Зачем и на что церковь собирает деньги?

Почему Церковь берет деньги и другие неприятные вопросы

На днях нам пришло письмо: «Вы говорите на своем сайте, какая Церковь хорошая, но почему тогда батюшки ездят на дорогих машинах, а в церквях много золота?»

Что на это ответить?

Мы живем во время, которое можно назвать виртуальной толпой. Раньше, чтобы увлечь общество, достаточно было выйти на площадь и произнести убедительную речь. Сейчас — достаточно написать в социальной сети пост, который разойдется по тысячам читателей. Так рождаются предрассудки.

Обратите внимание

Церковь богатая, хотя страна бедная. Батюшки ездят на дорогих машинах. В церкви берут за все деньги. Вот лишь несколько отношений к Церкви, которое укрепилось в социальных сетях и части общества.

Мы собрали основные вопросы относительно Церкви и темы денег и постарались рассказать, как же все есть на самом деле.

Зачем Церкви деньги?

Деятельность Церкви, как и любой духовной общины происходит в миру — в социуме, который сложился вокруг. В мире есть деньги, которыми между собой расплачиваются люди, компании и государство. Иногда есть бесплатные услуги, но это лишь значит, что за людей в данном случае платит государство.

Бесплатного нет ничего, и ничего не может законным образом существовать в мире, не имея денег.

Исключение составляет натуральное хозяйство — идеальный образ жизни, когда человек или община кормят, одевают и лечат себя сами, — но и в таком случае деньги необходимы: заплатить, например, налог на землю, которую община или дом занимают.

На деле же даже самые «натуральные» общины используют в хозяйстве недорогие трактора, хозяйственные инструменты, покупную одежду. Лекарства и какие-то продукты тоже берутся в магазинах.

Хозяйство Никитского монастыря в Ярославской области.

Зачем деньги Церкви? Деньги помогают ей существовать. Каждый храм платит государству за свет (сотни лампочек в храме) и отопление. Деньги тратятся на ремонт и поддержку зданий в надлежащем состоянии.

Храм закупает свечи и облачения священникам — по вековой традиции сложилось, что нужны облачения разных цветов, и все они стоят денег.

Храм платит зарплату — священникам и тем, кто работает при храме — например, продавцу в книжной лавке при церкви.

Важно

Некоторые храмы устраивают воскресные школы — и иногда это отдельные здания, в которых также есть электричество и отопление.

Если это монастырь, то к хозяйственным расходам добавляются траты на питание. Жить натуральным хозяйством, — особенно, если обитель находится в черте города, — сейчас невозможно.

Высоко-Петровский монастырь, который расположен в самом центре Москвы.

А еще некоторые монастыри (реже — храмы) стараются иметь при себе небольшую редакцию, в которой к печати готовятся душеполезные книги. Например, такое издательство есть у Свято-Троицкой Сергиевой-Лавры или у Подворья Лавры в Москве. Продав эти книги, монастырь что-то заработает, но для начала книгу надо подготовить к печати, а это тоже деньги.

И так далее.

По сути, любая церковь и любой монастырь, каким бы высоким ни был уровень духовной жизни и степени аскетики в нем, нуждается в деньгах.

***

Церковь и деньги — история вопроса

Вопрос о том, нужна ли Церкви какая-то собственность или блага, не нова. Спор о церковном имуществе и землевладении известен на Руси с XV века.

В то время преподобный Иосиф Волоцкий отстаивал право монастырей на владения, где бы трудились монастырские крестьяне, а преподобный Нил Сорский и его последователи («нестяжатели») учил, что монахи должны кормить себя сами и избегать роскоши в храмах.

Конечно, позиция преподобного Нила кажется предпочтительной, но тогда Церкви будет трудно заниматься благотворительностью: помогать неимущим, строить школы, организовывать летние лагеря, паломнические поездки и т.д — монастыри потеряют любую возможность помогать миру, кроме как молитвой за него.

Село Селихово в Тверской области вплоть до XIX века принадлежало Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Крестьяне обеспечивали главный монастырь страны частью необходимого, а монастырь давал крестьянам спокойное мирное существование и молитвенное заступничество.

Почему Церковь берет деньги за всё?

Прихожане дают деньги храму, потому что иногда это единственное, что они могут дать взамен. Храм и священник ничего не требуют взамен, но это естественный порыв души — как-то поблагодарить.

Взамен чему? Отблагодарить за что?

Практически для всех, кто приходит в храм — на службу или просто заглядывает в течение дня — это моменты сокровенные.

Кто-то переживает искреннюю радость от молитвы, которую особенно глубоко ощущает именно в храме у икон. Кто-то — скорбит, кто-то — молится за здоровье.

Совет

Кто-то надеется, что эта минутная сосредоточенность в храме перед иконой поможет в предстоящем деле. Отблагодарить — это естественный порыв души.

Кто-то благодарит тем, что помогает храму или монастырю — что умеет, то и делает. Остальные — деньгами и пожертвованиями (например, в виде покупки свечей), потому что для храма продажа свечей или плата за подачу записок — это существенная статья доходов, которая дает хозяйству не развалиться.

В храме горит свет — это потому что были проданы 1000 свечей. В храме тепло зимой — потому что были проданы свечи и пожертвованы деньги за записочки. Примерно всё именно так и есть.

Можно ли брать свечки в храме бесплатно?

Если вы придете в храм, то увидите, что на все установлены «цены». Свечи: от 20 рублей и больше. Записочки. Заказ молебна. Венчание. И так далее. Это магазин, спросите вы? Это пожертвование, ответят вам, и это действительно так.

Никто не будет поднимать скандал, если вы возьмете бесплатно свечу и уйдете. Если у вас нет денег — вы нищая старушка или погибающий бездомный — вам дадут свечу или записку бесплатно.

Мы сами видели это много раз. Некоторые более или менее благополучные храмы или монастыри вообще имеют практику бесплатной раздачи свечей — например, мы видели это в Зачатьевском монастыре в Москве.

Да много, где видели.

Собор Зачатьевского монастыря в Москве. Улица Остоженка. Метро Парк-Культуры или Кропоткинская

Мы так же знаем, что и Венчание и Крещение — священник может проводить совершенно бесплатно, если видит, что об этом просит семья, у которой очень тяжело с деньгами.

Вообще говоря, священник и так все молебны и Таинства проводит абсолютно бесплатно. А передать деньги — это естественный порыв души у человека. Например, священник приехал освящать нам дом. Его зарплата меньше нашей, у него три ребенка — я хочу его отблагодарить.

Пожертвования Церкви в какой-либо форме — это устоявшееся и естественное положение дел, которое совершенно искренне и без какой-либо «мысли» проживается «обеими сторонами».

Обратите внимание

Есть огромное число примеров, когда храмы и монастыри (практически все храмы и монастыри) по возможности помогают больницам, заключенным, нуждающимся — как могут и чем могут. Однако не афишируют это, не пишут в социальных сетях и никто про это не знает.

Но тот, кто не ходит в храм и не принимает участие в Церковной жизни, с этим не знаком и со стороны говорит, что «Церковь берет деньги и ничего не хочет делать бесплатно».

Источник: http://uznavay.pro/pochemu-tserkov-beret-dengi-i-drugie-nepriyatnyie-voprosyi/

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов). Как собирает и на что тратит средства Церковь / Православие.Ru

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих жертвовать на помощь пострадавшим от землетрясений в Японии. На сегодняшний день собрано более 7 млн рублей.

Часть средств уже переведена на счет Японской Православной Церкви.

О том, как Церковь распределяет пожертвования, в интервью «Аргументам и фактам» рассказал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.

― Владыка, Церковь сама живет на благотворительные взносы, зачем же еще собирать деньги для других?

― Есть разные формы помощи. Можно помочь самому, а можно позвать на помощь других. У Русской Православной Церкви нет своих денег для помощи во время катастроф. Но, как показал сбор средств пострадавшим от пожаров, Церкви очень многие доверяют ― для погорельцев наш отдел собрал больше 100 млн рублей.

Кроме того, Церковь объявляет сбор средств, прежде всего внутри себя самой ― призывает жертвовать своих прихожан, священников, епископов. Церковь ― это все ее верные чада, и подвигать их на доброе дело для нее естественно.

Верующие люди стремятся исполнить Христову заповедь о любви и не могут не обращать внимания на страдания других ― неважно, христиане это, мусульмане или неверующие.

― Кстати, о помощи на пожарах. Деньги Русская Православная Церковь собрала большие, где гарантии, что все дошло до погорельцев?

― На совещании представителей епархий, пострадавших от пожаров, было предложено несколько вариантов распределения средств. Первое: раздать всем поровну. Но большинство думало иначе: надо находить наиболее нуждающихся, которым почему-либо недостаточно помогло государство, и адресно помогать именно им.

Святейший Патриарх Кирилл благословил это решение. Несколько месяцев у нас работала «горячая линия», на которую поступали звонки со всей страны от погорельцев. Над проверкой этих просьб работали сотрудники отдела, добровольцы, священники из регионов. Они знакомились с просителями, смотрели документы…

Если кто-то нас критикует, то мы готовы разбирать каждый конкретный случай. И если решение было неправильным, признаем ошибку. Акций такого масштаба Русская Православная Церковь не предпринимала никогда в своей истории: за несколько месяцев помощь была оказана нескольким тысячам человек.

Важно

И мы действительно выявили людей, которым государство не смогло помочь. Были ведь случаи: пожары квалифицировали не как лесные, а как травяные ― и нет компенсации! Или дом был не зарегистрирован как надо. Или дом цел, а скотина сгорела вся: как докажешь? Тут к государственным комиссиям нет претензий ― они работали по инструкции.

Но на то, я думаю, и жертвовали люди деньги через Церковь: чтобы оказать помощь тем, кто больше всего в ней нуждается.

У нас посчитан каждый рубль ― можно зайти на сайт Диакония.ру и проследить путь денег. Конечно, телефонов конкретных людей мы там не вывешиваем. Но если у журналистов есть сомнения ― пусть приходят к нам в отдел: мы дадим координаты любого погорельца, которому помогали, ― можно будет удостовериться лично.

Читайте также:  Что такое апокриф и какое его значение в православии

― У мусульман сумма благотворительности четко оговорена ― в Курбан-байрам отдай бедным треть барана, а у нас какова «норма» добрых дел?

― Заповеди Ветхого Завета предельно конкретны, там очень четко все прописано. То же самое и в исламе. Христианство же ― это религия, которая призывает человека к совершенству. Но прописать правилами совершенство невозможно. Господь призывает всех верующих в Него отдать Ему свое сердце. Это гораздо больше, чем любая сумма денег.

Отдать свое сердце Богу сразу очень трудно, человек идет к этому постепенно. Сначала отдает нуждающимся ненужные ему вещи, потом ― немного денег, потом что-то, в чем он и сам нуждается, потом поселяет у себя в квартире бездомного, а потом, например, раздает все и уходит в монастырь.

Поэтому общую норму Церковь не определяет, важно делать над собой усилие. Некоторые православные дают и больше десятины. А у некоторых зарплата маленькая, детей надо кормить ― и человек может позаботиться об одинокой престарелой соседке, прийти потрудиться в больницу или детский дом. Главное ― не забывать: нужда и страдание всегда рядом.

И в любой момент каждый из нас может сделать что-то посильное, чтобы их стало меньше.

― Говорят, деньги не пахнут. Но насколько уместно использовать в благотворительных целях деньги, полученные, например, от преступников?

― На Церковь, по древним правилам, не положено принимать «деньги блудницы», то есть любые нечестные деньги. Конечно, мы не возьмем денег грешника, который не раскаивается, гордится своим грехом и кичится своей жертвой, результатом этого греха. Если нам известно, что деньги получены в результате преступления, то, конечно, брать их нельзя.

Был случай, когда к нам пришел прокурор и хотел жертвовать десятину от взяток, которые он получал. Мы отказались брать эти деньги. Но когда кто-то переводит средства на помощь нуждающимся ― не всегда можно выяснить, кто и с какого дохода пожертвовал.

Поэтому мы принимаем анонимные пожертвования и молимся обо всех людях, которые стараются, как могут, исполнить Христову заповедь о любви.

Источник: https://pravoslavie.ru/45792.html

Как относиться к тарелочным сборам во время богослужения?

Как относиться к тарелочным сборам во время богослужения?

Как относиться к тарелочным сборам во время богослужения? К сожалению, бывает очень не по себе, когда женщина с подносом появляется перед тобой сразу после шестопсалмия или Херувимской.

И не знаешь, то ли молиться, то ли деньги искать. В Москве, насколько я знаю, такую практику давно запретили.

В то же время я понимаю, что храмам приходится тяжело, наши пожертвования нужны, и об этом приходится как-то напоминать. Ольга

Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Совет

Уважаемая Ольга! Когда я был молодым прихожанином, мне эти сборы тоже очень не нравились. В храме Всех святых на Соколе в Москве, где неподалеку жила моя бабушка и куда я ходил на службу, обычно шла целая вереница старушек и старичков с тарелками. Бывало по четыре – пять тарелок: «На содержание хора», «На ремонт храма», и так далее.

И меня, как, наверное, и любого молодого человека, это напрягало. В первую очередь потому, что, как правило, денег нет. А когда мимо тебя идут с тарелкой, а ты делаешь вид, что этого не замечаешь, конечно, очень не по себе. Хотя никто ничего не требовал. Проходили спокойно, даже в глаза никому не глядели, как я сейчас вспоминаю.

Особенно досадно бывало, когда шли с тарелками во время Херувимской или шестопсалмия. Вот это действительно очень неприятно. Когда я стал молодым настоятелем в той же Москве, в своем храме я таких сборов не завел (храм открывался при мне, до этого там службы не было). И достаточно долгое время я этим не то чтобы гордился, но считал, что это очень правильно.

Многие близкие мне люди, которые стали священниками, тоже так поступали. И, действительно, сейчас редко где можно встретить хождение по храму с тарелками.

Но сейчас я считаю, что был неправ. Для того, чтобы содержать храм, нужны деньги, и немалые. Что бы там ни говорили наши недоброжелатели, Русская Церковь — бедная. Денег у нас нет. Те, что есть, поступают в основном за счет околохрамовой торговли книжками, цепочками, иконками, крестиками, свечками.

Нас ругают за это, вспоминают исторические прецеденты с изгнанием торговцев из храма и прочее, а мы стараемся объяснить, что это не совсем подходящие примеры, и мы все-таки не торгуем, а распространяем предметы религиозного назначения за пожертвования.

Без этого просто не на что было бы ни содержать храмы, ни платить зарплату тем, кто в них трудится.

И со временем я пришел к мысли, что тарелочные сборы — как раз наиболее адекватный, наиболее правильный в церковном плане способ сбора пожертвований. Человеку предлагается пожертвовать на церковь напрямую — не взяв в обмен свечку или книжку, а просто так. Это честно и правильно.

И поэтому, хоть я и не пишу циркуляров о том, чтобы немедленно возобновить подобную практику во всех храмах Саратовской епархии, но, тем не менее, и не протестую, когда вижу это на приходах. Единственное, что — такие сборы не должны мешать молитве. И я категорически против, когда деньги кладут, подходя к исповеди.

Вот это неправильно, потому что исповедь — таинство, а за таинства мы не имеем права взимать плату.

Обратите внимание

Но вообще нам предстоит очень большое дело: нужно вновь привить людям осознание того, что Церковь, их храм — это то, за что они отвечают. Не епархия, не только настоятель, но и они сами. Они должны любить, строить, ремонтировать, содержать свой храм, который живет на их приношения, с их помощью. За последние десятилетия это осознание утеряно, но его надо восстанавливать.

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Questions/Get/5406

Почему в церквях идет торговля, посреди службы носят подносы для сбора денег ?

Главная » ВиО » Церковная жизнь » Почему в церквях идет торговля, посреди службы носят подносы для сбора денег ?

Почему в церквях идет торговля, посреди службы носят подносы для сбора денег ?
«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (волов, овец и голубей приносили в жертву, что является аналогом современного «поставить свечку»).Почему в церквях идет торговля, посреди службы носят подносы для сбора денег ?1.Считаете ли вы что это нормально ?2.С какого века Христианства появилась эта традиция (торговые лавки и подносы) ?АнонимУважаемый, Аноним!1. Нет. Считаю, что полезность данного действия неоправданна. От торговли в храме во время Богослужения только смущение, как и от подносов, учитывая низкий уровень приходской культуры большинства присутствующих на Богослужениях. Это мое личное мнение, как приходского священника. Поэтому в храме, в котором служу, торговля чем-либо во время службы не производится, как нет и практики вынесения подносов. 2. Торговля и “подносы”, по моему неискушенному мнению, появились со второй половины 20 века, и есть следствие особых условий, в которых находилась Русская Православная Церковь. До революции торговля чем либо в церкви отсутствовала, так как священник, да и весь приписанный к храму клир, находился на гос. обеспечении, т.е. получал жалованье. Все требы были безплатны и обязательность их исполнения оговаривалось законом. Священник и его семья, как и прочие граждане Империи, в соответствии с своим социальным статусом, имели право на социальный пакет, который и давал право обществу требовать от священнослужителя добросовестного исполнения своих обязанностей. В дореволюционной России правило о десятине на себя взяло государство, таким образом облегчая материальную нагрузку на своих граждан и гарантируя материальную обеспеченность духовного сословия. В наше время, время разделенности церкви и государства, Церковь сама вынуждена искать формы своего материального обеспечения. И на этом пути, а он не так долог, естественно совершаются и ошибки. Но решатся они должны вместе священством и мирянами.А для этого нужно вникать в жизнь Церкви, не только замечать ошибки и недостатки тех кто в ней живет и пытается, что-то делать, но и своим личным благочестивым участием создавать условия для их исправления и преодоления. Например: стать священником, принять деревенский приход и там устроить все строго согласно правил христианского благочестия. Помогай Вам Господь.Кстати, наличие торговцев в ветхозаветном храме, на мой взгляд, являлось следствием извращенности понимания, а именно формализации смысла Богослужебной традиции большей частью иудеев, доказательством и следствием этого явилось, то, что иудеи не узнали своего Спасителя. То же думаю грозит и нам, если не будем ревновать о христианском благочестии, не только оглядываясь по сторонам, но и почаще заглядывая внутрь себя.архим. Иннокентий
  Другие новости по теме:

  • Митрополит Лонгин: Как относиться к грехам священников
  • Пасхальное интервью Патриарха Кирилла
  • Почему церковь противится реформе календаря?
  • О церковной свече.
  • Тайные литургические молитвы – зачем и почему?
  • Еженедельное печатное издание. Архив номеров.

    Официальный сайт Алчевского благочиния, УПЦ МП, город Алчевск, Свято-Николаевский Кафедральный Собор, протоиерей Александр Устименко.
    При использовании материалов ссылка на источик и первоисточник – обязательна.
    © 2009-2018

    Источник: https://alblago.lg.ua/vio/qchurchlife/267-pochemu-v-cerkvyax-idet-torgovlya-posredi-sluzhby-nosyat-podnosy-dlya-sbora-deneg-.html

    Откуда у прихода деньги?

    Миряне имеют весьма смутное представление о том, на какие средства существует Церковь. Незнание порождает слухи и сплетни — о «попах на мерседесах», «миллионных счетах в иностранных банках», «виллах на Канарах» и т. п. Корреспондент «НС» попробовал разобраться, каким образом обеспечивают себя православные приходы и легко ли им это удается.

    Читайте также:  Православие и католицизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

    По-старому

    В среднем оклад рядового московского батюшки — около 25 тысяч рублей. В зависимости от региона эта цифра может меняться. «Церковь — это часть народа. Если народ бедный, то и церковь бедная, если народ встает на ноги, то и Церковь встает», — говорит священник Леонид Калинин, настоятель московского храма Климента, папы Римского.

    Этот огромный собор в редком для Москвы стиле «рококо» достался ему несколько лет назад в полуразрушенном состоянии. Впрочем, отец Леонид известен как успешный реставратор, на его счету уже не один храм, поднятый из руин. «Кроме того, материальное благополучие прихода зависит и от многочисленности паствы», — подчеркивает он.

    Невероятно, но это так: Церковь действительно живет на пожертвования. Священник получает зарплату, которая выплачивается ему из тех денег, которые собирает его же храм. Ни епархия, ни Патриархия не имеют иных средств дохода, нежели отчисления с приходов (за исключением редких случаев епархиальных предприятий вроде свечных заводов).

    Почти две тысячи лет церковная экономика существует не как экономика прибавочного продукта или коммерческой прибыли, а как экономика личных и добровольных взносов.

    Еще в доевангельскую эпоху у благочестивых евреев было принято заботиться о своих религиозных наставниках. Этот обычай сохранился и в христианской Церкви, распространившись не только на апостолов, но и на их преемников: епископат и священство.

    Изменилась с тех пор только форма церковного пожертвования. Христианин апостольского века приносил в храм выпеченый собственноручно хлеб и домашнее вино для Евхаристии, ладан или елей.

    Современный прихожанин жертвует, как правило, рублем, косвенно или напрямую.

    Жертва напрямую — это плата за требы и кружечный сбор (те самые кружки в храме, куда опускают монетки). Основная форма «косвенного» пожертвования — свечи.

    Важно

    Их себестоимость настолько мала, что большая часть цены и есть наш добровольный взнос.

    Кроме того, опосредованной жертвой является доход от распространения православной литературы, крестиков, икон и церковной периодики за «свечным прилавком».

    Как и в древней Церкви, каждая община по апостольскому образцу содержит не только саму себя, но и духовные школы, и высшее церковное управление.

    Сперва это была иерусалимская община во главе с апостолом Иаковом, чуть позже — митрополия, а теперь — епархия и Патриархия.

    Отчисления в «центр» являются обязательными, и каждый приход отсылает в среднем десятую часть приходского дохода на общеепархиальные и общецерковные нужды.

    Ктиторы, а проще говоря — благотворители

    «На самый минимум, который необходим для обеспечения причта и хора, может хватить и дохода от свечного ящика, — рассказывает отец Леонид Калинин. — Но на ремонт, реставрацию, издательскую и социальную деятельность — на это необходимы внешние пожертвования».

    Крупные благотворители, или ктиторы, как их называют на византийский манер, — отдельная графа церковных бюджетов.

    Священник Алексий Агапов, настоятель небогатого подмосковного храма Михаила Архангела в городе Жуковский, говорит, что свечной ящик не приносит ему больших денег: «Во всяком случае, распространением икон и литературы у нас на приходе ничего не окупается. Книжную лавку мы используем больше для катехизаторских целей.

    Если человек в наши дни умеет и любит читать, это нужно поощрять. Значительная часть книг, которые мы закупаем, раздается в подарок – на дни рождения, именины. Цены же на книги в церковной лавке не намного выше их закупочной стоимости».

    Совет

    Кроме того, пожертвование за свечи, как и во многих храмах области, здесь свободное: сколько человек хочет пожертвовать, столько и жертвует за свечу. Так же и требы.

    В такой ситуации приходской бюджет во многом зависит от крупных благотворителей. «Полная зависимость от ктиторов — не лучший вариант, — признается о. Алексий.

    — Но существовать без значительной спонсорской поддержки возможно только в том случае, если храм избавлен от серьезных бытовых проблем и при условии активного личного участия всех прихожан в жизни прихода. У наших людей пока нет устойчивой привычки участвовать в общих делах.

    Возможно, им отчасти мешает негативная память о добровольно-принудительном коллективизме советского прошлого. В еще большей мере — дух пассивного потребительства, которым многие соблазняются сегодня».

    Храм на самообеспечении

    «В Америке уборку, мелкий ремонт, как правило, община делает самостоятельно, не привлекая сторонних людей. Починить сантехнику стоит очень дорого, а вызов специалиста может обойтись приходу в сумму, сравнимую с месячной зарплатой настоятеля.

    В этих случаях среди прихожан просто находится специалист, который может помочь бесплатно», — рассказывает священник Валерий Буланников, клирик храма Свт. Николая в Отрадном. В США, где прошла большая часть его пастырского служения, он прожил 14 лет.

    Зарубежные приходы Православной Церкви существуют, как и наши, на пожертвования.

    Даже бюджет храмов в основном совпадает: около 300 тысяч рублей в месяц — таковы были расходы в пригороде Сан-Франциско, где служил отец Валерий — во столько же обходится  и содержание нынешнего  храма отца Валерия на окраине российской столицы. Только, приходская инициатива за океаном традиционно развита сильнее.

    Кроме того, приходы в Америке маленькие и большинство прихожан, как правило, знакомы лично, так что распределить обязанности обычно не представляет труда: «Если система работает, то она позволяет приходу не только выживать, но и твердо стоять на ногах, обслуживая себя самостоятельно», — подчеркивает отец Валерий.

    Внешних источников для существования у американских приходов практически нет. Из внутренних — все те же свечи, литература и ежегодные праздничные сборы (на Рождество, Пасху и престольный праздник). Хозяйственная жизнь тут вращается вокруг решений приходского совета, состоящего из активных мирян, сам священник почти не участвует в руководстве приходским хозяйством.

    Подобный порядок управления предполагается и русским уставом, но на практике полноценный приходской совет у нас встречается редко, и хозяйственной жизнью, как правило, руководят избранный общим собранием староста и лично настоятель.

    Как и большинство храмов Православной Церкви в Америке, приход о. Валерия Буланникова широко практиковал формы фандрайзинга (привлечения пожертвований), такие как приходской фестиваль или «гараж сейл» — распродажа старых вещей.

    Для российских храмов «фандрайзинг» — новое слово. Переехав в Москву, о. Валерий пытается применять зарубежный опыт, правда с учетом российского менталитета: «Распродажи вещей у нас не поймут.

    Скажут, блошиный рынок при церкви. А вот храмовые фестивали делать можно, — убежден он.

    — На престольный праздник мы собираемся поставить столы во дворе, приготовить какие-то угощения, сувениры и продавать их за пожертвование, как это принято в США».

    «Поп на джипе»

    Обратите внимание

    Однажды в небольшом российском северном городке настоятель строящегося храма, неоднократно публично просивший на храм у бизнесменов, чиновников и простых горожан, оказался замечен за рулем новенького джипа-внедорожника. Эта новость вызвала всплеск протеста со стороны жителей: как он посмел! На интернет-форуме, где наблюдательные северяне опубликовали громкое разоблачение, каждый посчитал своим долгом осудить «жадного попа».

    И только близкие прихожане знали, что джип (к слову, китайский и дешевый) батюшке подарил местный предприниматель, чтобы священник мог ездить на требы в труднодоступные села, куда зимой по снежным заносам на «жигуле» не пробраться.

    Получив объяснения, горожане сменили гнев на милость. Итак, материальный подарок — еще одна форма церковного пожертвования.

    Дарят предприниматели не только (и не столько!) джипы, сколько машину кирпича на ремонт, или досок на крышу, или листового железа на кровлю.

    В феврале этого года игумен Агафангел (Белых) опубликовал в интернете финансовый отчет своего миссионерского прихода в Якутии.

    Кроме денег, за год его храм принял в жертву от частных лиц: книги христианского содержания в примерном количестве 150 штук, предметы церковной утвари — пять штук, ноутбук Acer — один, фотоаппарат Sony, рыбы (осетр, муксун, нельма, омуль) около пятидесяти килограмм.

    Кроме того, на денежные пожертвования куплены: видеопроектор BenQ и DVD-плеер Toshiba.

    Если с рыбой все понятно (храм расположен на берегу моря Лаптевых), то зачем ноутбук, DVD, проектор… монаху? Очень просто: храм отца Агафангела – единственный на сотни километров источник информации о Православии в этих широтах. Повесив на стену простыню, игумен показывает жителям поселка документальные фильмы. Часто мы забываем, что «нецерковные» и даже «дорогие» вещи могут быть предметами первостепенной необходимости для небогатого прихода.

    Торгующие при храме

    Настоятель Климентовского храма о. Леонид Калинин видит и другие пути «внешнего» привлечения средств. «Мы решили не просить, а зарабатывать сами», — говорит он.

    Важно

    По закону религиозная организация может заниматься любой хозяйственной деятельностью при условии, что все ее доходы идут на уставные цели организации: ремонт, реставрацию, благотворительность.

    Коммерческий доход религиозной организации в этом случае облагается налогами в полной мере, но все-таки может стать хорошим подспорьем для приходского бюджета. Так, отец Леонид открыл сеть молочных ларьков.

    По его словам, чистый доход от молока превышает свечной сбор в два раза. «Это не самый простой путь, потому что любая инициатива у нас на каждом шагу сталкивается с препонами со стороны чиновников, — вздыхает о. Леонид.

    — Так называемый входной билет в деятельность, приносящую прибыль в нашей стране, стоит настолько дорого, что большинству он просто не по карману. Но мы справляемся и даже умудряемся заниматься благотворительностью».

    На деньги от продажи продуктов отец Леонид реставрирует храм, платит сотрудникам нормальные зарплаты и издает книги.

    По спискам из управы молочные киоски отца Леонида снабжают малообеспеченные семьи центрального округа продуктами, полностью покрывая их месячные потребности в молоке, твороге и сметане.

    По той же схеме при некоторых храмах работают мини-пекарни, ларьки с квасом, а иногда и целые кафе, как при Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге.

    «По большому счету, не существует никакой технологии централизованного привлечения средств на приходы и монастыри, — подчеркивает отец Леонид. — Если священник усердно молится и достойно служит, обычно есть и приношения. Просит ли он деньги на храм у спонсора или пытается заработать сам».

    С этим утверждением согласен и архимандрит Пантелеимон (Шатов), руководитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, организатор множества социальных проектов, духовник Свято-Димитриевского сестричества.

    Читайте также:  Молитвы святого франциска ассизского

    «Церковная экономика — это не зарабатывание денег и не сбор пожертвований, — считает о. Пантелеимон. — Если вы собираете деньги на какое-то полезное дело и если это дело угодно Богу, то деньги найдутся.

    У Бога всего достаточно! Через прихожан Он материально содержит Церковь, подавая ей каждый раз столько средств, сколько необходимо в этот момент».

    Nsad.ru

     ( 4 голоса: 3 из 5 )

    Источник: http://www.otsy.ru/main/san_sviashennika/pochemu_pop_na_mersedese_otvechaet_svyashennik_leonid_kalinin.htm

    Зачем Церкви деньги?

    «Без Церкви нет спасения» – эта святоотеческая мысль становится центральным стержнем православного учения о Церкви.

    Но Церковь, будучи святой в силу освящающей силы Ее Главы – Христа, в то же время состоит из людей, каждый из которых не является Ангелом, не спустился с неба, но вырос на нашей земле, учился в нашей школе, покупает продукты в наших магазинах и передвигается в нашем общественном транспорте.

    И очень часто по поведению такого человека, будь он высокопоставленным служителем Церкви или не совсем усердным прихожанином, внешние люди начинают судить о Самой Церкви, перенося недостатки, реальные или мнимые, существующие или несуществующие, на Саму Церковь, обвиняя Ее и в конечном счете Самого Христа – Главу Церкви. Поступая таким образом, многие совершают весьма распространенную логическую ошибку, считая частное законом общего, определяя истинность учения поведением привратников, стоящих у его дверей.

    Более того, очень часто все обвинения, выдвигаемые в качестве претензий к  Церкви, при более подробном рассмотрении оказываются не вполне соответствующими действительности, а иногда и откровенной провокацией и ложью. И сегодняшний наш разговор хотелось бы посвятить весьма неприятной теме, вызывающей определенный нездоровый интерес и множество кривотолков, – теме денег Церкви.

    Мы прекрасно осознаем ее неблагодатность и неблагодарность, но хотелось бы не оправдываться, а попытаться ответить на вопросы, которые наверняка задавали себе многие, переступающие церковный порог – почему в Церкви все не бесплатно, для чего Церкви нужны деньги и откуда берутся в Церкви деньги.

    Совет

    Итак, Церковь, как любая другая организация, нуждается в деньгах для совершения собственной миссии. Даже во времена первохристианской общины, когда Церковь составляли всего несколько десятков человек, следовавших за Христом по городам и селениям Палестины, уже существовал особый ящичек для пожертвований.

    Священное Писание недвусмысленно указывает на то, что Христос и Его ученики принимали добровольную материальную помощь от желающих таковую оказать.

    Апостол Павел, оправдывая сборы милостыни в пользу христианской общины Иерусалима, обращаясь к первенствующим христианам, удивляется недовольством, что он, сея духовное, пожинал телесное.

    Действительно, для осуществления своей миссии Церковь нуждается в материальных средствах, и эти средства составляются из добровольных пожертвований верующих.

    К сожалению, лишь немногая часть людей, позиционирующих себя как православных верующих, говорящих о том, что они православные, регулярно еженедельно посещает храм.

    Многие приходят лишь от случая к случаю, и иногда таких людей несколько удивляет, что им предлагают внести некоторую сумму – ведь они пришли к Богу, а Он в деньгах не нуждается.

    Но, приходя к Господу, мы приходим в храм, и каждому хочется, чтобы храм был уютным, опрятным, благолепным. На содержание церкви уходят весьма значительные суммы.

    Обратите внимание

    Конечно же, никому бы не было приятно зайти в неубранное помещение. Но чтобы храм регулярно убирался, необходимо найти человека, согласившегося заниматься этим, и оплатить его труд.

    Подобное можно сказать и о труде дежурящих в храме и ежедневно его открывающих, о сторожах и дворниках.

    Более того, храмы не возникают из воздуха, их необходимо строить и поддерживать в нормальном состоянии, то есть делать ремонты, на которые, как прекрасно знает каждый, приходится тратить весьма немалые средства.

    Отдельно приходится говорить о хорах. Все мы, приходя в церковь с просьбой о совершении Таинства Венчания, Крещения или молебна наверняка будем просить, чтобы звучало церковное пение. Но мало кто знает, что хорошее пение и хороший хор требует немало трудов.

    Люди, для того чтобы в удобное для прихожан время прийти в храм и пропеть то или иное богослужебное последование, должны быть свободны от другой работы. К тому же им надо кормить собственные семьи.

    Следовательно, тот храм, в котором они поют, должен оплатить их труд, поддержать их материально, иначе они вынуждены будут искать средства.

    К сожалению, большинство наших постоянных прихожан является небогатыми людьми. И потому в храме вынуждены обращаться за помощью к тем, кто заходит в него лишь изредка, ради совершения какой либо требы – крещения, венчания, погребения и так далее.

    Но храм – это не фирма духовных услуг и не рынок, на котором торгуют благодатью. Деньги, которые верующие приносят в храм, – необязательная мзда, не плата за благодать.

    Это именно пожертвование на содержание храма, и доказательством служит то, что самое главное Таинство Церкви – Таинство Причащения – во всех храмах, всегда и везде совершается бесплатно.

    Важно

    Более того, если у вас нет возможности внести ту или иную сумму за совершения последования, то необходимо обратиться к священнику, и, я уверен, никакой священнослужитель не откажет вам в молитве или священнодействии.

    Все деньги, появляющиеся в храме и направляемые на его содержание, – это добровольные пожертвования верующих христиан. Важно подчеркнуть принципиально значимый момент: человек несет в Церковь деньги только в том случае, если он считает это необходимым.

    Речь идет именно о добровольных пожертвованиях, а не обязательной десятине, как в некоторых западноевропейских государствах.

    Ведь если человек не верит в Бога, не разделяет основных догматов православного вероучения, не считает для себя обязательным принадлежать к Церкви, тогда ему не нужны и совершения обрядов и Таинств церковных, он никогда не обратиться в храм с просьбой о венчании или погребении по православному обряду.

    Но если человек хочет, чтобы над ним совершили Таинство Крещения, венчание или какое-либо священнодействие, значит он считает себя православным, членом церковной общины, на плечи которой ложится, между прочим, и обязанность заботиться о храме – месте, где собирается церковная община и где проводятся богослужения.

    Протоиерей Андрей Николаиди

    Источник: https://pravlife.org/ru/content/zachem-cerkvi-dengi

    Зачем Церкви мои деньги?

    Справка: Автор Кенн Эдвардс  — диктор, автор и финансовый тренер.

    Зачем Церкви мои деньги?

    Им не нужны, а Богу может и нужны.

    Мы слышим как говорят снова и снова: «все, что церковь хочет — это мои деньги.» Или, «этот проповедник просто жаден до денег. Он работает только  час в неделю, а потом спрашивает у меня мои деньги.»

    Правда это или нет, к сожалению, эти утверждения много раз отвращали людей, а некоторые даже покинули церковь после этого. Так в чем состоит простая истина о Боге, деньгах и церкви?

    Вы упорно работаете за свои деньги, и вы чувствуете, что вы заслуживаете все, что вы получаете. Но задумывались ли вы когда-нибудь, кто дал вам возможность заработать деньги? Бог дал вам эту возможность.

    Совет

    А как насчет вашего здоровья? Большинство из нас были одарены хорошим  здоровьем, чтобы мы могли каждый день ходить на работу и приносить домой зарплату.

    Бог отвечает за это? Кто дал вам разум, чтобы делать свою работу? Бог?

    Библия говорит, что Бог дает нам силу, знания, и умение заработать на жизнь.

    Бог одарил нас всем в чем мы нуждаемся. Мы должны признать, что Он является нашим поставщиком.

    Зачем церкви деньги?

    Церковь или духовенство нуждаются в деньгах для работы. Просто надо иметь доход, чтобы оплатить электричество, воду и газ, церкви нужны деньги, чтобы заплатить по счетам.

    Когда вы даете, вы помогаете вашей локальной помощью для церкви людям в вашей общине, плюс вы помогаете отправить Евангелия по всему миру.

    Вот почему ваша церковь или духовенство нуждаются в вашей финансовой поддержке.

    Когда христиане поддерживают работу Бога, они следуют повелению Божию давать. Даяние-это акт веры и послушания Богу. Порой я задавалась вопросом, должен ли я давать этой конкретной церкви, потому что у меня были вопросы к тому, как они тратят деньги. В конечном итоге Бог будет судить руководство этой церкви или духовенства. Для меня это привилегия даяния.

    Сколько я должен дать?

    На протяжении всего Ветхого Завета мы часто видим отсылки к десятине. Некоторые люди говорят, что в Новом Завете, в эпоху благодати, мы должны давать даже больше, чем 10%, десятину из Ветхого Завета.

    Вопрос в том, сколько ты хочешь получить за благословение? Некоторые люди отдают гораздо больше, потому что они знают, что Бог благословил их за их послушание. Это не даяние для получения вида расположения.

    Это больше похоже на отдавать и доверять Богу, Который обильно изольет свои благословения на вашу семью.

    Бог благословил вас таким образом, что это гораздо важнее, чем деньги, но мы должны ходить в послушании, чтобы наслаждаться этими благословениями. Верность-это ключ даяния.

    Разве это не мои деньги?

    Некоторые скажут: «Это мое. Я могу потратить мои деньги как я хочу». На самом деле, если Бог есть поставщик, то мы становимся менеджерами всего, что Он вложил в наши руки. Будучи его служащими, наша задача-рационально использовать эти ресурсы. Поступая так, мы благословляем наши семьи, и обеспечиваем место в Божьем царстве.

    Богатый Молодой Управляющий

    Христос хотел увидеть насколько был убежден в вере богатый молодой уравляющий. Так Он сказал:

    Христос не может просить вас продать все, но он хочет вашей полной самоотдачи. Когда мы ходим в непослушании, мы скучаем по Божьему добру для нашей жизни.

    Да, деньги могут быть чувствительной темой в сегодняшней церкви. Может быть, мы чувствуем себя некомфортно, потому что мы не ходим в послушании с нашим даянием?

    Обратите внимание

    Откройте для себя радость дарения. Сделайте шаг веры и смотрите, как Бог работает в вашей жизни. Это не произойдет в одночасье, но ты научишься доверять Ему, в то время как та даришь. Затем вы увидите эти потоки благословения проходящие через вашу жизнь.

    Источник: http://xn--80afce4b.xn--p1ai/zachem-cerkvi-moi-dengi/

    Ссылка на основную публикацию