Спасо-преображенский мирожский монастырь

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь и домонгольские фрески

?Categories:

  • искусство
  • история
  • религия

Перед поездкой в Псков я получила от Инги inga_ilm просьбу зайти в Мирожский монастырь и сфотографировать древние фрески. Возле монастыря я была прежде, но внутрь не заходила – не паломница я совсем, всегда робею в таких местах, потому снимаю обычно снаружи.

Но раз надо, отправилась сразу же с поезда по дороге в гостиницу. Храм был открыт, я написала записочки на своих друзей о здравии, помянула усопших, но оказалось, что Спасо-Преображенский собор, который интересует Ингу, РПЦ не принадлежит, это музей, рано утром он был закрыт, так что вернулась туда снова после заселения в гостиницу уже налегке.

Кроме меня, билет в собор купил ещё один мужчина, который так же тщательно снимал своды храма.Немного сведений об этом монастыре, почерпнутых в интернете.

Информация отсюда Фотографии и видео – мои. Снимать со вспышкой там нельзя, освещение не самое яркое.

Основание Спасо-Мирожского монастыря связано с именем Св.

Преподобного Нифонта, новгородского архиепископа, занимавшего владычную кафедру с 1130 по 1156 год, хотя точных документальных подтверждений этому нет.Для возведения в Пскове монастырского храма был выбран византийский тип крестово-купольного храма, крестообразный облик которого был подчёркнут пониженными угловыми помещениями.

Однако в процессе строительства первоначальный облик храма был сильно изменён. Когда строительство церкви подходило к концу, зодчие получили задание надстроить с западной стороны угловые палатки, вследствие чего храм приобрёл кубический объём.

Обратите внимание

По ссылке можно прочитать сложную историю с предположениями научных работников о том, кто и почему мог иметь отношение к строительству и убранству храма. Там целый исторический детектив, кому интересно.Далее переношу информацию из Википедии.

Спа́со-Преображенский Миро́жский За́величский монасты́рь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится в Пскове, при впадении реки Мирожа (откуда и получил своё название) в р.

Великую, в районе, называвшемся За́величье.

Здание храма неоднократно подвергалось затоплениям, ведь рядом протекают сразу две реки, пусть даже Мирожа выглядит практически ручьем.На переднем плане – река Мирожа, на дальнем – Псковский Кром (Кремль).

Монастырь расположен на стрелке двух рек, неоднократно подвергался затоплению, сильнейшие отмечены в стенах монастыря:1886 год1900 год1928 год1960 год2011 год

В апреле 2011 года, из-за резкого подъёма уровня рек Великой и Мирожи 9 апреля, монастырь был затоплен, в Стефановом храме вода стояла высотой 1 метр, началось просачивание воды в Спасо-Преображенский собор с фресками 12 века, служба МЧС оказала помощь в откачке воды.

Порадовалась, что МЧС у нас такое сознательное и помогает культуре.

Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей.

По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века. Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации.

Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа.

Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано.

Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеймон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др.В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению.Стараниями археолога и историка искусств В. В.

Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря.Указом Синода В. В. Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М.

Сафонова, которая в 1900-1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года.Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей, богослужения в нём не проводятся.

Богослужения в Спасо-Преображенском соборе проводятся братией монастыря в определенные праздничные дни.

Важно

Для Инги, у которой есть профессиональный интерес к состоянию фресок, наснимала и фотографии, и видео, пусть в интернете останется подробная информация о том, что сейчас в храме происходит.Информацию по поводу реставрации узнавала у нескольких людей, она разнится.

По одной информации, работы проводят специалисты-реставраторы с образованием, делают это тщательно и со знанием дела.По другой – начало реставрационных работ было положено профессионалами, но вскоре, как это часто бывает, “деньги кончились”, на объект пришли простые работяги, которые не понимают всех тонкостей.

Какие-то фрески были стерты почти до стен в прошлых веках.Конечно, тут есть свои сложности, связанные не только с современностью.Так, в XVII древние фрески были просто забелены.

На рубеже 19 и 20 веков побелку решили смыть, но тогдашнему монастырскому духовенству фрески показались недостаточно правильными, так что артель иконописцев начала писать поверх прежних икон свои, в частности, пририсовали бороды безбородым.

Про фрески подробно можно прочитать тут.

Время не пощадило фрески Мирожского собора. Забеленные в XVII-XVIII веках, они были обнаружены в 1858 году и полностью раскрыты в 1889-1893 годах, но лишь для того, чтобы вновь оказаться записанными в “старом стиле”.Реставрационное раскрытие памятника завершилось только в 1983 году, но и сейчас на значительных площадях, где фрески сильно утрачены, оставлены записи конца XIX века.

Тем не менее мы можем составить общее представление о стиле мирожских росписей.Богатейший колорит фресок, где, кажется, использованы почти все известные в средние века краски, построен на контрастном звучании насыщенных, часто разбеленных тонов, как бы сияющих на интенсивном голубом фоне.

Прекрасное понимание пропорций и умение точно вписать многочисленные сюжеты в интерьер памятника, не нарушая его форм и не перегружая плоскости стен изображениями, что позволяло гармонично сосуществовать живописи и архитектуре, – все это выдает в мирожских мастерах опытнейших монументалистов.

В целом же фрески Мирожи стоят особняком среди современных им памятников, не обнаруживая прямых аналогий ни с древнерусскими росписями XII века, ни с многочисленными фресками Византии и ее провинций.

Как видите, и сейчас в центре храма стоят леса. Реставраторов в день моего визита туда я не увидела. Зато есть такое странное подтверждение их работы: некая дыра в стене, в которой стоят деревянные распорки. Как уж деревянные палочки могут сдержать вес стен, не знаю, выглядит это весьма странно.Вид с другого берега реки Великая.

Больше фотографий, кому нужны детали, можно посмотреть на яндекс-фотках, если нажать на любую фотографию и листать в стороны.В храме, кроме меня, был единственный посетитель, молодой мужчина, который так же подробно фотографировал и снимал фрески. Мы с ним разговорились.

Совет

Оказалось, что он приехал одним поездом со мной из Москвы на один день именно ради этого храма и этих фресок, вечерним поездом возвращался в Москву. Узнав, что я тут по поручению Инги Ильм, проникся уважением и просил передать ей привет. Имя его я, к сожалению, забыла.

Но привет передаю:) Вот так ментально Вы побывали со мной в Мирожском храме, там звучало Ваше имя, Инга.

Храм Апостола и Первомученика Стефана
Стефановская церковь представляет собой надвратный храм на подклете. Построен на месте более древней, 1406 года. Очень нарядный, окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами.

В храме проходят регулярные Богослужения. Храмовый иконостас представляет собой уникальные фресковые росписи работы архимандрита Зинона. Кроме того, в храме находится список 1998 года с чудотворной иконы Божией Матери Мирожская-Оранта, явленная чудесным образом в 1198 году[5].

Более древний список с иконы – 1583 года, находится в Псковском государственном музее-заповеднике[6]. Кроме того, в числе почитаемых святынь — икона великомученика Пантелеимона XIX века, привезенная со св. горы Афон, Тихвинская икона Божией Матери, Николай Чудотворец, частицы мощей многих святых со всего света.

При монастыре работают иконописные мастерские, мирожские иконописцы являются продолжателями традиций византийских мастеров, расписавших собор в XII веке. В подклете Стефановского храма оборудована выставка современной иконы. В монастырском корпусе имеется трапезная.

Источник: https://ajushka.livejournal.com/2648499.html

Псков. Мирожский монастырь – События

Page 2

15 августа 2014 года, в празднование перенесения мощей первомученика архидиакона Стефана, Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, совершил праздничное богослужение в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре, для которого этот праздник является престольным.

Page 3

9 января 2014 года, в попразднство Рождества Христова и день памяти апостола Христова, первомученика и архидиакона Стефана, Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, совершил праздничный молебен в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре.

Page 4

В Cпасо-Преображенском Мирожском монастыре организована Рождественская елка для детей, посещающих иконописную и воскресную школу. Дети пришли нарядные, каждый приготовил песенку, стихотворение, некоторые пели тропари праздникам. 

Page 5

В мае 2012г. в Спасо-Преображенском Мирожском монастыре возобновились воскресные занятия с детьми из школ города Пскова. Ребята совершили крестный ход вокруг монастыря, затем, наместник обители Игумен Николай рассказал детям об истории праздника Пасхи, о воскресении Господа и Спаса Иисуса Христа, ответил на вопросы.

Page 6

Page 7

Page 8

В этот великий двунадесятый праздник Святой Церкви вспоминается, как Иисус Христос своих учеников Петра, Иакова и Иоанна «возвел на гору высокую одних, и преобразился перед ними: просияло лицо Его как солнце, одежды сделались белыми как снег», и явились Моисей и Илия с Ним беседовать.

Page 9

7 октября 2007 года (24 сентября по старому стилю) в Русской Православной Церкви празднуется память основателя Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове игумена Авраамия и иконы Божией Матери “Мирожская Оранта”. Оранта – в переводе с латинского “Молящаяся”.

Богородица на иконе изображается во весь рост с молитвенно поднятыми вверх руками, выражающими ее заступничество перед Царем Небесным о всем роде человеческом.

На груди у Богородицы изображение золотого диска с Богомладенцем – такое изображение в византийских иконах называлось Великая Панагия, что значит, Всесвятая. 

Обратите внимание

Церковное предание свидетельствует, что икона Божией Матери была обретена на берегу реки Мирожи в 1198 году, поэтому получила название Мирожская и находилась в Мирожском монастыре. Написана икона по чину Оранты, называли ее еще “Знамение”, впоследствии она приобрела название “Мирожская Оранта”.

Изображены на ней, как на иконах “Знамение”, Божия Матерь с Богомладенцем, святой псковский князь Довмонт (в крещении Тимофей) и его супруга Мария (в иночестве Марфа, внучки благоверного князя Александра Невского). Их изображения появились позже, были дописаны.

Есть предание, что по просьбе благоверного князя Тимофея он был изображен с супругой, а когда княжеская чета была канонизирована, благодарные псковичи написали нимбы. В 1567 году в Пскове свирепствовало моровое поветрие, и на иконе у Божией Матери истекли слезы из глаз.

Икону торжественным образом перенесли тогда в Троицкий Собор и перед ней совершались молебны и богослужения, люди прикладывались, лобызали икону и получали исцеление и укрепление.

В то же время после этого чуда Иван Грозный увез икону в Москву, и там сделали с нее список, который был отдан Пскову, и находился в Мирожском монастыре до 20-х годов.

В послереволюционное время монастырь был закрыт, монастырские ценности и святыни были изъяты. Икона – список “Мирожская Оранта” до сих пор находится в Псковском музее-заповеднике.

Место пребывания самой святыни – псковской чудотворной иконы Божией Матери Мирожская – неизвестно.

Ныне в Мирожском монастыре есть икона Божией Матери Мирожская, написанная в 1998 году по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия в иконописной мастерской монастыря.

Важно

Написание иконы было приурочено к 800-летию обретения чудотворной иконы Божией Матери на берегу реки Мирожи.

Тогда, в ее праздник, вновь написанную икону, перенесли из Троицкого Собора в Спасо-Преображенский Мирожский монастырь.

В день 7 октября празднуется кончина преподобного Авраамия, первого Мирожского игумена.

Преподобный Авраамий Мирожский был строителем и первым игуменом Псковского Спасо-Преображенского монастыря на берегу реки Великой, при впадении в нее речки Мирожи.

Мирожская обитель была основана около 1156 года святителем Нифонтом, епископом Новгородским, пострижеником Киево-Печерского монастыря и преподобным Авраамием.

Этот монастырь, древнейший в Пскове, был первым семенем монашества, перенесенным на псковскую почву из Киева. На чаше преподобного Нифонта была надпись: “Святой епископ Нифонт…

будучи на престоле, многия святыя обители и церкви устрой со благоверным князем Всеволодом Псковским, и по преставлении князя Всеволода прииде… во Псков и созда… церковь Преображения Господня, и обитель преславную украси, и братию собра, и игумена постави”.

О жизни преподобного Авраамия сведений сохранилось мало, так как монастырь находился вне городских стен, часто подвергался разорению и служил для постоя вражеских войск. Скончался преподобный 24 сентября 1158 года.

Совет

Мощи его лежат под спудом соборного храма в честь Преображения Господня в созданном им монастыре. В конце XIX века при ремонте Преображенского собора были раскрыты уникальные фрески XII века, которыми был расписан собор, получившие ныне всемирную известность.

Источник: http://mirozhsky-monastery.ru/

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Адрес: Мирожская набережная, д.2. Телефон: +7 (8112) 576-403. Как добраться: на автобусе №2 – выйти на остановке “Мирожский монастырь”.

XII столетие стало важным периодом в развитии Псковского княжества – это связано с развитием Крома и появлением нескольких важных православных храмов. Одним из них стал Мирожский монастырь Преображения Спаса.

Согласно летописным данным, его основателем являлся архиепископ Нифонт.

Особенности Мирожского монастырского комплекса

Нифонт задумывал Cобор святого Спаса Преображения, но так как строительство велось довольно-таки долго, первоначальная идея постепенно изменилась. Над сооружением здания трудилась бригада зодчих, присланных из Новгорода.  Они создали интересную архитектурную форму сакрального комплекса.

В его основании лежала крестово-купольная конструкция, что для того времени было новшеством в инженерном деле. Собор имел низкие боковые апсиды, дополненные по углам компартиментами. Подобная архитектура стала примером для сооружения других храмов.

Например, церкви Климентовской, построенной в середине XII века в одном из районов Пскова – Старой Ладоге, она не сохранилась до сегодня. По примеру Спасо-Преображенского монастыря построен и Богородицко-Рождественский собор в начале XIV столетия.

Читайте также:  Православные молитвы перед началом всякого благого дела

В XVI веке с западной стороны к собору пристроили звонницу – паперть, еще через столетие он “обновился” новым четырехскатным покрытием, закрывавшем всю нижнюю барабанную часть. Здесь находились окна и купол, обретший новую форму – более луковоподобную.

С восточной стороны находится фасад, называющийся аутентичным или оригинальным, поскольку он сохранился от первого собора XII столетия. Но здесь земля на два метра скрыла основание стены, поэтому издалека храм кажется немного приземистым.

В монастырский комплекс, кроме основного храмового сооружения, входит еще несколько строений. К ним относятся Церковь святого Стефана, колокольня и корпус для монахов, монашеские кельи и обитель настоятеля. Указанные четыре здания строились довольно-таки долго, неоднократно обновлявшись, из-за чего весь процесс возведения происходил в течение XVII-XIX вв.

Духовное величие монастыря

Собор уже с XII века стал величественным храмом Пскова, он был прекрасен как снаружи, так и внутри. Внутренним украшением главного здания монастыря занимались художники, присланные из Византии. Они создали на стенах неповторимые фрески, отражавшие библейские мотивы.

Среди крупнейших стоит отметить образчики, символизирующие Вознесение, Успение Богородицы, Сретение и Рождество Христово. Фресками покрыты также своды, купол и алтарь, они удивительным образом дополняют картины, описывающие сцены из Евангелия. Большинство этих композиций сопровождают нарисованные картины святых.

Фрески сохранились практически полностью: для прихожан открываются более 80% картин, представляющих уникальный памятник зодческой культуры XII столетия.
Фрески выполнены в стиле, названном искусствоведами священным или иератическим. В нем главной является религиозная идея, доминирующая над творчеством зодчих.

Обратите внимание

Каждая из картин полна символизма, поскольку действующие персонажи нельзя назвать классическими библейскими. Главной задачей для зодчих стал показ единения природы человека и Бога. К сожалению, в XVII веке фрески забелены во время реставрационных работ. Почти два столетия они “скрывались” от посторонних глаз.

Впервые их открыл и стал изучать известный историк и реставратор В. Суслов, случайно обнаруживший композиции под толстым слоем штукатурки. Продолжить работу ученому не позволил священный Синод, отправивший в Псков иконописцев из Владимира – ими руководил Н. Сафронов.

Мастера аккуратно раскрыли фрески, промыли их, чтобы заново написать. Они были выполнены в византийском стиле, сохранив всю иконографию.

Работы над раскрытием фресок продолжилась в 1920-х гг., проходят они и сейчас. До сегодня мастерам удалось восстановить только половину древней настенной живописи Спасо-Мирожского монастыря в Пскове.

Источник: http://lions-guides.ru/Pskov-region/sights-of-Pskov/Mirozhsky-monastery

Мирожский монастырь в Пскове: история, описание, время работы

Спасо-Преображенский Мирожский Завеличский мужской монастырь — старейший монастырь и одна из наиболее известных достопримечательностей Пскова —  уютно расположился в самом центре Пскова, в месте слияния двух рек — Мирожки и Великой. Точная дата основания монастыря не известна.

Скорее всего, он был основан еще до крещения Руси князем Владимиром. В строительстве обители в качестве учителей построения христианской храмовой архитектуры принимали активное участие греческие мастера.

С собой греки привезли не только инструменты, но и, почему-то, стройматериал — розовую плинфу.

Спасо-Преображенский собор в Пскове

Сегодня большая часть построенных греками строений Мирожского монастыря утрачена. Сохранился лишь один храм, построенный в 1156 г. — Спасо-Преображенский собор.

Поскольку в те века население было неграмотным и, соответственно, читать не умело, о религии рассказывали в картинках. Поэтому, при строительстве собор Мирожского монастыря был весь исписан фресками на библейские сюжеты.

К сожалению, с XVI века роспись храмов признана неинтересной и не современной. Повсеместно фрески были отбиты или заштукатурены и в храмах поставлены иконостасы.

В середине XIX века при ремонте фрески Спасо-Преображенского собора были случайно обнаружены под слоем штукатурки. С тех пор и до наших дней, с периодическими перерывами на войны и революции, идет их реставрация. Ну, а куда спешить этому древнейшему исполину?

Спасо-Преображенский собор не является действующим и находится в ведении Псковского государственного музея-заповедника. Как уникальный памятник зодчества домонгольской Руси, он включен в реестр памятников мирового значения ЮНЕСКО.

Мирожский монастырь остается центром культурной жизни Пскова. Монахами монастыря возрождена традиция написания летописи города Пскова. В монастыре действует школа иконописи. Посетителям позволяют следить за работой мастеров, можно заказать икону для себя. Все это делает монастырь популярным местом для паломнических поездок.

Время работы Мирожского монастыря

Монастырь открыт всегда. Службы проводятся регулярно согласно церковному уставу.

Посмотреть на древнейшие фрески и за работой реставраторов, можно со вторника по воскресенье, часы работы с 11:00 до 18:00.

Экскурсии

Экскурсии в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря проводятся только в сухую погоду.

Сайты:

  • Официальный сайт музея: http://museum.pskov.ru/virtual/museum/mirojsk
  • Официальный сайт монастыря: http://mirozhsky-monastery.ru

Источник: http://21vu.ru/russia/pskov/29164-mirozhskiy-monastyr-pskov

Мирожский монастырь

Для основания Спасо-Преображенского Мирожского монастыря было выбрано великолепное место – рядом со слиянием рек Мирожки и Великой. Строительство обители началось со второй половины 12-го столетия. Тогда же был воздвигнут Спасо-Преображенский собор, являющийся основной святыней монастыря.

Главный храм Мирожского монастыря Пскова в наши дни привлекает огромное количество паломников и ценителей средневекового искусства.

Внутренние поверхности собора украшены непревзойденными фресками работы византийских мастеров. Здесь изображены новозаветные сюжеты и библейские события.

Важно

Аналогов фрескам Спасо-Преображенского собора нет нигде в мире. Поэтому поток посетителей к стенам храма не иссякает никогда.

Основание Спасо-Преображенского собора относится к 53 г. 12-го столетия. Возведение храма проходило при непосредственном участии архиепископа Нифонта. Сейчас собор функционирует в качестве музея. Он открывается лишь в хорошую погоду. Это обусловлено тем, что фрески не выдерживают повышенной атмосферной влажности. В противном случае можно навсегда утратить бесценное произведение искусства.

В истории Мирожского монастыря за время существования было немало трагических страниц. Он был захвачен, его разоряли и закрывали. Самая большая трагедия свершилась в 1924 году, когда обитель пытались ликвидировать. Из-за этого монастырь прекращал свою деятельность на 70 лет. Новое освящение обители произошло лишь в 1997 году.

На территории Мирожского монастыря исправно функционирует иконописная мастерская. Здесь можно собственными глазами увидеть таинство создания и реставрации икон. Также при обители существует уникальная школа, где обучают иконописи. Существует даже специальный класс для детей. Результаты работы местных художников Вы увидите в подклети храма.

Мирожская обитель, как и прочие монастыри Пскова, в своем ансамбле объединяет несколько храмов и церквей. Среди них – церковь Стефана, построенная на заре 15 в. Иконостас храма исполнен фресками. Среди церковного достояния можно увидеть древние и исключительно ценные иконы.

Желая приобщиться к Прекрасному, непременно посетите выставку иконописного искусства при монастыре. Здесь Вы также найдете церковную лавку, отведаете натурального меда и вкуснейшей выпечки.

На территории монастыря можно прекрасно отдохнуть. Тут шумит море зелени, установлены удобные лавочки для посетителей. Мирожская обитель – один из древнейших и прекраснейших монастырей Пскова.

Сделайте подарок своей душе, посетив это святое место.

Источник: http://inPskov.ru/monastyri/mirozhskij_monastyr

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь – выдающийся памятник православной средневековой культуры Пскова и один из символов древнего и современного города.

Постройка монастырей на Руси всегда имела значительное основание для их возведения именно на месте сем. В данном случае монастырь должен был служить крепостью и, одновременно, стремился стать центром монашеской жизни древнего города, исповедуя Христианство.

На протяжении 8-ми веков, она являлась для горожан не только пристанищем для страждущих, но и образцом благочестия.

В презентации использованы фотографии Ивана Чистякова, фотографа.

Спасо-Мирожский монастырь. . Фото Компрады

Совет

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь – выдающийся памятник православной средневековой культуры Пскова и один из символов древнего и современного города. Постройка монастырей на Руси всегда имела значительное основание для их возведения именно на месте сем.

В данном случае монастырь должен был служить крепостью и, одновременно, стремился стать центром монашеской жизни древнего города, исповедуя Христианство.

На протяжении 8-ми веков, она являлась для горожан не только пристанищем для страждущих, но и образцом благочестия.

фото 1882 года

Летописи сообщают, что святитель и епископ Новгородский Нифонт «повелел заложить каменный храм во имя Спаса Преображения в Мирожском монастыре» Самым ранним по происхождению источником является Новгородская Первая летопись старшего извода, представленная единственным Синодальным списком XIII- XVI вв.

В этом списке под .

находится сообщение о кончине новгородского архиепископа Нифонта, который в 1549 году был канонизирован: «Тои же весне преставися архиепископ Нифонт, априля в 21: шъл бяше Кыеву противу митрополита; инии же мнози глаголаху, яко полупив святую Софию, пошъл Цесарюграду; и много глаголаху на нъ, но собе на грех. О сем бы разумети комуждо нас: который епископ тако украси святую Софию, притворы испъся, кивот створи и всю извну украси; а Плескове святого Спаса церковь създа камяну, другую в Ладозе святого Климента».

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. 1899 год. Фото О. Парли

Эта древняя иноческая обитель была первой в древнем городе и воздвигнута была в живописнейшем уголке Пскова-града, на полуострове при впадении реки Мирожи в Великую. Временем её основания принято считать 1156 год. Первый настоятель Мирожского монастыря, преподобный Авраамий, скончался в 1158 году, и мощи его почивают под спудом Спасо-Преображенского собора.

По своему устройству обитель стала преемницей Византии в становлении православного зодчества и монументальной живописи. Фрески Спасо-Преображенского собора, хотя и дошли до наших дней в сильно измененном виде, но все же несут образец православной живописи XII века.

Нам известны их иконографические изводы: «Преображение Спаса нашего Иисуса Христа», «Тайная Вечеря», «Оплакивание», «Суд Пилата», «Сретение», «Неверие Фомы» и др.

Стефаниевская церковь, . Фото Романова К.К.

В летописи значится, что в 1404 году игумен Карп поставил в Спасо-Мирожском монастыре каменную церковь св. Стефана. Позднее она была перестроена в стиле московского зодчества. Этот храм очень напоминает Пантелеимоновскую церковь во Бору (ныне Промежицы). Ныне в ней ведутся богослужения 3 дня в неделю и в праздничные дни.

После 72-х летнего перерыва в обители возобновилась монашеская жизнь.

Обратите внимание

Благодаря поддержке и усилиям ныне управляющего Псковской Епархией Митрополита Евсевия, в 1994 году, монастырь был открыт не только для туристов, но и для православных прихожан и многочисленных паломников.

Первыми насельниками возобновленной обители стали иноки и монахи Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. *Когда-то игумен Псково-Печерской обители, св. преподобномученник Корнилий, был насельником Спасо-Преображенского Мирожского монастыря.

В настоящее время настоятелем монастыря является архимандрит Николай. Братия и трудники обители живут по уставу строгой монашеской жизни. Их немного, около 10-12 человек.

При монастыре открыта и ныне действует школа русской иконописи, возглавляемая монахом Алипием.

Сейчас в иконописных мастерских ведут реставрацию икон, исполняют иконописные заказы, совершенствуясь в этом высокодуховном творчестве и возрождая древние секреты иконописи. Здесь царит дух созидания – молитва, терпение и труд.

С недавних пор в монастыре действует и свой маленький свечной завод, отливающий свечи по старинной технологии XVII-XVIII веков.

Не забывает братия и о благотворительном социальном служении: ежедневно в монастыре кормят паломников и малоимущих. Для паломников св.

обители проводятся экскурсии в иконописные мастерские, с обязательным посещением древнего ( еще под 1546 годом) Стефановского храма.

ОЦЕНКА НАСЛЕДИЯ

Важно

Главной святыней Мирожского Спасо-Преображенского монастыря в настоящее время является икона Богородицы «Мирожская», относящаяся к типу Знаменных икон.

Это список с чудотворной иконы, которая храниться в Псковском музее-заповеднике. По церковному преданию икона Богоматери  «Мирожская» явилась в 1198 году в Спасском Мирожском монастыре в основном одноименном храме обители.

Но датировка иконы известна более поздняя: она   относится к XVII столетию.

Заслуживают внимания фотографии ныне измененных временем или утраченных фрагментов архитектуры Мирожского монастыря, которые пришлось заимствовать  в фотоархиве Института Истории Материальной культуры РАН г. Санкт-Петербурга, т.к.

изображение Мирожского монастыря в конце XIX в.- нач.XX , имеющееся в Псковском музее-заповеднике, сохранилось только на открытках… На сегодняшний день без этих фотографий сюжетный ряд ансамбля Мирожского монастыря был бы ущербным.

Хочется надеяться, что Псковская Сокровищница русской архитектуры и монументальной живописи вновь возродится в своем прежнем облике.

Библиографический список литературы – ссылка

Материал подготовила Татьяна Лединина,
ведущий библиограф отдела краеведческой литературы

Иван ФедоровичЧистяков

(1865-1935гг.)

Родился в Тверской губернии, селе Константиновка Бежецкого уезда. Окончил сельскую начальную школу. В 1886 году переехал в Петербург. Служил в Новочеркасском полку до 1890 года.

В 1890 году поступил работать сторожем в Императорскую Археологическую комиссию, где под руководством члена Археологической комиссии В.Г. Дружинина обучался фотографии.

С 1894 года состоял фотографом ИАК до её ликвидации.

Совет

Фотограф Императорской Археологической комиссии с 1896 по 1918 гг. и Государственной Академии истории материальной культуры с 1919 по 1935 гг. После реорганизации в Российскую Археологическую комиссию в 1918 году продолжил работу фотографом.

Оставил большое собрание  диапозитивных и негативных материалов, приобретенное ГАИМК.

Сопровождал сотрудников учреждений в экспедициях для фотофиксации памятников архитектуры.

В 1899 году фотографировал фрески Мирожского Спасо-Преображенского собора.

С архитектором  П.П. Покрышкиным приезжал в Псков в 1912 г. Работал также для Русского Археологического общества в период с 1900 по 1903 гг. Одновременно производил фотосъемку для Эрмитажа, Русского музея, Академии наук  и Академии художеств. Негативы на стекле и диапозитивы исполнялись им по заказам для разных лиц, преимущественно для членов ИАК.

Умер Иван Федорович Чистяков в Ленинграде в .

Социальные кнопки для Joomla

Источник: http://pskoviana.ru/istoriya/istoriya-pskovskoj-oblasti/1212-spaso-preobrazhenskij-mirozhskij-monastyr

Слава Спасо-Преображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность. Основанный в середине XII века новгородским архиепископом св. Нифонтом, монастырь был носителем духовного просвещения, хранителем традиций церковного искусства и книжности.

В средние века здесь находилась богатая библиотека, работали переписчики духовной литературы, велась Псковская летопись, существовала иконописная мастерская. Здесь была переписана и сохранена для потомков эпическая повесть “Слово о полку Игореве”. Среди получивших образование в Мирожском монастыре был св.

Корнилий – впоследствии игумен Псково-Печорского монастыря, прославленный в лике преподобномученников – духовный писатель, просветитель эстов, неутомимый благоустроитель ввереной ему обители.

Монастырь пережил многие войны и нападения. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары врагов.

В 1299 году войска Ливонского Ордена напали на псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастыри. Тогда был убит игумен Мирожского монастыря – преподобный Василий Мирожский.

Вместе с Иоасафом Cнетогорским, также стяжавшим мученический венец от рук немцев, он является местночтимым святым.

Во время Ливонской войны в царствование Ивана Грозного Мирожский монастырь находился непосредственно перед тем участком псковской крепости на противоположном берегу Великой, где поляки под командованием короля Стефана Батория предприняли решительный штурм города.

Обратите внимание

В том месте, впоследствии названном “у Пролома”, куда были брошены все силы врага, только чудесное заступление Богородицы позволило выстоять гарнизону города. Основатель монастыря св.

Читайте также:  Чем отличается православный крест от католического?

Нифонт был в числе святых, сопровождавших Царицу Небесную, когда та накануне решительного штурма явилась во сне кузнецу Дорофею.

Спасо-Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой. Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами.

В конце XVIII в. территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды. В XX веке монастырь был закрыт. Знаменитый собор Спаса Преображения открылся после вековой реставрации фресок в конце столетия и ныне хранится музейно.

Мирожский монастырь представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой он занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу.

Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники:

Собор спаса преображения сер. xii века

Древнейший монастырский храм – центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, – всемирно известное достояние культуры.

Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А.И.Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста.

Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковское зодчество в дальнейшем.

Важно

Фрески собора – краеугольный камень всей знаменитой средневековой школы псковской живописи.

Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые – в 1887 г. под руководством В.В.Суслова, в XXвеке – А.И.Анисимова, Д.Е.Брягина, Г.В.Алферовой, В.Д. Сарабьянова).

Стефановская церковь (xvii в.)

Построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота.

В архитектуре заметны московские черты. Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Интерьер храма двусветный, перекрыт сомкнутым сводом.

Замечательным украшением Стефановской церкви стал иконостас, исполненный в византийских традициях архимандритом Зиноном в 90-х годах XX века.

КОЛОКОЛЬНЯ, БРАТСКИЙ КОРПУС (к XVII – XIXвв.) БРАТСКИЕ КЕЛЬИ (XVIII – XIX вв.)

Колокольня (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны.

Настоятельский корпус (xviii – xix вв.)

Располагается к западу от Преображенского собора; на древнем каменном подклете, вытянутом в плане, надстроен деревянный этаж.

 С 1994 года территорию и постройки монастыря совместно используют Псковский Музей-заповедник и недавно возникшая монашеская община, при которой создана иконописная школа. Основателем школы был выдающийся современный иконописец архимандрит Зинон, известный далеко за пределами России. В стенах монастыря можно увидеть замечательные фрески и иконы его работы.

В настоящее время братия монастыря состоит из настоятеля иеромонаха Марка и 10 человек. Иконописцы из числа братии исполняют заказы по написанию и реставрации икон, возрождая древние секреты иконописи и передавая навыки все желающим посвятить себя этому высокодуховному творчеству.

Источник: https://culture.pskov.ru/ru/objects/object/173

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь (Псков – Псковская область)

Очень древний монастырь еще домонгольской эпохи (основан 1148- 1153). Мирожский храм включен ЮНЕСКО в перечень выдающихся памятников мирового искусства.

Адрес: г. Псков

: Здесь находится самый древний во Пскове храм, к тому же весь расписанный домонгольскими фресками.

Говорят, что для написания этих фресок приглашали мастеров из самой Византии…Впрочем, о Спасо-Преображенском соборе (по нему и по имени реки Мирожки и получил название весь монастырь), написано довольно много – шутка ли – самая большая коллекция фресок XII века в России (!), посему я расскажу о своих личных впечатлениях от посещения монастыря, а не буду перепечатывать из путеводителей подробное описание каждой из фресок.Начитавшись отзывов о недоброжелательности и жадности местных музейных работников, я был готов к тому, что перед встречей с Прекрасным мне придется изрядно опустошить свой кошелек и истрепать немало нервов. Однако, войдя в монастырский двор через южные ворота в каменной ограде (она имеет 400 метров в длину) и подойдя к музейной кассе (небольшая избушка левее от входа), я прочитал, что в связи с неблагоприятной (сырой) погодой, доступ в собор закрыт (вообще, в сухую погоду, он открыт для посещений с 11.00 до 18.00, кроме понедельника). Испытав смешанные чувства (расстройство от того, что я не увижу знаменитые фрески и успокоение от того, что мне не надо препираться со смотрительницами), я двинул вглубь монастыря.

Должен сказать, что Спасо-Преображенский собор снаружи не производит никакого впечатления – типичный для Пскова белый суровый храм, не слишком маленький, но и большим назвать его тоже сложно. Купол вот пузатый высокий, словно шляпка подберезовика – это да, а так… В общем – обыденно.Внутрь можно попасть через железную дверь, но, как я уже упоминал, в сырую погоду доступ туда закрыт.

Попробовав на прочность эту дверь, я убедился, что фрески надежно охраняются и побрел дальше, в ту часть монастыря, которая принадлежит монахам (с недавних пор музей вынужден делить территорию с православной церковью – Спасо-Преображенский собор – музейный, остальные здания – церковные).Мило, чисто, ухожено. Разноцветно.

По сравнению с более поздними постройками (настоятельским корпусом XVI-XIX веков, братскими корпусом XVIII-XIX веков, Стефановской надвратной церковью XVII века с высокой колокольней 1879 года, примыкающей к Святым воротам (раньше вход в монастырь был через них, а не как сейчас – с заднего двора)), древний Спасо-Преображенский собор и вовсе кажется нелепым, неказистым.

Хотя, на контрасте, и можно представить, что это, когда самое большое здание в окрестностях молодого города, производило на его жителей и гостей весьма отличное от моего впечатление.Ладно. Первое знакомство завершено, перед посещением собора – немного из истории монастыря.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь – один из древнейших на западе России, был основан между 1148 и 1153 годами новгородским епископом Нифонтом, первым выстроившим из известняка и кирпича главную монастырскую церковь (первую каменную во Пскове) во имя Спасо-Преображения и обеспечивший обитель крупными земельными владениями.

Совет

И вскоре после постройки Спасо-Преображенский собор уже был украшен фресковой живописью специально приглашенными мастерами из Византии.

Монастырь постепенно оброс вспомогательными постройками, стал играть не последнюю роль и в культурной жизни Псковщины – здесь писалась летопись, здесь в XIII веке была сделана рукописная копия «Слова о полку Игореве», с которой в уже XVI веке был сделан список, по преданию позже и попавший к собирателю старины Мусину-Пушкину, который заново открыл это древнерусское произведение для общественности.Но не только культурной и духовной жизнью славился монастырь в Средние века – боевая его история не менее велика. Расположение монастыря – на подступах к городу со стороны Литвы и Швеции сделало его заложником всех войн в этих краях. Например, в 1581 году польский завоеватель Стефан Баторий поставил у Мирожского монастыря батарею, а на монастырскую колокольню приказал поставить пушки, из которых по городу стреляли калеными ядрами.После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция, а в 1922 году монастырь был закрыт и полностью перешел в ведение Псковского музея-заповедника. В 1994 году часть древней обители, как я уже упоминал, была передана Русской православной церкви, но знаменитый собор было решено оставить музейным – так вроде надежнее.Второй раз я вернулся в монастырь через несколько дней после первой попытки. Посещение собора было разрешено, после покупки билета (80 рублей) и права фотосъемки (100 рублей, хотя раньше заламливали цену и в 500 рублей), я, наконец, проник за узкую железную дверь. Вернее сначала я попытался открыть ее, но строгий женский крик из-за двери «У Вас билет есть?» преградил мне дорогу. «Есть!» – гордо ответил я (дело в том, что многие посетители ломятся внутрь, не приобретя заранее билет в музейной кассе, чем очень раздражают смотрительниц) и был впущен. «Быстрее, быстрее проходите!» – требовал все тот же женский голос из сумрака. «У нас температурный режим!». Я уже начал привыкать к этим окрикам. Ловко проскользнув через щель двери (не нарушив при этом пресловутый температурный режим) я оказался в каменных белостенных сенях. «Здесь фотосъемка бесплатна, а дальше!..» – начала было смотрительница, но я протянул ей квитанцию на фотосъемку. Женщина расцвела и стала принимать меня как родного. Указала мне на макет храма до реставрации – купол его раньше был на византийский – большой, высокий, без характерной русской маковки-луковки манер (да и сам собор построен в сугубо византийских традициях). После этого смотрительница отворила еще одну дверь и я попал… Нет, словами это не передашь. Да, 80% стен и куполов храма покрыты ковром фресок. Да, фрески эти середины XII века. Да, несомненно принадлежат они кисти византийцев. Да, колористическое решение росписи куполов, аспид и нефов не вызывает никаких нареканий. Да. Но. Разве можно передать словами, тем более – цифрами, то ощущение, которое я испытал, словно вплывя, нет, даже утонув, среди безбрежного моря красок? Впрочем, «На осмотр фресок не положено более 30 минут!» – очередной окрик привел мой фотоаппарат в рабочее состояние и я начал снимать. Лихорадочно, нервно, боясь пропустить что-то важное, сбивая фокус и композицию… Женщина с одной стороны вкрадчиво говорила «Раз Вы заплатили за фотосъемку, я покажу Вам эту и эту фреску, скрытую от остальных посетителей», а с другой стороны все время требовала не подходить к стенам ближе чем на несколько сантиметров и тем более – как можно! – не прикасаться к ним и не дышать на них (в прямом смысле этого слова). В довершении всего появилась другая смотрительница, еще более истеричная (сложилось ощущение, что она сама расписывала восемьсот пятьдесят лет назад эти стены), которая своим визгом «нашему бегемоту 150 лет!» окончательно вывела меня из себя и из этого древнерусского чуда наружу. Впопыхах я успел заметить в сенях горизонтальные линии на уровне метра-полутора от пола, указывающие уровень воды, которая частенько затопляла весь монастырь и Спасо-Преображенский собор.Короче, выбежав («скорее выходите, у нас температурный режим!») на волю, я еще несколько минут очухивался от этих церберов в музейном обличье. Даже не знаю, стоит ли вообще показывать эти фрески посетителям, если это сопряжено с такими… Ну Вы уже поняли, с чем. Хотя, конечно, стоит. Во всяком случае, никакие смотрители и хранители, считающие собор своим личным достоянием, и, даже, говорят, делающие на незаконном его посещении, особенно иностранцами, и в неурочное время, большие деньги, не могут отбить желания масс воочию увидеть часть своей истории. Я это сделал и совсем не жалею. Чего и Вам желаю.Да, и еще немного истории, на этот раз – самих фресок.Поскольку монголо-татарское нашествие, уничтожившее подобные творения в остальной части Руси, до Пскова докатилось нехотя, то и фрески Спасо-Преображенского собора его пережили. Не пережили они моды – со временем они перестали удовлетворять художественным вкусам псковичей и в XVII веке были заштукатурены, а вскоре и вовсе – забыты.Новую жизнь они обрели совершенно случайно – в 1858 году при ремонте храма после очередного наводнения, штукатурка местами обвалилась, обнажив древнюю роспись. Сенсация! Понаехали исследователи и реставраторы. В 1890-х годах от штукатурки освободили все стены собора, однако неумелая реставрация 1900 года чуть не погубила их – палехские мастера слишком уж творчески подошли к делу… Наиболее полная, научная, реставрация прошла росписи в 1969-1983 годах, после чего она и стала доступна для всеобщего обозрения.

Остается только добавить, что и сам Спасо-Преображенский собор, и весь архитектурный ансамбль монастыря, является безусловным украшением левого берега реки Великой и давно уже стал одним из символов Пскова.

Источник: https://autotravel.ru/otklik.php/395

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь (Псков)

Стиль фресок, которые создавались сразу же по завершении строительных работ, является иератическим (священным), то есть религиозная идея преобладает над свободным творчеством художника. Все они, по заключению специалистов, представляют собой копии с лучших греческих образцов.

Важные символические акценты в программе росписи создают не вполне традиционное «Вознесение» в куполе (в византийских храмах в данном случае изображаются два, четыре или — реже – шесть летящих ангелов, а здесь присутствуют восемь стоящих ангелов) и «Деисус» в своде центральной апсиды храма. Эти сюжеты наглядно раскрывают соединение божественной и человеческой природы во Христе и спасительный смысл его жертвенного земного служения.

Фрески Спасо-Преображенского собора постигла участь многих памятников русской средневековой монументальной живописи: в XVII веке их забелили, а вновь обнаружили и раскрыли только в конце XIX века, когда в России всерьез пробудился интерес к древним отечественным реликвиям.

Первооткрывателем уникальных фресок собора стал археолог, реставратор и историк искусств В.В. Суслов. Впрочем, вскоре указом Синода для «восстановления» фресок была приглашена артель владимирских иконописцев под руководством Н.М. Сафронова, которая в 1900-1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохранив только подлинную иконографию сюжетов.

В 1920-х годах началось новое раскрытие фресок, однако до сих пор от поновления начала ХХ века освобождены лишь около половины из них.

На протяжении столетий собор неоднократно менял внешний облик. В XVI веке к его западному фасаду пристроили паперть со звонницей, традиционную для псковской архитектуры, а позднее, в XVII-XVIII веках собор получил четырехскатное покрытие, которое закрыло нижнюю часть барабана купола и его окон. Это изменило контуры купола, кроме того, его шлемовидная глава была заменена на луковичную.

Монастырь сегодня

В настоящее время лишь восточный фасад Спасо-Преображенского собора, который выходит на берег реки Великой, отдалено напоминает храм XII века – грунт вокруг постройки уже вырос примерно на два метра, что придает ей приземистый вид. Однако внутри собора его величие ощущается и сейчас.

Архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, признанного памятником истории и культуры федерального значения, включает в себя – помимо Собора Спаса Преображения – также Стефановскую церковь (возведена в XVII веке на месте постройки, датировавшейся 1406 годом); колокольню и братский корпус (XVII-XIX вв.); братские кельи (XVIII-XIX вв.); настоятельский корпус (XVIII-XIX вв.).

Читайте также:  Мощи святого преподобного сергия радонежского

Источник: https://www.culture.ru/institutes/10075/spaso-preobrazhenskii-mirozhskii-monastyr-pskov

Мирожский монастырь, Псков: история и современность. Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь

В западной части Российской Федерации находится областной центр Псковской области город Псков. Площадь его составляет 95,5 км². Расположен на реке Великая. В статье рассказывается про сам город и про его основную достопримечательность – Мирожский монастырь в Пскове.

Название города и его легенда

В наше время существуют две основные версии происхождения названия города. Согласно первой, название происходит от речки Пскова (правый приток реки Великая), где было расположено поселение, а само название реки от слова «плесъ», что в переводе с древнерусского – часть реки между крутыми изгибами.

Вторая версия предполагает, что территория будущего города получила название от слова «пискава», что в переводе с ливского (один из прибалтийских языков) означает «смолистая вода».

Обратите внимание

Существует легенда образования города, которая гласит, что княгиня Ольга (жена первого древнерусского князя Игоря Рюриковича) в 957 году увидела предзнаменование: три солнечных луча ярко освящали берег реки Великой, и решила на этом месте построить церковь.

Так возник город, образовавшийся вокруг собора, который впоследствии получил название «Троицкий». Данная легенда не подтверждается историческими исследованиями, в 957 году город уже существовал.

История города Пскова

Историками не установлен точный год основания Пскова. Первое упоминание этого поселения относится к 903 году в Лаврентьевской летописи (рукопись названа по имени монаха Лаврентия). Поэтому принято считать эту дату годом основания города Пскова. История его начинается именно с этой даты.

В 1348 году было образовано на территории Руси средневековое Псковское государство, просуществовавшее 162 года. В нем столицей был Псков.

С 1510 года город находился в составе Великого княжества Московского, и до XVIII столетия был одним из крупных городов древней Руси.

Возведенная в свое время Псковская крепость (2,5 км²) была оборонительным фортом западных рубежей государства, окруженная пятью поясами из каменных крепостных стен и считалась неприступной для внешних врагов.

За всю свою историю Псковское оборонное сооружение, вокруг которого разрастался город, было захвачено только один раз (не считая оккупации во время боевых действий в период Первой и Второй мировых войн).

Это произошло после того, когда немецкие крестоносцы, разорив Юрьев (город, основанный Юрием Долгоруковым в 1152 году), решили захватить Псков. Город был оккупирован в течение 1,5 лет, после чего освобожден русскими войсками под командованием полководца Александра Невского.

После завершения Северной войны (1700-1721 г. г) между Россией и ее союзниками против Швеции, Псков утратил свое оборонное значение, так как по договору, подписанному в городе Ништад (Финляндия) границы Российской империи отошли на запад.

Важно

Город стал провинциальным в Псковской губернии, а с XIX столетия начал свое развитие. Жилые деревянные одноэтажные дома были заменены каменными трехэтажными строениями.

В связи с развитием экономики и торговли с другими городами России в 1882 году началось строительство железной дороги. Через город была проложена железнодорожная ветка «Санкт-Петербург – Варшава».

Интересный факт: на железнодорожном Псковском вокзале, построенном в 1860 году, в царском вагоне, российским императором Николаем II, 2 марта 1917 года был подписан акт отречения от престола.

В 1904 году была сооружена первая электростанция, а через 8 лет в городе состоялось открытие трамвайного движения. В этот период развивалось здравоохранение, образование, строительство церковных сооружений и культурных учреждений.

Сейчас Псков, где проживает более 200 тысяч человек коренного населения, представляет собой современный экономически развитый город, который привлекает любителей истории большим количеством памятников культуры.

Епархия

Псковская епархия была создана в 1598 году, в благодарность за оборону западных рубежей России от польских войск Стефана Батория. До 1917 года она осуществляла строительство на территории Псковской губернии церквей, монастырей, семинарии и многих других церковных учреждений.

После революционных событий деятельность епархии была приостановлена. Но началась возрождаться с 1945 года. Сейчас под руководством епархии Псковской области строятся новые культовые учреждения и реставрируются старые церкви и храмы.

Епархия организовывает церковные культурно-просветительные мероприятия и поддерживает развитие православного искусства.

Совет

В Пскове туристы могут ознакомиться с жизнью членов религиозных общин и осмотреть монастырские обители: Псково-Печерский мужской монастырь, Снетогорский женский монастырь, Крыпецкий мужской монастырь.

Большой популярностью у любителей путешествий пользуется Мирожский мужской монастырь.

История Мирожского монастыря в Пскове

На берегу левого притока реки Великой, которой является речка Мирожка, в XII столетии был сооружен комплекс зданий мужского монастыря. Обитель располагается недалеко от Псковского кремля. В свое время исполнял роль культурного центра Пскова.

В те времена монастырская территория находилась за укреплениями Пскова. Поэтому была удобной мишенью для внешнего врага. В 1299 году рыцари Тевтонского ордена, разорив торгово-промышленную часть города (эта территория находилась за чертой крепостных стен), сожгли Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь. Последний впоследствии был восстановлен.

После революционных событий 1917 года монастырь был закрыт. И на его территории разместилась городская организация «Псковская экскурсионная станция».

В 1994 году основные сооружения монастырского комплекса были переданы местной епархии. После этого началось возрождение мужского Мирожского монастыря.

Монастырские сооружения

Что посмотреть в Пскове гостям города? Туристы могут посетить монастырскую территорию, ознакомиться с достопримечательностями, в число которых входят собор Спаса Преображения, храмовое сооружение апостола Стефана, зимние покои настоятеля и здание братских корпусов.

В настоящее время в храме, возведенном в XII столетии, расположены экспозиции, связанные с историей монастыря.Что посмотреть в Пскове туристам? Местное население скажет, что они могут ознакомиться с настенной росписью (фресками) неизвестных мастеров того периода.

Обратите внимание

Уникальность этого вида храмового искусства заключается в том, что они сохранены до нашего времени. Центральную часть росписи занимает фреска (Деисус), на которой изображен сидящий на троне Иисус Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча.

Фрески сохранились благодаря тому, что в XVII веке были покрыты побелкой, во время очередной реставрации. Через 200 лет реставратором Владимиром Сусловым они были восстановлены. С целью сохранения настенной живописи, музей работает только в сухую погоду, так как содержание фресок требует постоянной температуры.

Храм Первомученика Апостола Святого Стефана

Любители истории могут присутствовать на богослужении действующего храма Первомученика Апостола Святого Стефана, который, согласно Библии, был одним из учеников Иисуса Христа.

В храме, построенном в XVII столетии, находится иконостас, выполненный современным иконописцем под руководством архимандрита Зинона. Туристы также могут осмотреть старинные иконы и мощи священнослужителей, причисленных православной церковью к лику Святых.

Художественная мастерская

В соборе Апостола Стефана функционирует художественная мастерская, где проходят обучение будущие иконописцы. В 1789 году было сооружено двухэтажное здание – братский корпус и присоединено к храму Первомученика Стефана.

Корпус был построен на фундаменте древних жилых помещений монахов. Изначально первый этаж представлял собой монашеские кельи, но после наводнения они оказались непригодными для жилья. Впоследствии первый этаж был переоборудован под кухню и трапезную, а на втором этаже разместили монашеские кельи.

Главным входом на монастырскую территорию являются Святые врата, над которыми в 1885 году была пристроена колокольня и сейчас, как в прошлые времена, своим звоном сообщает начало службы в храме Апостола Святого Стефана.

В западной части Мирожского монастыря в Пскове расположен бывший игуменский корпус. Он построен в 1881 году как зимние покои архимандрита. Сейчас в этом здании находится иконописный центр Псковской епархии. Территория монастыря огорожена каменной стеной. Она сохранилась без изменений с момента ее постройки в начале XIX столетия.

Икона Божией Матери

В христианской религии приклоняются не только Святым, но и иконам. Главной Святой реликвией здешнего монастыря считается икона Мирожской Божьей Матери.

В Пскове она появилась в 1198 году. Это христианское явление произошло на реке Мирожка, на которой уже располагался мужской монастырь.

В 1596 году, во время массового инфекционного заболевания в регионе, псковичи приходили в монастырь. Они молились перед образом Божьей Матери и получали исцеление.

Важно

В связи с этими целебными свойствами иконы, была написана служба для храмов Пскова и определена дата празднования (7 октября). В 1922 году монастырь закрыли. Тогда икона была передана историческому музею.

После восстановления монашеской жизни в монастыре святыня возвратилась на прежнее место. Туристы могут ее осмотреть, посетив храм Апостола Святого Стефана.

Как добраться до монастыря?

Мирожский монастырь в Пскове находится в 20 минутах ходьбы пешком от Псковского кремля. С железнодорожного вокзала до храма (2 км) можно добраться, воспользовавшись автобусными маршрутами № 2, 2А, 5 или маршрутным такси № 2Т до остановки «Дамба».

Чему могут научить путешествия

Зачем люди путешествуют? Неужели только для того, чтобы 2 недели отдохнуть от работы, потратить накопленные за полгода деньги и создать иллюзию того, что «могут себе это позволить»?

Вы оторветесь от дивана

Размышляя о предстоящем вояже, мы начинаем беспокоиться о трудностях, подстерегающих туристов. Мы переживаем, что не найдем место для ночлега, не сможем объясниться с жителями другой страны на своем ломаном английском. Чему учат путешествия? Тому, что все перечисленные выше страхи напрасны.

Соберитесь с духом, отбросьте волнения, сосредоточьтесь на своей цели и отправляйтесь в путь. Ошибочно думать, что для путешествие — это либо «кругосветка», когда вы сжигаете все мосты, либо пакетный отпуск, который ограничивает вас системой «все включено».

Много ли вы знаете об окрестностях вашего города? О быте жителей соседних деревень? Наверняка, рядом с вами есть много интересного. Начните открывать мир с малого.

Путешествия меняют мировоззрение

Первое, что он узнает, побывав в разных государствах – то, что экзотические места не так опасны, как кажется. В любом городе можно чувствовать себя комфортно.

Это правило касается и дикой природы: соблюдая элементарные правила безопасности, вы гарантированно избежите неприятностей.

Более того, в мегаполисе у человека больше шансов погибнуть (например, попав под машину), чем в пустыне или лесу.

Вы будете постоянно расширять кругозор

Для чего нужны путешествия? Чтобы узнать мир и познакомиться с культурой других народов. Не переживайте по поводу дружелюбия людей: коренные жители всегда к путешественникам относятся вежливо и стараются им помочь.

Если вы не из разряда поклонников «Тагила», не портите их наследия и не усмехаетесь над культурой страны, в которой вы — гость, то путешествия обязательно принесут вам новые знакомства и веру в людей.

Многие люди с радостью предоставят вам ночлег, покажут дорогу, расскажут об интересных достопримечательностях своей страны.

Чтобы повидать мир, необязательно быть миллионером

Путешествуйте больше и вы поймете, что для этого не нужно тратить миллионы. Большие деньги необходимы только тем, кто мечтает о морском круизе по экзотическим островам. Хотя, если подружиться с местными жителями, и этих трат можно с легкостью избежать.

Организовывая путешествия самостоятельно, требуется лишь располагать небольшой суммой наличных для покупки пищи, оплаты транспорта и гостиничных номеров или мест в хостелах.

Проживание в последних, кстати, несмотря на свою дешевизну, может дать вам огромный багаж опыта и впечатлений.

Вещи — всего лишь вещи

Туристы-новички считают своим долгом брать в дорогу по 10 чемоданов с нарядами на все случаи жизни и полной экипировкой на случай конца света. Но со временем путешествия учат, что обилие багажа только мешает.

Человеку в пути (как и в жизни) нужно минимум одежды, две пары обуви, гигиенические средства, деньги и документы. Начав путешествовать, вы поймете, что большинство имеющихся вещей вам абсолютно не нужны, и вы безболезненно можете избавиться от них, освободив место в шкафу.

Это же касается и ненужных эмоций, лишних забот, неинтересных людей и привычных обязательств — избавляясь от такого «хлама», вы освободите место для нового.

Узнаете, чем турист отличается от путешественника

Путешественники и туристы – не одно и то же. Первые общаются с местными жителями, знакомятся с традициями, заводят новые знакомства, меняют мировоззрение и улучшают свою жизнь. Вторые боязливо поглядывают на все происходящее из окон автобуса.

Туристов местные «разводят» на деньги, а с путешественниками делятся пищей и кровом.

Путешествия меняют людей и учат их тому, что нужно быть проще и не бояться узнавать новое, учат быть открытыми с окружающими и ценить каждого человека, появившегося в жизни.

Путешествие – не отдых

Вы наверняка не раз слышали, как путешествия меняют многих людей, сделав их сильнее и выносливей. А сами активно ездите на Кипр и в Турцию, но изменений не замечаете… И это не потому, что походы в горы или тундру с тяжелым рюкзаком – это тренировка организма.

Не потому, что в самом безобидном городе-курорте вы можете остаться без денег или попасть в сложную ситуацию. Просто, путешествуя, вы не ставите цель «отлежаться» под пальмой, снимая стресс от работы или семьи. Вы меняете сам образ жизни с привычного на улучшенную его версию. Путешествия бывают физически тяжелыми, но разгружающими разум.

Поэтому в них не ищут физического облегчения, они дают гораздо больше, чем расслабленные мышцы.

Вы — свой лучший друг и попутчик

Не получается найти попутчиков, чтобы отправиться в дорогу с веселой компанией? Это вам только на руку. Нет лучшего способа понять себя, мир, определить жизненные цели и воспитать силу духа, чем одиночные путешествия. Путешествие в одиночку – ни с чем не сравнимый опыт.

Полагаясь только на свои силы, вы станете больше верить в себя и научитесь самостоятельно принимать ответственные решения.

Это поможет вам легче сходиться с новыми людьми, пробовать непривычные вещи и примерять на себя незнакомые роли, поскольку вам ни на кого не придется оглядываться и не бояться ничьего осуждения.

Мир тесен

Долгие путешествия изменили мнение миллионов людей о том, что наша планета необъятна. Она кажется такой, только если смотреть о других странах по телевизору. В действительности же не исключено, что вы повстречаете своих знакомых, уехав в Камбоджу, Индию или на Камчатку.

Или в тихом отдаленном уголке мира познакомитесь с человеком из вашего родного города.
Путешествуйте больше и не бойтесь общаться с людьми, искать новые знакомства. Возможно, один из миллиардов человек, который изменит вашу жизнь, встретится вам там, где вы не подозревали.

Радость возвращения

Как бы ни было хорошо в пути, возвращение домой – радостный для каждого человека момент. Приехав в родной город, вы будете рады встрече с близкими, коллегами по работе. А те изменения, которые произойдут с вами в путешествии, непременно отразятся на вашей жизни. И если вы сейчас хотите изменить жизнь, попробуйте начать хотя бы с коротенькой поездки в незнакомое место.

Источник: https://News4Auto.ru/mirojskii-monastyr-pskov-istoriia-i-sovremennost-spaso-preobrajenskii-mirojskii-myjskoi-monastyr/

Ссылка на основную публикацию