Таинство исповеди в православии: правила и важные моменты

Пост у православных в 2019 году: когда начинается и заканчивается, как держать пост, правильное расписание по дням | MИР46

Обновлено Мар 11, 2019 21:59

Великий пост — важный период для православных верующих, поэтому к нему необходимо подготовиться заранее. Чтобы начать поститься вовремя, узнайте дату Великого поста в 2019 году.

Сложно переоценить важность Великого поста, ведь в этот период православные верующие готовятся к самому светлому событию — Воскресению Христову. В 2019 году Великий пост начнется намного позднее, чем обычно. И уже сейчас многих людей волнует вопрос о том, какого числа нужно начать воздержание и как правильно соблюдать предстоящий пост.

В 2019 году Великий пост продлится с 11 марта по 27 апреля. В этот период верующим предстоит кардинально изменить свой образ жизни и соблюдать важные традиции и запреты, чтобы избежать гнева святых и не навлечь на себя беду.

Самая ответственная неделя — Страстная седмица с 22 по 27 апреля. Это период самого строгого воздержания, так как за ним последует Пасха.

Великий Пост 2019: как соблюдать, подробности

Предваряет Великий Пост Сырная Седмица или Масленица. В эту неделю верующие отказываются от мяса, что помогает им постепенно входить в постную диету.

Сам Пост состоит из двух периодов — Святая Четыредесятница и затем Страстная Седмица.

Святая Четыредесятница — дни, когда мы идем навстречу Богу. Через ограничение в пище, молитву и покаяние в грехах мы постепенно приближаем себя ко встрече с Христом Воскресшим.

Когда начинается и заканчивается Великий Пост в 2019? Великий пост является наиболее важным и самым длительным в православии.

Обратите внимание

Временной промежуток, когда верующим христианам необходимо не только воздерживаться от употребления определенной пищи, но и дополнять свое существование различными духовными практиками, носящими преимущественно аскетический характер.

Отличиями поста выступает проведение особых богослужений, вознесение определенных молитв, а также покаяние в сочетании с воспоминаниями о жизненном пути и смерти Христа.

Какого числа начинается Великий пост 2019: 11 марта 

Когда заканчивается Великий пост в 2019 году: 27 апреля

Страстная Седмица – дни, когда Сам Христос идет к нам через последние проповеди, Тайную Вечерю, Голгофу и Воскресение. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник — Пасху.

Самыми строгими неделями Поста считаются первая и Страстная Седмица. Усердные христиане в эти дни порой даже не вкушают ничего сытнее кусочка хлеба и воды. Но этот подвиг под силу далеко не всем.

Важно

К еде во время Поста нужно подходить разумно. Ни в коем случае не нужно слушать чужих советов и шерстить Интернет. Опирайтесь на собственные силы, здоровье и благословение священника, у которого исповедуетесь.

Важно

Он, как никто другой, знает и чувствует ваше духовное состояние.

Пост — не диета. Не можешь жить без мяса — ешь мясо. Не можешь жить без молока — пей молоко. Цель Великого Поста — не в запрете на творог или колбасу, а в покаянии.

Что касается супружеской близости, то здесь ответственность лежит на самих супругах. Если оба соблюдают пост, то, как правило, они ограничивают себя и в сексе.

Важно
Совет

Если постится только один из супругов, а второй о посте даже не помышляет и требует от постящегося исполнения супружеского долга, то этот самый долг нужно исполнять.

Важно

Об этом еще апостол Павел сказал: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор 7:1-7). К тому же, цель Поста — не разрушить мир в семье, а укрепить его.

Особенности и смысл Великого поста 2019, основные правила

Собираясь держать пост, задумайтесь – какова цель вашего поступка? Кто-то считает, что период воздержания – отличный повод похудеть, кто-то уверен, что так делать модно, а кто-то просто бездумно выполняет требования общества. На самом деле пост – не просто время воздержания от определенных продуктов, а период очищения души и тела, способ подготовить себя к величайшему празднику – Пасхе.

У дат этого великого события есть несколько непреложных правил:

Начинается пост всегда в понедельник – это правило неизменно; независимо от года и даты, начало периода воздержания неизменно выпадает на первый день недели. 11 марта 2019 года – понедельник, начало поста.

Официально датой окончания Великого поста считается Пасха. Но так как сам праздник – день разговления, то формально пост длится до полуночи субботы. То есть последний день поста – 27 апреля 2019 года, суббота.

Самыми строгими неделями Поста считаются первая и Страстная Седмица. Усердные христиане в эти дни порой даже не вкушают ничего сытнее кусочка хлеба и воды. Но этот подвиг под силу далеко не всем.

Важно

К еде во время Поста нужно подходить разумно. Ни в коем случае не нужно слушать чужих советов и шерстить Интернет. Опирайтесь на собственные силы, здоровье и благословение священника, у которого исповедуетесь.

Важно

Он, как никто другой, знает и чувствует ваше духовное состояние.

Пост — не диета. Не можешь жить без мяса — ешь мясо. Не можешь жить без молока — пей молоко. Цель Великого Поста — не в запрете на творог или колбасу, а в покаянии.

Что касается супружеской близости, то здесь ответственность лежит на самих супругах. Если оба соблюдают пост, то, как правило, они ограничивают себя и в сексе.

Важно
Совет

Если постится только один из супругов, а второй о посте даже не помышляет и требует от постящегося исполнения супружеского долга, то этот самый долг нужно исполнять.

Важно

Об этом еще апостол Павел сказал: «Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор 7:1-7). К тому же, цель Поста — не разрушить мир в семье, а укрепить его.

Последние шесть дней перед Пасхой получили название Страстной седмицы или недели. Название свое этот период получил от слова «страсть», что в церковнославянском означает «страдание». В православии это время иногда называют Великой неделей, ведь каждый день в ней получил звание Великого – Великий понедельник, Великий вторник и так далее.

Духовная составляющая поста: что нужно делать

О духовной составляющей поста просто и лаконично рассказал на своей странице в Фейсбуке протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова. Лучше него и не скажешь.

1. Учимся молиться.

Прибавляем к тому, что имеем, еще что-то. Если дома вообще не молимся, то творим, хоть краткую, но регулярную молитву. Если совершаем утреннее и вечернее правило, то начинаем ежедневно или читать Псалтырь, или главу из Евангелия. Если ходим в храм только в воскресенье, то прибавляем ещё хотя бы один день в будни.

2. Учимся бороться с грехами. Предлагаю из всех повторяющихся прегрешений выбрать самое маленькое и попробовать его победить. Ну, например, навык высказывать свое недовольство по поводу всего, что видишь или слышишь.

Или обсуждать с близким другом (подругой) третьи лица. Или употреблять в разговоре бранные слова. Или держать старую обиду на родственника (начальника, учительницу, соседа и т.п.). Как это победить? Ежедневно молиться за него.

Важно

3. Учимся покаянию. Выбираем из списка грехов самые тайные – те, которые скрыты от глаз окружающих и за которые особенно стыдно. Идем на исповедь и спрашиваем священника, как с ними бороться. Священник – человек опытный, он, наверняка, посоветует то, что надо.

4. Учимся творить добре дела.

 «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 35-36).

Каждый день вечером испытываем свою совесть: какое доброе дело я сделал сегодня? Кого утешил, кому помог, кому уделил время и т.д.? Если этого не было, то осознать, что день прожил зря.

5. Учимся радоваться. Красоте Божиего мира. Божиим дарам и талантам, которыми наделены люди. Проявлениям любви, сострадания, милосердия. Обретению смыслов, логики, гармонии, истины. Короче, всему тому, что нас приближает к Богу.

Особенности питания в Великий пост: что можно и нельзя есть

Соблюдение Великого поста целесообразно не только с духовной точки зрения, но и относительно восстановления здоровья.

Любой медик скажет, что воздержание от тяжелой белковой пищи в весенний период, когда организм наиболее перегружен и нуждается в укреплении, очень полезно.

Но многие верующие люди, особенно те, кто никогда не выдерживал пост, сомневаются в своих силах. На самом деле выдержать пост не так уж и сложно.Итак, давайте же разберемся, что можно кушать в период этих семи недель.

Фрукты и ягоды

Обратите внимание

Из фруктов можно готовить салаты, добавлять их в любые готовые блюда или кушать в сыром виде. Отдавайте предпочтение гранатам, клюкве, винограду, яблокам, грушам и всем цитрусовым фруктам.

Овощи и зелень

Сюда относится капуста любого сорта. Ее можно тушить или есть в сыром виде. Также допустимо употребление: базилика, укропа, петрушки, кинзы, щавеля, шпината, листового салата и перьев зеленого лука; томатов и сладкого перца; тыквы и картофеля; кукурузы и моркови; сельдерея.

Бобовые культуры

Горох, чечевица, бобы, фасоль – богатый источник протеина, такого необходимого для организма, тем более что в пост нельзя употреблять привычные белковые продукты. Из перечисленных продуктов можно готовить пюре, рагу, лобио, различные гарниры и добавки к основным блюдам.

Крупы

В период поста можно кушать каши, приготовленные из любой крупы. Как правило, люди готовят гарниры, используя лишь 2-3 вида круп. Но ассортимент зерновых куда богаче.

Рыба и морепродукты

По строгим правилам поста рыбу можно кушать лишь в Вербное Воскресенье и Благовещенье. В Лазареву субботу, которая предшествует Вербному Воскресенью, допустимо есть рыбную икру.

А что касается морепродуктов, здесь мнения разнятся. Некоторые утверждают, что их допускается кушать, как и рыбу, только в течение двух дней.

Другие же склоняются к тому, что и в остальные дни поста употреблять морепродукты разрешено.

Сладкая консервация и сухофрукты

В Велякий пост дозволено употреблять компоты, конфитюры, джемы и варенья. На их основе можно готовить различные узвары, кисели, морсы. Также эти продукты допустимо кушать с чаем и другими разрешенными напитками.

Сухофрукты тоже можно выставлять на постный стол. Их допускается добавлять во вторые блюда, например, в каши или тушеные овощи, а также использовать для перекуса.

Важно

Приветствуются сухофрукты: из ананасов; из инжира; из яблок, вишен и груш; из слив и абрикос; из винограда; из бананов и фиников.

Сладости и напитки

Тем, кто не может обходиться без сладких лакомств, разрешается кушать: сахар; мед; черный шоколад (следите, чтобы в его составе не было молока); козинаки; халву; постный зефир; леденцы; мармелад.

Любителям молока можно порекомендовать пить соевое или кокосовое молоко. Кстати, в продаже многих магазинов имеются соевые йогурты.

Из напитков допустимы компоты, морсы, соки и кисели, кофе и чаи, какао (без содержания молока).

Великий пост для всех людей православной веры является напряженным духовным трудом, за который Господь обязательно воздаст. Каждая седмица заканчивается воскресным днем. На протяжении этого дня принято вспоминать определенное знаменательное событие или деяние, совершенное каким-либо праведником, чей подвиг церковь записала в разряд тех, что принесли неоценимую пользу христианству.

Что нельзя делать в Великий пост?

Постящиеся воздерживаются от пищи животного происхождения: яиц, мяса и молока. В праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы можно есть рыбу и морепродукты.

  • Во время поста нежелательно употреблять алкогольные напитки.
  • В Великий пост не проводят венчания.
  • Во время поста не рекомендуется впадать в уныние, злиться на окружающих, ругаться и завидовать.
  • Кроме того, не стоит бурно веселиться. Рекомендуется, ограничить время просмотра телевизора и социальных сетей, а также избегать походов в кино, театр и клубы.
  • Не стоит осуждать близких и друзей за несоблюдение Великого поста.
  • И наконец, в Великий пост нельзя не обращать внимания на состояние своего здоровья. Если вы почувствовали себя плохо, то об этом нужно поговорить с врачом.

Как правильно разговляться?

Правильно разговляться — не после полуночи, когда наступает Пасха, а после окончания праздничной службы — в три часа утра. Так как на службе проходит Причастие, и перед ним есть тоже свой пост.

Обычно разговляться начинают с пасхального яйца, потом вкушают кулич. А вот пасху едят в конце, как десерт. Можно выпить немного красного вина.

Во всем нужно знать меру: не ешьте сразу много — греха обжорства еще никто не отменял.

Как правильно выходить из Поста

Священнослужители говорят о том, что Великий пост — это, прежде всего, очищение души, а не строгая диета, как некоторые его воспринимают.

Но несколько недель отказа от традиционной пищи — мяса, яиц и молочных продуктов — перенастраивают организм.

Доктора заметили, что именно после Пасхи у тех, кто соблюдает пост, начинаются обострения болезней желудочно-кишечного тракта, а также панкреатита. Причина проста — выходить из Поста нужно правильно.

Без фанатизма

Совет

Как правило, период ограничения и переходный период должны быть в соотношении 2:1. Иными словами, после 40 дней постной еды требуется еще около 20 последующих дней без налегания на жирное и жареное. Начиная с Пасхи, врачи советуют в течение дня есть небольшими порциями.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "жировицкая"

В праздник ограничьтесь одним яйцом, а кулич съешьте тот, что приготовлен в Чистый четверг.

Наши мудрые предки именно в этот день пекли их неслучайно, поскольку даже лучше, если сдоба из десятка желтков и щедрой порции масла немного подсохнет: такая выпечка не принесет никакого вреда.

Цитрусовые заменяем яблоками

Помочь организму нужно свежевыжатым соком моркови или сельдерея, которые подготовят желудок к праздничной трапезе.

А в последующие дни, чтобы избежать проблем с кишечником, не отказывайте своему организму в клетчатке, к которой он уже привык. Основу рациона должны составлять овощи и фрукты.

Но помните: волокнистые фрукты типа ананасов и цитрусовые плохо усваиваются организмом, поэтому их следует избегать хотя бы в первое время.

«Нет» снекам, спиртному и кофе

После продолжительного поста алкоголь лучше не употреблять. Доктора советуют в праздник не больше 50 граммов сухого вина. Хотите еще больше помочь своему организму — тогда забудьте про чипсы, сухарики и газировку. Кроме того, в первые дни стоит повременить с жареной картошкой, вермишелью, печеньем и даже кофе, так как последний в числе прочего сильно задерживает влагу в организме.

Утку и гуся — только через неделю

Врачи предупреждают: говядину или свинину можно вводить в рацион лишь через четыре-пять дней после Пасхи, а жирных гуся и утку — к выходным. Запеченную курицу с овощами можно сразу, но лучше все-таки откушать за праздничным столом рыбу. Ее можно нашинковать травмами, которые не только добавят аромата, но и улучшат процесс пищеварения.

Тише едешь — дальше будешь

Обратите внимание

Медики советуют всю следующую неделю после Пасхи начинать с йогурта, поскольку пробиотики в его составе позволят вашей пищеварительной системе не только вернуться к привычному питанию, но и помогут ей очиститься.

Выбирайте несладкие йогурты с малым процентом жирности. В общем и целом, не спешите вводить много разных продуктов в свой рацион. Метафорой выхода из Поста может быть известная русская пословица: тише едешь — дальше будешь.

Ешьте простые продукты и слушайте свой организм. И он вам скажет «спасибо».

Внимание! Использование текстовых или графических материалов с сайта разрешается только c письменного согласия редакции портала «MIR46.RU».

Признаны террористическими и запрещены в РФ: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Использование материалов сайта (распространение, воспроизведение, передача, перевод, переработка и др.) допускается только с указанием обязательной (индексируемой) ссылки на источник. Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции.

Источник: https://mir46.ru/vazhno/-7602-post-u-pravoslavnyh-v-2019-godu-kogda-nachinaetsja-i-zakanchivaetsja-kak-derzhat-post-pravilnoe-raspisanie-po-dnjam/

Таинство исповеди

В православном катехизисе дается следующее определение этого таинства: «Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

В православном катехизисе дается следующее определение этого таинства:

«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

Что такое исповедь и как к ней готовиться

Худ. А. Корзухин. Перед исповедью. 1877

 

Каждому из нас, хотя бы несколько раз в жизни приходилось признавать свою неправоту, говоря простое, но такое, порой сложно выговариваемое слово «прости». Но если человек невоцерковленный просит прощения только у тех, кого он обидел, то христианин еще просит прощения у Бога.

Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях и не рассказ духовнику о своей жизни, это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения.

Что же обозначает понятие исповеди, и как к ней готовиться мы попробуем разобраться с помощью Священного Писания и святых отцов.
 

Худ. Б. Клементьев. Исповедь. Современная картина

Исповедь – перемена ума

Слова «покаяние» или «исповедь», к сожалению, не совсем точно отображают смысл этого таинства. В русском исповедоваться значит открывать свои грехи. В греческом языке таинство исповеди называется «метанойя» – перемена ума.

Это значит, что её цель не только в том, чтобы попросить прощения, но и с помощью Божией изменить свой ум. 

Проповедь Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов. Синонимом покаяния является часто встречающееся в Библии слово «обращение»: «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер.18:11).

Обратиться, объясняет Митрополит Антоний Сурожский, «значит отвернуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!

Обращение проявляется, прежде всего, в изменении шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, всё остальное становится на новые места, получает новую глубину.

Всё, что Божие, всё, что принадлежит Ему — положительно и реально. Всё, что вне Его, не имеет ни ценности, ни значения.

Это активное, положительное состояние, заключающееся в том, чтобы идти в правильном направлении».

Митрополит Иларион (Алфеев) замечает:

«Покаяние – не просто раскаяние. Иуда, предав Господа, впоследствии раскаялся, но покаяния не принес. Он сожалел о том, что сделал, но не нашел в себе сил ни испросить прощения у Господа, ни чем-то добрым исправить то зло, которое совершил. Он не сумел переменить свою жизнь, вступить на путь, на котором мог бы загладить прежние грехи.

В этом отличие между ним и апостолом Петром: тот отрекся от Христа, но всей своей последующей жизнью, подвигом исповедничества и мученичества доказал свою любовь к Богу и тысячекратно искупил свой грех».

И. Репин. Отказ от исповеди. 1879-85
 

Установление таинства исповеди

Покаяние перед Богом, иногда всем народом – распространенная практика, широко встречающаяся во времена Ветхого Завета. Мы можем вспомнить праведника Ноя, который призывал народ к покаянию.

Мы встречаем положительные примеры принесения покаяния: пророк Иона взывал к ниневитянам, возвещал им погибель. И жители услышали его слова и раскаялись в грехах, они умилостивили Бога своими молитвами и получили спасение (Иона 3; 3).

Таинство исповеди в христианском осмыслении берет свое начало с апостольских времен. В деяниях апостольских сказано, что «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19; 18).

В Священном Писании покаяние является необходимым условием для спасения: «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13; 3). И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: «так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15; 7).

Именно апостолам и их приемникам – епископам, а через них священникам Господь дал право и возможность прощать человеческие грехи: «Приимите Дух Свят: имже (кому) отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся (на ком оставите, на том останутся)» (Ин. 20,22—23).

Исповедь в первые века не имела строго последования, как и другие таинства. В разных Церквях встречались разные практики, связанные с местными обычаями. Но уже тогда можно было выделить несколько основных компонентов, встречавшихся почти повсеместно.

Важно

Среди них, прежде всего, нужно отметить личную исповедь перед пастырем или епископом и исповедь перед всей церковной общиной, которая практиковалась вплоть до конца IV века, когда Константинопольский патриарх Нектарий отменил должность пресвитера-духовника, занимавшегося делами публичного Покаяния.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

И. Репин. Один из набросков к картине. 1880
 

Как готовиться?

Распространенной ошибкой многих христиан является порочная практика вспоминать о своих грехах уже стоя в очереди. Подготовка к исповеди должна начинаться задолго до таинства.

В течение нескольких дней готовящийся должен проанализировать свою жизнь, вспомнить все дела, мысли, поступки, которые смущают его душу.

Приготовление к исповеди состоит не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех.

Оно заключается в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при котором, как при свете, станут видны ясно наши грехи.

Духовнику исповедник должен принести не список, а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.

Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих проповедей заметил:

«Иногда приходят люди и вычитывают длинный список грехов – которые я по списку знаю, потому что у меня есть те же самые книжки, что у них.

И я их останавливаю, говорю: «Ты не свои грехи исповедуешь, ты исповедуешь грехи, которые можно найти в номоканоне, в молитвенниках. Мне нужна твоя исповедь, вернее, Христу нужно твое личное покаяние, а не общее трафаретное покаяние.

Ты не можешь чувствовать, что осужден Богом на вечную муку, потому что не вычитывал вечерние молитвы или не читал каноны, или не так постился».

Митрополиту Антонию вторит митрополит Иларион (Алфеев):

«Часто на исповеди говорят не о своих грехах, а о грехах других людей: зятя, свекрови, тещи, дочери, сына, родителей, сослуживцев, соседей. Иногда священнику приходится выслушивать истории со многими действующими лицами, с рассказами о грехах и недостатках родственников и знакомых.

Все это к исповеди не имеет никакого отношения, потому что за свои грехи наши родственники и знакомые будут отвечать сами, за наши же грехи придется отвечать нам.

И если у кого-то из нас не складываются отношения с родственниками, сослуживцами, соседями, то надо, готовясь к исповеди, задать себе вопрос: в чем моя вина; чем я согрешил; что я мог сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему, но не сделал?

Всегда нужно прежде всего искать свою вину, а не винить ближних. Иногда люди приходят, чтобы пожаловаться на жизнь.

Что-то в жизни не сложилось, постигла неудача, и человек приходит к священнику, чтобы сказать, как ему трудно. Надо помнить, что священник – это не врач-психотерапевт, а храм – не то место, куда нужно приходить с жалобой.

Конечно, священник в каких-то случаях должен вы­слушать, утешить, ободрить, но нельзя сводить исповедь к психотерапии».

Совет

Преподобный Никон Оптинский, говоря о подготовке к исповеди, советует своим чадам «глубже вникнуть в самих себя и тщательно проследить за своими помыслами, чувствами и плакать об имеющихся в нас страстных, греховных чувствах, желаниях, помышлениях, их должны мы непременно изгнать, как Богу неугодные, и, изгнав, уже отнюдь не допускать в свое сердце, бо не можем мы в страстном состоянии петь песнь Господню».

Важным моментом подготовки является чистое сердце. Желая исповедоваться, христианин должен от всего сердца попросить прощения у тех, кого он обидел, и простить своих обидчиков.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит по этому поводу следующее: «Прежде чем начать каяться, мы должны всем всё простить! Простить без промедления, сейчас же! Простить по-настоящему, а не так: “Я тебя простил, только видеть тебя не могу и говорить с тобой не хочу!” Надо немедленно так всем и всё простить, как будто не было никаких обид, огорчений и неприязни! Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа».

Н. Лосев. Блудный сын. 1882. 

В евангельской притче о блудном сыне показан образ «покаяния» – перемены себя, отказа от греха.

Исповедь (Таинство покаяния) – таинство Православной Церкви, во время которого исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов от Бога.
 

Исповедание грехов

Чтобы принести покаяние в грехах необходимо разобраться и понять, что такое грех. Католическая традиция, восходящая к Ансельму Кентерберийскому, определяет грех в юридической плоскости. Грех воспринимается как нарушение закона, совершение преступления. 

Православная традиция всегда относилась к греху как к болезни, что и было зафиксировано в постановлении VI вселенского собора. А в литургической практике Православной Церкви такое понимание греха выражено в многочисленных молитвословиях, самые известные из них – в чине Исповеди.

Человеку, исповедающему свои грехи, говорится: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Да и само греческое слово амартиа, переводящееся как «грех», имеет еще несколько значений, одно из которых – болезнь.

Святитель Григорий Нисский говорит о грехе так: «Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра». 

Ему вторит преподобный Ефрем Сирин: «Грех совершает насилие над природой».
 

 

Притча о блудном сыне. Современная греческая икона. 

«Покаяние рождается от любви к Богу: это предстояние перед Кем-то, а не размышление о чём-то. Это обращение к Личности, а не безличная оценка случившегося. Сын в притче о блудном сыне не просто рассказывает о своих грехах – он кается.

Читайте также:  Святая канавка пресвятой богородицы и святыни в дивеево

Здесь любовь к отцу, а не просто ненависть к себе и своим делам. В церковном языке покаяние – это антоним отчаяния. К Богу нельзя идти с чувством «вот я покаюсь и всё будет хорошо». Покаяние связано с ожиданием исцеляющей помощи извне, от любящей благодати Божией.»

диакон Андрей Кураев

К. Брюллов. Исповедь итальянки. 1827-30
 

Обратите внимание

У Католиков исповедание грехов обычно происходит в специальной кабине, называемой исповедальней или конфессионалом (но возможно и вне конфессионала).
 

Как часто нужно исповедоваться?

Вопрос этот не имеет однозначного ответа. Частоту исповеди должен определять сам христианин, посоветовавшись со своим духовником.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в одной из передач так ответил на вопрос телезрителей: «По мере необходимости, это очень индивидуально. Если есть навык, то каждый раз, когда сердце болит о каком-то грехе.

Кому-то это необходимо несколько раз в месяц, кому-то — раз в неделю, кому-то чаще, кому-то реже. Надо исповедоваться так часто, чтобы голос совести всегда громко звучал в человеческом сердце.

Если он начинает затихать, значит, что-то не так».

Если же исповеданный грех продолжает мучить, и боль от него не утихает, не стоит этим смущаться, сказал владыка.

«Грех наносит рану человеческой душе. Для заживления любой раны требуется время, она не может просто взять и затянуться.

Мы люди, у нас есть совесть, у нас есть душа и после нанесенной ей раны она, конечно же, болит. Иногда всю жизнь.

Есть такие ситуации, такие грехи, рана от которых остается в человеческом сердце очень надолго, даже если человек раскаялся и получил прощение от Бога».

Но если эти грехи больше не повторялись, то называть их снова на исповеди нет необходимости, отметил митрополит Лонгин. «Каждый грех, мы знаем, по традиции заглаживается епитимьей. И вот эта память о грехе, память скорбная, болезненная, вполне может быть воспринята как епитимья от Бога».

Худ. К. Лебедев.
 

Детская исповедь

С какого возраста нужно исповедоваться детям, как рассказать и подготовить малыша к первому покаянию – эти вопросы волнуют многих православных родителей.

Протоиерей Максим Козлов советуют в таких случаях не спешить:

«Нельзя требовать, чтобы с семи лет все дети подходили к исповеди. Норма о том, что дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, устоялась с синодальной эпохи и с более ранних веков.

Как, если я не ошибаюсь, писал в своей книге о таинстве Покаяния отец Владимир Воробьев, для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку?

В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, ещё рано. Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать.

Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием, но чаще всего это другие вещи. Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь дополнительный инструмент воспитания (часто бывает, что когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться).

Либо какое-то обезьянничество по отношению к взрослым со стороны самого ребёнка: стоят, подходят, батюшка что-то им говорит. Хорошего из этого ничего не происходит. У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже.

Но и пусть себе позже. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь.

Важно

На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него – видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет.

Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге. И вот эта формализация, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью.»

С. Милорадович. У исповедника
 

Зачем на исповеди нужен священник

Исповедь — это не беседа. Священник не обязан что-то говорить. Он обязан слушать, обязан понять, искренне ли кается человек. Давать советы не всегда уместно.

Митрополит Антоний Сурожский говорил в одном своем слове об исповеди: «Иногда честный священник должен сказать: «Я всей душой болел с тобой во время твоей исповеди, но сказать тебе на нее ничего не могу. Я буду молиться о тебе, но совета дать не могу».

Каждая исповедь – это обещание приложить все усилия для того, чтобы впредь не возвращаться к исповеданному греху.

Священник – только свидетель этой вашей клятвы верности Богу.

Священник наделен властью от Бога прощать те наши грехи, в которых мы приносим искреннее покаяние. Это нелегкое бремя ответственности и власти Христос дал Своим апостолам.

опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

священник Антоний Скрынников

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/181005-tainstvo-ispovedi

Как подготовиться к исповеди, что говорить батюшке

Molitva.Guru > Церковные таинства и обряды > Как подготовиться к исповеди, что говорить батюшке

У каждого человека наступают тяжёлые моменты в жизни, когда на душе лежит камень невысказанных обид, лжи, отягощения переживаний за определённые поступки, за которые порой становится стыдно и больно.

Для того чтобы облегчить душу, и покаяться во всех грехах существует таинство исповеди. Как подготовится к исповеди, какие правила нужно соблюдать и что говорить батюшке, вам подробно расскажет эта статья.

Важно

Подготовка к исповеди

Исповедаться — означает искренне каяться в своих грехах и стараться больше не нарушать законов Божьих.

Перед исповедью необходимо полностью осознать всю тяжесть совершённый грехов, и с верой в душе осознанно прийти к желанию исповедаться.

Важно вспомнить все свои грехи, не стыдясь, и не утаивая от священника ничего, в противном случае все невысказанное вами так и останется тяжёлым грузом на душе, с которым придётся дальше жить.

Совет

Перед исповедью нужно попросить прощения у всех, кого бы вы могли обидеть в течение жизни и простить всех обидчиков, встречающихся вам. Не следует распускать сплетни или обсуждать кого-либо, необходимо воздержаться от прочтения легкомысленной литературы (романов, детективов и пр.), и просмотра телевизора.

Самым лучшим времяпрепровождением будет прочтение библии и другой литературы на духовные темы.

Рекомендации верующим

При подготовке к исповеди и во время нее рекомендуется соблюдать ряд важных условий. Обратите внимание на этот список:

  1. Не стоит создавать «списки прегрешений». Некоторые люди превращают исповедь в доклад о своих грехах, переходя из пункта в пункт, и отчитавшись, думают, что покаялись. Намного лучше, когда исповедь будет идти от сердца, но, конечно, если вы боитесь забыть что-либо, можно взять с собой небольшую памятку, которая в случае чего, напомнит вам, о чём следует упомянуть во время исповеди.
  2. Не высказываться «особенным языком». Рассказывая о своих грехах, не следует переходить на церковные термины и выражения, и завуалировать свою исповедь под церковные каноны. Следует говорить все так, как есть. Священник не осудит вас, услышав искреннее покаяние. За долгие годы службы, священник слышит очень много исповедей, и вряд ли будет поражён вашими чистосердечными признаниями. Порой очень сложно сказать что-либо в открытую, но именно открытое покаяние станет для вас избавлением от отягощающего груза на душе, а для священника показателем, что вы становитесь на праведный путь.
  3. Говорить только о собственных грехах. Исповедаться надо о своих грехах, не преуменьшая их и не извиняясь за них. Это кажется очевидным, но чаще всего священники, слушая исповедание, вместо покаяния о совершённых грехах, слушают истории о близких и друзьях. Когда речь заходит о нанесённых обидах ближними, это скорее служит оправданием, и может позиционироваться как осуждение ближнего. В таких случаях прегрешения представляются в виде неизбежного. Но совершение греха — это чаще всего личный выбор. И очень редко грех совершается по принуждению.
  4. Находится в мире со всеми. Если мы обращаемся к Богу со словами прощения, важно чтобы мы прежде всего научились прощать сами. Иногда случаются ситуации, когда получить прощение или же попросить его у человека бывает просто невозможно. Тогда необходимо простить в душе, и не иметь на сердце обиду против ближних.

О чем следует подумать

При подготовке к исповеди следует использовать специальную литературу, где можно найти подробное разъяснение сути каждого греха. Мы предлагаем вам изучить список грехов на исповеди, образец:

  1. Грехи, совершённые против Господа Бога: отсутствие веры в Бога; признание другой веры; участие в иных религиозных собраниях; обращение к ворожеям, гадалкам, шаманам; создание себе «кумиров». Под «кумирами» могут пониматься любые люди, вещи и все, что человек может ставить превыше Бога.
  2. Грехи против ближних: обсуждение и осуждение людей, клевета и ложь, пренебрежение, прелюбодеяние (измена супругу), беспорядочные половые связи. И также к этой категории относится «гражданский брак», очень распространённый в современном обществе. Даже если супруги расписаны в загсе, но не венчаны, то это считается грехом. Кражи, грабежи, обман людей, с целью получения прибыли тоже считаются большими прегрешениями. Аборт, даже если он сделан по состоянию здоровья, является очень серьёзным грехом.

Чтобы понять, какие грехи вы совершили, следует обратиться к заповедям, причем понимать их следует не только буквально. Например, «не убий» подразумевает не только физическое убийство, но и убийство словом и даже в мыслях.

Поведение на исповеди

Перед тем как исповедаться, необходимо узнать время проведения исповеди в храме. Во многих храмах исповедь проходит по праздникам и воскресеньям, но в больших храмах может быть и в субботу, и в будний день.

Чаще всего, большое количество желающих исповедаться приходит во время Великого поста.

Но если человек исповедается впервые или после длительного перерыва, лучше всего поговорить со священником и подобрать удобное время для спокойного и открытого покаяния.

Перед исповедью необходимо выдержать трехдневный пост духовный и телесный: отказаться от половой жизни, не есть продукты животного происхождения, желательно отказаться от развлечений, просмотра телевизора и «сидения» в гаджетах.

В это время необходимо читать духовную литературу и молиться. Существуют специальные молитвы перед исповеданием, которые можно найти в Молитвослове или на специализированных сайтах.

Можно почитать другую литературу на духовные темы, которую может порекомендовать священник.

Стоит помнить, что исповедь — это прежде всего покаяние, а не просто душевная беседа со священником. Если у вас есть вопросы, то следует подойти к священнику по окончании Службы и попросить уделить вам время.

Священник вправе наложить на прихожанина епитимью, если посчитает грехи тяжкими. Это своего рода наказание для искоренения греха и получения скорейшего прощения. Как правило, епитимья — это чтение молитв, пост и служение ближним. Следует воспринимать епитимью не как наказание, а как духовное лекарство.

Приходить на исповедь нужно в скромной одежде. Мужчины должны одеться в брюки или штаны, и рубашку с длинными рукавами, желательно без изображений на ней. Шапку в церкви следует снимать.

Женщины должны одеваться максимально скромно, не допустимы брюки, платья с декольте, обнаженными плечами. Длина юбки — ниже колена. На голове обязательно должен быть платок.

Обратите внимание

Любой макияж, особенно накрашенные губы недопустимы, потому что нужно будет целовать Евангелие и крест.

Порядок исповеди:

  1. Необходимо дождаться своей очереди на исповедь.
  2. Повернувшись ко всем присутствующим, нужно произнести следующие слова: «Простите меня, грешника». В ответ люди должны сказать: «Бог простит, и мы прощаем».
  3. Склонив голову перед аналоем (высокая подставкой, на которую кладут иконы и книги) нужно перекреститься и поклониться, и после этого можно исповедаться.
  4. Выслушав исповедь, священник читает молитву, отпускающую грехи. После молитвы священник крестит исповедуемого и снимает епитрахиль.
  5. После исповеди необходимо выслушать священника, и перекрестившись три раза и поклонившись, поцеловать крест и книгу Евангелие.

Таинство причастия

После исповеди верующий допускается до причастия. как правило, эти два обряда проводятся в разные дни.

Перед тем как причащаться, следует строго поститься три дня. За неделю до таинства также следует читать акафисты Святым и Богородице. В третий день поста вычитываются Канон Покаянный, Канон Молебны Богородице и Канон Ангелу-хранителю. Необходимо посетить вечернюю службу перед Причастием.

После полуночи следует воздержаться от еды и воды. По пробуждению читаются утренние молитвы. И также стоит помнить, что подготавливаясь к Причастию, следует не употреблять алкоголь, не курить, не сквернословить и отказаться от выполнения супружеского долга.

Таинство исповеди, как и таинство причастия являются очень важными событиями в жизни каждого человека. Очищаясь от грехов, исповедующийся становится ближе к Богу.

Человек, начинающий становится на путь истинный уже делает большой шаг к очищению души и улучшению жизни. Стоит помнить, что к этим важным событиям следует подходить очень серьёзно и подготовлено.

Читайте также:  Акафист и молитва иконе божией матери "тихвинской"

А уже покаявшись и получив прощение, сохранять душу, тело и мысли в чистоте и гармонии.

Источник: https://molitva.guru/tserkovnye-tainstva-i-obryady/kak-podgotovitsya-k-ispovedi-chto-govorit-batyushke.html

Таинство Покаяния: история и современность

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле,

то будет связано на небе; и что разрешите на земле,

то будет разрешено на небе. Мф. 18, 18.

 Таинство покаяния – исповедь в христианском его понимании – было установлено самим Спасителем (Ин. 20, 21-23; Mф. 16, 19; 18, 17-18). Из Ветхого Завета нам известно, что покаяние вначале выражалось в определенных очистительных обрядах, посте и тому подобным.

Позже пророки возвысили понятие о покаянии и говорили, что кроме внешних действий, Бог ждет от народа сердца сокрушенного и смиренного (Пс. 50, 19), а так же перемены жизни к лучшему (Ис. 1, 16—17; Иез. 33, 14—15). Священное Писание ВЗ нам говорит об исповеди Каина (Быт. 4, 13), Моисея (Исх. 32, 31), Давида (2 Цар. 12, 13).

В Евангелии покаяние понимается уже не просто как раскаяние или сожаление о грехах, но и как возрождение, изменение ума, жизни (μετανοία), т.е.всего существа человека.

Важно

В апостольские времена покаянная практика выражалась чаще всего в публичной исповеди (Иак. 5, 16). Так же параллельно существовала и тайная исповедь священнослужителю, наставнику в монашестве или же опытному мирянину.

Во II и III вв. о существовании публичного покаяния пишут многие св. отцы, например, Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Киприан Карфагенский и другие. В III в.

покаяние было подробно регламентировано для так называемых падших (lapsi), то есть отрекшихся от Христа во время гонений на христиан со стороны имперской власти, но впоследствии вновь вернувшихся в церковь.

Для них определено было несколько степеней покаяния, это: плачущие (προσκλαίωντες), слушающие (άκροώμενοι), припадающие (προσπιπτοντες, ύποπίπτοντες) и предстоящие, или купно стоящие (συνισταμενοι).

«Плачущие», стоя на коленях во внешнем притворе храма, просили входящих в церковь молиться о них и ходатайствовать о скорейшем принятии в общество верных. «Слушающие» же стояли во внутреннем притворе храма, впереди оглашенных, и вместе с ними выходили из храма в определенный момент богослужения.

«Припадающие» стояли уже в самом храме, но при входе, перед вдовицами и старцами; по выходе «слушающих» они «припадали» в земном поклоне и исповедовали грех свой, а затем удалялись из храма. «Предстоящие» занимали в церкви место слева впереди и отличались от верных лишь тем, что не могли делать приношений в церковь и причащаться Святых Христовых Таин. Публичному покаянию в древней церкви подвергались не только lapsi, но также впавшие в ересь и в особо тяжкие грехи, например, убийство и блуд.

Грехи, при совершении которых необходима была публичная исповедь, были: святотатство, убийство, блуд, кровосмешение, оскорбление императорской власти и фальшивомонетничество. Так как публичная исповедь перед обществом представляла значительные неудобства, то с половины III в.

в церквах был учрежден особый чин священника-духовника (πρεσβιτερος επί της μετανοίας, poenitentiarius), который наедине выслушивал исповедь. На Востоке публичное покаяние было отменено около V в., на Западе же оно прекратилось не ранее VII века.

Место его занимают усиленные молитвы, особые дела благотворительности и другие подвиги благочестия, совершаемые под надзором и руководством пресвитера, и, в крайнем случае, — отлучение от причащения на тот или другой срок.

Постепенно создается в Греческой Церкви и по сию пору существует институт духовников – опытных священнослужителей, которые имеют специальную грамоту от правящего архиерея, разрешающую совершение таинства исповеди.

Таким образом, мы подходим, собственно, уже к проблематике современной исповеди.

Прежде чем говорить о некоторых особенностях или, если хотите, некоторых проблемах покаянной практики, на наш взгляд необходимо коснуться общего положения вещей в современной церкви.

На Юбилейном архиерейском соборе Русской Православной Церкви в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» сказано, что «православие не является «национально-культурной принадлежностью» Восточной Церкви. Православие – это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских».

Совет

Сегодняшнее состояние Православной Церкви характеризуется сложными процессами общечеловеческого развития и изменившимися соотношениями в духовно-нравственной и социально-общественной сфере бытия.

Мы живем в новом для Церкви историческом времени, когда Церковь возвращается к самостоятельному существованию во внерелигиозном или даже антирелигиозном обществе. В результате глубокого кризиса социально-политического строя в нашей стране в 20-м веке, религиозные духовно-нравственные традиции в основном были утрачены.

Многие формы общественных отношений и мировоззрения больше не являются христианскими. Утеряны некоторые благочестивые христианские традиции.

Не вызывает сомнения, что подавляющее большинство граждан России считают себя православными верующими. Но, несмотря на высокое доверие наших сограждан к Русской Православной Церкви, православное христианство остается в сознании людей как национально-традиционная культурная надстройка.

У подавляющего большого числа верующих имеется все же низкий уровень знаний о христианской вере и церкви. Частым явлением стало обрядоверие при отсутствии приоритетов в нравственной и духовной жизни. С сожалением приходится констатировать факт ошибочного восприятия православия вплоть до магического.

Распространенным стало и потребительское отношение к Церкви.

В послании всем верным чадам Русской Православной Церкви нерковного возрождения, на котором главное внимание было уделено восстановлению старых и открытию новых храмов, монастырей, духовных школ.

Мы вступаем в новую эпоху, когда от количественного роста необходимо перейти к качественному, когда основное внимание должно быть уделено воссозданию человеческой души. Главная и неизменная забота Церкви – спасение людей, не только постоянных прихожан, но и тех, кто ищет свой путь к Богу.

Нужно, чтобы каждый пришедший в храм почувствовал себя в родной среде, ощутил любовь и заботу священнослужителей и мирян. Пастыри не должны забывать о том, что их личная святость может привести к вере тысячи людей, так же как и их пороки могут отвратить многих от Церкви».

Обратите внимание

Наша задача сегодня – услышать призыв Освященного Архиерейского Собора и помочь уверовавшим в Бога осмысленно войти в жизнь Церкви.

Несомненно, покаяние является важнейшей частью духовно-нравственной жизни православного христианина. При этом нужно отметить, что исповедь и причастие – это два самостоятельных таинства, которые литургически не связаны друг с другом.

С другой стороны, практика исповеди перед причастием существует в Русской Православной Церкви в течение достаточно долгого времени, хотя такой традиции никогда не было в Греческой Православной Церкви и Древней Церкви вообще.

Возможно, что данная практика обоснована, потому что перед причастием человек должен очистить душу, примириться с Богом и своими ближними, простить врагов. Христос нам заповедал: «Прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой к жертвеннику» (Мф. 5:24).

Исповедь –это некий акт примирения, а Евхаристия – наше приношение к жертвеннику.

Мы уверены, что исповедь должна, конечно же, быть регулярной у христиан, причем как у священнослужителей, так и у мирян. В то же время важно, чтобы исповедь не стала формальностью. По словам о. Александра Шмемана, исповедь не должна быть «билетом к причастию».

Некоторые прихожане приходят на исповедь только для того, чтобы быть допущенным к причастию. Это, конечно же, не правильно. Исповедоваться нужно для того, чтобы осмыслить свои прегрешения, чтобы более глубоко посмотреть на себя и изменить свой образ жизни к лучшему.

Важно

В древней Церкви христиане причащались без исповеди, как обязательного условия допуска к причастию. Оно совершалось только для тех христиан, кто отпал от Церкви, которых необходимо было присоединить к церковному общению через публичное исповедование своих грехов. Все верные причащались без исповеди. Постоянно причащались, каждую неделю или еще чаще.

Такая практика древней церкви сохранилась сегодня у священнослужителей. Перед службой священник вовсе не обязательно должен исповедоваться. Священнослужители причащаются всегда, когда служат, а исповедываются по мере духовной необходимости. Раньше это было нормой у всех христиан. Но постепенно такой образ жизни в христианском обществе проходит.

Важно

По мере присоединения к Церкви большого количества язычников, и разрастания Церкви, уровень духовной жизни катастрофически снижается. Люди начинают причащаться редко, только в большие посты, а то и раз в году. Епитимии отлучают от причастия на годы, и очень многие могут причаститься только раз в год.

Целый год они не причащаются, потом приходят к исповеди и причащаются, как на Пасху, а потом опять долго не приобщаются Святых Христовых Таин.

В синодальный период истории в России окончательно закрепилась новая, в каком-то смысле трагическая норма: таинство причастия соединилось с таинством покаяния неразрывно. В Русской Православной Церкви мирянин теперь не может причаститься без исповеди.

Это норма довольно поздняя. Так или иначе, в 16 и 17 веках в России еще можно было причащаться без исповеди, только в 18-м веке был наложен такой запрет.

Естественно, когда перед причастием нужно было говеть (семь дней поститься, усиленно молиться, ходить в храм, исповедоваться) и только потом причаститься, причастие становится очень редким. Эта норма оборачивается другой стороной.

Она была установлена для того, чтобы не допускать к причастию людей формально, чтобы нельзя было грешить и причащаться, чтобы христиане все-таки помнили, что причащаться можно только с чистой совестью. Но получается обратный результат: если нельзя причащаться без исповеди, будем причащаться редко.

Таким образом, мы видим, что таинство покаяния – исповедь до синодального периода не была обязательной перед причастием. Такого положения нет сегодня в других поместных православных церквях.

Это произошло в результате обмирщения христианского общества.

В синодальную эпоху в Русской Православной Церкви исповедь становится обязательной перед причастием Святых Христовых Таин и до сих пор исповедь остается обязательным этапом при подготовке ко принятию Святых Христовых Таин у мирян.

Совет

В моей скромной практике священнослужителя вопрос подготовки к причастию возникает в основном тогда, когда прихожанин осознает необходимость в регулярном, частом причащении, скажем, раз в неделю. Тогда возникает вопрос: «А как же готовиться к святому причастию?».

Ведь в молитвословах зачастую написано, что надо неделю поститься, вычитать каноны, акафист, правило к святому причащению и прочее. В таких случаях я объясняю, что такая подготовка была необходима человеку, который не живет литургической жизнью, редко причащается, например, раз в год или по большим праздникам.

Такой человек нечасто бывает в храме на богослужении, не постится положенные дни в среду и в пятницу и в другие установленные церковью постные дни. Тем самым отдаляясь от церковной жизни.

И что бы восполнить хоть немного свое духовное делание, появились рекомендации такой практики длительного поста и чтений большого количества молитв, которые, по сути, совершаются на богослужении. Каноны – на вечернем богослужении, а молитвы к причастию в целом есть отражение смысла литургических молитвословий.

Таким образом, христианину, который бывает регулярно на богослужении, живет литургической жизнью, мы рекомендуем перед причастием читать последование ко святому причастию и соблюдать постные дни установленные церковью.

Если же причащаться каждую неделю и следовать рекомендациям, которые, как правило, написаны в конце молитвословов, то такие бремена будут весьма «неудобоносимыми» для мирян. Ведь потребуется поститься почти всю неделю и вычитывать непомерное количество молитв, а такое положение чуждо церковному установлению.

Еще несколько слов хочется сказать о личной практике исповедальной беседы. Перед таинством крещения взрослых мы проводим с каждым исповедальную беседу, которая проходит как исповедь, но без разрешительной молитвы.

Человеку, изъявившему желание принять крещение, мы разъясняем основы православной веры, говорим о смысле покаяния, о необходимости и цели изменения своей жизни. При общении предлагаем проанализировать свою жизнь с нравственной точки зрения.

Обратите внимание

На подготовку к исповедальной беседе дается обычно некоторое время, за которое человек сможет подготовиться. Такая практика оправдана и берет свое начало из древней церкви. Наряду с тем, что человек прикладывает внешние усилия в подготовке к крещению, т.е.

получает необходимые знания об основах православной веры, он внутренне старается осознать свою жизнь, увидеть свои недостатки. При подготовке к исповедальной беседе оглашенный получает свой первый духовный опыт. Так он глубже сможет понять всю степень ответственности и важность своего выбора.

Из моей скромной практики священнослужителя я могу сделать выводы, что когда христианин, после принесенного покаяния, начинает жить литургической жизнью, регулярно причащаться Святых Христовых Таин, глубоко переживая Евхаристическую жертву, он утверждается в вере и становится способным вести истинно христианскую жизнь в этом мире.

Иеромонах Даниил (ЧАДАЕВ)

Использованная литература: 

  1. Документы Юбилейного архиерейского собора Русской Православной Церкви. // http://www.patriarchia.ru/db/document/400443/

  2. Протопресвитер Александр Шмеман. Исповедь и причастие. (Доклад Св. Синоду Православной Церкви в Америке). // http://www.liturgica.ru/bibliot/ispoved.html

  3. Шмеман Александр, прот. Введение в Литургическое Богословие. // http://www.golubinski.ru/ecclesia/liturgcont.htm

  4. Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. Париж, 1947.

  5. Пентковский А.М. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности //ЖМП, №2, 2001.

  6. Балашов Николай, протоиерей. На пути к литургическому возрождению. М. 2000.

Источник: https://adygeya-orthodoxia.ru/publikaczii/ieromonax-daniil-chadaev1/tainstvo-pokayaniya-istoriya-i-sovremennost1.html

Ссылка на основную публикацию