Николо-перервинский мужской монастырь в москве

Николо-Перервинский монастырь

Николо-Перервинский монастырь

Слово «перерва» означало раньше место, где река изменила течение, уйдя из старого заглохшего русла.

За урочищем, лежащим напротив Коломенского на левобережье Москвы-реки, название Перерва закрепилось не случайно — пересохшие речные протоки здесь засыпали только в XIX в. В Перерве находится древний монастырь во имя Николая Чудотворца.

Хотя документально Николо-Перервинская обитель упоминается только с 1623 г., есть основание считать, что здешний монастырь существовал за несколько веков до этого, называясь Никола Старый.

Обратите внимание

В конце XIV столетия Русская православная церковь оказалась расколотой, так как константинопольский патриарх утвердил для Руси сразу нескольких соперничавших между собой митрополитов; один из них жил в Москве, другой — в Киеве, третий подвизался в Константинополе. В 1389 г. умер московский митрополит Пимен.

Чтобы прекратить церковную смуту, великий князь московский Василий Дмитриевич пригласил митрополита Киприана, руководившего православными приходами Великого княжества Литовского. В марте 1390 г. Василий Дмитриевич готовился встретить нового митрополита всея Руси у Москвы на Котле.

Сам Киприан перед торжественной встречей остановился в Перерве и «облачился в святительский сан» в монастыре Николы Старого.

В 1401 г. Киприан вызвал в Москву архиепископа новгородского Иоанна, который оспаривал высшую власть митрополита, заточил «в наказание и смирение» в Перервинский монастырь. Церковный конфликт привел к войне между Великим Новгородом и Великим княжеством Московским. В решающей битве новгородцы одержали победу, и в 1404 г. Иоанн был отпущен на свободу.

А 4 апреля 1473 г. в Перерву бежал, спасаясь от страшного московского пожара, митрополит Филипп, который, кстати, много сделал для подчинения Новгорода Москве. Едва оправившись от пережитого потрясения, Филипп на следующий день возвратился на пепелище Кремля, отслужил молебен в глубокой печали и умер той же ночью.

Почти сто лет спустя из Москвы в Перерву удалился другой митрополит всея Руси Филипп II. Накануне, 22 марта 1568 г., он отказал в благословении Ивану Грозному и обвинил царя в казнях невинных людей.

Осенью того же 1568 г. Филиппа лишат сана и сошлют в тверской Отрочь монастырь. В 1569 г.

, когда Иван Грозный шел через Тверь разорять Новгород, Филипп вновь отказал царю в благословении и был задушен Малютой Скуратовым.

В XVII в. Николо-Перервинский монастырь долго не мог оправиться после разорения в Смутное время. Все изменилось, когда в апреле 1649 г. «тихую пустынь» посетил царь Алексей Михайлович и пожертвовал значительную сумму на обустройство обители. Монастырь также получил земельные угодья и налоговые льготы. Отныне Перерва платила в Монастырский приказ только 67 копеек в год.

Важно

Забота Алексея Михайловича о перервинских монахах объяснялась тем, что от их монастыря открывался наиболее впечатляющий вид на любимую царскую резиденцию в Коломенском. Дорогу туда специально провели в обход, через Кожухово и Перерву, чтобы перед путниками постепенно открывалась великолепная панорама Коломенского дворца, возвышающегося на крутом правом берегу Москвы-реки.

Первоначально Николо-Перервинский монастырь стоял у самой воды, потом река отступила, и обитель окружили сады. В отличие от многих других подмосковных монастырей, Перервинскии долго оставался деревянным. Начало каменного строительства здесь связано с именем десятого патриарха московского и всея Руси Адриана.

Избранный патриархом в 1690 г. вопреки воле царя Петра Адриан твердо стоял за старые обычаи, выступал против иноземных нововведений. Не побоялся Адриан и явиться с иконой в руках в застенок, где Петр пытал стрельцов. Взбешенный пастырским призывом к милосердию царь выгнал патриарха вон. В знак молчаливого протеста Адриан переехал в Николо-Перервинский монастырь.

При Адриане деревянную ограду монастыря сменили каменные стены с северными Святыми и южными Водяными воротами. В юго-западном углу обители выстроили патриаршии палаты. У западной стены в 1696 г.

заложили двухъярусный храм Николая Чудотворца с нижней церковью во имя Сергия Радонежского. Вокруг храма была построена крытая галерея-паперть, соединившая собор с возведенной рядом трехъярусной колокольней.

В ее нижнем ярусе устроили еще одну церковь — Успения Богородицы. Колокольню украшали четыре ряда изразцов с изображениями серафимов.

Особенностью Перервинского монастыря было то, что над ним звучала не мелодия колокола, а звон била. Била, или клепала — особые железные доски, которыми пользовались, пока не научились лить колокола.

Вновь о билах вспомнили, когда Петру срочно понадобилась медь для пушек. С церквей снимали колокола, а взамен присылались била, украшенные петровским вензелем.

Совет

На колокольне Никольского собора в Перерве била находились как память об освящении храма в год начала Северной войны.

15 октября 1700 г. в Николо-Перервинской обители умер патриарх Адриан. Его смерть означала конец целой эпохи в истории русской церкви. Отныне и до 1917 г. избрание нового патриарха не допускалось, управление церковными делами взяло на себя государство. Впрочем, это не помешало дальнейшему процветанию Перервинского монастыря.

Большой приток средств в монастырскую казну шел за счет принадлежавших обители часовен в «бойких местах» Москвы. В часовнях отправляли обряды, собирали пожертвования, торговали монашеским рукоделием. В 1695 г.

перервинцы получили участок у Сухаревой башни под строительство часовни, потом свои часовни монастырь обустроил у Серпуховских и Калужских ворот, а также в деревне Выхино под Москвой. Эти часовни давали в начале XVIII в.

215 рублей ежегодного дохода.

Значительные доходы и богатые пожертвования шли на дальнейшее обустройство Николо-Перервинского монастыря. В 1733-1735 гг. над его Водяными воротами построили церковь Толгской иконы Божьей Матери. Эта церковь с овальными окнами в фигурном обрамлении и раковинами в наличниках обозначила переход московских зодчих к архитектурной манере европейского барокко.

Есть сведения, что в Перерве работал знаменитый Бартоломео Растрелли в начале своей блистательной карьеры. Будущий создатель Зимнего дворца занимался оформлением интерьера перервинской церкви Успения Богородицы.

Церковь в нижнем ярусе монастырской колокольни украсили великолепные росписи и золоченая лепнина, за что ее прозвали «золотой комнатой».

Интерьер второго яруса храма Николая Чудотворца был расписан картинами из «Житий святых».

Обратите внимание

Кроме монастыря, в Перерве находилась слобода, где жили работавшие на обитель крестьяне. В 1700 г. слободу составляли всего 14 дворов. К середине XVIII в. Перервинскому монастырю принадлежало уже 114 крестьян. Однако в результате проведенной в 1762-1764 гг. секуляризации церковных земель монастырские крестьяне были переданы в ведение специальной Коллегии экономии.

За отобранные земли и крестьян монастыри получали от государства содержание в соответствии с классом. При аттестации монастырей в феврале 1764 г. Николо-Перервинский оказался за штатом, то есть не получал никакой субсидии от государства. Однако, несмотря на «заштатный» статус, монастырь в Перерве по своему положению не уступал иным московским первоклассным монастырям.

Во многом перервиниам помогало покровительство московского митрополита Платона. Из бедных учеников духовной академии Платон выбился в придворные священнослужители, стал воспитателем наследника престола Павла Петровича. Потом, когда Павел станет императором, Платон добьется возвращения Николо-Перервинскому монастырю некоторых земель.

Пока же Платон сделал Перерву своей загородной резиденцией, по соседству с летними усадьбами Екатерины II в Коломенском и Царицыне. Несколько раз митрополит принимал императрицу в Перервинской обители. Платон заслужил симпатию Екатерины ревностным отношением к развитию духовного просвещения.

Перерва постепенно становилась важным центром богословского образования. В 1775 г. открылась Перервинская семинария с общежитием для бедных учеников. В 1814 г. располагавшаяся в Заиконоспасском монастыре в центре Москвы старинная Славяно-греко-латинская академия была реорганизована.

Старшие классы перевели в Троице-Сергиеву лавру и стали называть Московской Духовной академией. Младшие же классы переехали в Перерву. Перервинская семинария превратилась в Московскую. В 1824 г. семинарию в Перерве преобразовали в Московское уездное духовное училище.

Среди его учеников 100 содержались за казенный счет, еще за 150 платила Перервинская обитель.

В 1834-1836 гг. под руководством архитектора М.И. Бове были перестроены или построены вновь многочисленные жилые и хозяйственные постройки Николо-Перервинского монастыря. У старых патриарших палат, где прожил последние годы жизни епископ Енисейский Никодим, по его посмертной воле была сооружена небольшая келейная церковь во имя святого Никодима.

Важно

Хотя в середине XIX в. Николо-Перервинский монастырь уступил доходные часовни у Серпуховских и Калужских ворот Москвы Ферапонтову и Лужецкому монастырям, у обители оставалось достаточно средств для широкой благотворительности. В 1861 г.

решением перервинской братии было пожертвовано 196 тысяч рублей, в том числе 150 тысяч — на содержание воспитанников духовных учебных заведений, 25 тысяч — на попечение бедных духовного звания, 10 тысяч — на покупку книг для Московской духовной академии.

Кроме того, перервинские монахи оказывали денежную помощь Спасо-Вифаниевскому монастырю и его семинарии, приюту для престарелых, погорельцам. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. обитель в Перерве организовала в своих помещениях госпиталь для раненых солдат.

Николо-Перервинский монастырь выстроил у себя здание училища для глухонемых мальчиков за 110 тысяч рублей и еще 400 тысяч положил на банковский счет училища под проценты. Воспитанники училища все восемь лет обучения находились на полном обеспечении Перервинской обители.

В конце XIX в. на проходившей через Перерву железной дороге Курского направления открыли одноименную станцию. Благодаря удобству сообщения с Москвой эти места стали привлекательными для многочисленных дачников. Кроме старинной монастырской Перервинской слободы выросла дачная Слобода Перерва.

Летом 1881 г. в Перерве снял дачу художник Василий Суриков. Как-то холодным днем, войдя в дом, он увидел жену, которая, закутавшись в платок, читала вслух озябшим детям. Вид родных, сбившихся за столом в полутемной низкой комнате, вызвал у художника ассоциацию с семьей ссыльного Меньшикова, образ которого он обдумывал. Так у Сурикова родился замысел картины «Меньшиков в Березове».

В 1904 г. у восточной стены монастыря началось строительство огромного собора Иверской Божьей Матери. Освяшение храма состоялось 8 сентября 1908 г. Митрополит московский Владимир прошел во главе крестного хода от часовни Иверской Божьей Матери у Воскресенских ворот к новому собору Иверской Божьей Матери Николо-Перервинского монастыря.

Строительство обошлось в полмиллиона рублей. Способный принять под свои своды 3 тысячи человек пятиглавый храм был создан по проекту П.А. Виноградова в русско-византийском стиле. Иконы для иконостаса писал художник В.П. Гурьянов. Помимо главного престола Иверской Богородицы в соборе был придел святого князя Владимира.

Совет

Николо-Перервинский монастырь был закрыт в начале 1920-х гг. В церквах и монастырских зданиях разместились государственные учреждения, а потом и предприятия.

Колокольню разобрали, а оба собора приспособили под производственные цеха. Сама Перерва стала в 1930-е гг. одной из ударных строек.

Речь шла о сооружении здесь плотины, которая должна была поднять уровень Москвы-реки на 2-3 метра и сделать ее судоходной в пределах столицы.

Первая плотина была сооружена в Перерве еше в 1870-х гг. Теперь ее сломали и ввели в 1935 г. в эксплуатацию Перервинский гидроузел: семипролетную плотину с двумя шлюзами и гидроэлектростанцию, обеспечивающую энергией насосные станции канала имени Москвы.

В 1939 г. поселок Перерва, объединивший обе перервинские слободы и железнодорожную станцию, был включен в состав города Люблино. Вместе с Люблино Перерва была присоединена к Москве в 1960 г. С конца 1970-х гг.

началась реставрация Николаевского собора Перервинского монастыря, в 1982 г. на нем восстановили главу и крест. В Иверском соборе находился цех завода пластмассовой игрушки, а потом НИИ металлорежущих станков.

С 1991 г. в Перервинском монастыре вновь стало проводиться богослужение. С 1993 г. весь комплекс монастыря был возвращен Русской православной церкви. 9 июня 1994 г. патриарх Алексий II торжественно освятил собор святого Николая Чудотворца. Сейчас в Перерве действует духовное училище, работают высшие богословские курсы и воскресная школа для детей и взрослых.

Читайте также:  Успенский кафедральный собор в омске

Источник: http://901sovet.ru/nikolo-perervinskiy-monastyr.html

НИКОЛО-ПЕРЕРВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

НИКОЛО-ПЕРЕРВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ – муж­ской в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, бывший монастырь в Мо­ск­ве.

Рас­по­ло­жен на ле­вом бе­ре­гу р. Мо­ск­ва, в юго-восточной час­ти го­ро­да. Ос­но­ван, ве­ро­ят­но, как фор­пост на южных ру­бе­жах Мо­ск­вы вско­ре по­сле Ку­ли­ков­ской бит­вы 1380 года; име­но­вал­ся Ни­ко­ла Ста­рый монастырь. 

В 1591 году  вбли­зи мо­на­сты­ря стоя­ли вой­ска крым­ско­го ха­на Га­зи-Ги­рея II во вре­мя его на­бе­га на Мо­ск­ву. Впер­вые упо­ми­на­ет­ся как Ни­ко­ло-Пе­ре­рвин­ский в пис­цо­вой кни­ге 1623 года: в это вре­мя в нём жи­ли игу­мен и два стар­ца, име­лась де­ревянная церковь Свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.

Бла­го­да­ря по­кро­ви­тель­ст­ву ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча Николо-Перервинский монастырь зна­чительно рас­ши­рил­ся: по­строе­ны ка­мен­ные хра­мы (ра­зо­бра­ны в 1690-х годах по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Ад­риа­на) – Ус­пе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (1649-1650 годы), Св. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца (1649-1654 годы), Прп.

Сер­гия Ра­до­неж­ско­го (1674 год).

Обратите внимание

В середине 1660-х годов к Николо-Перервинскому монатсырю при­пи­са­на ча­сов­ня Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри на Крас­ной площади в Мо­ск­ве (спи­сок ико­ны ус­та­нов­лен в 1669 году), при ко­то­рой су­ще­ст­во­ва­ло мо­на­стыр­ское по­дво­рье.

Мо­на­стыр­ские ча­сов­ни стоя­ли так­же у Су­ха­ре­вой баш­ни (1693 год; пе­ре­строе­на в кам­не в 1775 году), у Ка­луж­ской и Сер­пу­хов­ской за­став (с 1775 года, во второй половины XIX века пе­ре­да­ны Мо­жай­ско­му Лу­жец­ко­му мон.), при церкви Св.

Ге­ор­гия на Вар­варке (с 1775 года под­во­рье), в деревне Вы­хи­но (все – не сохр.).

В конце XVII века лю­би­мое ме­сто пре­бы­ва­ния пат­ри­ар­ха Ад­риа­на (скон­чал­ся в по­стро­ен­ных им кель­ях в 1700 году), ко­то­рый со­дей­ст­во­вал раз­ви­тию оби­те­ли. В 1764 году мо­на­стырь ос­тав­лен за шта­том.

О его про­цве­та­нии и раз­ви­тии ак­тив­но за­бо­ти­лись ми­тро­по­ли­ты Мо­с­ков­ские Пла­тон (Лев­шин) и Фи­ла­рет (Дроз­дов). В 1775 году в Николо-Перервинском монастыре уч­ре­ж­де­на Пла­то­нов­ская се­ми­на­рия (в 1814-1823 годы моск.

Пе­ре­рвин­ская се­ми­на­рия, в 1823-1867 годы Ни­ко­ло-Пе­ре­рвин­ские при­ход­ское и уезд­ное училища, в 1867-1917 годы Пе­ре­рвин­ское ду­хов­ное училище).

Во вре­мя Отечесвтенной вой­ны 1812 года мо­на­стырь в сен­тяб­ре – ок­тяб­ре за­нят французскими вой­ска­ми.

В 1835 году пе­ре­строе­ны западный учи­лищ­ный и южный мо­на­стыр­ский кор­пу­са, ар­хие­рей­ский дом и на­стоя­тель­ские по­кои. В 1870 году по во­ле жив­ше­го здесь на по­кое еп.

Важно

Ени­сей­ско­го Ни­ко­ди­ма (Ка­зан­це­ва) по­строе­на церковь Св. Ни­ко­ди­ма (не сохр.). В 1877 году уст­ро­ен гос­пи­таль для ра­не­ных сол­дат.

К началу XX века в Николо-Перервинском монастыре дей­ст­во­ва­ли 5 хра­мов, се­ми­на­рия, учи­ли­ще для глу­хо­не­мых маль­чи­ков (от­кры­то в 1906 году). Мо­на­стырь за­крыт в начале 1920-х годов, к 1923 году хра­мы дей­ст­во­ва­ли как при­ход­ские (за­кры­ты в 1940 году), в 1928 году ещё про­жи­ва­ли мо­на­хи.

В Ни­коль­ском со­бо­ре в 1948-1969 годы раз­ме­щал­ся цех за­во­да ме­тал­лической и пла­ст­мас­со­вой иг­руш­ки № 2; в со­бо­ре Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри с 1960-х годов – цех за­во­да «Стан­ко­кон­струк­ция».

Ос­таль­ные зда­ния мо­на­сты­ря бы­ли пе­ре­да­ны вплоть до 1960-1970-х годов под жи­льё и Экс­пе­рим. НИИ ме­тал­ло­ре­жу­щих стан­ков. Богослужения в соборе Свт. Николая возобновлены в 1991 году, вся тер­ри­то­рия бывшей обители пе­ре­да­на РПЦ в 1993 году. С 1995 года име­ет ста­тус пат­ри­ар­ше­го под­во­рья.

В 1996 году воз­ро­ж­де­но Пе­ре­рвин­ское ду­хов­ное училище (с 2001 года Пе­ре­рвин­ская се­ми­на­рия).

В цен­тре мо­на­стыр­ско­го ан­самб­ля – 2-этаж­ный со­бор Свт. Ни­ко­лая ти­па «вось­ме­рик на чет­ве­ри­ке» (1696-1700 годы, пе­ре­строй­ки – 1720-х годов; рос­пи­си – 1773 год; ниж­няя церковь Прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го; вос­ста­нов­лен в 1972-1994 годы, ар­хи­тек­то­ры Г.А. Ма­ка­ров, Е.Г.

Оди­нец), с се­ве­ро-вос­то­ка к ко­то­ро­му при­мы­ка­ет ук­ра­шен­ная 4 ря­да­ми из­раз­цов ко­ло­коль­ня (пред­по­ло­жи­тель­но начало XVIII века; верх­ний ярус вос­ста­нов­лен в 1990-е годы) с Ус­пен­ской церковью во 2-м яру­се (1750-1760-е годы или 1736 год) и т. н.

Зо­ло­той ком­на­той под яру­сом зво­на (фраг­мен­ты ба­роч­ной от­дел­ки середины XVIII века) с ча­са­ми на восточной сте­не (1864 год).

Совет

К вос­то­ку от ста­ро­го со­бо­ра воз­вы­ша­ет­ся ог­ром­ный 5-гла­вый со­бор Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в рус­ском сти­ле, вме­щаю­щий до 3 тыс. человек (1904-1908 годы, арх. П.А.

Ви­но­гра­дов; северный при­дел Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи, южный при­дел Св. кн. Вла­ди­ми­ра; рос­пи­си В.П. Гурь­я­но­ва).

Над Во­дя­ны­ми во­ро­та­ми – ба­роч­ная церковь Толг­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1733-1735 годы; вос­ста­нов­ле­на в 1995-2006 годы).

Со­хра­ни­лись другие мо­на­стыр­ские по­строй­ки, в т. ч. ста­рые пат­ри­ар­шие па­ла­ты (конец XVII века), На­стоя­тель­ский кор­пус (конец XVII века, пе­ре­стро­ен в 1750-х годов), Ар­хие­рей­ский дом (1778 год; пе­ре­стро­ен в 1835 году, арх. М.И.

Бо­ве), 2-этаж­ный Се­ми­нар­ский фли­гель (вторая половина 1770-х годов), фли­гель для учи­те­лей (1784 год), Но­вый Ар­хие­рей­ский дом (1804-1806 годы), Но­вый Се­ми­нар­ский (Учи­лищ­ный) кор­пус (1806-1807 годы, пе­ре­стро­ен в 1834 году, арх. Бо­ве), Учи­лищ­ный (Клас­си­че­ский) кор­пус (1830-1832 годы, арх.

Бо­ве), фраг­мен­ты ог­ра­ды с баш­нями (XVIII-XIX века), 3-этаж­ный дом бывшего Училища для глу­хо­не­мых (1904 год).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Ни­ки­фор, ие­ро­мо­нах. Ис­то­ри­че­ский очерк Ни­ко­ло-Пе­ре­рвин­ско­го мо­на­сты­ря. М., 1886
  • Бу­ра­ков Ю.Н. Под се­нью мо­на­сты­рей мо­с­ков­ских. М., 1991
  • Оди­нец Е.Г. Ни­коль­ский со­бор Ни­ко­ло-Пе­ре­рвин­ско­го мо­на­сты­ря // Рес­тав­ра­ция и ис­сле­до­ва­ния па­мят­ни­ков куль­ту­ры. М., 2001. Вып. 4
  • Па­ла­мар­чук П.Г. Со­рок со­ро­ков. 3-е изд. М., 2003. Т. 1
  • Ни­ко­ло-Пе­ре­рвин­ский мо­на­стырь: очер­ки ис­то­рии. М., 2004
  • Ни­ко­ло-Пе­ре­рвин­ская оби­тель. 2-е изд. М., 2008

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/nikolo_pieriervinskii_monastyr

Православный Николо-Перервинский мужской монастырь

История

Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана во времена Куликовской битвы. Расположенная на берегу Москва-реки, на возвышении, откуда открывались широкие дали, в глубине которых виднелись сорок сороков московских церквей, — она была поистине «обителью», — тихим островком среди житейского моря.

За эту красоту окружавшей ее природы, столь близкой каждому русскому сердцу, за эту удаленность от мирской суеты ее любили, посещали и благоукрашали такие замечательные иерархи Русской Церкви, как Патриарх Адриан, митрополиты Московские Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и многие другие.

История Николо-Перервинского монастыря неразрывно связана с историей нашего Отечества и подчеркивает ее основные вехи. Примечательно само название монастыря, полученное им от близлежащей местности, — «Перерва».

Оно объясняется тем, что Москва-река изменила здесь направление своего русла, как бы «прерывая» его, и повернула вправо к селу Коломенскому, расположенному как раз напротив обители на другом берегу.

Обратите внимание

Впрочем, первоначально монастырь именовался «Никола Старый», и неизвестно, когда это название изменилось на нынешнее.

Но именно оно послужило основанием для тех пророческих слов, которые в свое время произнес митрополит Московский Платон: « Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться! Воздай хвалу Провидению, которое печется о тебе, и никогда не преставай совершенствоваться, идти вперед по тому пути, на который ты так успешно ступила ».

Первые документальные сведения о монастыре относятся к 1623 году, когда в «Указе Царя Михаила Феодоровича из Приказа Большого дворца» упоминается о деревянной церкви Николая Чудотворца, а также о том, что в обители имеется игумен и два старца.

Кстати, здесь монастырь назван уже не Николою Старым, а Перервинским. Можно предполагать, что в Смутное время монастырь был разорен поляками, подобно другим русским монастырям, а при Царе Феодоре Михайловиче отстроен заново.

В царствование Алексея Михайловича, положение обители значительно улучшается. Благодаря богатым царским вкладам, а также пожертвованиям м i рских и духовных лиц, в 1649 году тут строятся каменные церкви: Успения Божией Матери (освящена в 1650 г.

), и Николая Чудотворца с колокольней, освященная в 1654 году. В 1674 году возводится еще один каменный храм — в честь Преподобного Сергия Радонежского.

В это же время во владение монастыря передана часовня в Москве между Неглинскими воротами (с 1680 года переименованными в Воскресенские), известная впоследствии как Иверская. Здесь в 1669 году был поставлен привезенный с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь.

Новейшая история Николо-Перервинской обители начинается со времени пребывания в ней десятого и последнего перед Синодальным периодом Патриарха Московского и всея Руси Адриана (годы Патриаршества 1690-1700).

В трудное время Петровских преобразований он был противником западных обычаев, чтил русскую старину и стоял за чистоту Православной веры. Не желая вступать в борьбу с Помазанником Божиим, он отошел от дел и уединился в любимом им Николо-Перервинском монастыре.

Важно

В конце 1690-х годов на юго-западной стороне были им устроены Патриаршие келлии, или палаты, — приют для уединенного молитвенного жития.

В 1775 году Митрополит Московский Платон (Левшин) основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской.

Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии.

Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания.

Весьма много Перервинская обитель обязана святителю Филарету (Дроздов, 1821-1867) своим внешним благоустройством.

При нем неоднократно возобновлялись внутренно и наружно стенным иконописанием и позолотой храмы Николаевский, Сергиевский, Успенский и Толгский; был надстроен вторым этажом училищный корпус и сделаны многие другие хозяйственные исправления и постройки.

Иверская часовня, издавна приписанная к монастырю, ходатайством Царицы Небесной продолжала приумножаться в его правление денежными вкладами, которые по распоряжению святителя Филарета направлялись на нужды духовно-учебных заведений: академий, семинарий и училищ, — и на общественно-отечественные.

В том же любвеобильном отеческом духе действовали по отношению к Николо-Перервинской обители и прочие владыки Московские: архиепископ Камчатский Иннокентий (Вениаминов) (1868-1879 гг.), митрополиты Макарий (1879-1882), Иоанникий (с 1882 г.) и Леонтий (с 1891 г.). Они посещали ее, особенно в храмовой праздник св. Николая, и священнодействовали в ней.

Совет

Платоновская семинария просуществовала без малого 40 лет, — с 1775 по 1814 годы. Ее сменила Московская Перервинская семинария (1814-1823 гг.), — и мало кому известен тот факт, что Московская духовная семинария, находящаяся ныне в Троице-Сергиевой Лавре, свои истоки имеет именно в Николо-Перервинской обители.

На место ее пришли Николо-Перервинские приходское и уездное училища (1823-1867) и, наконец, — Перервинское духовное училище (с 1867 по 1917 гг.).

У этих различных духовных школ на Перерве имеется много общего и прежде всего то, что на протяжении всех лет своего существования они питались и духовно и материально от Николо-Перервинского монастыря, находились под покровительством обители и ее небесных заступников, — Матери Божией, — Иверской и Толгской Ея икон, — святителя Николая и Преподобного Сергия Радонежского, — в честь которых освящены главные престолы перервинских храмов.
Те немногочисленные сведения, которые в настоящее время известны о Николо-Перервинском монастыре после 1917 года, свидетельствуют о том, что судьба обители слилась с трагической судьбой всей России.

В 1924 году в монастыре была закрыта Трапезная (видимо, Толгская) церковь. Помещение ее было передано под клуб и столовую Детскому дому Управления Московской Курской железной дороги, который к этому времени уже использовал его под склад.

В 1924 году в монастыре еще проживали монахи, но часть помещений была закреплена за тем же Детским домом. По сведениям на 16 июня 1928 года Николо-Перервинский монастырь имел лишь два здания и трех насельников, — ими были два архимандрита и регент-иеромонах, а братии уже не было, т.е. монастырь был фактически закрыт.

Впрочем, по рассказам старых прихожан и окрестных жителей известно, что до конца 20-х годов в монастыре еще были иноки.

13 сентября 1940 года Исполнительным комитетом Московского областного совета депутатов было принято решение закрыть две перервинские церкви, а здания переоборудовать под клуб и дом пионеров. Вероятно, под двумя церквами разумелись Иверский и Никольский соборы или два храма Никольского собора. Решение было принято, но церкви были закрыты не сразу.

Из рассказов старожилов известно, что в 1941 году перед Пасхой еще освящали куличи, но, когда верующие пришли на Пасхальную Заутреню, храм был уже опечатан, а настоятель храма протоиерей Александр арестован.

Обратите внимание

Дальнейшая судьба его неизвестна, — скорее всего он мученически погиб в застенках НКВД, пополнив сонм святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Читайте также:  Акафист и молитва божией матери пред ее иконой "неувядаемый цвет"

После закрытия Иверского собора помещение его использовалось под склады и цех мелких предприятий. Примерно в это же время здание его было передано заводу Станкоконструкций. После 1952 года собор утратил главы, кресты, иконостас и все убранство интерьера.

8 января 1991 года Никольский соборный храм бывшего Николо-Перервинского монастыря был передан общине Русской Православной Церкви в бессрочное безвозмездное пользование. Сразу же после этого пришли сюда верующие во главе с протоиереем Владимиром Чувикиным, настоятелем храма.

Это были певчие и прихожане церкви Тихвинской иконы Божией Матери, что в селе Алексеевском (ныне близ метро ВДНХ). Молились, читали акафисты, трудились. Первая служба — мефимоны — была совершена во вторник первой седмицы Великого поста 6/19 февраля 1991 года.

29 марта 1991 года, в пятницу, накануне Лазаревой Субботы, настоятель храма протоиерей Владимир совершил освящение малым чином храма святителя Николая. Богослужение было начато вечером того же дня, т.е. в канун Лазаревой Субботы, как бы в знак воскрешения обители, — и с тех пор, не прерываясь, совершается ежедневно и по сей день.

Современное состояние В 1991 году возобновлены богослужения в Никольском соборе.

Настоятель: Протоиерей Владимир Георгиевич Чувикин

При храме действуют:

  • воскресная школа
  • православная духовная семинария
  • катехизаторские беседы для взрослых по средам в 19.30
  • православный театр «Лампада» и молодежное движение «Держава»

Храмы

Иверский собор Николо-Перервинского монастыря

Предыстория постройки Иверского собора в Николо-Перевинском монастыре напрямую связана с Иверской часовней у Воскресенских ворот Красной площади, которая с 60-х годов ХVII века стала принадлежать обители. В 1669 году в ней была поставлена икона Иверской Божией Матери.

В 1680 году Неглинские ворота, на внутренней стороне которых она находилась, были перестроены и стали называться Воскресенскими, а деревянная часовня с тогда уже чтимой москвичами иконой была поставлена на месте прежде бывшей снаружи ворот лавки Перервинского монастыря.

При часовне было и монастырское подворье; совершать требы в ней направлялись перервинские иеромонахи.

Важно

Часовня и ее святыня – Чудотворная Иверская икона Божией Матери, давала Николо-Перервинской обители духовное покровительство и материальные средства, а кроме того способствовала содержанию на Перерве духовных школ.

часовня на Красной площадиИ вот в это смутное для России время, накануне трагических событий 1905 года, когда так явно и жестоко ополчились на Россию враги Православия и русского народа, священномученик Владимир (Боявленский; митрополит Московский и Коломенский (1898—1912) благословляет строить в загородном Николо-Перервинском монастыре собор в честь Иверской иконы. Храм задумано строить в русско-византийском стиле.

Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери
Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери была выстроена в 1733 году при игумене Варлааме.

Храм Преподобного Сергия Радонежского В нижнем этаже располагается храм Преподобного Сергия Радонежского, – теплый зимний храм, состоящий из трех частей – алтаря, самой церкви и обширной трапезной, поддерживаемой посредине столпом.

Как свидетельствует история Николо-Перервинского монастыря, здесь была братская трапеза, в которой с 1775 года имели стол воспитанники Перервинской (Платоновской) духовной семинарии. Рядом размещались хлебня, кухня и житница семинарии.

Храм Никольский и Успенский Никольский собор посредством деревянной галереи, идущей от юго-западного угла фасада крытой паперти, соединялся с верхними покоями Патриарших келий, что объяснялось желанием облегчить больному Патриарху проход в храм.

Галерея эта была разобрана, по всей видимости, сразу же после его кончины.

В юго-западном углу церкви помещалась монастырская ризница, а в северо-западном — монастырская кладовая, служившая, как говорит предание, при Патриархе Адриане его моленною, из которой он через окно, выходящее в соборную церковь, слушал церковное богослужение. Окно это впоследствии было заложено.

В верхней Николаевской церкви в 1727 году стены были расписаны живописью — позлащенными клеймами, изображающими евангельские события, а святой алтарь украшен в 1717 году живописными изображениями из Священной истории. В обширном куполе изображено Вознесение Господне и небесные воинства. Живопись неоднократно возобновлялась.

Около верхней Николаевской церкви с двух сторон, — с северной и западной, — выдается обширная и светлая паперть.

Храм в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова По воспоминаниям жителей Перервинской слободы, недалеко от Николо-Перервинского монастыря стояла приходская церковь, освященная в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Во времена богоборческого лихолетья храм был разрушен.

В 2014 году на территории обители, между огородом и берегом Москвы-реки, был воссоздан и освящен малым чином (9 октября) небольшой деревянный храм в честь того же святого. Известно, что «апостол любви» является покровителем христианского брака, поэтому в храме время от времени совершаются венчания и другие таинства и требы.

Территория вокруг храма украшается и облагораживается. Посильную помощь обители в этом оказывают Российские Железные Дороги.

Совет

Один раз в месяц в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершается Божественная литургия.

Приписной храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (ул. Гурьянова, 18а) В ночь на 9 сентября 1999 года на улице Гурьянова, совсем недалеко от монастыря, был взорван жилой дом и погибли более ста людей.

Рядом с местом взрыва было решено построить храм-памятник, призванный увековечить память о погибших.

В 2002 году было начато строительство храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», и к четвертой годовщине трагедии, 9 сентября 2003 года во время ночной Божественной литургии было совершено освящение новосозданного храма Высокопреосвященнейшим архиепископом Истринским Арсением в сослужении сонма духовенства.

С этого времени в храме совершаются регулярные богослужения духовенством Николо-Перервинской обители.

Приписной домовый храм в честь Равноапостольной Марии Магдалины (ФКУ СИЗО-6 УФСИН России по г.Москве, ул.

Шоссейная, 92) На протяжении многих лет Николо-Перервинская обитель окормляет женский следственный изолятор, расположенный неподалеку от монастыря.

Здесь в тюремном храме Святой Равноапостольной Марии Магдалины проходят регулярные богослужения и требы, религиозно-просветительские беседы с заключенными, по праздникам воспитанники, духовенство и хор дарят им подарки и радуют церковными песнопениями.

Богослужения в храме следственного изолятора проходят 2-3 раза в месяц, а также в некоторые церковные праздники.

Приписной домовый храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (Гимназия им. митр. Платона (Левшина), ул. Шоссейная, д.74).
Домовый храм в гимназии имени митрополита Платона (Левшина) освящен малым чином 4 декабря 2013 года. Богослужения совершаются для учащих и учащихся гимназии клириками Николо-Перервинской обители.

Приписная часовня в честь священномучеников Харалампия и Власия (Деревообрабатывающий комбинат ОАО «Заречье», ул. Шоссейная, 90)

Престольные праздники Николая Чудотворца – Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]

Местонахождение

Адрес: 109383 Москва, ул. Шоссейная, 82
Телефон: +7 (495) 354-49-65

Паломнику
БОГОСЛУЖЕНИЯ в Патриаршем подворье храмов Николо-Перервинского монастыря совершаются каждый день.

Источник: http://xn--80ancrr3a.xn--p1ai/monastiri-hrami/moskva/moskva/nikolo_perervinskij_muzhskoj_monastyr/10566-1-0-32790

Москва. Николо-Перервинский монастырь

Статью добавил(а): Александр Богданов,  22 марта 2007
Перервинский Николаевский монастырь, заштатный, приписанный к митрополичьему дому, на берегу реки Москвы, в 9 верстах от города Москвы. Время основания неизвестно. Первое известие о нем встречается с 1567 года. Первоначально он назывался «Николою Старым».

Настоящее наименование — позднейшее и произошло, по преданию, от того обстоятельства, что некогда протекавшая близ самых монастырских стен с западной стороны Москва-река внезапно прервала свое течение и, сделав крутой поворот в нескольких саженях от монастыря, пошла по направлению к селу Коломенскому.

В 1908 году освящен новоустроенный храм в честь Иверской иконы Богоматери, поражающий своим величием и красотой. При монастыре духовное училище и ( с 1906 года) училище для глухонемых ( помещающееся в здании, стоившем 100,000 руб. и обеспеченное вкладом на него монастыря в сумме 400,000 руб.).

Монастырю принадлежит в Москве Иверская часовня (построенная в 1666 году) с празднуемой здесь 12 февраля и во вторник Пасхальной седмицы чудотворной иверской иконой Божией Матери (см. 31 марта). Святая икона в этой часовне помещена в небольшой, около 4 кв.

Обратите внимание

аршин, нише; на иконе богатая золотая риза, украшенная крупным жемчугом и драгоценными камнями; первоначальная золотая риза, более простой работы, существовала до 1790 года; в этом же году, по благословению Московского первосвятителя Платона, купец Твердышев устроил новую богатую ризу, на что употреблено золота 27 фунтов 59 1/2 золотников; пред иконой висит большое паникадило; большую часть времени эта заветная Московская святыня развозится в нарочито устроенной богатой карете в 6 лошадей по Москве для служения усердствующими молебнов на дому, в часовне же остается вторая икона, точный снимок с чудотворной, пред которой постоянно совершаются молебны; Кроме икон Иверских, в трех стенах часовни помещено множество других в богатых окладах икон; в особенности по размерам и письму выделяются на боковых стенах иконы Спасителя и святого Николая чудотворца.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Статью добавил(а): Иванов Дмитрий,  26 марта 2011

Время основания Николо-Перервинского мужского монастыря точно неизвестно, предположительно, XV в. Местность, где расположен монастырь издавна носит название Перерва (или Прерва) в связи с тем, что русло реки Москвы в этом районе меняло свое место, старое русло переставало быть проточным, и течение реки в старом русле прерывалось.

История его прослеживается по документам с 1623 г. Монастырю принадлежали Иверская часовня с Иверской иконой Божией Матери (разрушена в 1929 г.) и часовня в дер. Выхине (сломана после 1917 г.). Калужская (за Калужскими воротами) и Серпуховская (у Серпуховских ворот) часовни во второй половине XIX в.

были уступлены Николо-Перевинским монастырем Ферапонтову Лужецкому монастырю Можайского уезда Моск. губернии (ныне они разрушены). На протяжении 300 лет история монастыря связана с пребыванием тут знаменитых деятелей русской церкви. Жизнь монастыря конца XVII в. связана с частыми посещениями его десятым и последним перед 1917 г.

Патриархом Московским и всея Руси Адрианом (1635-15.10.1700). Неоднократно совершая в монастыре богослужения, заботясь о нем, Патриарх Адриан построил здесь в 1696 -1700 гг; соборный храм св. Николая. Кончина его также произошла здесь, похоронен он был в Успенском соборе Кремля. Надвратный храм Толгской иконы Божией Матери построен в 1733-1735 гг. В 1775 г.

при монастыре учреждена Перервинская семинария. Период истории монастыря конца XVIII-нач. XIX в. связан с именем митр. московского Платона Левшина (29.6.1737-11.11.1812). На территории обители им был выстроен двухэтажный митрополичий дом (1807 г.). В 1812 г. монастырь был занят французами, но мало пострадал, так как драгоценные предметы были вывезены или частью скрыты.

В ХIХ в. выстроены корпуса келий и каменная ограда. В конце XIX в. в монастыре была выстроена еще одна церковь – домовая во имя св. прав. Никодима. Монастырь был закрыт, вероятно, в конце 20-х гг., но богослужение в старом соборе совершалось до 1940 г.

Впоследствии многие здания были перестроены, купола храмов – сломаны, монастырский комплекс был занят заводом металлической и пластмассовой игрушки. В 1970-х гг. весь комплекс монастыря был занят заводом металлорежущих станков. В 1990-х гг. появились планы передать монастырь Патриархии. Церкви были переданы Толгская надвратная церковь и Никольский собор.

Важно

Двухэтажный собор Николая чудотворца построен на месте древних храмов в 1696-1700 гг. В нижнем этаже его – придельный храм св. Сергия, построенный тогда же; в колокольне – церковь Успения Божией Матери, одновременная им. Освящен святейшим патриархом Адрианом в октябре 1700 г. В главной части иконостас 1712 г., стенопись 1773 г.

Колокольня украшена четырьмя рядами ценных изразцов с серафимами, остроконечными розетками, “георгиевскими” крестами – от основания звона до верха барабана. По преданию, “золотую комнату” над церковью Успения под колоколами отделывал В. Растрелли. Облик старого собора был обезображен трубами, пристроенными заводом игрушки, внутреннее убранство уничтожено.

Читайте также:  Акафист и молитва иконе божией матери "валаамская"

В конце 1970-х гг. в старом соборе началась медленная реставрация, к 1982 г. на нем установили позолоченный крест и новую луковичную главу, также покрытую сусальным золотом. Новый собор нач. ХХ в. и корпуса обители, бывшие ранее жилыми, до сих пор используются заводом ЭНИМС. В 1904-1908 гг.

рядом со старым был построен новый собор в честь Иверской иконы Божией Матери (арх. П.А.Виноградов). В марте 1991 г. были возобновлены богослужения в старом соборе. Сегодня в монастыре идет реставрация и богослужения совершаются во всех храмах. В 1998 г. Патриарх Алексий II освятил приделы Иверского собора. Святыни. Особо почитаемые иконы Божией Матери “Державная”, “Боголюбская” и “Иверская”. Источник: http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_1475

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  11 октября 2013

Памятник митрополиту Платону(скульптор А.Бичуков) открыт в Николо-Перервинском монастыре в октябре 2008 года. Митрополит Платон (1737-1812 гг.) – выдающийся деятель Русской Православной Церкви. В сан митрополита возведен в 1787 году.

В 1775 году Платон (тогда еще архиепископ Московский и Калужский) основал в Николо-Перервинском монастыре Духовную семинарию. Известен также как основатель семинарии в Спасо-Вифанском монастыре (ныне окраина г. Сергиев Посад) и реформатор Славяно-греко-латинской академии в Москве.

Принимал активное участие в утверждении “единоверия” как формы воссоединения старообрядцев с православной церковью. Митрополит Платон – автор первого научного труда по истории Русской Церкви.

http://oldboy.icnet.ru/SITE_2103/MY_SITE/Monast/NIK_PER_MON_MOS/PAM.htm

Прекрасный проповедник, именуемый на Москве «вторым Златоустом» , законоучитель и воспитатель наследника Царского престола, будущего Императора Павла I , ставшего одним из благочестивейших русских Царей, он взрастил также целое поколение духовных иерархов и церковных пастырей.

Один из самых просвещенных людей своего времени, он видел недостаток духовного образования, потребности которого не могли удовлетворить существовавшие тогда две духовные школы – Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария.

Совет

Выбор его пал на заштатный Николо-Перервинский монастырь, недалеко отстоящий от Москвы, но в то же время удаленный от суеты столичной жизни. В 1775 году он, в то время еще архиепископ Московский и Калужский, основывает здесь семинарию, которая по праву стала именоваться Платоновской.

Митрополит Платон любил устроенный им на Перерве сад духовного просвещения и до конца дней своих о нем заботился. Часто посещая Перервинскую обитель, он лично вникал во все стороны жизни семинарии. Заботясь о семинарском хозяйстве, трапезе, одежде для семинаристов, он обращал свое особое внимание на ход и характер преподавания.

Он присутствовал на экзаменах, на диспутах, задавал вопросы, исправлял школьные упражнения, слушал ученические проповеди. Он радовался всякому проблеску таланта и дарования, всякому успеху в науках. Так, на экзамене в Перервинской семинарии он заметил одного ученика – Алексия Васильевича Виноградского, бедного сироту.

Написанные им латинские стихи понравились владыке, и он стал выделять его, провидя в нем будущего своего преемника на Московской кафедре – архиепископа Августина. То же случилось и с другим учеником Перервинской семинарии – будущим митрополитом Московским Серафимом (Глаголевским).

Ревностная отеческая забота митрополита Платона о Перервинской семинарии не могла не принести своих плодов: на протяжении 39 лет своего существования она все время находилась в цветущем состоянии, и по отзыву самого основателя своего, «многих произвела успешных учеников и добрых священников». Под свое особое покровительство принял архипастырь и Николо-Перервинский монастырь, неустанно во все время своего святительства в Москве заботясь о приведении в порядок монастырских дел и о его благоустройстве.

Перечень трудов митрополита Платона по благоустроению Николо-Перервинской обители был с благословения самого архипастыря вырезан на каменной двухаршинной плите, вделанной в стену близ восточных дверей Никольского собора (она сохранилась и доныне), и насчитывает 38 пунктов.

Вот некоторые из них: сделан чугунный пол в верхней Николаевской церкви; в 1777 году возобновлена там настенная живопись; в 1778 году между Патриаршими и Настоятельскими кельями построены каменные покои; в 1779 году возобновлены иконостас в Николаевской церкви и святые иконы; вызолочены главы на церквах Николаевской и Толгской; в 1784 году сделаны на колокольне железные боевые с четвертями часы; построены двухэтажные учительские каменные келлии под линию и фасад настоятельским; сделана каменная ограда монастырского сада; в 1805 году выстроен новый двухэтажный Архиерейский дом на западной стороне монастыря, примыкающий южным концом к Патриаршим келлиям; в 1786 году выровнена и выложена дерном в саду гора и нижний огород засажен плодовыми деревьями.

http://перервинский-монастырь.рф/history/platon-levshin

Источник: http://sobory.ru/article/?object=03495

Николо-Перервинский монастырь или «Притча о Пяти Черных Крестах»

…а также – ироничные размышления о классификации степеней запрета на фотографирование в православных монастырях и церквях)

Всего 21 фото

Этот пост, как о самом Николо-Перервинском монастыре, так и, по случаю, о широко распространенном запрете на фотографирование в монастырях и храмах православной церкви, большей частью, в Москве. Мне часто приходится встречать замечания блоггеров об этом существующем досадном обстоятельстве и обсуждать его.

И проблема не только в самом запрете – речь ведь идет не о вторжении в устав монастырей, в которые доступа извне нет, где соблюдаются строгие правила и порядки монашеского общежития – отнюдь.

Речь также не идет о наших мешающих действиях при отправлении церковных служб, связанных с фотосъемками или, например, фотографированием лично монахов и монахинь…(

Очень многие наши граждане, увлеченные фото искусством, особенно в последнее время, стремятся снимать храмы, церкви, монастырские строения, их интересные архитектурные детали, но не из праздного любопытства – мы фотографируем для собственного удовольствия, наслаждения Красотой православной архитектуры, из желания дать Миру возможность поведать в этом контексте о своих чувствах и ощущениях, о своем его ви́дении, исследовать свои внутренние миры и узнать о себе новое и прекрасное – это, как раз то, к чему, в частности, и стремится наша душа, между прочим, в этом воплощении…

И, вот, с такими чувствами мы оказываемся у церковных врат, где, вроде бы, изначальные посылы принятия и гармонии должны торжествовать, ан нет – значительное количество мест культа декларирует для своей системы охраны полные запреты на фотосъемку, причем очень часто это выражается в некрасивой и отвязанной форме в действиях этой самой охраны. Я хочу рассказать эту притчу «О Пяти Черных Крестах» не для того, чтобы компенсировать свою личную обиду на непонимание чувств фотографа, а в доброе назидание местным, не побоюсь сказать, “администраторам от церкви”, что считают своим долгом отрезать народ от возможности насладиться красотой православной архитектуры.

Ясно, что этот материал не окажет существенного влияния на изменение существующих порядков в этом «запретительстве», но, возможно, даст толчок, хотя бы подойти к этой проблеме, которая является проблемой для тех, кто фотографирует и совершенно не является таковой для церковной бюрократии. У нас как всегда, – проще запретить всё, нежели выстраивать гармоничные взаимоотношения со светским Миром.

Обратите внимание

Женщина подбежала и с непередаваемым не гуманным, пугающе-реликтовым выражением лица, с «иудушкиными» интонациями в голосе, и чуть ли не набрасываясь, потребовала удалить фотографию, судорожно пытаясь заглянуть прямо через мои руки в дисплей фотокамеры и увидеть процесс этого самого удаления.

Ошарашенный таким «приемом», отвязным поведением и беспредельным келейным хамством, я примирительно сделал вид, что удалил фото… Она еще пыталась идти за мной, что-то подвизгивая и бормоча типа, «…стыда нет, вы же в храме…»… У человека , к несчастью, явно, что-то было «с головой» и, я ни говоря не слова в ответ, удалился.

В общем, настроение осматривать храм было подпорчено, хотя впечатляться здесь в действительности есть чем…  Но, вот уж, действительно, «кадры решают всё»)

Выйдя на открытый воздух я, тем не менее, попытался сделать несколько фото храмов монастыря для коллекции.

Несколько молодых людей в черном, оказавшихся рядом, почти хором тут же указали мне о запрете фотосъемок…) Это уже было через чур… Вконец, «потеряв всякий стыд», я сделал несколько фоток и удалился с территории Перервинского монастыря в слегка обескураженном и задумчивом состоянии.19.

Такого жесткого и некрасивого отношения к фотосъемке, а точнее к себе, я никогда и нигде ещё не встречал. Фотографий монастыря, поэтому совсем не много.

Снимаю я, кстати, в подобных местах всегда аккуратно, незаметно, стараясь учитывать чувства верующих и служителей… Ладно бы, тебя «с порога» останавливает охрана и не дает снимать, ссылаясь на необходимость некоего “благословления”.

К слову говоря, я ещё ни разу не нашел персон для получения этого самого благословления после подобного «посыла» охраны) Но здесь отношение к посетителю стояло особняком. Да, я понимаю, монастырские порядки, да, мы, как бы, вроде, мешаем насельникам и семинаристам, но не везде же это присутствует в такой уродливой и искаженной форме.

Важно

Например, в Высоко-Петровском монастыре всё достойно и комфортно в плане фотосъемок. Я бывал и снимал там неоднократно и, ни разу, не услышал, чьих либо окриков….20.Размышляя обо всем этом, мне, вдруг, пришла в голову озорная мысль, как отклик на абсурдность существующих обстоятельств, – а не создать ли классификацию отношения к фотосъемке в православных монастырях и церквях!?!) Крайние полярные состояния «запретительства» были только, что для меня определены… Показатель в виде звезд я сразу отмёл, – таким знаком у нас будет, все же, характерный черный жирный крест. Мысль работала. Итак:

No cross (крестов нет) – Можно беспрепятственно снимать или заплатить за фотосъемку и больше не напрягаться)

– Предупреждения о запрете фотосъемки есть, но активные действия служителями не предпринимаются.

†† – Предупреждения о запрете фотосъемки есть. Служители мягко и ненавязчиво напоминают об этом самом запрете.

††† – Предупреждения о запрете фотосъемки есть. Охрана настойчиво ограничивает свободу фотосъемок, предлагая получить благословение. Благословение теоретически получить можно, но его действительная вероятность крайне низка.

†††† – Предупреждения о запрете фотосъемки есть. Охрана настойчиво и директивно ограничивает свободу фотосъемок и передвижения в этом смысле по территории, предлагая получить благословение, которое получить по определению невозможно. На территории монастыря нельзя снимать категорически.

††††† – Крайняя степень неприятия фотографирующего, переходящая границы вменяемого общения с посетителем. Абсолютное отрицание возможности фотосъемки и уважения как такового.

Таким образом, Перервенский монастырь для того момента (2014 год) получил все полные пять черных крестов) Справедливости ради, приведу некоторые примеры для других монастырей:

No cross – Высоко-Петровский монастырь, Донской монастырь (съемка в монастыре платная).

– Николо-Угрешский монастырь.

†† – Сретенский монастырь.

††† – Рождественский монастырь. Даниловский монастырь.

†††† – Зачатьевский монастырь на Остоженке, Покровский монастырь на Таганке (тотальный запрет).

††††† – Перервинский монастырь.

Кстати, не хочу сказать ничего плохого о Николо-Перервинском монастыре. Монастырь живет, его энергетика свежая, молодая, основательная. Храмы очень красивые, одухотворенные и возвышенные. Собор Иверской Божьей Матери определенно произведет очень сильное и глубокое впечатление.

Гарантировано позитивное отношение, если вы не будете доставать фотокамеру, чтобы порадовать фотоснимками себя, друзей и единомышленников)21.
Фото снято из Коломенского, с сильным увеличением…

Надеюсь, что моя «Притча о Пяти Черных Крестах» (такая вот ироничная история-классификация) не вызовет отторжения у читателя, и в скором времени и вовсе не понадобится, а Церковь повернется к нам всем своим естеством, и обнаружит в этом отношении на деле смирение, принятие, понимание, не стяжание, гармонию, умиротворение, внутреннее и внешнее спокойствие. Аминь!Источники:

Фотосправочник “Русские церкви”: http://russian-church.ru/

Арсений Загуляев. “Иверская икона Божией Матери: чтимые списки”. Журнал “Нескучный сад”.

Википедия

© Vladimir d’Ar

Источник: https://vladimirdar.livejournal.com/71906.html

Ссылка на основную публикацию