Православная церковь о толерантности: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Православие и толерантность несовместимы | Выбор редакции

Гайдпаркер Константин Стариков разместил у себя статью «Православие и толерантность несовместимы», где автор, Сергей Стиллавин,  решил поддержать Патриарха Кирилла в его мнении о том, что либо православие – либо терпимость:

«Наконец-то нашёлся человек, который назвал вещи своими именами: Патриарх Кирилл на встрече с общественностью в Днепропетровске сказал, что толерантность в современном понимании приводит к вырождению православия, а значит, либо православие – либо терпимость! В последние годы истерия с тотальной толерантностью добралась и до России, когда даже мэр Лужков с пеной у рта кричит с трибун: “Уроки толерантности должны идти в школах каждый день!” И вот Кирилл создал прецедент, когда не абсолютно все центральные фигуры общественной и политической жизни в стране разделяют западный тренд. Я очень рад этому известию, поскольку толерантность у нормального человека вызывает, мягко говоря, оторопь, поскольку под предлогом терпимости заставляет человека уважать мерзость».

«Теперь, когда Патриарх Кирилл обозначил свою позицию, дышать стало полегче – есть ещё силы в обществе, которые не готовы сойти с ума на американский манер. Впрочем, ещё до официальных заявлений примерный расклад был очевиден: те, кто в нашей стране выступает адвокатом гомосексуализма, как правило, крайне нетерпимо относится к православию».

Наши читатели рассуждали, почему толерантность и православие несовместимы, а так высказали свою точку зрения о РПЦ и гей-парадах:

Владимир Воробьёв

РПЦ давно пора чётко и ясно отстаивать свою позицию во всём, тем более, что в Социальной доктрине Церкви есть пункт о том, что Церковь имет право не только на свою позицию и её отстаивание, но и на неповиновение властям в случае, если те или иные решения государства противоречат Православию и христианским принципам и догматам.

Кроме того, единственным несменяемым в Росссийском государстве должностным лицом является Святейший Партиарх! А значит, именно он может и должен отстаивать наши интересы до конца, не боясь никого и ничего! Такая позиция Патриарха всегда будет поддержана всей полнотой Русской Православной Церкви, потому что Церковь давно готова восстать против глобализации и прочих антинациональных и антихристианских решений и устремлений нашего общества и государства.

seb frau

По Конституции церковь отделана от государства, а неповиновение властям является преступлением ГК РФ, ну а РПЦ поддержит своего ген.директора во всех начинаниях, даже можно не сомневаться.
А что хочет народ – не знает ни РПЦ, ни государство(да им и наплевать)

Владимир Танцюра

Патриарх Кирилл дал лишний раз понять, что РПЦ окончательно изгнала из своих рядов некого Иисуса Христа из Назарета, что на Израильщине. Он, видимо, не понимал сути вопроса и всё наивно призывал людей любить даже врагов своих.

Maldoror Disangelium

Однако если христиане, да и другие просто нормальные люди публично говорят, что их оскорбляет пропаганда “нетрадиционной секс.ориентации”, их обвиняют в нетолерантности.

А меня оскорбляет вид христианских церквей, что на каждом углу и что? В итоге получается, что прав вроде как и поровну, но в результате почему-то наблюдается диктатура меньшинства над большинством.

Обратите внимание

  Каким большинством сколько в России воцерквленных, которые ХОТЯ БЫ РАЗ В НЕДЕЛЮ в церковь ходят?

Александр Иванович

Выходит, если я не признаю гей-парады, его участников считаю развратниками, и хочу уберечь от этой заразы своих несовершеннолетних детей, я не имею прав противостоять им? А они, не считаясь с моими правами, могут (косвенно!)вмешиваться в мою жизнь и нарушать мои права? К сожалению, гей-парады – это ещё не самое страшное, хотя и эта “культура”, навязываемая нам извне, кроме разрушения морали, ничего не несёт!

Юрий Сафронов

Нет смысл толерантности в уважении чужих привычек и обычаев. “Не судите, да не судимы будете”– говаривал один раввин. и голубые тут не причем. Церковь отрицает толерантность не столько из-за гей-парадов, сколько из-за стремления подчинить себе всю общество. Насадив единую идеологию. И кто не а нами — тот против нас.

Михаил Кантемиров

Любить людей – это не значит позволять им махать членами на тверской. Если человек упорно пытается нагадить в твоем пространстве – его надо гнать, невзирая на толерантность.

Перестал гадить – осознал свою глупость – не надо поминать прошлое – можно любить. Иисус прогнал менял из храма в грубой форме и не терзался вопросом – “был ли он достаточно толерантен”.

К тому же “враги” на арамейском полуострове 2000 лет назад – это люди не своей крови. Применительно к проповедям в иудее – неевреи.

Anna Vodim

Получается,что вера слаба?Как гей парады могут привести к “к вырождению православия”.И как с понятием “Возлюби ближнего своего?! К парадам фашистов у православия претензий нет????


Genivan Slavenov

Если вопрос поставлен именно так:а “значит, либо православие – либо терпимость”-то что же тогда есть “православие” о котором говориться в статье и как оно относится к христианству? Что-то последнее время только и слышно православие,православие, куда делось христианство, что в основе -христианство или православие?

Источник: http://maxpark.com/community/89/content/512629

Когда толерантность становится предательством? Ответы пастырей

Православие.Ru

Слово толерантность (от латинского tolerantia – терпение, терпеливость, принятие) стало чрезвычайно популярным в последнее время. Нас все время призывают быть толерантными и терпимыми. И возникает соблазн спутать, смешать терпимость с терпеливостью и терпением, а ведь терпение – одна их христианских добродетелей.

Как не попасть в эту ловушку? Где граница между терпением и терпимостью, между терпимостью и толерантностью? Надо ли быть толерантными к иному мнению, к другой расе, к противоположному полу? И не приводит ли толерантность и терпимость к предательству – своих убеждений, прежде всего? Когда надо быть нетерпимыми? Отвечают пастыри Русской Церкви.

Быть нетерпимыми, прежде всего, к своим грехам

Игумен Лука (Степанов):

– Толерантность – слово мутное. Не хочу повторяться, пускаясь в изъяснения его гниловатой этимологии. А если вопрос – о терпимости, доводящей до предательства, то это, прежде всего, терпимость к своей собственной неисправности пред Господом, освобождающая человека от чувства долга всеусердно сопротивляться всякому греху или неопустительно оплакивать любую его победу над нами.

Иеромонах Иларион (Резниченко):

– Думаю, тут у каждого своя граница. Это – и к сожалению, и к счастью. С одной стороны, есть люди крайне нетерпимые, принципиальные к тому, что того заслуживает: развлечения, телевидение, пресса, привычки и т.д. И хорошо, когда человек так принципиален в отношении самого себя, – это похвально.

Очевидно, что если граница тут расплывчата, то перед нами предстает другой тип человека: он себя любит, все позволяет, все «кушает» с телеэкрана, из газет, не имеет своего мнения, не утруждает себя мышлением – то есть он все приемлет, на все согласен, ко всему терпим. Это тупиковый путь.

Вот здесь можно назвать такую терпимость предательством – прежде всего Бога и самого себя. Именно в таких, личных вопросах зарождается отношение человека к окружающей действительности. Поэтому тут могут зародиться или твои принципы, или твоя мягкотелость. Но такое предательство не очень-то заметно самой жертве.

Это что касается внутренней жизни человека.

Есть и иное измерение, общественное, когда ты должен проявить себя в той ситуации, где тебе она кажется неприемлемой. Например, вы видите, как в магазине мать или отец начинают истошно орать на ребенка или бить его. Правильно здесь все-таки тактично обратить внимание на ситуацию, чем промолчать. Если тут смалодушничать – это предательство, проявление малодушия.

Ответ один: «Я с Богом, и даже до смерти»

Протоиерей Сергий Правдолюбов

Протоиерей Сергий Правдолюбов:

– Я знаю два объяснения слова «толерантность», но не буду сейчас об этом говорить. Удивлюсь только, зачем такие слова употреблять. Нет в них точности, нет в них одинакового прочтения и понимания. Слово «толерантность» переосмыслено в русском контексте и дает довольно смешные, уродливые и чудные значения.

Бывает спокойствие и выдержка, и неопровержение другого мнения, и восприятие как равного другого человека – другой расы или противоположного пола… Но при чем тут толерантность? Я лично протестую!

Не знаю точного происхождения слова «толерантность», то ли оно от фамилии Талейран – был такой министр-приспособленец во Франции, то ли от какого-то другого…

Хочу напомнить, что во Франции до сих пор существует штраф за употребление слов с английскими корнями и/или американского происхождения. Так зачем же они нам?!

Важно

Поэтому я буду говорить не о толерантности, а о добром, и нормальном, и спокойном отношении к другому мнению, к другой расе, к противоположному полу. И то, и другое, и третье существует в рамках православного христианского учения, евангельского отношения, и поэтому здесь нет никакого противоречия.

Отношения к другому полу толерантностью не могу объяснить. Я не думаю, что нормой является вражда одного пола с другим. Разделение на пол идет от Бога. Это Божие повеление, Божие благословение и Божие устройство.

Господь так повелел, а мы… Мало ли что нам в голову взбредет! Надо относиться к человеку другого пола как к человеку, как к ближнему.

И относиться так, как в Евангелии написано, без всякой непонятной толерантности, которую не принимаю душой.

Когда толерантность и предательство идут рядом? А вот тут, простите, у вас к личности человеческой должна быть постоянная осторожность, чтобы твое доброе отношение к другому не стало дружеским к вражде против Бога – дружеским и любвеобильным тогда, когда против Бога идут. В таких случаях нужно твердо и совершенно определенно говорить: «Этого я не могу». Я могу быть добрым, могу быть корректным, могу быть относительно того или другого вопроса сдержанным и не восставать против, но если дело касается Бога или Божественного устройства мира, то тут добрым я быть не могу. А если это переходит границы возможного, то моя доброта становится больше чем предательством! Если тебя спросят: «Ты с кем: с Богом или с атеистами?» – «Я с Богом, и даже до смерти». Так что доброе отношение и предательство могут идти рядом.

Да, доброе отношение Господь даже к врагам благословил, более того – благословил относиться к врагам с любовью. Но это вовсе не значит, что мы должны и поступать, как враги Бога.

Тут нет ничего затруднительного, всё очень просто и очень просто решается в обычной жизни.

И мы разрешали этот вопрос многие годы в недавнем нашем прошлом, никогда не предавали и не отрекались от Бога и не принимали ценности, которые враждуют с религией, с Богом и с Церковью.

Мы никогда не примем пропаганду греха

Протоиерей Максим Козлов

Протоиерей Максим Козлов:

– На мой взгляд, нужно отличать толерантность (хотя слово «толерантность» из какого-то «птичьего языка», но все мы понимаем, что стоит за ним) от соглашательства с грехом. Терпимость, в хорошем смысле слова, в том числе и веротерпимость, – это наше понимание того, что человек, придерживающийся иных, чем мы, взглядов, будет в этих взглядах коснеть.

Совет

И если мы попытаемся его насильно и грубо от этих взглядов отвратить, то никакого положительного результата не получим, более того – результат будет прямо противоположный. Это касается не только вероучительных заблуждений, но и нравственной жизни человека, его мировоззрения. При попытках перешибить плетью обух ничего хорошего не выходит.

Действовать нужно больше убеждением, примером и побуждением.

Совет

Но это не означает, что мы должны не замечать, как очевидным образом – жизнью и особенно соединением жизни и публичного призыва – пропагандируется грех.

И вот тут делать вид, что мы ничего не замечаем, поддерживать с такими людьми отношения ради выгод, которые наше общение с ними может принести, стараться избегать проблем и конфликтов – это самое настоящее предательство – предательство молчанием.

Терпимо относиться к другому, чтобы спасти его

Протоиерей Олег Стеняев

Протоиерей Олег Стеняев:

– Толерантность – это терпимое отношение к чему-либо. Когда мы общаемся с людьми, которые не исповедуют христианство, мы можем проявить терпимое отношение к ним, исходя, прежде всего, из того, что они пребывают в неведении. «Они не ведают, что творят», как говорил Христос.

Но если при нашей терпимости человек остается в таком же неведении, как и прежде, то мы его, можно сказать, слегка подставили. Если же мы с пониманием снисходим до уровня такого человека, чтобы потом его поднять, – это другое дело. Правда, тут важно самим не остаться на этом низшем уровне. Проблема западных миссионерских структур как раз в этом.

В свое время католики и протестанты активно использовали такую стратегию: спустись на уровень простых людей, чтобы им потом подняться до нашего уровня; но, спустившись на низший уровень, они на этом уровне и остались: принялись говорить на языке мирских людей, рассуждать в их категориях, а результатом стал не прогресс, а регресс. Тут кроется большая опасность.

Если Христос сходит во ад, Он сходит туда для того, чтобы опустошить ад и вывести души из ада в рай.

Читайте также:  Смерть иисуса христа

Толерантностью прикрывают равнодушие и безыдейность

Священник Валерий Духанин:

– Толерантность как явление возникла не так давно. Само слово вроде бы не такое плохое, означает терпимость. Терпимости, и правда, многим из нас не хватает: терпимости к иной культуре, к иному мнению. Быть терпимым – значит не осудить другого человека, оставить ему возможность верить и жить так, как он сам изберет.

Но сегодня толерантность стала означать размытие ценностей, утрату своей идентичности. Толерантность прикрывает собой, во-первых, личную безыдейность и пустоту, а во-вторых, часто служит оправданием всевозможных извращений и нетрадиционности.

В религиозном смысле толерантность выражается в тезисе: все религии равны, и какую ни возьми, она хороша. Как однажды выразился Будда: истин столько, сколько опавших с дерева листьев. Иными словами, верь, как хочешь, ибо всякий раз ты окажешься прав.

Обратите внимание

И это уже страшное обольщение, потому что «сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11: 14), он способен за истину выдавать любое ее искажение.

Когда-то я прочитал в одном из патериковых сказаний, как некий молодой инок шел из обители с каким-то поручением и по пути разговорился с иудеем.

Тот выразил сомнение в Божественности Иисуса Христа, а инок из мнимой вежливости сказал примерно так: «Может быть, ты и прав, но Иисус Христос сделал много доброго».

Когда он вернулся в обитель, старец прозрел, что инок лишился благодати Святого Духа.

Согласие с позицией, заведомо лживой, согласие с искажением истины – это предательство.

А самый лучший ответ на поставленный вопрос уже дан преподобным Феодосием Печерским.

В своем знаменитом «Завещании князю Изяславу» он писал: если мы видим человека нуждающегося, то, какой бы веры он ни был, каких бы взглядов ни придерживался, мы должны накормить его и напоить, помочь всем, чем только возможно; но говорящему: «И ваша, и наша вера – от Бога» – преподобный Феодосий советует ответить так: «Кривовер, или ты и Бога считаешь двоеверным? Не слышишь, что говорит Писание: “Един Бог, едина вера, едино крещение” (Еф. 4: 5)?» Есть у преподобного Феодосия и такие слова – я запомнил их на всю жизнь: «Кто хвалит чужую веру, тот все равно что свою хулит». Вот, собственно, где толерантность совпадает с предательством.

Опасность толерантности в том, что она подменяет верность Христу мнимым уважением к различным религиозным традициям. Христос воспринимается лишь как один из многих выразителей истины. В таком случае истины нет вообще, каждый себе ее сам придумывает. Ясно, что с такими мыслями невозможно хранить верность Христу. Надо бы держаться подальше от такой толерантности.

Уважать носителя иных взглядов – но не соглашаться с искажением истины

Священник Александр Сатомский:

– Никогда толерантность и предательство не идут вместе. Толерантность есть не что иное, как признание того факта, что человек может быть другим, отличным от меня во всем или многом. И такое принятие другого вовсе не означает соглашательства с человеком и его позицией. Я могу быть сколь угодно толерантен к инаковерующим, но это абсолютно не означает, что я с ними согласен.

Диакон Владимир Василик

Диакон Владимир Василик:

– Мне вспоминаются слова преподобного Максима Исповедника: «Блажен человек, который всякого равно любить может». В любви становятся все равны и едины: нет ни иудея, ни эллина, ни мужеска пола, ни женского, но везде во всех Христос (ср.: Кол. 3: 11), потому что Христос исходит из души любящего человека.

Важно

И я могу уважать носителя других взглядов, например мусульманина. Я могу уважать то лучшее, что есть в его традициях: что он почитает единого Бога, что у него есть понятие о добре и зле, что его религия запрещает ему убивать детей и велит почитать стариков, трудиться и раздавать милостыню. Более того, это я не только могу, но и должен уважать.

Но я не могу уважать мусульманские представления о Христе, потому что они ложные.

Когда мусульмане считают, что Христа никто не распинал, а на кресте был либо призрак, либо, прости Господи, Симон Киринеянин, – это богохульство, которое я не имею права уважать.

Я не могу уважать мусульманские представления о рае, потому что там происходит массовый блуд с гуриями. А нам во Христе открыто иное представление о рае: в раю «не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах» (Мф. 22: 30).

Я могу уважать буддиста как доброго человека, могу уважать его представление об аскезе, о добре и зле, о милостыне. Но я не могу уважать буддизм, потому что это религия небытия.

Когда Будду спросили, есть ли Бог, он широко и загадочно улыбнулся во все 32 зуба и нечего не ответил.

А человеческие жертвоприношения в тантрическом буддизме и флейты из человеческих костей?! Если я скажу, что я это уважаю, то я становлюсь предателем. Именно предателем.

Я могу уважать католиков за их подвижничество, могу уважать в католической вере те догматы и каноны, те представления о нравственности, которые не расходятся с православными. Но я не могу уважать католическое учение о чистилище, потому что оно ложно.

Я не могу уважать учение католиков о Римском папе как о непогрешимом авторитете по особенному наитию Божию и особенной помощи апостола Петра. Мне и миллионам людей противен любой папизм – безразлично, восточный или западный, ибо я считаю, что ни Патриарх, ни Папа не может быть выше Собора.

Не может один человек определять бытие всей Вселенской Церкви!

Совет

Вопрос по поводу другого пола кажется странным. Почему нам не воспринимать разделение на пол как данность? «Сотворил Бог человека, мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27). Предательством же тут является нарушение наших обетов – брачных или монашеских.

Вообще толерантность по сути своей означает омертвение организма, ибо это невосприимчивость к боли того или иного его участка. А что для организма смерть, понятно каждому. Все разговоры о толерантности ведутся для того, чтобы убить нашу веру, наше упование, нашу идентичность. И всякий раз, когда в результате толерантности предается истина, это иудин грех.

Подготовил послушник Никита Попов

Источник: https://pravlife.org/ru/content/kogda-tolerantnost-stanovitsya-predatelstvom-otvety-pastyrey

Православные священнослужители об «уроках толерантности» …

Начиная с нового учебного года в столичных школах в рамках курса «Обществознание» будут проходить «уроки толерантности». Об этом сообщил председатель комиссии Мосгордумы по делам общественных и религиозных объединений Антон Палеев, передает Regions.ru. 

Курс будет состоять из пяти уроков. Каждая школа проведет один урок в каком-то знаковом православном храме, второй в исламском центре, третий в еврейском Музее толерантности, четвертый – в буддистском культурном центре. Пятый, завершающий урок, пройдет в стенах Мосгордумы с участием депутата. 

«Нужны ли, на ваш взгляд, такие уроки? Разумно ли в данном случае выбирать именно эти конфессии – учитывая, что, к примеру, армян в Москве существенно больше, чем буддистов?» – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил: «Проблема в том, что эти уроки не имеет отношения к истинному пониманию той или иной религиозной культуры. Это светская показуха, и исходит это от светской власти, причем даже не российской, а мировой, которая исходит из идейных и мировоззренческих представлений, резко отличных от религиозной культуры. Поэтому всерьез к этому относиться невозможно». 

«Если пытаться понять основные мировоззренческие константы и фундаментальные истины, то тут толерантность совсем не работает.

Потому что как можно совместить православие с его верой во Христа – и буддизм с его верой в то, что надо от всего отрешиться, чтобы достигнуть нирваны? А с точки зрения толерантности оказывается, что так можно. Ну, флаг им в руки.

Но к нашему самостоянию во Христе это не имеет никакого отношения. Поэтому и непонятно, для чего эти уроки в России», – заключил священник.

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил: «В мире, в котором мы живем, разумно из любых ситуаций (как хороших, так и плохих) научиться извлекать пользу. И с этой точки зрения, наверное, можно получить пользу от таких уроков – если такая возможность будет предоставлена. Интересно сходить туда, куда обычно не пускают или очень сложно прийти просто так, “с улицы”. Это точно будет не во вред, а быть может, и полезно – для общего развития». 

«Удивляет другое – произнесение слова, которое режет нам слух и лишний раз будоражит сознание – “толерантность”. Вообще это медицинский термин, обозначающий способность организма противостоять ядам. Между тем чиновники от образования вкладывают в него иной смысл.

Когда его произносят, добиваются терпимости, безразличия, быть может, даже беспринципности. Да, хорошо иметь познания и быть терпимыми. Но человек живет не в абстрактном мире.

Обратите внимание

Он должен понимать, кто он, какого племени, во что верит, знать, во что верили его родители, как образовалась такая огромная страна и как существовала в мире и согласии, не имея никаких межнациональных конфликтов, пока не пришли люди, произносящие слово “толерантность”.

Ответом на эти вопросы могла бы стать целенаправленная программа по образованию и воспитанию русских детей на основе традиционных православных ценностей. И “приложение” к ней – обучение таким добродетелям, как терпимость и снисходительность, уважение к чужому мнению и к другой культуре – что, быть может, подразумевают авторы этой идеи», – заключил он.

Протоиерей Александр Куцов, настоятель храма Преображения Господня в Орске, благочинный, ректор православной гимназии, отметил, что «толерантность – это по сути размывание религиозных границ». «С религиозной точки зрения истина одна.

А толерантность предполагает не только вежливое, доброжелательное отношение к носителям другой религии, но и то, что они также носители некой истины. Другими словами, нам навязывают мысль, что одной истины быть не может, что “у каждого своя истина”. И с этим мы никак не можем согласиться. Только Церковь – носительница Истины.

Вместе с тем мы не относимся к другим религиям враждебно, наоборот, стремимся к миру, взаимопониманию. Но должны твердо говорить (во всяком случае, своим собратьям-христианам, особенно детям) – эта идея, которую пытаются нам навязать, есть религиозное заблуждение. Чего хотят добиться инициаторы проведения уроков толерантности, сказать сложно.

Мне эта идея не по душе – создается впечатление, что нам таким образом пытаются очередной раз навязать мысль: истина присутствует везде понемножку. Ну и наложить запрет на всякую критику», – заключил священник.

Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, сообщил, что он разговаривал с представителями одной региональной думы, и в разговоре прозвучало слово «толерантность». Депутат оборвал своего собеседника, сказав: «Оно не популярно, мы им не уже пользуемся». 

«Напомню: исходно толерантность значит “невосприимчивость к яду”. Применение этого термина по отношению к обществу означает невосприимчивость общества к яду, к разлагающей его идеологии. Это терпимость ко всему. Есть люди, у которых высокий болевой порог, они не чувствуют боли.

Разве мы хотим, чтобы наше общество перестало быть чувствительным к внешнему агрессивному воздействию? Считаю, ему это будет только во вред. Думаю, “приучать к толерантности”, водя по православным храмам, синагогам, мечетям, – не полезное ни детям, ни обществу занятие.

Важно

В качестве альтернативы могу предложить провести в этот день урок по культуре религии, которая ближе семье того или иного учащегося.

Читайте также:  Православные молитвы, читаемые раз в год на день рождения

Мусульмане пойдут на экскурсию в ближайшую мечеть (хотя, думаю, они и так ходят туда каждую пятницу), дети православных христиан – в храм (хотя и так бывают там по воскресеньям), – а в Госдуме, полагаю, вообще будет аншлаг», – подчеркнул он.

Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, полагает, что наши школьники должны получать как можно больше различной полезной информации, однако это не должно быть в ущерб основной образовательной программе. 

«Если уроки толерантности введут за счет сокращения основных предметов, это ни к чему хорошему не приведет. Толерантность невежественного человека – не та цель, к которой должна стремиться наша школа.

Кроме того, проведение таких занятий в центрах религиозных конфессий несет некую опасность для каждой семьи.

Например, дети из православных семей должны, прежде как следует узнать Православие, и лишь затем знакомиться с другими религиями», – подчеркнул о. Серапион.

Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), полагает, что, видимо, речь идет не об ознакомлении с какой-то конкретной религией, а вообще с религиями, представленными в России, которые можно считать мировыми. 

«Конечно, буддизм, иудаизм, ислам – мировые религии. В общем, идея понятна. Но не знаю, каким будет эффект от ее воплощения. Здесь есть другая опасность – перегнуть палку.

Попытка выработать у человека толерантность ко всем религиям может стать прививкой от любой идеологии и религии вообще. “Мы живем, потакая страстям, делаем, что хотим, но толерантно относимся ко всему” – таков сегодняшний западный стиль. Вот в этом я вижу изъян.

Нужно постараться, чтобы этого не было. Ну а ознакомить школьников с традициями разных культур, думаю, было бы неплохо», – заключил он.

Совет

Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что само по себе название «уроки толерантности» уже наводит на какие-то тяжелые ассоциации, связанные с «европейскими ценностями». 

«Если знакомить детей с разными религиями, существующими в России, то, возможно, надо было назвать “уроки истории разных культур”.

Сегодня существует устоявшийся стереотип, что толерантность – это стирание принципов и границ, то есть человек должен поступаться своими принципами в пользу каких-то меньшинств или еще чего-то. Поэтому такое название в этом случае неуместно.

А польза от таких уроков будет зависеть от того, кто их будет проводить. Вообще неплохо, чтобы дети познакомились с вероисповеданиями, которые существуют в нашей стране. Главное не навязывать и не заставлять», – заключил священник.

Источник: http://orthodoxy.ru/node/600

О допустимости в веротерпимости

«Умеренность нужна во всем; без нее даже то, что служит на пользу, обращается во вред, и всё идет прахом»

Преподобный Исаак Сирин

О хранении Истины

Учение Православной Церкви основывается на двух источниках — Священном Писании и Священном Предании.

Иисус Христос сказал, что «все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф.11:13).И в Новом Завете нет никаких указаний на будущих новых пророков, посланных Богом со специальной миссией, но есть предупреждения о том, что «многие лжепророки восстанут и прельстят многих» (Мф. 24:11).

Святое Писание предупреждает нас: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3,4).

В настоящее время чрезвычайно важно определится с веротерпимостью. Это слово слишком часто употребляется в рассуждениях об отношениях православных к другим вероисповеданиям. Есть разная степень заблуждения, убеждённости, ошибок в поисках истины

Апостол Павел наставляет: «Испытывайте, что благоугодно Богу. И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». (Еф. 5:10,11).

Если человек не будет питаться истиной, он может искалечить свою душу. Истоки истины находятся в Личности Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего на землю и воплотившегося , пострадавшего за нас и воскресшего ради нашего Спасения.

Исходя из этого, и мы сами должны свидетельствовать так свою православную веру, чтобы мы могли сказать «Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину» (2 Кор. 13:8).

Веротерпимость — это признание права на существование чужой религии, терпимость к ее исповеданию. Православная вера чужда всякого рода фанатизма.

Обратите внимание

Но, тем не менее, фанатизм и Православие, к сожалению, иногда переплетаются в сознании нецерковных, околоцерковных и недовоцерковленных людей.

Толковый словарь так говорит о фанатизме: «Фанатизм — слепое и пламенное следование убеждениям, в особенности в области религиозной и политической».

Само слово фанатизм (от лат. fanatismus) означает исступленную, доведенную до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам, например, религиозным.

Согласно определению американского философа Джорджа Сантаяны, «Фанатизм состоит в удвоении усилий, когда забыта цель»; а согласно политику Уинстону Черчиллю, «фанатик — тот, кто не способен изменить своё решение и никогда не сменит тему».

Русский философ Н. А. Бердяев подчеркивает, что «нетерпимый фанатик совершает насилие, отлучает, сажает в тюрьмы и казнит, но, в сущности, слабый, а не сильный, он подавлен страхом, и его сознание страшно сужено, он меньше верит в Бога, чем терпимый». Он же заявляет, что «фанатик… ищет власти, а не истины».

Чтобы принять истину, нужно отказаться от своего эгоизма, от своей самости, а этого фанатик как раз не может сделать. Он может выйти из себя только в озлоблении против других, но не в поиске Любви истины (без принятия которой спасение невозможно). Фанатик может выйти против другого, но не навстречу Другому.

Бердяев, указывает на то, что фанатик всё видит через своё «Я». «Вера фанатика, его беззаветная и бескорыстная преданность идее нисколько не помогает ему преодолеть эгоцентризм…

фанатик какой-либо ортодоксии отождествляет свою идею, свою истину с собой». Отсюда Бердяев делает чрезвычайно важный вывод: «Эгоцентризм фанатика …

Важно

выражается в том, что он не видит человеческой личности, невнимателен к личному человеческому пути».

В церковной жизни, например, есть люди, которые придают особое значение форме, непременному соблюдению точности.. Во имя этой точности и формы можно и резко критиковать и изгонять. Таким образом, абсолютизируя форму, считают, что совершают богоугодное дело.

Но в таком случае истина веры, истина христианской жизни разрушается. Вера — это нечто такое, что не может существовать как форма, как привязанность к символам, формам, канонам и т. д. Старец Паисий называл каноны пушками, из которых мы стреляем и убиваем других.

Противоположность религиозности и фанатичности

Религиозный фанатизм ведет к фундаментализму. В 1910 г. М. и Л. Стюард опубликовали серию книг. «The Fundamentals», которые дали начало развитию фундаментализма.

Фундаменталист исходит из того, что некие важные для его веры положения остаются незыблемыми, никто не дерзает на них посягнуть. Казалось бы, такая уверенность напрямую связана с верой… но она, на самом деле, исключает еще одно понятие, названное словом от того же корня.

Уверенность исключает доверие.

Если я в чем-то уверен, это значит, что я знаю всё наверняка, я всё контролирую сам и никому не позволю на этой территории чем-либо распоряжаться.

Но если я доверяю человеку или Богу, я ни в чем не могу быть уверенным, кроме как в благополучном исходе дела. Я готов принять любой поворот событий, я ничего не предрешаю и всё поручаю заботам того, кому доверяю.

Именно такой была вера Авраама и вера апостолов — они откликнулись на Божий призыв, еще ничего не зная, не будучи уверенными ни в чем конкретном.

Верующий по-настоящему человек не станет ненавидеть тех, кто, по его мнению, не прав. Верующего отличает терпимость к грешнику. «Люби грешника и ненавидь грех» — вот истинно христианский принцип.

Христианин все свои проблемы видит в себе, именно там — центр его борьбы, там, в его сердце как говорил Ф.М. Достоевский «Дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей» и там… Для православного главный фронт борьбы за спасение души находится в душе.

Совет

Преп Исаак Сирин учит нас : «О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному».

Священное Писание научает нас с большой ответственностью относится к каждому произнесённому слову. «Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено» (Кол.4:6)

Всякие проявления фанатизма противоположны истинно религиозному устроению человека.

Настоящая вера во Христа не отрицает и не отметает ни одно из проявлений человеческого духа, но стремится освятить и преобразить всякий род человеческой деятельности.

Абсолютным примером для нас должен быть апостол Павел, который свою проповедь среди афинских язычников начал с признания относительной ценности эллинского (т.е. языческого) богопознания.

В смирении, помня о том, что «все мы много согрешаем» (Иак. 3:2), верующий никогда не станет считать систему своих взглядов безошибочной и единственно верной.

Он не забывает о том, что Истина — это Христос, а сумма его собственных убеждений всегда будет иметь некую неполноту, ибо все мы в этом веке «видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» познаём «отчасти», и только в жизни будущего века увидим Истину «лицем к лицу» (1 Кор. 13:12).

Апостол Павел писал: «… наша брань (борьба ) не против крови и плоти (то есть людей ), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф. 6; 12).

Православие — правда и любовь

Русский богослов Л. Шестов рассуждает:

По своему характеру православная вера такова, что исповедующие ее не могут быть равнодушны и безразличны к культуре, образованию общества, гражданами которого они являются. Православная вера ориентирует на активное общественное деяние, на созидание жизнеутверждающего, осмысленного бытия человека в мире.

Владыка Иоанн (Шаховский) обращается к нам:

О христинской ответственности

«Вы — соль земли» (Мф. 5; 13.), — сказал Господь апостолам.

Церковь — соль земли. Соль известное всем средство препятствующее гниению. Чем дальше люди уходят от Церкви, тем сильнее запах тления. Без Церкви мир протухнет, растлится в своих беззакониях. Господь не хочет насилия над волей человека.

Он хочет свободного её проявления: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). Господь не стесняет волю человека при выборе пути к добру или злу. Поэтому-то те кто добровольно следует за ним, Он называет не рабами, а «друзьями» (Ин. 15, 16).

Православие оживляет и одухотворяет человека. Оно приводит верующего к возрастанию его в любви. Любовь христианская по своей сути подобна любви Божией, которая изливается не только на безупречных в вере, но и на всех: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).

Обратите внимание

Мы, православные, должны по слову митрополита Антония Сурожского быть «живой иконой, живым присутствием Христа». И следовательно, всякая ограниченность, всякий фанатизм несовместимы с подлинной верой во Христа.

Святитель Феофан Затворник говорит:

Настоящий христианин — только тот человек, который способен жить по Евангелию, для которого христианство — не просто интеллектуальное убеждение, мировоззрение, но образ жизни.

О пределах веротерпимости

Относясь любовно к каждому человеку, ценя искренность убеждений в каждом, не допуская и мысли о фанатизме, мы должны всегда чтить и живить Святую нашу веру – Православие.

Преподобный Феодосий Печерский определённо и однозначно свидетельствуют о том, как христианину надлежит относиться к иным религиям. «Кто хвалит чужую веру, тот свою хулит, а кто хвалит и свою веру, и чужую разом, — тот двоеверец; и кто тебе скажет, что и ту, и другую веру Бог дал — ты скажи ему «Разве Бог двоеверен? Писание говорит: един Бог, едина вера, едино крещение».

Cвященномученик митрополит Владимир так говорит о веротерпимости:

«Ревность по доме Твоем снедает Меня» (Лк. 2,17). Ревность по правде, по Православию должна «снедать» каждого Православного христианина.

Читайте также:  Кафедральный соборный храм христа спасителя в москве

Исповедание веры необходимо для того, чтобы сам человек спасся — это одна сторона. Другая важная сторона исповедания — это проповедь Господа в этом мире о жизни по вере, чтобы и другие прославляли Отца нашего Небесного. Апостол Павел свидетельствует: «Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение» (Рим. 10:10).

Христос учил терпимости и любви ко всякому человеку, какой бы веры он не был: если человек нуждается в помощи, его нужно накормить, одеть, посетить или просто оказать сострадание. Но Христос не учил терпимости к ложному верованию этого человека. Нужно любить человека, но при этом отрицаться его ложной веры.

Господь наш Иисус Христос прямо говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 6); «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9); «Истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.

6, 53).

Литература:

  • Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Собр. Соч. Т. 1. Изд. братства во имя святого князя Александра Невского. 1999
  • Бердяев Н.А. Русские записки Человек. 1997. № 9.
  • Брокгауз Ф, Ефрон И Энциклопедический словарь М. ЭКСМО 2006
  • Добротолюбие. Избранное для мирян. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2001
  • Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы Собр.соч. 15-ти томах. Л., «Наука», 1991. Том 9-10
  • О нашей веротерпимости http://www.blagobor.by
  • Протоиерей Василий Попов Православие и свобода М. Народная польза — 1998
  • Шестов Л. И. Сочинения. М.: «Наука», 1993.

Александр А. Соколовский

Источник: http://www.blagobor.by/article/vera/dop-ver

Терпение, терпимость, толерантность. Как не предать свои убеждения и Бога

Снисходительного, мягкого, терпимого человека сегодня модно называть толерантным. Сегодня в обществе нас призывают быть толерантными и терпимыми ко многому. Но часто терпимость путают с терпеливостью и терпением, а ведь терпение – одна их христианских добродетелей.

Как не попасть в эту ловушку? Где граница между терпением и терпимостью, между терпимостью и толерантностью? Надо ли быть толерантными к иному мнению, к другой расе, к противоположному полу? И не приводит ли толерантность и терпимость к предательству – своих убеждений и Бога? Мы собрали мнения служителей.

Бог призывает меня к терпимости. Он учит меня не судить. Прощать. Любить, даже врагов.

Юрий Сипко, пастор, экс-председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов (Российский союз ЕХБ):

Живя в обществе, мы не только утверждаем и распространяем свои убеждения, свой образ жизни, но испытываем влияние людей, исповедующих иные взгляды и ведущих иной образ жизни. Если мы нетерпимы к нашим соседям, наши соседи нетерпимы к нам. Конфликт неизбежен.

Важно

Его наследуют наши дети. Он перерастает в войну. Если мы терпимы, толерантны, мы естественно создаём атмосферу принятия и живём мирно, уважая друг друга. Мы не принуждаем наших соседей исповедовать наши принципы. Мы не унижаем их за ценности, которые они исповедуют.

Они не принуждают нас исповедовать их принципы. И не осуждают нас, за то, что наши принципы отличаются от их принципов. Мы уважаем соседей, соседи уважают нас. Наши дети не воюют. Всем хорошо.

Христос учит нас: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук.6:31).

Это толерантность. Так она работает в Европе. Так она работает в Азии. Так она работает в России. Я хорошо отношусь к толерантности. Потому, что Бог призывает меня к терпимости. Он учит меня не судить. Прощать. Любить, даже врагов.

Антоним толерантности – нетерпимость, агрессивность. В жизни нашей это конфликты. На национальной почве. На религиозной почве. На бытовой почве.

Это вражда. Это противно Богу. Слишком много слёз вокруг нас. Плачут сироты. Плачут разведённые влюблённые. Плачут осиротевшие старики. Это жертвы нетерпимости. Совсем недавно мы прекратили насиловать левшей. Ведь ломали, публично унижали в угоду безумию власти. Сколько ещё “левшей” в нашей стране, которые веруют не так, молятся не так, читают не то, думают не так, говорят не так.

Денис Кривошеев, дьякон «Церкви Святой Троицы» говорит о толерантности в христианстве.

Делать вид, что мы не замечаем грех, – это самое настоящее предательство: предательство молчанием

Максим Козлов, протоиерей, профессор Московской духовной академии и семинарии, первый заместитель председателя и главный инспектор Учебного комитета Русской Православной Церкви:

На мой взгляд, нужно отличать толерантность (хотя слово «толерантность» из какого-то «птичьего языка», но все мы понимаем, что стоит за ним) от соглашательства с грехом. Терпимость, в хорошем смысле слова, в том числе и веротерпимость, – это наше понимание того, что человек, придерживающийся иных, чем мы, взглядов, будет в этих взглядах коснеть.

Совет

И если мы попытаемся его насильно и грубо от этих взглядов отвратить, то никакого положительного результата не получим, более того – результат будет прямо противоположный. Это касается не только вероучительных заблуждений, но и нравственной жизни человека, его мировоззрения. При попытках перешибить плетью обух ничего хорошего не выходит.

Действовать нужно больше убеждением, примером и побуждением.

Совет

Но это не означает, что мы должны не замечать, как очевидным образом – жизнью и особенно соединением жизни и публичного призыва – пропагандируется грех.

И вот тут делать вид, что мы ничего не замечаем, поддерживать с такими людьми отношения ради выгод, которые наше общение с ними может принести, стараться избегать проблем и конфликтов – это самое настоящее предательство – предательство молчанием.

Геннадий Мохненко, пастор Церкви добрых перемен, епископ, капеллан, основатель реабилитационного Центра для детей «Республика Пилигрим»: «Церковь и христианская общественность Европы все яснее осознают, что нужно с натиском безбожия и «тоталитарной толерантности» что-то делать».

Слов «толерантность» и «терпимость» нет ни в Ветхом Завете, ни в Евангелии

Елена Чуйко, газета «Добрая Весть»:

Слов «толерантность» и «терпимость» нет ни в Ветхом Завете, ни в Евангелии. Из уст Христа призывов к терпимости также никогда не звучало (не нужно путать с терпением).

Иоанн Креститель не призывал к агрессии с несогласными его проповедями, но это не мешало ему называть лицемеров «порождениями ехиднины». Если бы речи апостолов были толерантны, возможно, они остались бы живы.

Да и «толерантного» Иисуса, который соглашался с учением фарисеев представить сложно. А «толерантный» реформатор Мартин Лютер, «обидевший» церковь?

Истину нужно называть истиной, грех – грехом, а предрассудки и заблуждения – предрассудками и заблуждениями, в рамках современных представлений о приличиях, конечно.Вы можете представить себе Иисуса, забрасывающего куриными яйцами грешника? Я – нет. Вспоминается библейская история с блудницей: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень».

Этого было достаточно. Фарисеи и книжники разошлись, а Иисус остался – «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Меняем блудницу на «других», отличных от нас, а камни на куриные яйца, и видим, что… история повторяется.

Важно быть терпимым и миролюбивым, а не беспринципным. Христова истина стоит того, чтобы мы, веруя, провозглашали ее убежденно.

Что изменится, если наши оппоненты во всем согласятся с нами, а сексуальные меньшинства вдруг разом изменят свою ориентацию на традиционную, при этом так и не приняв Иисуса? Ответ один – они пойдут в ад. Спасает не праведная жизнь, а Христос. Он любит человека, а не грех.

Обратите внимание

Забрасывая «куриными яйцами» и выплеснув из-за своего фасада гроздья гнева на «других», мы надежно перекрываем им путь к спасению.

Василий Ничик, руководитель отдела Общественных связей и религиозной свободы, магистр богословия университета Эндрюса (США), докторант практического богословия университета Эндрюса (США), говорит о границах толерантности.

Никогда толерантность и предательство не идут вместе

Александр Сатомский, иерей, пресс-секретарь информационно-аналитического отдела Ярославской епархии:

Никогда толерантность и предательство не идут вместе. Толерантность есть не что иное, как признание того факта, что человек может быть другим, отличным от меня во всем или многом.

И такое принятие другого вовсе не означает соглашательства с человеком и его позицией. Я могу быть сколь угодно толерантен к инаковерующим, но это абсолютно не означает, что я с ними согласен.

Поведение должно характеризоваться терпимостью

Александр Бычков, христианский блогер:

Христианская терпимость в пораженном грехом мире неизменно простирается и за пределы христианской общины. Ведь христиане живут в этом мире, они должны подчиняться несовершенным законам государства.

Они должны жить, работать бок о бок с неверующими людьми, людьми, разделяющими совершенно иные ценности, которые в своей сути противны христианским. В таком случае их поведение должно иметь некоторые направляющие. Ясно то, что они, как правило, не могут выйти из этого общества.

Ясно и то, что они не могут перестать быть христианами, но обязаны, как своей жизнью, так и своими словами свидетельствовать о своей принадлежности Христу. Они обязаны относится к людям мира так, как хотели бы, чтобы относились к ним, обязаны делать им добро и уважать их.

В то же время, они обязаны говорить правду, свидетельствовать об истине. Их поведение должно характеризоваться терпимостью.

Под видом толерантности христианство изгоняется из общественной жизни

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

В наше время, когда мир охвачен множеством конфликтов, когда на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в некоторых других африканских странах погибает большое количество христиан, когда они уничтожаются целыми поселениями и городами с невероятной жестокостью, когда разрушаются их храмы и монастыри, когда мировое сообщество никак не может выработать общих подходов в борьбе с терроризмом… наши братья-христиане страдают и в Европе, и в других странах, где злой политической силой под видом толерантности христианство изгоняется из общественной жизни.

Колонки – InVictory

  • 5 причин, почему мы должны хранить себя до свадьбы< Назад
  • Три способа, которыми дьявол старается отвлечь нас от ХристаВперёд >

Источник: http://christian.by/stati/1183-terpenie-terpimost-tolerantnost-kak-ne-predat-svoi-ubezhdeniya-i-boga

Как Православная Церковь относится к инославным и к харизматам

Вопрос: Как Вы считаете, какое влияние оказывают протестантские церкви различных деноминаций на духовную ситуацию в стране? Видит ли Русская Православная Церковь церкви протестантских деноминаций, в частности, пятидесятнических, в качестве своих соработников в деле духовного возрождения и укрепления России?

Ответ патриарха Кирилла: Отношения Русской Православной Церкви с традиционными протестантскими конфессиями всегда отличались взаимной терпимостью, открытостью к диалогу. Однако сегодня протестантизм в нашей стране представляет собой неоднородное явление.

Очень часто под именем протестантов выступают не лютеране или баптисты, а неохаризматические группы, многие из которых имеют деструктивный, тоталитарный характер. Подобные объединения, эксплуатирующие внутреннюю слабость людей, негативным образом воздействуют на ментальное здоровье своих приверженцев, вся духовная жизнь которых подменяется набором неконтролируемых эмоциональных реакций.

Важно

Как православным, так и традиционным протестантам равно очевидно, что подобная лжедуховность находится в противоречии с библейским учением.

Вопрос: Озвучьте, пожалуйста, официальную позицию Русской Православной Церкви, а так-же Вашу личную, в отношении протестантских Церквей. Хотелось бы услышать об отношении не только к традиционным конфессиям, как лютеранство, но и к таким, например, как пятидесятничество харизматического направления.

Ответ патриарха Кирилла: Позиция Русской Православной Церкви в отношении протестантских деноминаций изложена в документе “Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию”, принятом на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.

“Православная Церковь, – говорится в документе, – проводит четкое различие между инославными исповеданиями, признающими веру в Святую Троицу, Богочеловечество Иисуса Христа, и сектами, которые отвергают основополагающие христианские догматы.

Признавая за инославными христианами право на свидетельство и религиозное образование среди групп населения, традиционно к ним принадлежащих, Православная Церковь выступает против всякой деструктивной миссионерской деятельности сект”.

Как известно, пятидесятники вполне разделяют перечисленные основы христианской веры.

Однако, как об этом уже говорилось, среди групп, именуемых “пятидесятническими” или “харизматическими”, немало таких, которые в своих религиозных практиках весьма далеко отошли от библейской и церковной традиции богообщения.

Нам приходится сталкиваться с ситуациями, когда пребывание в подобных сообществах сказывается на духовном облике и даже психическом здоровье человека совершенно разрушительным образом.

Мне представляется, что и православные, и традиционные протестанты должны совместно засвидетельствовать перед обществом, что проявления псевдодуховности, имеющие место в некоторых религиозных сообществах, в том числе называющих себя “харизматическими”, не имеют никакого отношения ни к Библии, ни к христианству.

Из интернет-конференции данной на портале Luther.Ru (18.02.2009)

Источник: https://stavroskrest.ru/content/kak-pravoslavnaya-cerkov-otnositsya-k-inoslavnym-i-k-harizmatam

Ссылка на основную публикацию