Почему православных верующих называют “раб божий”, а не “сын божий”

Почему православных верующих называют “раб божий”, а не “сын божий” – православные молитвы

Протоиерей Владимир Башкиров

Некоторые слова в Церкви становятся настолько привычными, что часто забываешь, что они значат. Так и с выражением «Раб Божий». Оказывается, многим оно режет слух. Одна женщина меня так и спросила: «А почему на богослужениях вы называете людей рабами Божиими. Вы не унижаете ли их?»

Я, признаться, сразу и не нашелся, что ей ответить, и решил сначала сам разобраться и посмотреть в литературе, почему на христианском Востоке утвердилась именно такое словосочетание. Но сначала давайте посмотрим, как выглядело рабство в древнем мире, скажем, у римлян, чтобы было с чем сравнить.

В глубокой древности раб стоял близко к своему хозяину, был его домочадцем, а иногда советником и другом. Невольницы, прявшие, ткавшие и моловшие зерно около госпожи делили с ней свои занятия.

Хозяева превратились в царей, невольники стали домашними животными.

Вот как выглядел типичный дом римского аристократа.

Обратите внимание

Хозяйку дома – матрону – окружала целая ватага прислужниц. Иногда в доме было до 200 рабынь, каждая из которых несла свою особую службу.

Одна несла за барыней веер (flabelliferae), другая шла за ней по пятам (pedissquae), третья впереди (anteambulatrices).

Были особые рабыни для вздувания углей (ciniflones), одевания (ornatrices), ношения зонтика за госпожой (umbelliferae), хранения обуви и гардероба (vestiplices).

По дому сновали лакеи (cursores), кучера (rhedarii), носильщики паланк`инов (lectarii), карлики, карлицы (nani, nanae), дурачки и дурочки (moriones, fatui, fatuae).

Обязательно был домашний философ, как правило, грек (Graeculus), с которым болтали для упражнения в греческом языке.

Снаружи ворота караулил остиарий, двери – янитор. Его приковывали цепью к лачуге у входа, напротив цепной собаки. Но его положение считалось вполне приличным по сравнению с викарием.

Беглого раба (fugitivus) бросали в пищу хищным рыбам, вешали или распинали.

Древние евреи не отказывались от рабства, но их законы отличались необыкновенной для древнего мира мягкостью и гуманностью. Нельзя было обременять рабов тяжелой работой, за них несли ответственность в суде. По субботам и другим праздничным дням их совсем освобождали от работы (Исх. 20, 10; Втор. 5. 14.).

Христианство тоже сразу не могло отменить рабства. Апостол Павел прямо говорит: «Рабы, повинуйтесь господам вашим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Еф. 6, 6).

Важно

Святитель Феофан Затворник толкует этот стих так: «Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы. И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни. Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй.

У него, ведь, три значения: раб, слуга, подданный.

Во многих европейских языках при переводе Нового Завета брали более мягкое значение: слуга. Например, Servant по-английски, Knecht или Magd по-немецки, Sl`uga по-польски.

Безымянные славянские переводчики предпочли более острый вариант – раб, от праславянского корня orb, родственного санскритскому arbha – пахать, работать в чужом доме. Отсюда – раб, работник. Их мотивы понятны. Христианский Восток очень любил образ Страдающего Христа.

Это о Нем говорил уже апостол Павел: «Он (Христос), будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба (morfe doulou), сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 6-8).

И в Своей собственной плоти показал, насколько человек, которого Он создал по образу Своей совершенной красоты, обезобразил себя грехопадением.

Отсюда – естественное желание верующего сердца подражать Ему, стать рабом Божиим в благодарность за то, что Он ради нас стал называться рабом.

«Все рабы Божии по природе, – говорит свят. Феофан Затворник, – ибо и нечестивый Навуходоносор Божий раб, а вот Авраам, Давид, Павел и подобные им – рабы по любви к Богу». По его мнению, рабы Божии – люди богобоязненные, богоугодные.

Они живут по воле Божией, любят истину, презирают ложь, и потому на них можно во всем положится. А первым так себя назвал, скорее всего, апостол Павел в послании к римлянам: «Павел – раб Иисус Христов» (Рим. 1, 1).

Такое бы рабство каждому из нас!..

Исчтоник: Православный журнал «Истина»

С Православного форума АЗБУКА ВЕРЫ:
Раб Божий. Почему «раб»? (от 07.11.2006, 09:05)

1) Слово «раб» в Иудее (в отличие от античного мира) имело не уничижительное современное значение «бесправное, унижаемое господином существо», а просто «работник».

Слово “раб” в настоящее время говорит о порабощенности; но в древности «рабом» часто называли свободного человека, который свою волю и свою жизнь добровольно отдавал другому (любящий сын, верный друг).
2) Зная, что Господь ведёт нас к совершенству и желает нам только блага, т.е.

4) Глубокое понимание Библии предполагает необходимость учитывать исторический, событийный, лингвистический контексты. В противном случае, фразой «Кесарю кесарево, а Богу Богово» можно оправдать что угодно…

5) Личные взаимоотношения человека с Богом проходят три последовательные стадии — раб, наемник и сын. Источником этой классификации является Евангельская Притча о блудном сыне

Все эти термины обозначают полноту причастности человека к Богу.

«Прочтите у аввы Дорофея то, что он говорит об отношении раба, наемника и сына: раб трудится из страха, наемник — ради оплаты; это все — договор. Сын — на других началах; за любовь не заплатишь, отношения между людьми не выкупишь ничем, не только деньгами». митрополит Антоний Сурожский

Кстати, на сайте «Азбука Веры» есть статья по заданному вопросу

>> Почему православные называют себя «рабами Божьими»? Как может нормальный, вменяемый человек так унижаться, считать себя рабом? И как прикажете относиться к Богу, который нуждается в рабах? Из истории мы знаем, какие омерзительные формы принимало рабство, сколько тут было жестокости, подлости, скотского отношения к людям, за которыми никто не признавал никаких прав, никакого достоинства. Я понимаю, что христианство зародилось в рабовладельческом обществе и закономерно унаследовало всю его атрибутику. Но с тех пор минуло две тысячи лет…

Читать полностью >

Источник:

Вопрос священнику. Новые ответы

Вопрос священнику. Новые ответы

Источник: http://molitvennikk.ru/pesennik/pochemu-pravoslavnyh-veruyushhih-nazyvayut-rab-bozhij-a-ne-syn-bozhij-pravoslavnye-molitvy.html

Раб Божий или Сын Божий !? Опыт построения русской Теологии Освобождения Ч I

04:17 pm – Раб Божий или Сын Божий !? Опыт построения русской Теологии Освобождения Ч I
Оригинал взят у iov75 в Раб Божий или Сын Божий !? Опыт построения русской Теологии Освобождения Ч I

Написано специально для справочно-информационного портала “Возглас” vozglas.ru

И.Крамской. Христос в пустыне. Картина 1872 года.Подумалось, а почему называя себя “рабами Божьими”, в молитве “Отце наш”, мы обращаемся к Богу как к Отцу?Странно? Так мы – это рабы хозяина мира – Бога или все же Его …дети, в сакральной реальности молитвы Господней?

Я в постах Кому нужны рабы… и Кому нужны рабы… Ч II уже рассматривал этот вопрос, но скорее, как альтернативный взгляд на традиционное понимание этих сакральных взаимоотношений (человека и Бога).

По сути, сегодня вопрос ставится в принципиально иной плоскости и иной исторической ретроспекции.

Итак, попробую разобраться (хотя не претендую на окончательность решения этой проблемы, тем паче, что древняя традиция (имеющая под собой вполне рациональное объяснение) – намного сильнее здравого и смысла ), тем более, что некоторые древние словосочетания Церкви, становятся настолько аутентичными для их “носителей” (инсталлируются в ментальность), что просто теряют свою историческую ретроспективность (а в действительности, просто теряют смысл того, что они означали в прошлом).

Дело в том, что слово “раб Божий” восходит ко временам так называемого рабовладельческого строя (периода) человеческой истории.

Совет

Действительно, правы те исследователи говорящие о том, что в те далекие времена слово «раб» просто не имело того отрицательного оттенка, которое оно приняло в Новой истории человечества (Эпоха Просвещения + гуманистическая движуха эпохи Ренессанса).

Замечу, что Ренессанс был возвращением к «корням» (все любимые возрожденческие антитезы между «темнотой» и «светом», «сном» и «пробуждением», «слепотой» и ведением», которые служили для отграничения «Нового века» от средневекового, были заимствованы, как это не странно, из Священного Писания.

Да и сам термин «Возрождение», по аналогии с рождением, просвещением, пробуждением, – мыслители того времени выводили из евангельской беседы Господа Иисуса Христа с Никодимом: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится (по одной из версий «возродится» свыше), не может увидеть Царствие Божие». (Ин. 3;3)

Понятно, что в силу элементарного консерватизма и определенной архаичности религиозных форм божественного ведения + культовой практике, возникло интеллектуальной противостояние между мыслителями Просвещения и клерикалами.

Нужно чётко осознавать, что тогда было ДЕЙСТВИТЕЛЬНО клерикальное общество + мировоззрение, определяющая абсолютно все формы и смыслы человеческой жизнедеятельности, элементарного быта.

Закономерно, что князья Церкви (как правило, самые могущественные и богатые люди того времени), увидели в этом движении не только посягательство на “богоустановленный”, многовековой миропорядок + личный кошелёк, но и интеллектуальный соблазн в поднятие Человека на “олимпийский” пьедестал. Над второй темой, задумывались наиболее мощные интеллектуалы Церкви. Исторически их опасения сбылись с …

абсолютной точностью (но это, другая тема).

Вернусь. Не будем забывать, что в те времена при светско-феодальной раздробленности стержнем, цементирующим Западную Империю, явилась католическая Церковь. Впоследствии, именно благодаря этому факту возникла мощнейшая церковная сила, родившая папство = наместничество Бога на земле (в рабовладельческий период) как институт Церкви.

Если позволите, эта была уникальная модель власти над людьми и абсолютном социальном отношении – раб и полновластный Хозяин (эдакий земной божок, обладающий полной властью казнить и миловать). Одна фигура Григория VII (хотя, я к его персоне отношусь с известным уважением), его реформы (целибат, уничтожение симонии, централизация власти и т.д.

) и борьба за инвеституру с императором Генрихом IV, закончившаяся поражением последнего (Генрих IV принес покаяние в Канносе в рубище), не может не вызвать изумление перед этим удивительным, но по духу, антагонистическим явлением – вхождение Церкви во всем ее объеме в мир. По мановению папы, целые народы, принимая меч и крест, сражаются против тех, на кого укажет папа.

«Я сам император» – закончил свою речь в 1300 году папа Бонифаций VIII, явившийся на торжество в императорском облачении, где перед ним несли два меча в знак его духовного и светского господства над вселенной. В XIII-ом столетии и позже, папы не только раздавали королевские короны тем, кого считали наиболее достойными, но вмешивались и во внутреннюю политику независимых государств, низлагали королей и императоров. И даже разрешали их подданных от присяги данной королям.

При этом, объективное противоречие, заложенное в самом христианстве, не могло не сказаться в этих исторических условиях со всей своей силой. Речь идет о «фундаментальной нестабильности между Церковью и миром, между царством Божиим и падшим человеком». Церковь входит в мир, исторически пребывает в нем, но Сама не от мира.

Церковь всегда говорит о будущей парусии (то есть, об Эсхатоне, глобальном освобождение человека от реального рабства), свидетельствует об обоженном, свободном во Христе человечестве. Церковь в мире, но преодолевает мир, что всегда чувствовали наиболее религиозно-чуткие души (старцы, духовники, мистики и аскеты).

Когда читаешь о том, как деятели эпох Возрождения и Просвещения, троллят по чем свет Католическую Церковь, понимаешь что для этого у них были весьма серьезные и реальные основания (хотя критика римского клира, началась значительно ранее).

«Священнослужители содержали мясные лавки, кабаки, игорные и публичные дома, так, что приходилось неоднократно издавать декреты, запрещающие священникам «ради денег делаться сводниками проституток», но все напрасно. Монахини читают «Декамерон» и предаются оргиям, а в грязных стоках находят детские скелетики как последствие этих оргий.

Обратите внимание

Тогдашние писатели сравнивают монастыри то с разбойничьими вертепами, то с непотребными домами. Тысячи монахов и монахинь живут вне монастырских стен.

Что уж говорить о монахах, когда такие люди как папа Александр VI, будучи кардиналом, имел четырех незаконных детей от римлянки Ванноци, а за год до своего вступления на папский престол, уже, будучи 60 летнем стариком, вступил в сожительство с 17-летней Джулией Фарнезе, от которой вскоре имел дочь Лауру.

Имели незаконных детей также и папа Пий II, и папа Павел III, и папа Инокентий VIII, и папа Юлий, и папа Павел III; причем, что интересно, что все они – папы-гуманисты, известные покровители возрожденческих искусств и наук. Папа Климент VII сам был незаконным сыном Джулиано Медичи.

Многие кардиналы поддерживали отношения со знаменитой куртизанкой Империи, которую Рафаэль изобразил на своем Парнасе в Ватикане. Нравственное развращение в это время доходило до ужасающих размеров. В 1490 г в Риме насчитывалось 6.800 проституток, а в Венеции в 1509 г. их было 11 тысяч. В Германии этим ремеслом начинали заниматься, начиная с 12 лет.

В это время пышным, цветом цветет хиромантия, физиогномика, колдовство, сатанизм, оккультизм, астрология. Когда в XVI веке Медичи восстановили свое господство во Флоренции (этой колыбели Ренессанса), вся их дальнейшая история ознаменовалась убийствами, заговорами, зверствами. Особенно прославился из них, каким – то абсолютным сатанизмом сын папы Цезарь Борджиа. На его совести огромное количество зверски замученных душ» (А.Ф. Лосев «Эстетика Возрождения» М. 1998. «Мысль». С. 122-136)

“Раб Божий”

Библейско-текстологически слово “раб Божий” восходит ко временам исхода из Египта.

Как справедливо отмечает Андрей Охоцимский: “В книге Левита 25:55 Господь говорит о сынах Израилевых: «Они — Мои рабы, которых я вывел из земли Египетской». Здесь речь идет не только (я бы сказал не СТОЛЬКО – прим.

мое) о зависимости от Бога, но и об освобождении от рабства человеческого: были рабами египтян — теперь только Мои рабы”.

Это принципиальный момент. Если позволите, Бог говорит с людьми того рабовладельческого времени, когда иная смысловая вербализация была бы просто не понята. Как не было бы понятно, обращение современного проповедника к современным же людям (предположим, не явившегося ещё миру Христа) со словами: “Слушайте меня! Рабы ..

Читайте также:  Икона святого пророка ильи

.”.  В этом есть рациональное зерно. Вспомните, как агрессивно (в мировоззренческом плане) были встречены простые Смыслы деятелей Эпох гуманизма и просвещения и вы все поймете.

Важно

Сейчас, это несколько трудно осознать, что над этими простыми и теперь уже самоочевидными словами: о значение и смысле человека, билось столько лбов

Да и потом, Христос распялся за человека! Человек – ценность в очах Божиих. Причем, настолько серьёзная, что не обошлось без пролития божественной крови.”Пророк Неемия называет Израильтян рабами Божьими в своей молитве (Неем.

1:10), которая опять-таки посвящена освобождению — на этот раз из Вавилонского пленения. Рабами Божьими называются также пророки (4 Царств 24:2), причем из контекста ясно, что этим подчеркивается их независимость от светской власти. Рабом Божьим неоднократно называет себя псалмопевец (Пс.

115:7, 118, 134). В книге пророка Исайи, Господь говорит Израилю: «Ты — Мой раб. Я избрал тебя и не отвергну тебя» (Ис. 41:9).

Рабами Божьими (или Христовыми) называют себя апостолы (Рим.

1:1, 2 Пётр 1:1, Иаков 1:1, Иуда 1:1), причем звучит это как почетное звание, признак избранности и апостольских полномочий. Апостол Павел называет рабами Божьими всех верующих христиан. Христиане «освободились от греха и стали рабами Богу» (Рим. 6:22), их ждёт «свобода славы» (Рим.

8:21) и «жизнь вечная» (Рим. 6:22). Для апостола Павла рабство Богу — это синоним освобождения от власти грехa и смерти”, – продолжает Андрей Охоцимский (см. http://www.vladhram-uspenie.ru/ “Раб Божий — почему «раб»?”).

Интересно в этом смысле процитировать великого Свят. Феофана Затворника: «Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы. И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни.

Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет» (Святитель Феофан Затворник. Толкование послания св. апостола Павла к Ефесянам. М.

, 1893.)Итак, мы можем сделать несколько предварительных выводов (понятно, что зилотствующим, эти выводы весьма не понравятся, но я уже писал выше о фундаментальной неспособности некоторых человеков к здравому смыслу + увидеть …

Историю) о том, что:

а) словосочетание “раб Божий” – употреблялось в рабовладельческий перид (архаичный), как понятное для уха тогдашнего человека.

б) словосочетание “раб Божий” – аутентично только для рабовладельческого строя и его социально-правовой системы.в) сегодняшнее употребления словосочетание “раб Божий” – дань традиции не имеющей реальной социокультурной и государственно-правовой почвы. Это даже не символ, поскольку символ все же отражает скрытую за ним реальность.

г) поскольку в современном мире, рабство имеет крайне негативную, демоническо-смысловую коннотацию, его употребление (пусть и под “благочестивой” крышей “божественной” традиции) может быть: 1) аутентичным только для последователей рабовладельческой ментальности; 2) упразнено, за неимением социокультурной почвы + общесоциальной ментальной моделью современного человека.

(продолжение следует…)

Совет

http://vozglas.ru/blogs/Religion/rab-bozhiy-ili-syn-bozhiy-opyt-postroeniya-russkoy-teologii-osvobozhde.php

P/S.

В древней Церкви «уже Климент Александрийский (+215) под влиянием идей стоиков о всеобщем равенстве полагал, что по своим добродетелям и внешнему виду рабы ничем не отличаются от своих господ.Отсюда он делал вывод, что христиане должны сокращать число своих рабов и некоторые работы выполнять сами.

Лактанций (+320) сформулировавший тезис о равенстве всех людей, требовал от христианских общин признания брака среди рабов. А римский епископ Калист Первый (+222), сам вышедший из сословия несвободных людей, признавал даже отношения между высокопоставленными женщинами – христианками и рабами, вольноотпущенниками и свободнорожденными в качестве полноценных браков.

В христианской среде уже со времен первенствующей Церкви практиковалось освобождение рабов, как это явствует из увещевания Игнатия Антиохийского (+107) к христианам не злоупотреблять свободой ради недостойных целей.Однако правовые и социальные основы разделения на свободных и рабов остаются незыблимыми.

Не нарушает их и Константин Великий (+337) , который, несомненно, под влиянием христианства дает епископам право освобождения рабов посредством так называемого объявления в церкви (manumissio in ecclesia) и публикует ряд законов, облегчающих участь рабов.В 4-м веке проблема неволи активно обсуждается среди христианских богословов.

Так каппадокийцы – Василий, архиепископ Кесарии (+379), Григорий Назианзин (+389), а позднее Иоанн Златоуст (+407), опираясь на Библию, а может быть, и на учение стоиков о естественном праве высказывают мнение о райской реальности, где царило равенство, которое вследствие грехопадения Адама…сменилось различными формами человеческой зависимости.

И хотя эти епископы много делали для того, чтобы в повседневной жизни облегчить участь рабов, они энергично выступали против всеобщей ликвидации рабства, которое было важно для экономического и общественного строя империи.

Феодорит Кирский (+466) доказывал даже, что рабы имеют более гарантированное бытие, чем отец семейства, который обременен заботами о семье, челяди и имуществе.

И только Григорий Нисский (+395) выступает против любой формы закрепощения человека, поскольку оно не только попирает естественную свободу всех людей, но и игнорирует спасительное дело Сына Божия…На Западе под влиянием Аристотеля епископ Медиолланский Амвросий (+397), оправдывает легитимное рабство, подчеркивая интеллектуальное превосходство господ, и советует тем, кто в результате войны или случая несправедливо попал в рабство, использовать свое положения для проверки добродетели и веры в Бога.Августин (+430) тоже был далек от мысли оспаривать легитимность рабовладения, ибо Бог не освобождает рабов, а делает плохих рабов добрыми. Библейское и богословское обоснование своих взглядов он видит в личном грехе Хама против своего отца Ноя, из – за чего на рабство осуждено всё человечество, но это наказание является одновременно и целебным средством. При этом Августин сслылается еще и на учение апостола Павла о грехе, которому подвержены все. В 19-й книге своего трактата «О граде Божием» он рисует идеальный образ человеческого общежития в семье и государстве, где рабство занимает свое место и соответствует замыслу Божия творения, земного порядка и естественному различию между людьми» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin – New-York, 2000. S. 379-380).

PP/S.

«Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10.000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства. Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить свих долгов.О рабах как низшем классе впервые сообщают письменные памятники Шумерской цивилизации и Мессопотамии около 3500 лет тому назад. Рабство существовало в Ассирии, Вавилонии, Египте и древних обществах Среднего Востока. Оно практиковалось также в Китае и Индии, а также среди жителей Африки и индейцев в Америке.Рост промышленности и торговли способствовал еще более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в рудниках, ремесленном производстве или в земледелии. Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или поэтов. Около 400 года до Р. Хр. рабы составляли треть населения Афин. В Риме рабство распространилось так широко, что даже простые люди имели рабов.

В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон жизни, который существовал всегда.

Обратите внимание

И лишь немногие писатели и влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость» (The World Book Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480-481. См. подробнее большую статью «Рабство» в : Брокгауз Ф.

А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь. Т. 51. Терра, 1992. С. 35-51). http://minds.by/article/91.html

Источник: https://doranson.livejournal.com/128545.html

Кто такой Раб Божий? | Православный блог

«Раб Божий» – это словосочетание в околоправославной среде смущает многих и порождает множество спекуляций со стороны атеистов.

«Православие, –  говорят они, – как, впрочем, и все авраамические религии пронизано человеконенавистничеством и унижает достоинство верующих! Мы не рабы, рабы не мы!».

Цель данного экскурса показать, что «раб Божий» – одно из высочайших наименований, которое мы можем применять к себе.

Итак, почему же все христиане, включая апостолов, называют себя рабами Христовыми[1]? С одной стороны, в этом есть глубочайшее смирение и вера в то, что Иисус есть Сын Божий, есть Мессия, о Котором говорили ветхозаветные пророки.

С другой же стороны, нельзя не отметить, что Сам Господь употребляет словосочетание «раб Мой» только к определенным лицам: к Аврааму[2], к Моисею[3], к Халеву[4], к Давиду[5], к Елиакиму, сыну Халкиину[6], к Иову[7], к Своим пророкам[8] и к Иакову (Израилю)[9], под которым подразумевается весь народ, происходящий от него. Кроме того, Господь называет Своим рабом вавилонского царя Навуходоносора[10], рукою которого Он наказал израильтян за то, что они делали неугодное в Его очах (4Цар.21:15), а также в некоторых мессианских пророчествах – Своего единородного Сына[11].

Из этого перечисления персонажей Ветхого Завета видно, что они, кроме Единородного Сына Божия, в большей или меньшей степени грешные люди, иногда действующие против   воли Божией, но, прибегая к целительной силе покаяния, возвращались к Господу.

Но понятно, что слово «раб» предполагает полное подчинение, когда как ни Авраам, ни Моисей, ни Давид не были послушны Богу; да и потом, как известно, человек наделён свободной волей и даже Господь не может её нарушить. Следовательно, употребляя слово «раб», Господь влагает в него иной, Божественный смысл.

Когда Бог называет кого-либо Своим рабом, этим Он говорит, что этот человек не раб греха (Ин.8:34), не укоренён в нём, что он раб праведности (см.: Рим.6:16-20).

Почему же все христиане дерзают называть себя рабами Божиими, применять к себе столь высокий титул, который носили ветхозаветные пророки и патриархи? Дело в том, что в отличии от ветхозаветных праведников, удостоившихся этого титула отвержением греха и богоугодной жизнью, христиане освобождаются от власти греха в водах Святого Крещения, становясь рабами Божиими.

Важно

Получается, «раб Божий» – это звание, которое христианин получает даром, только за признание Христа своим Спасителем. Но Крещение не делает человека святым: в нём Господь только даёт нам возможность не грешить, которым, увы, пользуются единицы.

Можно сказать, что сразу после Крещения человек встаёт на одну ступень духовного совершенствования с ветхозаветными праведниками, с тем лишь отличием, что последние стояли на последней ступени, для первых же, крестившихся и облекшихся во Христа, эта ступень является первой.

Это, кстати, позволяет по-другому взглянуть на традицию древней Церкви, по которой верующие часто крестились уже в зрелом возрасте (в 30 лет и позже): человек должен был духовно дорасти до Святого Крещения, и хотя бы приблизиться к званию «раб Божий».

Все же крещённые во Христа призваны быть детьми Божиими: в молитве Господней мы обращаемся к Нему словами «Отче наш». Мы должны стремиться быть достойными именоваться детьми Отца Небесного.

А для этого, по мысли святых Отцов[12], нужно возрасти из состояния раба, делающего всё из страха перед господином, сначала в состояние наёмника, желающего награды за свои труды, а уже потом прийти к состоянию сына, делающего всё из любви к отцу.

Проблема лишь в том, что немногие крещённые достойны носить даже звание раба Божиими, являясь рабами греха.

Данный экскурс был бы не полным, если бы в нём не было отмечено, что «раб Мой» неединственный эпитет, который употребляет Господь к людям.

В Ветхом Завете Он называет Авраама Своим другом[13], в Новом же Господь наш Иисус Христос, обращаясь к апостолам, говорит: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15).

Такое обращение означает полное доверия Господа к тем, кто исполняет то, что Он заповедал (см.: Ин.15:14). Только Своим друзьям Бог открывает тайны Домостроительства.

Совет

Так было с Авраамом, который был избран, чтобы от него произошёл Спаситель, после того, как он по Божиему повелению едва не принёс в жертву единственного сына. Так же и апостолы были названы Христом Своими друзьями перед тем, как Он, вверив им великое Таинство Евхаристии, добровольно взошёл на крест.

[1] Иак.1:1; 2Пет.1:1; Иуд.1:1; Рим.1:1; 1Кор.7:22; 2Кор.4:5; Гал.1:10; Еф.6:6; Фил.1:1; Кол.4:12; Тит.1:1; Откр.1:1.

[2] Быт.26:24.

[3] Чис.12:8; Нав.1:2,7; 4Цар.21:8; Мал.4:4.

[4] Чис.14:24.

[5] 2Цар.3:18; 2Цар.7:5,7; 3Цар.11:13,32,34,36,38; 3Цар.14:8; 4Цар.19:34; 4Цар.20:6; 1Пар.17:4,7; Пс.88:21; Ис.37:35; Иер. 6р6:Рпп:р::п:яЛ33:21,22,26; Иез.34:23,24; Иез.37:24,25

[6] Ис.22:20.

[7] Иов.1:8; Иов.2:3; Иов.42:7,8.

[8] 4Цар.9:7; 4Цар. 17:13; Иер.7:25; Иер.26:5; Иер.29:19; Иер,35:15; Иер.44:4; Иез.38:17; Зах.1:6.

[9] Ис.41:8; Ис.44:1,2,21; Ис.45:4; Ис.49:5,6; Ис.65:9; Иер.30:10; Иер.33:26; Иер.46:28; Иез.28:25; Иез.37:25

[10] Иер.25:9; Иер.27:6; Иер.43:10.

[11] Ис.49:3,5,6; Ис.52:13; Ис.53:11; Зах.3:8.

[12] См., напр.: прп. Авва Дорофей, поучение четвёртое. О страхе Божием.

[13] Ис.41:8.

Источник: https://pravblog.ru/bibliya/kto-takoj-rab-bozhij/

Вопрос священнику. Новые ответы

Вопрос священнику. Новые ответы

Просмотров: 1536     Комментариев: 0

Отвечает иеромонах Петр (Бородулин)

— Здравствуйте! Почему во всех христианских молитвах употребляется словосочетание «раб Божий»? Не «сын Божий» или «дочь Божья», а именно «раб»? Можно ли при чтении молитв менять словосочетание «раб Божий» на «сын Божий»? Никита

— Здравствуйте, Никита!

Во всех христианских молитвах употребляется словосочетание «раб Божий», потому что так называют себя сами христиане по отношению к Богу — рабами Божиими. Бог хочет всех привести к вечному блаженству. Человек, имеющий поврежденную грехом природу, чтобы обрести это блаженство в Царстве Небесном, должен не только верить в Бога, но и всецело следовать Его воле.

И рабы Божии — это те, кто совлекся своей греховной воли и со смирением и благоговением добровольно предал себя всеблагой и спасительной воле Бога. А почему не «сын Божий» и не «дочь Божия», а именно «раб Божий» — потому что эти слова очень ярко выражают смиренное осознание нашего недостоинства и ничтожности перед Богом, безгранично любящим нас, грешных.

Читайте также:  Что такое целомудрие и что оно значит в православии

Сам Спаситель, Сын Божий, почти всегда — за редким исключением — по Своему смирению называл Себя не «Сыном Божиим», а «Сыном Человеческим», пришедшим на землю, чтобы исполнить волю Отца Своего. Он, Сын Божий, безгрешный, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп.

2, 7­8). Нам ли, грешным, называть себя «сынами» или «дочерьми» Божиими?

В смирении и сознании своего окаянства и недостоинства, по причине множества содеянных нами грехов, мы по-другому и не смеем, не дерзаем называть себя перед Богом иначе как рабами.

Вспомните притчу о блудном сыне, где любящий отец олицетворяет собой Бога, а блудный сын — всякого грешника.

Как обращается к отцу блудный сын, согрешивший против любви отчей, а затем раскаявшийся и вернувшийся домой?

Придя же в себя, сказал… встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих… И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим (Лк. 15, 17­21).

Обратите внимание

Все мы, кающиеся грешники, по отношению к Богу всегда как блудные сыновья, которые недостойны называться Его сыновьями, поскольку своими грехами удаляемся от Него, постоянно преступаем Его заповеди. Сыновьями же Божиими мы сможем называться лишь по благодати, если после нашего исхода из этой жизни Господь сподобит нас Царствия Своего Небесного.

Поэтому при чтении молитв менять словосочетание «раб Божий» на «сын Божий» не следует, так как это будет проявлением гордости и несмирения перед Богом. Помимо того, наименование «Сын Божий» в православных молитвах усваивается только по отношению ко Второй Ипостаси Пресвятой Троицы, Сыну Божьему, Господу нашему Иисусу Христу.

— Здравствуйте, батюшка! Мне нужен совет. Но сначала расскажу о себе: мне 52 года, шесть лет назад я пришла в Церковь, с тех пор веду церковную жизнь, регулярно причащаюсь. Встреча с Богом была очень яркой, три месяца «летала на крыльях», всего нельзя передать словами. До этого моя жизнь была в греховной тьме.

К сожалению, мой супруг не хочет изменить жизнь вместе со мной. Он выпивает почти ежедневно (этим грехом я и сама раньше страдала). Идти в храм отказывается. Хотя он добрый и отзывчивый человек… Теперь о главном: еще в самом начале воцерковления я начала думать о монастыре, мне очень хотелось уйти, но я не решалась.

Сейчас прошло время, то пламенное состояние прошло, но вера не угасла. Я знаю и уверена, что спасение во Христе. Желание уйти в монастырь осталось, останавливает долг перед семьей (у меня есть взрослая дочь, у нее трое детей). Душа рвется, не знаю, что делать.

Может, поехать в монастырь на недельку-две, попробовать потрудиться? Может, после этого пойму, нужно мне это или нет? Дайте мне совет. Елена

— Здравствуйте, Елена! Да, поехать в монастырь потрудиться недельку-другую — мысль хорошая (если, конечно, отпустит муж). А вот уход в монастырь для Вас, 52-­летней замужней женщины, всего лишь шесть лет назад пришедшей в Церковь,— идея не очень удачная.

Апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам пишет: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор. 7, 20).

То есть в каком семейном положении, в каком звании и состоянии ты уверовал, в том и оставайся (под призванием здесь имеется в виду приход в Церковь). И далее апостол пишет: Соединен ли ты с женой? не ищи развода (1 Кор. 7, 27).

То же самое можно сказать и жене: соединена ли ты с мужем? не ищи развода. Естественно, без достаточной на то причины.

Вы сами пишете, что Ваш муж человек добрый, отзывчивый.

Важно

Вот и слава Богу! Ежедневно выпивает? Но не оставлять же его одного! На то и жена у него есть, чтобы не бросала его в беде, а молилась дома и в церкви об избавлении его от недуга пьянства.

Вы ведь были оба неверующими, когда вступили в брак. А теперь Вы, придя в Церковь, начинаете думать о том, чтобы оставить его, потому что он стал Вам чужим по духу и продолжает пить? Это уж как-то совсем не по-христиански.

«Желание уйти в монастырь осталось, останавливает долг перед семьей». Совершенно верно. Еще раз обратимся к апостолу Павлу: жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

Ибо неверующий муж освящается женою верующею… Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? (1 Кор. 7, 13­14, 16). Постарайтесь приложить все усилия, чтобы помочь мужу.

Станьте для него добрым примером и помогите ему избавиться от его страсти: может быть, у Вас и получится с Божией помощью исправить его. Помоги Вам Господь.

— Батюшка, очень нужен совет. Нужна помощь. Вот уже год, как я читаю акафист Неупиваемой Чаше за свою маму и мужа. Мама пьет всю жизнь, лечилась в наркологии, кодировалась. На какое­то время это помогало. Но потом все повторялось.

Чуть больше года назад я стала воцерковляться и почти сразу стала читать этот акафист. И поначалу очень сильно действовало, а спустя год она вновь ударилась в длительный запой. Что делать, подскажите? Где моя ошибка? Я только увидела путь спасения, и вот его потеряла.

Очень нужна помощь! Наталья

— Здравствуйте, Наталья! Вы не потеряли путь спасения; Вы просто впали в уныние оттого, что после года Ваших молитв и обнадеживающих результатов все снова повторилось. Никакой ошибки Вы не сделали. Не отчаивайтесь и не отступайте.

Иногда враг-диавол, чувствуя, что его власть над человеком ослабевает, с особой силой нападает на страждущих, за которых кто-то молится, с тем чтобы расстроить и тех и других, разбить их надежду и таким образом остановить молитву.

Не поддавайтесь на его уловки, не сдавайтесь и не опускайте руки! Искоренение страсти винопития требует огромного труда: необходима сугубая молитва как самих страждущих, так и их родственников и Церкви. Продолжайте читать акафист и за маму, и за мужа.

То, что произошло с Вашей мамой, произошло, конечно же, по Божиему попущению, ради укрепления вашей с ней веры, ради воспитания в Вас непоколебимой надежды на Господа и доверия к Нему.

Совет

Почему еще и доверия? Да потому, что жизнь показывает, что исцеления от страсти может и не произойти. По всеблагому Промыслу Божию страждущие пьянством могут всю жизнь нести тяжкий крест своего недуга. А вместе с ними этот крест придется нести и их родственникам. Будьте готовы к этому.

То, что Ваши близкие страдают несмотря на Ваши за них молитвы, не значит, что Бог не слышит Вас. Гос­подь может оставить им этот недуг как крест, которым спасаются и они сами — страждущие, и Вы — те, кто за них молится. Если они пребудут в молитве и борьбе со страстью, то Господь даст им возможность покаяться перед смертью и примет их. Укрепи Вас Господь.

— Здравствуйте! У меня такой вопрос: что сказал бы священник в беседе с набожной 84­летней бабушкой, которая искренне считает, что все ее недуги из-за того, что ее заколдовала уже покойная соседка? При этом бабушка постоянно обвиняет одного своего родственника, что все это произошло из-за него, потому что он чем-то обидел соседку. В этом бабушка постоянно убеждает своих родственников. Афанасий

— Здравствуйте, Афанасий! Думаю, что священник постарался бы найти подход к старушке, которая, будучи ребенком, пережила страшную войну, а затем почти всю жизнь прожила при безбожной советской власти и только под 60 лет, уже на закате жизни, получила возможность безбоязненно ходить в храм, глубже узнавать и исповедовать свою веру. Лучше, если этот священник будет ненамного младше ее — он легче поймет то, что она пережила. Хорошо, если это будет пожилой, опытный священник; он будет иметь больший авторитет в ее глазах, и она быстрее с ним согласится.

У людей ее поколения может быть очень сильна вера в колдунов, домовых и во всякие приметы (что является суеверием). Они могут очень ревностно относиться к разным народным обычаям, которые также являются суевериями. Людям, которым несколько десятилетий запрещали верить в Бога, а потом пришедшим в Церковь, это очень трудно изживать.

Эти суеверия, возможно, были для них единственной «святыней», которой они боялись, в которую они верили и которую незыблемо хранили на протяжении всех этих лет. Переубедить их бывает очень сложно. Некоторые из них вообще не поддаются увещаниям.

Ведь они почти всю свою жизнь верили в это, и в 80-летнем возрасте им бывает очень тяжело менять свои убеждения и отказываться от своих предрассудков. Не будем судить их строго.

Если не получается их переубедить так, чтобы они отказались от своих заблуждений, то того, что они верят, как могут, в Бога, молятся и ходят в церковь, будет достаточно для их спасения. Уверен, что и Бог их не будет судить строго. Помоги им, Господи.

Рубрика “Вопросы священнику”

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/vopros-svyashhenniku-novye-otvety-08-2015

Иисус – раб Божий, часть первая

Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Хотя мы с вами уже рассмотрели много тем, но нашу главную цель мы не должны и не будем упускать из виду. Святой Дух нас постоянно призывает к этой цели в Послании Евреям, Евр.

12,2-3:«взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Обратите внимание

3 Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими».

Но это место Писания я привёл не для того, чтобы его взять нашим главным текстом, а чтобы дать вам понять, что в данной проповеди мы с определённой стороны, с определённой точки зрения будем рассматривать нашего возлюбленного Господа Иисуса. Я почти уверен, что Господа Иисуса вы ещё никогда не рассматривали как Божиего раба.

Главная причина моей уверенности заключается в том, что переводчики русской Библии сознательно сделали большую ошибку в том, что места Святого Писания, где Святой Дух представляет нам Господа Иисуса Божиим рабом, они заменили слово «раб» словом «отрок».

В большинстве случаев Святой Дух представляет и нас в оригинале, в Новом Завете Божиими рабам. Эту истину переводчики русской Библии сохранили. Я всегда этому радовался. Но в отношении нашего Господа Иисуса эти переводчики, видимо, побоялись сохранить эту истину и не только в Новом, но и в Ветхом Завете.

Где Святой Дух говорит о Господе Иисусе, переводчики поставили вместо слова «раб» слово «отрок». Чтобы не быть голословным приведу четыре места из Нового Завета и все из Деяний Апостолов. Привожу эти места согласно оригиналу, Д.Ап.3,13.26:

«Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил раба Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Ст.26. Бог, воскресив раба Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших».

Д.Ап.4,27.30: «Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго раба Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, ст.30. тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса».

Как видите, в этих четырёх стихах вместо слова «раб» переводчики везде поставили слово «Сын», что не соответствует оригиналу. Главным текстом данной проповеди я беру, Мтф.12,18: «Се, раб Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд».

Когда в Мтф.12,14 фарисеи искали убить Иисуса, то Он удалился оттуда. За Ним последовало много народа. Он исцелил больных, но запретил им объявлять о Нём. И далее читаем о том, что это Он сделал с той целью, чтобы исполнилось речённое через пророка Исаию, который говорит:

«Се, раб Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд».

Этот текст взят из Ис.42, где читаем об этом пророчестве в стихах 1-4, но я приведу лишь стих 1, Ис.42,1: «Вот, раб Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд».

Важно

Но поскольку переводчики русской Библии поняли, что в Ис.42,1-4 речь явно идёт о Божием Сыне, Иисусе Христе, то они вместо слова «раб» поставили слово «отрок»; как в Исаии, так и в Евангелии от Матфея, где Святой Дух с небольшим отклонением повторяет этот текст.

В других местах пророка Исаии, где эти переводчики не разобрались, что Святой Дух также пророчествует об Иисусе, они сохранили истину и поместили слово «раб». Этими местами являются Ис.52,13 и Ис.53,11. Итак, Ис.52,13: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится».

Подтверждение этого стиха мы читаем в Лук.1,32:«Он будет велик», а в Флп.2,9 написано: «Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени».

В Ис.53,11 сказано так же: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет».

А присвоение Иисусу имени «отрок», является ужасным оскорблением для нашего Спасителя Иисуса Христа. Если будем исходить из выражения: «детство, отрочество и юность», то слово «отрок» отображает определенный возраст. Я думаю, дорогие слушатели и читатели, вы теперь поняли, что в нашем тексте (Мтф.12,18) Святой Дух представляет нам Иисуса Божиим рабом.

Читайте также:  Молитвы святителю тихону задонскому

И это очень важно, чтобы вы поняли, что согласно Евр.12,2-3 мы в этой проповеди будем Иисуса рассматривать, как Божиего раба. Но прежде чем приступить к рассмотрению нашего текста, я обращаюсь ко всем читателям и слушателям нашего сайта с убедительной просьбой: «больше пускайте хлеб жизни по водам!»

На основании статистики в нашем сайте мы видим, что большая часть, которую скачивают из нашего сайта, приходится на статьи соответствующих проповедей. И это очень хорошо! Потому что, имея перед собой текст проповеди, можно хорошо над ним поработать. Согласно русской пословице: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

А те, кто из детей Божиих серьёзно занимаются Словом Божиим, наверняка, в первую очередь скачиваю тексты проповедей. Но моя просьба заключается в том, чтобы все вы, кто имеет возможность входить в наш сайт через интернет, и скачивать весь этот духовный материал, делали бы это не только для себя.

Совет

Но усиленно занимались распространением этого сокровища, чтобы сделать его достоянием широких масс верующих, а также религиозных людей и погибших грешников, которых Иисус хочет спасти.

Чтобы распространение Евангелия разрасталось по цепной реакции!!! Передавайте наш баннер дальше! Поступайте так, как говорит наш Господь Иисус в Ин.

9,4: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать».

Твёрдо помните о том, что духовный «день» кончается, и мы находимся уже в сумерках надвигающейся ночи. Согласно Рим.12,6-8; Еф.4,8.11 и 1Кор.12,18 Господь Иисус дал каждому искупленному определённый дар и задание в Его Царствии. Но кроме определённого дара каждое дитя Божие имеет от Господа Иисуса задание нести Евангелие погибшим людям мира сего!

Именно к этому должны стремиться все дети Божии, которые действительно любят нашего Спасителя, любят окружающих нас погибших грешников и действительно ждут скорейшего пришествия Господа Иисуса.

Мы с женой каждый день молимся за то, чтобы наш Господь Иисус великой тяжестью положил вам на сердце желание всеми средствами и усилиями вести распространение Слова Божиего, вести постоянно вербовку новых посетителей в наш сайт. Это желание нашего Господа Иисуса сообщаю вам сегодня в письменной форме.

А теперь приступим к непосредственному рассмотрению нашего главного текста из Мтф.12,18: ««Се, раб Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд».

Особое ударение я буду делать на первую половину этого стиха. Евангелист Матфей использует ветхозаветные слова, что это пророчество, как читаем в стихе 17 этой главы, исполнилось. Эти слова, как я выше отметил, Матфей взял из Ис.42,1, где читаем:

«Вот, раб Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд».

Обратите внимание

С интересными отклонениями мы находим это высказывание Ветхого Завета в Новом Завете, не отклоняясь при этом от истинного смысла. Святой Дух называет в Слове Божием нашего Господа Иисуса рабом. Переводчик Эльберфелдерской Библии ошибочно называет Иисуса и детей Божиих слугами.

Но наш Господь Иисус был Божиим рабом в полном и истинном смысле этого слова. Ибо четыре признака существенно характеризуют раба. Интересен тот факт, что выражение «раб Божий» четыре раза встречается в Новом Завете.

Выше я привёл эти четыре места с исправлениями: (Д.Ап.3,13.26; 4,27.30). Зная, что число 4 символизирует мир сей, проведите аналогию между словом «раб» и высказыванием в Мтф.20,28. Поэтому, рассмотрим сегодня существо нашего Господа Иисуса с точки зрения раба, а именно в четырёх основных пунктах.

Пункт 1. Раб занимает среди людей самое низкое и презренное место. Это положение идентично с крепостным правом, которое позорным образом длилось в России до 1861 года.

Крепостное право равносильно рабству, при котором человека продают как вещь, за любое непослушание наказывают побоями; его могут убить и не нести за это ответственность, потому что он является собственностью владельца.

Крепостные люди, как и рабы, не имеют никакого права!

Пункт 2. Второй характерной чертой раба является полнейшая покорность своему господину или Божией воле; или же неограниченное признание, что его господин имеет над ним неограниченное право.

Пункт 3.  Третьей характерной чертой раба является его полнейшая зависимость от его господина, поскольку он ничего не может делать по собственному мнению, но во всём должен равняться в соответствии с волей своего господина.

Пункт 4.  Главное положение раба заключается в том, что он должен делать только то, что прикажет ему исполнять его господин.

Важно

Рассмотрение нашего Господа Иисуса в соответствии с этими четырьмя признаками, будет благословенным делом. При этом мы одновременно увидим, как Он эти четыре признака на Себе носил.

К пункту 1. В связи с унижением нашего Господа Иисуса мы читаем в Флп.2,6-7: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но Сам сделался ничем, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек».

Это значит: хотя Иисус находился или имел Божий образ, но Сам отказался от этого положения, от этого титула.

Образно говоря, это значит, что Он «опорожнился», от всего отказался: Он отказался от Своей небесной славы, отказался от Своего права на небесную славу, а взамен этого принял в наинизшем существе плоть или образ раба; в том, что Он, как здесь читаем, «сделался подобным человекам и по виду став как человек».

Таким образом, Он принял участие в телесных потребностях людей, и даже больше, потому что в образе раба Он стал слугой всех!!! Становиться слугой других, совершенно противопоставлено человеческой природе. Никто из нас не желает, не хочет быть слугой, а, тем более, рабом.

Почему же нет?! Потому что такой человек в собственных глазах, как и в глазах других, имеет слишком мало значения или является ничем! Поэтому мы не хотим быть слугой, поэтому не хотим быть рабом, что является злом в Церкви Иисуса с момента её существования.

Природный человек хочет чем-то быть. А Послание Апостола Павла к Галатам подтверждает это и говорит: «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто»… затем следует слово «обманывает». Гал.6,3: «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обманывает сам себя».

Мы не хотим быть обманщиками, не правда ли? Но, тем не менее, мы являемся таковыми! Мы являемся рабами, но не хотим быть таковыми. Это является проблемой верующих и в двадцать первом столетии. Это является не преодолённой проблемой Церкви Иисуса. Почему не преодолённой?

Совет

Потому что природный человек, то есть, наша плоть, хочет господствовать. Это желание мы унаследовали от отца лжи в Эдемском саду, посредством инъекции греха через съеденный запретный плод. Природный человек хочет и стремится показать другим свою волю, свои идеи, свои мысли – добрыми, навязать их другим.

Природный, этот греховный человек, этот старый Адам, желает другим людям указывать и делать предписания! Он желает делать другим предписания в том, что они должны делать, и от чего они должны отказаться. И лишь только тогда, лишь в то мгновение, когда люди попадают в большую нужду, то одновременно появляется готовность войти в положение слуг, в положение служанок, в положение рабов и прислуг.

Но вне давления этой нужды едва ли какой-то человек готов добровольно следовать существу Христа, как этого желает Господь Иисус. А Господь Иисус, напротив, как сообщает нам Слово Божие, унизился Сам. Как унизился? Библия говорит: добровольно!

Дорогие братья и сёстры, поверьте мне, мы даже не можем унизиться. Вы будете мне в этом, конечно, возражать. Но, знаете ли, почему мы не можем унизиться? Потому что нам унижение вообще не нужно, чтобы признать наше рабское положение. Господь Иисус нуждался в унижении. Мы к этому ещё вернёмся.

Что в глазах Господа Иисуса я и вы в действительности находимся в рабском положении, Он покажет нам сегодня совершенно ясно. И это очень хорошо, если Святой Дух так точно нам говорит, ибо в противном случае мы, дети света, будем жить в ложном мире. Господь Иисус никогда даже не пытался искать и проявлять Свою собственную волю.

По вопросу воли Иисуса мы читаем в Пс.39,8-9: «Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: 9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце».

И как вы думаете, что это такое, если мы делаем нашу, но не Божию волю? В таком случае мы не хотим тем быть, чем мы в действительности являемся, а вследствие этого не имеем согласия к Божиим путям. А всё зло заключается в том, что мы не хотим быть слугами и рабами. Эта причина идёт очень и очень глубоко!

Иисус Христос не пришёл к нам также на землю, чтобы быть обслуживаемым, но чтобы людям послужить, как читаем в Мтф.20,28: «так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Что, собственно, является причиной того, если мы не хотим другим служить? Это совершенно просто. Потому что мы не хотим быть рабами или слугами, которыми мы, однако, являемся! А теперь будьте внимательны!

Обратите внимание

Ведь об Иисусе Христе мы выше в Флп.2,6-7 читали о том, что «Он.., уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек».

Он пришёл к нам в плоти и «принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». В образе раба Он сделался нам равным!!! Следовательно, все люди, которые и так уже занимают наинизшее положение, являются по природе рабами, поэтому и невозможно дальше унижаться.

Ниже раба уже невозможно унизиться. Эта аксиома следует из этого места Писания, из Послания Филиппийцам 2,6-7. А ведь сколько раз мы с вами читали это место Писания!!! Вы понимаете теперь, что значит внимательно читать Библию?

Величайшее служение нашего Господа Иисуса людям заключается в том, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих»,как читаем в Мтф.20,28.

И мы можем другим людям помочь, но единственно и только в позиции раба. Именно это является причиной, почему Господь Иисус занял это низкое положение, чтобы Он действительно мог нам оказать помощь, чтобы Он мог стать нашим Спасителем.

Итак, чтобы стать нашим Спасителем, Сын Божий стал рабом; а нам нет необходимости стать рабами, потому что мы являемся таковыми. Но при этом факте мы причиняем себе ужасную боль. Почем при этих библейских истинах мы причиняем себе боль? Потому что мы не хотим быть рабами, тогда как мы ими являемся.

Дорогие братья и сёстры, мы ещё ближе подойдём к этому вопросу. Я только одно скажу: ничего не лежит нашей плоти так близко, чем то, что мы позволяем сатане нас порабощать. Скорей мы становимся рабами греха, чем рабами Господу Иисусу по плоти.

Почему мы не хотим быть рабами? Потому что сатана придерживается того мнения, что мы утратим при этом что-то в человеческой славе, которая принадлежит только Господу Иисусу! Именно это является причиной. По такому случаю или по этому факту мы познаём, насколько мы ещё находимся под властью врага, если ищем себе славу.

Важно

Для детей Божиих совершенно нетрудно задавать такие тоны, которые нацелены на ту истину, что Христос всё для нас совершил, поэтому в нашей жизни всё в порядке. Большую ложь, чем эту, я и представить себе не могу на этой земле, потому что это абсолютно неправда.

Христос действительно всё исполнил на Голгофском кресте, чтобы мы могли спастись. Это – факт! Но попытка, на основании спасения или вместе со спасением нашей души, втянуть ещё и нашу грешную плоть, является великим позором перед Богом.

К пункту 2: полнейшая покорность, подчинение. С покорностью – это такое сложное дело! Быть может, ты скажешь: «с этим вопросом я ещё никогда не имел проблем». Дорогие братья и сёстры, если бы вы не имели проблем, то вы были бы чем-то совершенно иным, чем вы в действительности в Божием Царстве являетесь.

А чтобы с помощью лжи отрицать и пытаться убрать эти проблемы и делать вид, что их вроде бы нет, то это не духовный мотив, но мотив сатаны, который не только в Церкви Иисуса сейчас процветает, но приносит также крупный плод!

Покорность Господа Иисуса мы видим в то мгновение, когда для Него стало совершенно ясно, что Израиль отверг Его как Мессию. Большинство верующих сегодняшнего времени никогда не достигнут этой славной цели личного унижения перед Богом.

В отношении того, что вопрос хождения за Иисусом не является вопросом спасения, это должно быть ясно. Это два различных вопроса, с которыми мы имеем дело. Мы беседуем сейчас с вами о хождении, следовании за Иисусом и полной отдаче Христу.

Большинство верующих ходят по этой земле как дети света, рождены свыше, но никогда не испытывают при этом уничижения в плоти. Об исполнении этого факта мы читаем в Дан.9,26: «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Мессия, (будет убран (или убит), и не будет ничего иметь».

На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз. И в следующий раз я объясню смысл этого стиха.

Источник: http://www.e-istina.org/2010/01/11/1-75/

Ссылка на основную публикацию