Промысел божий в жизни человека

Божий промысел в жизни человека: что значит, как понять и примеры жития святых отцов, воля Господа, пути добра

В православии очень часто употребляют термин «промысел Божий». Верующие не всегда понимают, чем он отличается от понятия «воля Божья». Управляет ли Творец нашей судьбой и жизнью? Имеет ли человек свою волю?

Что такое божий промысел

Происхождение фразы

Термин «Божий промысел», или же провидение, (лат. Providentia) зародился в Древней Греции, ввел его великий философ Сократ. Означает он действие Высшего разума, которое несет всеобщее благо для мира. Он много рассуждал о Творце и влиянии его на ход мировой истории.

Значение фразы в христианстве

Митрополит Филарет определил свое определение промысла Божьего:

В Святом писании и Священном придании подробно растолкована суть этого понятия. Идея заключается в том, что Господь несет в себе свет любви и добра. Все религиозные отношения построены на божественном провидении.

Определение в философии

Есть такое философское учение, которое называется «деизм». Там нет понятия провидения. Суть его заключается в том, что Бог — творец, но он не управляет эти миром. Некоторые люди признают, что Бог устроил этот мир, но раз в нем происходит так много катастроф, значит Господь им не занимается, а пускает все на самотек. Это учение широко распространено на Западе.

История понятия

Зарождение идеи

Понятие зародилось в философии и религии Древней Греции. Впервые о высшем разуме заговорил Сократ. Эту идею поддержали стоики, которые считали, что человек должен подчиняться природе и божественному промыслу. Позже появилось понятие, которое называют судьба.

Развитие и распространение

Идея провидения была популярна в александрийской философии, труды о нем были написаны Филоном Александрийским. Он поддерживает идею о том, что Бог управляет судьбами людей.

После Филона этим вопросом занимался Плутарх, который считал, что Бог заботится обо всех живых существах, которых он создал.

Дальнейшая судьба

В Средние века шло рассуждение о том, влияет ли Господь не только на частную жизнь человека, но и на мировые происшествия. Люди не знали, как согласовать добро и зло, которое происходит в мире.

Многие из философов не могли сопоставить волю Божью и наличие катастроф и бедствий на этой планете.

Идея о провидении заканчивается в христианских учениях, где рассуждается о бесконечной любви Бога к миру и человеку.

Современное значение

Промысел Божий в жизни человека заключается в том, что Создатель заботится как отец о своих творениях. Он не бросает никого в беде, а ведет к правильному выбору. Только грешная природа человека может ему не дать это сделать.

Святые отцы тоже много рассуждают о промысле Божьем, например, вот, что говорит Иоанн Златоуст:

Обратите внимание

Он рассуждает о том, что кто бы человека не беспокоил, если в его сердце живет Бог, то его никакие внешние обстоятельства не сломят.

Творец посылает только добро и любовь, у него нет темной стороны. Он посылает человеку болезни и страдания, чтобы тот пришел к спасению через боль и слезы. Страдая, человек понимает, насколько суетлива его жизнь, и обращается к религии.

Божий промысел в жизни людей

Как понять, что это он

Человеку нереально узнать, что на самом деле готовит для него Господь. И философы, и ученые много лет бились над тем, чтобы понять этот вопрос. Есть интересная история о верующем Авве Антонии, который задавался творцу вопрос, почему одни здоровые, а другие больные, почему кто-то бедный, а кто-то богатый. На что Бог ему ответил:

Нужно знать, как проявляется провидение в человеческой жизни. Это может быть череда случайных событий, которые не поддаются контролю. Интересное, но не всегда удачное стечение обстоятельств, — это и есть божественный промысел в нашей жизни.

Примеры

Был случай с ветераном войны, которую зовут Валентина, ей сейчас 76 лет. Она спасла во время бомбежки одно высокопоставленное лицо.

Об этом случае сохранились заметки в газете, она награждалась за свой подвиг Сталиным. Отец Вадим предложил ей исповедоваться и напомнил, что в окопах неверующих нет.

Рядом был храм, но Валентина посмеялась над священнослужителем и наотрез отказалась его слушаться.

Она ему сказала:

Она высказала свое пренебрежение обряду причащения и не понимала, как можно вкушать дары из одной ложки со всеми.

С тех пор прошло 10 лет. Отец Вадим с еще одним священнослужителем поехал причащать больную в военный госпиталь в Измайлово. Старая женщина в палате была совсем худая, чем не могла не поразить.

В одном из коридоров отцу Вадиму встретилась родственница Валентины. Она подошла к священнослужителю. Оказалось, что та старушка, которую причащали, была та самая Валентина, ей уже было на тот момент 86 лет.

Врачи не знали, что с ней делать, она плохо спала и ворочалась.

Бог преподнес эту встречу людям, у отца Вадима остались еще Святые Дары. Валентина сказала ему:

Важно

Ей начали возражать, ведь она прошла войну, спасла человека, пережила голод, обзавелась детьми и даже внуками и правнуками. Отца Вадима она не узнала, даже когда он пришел во второй раз.

Старушка сказала:

Именно по воле Божьей устроилась эта случайная встреча. Вместе с отцом Вадимом был священник, который сразу же принял эту исповедь. Из глаз закостенелой коммунистки потекли слезы, ее душа очистилась.

Нужно еще обратить внимание на погоду, которая была за окном. На улице было пасмурно и собирался идти дождь. Хотели занавесить окно. Женщина сказала:

Она попросила священников придти еще, и в следующий раз они совершили таинство Соборования. После этого обряда ее душа буквально в течение нескольких минут ушла в мир иной. Так бог решил их встречу и отправил ее душу к свету, который она узнала только в конце жизни.

С нами тоже происходит много событий в повседневной жизни, которые доказывают божественный промысел. Часто бывает такое, что нужно куда-то поехать, а билета нет.

В этот день случаются аварии и ДТП на дороге, в итоге вы остаетесь целы и невредимы. Многие покупают билет на самолет, а потом его сдают, просто потому что есть плохое предчувствие.

А это и есть промысел Творца, который бережет нас от потерь.

Грехи человечества велики, но Господь посылает нам через испытания и болезни вечное спасение. Сын Творца Иисус Христос даровал людям вечное спасение. Нужно возлагать искреннее упование на Бога, а не на себя. Тогда даже в случае ошибки Творец приведет вас к нужному решению и укажет верный путь.

Видео о промысле Божьем

Из представленного видео вы сможете узнать больше о промысле Божьем. 

Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/bozhij-promysel.html

Свт. Иннокентий Херсонский. О путях Промысла Божия в жизни человеческой / Православие.Ru

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический

«Господи упование мое от юности моея.
В Тебе утвердился от утробы, от чрева матере моея.
Ты ecи мой покровитель: о Тебе пение мое выну»
(Пс. 70, 5–6).

Святой Давид находился некогда в одном из злополучных состояний. Лютые враги окружили его, как пчелы сот; стрелы бедствий проникли до души его; он сделался предметом поношения для всех знаемых; силы его истощились; Сам Господь, благодеявший Давиду, удалился от него, состояние ужасное!

Но праведник не изнемогает! Не находя утешения в настоящем, он обращается к прошедшему; приводит себе на память многоразличные события, с ним случившиеся; проходит мыслию все возрасты своей жизни; восходит к ее началу; ищет Господа» от него удалившегося, по всем следам бытия своего.

И вот мрак рассеивается! Промысл, не зримый в настоящем, открывается в прошедшем; верующий страдалец видит, что Господь не раз подвергал его великим и лютым бедам, но всегда спасал от них, что чем горче бывала чаша искушений, тем большею всегда вознаграждалась сладостию.

Совет

Естественная вера научает нас, что Промысл управляет жизнью каждого человека; а Евангелие уверяет, что без воли Отца Небесного не может упасть с главы нашей ни одного волоса (Лк 12, 7).

Но много ли людей, кои, быв принуждены, подобно Давиду, обратиться к прошедшей жизни своей, подобно ему, могли бы находить в ней утешительные следы Промысла, им благодеявшего? Напротив, между христианами есть немалое число даже таких, для коих собственная жизнь служит источником сомнений о Провидении.

Почему же не находят многие в своей жизни Промысла Божия, когда Он, по неложному учению веры и разума, управляет жизнью каждого?

Предмет сей стоит, как сами видите, самого внимательного исследования: ибо, не умея находить в своей жизни следов Промысла, мы чрез сие самое лишаем себя величайшего утешения среди страданий, и произвольно подвергаемся унынию, а иногда и отчаянию. Итак, посвятим настоящие минуты на размышление о путях Промысла Божия в жизни человеческой.

Пути Божии вообще таинственны: ибо отстоят от путей наших, как небо от земли (Ис. 55, 9): но особенно непостижимы пути Промысла о роде человеческом.

Поскольку человек создан свободным, предназначен действовать сам по себе, то Творец Премудрый, чтоб не нарушить сего преимущества, управляет судьбою нашею невидимо и неприметно.

С нами в сем отношении происходит то же, что с малыми детьми, от которых воспитатели скрывают иногда свое присутствие, дабы дать им полную свободу действовать по своей воле.

Свойство нашей жизни весьма много благоприятствует такой сокровенности Промысла. Ибо что есть жизнь наша? Это непрестанно развивающийся свиток, наполненный множеством письмен, коего одна часть всегда сокрыта.

Мы часто не в состоянии понимать хорошо смысла букв, нами же начертанных; тем менее способны замечать те, так сказать, поправки кои делаются в ней невидимою рукою Промысла. Что есть жизнь наша? Это непрестанно увеличивающаяся ткань, в состав коей входит бесчисленное множество разнородных нитей, коей поверхность видна всякому, а основание – никому.

Обратите внимание

Для нас трудно определить, каким образом сии нити, при всей их разнородности, сочетаются в один состав; тем труднее указать, как невидимый перст всемирного Художника производит в сей ткани новые изображения и виды.

Что есть жизнь наша? Это совокупность бесчисленных и разнородных явлений, кои, подобно одушевленным теням, движутся вокруг нашего сознания, поражают чувства, занимают воображение, питают рассудок, радуют или печалят сердце и вскоре исчезают, оставляя слабый след в памяти. Все мы зрители и участники сего зрелища; но еще ни один мудрец не открыл, как оно происходит.

При таковой таинственности собственной нашей жизни чего необходимо требуется от тех, кои желают видеть в своей жизни следы Промысла? Требуется, во-первых, постоянного и строгого внимания к своей жизни и Промыслу Божию, во-вторых, – верного и чистого взгляда на жизнь и на Промысл. Это главные и необходимые условия: ибо и тот, кто мало смотрит, и тот, кто худо смотрит, равно – или ничего не видят, или видят весьма мало, или превратно. Сии-то необходимые условия чаще всего и остаются без исполнения.

В самом деле, сколько людей, кои совершенно невнимательны к своей жизни! Подобно беспечным плавателям, они довольны, что корабль их жизни плывет по бурному потоку времен, не принимая труда знать, как он переменяет свое направление, какими пользуется ветрами, в какие должен заходить пристани, – не угрожает ли ему опасность, нет ли где повреждения. Можно было бы подумать, что сии люди во всем положились на Промысл, как плаватели полагаются на опытного кормчего, и оттого так беспечны. Нет, они нимало не думают о Боге, не думают даже и о самих себе: механическое исполнение известных дел, увеселения, связи, игры – вот их занятие! Пример, привычка, пристрастие, своенравие – вот их правила! Знание понаслышке некоторых истин веры, присутствие, по случаю или необходимости, при совершении небольшого числа священных обрядов – вот их религия! Судите сами, можно ли ожидать, чтобы такие люди находили в своей жизни следы Промысла?<\p>

Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. 1857 г. Литография (РГБ)В некоторых людях примечается великая внимательность к своей жизни, но зато недостает внимания к Промыслу. Для таких людей размышление о собственной жизни служит любимым предметом занятия; они не оставляют без внимания ни одного случая; вникают в начала и последствия всех перемен, с ними происходящих; из всего извлекают правила для своего поведения; знают искусство жить во всех его тайнах; могут рассказать и изъяснить историю свою от самого младенчества: это их совершенства! Но вот и недостатки: они никогда не рассматривали этой истории в отношении к Промыслу Божию и удивились бы, услышав, что без Него столь же мало можно изъяснить жизнь каждого человека, как и бытие мира. По мнению сих людей, все происходящее с ними есть или плод их благоразумия, или игра страстей, или дело внезапности и случая; признание невозможности изъяснить что-либо сими причинами для них кажется постыдною слабостию ума. Судите сами, можно ли ожидать, чтобы и сии люди, недоверчивые и боящиеся Промысла, находили его в своей жизни?

«Но есть, – скажет кто-либо, – люди весьма внимательные, кои со всем усердием детей желали бы видеть и лобызать отеческую десницу Промысла; однако же лишены сего счастья». Действительно, есть такие люди; но в отношении к ним существуют и другие причины: можно сказать утвердительно, что в таких людях недостает благовременного, верного и чистого взгляда на Провидение.

И, во-первых, когда большею частью обращаются к путям Промысла и ищут в них утешение? Когда поражены каким-либо бедствием, когда ни в ком и ни в чем на земле не находят отрады, когда ум смущен, чувства помрачены, сердце подавлено скорбью.

То есть те минуты, в которые нередко забывают самих себя, которые почитаются неспособными к размышлению о вещах обыкновенных, те самые минуты избирают для размышления о путях Промысла! Справедливо, что во время скорби для нас нужнее, нежели когда-либо, утешительная уверенность в Провидении; но столько же несомненно и то, что мы тогда бываем менее всего способны идти по следам Провидения. Много ли Давидов, кои, находясь среди огня искушений, сохранили бы всю веру, могли бы оставаться спокойными созерцателями отеческой любви Божией и тогда, когда она скрывается под видом гнева и правды? Святое искусство сие есть плод долговременной опытности; мы не имеем его и между тем отваживаемся на то, что возможно и полезно для одних опытных.

Нет! Заблаговременно должно приучить себя находить утешение в Промысле. Когда ум светел, чувства легки, сердце мирно, тогда надобно размышлять о своей жизни и научаться из нее судьбам правды Божией.

Важно

Таковые минуты, большею частью, следуют за усердною молитвою: посему молитва должна служить, так сказать, приступом к сим размышлениям. Кто приобретет в сем святом деле навык, тот, подобно Давиду, не падает и среди искушений.

А без сего, во время бедствий, лучше искать утешения от других, нежели полагаться на собственное размышление о Боге и Его Промысле.

Каким еще желают видеть действие Промысла в своей жизни? Обыкновенно более или менее чудесным: все естественное, простое, всеобщее, предварительно исключают из круга сих действий.

Читайте также:  Акафист и молитва божией матери пред ее иконой "неувядаемый цвет"

Как будто бы область Провидения небесного состояла из одних чудес и чрезвычайностей! … Что за нужда, каким образом оказана нам помощь: послан ли с неба Ангел или благотворительный человек? Довольно, если мы спасены.

Израильтяне, умиравшие от жажды, ужели бы не должны были благодарить Бога, если бы Он, не изводя из камня воду, указал им оную среди камней? В птицах небесных, в лилиях полевых – все естественно, однако же Спаситель представляет их разительным примером отеческого попечения Божия о тварях и человеке (Мф. 6, 26,28).

Подобно оным израильским старцам (Исх. 24, 10), будем довольны, если нам дано будет увидеть в приключениях нашей жизни хотя малые следы Бога, нам благодеющего, а беседовать с Ним лицом к лицу предоставим – Моисеям и Давидам.

Господь и так сотворил для всех нас много чудес: извлек нас из ничтожества, искупил кровию Сына Своего, освятил Духом Святым, – и за сии чудеса мы еще ничем не заплатили.

Одно только чудо, коего мы должны ожидать в жизни от Господа и коего Он ожидает, может быть, от нас, – это исправление нашего сердца, обновление нашей жизни, духовное воскресение. Вот сего чуда, если не найдет кто в своей жизни, – то горе ему, горе!

Совет

В каких еще приключениях наиболее ищут следов Промысла? В счастливых или несчастных? Но что и спрашивать? Несчастия вообще представляют чем-то мрачным и ужасным, о чем всего лучше не говорить и не мыслить.

Много – если почитают их действиями правосудия Божия, наказующего наши неправды; а чтобы они могли составлять дар любви Божией, – это не приходит и на ум. Правда, что Отцу Небесному, Который есть самая Благость, всего приличнее было бы открывать Промысл Свой одними благодеяниями.

Но что делать, когда мы все поражены лютым недугом? Милосердый Врач, по самой любви Своей, употребляет горькие вещества. Что делать, когда мы своевольны, стремимся часто на собственную погибель? Мудрый Пестун, по самому усердию к нашему благу, запинает стопы безрассудных детей, дабы не пали в бездну.

Посмотрим на вселенную: в ней не только солнце, луна и звезды поведают славу Божию; но и голод и холод, и огнь и дух бури (Пс. 148, 8), по замечанию св. Давида, прославляют имя Божие. То же и в нашей жизни: что нам кажется тяжким, прискорбным, то самое может быть прямым действием Промысла Божия о нас, орудием славы Его в нас и нашего благоденствия.

… Прошло то время, когда мы все были созданы на одни радости, введены для обитания в рай сладости: засеявши сами тернами путь к блаженству, мы не должны роптать, если Промысл ведет нас сим путем; слава Ему и благо нам, если, по крайней мере, мы не совращаемся с него.

Пусть стопы наши обливаются кровию: это путь нашего Спасителя, он ведет к небесному отечеству. Сердце наше столько огрубело, что на нем не иначе может быть снова начертан закон истины и правды, как среди бурь и громов (Исх. 19, 16–18).

Будем внимательны к сим грозным гласам, и мы, подобно древним израильтянам, уразумеем в них глас Господа Бога нашего, Бога отцов наших, наказующего нас вмале, дабы помиловать милостию великою; увидим, что несчастные случаи, от коих некогда стенало сердце наше, обратились потом к величайшему благу для нас и для ближних наших, – что исполнение многих желаний, кои мы всеми силами, но без успеха, старались привести в действие, было бы для нас злом, и повлекло бы за собою пагубные следствия, – что то самое, о чем мы молились, чего просили, над чем трудились напрасно, содержало в себе для нас гибель, а то, от чего мы отвращались, на что смотрели, как на вред и наказание, было истинным благословением, оказавшимся в перемене нашего образа мыслей, в исправлении нашего поведения, увидим, и возблагоговеем пред Промыслом, нам благодеявшим!

Каким еще недостаткам подвергаются ищущие в свой жизни следов Промысла? Большею частью ограничивают действия его одними собою, а в себе – временными выгодами, телесною жизнью.

Какая нужда, что известное бедствие наше было весьма поучительно для других, и некоторые, воспользовавшись вашим опытом, обратились на путь правый? Если мы сами не ощутили от него значительной пользы, то сего достаточно уже, чтобы в нем не усматривать Промысла.

Обратите внимание

Какое дело, что некоторые горестные случаи были для души нашей истинным врачевством, раздрали пред очами нашими завесу, за которою скрывалась наша душевная погибель, возвратили нам добродетель, давно потерянную? Если от них расстроилось наше внешнее состояние; если урок, ими преподанный, сопряжен с ущербом нашего здоровья или чести, то случаи сии не от Бога, они постигли нас без Промысла. Таковы правила суждения у нашего самолюбия, у нашего невнимания ко благу ближних и к собственному благу души нашей! Ужели и Промысл Божий должен сообразоваться с ними? … Нет, довольно того, что мы все ограничиваем собою, не смотрим на нужды и пользу других, хотели бы себя поставить средоточием и концом всего рода человеческого и всех событий в мире: любовь Божия выше всех нас, и потому объемлет собою всех братий наших, чрез бедствия одного научает других, счастьем некоторых назидает всех, дабы таким образом снова соединить всех нас, кои непрестанно разрываем союз единства. Довольно того, что мы сами печемся более о теле, нежели о душе, прилепляемся без ума к временному и не помышляем о вечном. Промысл вечен и свят; и потому во всех своих судьбах о нас имеет в виду не столько блаженство временное, сколько вечное, не столько благоденствие по телу, сколько благосостояние по духу. Пусть поражается ваш внешний человек, пусть страдает плоть хотя бы так, как она страдала у Иова: если дух возмогает, если внутренний, «потаенный сердца человек» (1 Пет. 3, 4) и растет; то мы – благоденствуем. Вот образ суждения о нас Промысла! Как бы многое, если не всё, представилось нам в жизни нашей совершенно иным, если бы мы постоянно прилагали к ней сей святой образ суждения! Сколько бы раз, рассматривая жизнь нашу, мы принуждены были сказать самим себе: «Так этому надлежало быть, ибо мы созданы не для земли, а для неба!»

При столь многих причинах, препятствующих нам видеть в своей жизни следы Промысла Божия, удивительно ли, что многие не видят его? Не видят, ибо не знают хорошо своей жизни, не внимательны к самим себе; не видят, ибо останавливаются на поверхности событий, не проникают до основания их, где сокрыта рука Промысла; не видят, ибо хотят видеть тогда, когда взор помрачен, не так, где должно, не в том виде, в каком Промысл являет себя; не видят, наконец, ибо суждением о путях Промысла управляют самолюбие и страсти. Освободим себя, от сих недостатков, будем в суждении о путях Божиих неуклонно следовать правилам противоположным; и мы вскоре опытно узнаем, что Господь «не далек от каждого из нас» (Деян. 17, 27).

И как Ему быть далеким? Разве Он не вездесущ? Разве премудрость и всемогущество Его могут где-либо оставаться без действия? Только языческие боги были праздными зрителями судьбы человеческой: наш Отец Небесный непрестанно делает (Ин. 5, 17).

Только Ваалы и Веельфегоры могли спать: наш Промыслитель «не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля»! (Пс. 120, 4). Как Ему быть далеким от нас? Разве не Он наш Творец? Не Он наш Отец? Так ли мы помним Творца, что забываем Того, Которым «живем, движемся и существуем» (Деян.

17, 28)? Так ли знаем Отца, что сомневаемся в Его попечениях о детях? Земные отцы, как человеки, зли суще, не дают однако же чадам вместо хлеба камени (Лк. 11, 11): Отец ли Небесный сделает сие, – Тот, Который из камени может воздвигнуть Себе чад (Мф.

3, 9)? Как Ему быть далеким от нас, столько благ! Чего не дал Он нам в залог Своего попечения о нас? Земли? – человек сначала еще поставлен царем ее. Неба? – оно давно обещано в наследие верным чадам. Ангелов? – они служат нашему спасению.

… Нужно ли, чтобы для уверения нас сошел Он Сам с неба, жил с нами, даже умер за нас? И это сделано! Сын Божий сходил с неба, обитал между человеками и из любви к нам положил за всех нас душу Свою. После сего кто может сомневаться в попечении о себе Промысла?

Господь Сам не замедлит явить следы Своего отеческого Промысла тем из вас, кои, не смежая очей своих сомнениями, будут всегда готовы лобызать с благоговением мудрую десницу Его, как бы она ни обнаруживала своего присутствия, явно или тайно, сообразно ожиданию или против оного, дарами любви и милости или лишением и ударами вразумляющими. Аминь.

Источник: https://pravoslavie.ru/104066.html

Промысел Божий: подборка статей

по дате ▼ ▲

по имени ▼ ▲

по популярности ▼ ▲

по уровню сложности ▼

Промысел Божий – как понять, чего хочет Всевышний и зачем нам даются страдания и испытания? Путь каждого к спасению и вечной жизни – каков он? Почему в нашем мире столько зла и бед? Что такое свободная воля человека? Можно ли преодолеть свои грехи без помощи Господа Бога?

Читать дальше

О промысле Божьем в православии говорится очень часто. Но для многих, особенно новоначальных, непонятным кажется смысл этого термина. Что это такое? Отличается ли от воли Божьей? Как объяснить то, что люди болеют, скорбят, поспешно умирают? Читайте далее.

Читать дальше

Почему человек болеет – обычно право отвечать на этот вопрос имеют медики. Но у православных христиан есть свои аргументы на этот счет. Многие говорят, что из-за грехов. Но так ли это? Есть ли зависимость между пороками и физическими недугами?

Читать дальшеНика Кравчук
Мир или монастырь? Мир или монастырь?

Пути Господни неисповедимы – героиня рассказа Надя на практике узнала это тогда, когда столкнулась с новым уроком жизни. Тема его – «Промысл Божий». Тогда рушились все законы женской логики, чтобы через много лет показать: случайностей не бывает.

Читать дальше

Легко благодарить Господа, когда все в нашей жизни складывается хорошо. Но Марина, героиня нашего рассказа, научилась говорить слова «Слава Богу за все!» даже тогда, когда предчувствовала возможность потерять самых родных…

Читать дальше

Чудес не бывает – любят парировать скептики. Но как можно объяснить те моменты, которые кардинально меняют жизнь людей? Никак иначе, как промысл Божий. Но тогда, когда Миша услышал голос, он еще ничего не знал… Он не мог и представить, что ждет впереди…

Читать дальше

Православная Церковь очень часто обращается к понятию «промысл Божий». Но что под ним следует понимать? Отличается ли он от воли Господней? Что такое судьба? На эти вопросы отвечает богослов А. Осипов.

Читать дальше

Когда доходит до понимания промысла Божьего, даже взрослые дяди и тети превращаются в детей с постоянными «почему»: почему одни имеют здоровье и не ценят его, а другие болеют, почему Всевышний забирает младенцев, почему происходят войны…

Читать дальше

Человек привык доверять тому, что видит своими глазами и понимает собственной головой. Но промысл Божий не всегда можно разглядеть — он похож на верхушку айсберга. Эта притча на примерах показывает благое действие воли Божьей.

Читать дальше

Часто мы сталкиваемся с вещами и событиями, о которых не можем сказать ничего определенного. Например, люди опаздывают на самолеты, которые потом разбиваются. Это и есть промысл Божий? Отвечает протоиерей Георгий Гуляев.

Читать дальше

В молитве «Отче наш» есть слова «да будет воля Твоя». Мы обращаемся ко Господу направлять нас так, чтобы это совпадало с желанием Бога. Но как узнать волю Божию? Ведь мы не можем непосредственно Его увидеть и спросить лично, как человека.

Читать дальше

Когда обстоятельства жизни складываются совсем не так, как нам хотелось бы, то следует покориться воле Божией. Когда-нибудь мы сможем понять, для чего все должно было быть именно так, а не иначе. Промысел Божий ведет человека наилучшим для него путем. Тем, который быстрее всего приведет к спасению души

Читать дальше

Мы часто не осознаем, что Бог непрестанно заботится о нас. Он видит нашу нужду и подает нам просимое, если это действительно нам служит во благо. Тот, кто отдает себя Господу и полагается полностью на Божью волю, имеет все необходимое для жизни и спасения. В этом и заключается Божий Промысел

Читать дальше

Когда у нас возникают проблемы, мы хотим немедленно их разрешить и расстраиваемся, если это не удается. А нужно брать пример со святых, которые оставляли проблемы на потом, ибо не сомневались, что Господь в свое время поможет разрешить их наилучшим образом

Читать дальше

Источник: http://megapoisk.com/promysel-bozhij-v-zhizni-net-nichego-sluchajnogo_articles

Промысл Божий

Про́мысл Бо́жий непрестанное проявление в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, непрестанное действие Божье, направленное на сохранение и развитие мира, все обращающее ко благу, направляющее к вечному спасению человечество в целом и каждого человека в отдельности. (Значение слова промысел, обозначающего ремесло или вид ремесла, например, народный промысел, не следует путать со значением слова «Промысл» (Божий)).

Если ты хочешь знать Божий Промысл, определи, каков твой христианский долг в той ситуации, в которой ты сегодня находишься.

Бог провидит и участвует в жизни людей, но часто не вмешивается в нашу жизнь видимым образом, чтобы наша свободная воля могла осуществлять добровольный выбор.

Промысл Божий означает, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу.

Важно

Впрочем, глубины Промысла Божия непостижимы для ограниченного человеческого рассудка, так что, зная о Промысле Божием, мы не способны постичь его в полной мере.

***

Очень часто боли и радости приходят к нам не из нашего прошлого, а из будущего. Бог иногда предостерегает нас от будущего, к которому мы несёмся на всех парах. Промысл Божий как бы ставит нам подножку, чтобы мы упали раньше, чем свалимся в яму, которую ещё не видим. Пусть будет разбита коленка, зато сохраним целой голову.
диакон Андрей

***

Один отшельник просил Бога, чтобы Он дал понять ему пути Своего Промысла, и наложил на себя пост. Когда он отправился к одному вдалеке жившему старцу, ему явился в образе инока Ангел и предложил быть спутником. К вечеру они остановились на ночлег у одного благочестивого мужа, который предложил им пищу на серебряном блюде.

Читайте также:  Благовещенский кафедральный собор в воронеже

Но вот удивление! Тотчас после трапезы спутник старца взял блюдо и бросил его в море. Пошли далее и на другой день остановились у другого благочестивого мужа. Но опять беда! Когда отшельник со спутником стали собираться в путь, принявший их привел к ним малолетнего сына своего, чтобы благословили его.

Но вместо благословления спутник, коснувшись отрока, взял душу его. Ни старец от ужаса, ни отец в отчаянии не произнесли ни слова. На третий день они приютились в полуразрушенном доме. Старец сел вкусить пищи, а его спутник сначала разобрал стену, а потом снова заделал ее.

Тут старец не вытерпел: «Да ты кто – демон или Ангел? Что ты делаешь? Третьего дня у доброго человека блюдо отнял, вчера отрока лишил жизни, а сегодня поправляешь никому не нужные стены».

Не дивись, старче, и не соблазняйся о мне. Я Ангел Божий. Первый человек, принявший нас, богоугодно поступает, но блюдо то приобретено было им неправдою, потому я и выбросил его, чтобы не потерял он награды своей. Второй муж тоже угоден Богу, но если бы сын его вырос, то был бы страшный злодей.

Хозяин дома, где мы остановились, человек безнравственный, ленивый и оттого обнищал. Дед же его, строив этот дом, скрыл в стене золото. Посему-то я и поправил стену, чтобы хозяин его не нашел и через то не погиб. Возвратись, старче, в келью и не мучайся без ума, ибо так глаголет Дух Святой: «суды Господни – неведомы человекам».

Посему и ты не испытывай их – не будет тебе это на пользу.

***

Совет

Все от Бога, – и благое и скорбное, и недостойное; но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. И по благоволению, – когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво.

По домостроительству, – когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, – когда и вразумляемые не обращаемся.
Бог благоволил, чтобы человек спасся, как и ангелы взывали говоря: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2:14).

Опять домостроительно Бог вразумляет нас согрешающих, чтобы не были мы с миром осуждены, как говорит апостол: Судими от Бога наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор. 11:32). И несть зло во граде, еже Господь не сотвори (Амос.

3:6), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани; ибо все это служит к очищению греха, которые или не хотят жить без греха, или вразумляемые не обращаются, но пребывают во грехе, как написано: ослепи Бог очи их и окаменил есть сердца их (Ин.

12:40); и: предаде их в неискусен ум, то есть, попустил их свободе творити неподобная (Рим. 1:28); также: ожесточая ожесточу сердце Фараоново (Исх. 4:21), то есть, попущу ожесточиться за непокорность его.
преподобный Ефрем Сирин

***

протоиерей Александр Глебов

Можно ли сравнивать православное учение о промысле Божьем с понятием человеческой судьбы?  Об этом мы сегодня поговорим с кандидатом богословия, преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии,  протоиереем Александром Глебовым.

К: Отец Александр,   что же такое – промысл Божий?

А:  Разговор о промысле Божьем открывает очень важную тему – тему ответственности Бога за свое творение. Вот мы обычно говорим о своей ответственности перед Богом, о том, что нам придется держать перед Богом ответ. Такое понятие, как промысл Божий, говорит об ответственности Бога за род человеческий и за сотворенный Им мир.

  Есть такое религиозно-философское учение, которое называется   «деизм» – в нем понятие промысла Божия отсутствует! Деизм говорит о Боге  как о творце мира, но не говорит о Боге как о промыслителе мира.

Обратите внимание

Да, Бог сотворил мир, Бог сотворил человека, наделил человека разумом, свободной волей и как бы отстранился от всякого участия в дальнейшей судьбе этого мира.  Образно говоря, ему нет дела, что в этом мире происходит. Почему я упомянул о деизме?  Потому что сегодня многие люди, может быть даже сами того не осознавая, разделяют именно такую точку зрения.

Они видят в творческом акте Бога  обоснование бытия этого мира, потому что представить себе, что вот этот мир, столь разумно устроенный, столь сложно организованный, развивающийся по каким-то определенным законам, возник просто сам по себе из ничего.  Представить такое для многих людей довольно проблематично.

Но в то же время они не видят какого-то разумного присутствия Божьего  в этом мире.  В этом мире – много зла, много несправедливости, люди болеют, страдают, умирают.

То есть, с одной стороны, они признают, что Бог сотворил мир,  потому что этот мир как творение прекрасен и разумно устроен, но, в тоже время, они отказываются признать промысл Божий, потому что то, что происходит в нашем мире часто  не умно, не логично, жестоко и хаотично.

В христианском откровении такие понятия, как  Бог-творец и Бог-промыслитель, неразрывно связаны между собой, потому что само решение Бога о творении мира принималось неразрывно вместе с Его решением о спасении этого мира. Вот это двуединое решение Бога о спасении и о творении  мира получило название  «Предвечный совет  Святой Троицы».

Предвечный – значит  до времени, до века сего, до творения мира.  И этот предвечный совет совершенно гениально  изобразил преподобный Андрей Рублев на своей иконе, которая так и называется – «Троица».

  Поскольку Бога в его троичности невозможно не только изобразить, но и даже как-то представить, то в православной традиции Святая Троица изображается в виде трех ангелов, которые были явлены Аврааму у дуба Мамврийского. Но рублевская Троица описывает не этот исторический эпизод, когда три ангела пришли к Аврааму и возвестили ему гибель Содома и Гоморры.

  Он берет единственный возможный упоминаемый  в Библии образ Святой Троицы и наполняет его не историческим содержанием, а доисторическим, предвечным, он как бы изображает вот этот совет предвечной Святой Троицы. Три ангела сидят за столом, на столе чаша, в чаше виднеется голова жертвенного животного и ангелы смотрят друг на друга, как бы советуясь, совещаясь между собой, кто из них станет вот этой жертвой – Агнцем Божиим. И когда принимается решение,  что второе Лицо Святой Троицы пойдет в мир для того, чтобы стать этой жертвой, чтобы спасти этот мир, тогда уже после этого принимается решение о творении самого мира, то есть промысл Божий как бы первичен, а акт творения  – вторичен.

К: Как соотнести человеческую свободу и промысл Божий, ведь человек свободен и может делать все,  что хочет? Как распознать, что происходит в результате наших достижений и ошибок, по злой или доброй воле других людей, а что по воле Божьей?

–А: Довольно сложный вопрос и, наверное, дать какой-то исчерпывающий ответ на него невозможно! Здесь как бы явное противоречие, просто не хватает логики, чтобы это охватить.

Важно

С одной стороны, мы веруем в то, что Господь ведет каждого человека, начиная с его рождения по жизни, но, с другой стороны, ведь Вы совершенно верно сказали, что человек абсолютно свободен и может делать все, что он хочет.

Он сам планирует свою жизнь,  правда практика показывает, что наши планы часто и остаются планами и жизнь идет совершенно по другому сценарию, не так, как мы это запланировали, и делать приходится в жизни не то, что ты хочешь, а то, что вынуждают тебя  обстоятельства. Но все-таки все равно свобода выбора остается у человека всегда.

Более того, мы попадаем под воздействие других людей, иногда это воздействие доброе, иногда  —  злое, и если государственный закон и уголовное право  ограничивают  как-то злую волю людей, карая их за совершенное преступление, то Господь ведь никого не ограничивает.

За примерами далеко ходить не надо: сейчас наши телезрители посмотрят эту передачу, переключат на программу новостей и что они там услышат? Новости! Какие новости? Такие же, как и вчера! Войны, процветает террор, льется кровь, страдают невинные люди, насилие одних над другими, и ведь Господь никого не останавливает, потому что такова злая, но свободная воля людей. Но более того, есть законы природы, закон этого мира и мы, живя в этом мире, попадаем под действие этих законов. Поэтому что-то приходит в нашу жизнь по нашей воле, что-то по доброй или злой воле других людей, где-то мы подчиняемся законам мироздания, но и в том, и в другом, и в третьем случае есть место для промысла Божьего.  Как-то провести в этом калейдоскопе такую четкую черту и сказать, где промысл Божий есть, а где его нет – это, наверное, невозможно!  Правда, некоторые люди эту проблему для себя решают следующим образом:  они говорят приблизительно так,  что вот, если пришло что-то в мою жизнь, то, что не зависит ни от моей воли, ни от воли других людей, а вот совершенно неожиданно, как бы непрогнозируемое, что-то такое необычное. Знаете, как говорил покойный митрополит Никодим: «Все, что неожиданно – то от Бога».   И собственно с этим, конечно, очень сложно не согласиться, но все-таки я бы не стал ограничивать промысл Божий только какими-то особыми событиями в нашей жизни. Мы веруем в то, что Господь промыслом своим ведет человека по жизни, не нарушая человеческой свободы, но каков механизм сочетания этих, казалось бы, несочетаемых реальностей сказать нельзя.

–К: Вы сказали, что многие люди отказываются признавать Божий промысл, потому что не видят разумного действия Бога в мире, но с этим невозможно не согласиться, потому что в мире много страданий, люди делают что хотят, они совершают преступления и Господь их не останавливает. Другие, проходя через испытания, просят Бога о помощи, но Господь не часто их слышит, а если слышит, то только усиливает эти испытания. Как совместить любовь Бога к своему творению, Божий промысл о мире с реальностью, которая происходит вокруг нас?

 А: То, что касается благости Божией и зла, которое присутствует в мире, то обычно по этому поводу высказывают два соображения. Первое – это то, что зло можно уничтожить только с его носителем, то есть с человеком, ну а Бог как раз по своей благости хочет исправления человека, его покаяния, а не его смерти.  Мы  же с вами обращаемся к Богу как к отцу – «Отче наш», «Отец наш».

  Мы не называем Бога ни судьей, ни прокурором, ни законом, ни справедливостью, мы называем его отцом.

И вот, если перенести наши отношения с Богом на внутрисемейные отношения,  если ребенок чем-то провинился перед своим отцом, то что – отец его сразу бьет, уничтожает? Даже если ребенок болен, даже если ребенок распространяет вокруг себя зло, даже если этот ребенок вырос и стал преступником.

  Да, его осудит общество, его осудит закон, но отец его будет все равно любить, потому что отец относится к своему ребенку не с позиции юридического закона, даже не с позиции закона справедливости, он к нему относится с позиции закона любви.  Вот то же самое происходит в наших взаимоотношениях с Богом.

Совет

Собственно, почему Господь терпит зло, и до какого момента это будет продолжаться, Он пояснил довольно ясно, когда рассказал притчу о пшенице и плевелах. Ну и второе соображение: раз уж в мире существует зло, то Господь оборачивает его ради спасения людей, для исправления людей заблудившихся, грешных людей и для укрепления веры и испытания праведников.

Это было хорошо подмечено Гете во фразе Мефистофеля, в известной фразе:  «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо». Дьявол сеет зло, но Господь использует это зло, как горькое лекарство, для спасения людей и тем самым  обращает зло во благо.

 
Но, в общем и целом вот этот вопрос, который Вы мне задали, я, наверное, не ошибусь, если скажу, что с  апологетической точки зрения – это, конечно, самый сложный вопрос. Есть в богословии попытка разрешения этого вопроса, которая получила название   «Теодицея», что значит «оправдание Бога».

Нам это название тоже может показаться странным, потому что ведь мы ищем оправдания у Бога, а здесь мы говорим о том, что Бога надо оправдывать.  Бога, действительно, иногда приходится оправдывать, но вот я приведу такой пример, который хорошо известен, наверное, каждому священнику.  Например, приходит в храм мать и говорит, что у неё умер ребенок.

Вот она подходит к священнику и задает ему примерно следующий набор вопросов:  «Что это? За что? Почему? Чем она или её ребенок хуже других, и какое преступление они совершили?  Как вообще можно понять вот это действие Бога, который отнял у неё ребенка и обрек её на такие страдания, сломал ей жизнь?»  Священник, конечно, пытается как-то утешить этого человека, хотя ни о каком утешении здесь говорить невозможно, но и в то же время он пытается как-то защитить   Бога, оправдать Его действия, чтобы этот человек веру не потерял. Другими словами,  это попытка согласовать  между собой все те противоречия, о которых Вы упомянули в вашем вопросе:  что Бог действительно есть любовь, что его промысл направлен ко благу людей.  Все эти положения  подвергаются очень серьезным сомнениям, ведь абсолютно каждый человек, с очень разной степенью воцерковленности, вообще религиозного чувства, задавался подобными вопросами:  что, если Бог так любит мир, что Самого Себя не пожалел ради спасения этого мира и, если Он всемогущий, то где проявление этого всемогущества и любви в нашем мире. А ведь иногда совершенно невинные люди проходят через такое горнило страданий, что просто в силу ужаса происходящего принять это как благую волю Божию, как некое добро не представляется возможным.  И вот тогда люди соотносят то, что произошло и промысл Божий, у них остается не много вариантов ответа. Либо Богу действительно нет до нас никакого дела и все рассказы о его любви сильно преувеличены, либо Он не обладает всемогуществом, Он просто вынужден бессильно смотреть, как в мире царствует зло. Либо Его вовсе нет, а все это басни. Ответ о страдании невинного, о страдании праведника мы находим в Новом завете, в страдании в смерти невинного Христа.  Если человек определяет для себя вечное спасение как цель своей жизни, если он идет к этой цели путем праведности и путем святости, то это будет крестный путь, только крестный, никакого обходного пути не существует! Это будет узкий путь и тесные врата, ведущие в Царство Божие. И ведь Господь никого не обманывает, Он не дает никаких ложных обещаний! Каждый, кто читал Евангелие, у него должны отпасть всяческие иллюзии относительно того, что значит следовать за Христом. Господь совершенно ясно говорит, что если ты хочешь за мной идти, то забудь про себя, возьми крест свой и за Мной иди. И чем праведнее человек, тем сильнее его духовная жизнь, тем тяжелее ему будет этот крест. И если человек осмысленно принимает Таинство Крещения, то он должен понимать, что он тем самым изъявляет желание разделить земную судьбу Христа.  Не только Его вечность, не только Его Воскресение, а Его земную участь.  Ну, а как Господь закончил Свою жизнь, всем хорошо известно.

Читайте также:  Сон в православии

Духовно-просветительский телепроект «Слово»

Источник: https://azbyka.ru/promysl-bozhiy

Что такое промысел Божий и как он проявляется в нашей жизни?

Божественному сверхсовершенству известно все прежде того, как произойдет и до того, как закончится.

Нам же, по причине многочисленных изменений, которые вызваны в нас грехопадением вместе с неосмотрительным и преступным поведением человека, все это кажется неизвестным, изменчивым и непостижимым.

Несмотря на то, что все подчинено Божественному Промыслу и Попечению,в зависимости от обстоятельств, времени, места, лиц и коварства сатаны, возможны изменения в установленном порядке вещей.

Но ничто не может воспрепятствовать Промыслу Божию или отменить его действия в отношении творения. Своими порочными действиями мы можем лишь способствовать изменению способа функционирования или действия различных элементов.

Божественная воля или Божественный совет, если рассматривать поочередно, проявляется в четырех видах.

Во-первых, Божественное благоволение или благосклонность, благоволительная воля, то есть то, что по преимуществу хочет Бог.

Во-вторых, домостроительство, домостроительная воля, согласно которойв силу нашей немощи Бог нам отечески уступает.

В-третьих, уступка, уступительная воля, согласно с которой Бог вмешивается и вразумляет.

И, в-четвертых, многоплачевная богооставленность: когда человек живет в нераскаянном упорстве и безчувствии, вызывая тем самым это состояние, когда Бог оставляет его.

Обратите внимание

Посредством Божественной воли всеспасительный Божественный Промысл реализуется даже вопреки тому факту, что наше собственное падение исказило равновесие, нарушив весьма хорошие условия его существования. «Кто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа» (Пс. 106:43).

Бог, поскольку все предвидел, мог воспрепятствовать злоключению, постигшему человека, но тем самым упразднялась бы личная свобода последнего.

Как раз из уважения к ней Он оставил конечный выбор за самим человеком, и таким образом, тот несет сам ответственность за свою жизнь, полную треволнений и трудов либо по причине помрачения ума, либо в силу страстной его испорченности и пренебрежения рассуждением.

В плачевном сем положении, в котором оказался человек после того, как сам отделил себя от любящего Бога, имеют место нападки и влияния сатаны, имеющего власть в этой долине плача, где мы живем. Право это мы ему уступили сами, оставив рай и последовав за ним.

Будучи по апостолу Павлу «князем века сего» (2 Кор. 4:4), адский змей никогда не перестает нападать и обольщать человека безстыдными предложениями. Нужно быть более внимательным и больше молиться, и особенно в наше время, когда дурной пример стал нормой и с помощью существующих средств передается мгновенно.

Следовательно, Божественный Промысл – есть всеспасительная забота и попечение, которыми Бог обымает тварей телесных и духовных, ныне живущих и имеющих быть, в настоящее время и в вечности.

Правда Божия также реализуется в сфере Божественного Промысла. Она вмешивается в жизнь человека тогда, когда в ней господствует неразумное начало.

Так Правда Божия, являясь абсолютной, удерживает это неразумное начало для общей пользы в достижении человеком своего предназначения. Все, что существует, от начала своего творения предназначено к какой-то цели.

Важно

И этот Божественный замысел не может измениться, потому, что Бог «вся премудростью сотворил».

Если же по наивности человека или демонским коварством первоначальная цель нарушается, тогда в силу последующего раскаяния человека и в зависимости от степени покаяния и исправления прегрешения место Божественного благоволения занимает Божественное домостроительство.

Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), предопределяет все согласно благоволительной Своей воле, что есть не что иное, как абсолютный и безошибочный путь для достижения нами своей цели, и Он может нам даровать «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20).

Когда человек заблуждается или пренебрегает своим долгом, Бог, вместо того, чтобы изменить Свое решение, лишив его милости, которую даровал, и отвергнув, как виноватого, вмешивается в целях вразумления, чтобы привести человека к исправлению. Это, согласно святым отцам, и представляют собой вразумительные или примирительные напасти. Оправдывается на практике изречение: «Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как к сыну своему» (Притч. 3:12).

Вместо того чтобы отвергнуть нарушителя, Бог по человеколюбивому домостроительству врачует болезнь предательства соответствующими искушениями.

Большинство из глубочайших судов Божиих, посредством которых управляется настоящая жизнь, относятся именно к этому типу примирения. «Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим» (Пс. 93:12).

И снова: «прежде страдания моего я заблуждался» (Пс. 118:67) и «строго наказал меня Господь; но смерти не предал меня» (Пс. 117:18).

Основные причины нынешнего неустройства падшего человека есть его состояние переменчивости, в котором он пребывает, и его помышления, которые «зло от юности его» (Быт. 8:21).

Совет

Оттого, что мы не можем убедить себя быть последовательными при исполнении наших обязанностей, мы нарушаем замысел Божественного Промысла и вынуждаем Бога для сохранения равновесия подвергать нас примирительным напастям, которые довольно мучительны. Но это есть наш крест и мы должны нести его.

Схимонах Иосиф Ватопедский

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://pravoslavrazgovor.mirtesen.ru/blog/43031875075

О житейских проблемах: положитесь на промысел божий

О своем пути к Господу, жизненных проблемах, которые таковыми нам только кажутся, детях с синдромом Дауна и о том, как важно идти по жизни с благодарностью Богу за всё, рассказывает священник Благовещенского кафедрального собора города Воронеж Михаил Семенов.

– Отец Михаил, служить Господу и людям в священном сане – невероятная ответственность. Что побудило вас пойти на такой шаг? – У каждого человека свой путь к Богу, своя история.

Обычно испытания (жизненные трудности, проблемы со здоровьем) становятся со временем милы сердцу, так как постепенно приходит понимание, что они укрепляют в вере, помогают в жизни следовать правильному пути. Моя история такова: в детстве я стал сильно заикаться, и родители не знали, что со мной делать.

Они были обычными советскими людьми: мама – инженер, папа – экономист. Вера, духовность: где они пребывали тогда, в те времена? Конечно, у предыдущего поколения, в моем случае – у бабушки, которая ходила в храм, причащалась, соблюдала посты.

В Лебедяни – небольшом городке, где мы жили, – уцелела церковь. Бабушка водила меня туда. К священнику не всегда удобно было подойти. Знакомая монахиня-алтарница, которая помогала на службах, сказала моей бабушке: «Если есть желание, приходи в храм, здесь есть святыни – вода, свечи, масло, привезенные из святых мест».

Это сейчас всего много, а в те времена, когда Церковь была под запретом, такой радостью было увидеть свечку из Иерусалима, опаленную Благодатным огнём! Я тогда ещё был совсем маленьким. Смутно помню, но одно четко врезалось в память: по молитвам монахини физический недуг перестал беспокоить, болезнь практически отступила. Господь дал толчок, а любое детское сердце тонко чувствует.

Родители, увидев, что мне стало полегче, не стали препятствовать моему поступлению, а в дальнейшем и обучению в воскресной школе. Ребят было не так много: одни приходили, другие уходили.

Интересно в жизни получается: приходят люди в церковную ограду с удовольствием, рвением и даже горением, а потом некоторых что-то отталкивает… Даже не знаю что – может быть, другие люди… Ведь когда человек растет, он обычно не видит отрицательных черт в других, а позже уже начинает оценивать поступки, взвешивать… Все мы люди, даже в Церкви каждый находится на своей собственной духовной ступени – кто-то ниже, кто-то выше. И это не зависит ни от сана, ни от положения. И, видимо, некоторые, несмотря на то, что были так близки к богослужению, участвовали в Литургии, отошли.

Для меня являются примером те священнослужители, которых я знал ещё в детстве. Я видел их сильные стороны и видел ту большую пользу, которую они приносили людям. Для каждого типа людей нужен свой пастырь. Кому-то нужен серьезный духовный наставник, а кому-то священник, который может утешить. Однако плох тот пахарь, который, взявшись за орало, оглядывается назад. Так что обратной дороги не должно быть.

Лебедянь
– Но все же та духовная закваска, которая с детства прививается ребенку, помогает устоять, развить в себе определенный стержень?
– Закваска эта не останется бесследной в любом случае. Даже если она не поможет человеку сохраниться в Церкви, все же опыт духовный останется: как участвовать в Таинствах, как это работает… И вообще стоит задуматься: для чего мы крестим детей? Чтобы дать им эту закваску, помочь приобрести духовный опыт, пока они нас слушают, пока мы для них являемся авторитетом, когда традиции семьи имеют какую-то важность. А потом, по мере взросления, даже если возникнет негативное отношение в каком-либо аспекте к вере, то основной стержень, дай Бог, останется и позже поможет вернуться туда, где было в детстве так тепло и уютно сердцу, – в храм. Церковь свята как хранительница Таинств, благодати, а как организация имеет какие-то свои слабые места. Потому что везде люди, заставить работать их четко и слаженно – это всегда не так просто. В моем случае привился детский опыт участия в Таинствах и богослужении, и вообще всегда присутствовала тяга к выбору именно такого пути. Мои родители не видели меня священником, хотели, чтобы я получил музыкальное образование. Когда я окончил школу, то, наверное, наперекор родителям стал поступать в семинарию.

– Наверное, когда человек принимает такое решение, препятствия на пути не заставляют себя ждать, происходит своеобразная проверка… – Препятствий было много. Во-первых, родители не были «за». Они люди мирские, светские, привыкшие к тому, что необходимо получить образование, причем солидное.

Обратите внимание

Но я все равно поехал поступать в Воронежскую семинарию. В то время, в 2001 году, абитуриентов было очень много. Предпочтение отдавалось ребятам постарше, а мне было всего 16. Собеседование мне удалось пройти, но из-за юного возраста в тот раз я не поступил.

На следующий год по настоянию родителей я попал в музыкальное училище. Понимал, что у других людей есть действительно дар, талант к этому, коего у себя не находил. И после окончания училища мне наконец-то удалось поступить в семинарию с Божьей помощью. Женился, был посвящен в дьяконы, потом в священники.

Служил пять лет в своем городе, а потом… жизнь священника вообще промыслительна.

У нас с супругой третий ребенок родился с синдромом Дауна. Для нас это было необычно… Произошел генетический сбой, и в клетках у ребенка на одну хромосому стало больше. Почему так произошло, никто не знает. В родне никого с таким заболеванием не наблюдалось.

У нас и до этого все дети здоровые и после родилась здоровая девочка. А Алеша родился в особый день – святителя Алексея Московского. В провинциальном городе, конечно, сложно в плане медицинского обслуживания с такими детьми, в Воронеже в этом плане проще.

Мне сложно было решиться сменить епархию – сформировался свой приход, сложились определенные обязанности. Но с помощью Божьей по благословению архиерея я перевелся в Воронеж. Я и не думал, что буду служить в городе, но все сложилось именно так.

– Вы развиваете в малыше какие-нибудь особые качества? Что необходимо для таких детей?

– Сложно сказать пока о качествах, так как он еще маленький – два с половиной годика. Сейчас мы в основном его физически развиваем. В городе есть хороший центр «Парус Надежды», который нам помогает. Особые дети – это испытание, скорее, для самих родителей, определенная школа смирения для них. Самое главное тут – не отчаиваться. Такое испытание дается вне зависимости от воцерковленности. И в священнической семье есть проблемы: это должно быть примером людям, чтобы не было лазейки унынию. Мы же не имеем «депутатской неприкосновенности» в этом вопросе. С такими детишками необходимо много терпения. Вообще говоря, они – обычные дети. По характеру развиваются как все: то же упрямство, характер – всё это присутствует. А вот физическое развитие запоздалое – ребенок не может пока говорить, нормально ходить, ему сложно есть. Если ему что-то не нравится, может скандалить, настаивает на своем.

– А как вы его успокаиваете?

– Вот здесь уже надо прилаживаться. Понятно, что потакать во всем нельзя. Такие дети на всю жизнь остаются в семье. Редко бывает, когда они могут самостоятельно жить. Они вырастают, им прививают определенные навыки. Самая большая задача – это привить самостоятельность: чтобы смог сам есть, обслуживать себя. У них у всех разное развитие – не бывает какого-то шаблона. Кому-то получается даже несложную профессию освоить. В любом случае, для Церкви такой Божий человек всегда нужен. Он и на службе всегда сможет чем-то самым простым помочь. В духовном плане нашей семьи это нужно. Мне пока сложно сказать. Я знаю, что некоторые люди стараются понять причину: за что это. А я считаю, что нет смысла искать и копаться, почему так вышло, кто нагрешил. Для чего-то это нужно. Таков Промысл Божий. Здесь наша задача – смириться. Конечно, воспитывать непросто. Значит, это необходимо для родителей. Нам сложно понять и оценить, для чего, но видимо для чего-то нужно. Дано, чтобы мы росли и духовно развивались.

– Отец Михаил, благодарим вас за откровенный разговор, за то, что затронули животрепещущие темы и проблемы, с которыми сталкиваются многие люди.

– В завершение нашей беседы хотел бы заметить, что на каждом этапе своего развития – будь то юность или зрелый возраст – человек всегда находит в Писании что-то свое, необыкновенную глубину. Сегодня видит одно, а завтра – уже большее, приобретая жизненный опыт. Сами слова Господа оказывают необыкновенную поддержку нашему сердцу, помогают пережить какие-то ситуации. На самом деле всё промыслительно. Господь решил, что так нужно для нашего собственного укрепления. Самое главное – принимать всё с послушанием, с верой, полагаться на Промысл Божий, не искать своей воли, так как мы не знаем, как лучше будет, – только Бог все видит. Спаси, Господи, и сохрани всех православных христиан! Особенно тех, которые находятся в затруднительных жизненных ситуациях. За все благодарим Господа. Все дается нам в укрепление. Это необходимо помнить каждому и утешаться.

Источник

Ксения созерцательКсения созерцатель

Источник: https://religiya.temaretik.com/1449363408270919700/o-zhitejskih-problemah-polozhites-na-promysel-bozhij/

Ссылка на основную публикацию