Православная церковь о социальных сетях: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Социальные сети – в чем опасность для духовной жизни?

Современного человека бесы искушают современными методами – такую мысль до читателя доносит один из героев повести-притчи Юлии Вознесенской «Мои посмертные приключения». И в самом деле: очень легко проследить, как дьявол взращивает в людях хвастовство, самолюбие, тщеславие и гордость.

Социальные сети – от инструмента общения до букета грехов

Для этого он использует безобидные современные инструменты. Например, соцсети. Вот вроде бы ничего опасного в них и нет. Наоборот, можно использовать для многих благих целей:

  • общаться с друзьями, родственниками, которые проживают в другой стране, рассказывать им о своей жизни;
  • создавать православные группы и сообщества, чтобы объединять верующих людей, знакомить христиан, организовывать православные встречи, концерты, фестивали.

Но бесы – мастера извращений. Во что люди превращают собственные профили в социальных сетях? В искаженное представление о себе.

Они заботятся не о том, как поживают их родственники в другой стране, как подключить волонтеров к созданию православного сообщества.

Все их мысли заняты тем, какую свою фотографию выставить, как рассказать всем о своем великолепном отдыхе, как похвастаться тем, что побывал (-а) на очередном концерте, фестивале.

Обратите внимание

Если они и сделали что-нибудь хорошее, то спешат сразу же об этом рассказать, чуть ли не сфотографироваться вместе со старушкой, которой помогли перейти дорогу.

Доходит до полнейшего абсурда, когда люди начинают писать, что они чувствуют, кто их обидел, выставлять фотографии того, что они едят в кафе, или детские снимки, самые сокровенные фото из семейного альбома…

К каким грехам может привести «безобидное» сидение в социальных сетях?

Неоднократно приходилось наблюдать за тем, как девушки меняют фотографию профиля, а потом ждут, кто поставит отметку «нравится». «И почему мою аватарку никто не лайкает?» – это уже не шутка, а дословное цитирование реальных претензий.

К чему это ведет? К духовной деградации.

Во-первых, люди тратят ценное время на создание образа, который не всегда соответствует действительности.

Во-вторых, они упражняются в гордости и самолюбии. Им нравится хвастаться тем, куда они сходили и что сделали. Они очень зависят от того, что о них думают другие, кто «лайкнет» их фотографию.

В-третьих, все это приводит к обману и самообману. Люди пытаются внешне соответствовать каким-то придуманным критериям, подстраиваться под других.

В-четвертых, они становятся зависимыми. Неделя без вот такого придуманного мира – это мука.

Жить для себя или напоказ?

Знаю людей, которые, ощущая зависимость от социальных сетей, мнения других пользователей, комментариев и лайков, удаляли свои профили навсегда. Тем самым они становились неуязвимыми для такого современного метода втянуть человека в грех. Некоторые поступали менее радикально: они ограничивали время пребывания, а также по минимуму афишировали свою жизнь.

Поверьте, не нужно рассказывать всем о том, что вы сделали что-то хорошее. Бог все видит и за тайное воздаст явным. Если же вы будете выставлять свои благие поступки напоказ, будут ли они оставаться все такими же хорошими? Или ваше хвастовство омрачит их?

Источник: http://megapoisk.com/sotsialnye-seti-opasnost-dlja-duhovnoj-zhizni

Зачем православным соцсети?

Время поста – это в идеале время большего общения с Богом и меньшего праздного общения с ближним.

Впрочем, если судить по православному сегменту социальных сетей, то с начала Рождественского поста мало что изменилось, а если и изменилось, то к худшему.

Нет, конечно, нашлись смельчаки, которые сознательно на время поста ушли из соцсетей, но таких меньшинство. А вот те, кто остались, стали свидетелями, а то и участниками внезапно разгоревшихся споров.

Все началось в первый же день поста. Ортосегмент «Фейсбука» внезано озарился ссорами, расфрендами, обидами и оскорблениями. Для верующего человека ситуация более-менее объяснимая: начался пост, появились искушения. Казалось бы, тут же стоит сделать выводы и сократить пребывание в соцсетях или хотя бы уменьшить время на празднословие.

Увы. Прошло совсем немного времени, и православное вебпространство озарилось спором о многодетности.

Только отгремели громы и молнии на тему спасения/неспасения от чадородия, как появились новые более локальные споры.

Например, о возгласах на Литургии, касающихся оглашенных – склонять ли голову на соответствующей ектении или не склонять (а если склонять, то выходить ли на «оглашенные изыдите»)…

Дело, конечно, не в спорах как таковых, а в ожесточенности этих споров.

Порой создавалось впечатление, что мы вернулись в эпоху Вселенских Соборов и спорим на тему природы Святой Троицы или богочеловечества Спасителя. И что от количества детей или склонения головы в поклоне для оглашенных воистину зависит спасение души.

Боюсь, что со стороны все это выглядело каким-то гротескным театром абсурда.

Важно

И самое главное, многие спорящие стороны принципиально не желали слушать своего оппонента. Собственно, споров как таковых и не было. Было бескомпромиссное категоричное утверждение своей позиции как истинно правильной и ортодоксальной.

Когда-то давно на заре появления ортосми, православные так же ломали копья на тематических форумах. Там случалось всякое, однако споры были все же более конструктивными (возможно, потому, что за любой дискуссией следили модераторы). На каждое утверждение можно было услышать адекватный ответ с привлечением многочисленных цитат из Св. Писания, трудов отцов, канонов и т. д.

Теперь этого нет. Мало кто стремится обосновать собственную позицию. Более того, мало кто вообще читает, что пишет оппонент.

Сложился особый вид интернет-персонажей, которые живут стереотипами. Ярлыки навешаны на все: на людей, на группы, на сайты.

Обобщение работает по простой схеме: есть некий искусственно сконструированный «образ благочестия», которому непременно нужно соответствовать, и, напротив, есть такой же симулякр с противоположным знаком.

Например, стоит тебе найти позитив в диалоге православных с католиками, определенная группа тебя тут же запишет в «экуменисты», «филокатолики» и т. д.

Стоит заговорить о красоте церковнославянского языка, и уже другая группа отнесет тебя к «ретроградам», «мракобесам» и пр. Но если упомянуть, например, что неплохо бы немного отредактировать тексты на ЦСЯ (как это делается за все время существования нашей Церкви), первая группа снова объявит тебя «обновленцем», а то и «масоном».

Атмосфера воистину нездоровая. И она вышла уже за рамки соцсетей. Сейчас многие даже не в состоянии осилить статью, довольно лишь прочесть одно название – и народу «уже все ясно».

Совет

Выходит статья, и уже через несколько секунд под ней появляется «лайк» человека, который, не читая, нашел ее «своей».

И еще через секунду же нарисуется обличительный комментарий того, кто по заголовку определил здесь «ересь»…

Глядя на все это, постоянно задаешься вопросом: «Зачем вообще верующим соцсети?» Уж точно не для поиска истины. «Истину» добрая половина интернет-спорщиков, судя по их комментам, уже знает.

Читайте также:  Кто такие православные старцы?

Тогда зачем? Что заставляет совершать набеги на посты и страницы оппонентов (кстати, порой мнимых «оппонентов») и, брызгая слюной, обзывать всех фарисеями и обличать, обличать, обличать?

Можно, конечно, предположить, что таким образом люди самоутверждаются. Ну, допустим. Но ведь часто от своих комментариев самопровозглашенные проповедники «истины в последней инстанции» удовлетворения так и не получают, ведь натыкаются на отповедь. И отповедь бывает часто очень неприятна, неприятна прежде всего тем, что аргументированна.

Вот и маются «ревнители благочестия» или «ревнители либерализма» по чужим страницам, грохочут «праведным гневом», рассыпают обличения, а удовлетворения не находят.

Так, может, стоит вспомнить, что уже приближается половина поста и пора оглянуться и осознать – как же я его провел.

А потом просто отключиться от «Фейсбука» («ВКонтакте», «Одноклассников»), тихонько помолиться и сделать доброе дело.

Дмитрий Марченко

Источник: https://pravlife.org/ru/content/zachem-pravoslavnym-socseti

Активность Русской православной церкви в электронном пространстве (на примере сети Интернет)

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-5-39 УДК 322

АКТИВНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЭЛЕКТРОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ)

Семенова Д.М.

Статья посвящена все возрастающей роли Русской Православной Церкви в российском обществе. Как в реальном пространстве, так и в виртуальном Русская Православная Церковь активно взаимодействует с другими акторами, транслируя собственные убеждения и ценности.

Предмет исследования -деятельность Русской Православной Церкви в различных сегментах Интернет-пространства. Цель работы – анализ методов использования Русской Православной Церковью Интернет-пространства и определение их эффективности. В ходе работы использовался метод контент-анализа.

Обратите внимание

В ходе исследования были выявлены формы участия представителей Русской Православной Церкви в электронном пространстве: это группы и страницы в социальных сетях, блоги священников, онлайн услуги – к примеру, проект «Батюшка онлайн», православные форумы.

Обсуждения в Интернет-пространстве посвящены не только вопросам исполнения культам или религиозной проблематике, но и общественно-политическим вопросам, в том числе, каким должно быть идеальное государство, будущее России, политические враги России.

Ключевые слова: Интернет-пространство, Русская Православная Церковь, Православный Интернет, социальные сети, православные демотиваторы.

THE ACTIVITY OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE ELECTRONIC SPACE (FOR EXAMPLE, THE INTERNET)

Semenova D.M.

The article is about the increasingly important role of the Russian Orthodox Church in Russian society. As in real space as in the virtual Russian Orthodox Church is actively communicate with other actors, spreading their own beliefs and values.

The subject of the study – is activity of the Russian Orthodox Church in the various segments of the Internet space. The purpose of the research – is the analysis of methods of the Russian Orthodox Church using in the Internet space and determining their effectiveness. The work used the method of content analysis.

The study identified the forms of participation of representatives of the Russian Orthodox Church in the electronic space: groups and pages on social networks, blogs, online services – for example, the project “Priest online”, Orthodox forums.

The discussions in the Internet space dedicated not only to the realizing of cults or religious issues, but also social and political issues, including what should be the ideal state, the future of Russia, the political enemies of Russia.

Важно

Keywords: Internet space, Russian Orthodox Church, the Orthodox Internet, social networks, Orthodox demotivators.

Деятельность Русской Православной Церкви в современном мире направлена, в том числе, и на популяризацию собственной деятельности, своих идей и ценностей в российском обществе.

Ведущая роль в трансляции дискурса в современном мире принадлежит электронным масс-медиа, связывающим аудитории через территориальные и социальные границы. По мнению Г.

Миненкова, «благодаря электронным СМИ приобретают новые измерения практики конструирования «воображаемых сообществ»[4]. В таких

опосредованных масс-медиа содружествах создаются возможности для социальных и политических действий, которые в ином случае было бы трудно вообразить.

Интернет, как один из видов электронных каналов передачи информации, уже давно стал неотъемлемой частью общества, и потому используется как инструмент влияния на массовое сознание различными политическими силами.

РПЦ также активно использует электронные способы передачи и распространения информации, для PR собственной деятельности, распространения идей.

Существует целая система под названием Православный Интернет -явление, набирающее все большую популярность и являющееся инструментом в руках РПЦ по распространению своих идей. Это целая культура со своей символикой. Например, Св.

Совет

Иоанн Богослов считается покровителем православного Интернета. Сам Патриарх благословил освоение Интернета паствой. В Православном Интернете есть собственные социальные сети и сайты знакомств, форумы и блоги.

В них активное участие принимают не только священнослужители, но и миряне.

В работе Н.А.Баранова приводятся следующие статистические данные: «На январь 2010г.

среди Интернет-ресурсов РПЦ насчитывается 199 епархиальных сайтов, 337 сайтов монастырей, 1445 сайтов храмов, 96 сайтов духовных академий и семинарий, 1125 сайтов православных СМИ, 132 домашних страницы священников.

Официальные сайты имеют практически все структуры Русской православной церкви, большинство из которых регулярно, а зачастую ежедневно обновляются. Находится в стадии активного развития православная блогосфера, в которой обсуждаются как религиозные, так и светские злободневные темы.

Так, широко известен форум миссионерского портала протодиакона Андрея Кураева, посещаемость которого составляет 1517 тысяч посетителей в день. Статистика форума впечатляет: на 13 сентября 2011г. зарегистрировано 4664741 Сообщений в 74612 темах от 37853 пользователей» [3].

Русская Православная Церковь представлена и в общественных социальных сетях. В Контакте по запросу Православие мы нашли 2660 групп. Православная Церковь – 863. Епархия – 690. Количество участников данных групп составляет по несколько десятков тысяч человек.

Многие группы позиционируют себя как общественно-политические. В них активно обсуждаются вопросы национальной идеи, истории России, будущего России. Организаторами групп выступают и священнослужители, и обычные пользователи Интернета.

В группах представлены аудио-видео записи, как на церковную тематику, так и на общественно-политическую.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-elektronnom-prostranstve-na-primere-seti-internet

Соцсети ловят нас в сети, из которых трудно выбраться. Духовная жизнь и посиделки в соцсетях несовместимы » Против УЭК

18-07-2015

Вести полноценную духовную жизнь и просиживать в «вконтакте» невозможно. Надо выбирать что-то одно. Попытаюсь это объяснить. Недавно мне попалась статья о влиянии социальных сетей на психику.

С большинством тезисов автора я согласился, так как на себе проверял это. Но, считаю эту тему важной не из-за влияния на психику, а из-за урона, наносимого духовной жизни.

Синдромы этой болезни обнаружил не только у себя, но и регулярно замечаю, как от неё страдают близкие мне люди…

 1. ЗАВИСИМОСТЬ.

Страшна зависимость от наркотиков или алкоголя, но, не менее опасна интернет-зависимость от соц.сетей. От чего человек зависим, тому он и раб. Мы – рабы Божии, потому что без Бога жить не можем.

Обратите внимание

Если молодой человек не может продержаться недели без посещения «вк», значит он стал рабом соц.сети. По мнению автора статьи о вредном влиянии соц.сетей, для появления зависимости есть несколько причин.

Читайте также:  Молитвы святой ксении петербургской

1.1 «Первая причина»- пишет автор, – «заключается в том, что работа в социальных сетях раздражает центры удовольствия в нашем мозгу.

Мы испытываем приятные эмоции, каждый раз, когда читаем доброжелательный комментарий под своей фотографией, получаем «лайк», когда кто-то оставляет положительный отзыв и т.д.

Желание повторного получения этих эмоций несет нас вновь на просторы соц.сетей, заставляя там проводить все больше и больше времени».

С духовной точки зрения это называет тщеславием. Оно проявляется в ожидании одобрения выложенной информации в виде «лайка» и всякого другого внимания к себе. Тщеславие – страшная болезни души. Кто-то выкладывает фото своих детей, чтобы потщеславиться «это же мой, мой ребёночек!». Но, рассказ о своей личной жизни (в виде фото, текста или видео) на интернет-просторе наносит вред для души.

Преподобный Никодим Святогорец наставляет: «Никогда не говори о себе самом, о своих делах или о своих родных, исключая случаев, когда это необходимо»[1]. Конечно, кто-то будем оправдываться, мол, родственники живут далеко, поэтому для них можно выложить фото. Но, почему бы не послать фото в почтовом email сообщении?

1.2 «Вторая причина кроется в особенностях усвоения информации при работе в многопользовательских веб-платформах.

Человек, который сидит, например, в контакте получает много разнородной информации мелкими порциями за маленький промежуток времени: прочитал коротенький комментарий, ответил, тут же открыл новости, там уткнулся взглядом в интересный пост в сообществе про науку, стал читать, параллельно включив аудиозапись, не дочитал, так как внимание отвлекло сообщение от друга, ответил и зашел на страничку этого друга посмотреть что там новенького.

К такому режиму работы мозг привыкает так же быстро, как руки и рот привыкают к «щелканью» семечек.

Дело даже не только в самом удовольствии и особенностях усвоения информации, а в удобстве, быстроте и доступности соц сетей!».

Разве это не так? Мозг, привыкая к такой спонтанной деятельности отучается рационально мыслить и конструировать глубокие идеи.

2. ЛОМКА И СВОБОДА.

Зависимость от соц.сетей рождает информационную ломку. Одного брата в дни, когда он не заходил в «вк», буквально «распирало» узнать какую-либо новость.

Светские новости он не смотрел, поэтому, очень хотелось зайти в православные СМИ. Но, откуда такая тяга? Очевидно, что она не должна являться нормой для христианина.

Важно

От привычки постоянно получать информацию и начинается «ломка», когда информация не поступает.

И, что самое главное, это болезненное желание страдалец не может удовлетворить ни чтением Библии, ни чтением житий святых отцов (а ведь духовное чтение для нас всегда открывает что-то новое), так как это уже затруднительно для ума, привыкшего потреблять информацию мелкими порциями. Поэтому в православных группах соц.сетей так популярны коротеньки цитаты. Мало у кого хватит сил прочитать хотя бы один том святителя Иоанна Златоуста полностью…

Современный человек настолько зависим от получения информации, что ему сложно прожить без новостей. Эта тяжелейшая болезнь. По статистике, 80% опрошенных исследователями пользователей соц.

сетей признались, что не могут не проверить страничку хотя бы раз в сутки.

Кроме того, наша страна занимается в мире не только по количеству абортов, но и по интернет-зависимости: каждый третий (!) россиянин ежедневно заходит на свою страничку в социальных сетях.

Проверить, есть ли у нас интернет-зависимость, или нет, можно посредством полного ограничения себя от новостей и соц.сетей. Эта инфозависимость отнимает у христианина свободу, делая его рабом этой страсти. «Совершенная свобода состоит в том, чтобы вовсе ни в чём не нуждаться» (свт. Иоанн Златоуст)(2).

3. МОЛИТВА И «ВКОНТАКТЕ».

Сколько я ни спрашивал у своих братьев, как у них получается совмещать молитву и посиделки в социальной сети (пусть и на страничках с православной информацией), всё время получал один неутешительный ответ: «Ды вот, молитва сейчас не идёт…». Стоит ли заходить в социальную сеть, если из-за этого главное дело христианина терпит большой урон?

Автор статьи о вреде соц.

сетей верно подмечает, что из-за того, что пользователь «вконтакте» получает информацию спонтанно, быстро и маленькими порциями, мозг привыкает к такой работе и теряет способность длительное время удерживать внимание на чём-то, вследствие чего появляется синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Происходит это из-за того, что есть соблазн одновременно совершать несколько умственных процессов. Становится трудно удерживать внимание на чтении книги. «Возникают сложности с тем, чтобы последовательно размышлять, обдумывать одну проблему: внимание постоянно «уплывает»»

Из-за привычки впитывать информацию спонтанно, ум, в итоге, начинает терять внимание. А «без внимания молитва не молитва. Следовательно, это главное» (свт. Феофан Затворник)(3).

Поскольку внимание – это главная составляющая молитвенного делания, то его отсутствие делает совершение умной молитвы невозможным. Святитель Феофан учил, что умная молитва должна быть не только у монахов, но и у мирян.

Для её стяжания будущие подвижники уходили в горы и пустыни, а современные христиане и дня не могут прожить без общения и просмотра новостей в соц.сетях…

Впитывая кучу хлама и эмоций от потока информации в соц. сетях невозможно избежать ненужных помыслов на молитве…

4. МИССИЯ И ПОСИДЕЛКИ В «ВК».

Соц.сеть не является злом, это, безусловно, лишь инструмент, которым надо уметь пользоваться во благо. Например, выкладывать слово о Боге, о спасении, разного рода апологетику. Только вот если это хоть немного вредит душе того, кто будет этим заниматься, то это дело станет погибельным.

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26). Есть мнение, что православный обязан быть в соц.сетях, чтобы сделать мир лучше. Но такое убеждение не верно.

Что православный обязан, так это стремиться к святости, как того требует Бог. А сама мысль, что в целях миссии «нужно обязательно иметь аккаунт в соц.сетях, чтобы помочь окружающим прийти к Богу» говорит о том, что утверждающий так больше надеется на себя, чем на Бога.

Мир изменили те, кто сначала изменил себя, а для этого нужно уединение.

Совет

Даже великий Апостол Павел перед началом своей проповеди 3 года пробыл в пустыни. Соц.сеть – это не пустыня, а мир, с его страстями и похотями.

И, порой случается, что молодой христианин, не утверждённый духовно просто-напросто ломается, отстаивая истину в интернет-дискуссиях. Для успехов в миссии нужно стяжание Благодати, притягивающей магнитом людей. Ею мы призваны заполнить сосуд своего сердца.

Читайте также:  Молитва покрова пресвятой божией матери

А часто получается, что проводя кучу времени, расплёскивается то малое, что на донышке этого сосуда было…

Для того, чтобы этот сосуд заполнить, святые уходили на годы в пустыню, а мы даже один не можем прожить без соц.сетей! Миссия в интернет-сети, щедро одаривающей пользователя похотью тела, похотью очей и гордостью житейской – для искусных.

Ведь далеко не каждый может проповедывать в интернете без привязанности к нему, без раздражительности, без соблазна впустую потратить время, без умения не просматривать ненужную информацию.

5. ВИРТУАЛЬНОСТЬ И РЕАЛЬНОСТЬ.

Душа человеческая привязана к телу (до момента смерти), она ограничена пространством и пребывает лишь там, где тело.

Общаясь вживую, мы соприкасаемся душами, а через интернет этого не происходит, поэтому, разговоры остаются мёртвыми.

Обратный пример, когда едешь в метро: вагон полон людей, но, с другой стороны, их там нет – головы большинства опущены вниз и всё внимание сконцентрировано в экранах планшетов или андройдов…

Справедливо заметил Святейший Патриарх Кирилл: “Погружение людей в информационный, виртуальный мир несет определенную опасность дефицита реального человеческого общения.

Обратите внимание

Можно запросто представить себе такую картинку: в одной комнате сидят молодые люди, уткнувшись в планшетники. Ни один с другим практически не общается, если задают вопрос, отмахивается.

А что он делает? А он общается через социальные сети”.

Святые отцы вручную к разным лицам писали письма, и, ведь даже и в подчерке отпечатывалось настроение души. Электронные носители не могут передать этого.

Кроме того, человеческий глаз более восприимчив к информации, получаемой с бумаги, а не с монитора. Вот и парадокс: техника, минуя тысячи километров, с виду всё больше нас сближает.

А на деле – мы всё дальше и дальше друг от друга…

6. ЛИЦО.

Хочется упомянуть ещё об одной проблеме. Страничка христианина – это его лицо для окружающих. «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф.5:14). По «стенам» страничек судят об их хозяинах.

А зная, что хозяин странички – христианин, внешние судят о Православии.

Так вот, как часто на страничках христианин можно встретить то, что выходить за рамки благочестия! Мирские анекдоты и шутки, перепосты разных празднословных заметок…

Апостол Павел осуждает это: “Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение” (Еф.5:4). Зайдя на страницу такого человека и вовсе трудно догадаться, что он – Православный. Т.е.

, совсем забывается ответственность носящего имя Христианина. Порой, необдуманно делаются перепосты с тех страниц, на которых может быть соблазн в виде непристойных фото и бранных слов.

Горе хозяину той странички, через которую кто-нибудь зашедший на неё соблазниться по вине хозяина. (Лк.17:1-2).

Стена пользователя – это его лицо, отражение того, что происходит у него на душе.

7. ВРЕМЯ.

Каждый третий россиянин ежедневно проводит в соц.сетях там в среднем 9,8 часа в месяц. И при этом сотни тысяч крещённых пользователей соц.сетей жалуются, что у них не хватает времени на чтение Священного Писания! Многие современные христиане попусту сжигают в соц.сетях драгоценное время земной жизни, каждая минута которого подарена нам для нашего спасения…

«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы». (Еф.5:15)

Ссылки:

1.Преподобный Никодим Святогорец. «Невидимая брань». 25 глава. 2. Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна. 17 глава. 3. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. Свято-Введенский Печерский монастырь. Выпуск

2. Свт. Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений. Том 2. Аскетические опыты.

Источник: Оптина пустынь живая летопись

http://3rm.info/publications/57991-socseti-lovyat-nas-v-seti-iz-kotoryh-trudno-vybratsya-duhovnaya-zhizn-i-posidelki-v-socsetyah-nesovmestimy.html

Источник: http://protivkart.org/main/6866-socseti-lovyat-nas-v-seti-iz-kotoryh-trudno-vybratsya-duhovnaya-zhizn-i-posidelki-v-socsetyah-nesovmestimy.html

Патриарх Кирилл объяснил вред соцсетей

Верить всему, что публикуется в соцсетях, нельзя. Там манипулируют сознанием, заявил предстоятель РПЦ. И напомнил, что на митинги собираются тысячи людей, а на поклонение к святыням приходят миллионы

ФОТО: ИТАР-ТАСС

Верить всему, что публикуется в соцсетях, нельзя. Те, кто полагается на такую информацию, становятся “особенно уязвимыми для манипулирования”, заявил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. И напомнил, что на митинги собираются тысячи людей, а на поклонение к святыням приходят миллионы.

“Наивное доверие нынешнего человека к информации, выложенной в социальных сетях, вкупе с нравственной дезориентированностью и утратой базисных ценностей делают наших современников особенно уязвимыми для манипулирования их сознанием”, – заявил Патриарх Кирилл в своем ежегодном выступлении на Епархиальном собрании Москвы в храме Христа Спасителя.

По мнению предстоятеля РПЦ, духовный кризис, в котором оказалось человечество, особенно остро отразился на странах, входящих в каноническое пространство Московского патриархата.

Прежде всего, это выражается “в социальном расслоении и массовом разочаровании в тех ценностях, с которыми на протяжении 20 лет было сопряжено упование на счастливое будущее”.

Однако “смена политического вектора” не “осчастливит общество, если нет установки на преображение человеческой личности”.

Важно

Церковь делает все, чтобы объединить общество, заверил Патриарх. И напомнил, что, если на митинги собираются сотни и тысячи людей, то святыни посещают миллионы.

“На различные митинги приходят сотни или тысячи, а к Матери Божией (поясу Богородицы) притекли миллионы наших православных сограждан, которым удалось приникнуть к святыне после многочасового стояния в круглосуточных очередях.

Бесконечная вереница таких разных людей показала нашему обществу, что соль русской земли, которую так долго и высокомерно не замечали некоторые СМИ, никогда не переставала существовать и что народные упования связаны с верой в Бога”, – подчеркнул глава Русской православной церкви.

Кроме того, настоятель РПЦ предостерег священнослужителей от “неосторожных, а порой эпатирующих” высказываний в соцсетях.

“Высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь Божию, вызывают волны ответных обсуждений в блогосфере, в которых предметом нападок становится не столько сам автор строк, сколько Русская православная церковь в целом.

Никто не запрещает участвовать в жизни интернет-сообществ и оставлять свои комментарии в темах, но необходимо поступать с рассуждением и осмотрительностью”, – заявил Патриарх.

По мнению Кирилла, отдельные священники выступают с провокационными заявлениями ради того, чтобы их мнение озвучили СМИ. В результате “в общественном сознании складывается искаженный, а порою отталкивающий образ православия”, – заметил он.

Вместе с тем при правильном использовании Интернет может оказать Церкви большую помощь в работе с молодежью. “Начиная знакомство в виртуальном пространстве, давая пастырские советы молодым людям, не забывайте возвращать наше юношество в реальность и выводить их из электронного зазеркалья к полноте настоящей жизни во Христе”, – призвал священнослужителей Патриарх.

Источник: https://utro.ru/articles/2011/12/23/1018924.shtml

Ссылка на основную публикацию