Православие и буддизм: отношение и мнение о религии

Православие и буддизм. Бог как личность

Вторым камнем преткновения для Будды стало незнание учения о Боге как о Личности (начало тут).

 В этой связи стоит обратить внимание на то, как Будда высмеивает представления брахманов о молитве: «Вот человек, имеющий дело на другом берегу, пришел бы, желая переправиться на другой берег.

И, стоя на этом берегу, он стал бы взывать к другому берегу: «Иди сюда, другой берег, иди сюда, другой берег!» Как же ты думаешь об этом, Васеттха? Мог бы другой берег реки Ачиравати ради зова, ради молитвы, ради надежды, ради радости этого человека перейти на этот берег? – Конечно нет» (Дигха Никайя, 13. Тавиджа сутта, 29).

Отрицание Буддой молитвы проистекает из представления о Верховном Божестве как о чем-то безличностном. Святитель Николай Сербский говорил: «Будда не знал о молитве, потому что он не знал о Боге как об Отце Небесном»

Обратите внимание

Безусловно – берег бы не пришел и не ответил на молитву. Берег – бездушный и безличный предмет. А вот отец или мать, услышав с другого берега мольбы о помощи своего сына – неужто не ответили бы на них и не перешли оттуда к нему? Конечно, ответили бы, и перешли, и помогли.

Если на это способны люди, то отчего же на это не может быть способен Тот, Кто их сотворил? Вот как говорит Он Сам для верующих в Него: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.

49:15).

Представим человека-мастера, который с любовью трудился и смастерил сложный и красивый механизм, который затем каким-то необычным звуком покажет, что внутри него произошла поломка. Неужели мастер не подойдет к творению рук своих и не станет трудиться, чтобы исправить поломку? Так, поступит всякий, кто творил с любовью и кому нравится созданное им.

Но если даже грешный человек не оставит без внимания «молитву» бездушного механизма, то неужели совершенный Бог останется равнодушным к молитве Своего живого создания? Христиане знают, что Бог не только ответил, но и Сам пришел к Своему созданию, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Мф.18:11). Божественная природа отстояла от человеческой несоизмеримо дальше, чем один берег реки Ачиравати от другого, но, тем не менее, Бог пришел к человеку, исполнив моления всех праведников человечества об избавлении от истинного зла и его последствий. «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он… явился на земле и обращался между людьми» (Вар.3:36, 38). Бог поступил так, потому что, в отличие от берега реки, Он есть Личность, Которая может слышать и откликаться, любить и сострадать.

Уместно здесь привести пересказ проповеди, которую священномученик Андроник (Никольский) произнес перед японскими буддистами: «Я главным образом говорил о душе и о Боге как личных и неуничтожимых началах, чтобы противопоставлять правильное понятие о них буддистскому пантеизму… По вопросу о Боге я толковал о Его Всемогуществе и о том, что Он есть действительная личность, всем управляет, к Которому все мы и должны придти в конце… Бог непременно должен быть личностью, отличной от какого-то безличного Его пребывания или разлития в мире».   

К сожалению, такой проповеди не слышал сам Будда. Учение о Боге как о личности было ему совершенно неведомо.

С этим связан и тот аргумент из разговора с Анандапиндикой, где от лица Будды утверждается, что Совершенное не создало нас, ибо то, что совершенно, не может быть причиной, так как через это оно претерпит изменение и перестанет быть совершенным.

Весь этот аргумент выведен из отношения к Божеству как к безличному абсолюту, и только в таком контексте аргумент может хоть как-то существовать. Знание о Боге как о Личности выбивает из под него всякую основу.

Важно

Если мы представим, что есть человек, который ничего не писал, а затем написал первую книгу, и она стала гениальной, завоевав признание во всем мире, то неужели, написав эту книгу, автор стал тем самым менее совершенным? Напротив, через акт создания книги и проявилась степень его гениальности и совершенства. Подобный образом и Бог, по Своей любви сотворив мир, всего лишь сделал явной для сотворенных ту возможность, которую изначально имел в Себе, не умалив и не увеличив, а проявив тем самым Свое изначальное всесовершенство.

Священномученик Александр (Миропольский) пишет: «Буддизм можно признать одной из высших естественных языческих религий в силу ее стремлений познать существо своего духа, при уничтожении плотских страстей…

Только это самосозерцание погубило Будду, ибо, рассматривая себя, он отвратил взор свой от Создателя и Бога, а затем лишился всякого представления о Нем. Отвергнув же Создателя, Будда своими собственными силами не мог прозреть в себе образа и подобия Бога Творца, первоисточника жизни, которую он призван не уничтожать, а проявлять и развивать.

Будда не имел руководителя на пути к источнику Божественной жизни, а потому заблудился во мраке самолюбивого, греховного человеческого естества».

О том, что тогда в Индии не существовало того, кто знал о Боге по личному опыту встречи с Ним, говорит и сам Будда. Критикуя учение брахманов о необходимости единения с Богом для спасения от страданий, он говорит: «Нет у брахманов кого-нибудь, вплоть до седьмого поколения наставников, который бы воочию видел Брахму.

И те мудрецы древности, которые… составили священные тексты…, не говорили так: «Мы знаем, мы видим, откуда Брахма и где Брахма, и куда направляется Брахма». Эти же…

брахманы, поистине, говорят так: «Мы проповедуем путь к соединению с тем, кого не знаем и не видим; этот путь прям, эта дорога направлена к избавлению и выводит следующего по ней к соединению с Брахмой»… Если так, то не оказываются ли слова брахманов необоснованными? Итак, эти брахманы… проповедуют путь к соединению с тем, чего не знают и не видят..

. А такого быть не может… И слова этих брахманов, оказываются смешными, оказываются болтовней, оказываются тщетными, оказываются пустыми» (Дигха Никайя, 13. Тавиджа сутта, 14–15).

Может быть, так было у брахманов, но, слава Богу, не так у православных христиан.

Те, кто по вдохновению Бога записали священные тексты христианства, говорили: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни…

возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин.1:1, 3). Они говорили не гадательно и не по предположению, а свидетельствовали о том, что видели сами.

Об этой истине они свидетельствовали не только словом, но и делами, не только жизнью, но и смертью своей. И не только свидетельствовали, но и указали путь, чтобы те, кто верит их свидетельству, могли на собственном опыте убедиться в истине.

И действительно, многие святые, следовавшие по стопам апостолов, еще при земной жизни сподобились личной встречи с Господом, и непосредственного познания Его. Преподобный Силуан Афонский писал: «Многие ученые и философы дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали.

Совет

Одно дело – верить, что есть Бог, а другое – знать Бога… Кто познал Бога Духом Святым, у того горит душа любовью к Богу день и ночь, и не может привязаться ни к чему земному». Итак, суть не в том, чтобы просто верить в существование Бога – ибо «и бесы веруют и трепещут» (Иак.

2:19), а в том, чтобы познать Его на опыте и вступить с Ним в личные отношения любви.

Неудивительно, что Будда и авторы «священных» буддистских книг не знали об Истинном Боге – им неоткуда было получить о Нем надежные сведения. Удивляет то, что современные европейские и американские буддисты, которые имеют все возможности эту истину узнать, просто повторяют вышеприведенные буддистские аргументы, хотя в контексте христианства они совершенно несерьезны и несостоятельны.

Постараемся теперь, опираясь на так называемые «четыре благородных истины» буддизма, обрисовать прочие отличия этой религии от Православного христианства.

Для Будды отправной точкой было признание страданий человеческой жизни. Причиной страданий он считал желания и привязанности. Например, человек, желающий иметь хороший дом, страдает оттого, что не имеет его, а если имеет, – страдает от страха потерять его.

Отчасти такое представление совпадает с христианским – действительно, привязанность к временным вещам делает человека несвободным и несчастным. Но христианин избавляется от привязанностей к временным вещам ради того, чтобы укрепить свою связь с вечным Богом.

Он избегает тех желаний, которые противны воле Божией и удаляют от Него, но взращивает в себе те желания, которые угодны Богу, и способны приблизить к Нему. И даже на свои страдания он смотрит как на то, что помогает его духовному росту, освобождению от власти греха и соединению с Богом.

А Будда, отрицая Бога, лишился точки отсчета для различения полезных и вредных желаний и смешал все воедино, объявив всякое желание и всякую вообще привязанность страданием, а само страдание – безусловным злом. Даже радость и удовольствие Будда рассматривал лишь как одну из сторон страдания.

Обратите внимание

Как справедливо заметил прп. Иустин (Попович), «буддизм всякое явление пропускает сквозь призму отчаяния».

Следующий из этого вывод – надо истребить в себе все привязанности и желания, тогда человек будто бы выйдет из сансары – мира страдания, – и достигнет нирваны, т. е. такого состояния, где страдания уже невозможны.

В отличие от христианства буддизм учит о необходимости оборвать привязанности не только к дурному, но и к доброму, подавить в себе не только ненависть, но и любовь. Поэтому тексты буддизма воспевают того, «кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому… того, в ком угасло желание существовать» (Дхаммапада, 26.

415, 418), и рекомендуют: «медитируй так, чтобы исчезла разница между любовью и ненавистью» (Бардо тодол, 1).

Чтобы отвратить человека от привязанности к созданному Богом миру, буддизм учит о том, что мира в действительности не существует – он иллюзия, порожденная нашим сознанием.

«Мир является лишь чем-то, самим умом воображаемым» (Ланкаватара-сутра, 1), «все, существующее в опыте, есть лишь проявление ложной деятельности сознания, и в действительности нет никакого мира объектов, распростертого перед нами» (Махаяна-шраддхотпада шастра, III).

Все вещи пустые, на самом деле их нет, нет ничего, кроме пустоты – так учит буддизм, желая оборвать у своих приверженцев привязанности к миру и к жизни в этом мире.

Но и этого еще недостаточно, потому что самая большая привязанность у человека – к себе самому. И вот, для того, чтобы задушить эту «привязанность», буддизм, вводя доктрину «анатмавады», убеждает последователей в том, что не существует и человека.

Согласно этой доктрине, «я» человека, личность – это тоже иллюзия.

Нет никакого «я», нет никакой бессмертной души, есть только разнообразные сочетания мельчайших частиц – «дхарм», которые на короткое время под действием «закона» кармы будто бы складываются в такую комбинацию, у которой возникает иллюзия личного существования.

Важно

Буддистские тексты уверяют: «не существует никакой самодостаточной сущности, какую можно было бы представить в виде некой самости-души» (Ланкаватара-сутра, 1), «”Я» нет, есть только группы, обусловленные помраченными деяниями» (Абхидхармакоша).

Начав с желания освободить человека от страданий, буддизм провозгласил такой принцип освобождения, который, будучи доведен до логического предела, открыл, что, собственно, и освобождать-то некого.

Буддизм вынужден провозглашать, что нет Бога, нет мира, нет человека, поскольку это учение приобретает смысл только если лишает смысла все остальное.

Если же предположить, что хотя бы что-то из перечисленного существует, то буддистское учение лишается смысла.

Христианство же, напротив, наделяет смыслом и человека и все, что его окружает, все, что известно ему по опыту. Как говорит святой Василий Великий: «В том, что существует, нет ничего беспорядочного, ничего неопределенного, ничего напрасного, ничего случайного».

То же и у святого Николая Сербского: «Христианство все осмыслило и выразило в слове… Нельзя утверждать, что только нечто имеет смысл, а остальное бессмысленно.

Если смысл есть, то он должен быть во всем: в людях, в вещах, в событиях, в мыслях, в словах, в отношениях, в явлениях».

Существование Бога придает смысл и миру и человеку. Бог создал разумных существ для того, чтобы поделиться с ними Своей любовью и блаженством. Но разделить любовь можно только с тем, кто сам любит, а к любви нельзя принудить.

Поэтому Бог подарил людям свободу, чтобы они могли сделать выбор.

Совет

И смысл земной жизни человека – определиться, к чему склоняется его сердце, любит ли он Бога и ближнего больше, чем себя, или, подобно сатане, встает на разрушительный путь самолюбия, эгоизма.

Читайте также:  Храм успения пресвятой богородицы в вешняках, москва

Между Богом, Который говорит «Я» и человеком, который говорит «я», происходит драма личных отношений, которая разворачивается на пространстве его жизни, наполняя смыслом все жизненные условия и ситуации.

Каждая встреча или событие посылается Богом этому человеку с определенной целью. Господь посылает все, что необходимо человеку для спасения, но воспользуется ли этим сам человек – это уже его выбор.

Как говорит Христос: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).

Священник Георгий Максимов

Источник: https://cont.ws/post/245381

Каково отношение Православия к традиционному буддизму?

К кому, с точки зрения православной теологии обращены, например, мантры? Если это возможно, то ответьте конкретно – к божественным силам или диавольским, а если к божественным, то каково их олицетворение в христианстве? Отвечает священник Михаил Воробьев,

клирик Вольской Благовещенской церкви

Традиционный буддизм – очень широкое понятие. К нему можно отнести несколько различных религиозных систем, например, буддизм хинаяны, махаяны, ваджраяны, чань-буддизм, ламаизм и т.

д, каждая из которых представлена многочисленными школами.

Несмотря на то, что буддизм не знает верховного божества, в целом это политеистическая религия, которая с точки зрения христианства является самым настоящим язычеством.

О сущности и происхождении язычества очень точно и понятно говорится в Библии, конкретно, в 13–15 главах Книги Премудрости Соломона. В нескольких словах этот процесс можно описать следующим образом.

Потомки Адама, окруженные враждебной и непонятной природой, смутно припоминая о существовании Бога и об общении своего предка с Творцом, обожествили сначала силы природной стихии, а затем, на более высокой ступени культурного развития, и собственные душевные силы.

Особенностью буддизма (и отчасти даосизма), с этой точки зрения, является то, что в нем обожествляются интеллектуальная и духовная способность человека.

В отсутствии представления о верховном божестве, буддизм ставит человека на первое место в иерархии всех существ, в том числе и богов.

Обратите внимание

Только человек может достичь полного просветления, стать бодхисатвой (в махаяне) и Буддой, то есть достичь нирваны. Пантеон божеств разного уровня в буддизме огромен.

Он включает в себя мифологических существ, богов, почитавшихся народами, среди которых распространялся буддизм.

Все они считаются существами низшего порядка и первоначально принимались в качестве условных символов, предназначенных для более эффективной медитации. Однако это философское представление в религиозной практике различных ответвлений буддизма очень скоро сменилось уверенностью в реальном существовании этих божеств.

С точки зрения действия Божьего Промысла, язычество является определенным шагом на пути познания истинного Бога. Мучительно преодолевая заблуждения, древнее человечество приходило к представлению о единственности Божества.

Наиболее близко к этой идеи подошли греческие философы и мыслители индуизма. Здоровое содержание древнего язычества состояло в том, что оно сохраняло саму религиозную веру, постепенно переходя от магии к молитве.

Все было бы хорошо, если бы кроме Промысла Божьего в мире не действовала никакая другая сила. Однако это не так.

Человека, как самое совершенное и любимое творение Божие, ищет погубить вечный богопротивник диавол, который действует, в том числе и через религиозные заблуждения.

Отвращая человека от знания истинного Бога, диавол внушает ему поклоняться тем «богам», которые несут зловещие черты самого диавола. Поэтому языческие культы древности с позиции христианской этики были просто ужасными.

«Священная проституция», человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства и самоубийства несли гибель человечеству и в нравственном, и в физическом смысле.

Важно

Все великие цивилизации древности при высочайшем культурном и техническом развитии погибли именно из-за такого нравственного вырождения. Нравственные причины гибели последней из них – античной Греции и Рима – очень хорошо отражены в литературе той эпохи.

Буддизм при всем его изощренном интеллектуализме не является исключением. Среди тех божеств, к которым буддист обращается с молитвой, не только будды и бодхисатвы, но и обожествленные деятели истории и религии, высокопоставленные духовные иерархи, местные божества с самым фантастическим обликом.

Например, в Тибете буддийский пантеон включает в себя божеств примитивной языческой религии бон.

Буддист обращается к этим божествам не только с целью достижения максимального духовного совершенства – в идеале достижения нирваны, – но и с вполне меркантильными земными целями: в поисках земного благополучия, здоровья, семейного счастья и так далее.

С точки зрения Православия в буддизме логического завершения достигает идея человекобожества. Буддизм – это религия, в которой место Бога занимает человек, достигший духовного совершенства собственными усилиями.

Многочисленные Будды, бодхисатвы, архаты – это люди, ставшие богами. Поэтому в буддизме православный человек без труда узнает результат древнего искушения: «откроются глаза ваши и вы будете, как боги».(Быт. 3, 5).

Мантры в буддизме это как раз то средство, при помощи которого должны «открыться глаза» в том самом библейском смысле. Мантра – нечто среднее между молитвой и магическим заклинанием.

В основе этой практики лежит бесконечное повторение одного и того же текста. Цель мантры – разрушить преграду между человеком и божеством, отключить сознание, мешающее непосредственному восприятию божества.

Совет

Что это за божество – хорошо известно: древние идолы или будды, самообожествленные люди, поверившие диавольскому искушению.

Источник: https://mission-center.com/traditional/396-buddhism/425-2009-12-02-06-41-11

Разница между буддизмом и христианством

Буддизм и христианство относятся к мировым религиям.

Это значит, что они не ограничены пределами одного этноса или одной страны (как, например религия евреев – иудаизм, японский синтоизм или некоторые другие религии), а распространены среди многих народов на нескольких континентах. Чем отличается буддизм от христианства, и есть ли у этих религий общее? Вопрос интересный и предполагает основательный экскурс в историю.

Содержание статьи

Буддизм среди трех мировых религий (к которым относятся также христианство и ислам) хронологически самый «старший». Он появился в 6 веке до нашей эры на территории Индии.

Для сравнения: в Европе это время, когда Рим был ничем не примечательным городом в числе многих других городов-государств Италии, а архаическая Греция стояла на пороге периода своей истории, позже названного классическим – поры наивысшего культурного расцвета.

Основателем религии считается Сиддхартха Гаутама, сын раджи одного из небольших индийских княжеств. Позже он стал именоваться Будда (то есть пробужденный или просветленный) Шакьямуни (из рода Шакья).

Отличие буддизма от христианства в том, что последнее появилось значительно позже – в 1 веке нашей эры. Названо так по имени Иисуса Христа, проповедовавшего новую веру на территории, где сейчас расположено государство Израиль. Но говорить о нем как об основателе религии некорректно.

Так как он являлся, с точки зрения христиан, сыном Бога (в разных ветках христианства этот термин толкуется по-разному), да и учение Христа мы знаем только в пересказе его учеников – апостолов.

Рассказы апостолов о жизни и деяниях Христа легли в основу Евангелия (Благой вести), являющегося одной из книг Библии.

к содержанию ↑

Сравнение

Рассматривая вопрос подробно, можно констатировать, что различия между буддистским и христианским вероучениями колоссальны. Скорее, более верным будет утверждение, что между ними нет практически ничего общего.

Христианство, являясь одной из так называемых авраамических религий, возникло на основе древней еврейской религии – иудаизма, и в начальный период своей истории рассматривалось многими как одна из иудейских сект.

Авраамическими считаются религии, в основе которых лежит древняя духовная традиция, восходящая к жившему в начале второго тысячелетия до нашей эры патриарху семитских племен Аврааму. К этим религиям относятся две мировых – христианство и ислам, а также национальная еврейская религия иудаизм и ряд более мелких учений, возникших на их основе.

«Базой» же для буддизма послужил индуизм – старинная арийская религия. «Отпочковавшись» от индуистского древа, буддизм получил развитие во многих странах. Причем интересно, что в стране, где он появился, – в Индии, – буддизм распространен очень незначительно.

Привлекательности новой религии, помимо вероучения, добавляло отрицание присущей индуизму кастовой системы, являющейся тормозом социального развития общества.

Обратите внимание

Индуизм и иудаизм, ставшие основой для возникновения соответственно буддизма и христианства, оспаривают право называться самой древней из ныне действующих религий.

Хотя у индуизма позиции все же тверже, ведь религиозные практики, которые легли в его основу, зафиксированы аж в памятниках эпохи позднего неолита (шестое тысячелетие до нашей эры), в то время как иудаизм «моложе» примерно на три тысячи лет. Но это положение не бесспорно, так как преемственность неолитических практик для индуизма – предмет научных дискуссий.

В теологии христианства и буддизма нет абсолютно ничего, что бы их объединяло. Большинство исследователей считает, что буддизм – даже не религия, а философско-этическая традиция. И для этого утверждения есть все основания.

В буддизме, в отличие от христианства, нет концепции бога. Будда – всего лишь «просветленный», то есть человек, постигший Истину путем медитации и освобождения от земных привязанностей.

Стать Буддой – просветленным может любой человек.

Основа христианства – поклонение Творцу и следование его заповедям. Иисус является сыном Бога, и в том, какова его природа – божественная или человеческая, – христиане единодушно так и не определились.

Большинство считает, что божественная, однако часть (монофизиты) утверждает, что человеческая. В христианстве существует концепция Троицы – триединства Бога в лице Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Буддисты не говорят о существовании Бога. Они заявляют о наличии некоего единого закона мироздания, постигнув который путем очищения и самосовершенствования, человек становится Буддой и освобождается от череды перевоплощений (сансары). Буддисты, в отличие от христиан, в принципе отвергают любое убийство (даже для пропитания и защиты).

Важно

Правда, убийство растений (тоже ведь живые существа) для пропитания ими не возбраняется. Во второй половине прошлого века буддизм, прежде популярный преимущественно в Восточной Азии (Китай, Индокитай, Япония, Непал, частично Индия и некоторые другие государства), получил распространение в Европе и Северной Америке.

Большую роль в этом, в частности, сыграло творчество британской рок-группы «Битлз» и движение хиппи.

к содержанию ↑

Таблица

Итак, подведем итог, в чем разница между буддизмом и христианством. В приведенной ниже таблице вашему вниманию представлены лишь наиболее общие положения. Тем, кого тема заинтересовала всерьез, можно порекомендовать обратиться к специальной литературе, благо об этом написано немало книг.

Буддизм Христианство
Статус По мнению большинства исследователей – нравственно-философское учение Религия авраамической духовной традиции
Время возникновения 6 век до нашей эры 1 век нашей эры
Отношение к концепции Бога Бога не существует, есть фундаментальный закон эволюции мира, постигнуть который можно, став Буддой (просветленным). В результате чего человек разрывает кольцо сансары (перевоплощений) Существует Бог – творец всего сущего. Большинство христианских церквей признает концепцию Троицы – триединства Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа
Отношение к убийству Не допускает убийства людей и животных Допускает убийство животных для пропитания и людей – для защиты

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichaetsya-buddizm-ot-hristianstva/

Буддизм и православие

Интересные статьи и публикации по эзотерике и религии на тему Буддизм и православие вы найдете в онлайн ленте статей раздела Религия.

Соединение двух ветвей духовной власти Запада и Востока лежит через понимание россиянами своей исторической и метафизической роли соединяющего моста между Православием и Буддизмом.

На стыке двух светлых религий возможно возведение грандиозного здания коллективного сознания будущих поколений землян.

Тонкоэнергетическая работа – один из возможных способов развития самосознания отдельной, но не отделённой от общего информационного поля Земли, личности.

Китоврас, Мировей и Вейдевут…

Буддизм – название, данное религиозному движению, истоки которого — в жизни и учении великого Будды. Но, говоря более строго, буддизм означает неизменное учение или Дхарму, которая кроется за всем, что преходяще.

В центре буддизма — учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему.

Страдание и освобождение субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание состояние беспокойства, напряженности…

Буддизм первая из мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в разных странах мира и в первую очередь Азии. Возникновение буддизма связывается с именем Сиддхартхи Гаутамы (Будды).

Он родился около 560 г. до н. э. Местом его рождения считается северо-восток Индии у границы Непала. Принц Гаутама был сыном главы племени шакьев.

Совет

В 29 лет он расстался с беззаботной, роскошной жизнью, покинул дом, оставил жену с сыном и отправился странствовать…

Буддизм – древнейшая мировая религия, восходящая к учению индийского аскета Шакьямуни, прозванного Буддой («просветленный», «пробужденный»).

Сами буддисты ведут летосчисление своей религии от кончины Будды, однако среди них нет полного согласия относительно датировки времени его жизни (согласно традиции школы тхеравада.

Читайте также:  Псалом давида 11

Будда жил с 624 по 544 до н.э.

; по научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации Ашоки, с 566 по 486 до н.э.; согласно новейшим…

Буддизм – религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя.

Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями.

Однако за вычетом этих общих черт многочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие как верований, так и религиозной практики. В своем классическом варианте (тхеравада, «школа старейшин», или хинаяна…

Буддизм – самая древняя из трех мировых религий. Он “старше” христианства на пять веков, а ислам “моложе” его на целых двенадцать столетий.

В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил людям Будда (что в переводе с санскрита означает “просветленный”). В…

БУДДИЗМ В ИНДИИ складывается на севере страны в 6 в. до н. э. как реакция на кризис традиционной системы моральных и религ. ценностей. Основатель — Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (букв. просветленный).

Обратите внимание

Буддизм в качестве нового мировоззрения, а затем и новой религии, не отверг, а творчески пересмотрел и ассимилировал духовные и культурные традиции Др. Индии.

Приверженцами буддизма стали жившие в одно время с Буддой цари гос-ва Магадха — Бимбисара и Аджаташатру. При Аджаташатру в…

Буддизм получил распространение в большинстве европ. стран; будд. орг-ции, центры или небольшие группы имеются практич. во всех странах Зап. Европы, а также в отд. странах Вост. Европы. Почти во всех зап.-европ.

странах находятся филиалы международной будд.

орг-ции “Интернационал Сока гаккай”. Старейшим в Европе являются будд. орг-ции в Германии (с 1903), Великобритании (с 1907), Франции (с 1929).

В 1906 в Лейпциге Общество буддийской миссии Германии провело Буддийский конгресс, в к-ром…

Буддизм российского Востока имеет очень богатую историю. Среди предков калмыков – ойратов – Учение распространялось в три волны. Впервые ойраты получили знание о буддизме от уйгур: вероятнее всего, это были поучения Махаяны.

Во время второй волны, которая пришлась на начало XII века, распространялись различные направления тибетской школы Кагью. В середине XII века самым известным лицом в Тибете был Второй Кармапа Карма Пакши – глава традиции Карма Кагью.

Его даже пригласили к монгольскому двору…

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам — на целых двенадцать столетий.

Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе.

В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины…

Источник: https://www.SunHome.ru/religion/buddizm-i-pravoslavie

Сравнение буддизма с христианством

Так как многие христиане интересуются буддизмом, может быть полезно сравнение основных положений обеих этих религий. Мы считаем христианами отдельных людей или группы, вдумчиво, искренне, с молитвой воспринимающих себя таковыми. Это определение используют социологи и службы переписи многих стран.

Оно включает в себя полный спектр христианских религиозных групп, куда входят пресвитериане, православные, католики, баптисты, члены Соединенной Церкви, свидетели Иеговы, мормоны и т.д.

Многие христиане имеют гораздо менее широкое определение термина “христианин” и, в частности, считают нужным исключить многие конфессиональные группы из этого списка.

Разные убеждения

Буддисты не разделяют большинства основных убеждений исторического христианства и многие из менее важных убеждений, принятых некоторыми сектами христиан.

Буддизм не учит следующему… Имели место быть золотая эра в Эдемском саду и последующее падение человечества. Первородный грех является общим для всех современных людей, он получен от Адама и Евы.

Во время Ноя во всем мире прошло наводнение, вызвавшее наибольшее уничтожение человечества в истории.

Важно

Человечеству необходим безгрешный Спаситель, выполняющий свою миссию через искупление. Бог-человек-спаситель, рожденный от Девы и убиенный, воскрес и вознесся на небо. Спасение достигается:

.

Большинство христиан верят в душу – сущность человека, которая живет без изменений после смерти целую вечность. Произойдет возвращение на землю Спасителя в какой-то момент в будущем.

Конец света случится в ближайшем будущем: с войной-Армагеддоном и уничтожением более двух миллиардов человек, которые будут направлены в разные места посмертного существования – в зависимости от их религиозных убеждений. Буддисты не имеют такой веры.

Христиане убеждены, что их религия будет существовать вечно. Большинство их считают, что христиане будут увеличивать свою численность до, практически, охвата всего мира этой верой. А буддисты полагают, что буддизм, в конце концов, исчезнет со сцены.

Эта вера совместима с их принципом, что все объекты, религии и т.д. непостоянны, не вечны.

Тем не менее, некоторые из них верят в Мироку (Майтрейю), “будущего Будду”; они ожидают, что в будущем другой человек достигнет состояния будды – состояния совершенного просветления – и воссоздаст религию, похожую на буддизм.

Некоторые общие убеждения

Жизнь продолжается в той или иной форме после смерти. Почти все религии учат, что личность человека продолжает существовать и после смерти. В самом деле, многие религиозные историки считают, что эта вера была главной причиной, изначально мотивировавшей людей для создания религий.

Тем не менее, христианство и буддизм представляют себе жизнь после смерти в разных формах. Буддизм учит, что люди оказались в ловушке повторяющихся циклов рождения, жизни, смерти и возрождения.

Каждое последующее возрождение может быть в лучшей, худшей, или аналогичной жизни, в зависимости от кармы человека – его грехов и заслуг, которые накопились во время настоящих и прошлых жизней. Цель рядового буддиста – вырваться из этого кругообращения и достичь нирваны.

Совет

Как только она достигается, ум переживает полное освобождение и непривязанность. Страдание заканчивается, потому что причины страдания – это желание и жажда обладания – не более того.

Христианство исторически учит, что каждый имеет только одну жизнь на Земле. После смерти убеждения и/или действия человека оцениваются для окончательного решения об его дальнейшем местонахождении. Вечная жизнь ожидает каждого.

Но, в зависимости от решения Высших сил, она будет проходить либо в раю, либо в аду. В раю, на небесах, нет страданий, есть только радость. Пытки же для жителей ада также являются вечными, без всякой надежды на их прекращение.

Близка этика этих двух религий: буддизм, христианство, да и все основные мировые религии, разделяют основное правило поведения – отношение к другим.

Вот две цитаты из буддийских текстов, которые отражают эти положения этики:

Эти фразы близки золотому правилу христианства:

Последнее Евангелие апокрифическое, оно широко использовалось в раннем христианстве, но не вошло в официальный канон, потому что имеет гностическое содержание. Тем не менее, оно остается ценным и сегодня, потому что там, как считается, сохранилось много уникальных высказываний Иисуса, которые не появляются в других Евангелиях.

Темы нравственности, справедливости, любви… Их можно найти как в учении Будды, так и в иудейской и христианской Библии.

Убеждения, которые разделяют некоторые буддийские традиции и христианство, касаются Бога. В своей первоначальной форме буддизм не учит о существовании трансцендентного, имманентного, или любого другого Бога, богов или богинь.

Тем не менее, многие буддисты, особенно в Японии, где буддизм часто объединен с религией синто, верят в пантеон сверхсуществ.

Обратите внимание

Что касается молитв, некоторые традиции в буддизме поддерживают веру в силу молитвы, а другие этого не делают.

Источник: http://nervana.name/buddism/buddism-i-hristianstvo.htm

Как Православие относится к буддизму?

Детально разработанную концепцию буддизма мы находим в сочинениях Н.С. Трубецкого1. Буддизм, в его восприятии, есть логиче-

* Трубецкой Н. Религии Индии и христианство// Наследие Чингисхана. М., 2000.

ское завершение отказа от идеи Персонального Творца. Отвергнув Персонального Творца, человек неизбежно пришел к мысли о духовном самоубийстве. Состояние нирваны Трубецкой рассматривает как убийство в себе сознания своей индивидуальности и, тем самым, как прекращение какой-либо психической жизни.

Буддизм создает вокруг учения о нирване поэтический ореол, пытается придать этому учению привлекательный вид. Однако речь идет о поэтизированном духовном самоубийстве, поскольку учение о нирване отражает псевдодуховную аскетическую работу по намеренному уничтожению психической жизни, то есть осознанное духовное самоубийство.

Псевдодуховно-некрофилический опыт нирваны передает соблазны люциферического опыта.

Русский мыслитель особо подчеркивает, что любовь, милосердие, сострадание — все это для буддиста не религиозные чувства, ибо буддийская аскетика направлена на ликвидацию каких-либо чувств. Любовь, милосердие, сострадание в буддизме суть последствие полной утраты чувства человеческой индивидуальности и персональных желаний.

Всепрощение, любовь, милосердое, сострадание рассматриваются в буддизме как способы уничтожения чувств. Равнодушие, безразличие, необходимые для достижения нирваны, находят свое завершение, когда человек относится к врагу совершенно так же, как к другу, когда он равнодушен к радости и к боли, к чести и к бесчестию.

При состоянии равнодушия человеку ничего не стоит жертвовать собой для ближнего, ибо, не имея собственных желаний, он, легко исполняет желания других.

Важно

Подавить свою волю, чтобы поступать по воле другого, рекомендуется в буддийской аскезе в виде упражнений, нацеленных на приобретение опыта постижения безличного сверхиндивидуального бытия, включающего приобретение магической силы по управлению космосом и ставящего человека над богами индуистского пантеона. Н.С.

Трубецкой особо указывает, что превращение самопожертвования, любви, сострадания, всепрощения в аскетические упражнения, нужные для приобретения безличного сверхперсонального опыта (тождественного духовному самоубийству), отражает профанацию любви и сострадания как возвышенных одухотворенных чувств.

Итак, буддизм есть путь духовного самоубийства, связанный с отвержением учения о Персональном Боге-Творце. Отвергнув Божественную Персону, человек закономерно усомнился в собственной и встал на путь духовного самоубийства. Учение о нирване как раз отражает практику духовного саморазрушения.

Всецело атеистический опыт нирваны отражает уничтожение персональной духовной жизни, превращение души человека в ничто и пустоту. Эта ужасная мысль преподносится в самом привлекательном виде для человеческой гордости, поскольку делает человека выше богов индуистского пантеона, отражает человекобожескую тенденцию.

Христианство — это спасение жизни, а буддизм — спасение от жизни через уничтожение всех ее конкретных форм.

Сравнительному анализу буддизма и христианства посветил свои усилия Кожевников14. С его точки зрения, буддизм проповедует абсолютное неприятие мира, его уничтожение и, прежде всего, уничтожение личного бытия, самоуничтожение персональной жизни.

Мир для буддизма есть результат бессмысленного «волнения», «суеты», поднимающейся из недр обезличенного абсолютного. Отрицая субстанциальное вечное бытие духа, буддизм видит во всяком индивидуально-личном начале обреченность на неудовлетворение, себялюбие, отсутствие положительного смысла.

Буддизм отвергает абсолютную ценность личности, включает в основу своей проповеди идею уничтожения личного индивидуального бытия и мира в целом.

Совет

Цель буддиста состоит в том, чтобы усмотреть, что в бытии нет ничего абсолютно ценного и достойного любви, убедиться в том, что всякое бытие не субстанциально, что оно существует ТОЛЬКО в связи с потоком сознания и должно быть уничтожено вместе с самоуничтожением личности.

Христианин утверждает, что мир сотворен всеблагим Богом, который есть добро, красота и истина. Чертами добра, красоты и истины запечатлен весь космос. Человеческая личность, индивидуальное «я» создано по образу Божьему с задачей реализации божественного подобия.

Личность, исполняющая в совершенстве заповеди Христа, удостаивается обожения по благодати и вечной жизни в Царстве Божьем с полным сохранением индивидуального своеобразия, как духовного, так и телесного.

В Царстве Божьем каждая личность достигает абсолютной полноты жизни и высших ступеней творчества, индивидуально своеобразного, но в то же время гармонически согласованного с творчеством всех других членов Царства Божья, что образует соборное целое, обладающее совершенной красотой и совершенным добром.

Каждое индивидуальное «я» имеет в христианстве абсолютную ценность. В личном бытии христианин видит источник любви к абсолютно ценному, центр бескорыстного творчества.

Христианин отвергает в мире только зло, но он полагает, что зло не есть необходимость бытия. Оно внесено в мир тварью, неправильно пользующейся свободой воли.

Абсолютному осуждению подлежат только нравственное зло, эгоизм, а зло душевных и физических страданий есть следствие нравственного зла, имеющее глубокий и целительный смысл.

Таким образом, как в положительных, так и в негативных чертах мир есть реальность, проникнутая возвышенными смыслами.

Христианская религия все силы и средства направляет на воспитание любви к Богу, людям, на творческое развитие добра и преодоление зла. Мотивы поведения христианина не отрицательные, а положительные — любовь к Богу и созданным Им персонам. Совершенство заключается для христианина в полноте любви.

Обратите внимание

Цель христианской аскетики и мистицизма составляет рост духа, буддистской — прекращение его жизни. Христианин призван к очищению и обожению чувств, желаний и мыслей, буддист — к полному их угашению. Христианская мистика направлена на преображение аффектов.

Читайте также:  Молитвы святителю митрофану воронежскому чудотворцу

Любовь земная перерождается в любовь божественную. Личность подвижника соединяется с Богом, обоживается. Буддистская мистика направлена на их ликвидацию и слияние со всепоглощающим небытием- ничто нирваны. Буддийский экстаз направлен на самоумерщвление духа.

Экстатические переживания буддизма ведут к уничтожению мира и личного бытия. Христианство — религия преображения жизни, буддизм — уничтожения.

Буддистская этика проигрывает христианской. Согласно буддизму, добродетель не есть абсолютная ценность. Она лишь средство для достижения конечной цели — освобождения от персональной жизни.

Нравственная активность низводится до степени подготовительного средства, которое на известной ступени совершенства грозит стать помехой на пути к цели, потому что добрые дела, как и дурные, приводят к новому воплощению.

Деятельное человеколюбие принесено в буддизме в жертву освобождению от ига личного бытия. В противоположность христианству, сводящему весь результат духовного совершенства к любви, буддизм обосновывает необходимость преодоления любви к человеку.

Н.О. Лосский отмечает те стороны буддийского вероучения, которые несовместимы с христианским религиозным опытом, оппозиционны по отношению к нему15.

К этим сторонам буддийского учения стоит отнести отрицание абсолютных положительных ценностей в мировом бытии, абсолютной ценности неповторимого своеобразия каждой личности, отрицание свободы и значения греха, отрицание возможности свободного соборного творчества, осуществляющего совершенное добро и связанного с преодолением эгоизма.

Буддизм не знает учения о грехе как источнике всех видов зла. Отсюда возникает неведение достоинства человека, так как возможность быть грешным указывает на высокое достоинство человека, наличие самостоятельной свободной воли, а, следовательно, свободного личного индивидуального бытия. Отсутствие учения о грехе стирает грань между добром и злом.

Важно

Итак, в русской религиозной философии присутствует целостная традиция восприятия буддизма, обусловленная христианским видением мира.

Во-первых, буддизм представляет собой религию и философию небытия, поскольку абсолютизирует ничто-небытие. В этом смысле буддизм есть теория и практика осознанного духовного самоубийства.

Во-вторых, буддизм предстает с христианских позиций как пантеизм16, ибо религиознофилософская мысль буддизма обосновывает обожествление небытия как основы мироздания.

В-третьих, буддизм есть языческий политеизм17 и человекобожество, ибо обожествляет людей-носителей опыта небытия.

В-четвертых, буддизм отвергает реальность человеческой персоны.

В целом, в русской мысли буддизм предстает как оппозиционное христианству учение. Буддизм ведет человека в небытие, разлагает тварь в ничто, лишает ее бытия, старается «забросить» тварь в добытийственное состояние.

Христианство учит об обожении, достигаемом путем стяжания благодати Святого Духа, участием в вечно длящейся в Церкви Пятидесятнице.

Причащаясь в Божественной Евхаристии обоженного тела, как жизни самого Бога, человек и сам делается Богом через соединение, делается сотелесными и единокровными воплотившемуся Богу2.

Вывод, который может сделать христианин, познакомившись поближе с буддизмом, прекрасно сформулировали И.М. Концевич и В.А. Кожевников: «Мрачно и жутко становится при соприкосновении с буддизмом, хотя последний и рядится в тогу величия.

Он ведет человека к величайшему греху — греху духовного самоубийства, вечного отлучения бессмертной души от источника жизни — Бога. На нем печать гордого отвержения духа отрицания, смерти»18.

«В лице буддизма тварь забыла и отринула своего Творца и Промыслителя, поставив на его место роковой, бессмысленный круговорот будто бы безначальных, слепых, космических сил. Отсюда неутешная, неисцелимая скорбь буддийского пессимизма, этого законченного воплощения «души, не имеющей упования»2.

ОДЕРЖИМОСТЬ КАК ФОРМА

Источник: https://cyberpedia.su/10x107c9.html

Святые Отцы о буддизме

Святитель Николай Японский. В своем «Дневнике» св.

Николай употребляет словосочетание «буддийские потемки» [1, 284], буддийских священ­нослужителей называет «врагами Православия», кото­рые «не упускают везде и во всех случаях пользовать­ся обстоятельствами, чтоб тревожить православных и ослаблять православие, что им, однако, пока нигде не удается» [1, 403].

В другом месте, говоря об одном из распоряжений японского правительства, святитель замечает, что «не лестно христианству быть поставлен­ным наравне с буддизмом и синтоизмом» [1, 92], а также характеризует, что «буддизм есть ни что иное, как философия пантеизма» [1, 180].

Св. Николай пишет, что в буддизме много фантас­тического, но когда слушаешь проповедь монаха сек­ты Монтосю «можно забыться и подумать, что слы­шишь христианского проповедника. Уж не от христи­ан ли заимствовано это учение?» [2].

Совет

Отмечает он также и определенное действие про­мысла Божия через эту религию, указывая, что «три до- селешние няньки японского народа, каждая воспитала в нем нечто доброе: синто — честность, буддизм — взаимную любовь, конфуцианизм — взаимное уваже­ние» [1,25].

При этом время этих религий и особенно буддиз­ма, по его мнению, прошло; так, например, он отзы­вается об увиденном им в пути обнищавшем буддий­ском храме: «Император Микадо целый день отдыхал в этом храме, когда четыре раза путешествовал на се­вер; теперь в этой комнате на столе — доска, надпись которой гласит, что это — место покоя Высочайшего; и перед всегда стоит жертвоприношение, состоящее из чашки воды. Но к чему служит эта лесть! Получил храм от императора тогда 1 000, о чем извещает крупнейшая надпись над самым входом в храм, — и будет; больше вероятно никаким угодничеством не вызовет к себе внимания, как и весь буддизм во­обще. Падает он видимо, отслужил свою службу, — и пора в сторону» [1, 96].

В интервью японской газете он продолжает эту мысль, отвечая на вопрос журналиста:

Но ныне оживляется буддизм. Как Вы на это смо­трите ?

Как на всякую дутую речь. Буддизм умер в Японии; японцы переросли эту религию без Личного Бога; напрасно толкуют, что он — еще жив и пробужда­ется к энергетическому действованию; то — пустая хвастливость бонз·, которые сами не верят тому, что говорят [1, 121—122].

«Буддизм дошел в Японии до последних нелепостей, до диаметральных противоречий себе самому и легко оп­ровергается на основании самых простых суждений здра­вого смысла.

Японский народ в религиозном отношении можно разделить на четыре класса: верующих в бесчислен­ное множество будд и бодисатв и молящихся им без вся­кого разумного отчета, кроме единственного натолкован­ного бонзами побуждения — по смерти избежать ада — это старухи и старики из простонародья; очень слабо веру­ющих, но не считающими себя обязанными молиться — это вся, далекая от смерти молодежь из простонародья; презирающих буддизм, но стоящих горою за Синто, хотя и не верующих — это все горячие патриоты из образован­ного класса… и не верующих ни во что — это образован­ный класс вообще» [1, 705].

Св. Николай касался действий буддизма и в других странах; например, описывая восстание боксеров в Ки­тае, он несколько иронично пишет, что «буддисты заслу­живают слово поздравления.

Они связали себя с живот­репещущим делом и извлекли для своей религии из ки­тайских компликаций весь капитал, какой только может быть извлечен.

Один только вопрос они оставили нере­шенным, а именно: были ли боксеры буддисты? Если да, то как буддизм избежит ответственности за их возмути­тельные жестокости?» [1, 59].

Известно святителю и о начинавшемся тогда буддий­ском прозелитизме среди западных народов: «Есть в Сан- Франциско и бонзы, проповедующие буддизм, и есть у них несколько обращенных в буддизм американцев; на Гавайских островах построены кумирни; бонзы там копируют христианских миссионеров — устраивают по воскресеньям свои богослужения и проповедь, зани­маются благотворительностью» [1, 43].

Обратите внимание

Упоминается низкий моральный облик буддийского монашества в Японии; так, один богатый землевладе­лец говорил св. Николаю, что «возненавидел бонз, ко­торые собирают деньги на религиозные нужды, а по­ловину их пропивают в непотребных домах» [1, 64].

Святитель Николай Сербский пишет, что «индийское учение о вечности и бесконечности этого мира представляет собою мрак, вызывающий разве что плач и рыдания. Это основное заблуждение предо­пределило и все другие ужасные заблуждения индусов.

Ведь если мир сей вечен и бесконечен, тогда нет мес­та миру иному. Тогда и бессмертной душе из этого мира деваться некуда, кроме как переходить из тела в тело, и так без конца. Это заблуждение — камень преткновения для Будды, оно же — мать буддизма.

Но ведь его-то даже современная наука разбивает ут­верждением, что вселенная ограничена и во времени, и в пространстве, т.е. что она когда-то возникла и ког- да-то перестанет существовать.

Из этого рождается надежда, что лабиринт всего мира может иметь двери и окна в какой-то иной мир, в который бы души люд­ские, расставшись с телами, отправлялись из этой ми­ровой Сансары» [3].

Святитель Феофан Затворник в одном из писем замечает: «Узкий путь нам не нравится… Пода­вай нам широту и простор. Не слышит разве Господь во­плей сих? Слышит, но переменить домостроительство жизни нашей не хочет, потому что это было бы не к до­бру нам. Так устроилось положение наше, что только теснота держит нас в настоящем строе…

Как только вступим в широту, расплываемся и гибнем. Вот и царит на земле теснота как наилучшая для нас обстановка. Апостольский ум видит вообще в тесноте и в особых стеснительных случаях отеческую к нам любовь Божию и о тех, кои в тесноте, судит как о близких к Богу сы­нах.

Нынешние умники не вмещают слова сего и тем погружают себя в непроглядный мрак, простертый буд­то над жизнью нашею земною. Отсюда туга, уныние, нечаяние, томление и самоубийство. Исходная точка их омрачения та, что наша последняя цель, будто, на зем­ле… Но она не на земле.

Важно

На земле — начало жизни, приготовительный ее период, а настоящая жизнь нач­нется по смерти… и особенный, исключительный способ приготовления — благодушное терпение теснот, лише­ний и скорбей. Кто взглянет или будет смотреть на зем­ную жизнь такими глазами, тот не станет убиваться, не видя в своей жизни широты и простора,..

а возрев­нует об одном: как сделать, чтобы теснота принесла на­илучший плод, вкушение которого отсрочивается до бу­дущей жизни. Изобретатели мрачного смотрения на жизнь настоящую — суть буддисты… и происходит от Будды… у нас распространяет его в настоящее время белогорячечный Л. Толстой, — безумец из безумцев…

Это настоящий конец, в который упираются опираю­щиеся на одном своем личном постижении истины… Истина Божия о жизни пребывает на земле во всех ве­рах и у всех народов. Неверующие — выродки… несча­стнейшие из несчастных!..» [4].

свидетельствует: «Нечестивые не узрят Славы Твоея, Христе, т.е. неверующие, непрививающиеся, католики злые, лютеране богохульники и реформисты, евреи, ма­гометане, все буддисты, все язычники. А мы узрим ли? Это зависит от нашей жизни, веры, благочестия» [5].

рассказывает следующую историю: «Что вам сказать в утешение и назидание? Сегодня я прочел одну статью, которая вам может быть полезна. В Сибири живет мно­го инородцев, в том числе бурят. Живут они патриар­хально, добры, простодушны, по вере — буддисты.

Од­нажды приехало ревизовать сибирские области одно вы­сокопоставленное лицо — какой-то генерал-губернатор. Побывал он и у бурят, отнесся к ним милостиво и был, по-видимому, поражен огромным идолом. Встал он пе­ред ним на колени и помолился со слезами.

На обрат­ном пути он заехал опять в тот улус (селение), где бы­ла кумирня Будды, снова поклонился ему и попросил всех бурят с их жрицами и старейшинами собраться для беседы.

У меня к вам большая просьба, исполните ли вы ее?

Непременно исполним, ваше превосходительство! Вы так уважаете нашего Будду, что мы считаем вас своим.

Совет

Да, я буддист, и вот у меня к вам просьба: дайте мне на время вашего Будду, я свезу его домой в Иркутскую губернию, в свою семью, чтобы они все поклонились ему. Я воздвигну ему кумирню, а затем приезжайте за ним, я отдам вам его.

Все согласились.

— У нас есть подставной Будда, он будет покамест вме­сто настоящего.

Уложили в ящик, и генерал отправился в путь. Прохо­дит месяц, два, целый год. Соскучились буряты о своем боге: что же его превосходительство не возвращает Буд­ду? Написали ему, он ответа не прислал.

Написали в дру­гой раз, он ответил уклончиво. Поехали старшины в Ир­кутск, оказалось, что его превосходительство перевелся в Петроград и бога взял с собой.

Погоревали, погоревали буряты, да что же делать?

Но неужели генерал действительно верил в идола? Ни­чуть! Ларчик просто открывался: Будда был сделан из чи­стого золота и стоил больших денег. Поклонился он не Будде, а золоту и употребил сатанинскую хитрость: зо­лоту принес жертву.

Идола он велел разбить на куски и перелить на монетном дворе. Отрекся он от Христа, поклонился золоту, тому золотому тельцу, которому и раньше поклонялись неразумные люди и теперь кланя­ются. Да сохранит вас от этого Господь!» [6].

Дневник св. равноап. Николая архиеп. Японско­го. Спб.2003.

Русский вестник // Япония с точки зрения хри­стианской миссии, №9, 1869)

Свт. Николай Сербский. Стеклянные глаза Ин­дии. Минск, 2001, с. 7

Свт. Феофан Затворник. Письма, Вып. 1, пис. 186, Сс. 214-215

Св. прав. Иоанн Кронштадский. Предсмертный дневник, запись под 25 Июля 1908 г.

Прп. Варсонофий Оптинский. Духовное Насле­дие, Беседы с духовными чадами, беседа за 29 марта 1912 г.

Источник: http://www.ahmerov.com/book_1126_chapter_17_Svjatye_Oty_o_buddizme.html

Ссылка на основную публикацию