Крестовоздвиженский женский монастырь в нижнем новгороде

Крестовоздвиженский Женский Монастырь – Нижний Новгород Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)

Дорогие братья и сестры!

В дни Великого поста в нашем храме будет совершаться 

Таинство Соборования

18 МАРТА     В    10.00 Ч.   и      26 МАРТА      В     16.00 Ч.   

Просмотры (3)

Святитель Григорий Палама был епископом города Фессалоники уже на закате Византийской империи, в XIV веке. В Церкви он почитается как участник и победитель одного из самых сложных богословских споров в истории христианства. Не вдаваясь в тончайшие оттенки этой полемики, можно объединить их общим вопросом: каким образом сотворенный Богом мир связан со своим Создателем и существует…

Подробнее

Первая седмица Великого поста завершается праздником Торжества Православия. История праздника и чин Торжества Православия Неделя Торжества Православия связана с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества. Сам же праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью…

Подробнее

Святой мученик Феодор Тирон был воином в г. Аласии Понтийской области (северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся вдоль берега Понта Эвксинского, т. е. Черного моря), под начальством некоего Вринка. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление,…

Подробнее

Обратите внимание

О чем говорят их названия? ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА: ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА: СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА КРЕСТОПОКЛОННАЯ ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА : СВЯТОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА ПЯТАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА: ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ ШЕСТАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА: ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ, НЕДЕЛЯ ВАИЙ СЕДЬМАЯ НЕДЕЛЯ…

Подробнее

Быстротечная река времени стремительным потоком несется в вечность. И только Святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь, от рождения до исхода из нее, отражается в этом годичном круге, напоминает и зовет: «Познай себя, всмотрись в себя, человече. Кто…

Подробнее

«В Прощеное воскресенье нужно просить прощения в первую очередь у тех, кого вы, действительно, чем-то обидели. Но церковная традиция говорит о том, что мы просим прощения вообще у всех. Особенно хорошо это видно в храме, когда после вечернего богослужения прихожане выстраиваются в цепочку и друг у друга испрашивают прощения. Эта…

Подробнее

Третья «неделя», предшествующая посту, посвящена всеобщему Суду Христову над миром. Ни одна древняя религия не верила в возможность полного и окончательного искоренения зла в творении, хотя во многих — ощущалась необходимость нравственного воздаяния. Только пророки Ветхого Завета провозгласили наступление Суда Божия, который очистит и преобразит миропорядок. Суд этот начал вершиться еще…

Подробнее

Согласно православному учению, по молитвам Церкви умершие могут получить облегчение или освобождение от загробных наказаний. «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в…

Подробнее

Вторая неделя (седмица) перед Великим постом — о блудном сыне. Церковь призывает нас к покаянию, напоминая: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. Это беспредельное милосердие Божие Церковь представляет чтением на литургии Евангельской притчи о блудном сыне (Лук. XV, 11…

Подробнее

Источник: http://krest.nnov.ru/

Нижегородская Митрополия

История монастыря

Крестовоздвиженский женский монастырь, расположенный на правом берегу Оки, существует на этом месте почти два столетия. Обитель имеет интересную предысторию: ей предшествовали древний Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский монастыри.

Зачатьевский женский монастырь был основан в 1370-х годах великой княгиней нижегородской Анастасией Ивановной, принявшей монашеский постриг с именем Васса. Обитель располагалась на берегу Волги под кремлем.

Монастырь просуществовал до середины XVIII века, затем был присоединен к Происхожденскому.

Важно

Последний был учрежден в начале XVII века и располагался между Георгиевской башней кремля и церковью святого Георгия (ныне не существующей).

Воскресенский же монастырь с XVII столетия находился в самом кремле. К началу XVIII века в нем осталось восемь монахинь, поэтому он также был присоединен к Происхожденскому.

Монастырь именовался так, потому что в нем ,была церковь в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, сгоревшая в 1715 году.

Храм был восстановлен и освящен в 1716 году в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, поэтому монастырь в дальнейшем именовался Крестовоздвиженским.

В 1802 году игуменией Крестовоздвиженской обители стала монахиня Дорофея I. К началу XIX века монастырь обветшал, а пожар 1809 года уничтожил часть построек.

В 1812 году было получено новое место для монастыря за Арзамасской заставой у Казанского кладбища (ныне площадь Лядова).

К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря и внутри них колокольня со святыми воротами и двумя палатками, восемь корпусов, гостиница, заложен фундамент соборного храма.

В октябре 1815 года монахини переселились на новое место. 6 ноября 1815 года освящена больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», устроенная в одном из корпусов монастыря. 17 августа 1823 года освящен соборный Крестовоздвиженский храм. Вскоре была построена больница для бедных и престарелых женщин.

Совет

После игумении Дорофеи Крестовоздвиженским монастырем управляла монахиня Вера, постриженница и воспитанница этой обители. При ней в 1838 году при монастыре было открыто училище для девочек-сирот, посажен фруктовый сад, произведена реконструкция Крестовоздвиженского храма.

При игумении Вере под алтарем главного храма была устроена и освящена в 1854 году церковь в честь Иверской иконы Божией Матери. После игумении Веры монастырь возглавляли настоятельницы: Асенефа I, Дорофея II, Вера II, Асенефа II.

Все они были погребены в церкви-усыпальнице в честь Иверской иконы Божией Матери, которая находится под алтарем главного храма.

Крестовоздвиженский монастырь видел в своих стенах множество знаменитых путешественников и удостоился посещения высочайших особ.

В нем были: 19 августа 1824 года – принц Александр Вюртембергский, 31 июля 1834 года – принц Петр Ольденбургский, 27 августа 1845 года – Его Императорское Высочество герцог Максимилиан Лейхтенбергский, 12 августа 1850 года – Их Императорские Высочества великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич.

Ежегодно в Светлую субботу на Пасхальной неделе в Крестовоздвиженский монастырь из Оранского монастыря приносили Оранскую-Владимирскую икону Божией Матери, одну из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. Затем крестным ходом, в котором участвовало все духовенство Нижнего Новгорода, икону переносили в храмы Кремля и города.

Обитель была закрыта в 1917 году после Октябрьской революции. В советское время в зданиях монастыря располагались производственные помещения, склады, конторы и жилые квартиры.

Возрождение Крестовоздвиженского собора началось в 1995 году. К 1999 году храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня был восстановлен.

Обратите внимание

Решением Священного Синода от 25 марта 2004 года приход собора в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Нижнего Новгорода переименован в Крестовоздвиженский женский монастырь.

10 декабря 2006 года в Крестовоздвиженском монастыре прошло перезахоронение останков игумений Дорофеи I, Веры I, Асенефы I, Дорофеи II, Веры II, Асенефы II, управлявших монастырем с 1830 по 1908 годы.

Останки были обнаружены во время археологических раскопок летом 2006 года и были захоронены в новых гробах в подклете Крестовоздвиженского собора. В настоящее время продолжаются ремонтные и восстановительные работы в возрождающейся обители.

Храмы монастыря

Собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Святыни монастыря

Крест-распятие, пронесенный по Крестному пути Спасителя в Иерусалиме. Крест с частицей древа Животворящего Креста Господня.

Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Ежедневно в 7.00 – литургия, в 16.00 – вечернее богослужение.
В воскресные и праздничные дни в 8.00 – литургия.

Адрес: Нижний Новгород, Советский район, Окский съезд, 2а

Телефоны: 433-92-25, 434-01-59 – факс, 433-76-85 – бухгалтерия

Настоятельница: игумения Филарета (Гажу)

Сайт: krest.nnov.ru

Источник: http://nne.ru/objects/krestovozdvizhenskij-zhenskij-monastyr/

Крестовоздвиженский монастырь – история женского монашеского подвига

Адрес: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, улица Окский съезд, 2
Основан: в 1370 году
Основные достопримечательности: Крестовоздвиженский собор
Святыни: Крест-распятие, пронесенный по Крестному пути Спасителя в Иерусалиме, крест с частицей древа Животворящего Креста Господня,Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых
Координаты: 56°18′25.85″N 43°58′54.5″E

Женский монастырь, посвященный Воздвижению Креста Господня, стоит на высоком месте в старой части Нижнего Новгорода. Он хранит историю женского монашества трех существовавших в городе обителей – Зачатьевской, Воскресенской и Происхожденческой. Крестовоздвиженский монастырь прошел непростые периоды реорганизаций, на несколько десятков лет закрывался, но сегодня активно возрождается.

Вид на монастырские ворота

История монастыря

Первая монашеская обитель появилась в городе еще в XIV веке (между 1355 и 1365 гг.). Ее построили на волжском берегу, рядом с устьем р. Почайна, у подножья кремля. Известно, что этот монастырь был основан женой князя Нижнего Новгорода Андрея Константиновича – княжной Анастасией по обету, в качестве просьбы Богу о ниспослании детей.

Однако, за 12 лет брака княжне так и не суждено было познать радости материнства. После смерти мужа Анастасия прожила в миру еще четыре года, а затем приняла монашеский постриг, раздала свое богатство храмам, отпустила слуг и стала жить в созданной ей обители под именем Феодора. Скончалась монахиня в 1378 году в возрасте 47 лет.

Православная церковь отмечает день памяти святой Феодоры 29 апреля.

Зачатьевский монастырь долгое время процветал, а его рубленный Покровский храм (1621 г.) по убранству считался одной из богатейших церквей Нижнего Новгорода. Но из-за того, что обитель была полностью деревянной, она часто страдала во время пожаров. К тому же, фундаменты зданий постоянно разрушали бившие в этом месте родники.

Важно

Особенности сильные утраты монастырские постройки получили в конце XVII и начале XVIII века. В 1743 году обитель выгорела дотла, и епископ распорядился выделить рядом с Георгиевской башней Нижегородского кремля землю, чтобы монахини могли начать хозяйствовать по своему усмотрению.

Новый монастырь по башне стали называть Георгиевским, а для монахинь в нем построили деревянные кельи. Рядом стояла другая женская обитель, посвященная Происхождению Честных древ Креста Господня, которую создали в 1612 году.

В 1716 году здесь возвели новую церковь Воздвижения Креста Господня, и Происхожденческий монастырь взял имя этого храма.

Еще одна женская обитель города – Воскресенская первоначально располагалась в самом кремле, возле Никольских ворот.

Точных сведений о времени ее основания не сохранилось, но впервые этот монастырь упоминается в документах от 1621 года.

Воскресенская обитель также сильно страдала от пожаров, и в 1723 году несколько инокинь собрали уцелевшее имущество и переехали в Крестовоздвиженский монастырь.

Крестовоздвиженский собор

В 1764 году в России произошла церковная реформа, и все три обители слились в единый монастырь – Крестовоздвиженский.

Прошли годы, и в 1812 году специальным государственным указом этому монастырю выделили новую территорию на пустынной в те времена городской окраине, неподалеку от Казанского кладбища и одноименной церкви. Туда перевезли разобранный монастырский храм и некоторые постройки.

К осени 1814 года новую территорию обители обнесли стенами, и возвели на ней восемь каменных зданий для насельниц, колокольню, и больничную церковь, а также заложили фундамент будущего монастырского собора.

Однако, расходы на обустройство монастыря были столь велики, что собор удалось достроить только к 1823 году. Пятиглавый Крестовоздвиженский храм внешне был подобен кресту и очень напоминал санкт-петербургский Казанский собор. В нем сделали два придела, посвященные Похвале Пресвятой Богородицы и святому Иннокентию Иркутскому.

Совет

В 20-30-е годы XIX века монастырь выглядел великолепно. Его территорию окружала правильная четырехугольная ограда с небольшими угловыми башнями.

Высоко над всеми постройками поднималась 34 м звонница, где находились семь разноразмерных колоколов. В 1838 году здесь открыли училище для девочек сирот, которые жили в монастыре на полном обеспечении.

Их учили чтению, письму и основам счета, а также готовили как золотошвей и вышивальщиц гладью по канве.

Помимо церковных обязанностей, молитв и богослужений, сестры были заняты изготовлением риз для икон, шитьем священнических облачений, воздухов, плащаниц и одежд для престолов.

Изумительные по качеству работы из нижегородского женского монастыря расходились по всей России. Их можно было увидеть в астраханских храмах и на Севере, в Закавказье и в Сибири.

Расшитые золотыми и серебряными нитками иконы получил в дар от игуменьи обители сам российский государь-император Николай I.

Вид на юго-западный фасад Крестовоздвиженского собора и монастырскую звонницу

В 1848 году монастырский собор капитально перестроили, а территорию значительно расширили и обнесли новой высокой каменной стеной, внутри которой разбили большой тенистый сад. Нижний Новгород тем временем расстраивался и все более подступал к монашеской обители.

Читайте также:  Благовещенский кафедральный собор в воронеже

Монастырь же жил обычной уставной жизнью.

Он пользовался хорошей репутацией, и часто его насельницы назначалась настоятельницами в какой-либо женский монастырь Нижегородской губернии, или же в другие российские губернии – в Архангельскую, Ярославскую, Костромскую, Пермскую или Казанскую.

Обратите внимание

После революции 1917 года, когда по декрету новой власти Церковь была отделена от государства, судьба обители резко изменилась. Весной 1918 года сюда приехал отряд красногвардейцев, который хотел реквизировать все церковное имущество.

Игуменья Мария не стала отдавать им ключи от кладовых и зданий, и красногвардейцы принялись стрелять в толпу насельниц и паломников и убили двух человек.

Через короткое время монастырь закрыли, устроив в его зданиях концентрационный лагерь, где содержали бывших дворян, представителей интеллигенции, арестованных офицеров и священнослужителей. А монашеская община стала именоваться «трудовой артелью».

В 1927 году в бывшем монастыре разместили военный городок, и монахинь окончательно выселили. Поначалу они ушли жить в рядом расположенную Казанскую церковь, но через несколько лет ее также закрыли, отдав помещения под жилье для нижегородцев. Во времена Н.С. Хрущева старый Казанский храм снесли, варварски уничтожив и прилегающий к нему некрополь.

В 1950-е годы чудом уцелевшая территория обители была частично застроена, кроме того, здесь находилась спортивная площадка. Те, здания, которые сохранились, поочередно занимали городские учреждения. Последним арендатором в бывшем монастыре был завод им. Свердлова, который использовал здания храмов для гальванического производства и утилизации мусора.

Вид на главный вход Крестовоздвиженского собора

В 1995 году православная община получила назад собор и два корпуса, и прихожане стали восстанавливать древнюю обитель. Спустя четыре года в соборе уже можно было провести первые богослужения. В зимние месяцы этот храм еще не отапливался, и верующие могли собираться здесь только по воскресным дням и праздникам.

В 2004 году приход преобразовали в женский монастырь, восстановив тем самым многовековую традицию женского монашеского подвижничества на Нижегородской земле. А с 2007 года здесь вновь проводится крестный ход с иконой Оранской Богоматери.

Современное состояние и режим посещения

В наше время женский монастырь – действующая православная обитель. Церковные службы проходят здесь ежедневно в 8.00 и 17.00. Престольный праздник в обители отмечают 27 сентября. При монастыре для детей прихожан создана воскресная школа, а также открыт медицинский пункт, в котором помогают мирянам, насельницам и священнослужителям.

Особо почитаемыми святынями этой обители считаются ковчег с частицами мощей христианских святых, иконы Казанской и Иверской Богоматери, а также крест с частицей древа Животворящего Креста Господня.

Монастырские подворья расположены в Богоявленском храме (село Богоявление Дельнеконстантиновского района), а также в храме-часовне «Живоносный источник» в деревне Козловка.

Как добраться до монастыря

Обитель находится в Нижегородском районе, на улице Окский съезд, 2.

На автомобиле. По Московскому шоссе нужно переехать Метромост на Барминскую улицу. Затем на втором светофоре повернуть налево – на улицу Крупской, проехать по ней прямо и свернуть направо на ул. Ильинскую, которая и выведет к территории монастыря.

Монастырская звонница

На городском транспорте. К обители можно подъехать на трамвае (остановки «Красносельская ул.» и «Малая Ямская ул.»), а также автобусах и маршрутных такси (остановки «Окский съезд» и «Площадь Лядова»). От станции метро «Горьковская» до монастыря за 15 минут нетрудно дойти пешком (около 1 км).

Монастыри Нижнего Новгорода

Рейтинг достопримечательности

Крестовоздвиженский монастырь в Нижнем Новгороде на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/792-krestovozdvizhenskij-monastyr-v-nizhnem-novgorode

Крестовоздвиженский монастырь в Нижнем Новгороде

Крестовоздвиженский монастырь — женский православный монастырь в Нижнем Новгороде.

Основан как Зачатьевский в 70-х годах XIV века Василисой (в иночестве Феодорой) — вдовой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича. Располагался под кремлёвским холмом близ волжского берега. После разгрома в 1478 году Новгорода Иваном III в монастыре насильно постригли в монахини новгородскую посадницу Марфу Борецкую.

В пожарах 1685 и 1715 годов старый деревянный монастырь выгорел «без остатку», к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения.

Поэтому в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевёл инокинь в Происхожденский женский монастырь, стоявший над обрывом Дятловых гор между Георгиевской башней кремля и одноимённой церковью.

Важно

Туда же владыкой Нижегородским Питиримом была переведена община из сгоревшего Воскресенского монастыря, находившегося у Никольской башни кремля. В итоге, во время церковной реформы 1764 года все три нижегородских женских монастыря (Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский) были объединены в одну обитель.

В 1814 году после очередного пожара монастырь был перенесён к Казанской заставе (нынешняя площадь Лядова) и переименован в Крестовоздвиженский.

В тот же год были возведены стены монастыря, колокольня со Святыми вратами, две палатки при них, восемь корпусов, вне стен монастыря — гостиный двор. В 1814—1823 годах строится Крестовоздвиженский собор (перестроен в 1848).

В 1815 году при одном из корпусов освящена больничная Скорбященская церковь. В 1838 году при монастыре открыто училище для девочек.

До революции ежегодно в субботу Светлой седмицы проходил крестный ход из Оранского монастыря в Крестовоздвиженский с Оранской Владимирской иконой Божией Матери, одной из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. Монастырь считался местом прохождения епитимийного искупления для женщин, совершивших преступления против нравственности.

В 1848 году Крестовоздвиженский монастырь был зачислен в I класс с увеличением штата с 30 до 100 человек.

В конце XIX века в монастыре проживала одна схимонахиня, 30 монахинь и 149 послушниц. Работала золотошвейная мастерская, в которой около 55 сестёр вышивали иерейские облачения, ризы на иконы и плащаницы, выполняли работы с жемчугом и фольгой. В 1906 году в монастыре начала работать живописная школа.

Монастырь упразднён в 1917 году. С территории монастыря к январю 1928 года были выселены все монахини. Община перешла в Казанскую кладбищенскую церковь. В Светлую седмицу 1935 года были арестованы члены клира Казанской церкви и митрополит Горьковский и Арзамасский Евгений (Зернов).

Совет

19 августа 1935 года Комиссия по культам при Президиуме Горьковского крайисполкома постановила: бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать под снос. В советское время в его зданиях располагались склады, жилые помещения, конторы; в соборе размещался завод бритвенных изделий.

Современная жизнь обители

Крестовоздвиженский собор восстанавливался с 1995 года. 25 марта 2004 года решением Священного Синода приход собора снова преобразован в Крестовоздвиженский женский монастырь.

18 августа 2004 года наместницей монастыря назначена инокиня Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Татиана (Гажу). 26 сентября 2005 года старший священник обители Николай (Алясов) совершил чин освящения звонницы.

8 колоколов, самый большой из которых весит 600 кг, были отлиты на средства благотворителей в городе Касли. Колокола были установлены на временную звонницу, первым в них ударил игумен Тихон (Затекин).

25 апреля 2006 года по благословению Патриарха Алексия II монахиня Филарета (Гажу) назначена настоятельницей монастыря.

1 декабря 2007 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил придел в честь Иверской иконы Божией Матери, находящийся в подклети собора.

17 декабря 2008 года, в нижнем приделе в честь Иверской иконы Божией Матери был совершен первый постриг, после закрытия монастыря в 1917 году.

7 марта 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совместно с архиепископом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном совершили Божественную литургию. Накануне перед литургией монашеский постриг приняли ещё две насельницы монастыря.

Обратите внимание

27 сентября 2011 года, в день праздника в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня архиепископом Георгием был совершён чин Великого освящения Крестовоздвиженского собора.

За неделю до праздника художниками иконописной мастерской «Ковчег» была завершена роспись в западной части собора. Всего роспись собора велась более двух лет.

От старой живописи сохранилось только несколько фрагментов: композиция «Воздвижение Креста Господня», образы святого Николая Чудотворца и Архангела Михаила. При восстановлении росписей использовались сохранившиеся фотографии южного и северного сводов.

22 ноября архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении викария Саранской епархии епископа Рузаевского Илии (Быкова) освятил правый придел Крестовоздвиженского собора в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и священномученика Дионисия Ареопагита. 30 декабря в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, святителя Иннокентия Иркутского и священномученика Димитрия Солунского был освящён левый придел Крестовоздвиженского собора.

В монастыре действует воскресная школа и православный медицинский пункт. Ближайшая сохранившаяся из приходских церквей — Воскресенская, расположенная в 700 метрах от монастыря.

Святыни

  • Крест-распятие высотой 4,5 метра. Расписан иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. В Великую Пятницу 2005 года крест пронесен в Иерусалиме крестным путем Спасителя группой нижегородских паломников во главе с архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием.
  • Крест с частицей Животворящего Креста Господня. Подарен Владыкой в престольный праздник.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/nizhegorodskaya-oblast/nizhniy-novgorod/krestovozdvizhenskiy-monastyr

Крестовоздвиженский женский монастырь в Нижнем Новгороде

В старинном русском городе Нижний Новгород на высоком берегу реки Ока в окружении безликих современных домов стоит большой стоит крестообразный храм с пятью золочеными куполами.

Вместе с восемью двухэтажными корпусами он входит в комплекс Крестовоздвиженского женского монастыря. До революции сияние куполов величественного здания притягивало к нему верующих людей со всего Низовья.

Сегодня же людей сюда ведёт возрождающийся огонёк духовной жизни.

История

Первые упоминания о Крестовоздвиженском монастыре относятся ко второй половине XVIII века, но его предыстория уходит глубоко в глубь веков. Начиналась история крестовоздвиженской монашеской общины на берегу великой Волги-реки у стен нижегородского кремля.

Крестовоздвиженский монастырь, Нижний Новгород

Зачатьевский монастырь

На волжском берегу у подножия кремлёвского холма в районе Зачатской башни в середине XIV века появился Зачатьевский монастырь. Он был возведён по обету, данному княгиней Анастасией Ивановной Богородице.

Княгиня просила Небесную Заступницу о даровании детей, но за годы брака она так не познала счастья материнства.

После смерти супруга Анастасия приняла монашеский постриг и под именем Феодоры до конца своего земного пути провела в основанной ею обители.

Четыре века, несмотря на пожары, много раз уничтожавшие монастырские постройки, она процветала. Её соборный храм считался одним из самых богато украшенных соборов города.

Важно

Во время пожара, вспыхнувшего на территории кремля в 1743 г., все монастырские здания полностью сгорели и не подлежали восстановлению.

Нижегородский владыка Димитрий приказал передать зачатьевским насельницам территорию рядом с обителью Происхождения Честных древ Креста Господня.

Здесь монахини возвели несколько построек, огородив их невысоким забором. Они несколько раз подавали прошение на восстановление зачатьевской обители на прежнем месте, но 1764 г. около 100 насельниц и всё их имущество вошли в состав Происхождественского монастыря.

Интересно: недолгое время самостоятельного существования зачатьевской монашеской общины вблизи Георгиевской башни Кремля в некоторых документах её именовали Георгиевской.

Воскресенский монастырь

У южной стены Нижегородского Кремля в районе Никольской башни в начале XVII века появился Воскресенский монастырь. В нём обитали всего около 10 насельниц.

В ведении обители находилось несколько деревянных построек, которые в начале XVIII века уничтожил пожар.

К этому времени в них проживали семь монахинь преклонного возраста, которых вместе с монастырским имуществом приписали к Происхождественской обители.

Происхождественский монастырь

Образование этой обители совпало с формированием в Нижнем Новгороде народного ополчения. С 1612 г. здесь существовала церковь в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня, которая сгорела в начале XVIII века. В 1715 г. на её месте воздвигли новый храм, освящённый в июне 1716 г. в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Собор Воздвижения Креста Господня (центральный вход)

Обновленная обитель получила название Крестовоздвиженский монастырь. В течение 50 лет он вместе с кельями зачатьевских монахинь располагался у Георгиевской башни. В 1764 г. Крестовоздвиженский монастырь третьего класса объединил в себе три женские обители, размещавшиеся за стенами кремля.

Монашеская община на берегу Оки

Изменения в жизни Крестовоздвиженского монастыря начались со времени, когда руководство им приняла игуменья Дорофея. В 1807 г. в монашеской общине вводится строгий общежительный устав с четким подчинением младших монахинь старшим сёстрам. Приверженность женской монашеской общины аскетической жизни, посвящённой служению Богу и праведному труду, привела к повышению класса обители.

В 1812 г. настоятельница ходатайствует перед нижегородским владыкой о переносе обители с территории кремля. В прошении указывались следующие причины:

  • из-за увеличения числа насельниц требуется расширение жилых помещений;
  • обветшание монастырских построек вследствие времени и неблагоприятного воздействия внешних факторов;
  • опасность значительных повреждений и потери монастырского имущества, происходящих вследствие частых пожаров.

Прошение Дорофеи одобрили и церковные, и светские власти, выделив обители пустующие земли недалеко от арзамасской заставы около казанского кладбищенского храма. К осени 1814 г. на монастырской территории появились следующие постройки:

  • наружные стены;
  • каменные корпуса;
  • звонница;
  • больничный храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радости» и святого Василия Блаженного;
  • фундамент главного собора.

Историческое фото монастыря в начале ХХ века

Крестовоздвиженский собор освятили в 1823 г. Он представлял собой крестообразную постройку, размером 35*35 метров. Она украшалась пятью золочеными куполами, которые стояли на больших световых барабанах. Стены возводились из красного кирпича и покрывались штукатуркой.

Каменные монастырские корпуса размещались вокруг собора в виде квадрата и соединялись деревянными галереями. Территория огораживалась каменным забором с угловыми башнями.

Над главными западными воротами колокольня высотой 34 метра, на которой располагалась звонница с семью колоколами.

Через четверть столетия крышу собора перестроили, заменив потолочные перекрытия сводами. В процессе этой реконструкции заменили главный иконостас и обновили часть икон.

По описаниям современников в это время в Крестовоздвиженской обители появились большой сад и новые более высокие стены. В 1854 г.

под алтарём главного храма построили церковь во имя Иверской иконы Божией Матери, в которой находилась усыпальница игумений.

К началу XX века монашеская община у арзамасской заставы славилась и в городе, и за его пределами. Её насельницы становились настоятельницами женских монашеских общин во многих российских губерниях. Также широкой известностью пользовались изделия монастырской золотошвейной мастерской и живописной школы.

Читайте также:  Православный праздник усекновение главы пророка, предтечи и крестителя господня иоанна - 11 сентября 2019 года

Советское время

Крестовоздвиженский женский монастырь в Нижнем Новгороде большевики закрыли в 1918 г. Этому предшествовало изъятие ценностей, в процессе которого произошло столкновение между монахинями, прихожанами и вооруженным отрядом, закончившееся гибелью двух человек. Десять лет монашеская община арендовала соборный храм и часть монастырских построек.

В 1928 г. насельниц окончательно выдворили с территории общины, где организовали военную часть. После этого приходская и монашеская община совершали богослужения в кладбищенском Казанском храме. В 1935 г.

праздник Светлого Христово Воскресенья совпал с советским пролетарским праздником, который проходил 1 мая. Руководство города посчитало, что проведение богослужения в этот день отвлекло горожан от важного праздника.

Совет

Это послужило поводом для ареста горьковского и арзамасского митрополита Евгения и ещё нескольких городских клириков.

Казанский храм закрыли, а в августе приняли решение о сносе Крестовоздвиженского храма и окружающих его построек. Точно неизвестно почему не было исполнено этот приказ, практически все монастырские здания пережили советские годы. Здесь размещались различные организации, коммунальные квартиры, хозяйственные помещения и производство бритвенных изделий.

Интересно: по преданию, чекисты трижды пытались взорвать здания обители, но каждый раз им являлась игуменья Дорофея, грозя нечестивцам страшными карами.

Восстановление

В середине 90-х годов прошлого столетия полностью изношенные постройки бывшей крестовоздвиженской обители власти города передали Нижегородской епархии.

Сразу же приступили к восстановлению соборного храма, который был заполнен мусором и отходами гальванического производства. В 1997 г. в восстановленном монастырском корпусе освятили небольшую церковь во имя святой новомученицы Елизаветы.

Вплоть до освящения Главного храма в ней проходили божественные службы, а после этого в нём проводили обряды венчания и крещения.

Интерьер Крестовоздвиженского собора

Монашеская жизнь возобновилась в обители в 2004 г. Общину возглавила инокиня Татиана, подвизавшаяся в Дивеевском монастыре. Через два г. она приняла монашеский постриг под именем Филарета и приняла должность настоятельницы.

В 2006 г. при расчистке подалтарного помещения, которое проводилось с целью восстановления Иверской церкви, строители нашли останки крестовоздвиженских настоятельниц. Среди них обнаружились нетленные мощи настоятельницы Дорофеи I. В декабре все они были с почетом перезахоронены в обновленной церкви.

Современность

Сегодня в обители возрождаются традиции монашеского общежития, духовного и социального служения, просветительской работы.

Расписание богослужений

В соборном храме Крестовоздвиженского женского монастыря ежедневно проводятся божественные службы. Проходят они по следующему расписанию:

  • в будни проводят утреннюю и вечернюю службу (8.00 и 17.00);
  • в воскресные дни проводят две утренние службы в 7.30 и 9.00, а также вечернее богослужение;
  • в субботу после вечерней литургии проводится панихида.

Расписание может изменяться в дни престольных праздников, отмечаемых в следующие дни:

  • 27 сентября — праздник в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня;
  • 25 февраля — почитание иконы Божией Матери Иверская.

Интересно: при посещении монастыря следует помнить о правилах, действующих в ней. Женщины должны быть одеты в скромную одежду, прикрывающую колени и локти. Лицо должно быть очищено от косметики.

Социальное служение и просветительская работа

С 1995 г. при монастыре действует воскресная школа, где дети изучают основы христианской веры, историю православной церкви, занимаются творчеством, флористикой и пением.

Богослужение в Крестовоздвиженском храме

Монахини несут социальное служение в следующем виде:

  • окаймляют места заключения, геронтологические центры, детские дома;
  • оказывают духовную и материальную помощь одиноким старикам, многодетным семьям и людям, лишившимся крова.

Святыни

  1. Аналойный крест с частицей Животворящего Креста Господня, подаренный монахиням владыкой нижегородским и арзамасским Георгием.
  2. Крест-голгофа, пронесенный владыкой Георгием по пути Христа в Иерусалиме.
  3. Образ Божией Матери Казанская, написанный в монастырской мастерской в XIX веке.

    После закрытия обители она хранилась в семье верующих горожан. Оказавшись в конце 90-х годов XX века в родных стенах, образ чудесным образом обновился.

  4. Современная икона Божией Матери Иверская, написанная прихожанкой в благодарность избавления её матери от тяжёлого недуга.

    Святыня хранится в одноимённом нижнем храме.

Как добраться

Крестовоздвиженский женский монастырь находится в районе площади Лядова Нижнего Новгорода. Точный адрес: ул.Окский съезд, владение 2А.

Добраться до обители можно на следующих видах общественного транспорта:

  • метро до станции «Горьковская»;
  • троллейбусные остановки «Ул. Малая Ямская», «Ул. Красносельская»;
  • автобусные остановки «Пл.Лядова», «Ул.Красносельская».

Восстановление Крестовоздвиженской обители символизирует возрождение духовной жизни в городе. Душевность и покой, царящие на её территории, сияют для верующих людей ярче мерцания золотых куполов величественного соборного храма.

Крестовоздвиженский женский монастырь в Нижнем Новгороде

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/krestovozdvizhenskij-monastyr-v-nizhnem-novgorode.html

Уголки Нижнего. Крестовоздвиженский монастырь

Еще восемьдесят лет назад сияние крестов Крестовоздвиженского монастыря можно было увидеть, по свидетельству летописей, за 40 верст от обители.

Сегодня со всех сторон закрытый огромными мрачными зданиями Крестовоздвиженский собор не виден даже с близкого расстояния и сам монастырь возвратил себе только малую часть своих зданий и прежней своей территории – приезжий не сразу и найдет его.

Но едва ли не каждый нижегородец укажет вам точный путь к этому замечательному монастырю земли Российской.

Сегодня прогуляемся по территории Крестовоздвиженского монастыря. Он находится, можно сказать прямо на одной из центральных площадей Нижнего Новгорода, площади Лядова, но закрыт от взоров общежитием технического университета.

Нижегородский Крестовоздвиженский женский монастырь есть один из замечательнейших женских монастырей в России: во-первых, по своей обширности, благолепию храмов, красоте зданий, внутренней чистоте и порядку; во-вторых, что в нем соединены три женских обители, из которых древность одной (Зачатейской) доходит до половины XIV столетия; в-третьих, что в нем учреждено общежитие, заведены больница для больных и престарелых, не имеющих родных и всеми оставленных, училище для бедных сирот духовного звания; словом, что в нем сделано истинно тихое пристанище, устроенное от всех забот мирских, для желающих вполне посвящать себя Богу…

Н. Храмцовский, историк XIX века

На самом высоком месте старого Нижнего Новгорода, на возвышенности Дятловых гор, близ старинного Арзамасского тракта, стоит красивый православный собор, имеющий форму равноконечного креста и освященный также в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Стоит непоколебимо и благословляет, и освящает крестом своим всю, до далекого горизонта простирающуюся окрестность: величественный город с живописными предместьями и две могучие русские реки – Оку и Волгу. Собор, как лепестки цветка, обрамляют корпуса Крестовоздвиженского женского монастыря.

И весь осеняемый этим дивным крестом прекрасный город, с ныне возрождающимися церквями, монастырями и святынями, открывается перед духовным взором паломника как единый соборный храм, созданный на протяжении веков нашими великими предками.

Нижегородский кремль – древнейшее архитектурное сооружение в городе, самое старое каменное строение на территории области. Именно кремль является историческим и духовным сердцем города.

Нижегородский князь Константин Васильевич заложил в кремле собор Благолепного Преображения Господня, который должен был стать главным храмом земли Низовской. С кремлем первоначально и его соборным храмом Преображения Господня тесно связана и история возникновения нынешней Крестовоздвиженской женской обители.

Зачатьевская обитель, в честь святого Зачатия Пресвятой Богородицы, — первая по древности из трех перечисленных.

Обратите внимание

Она была основана еще в середине ХIV века супругой великого князя Нижегородско–Суздальского Андрея Константиновича – великой княгиней Анастасией Ивановной (в иночестве – Вассой, в схиме Феодорой, впоследствии причисленной к лику местночтимых святых; память совершается 16/29 апреля).

Вскоре после смерти мужа, принявшего накануне кончины схиму с именем Дионисия, приняла и она иноческий постриг с именем Васса и поселилась в Зачатьевской обители, ею же основанной.

Сам же Зачатьевский монастырь под кремлевским холмом долго пребывал в цветущем состоянии. Церковь его, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы, рубленая деревянная (с 1621 года),

была по тогдашнему времени одной из богатейших по убранству из всех церквей города (после соборов).

Монастырь стоял на самом берегу Волги, неподалеку от мыса у устья реки Почайны, вблизи нынешних Красных казарм.

Не раз Зачатьевский монастырь горел вместе с другими городскими постройками, отстраивался, снова горел. В 1743 году от очередного пожара выгорел окончательно, «без остатку».

Тогда-то по распоряжению епископа Нижегородского Димитрия (Сеченова) им была отведена земля около Георгиевского храма (возле нынешней Георгиевской башни кремля, там, где сейчас находится памятник летчику В. Чкалову), рядом с монастырем во имя Происхождения Честных древ Креста Господня.

Здесь монахини построили себе кельи, обнеся их оградой. Некоторое время монастырь именовался Георгиевским, по одноименной церкви. Сюда же были переданы иконы и все имущество Зачатьевского храма.

Сестры монастыря хлопотали о возобновлении своей обители на прежнем месте, веками освященном, но по различным обстоятельствам желание их не могло быть исполнено.

Наконец в 1764 году – году екатерининских антицерковных реформ – при составлении штатов Зачатьевский монастырь, имевший к тому времени четырехсотлетнюю историю своего самостоятельного существования, был упразднен и причислен к кремлевскому Происхожденскому монастырю.

Второй монастырь, исторически связанный с современной Крестовоздвиженской обителью, — Воскресенский. Поначалу он находился внутри Нижегородского кремля, у Никольских ворот, пробитых около одноименной башни. Когда и кем была основана эта обитель, достоверно не известно, но она упоминается в нижегородской сотной грамоте 1621 года. И эту обитель постигла печальная участь: пожар 1715 года уничтожил монастырский храм, святые ворота, ограду и кельи. В 1723 году монахини (всего семь стариц), с уцелевшим имуществом, были переведены владыкой Нижегородским Питиримом также в Происхожденский монастырь.8 июня 1716 года храм был освящен митрополитом Нижегородским Сильвестром (Волынским) – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По храмовой церкви обновленный монастырь был наименован Крестовоздвиженским.

Важно

В 1764 году при составлении штатов и присоединении Зачатьевского монастыря к Крестовоздвиженскому последний был определен как монастырь третьего класса.

В таком положении обитель пребывала в течение сорока трех лет. В 1807 году игумения Крестовоздвиженского монастыря Дорофея (урожденная Мартынова, по мужу Новикова), управлявшая обителью с 1802 года, учредила в ней, с Высочайшего соизволения, общежитие (в память основательницы Зачатьевской обители великой княгини Анастасии Ивановны – святой Феодоры).

В начале 1812 года игумения Дорофея обратилась с прошением к епархиальному владыке, Преосвященнейшему Моисею (Близнецову-Платонову), о позволении избрать для построения обители другое место, недалеко от города. Архипастырь вполне одобрил благую мысль игумении и сам указал ей обширную площадку на пустынной тогда окраине Нижнего Новгорода, рядом с Казанским кладбищем и храмом.

Территория эта принадлежала городу, но горожане уступили ее с условием, чтобы и по присоединении кладбища с церковью к монастырю можно было по-прежнему совершать погребения городских жителей.

К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря, внутри них – колокольня со святыми воротами и двумя палатками, восемь каменных корпусов, а также заложен фундамент соборной церкви; вне монастыря устроен гостиный двор.

В благополучном состоянии Крестовоздвиженский монастырь пребывал до октября 1917 года. Сразу же после издания декрета об отделении Церкви от государства монастырь лишился всех юридических и экономических прав. А при учете в 1918 году монастырского имущества и богослужебных ценностей здесь произошел инцидент с человеческими жертвами.

В апреле 1918 года перед Вербным воскресеньем в монастырь въехал вооруженный отряд так называемых «красных латышей», который намеревался конфисковать монастырское имущество. Игумения Мария отказалась выдать ключи. Собрались монахини и богомольцы, по которым отряд открыл огонь, убив двух паломников.

По воспоминаниям монахини Крестовоздвиженского монастыря Анны, одним из убитых был Сергей Трофимов.Спустя малое время обитель была закрыта, и на ее территории устроен концентрационный лагерь для заложников из городского дворянства, священников и интеллигенции.

Перед этим Петроградская «Красная газета» от 6 сентября 1918 года дала сообщение, что в Нижнем Новгороде «в пустующем женском монастыре будет устроен первый концентрационный лагерь».Но документов, прямо или косвенно подтверждающих существование концлагеря в Крестовоздвиженском монастыре, пока не найдено.

Совет

После закрытия монастыря монахини, бывшие его насельницы, вынуждены были называться «трудовой артелью» и взять здание своей обители в аренду. Позже они соединились с приходской общиной, созданной вокруг монастыря, чтобы власти не изъяли помещения под детсад.

347 монахинь подали заявление о вхождении в «общину верующих при Крестовоздвиженском монастыре», а 27 апреля 1923 года был зарегистрирован Устав Крестовоздвиженского автономного православного общества при бывшем Крестовоздвиженском монастыре и кладбище Нижнего Новгорода» — общества, объединившего жителей улиц Б. Покровской, Б. Ямской, Крестовоздвиженской и улицы Белинского.

В 1927 году монастырь (точнее, его территория) был переименован в «военный городок имени Ворошилова». Уже к январю 1928 года все монахини с территории бывшей обители были выселены, собор пустовал. Община поначалу перешла в Казанский кладбищенский храм, который позже, в 1935 году, был также закрыт.

Поводом послужило то, что Пасхальной литургией в соборе священнослужители «отвлекли граждан от участия в первомайской демонстрации». Обвиненные как «участники контрреволюционной организации», они были приговорены к заключению и исправительным трудовым лагерям.

В 50-е годы ХХ века монастырский ансамбль, чудом уцелевший, был закрыт со стороны площади Лядова пятиэтажным зданием общежития Политехнического института. Часть территории кладбища была застроена, а часть отдана под спортивную площадку. Сохранившиеся строения монастыря занимались различными учреждениями, часто менявшими друг друга, а также сдавались жильцам.

До последнего времени монастырские здания в основном использовались машиностроительным заводом им. Я.М. Свердлова и СКТЮ «Логос».В 1995 году Крестовоздвиженский собор, колокольный и монашеский корпуса были переданы Нижегородской епархии. Как следует из документов, на момент передачи износ корпусов составлял 100%.

Были стерты с лица земли склепы благотворителей обители, погребенных у стен собора. Усыпальница в бывшей Иверской церкви использовалась заводом для сброса мусора. Здесь несколько десятилетий находилось гальваническое производство…23 марта 2006 года Высокопреосвященнейший Георгий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский, совершил постриг инокини Татианы в мантию с наречением имени Филарета (св.

Филарет Дроздов), а в канун Пасхи, в день Великой субботы 9/22 апреля того же года, настоятельница Крестовоздвиженского монастыря матушка Филарета была награждена золотым наперсным крестом (по должности).Помимо забот о восстановлении монашеской жизни обители и реставрации храма и зданий монастыря, сестры активно ведут и воспитательно-просветительную работу: при монастыре имеется воскресная школа, а также инокини, имеющие педагогические способности, опекают детей из неблагополучных семей и сирот – воспитанников соседнего детского дома-интерната.

В обители открыт православный медицинский пункт, где получают помощь насельницы, священнослужители и миряне. «Конечно, хотелось бы возродить старые монастырские золотошвейные традиции, поделилась своими мыслями матушка Филарета, сама высокопрофессиональная швея, открыть мастерскую…»

Обратите внимание

Постепенно, по крупицам восстанавливаются не только храмы и корпуса многострадальной обители, но и ее славная, а в послереволюционный период суровая и трагическая история.

Источник: https://milutkin.livejournal.com/62622.html

Нижний Новгород. Крестовоздвиженский монастырь

Статью добавил(а): Виктор Судариков,  6 апреля 2005

Крестовоздвиженский женский монастырь включает в себя три ранее основанных и упраздненных монастыря: Зачатьевский, Воскресенский и Спасский. Основан в 1370-х гг. Василисой (в иночестве Феодорой) – вдовой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича. До 1814 г. монастырь назывался Зачатьевским (Зачатия прав.

Анны) и располагался под кремлевским холмом близ волжского берега. Из-за частых пожаров и неудобного местоположения он был перенесен в более спокойное и тихое место к Казанской заставе (совр.пл. Лядова). К осени 1814 г. на новом месте были возведены наружные стены монастыря (внутри них колокольня со Святыми вратами и двумя палатками)и восемь корпусов, а вне монастыря устроен гостиный двор.

В 1814-23 гг. был построен соборный храм (в 1848 г. он был перестроен). Синод указал на то, что обитель должна называться Крестовоздвиженской. В 1815 г. в одном из корпусов была освящена больничная церковь в честь Богоматери Всех Скорбящих Радости. В 1838 г.

стараниями настоятельницы в монастыре было открыто училище для девочек. Ежегодно в субботу Светлой седмицы в Крестовоздвиженский монастырь приносили из Оранского монастыря Оранскую Владимирскую икону Божией Матери, одну из самых почитаемых в Нижнем Новгороде.

В 1848 г. Крестовоздвиженский монастырь был возведен в I класс с увеличением штата с 30 до 100 человек. В 1906 г. в монастыре начала работать живописная школа. Кроме того, монастырь был местом прохождения “епитимийного” искупления для женщин, совершивших преступления нравственного порядка.

Закрыт монастырь был в 1917 г. после Октябрьской революции, сразу же после издания Декрета об отделении церкви от государства. В советское время в его помещениях располагались склады, жилые помещения и конторы. В соборе размещался завод бритвенных изделий. Восстановление Крестовоздвиженского собора началось в 1995 г.

25.03.2004 г. Св. Синод постановил благословить преобразование прихода собора в честь Воздвижения Креста Господня Нижнего Новгорода в Крестовоздвиженский женский монастырь.

Статью добавил(а): Александр Богданов,  19 марта 2007

Важно

Крестовоздвиженский монастырь, 1 класса, в Нижнем Новгороде. История его восходит к XIV веку.

Он совмещает в себе три женских монастыря, существовавших прежде в Нижнем: Зачатиевский монастырь, основанный (в 1355-1365 годах) супругою князя Андрея Константиновича, Анастасией Ивановной Воскресенский, неизвестно когда и кем основанный, и Происхожденский, который сначала находился близ реки Волги, но по причине тесноты в 1815 году перенесен на настоящее место. Соборный храм в честь Воздвижения креста Господня построен в 1814-1823 годах. При монастыре школа — приют для сирот. Монастырь славится золотошвейными работами.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Статью добавил(а): Наталия,  13 ноября 2007

В Нижегородском Крестовоздвиженском монастыре были соединены три древние женские обители.

Первая по древности – обитель в честь Зачатия Пресвятой Богородицы праведною Анной – была основана еще в середине 14 века супругой великого князя Нижегородско-суздальского Андрея Константиновича великой княгиней Анастасией Ивановной (в иночестве Вассой, в схиме – Феодорой, впоследствии прославленной, как местночтимая святая).

В 1764 году, в период Екатерининских церковных реформ, обедневший монастырь, имевший к тому времени четырехсотлетнюю историю, был упразднен и причислен кремлевскому монастырю во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня.

Воскресенский монастырь. находившийся внутри Нижегородского кремля, упоминается в нижегородской сотной грамоте 1621 года. В 1715 году монастырь горел, а в 1723 году монахини с уцелевшим имуществом были переведены также в Происхожденческий монастырь. По преданию, записанному Н.И.

Храмцовским, Происхожденский монастырь был основан на месте между кремлем и церковью во имя великомученика и Победоносца Георгия, куда в 1611 году были снесены нижегородцами пожертвования в ответ на воззвание Козьмы Минина о спасении Отечества. Из более достоверных источников известно, что обитель строилась в начале 17 века на средства государевой казны.

Архимандрит Макарий, историк и в 1879-1885 годах епископ Нижегородский и Арзамасский, относит основание монастыря к 1612 году.

С самого начала в монастыре был храм Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня с приделом во имя блаженного Василия. Церковь со всеми монастырскими строениями сгорела в 1715 году, но затем была возведена вновь.

Совет

8 июня 1716 года храм был освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По храмовой церкви обновленный монастырь стал называться Крестовоздвиженским. В 1809 г.

пожар, перекинувшийся из кремля, нанес значительные повреждения храму и части зданий, кроме того строения уже давно подвергались разрушительному воздействию почвенных вод. Это стало причиной ходатайства о перенесении обители на новое место.

20 апреля 1812 года вышел указ императора Александра I, дозволяющий переместить Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь. Монастырю была выделена обширная площадка на пустынной тогда окраине Нижнего Новгорода, рядом с Казанским кладбищем и храмом. Была начата разборка старого храма и некоторых монастырских зданий.

Весной 1813 года было положено основание Крестовоздвиженской обители на новом месте. Инокини собственными руками переносили кирпичи за три версты. К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря, внутри них – колокольня со святыми вратами и двумя палатками, восемь каменных корпусов, а также заложен фундамент соборной церкви.

Вне монастыря устроен гостиный двор. В октябре 1815 года сестры переселились в новую обитель. 6 ноября 1815 года была освящена больничная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого Василия Блаженного.

Так как собор на новом месте еще не был готов было разрешено совершать богослужения в престольный праздник в Казанской кладбищенской церкви, построенной в 1798-1799 годах на средства нижегородского купца Я.С. Стешева.

17 августа 1823 года состоялось освящение главного собора монастыря – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Пятиглавый собор в форме правильного креста был вписан в круг соборной ограды, заключенный в квадрат, образованный восемью жилыми корпусами, в свою очередь соединенными между собой деревянными галереями. Весь монастырь был огражден стенами в форме правильного четырехугольника с башнями по углам.

Обратите внимание

Звонница с семью колоколами возвышалась над главными западными воротами. В таком виде монастырь просуществовал до 1851 года, когда территория его была расширена и обнесена новым четырехугольником стен, с собственными святыми вратами.

После революции обитель была закрыта, и на ее территории был устроен концентрационный лагерь для заложников из городского дворянства, священников и интеллигенции. В 1927 году территория монастыря была переименована в «военный городок имени Ворошилова». Уже к январю 1928 года все монахини с территории монастыря были выселены, собор пустовал.

Община перешла в Казанский кладбищенский храм, который в 1935 году тоже был закрыт. 19 августа 1935 года Комиссия по культам при президиуме Горьковского крайисполкома постановила «бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать на снос». Но по неизвестным причинам строгий приказ выполнен не был.

Среди горожан живет предание, что сама матушка игумения Дорофея трижды являлась взрывникам «с неба» и строго грозила им посохом и многими наказаниями в случае взрыва обители. Казанский кладбищенский храм был приспособлен под жилье, но в хрущевские времена его все-таки уничтожили. Варварски было стерто с земли и кладбище.

На территории некрополя расположили бензохранилища. В 50-е годы ХХ века чудом уцелевший монастырский ансамбль был закрыт со стороны площади Лядова пятиэтажным зданием общежития Политехнического института. Сохранившиеся строения были заняты различными учреждениями и использовались как жилфонд.

До последнего времени монастырские здания использовались в основном машиностроительным заводом имени Свердлова.

В 1995 году Крестовоздвиженский собор, колокольный и монашеский корпуса были возвращены Русской Православной Церкви. Восстановление было начато с монастырского корпуса, одну из комнат которого превратили в церковь, освященную во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы. 19 января 1997 года в ней состоялось первое богослужение.

С первых дней при новом храме была открыта воскресная школа и иконописная мастерская. Впоследствии, когда службы проводились уже в соборе, в Елисаветинской церкви совершались Таинства Крещения и Брака. 27 сентября 1999 года состоялось первое богослужение в Крестовоздвиженском соборе.

Важно

25 марта 2004 года приход был преобразован в Крестовоздвиженский женский монастырь.

Журнал Московской патриархии, № 9, 2006 г.

Статью добавил(а): Галина Борисовна Климочкина,  10 марта 2016

Крестовоздвиженский женский монастырь находится в юго-западной части города, близ Арзамасского тракта. На настоящем месте этот монастырь стоит только с начала XIX ст., но история его восходит в XIV ст. Монастырь Крестовоздвиженский составился собственно из трех женских монастырей, существовавших в Нижнем Новгороде: Зачатьевского, Воскресенского и Происхожденского.

Зачатьевский монастырь, находившийся близ Живоносновской церкви, построен был в 1355-66 гг. супругою вел. князя нижегородского Андрея Константиновича Анастасиею Ивановной, которая по смерти мужа и сама постриглась в нем, но после пожара 1743 г. этот монастырь был переведен на другое место рядом с Происхожденским монастырем, к которому в 1764 г. и был причислен.

Воскресенский монастырь, неизвестно когда и кем основанный, но упоминаемый в 1621 г., находился в кремле близ Никольской башни и военных зданий. В 1723 г. он по малолюдству своему был упразднен.

Происхожденский монастырь, основанный в начале XVII ст. на счет царской казны, находился между Георгиевскою башнею и Георгиевскою же церковью, по преданию, на том месте, куда в 1611 г. нижегородцы, воодушевленные Козьмою Мининым, сносили имущество и деньги на дело освобождения Москвы от поляков.

С самого основания в этом монастыре была церковь в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня, которая после пожара 1715 г. была возобновлена и переименована в Крестовоздвиженскую, причем и самый монастырь стал называться Крестовоздвиженским.

С течением времени монастырь стал расширяться, но так как места здесь было мало и притом в 1809 г.

церковь сильно пострадала от пожара, так что ее необходимо было перестраивать, то настоятельница монастыря Дорофея Новикова, с разрешения начальства, решила перенести монастырь на новое, ныне занимаемое им место.

Совет

Благодаря ревностным и неусыпным трудам настоятельницы, средства для перенесения были найдены, и в 1813-15 гг. монастырь построен был на нынешнем месте.

В настоящее время в Крестовоздвиженском монастыре находятся следующие церкви:

– Соборный храм, построенный в 1814-23 гг. крестообразной формы с пятью большими куполами. В 1845-47 гг. внутренность храма была отделана заново и затем снова обновлена в 1894 г. купцом М. Рукавишниковым.

В нем три престола: главный – в честь Воздвижения Креста Господня, южный – в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и св. Дионисия Ареопагита, а северный – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, св. Иннокентия Иркутского и вмч. Димитрия Солунского.

В этом храме замечательны: местная Иверская икона Божией Матери в богато украшенной ризе и местная икона Воздвижения Креста, в коей вставлен серебряный вызолоченный крест с частицами Животворящего Древа, ризы Господней и мощей разных святых.

Под алтарем соборного храма в склепе устроена церковь в честь Иверской иконы Божией Матери; в ней погребены прахи бывших настоятельниц монастыря.

– Больничная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и св. Василия Блаженного. Церковь эта, находящаяся в монастырском корпусе на северо-восток от соборного храма, устроена в 1814 г. и потом в 1833 г. возобновлена.

– Казанская кладбищенская церковь, построенная в 1798 г. купцом Я. Стешевым и приписанная к Крестовоздвиженскому монастырю в 1816 г.

В ней три престола: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери, правый – во имя св. апост. Иакова брата Божия и левый – в честь Шуйской иконы Божией Матери.

В этой церкви замечательны древние иконы Божией Матери: Владимирская, Шуйская и Толгская; все они богато украшены жемчугом и каменьями.

В ризнице Крестовоздвиженского монастыря имеется много старинных вещей из церковной утвари.

М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=01815

Ссылка на основную публикацию