Свято-троицкая сергиева лавра в сергиевом посаде

Троице-Сергиева Лавра – крупнейший центр русского православия, культуры и духовности

Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад
Основан: в 1337 году
Основатель: Сергий Радонежский
Основные достопримечательности: собор Троицы Живоначальной (1423 г.), собор Успения Пресвятой Богородицы (1585 г.), церковь Сошествия Святого Духа (1477 г.), надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1699 г.

), церковь Смоленской иконы Божией Матери (1748 г.), колокольня (1770 г.

)
Святыни: мощи преподобного Сергия Радонежского, мощи преподобных Михея, Никона, Дионисия Радонежских, преподобного Максима Грека, преподобного Антония (Медведева), святителей Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского, Иннокентия Московского, Макария (Невского)
Координаты: 56°18'37.3″N 38°07'48.9″E

Троице-Сергиева Лавра, или Свято-Троицкая Сергиева Лавра – это мужской ставропигиальный монастырь, основанный в XIV столетии преподобным Сергием Радонежским (в миру Варфоломеем). Он расположен в 52 км от Москвы, в г. Сергиев Посад. Как свидетельствуют исторические источники, будущий основатель Лавры родился весной 1314 г. в боярской семье, проживающей в Ростове.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта

Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему.

Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж.

Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Обратите внимание

Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения. Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.

Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.

Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом.

Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе.

Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.

Красная надвратная башня со Святыми ворота

Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.

Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.

Расцвет Троицкой обители при Сергии Радонежском

Первоначально монастырь располагался на юго-западном склоне Маковецкого холма. Троицкий храм с трапезной стоял в окружении деревянных келий, и все постройки утопали в зелени вековых деревьев.

Собор Троицы Живоначальной

Сразу за кельями находились огородики, разбитые монахами. Там они выращивали овощи и возводили небольшие хозяйственные постройки.

Оградой Троицкой обители служил деревянный забор, а верхушку въездных ворот украшала церковь, увековечившая память о Святом великомученике Дмитрии Солунском.

Важно

Попасть в монастырский двор можно было по узкой тропинке, впоследствии расширенной для проезда подвод. В целом все здания Лавры подразделялись на 3 части: общественную, жилую, оборонительную.

Примечательно, что неоднократные реконструкции, проводившиеся на территории Троице-Сергиевой Лавры, не затронули план расположения построек.

Церковь Сошествия Святого Духа

По данным Лаврской летописи, в 60-х годах XIV столетия Сергий не только принял сан священника, но и получил грамоту, крест и простое благословение в словесной форме от Фелофея – патриарха Константинопольского (он одобрил решение Сергия о введении в монастыре правил «Общежитийного устава»). Численность насельников в обители неуклонно росла, а в 1357 г. сюда переехал архимандрит Симон. За счет его богатых пожертвований в монастырском дворе был отстроен новый Троицкий храм и здания разнообразного назначения.

Умер Сергий Радонежский в конце сентября 1392 г. в собственно созданной Свято-Троицкой обители. Похоронили святого основателя Лавры при Троицкой церкви.

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах

Основные сооружения Троице-Сергиевой Лавры, ставшие ее достопримечательностями

Белокаменный Троицкий собор, возведенный с 1422 по 1423 гг., стал первым российским памятником архитектуры, чествующим основателя Лавры Сергия Радонежского. Златоглавая святыня появилась на территории монастыря в год канонизации Сергия, когда его имя было официально объявлено «покровителем земли Русской».

Прах усопшего святого хранится здесь же, в помещении собора, а надгробная пелена с его изображением находится в музее. Иконостас собора богат работами Андрея Рублева, Даниила Черного и лучшими мастерами их школы. Среди всех икон особо выделяется «Троица», созданная самим Рублевым.

Как главный храм Лавры Троицкий собор при строительстве украшался строгими орнаментальными лентами, соответствуя традициям аскетизма.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Второе по значимости здание-святыня – это храм Сошествия Святого Духа на апостолов. Его строительство велось в 1476 г. псковскими каменщиками, которые в своей работе использовали кирпич.

Результатом их труда стала Духовская церковь, привлекательная необычным расположением колокольни под главкой.

В древности церкви с такой верхушкой назывались «иже под колоколы», что подразумевало сочетание церкви и звонницы в одной постройке. Но в целом ее стиль незамысловат.

Успенский собор признан главным в Лавре. Его строительство начиналось еще в 1559 г. умельцами Ивана Грозного. А заканчивались работы по возведению собора в 1584 г., при царе Федоре Ивановиче.

Митрополичьи покои

Внешний облик святыни отличается одновременной простотой и строгостью, и лишь пятиглавый верх указывает на ее величие. Внутреннее убранство собора привлекательно огромным резным иконостасом. Позади его, высоко вверху оборудованы площадки для певчих.

Во время песнопений монахов прихожанам кажется, что их голоса доносятся «аки с небес». Все стены и своды этого собора покрыты уникальными фресками. Их изготовление приходится на лето 1684 г.

, а имена художников можно прочесть на западной стене храма, под полотенечной росписью.

Храм Зосимы и Савватия Соловецких – это аккуратная шатровая церковь, появившаяся в монастырском дворе в честь учеников Сергия Радонежского. Она входит в комплекс Больничных палат.

Колокольня

Долгое время ее благоустройством никто не занимался, и она постепенно разрушалась. Но благодаря умелым действиям опытного реставратора Трофимова И.В. красно-белый храм вновь обрел былое величие и стал одним из живописных уголков обители. Внутри он декорирован поливными изразцами зеленого цвета.

Смоленская церковь – это изящное здание, входящее в состав Троице-Сергиевой Лавры. Своим появлением она обязана архитектору Ухтомскому, который выполнил ее в стиле «Елизаветинского барокко».

Совет

Необычность планировки строения состоит в его 8-гранной форме с криволинейными выпукло-вогнутыми гранями. Нижняя часть церкви представлена высоким белокаменным цоколем.

На сегодняшний день в здании святыни восстановлено 3 крыльца-паперти с парадными лестницами.

Усыпальница Годуновых

Венцом главы-кивера служит крест, попирающий полумесяц. Такое оформление верхушки церкви объясняется войнами с мусульманской Турцией – частым явлением в XVIII веке.

Надкладезная часовня расположена рядом с Успенским собором. Ее необычный внешний вид сразу привлекает внимание прихожан.

Три восьмерика, установленные на четверике – такое архитектурный замысел часто встречался в конструкции построек XVII столетия, и Надкладезная часовня стала очередным воплощением нарышкинской архитектуры.

Другая Надкладезная часовня – Пятницкая, стоит к востоку от Пятницкой и Введенской церквей. За несколько веков своего существования она утратила множество украшений и не переживала реставраций.

Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи

Но ее волнистая кровля со световыми восьмериками, остатки наличников и мастерски обработанный входной портал говорят о былой красоте этого небольшого сооружения.

Царские Чертоги – это огромный царский дворец, выстроенный для Алексея Михайловича. Столь знатный гость часто посещал Троице-Сергиеву Лавру, а в его свиту входило более 500 душ.

Такое большое количество посетителей нуждалось в определенном приюте, чем и объяснялось появление Чертогов на монастырском дворе. Несмотря на свое предназначение – давать крышу над головой царю и его приближенным, вместительное здание имело простые формы.

Обратите внимание

Однако и отделка его интерьеров, и наружные изразцы, и 2 изразцовые печи как бы намекали на то, для каких дорогих гостей готовилась эта постройка.

Пятницкая башня

Митрополичьи покои на первый взгляд кажутся двухэтажным зданием. Но на самом деле этажей три. Самый древний – это нижний этаж, построенный в XVI веке. Второй этаж появился над ним в XVII столетии, а третий – ближе к середине XVIII столетия, став завершением всего ансамбля Троице-Сергиевой Лавры.

Примерно в тот же отрезок времени появилась и небольшая Михеевская церковь.

Найти ее можно рядом с Трапезной палатой – большой и пышной постройкой с необычной конструкцией и огромным, богато оформленным залом с широким сомкнутым сводом.

Трапезную видно издали – она высится на подклете, а ее украшением служат резные полуколонки, наличники с узорами «под виноградную гроздь», полуциркульные раковины.

Водосвятная часовня-сень со святым источником

Живопись на стенах и сводах относится к XIX веку. Зал Трапезной отделен от ее остальных помещений позолоченной кованой решеткой. Привлекательно и таинственно выглядит резной иконостас, а пол здесь выложен брусками красно-коричневой яшмы.

Надвратная церковь построена знаменитыми в XVII столетии Строгановыми в честь Иоанна Предтечи. Когда-то она была пятиглавой, но с течением времени из пяти глав осталась только одна. Несмотря на такую значительную утрату, старинная святыня всё равно остаётся прекрасным памятником старорусского зодчества, а ее декор аналогичен декору Трапезной палаты.

Рейтинг достопримечательности

Троице-Сергиева Лавра на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/681-troitse-sergieva-lavra

Троице-Сергиева лавра

г. Сергиев Посад, Московская обл.

Обитель расположена на южном склоне Смоленско-Московской возвышенности, в 70 км к северо-востоку от Москвы. Она была основана в 1345 г. (по другим сведениям — в 1337 г.) как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном.

Варфоломей, принявший вскоре монашеское пострижение с именем Сергий, вошел в историю России как сподвижник московских князей в деле объединения разрозненных русских земель, но, в первую очередь, как инок, проповедовавший и воплощавший в жизнь идеи нестяжательства и трудолюбия.

К середине XIV в. значительное увеличение числа иноков потребовало перестройки всей обители. Вместо свободно расположенных келий возник четко распланированный деревянный городок, состоящий из трех зон: общественной, жилой и оборонительной. Эту схему монастырь сохранил до наших дней.

Важно

Для своего времени монастырь был сильной крепостью с каменной стеной. С юга подходы защищал Подольный монастырь, с запада — пивной двор, обнесенный прочным тыном и имевший тайник (подземный ход в крепость). Речки и пруды, огибавшие монастырь, представляли собой естественные препятствия, затруднявшие организацию осадных работ против восточного и южного фасов крепости.

Герб Сергиева Посада был разработан под руководством Б. Кене и утвержден 16 марта 1883 г. Он представляет собой геральдический щит французской формы синего цвета. На щите изображены серебряная монастырская стена с лазоревыми (синими, голубыми) швами и закрытыми черными воротами.

Над стеной возвышается серебряная башня с золотым чешуйчатым куполом, увенчанным золотым шестиконечным крестом. По обе стороны башни изображены золотые бердыши. В левом верхнем углу щита размещен фрагмент герба Московской губернии образца 1883 г. — святой великомученик Георгий Победоносец на коне, развернутый влево, поражает копьем желто-зеленого дракона.

Читайте также:  Православный священный хлеб (артос, просфора, антидор)

Щит увенчан красной башенной короной о двух зубцах и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой.

Монастырские стены протяженностью около 1,4 км были усилены 12 башнями. Высота стен доходила до 6 м, а толщина составляла 3,5 м. В стене имелось два боевых яруса — нижний для ведения подошвенного боя и верхний.

Боевую площадку верхнего боя с внешней стороны ограждал парапет высотой 1,5 м, с узкими щелями стрельниц для поражения противника на дальних подступах к стенам.

По верхнему ярусу можно было свободно обойти вокруг всей крепости, что становилось весьма важным во время ее обороны.

Наибольшее испытание на долю монастыря и его защитников выпало в Смутное время. Оборону монастыря можно условно разделить на три основных периода. 1 июня 1608 г. войска Лжедмитрия II расположились лагерем в селе Тушино, захватили и разграбили многие города вокруг столицы и приступили к осаде Москвы, почти полностью блокировав ее.

Совет

Лишь Троице-Сергиев монастырь не находился в их власти. 23 сентября польские воеводы Я. Сапега и А. Лисовский привели с собой к стенам обители от 10 до 15 тыс. человек. Впрочем, в войсках интервентов преобладала конница, а имевшиеся полевые орудия были бессильны против мощных стен монастыря. Гарнизон крепости в этот период насчитывал около 2,5 тыс.

человек, способных держать в руках оружие, и примерно 1 тыс. жителей окрестных деревень.

 Вероятно, приверженцы Лжедмитрия II надеялись, что защитники монастыря, подобно другим русским людям, напуганы победами самозванца и сдадут крепость без боя. Но недаром троицкие старцы составляли цвет русского монашества. Им удалось убедить гарнизон крепости и мирян «верно служить царю, который в Москве будет», т. е. служить не конкретному лицу, а государю, признанному страной.

29 сентября Сапега предпринял попытку склонить монастырь к сдаче. Защитники крепости ответили категорическим отказом: «Мы приняли писание ваше и оплевали его. Что за польза человеку возлюбить тьму паче света, променять честь на бесчестие, ложь на истину,

 свободу на рабство…» После безуспешных попыток убедить осажденных 3 октября интервенты открыли огонь из орудий, пытаясь разрушить западный и южный фасы крепостной стены.

Вскоре стало очевидно, что обстрел не приносит особого вреда осажденным. После того как выявились прочность крепостных стен и недостаточная мощь огня артиллерии, Сапега и Лисовский решили взорвать участок стен.

Для этого от мельницы провели ров к Красным воротам и вывели его на гору против круглой угловой Пятницкой башни. 12 октября из этого рва враги сделали подкоп, чтобы заминировать башню.

Одновременно шла подготовка к штурму крепости. Ночью 13 октября интервенты предприняли первый общий штурм монастыря.

Обратите внимание

Защитники встретили врага дружным и метким огнем из всех орудий и не подпустили его к крепостной стене.

Наступающие, неся потери, в беспорядке бежали в свой лагерь. В дальнейшем противник неоднократно возобновлял попытки взять крепость открытым штурмом, но все они легко отражались оборонявшимися.

Осажденные также наносили удачные контрудары по противнику: уничтожили подкоп, отбили часть артиллерии и нанесли врагу значительный урон в живой силе.

В конце 1608 г. наступил второй период обороны монастыря. Потерпев поражение в боях, интервенты решили взять крепость измором, полностью блокировав ее.

Вскоре в Троице подошли к концу запасы пороха, закончились дрова. Осажденные страдали от стужи, болезней и однообразной пищи.

В январе участились заболевания цингой. В феврале 1609 г. в монастыре ежедневно умирало 20—30 человек, в апреле свыше 50 человек. К весне боеспособных (ратных людей и монахов) оставалось менее 500 человек. Такая обстановка способствовала моральному разложению неустойчивой части оборонявшихся. Среди ратных людей и монахов начались пьянство, азартные игры, разврат, ссоры.

Между начальствующими лицами возникали вражда, интриги, обвинения в намерениях измены. Дворяне, стрельцы и казаки полагали, что монахи должны щедро оплачивать их службу; иноки же утверждали, что нужно экономить. Камнем преткновения стал вопрос о выдаче спиртного после боя. Посыпались взаимные обвинения.

Вскоре дело дошло до открытого столкновения между воеводой Григорием Долгоруким и властями монастыря. Только не прекращавшиеся вылазки поддерживали моральный дух и волю к борьбе.

Важно

Воеводы писали Шуйскому в Москву, сообщали об обстановке в монастыре, о недостатке продовольствия, пороха и особенно людей, просили помощи. Но только 15 февраля 1609 г. в монастырь через блокадную линию прорвался небольшой отряд казаков.

Литовцы схватили 4 казаков, и Лисовский повелел казнить их на виду у монастыря. В ответ воеводы приказали вывести за ограду 20 литовских пленников и 19 казаков и казнить их перед станом Лисовского.

С наступлением весны противник вновь перешел к активным действиям. Вечером 27 мая 1609 г. Сапега и Лисовский двинули свое войско к стенам крепости в темноте, «хотяще к стенам градным прийти тайно и ползающе, аки змиа по земли молком, везеху приступные козни: щиты рубленые, и лестницы, и туры, и стенобитные хитрости».

Осажденные открыли стрельбу из орудий подошвенного боя, кололи нападавших, когда они по лестницам пытались взобраться на стены, метали в них камни, лили кипяток, смолу и бросали мелкую известь, чтобы засыпать им «скверные очеса». С наступлением дня враг, не добившись успеха, вынужден был отступить, побросав все свои «приступные хитрости».

В этот момент воеводы организовали вылазку, уничтожив тех, кто не успел убежать. 30 человек удалось захватить в плен.

28 июня осажденные отразили вторую атаку, а 31 июля 1609 г. гарнизон крепости, насчитывавший к этому дню всего около 200 человек, отразил третий и последний штурм.

Летние бои у Троицкого монастыря позволили правительственным войскам Михаила Скопина-Шуйского и Федора Шереметева перегруппироваться и, опираясь на помощь земского ополчения, перейти в наступление против Лжедмитрия II.

12 января 1610 г. интервенты сняли осаду монастыря и отступили к Дмитрову: «побегоша к Дмитрову никем не гонимы». Так закончилась 16-месячная тяжелая, но упорная, активная и успешная оборона Троице-Сергиева монастыря.

Совет

Героическая оборона монастыря значительно повысила его авторитет. В XVII в. отмечен рост пожертвований и вкладов, поступавших этой обители.

В результате удалось не только в короткие сроки восстановить поврежденные в ходе военных действий строения, но и приступить к возведению новых сооружений.

В первую очередь были усовершенствованы оборонительные укрепления — в два раза были наращены высота и толщина стен, составившие соответственно 10—14 м и 6 м.

При этом число боевых ярусов увеличилось с двух до трех. Был расширен ров у восточной стороны. Его глубина составила 4 м, а ширина — почти 9 м.

Крепость состояла из 12 башен (к настоящему времени сохранилось 11), которые выдавались вперед по отношению к стенам, что должно было обеспечить возможность вести перекрестный огонь в случае приближения неприятелей к крепости. Башни в основном имели по 6 боевых ярусов.

Строительство оборонительных сооружений было в основном завершено в середине XVII в., и уже в конце столетия монастырь вновь выступил на первый план в связи с бурными политическими событиями той эпохи. В 1682 г.

за стенами крепости укрывались во время стрелецкого бунта десятилетний царь Петр и его ближайшие родственники.

Через 7 лет, в момент ожесточенной борьбы с отстранившей его от власти царевной Софьей, он вновь нашел прибежище в его стенах.

Обратите внимание

В 1744 г. императрица Елизавета Петровна присвоила Троице-Сергиевому монастырю почетное звание лавры. В феврале 1764 г. все вотчины Троице-Сергиевой лавры были переведены под управление государственной Коллегии экономии. В 1782 г. слободам и селам, расположенным в окрестностях монастыря, был присвоен статус посада и название «Сергиевский».

В октябре 1919 г. постановлением советского правительства был образован Сергиевский уезд, и посад получил статус города. Троице-Сергиева лавра при этом была закрыта, а на ее территории был создан музей, что позволило сохранить от гибели значительную часть произведений церковного искусства XV—XX вв. Возрождение обители началось в 1946 г.

Источник: https://posmotrim.by/article/troice-sergieva-lavra.html

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, г. Сергиев Посад, Московская область

Фундамент Троицко-Сергиевой церкви был заложен в далёком 1337 году. Тогда молодой человек по имени Варфоломей (в недалёком будущем – преп. Сергий Радонежский) и его старший брат Стефан решили обосноваться на пустыне возле речки Кончура.

Недалеко от холма Маковец, в 1335 году, они соорудили маленькую святыню из дерева в честь Святой Троицы. Интересно то, что на её месте и теперь находится соборный монастырь Святой Троицы.

Его постоянно реставрируют и модернизируют, что придаёт ему совершенный вид спустя столько лет.

Через три года к нему начали съезжаться многие иноки, образовавшие обитель под названием Троице-Сергиева церковь (позже именуемая лаврой). Первым её игуменом стал святейший Митрофан, а вторым – преподобный Сергий.

Он являлся главой обители целых 50 лет, во время которых сумел воспитать дружных наследников, которые работали в социальной сфере с верующими.

Сергий неоднократно отмечал, что все иноки, несмотря на свою родословную, одинаково равны между собой и перед Иисусом Христом.

В начале 1422 года, на месте деревянного монастыря построили основной храм обители – Троицкую церковь. Идею воплотил в жизнь игумен Никон, взявший себе в помощь сербских монахов из Косова и иконописцев – Андрея Рублёва и Даниила Черного.

Важно

Стоит отметить, что в 1550 году Троицкую церковь украсили белокаменной стеной. Её длина составила 1284 метра, она включает 12-ть башен. А с ХV века святыня начала вести Троицкую летопись.

Это стало важным событием Церковной истории, так как священнослужители получили возможность отмечать все основные даты и писать историю, в прямом смысле слова.

Троицкий храм всегда пытался помочь российскому государству, а особенно в сложные времена, выделяя значительные денежные суммы на войско, строительство укреплений, вооружение, образовательную сферу, благотворительность и так далее.

Помимо Троицко-Сергиевого собора, Сергием были основаны еще несколько святынь, среди которых: Благовещенская (Киржач), Старо-Голутвинская (Коломна), Высоцкая, Георгиевская (Клязьма). В каждой из них настоятелями были его ученики.
Знаменательная дата для монастыря – 1 октября 1742 года.

Тогда императрица Анна Иоанновна издала указ, путём которого в святыне открыли духовную семинарию, который спустя 70 лет перевели в Московскую Духовную академию. Это учреждение является одним из наиболее масштабных учебных заведений государства.

В конце 1744 года инициативой императрицы Елизаветы Петровной было издано распоряжение об именовании Свято-Троицкого Сергиевого монастыря – лаврой. После этого в ней создали множество ремесленных школ, среди которых: портные, слесарная школа, столярная, а также иконописная.

Время технологического прогресса затронуло и лавру – в 1860 году провели современный водопровод, а позже сделали электрическое освещение и телефонную связь со столицей. В середине осени 1919 года Троицкую Лавру закрыли, вновь открыв лишь к началу 1946 года.

Стоит отметить и тот факт, что в Свято-Троицком монастыре с почестями захоронили представителей знатных русских домов. Среди них: Бельские, Оболенские, Одоевские, Воротынские, Глинские.

Среди деятелей Смуты: правитель Дмитрий Трубецкой, уважаемый Прокопий Ляпунов, семейство Годуновых, князь Андрей Радонежский и так далее.

Совет

Что касается мощей святейших, то в стенах Лавры находятся и многие из них. Это преподобный Никон (ученик князя Радонежского), святители Московские, преподобный Антоний, преподобный Максим Грека.

Преподобный Сергий был та же похоронен в обители, которую он создал. В 1422 году были обретены его мощи, а спустя 30 лет он был приобщен к лику святых. Святые мощи Сергия Радонежского и сегодня находятся в Троицком соборе.

Множество чудесных исцелений и явлений происходило в этом месте.

Так же здесь есть три колодца – святыни, которые связывают с именем Сергия Радонежского.
В Троицко-Сергиевой лавре хранятся чудотворные иконы: Николая Чудотворца, Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия»). Их в литературе называют «келейными» иконами игумена Сергия.

Читайте также:  Житие апостола иоанна богослова

Главная святыня Троице-Сергиевой Лавры – Чудотворные мощи преподобного Сергия Радонежского.

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/123-svyato-troitskaya-sergieva-lavra-v-sergievom-posade-moskovskaya-oblast

Троице-Сергиевская Лавра

Адрес: г.Сергиев Посад, Лавра.
Время работы: с 05:00 до 21:00.
Как добраться:
– с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад (время в пути 1,5 часа);
– от метро ВДНХ на автобусе № 388, отправляются каждые 15 мин. (время в пути более 1 часа);
– на автомобиле по Ярославскому ш. (трасса М-8), 45 км. от МКАД,
далее 10 км.

по Проспекту Красной Армии до Лавры.

Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз не слышал о Троице-Сергиевской Лавре. Те, кому удалось побывать в самой главной православной достопримечательности России, наверняка вспоминают поездку с огромной душевной теплотой.

Сегодня это крупнейший православный мужской монастырь, который не зависит от духовенства (ставропигиальный).

История Свято-Троицкой Сергиевской Лавры

Свято-Троицкая Сергиевская Лавра обязана своим появлением двум братьям – Стефану и Варфоломею, родившимся в боярской семье. Варфоломей с самого детства стремился служить богу, однако, родители не давали ему благословения на это. Когда мать и отец, состарившись, решили уйти в монастырь, братья все-таки смогли покинуть мирскую жизнь.

Становление монастыря

В 1337 году неподалеку от города Радонеж на холме в лесистой местности Стефан и Варфоломей собственными руками возвели келью и небольшую церквушку. Старший брат не смог долго жить в уединении, а Варфоломей смиренно молился и служил Богу.

Мог ли 23-летний молодой мужчина представить, что место, которое выбрал он для своей отшельнической жизни станет величайшей православной святыней? Игумен одного из монастырей, находившегося неподалеку, постриг Варфоломея в монахи под именем Сергия.

Так началась славная жизнь Сергия Радонежского, который в будущем оказал огромное влияние на духовную жизнь не только близлежащих сел и деревень, но и всей Руси.
Ведя отшельнический образ жизни, Сергий научился смирению – он работал на земле, усиленно молился и совсем не желал славы. Однако, судьба распорядилась по-другому.

Его церквушка стала привлекать все больше людей, которые просили научить их, как вести благочестивую жизнь. Около кельи Сергия стали появляться другие жилища. Постепенно местность была заселена людьми, которые проповедовали православие. Можно говорить о появлении в этот период времени монастыря, точная дата основания которого неизвестна (по одним источникам – это 1337 год, по другим – 1342).

Сначала игуменом был тот самый монах, который постриг Варфоломея – Митрофан. После его кончины это место занял преподобный Сергий.
В 1355 году произошли некоторые изменения на монастырской земле: ее разделили на 3 зоны: жилую, хозяйственную и защитную. Возведена новая Троицкая церковь из дерева, рядом находились жилые постройки – кельи и трапезная.

В общественной зоне располагались хозяйственные постройки и обработанные земли. Территорию монастыря оградили забором, у центральных ворот находилась деревянная церковь имени Дмитрия Солунского. Общее расположение сооружений на территории не претерпело сильных изменений.
Популярность Троицкого монастыря как духовного центра русских земель нарастала с необычной силой.

Все больше московских князей искали здесь благословения. Известен факт, что Сергий Радонежский оказал огромную поддержку Дмитрию Донскому, благословив его перед Куликовской битвой. Преподобный Сергий отправил с войском двух монахов – Пересвета и Ослаблю, вопреки строгим монастырским правилам.
В 1932 году Сергий Радонежский ушел на вечный покой, его похоронили внутри главного храма. В тот момент игуменом значился один из его учеников Никон.

Новая жизнь монастыря

В 1408 году случилась беда: хан Едигей практически стер монастырь с лица земли. Но, возможно, это послужило началом нового этапа развития обители. В 1415 году игумен Никон заложил первое здание из камня – Троицкий собор. Строительство осуществляли мастера из Косово, которые с некоторых пор обрели здесь кров.

Роспись храма внутри осуществляли известные мастера иконописной живописи Андрей Рублев и Даниил Черный. Интересен факт, что знаменитая икона “Троица” была написана целенаправленно для украшения иконостаса данного собора.
В 1469 году стартовало строительство еще одного каменного здания – трапезной.

Ее особенностью было то, что она имела тип одностолпной палаты, этот прием впоследствии стали широко применять в зодчестве. На нижнем этаже находились трапезные для братии, а на верхнем – царские палаты. В 1476 году вблизи собора появился еще один храм.
Во времена царствования Ивана Грозного, который часто посещал монастырь, территорию снова видоизменили.

Обратите внимание

В частности, по периметру возведены стены из белого камня. Их длина составляла почти полтора километра. Благодаря устроенным запрудам и окружению высокими стенами монастырь превратился в настоящую крепость. В середине XVI века монастырь получил новый статус – архимандрии.
Иван Грозный способствовал заложению первого камня в строительстве крупного Успенского собора.

Однако, через пять лет строительство остановили из-за пожара, вследствие которого многие строения сильно пострадали. Успенский собор все-таки достроили, но Ивану Грозному не суждено было увидеть построенный храм, его освещение состоялось после смерти государя в 1585 году.

Ко второй половине XVI века равных Троицкому монастырю в государстве не существовало: в его ведении находились почти 3000 поселений, которые не только полностью обеспечивали себя всем необходимым, но и осуществляли торговлю за рубежом.

Непростые времена – XVII век

В 1608 году началась осада монастыря польско-литовскими захватчиками. Но это было не самое страшное: через год внутри монастыря люди стали повально гибнуть от цинги. Но это, к счастью, не стало причиной захвата земель. Неведомая сила позволила отстоять монастырь.

Вовремя подоспела помощь: зимой 1610 года войско под руководством Михаила Скопина-Шуйского освободило монастырь. Через несколько лет Троице-Сергиевский монастырь снова подвергся атаке, на этот раз завоевать его пожелал польский королевич Владислав.

Но мечтам его тоже сбыться было не суждено.

Процветание монастыря в XVII-XVIII веках

После осады быстрыми темпами началось восстановление: существенно укреплены стены, башни приобрели вид, дошедший до наших дней.

Появились новые сооружения: большая колокольня, церковь Михаила Малеина, царские хоромы, чуть позже – дополнительные кельи из камня, больничный комплекс и еще 2 церкви. Жизнь процветала – владения монастыря стали превышать царские и патриаршие.

При Петре I здесь появились трапезная и церковь в честь Сергия Радонежского, а также надвратная церковь. Чуть позже монастырь был укреплен из-за неожиданной возможности захвата шведами. Был выкопан ров, сооружены 2 каменных моста. Земляные укрепления существуют до сих пор.

После Петра I интерес к Троице-Сергиевскому монастырю угас, существовал даже вариант переноса его поближе к Петербургу. Однако, в 1738 году управлять жизнью здесь стал Духовный совет.

Новая веха в развитии Лавры

С приходом на трон Елизаветы Петровны начинается следующая эпоха развития. В 1742 году здесь открывается духовная семинария, а в 1744 году монастырю присвоили титул Лавры, руководителем ее становится Митрополит Московский.

Императрица очень любила бывать в Лавре, она способствовала тому, что почти все строения внутри монастыря изменили свой внешний вид по сравнению с первоначальным. Появилась колокольня в 1770 году, для которой отлили огромный колокол, вес его – 4065 пудов.

Лавра продолжает оставаться крупнейшим духовно-культурным центром, роль ее еще более усилилось после перевода сюда в 1814 году Духовной академии.

Если исключить тот факт, что из-за этого пришлось нарушить общую целостность архитектурного комплекса строений монастыря, то Духовная академия сделала Лавру еще более мощным средством формирования духовного наследия.
XVIII – XIX века – время небывалого расцвета Лавры. Богатства монастыря с каждым годом приумножались.

Этому способствовало огромное количество принадлежащих ему земель, крестьянских душ, а также активная торговая деятельность. Троицкий монастырь был настоящей сокровищницей: именно там находились мощи многих святых, в том числе Сергия Радонежского, Никона, митрополита Иосафа и др. К тому же именно стены этого храма украшало самое известное творение Андрея Рублева – икона Святой Живоначальной Троицы.

Лавра в период Советской власти

В начале XX века началось сложное время, отразившееся на всей монастырской жизни.В один из майских дней 1920 года в последний раз здесь встретили прихожан, после чего Лавру закрыли, распустили Духовную академию.

В годы Советской власти многие здания были реконструированы и стали выполнять функции хозяйственных и жилых построек. Переплавлена большая часть древних колоколов.

Важно

В 1940 году начались работы по устройству здесь государственного историко-художественного музея-заповедника, власти пытались полностью изменить территорию, недостаточное внимание уделялось сохранности святынь и объектов, представляющих огромную ценность.

После Великой Отечественной войны здесь открыли училище, а годом позже Успенский собор был возвращен Патриархии. В послевоенный период проводились масштабные восстановительные работы по приданию объектам архитектуры вида, максимально приближенного к первоначальному.

Троице-Сергиевская Лавра сегодня

В 1993 году Троице-Сергиевской Лавра включена в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Сейчас территория монастыря включает в себя множество архитектурных памятников, подобия которым нет нигде.

Современная Лавра – уникальный действующий мужской монастырь, в котором насчитывается примерно две сотни монахов.

Приехать в это удивительное место может любой желающий – ежедневно для паломников и туристов со всего мира проводятся интереснейшие экскурсии.

Памятники архитектуры на территории Лавры

Отправляясь на экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру, нужно потратить немало времени, чтобы не только увидеть внешнюю красоту памятников архитектуры, но и по возможности попасть внутрь и насладиться их уникальным убранством, поклониться мощам Великих людей, похороненным здесь. Древнейшие сооружения, сохранившиеся на территории до настоящего времени, поразят своим величием.

Троицкий и Успенский соборы, Михеевская, Никоновская, Трапезная и Духовская церкви, Предтеченский храм, колокольня и другие православные сооружения восхищают и поражают своей красотой и неповторимостью. Такого разнообразия и одновременно с этим гармоничности в архитектурном ансамбле нет ни в одном монастыре мира.

Поездку в Сергиев-Посад и Лавру невозможно забыть, она придаст небывалую силу духа на долгие годы.

Cветлана Воробьева специально дя lions-guides.ru

Источник: http://lions-guides.ru/Moscow-region/interesting-places-of-Sergiev-Posad/Lavra

Троице-Сергиева Лавра – история обители

Троице-Сергиева Лавра основана одним из самых почитаемых на Руси святым – Сергием Радонежским. История обители связана со многими важными событиями Русского государства: Куликовская битва, тяжелый период монголо-татарского ига, борьба с иностранными интервентами и первые годы правления Петра Первого, – все эти страницы истории не прошли мимо монастыря.

Российские правители чтили Троице-Сергиеву лавру, приезжали сюда на богомолье и оказывали помощь монастырю. У стен Успенского собора похоронен царь Борис Годунов и члены его семьи – царица Мария, царевич Феодор и царевна Ксения, в монашестве Ольга.

Троице-Сергиева Лавра – это действующий мужской монастырь, расположен недалеко от Москвы, посетить его можно за однодневную поездку или во время тура по Золотому кольцу.

Троице-Сергиева лавра – основание

Сергей Радонежский был сыном благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. В детстве родители не благословляли его на монашескую жизнь. Лишь только, когда незадолго до своей кончины, они ушли в монастырь, Сергей Радонежский решил посвятить свою жизнь служению богу.

Но он не ушел в один из действующих монастырей, а вместе со своим старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу.

Для справки: Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1313 году, он был средним сыном в семье. Его отроческие годы прошли в учении, труде и молитве в городе Радонеже, где поселились его родители.

Варфоломей был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком, он стал опорой престарелых родителей, не покинув их до последних дней.

Датой основания Троице-Сергиевой Лавры считается 1337 год, когда 23-х летний Варфоломей вместе со своим братом на небольшом холме в лесу, в стороне от шума дорог и селений, построил хижину и маленькую церковь, посвященную Святой Троице.

Читайте также:  Православный праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов петра и павла - 12 июля 2019 года

Так была основана ставшая позже знаменитой Троице-Сергиева Лавра.

Брат Стефан не выдержал тяжелых условий уединенной жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей Радонежский прожил несколько лет в одиночестве, но вскоре около него стали собираться другие иноки, каждый из которых построил себе хижину и сам обрабатывал огород.

Образование монастыря

Когда число иноков возросло до 12, для безопасности от зверей все постройки были обнесены оградой. В обители не было начальников и, благодаря уважению, Сергий Радонежский выполнял роль руководителя. Вскоре, по распоряжению московских церковных властей, он был рукоположен в священники и назначен игуменом.

В монастыре стал действовать устав, в соответствии с которым иноки образовали единую общину и стали вести совместное хозяйство.

В связи с этим, изменилось и устройство обители: была построена трапезная и хозяйственные помещения. Церковь находилась в центре монастыря, а по четырем сторонам от нее разместились кельи. Над главными воротами была построена надвратная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

Совет

В то время монастырь был беден, не хватало хлеба и соли, масла и муки.

В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской православной церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.

Монастырь во время монголо-татарского ига

Время, когда жил преподобный Сергий Радонежский (1314-1392 годы), было очень тяжелым для Руси: постоянные набеги монголо-татар заставляли людей думать лишь о том, как выжить.

Преподобный Сергий считал своим долгом позаботиться об их духовном воспитании. Накануне Куликовской битвы он благословил Дмитрия Донского на бой с полчищем Мамая. Воодушевленные наставлениями игумена воины Дмитрия Донского разбили войско Мамая.

Также Троицкий игумен старался примерить враждовавших между собой князей.

Обитель стала настоящим центром культуры и просвещения.

Вместе с тем, в то время монастырь не был хорошо укреплен, для его защиты была только деревянная ограда.

Поэтому во время нападения на Русские земли хана Токтамыша иноки вынуждены были укрыться в безопасном месте – на территории Тверского княжества.

На этот раз монастырь уцелел, но в 1408 году во время выступления хана Едигея он был разрушен. Благодаря стараниям Игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, монастырь был отстроен заново.

Возведение каменных храмов Троице-Сергиевой лавры в XV веке

В 1422 году, в год официальной канонизации преподобного Сергия, монастырь был украшен новыми каменными постройками.

Троицкий собор

На месте старой деревянной церкви преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря был возведен белокаменный Троицкий собор. Среди тех, кто внес средства на постройку, был и сын Дмитрия Донского князь Звенигородский и Галицкий Юрий Дмитриевич.

Троицкий собор – это древнейший белокаменный храм монастыря, возведенный в 1422-1425 годах. К красивой серебряной раке, где покоятся мощи Сергия Радонежского, очень часто выстраивается очередь.

Внутреннее пространство собора было украшено росписью, выполненной живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. К сожалению, фрески до наших дней не сохранились, но иконы работы Андрея Рублева можно увидеть в уникальном пятиярусном иконостасе.

Обратите внимание

Именно для этого иконостаса была создана известная икона Андрея Рублева «Святая Троица», которая до Октябрьской революции находилась в храме, а затем была передана Государственной Третьяковской галерее, где и находится в настоящее время.

Рядом с ракой находится неприметная двустворчатая кованная железная дверь, это вход в придел собора, Серапионову палату, в которой хранятся православные святыни, их здесь более пятисот.

На двери сохранилось отверстие в 5-7 см, это след от польского ядра, влетевшего в храм во время осады монастыря и, к счастью, не разорвавшегося.

Палата названа в честь погребенного здесь Серапиона, бывшего архимандрита Троицкого монастыря.

В 1476 году псковские мастера возвели кирпичную церковь-звонницу во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Крепостные стены, башни и Дмитриевская надвратная церковь все еще оставались деревянными.

Строительство оборонительных сооружений

В XIV—XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе – от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.

Троице-Сергиев монастырь, расположенный на подступах к Москве, стал важной крепостью, призванной защитить столицу.

Сооружение новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540-1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.

Важно

В середине XVII века крепостные сооружения были укреплены, усовершенствованы и приобрели современный вид.

Стены крепости имеют три боевых яруса, а большинство башен – шесть ярусов. Самые интересные из них – Пятницкая и Красная, Уточья и Пивная башни.

  • Пивная башня имела запасной, или тайный, выход из крепости, через который проходили вылазки во время осады крепости в начале XVII века
  • Угловая Уточья башня названа так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной
  • На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. Во время осады крепости башня была разрушена и заново построена в 1640 году
  • Красная башня, здесь расположены главные ворота в крепость. За ней ранее находилась построенная в 1513 году надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Позже она была перестроена в церковь, увенчанную пятью куполами в честь рождества Святого Иоанна Предтечи.

Создание Успенского собора и других храмов

Успенский собор

В 1559-1585 годах в центре монастыря, на востоке Соборной площади, был возведен новый пятиглавый собор. На его закладке присутствовал Иван Грозный со своей семьей. Храм был построен по типу Успенского собора Московского Кремля, но уступал ему по размеру. Вместе с тем, построенный собор был больше других монастырских храмов.

Как и кафедральные соборы Владимира и Москвы, он получил название Успенского. В 1684 году стены, свод и столпы храма были украшены фресками на библейские темы. В северо-западной части собора расположена усыпальница семьи царя Бориса Годунова, над которой в 1780 году была устроена шатровая палатка, не сохранившаяся до наших дней.

Храм строился долго – около 25 лет, не хватало средств и, в основном, он возводился на царские пожертвования. Щедрые взносы на помин души убитого сына дал Иван Грозный. Но освящение Успенского собора произошло в 1585 году, после смерти Ивана IV, при третьем его сыне, царе Феодоре Ивановиче.

  • Напротив Успенского собора, с западной стороны Соборной площади, расположен Казначейский корпус братских келий. К нему примыкают:
    • с севера – Больничные палаты с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, возведенной в 1635-1638 годах
    • с юга – трехэтажная Лестничная башня.
  • За храмом Зосимы и Савватия располагаются Крепостная и Келарские палаты, построенные на рубеже XVI-XVII веков
  •  В 1686-1692 годах была возведена великолепная, декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского, выполненная в стиле «нарышкинского» барокко
  • В этом же стиле в 1692-1699 годах на месте надвратной церкви в честь Сергия Радонежского у главного входа в монастырь был возведен пятиглавый надвратный храм в честь рождества Святого Иоанна Предтечи. Немалые средства на его возведение были пожертвованы купцом Григорием Строгановым
  • В том же стиле в северной части были построены Царские чертоги для размещения царской семьи
  • Надкладезная часовня была устроена в конце XVII века над открывшимся здесь источником целебной воды рядом с Успенским собором
  • Небольшая церковь во имя Михея Радонежского, ученика преподобного Сергия, свидетеля видения учителю Богоматери с двумя Апостолами. Церковь построена над гробом Михея Радонежского в 1734 году
  • Напротив больничных палат сооружена церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко
  • Митрополичьи покои, ныне это Патриаршие покои, являются резиденцией настоятеля монастыря, Патриарха Московского и всея Руси, во время его пребывания в обители. Строение расположено в юго-западной части монастыря и относится к XVI–XVII векам
  • За несколько километров от монастыря Вы можете увидеть великолепную пятиярусную колокольню, это один из лучших памятников русского зодчества XVIII века.

Троице-Сергиева Лавра в Смутное время

В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Угрожала беда и Сергиевой обители.

В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю.  16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.

Троице-Сергиева лавра в период правления Петра Первого

В конце XVII – начале XVIII века, во времена Петра Первого Троице-Сергиева Лавра вновь оказалась на первом плане в связи с политическими событиями той эпохи.

В 1682 году во время Стрелецкого бунта за стенами крепости укрывались царевна Софья и царевичи Иван и Петр. А через семь лет в 1689 году Петр спрятался здесь, убежав из Москвы. Именно в Троице-Сергиевой Лавре произошла расправа над сторонниками Софьи и отсюда Пётр уехал в Москву единовластным правителем.

Совет

В начале XVIII века строительство каменных зданий было запрещено и сооружение монастырских построек было приостановлено. Вскоре Россия вступает в Северную войну и для военных нужд Петр Первый берет из монастырской казны 400 тысяч рублей.

В связи с угрозой похода на Россию шведского короля крепость укрепляется: дополнительно на угловых башнях были построены бастионы, поскольку современные для того времени орудия не могли разместиться на ранее построенных стенах и башнях.

Открытие духовной семинарии

В XVIII веке Троице-Сергиева обитель была богата и имела большие земельные владения. О высоком авторитете обители говорит тот факт, что в 1742 году на ее территории была открыта Духовная семинария, а позже здесь разместилась Московская Духовная академия. В 1744 году указом Елизаветы обители было присвоено почетное имя Лавры.

Троице-Сергиева Лавра в Советское время

В мае 1920 года состоялось последнее богослужение и вскоре в помещении обители был организован историко-археологический музей. Вся братия была выселена и стала жить в трудовых коммунах. Через девять лет большая часть монастырских колоколов была снята и переплавлена, уцелели лишь колокол «Лебедь» 1593 года и «Никоновский» 1420 года.

Монашеская жизнь возвратилась в обитель в послевоенные годы. Первая литургия прошла в ночь на Пасху 21 апреля 1946 года.

До 1983 года монастырь был резиденцией российских патриархов, позже она была перенесена в Московский Данилов монастырь.

Троице-Сергиева Лавра – одна из самых почитаемых обителей у русского народа. Тысячи верующих и паломников спешат поклониться ее святыням, а многочисленные туристы любуются памятниками истории и архитектуры, созданными лучшими мастерами XV – XIX веков. С 1993 года Троице-Сергиева Лавра находится под охраной Юнеско.

Источник: https://TripGuide.ru/page_242.htm

Ссылка на основную публикацию