Православная церковь о динозаврах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Православная церковь о динозаврах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы – Молитвы

Прекращается ли когда-нибудь “война за веру” в семье, где один из супругов верующий, а второй нет — рассказывает Анна Уткина

Анна Уткина. Анна Данилова

Даже из-за цвета кухонных занавесок мы с мужем не спорили так, как из-за динозавров в Библии. “Почему в Писании ничего не говорится о динозаврах?”, – победоносно спросил он. Это был вопрос человека, готового восклицать “вот я и развенчал миф обо всех монотеистических религиях мира!”.

До этого мы уже ссорились из-за того, что “невозможно сорок лет водить людей по такой маленькой пустыне, посмотри на карту Израиля”.

Обратите внимание

Думала ли я об этом на заре своей семейной жизни с неверующем мужем, который в моем представлении должен был сразу после свадьбы “освятиться женою верующею” (1 Кор. 7, 14)?

Конечно, нет! В моем представлении, едва надев на палец кольцо, муж должен был осознать божественную красоту и святость момента, а значит уверовать, воцерковиться или, по крайней мере, вести со мной разговоры о высоком в другом ключе.

Я, правда, очень старалась. Ставила Библию на видное место, сыпала цитатами из Писания.

 Я ожидала, что он спросит “как мне поверить, если я сомневаюсь?”, и я дам простой, понятный, неизвестный мне самой, ответ. Мы под руки пойдем к моему духовнику.

Лицо супруга озарит небесный свет… И посреди всего этого благолепия, существовавшего в моем воображении, вдруг прозвучал вопрос – “что там с динозаврами?”.

Миссионерство как семейная война

К этому моменту я уже ответила на тысячу подобных вопросов и, наверное, могла бы преподавать богословие в университете.

Мой “противник” был умен, хорошо подкован в истории и естественных науках, мне не раз приходилось “гуглить” правильные ответы в статьях “15 вопросов священнику” под обеденным столом, чтобы не попасть впросак, рассказывая о том, почему в Библии нет ни слова о динозаврах, телевизоре, интернете, готах, эмо и синтетических наркотиках.

Измученная очередной баталией, посвященной динозаврам, я, впрочем, одержала маленькую “победу”.

“Ни один волос не упадет с головы моего ребенка, если на то не будет воли Бога”, – возразила я. “Если Бог есть, то почему дети болеют?”, – донеслось с кухни.

Важно

Это казалось парадоксальным. Я, считающая себя почти образцовой христианкой, переживала о том, как в жестоком мире и суровых условиях экономического кризиса вырастить двоих детей, а муж предлагал рожать “сколько Бог даст”. Я, страдая от токсикоза, клала в холодильник пирожные (единственное, что могла есть), а муж напоминал, что идет Пост. И тут же спрашивал, зачем Богу нужна “диета”?

Я точно не помню, когда это началось. Когда миссионерство превратилось в войну. Когда я начала выписывать контраргументы, сидя у компьютера. До свадьбы мы были знакомы несколько лет и, кажется, спорили всегда. Но я точно помню, когда все закончилось.

Просто укрой их одеялом

В тот день я очень плохо себя чувствовала. Беременность далась мне нелегко. С утра болела голова, мучили отеки и жажда одновременно, меня так тошнило, что я не могла даже выпить чашку чая. В очередной раз разговор зашел о том, что на первый взгляд кажется нелогичным. “Почему все женщины мира должны расплачиваться за то, что Ева съела яблоко?”. Я взорвалась.

“Во-первых это совершенно необязательно было яблоко, так рисуют только на картинках”, – злилась я, пока муж отрезал мне бутерброд.

“Во-вторых страдают не женщины мира, а все человечество, понимаешь?”. “Понимаю”, – вздохнул муж, прикручивая к люстре в детской новую лампочку.

“Ты бы не задавал такие вопросы, если бы удосужился хоть раз прочитать Писание”, – не унималась я в приступе благочестия, когда мы зашли в торговый центр.

“Потом прочитаю”, – миролюбиво согласился муж, пожалевший, что завел этот разговор, – “Ребенку нужны ботинки, завтра похолодание”.

Можете мне поверить, я приводила самые разумные доводы и неопровержимые аргументы, пока он катил огромную неудобную коляску, убирался на кухне, разгружал пакеты с продуктами.

Уверена, я переспорила его, когда он приносил мне перед сном чай и незаметно попробовал ложечку перед тем как подать – не слишком ли горячий?

“…поэтому Адам и Ева и были изгнаны из Рая”, – закончила я и посмотрела на кровать. Я победила. Муж уже не мог мне возразить из этой кровати.

Не мог поинтересоваться, почему люди могут быть упрямыми и злыми? Почему самые близкие вдруг становятся непримиримыми врагами в бесполезном споре? Как получается, что в попытках открыть человеку Бога, мы можем отдалять от Него, быть непонимающими и жестокими?

Муж молчал. Он заснул, укладывая ребенка спать. И, если бы Небо могло говорить, в тот момент Оно сказало бы “просто укрой их одеялом”.

Источник: https://www.pravmir.ru/chto-skazat-neveruyushhemu-muzhu1/

Православная церковь о динозаврах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Еще нет и двухсот лет, как были найдены первые кости динозавров. Со временем сформировалась наука, изучающая останки древних ископаемых под названием палеонтология. К настоящему времени найдено десятки тысяч костей древних животных, что кажется, ставит под сомнение некоторые постулаты христианского вероучения о сотворении мира. Как же объясняет динозавров христианство?

Что говорит Библия о динозаврах

Само слово «динозавр» было придумано в XIX веке зоологом Ричардом Оуэном, когда начали находить первые останки этих животных, перевести его можно как «страшные ящеры». То есть Библия не знает такого слова. Однако в ней можно найти подтверждение существования таких животных.

Священное Писание упоминает невиданных животных, которые существовали в прошлом

  1. Бог в пятый день творения создает пресмыкающихся, птиц и рыб «по роду их». Род — это общее понятие, предполагающее включение в себя видов, одним из которых и могли быть ископаемые ящеры.
  2. Как известно, динозавры вымерли – сведения об этом мы находим в библейском рассказе о всемирном потопе, когда Ной также брал на ковчег животных «по роду их», проводя своеобразный отбор животных. Можно предположить, что Ной не захотел брать на борт тех животных, которые мы теперь называем динозаврами.
  3. Есть и прямые указания в Библии на неких невиданных животных, которые существовали в прошлом, например: «Как чудовище в морях кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их» (Иез. 32:2) или «из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон» (Ис. 14:29).

Также и история пророка Ионы, который попал в чрево огромной «рыбы», которая в русском переводе Библии трактуется как «кит» свидетельствует о динозаврах. Но это существо было гораздо больше современных китов и наверняка являлось реликтом, выжившим после потопа, так как это животное было морским ящером.

Таким образом, Библия упоминает о динозаврах, но только использует иные термины и понятия.

Важно! Следует помнить о том, что Священное Писание это собрание книг не по зоологии, географии, физике, биологии или другим естественным наукам. Предназначение их в другом: это повествование о человеке и его взаимоотношениях с Богом.

Отношение Церкви к палеонтологии

Наука всегда оперирует фактами, эти факты можно опровергнуть другими фактами или же доказать их неопровержимость. С этой точки зрения ,палеонтология как строго научная дисциплина всегда вызывала вопросы не только у церковных деятелей, но и у ученых.

В данной отрасли научного знания есть всегда только фрагмент останков некоего животного или целый комплекс этих фрагментов. Но это ничего не дает для дальнейшего научного анализа, а только пищу для различных реконструкций специалистов в области зоологии и других наук.

Со стороны Церкви есть вполне обоснованные претензии к методам, которые применяются в палеонтологии.

  1. Определение возраста останков древних животных оставляет много вопросов. Современные ученые оперируют миллионами лет, основываясь на сомнительных методах датировки: к примеру, возраст лавы, застывшей в штате Вашингтон в 1986 году 28 лет, но согласно современным способам измерения ее возраст 2,8 млн. лет.
  2. Был случай нахождения в останках тиранозавра, возраст которого определялся в 70 млн лет костных клеток, мягких тканей и даже красных кровяных телец. Что в принципе невозможно, так как все эти компоненты разлагаются в ближайшие сотни лет максимум, но никак не в течение десятков миллионов лет.

    В Библии упоминается животное, похожее на кита, выбросившее Иону на берег Ниневии

Важный момент еще состоит и в том, что создатели палеонтологии Жорж Кювье, Жан Агассис не были сторонниками теории эволюции Дарвина. Сторонники креационизма, т. е.

создания мира Богом и неизменяемости видов, указывают на то, что до сих пор палеонтологами не найден ни один промежуточный вид среди ископаемых останков животных.

А то, что эволюционисты пытаются представить как развитие вида, является подлогом.

Мнение священнослужителей

Взгляды Церкви формируются верой и основываются на авторитете Святых Отцов и учителей Церкви. Они зафиксированы в письменных источниках, где есть их высказывания. Однако останки древних животных хоть и обнаружили еще в античности, но обсуждать эту проблему начали только в наше время. В писаниях Отцов мы не сможем найти ответ на этот вопрос.

Но по этому поводу есть высказывания некоторых современных священнослужителей, которые вполне авторитетны в данной теме и по благодати являются наследниками Отцов Церкви древности.

  1. Богослов епископ Василий (Родзянко) говорит о том, что Библия говорит языком того народа и времени, к которому она обращается, т. е. к древним евреям, но при этом Священное Писание говорит и с нами, а значит это язык символов.
  2. Современный проповедник, миссионер, апологет и богослов иеромонах Иов (Гумеров), признавая тот факт, что такие животные могли существовать на земле и это никак не противоречит Библии, в то же время отрицает все способы эволюционистов обосновать свою теорию о естественном отборе видов.

И одно из доказательств — кистеперая рыба, которая живет в Индийском океане и она никак не эволюционировала за миллионы лет, как это представляли сторонники эволюции.

Что Библия говорит о динозаврах? Православный взгляд иерея Алексия Шляпина

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-o-dinozavrah.html

Как появился человек и вообще все живое? В разные века набирали популярность различные теории происхождения мира — землю считали и плоской, стоящей на огромных слонах, и центром Вселенной.

Несмотря на то, что в современном мире решены большинство разногласий между наукой и религией, вопрос о появлении человечества как такового остается открытым.

Совместима ли теория эволюции и православие? Попробуем разобраться.

Совет

Основной постулат теории эволюции в любом ее изложении говорит о том, что все живое возникло из некогда неживой материи и впоследствии развилось, изменив первоначальный вид. Более сложные виды произошли от более простых в процессе постоянных превращений и изменений. Собственно, весь этот процесс развития и изменения видов и называется эволюцией.

Превращение обезьяны в человека по теории эволюции

Конечно же, самый главный вопрос в этой теме — превращение обезьяны в человека. Сторонники теории эволюции утверждают, что до появления человека землю населяли человекообразные обезьяны, которые со временем развились настолько, что стали человеком.

Важно! Поскольку в Библии сказано, что Господь создал человека по образу и подобию своему, это расхождение и стало краеугольным камнем преткновения науки и религии.

В ответ на теорию эволюции в западных протестантских церквях появилось обратное учение — креационизм. Оно утверждает, что человечество, как и вся наша планета и все живое, появилось и развивалось буквально по слову Библии, по Книге Бытия. Более того, креационисты полностью отвергают возможность эволюционного развития в природе в принципе как такового.

Это означает, что природа подвержена вполне естественному развитию. Но способна ли природа не развить, а именно создать что-либо принципиально новое?

В Библии сказано, что Господь создал землю за шесть дней, а седьмой день отдыхал. Креационисты понимают это буквально — что земля и все живое возникло с понедельника по субботу. Конечно же, такой радикализм породил массу споров и дискуссий в этой сфере.

Как же разобраться, какая из теорий говорит правду? Если отбросить радикализм, и спокойно разобраться в вопросе, то становится понятно, что эволюция и Библия вполне совместимы, просто говорят о разном и на разных языках.

Буквальное толкование Библии

Сторонники противопоставлять науку и религию упускают из внимания тот факт, что Библия — это не учебник по естественным наукам. В Библии очень многого нет относительно современной жизни христиан, но это не мешает нам пользоваться благами цивилизации.

Библия говорит о сотворении Богом всего живого на земле

Основные постулаты сотворения мира написаны в 1 и 2 главе Книги Бытия, но неверно их рассматривать буквально. В Израиле древних веков процветало поклонение идолам, и первые главы Библии были направлены на борьбу с идолопоклонством. А попытка увидеть в этих текстах конспект лекций по геологии и антропологии совершенно искажает смысл Священного Писания.

Обратите внимание

Приведем мнение епископа Василия (Родзянко), который предостерегал христиан от смешивания двух различных по природе миров — мира научного и мира религиозного. Владыка говорил, что Библия освещает духовный мир человека, говорит на языке небесном в форме аллегорий, сравнений и примеров. И большой глупостью будет искать в ней точные цифры, даты, научные факты.

Например, в Священном Писании можно найти слова (Псалмы 92 и 103) о том, что Земля стоит на твердом основании и она не подвигается (буквально — не движется в пространстве). С точки зрения естественных наук, это полный абсурд, и давно доказано обратное. Только Библия в этих псалмах говорит вовсе не об устройстве Вселенной, а только лишь о духовном состоянии человека.

О чем на самом деле говорит Священное Писание

Многие ученые богословы склоняются к мнению, что возможность развития различных элементов природы от простого к сложному гораздо в большей степени созвучно с понятием Божественного всемогущества, нежели постулаты креационистов.

Святой отец нашей церкви Василий Великий писал, что акт Божьего творения «да произведет земля» стал основополагающим законом естественного развития и остался таковым навсегда. Это означает, что Господь Бог подарил миру не просто факт его создания, но и особую активность и возможность развиваться. Эта самая активность и связывает творение со своим Творцом.

Теория эволюции не противоречит Священному писанию

Важно! Если данная Богом человеку свобода воли выражается в принятии нравственных решений, то свобода мира заключается в действии естественных природных законов жизни.

Господь Бог хочет и может спасти каждого человека, но только лишь человек волен выбирать, по какому пути ему идти. И правильно сделанный выбор позволяет человеку познать Бога и спасти свою душу. Точно так же и Божий акт творения мира не отвергает действие эволюции, но, наоборот — мир путем развития по естественным природным законам приходит в свою полноту.

Где заканчивается наука и начинается религия

Однако, есть один аспект, который при всем желании не может быть объяснен теорией эволюции. Это появление из ничего существа со свободной волей. Любая природная материя подвержена естественным законам — инстинктам. Как в такой отлаженной эволюционной схеме мог появиться человек, способный противостоять правилам системы, его же и создавшей?

Читайте также:  Заповедь о любви к врагам

Каждый из нас опытным путем знает о наличии у него свободы воли. И даже если полностью встать на сторону сторонников теории эволюции, можно допустить, что природа максимально использовала все, на что была способна своими силами для собственного развития. Но очевидно, что человек со свободной волей и разумом нуждался в дополнительном внешнем акте творения.

Другими словами можно сказать, что природа и естественные законы выполнили всю подготовительную работу, а человек возник тогда, когда Господь даровал ему его бессмертную душу. И именно вместе с Божьей душой человек получил и свой разум, и свою волю.

Важно

Именно на этом месте заканчиваются естественные знания о природе и человеке, и начинается религия. Компетенция науки уступает место компетенции веры. Тут и начинается то творение, о котором в Библии сказано, что Бог создал человека из праха земного.

Святой Феофан Затворник поясняет это так — человек был в том виде, которого он достиг исключительно естественным своим развитием. Но Бог вдохнул в него бессмертную душу, и человек только тогда стал самим самой, образом и подобием Божиим.

Говоря же о сотворении человека из земли, не следует понимать буквально, что взяли почву и из нее физически вылепили человека. Богословы говорят, что создание из земли означает то, что человек естественным путем связан с жизнью мира, и именно на земле ему предстоит выполнять свое предназначение.

Подводя итог, следует сказать, что для православного верующего человека не может быть неразрешенного конфликта в вопросе эволюции и религии. Не стоит искать неопровержимых доказательств одного или другого. Кроме того, очень часто дискуссии на такие высокие темы уводят конкретного человека от более насущных и важных для него вещей — поиска собственного пути к Богу.

Православные беседы о теории эволюции

Источник

Источник: https://4-women.ru/religiya/duhovnaya-zhizn/pravoslavnaia-cerkov-o-teorii-evolu.html

Источник: http://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/pravoslavnaya-cerkov-o-dinozavrax-otnoshenie-mnenie-i-otvety-na-chastye-voprosy.html

Как относится церковь к динозаврам? Или как объяснет их существование в прошлом?

lion gorogotskiy Мудрец (10765) 9 лет назад Денис Елтышев Оракул (50629) 9 лет назад Олег Гаркуненко Мудрец (13897) 9 лет назадошибаешься, в Библии говорится о больших чудовищах, что не противоречит современному термину динозавр (прочитай 1 главу книги Бытие) , кстати, в Библии ничего по понятным причинам не говорится и о сотовых телефонах, и об Антарктиде, и о Китае, что не дает основания сомневаться ни в правдивости Библии, ни в существовании таковых. но в ней же говорится и о потопе, в котором многие виды животных могли благополучно исчезнуть, как динозавры или мамонты Таша Искусственный Интеллект (111620) 9 лет назадДинозавры были в 5 день (период. Общеизвестно, что у Бога “один день как тысяча лет”) И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так. ] 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. ” Отголоски о динозаврах в Библии: “Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром? ” – (Иов 40:10-19) Пс. 90:13 “на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона ” Пс. 43:20 “когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною. ” А слово “динозавр” появилось только в 1841 году.

Вот обсуждение на православном форуме последних палеонтологических находок: http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=261634.0

Комментарий удален

Комментарий удален

ALEX Klavdii Оракул (94727) 9 лет назадКого ты спрашиваеш, тех кто вселенную изучают по библии и орентируются в пространстве со словом божьем, всё смкешали во едино, теперь у них Нои ровестник динозавров Юрскрго периода, хотя умер он 6000 лет назад, тепер он самыи старыи человек на планете, прожил 65 миллионов лет. Только умники отмазку нашли, один день как тысяча лет и тысяча лет как один день, а потом умножают на столько сколько им надо. Читаеш ответы этих убогих и думаеш, просрём цевелизацию своеи неграмотностью, снова станем Астролопитеками и Гумоноидами, как динозавры за 1500 лет эволюционируемся, а не за 2.5 миллиона, как наши предки. Как их еще пускают в интернет, они опасны для молодого поколения.

Комментарий удален

Комментарий удален

Nobody Гуру (3033) 9 лет назадПочему не говорит? Динозаври были сотворены на пятый день. В библии описаны динозавры: Job 40:15 (40:10) Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; Job 40:16 (40:11) вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; Job 40:17 (40:12) поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; Job 40:18 (40:13) ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; Job 40:19 (40:14) это–верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; Job 40:20 (40:15) горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; Job 40:21 (40:16) он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; Job 40:22 (40:17) тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; Job 40:23 (40:18) вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Job 40:24 (40:19) Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром? (Иов 40:15-24)

Проблема в том, как считают возраст костей учёные.

Комментарий удален

Источник: https://otvet.mail.ru/question/36069133

О православии и динозаврах | а.гершаник: эксперименты живьем

“Динозавры – ровесники людей” – утверждает православный активист Димитрий Энтео. Ну что сказать, он ещё и подтверждение этому “факту” в Библии нашёл, там аж 30 раз о динозаврах упоминается. Разумеется, упоминание в Библии является лучшим доказательством чему угодно, вот теперь и динозаврам прилетело.

Появлялся же в интернете православный учебник биологии, так можно же по всем предметам такие создать и тогда сразу всё понятно станет: какая там антиматерия – Бог сотворил всё, какая там эволюция – Бог сотворил всё, а Дарвин – бес.

Так и будем жить, ракета не взлетела – так она о небесную твердь ударилась, Путина на десятый срок избрать – так он представитель Бога на Земле, а что, у нас и так уже один регион деньги от бога получает, от другого конечно, но не в этом суть.

Сайт движения “Божья воля”, лидером которого и является Энтео, может просвятить Вас на любую тему, как то, является ли Солнце центром Вселенной или это всё-таки Земля. Сайт расскажет о том как жить, там присутствует статья именно с такой формулировкой.

На некоторые вопросы сайт даёт вполне чёткие ответы : “Есть ли спасение вне православной церкви?” – Нет! Что кстати означает, что в ад попаду не только я со своим Буддизмом, но и большая часть человечества.

Хотя опять таки компания в аду нас ждёт неплохая: мать Тереза, Махатма Ганди, Чарльз Дарвин разумеется, да и ещё толпа народу.

Что тут ещё можно добавить, закон призванный защищать чувства верующих, защищает чувства только опрделённых “верующих”, даже не православных, а православнутых. Хотя радикальные течения есть практически везде, но мне не верится, что люди живущие на Соловках и Димитрий Энтео – это представители одной религии. К сожалению, всё меньше и меньше первых и всё больше подобных второму.

Сейчас буквально все стали “верующими”, но вот носить крестик и раз в год ходить в церковь – это в моём понимании псевдовера, скорее мода, чем потребность в Боге.

Совет

Хотя, по моему скромному мнению, для того, чтобы обращаться к Богу – церковь совершенно не нужна, и в этом плане на эксклюзивность “в предоставлении связи с Богом” больше Православия, претендует только Ислам, да несколько сект.

Вообще, православнутые всё чаще кричат, что все должны уважать их веру, но вот тут уж нет, я должен уважать их право иметь веру, а вот что касается её положений – это уж простите, в этом плане никто не заставит меня уважать Православие – одну из самых тоталитарных религий мира.

Подведя итог, хочется сказать: живите и дайте другим жить, верьте и дайте другим верить.

Источник: http://maxpark.com/community/1039/content/2155718

Как с точки зрения Библии можно объяснить существование динозавров? | Катехео

Можно ли есть православному христианину свинину? Ведь в Ветхом завете это не разрешается. Почему же христиане начали есть свинину, кроликов и т.д.?

А.М. Копировский (катехизатор Преображенского братства): Можно, только без удовольствия 🙂. А если серьезно: Христос освободил нас от «закона, состоящего из предписаний».

Поэтому можно есть всё, ведь оскверняет не пища (в Ветхом завете запрет на «нечистое», т.е. скверное – один из основных), а то, что выходит из сердца: злоба, зависть и т.п.

Вот эту «свинину» нельзя принимать в себя ни в коем случае, она ведь потом обязательно выберется наружу…

Ветхий завет – то, что может отвратить от христианства. Зачем его читать?

А.М. Копировский: «Уж коли зло пресечь, собрать бы книги ВСЕ (выд. мной – АК) да сжечь!» Некоторые так и делают.

А вот и конкретный пример: недавно в Израиле один раввин счел, что чтение Нового завета может отвратить от иудаизма (что во многом правильно), и сжег несколько сот экземпляров.

Не уподобляйтесь ему!!! Ведь известно, что от христианства могут отвратить только плохие христиане!

Часто в затруднительных ситуациях мы в своей душе делаем выбор в пользу какого-то одного решения. Как определить при выборе, кто нашептывает это решение, Бог или …(не хочу называть имя)? Бывает, что решение вроде и заповедям соответствует, и внешне прилично выглядит, а потом оказывается, что это было греховное решение. Чем руководствоваться?

А.М. Копировский: Очень просто: станьте старцем (духовным), и тогда вопросов не будет. Или обратитесь к таковому. Но ведь и здесь есть проблема: как определить, старец это или нет? Тогда придется рисковать и выбирать на основании собственной веры в Бога и знания Его воли (Закона), причем со всей ответственностью.

Сразу окажется, что этого недостаточно. Значит, даже в случае промаха вы не проиграете: за смиренного двух, а то и трех несмиренных дают.

  И заодно обретете стимул к более глубокому воцерковлению, потому что все такие вопросы решаются (если они вообще разрешимы) только в Церкви, где среди двоих-троих присутствует Тот, Кто обязательно шепнет правду….

Как с точки зрения Библии можно объяснить существование динозавров?! Ведь в ней ни слова о них не сказано.

А.М. Копировский: Хороший вопрос. Но почему вы решили, что у Библии есть «точка зрения» на всё? Михаил Васильевич Ломоносов когда-то сказал: плох тот, кто по Псалтири хочет научиться химии. Заметьте, – он при этом не сказал, что Псалтирь плоха…

Нужно ли поститься детям? мое мнение – резкое категоричное НЕТ, а Ваше?

А.М. Копировский: Конечно, конечно, не надо ни в коем случае! Пусть едят до посинения, спят до позеленения, играют на компьютере (а также в карты, домино, на игровых автоматах и т.п.) до опупения, ругаются с вами до остервенения … (можно продолжить).

Но если вдруг вам все вышеперечисленное надоест, тогда спросите себя: есть ли основание для того, чтобы это разумно ограничить, кроме поста, заповеданного и Ветхим, и Новым заветом, т.е.

Обратите внимание

не злыми батюшками придуманного? А уж частности и решайте частно (можно с помощью добрых  батюшек 🙂). Успехов!

Газета “Кифа” №12(86) сентябрь 2008 года

Как по-христиански относиться к снам?

А.М. Копировский (катехизатор Преображенского братства). О снах все духовно-опытные люди говорят одно: «не верьте». Это, вероятно, и будет самым христианским отношением к ним. Правда, не стоит отрицать, что бывают вещие сны, но всё-таки это исключение. Если они приводят человека к покаянию, т.е.

к исправлению, к очищению, к вдохновению на то, чтобы порвать с грехом, то тогда это дело хорошее, но ведь это подтверждение того, что так нужно делать и без всяких снов.

А если сны зовут к экстремизму, к эксцентрическим поступкам или к тому, чтобы тебя стали воспринимать как человека, получившего особое откровение, то тогда надо попить холодной водички, можно даже не святой, перевернуться на другой бок и помолиться о том, чтобы сон продолжался без сновидений.

Может ли христианин избавиться от всех страхов, даже от страха потерять близких? Если да, то получается, что нужно стремиться к позиции в отношении дорогих для тебя умерших людей: «Ну что ж, Бог дал – Бог взял»?

Читайте также:  Православная молитва для похудения матроне московской

А.М. Копировский. Не знаю, возможно ли избавиться от всех страхов – может быть, только великим святым такое было под силу. Помните слова одного из них: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, … боящийся несовершен в любви».

Но стоит обратить внимание на качество своего страха. Если это страх парализующий, заставляющий бросить всё ради близких, то тогда мы рискуем оказаться в положении человека, творящего себе из своих близких кумира.

Надо всегда помнить, что ближе Бога у человека никого нет, и поэтому можно иметь страх за близких, но только в свете страха Божьего.

Что касается выражения «Бог дал – Бог взял», то и оно может звучать в разном тоне и разном смысле. Изначально это слово принадлежит библейскому Иову. Когда его искушает сатана – похулит он Бога в страданиях или нет – Иов, как образ самой высокой праведности Ветхого завета, говорит: «Бог дал – Бог взял».

Для него это не словесная формула, не поговорка, не выражение равнодушия, а знак глубокой веры – в смысле внутреннего видения.

Поэтому на упрёк жены он отвечает: «Я чувствую дыхание Вседержителя в ноздрях моих – как же я могу Его отвергнуть, похулить?» Нам не следует повторять за святыми их слова с лёгкостью необыкновенной, о них вначале стоит поразмышлять. И не надо слишком легко применять их к себе.

Важно

Здесь есть еще один важный момент. Что значит «потерять близких»? Многие из нас уже давно потеряли близких, и не только умерших, а живущих, вдруг ставших нам врагами, когда мы начали менять что-то в жизни ради Бога.

И не только нам, но как бы и Богу тоже. Тогда на какое-то время, может быть, придётся и разделиться, и в этом смысле потерять их, – чтобы потом иметь возможность их приобрести в новом качестве.

Вот такая диалектика получается, иногда трагическая, но небезнадежная…

Нарушение заповеди о субботе до сих пор является смертным грехом?

А.М. Копировский. Конечно :). Ее отвержение, поставление на ее место своего понимания того, как надо проводить субботний день безусловно, является смертным грехом, – в том смысле, что человек, отвергая даже одну из Божьих заповедей, становится, как говорит Писание, «виновным во всем».

Другое дело, если заповедь о субботе «нарушается» в подражание Христу, когда приходится игнорировать человеческие, слишком человеческие – очень часто даже не церковные, а народные представления. Например, что нельзя в этот день стирать, нельзя варить, нельзя другому помогать…

Вспомните слова Христа: «Неужели тот из вас, у кого сын или вол упадет в колодец, не поспешит его вытащить, хотя бы и в день субботний?»1 А если он у соседа упал? Эту ситуацию надо понимать прямо и не разменивать её на мелочи, следование которым может оказаться просто грехом.

Суббота – это великое откровение о том, как человеку, особенно начинающему свой путь в вере, почитать Бога и поклоняться Ему. Нужно освободить субботу для Божьих дел. Не надо копать огороддля себя в субботу – это будет нехорошо. Никто за такое камнями сейчас не побьёт, но это знак человеческой слабости. Надо исполнять заповедь о субботе всерьез, по смыслу.

И, конечно, не переносить субботу на воскресенье. Воскресенье – день радости, духовного торжества, победы Христа. А суббота – день покоя, день внимания, день углублённого размышления, даже если он будет сведён к 2 – 3 часам, на это потраченным.

Почему Израиль предавал Бога – ведь его предназначение было оставаться верным Богу, быть Его избранным народом? Знал ли Бог о его отступничестве заранее?

А.М. Копировский. Не помню, чтобы Израиль «предавал Бога». Вспомните, что говорит Бог: «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена перед Ваалом».

Всегда говорилось о том, что в Израиле даже в худшие времена оставался «остаток» – духовное ядро, пусть количественно малое, но достойное звания избранного народа. И еще: не надо забывать, что большинство народа заблуждалось потому, что их вели к этому вожди.

И народ мог быстро отрезвиться – достаточно было вождю придти в себя или сменить такого вождя.

Совет

А предательство Сына Божия совершил известно кто – Иуда. Но с ним нельзя отождествлять весь еврейский народ. Конечно, в Иуде многие люди из этого народа выразили себя, очень многие. Кто-то его нанимал, кто-то давал деньги, кто-то благословлял на это, кто-то кричал: «Распни!» – но другие в это же время оставались верными.

И в Новом Завете отдельные члены избранного народа – Церкви Христовой – могут отрекаться от Бога, в истории такое случалось нередко, и сегодня случается. Но от этого Церковь не лишается избрания.

Знал ли Бог об отступничестве заранее? Сводить мысли и действия Господа к чисто человеческим представлениям типа «знал, не знал» – будет, конечно, ошибкой. Бог Всеведущий не «знает» так, как знаем мы – дискурсивно. Ему известен весь путь человечества от начала до конца.

Но в Нём есть полнота свободы, такая, что все предполагаемые варианты того, как совершится то или иное событие, как поступит тот или иной человек, этой Свободы не отменяют. И человек по воле Божией свободен.

Поэтому его выбор довольно сильно меняет ситуацию, меняет саму историю человечества – но не меняет замысла Божьего о человеке. Это не значит, что в итоге «всё будет хорошо». Нет, и история человеческая, и ее конец могут быть очень разными.

Но мы же знаем, что если человек покается, и если народ покается, то наказание на него не приходит. Это всё тоже ведомо Богу.

Существуют ли исследования исторических психологов, комментирующих Писание? Дело в том, что между Ветхим и Новым заветом слишком много противоречий. Трудно, читая Ветхий завет, понять, что написано верно, а что нужно списать на мировоззрение ветхозаветного человека, например, когда говорится, что Бог умерщвляет людей.

А.М. Копировский. Противоречия между Ветхим и Новым заветом нет. Есть разные подходы, разные основы, разные исторические эпохи, разные задачи. Ветхий Завет ведёт к Новому, а то, что Ветхий завет не есть Новый – не противоречие. Все должно было совершиться в истории в своё время.

Поэтому «списывать» на ветхозаветное мировоззрение ничего не надо, надо просто его учитывать. Да, по представлениям ветхозаветного человека – Бог в наказание умерщвлял людей. Это факт, из него надо исходить, но это не самое худшее, что было у ветхозаветного человека. Это было его представлением о справедливости.

Но за такое представление стоит укорить человека, живущего в Новом завете, – ведь это нередко бывает. И надо исправлять эту ситуацию, изменять ветхое мировоззрение.

Обратите внимание

Исследования психологов на библейские темы, конечно, есть, но для понимания ситуации можно не быть психологом, достаточно быть верующим и знающим человеком. «Исследовать Писания» – это древний призыв, он из Священного писания и исходит. Важно лишь смотреть, как исследуешь, для чего и какие выводы из этого исследования делаешь.

Что говорить детям на уроке литературы о Толстом? Ведь нужен чёткий ответ – хороший или плохой, правильно или неправильно.

А.М. Копировский. Что он великий русский писатель, что же ещё? 🙂 Я вспоминаю замечательный фильм, который был много лет назад, – «Доживём до понедельника». Там говорилось, что по нашим учебникам создаётся представление, будто в истории орудовала банда двоечников: Пушкин недоучёл, Толстой недопонял, и т.д.

Для того чтобы давать всесторонние оценки Толстому, надо быть Толстым. Или хотя бы Достоевским. В общем, разговаривать в уровень предмета.

Разве можно говорить: «Дорогие дети, вот хороший писатель, а вот плохой», если речь идет не о человеке, который ещё неясно – писатель или просто графоман, а о величайших художниках слова? Надо благоговеть перед их даром, перед тем, как он через них себя выразил.

А «Воскресение» Толстого – еретическое произведение?

А.М. Копировский. «Воскресение» – это литература высокого уровня. Конечно, можно говорить о том, что «Война и мир» значительно сильнее. Но и в «Воскресении» есть подлинная трагедия человека, есть трагедия самого Толстого, и это не повод для того, чтобы давать оценки – правильно или неправильно.

Если вопрос задан об описании там литургии, то понятно, что это просто злая пародия, карикатура, с точки зрения церкви – кощунство. Но ведь такое пишет человек, который сам себя к церкви не относит, значит – это не ересь, а его частное мнение. Мы с ним совершенно не обязаны соглашаться, даже если это мнение гениального писателя.

Ведь когда он выступает в роли вселенского учителя, сразу оказывается, что здесь он не плохой и не хороший, он просто никакой. Но важно понять, что им двигала не только его собственная гордыня, а ещё и очевидность болезней церкви. Да, о них он сказал не в уровень предмета, но это вряд ли нужно оценивать на уроке литературы.

Такой разговор – для взрослых людей, или для тех детей, которые ставят вопросы по-взрослому.

Примечание

1 Лк 14:5, перевод С.С. Аверинцева

Источник: https://kateheo.ru/publication/predoglashenie/kak-s-tochki-zrenija-biblii-mozhno-objasnit-sushchestvovan

Отношение православия к астрологии

Основные причины негативного отношения православия к астрологии были сформулированы в разделах “Истинный механизм астрологии” и “Добро и зло в астрологии или что такое астропсихология”. В этом разделе подведем итог и завершим разговор на тему христианства и астрологии.

Православная Церковь, в течение двадцати столетий с момента своего основания, рассматривала астрологию как отрасль магии и колдовства, предостерегая своих чад от увлечения ими. Такой взгляд не является ошибочным или преувеличенным, что подтверждается, в том числе, и словами самих астрологов.

Отношение православия к астрологии и другим оккультным практикам основывается на Священном Писании, постановлениях Соборов и творениях святых Отцов. Но перед тем как показать его, стоит привести несколько цитат, отражающих взгляд астрологов на христианство.

“Как писал Антоний Сторр: “Ужасающие и примитивные аспекты души остаются ужасающими и примитивными, если они не соединены с целым и, следовательно, не соединены с другими людьми.

Важно

Демон остается демоническим, если он отделен от божественного, из которого он берет свое происхождение”. К несчастью, иудейско-христианская религия, став общепринятой, поддерживает это разъединение.

Вместо принятия целого, Церковь отделила себя от природы через неприятие темной стороны Бога”. (Г. Санто. Союз неба и земли. Философия астрологии)

“Идею, согласно которой душа в течение одного короткого срока жизни в теле может заслужить либо вечное райское блаженство, либо вечные адские муки, следует рассматривать как самое дьявольское из когда-либо изобретенных средств насаждения неврозов и разлагающего страха смерти”. (Д. Радьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)

“Павел отклонил позитивный импульс Христа в русло психологического эскапизма и эмоционального благочестия. Христианство Павла и большинства Отцов Церкви было юпитерианской компенсацией функции Сатурна, разрушенной чувством вины, греха и раскаяния”. (Д. Радьяр. Потребность в многоуровневой психологии, ориентированной на процесс)

Еще раз о связи астрологии с магией или колдовством:

“Исторически астрология является ответвлением древней магии, то есть представляет собой эзотерическую доктрину дохристианской эпохи”. (К. Сельчонок. Астропсихология)

Высказывания в подобном ключе, не являются чем-то необычным для астрологов и свойственны не только упомянутым авторам.

Библия и астрология

Еще в Ветхом Завете Господь запретил обращаться к магам, звездочетам и гадателям. “Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь.

Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…” (Ис. 47, 12-14).

“И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: не будете служить царю Вавилонскому. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли”.(Иер.

27, 9-10) “Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся” (Иер. 10, 2). “…К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш” (Левит 19, 31). “…

И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом. А вас взял Господь [Бог] и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела”. (Втор.4, 19-20)

“…

Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой” (Втор. 18, 10–14).

Читайте также:  Мощи святого праведного иоанна кронштадтского

В Новом Завете отношение к чародеям не изменилось:

“Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют” (Гал. 5. 19-21).

“Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду” (Откр. 22, 14,15).

Соборные постановления и правила

72-е правило св. Василия Великого: “Предавший себя волхвователям или неким подобным да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца”.

36-е правило Лаодикийского собора: “Не подобает освященным или причетникам быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делать так именуемые предохранилища, которые суть узы душ их. Носящих же оные повелели мы извергать из Церкви.”

24-е правило Анкирского собора: “Волхвующие и последующие языческим обычаям или вводящие неких в дома свои, ради изыскания волшебств или и ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния, по степеням установленным: три года припадания и два года молитв без приобщения Святых Тайн”.

Совет

61-е правило Шестого Вселенского собора: “Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам (старейшие волхвы), или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии.

Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, какое общение света ко тьме, как глаголет Апостол: или кое сложение Церкви Божией со идолы; или кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром? (2 Кор. 6:14–16)”.

Выдержка из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 1994 г.) “О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме”:

Иногда астрологи высказывают недовольство, возмущаясь, что Церковь берет на себя смелость что-то запрещать. Но дело в том, что приведенные постановления относятся к православным христианам, т.е. к тем, кто участвует в таинствах и жизни Церкви.

Им она запрещает заниматься оккультизмом, в том числе и астрологией, поскольку должна ограждать своих чад от всего, отлучающего от Бога и лишающего Царствия Небесного.

Самим же оккультистам Церковь ничего не может запретить, поскольку они находятся вне ее.

Святые Отцы и учителя Церкви об астрологии

Святые Отцы и учителя Церкви с первых веков христианства предостерегали о гибельности для души увлечения астрологией.

Одно из ранних упоминаний астрологии находим в Дидахе или “Учении двенадцати апостолов” – памятнике первого века, читавшемся в древности за богослужением наравне со Священным Писанием: “Чадо мое! Не будь ни птицегадателем, поелику (птицегадание) ведет к идолослужению, ни заклинателем, ни астрологом, ни чародеем, не желай смотреть на это, ибо от всего этого рождается идолослужение”.

Тертулиан: “Между различными людскими занятиями нельзя не заметить некоторых искусств или профессий, благоприятствующих идолопоклонству.

Обратите внимание

Об астрологах даже говорить не стоит, но так как один из них вздумал оправдать себя в том, что продолжает заниматься этой профессией, то я намерен сказать несколько слов по этому поводу.

Я не скажу, чтобы помещать имена ложных богов на небе, приписывать им как бы всемогущество и отклонять людей от вознесения молитв Богу, внушая им веру, будто их судьба неизменно определена звездами, – чтобы все это было равносильно поклонению ложным богам.

Но я утверждаю, что в этом случае астрологи уподобляются падшим ангелам, отошедшим от Бога для обольщения рода человеческого… Если магия наказуема, а астрология – ее разновидность, то вместе с видом подлежит осуждению и разновидность. Так со времени появления Евангелия всякого рода софисты, астрологи, чародеи, маги, волхователи должны быть неминуемо наказаны” (Об идолах).

Татиан в “Речи против эллинов” пишет: “Демоны сделали людей жертвою своего отступничества. Они, показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы… демоны изобрели судьбу.

Основанием к этому для них послужило помещение животных на небе.

Ибо они удостоили небесной почести животных, с которыми жили по низвержении с неба, – пресмыкающихся, плавающих в водах, четвероногих, живущих в горах, – для того, чтобы думали, что и они пребывают на небесах, и чтобы посредством расположения звезд убедить, что жизнь на земле, чуждая разума, согласна с разумом: таким образом, гневлив ли кто или терпелив, воздержан или не воздержан, богат или беден кто, таким бывает от назначения тех, которые располагают рождением; ибо распределение Зодиака есть дело богов. Если свет одного из них, как говорят, сильнее, то он отнимает славу у прочих, и кто побежден ныне, опять может быть победителем. Они с удовольствием занимаются семью планетами как игроки в кости. Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей”. (Речь против эллинов).

Блаженный Августин: “Что касается их всевозможных разгольствий о влиянии звезд и их мнимых опытах астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры: подобными словопрениями они стараются устранить в нас побуждение молиться, и в худых, заслуживающих справедливейшего порицания, делах с нечестивою извращенностью располагают обвинять скорее Бога, творца звезд, чем человека-преступника”. (О звездочетах)

Святитель Василий Великий: “… всякий кто допускает влияние дня рождения, чтит необходимость, судьбу и рок и, утверждая это, сколько может, отвлекает людей от веры в Бога и от благочестия, тот дела вавилонян именует славными.

Ибо астрология есть изобретение халдеев, которые говорят, что существующее зависит само от себя, а не от Бога, и, подчиняя события течению звезд, изгоняют Промысл, управляющий делами человеческими, так что молитва и благочестие не имеют никакой силы…”

Важно

Преподобный Антоний Великий: “Если добрые и злые дела начинаются не от нас, не нашим действием, но понуждаемы рождением, то почему законодатели устанавливают, что по воле, а что не по воле. И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд…

Легко погибающие привыкли иметь дело с бесами, и не только делают светила виновными во зле, но [тем самым] и Самого Творца светил оклеветали как творца зла и гибели…Так что воля каждого возносит доброе и злое; а не необходимость или случай, или расположение звезд.

Не были бы поставлены нам в вину наши согрешения, если бы мы поступали так или иначе по причине звездного искусства”.

Святитель Иоанн Златоуст: “Замечай мудрость Творца, замечай силу. Бог положил светила на небе, чтобы они светили над землею. И для знамений, говорится, и времен, и дней, и годов (ст. 14).

Что значит: для знамений? Астрологи своими гаданиями, не имеющими никакого основания в действительности, доказали тщетность своих надежд на астрологию.

Что по звездам нельзя ничего определить относительно жизни человеческой, об этом свидетельствует Исаия, говоря: пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям и видящие знамения и скажут, что должно приключиться тебе (Ис.47:13). Относительно жизни человеческой небо не дает никаких указаний.

Хочешь знать, какие знамения оно дает? Оно указывает на дожди, ветры, непогоду и ведро (ясное небо – прим. ред.). Такие явления звезды показывают, — и это по человеколюбию Божию, чтобы мореплаватель, видя знамение, избегал опасности, чтобы земледелец, зная время наступления зимы, заблаговременно обрабатывал землю”.

Преподобный Иоанн Дамаскин: “Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звёзд, то то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок.

Совет

А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби.

Даже более того: раз всё ведётся и влечётся необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях”.

Преподобный Максим Грек: “Как я, созданный по Твоему божественному образу и подобию, то есть, удостоенный дара свободы воли, получивший силу и действие блага и праведности – неужто я действием какой-то недоброй звезды могу быть влеком к совершению зла, как бессловесный скот, которого хозяин тащит на привязи? Нет, я никогда не соглашусь с этим богомерзким учением безумных звездочетцев, лишающим меня свободы воли!”

Современная астрология претерпела ряд изменений по сравнению с древней и представленные цитаты кому-то могут показаться неактуальными, но это не так. Святые Отцы критикуют астрологию за то, что она, наделяя человека отрицательными качествами, лишает его свободы, делая звезды и планеты, а через них и Бога, виновниками зла.

Сейчас астрологи говорят, что расположение светил во время рождения не делает человека добрым или злым, а только показывает, какой он, как циферблат часов показывает время, но не создает его. Однако это не меняет сути: астрология до сих пор признает насильственное наделение человека теми или иными моральными свойствами.

Этим она лишает его нравственной свободы и клевещет на Творца, Который будто бы создает одних добрыми, а других “полными ненависти, жестокими, мстительными, неблагодарными, ленивыми, скупыми, коварными”. Не говоря уже о том, что, по мнению ряда астрологов, человек должен “быть своей картой”, т.е.

сознательно приобретать качества, содержащиеся в ней, включая негативные. Астрологов это не смущает, поскольку у них свой взгляд на то, что является негативным, а что нет. Как сказал Радьяр, “ничего в карте не должно рассматриваться как плохое или вредное”.

Кроме того, сколько бы ни эволюционировала астрология и не удалялась от существовавшего в древности обожествления планет, сколько бы ни прикрывалась психологией, она не перестает быть оккультной практикой, способом общения человека с падшими духами.

Обратите внимание

Некоторые астрологи не останавливаются говорить, что астрология помогает человеку узнать волю Божию. Такую мысль нужно признать совершенно ложной, и не только в связи с приведенными цитатами. Чтобы узнать волю Божию не нужно далеко идти, поскольку она уже возвещена самим Богом и содержится в Евангелии.

Воля Божия заключается в том, чтобы люди верили в Бога не произвольно, а как Он сам открыл верить, соблюдали Его заповеди, а в чем оступились – каялись и исправлялись.

Если человек составил искаженные представления о Боге и заповедях, не считает нужным узнать их, грубо нарушает заповеди, даже не понимая того, какую еще “волю Божию” он хочет узнать у астролога? Это все равно, что, имея рак, лечить кашель – один из его симптомов.

В свете сказанного следует знать, что обращающийся к астрологу не только не узнает от него волю Божию, но и грубо нарушит ее, прибегнув за помощью к силам, враждующим против Бога.

Для православного человека увлечение астрологией является грехом, степень которого зависит от его вовлеченности в эту практику. Если он просто верит в “желтую” астрологию, широко представленную в СМИ, это будет суеверием, как и вера в приметы, что является препятствием на пути духовной жизни.

Человек должен не только верить в Бога, но и верить Богу, доверять Ему.

Любые суеверия похищают в большей или меньшей степени это доверие, переносят его на предмет своей суетной веры и, таким образом, исключают Бога из жизни человека, уничтожают деятельную веру в Него, оставляя сухое рассудочное признание Его бытия, которое есть и у демонов.

Если же кто дойдет по посещения астролога, это будет равносильно обращению к колдуну и тяжким грехом, относимым к разряду смертных, как умерщвляющих душу для Бога и разлучающих согрешившего с Божественной благодатью до тех пор, пока он не принесет покаяние и не вернется на путь Божий.

Ю. Щукин

Источник: http://theme.orthodoxy.ru/astrology/mospat.html

Ссылка на основную публикацию