Кто такой духовный наставник в православной церкви и как его правильно выбрать

«Боспор» (Керчь, Феодосия)

«Боспор» (Керчь, Феодосия), Елена Иванова, 21 февраля 2008Чтобы ответить на ряд вопросов, касающихся духовного окормления в Православной Церкви, мы встретились с настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского протоиереем Сергием Ковалем.В этом материале речь пойдет о том, какова роль духовника в деле спасения души человека.- Кто такой духовник? – Духовника мы еще иначе называем духовным отцом, духовным наставником. В обычной мирской жизни каждый отец, являясь главой семьи, обязан заботиться о своих детях, как правило, являясь у них одновременно и старшим помощником, а каждый наставник помогает совершенствовать навыки в области той или иной деятельности своим подопечным. Так и духовник является старшим помощником в покаянном труде человека и заботится о спасении души последнего. Без помощи мудрого наставника духовная жизнь очень сложна. Все, кто исповедуются у конкретного духовника, постоянно советуется с ним и являются его духовными чадами. Они образуют покаянную семью, главой которой является их духовник. Эта покаянная семья иначе называется приходом, и не обязательно она ограничивается стенами одного храма. – Как правильно выбрать духовника? Должен ли человек это сделать сам, и надо ли об этом сказать священнику?- Духовника человек выбирает сам. Следует помнить, что духовник выбирается, как правило, на всю жизнь. У христианина обязательно должно быть сердечное расположение к священнику, которого он выбирает духовником и которому он будет исповедоваться. Иначе сложно понимать друг друга. Духовника мы называем также духовным отцом. А слово «отец» уже говорит о многом. Ведь в обычной жизни мы отцов, родивших нас, не меняем. Святой апостол Павел говорит в одном из посланий своим духовным чадам: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4; 15). Поэтому, чтобы найти себе духовника, человеку поначалу следовало бы обойти храмы того города, где он живет, и присмотреться к священникам, чтобы затем сделать правильный выбор. Определившись с выбором, он должен сказать священнику, что хочет видеть его своим духовником. Разумеется, священник объяснит, что у духовника по отношению к своему духовному чаду есть определенные требования. Ведь духовник, кроме того, что будет исповедовать человека, может давать определенные духовные упражнения (епитимии) своему духовному чаду с целью спасения души последнего. Человек должен быть готов к этому. Кроме того, между духовником и его духовным чадом всегда есть взаимное обязательство молиться друг за друга. И это очень важно: в духовной работе обходиться без молитвы нельзя. Без молитвы невозможно духовно породниться, так как молитва к Богу друг о друге очень сближает. Священник будет знать, что у него есть еще одно духовное чадо и будет молиться за этого человека. Соответственно и этот человек будет молиться за своего духовника. – Может ли священник сам навязываться в духовники?- Это совершенно исключено. Духовное окормление, как и вся жизнь христианина, невозможно без любви к ближнему. Нельзя насильно заставить другого человека любить себя. Такой подход к духовному окормлению противоречит прежде всего Евангелию. Господь очень трепетно относится к человеческой личности. В Ветхом Завете есть пророчество о том, что Христос Спаситель трости надломленной не переломит (Ис. 42; 3). Понятно, что, когда трость надломлена, достаточно, скажем, подуть на нее или слегка задеть, и она может сломаться. Такое же отношение у Христа к личности человека: ни в коем случае не надавить на нее, чтобы не разрушить ее. У нас же, священников, пастырство совершается по образу пастырства Христа, и мы должны подражать Христу в этом, бережно относясь к каждому человеку без какого бы то ни было насилия над его душой.Поэтому, к примеру, епитимии налагаются духовником по согласию кающегося человека. Священник спрашивает, согласен ли человек принять епитимию. Если человек не согласен, то должен объяснить, почему. Духовник должен все это принять во внимание и наложить такую епитимию, чтобы она врачевала душу человека, а не калечила ее. Епитимия в Православной Церкви – это не наказание как таковое. Епитимия – это совместное действие духовника и его чада. Церковь – это врачебница, и Христос, ее глава, – прежде всего Бог милующий, а не Бог карающий. Поэтому задача священника – уврачевать душу кающегося человека. Перед Богом отвечают оба: и духовник за правильно и неправильно наложенные епитимии, и, конечно же, сам исповедующийся человек.

В этом материале речь дальше пойдет о том, для чего православному человеку нужно духовное руководство, чем духовник отличается от психолога и как правильно строить отношения со своим духовником. – Для чего православному человеку нужно духовное руководство? Ведь все, что нужно для христианской жизни, уже написано в Библии.

– В мирской жизни известная народная мудрость гласит: «Одна голова хорошо, а две – лучше». Да, в Библии написано все. Но Библию нужно не просто читать, но и правильно понимать.

Задача православного священника в труде духовного окормления – руководствоваться вселенским опытом Православия в целом и духовного руководства в частности, который накоплен Православной Церковью в течение двух тысяч лет. Опыт этот постоянно накапливается. Он включает в себя и изучение Библии, и живую преемственность от духовника к духовнику.

В Православной Церкви, как я уже говорил, эта преемственность берет начало от Самого Господа Иисуса Христа и не прерывалась у нас по сей день. Об этой преемственности свидетельствуют не только церковные историки, но и любой беспристрастный светский историк сможет это увидеть, если к истории Церкви подойдет объективно.

Обратите внимание

Священник обязан донести накопленный опыт, включая и правильное понимание Священного Писания, до своего духовного чада. Но и духовное чадо должно желать как можно глубже изучить этот опыт под руководством своего духовника.

– Чем отличается духовник от психолога?- Психолог для человека, обращающегося к нему за помощью, является обычным специалистом, который может вполне спокойно спать после того, как от него ушел пациент. Психолог не молится за своих пациентов, он даже может не переживать за них и не сострадать им.

Участие в жизни друг друга психолога и его пациента, можно сказать, заканчивается, когда последний, выходя, закрыл за собой дверь кабинета. Между же духовником и его чадом складывается родство во Христе. Мы часто говорим: брат, сестра, отец во Христе. Это очень важно понять, потому что иначе приход не является приходом.

В годы атеизма, по определению правящей власти, Православная Церковь обслуживала религиозные потребности населения. Это страшная клевета на Церковь. Церковь, созданная Самим Господом Иисусом Христом – это не бюро добрых услуг. В Церкви прежде всего созидается духовное родство, здесь друг другу стараются помогать до последнего издыхания.

Как известно, человек умирает только физически. Душа же его бессмертна. Поэтому, когда умирает духовный отец, он не умирает для духовного чада, он всегда остается для последнего отцом. И соответственно, если умирает духовное чадо, для духовного отца он всегда остается в сердце. Духовный отец и его чадо всегда молятся и будут молиться друг за друга, даже если они отошли в мир иной. В этом и заключается отличие духовника от психолога.- Как правильно строить отношения с духовником?

– Поскольку духовник и его чадо – близкие родственники во Христе, то прежде всего на основании евангельских заповедей. «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей», – говорил еще святой пророк-псалмопевец царь Давид, постоянно обращаясь к Богу (Пс. 118; 105).

Именно так и должны подходить к покаянному труду человека духовник и его чадо. Если мы выполнили заповедь Божию, она сразу освещает наш дальнейший путь.

Совершенствуясь в выполнении заповедей под руководством мудрого духовника, человек постепенно накапливает необходимый опыт духовной жизни, наполненный Божественной благодатью и ведущий в конечном итоге ко спасению души.

– Нужно ли исповедоваться только у своего духовника или можно исповедоваться и у других священников и спрашивать у них совета? – Думаю, во-первых, каждый христианин должен задать себе простой вопрос: почему он не хочет исповедоваться у своего духовника, если он действительно считает его духовным отцом, а идет к другому священнику, – и честно на него ответить.

Во-вторых, если мы, желая вылечиться от какой-либо хронической болезни, сначала ходили за советом к одному и тому же врачу и лечились у него успешно, а затем начали ходить по разным врачам, что из этого получится?Так и в духовной жизни.

Духовному отцу надо знать все тонкости, детали, мотивации духовных проблем человека, чтобы правильно дать совет, правильно наложить епитимию, если она нужна. В случае, если христианин начнет приходить к духовнику через одну, две, три исповеди, исповедуясь у другого священника, в духовном окормлении возникнут затруднения.

Важно

У духовного наставника образуется пробел в понимании проблем этого человека: он не до конца будет знать внутренний мир своего духовного чада и соответственно не сможет дать ему полных полезных советов. А это не на пользу самому человеку. В результате христианин наносит вред своей собственной душе.

К тому же, чтобы исповедоваться у другого священника, обязательно надо взять благословение у своего духовника, поставив его об этом в известность и объяснив причины такого своего желания.

Кроме того, если человек при возможности исповедоваться у духовника избегает ее и не ставит последнего в известность, что он исповедуется у кого-то из священников еще, значит, он лукавит, по сути обманывая своего духовного отца и сводя на нет собственный покаянный труд под руководством своего духовника.

– В каком случае человек может сменить духовника?- Разумеется, если духовник умер или куда-то в силу сложившихся обстоятельств уехал и поддерживать с ним связь либо невозможно, либо крайне затруднительно.

Причем в обоих случаях христианин должен обязательно спросить совета у своего духовного отца (умирающего или уезжающего), кого из священников он хотел бы видеть преемником в окормлении своего духовного чада. Это очень важно, так как иначе могут возникнуть недоразумения в дальнейшем духовном окормлении. Исключение составляют случаи, если духовник умер внезапно или если духовное чадо уезжает и не сможет больше поддерживать связь с духовным отцом. Следует помнить, что духовник – живой человек, являющийся помощником своему духовному чаду и молитвенником за него. Это прежде всего духовно родной человек во Христе, а не только тот, кто просто автоматически принимает исповедь.

Если же человек хочет сменить духовника, продолжая жить в том же городе, ему необходимо объясниться со своим прежним духовным отцом, чтобы расстаться в любви, мире и согласии. Поведение же вроде «повернусь и уйду, а он пусть понимает, как знает» пользы не принесет.

Такой поступок всегда свидетельствует о том, что духовник человеку уже нужен не для покаяния в грехе и помощи в спасении души, а для успокоения собственной лукавой совести.

В этом случае смена духовника не изменит ситуацию, а наоборот усугубит ее, так как в данной ситуации человек идет на поводу у своей гордыни, не желая смирить ее, и, таким образом, в Церкви он ищет непонятно чего, но не спасения своей души.

Такое поведение свидетельствует о хамском отношении не только к духовнику, но и к тем, кто нам передал двухтысячелетний опыт духовного окормления в Православной Церкви. А чем закончил Хам, без должного уважения отнесшийся к своему отцу Ною?

УВАГА! Публікації розділу “Моніторинг ЗМІ” не обов'язково збігаються з точкою зору редакції сайту “Православіє в Україні”, а є відбиттям суспільних подій і думок з метою поліпшення взаєморозуміння та зв'язків між Церквою й суспільством. Статті подаються в редакції першоджерела.

Источник: http://arhiv.orthodoxy.org.ua/uk/2008/02/29/14577.html

Нужен ли мне духовник?

Духовник или духовный отец — это священник, который помогает человеку в духовной жизни. Давать советы другому — сложная задача. Для этого надо обладать соответствующими знаниями и собственным опытом. Поэтому такой священник должен сам жить по евангельским заповедям, хорошо знать Священное Писание и Предание.

Но как его найти? Может ли он жить в другом городе? Это выбор на всю жизнь или можно его поменять? Предлагаем вам ответы на конкретные вопросы, которые волнуют многих верующих и сомневающихся.

1. Кто такой духовник?

Если кратко, так это наш учитель и советник в вопросах спасения. Человеку тяжело спасаться без руководства мудрого наставника. Представьте, что вы идете по незнакомой дороге, шаг-два — и вы уже в яме. Но мудрый священнослужитель может подсказать, что вас ждет преграда и ее надо обойти. Если вы уже упали, он подаст вам руку и поможет выбраться.

2. Духовник и духовный отец — это одно и то же?

Обычно эти понятия отождествляют. Но, например, святитель Феофан Затворник предлагает некоторые разграничения. Под первым он понимает священника, который регулярно принимает исповедь, а под вторым — пастыря, который дает советы. К его рекомендациям, конечно же, прислушиваются.

Читайте также:  Житие святой преподобной марии египетской

Архимандрит Серафим (Тяпочкин) уточняет: «

Но в современной практике человек как раз ищет такого священнослужителя, который, хорошо зная конкретного прихожанина, будет не только свидетелем его покаяния, но и повседневной жизни, поэтому сможет давать мудрые рекомендации. Таким образом, можно считать эти слова синонимами.

3. Зачем человеку духовный наставник?

Чтобы облегчить путь ко спасению. Можно идти и самому, но вместе с наставником проделать этот путь будет намного легче.

4. Как найти такого пастыря?

Самый верный способ — молиться Господу и Пресвятой Богородице, чтобы они послали опытного священнослужителя, близкого вам по духу. Но сначала — понять, что это вам действительно нужно.

Также следует определить, какими качествами должен обладать такой «батюшка», какой подход иметь. Есть духовники, которые очень осторожно относятся к своим чадам, чтобы невзначай кого не обидеть.

Но есть и такие священники, которые не признают «сюсюканье», держат строжайшую дисциплину, часто накладывают епитимьи.

Совет

Если одному человеку такой наставник пойдет на пользу, то другого он попросту может отдалить от веры.

Главных советов, пожалуй, два: молиться и присматриваться.

5. Правда ли, что священника надо испытать, чтобы узнать, подходит ли он мне в духовные отцы?

На такую практику указывает история Православной Церкви. Но это вовсе не значит, что претендента надо проэкзаменовать на предмет знания Священного Писания и Предания. Если ответит на пять — идти к нему в чада, если нет — искать другого. Вовсе нет.

Со священнослужителем необходимо общаться, задаваясь вопросом, могли бы вы доверить этому человеку большую ответственность — помогать вам двигаться ко спасению. И не сомневайтесь — человека, близкого по духу, вы почувствуете.

6. Что делать, когда видишь, как духовный наставник совершает грех?

Многие приходят в смятение, когда видят, что священники тоже не идеальны и иногда попадаются на крючок пороков. Такие мысли возникают из-за неправильного понимания сути священства. Безгрешным есть только Бог, а священнослужитель — такой же человек, как и каждый из нас, но с бОльшими обязательствами. За все с него спросит Бог.

Поэтому, если видите грехи другого человека (не обязательно в сане), внимательнее присмотритесь к собственной персоне. Когда вы в последний раз исповедовались? А зачем нагрубили родителям? Разве это хорошо — осуждать человека за его спиной? Сходить в храм не было сил, зато по магазинам — в самый раз? И почему же это мы своих пороков не видим, а чужие просто не можем не замечать?

7. Обязательно ли регулярно исповедоваться только у «своего» священника?

Если у вас есть наставник, то желательно приходить именно к нему. Почему? Он вас уже хорошо знает, может дать индивидуальные советы. Но ситуации бывают разными: нет возможности попасть к «родному батюшке», вы пребываете в паломнической поездке, чувствуете: столько всего накопилось, что требуется срочная исповедь…

Важно понимать, что исповедуемся мы не перед духовным отцом, а перед Небесным. Священник — только посредник. Но совсем другое, если вы сознательно идете к другому священнослужителю, потому что открыться своему стыдно. Такое действие подрывает доверие между вами.

8. Может ли духовник быть очень далеко от меня?

Конечно, лучше всего, когда ваш духовный отец служит в том храме, который вы регулярно посещаете. Но не всегда так получается. Бывает, что человек ходит в церковь в своем городе или селе, а его пастырь живет в монастыре за десятки-сотни километров. 

Письма выдающихся подвижников благочестия своим чадам свидетельствуют о распространенности такой практики в прошлые века. Главное — это не количество километров, а искренность и открытость в отношениях, желание прислушиваться к советам.

9. Можно ли менять наставников?

Все зависит от отношений между священником и его духовным чадом. В идеале, конечно, один и на всю жизнь. Но ситуации бывают разными:

  • из-за болезни или даже смерти духовного отца приходится искать нового наставника;
  • иногда сам священник советует обратиться к другому как к более опытному или подходящему под характер конкретного человека;
  • менять приходится из-за потери доверия.

Если отношения выглядят натянутыми, то зачем лицемерить?

10. Нужно ли беспрекословно слушать советы духовника и обязательно ли их исполнять?

Если кратко: нет. А сейчас попробуем аргументировать. Ваш наставник — это не истина в последней инстанции и не оракул. Не нужно делать из него культ и поклоняться перед фотографией «любимого батюшки».

Потрясающее открытие для тех, кто еще не понял: священник не может читать мысли и знать будущее наперед. Но советы священнослужителей основываются на собственном опыте, который точно интереснее и богаче нашего.

Если раньше были старцы, которые могли не просто советовать, а предостерегать человека от конкретных искушений (им открывалось будущее), то сегодня такого практически нет. Поэтому надо довольствоваться не только советами духовника, но и своей совестью.

Очень интересную мысль высказывает Антоний Сурожский: «Послушание не заключается в том, чтобы раболепно исполнять указания священника, даже если они подаются в форме советов. Послушание — от слова «слушание», и цель послушания – научить человека оторваться от собственных мыслей, от собственного отношения к вещам и вслушиваться в то, что говорит ему другой человек».

Источник: http://megapoisk.com/nuzhen-li-mne-duhovnik

Как правильно выбрать духовника?

– Как правильно выбрать духовника?

– Все люди разные. Святость не отменяет отдельных характерных черт, качеств души. Человек, суровый по характеру, и в святости будет суровым. Молчун может быть святым молчуном.

И балагур может быть святым, человек с тонким чувством юмора, чувствующий слово, умеющий развеселить, подшутить без греха – такой, как Амвросий Оптинский.

Он сыпал прибаутками направо и налево, был живым кладезем народных емких афористичных выражений.

Каждому человеку нужен свой духовник. Суровым нужен суровый. Есть люди очень мягкие, и если суровый человек попадает под духовное руководство мягкого духовника, то ничего не получится.

Обратите внимание

Мягкий духовник немножко захочет поругаться, потом «перехочет», потому что не в его характере снимать стружку с человека. Поэтому суровый человек будет вить веревки из своего доброго духовника. Так бывает нередко.

Он будет добиваться своего, выпрашивать себе благословения, которые ему в принципе вредны.

Образованному человеку хочется иметь образованного духовника, простому – простого, деревенскому – деревенского. А как обычно рассуждают люди? Если мне кто-то подходит и я чувствую, что мне хорошо от советов этого духовника, значит, по моему мнению, он должен всем подходить. Я буду считать, что это эталон духовника, будьте любезны – слушайте его все. А это не так.

Например, воцерковляется интеллигент, с высшими образованиями, со своими сомнениями, борениями – конечно, ему нужен какой-то особый духовник. Не тот духовник, который окормляет, например, какую-нибудь тюрьму строгого режима. Каждой категории людей нужен человек, соответствующий им по душевному, интеллектуальному и внутреннему состоянию. Поэтому духовника нужно искать.

Люди ищут духовников, как ищут невесту, жениха. Маму мы не выбираем, Родину, начальника, детей – не выбираем. Только супругов и духовника мы можем выбирать.

– Вы говорите: как невесту, например, так и духовника ищут. Хорошо, если это в городе, где возможно такое реализовать. А если небольшое село, где стоит один храм и служит один священник?

– Конечно, тогда человек не имеет выбора и все зависит от того, кто служит. Если служит тот, кто почему-то тебя не слышит или ты почему-то не имеешь к нему доверия, ты рискуешь всю жизнь прожить возле Церкви, через два дома, но так в нее и не зайти. Это реальная проблема.

Конечно, города более роскошны по части возможности выбора. Города ужасны по степени концентрации греха и великолепны по степени раскрытия широких возможностей для интеллектуальной, духовной жизни и роста. В городах можно совершать прогулки из ада в рай в течение дня много раз туда и обратно.

А в селе все по-другому, там оправданна пословица: «Каков поп, таков приход».

Здесь от священника очень многое зависит: как он смог поставить себя перед людьми, что о них думает, молится ли о них, любит ли их или пытается полюбить, разговаривает ли с ними, хотят ли они с ним разговаривать о своих проблемах.

Представьте себе, что нужно иметь в душе человеку, чтобы кто-то приходил к нему и говорил с ним о себе. Психологу люди платят деньги, чтобы про себя поговорить. А здесь не надо никаких денег, ты приходишь к батюшке на беседу.

Важно

Вода стекает в долину, она на горе не задерживается, надо же иметь такую глубокую душу, чтобы ручеек людских речей полился к тебе, чтобы люди захотели к тебе прийти, чтобы они не видели в тебе злорадства, осуждения.

Нужно иметь много душевных качеств.

Прежде нежели уповать на вседействующую благодать Духа, нужно постараться не упустить из виду простые человеческие качества. Есть такая шутка: «Вы приняли ангельский образ, желаем не потерять образа человеческого». Вы великий духовник, будьте, пожалуйста, просто человеком.

Существует дефицит простой человечности. Если человек столкнется с хамством, обидится и уйдет. Хамство, элементарная черствость, безразличие, невежество, что-то еще – проявления чисто человеческие, из-за которых можно кого-то и потерять. Духовник должен быть сначала человечным.

Прежде нежели Дух Святой через него, с ним и в нем начнет благотворно действовать на вверенную ему паству, нужно, чтобы он был просто человеком, чтобы плакал с плачущими, радовался с радующимися, чтобы имел особое отношение к детям и старикам, больным и мертвым.

В число людей, которых мы любим, мы должны включать усопших наших, которые тоже наша паства.

У духовника должно быть очень широкое и ясное сознание, человечная душа, сострадание к человеку. Он должен молиться Богу, чтобы Бог помогал ему, потому что человеческих сил для хорошего духовничества нет.

Хочется закрыться от чужой проблемы, убежать от этой беды: «Зачем вы все это рассказываете, оставьте меня в покое, не могу слушать». Это естественная реакция любого человека на непрестанные потоки вывернутого подсознания.

Где взять силы? Только у Того, Который всех терпит и все знает. Но человеком ты быть обязан.

протоиерей Андрей Ткачев

Источник: https://tv-soyuz.ru/qna/kak-pravilno-vybrat-duhovnika

Как выбирать духовника и приход

Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое. Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.

Но в то же время существует ряд вещей, на которые стоит обратить внимание всем. Они позволят избежать наиболее частых ошибок при воцерковлении, удержат от попадания вместо Церкви в псевдоправославную секту.

1

Любовь

В Евангелии Господь сам дает простой, но очень верный совет о том, что является главной отличительной чертой христиан. Спаситель напоминает апостолам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Именно по этому критерию и стоит искать себе общину и духовника.

Совет

Не стоит при этом надеяться, что вам вдруг попадется храм, куда ходят одни святые. Заметим здесь, что даже у святых были свои грехи и недостатки.

А потому, чтобы не разочароваться, с самого начала не стоит питать иллюзий: в любом человеческом сообществе всегда есть и непонимание, и конфликты, и напряженные отношения. Вопрос только в их градусе.

Приход, как и любая другая организация или группа, может в равной степени оказаться как объединением нормальных, живых (а оттого и не без проблем в общении) людей, так и «террариумом единомышленников».

Придя в храм, вы вряд ли сразу разберетесь во всех тонкостях отношений между постоянными прихожанами, на это потребуется время. Зато вы сразу сможете заметить, если у прихода существуют проблемы в отношении с другими общинами и Церковью в целом.

Идея осажденной крепости, единственного «правильного» прихода, может обретать самые разные формы, но это всегда повод насторожиться.

Противопоставить себя остальной Церкви, утверждать, что лишь у вашего настоятеля есть истина в последней инстанции — верный шаг в сторону тайной секты под православной вывеской.

2

Свобода

Приход — не казарма, где все подчинено исполнению командирской воли, а подчиненные ни о чем не должны думать. Задача духовника состоит в том, чтобы научить человека самостоятельно мыслить и самостоятельно принимать решения. Поэтому хороший духовник будет давать скорее советы, а не приказы, помогать прихожанину с его самообразованием. И никогда не будет рубить сплеча.

Бывают, к сожалению, и такие случаи, когда, увидев прихожанина в первый раз, священник в приказном порядке требует от него идти в монастырь или связать себя узами брака с незнакомым человеком.

Обратите внимание

Нередко таких священников окружают люди, которые неустанно повторяют, что «батюшка — прозорливый старец» и его необходимо беспрекословно слушаться.

Однако не стоит забывать, что такая попытка сломать чужую волю  не соответствует представлению о жизни христианина и даже осуждена соборным решением Церкви.

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года указывает священникам на недопустимость склонять прихожан к оставлению учебы, работы или воинской службы, принятию монашества, вступлению в брак, внесению каких-либо пожертвований. По любой из этих тем вы, конечно, можете посоветоваться со священником, и он даст вам ответ, но сам он принуждать вас к чему-либо и требовать от вас этого не имеет права.

Читайте также:  Обряд развенчания в православной церкви: можно или нет

Православие — это религия свободы. Впрочем, не стоит забывать и о том, что если сделать свободный выбор в пользу зла, ответственность за него будете нести лично вы.

3

«Работа с источниками»

Никакой, даже самый опытный, священник не может говорить вещей, противоречащих Священному Писанию, канонам Церкви и ее соборным решениям. Поэтому лучшей защитой от попадания в псевдоправославную секту может стать для вас работа с «несколькими источниками».

Доверяйте своему духовнику, но в то же время читайте Евангелие и толкования к нему авторитетных богословов, не избегайте образовательных курсов, даже если они проходят за пределами вашего прихода.

Не бойтесь советоваться не только с вашим, но и с другими священниками.

В том, что вы стремитесь как можно полнее, и в том числе из первоисточников, узнать о своей вере, нет ничего греховного. Напротив, образование — один из важнейших столпов духовного роста христианина.

Но будьте при этом внимательны, не дайте себе впасть в иную крайность, и не думайте, что через пару недель учебы на катехизаторских курсах вы обязательно станете разбираться во всем лучше своего приходского священника.

Опыт говорит о том, что новообращенный христианин, не имеющий должного образования и опыта, может сам ошибочно понять то или иное место в Писании, по незнанию неверно истолковать слова Отцов Церкви или решение какого-нибудь собора.

В такой ситуации  один шаг остается до того, чтобы несправедливо осудить своего духовника, а то и всю Церковь. Не один трагический раскол возникал именно так, по неграмотности людей, вооруженных «полузнанием».

Важно

Поэтому если что-то в словах вашего духовника смущает вас, постарайтесь проверить и перепроверить это максимально возможным количеством способов.

4

Воцерковленность вместо субкультурности

Частая ошибка человека, впервые входящего в храм, — доверие к тем, кого порой называют церковными фриками.

Действительно, у Церкви есть свои традиции, даже свои устои: в этом нет ничего странного. Наоборот, подчас именно Церковь сегодня выступает хранителем всего лучшего, что осталось нам от традиционного общества.

Однако, во-первых, Церковь — не заповедник старины или какой-то особой субкультуры. Воцерковившемуся мужчине не обязательно растить бороду и приучаться говорить «спаси Господи» вместо привычного «спасибо».

А, во-вторых, степень духовного роста и близости ко Христу опять же определяется вовсе не длиной бороды или юбки.

У новоначального христианина возникает масса вопросов: зачем поститься, как правильно вести себя в храме, как молиться перед едой? Многое кажется ему необычным, и с этим нужно разбираться. Не в последнюю очередь для того, чтобы научиться отличать важные для христианина поступки от экзальтированного поведения.

Вспомните роман Достоевского «Братья Карамазовы».

Подлинный старец Зосима говорит там вполне понятным языком, не пытается юродствовать, хотя в этом его и подозревают далекие от Церкви люди, не понимающие многих его поступков.

В то же время его оппонент — монах, явно страдающий от множества духовных болезней, притягивает к себе людей именно своим странным поведением, рассказами об откровениях, актерскими попытками изобразить лубочного святого.

5

Выше партий

Совет

Церковь — вне политики. Конечно, она не может избегать любых столкновений с политикой, и разговоры на соответствующие темы тоже будут периодически возникать, ведь они ведутся людьми повсюду.

Однако когда политические темы начинают доминировать в жизни прихода — это уже «тревожный звоночек». Ведь, скажем, в парикмахерскую вы идете, чтобы подстричься, а не только чтобы услышать пусть даже самые близкие вам лично политические лозунги из уст парикмахера.

Если за ваши деньги с вами поговорят о политике, но при этом не подстригут вас, вы будете вполне обоснованно возмущаться.

Источник: http://kazanskii-hram.church.ua/2015/11/08/kak-vybirat-duxovnika-i-prixod/

Нужен ли человеку духовный наставник?

Когда выпадают тяжёлые испытания, охватывает тревога и волнения, люди просят помощи у Бога или у мудрецов, чтобы получить советы, рекомендации для решения своих проблем.

И тогда появляется потребность найти человека, который может направить на правильный путь и поможет разобраться в себе и в собственных неурядицах.

Именно таким человеком часто становится духовный наставник, который помогает раскрыться душе, покаяться и принять решение поменять свою жизнь.

Зачем необходимо духовное руководство?

Не имея руководителя, человек не может прожить жизнь в святости. Найти учителя можно в церкви, куда необходимо приходить и молить Господа послать духовника, который будет утешать, советовать и направлять помыслы в богоугодное русло. Роль духовного наставника велика. Он, общаясь со своим чадом, доносит то, что ему передаёт дух Божий, вселяет в душу покой и гармонию.

Как правило, духовный наставник – это человек, обладающий большим жизненным и религиозным опытом, и он несёт послушание руководить религиозной жизнью других людей.

Духовник играет огромную роль в жизни мирянина и священнослужителя, и он необходим для того, чтобы, прислушиваясь к его советам, жить благочестиво и достигнуть Царствия Небесного.

История церкви имеет несколько вариантов наставничества. Но основными считаются:

служба священника в приходе, где он является душевным врачевателем всех прихожан;старчество, именно оно получило широкое распространение в России.

Старцы – целители душ

Возникшее в Византии, оно прочно вошло в русскую культуру и заняло одно из значимых мест. Старцы несли обет послушания и своим словом и поступками были призваны обличать грехи и утешать запутавшихся в собственных сомнениях людях. Спасительными беседами и наставлениями они врачевали души, вносили в них покой и умиротворение.

Русское старчество берёт свои истоки от преподобного Паисия Величковского и достигает своего развития благодаря монахам Оптинской Пустыни.

Обратите внимание

Монастыри с их духовными наставниками в течение длительного времени были центром паломничества православного народа. Старчество имело свою особенность, где строгое подвижничество чередовалось с активными выходами в мир.

Эти выходы выражались в контакте с народом и в службе миру в качестве духовного помощника, наставника и советника.

Достижение простоты смирением

Занимаясь религиозным образованием своих учеников, старцы учили мудрости, способствовали нравственному росту и совершенствованию. В течение земной жизни своего духовного ученика они координировали и направляли поступки и действия чада.

Связь между учителем и учеником была очень прочна, потому что строилась на доверительных и уважительных отношениях, покорности и любви. Отец Захарий наставлял беречь совесть свою и стремиться к простоте, которую можно достичь только смирением.

К старцам приходили за советом, когда были сомнения и возникали трудные ситуации. От духовника ждали утешений и помощи.

Уникальность старчества в православии заключалась в непоколебимой вере и духовной силе старцев и в той тонкой работе, которую они проводили в душе своего ученика.

Влияя на человеческую психику, они деликатно и аккуратно направляют человека на путь обретения любви к Господу.

Поиск наставника

Великая благодать для верующего человека – найти священнослужителя, который будет нести ответственность перед Всевышним за своего ученика,будет совершать молитвы за него, контролировать рост духовности, руководить его поступками и наставлять в мирской жизни, а также направлять на путь добродетели, которая ведёт в жизнь вечную.

Для верующего человека путь разрешения проблем отличается от пути, который выбирают неверующие миряне.

Люди, далёкие от религии, как правило, свои возникшие неурядицы пытаются решать, опираясь на помощь и совет своих знакомых и в основном далёких от религии людей. И часто проблема не разрешается, а только усугубляется.

Важно

Это происходит оттого, что все сложности сконцентрированы внутри нас, в отдалённости от Бога. И как следствие под накапливанием грехов происходит сбой духовной гармонии.

Воцерковленному человеку с появлением непредвиденных ситуаций за советом стоит идти к своему духовнику. При этом верующий понимает, что спрашивая, как поступить, он ждёт ответ на свой вопрос от Господа.

Видя его смирение, Бог через батюшку даёт верный совет и благословляет. У христианина никогда не возникнет сомнений в том, что необходимо следовать сказанному духовником. Он уверен, что это Всевышний посылает ему свою поддержку.

Только если передать своё сердце и душу в послушание духовнику, Божия благодать поселится в человеке.

Церковь не ставит ограничения и предоставляет возможность доброму христианину самому выбрать духовника. Как найти духовного наставника? Хорошо, если им будет священнослужитель из храма, в который часто приходишь помолиться. Но всё индивидуально, и порой бывает непросто встретить духовника, с которым бы установились доверительные и сердечные отношения.

Задача наставника

Духовное наставничество стремится к совершенствованию личности и проявлению в ней образа Бога, к воспитанию духовного начала в человеке. Православному христианину стоит обязательно прочитать и проникнуться наставлениям святых отцов. Они гласят:

духовными помыслами любого православного должен руководить священник, к помощи которого необходимо обращаться и исповедуясь, и в учении;старайтесь общаться с духовником на протяжении всей жизни, раскрывая свои грехи и богомерзкие помыслы;следуя поучениям своего духовного отца, непременно обретёшь Царство Небесное;если доверить своё сердце духовнику, то божия благодать поселится в душе.

Как выбрать духовного отца?

Как выбрать духовного наставника? Не стоит искать какие-то способы. Не нужно и прилагать особые усилия, начиная поиск духовного наставника. Это подскажет сердце. Понимание того, ваш это человек или нет, придёт само собой, если:

советы батюшки благотворно влияют и врачуют душу;вы получаете утешение и чувствуете поддержку;испытываете радость и умиротворённость, общаясь с ним;ощущаете и верите в силу его молитвы и взаимную доброжелательность.

Как начать поиск духовного отца

Чтобы Бог подсказал, как найти духовного наставника, необходимо много и страстно молиться. Начиная поиск необходимо приглядеться к приходу, в котором проводит службы батюшка. У хорошего священника в храме всегда благожелательная атмосфера. Стоит пообщаться с прихожанами, узнать их мнение о пастыре.

Не стоит отправляться в далёкие края, раздумывая, где найти своего духовного наставника. Он может оказаться рядом и ближе, чем вам кажется. Не нужно рассказывать никому о своём наставнике, встретив его. Религиозная жизнь – это частное, и нет нужды выставлять её на всеобщее обозрение.

Часто приходите в церковь, которая по душе. Открывайтесь священнику на исповеди и молитесь о нём, и тогда Бог через него откроет своё изволение. Когда общение со священнослужителем проходит доверительно, то стоит следовать советам батюшки и, получив напутствие, выполнить его. Не нужно приходить с одним вопросом или проблемой ко многим батюшкам, надеясь на перемену вразумления.

Совет

Не нужно торопиться и называть первого встречного батюшку своим духовником. Посещая церковь, исповедуйтесь и спрашивайте совета у священника о своём наболевшем. И тогда возможно встретить близкого себе духовника.

Общаясь с прихожанами, узнавайте, где найти своего духовника, и какой батюшка пользуется авторитетом и уважением у паствы.

Приступить к чтению религиозной литературы нужно с простых и понятных текстов. Духовные книги помогут правильно определиться с целями и приоритетами в жизни.

Нужен ли человеку духовный наставник

В любой сфере деятельности или в спорте у начинающего специалиста, спортсмена или школьника всегда есть наставник. Он помогает овладеть профессией, делится опытом, советами. Наставничество священнослужителя направлено на достижение учеником крепости духа, религиозного самосознания и исполнения божественных заповедей.

Отношения чада и духовника не измеряются количеством проведённого совместно времени. Иногда достаточно нескольких предложений, чтобы в душе стало спокойно и вопросы разрешились. Важно выполнить все советы, поступившие от духовника.

В мирской жизни семьям, следующим по законам Божьим, важно исповедоваться у одного духовника. Случается, что возникающие внутренние семейные проблемы можно решить совместно.

Как обращаться за советом к духовнику?

Для воцерковленного человека желательно вести запись своих грехов и затем как можно чаще исповедовать их духовнику. Считается, что спасение во множестве советов. Поэтому для души полезно искать ответы на вопросы у нескольких священников. Но мысли и греховные помыслы лучше открывать только своему духовному отцу.

Некоторые верующие не знают о том, что, отправляясь к пастырю, нужно прочитать молитву: «Господи! Дай мне милость и внуши духовному отцу дать мне ответ по воле твоей».

Вверить себя духовному отцу – это лучший способ для того, чтобы встать на путь исправления. Дьявол не сможет вмешаться туда, где всё тайное и греховное открылось духовнику.

Важно повиноваться своему руководителю, ибо через него повинуешься Богу.

Духовный учитель

Духовник похож на педагога, открывающего истинный смысл многих вещей и правду своим подопечным. Учитель, духовный наставник должен расширить внутренний потенциал личности, воздействовать на него, сделать душевный мир воспитанника созвучным своему собственному.

Наставничество – это ещё и молитвы духовника о послании ему мудрости в обучении своих учеников. Это его обращение к Богу в неразрешимых ситуациях, просьба поддержки у Небесной Заступницы в минуты сомнений и беспомощности. Духовный отец несёт ответственность перед Иисусом Христом за вверенных ему чад.

Духовные наставники человека

На нашем пути много попадается людей, которые называют и считают себя духовными наставниками. Часто у них есть своё учение, школы или они называют себя последователями известных духовных личностей. У таких наставников есть ученики, единомышленники и почитатели, которые поддерживают их взгляды и убеждения.

Читайте также:  Что такое целомудрие и что оно значит в православии

Кроме того, каждый человек имеет своих невидимых духовных помощников. К ним относятся ангелы, которые защищают и оберегают на протяжении всей жизни. Если удастся научиться их понимать, то жить станет намного легче и проще. Приходя в мир вместе с родившимся младенцем, ангелы покидают его после смерти.

Верующий человек, который стремится следовать Божьим заповедям с чистой совестью и помыслами, не падает духом перед невзгодами. Они только укрепляют верования и совершенствуют его душу.

Отправляясь к своему духовнику, он понимает, что просит совета не у человека, а у Господа, который через священника даёт нужный совет и благословляет. Напутствие духовного отца, выполненное неукоснительно, приведёт к помощи от Бога.

Ибо цель существование человека на земле очистить своё сердце и почувствовать близость Бога.

Источник

Источник: https://religiya.temaretik.com/1339164447999003023/nuzhen-li-cheloveku-duhovnyj-nastavnik/

Кто такой духовник Духовник, духовный отец, старец

Ты когда-нибудь задумывался: есть ли различия между духовником, духовным отцом и старцем?

Давай с тобой сразу определимся в терминах и уточним, кого называют духовником, духовным отцом и старцем. Церковный народ и церковные писатели эти термины часто используют как синонимы. И нередко всеми ими именуют одного и того же священнослужителя.

В дальнейшем и я буду придерживаться такой же традиции, однако сейчас нам с тобой важно определить узкий смысл этих понятий: духовник, духовный отец и старец.

Обратите внимание

Тем более, что некоторые церковные писатели проводят четкое разграничение между этими наименованиями.

Духовник.

Кто же такой духовник? Духовниками являются все священники. При рукоположении каждому из них дается право принимать исповедь и давать наставление людям, обращающимся к ним за советом.

При этом священники, сознавая свое несовершенство, конечно, не должны дерзновенно брать на себя права и обязанности святых старцев.

Наставничество священника заключается в том, чтобы точно излагать людям вероучение Церкви.

Как-то раз к старцу Паисию Афонскому приехал адвокат из Афин. Во время беседы он вынул книгу и открыл ее. Старец, сидевший напротив, спросил:

− Что это у тебя?

− Священное Писание, геронда. Хочу спросить вас о некоторых вещах.

− Возьми, чадо, бумагу, карандаш и пиши! − молвил отец Паисий.

Когда адвокат приготовился к записи, прозорливый старец сказал:

− Напиши на этой бумаге все свои грехи, ступай к духовнику твоему, исповедуйся и очисти свой ум от греха. И после того как очистишь и будешь понимать больше, приходи сюда, спросишь, что хочешь.

Адвокат растерялся и тихо признался:

− У меня нет духовника.

− Знаю, поэтому и говорю тебе это.

Однако адвокат захотел оправдаться:

− Знаете, геронда, у нас в Афинах нет хороших священников-духовников. Может, вы имеете в виду кого-либо, посоветуйте мне.

− Послушай, чадо, − твердо сказал старец Паисий, − все священники-духовники хорошие, потому что носят епитрахиль. На них − Божественная благодать, и когда они читают разрешительную молитву, Бог все прощает. Итак, иди в церковь и исповедуйся!

Старец Паисий часто подчеркивал своим собеседникам, что во время исповеди через священника действует Сам Бог. Поэтому каждый из них имеет возможность принимать исповедь и прощать людям грехи. Однако при этом старец пояснял:

− Если кто нуждается в духовном наставнике, то ему не следует идти наудачу. Наставлять могут только те, кто прежде сам позаботился о своем очищении. Обретя опыт через делание, они получают заповедь и учить.

Ты понимаешь, о чем говорил старец Паисий? Малоопытный в духовном отношении священник в своих проповедях может прекрасно излагать евангельское учение и церковные догматы, однако он неспособен решить конкретную проблему. Он преподаст тебе общие правила, но у него может не получиться применить их в твоем частном случае.

Что же делать, если рядом нет опытных пастырей? За неимением опытных вполне можно обращаться за советом к любому священнику. Однако при этом надо соблюдать благоразумную осмотрительность, которая должна основываться на знании Священного Писания и наследия Святых Отцов.

− Изучай Божественные писания и писания Святых Отцов, − наставлял преподобный Симеон Новый Богослов, − чтобы с ними сличать то, чему учит тебя твой учитель, и чтобы как в зеркале видеть, насколько они согласны между собою. Согласное с писаниями надо усваивать и удерживать в мысли, а несогласное необходимо отвергать, дабы не прельститься: «Ибо знай, что во дни сии много явилось прелестников и обманщиков»13.

Важно

Если тебя окружают только духовно незрелые священники, то это, конечно, печально. Когда Петр Александрович Брянчанинов оказался в подобной ситуации, он получил от своего знаменитого брата, епископа Игнатия, письмо.

Святитель писал: «Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкого знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе.

Советуйся с книгами святителя Тихона, Димитрия Ростовского и Георгия Затворника, а из древних − Златоуста; говори духовнику грехи твои − и только. Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность».

Когда ты попросил у священника наставления, а затем у тебя возникло сомнение в его словах, можно посоветоваться по интересующему тебя вопросу и с близкими тебе благочестивыми христианами. Конечно, это не означает, что тебе надо относиться подозрительно к священникам и обсуждать все их наставления.

Просто здесь уместна пословица: «Доверяй, но проверяй». Как это делать? При проверке, разумеется, ни в коем случае не называй имя священника и то, что он тебе сказал, чтобы не оказаться заурядным сплетником. Вопрос, который задавал ему, задай другим, выслушай их ответы и, помолившись, сделай выбор.

Духовный отец.

Святитель Феофан Затворник различал понятия «духовник» и «духовный отец». Духовник − это священник, у которого исповедуются, духовный отец − тот пастырь, чьими советами еще и руководствуются в жизни. «Исповедоваться можно у любого священника, но руководствоваться необходимо советами кого-то одного», − говорил замечательный подвижник XX века архимандрит Серафим (Тяпочкин).

Поискам духовного отца собственно и посвящены мои письма к тебе. Как найти духовного отца и жить под его руководством − цель нашего с тобой разговора.

Не ожидай, что духовный отец будет каждый день вещать тебе пророчества и совершать перед тобой чудеса. Его задача совсем другая: он должен постоянно руководить твоей жизнью. Для этого совсем не требуется человек, достигший святости.

Совет

Конечно, было бы замечательно, если бы ты обрел такого наставника. Однако святых во все времена было немного, тем более их мало в современном мире.

Поэтому для тебя вполне подойдет благочестивый и духовно опытный пастырь, каких немало на нашей православной Руси.

Если человек ставит перед собой цель найти только святого наставника, он может оказаться на своем жизненном пути и вовсе без духовного руководства. Будь смиренным в своих стремлениях, и Господь пошлет тебе истинного духовного отца. Если для твоего спасения будут необходимы чудеса и пророчества, Спаситель даст тебе и то и другое через самого простого и скромного священнослужителя.

Хочу сказать тебе, что история старчества и духовничества насчитывает много столетий. Об этом церковном явлении написано немало книг. Если есть желание, можешь их прочитать. Отмечу только, что современное духовничество является преемником древнего старчества, зародившегося среди монахов египетских пустынь.

В Византии, а затем и у нас на Руси, центрами старчества были монастыри! В Древней Руси духовные отцы, служившие на приходах, по своему влиянию на своих духовных чад почти ничем не отличались от монастырских старцев.

В наше время, когда многое в церковной жизни изменилось, большинство приходских и монастырских священников, конечно, старцами не являются.

Жизнь под их руководством во многом напоминает «жительство по совету», когда духовный отец выступает для своей паствы в качестве более духовно опытного брата во Христе.

Расскажу тебе о том, как искала духовного руководителя одна православная христианка.

Обратите внимание

Ольга Михайловна Чавчавадзе в молодости очень хотела найти духовного отца. Когда девушка услышала, что в Гжатске живет игумен Никон (Воробьев; 1894-1963), известный своей духовностью пастырь, она с надеждой отправилась в этот город.

Отец Никон очень доброжелательно принял Ольгу Михайловну, но сказал, что будет ее духовником, а не духовным отцом − так он никогда себя не называет.

Ольга Михайловна вспоминала: «Кроме того, отец Никон почти сразу заметил, что неполезно жить рядом с человеком, который знает, как надо жить, но не живет так. Он говорил это по великому смирению, но с большой простотой.

− Вот поделиться с Вами, просто в силу своего возраста и жизненного опыта, это было бы можно. Но того духовного руководства, в котором и я, и вы одинаково нуждаемся, сейчас нет, − это он очень часто повторял, особенно вначале. − Не ищите этого, в наше время этого нет».

Игумен Никон руководил духовной жизнью многих людей. При этом его представления о духовничестве были настолько высоки, что он не находил себя вправе называть духовным отцом кого-либо.

В одном из своих писем игумен Никон объяснял: «У Вас должно было бы напечататься в сознании мое мнение, что я не могу никак руководить в духовной жизни, потому что не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? Потому, что вижу не только себя неспособным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел никого способного к этому, также не видел ни одного «чада», способного к послушанию и к жизни под руководством духовного «отца». Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей».

Несмотря на весь свой благодатный опыт и духовный авторитет, отец Никон до конца жизни старался быть для своих многочисленных духовных детей не отцом, а братом. Желаю тебе, чтобы в поисках духовного отца ты ориентировался на такие личности, как приснопамятный игумен Никон.

Старец.

Известный церковный писатель Иван Михайлович Концевич писал, что один опытный священник, говоря о духовном руководстве и оттеняя различие между старчеством и духовничеством, выразился так: духовный отец направляет на путь спасения, а старец ведет по этому пути.

Ты хочешь узнать, каким образом строятся отношения старца и его ученика? Между ними, можно сказать, заключается духовный договор: старец берет на себя обязанность спасти душу ученика, а тот отдает себя в полное послушание старцу, отсекая свою волю во всех жизненных обстоятельствах.

Важно

Старец руководит каждым шагом ученика, сделанным им в своей жизни. Ученик должен беспрекословно и без рассуждения выполнять все распоряжения своего наставника, так как непосредственно через него открывается воля Божия.

Старец принимает исповедь ученика, который рассказывает ему обо всех своих мыслях, чувствах и делах без исключения. Старец наказывает и поощряет ученика сообразно своей воле, движимой Духом Святым. Поэтому, как ты понимаешь, для старца мало быть человеком праведным.

Для выполнения своей миссии ему необходимы особые дары Божии.

Иван Михайлович Концевич отмечал, что «старчество − это особое благодатное дарование, харизма, непосредственное водительство Духом Святым, особый вид святости».

Наверное, ты уже немало наслышан о старцах и о том, что многие христиане полагают за счастье жить под их руководством?

Иногда люди, прочитав в книгах о старцах, начинают искать для себя подобных духовных руководителей.

При этом часто они не отдают себе отчета в том, что сами неспособны по своему духовному развитию преклонить свою душу под благое и беспрекословное иго послушания.

Поэтому Господь и не дает незрелым христианам старцев. Да где же и взять старцев, когда не хватает людей, готовых к послушничеству.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) считал, что послушание старцам в том виде, в котором оно существовало в среде древнего монашества, не дано нашему времени. Истинное послушничество есть высокое духовное Таинство. «Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное, благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его».

Совет

Если человек неразумно упорствует в поисках старца, он может принять за такового лжестарца, к которому приведут его нечистые духи.

Советую тебе пока не помышлять о старце. Если будет необходимость, Сам Господь пошлет тебе истинного старца. Сейчас же ищи хорошего духовного отца. Послушание ему не является безусловным. Поэтому, если вдруг твой наставник окажется неискусным в духовном руководстве, ты не понесешь большого вреда. При полном же послушании лжестарцу урон, принесенный тебе, может оказаться непоправимым.

Ты можешь спросить: почему, рассказывая тебе в основном о духовном отце, я часто привожу примеры из жизни различных знаменитых старцев? Потому что эти случаи очень яркие и поучительные. Взаимоотношения между истинным старцем и настоящим учеником − идеальны. В отношении к своему духовному отцу ты должен ориентироваться именно на них.

Протоиерей Вячеслав Тулупов

источник

Назад к списку

Источник: http://nicolaslud.prihod.ru/2015/01/23/kto-takoj-duhovnik-duhovnik-duhovnij-otetc-staretc/

Ссылка на основную публикацию