Псалом давида 69

69 псалом это великая молитва

Детальное описание из нескольких источников: «69 псалом это великая молитва» – в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

1 Начальнику хора. Псалом Давида. В воспоминание.

2 Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне.

3 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!

4 Да будут обращены назад за поношение меня говорящие [мне]: “хорошо! хорошо!”

5 Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: “велик Бог!”

6 Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли.

1 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек.

Обратите внимание

2 По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твое ко мне и спаси меня.

3 Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя – Ты.

4 Боже мой! избавь меня из руки нечестивого, из руки беззаконника и притеснителя,

5 ибо Ты – надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей.

6 На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет.

7 Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда.

8 Да наполнятся уста мои хвалою, [чтобы мне воспевать славу Твою,] всякий день великолепие Твое.

9 Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня,

10 ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою,

11 говоря: “Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего”.

12 Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне.

13 Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла!

Библия. Псалтирь

1 Начальнику хора. Псалом Давида. В воспоминание.

2 Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне.

3 Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!

4 Да будут обращены назад за поношение меня говорящие [мне]: “хорошо! хорошо!”

5 Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: “велик Бог!”

6 Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли.

Толкование значения для православных верующих псалма 69

Текст православного 69 псалма очень короткий – в нем содержится всего шесть стихов. Он представляет собой практически полное повторение псалма 39, начиная с 14 стиха.

Оба псалма написаны Давидом по случаю (или в память) восстания Авессалома – сыном царя, пожелавшим захватить власть путем свержения родного отца.

Как известно, в славянской Псалтири, как и в Септуагите, и в Вульгате, теме бунта Авессалома посвящено очень большое количество псалмов Давида, и это лишь подчеркивает то, насколько тяжело царь перенес предательство и последующую смерть сына. Христианский псалом 69 – одновременно молитва и величание Бога.

В каких жизненных обстоятельствах советуют читать 69 псалом?

В православном тексте 69 псалма псалмопевец особенное ударение делает на человеческом лицемерии. Фразой «Да будут обращены назад за поношение меня говорящие мне: «хорошо! хорошо!» (Пс.

69, 4) царь молит Бога о наказании тех, кто в лицо хвалил его, а за глаза распространял лживую клевету, чтобы вызвать недовольство в народе. В православном богослужении псалом 69 читается на малом повечерии, в качестве защиты от зла во время ночного сна.

В народной традиции читать и слушать онлайн 69 псалом принято об укреплении чувствительных, из-за всего переживающих людей.

Слушать на видео православную молитву псалом 69 на русском языке

Читать церковный текст молитвы псалом 69 на русском языке

Начальнику хора. Псалом Давида. В воспоминание.

Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне.

Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла! Да будут обращены назад за поношение меня говорящие мне: «хорошо! хорошо!» Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Бог!» Я же беден и нищ; Боже, поспеши ко мне! Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли.

Православный Псалтырь, текст псалом 69 на церковно славянском языке

Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущiи душу мою. да возвратятся вспять и постыдятся хотящiи ми злая; да возратятся абiе стыдящеся глаголющiи ми; благоже, благоже.

Да возрадуются и возвеселятся о тебе вси ищущiи тебе, Боже; и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящiи спасенiе твое.

Аз же нищ eсмь и убог, Боже, помози ми; помощник мой и избавитель мой eси ты, Господи, не закосни.

Псалом 69 — текст на русском, зачем читают, толкование

Псалмы являются прекрасным духовным средством — для начинающих это укрепление, для опытных — увеличение духовности, это голос Церкви. Псалом 69 на русском языке очень экспрессивно выражает требование о помощи. Текст имеет достаточно простое толкование, но от этого становится не менее ценным.

Текст псалма 69 на русском

Авторство и толкование

Давид написал эти стихи в тот период, когда подвергался гонениям от своего сына. Он считал их незаслуженными. Каждая строка в этом коротком псалме заканчивается восклицательным знаком.

Автор обращается к Богу не просто с просьбой, а с требованием. Он словно хочет докричаться до самого неба.

Гонимый царь уже слово видит своих недругов поверженными — пристыженными, отступающими.

Так сильна его вера в то, что Господь справедлив и не замедлит защитить того, кто всю жизнь был верен ему.

Испытания, неприятности не пошатнули веру в Давиде. Иногда ему казалось, что земля уходит из-под ног. Но он всегда продолжал помнить о том, как взошел на престол. Только слепой не увидел бы здесь промысла Божьего — ведь юный Давид был всего лишь пастухом.

Давид и Авессалом

Согласно книге Царств, сын царя был очень красив собой, современники восхищались им. У него была семья, дети — все для благочестивой спокойной жизни. Но в душе его поселилось высокомерие. Разгорелся конфликт между Авессаломом и его братом Амноном. Давид запретил зачинщику ссоры видеть себя на протяжении двух лет.

Такое положение вещей он переживал очень мучительно.

Всячески стараясь обратить на себя внимание царя, опальный сын совершает много неправильных поступков. Он угрожает своему соседу, сжигает его поля. Всего лишь за то, что Иоав отказался служить посредником между ним и его отцом. Непокорный идет еще дальше — организует вооруженный мятеж.

Именно в этот период и были Давидом написаны многие псалмы, в том числе 69.

  • 37 псалом — текст;
  • Толкование 36 псалма.
  • Зачем читают 108 псалом — https://bogolub.info/psalom-108/.

Применение

Каждый человек время от времени нуждается в защите от нечистых сил. Если душу обуревает страсть, или кажется, что вокруг все плохо и улучшений не будет — убежище надо искать в Слове Божием. Поможет чтение псалма 69 (можно на русском языке).

По классификации святого старца Арсения Каппадокийского, применяется также теми, кто склонен к отчаянию, не способен наладить нормальные отношения с ближними.

Текст главы Псалтири является частью православного повечерия. Для чего его читают? С наступлением темноты человек острей понимает, собственную беспомощность перед недоброжелателями. О покровительстве автор просит у своего небесного Владыки.

Важно

Чтение псалмов – очень душеполезное занятие. Об этом уверенно скажет любой священник. Довольно известен среди православных христиан и текст 67 псалма.

Многие сталкиваются с недоброжелательным отношением окружающих. В такой ситуации мало приятного, как же должен повести себя христианин?

Издавна чтение псалмов применялось в ритуалах белой магии вместо молитв. Связано это в первую очередь с тем.

118 псалом имеет ряд уникальных особенностей: Это самый длинный из псалмов. . 69 Умножися на мя неправда гордых, аз же всем сердцем моим.

В шестопсалмиях 37 псалом занимает второе место. Его словами любой человек может покаяться в своих прегрешениях или же выразить преданность Господу.

Оставить комментарий Cancel Reply

Источник: https://xn—-ctbkalephobdgkd1al8m8c.xn--p1ai/69-psalom-eto-velikaya-molitva/

Псалом Давида 69

  • История написания
  • Толкование псалма
  • Правила чтения

Ряд песен царя Давида, вошедших позже в Псалтирь, был написан им во время тяжелых семейных обстоятельств. Как известно, в семье Божьего помазанника происходило много трагедий, одна из которых — война Авессалома против отца. Псалом 69 написан в период этой войны и открывает душевные переживания псалмопевца.

История написания

Авессалом после того, как убил сводного брата Амнона за изнасилование сестры Фамари, скрывался от лица царя 2 года. Все это время он пытался обратить внимание отца на свою персону, просил и угрожал различным приближенным поспособствовать воссоединению с отцом.

Псалом 69 Давид написал в период, когда подвергался гонениям от своего сына

После того, как царь простил сына, тот начал настраивать против него приближенных, весьма в этом преуспев — отец был вынужден бежать из Иерусалима с небольшим количеством еще верных людей. В период скитаний и бегства и был написана 69-я песня — каждая строчка в нем — это крик к Богу о помощи и жажде получить ответ на свой вопрос.

Читайте также:  Святые и праведные богоотец иоаким и анна

Важно! Это не просто прошение или жалоба, это крик об ответе. Испытания и горе не смогли пошатнуть веру Давида во Всевышнего, и он также ищет у Него ответов и просит о помощи.

Толкование псалма

Данный псалом это — молитва к Господу о помощи в борьбе с врагами, поэтому он и является частью церковных богослужений. Слова данного текста фактически являются частью другого псалма — 39, автор которого Давид, но тот текст является чистой благодарственной песнью. Чтобы понять псалом следует разобрать песнь по стихам:

  1. В первом стихе написано надписание «В конец, Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу» — это место является спорным и многие толкователи спорят о нем. Но наиболее правдоподобная версия такая: Давид написал 39 псалом уже по окончании борьбы с Авессаломом, а позже выделил молитвенную часть и сделал ее отдельной песнью. Для чего? Чтобы чаще вспоминать совершенный грех, который привел к семейной трагедии и молиться Господу о прощении.
  2. Стихи 2-3: в этом месте автор использует сразу два имени Господа — Бог (Элохим) и Господь (Иегова), что говорит о разных сторонах Всевышнего. Также слово «потщися» означает тут поспешить, т.е. автор уже изнемогает. Он обращает внимание Бога на врагов, которые ищут убить Давида и просит защиты от них. Он описывает, процесс отмщения своего.
  3. В стихах 4-5 автор возносит Господу хвалу и благословляет Его за то, что не оставил царя и помазанника без помощи.

Важно! Давид, несмотря на свой статус царя, обращается к Господу за помощью и понимает при этом, что он лишь пылинка в мире и единственная сила — это Бог.

Правила чтения

Текст относится к 9 кафизме и читается во время православного повечерия — служба в монастырях, которая совершается после вечерней трапезы. Кроме этого, вся Русская православная церковь читает его во время Великого повечерия и Великой полунощнице субботней.

Псалом 69 очень эмоционально выражает требование о помощи

Помимо повечерия, псалом можно читать в рамках изучения Писания, а также в особые, трудные душевные времена, когда человек нуждается в ответах от Творца и Его заступничестве. Читать псалом можно, когда:

  • Есть нужда в защите от темных сил;
  • Страсти обуревают душу;
  • Есть трудности с ближними;
  • Когда нужно найти убежище от переживаний и проблем;
  • Когда нужны ответы.

Читать псалом можно на церковнославянском языке или современном русском — для лучшего понимания:

Псалтирь. Псалом 69

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/molitvoslov/psalom-davida-69.html

Псалом 69: текст молитвы на русском, для чего читают

Псалмы и молитвы для меня – это способ обратиться к Богу с целью восхваления, выражения благодарности и просьб о помощи. Я регулярно читаю их как положено, на церковнославянском языке. Однако не существует никаких запретов на чтение псалмов на привычном всем русском языке. Сегодня я расскажу, как правильно читать псалом 69, и опишу историю его появления

Псалмы

Все псалмы и молитвенные прошения, а их насчитывается свыше 80, собраны в одну священную книгу – Псалтырь. Автором большинства из них является царь Давид. Он является не только библейским героем, но вполне реальным историческим персонажем.

То, чем сегодня является современный Иерусалим – заслуга царя Давида. В далекие времена он завоевал крошечную крепость, расположенную у основания горы Сион и из нее впоследствии столицу Израиля. Ныне этот город считается городом трех религий.

После провозглашения Иерусалима столицей, он вошел в историю, как священный город, обладающий духовной мощью, ее признают все туристы.

Совет

Царь Давид, как известно, является не единственным автором псалмов, входящих в Псалтырь. Однако именно он ввел это своеобразное пение-чтение псалмов. Все последующие церковные произведения основаны на слоге царя Давида.

Читая жизнеописание царя Давида, современному человеку может многое показаться странным. Например, случаи, когда он не только сохраняет жизнь своих врагов и преследователей, но затем и оплакивает их гибель.

Однако Давида тоже нельзя назвать полностью безгрешным. Главным тому примером служит случай с воином Урией и его женой. Царь забрал у Урии его жену, в то время как воина отправил на верную смерть. Такой отвратительный поступок нашел отражение и в Библии, где описана вся глубина его падения.

Отчаяние пришло к Давиду гораздо позже, когда ему указал на эту ситуацию пророк Нафан. Услышав такие слова, Давид не пришел в ярость, он ужаснулся своему поступку и раскаялся.

Причем раскаяние его было настолько всеобъемлющим, что оно помогло ему подняться из бездны своего падения.

Отсюда люди, читающие псалмы, должны понять: чтобы заслужить прощение и помощь Господа, раскаяние должно быть так же велико, как совершенный грех.

Однако, не все псалмы – это покаяние. Среди них встречаются те, которые пронизаны радостью и ликованием. Читающий как будто получает те положительные эмоции, которые испытывал в момент их написания сам автор.

На каком языке читать

Каждый, кто хотя бы раз слушал, как читаются псалмы на церковнославянском, восхищаются этим чтением и признают, что именно это звучание доставляет какое-то неземное удовольствие.

И это даже несмотря на то, что смысл оказывается понят не до конца. В этом нет ничего удивительного: ухо неопытного человека при таких песнопениях способно распознать только отдельные слова или фразы. Таким образом, теряется общий смысл священного текста, который начинает прорисовываться только с постоянной практикой чтения.

Обратите внимание

Однако, при регулярных чтениях, человек начинает запоминать какие-то фразы и даже части псалмов. Это помогает постепенно изучать Псалтырь, а в нужный момент на ум могут прийти необходимые мудрые слова.

Глубоко верующие люди при чтении или просушивании псалмов имеют перед собой четкие образы всех героев. Считается, что Псалтырь в переводе на русский язык имеет много неточностей, которые отпугивают читателей. Таким образом, делая вывод, можно сказать, что славянский текст благозвучен, но не всем понятен, а русский – ясен всем, но не имеет необходимого звучания.

Способы чтения

Как правильно читать:

  1. Чтение суточного круга. Всем известно, что псалмы – это основа суточного круга богослужения. В каждый период дня нужно читать свои определенные псалмы или их отрывки.
  2. Чтение кафизм. Псалтырь насчитывает в своем составе 20 разделов, каждый из которых называется кафизмой. За каждым днем недели закреплены свои, читают только эти кафизмы, таким образом, за неделю прочитывается весь псалтырь полностью.
  3. Изучение псалмов поодиночке. Многие люди основательно подходят к изучению псалмов – они изучают их историю, толкование, молитвы, которые им предшествуют и заканчивают. Можно заучивать отдельные отрывки наизусть – таким образом можно получить отличные темы для своих молитв.
  4. Познание Писания на опыте – это наиболее действенный способ чтения. Не является секретом, люди, не имеющие специального богословского образования, но живущие праведно, способны отлично толковать псалмы.

Однако, несмотря на вышесказанное, не стоит забывать: никакое домашнее самостоятельное чтение не сможет заменить настоящего богослужения в храме. Ведь в этом случае все читаемые псалмы и молитвы выступают и ощущаются частью всей христианской Церкви. Каждый верующий подтвердит, что нереальная атмосфера, присутствующая на богослужениях в храмах, несравнима ни с чем.

Типы псалмов

Классификация псалмов необходима для удобства их использования. Существуют следующие их типы:

  1. Плач (стенания) – это самая большая группа в Псалтыре. Таких псалмов насчитывается свыше 60. С их помощью человек имеет возможность выразить свои страдания, внутреннюю борьбу или разочарования Господу. В свою очередь плачи могут быть индивидуальными, корпоративными (то же самое, но от лица нескольких людей). Псалмы – плачи помогают дополнить собственные переживания.
  2. Благодарения. Их применяют для выражения своей радости Богу, когда у человека имеется веская причина для ее выражения. Так выражается благодарность Всевышнему за защиту, благодеяния и милосердие.
  3. Восхваления – здесь отсутствуют какие бы то ни было упоминания о людских страданиях или радостях. Смысл таких псалмов – только восхваление Бога.
  4. Псалмы об истории спасения – их всего пять штук. Здесь идет речь о том, как Бог создал сам израильский народ как таковой.
  5. Псалмы празднования и заверения. Сюда входит сразу несколько подгрупп.
  6. Псалмы мудрости – обо всех преимуществах мудрости как таковой и мудрой жизни.
  7. Песни доверия – их суть в том, что Бог достоин самого высшего доверия со стороны людей, даже в самые трудные моменты жизни. Господь должен слушать такие песни, это служит подтверждением того, что люди вверяют ему свои жизни.

Псалом 69: история

Коварный сын Давида Авессалом убил своего собственного брата Амнона за надругательство над сестрой Фамари. После этого он прятался от царя целых два года, во время которых постоянно искал способы воссоединения с отцом.

Давид сына простил, но тот стал интриговать за его спиной, настраивая против царя наиболее приближенных к нему людей. Причем неблагодарный преуспел в этом гнусном деле настолько, что вынудил Давида обратиться в бегство.

Царь покинул Иерусалим с наиболее верными ему людьми. Именно в этот момент жизни царя Давида и была написана 69-я песня. Даже новичок может разобрать крик о помощи, обращенный к Богу, крик, направленный на то, чтобы получить ответ на мучающий вопрос. Читая псалом 69, становится понятно, что вера Давида в Бога нисколько не поколебалась, он так же уповает на Него и молит о помощи.

Толкование

Псалом 69 – это воззвание к Господу о помощи в борьбе с врагом, он является неотъемлемым при богослужении в церкви. Это псалом практически дублирует 39-й в написании Давида. Суть 69-го состоит в следующем:

  1. Стих 1: по некоторым сведениям, Давид писал этот псалом уже после победой над Авессаломом для того, чтоб постоянно помнить об этом своем грехе и постоянно молиться о его искуплении. Ибо это действительно был грех, который привел к трагедии в семье.
  2. Стихи 2-3 – здесь идет упоминание о разных сторонах Всевышнего. Кроме того, царь, изнемогающий от происков своих врагов, молит Бога поторопиться с помощью. Здесь же идет описание его отмщения.
  3. Стихи 4-5 – это восхваление Бога, благословение за оказанную помощь в практически безвыходной ситуации. Ударение делается на то, что он хоть и царь, но все же – простой смертный, единственное спасение которого – это упование на единственную возможную силу – Бога.
Читайте также:  Православие и буддизм: отношение и мнение о религии

Как и когда читать

69 псалом входит в 9 кафизму, ее читают во время повечерия – службы, проводимой после ужина. Помимо этого, обязательным он является для чтения в период Великого повечерия ив великую субботнюю полуночницу.

Этот псалом читается:

  1. Когда идет изучение Писания.
  2. Если есть необходимость заручиться Божьей помощью в защите души от темных сил.
  3. Если человек чувствует, что его душа подвержена нехорошим страстям.
  4. Когда присутствуют трудности с близкими людьми.
  5. Когда необходимо прибежище от проблем.
  6. Если требуются ответы на вопросы, которые ставят человека в тупик и, казалось бы, не имеют ответов.
  7. Если человек, особенно с наступлением темноты, ощущает свою беззащитность перед своими врагами.
  8. Для защиты от всякого зла во время ночного сна.
  9. Для того чтоб укрепить наиболее чувствительных и восприимчивых людей.

Заключение

  1. Все псалмы объединяет в себе священная книга православных христиан — Псалтырь.
  2. Язык, на котором читаются псалмы, имеет огромное значение.
  3. Существует несколько типов псалмов.
  4. Псалом 69 имеет свою историю и толкование и читается в минуты сильного отчаяния.

Источник: https://TayniyMir.com/molitvyi/psalom-69.html

Псалом 69

В конец, Давиду, в воспоминание, во еже спасти мя Господу. Перевод: В конец, Давида, в воспоминание о том, что спас его Господь.

«Давид извлек и составил его (*69 Пс.) из слов 39-го псалма, для того, чтоб иметь его всегда под рукою в готовности» (ЕЗ).

Он хотел постоянно держать в памяти, перед глазами души, эту краткую, глубокую, емкую, сильную молитву.

«В воспоминание». Что же хотел помнить и не забывать царь Давид? 1. Свой грех против Бога, Урии и Вирсавии, точнее, уроки своего падения. Зачем? Чтобы трезво и смиренно судить о себе и, не уставая, благодарить Бога за милость прощения, чтобы не ослабевать в покаянии и устоять в грядущих искушениях.

По мысли Евсевия, Давид пел псалом, «как некую заклинательную песнь и противоядие от демонов» (в ЕЗ), чтобы оставить их без победы. Давид поет, чтобы помнить, помнит, чтобы устоять в духовной борьбе: он молится словами псалма, чтобы его спас Бог: «во еже спасти мя Господу». Спасает Бог.

Спасает уповающего, терпеливого, трезво оценивающего себя и свое недостоинство.

2. Или Давид обещается не забыть ни одно из спасительных дел Господа, ему открытых – прошедших и грядущих.

Они предмет памятования Давида: «Другие, напротив того, говорят, что Давид пел этот псалом при воспоминании тех зол, которые претерпел от врагов своих, и пел, чтоб не забывать благодатной помощи, полученной им тогда от Бога» (ЕЗ). Однако этих «последних слов: во еже спасти мя Господу– нет ни в еврейской, ни в греческой Библии» (в ЕЗ).

Главные смыслы псалма – духовно-нравственные. Пред нами псалом-молитва.

И молитву эту, краткую и емкую, Давид мог произносить как от своего лица, так и от лица святого ветхого Израиля, от лица Израиля покаявшегося, от лица языческого мира, ищущего истины, от лика Апостольского и от лица всего человечества: «Пророк воспевает этот псалом от лица человечества, которое умоляет Бога — восстать на помощь ему. Ибо этим посрамлены будут сопротивные ему враждебные демоны и возвеселены радующиеся о спасении его» (АВ). Или иная трактовка: 69 Пс., как и «ст.12-18 (*39 Пс.) можно считать молитвою Богочеловека от имени искупленного, под игом страстей и неисчетных страданий вздыхающего человечества» (ИО). Но все же 69 Пс. – молитва человека, а не Богочеловека: Христос – Адресат молитвы. Для того и была она отделена от текста 39 Пс., чтобы можно было повторять ее от своего лица. Словами 69 Пс. о себе молится Церковь: псалом «внесен святой Церковью в состав церковного богослужения: словами этого псалма на великом повечерии и на полунощнице субботней Церковь молит Бога о даровании христианам помощи против видимых и невидимых врагов, воюющих на них во дни и в нощи» (ГР).

В этой краткой молитве сказано все, и ее принимает Бог. В ней добро и зло, Небо и земля, праведник и мир – все занимают свои места, а псалмопевец обращен ликом к Богу и молит Его о защите и спасении. Возле Бога – место его души, и дело его – молитва: ст. 2-3.

Важно

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая.

Перевод: Боже, помощь мне окажи! Господи, не замедли помочь мне! Да постыдятся и посрамятся ищущие гибели моей, да обратятся вспять и постыдятся желающие мне зла! Прежде Давид молится о себе: «Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися».

«Вонми– в переводе с еврейского читается: поспеши» (ГР). «Поспеши» – не замедли: помоги, устрой, содействуй. То же значение имеет выражение: «помощи ми потщися» – постарайся мне помочь.

В 3 ст. Давид открывает Богу свою беду: враги ищут его душу, чтобы погубить ее. Вторая молитва – о врагах. Праведник не отвечает им тем же злом, а передает отмщение и суд Господу, поэтому помощь Божия ему необходима.

Текст допускает, что враги – это демоны и люди, принявшие их внушения: «Ищущие причинить вред душам нашим суть преимущественно демоны; ищут также и те люди, которые раздражают в нас желание худых дел и неприличных удовольствий» (ЕЗ). Давид молит: «Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая».

Здесь не клятва, а молитва, хотя по форме она не отличается от клятв предшествующего 68 Пс. Но там говорил Господь: Он возглашал откровение о неизбежном наказании распинателей и возвещал о духовном законе. Здесь Давид говорит от себя и от лица страдающего праведника: «Да обманутся, говорит, в своем ожидании желающие смерти моей, и плодом их ожидания да будет стыд» (АВ).

«Да постыдятся», «да посрамятся», «да возвратятся»не следует понимать как зложелание: Давид просит не о злом, а о полезном для врагов своих. Гордым и жестокосердным душам полезен стыд. Им полезно возвратиться от злых замыслов и от злых дел домой – к добру, в котором были сотворены и которое оставили (мысль свт. Кирилла в ЕЗ).

Давид молит о явлении Божественной правды: постыдиться и потерпеть поражение должны искушающие на грех; Бог не даст погибнуть праведнику от меча врага видимого и внушения врага невидимого.

И далее следует уточнение: Ст. 4. Да возвратятся абие стыдящеся глаголющий ми: благоже, благоже. Перевод: Да обратятся вспять со стыдом говорящие мне злобно: «Добро же тебе, добро!». Пусть возвратятся к добру и устыдятся тотчас – «абие».

Устыдиться они должны своего лукавства: говорили о благе («благоже, благоже»), а творили зло. Или: выражение «благоже, благоже» «выражает посмеяние», издевку (ЕЗ, в коммент. к 16 ст. 39 Пс.). Так вот пусть постыдятся и перестанут злословить.

Совет

Пусть они не успеют ни в чем, тогда их зло не состоится, и в этом для них будет благо.

Следующая молитва Давида – о Церкви святых: ищущим Бога, любящим Спасителя и спасение Его принадлежат радость и веселие духовное, источник которых – в богообщении: ст. 5.

Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже, и да глаголют выну, да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Перевод: Да возрадуются и возвеселятся о Тебе ищущие Тебя, Боже, и говорят жаждущие от Тебя спасения: «Да возвеличится Господь!».

Искать Бога любовью может только тот, кто поднимается по лестнице духовной, а подъем сопряжен с преодолением своего ветхого человека – делом самым важным и трудным из всех дел человеческих.

Но потрудившиеся в этом обретут в вечности нечто противоположное горечи и тяжести пути: их ждет радость и веселье. И Давид молит, чтобы так было: «Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже».

Ищущий Бога любит Его Самого и Его спасение – заповеди, учение, Церковь, которые приводят к спасению, – т.е. дело Его. Ищущие Бога = «любящие спасение Твое». О них Давид молит, чтобы всегда искали не своей славы, а славы Господа: «да глаголют выну, да возвеличится Господь».

Читайте также:  Молитва матроне московской от порчи, приворотов и сглаза

Как следует понимать слова: «спасение Твое»? 1.Спасением называют Самого Господа, который возвеличится на Кресте. «Слова Исихия: Спасением у Отца называется Христос; ибо чрез Него произведено спасение рода человеческого. Посему и Симеон, приняв Христа на объятия свои, говорил: видели очи мои спасение Твое» (в ЕЗ). Да возрадуются любящие Господа!

2. Спасением называют Его дело: «Или спасением называет вочеловечение Христово, как сделавшееся спасительным для погибавших людей.

Итак, сии-то, говорит, удостоившиеся получить Твою помощь, пусть скажут: да возвеличится Господь, то есть, да будет Господь велик пред глазами всех» (ЕЗ в комментариях к 17 ст. 39 Пс.).

Те, кто с любовью ищет Тебя, найдет Тебя, – Спасителя и спасение свое (преображение, обожение). Причину радости и спасения они будут неизменно полагать в Господе, а не в себе.

Пусть духом, устами и делами жизни они повторяют одно: «Да возвеличится Господь», потому что не ищут собственного величия, а любят славу Божию, потому что ненавидят все суетное и уводящее от спасения.

«Да возвеличится Господь» – это почка, из которой расцветет прекрасный цветок – песнь Пресвятой Девы: «”Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем” (Лк. 1:46-47).

И все блаженные и праведные потомки царепророка Давида были, конечно, преисполнены этого святого желания своего царственного Богоотца, как это видим из примера Пресвятой Девы Марии, сподобившейся быть Матерью Господа Иисуса, Сына Божия, Которая при свидании с праведной Елизаветой в ответ на радостное приветствие последней изрекла это псаломское величание Господа» (ГР в комментариях к 17 ст. 39 Пс.).

Обратите внимание

Ищущие и любящие Бога да возрадуются (5 ст.) – я же нищ и убог. Во мне самом нет ничего доброго: «…Я лишен праведности упомянутых выше мужей, и, живя в нищете, не имею богатства праведности, потому умоляю не лишить меня помощи Твоей» (АВ). Если что и есть во мне доброго, то только потому, что Господь о мне печется и открывает Себя и истины Свои.

Так должна мыслить о себе каждая душа, стоящая пред Богом Своим. Так говорил о себе и пророк Давид: ст. 6. Аз же нищ есмь и убог, Боже, помози ми: Помощник мой и Избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни. Перевод: А я нищ и убог.

Помоги мне, Боже, Податель помощи, Избавитель мой, Господи, не замедли! Пророк вновь, как и в начале псалма, молит Бога о себе: «не закосни – здесь то же, что потщися (ст. 2), т.е. “ускори, Господи, не умедли с Своею помощью”» (ГР).

Пророк, от лица каждой покаявшейся и скорбящей души, исповедует свою нищету, упование на любовь Божию, на Его защиту и помощь. И молится: не замедли. Не замедли помочь в земных делах. Не медли: мы ждем пришествия Твоего. Текст вмещает исторический, духовный и мессианский смыслы.

«Аз же нищ есмь и убог». Чей голос мы слышим в 6 ст.? Кто этот «аз»? 1. Давид. «Несмотря на свое царское достоинство и соответственное сему богатство, св.

Давид признает себя нищим и убогим, желая тем показать ничтожество нашей греховной природы и нашей временной жизни и научить смирению, которое низводит благодать Божию на человека (Иак. 4:6): “Чем более ты велик на земле, тем более смиряйся и покоряйся, и обрящешь тем благодать у Бога”. Умаляя себя и взирая на богатство благости Божией, св.

Давид называет себя нищим и бедным в видимом мире, а потому и просит и надеется получить скорую помощь от Бога» (ГР). «Скорая помощь» может быть только на земле, но емкий псаломский текст содержит и высший смысл: помощь = спасение от смерти, ада, тирании невидимых сил, которое совершит Воплотившийся. В 6 ст.

можно видеть молитву о Боговоплощении: «думаю, что сей блаженный, предвидя имевшее излиться на христиан богатство духовных дарований, пожелал и сам иметь оное, но поелику он жил задолго до дней и времен христиан и не мог достигнуть желаемого, то посему, скорбя и оплакивая сие лишение свое, он сказал: я нищ и беден, как не получивший сего духовного богатства; впрочем Бог попечется о мне, чтоб и я мог участвовать в этом духовном богатстве и славе, которую имели получить после христиане. Где ж участвовать? В Царствии Небесном; а что это истина, о том свидетельствует Господь так: Многие пророки и праведники желали увидать, что вы видите, и не видели, и слышать, что слышите, и не слышали (Матф.13, 17). О таковом-то желании своем просит Давид Сына Божия не замедлить прийти и сделаться человеком» (Феодорит в ЕЗ в комментариях к 18 ст. 39 Пс.). Итак, Давид говорит от своего лица.

2. Св. Кирилл относит эти же слова в 39 Пс. к святому ветхозаветному Израилю, уповающему на приход Спасителя: «Кирилл: Древний Израиль называет себя нищим, и бедным и просит, чтобы не замедлило предсказанное о нем спасение» (в ЕЗ). К этому Израилю принадлежит и Давид.

Важно

3. Свт. Афанасий относит это исповедание (также в 39 Пс.) к раскаявшемуся Израилю: «Исполненный великой дерзости Израиль, пришедши в раскаяние, именует себя нищим и убогим, и уже соглашается в том, что и ему упование — Господь.

Помощник мой и защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни.

К сему-то концу, говорит, придет Церковь, прежде обнищавшая и великую бедность терпевшая в мире, но обогатившаяся Твоею силою и прославленная Твоею помощью, о чем и просит Бога, чтобы не закоснел; в сем, по прошению ее, и не коснит Он, как сказано: идый приидет, и не умедлит (Авв. 2, 3)» (АВ).

4. «Слова Евсевия: …Но, быть может, он говорить сие и от лица языческого народа, как нищего и бедного по причине греховности и нечестия и просящего ускорить помощью Христовою, и посрамить умных врагов. Ибо когда мы потеряем всякую помощь человеческую, тогда вместо всего найдем Бога» (в ЕЗ).

5. Зигабен в комментариях 39 Пс. выразил мысль, которая верна и здесь: Давид говорит от лица каждого христианина: «Это сказывается от лица каждого христианина: каждый христианин нищ, потому что оставил все имения свои ради Христа, беден, потому что трудится и снискивает нужное ко спасению его» (ЕЗ).

Емкий текст 69 Пс. включает все эти смыслы. Он предлагает нам образцы молитв – о себе, о врагах и о праведных. Давид молится от своего лица, но его устами говорит каждая душа. Он праведник, но объединяет себя с нищими, не имеющими подлинной праведности и просящими о ней Бога.

Литература

Источники:

Псалтирь. Славянский перевод с греческого. Русский перевод с греческого. – Ред. Вероцкий В.Д., Кустовский Е.С., Сердюк В. М.: «Паломникъ», 2000.

Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005.

Толкования:

Афанасий Великий, свт. Толкования на псалмы. – Свт. Афанасий Великий. Творения в 4-х томах, М., 1994 – сокращенно АВ.

Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. http://www.golden-ship.ru/knigi/1/grigoriy_nisskiy_oNP.htm – ГН.

Григорий Разумовский, прот. Объяснение священной книги псалмов. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 2010 – ГР.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М., 2002 – ЕЗ.

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003 –Злат.

Ириней (Орда), еп. Руководственное пособие к пониманию Псалтири. – М.: “Лествица”; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы “Диоптра”, 2000. (По изд. 1882 г.); http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=856 – ИО.

Троицкие листки. Толкование Евангелия. – М.: «Благовест», 2002.

Феодорит Кирский, блж. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха. М., 1997 – ФК.

Учебные пособия:

Клименко Л.П. Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2012 – СК.

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко. – http://www.slavdict.narod.ru/ – ПЦСД

Церковно-славянский словарь прот. А. Свирелина. – Изд-во: «Град Китеж», 1991 –СС.

Сокращения:

Свт. Афанасий – св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский.

Свт. Василий – св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской.

Свт. Григорий – святитель Григорий Нисский.

Прот. Григорий – протоиерей Григорий Разумовский.

Златоуст – св. Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.

Еп. Ириней – епископ Ириней (Орда).

Блж. Феодорит – блаженный Феодорит Кирский (или: Киррский).

Зигабен – Евфимий Зигабен.

Примечание

Мы комментируем, как правило, только славянский текст, а не текст русского перевода. Последний приводится ради удобства восприятия церковно-славянского языка.

Если возникнет необходимость дополнительно выделить какую-либо мысль в цитируемом тексте толкования, мы будем подчеркивать ее одной чертой.

Наши замечания и пояснения, прерывающие цитирование, будут заключаться в скобки со звездочкой (* ).

Источник: http://rbvlg.ru/psalm/23/465/

Ссылка на основную публикацию