Собор феодоровской иконы божией матери в санкт-петербурге

Феодоровский собор

Феодоровский собор Санкт-Петербурга – действующий храм Русской православной церкви. Построен он был в начале прошлого века, а реконструирован всего несколько лет назад. Для верующих это еще и один из символов Северной столицы, переживший годы забвения во времена советской власти. Но обо всем по порядку.

История Феодоровского собора

В 1613 году на российский престол взошел Михаил Федорович Романов, потомки которого руководили страной непосредственно до момента октябрьского переворота и захвата власти большевиками.

Трехсотлетие правления августейшей династии приходилось как раз на время царствования Николая II.

Последний российский император и решил ознаменовать приближающееся торжественное событие строительством собора в честь Феодоровской иконы Божией матери.

Обратите внимание

Решение о возведении храма было принято в 1907 году. Из множества различных проектов, подготовленных архитекторами, специально созданная конкурсная комиссия выбрала вариант, предложенный С. С. Кричинским. Местом для строительства была выбрана территория вблизи Николаевского вокзал, где до этого располагалось подворье Феодоровского монастыря, принадлежавшего Нижегородской епархии.

Работы проводились за счет всенародных пожертвований. Завершить возведение собора удалось как раз в 1913 году, когда и праздновалось трехсотлетие царствования династии Романовых. Построенный храм имел пять куполов и был рассчитан на одновременное присутствие в его стенах трех с половиной тысяч прихожан. В высоту он достигал сорока восьми метров.

По своей архитектуре Феодоровский собор в Санкт-Петербурге напоминал храмы Ростова на Дону и Ярославля, построенные в шестнадцатом – семнадцатом веках. Большевики, пришедшие к власти в результате октябрьской революции, старались искоренить православную веру. Повсеместно они закрывали соборы и монастыри. Не обошла эта участь и храм Феодоровской иконы богородицы.

В 1932 году приход закрыли, купола снесли, а в самом здании,  где раньше проходили богослужения, организовали производство молочной продукции. Внутри была выполнена полная перепланировка, а снаружи  появились неблаговидные пристройки. Лишь в 1993 году молокозавод перебазировали в другое место, а храм стали активно восстанавливать. На полную реставрацию ушло фактически 10 лет.

Весь комплекс работ удалось завершить к 2013 году. Храм Феодоровской иконы Божией матушки вновь открылся для прихожан спустя ровно век с момента своего изначального возведения. При этом отмечалось, что с момента воцарения на российском престоле первого представителя династии Романовых прошло как раз четыре сотни лет.

В чем помогает феодоровская икона божьей матери?

Православные верующие с особым трепетом относятся к чудотворному лику Богородицы. Наряду с другими изображениями пресвятой заступницы Феодоровская икона пользуется особым почтением. По преданию она была написана евангелистом Лукой. На сегодняшний день нет достоверной информации о том, когда и при каких обстоятельствах святыня оказалась в России.

Почему такое название «Феодоровская»? Дело в том, что ее обнаружил святой великомученик Феодор Стратилат, проходя по сосновому лесу. Случилось это почти тысячу лет назад. В дальнейшем перед этой иконой молился Александр Невский, бравший ее во все свои походы. Для династии Романовых она и вовсе стала родовой.

Верующие читают молитву Феодоровской Божьей матери, обращаясь к деве Марии с самыми разными просьбами. Святая заступница помогает каждому по его вере. Просить можно о чем угодно. Главное, чтобы просьба не вступала в противоречие с заповедями Господними. Иными словами, нельзя желать зла или вреда кому-либо из людей.

Важно

Известны многочисленные случаи, когда после усердных молитв Феодоровской иконе Божией матери в бездетных семьях рождался ребенок, а тяжелобольные получали исцеление.

У святой заступницы помощи нужно просить с искренней верой. Во время чтения молитвы в голову могут приходить посторонние мысли, отвлекающие и мешающие сосредоточиться.

Их необходимо отгонять, стараясь полностью сконцентрироваться.

Желательно также читать акафист Феодоровской иконы Божией матери. Его можно найти в специальных книгах – православных молитвословах. Они продаются в церковных лавках.

Акафист Феодоровской божьей матери обязательно нужно читать в день празднования иконы – 27 марта. В остальное время прибегать к этой молитве нужно по зову души и сердца.

Если подходить к процессу с искренней верой, Богородица обязательно услышит и поможет.

Обращаться к святой заступнице можно ежедневно. Акафист Феодоровской Божьей матери для беременных женщин рекомендуется читать, чтобы роды прошли легко, а ребенок появился на свет здоровеньким. Молиться можно также по поводу семейного счастья и благополучия родных.

Феодоровский собор в Санкт-Петербурге сегодня

Все последние годы после завершения реконструкции в храм Феодоровской иконы Божией матери приходят жители Северной столицы и паломники из других российских городов. Службы в соборе проводятся ежедневно.

В храме присутствуют сразу три списка канонической иконы.

Говоря по-простому, это три варианта, соответствующие изначально написанному лику, хранящемуся в Богоявленском соборе Богоявленско-Анастасинского монастыря Костромы.

Также в Феодоровском храме Санкт-Петербурга находятся иконы Иисуса Христа и почитаемых святых. Наряду с ними присутствуют и другие чудотворные лики Богоматери. В соборе установлен иконостас, имеющий пять горизонтальных рядов. Однако заполнены они пока еще не полностью. В настоящее время продолжаются работы по воссозданию иконостаса путем добавления заново написанных ликов святых.

Как посетить Феодоровский собор?

Храм открыт для посещения каждый день. Богослужения проводятся утром и вечером. Совершаются литургии, чтения акафистов, всенощные бдения. Чтобы увидеть точное расписание богослужений, достаточно посетить официальный сайт Феодоровского собора Санкт-Петербурга. На этом интернет-ресурсе можно также почерпнуть множество другой полезной информации.

В церкви работает просветительский центр для взрослых и Воскресная школа для детей.

В стенах собора рады видеть не только тех, кто уже крещен и считает себя верующим человеком, но и тех, кто вовсе не имеет знаний о православной религии.

Совет

Для желающих сделать первые шаги на пути к своему воцерковлению здесь организуются специальные встречи со священнослужителями, а также проводятся лекции, беседы и проповеди, направленные на приобщение человека к православной вере.

Кроме того, в здании храма нередко звучат духовные произведения российских поэтов и композиторов, творивших в прошлые века. Партии традиционно исполняет «Концертный хор Санкт-Петербурга». При этом вход для всех посетителей продолжает оставаться свободным.

С анонсами концертов и других предстоящих мероприятий позволяет ознакомиться официальный сайт Феодоровского собора в Санкт-Петербурге.

Там же можно подробнее узнать историю храма, посмотреть фотографии, почитать о православии и актуальных новостях христианского мира.

Резюме

Без сомнений, Феодоровский собор представляет собой интересный объект для посещения. Этот храм с богатой и чрезвычайно непростой историей, помимо прочего, является еще и одним из символов Северной столицы. Отрадно и то, что в его стенах рады и воцерковленным людям, и тем, кто только стремится приобщиться к православной вере.

Кстати, одноименный храм сейчас находится и в Ленинградской области. В небольшом городке Пушкин Феодоровский собор также посещают и местные жители, и паломники. Это совсем недалеко от Санкт-Петербурга, поэтому при желании можно объединить посещение обоих храмов.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/sobory/feodorovskiy-sobor/

Феодоровский Государев собор

Феодоровский Государев собор величаво возвышается над Федоровским городком – казармами для полков охраны императорской семьи. История постройки Федоровского собора в Пушкине тесно связана с династией Романовых и Сводным Его Императорского Величества пехотным полком. 

История строительства собора

Сводный полк и Конвой размещались в Царском Селе, неподалеку от Александровского дворца, но собственного прихода, вопреки обычаям того времени, у них не было. Офицеры не раз обращались к императору с прошениями о постройке собственного храма, и в начале XX века их просьбы были услышаны.

Тут сыграла роль и личная религиозность императорской семьи. В Александровском дворце, согласно проекту Кваренги, церкви не было предусмотрено.

В 1897 году под домашнюю церковь Святого Александра Невского была переделана гостиная.

 Но этой временной церкви было явно недостаточно, а заходить в прочие храмы Царского Села венценосные супруги не могли, так как ажиотаж по поводу их появления мешал молитвенному настроению.

В конце 1908 года Николай II лично отмерил шагами место для будущего храма, который, по его замыслу, должен был находиться между Александровским дворцом и казармами.

 20 августа 1909 года состоялся торжественный молебен в честь закладки фундамента храма, первый камень был положен лично императором. Строительством собора занимался архитектур В. А. Покровский. Он взял за основу первоначальный вид Благовещенского собора в Московском кремле.

Он подогнал свой проект под уже возведенный фундамент, благодаря чему появились шатровые входы и ряд дополнительных помещений. 

Обратите внимание

Опираясь на традиции русского зодчества 17 века, с применением современных требований к строительству он создал одноглавый собор, окруженный галереями.

 В храме первоначально планировали устроить лишь два придела, идея о создании нижнего храма (пещерной церкви, т. е. лишенной наружного света) возникла в процессе строительства собора, которое длилось с 1909 по 1912 год.

Нижний храм освятили в честь Преподобного Серафима Саровского. Боковой придел верхней церкви не успели устроить и освятить до революции.

Архитектурные особенности собора 

Внешне собор был простой, строгий и величественный, с яркими бликами мозаики на белоснежных стенах, увенчанный золотой главой. Внутренний вид поражал своей высотой и великолепным убранством в стиле древнерусского церковного зодчества. На берег Ковшового пруда выходило царское крыльцо, куда перед началом службы подъезжала императорская семья.

В собор, кроме них, вход имела только государева стража с женами.

А по большим православным праздникам – на Рождество, Крещение и Пасху – раздавались дополнительные приглашения на службы, которые проводились в верхнем храме.

Нижний храм использовался семьей императора для молитвы в зимнее время. Грандиозный интерьер верхнего храма, поражавший воображение первых прихожан, так и остался незавершенным. 

Советское время

  • После революции собор стал приходским храмом. Затем имущество храма постепенно изымали и распределяли в музеи, часть его была украдена. 
  • В 1933 году храм закрыли, отдав остатки имущества в музеи. В верхнем храме был открыт кинозал с экраном на месте алтаря, а в нижнем расположился архив кинофотодокументов и склад кинопленки. 
  • В годы Второй мировой войны здание серьезно пострадало: была разрушена часть стен, уничтожен купол.
  • В 1962 году взорвали часть пристроек к собору.

Современное время 

  • В 1985–1995 годах была произведена реставрация собора. 
  • В 1991 году собор был передан Русской Православной церкви
  • В «Отдельном парке» Царского Села чудесным образом в земле была найдена Феодоровская икона Божией Матери. 
  • В 1992 году начались служения в нижней церкви, а в 1996 году – в верхней. 
  • 16 июля 1993 года, в 75-летнию годовщину со дня расстрела царской семьи, около собора установили бронзовый бюст последнего российского императора Николая II. Место выбрано, где он, по преданию, в апреле 1913 года посадил пять дубков – по количеству своих детей.

Редакция сайта Пушкин.ру

Люди говорят

  • Anton BarskovПервый в России собор, построенный для совместной молитвы царской семьи и простого люда. Стоит посетить нижний храм.23 июля, 2012
  • Asya GogitsaevaСпустя 16 лет наконец-то появилась здесь 🙂 хотелось бы спуститься вниз, в подвал, но, к сожалению, сегодня вход закрыт08 октября, 2014
Читайте также:  Кирилло-белозерский мужской монастырь в кириллове, вологодская область

Ещё мнения

Источник: https://pushkin.ru/encycl/churches/fedorovskiy-gosudarev-sobor.html

Феодоровский собор (Санкт-Петербург) в городе Санкт-Петербург

Собо́р Фео́доровской ико́ны Бо́жией Ма́тери (официально Божией Матери Феодоровской в память 300-летия царствования Дома Романовых, в народе (1920-е) – Романовская) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Настоятель — протоиерей Александр Сорокин.

История

Строительство

В 1909 году в честь приближающегося 300-летия дома Романовых было решено соорудить здесь собор. Для сооружения собора был учреждён строительный комитет, его работу курировал великий князь Михаил Александрович. Этим комитетом был проведён специальный конкурс. На нём победил проект архитектора С. С. Кричинского, и в 1910 году он был принят к осуществлению.

Shrine of Our Lady Mother Theodore — kirill.sukhomlin @ Flickr

Закладка храма состоялась в 5 августа 1911 года на Миргородской улице возле Московского вокзала.

7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы нижнего храма; 15 января 1914 года — главный придел верхнего храма (освящение совершил митрополит Владимир); а осенью 1920 года — главный придел нижнего и правый верхнего храма.

Феодоровский собор (Санкт-Петербург) — @ Web

Советский период

Феодоровский храм со сменой власти был разграблен большевиками, но при этом некоторое время действовал.

Настоятелем в то время был отец Досифей (Степанов). Он взаимодействовал с представителями «Живой Церкви», которые признавались государственными властями РСФСР.

Причины этих поступков он изложил так: Шаблон:Начало цитатыСистематически мне и причту заявлялось, что храм не нужен и его надлежит закрыть для упразднения всякой памяти о лицах и временах, с ним исторически связанных.

Вместе с этим настойчиво выдвигались другие требования – устроить в храме клуб для железнодорожников, основать здесь комячейку, открыть даже кинематограф… Я нашёл выход из жгучего затруднения в том, что условно примкнул к живоцерковникам, у которых мы нашли хоть некоторою помощь в нужде и защиту в критическом положении… Это личное унижение спасло Святой Храм, сохранило его для верующих… Прошу судить меня, но судом кротким и любвеобильнымШаблон:Конец цитаты

Храм действовал ещё девять лет, но и его закрыли: Шаблон:Начало цитатыСогласно заключения Технической комиссии здание церкви требует капитального ремонта, который двадцатка не производит, тем самым нарушает пункт 4-й типового Договора.

Кроме того, учитывая крайнюю нуждаемость Союз-молоко в помещении для обработки молочных продуктов и возможность при весьма незначительных затратах приспособить Романовскую церковь для указанных целей, которая по своему месту нахождения является удобной для Союз-молоко, церковь ликвидировать, здание передать Союз-молоко.

Шаблон:Конец цитаты Вскоре после выхода этого постановления собор был перестроен под молокозавод.

в течении сорока лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами. Здание постпенно, с течением времени, обрастало уродливыми пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Р. Никсона, и барабаны поспешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.

P1000505 — ben barker @ Flickr

Возвращение храма

Храм включён в перечень объектов культурного наследия федерального значения, и после многолетних тяжб здание было решено вернуть Церкви. Это событие произошло в 2005 году.

Описание

Инженер-архитектор Кричинский спроектировал храм в стиле ярославских и ростовских храмов XVI века. Феодоровский собор был построен из железобетона на всенародные пожертвования (было собрано пятьсот тысяч рублей). Величественный пятикупольный храм мог вместить три с половиной тысячи человек. Высота сооружения 48 метров, площадь — 350 квадратных метров.

P1000507 — ben barker @ Flickr

Одна из стен храма повторяет кремлёвскую стену, символизируя единение Москвы и Санкт-Петербурга, двух городов — столиц России.

Храм был украшен цветными изразцами и майоликом. Северный фасад, выходящий на Миргородскую улицу был облицован белым старицким камнем, и на нём было изображено огромное родословное древо Романовых и Феодоровская икона. Купол собора был покрыт золочёной медью, а над входом находилась копия работы Васнецова «мозаичный Спас».

Важно

Среди многочисленных колоколов на колокольне собора были в том числе и «именные», посвящённые каждому из членов семьи Николая II.

На площади перед храмом планировалось установить памятник Александру Невскому.

P1000508 — ben barker @ Flickr

Восстановительные работы

Лидер партии «Единая Россия» Борис Грызлов, который в Петербурге занимается культурными вопросами, заявил, что в течение 5 лет храм восстановят. Он также является директором попечительского совета по восстановлению этого храма. Выдержка из интервью Бориса Грызлова:

Шаблон:Цитата

love the folding layers of this roof — jasoneppink @ Flickr

План работ

Общая стоимость работ оценивается в 1,2 млрд рублей. Работы включают в себя:

  • Реконструкцию внешнего вида храма (2012 год)
  • Восстановление внутреннего убранства храма (2012-2013 годы)
  • Ремонт учебных корпусов семинарии.

Обновленный храм предстанет во всём своём великолепии в 2013 году.

Примечания

Шаблон:Reflist

P1000509 — ben barker @ FlickrP1000506 — ben barker @ Flickr

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Feodorovskiy-sobor-Sankt-Peterburg-2170

Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге / Исторические справки / Патриархия.ru

14 сентября 2013 г. 13:00

Храм Феодоровской иконы Божией Матери был сооружен в Петербурге в память 300-летия Дома Романовых в 1909-1913 годах по проекту архитектора Степана Кричинского недалеко от Московского вокзала как подворье Богородице-Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии стараниями Строительного комитета под Августейшим покровительством Великого князя Михаила Александровича Романова.

Феодоровский собор построен в неорусском стиле, имеет два храма: верхний и нижний. Верхний храм в честь Феодоровской иконы и преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя первого царя Романова, Михаила Федоровича, был освящен в 1914 году в присутствии императора Николая II и членов Царской семьи.

Боковые приделы прежде имели посвящения небесным покровителям последней Царской семьи: святителю Николаю и мученице царице Александре, благоверному князю Михаилу Тверскому и святителю Алексию Московскому.

Сегодня северный придел верхнего храма посвящен святым Новомученикам и исповедникам Церкви Русской, южный — святым Царственным страстотерпцам.

Нижний храм посвящен, как и прежде, святым Александру Невскому и Марии Магдалине — небесным покровителям императора Александра III и его супруги императрицы Марии Феодоровны.

С 1918 года собор стал приходским храмом. Приход просуществовал до 1932 года, когда настоятель архимандрит Лев (Егоров), ныне прославленный в лике новомучеников Церкви Русской, многие члены причта и прихожане были арестованы за «контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию»; приход был ликвидирован и в храме разместился молокозавод.

За годы существования молокозавода здание храма значительно видоизменилось. Внутри были размещены дополнительные этажи. Снаружи снесены купола, возведены пристройки и надстройки производственного назначения. Полностью уничтожены колокола с именами Царской семьи.

Совет

В 1992 году был возрожден приход Феодоровского собора. Настоятелем его стал протоиерей Александр Сорокин. Молокозавод был выселен из здания храма в 2005 году.

Полная реставрация храма была осуществлена в 2007-2013 годах благодаря Попечительскому совету во главе с председателем Государственной Думы ФС РФ Борисом Грызловым (сейчас — председатель Наблюдательного совета Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»).

В совет вошли митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, губернатор Санкт-Петербурга (сейчас — председатель Совета Федерации РФ) Валентина Матвиенко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга (сейчас — член Совета Федерации РФ) Вадим Тюльпанов, президент ОАО РЖД Владимир Якунин, президент ВТБ Андрей Костин, князь Дмитрий Романов и председатель комитета Госдумы по связям с религиозными объединениями и общественными организациями (сейчас — председатель комитета Госдумы по регламенту) Сергей Попов.

Как объект культурного наследия федерального значения, храм реставрировался на средства из государственного бюджета. Значительная часть работ, таких как написание новых икон, изготовление утвари и многое другое, произведена на частные благотворительные пожертвования прихожан, попечителей и участников реставрации.

При храме воссоздается Дом причта, сооруженный в 1915-1916 годах и разрушенный в советские годы. В нем планируется разместить просветительский центр.

14 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения трех престолов верхнего храма восстановленного Феодоровского собора.

Сайт собора: http://feosobor.ru.

Пресс-служба Санкт-Петербургской епархии/Патриархия.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/3232810.html

Купола Санкт-Петербурга. Фёдоровский собор и Романовы

Ещё храмы и монастыри Петербурга

Оригиналы – здесь и здесь – взяты у babs71

Санкт-Петербург. Собор Федоровской иконы Божьей матери
Русь златоглавая

В 1913-м году в России торжественно справляли 300-летие дома Романовых. Тогда еще никто не знал, что это последний мирный год, что Романовым осталось сидеть на престоле всего четыре года.

Ещё Романовы и храмы
А тогда, в 1913-м году, в честь юбилея в столице империи Санкт-Петербурге был возведен собор Федоровской иконы Божьей матери. Так он выглядел тогда…Собор строился по проекту архитектора Кричинского. 7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы в нижнем храме. 15 января 1914 года, в присутствии Николая II освятили верхний храм. Но уже нижний храм был освящен осенью 1920 года, когда Николай II уже два года лежал в могиле.

Собор разделил судьбу династии, в честь которой он был возведен.

В 1932 году президиум Леноблисполкома находит собор “удобной для Союзмолоко, в силу чего постановил церковь ликвидировать, здание передать Союзмолоко”. И собор начинают перестраивать под молокозавод.

Купола собора снесли. Барабаны куполов еще стояли до начала 70-х годов, когда снесли и их. Вокруг собора возвели пристройки, надстроили и западную часть.

Обратите внимание

Сейчас собор выглядит так:2.3.4.5.6.
7.В 1991-м году началось возвращение храма церкви. Ведутся восстановительные работы.

Одновременно, с 1993-го года рядом с храмом по проекту архитектора Васильева начали возведение часовни Новомученников и Исповедников Российских, которая была освящена в 1998-м году (на мой взгляд, это одна из самых красивых церквей из тех, которые возвели после 1991-го года):8.9.
10.
Петербург.

Собор Феодоровской иконы к 300-летию дома РомановыхВ 2007-м году, почти в самом начале существования моего блога, я делал пост, посвященный собору Феодоровской иконы Божьей Матери к 300-летию дома Романовых (см. выше). Храм в те времена уже вернули церкви, но он по прежнему стоял обезглавленным.

К счастью, в наши дни облик храма восстановили, в придачу я разжился любопытными сканами, связанными с историей этого здания, а стало быть, самое время сделать новый пост об этом здании. Начнем же его, как всегда, с двух снимков – дореволюционного и современного:11.
12.
Местоположение столь крупного и значимого храма достаточно необычно.

В начале прошлого века это были задворки Петербурга, да и сейчас это место, хоть и расположенное совсем рядом с Невским, не может похвастаться большой популярностью. Недаром генерал-губернатор Москвы В. Ф.

Джунковский писал в дневнике: “Место вблизи свалок, на окраине города, совсем на отлете, далеко не соответствовало вообще храму, а тем более памятнику-храму в честь такого события, как 300-летие Дома Романовых“.13.
14.
Объясняется это тем, что в данном сместе располагалось подворье Феодоровского Городецкого монастыря.

Когда в 1894-95 годах было подано на высочайшее имя прошение о строительстве памятной молельни вблизи Николаевского вокзала, Александр III наложил на него резолюцию “А отчего не церковь?“. Поскольку император вскоре скончался, резолюция была воспринята как своеобразное завещание.

Читайте также:  Православная церковь о сглазах, порчах и заговорах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Позднее, в память об Александре III нижний храм был освящен в честь его покровителя, святого Александра Невского.15.
16.Вдохновленный этой резолюцией, настоятель Феодоровского Городецкого монастыря архимандрит Алексий (Яковлев) развил бурную деятельность по созданию храма.

Важно

В связи с этим он большую часть времени находился не в своем монастыре, а в Петербурге, что вызвало даже серьезное недовольство епархиальный властей, так что в итоге Алексий был вынужден подать в отставку с поста настоятеля (позднее он стал первым настоятелем новопостроенного храма).17.
18.
В результате его усилий удалось выбить в 1909-м году у Николаевской железной дороги дополнительный участок земли, а 21 августа 1909 года был утвержден устав Строительного комитета, целью которого было: “Создать при Городецком подворье в Санкт-Петербурге храм по утвержденному Святейшим Правительствующим Синодом проекту на средства, добытые самим Комитетом”.Участники Строительного комитета и члены их семей (третий справа – архитектор С. С. Кричинский):

19.

Нагрудный знак Строительного комитета.

20.

Первая страница устава, листовка о сборе средств, первая страница ежегодного отчета и перечень наиболее крупных пожертвований:

21.

Для выбора проекта храма в 1910-м году был объявлен архитектурный конкурс на составление эскизного проекта.

Согласно требованиям этого конкурса, стиль собора должен был следовать “образцам храмов времени воцарения Дома Романовых”, а интерьер нижнего храма, главный престол которого планировалось освятить в честь Александра Невского, требовалось выполнить “в стиле эпохи” этого князя.22.
23.

Конкурс не вызвал большого ажиотажа, на него было подано всего шесть проектов (по мнению И. Д. Саблина это может быть связано с жесткими стилевыми требованиями конкурса). В июне 1910-го года были подведены итоги. Первую премию получил проект одного из лидеров питерского модерна Н. В. Васильева:

24.

Второе место занял проект студента Института гражданских инженеров А. А. Джорогова (судьба этого архитектора была весьма необычной: в бурные революционные и постреволюционные годы он дважды окажется под судом в связи с уголовными делами, построит в революционном Петрограде первый крематорий, станет главным инженером строительства первых питерских фабрик-кухонь):

25.

Третье же место занял проект С. С. Кричинского, выбранный в итоге для реализации:

26.

Сам Кричинский писал: “Храм спроектирован мною и выстроен в стиле церквей 17-го века, по типу и образцу храмов Ростова Великого и его области (Юрьев Польский, Ярославль и пр.). Как известно, все пять ростовских церквей вместе с кремлем выстроены менее чем на протяжении 100 лет и в совокупности со стенами, башнями и палатами являют собой наиболее цельный и лаконичный образец русского стиля эпохи воцарения Дома Романовых. Вот главная и основная причина, побудившая меня избрать этот период русского зодчества при составлении проекта“.27.
28.В апреле 1911 года был проведен нулевой цикл работ и возведен каркас здания, а 5 августа 1911 года в пристутствии августейшего покровителя Строительного комитета, великого князя Михаила Александровича состоялась торжественная церемония закладки храма.29.
30.Предполагалось, что к середине 1913-го года храм будет полностью завершен, но из-за нехватки средств строительство (не говоря уже о внутренней отделке) не было закончено даже к концу года.

31.

14 марта 1912 года “посредине незаконченного храма, в первый раз, было совершено торжественное молебствие сонмом духовенства во главе с Патриархом Антиохийским и всего Востока Григорием IV. После молебствия были водружены кресты на купола храма”.32.
33.7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы в нижнем храме.34.
35.6 декабря 1913 года состоялось освящение “юбилейного звона”. На звонницу были подняты пять первых колоколов: “Михаил-Николай”, “Александра, “Мария”, “Михаил” и “Ольга”.

36.

А 15 января 1914 года состоялось освящение главного алтаря верхнего храма. На торжественной церемонии присутствовали Николай II, его дочери, вдовствующая императрица Мария Федоровна, члены правительства, Государственного Совета и Государственной Думы.Воспитанники учебных заведений на освящении храма:

37.

Отъезд императрицы Мария Федоровны после освящения храма:

38.

В тот же день Николай II оставил запись в дневнике: “Храм производит отличное впечатление: он высок, светел, красив”.

39.

Впрочем, храм этот понравился не всем. Так, уже упомянутый Джунковский считал, что собор производит впечатление холода, а известный критик Г. К. Лукомский считал его облик не подходящим Петербургу (он предпочитал, чтобы было построено чт-либо в стиле эпохи Александра I).

40.

Сам храм (по традиции, идущей от щусевского храма на Куликовом поле) изображал собой не только храм, но скорее целый кремль, так что в его облике купола и шатры сочетались с башнями.

41.

Здание было облицовано белым камнем и богато украшено резьбой и закладными крестами.42.43.44.45.46.47.
48.Еще одним украшением была майоликовая икона, созданная по эскизу С. В. Чехонина.49.
50.Надо заметить, что при всех внешних достоинствах, качество инженерного оборудования храма оказалось весьма низким.51.
52.

Совет

Подвалы постоянно затапливало (в 20-е годы комиссия рекомендовала решить эту проблему либо путем создания дренажной системы, либо путем полной гидроизоляции подвала, но приходскому комитету это было не под силу).53.
54.Запроектированная система отопления так никогда и не заработала.

Из положения вышли путем постройки в 20-е годы трех дровяных печей, однако они обогревали только нижний храм, а верхний из-за холода практически все время пустовал.Строительство рядом с храмом тем временем продолжалось.

Зимой 1914 года у города был приобретен дополнительный участок земли, на котором к 1916 году (по проекту все того же С. С, Кричинского) был построен Дом причта.

55.

Закладка Дома причта 17 июля 1915 года:56.57.58.59.60.61.
62.Строительный комитет храма продолжала свою деятельность вплоть до Октябрьской революции.

63.

После революции была сформирована двадцатка и избран приходской совет.

64.

В 1919-м году он заключил договор с Советом рабочих и крестьянских депутатов 1-го городского района о принятии храма и богослужебного имущества в свое пользование.

65.

Прихожане продолжили благоустройство собора. Согласно документам, к 1921-му году были доставлены напрестольная сень и два киота для нижнего храма, а иконописец Г. И. Чириков в 1921-м году отправил в Петроград державную икону Божией Матери (написанную еще по заказу Строительного комитета) и выражал готовность продолжить работы по изготовлению иконостасов.

66.

Осенью 1920 года наконец был освящен главный придел Нижнего храма. Предположительно, в те же годы был освящен и северный придел верхнего храма.

67.

В 1927-м году комиссия под руководством помощника районного инженера “признала допустимым функционирование церкви” при условии проведения в ней ряда необходимых ремонтных работ.

68.

Обратите внимание

Ремонт был намечен на 1930-й год, однако требовавшиеся 2500 рублей собрать так и не удалось.69.
70.

Тем временем власти решили отобрать храм в пользу треста “Союзмолоко”, и отсутствие ремонта послужило отличным (и вполне законным) поводом для этого.71.
72.

10 мая 1932 года президиум Леноблисполкома принял постановление “О ликвидации Романовской церкви в Ленинграде по Полтавской улице”.

73.

Верующие пытались аппелировать во ВЦИК, но в постоянной комиссии по вопросам культов при ВЦИК предпочли прислушаться к докладной президиума Леноблисполкома и 15 июня 1932 года отклонили прошение.

74.

Храм был превращен в молокозавод. Его обезглавили и перестроили изнутри:

75.

Впоследствии, при расширении молокозавода был снесен Дом причта, а в 1970-м году (к визиту в Ленинград Никсона) были снесены и барабаны храма:

76.

Только после падения СССР началось возвращение храма верующим.77.
78.В 1998-м году рядом с храмом была построена часовня.

79.

А в 2005-м году, после длительных тяжб с молокозаводом, верующим был передан храм целиком.80.
81.Сейчас, после долгой реставрации он вновь обрел свой прежний облик.82.83.84.
85.

Источник: https://yarodom.livejournal.com/1950011.html

Санкт-Петербург. Собор Феодоровской иконы Божией Матери и Александра Невского в память 300-летия Царствования

Мысль о создании юбилейного храма в честь 300-летия Царствования династии Романовых возникла в 1907 году у “Союза русского народа”, и через два года по всей стране на постройку стали собирать пожертвования.

В 1910 году был проведен конкурс, победителем которого вышел гражданский инженер С. С. Кричинский, представивший проект в стиле ростовских храмов XVII века. После доработки проект был в следующем году одобрен, хотя работы начались уже 17 октября 1910 г.

на отведенном близ Николаевского вокзала месте.

Это место принадлежало подворью Феодоровского мужского монастыря Нижегородской епархии, основанного в начале XIII века князем Юрием II Всеволодовичем в Городце, на левом берегу Волги.

Важно

Главной монастырской святыней была чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, которую после упразднения обители перенесли в Ипатьевский монастырь в Костроме, где ею благословили на царство боярина Михаила Романова. В 1700 году монастырь в Городце был восстановлен, и в нем помещен список чудотворной иконы.

В августе 1868 г. монастырь поставил в зале ожидания 3-го класса Николаевского вокзала киот с Феодоровской иконой, который простоял здесь семь лет. Попытки монастыря добиться разрешения выстроить в столице подворье оказались, однако, тщетными, и только в 1894 служащие товарной станции по проекту А. А.

Лекшинского возвели возле ее ворот каменную часовню в память спасения Императорской семьи в Борках, которая была приписана к обители. После расширения часовни епископ Выборгский Сергий освятил ее 1 ноября 1904 г. как церковь во имя Феодоровской иконы и свт. Алексия.

Затем к ней были пристроены два придела, освященные 19 февраля 1909 г. архиепископом Нижегородским Назарием. Вмещавшая 300 человек небольшая церковь действовала до 1914 года.

Новый двухэтажный храм высотой 22,5 саж. архиепископ Волынский Антоний торжественно заложил 5 августа 1911 г. в присутствии великого князя Михаила Александровича, покровителя строительного комитета. Храм строился из железобетона под надзором автора проекта.

Довольно скромно оформленный, он представлял собой вялую комбинацию “цитат” из различных школ русского зодчества. Воротная башня монастыря из Суздаля, церковь с башней из Ростова, ворота из Пскова, типичная крепостная стена, типичная звонница. Стены самого храма совместили закладные кресты Новгорода и владимиро-суздальскую резьбу.

Фасад храма, облицованный белым старицким камнем с орнаментом работы И. Траубенберга, украшали на северной стороне родословное древо Романовых и Феодоровская икона, которые по рисунку В. Чехонина исполнила из майолики мастерская П.К. Ваулина. Купол собора был крыт золоченой медью, над входом размещался мозаичный Спас, копия с работы В.М.

Васнецова. Так был создан один из самых эклектичных памятников русской архитектуры – в общем и целом безвкусный.

Совет

Хотя начавшаяся война резко замедлилa работы, до революции на средства, собранные в славянских странах, были возведены: звонница с колоколами, граненая башня, где предполагалось разместить музей начала XVII века, и причтовый дом с кельями. Поскольку задуманную предцерковную площадь с памятником св. Александру Невскому создать не удалось, то, чтобы закрыть вид на товарную станцию железной дороги, у собора была выстроена массивная крепостная стена из красного кирпича.

Читайте также:  Что такое пост в православии и как его соблюдать

Этот белокаменный храм, посвященный 300-летию Дома Романовых, должен был стать “священным хранилищем заветных святынь царствующего дома и всего русского народа”, отчего в нем предполагалось собрать списки с икон всех святых, тезоименитых членам династии Рюриковичей и Романовых, русских подвижников, святителей, чудотворцев и др.

Поскольку главной была идея памяти о “двух русских царственных домах”, то нижняя трехпридельная церковь, вмещавшая 1500 человек и оформленная четырьмя массивными колоннами, стрельчатыми сводами и окнами-бойницами, была внутри выдержана в новгородском стиле XIII века и посвящалась св. Александру Невскому. 7 ноября 1913 г. были освящены два ее придела: правый – св.

Филарета Милостивого, и левый – мученицы Марфы, чьи имена носили родители первого царя из рода Романовых. Верхняя Феодоровская церковь на 2000 человек, тоже трехпридельная, была украшена в ростовском стиле. Так как колонн в ней не было, то это создавало ощущение простора. Внутрь церкви вела расписная лестница со сценами из священной истории, с красивыми дверями из чеканной бронзы.

Покрытый басмой пятиярусный иконостас вырезали из липы в московской мастерской И.М. Дикарева по эскизу зодчего, взявшего за образец иконостас церкви Грузинской Божией Матери в Никитниках (Москва), родовом храме Романовых. В той же мастерской были изготовлены киоты, царское место и Голгофа. Иконы – копии старинных – написали под руководством профессора Н.В.

Покровского известные в Москве “изографы”: В.П. Гурьянов, Н.С. Емельянов, Г.И. Чириков. Роспись в стиле фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре поручили создать В.С. Щербакову. Знаменитая фирма Оловянишникова изготовила утварь, ажурное бронзовое паникадило в виде шапки Мономаха диаметром 3 сажени и отлила колокола с именами членов Царской Семьи.

Серебряная дарохранительница – уменьшенная копия Успенского собора – была подарена храму государевой свитой, а воспроизведение сосудов из Ипатьевского монастыря – Гвардейским корпусом.

Главный придел нижней церкви во имя св. блгв. кн. Александра Невского оформить не успели, хотя Чириков написал образа для мраморного иконостаса, который сделала та же фирма Оловянишникова. Иконостас должны были украшать старинные царские врата, подаренные инженером С.Н. Смирновым.

Обратите внимание

Названный придел был освящен лишь осенью 1920 года, одновременно с правым – святителя Николая и мученицы Александры. Через неделю храм был объявлен соборным и получил небольшой приход. Служили в нем по-прежнему монахи Феодоровского монастыря.

После революции монахи продолжали служить в соборе до конца июня 1932 г.

В июле 1932 года собор был закрыт и позже частично разрушен и переделан под молокозавод. С фасада собора исчезла украшавшая его майоликовая икона, исполненная по эскизу С.В. Чехонина.

После просьб, длившихся целых четыре года, собор ныне решено возвратить верующим, хотя процесс этот затянулся, и до сих пор в соборе находится молочный завод “Петролакт”. Одновременно ведутся работы над техническим проектом воссоздания собора.

У стен этого некогда величественного собора в 1990-х годах выстроена часовня Новомучеников и Исповедников Российских. Часовня заложена 8 октября 1993 года и построена по проекту Г.А. Васильева. Она – как воспоминание о стиле древнерусского деревянного зодчества “иже под колоколы”.

В храме возрождются традиции, на которых строилось служение собора во имя Феодоровской иконы Божией Матери.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=01673

Собор Феодоровской иконы Божией Матери

Рубрика: Санкт-Петербург

В 1913 году в Российской империи отметили 300-летие Дома Романовых. Подготовка к знаменательной дате началась задолго до ее наступления. Среди прочего возникла идея возвести в Санкт-Петербурге собор, который бы напоминал храмы Верхневолжья допетровских времен.

Так в городе на Неве появился собор Феодоровской иконы Божией Матери. Прообразом его здания, исполненного из железобетона, стали ростовские соборные храмы первой половины XVII века, когда на престоле воцарился первый представитель этой династии – Михаил Федорович.

Ныне собор находится в ведении Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Хронология строительства Феодоровского собора

Решение о строительстве храма, которое полностью одобрил император Николай II, было принято в 1907 году. Однако строительный комитет образован только через два года. Его возглавил генерал-майор Д. Я. Дашков, принадлежавший до 25 октября 1909 года к свите великого князя Михаила Александровича.

Сам Михаил Александрович взял комитет под личное высочайшее покровительство. Был объявлен конкурс проектов. Из множества предложений комитет остановил свой выбор на варианте архитектора С. С. Кричинского.

В 1910 году определились с местом строительства – возле Николаевского вокзала, на пересечении улиц Миргородской и Полтавской.

Важно

5 августа 1911 года состоялась закладка храма. Божественную литургию по этому случаю отслужил Антоний (Храповицкий), архиепископ Волынский. В торжественной церемонии принял участие великий князь Михаил Александрович.

В месте закладки заранее было приготовлено углубление. Все присутствующие после богослужения положили в него монеты.

Причем сам Михаил Александрович опустил в углубление «деньгу» времен Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых (правил в 1613–1645 гг.).

Крест на центральный купол строящегося собора воздвигнут 14 марта 1913 года. Торжественное богослужение, которое предварил молебен, возглавил Григорий IV, патриарх Антиохийский. Всё строительство было подчинено главной идее – увековечить память о «двух русских царственных домах». Она и определила облик храма: как внешний, так и внутренний.

Нижняя церковь посвящена Александру Невскому

Нижняя Федоровская церковь – трехпридельная. Была оформлена четырьмя массивными колоннами, окнами-бойницами и стрельчатыми сводами. Внутри была выдержана в стиле новгородской архитектуры XIII века.

Могла вместить полторы тысячи человек. Ее посвятили святому благоверному князю Александру Невскому. Правый и левый пределы храма – святого Филарета Милостивого и мученицы Марфы – носили имена родителей первого царя династии Романовых.

Их освятили 7 ноября 1913 года.

А вот главный придел нижней Феодоровской церкви к сроку оформить не успели. Хотя мраморный иконостас (его изготовили на знаменитой фирме Оловянишникова) и образа к нему авторства Г. И. Чирикова были готовы. Украшением иконостаса должны были стать старинные царские врата. Их подарил инженер С. Н. Смирнов.

Освящение нижнего придела состоялось только осенью 1920 года. Тогда же освятили и правый придел, святителя Николая и мученицы Александры. Спустя неделю Романовская церковь (так ее тогда называли) получила статус соборной, при ней образовался небольшой приход. Богослужения, как и прежде, тут совершали монахи Феодоровского монастыря. Так продолжалось вплоть до конца июня 1932 года.

Облик и внутреннее убранство верхней церкви

Верхняя Федоровская церковь тоже трехпридельная. Ее, могущую вместить 2 тысячи человек, украсили в ростовском стиле. Отсутствие колонн создавало в храме некое ощущение простора. Лестницу, ведущую внутрь, расписали сценами из священной истории. Не меньше восхищали красивые двери, изготовленные из чеканной бронзы.

Отдельно следует отметить ее иконостас в пять ярусов, покрытый басмой. Зодчий, разработавший эскиз, взял за основу иконостас родового храма семьи Романовых – церкви Святой Троицы (Грузинской Божией Матери) в Никитниковом переулке в Москве. Вырезали иконостас из липы в столичной мастерской И. М. Дикарева. Руками ее же мастеров изготовили Голгофу, царское место и киоты.

Церковь украсили копии старинных икон. Их писали именитые столичные изографы М. С. Емельянов, В. П. Гурьянов и упомянутый Г. И. Чириков. Работами руководил профессор Н. В. Покровский. Росписью внутренних стен занимался В. Ф. Щербаков.

Совет

За образец он взял фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Колокола с именами членов семьи Романовых отлили в той же фирме Оловянишникова. Ее же мастерами изготовлены церковная утварь и ажурное паникадило из бронзы в форме шапки Мономаха.

Диаметр этого центрального светильника составил 3 сажени (6,4 метра).

Императорская свита даровала храму серебряную дарохранительницу, имевшую вид уменьшенной копии Успенского собора. Гвардейский корпус преподнес свой дар: воспроизведение священных сосудов из Ипатьевского монастыря.

В советское время собор… стал молокозаводом

С июля 1932 года собор Феодоровской иконы Божией Матери был закрыт. Позже его частично разрушили и… переделали под молокозавод. Фасад храма украшала изготовленная по эскизу С. В. Чехонина майоликовая икона: она исчезла.

В 1993 году власти Санкт-Петербурга приняли решение перебазировать молокозавод и передать Феодоровский собор в ведение епархии. Не дожидаясь исполнения этого решения, в том же году рядом соорудили храм святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Его освящение состоялась 28 марта 1998 года.

Власти Петербурга вернули собор верующим

В ведение питерской епархии храм вернули только в августе 2005 года. Его Попечительский совет в конце 2006 года возглавил председатель Высшего совета партии «Единая Россия», тогдашний спикер Государственной Думы РФ Борис Грызлов.

Реставрационные работы в соборе планировали завершить в 2013 году, на который пришлись 100-летие со дня его основания и 400-летие Дома Романовых. Реставрацию колокольни завершили весной 2011 года: точная копия колокольного ансамбля XIX века поднята на нее 27 марта.

Работы по воссозданию над парадным входом мозаики образа Спасителя были завершены 28 апреля 2013 года.

Великое освящение престолов верхней церкви

День 15 сентября 2013 года вошел в новую историю собора Божией Матери Феодоровской в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых (его официальное название) как один из самых знаменательных.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) совершил чин великого освящения трех его престолов в верхнем храме.

На богослужении присутствовали председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, министр культуры Владимир Мединский, председатель Попечительского совета Борис Грызлов и прихожане.

Адрес: 191036, Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 1-В, литер А
Официальный сайт: www.feosobor.ru

Карта расположения:

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Обратите внимание

Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

 

Поделиться ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/sankt-peterburg/feodorovskij-sobor-sankt-peterburg

Ссылка на основную публикацию