внимайте тому, что я скажу: всякий, кто любит врага своего – чудотворец»[2].

«Дайте место гневу Божию»

И последнее. Чувство справедливости, насажденное в человека Самим Творцом как отражение Его совершенной Праведности, совершенно естественно требует наказания сотворившему зло. Однако сам человек производить такое наказание Богом не уполномочен, вероятно, в силу ограниченности и греховной испорченности своей природы.

Имея в виду это внутреннее противоречие, апостол Павел доносит до нас очень важную истину в послании к Римлянам: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 19‒21). Не следует только превратно понимать его слова в том смысле, что мы должны лицемерно благотворить обидчикам в надежде собрать на их голову «горящие уголья». Мысль апостола здесь та, что нам не следует переживать по поводу безнаказанности согрешившего против нас, суд Божий непременно его настигнет.

Мы же своей искренней любовью должны с необратимостью приближать эту победу добра над злом…

А ведь эпиграф прав! Нам действительно надо благодарить Бога за всех этих добрых злых людей! Все те, кто вольно или невольно причиняют нам скорби, неприятности, проблемы, трудятся, по сути, для нашего спасения.

Пусть никогда не понимают они этого, пусть сами имеют при этом совсем другие цели.

Нам надо успокоиться на мысли, что через них нам посылает весточку Сам Господь, а потому Господь прав, когда говорит нам: любите врагов ваших.

Священник Димитрий Выдумкин

ПО  МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Просмотры (332)

Источник: http://kazanskii-hram.church.ua/2017/10/15/lyubite-vragov-vashix-o-tom-kak-dat-mesto-gnevu-bozhiyu/

Евангелие. О любви к врагам (от Луки, гл. 6, ст. 31–36)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры! Каждое слово Святого Евангелия – это небесный луч, озаряющий нашу жизнь. Но Евангелие, которое мы слышали сегодня, имеет совершенно исключительное значение для спасения христианина.

Господь сказал: любите врагов ваших (Мф. 5, 44; Лк. 6, 27, 35). Эти слова – самое сердце жизни христианской. Если сердце бьется, то человек жив, остановилось сердце, и уже нет человека, он превратился в труп. Некоторое время труп еще может сохранять сходство с живым человеком, но затем он начинает тлеть и разлагаться.

Так и христианство без заповеди о любви к врагам превращается в труп. Труп в гробу можно украсить цветами, одеть в нарядные одежды, но все равно жизни в нем нет.

Важно

Братия и сестры! Любовь к врагам – это ключ к пониманию тайны христианства. Это свет, озаряющий самые глубины Евангелия. Любовь к врагам – это дверь во Святая Святых христианской Церкви.

Господь сказал, что на двух заповедях – любви к Богу и любви к человеку утверждается весь Закон и все пророки (Мф. 22, 40). А в новой заповеди – любви к врагам – заключается дух Нового Завета. В этих словах как бы сконцентрирована нравственная сила Евангелия. Любовь к врагам, как и Крест Господень, казалась миру безумием – миру, поклоняющемуся своим идолам и кумирам.

Идолы существуют разные, идолопоклонство бывает явным, а бывает и тайным, невидимым. Есть идолы ужасные – это идолы страстей, идолы, перед которыми проливалась человеческая кровь, но, братия и сестры, есть еще и другие идолы.

Эти идолы имеют благообразный вид; я бы даже больше сказал, – это те деяния и «добродетели» человеческие, земные, которые занимают в сердце место Бога. Так, например, наука становится идолом для тех, кто верит, что она разрешит все вопросы жизни, принесет человеку полное счастье.

Для древних фарисеев кумиром была сама иудейская нация, ее обычаи, язык и история. Для некоторых особо поэтических натур кумиром и идолом становится красота окружающего мира, красота природы, которой они поклоняются как Богу.

Поэтому, братия и сестры, есть тайное идолопоклонство, когда земные ценности, временные и условные, поставляются на степень Вечного и Божественного. Но эти рукотворные идолы не могут дать человеку истинной любви, они охлаждают его сердце, оземляют его душу, и такой человек не может, не способен любить своих врагов.

Многие не понимали и не понимают эту заповедь и думают: «как же, ведь если любить врагов, то, значит, не надо бороться против несправедливости и зла? Но тогда враги поглотят и уничтожат нас». Нет, братия и сестры, кто любит врагов своих, тот храним особой благодатью Божией.

Но любить врагов – это вовсе не значит любить их злые дела, грехи и преступления.

Мы можем бороться со злом, но в то же время любить совершающего это зло человека, и в нем, как и в каждом человеке, видеть сияющий образ Божий, видеть бесценный алмаз, хотя и брошенный в грязь и пыль.

Совет

Некогда Албанскую Церковь, теперь уже несуществующую, возглавлял католикос Григориос. Посвятили его в архиереи в юности, когда ему было только семнадцать лет. Это был муж святой жизни, обративший Каспийскую Албанию (теперешний Азербайджан) в христианство.

Когда ему было двадцать три года, страна его подверглась нашествию гуннов. Он, придя к их царю-правителю, стал проповедовать ему Евангелие.

Гуннский царь слушал внимательно, казалось, что он готов был разрешить Григориосу проповедовать среди гуннов и был даже сам близок к принятию этого учения.

Но, когда Григориос стал говорить о любви к врагам, то гуннские полководцы закричали: «Царь, разве ты не видишь, что он лазутчик, который пришел погубить нас? Если мы будем любить своих врагов, то должны бросить мечи, выйти к ним безоружными, и тогда враги уничтожат всех нас. Не видишь ли, в какие сети он завлекает тебя?»

Тогда царь гуннов велел привязать Григориоса к дикой лошади и выпустить ее в поле… Мощи святого были погребены в Азербайджане (Албании), в местечке Марас, где до сих пор стоит старинный христианский храм – гробница албанских католикосов.

Некоторые понимают величие заповеди о любви к врагам и говорят: «Эта заповедь прекрасна, но разве в моих силах исполнить ее? Эта заповедь подобна вершине горы, покрытой вечным снегом. Эта вершина сияет на солнце кристаллами льдин, она похожа на окруженный облаками огромный корабль, который плывет в небе, распустив белые паруса, или утесу, вздымающемуся из моря.

Мы видим, как красива вершина, представляем, какой чудный вид должен открываться с нее, однако разве можем мы до нее дойти? Ведь скалы отвесны, внизу пропасти разверзают свои черные провалы, дойти могут только лишь немногие, а мы останемся далеко внизу.

Так неужели, если мы не можем любить наших врагов, не можем исполнить эту заповедь, то все мы погибнем? Зачем же тогда нам дана была жизнь?»

Обратите внимание

Братия и сестры, помните, что Евангельские заповеди в одно и то же время трудны и легки.

Легки потому, что душа наша по природе христианка, легки потому, что в нас заложена не только способность, но и потребность любить друг друга, а тяжелы потому, что нашей гордыне свойственно ненавидеть.

Смирение – это орлиные крылья, которые могут вознести душу на вершину любви. Но гордость наша – страшные цепи, которые сковали нас духовно, это могильная плита, которая давит на наше сердце.

Братия и сестры! Как же нам исполнить заповедь о любви к врагам? Мы должны стяжать те добродетели, которые приводят человека к любви.

Мы должны молиться о том, чтобы Господь даровал нам любовь к врагам – это благодатное состояние, этот дар Духа Святого, который дается достойным и приготовленным к тому людям.

Святые Отцы говорят, что к любви ведут три добродетели: смирение, милосердие и воздержание.

Первая степень смирения – это видеть свои грехи, бесчисленные, как песок морской.

Однажды патриарх Феофил посетил подвижников Нитрийской горы, где располагались многие монастыри и обители, и спросил самого старого монаха-игумена: «Что ты нашел лучшего на духовном пути?» И тот ответил: «Самое лучшее – это всегда и во всем обвинять и укорять только самого себя!» Феофил сказал: «Это не только лучший путь, это единственный путь к Богу!»

Важно

Вторая степень – неосуждение и любовь к послушанию. Преподобный Антоний, величайший из монахов, советовался в нужных случаях со своими учениками и голос их принимал как голос Божий.

Следующая степень смирения – это благодарить Господа за все скорби и радоваться оскорблениям так, как мирские люди радуются славе и почету.

Вторая добродетель, ведущая к любви – милосердие. Милосердие порой вознаграждается здесь, на земле, но гораздо важнее то, что тайная милость к ближнему превращается в любовь к Богу, любовь к людям и в любовь к своим врагам. Ибо, братия и сестры, самая высшая милость – это милость тайная, сокровенная.

Затем – воздержание. Святые Отцы говорят, что у невоздержанного плоть как бы поглощает дух. Душа у этого человека делается дебелой, грубой, неспособной к духовным переживаниям. Она становится подобной плоти и земле.

Кроме того, когда в сердце нашем кипит ненависть и злоба к человеку, мы должны вспоминать о том, что все мы смертны. Настанет час, когда и мы, и враг наш будем лежать вместе, в одной земле. И тогда язык его, которым он говорил злые, оскорбительные для нас слова, этот язык будут есть черви.

Мозг его превратится в сукровицу, вытечет из ноздрей и ушей. Рот его будет наполнен землею. Рука его, которая, быть может, когда-то поднималась на нас, ляжет в земле неподвижно, как камень. Глаза, которые смотрели на нас высокомерно и гордо, эти глаза погаснут и вытекут из глазниц.

А души наши будут стоять рядом перед Престолом Божиим в трепете, ожидая Суда

Братия и сестры, как бы ни был враг ненавистен для нас, но мы не захотели бы, чтобы он был брошен в костер, горел бы живым в огне. А если мы будем видеть под собой зияющую пропасть страшного ада, то мы будем готовы простить тысячи и тысячи обид человеку, только бы он не попал в ту страшную геенну, которой дрожит и трепещет сам демон.

Совет

Итак, помните о часе смертном, помните, что здесь все преходяще и ничтожно. Когда злоба кипит в вашем сердце, вспомните, что и враг ваш – это тоже образ и подобие Божие.

Как отнять у него образ Божий, Его вечную, сияющую красоту? Уважайте же и в нем, хотя бы он был последним преступником, образ Божий.

Читайте также:  Чем православные праздники отличаются от светских и мирских?

Помните затем, что у каждого человека есть Ангел-хранитель, и если вы прощаете врагу своему, радуется его Ангел, молится за вас, и вместе с ним молится за вас все Воинство Небесное.

Есть в Апокалипсисе такие слова: Она (женщина) имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения (Апок. 12, 2).

Некоторые из толковников говорят, что это Божия Матерь, а муки ее – те муки, которые Она испытала при Кресте вместо мук рождения.

Но есть еще и другое толкование, что «женщина, имеющая во чреве» – это Святая Церковь, «младенец» – это каждый христианин, и она рождает его к духовной жизни в страшных муках, страдая о каждом его грехе.

Да, действительно, Церковь, как мать, страдает от наших грехов, от нашей вражды друг ко другу, к ее любимым чадам, и радуется нашему спасению. Братия и сестры, помните также, что каждый человек – великая тайна, и во враге нашем есть то добро, которого мы не видим.

Далее, когда в сердце вашем, как змея, сокрыта неприязнь, злоба, жажда мщения, то вспомните: когда вы прощаете человека, то и Господь прощает вас. Вспомните еще и о том, что враги – первые наши благодетели. Ведь укоряя, оскорбляя, обижая нас, они вычищают гной из наших язв и ран.

Если б мы знали это, то были бы врагам благодарны больше, нежели друзьям.

Обратите внимание

Нужно молиться о своих врагах. Преподобный Нил Синайский говорит: «Перед каждой молитвой сначала от сердца помолись об обидевших тебя, а затем проси, чего хочешь, у Бога. Бог услышит тебя!»

А самое главное, помните о любви Иисуса Христа к человеку. Св.

Иоанн Златоуст говорит: «Господь любит человека больше, чем весь видимый мир!» Представьте небо и землю, представьте красоту земли: ковер цветов и трав, ручьи и горные реки, представьте золото солнца, звезды, которые сияют, как небесные лампады.

Братия и сестры, и весь мир перед Богом ничтожен в сравнении с одной душой человека! Поэтому душа вашего врага ценнее, чем весь видимый мир! Еще помните, что Господь, по словам Иоанна Златоуста, одну человеческую душу любит так же, как и все человечество в целом.

Значит, Господь любит вашего врага с такой же силой, с какой Он любит все человечество, включая праведных и святых.

Помните, что Господь пришел на землю и распялся за каждого человека, значит, Он пришел и распялся и за вашего врага. И ужаснитесь этой силе любви Божией и нашей низости, по которой мы человека – образ и подобие Божие, считаем врагом своим и готовы посылать ему тысячи проклятий!

Братия и сестры, слово «прости» – это великая тайна. Когда мы прощаем человека, то чувствуем в душе мир и счастье. Большего счастья нет на земле, чем простить своего обидчика. И чем нанесенная нам обида была несправедливее и чем более она жестока, и чем наше прощение искреннее и глубже, тем выше и светлее эта радость!

Братия и сестры! Бога не вмещают небо и земля, но вмещает Его малое человеческое сердце. Если мы любим наших врагов, то сердце наше становится храмом и в нем обитает Господь. Если мы исключаем из любви своей хотя бы одного человека, то Господь покидает нас, а с Ним – и радость и свет!

Аминь.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

___________

Источник: Архимандрит Рафаил (Карелин). Путь христианина. Проповеди. – Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Версия для печати: Архим. Рафаил. О любви к врагам.doc

Источник: http://andrey-one.prihod.ru/2015/12/29/evangelie-o-lyubvi-k-vragam-ot-luki-gl-6-st-31-36/

Возлюби врага своего как самого себя: значение заповеди. Страдания Иисуса Христа за грехи наши, святые, являющиеся явным образцом любви и добродетели, «Камо грядеши». Почему нам так трудно возлюбить врагов наших? Как простому человеку научиться прощать своих врагов?

Вопрос о любви к ближнему актуален издавна. В данной статье речь пойдет о любви к врагам своим.

Как можно любить человека, которого считаешь врагом? Ненавидеть его и желать ему всех бед очень просто, а вот любить наоборот очень сложно. Но если заглянуть в историю, то можно увидеть не один пример соблюдения данной заповеди.

Возлюби врага своего как самого себя: значение заповеди

Сын божий Иисус Христос, рожденный на земле непорочной девой Марией оставил нам много заповедей. Соблюдая их мы получаем возможность снискать милость божью и попасть в его царствие. Помимо того, что Иисус заповедовал нам, что великий грех убивать, воровать, лжесвидетельствовать, изменять мужу и жене, существует одна очень мудрая, которую тяжело понять и принять.

Любовь к ближнему

Христос наставлял нас любить врагов, тех кто проклинает благословлять, тем кто ненавидит благотворить, за тех кто нас обижает искренне и с верой молиться.

Тогда мы будем сынами Отца нашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и не безгрешных.

Смысл этой заповеди глубок и в то же время почти непонятен простому человеку.

Страдания Иисуса Христа за грехи наши

До наших дней сохранилось святое писание, Библия. Состоит эта книга из двух частей: старого и нового завета. В старом завете описывается, как Господь сам являлся некоторым мирянам в разных образах и давал наставления, посылая знамения.

Иисус страдал за нас

В новом завете представителем Господа на земле является его сын Иисус Христос, посланный на землю, чтоб принять страдания ради искупления людских грехов.

Кто-то уверовал в сына божьего и пошел за ним выполняя его наставления, но были и такие, которые надругались над ним. Иисус был распят на кресте и принял страшные муки, но не проклял врагов своих.


Исторический роман «Камо грядеши»

Польский писатель Генрик Сенкевич в своем романе описывает, как злой Хилон оговаривает христиан в осуществлении поджога и выдает их властям. Но замученный, сжигаемый на столбе христианин простил Хилона. После чего тот, потрясенный высотой его духа, сам уверовал в Иисуса и пошел ради него на страдания.

Святые, являющиеся явным образцом любви и добродетели

Святой Андрей, над которым насмехались прохожие, толкали его и оплевывали увидели, что демоны записывают имена его обидчиков. Юродивый начал усердно молиться, тем самым стер эти записи. Он сказал, что упросил Господа не наказывать обидчиков, потому-что они не понимают, что творят.

Татьяна

Еще один пример добродетели и снисхождения к врагам явила святая мученица Татьяна. В ответ на свои мучения она молитвами упросила, чтоб Господь не карать ее истязателей, а дал им познать правду. После чего обидчики увидели Татьяну в окружении четырех ангелов и осознали, как гадко поступили. Они попросили у Святой прощения и благодаря ее искренней молитве стали христианами.

Что таит в себе заповедь « Возлюби врага своего, как самого себя»?

В чем же все таки заключается смысл этой заповеди? Все очень просто:

  • Если вас кто-то обидел не проклинайте этого человека и не желайте ему зла.
  • На зло направленное против вас ответьте добром, как бы ни было сложно это сделать.
  • Молитесь за своих врагов, чтоб Господь простил им их прегрешения.
  • Помните, что в жизни все происходит по принципу бумеранга. Камень брошенный вами в чью-то сторону к вам же и вернется.
  • Направляя свой гнев в сторону обидевшего вас человека вы подвергаете наказанию свыше не только его, но и себя то же. Не прощая своих обид вы становитесь таким же злым человеком, как и ваш враг.
  • Только искренне молясь Господу и прося у него прощения за обидевшего вас можно заслужить царствие небесное.

Заповедь на первый взгляд понятная, но на самом деле трудно выполнимая.

Почему нам так трудно возлюбить врагов наших?

Человеческая душа многогранна, мы можем любить и ненавидеть, прощать и карать, быть добрыми и жестокими, показывать свое раздражение и злость. В силу разных обстоятельств под воздействием различного рода ситуаций мы выражаем свое душевное состояние по-разному.

Если вокруг светит солнце, поют птички, то и на душе светло и спокойно. В такие минуты хочется радоваться жизни и дарить добро всем окружающим.

Важно

Но если, что-то не складывается, неприятности на работе и в семье, то мы становимся раздражительными и готовы сорвать зло на первом встречном.

А если в такие минуты еще кто-то накричит, толкнет или нахамит, то в ответ мы ведем себя точно также, отвечая грубостью на грубость.

Как простому человеку научиться прощать своих врагов?

Если вдуматься в смысл заповеди становится понятно, что в любой ситуации надо контролировать свои эмоции. Если каждый из нас станет хоть чуточку добрее и терпимей мы сможем изменить мир в лучшую сторону. Прекратятся войны, где люди убивают друг друга, брат предает брата, сын поднимает руку на родителей, которые дали ему жизнь и воспитали.

Возрождайте любовь

Есть еще одна заповедь Христа, которая гласит: «Если вас ударили по щеке, подставьте другую». Никогда не отвечайте злом на обиду, лучше молча уйдите, дайте пылающему в вашей душе гневу остыть. Посмотрите на сложившуюся ситуацию спокойно, тогда может и обида вам покажется не столь значимой, как на первый взгляд.

Если человек вам чем-то неприятен лучше избегайте общения с ним, но ни в коем случае не проклинайте его даже в душе. Любое проклятие вернется к вам бедой. Давайте любить и уважать друг друга и самих себя. Пусть зло навсегда уйдет из нашей жизни.

Видео: Как полюбить своих врагов?

Источник: https://heaclub.ru/vozlyubi-vraga-svoego-kak-samogo-sebya-znachenie-zapovedi-stradaniya-iisusa-hrista-za-grehi-nashi-svyatye-yavlyayushhiesya-yavnym-obrazcom-lyubvi-i-dobrodeteli-kamo-gryadeshi-pochemu-nam-tak-tru

О любви к врагам

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 31-36.

31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то’ же делают.

34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

35 Но вы люби’те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Протоиерей Павел Великанов:

Протоиерей Павел Великанов

Закон, по которому жило ветхозаветное человечество, был достаточно прост. Тот, кто соблюдает заповеди – праведник перед лицом Божиим. Тот, кто их нарушает – грешник.

Соответственно, любое нарушение закона должно было быть наказано. И это не только требование естественного нравственного закона, но это требование Бога.

Око за око и зуб за зуб – только таким путем виделось возможным преодоление греховности человека и распространения этой греховности вокруг.

В словах Спасителя, которые мы только что слышали, с первого взгляда может показаться преодоление или даже разрушение этого, казалось бы, незыблемого векового закона справедливости. Как же так? Если меня ударяют, я не должен отвечать? Если мне делают зло, я не должен мстить? Если у меня отнимают деньги, или я сам отдаю их взаймы и мне могут их вернуть, я не должен требовать их обратно?

На самом деле Спаситель вовсе не разрушает установленный некогда закон справедливости, но Он преодолевает условность наших человеческих отношений. Ведь если я могу покрыть милостью чужой человеческий грех и этого не делаю, значит я сам раб закона.

Если кратко свести всю суть христианства к одному слову, то этим словом будет не “сила Божия”, не “всемогущество”. Это будет слово “милость”. Будьте милосерды, как милосерд Отец ваш Небесный.

 И поэтому непротивление злу силой в христианстве проистекает вовсе не из неспособности или нежелания преодолевать это зло. Ничего подобного.

Совет

Наоборот, мы хотим и мы знаем как надо преодолевать зло, но мы не хотим становиться частичками, которые умножают это зло, пытаясь облепить мелким злом крупное зло.

Христос дал нам прекрасный инструмент для сопротивления злу. Это Его правило – “не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе”. И внимательно вчитываясь, вдумываясь в эти слова Спасителя, становится понятным, что значит на пути распространения зла каждый из нас должен оказаться последней точкой. Точкой, но не ступенькой – для того, чтобы это зло развивалось и приумножалось.

Обижают тебя – терпи. Не возвращают тебе деньги – прости. Поднимается в душе волна праведного гнева перед лицом очевидного греха – успокойся. Потому что каждый из нас – такой же грешник, как и все остальные. Если на каждом из нас зло прекратит свое развитие и распространение, то тогда действительно мы уподобимся Богу в его милости.

Источник: https://www.pravmir.ru/o-lyubvi-k-vragam/

Ссылка на основную публикацию