Колокольный звон в православии

Православный колокольный звон. Православие простыми словами

Колокольный звон — это голос церкви и хвала Господу Богу. Кстати, в советское время, первым делом у храма взрывали или разбирали колокольню, прежде сняв колокола.

Считается, что православный колокольный звон отгоняет бесов, придает человеку моральные и физические силы, то есть дает человеку Благодать.

Величественный звон колоколов, который невозможно не услышать, побуждал человека вырваться из круговерти земных забот, чтобы обратиться к вечному, к Небу.

Как ни крути, колокольный звон это напоминание погрязшим в суете людям о Боге

Ясновидящие (прости Господи) утверждают, что, когда колокол звонит, происходит излучение очень сильной энергии.

Некоторые ученые уверены, что в результате звучания колокола в окружающей воздушной среде образуются особые микрочастицы, которые мельче атома. По своей направленности они создают объемный КРЕСТ.

Именно они и оказывают очистительное воздействие на воздух и живые организмы. Получается, что звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу.

В колокольном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца (для каждого это проявляется по своему). Существует поверье, что колокольный звон является символом очищения, источником некой чистой энергии.

Когда звенят в церкви в колокола?

В древнее время у людей не было часов. Колокольный звон как раз и оповещал людей о начале службы или о каком-либо другом событии. В настоящее время колокольный звон в церкви обычно употребляется для:

1) для призыва христиан к богослужению и для оповещения о времени его начала;

2) для возвещения не присутствующим в храме момента совершения наиболее важных молитвословий и священнодействий во время литургии и других богослужений;

3) для выражения праздничного торжества и духовной радости христиан, в наиболее великие праздники — помимо богослужения.

Стоит сказать, что звон колокола сопровождает всю жизнь православного человека — с колокольным звоном совершается таинство крещения, венчание, отпевание. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей.

Какой бывает колокольный звон?

Благовест — это когда сначала производится три редких, медленных протяжных удара по одному колоколу, а затем следуют мерные удары. Благовест, в свою очередь, делится на два вида: обыкновенный (частный), производимый самым большим колоколом; постный (редкий), производимый меньшим по величине колоколом в седмичные

дни Великого Поста. Благовест бывает три раза: к вечерне, утрени и часам перед литургией (перед ранней литургией).

Двузнон это звон во все колокола дважды (в два приема)

Трезвон это звон во все колокола, повторяющийся трижды после небольшого перерыва. Трезнон обычно «зовёт» к Литургии и на всенощное бдение.

Перезвон это — звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов), начиная с большого и до самого малого, повторяющийся несколько раз.
Совершается на литургии и в особых торжественных случаях.

Перебор это медленный звон в каждый колокол поочередно, от малого до самого большого. После удара в большой колокол ударяют во все сразу, и так повторяют много раз. Перебор иначе называется похоронным (погребальным) звоном, он выражает грусть и скорбь об усопшем. Но перебор всегда завершается трезвоном как

символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.

Набат это очень частый, который бывает во время тревоги

Особыми переборами и трезвонами сопровождаются торжественные молебны, водосвятия, крестные ходы. После окончания праздничной и воскресной литургии положен трезвон.

Кстати, по традиции, на Пасху и на светлой седмице, (неделе после Пасхи), любой православный христианин может подняться на колокольню и прославить воскресшего Спасителя звоном в колокола. В народе это время называют звонильной неделей или временем рождения звонарей.

Источник: http://vcerkvi.ru/kolokolnyjzvon.html

Православный колокольный звон. История колоколов. Какой колокольный звон бывает

В православных храмах не принято сопровождать службу игрой на музыкальных инструментах. Отцы Церкви считали самым совершенным инструментом, созданным Самим Богом, человеческий голос.

Поэтому службу сопровождает только пение хора. Единственный музыкальный инструмент, которому разрешено звучать в храме – это колокол.

Обычно на колокольне храма подвешено пять или больше колоколов разной величины и, следовательно, разного звучания.

Обратите внимание

Одно из предназначений колоколов – созывать верующих на молитву. Так что если поблизости нет часов, а ты хочешь вовремя придти на службу, слушай внимательно – колокольный звон подскажет, когда начинается богослужение.

Вновь колокольный звон во время Литургии раздается в начале Евхаристического канона – самой торжественной части службы. В алтаре в это время совершается таинство Тела и Крови Христова. Начинаются удары в благовестник. Звонарь должен сделать 12 ударов в праздничный колокол по числу апостолов, присутствующих на Тайной Вечери Господней.

Звон совершается и по окончании Всенощной и праздничной Литургии. Праздничный трезвон по окончании службы созвучен той радости, которая наполняет сердца верующих в день праздника.

Особенно радостным колокольный звон бывает на Пасху. И каждый желающий может подняться на колокольню и позвонить в колокола.

Какой колокольный звон бывает

Православный колокольный звон не только созывает верующих на Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Поэтому существуют различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и значение.

Благовест – это размеренные удары в один (обычно самый большой) колокол. Благовест оповещает верующих о начале богослужения. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения.

Трезвон – праздничный, радостный звон, когда звонарь бьет одновременно во все колокола – в три приема с короткими перерывами. Совершается перед Литургией, в праздничные дни, во время крестного хода и др.

Перезвон – звон поочередно во все колокола (по одному или несколько ударов), начиная с самого большого колокола и кончая самым маленьким.

Совершается для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа.

Так, перезвон бывает перед выносом плащаницы и во время крестного хода с ней, перед малым водоосвящением, перед архиерейским рукоположением и в других торжественных случаях.

Перебор – медленный звон по одному разу в каждый колокол по очереди, начиная с самого маленького и кончая наибольшим. После удара в самый большой одновременно ударяют во все колокола.

Перебор называется похоронным (погребальным) звоном, так как обычно совершается перед отпеванием – так выражается грусть и скорбь об усопшем.

Но перебор всегда завершается трезвоном как символом христианской радостной вести о воскресении мертвых.

Характер звонов меняется в зависимости от того, какая служба в данный момент совершается в храме. Одни звоны – во время Великого поста, другие – в праздники, третьи – в будни.

Колокольня

Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, и на монастырских стенах.

Затем рядом с храмами стали строить звонницы – стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола.

С XIV века появляются колокольни – башни с открытым ярусом для колоколов. Зачем нужны были колокольни? Очень просто: люди хотели и умели создавать большие и звучные колокола – не каждая опора выдержит вес многотонного колокола. Кроме того, чем выше поднят колокол, тем дальше его слышно.

Важно

Колокольни начали строить отдельно от храмов. Но уже в XVI–XVII вв. вначале в Москве, а затем по всей России появились храмы, в которых колокольни входили в здание храма, составляя с ним единое целое.

Все колокольни строятся с западной стороны храма. Часто вход в храм лежит через нижний этаж колокольни.

Помимо своего основного предназначения – служить «домом» для колоколов, колокольня православного храма имеет и символическое значение. Она символизирует

– гору, с которой Господь благовествовал Евангелие;

– мачту корабля, где находится наблюдатель, предупреждающий об опасности или приближении долгожданной цели плавания;

– вершину земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о Христе грядущем и начале вечной жизни.

История колоколов

История колоколов начинается в бронзовом веке – (IV–I тысячелетия до н. э.).

При раскопках древних городов Китая, Кавказа, Ближнего и Среднего Востока археологи нашли бронзовые бубенцы и колокольчики, «возраст» которых датируют XX веком до нашей эры! К началу нашей эры, в период зарождения христианства, бронзовые колокола и колокольчики получили широкое распространение. Но в I–III веках н. э., во времена гонений на христиан, не могло быть и речи об использовании колоколов в церковных службах. Так продолжалось до V века.

Древние колокола не имели расширения книзу, и потому голос их был не очень звучным.

В конце IV века хорошо знакомую нам «тюльпанообразную» форму колокола изобрел епископ Павлин из Италии. Легенда рассказывает, что, возвращаясьоднажды после службы домой, он прилег в поле отдохнуть и заснул. Во сне ему приснились ангелы с цветами-колокольчиками в руках, причем, он услышал необыкновенные звуки.

Проснувшись, епископ поспешил домой, где приказал мастерам отлить несколько бронзовых колокольчиков в форме полевых цветов.Форма эта, названная позднее «кампанами» (от названия провинции, где жил епископ Павлин), была настолько удачной по силе звука, что стала распространяться по всей Европе.

А наука о колоколах стала называться кампаналогией.

В средние века колокола окружал ореол таинственности – их «крестили» святой водой, давали имена.

На Руси колокола появились в Новгороде в XI веке. Но они были заграничными. В XIII веке русские сами освоили их литье, а размеры колоколов стали увеличиваться и достигли максимума в XVII веке.

Именно к этому времени относится и знаменитый Царь-колокол весом свыше 12 000 пудов (в пуде 16 килограмм), впрочем, лопнувший при изготовлении.

Этот самый большой колокол в мире стоит теперь на каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.

Источник: https://chudo-udo.info/zakon-bozhij/6329-istoriya-kolokolov

Колокольный звон исцеляющий

1001molitva.ru > Познавательные статьи > Колокольный звон исцеляющий

Колокольный звон очищает душу человека от грехов, а тело – от болезней.

Церковный колокольный звон исцеляющим образом действует на людей, чья вера позволяет ему проникнуть в самое сердце.

Это ангельский глас, пронизывающий времена.

Виды и названия колокольных звонов

Среди звонов церковных колоколов выделяют следующие виды:

  1. Собственно звон, который подразделяется на такие подвиды:
    • трезвон представляет собой три удара во все колокола с небольшими перерывами. Трезвон символизирует радость необъятную по большим праздникам;
    • двузвон, соответственно, состоит из двух ударов и означает переход от вечерни к утрени во время всенощной службы.
    • перезвон – это поочередные однократные удары по каждому колоколу от большего к меньшему. Повторяется многократно без перерывов и воплощает Господне истощение.
    • перебор (звон погребальный) – это, так же как и при перезвоне, поочередные однократные удары по каждому из колоколов, но от меньшего к большему и с продолжительными перерывами, а еще после каждого цикла ударов бьют один раз во все колокола. Перебор звонят по окончании отпевания, выражая таким образом скорбь.
    • трезвон исполняется звонарем в свободной форме.
  2. Благовест, возвещающий начало богослужения, совершается самостоятельно либо включается в состав иных звонов:
    • Будничный благовест, который используется в обычные дни.
    • Праздничный благовест.
  3. Набат, предупреждающий о надвигающемся бедствии.

Для осуществления вышеперечисленных звонов нужно не менее трех колоколов, но чем их больше, тем насыщеннее и красивее получается звучание.

Обычно в звоннице насчитывается не менее 5 колоколов. Колокола, как и звон, делятся на разные виды: зазвонные (трельные), подзвонные и басовые. Отличаются они по весу и звучанию.

Колокольный звон для очищения дома

Очистить жилище от негатива, проявляющегося в виде постоянных ссор и скандалов, разного рода неприятностей, можно с помощью колокольного звона используя звукозапись. При этом запись должна быть четкой, по возможности без посторонних шумов.

Прежде чем приступить к очищению пространства квартиры звоном церковных колоколов, следует провести уборку. Рекомендуется молиться при зажженных свечах, прослушивая такую запись. Звон повышает молитвенную силу.

Не имея возможности посетить богослужение на основные православные праздники, дома следует включать колокольный звон в эти дни, чтобы нейтрализовать накопившуюся отрицательную энергию.

Лечение колокольным звоном

Целительный эффект колокольного звона доказан результатами научных исследований. Ультразвук, образующийся при каждом ударе колокола способствует скорейшему выздоровлению людей, страдающих инфекционными или воспалительными заболеваниями.

Колоколотерапия активно применяется при лечении онкобольных. Психотерапевты советуют всем, кто мучается от депрессии, систематически проходить сеансы колоколотерапии.

Колокольный звон способен унять практически любую боль. Есть в практике случаи облегчения состояния одержимых после воздействия звона колоколов.

Благодать ли это или специфические вибрации так действуют на человека, каждый решает для себя сам.

Колокольный звон, исцеляющий душу и тело от негатива

Сила колокольного звона в том, что он одновременно влияет на душу и тело человека, освобождая их от скверны. Примечательно, что волны звука от удара колокола расходятся крестом.

Такой звук буквально стерилизует пространство, не оставляя шансов микробам и бактериям. Помимо этого, церковный звон распространяет среди слушающих его людей радость и умиление.

Хотя бы один раз в году всем нужно послушать перезвоны в живом исполнении, потому что запись не способна в полной мере передать всю мощь энергии, излучаемой колоколами.

Читайте также:  Кто такой духовный наставник в православной церкви и как его правильно выбрать

Невозможно передать словами, насколько колокольный звон важен и нужен, ведь именно он призывает верующих к единению в молитве.

Где можно послушать исцеляющий звон церковных колоколов

За исцелением лучше всего отправляться в намоленные места, такие как монастыри. К одному из наиболее почитаемых святых мест относится Оптина пустынь.

В Оптиной пустыни расположена уникальная звонница из дерева. Несмотря на то, что звонница была осквернена убийством иноков, паломники идут сюда постоянно в надежде на исцеление.

В Троице-Сергиевой лавре находится самая высокая на территории России колокольня – 90 метров.

Поклонники колокольного звона и просто желающие испробовать на себе его целебную силу могут посетить ряд тематических фестивалей. «Уфалийский благовест» состоиться в Верхнем Уфалее, Всероссийский фестиваль колокольного звона ежегодно проходит в Елабуге, а «Хрустальные звоны» можно услышать в Каргополе.

Люди верят в особые свойства колокольного звона и обращаются к нему за поддержкой, исцелением и очищением, видят в нем олицетворение надежды. Феномен колокольного звона поражает и завораживает.

Источник: https://1001molitva.ru/poznavatelnye-stati/kolokolnyj-zvon-iscelyayushchij.html

Колокола и звон

Колокольный звон можно назвать особым видоммолитвы: как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы.

В первые века христианства, когда верующие скрывались от гонений язычников, они созывались к богослужению тихо, без всякого шума, чрез диаконов или особых вестников. Позже христиан стали призывать в храм возглашением перед дверьми каждой семьи «Аллилуия» или употребляли колотушку, которой ударяли в дверь монастырской кельи.

К концу III века в храмах и монастырях уже повсеместно применялись била и клепалаБило — это древний сигнальный инструмент, изготовленный из дерева или железа, при этом звук извлекается посредством удара палкой или специальным молотком по поверхности инструмента.

Било

Била были двух видов: великое и малое. Великое било представляло собой деревянную широкую и толстую доску, около 2 метров длиной и 1 метра шириной.

 Малое било также было деревянное и состояло из длинной (2-4 метра), узкой (в 4 или 5 пальцев шириной и до 2-х пальцев толщиной) доски с перехватом для держания рукой посередине.

Совет

Также в употреблении было железное или медноебило, которое называлось клепалом и состояло из согнутой дугой железной или медной полосы.

Большое монастырское било-дуга (клепало) XVI века

С помощью деревянного била созывали к вечерне в непраздничные дни, а в праздничные дни ударяли в железное клепало. На Руси вследствие того, что не произрастало деревьев, хорошо проводящих звук, во всеобщее употребление вошло било железное или медное, в которое ударяли железным молотком.

После прекращения гонений на христиан в 311 году византийский император Константин Великий пытался внедрить для призыва к богослужению духовые инструменты — трубы, но после его смерти они просуществовали недолго.

Святитель Павлин, епископ Ноланский. Икона

Изобретение колоколов приписывают святителю Павлину Милостивомуепископу Ноланскому (353 — 22 июня 431 гг.), служившему в Кампании, отсюда и колокола, по их месту происхождения, называют кампанами.

По одному сказанию, епископ, возвращаясь однажды после службы домой, прилег в поле отдохнуть и заснул. Во сне он увидел ангелов с полевыми цветами-колокольчиками, от которых шли приятные звуки.

Он так был поражен увиденным, что, придя домой, сразу приказал мастерам отлить несколько бронзовых колокольчиков по типу полевых.

Эта форма колоколов, названных «кампанами», стала быстро распространяться по всей Европе, а наука о колоколах стала называться кампанологией.

Древние колокола: №1 и №2 из развалин Десятинной церкви, №3 найден рядом с Десятинной Церковью, №4 найден в Киеве

Обратите внимание

Первое документальное упоминание об использовании колоколов в церковной службе христиан относится к VI веку. Официальное введение колокольного звона в церковную службу принадлежит Римскому Папе Сабинианув 604-606 годах.

В Византии, откуда пришло к нам православие, впервые колокола появились в 865 году, когда венецианский правитель Орсо Iприслал в подарок константинопольскому царю Михаилу III дюжину небольших колоколов, которые повесили на специально выстроенной башне рядом с Софийским собором. Однако, как полагают некоторые ученые, на Русь колокола попали не через Византию, а через другие западные страны, причем часто в качестве военных трофеев. В летописях Руси упоминание о колоколах появляется в самом начале XI века. В 1106 году преподобный Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем «великий звон». В конце XII века уже описываются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме.

Надпись на Звенигородском колоколе. Выполнена в XVI–XVII веках

До наших дней сохранились целыми лишь двадревнерусских колокола домонгольского периода и фрагменты еще 40 колоколов. Размер нижнего диаметра этих колоколов колеблется от 30 до 60 см. Бронза, из которой они литы, содержит 20-24 процента олова.

На одних из них помещены надписи на старославянском языке, на других, завезенных с Запада, — на латинском.

В этот период во всех христианских странах колокола изготовлялись по единому стандарту, и уже в то время было достигнуто оптимальное процентное соотношение меди и олова в колокольной бронзе.

Постоянного места в храме колокола вначале не имели: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на отдельных звонницах около храмов, и на воротах церковной ограды или монастырской стены.

Звонницы для колоколов строились в виде стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола. С XIV века на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола.

Возникновение колоколен было обусловлено стремлением и возможностью создавать большие и звучные колокола. Как и звонница, колокольни строились вначале отдельно от храмов, и только в московской архитектуре XVI-XVII веков появились храмы, построенные вместе с колокольнями, которые составляли со зданием храма единое целое.

Звонница Ростовского Кремля

Важно

Однако в Уставе Киево-Печерского и других монастырей Руси вплоть до XV века звон в колокола не предусматривался. Так, игумен Киево-Печерского монастыря преподобный Феодосий (1062-1074 гг.

) для оповещения братии применял било, по уставу греческого Студийского монастыря, где монахи славились строгим благочестием и суровой жизнью, а остальные русские монастыри следовали правилу Печерской обители.

В летописях сохранилось упоминание била в связи со смертью преподобного Феодосия Печерского: «После пяти дней болезни он наказал братии вынести его во внутренний двор. Приблизительно в седьмом часу вечера братья положили его на салазки, вывезли и поставили его перед храмом.

Там он попросил созвать всех монахов. Чтобы исполнить его просьбу, стали ударять в било».

Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392 гг.) также был противником колоколов, гулкий металлический звон которых резал слух, и первые колокола в основанном им Свято-Троицком монастыре были установлены только через 30 лет после его кончины.

Даже во время расцвета колокололитейного искусства на Руси отдельные скиты и монастыри по-прежнему использовали било.

Тем не менее со временем русский народ принял и полюбил колокола, а искусство русского церковного колокольного звона стало настолько уникально, что в настоящий момент представляет собой не только великое духовное явление, но и подлинный шедевр мировой культуры.

Интересно то, что в западноевропейских странах колокольный звон создавался с помощью расшатывания самого колокола, а на Руси чаще всего ударяли языком о колокол, что придавало ему особое звучание и уберегало колокольню от разрушения. По указанию церковного устава «О еже како подобает знаменати на всяк день» колокольный звон «бываеттри раза в сутки»: к вечернему, утреннему и дневному церковному богослужению.

От способов колокольного звона происходят его различные наименования или виды:

  • Благовест — это мерные удары в один колокол, которым созываются верующие в храм Божий и извещаются о начале богослужения. Он различается на частый или обыкновенный и редкий(редкое ударение) или благовест, к Литургии и к часам в пост;
  • Звон — звон в несколько колоколов. Если звон совершается в три приема, то он называется трезвоном. Он бывает после благовеста пред началом более торжественных служб;
  • Перезвон или звон с перебором — звон в несколько колоколов, но не во все вместе, а поочередно в каждый колокол. Перезвон бывает пред освящением воды во дни храмовых праздников и при погружении Креста в воду во время водоосвящения. Этот перезвон совершается так: сначала ударяют в большой колокол, потом в другой меньший до самого меньшего, по одному разу, потом ударяют в том же порядке.

Есть также другой вид перезвона, который бывает пред выносом святого Креста на утрени в праздник Воздвижения Креста Господня, в неделю крестопоклонную, первого августа, пред выносом плащаницы в Великую пятницу на вечерни и в Великую субботу на утрени. Этот перезвон отличается от предыдущего тем, что, начиная не с большого, а с самого меньшего колокола, ударяют поочередно в каждый колокол.

Постепенно колокола превращались из предметов литья в художественные произведения — колокольные мастера со временем все больше сил вкладывали в оформление колоколов. До XIII века надписи гравировались в теле колокола, а с XIV века стали делаться выпуклыми.

С XV века колокола были в основном гладкие, надписи содержали время изготовления и религиозные тексты, а имена мастеров-литейщиков не ставились. Впоследствии содержание надписей усложнялось, их стали посвящать историческим событиям, государям, дарителям.

Совет

Надписи выполнялись на церковно-славянском, русском или латинском языках, выработался целый русский стиль узоров и различных украшений колоколов.

Современный вид колоколов. Колокольный завод Николая Шувалова в г. Тутаеве (Ярославская область)

Путешественников, приезжавших в Россию, поражало не только обилие колоколов, но и их вес. Уже к середине XVI столетия русские колокола в этом отношении превзошли западные. Если на Западе колокола весом 100-150 пудов считались редкими, то в России они были довольно распространены.

Шведский дипломат и историк, путешественник и писатель о России Петр Петрей, побывавший в Москве в самом начале XVII века, писал: «Церквей, монастырей и часовен в городе и за городом будто бы 4500.

Не найдешь ни одной, где бы не висело по меньшей мере четырех или пяти, а в некоторых даже девяти или двенадцати колоколов, так что, когда они зазвонят все разом, то поднимается такой гул и сотрясение, что друг друга нельзя расслышать».

На Руси колокол нередко отождествляли с живым существом, об этом говорят названия его основных частей: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка).

Вид колокола и его основные части

Колокольные мастера хранили секреты производства, знали, что необходимо добавить в сплав, чтобы колокол звонил нежнее или звонче, поэтому у каждого мастера колокола звучали по-особенному. Возможно, поэтому колоколам, как людям, давали имена, во время военных действий их брали в плен, наказывали кнутами, ссылали, отрубали ушиилиязык.

Так, в 1595 году Борис Годунов наказал за убийство царевича Димитрия не только людей, но и колокол, в который били в набат по этому случаю. За дерзкое поведение колоколу было назначено отсечение уха, и «корноухим» он был сослан в Тобольск.

Угличский ссыльный колокол

В ссылке колокол под именем «Углицкий Корноухий» пробыл почти 85 лет. Как и многие каторжане, до освобождения он не дожил, погиб в крупном пожаре 1677 года.

Обратите внимание

Копия опального колокола была перевезена в Углич в 1892 году, где по распоряжению губернатора была помещена в музее.

Надпись на колоколе гласит: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия в 1593 году…».

Другой набатный колокол Московского Кремля в 1681 году был заключен в Никольско-Карельский монастырь за то, что своим звоном нарушил сон царя Федора Алексеевича. В 1771 году занявший его место колокол по указу Екатерины II был снят с занимаемого места и лишен языка за то, что призвал народ к бунту.

М.М. Гермашев «Пасхальный звон»

Колокола применялись на Руси не только во время празднования церковных служб, они стали неотъемлемой частью жизни русского народа.

Полюбив колокольный звон, народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события — колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье, указания дороги заблудившимся путникам или морякам, призыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, празднования побед.

В ударах церковного колокола скрывается удивительная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца. Звонкие голоса колоколов вселяют в души счастливое ликование, благовествуя славу имени Христова и пробуждая христиан от духовного усыпления.

Источник: http://ruvera.ru/kolokola

Разновидности колокольных звонов

Разновидности колокольных звонов в православном мире отождествляют печальные и торжественные моменты в жизни людей. В связи с этим бой колоколов подразделен на две большие категории, имеющие свои особенности.

Собственно звон

По церковным традициям, этот вид звучания производится большим количеством колоколов и разделяется на несколько разновидностей:

  • Трезвон – трехкратные удары во все колокола с короткими перерывами. Трезвон означает радость от большого христианского праздника.
  • Двузвон – колокольный звон во все имеющиеся инструменты, но с двукратным перерывом.
  • Перезвон – множественные удары по каждому колоколу поочередно. Начинают с главного (крупного) и заканчивают самым маленьким. Перезвон повторяется много раз без перерывов.
  • Перебор – начиная с самого маленького колокола, ударяют поочередно во все с длительным перерывом. После последнего удара бьют во все инструменты одновременно. Такой порядок повторяется несколько раз. Чаще всего используется при проведении погребальных мероприятий.
Читайте также:  Что означает "аминь" в конце молитвы и в православии

В великий праздник Крещения проводится особый «водосвятный» перезвон. Он совершается с перехлестом в 7 ударов, переходя от большого набата к малому.

При крупных кафедральных соборах, где колокольня располагает множеством различных колоколов, по праздникам проводится «красный» звон. Для его произведения необходимо не менее 5 звонарей.

Благовест

Самый значимый православный звон получил свое название от несения благой вести. Он созывает всех православных на начало богослужения. Производится благовест ударами в главный колокол по особому порядку:

  • три протяжных, редких;
  • равномерные.

Если на колокольне находится несколько «благовестников», звонарь выбирает их по весу. Чем серьезнее событие, тем тяжелее колокол.

Праздничный – производится в праздник Пасхи. Звонарь бьет в самый большой инструмент. Но праздничный благовест иногда разрешается и при других церковных событиях. Например, освящение престола. Для использования этого типа звона необходимо благословение настоятеля храма.

Воскресный – если имеется праздничный благовестник, то воскресным считается второй по весу.

Полиелейный – применяется для проведения специальных служб.

Важно

Будничный – благовестник используется для обозначения ежедневных православных служб.

Постный – совершает удары во время Великого поста.

Разновидности благовестников определяют виды колокольных звонов. Их применение в тот или иной день зависит от определения настоятеля.

На Руси когда-то использовался еще один звон – набат. Это единичные тревожные удары, оповещающие о бытовом скорбном событии: нашествии врагов, пожаре, наводнении или любом другом бедствии.

Очищение

Мощность колокольного звона настолько сильна, что очищает вокруг себя пространство, насыщает его любовью и добром.

Звуковые волны с колоколен распространяются в виде креста, этим объясняется мощный положительный эффект на физическое тело и духовное состояние человека.

Доказано, что при помощи колокольных вибраций снижаются вирусные заболевания и приходит в норму психоэмоциональное состояние.

Для лечения и очищения души звон колоколов можно прослушивать в записи на качественных носителях и без использования наушников. Минимум один раз в году рекомендуется наслаждаться живым звучанием.

Получить позитивное влияние можно лишь при условии, что звуки не раздражают человека. Сеанс звукотерапии, даже при живом колоколе, не должен превышать 20 минут.

Разновидности колокольных звоновобладают различными способностями и целительными свойствами. Но положительное воздействие зависит от силы веры человека в Бога.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1073959965203892423/raznovidnosti-kolokolnyh-zvonov/

Церковные колокола

         

На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона, каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам.

1. Православный звон — в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров.

Поэтому в колоколах ценится прежде всего благозвучие (благо-лепие) и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона здесь роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осущест-вляется раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования.

Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря.

2. Католический звон — в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения.Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6.

По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов. Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет.

В некоторых странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.

3. Кариольный звон — в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 – 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа).

Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 – 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии.

Совет

Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты.

Карильонная музыка не имеет ничего общего с церковным звоном..

Зная основные отличия православной и западной традиций колокольного звона, легко понять, насколько разные требования они выдвигают к отливке и подбору колоколов для создания цельного звона.

2. Основы православного звона

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Церковный звон употребляется для того, чтобы:

• созывать верующих к богослужению.

• выражать торжество Церкви и ее Богослужений.

• возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особо важных частей Богослужений.

Православный звон служит не только для целей Богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и появились различные виды колокольного звона.

В церкви различают 4 канонических звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест — один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.

Перебор — или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).

Перезвон — более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т.е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом “во вся”), и так повторяют много раз.

Трезвон — наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку.

3. Группы колоколов

При многих церквах бывают обычно несколько колоколов, и они различаются между собой величиной и силой звука, и объединяются по этим признакам в три основные группы:

I группа – БАСОВЫЕ

• Благовестник

• Праздничный

• Полиелейный

• Воскресный

• Постовой

II группа – ТЕНОРОВЫЕ И АЛЬТОВЫЕ (Подзвонные)

III группа – ТРИОЛЬНЫЕ (Зазвонные)

Во многих храмах различаются следующие колокола:

• Праздничный

• Воскресный

• Полиелейный

• Простодневный (будничный)

• Малый (или пятый)

На практике хорошо зарекомендовал себя следующий набор колоколов: 2 басовых, 3-4 теноровых 3-4 зазвонных

Однако колокольный звон – одна из самых ярких черт русской жизни – имел не только богослужебное значение.

Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были “метельными”, “сполошными”, “вечевыми”, “осадными”, “позывными”, “ратными”…

4. Звон-целитель

Целительство колокольным звоном – Елена Задубовская в книге “Лечение колокольным звоном” отмечает: “Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном.

Сделанные (но неоцененные государством) выводы были просто потрясающими.

Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых нервных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон.

” Очень рекомендует целителям, да и всем людям, заботящимся о своем духовном благополучии использовать колокольный звон!

Вообще, замечено, когда в церкви регулярно используется колокол, то число прихожан увеличивается в 2-3 раза! Лечебное очищающее воздействие такой службы увеличивается тоже в разы!

Альбом: Колокола России (Лечение колокольным звоном)

Скачать

Год выпуска: 2009

Формат: MP3

Качество: 320 kbit/s

Общее время: 48 min

Общий размер: 108 MB

  1. Благовест и будничный колокольный звон
  2. Вариации на тему пьесы Р. Фриппа «Нагорная проповедь». М.Капранов, А. Иванов, Д. Петров
  3. Воскресный колокольный звон В.Кайчука
  4. Звон А. Иванова
  5. Звон М. Капранова
  6. Ионинский Акимовский колокольный звон (К.Киянцева)
  7. Колокольные звоны Петропавловского собора (Петербургский, Красный и Георгиевский)
  8. Колокольные звоны Ростовского Кремля (Водосвятный, Будничный, Егорьевский)
  9. Праздничный колокольный звон №1
  10. Праздничный колокольный звон №2
  11. Праздничный колокольный звон Псково-Печерского монастыря
  12. Праздничный колокольный звон Свято-Троицкого монастыря в Джорданвиле
  13. Преображенский Д.Петрова
  14. Ростовский Красный колокольный звон
  15. Свадебный колокольный звон
  16. Этюд Д. Петров

Невозможно представить себе Русь без храмов, пения церковного хора, храмовой живописи, колокольного звона. Это неповторимое слияние веры, искусства и уклада жизни создано православием, которое оказало влияние на все стороны и образ жизни нашего народа.

Церковный звон – не для концертов! Так было издавна: колокола – это духовное свидетельство всему миру, символ в бронзе, а их звон — символ в звуке.

Недаром колокольные звоны называют “голосом Церковным”, и этот глас призывает к духовному Возрождению и Покаянию.

И негоже церковным колоколам праздно вещать с колоколен (звонари не имеют права даже репетировать на колокольне, звонить внеурочно или для потехи публики).

Колокольные звоны свершаются только по церковным канонам: в определенный час, определенным образом.

Но есть в году одна неделя, когда (не одновременно с церковной службой) дозволяется звонить вдоволь, на радость всему миру. Это – Пасхальная Светлая Седмица.

Следует помнить, что церковный колокол – это святыня, которую надо оберегать и чтить всегда. Звон – это украшение храма (собора, церкви), и пусть он будет всегда благолепным!

Более подробную информацию про колокола можно посмотреть на сайте О колоколах

Большая коллекция колокольных звонов можно скачать и послушать здесь

 Предыдущая страница     1 2    
К началу страницы

Источник: http://www.golddomes.ru/kolokola/kolokola1.shtml

О колоколах и звонах – православный журнал “фома”

Кроме того, мы добавили в материал фоторепортаж Владимира Ештокина о колокольне Ивана Великого в Москве -одного из самых известных символов России.

Церковь-колокольня, расположена на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь преподобного Иоанна Лествичника.

  После надстройки до высоты 81  колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века.

В колокольне всё должно быть прекрасно: и архитектура, и колокола и… звонарь. Это человек, профессия которого даже не внесена в государственный реестр специальностей. Но, тем не менее, колокольный звон, слава Богу, сегодня можно услышать и в мегаполисе, и в маленьком селе. Есть колокола – есть и звонари. Хотя настоящих профессионалов пока еще мало. 

Председатель Общества церковных звонарей, старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь КОНОВАЛОВ уже давно соединил работу и хобби: все в его квартире напоминает о звонарском деле – большие и маленькие колокола и колокольчики («Часть их – для музея», – признается он), чертежные листы с новыми проектами и даже стенные часы «с музыкой».

Игорь Васильевич, как Вы поняли, что быть звонарем – Ваше призвание?

– В Православии существует понятие «Промысел Божий»… Мне с детства нравилось звонить в какие-нибудь предметы. Трудно сказать, может быть, это генетическая память… Несколько позже, когда я был уже, что называется, в сознательном возрасте, мы с родителями ездили слушать звоны нескольких московских церквей. И мне это не просто нравилось, меня эти звоны завораживали.

Через некоторое время у меня появился собственный магнитофон, с которым я лазил по крышам вокруг Елоховского собора, записывал звоны, а потом слушал. А когда начали выходить пластинки с колокольными звонами, мы всей семьей их собирали.

А на колокольню когда поднялись? Ведь в детстве-то наверняка о других профессиях мечтали…

– Все получилось как-то само собой, вполне естественно, словом – Бог привел. Начинал я как звонарь Свято-Данилова монастыря.

А в 1989 году при Издательском отделе Московской Патриархии по благословению Патриарха Пимена и под эгидой тогдашнего председателя Издательского отдела митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима образовалось Общество церковных звонарей.

Первоначально у нас было две цели. Во-первых, собирание церковно-звонарского наследия.

Обратите внимание

А во-вторых, об этом тоже важно сказать, в тот момент необходимо было противостоять музейной экспансии: музеи собирали церковные колокола, вешали их на музейные колокольни и устраивали на них свои музейные звоны. И всё это выдавалось за традицию, выпускались пластинки… Вот подобного рода разрушительной деятельности мы и решили противостоять.

Учителей в то время наверняка было мало. Или вообще постигали мастерство по старым записям да по ощущениям?

– В Издательском отделе был достаточно богатый фонд записей колокольных звонов. Эти записи очень помогли на первых порах, дали нам понятие о том, что такое вообще колокольный звон. А начинали звонить, как у нас говорят, «с руки»: ездили в Псково-Печоры, где звон даже в непростые советские годы практически не прекращался, в Троице-Сергиеву Лавру. Кстати, звонари Лавры и Новодевичьего монастыря многому нас научили. А еще очень полезным оказалось послушать колокольные звоны в селах, изучить традиции подвески колоколов, архитектуру, как это правильно называется, «колоколонесущих сооружений» и строение самого колокола.– Вы играете на каких-либо музыкальных инструментах?– Как говорил монах Варлаам в опере «Борис Годунов», «смолоду знал, да разучился». Но вообще-то я закончил музыкальную студию при Дворце пионеров и школьников.– Насколько важно для звонаря умение играть на музыкальных инструментах?– Если подобное умение звонарю не вредит, то не очень-то и помогает. Я вообще думаю, что музыкант на колоколах – несчастье. Именно поэтому сначала из человека нужно «вытрясти» его умение играть, а потом уже учить колокольному звону.– Получается, колокольный звон — не музыка?

Читайте также:  Православная церковь о депрессии и унынии: отношение и мнение

– Икона – это живопись или нет? Вот так же и колокольный звон. Это одновременно и музыка, и не музыка. Мы его трактуем как сигнально-музыкальные композиции, созданные на ритмической основе – проще говоря, большой колокол создает ритм, на него накладывается «рисунок» колоколов среднего размера, а всё это покрывает «трель» маленьких.

Известно, что архитектор не может пройти мимо интересного здания. А у Вас бывало так: услышишь колокольный звон и остановишься?

– Как высокое дерево привлекает молнию, так меня завораживает колокольный звон. Я уже давно заметил, что звон меня сопровождает везде: и в Москве, и во время многочисленных поездок.
Любой звон интересен. Каждый раз находишь для себя что-то новое, чего раньше не слышал и не видел.

Что для Вас значит колокольный звон, ведь, скорее всего, для верующего человека это не просто некий атрибут церковной жизни, это нечто большее?
– Да, это гораздо больше, чем просто атрибут Православия.

Даже трудно в двух словах описать всё значение колокольного звона. Вот представьте, Вы поднимаетесь по древним истертым ступеням колокольни Ивана Великого.

По ним до Вас ходили Василий III, Иван IV Грозный… Мы знаем, что туда поднимался Наполеон с маршалами осматривать якобы покоренную Москву… Вы видите там древние колокола отливки шестнадцатого века! Уже давно нет той Москвы, а звук обертон в обертон, нота в ноту доносит до Вас минувшие эпохи. Это звук, витавший над Москвой полтысячелетия назад! Как это можно себе представить?! Рядом со ступенями Вы можете прочесть надписи на разных языках: русском, французском, польском.

Колокол – живой свидетель нашей истории. Он зовет к объединению и молитве, а вечевой даже помогал решать некоторые насущные проблемы. Кстати, московский «вечник» сохранился до сих пор в переливке начала XVIII века и находится сейчас в Оружейной палате.

Каждый колокол может что-то нам рассказать. Скажем, висит в Московском Кремле «Семисотный колокол». И мало кто знает, что Петр I, которого многие считают разрушителем церковных колоколов, отлил его в 1705 году. И что интересно, на колоколе есть имя цесаревича Алексея.

А в Киеве мне довелось наблюдать вообще парадоксальную, с исторической точки зрения, вещь. Там есть колокол, на котором поименованы цари Иван и Петр и гетман Мазепа одновременно. Совершенно разные во всех смыслах правители в исторической памяти бронзы запечатлены вместе.

Иными словами, колокол даже больше, чем просто «говорящая икона»?

– Можно и так сказать. Колокол – это говорящая, звучащая история.

Вы молитесь перед тем, как подняться на колокольню?

– У нас есть особая традиция: перед ответственными звонами все звонари Храма Христа Спасителя подходят к иконе Спаса Нерукотворного, читают молитву и только потом поднимаются звонить.

А важно душевное состояние звонаря, когда он звонит?

– Я уверен, что то состояние души, которое владеет человеком, передается с помощью колоколов. Я, например, всегда чувствую, в каком состоянии взялся человек за колокольные веревки.

С вами никогда не бывало такого: вроде бы и набор колоколов хороший, а звук все-таки не тот?

– Если честно, нет. Мне очень приятно и радостно звонить в хорошие колокола, особенно старинные.

Звонарь служит Богу и Церкви, его помыслы должны быть чисты, потому что дело это важное, богоугодное. А насколько важно для звонаря благословение?

– В нашей профессии, как и в любой другой, благословение важно. Скажем, если у учителя, человека образованного, не светится искорка в глазах, то он не сможет увлечь учеников. И даже его высокая квалификация здесь, пожалуй, бессильна. Повторюсь, звонарь – такая же профессия, как и всякая другая.

Когда я начинал работать звонарем в Даниловом монастыре, мне рассказали потрясающую историю. Жил в конце XIX века сапожник дядя Николай. Он шил сапоги со скрипом на заказ…

Сапоги на заказ?

– Нет, скрип на заказ! Драгунские офицеры требовали один скрип, купцы постарше – другой, а молодежь – третий. Вот до каких тонкостей человек довел свое мастерство. Поэтому умения и знания тоже очень важны.

В этом смысле одного благословения, конечно, мало. Преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву, но при этом дал ему еще двух иноков, «умеющих полки устрояти».

То есть человек, ко всему прочему, должен, как говорили раньше, «уметь своему делу».

А верующим человеком звонарь должен быть?

– Безусловно. Мы – церковные звонари, и благословение нам необходимо. Без этого просто нельзя… Это на Западе Вы нажимаете кнопку, и всё само играет. Не знаю, нужна ли для этого вера. А церковный звонарь должен быть верующим, разбираться в музыкальной культуре, знать певческие традиции. Некоторые древние распевы, кстати, созвучны со звонами Ростова Великого.

Как Вы считаете, какими качествами должен обладать человек, желающий стать церковным звонарем?

– Знаете, в церкви зарплаты-то небольшие. В первую очередь нужно быть к этому готовым.
Одна моя ученица такая упорная, что при звоне руки в кровь стирает. Хотя этим качеством ей не надо обладать! Я ей всё время говорю: «Ищи то место, где тереть не будет, или перчатку на руку надевай».

Естественно, звонарь должен справляться с колоколами. Однако сейчас мы стараемся сделать так, чтобы вся механика легко работала. В Храме Христа Спасителя, например, языки колоколов висят на подшипниках.

Конечно, у человека не должна быть нарушена координация движений, то есть он должен одной рукой делать одно, второй – другое, да еще на педаль успевать нажимать. Такое не каждый пианист сумеет сделать.

Кроме того, человек должен не бояться высоты и быть психически уравновешенным, он же стоит над толпой! Колокольный звон приучает нас терпеть мороз и ветер. Мы в Каргополе звонили при минус сорока градусах. Но это сама профессия воспитывает.

Вы – директор Школы колокольного мастерства при Храме Христа Спасителя. Наверное, сложно было открыть школу?

– Нам, к счастью или, к сожалению, с этой идеей никуда идти не пришлось. Данилов монастырь зазвонил 5 мая 1985 года. Тогда мы еще точно даже не знали, разрешат ли вообще колокольный звон или нет. Но наш звон понравился священникам и старостам. Разрешений особых не потребовалось: нас благословили два патриарха – Пимен и Алексий II.

Важно

Конечно, несколько затрудняет дело то, что нашей профессии нет в Государственном реестре. Я, например, когда работал звонарем в Даниловом монастыре, официально числился то разнорабочим, то еще кем-то. Позже к нам стали присылать учеников. И так вокруг Даниловой колокольни возник кружок интересующихся колокольным звоном.

Затем он превратился в школу.

Задача нашей школы – не просто научить человека за веревочку дергать, но чтобы он знал, как это правильно делать, когда, с каким чувством.
Сейчас, слава Богу, люди идут учиться, мы даже вынуждены ввести отсеивание. Группы у нас не более 13-15 человек.

Сложно подготовить профессионального звонаря?

– Непросто. Наша задача – найти к любому человеку индивидуальный подход и научить его, в зависимости от его сил и возможностей, производить звон. Главное – пробудить в ученике интерес, показать, что это огромный пласт нашей национальной культуры.

И удается?

– Удается. Доказательство этому то, что нашей школе уже больше двадцати лет. Но, понимаете, профессия у нас экзотическая. Вот повесьте объявление: «Требуются фрезеровщики». Выстроится очередь. Объявление же о том, что нужны звонари, будет выглядеть странно.

А такое объявление сейчас актуально?

– В Церкви, конечно, всегда найдется человек, который сможет хоть как-то звонить, что называется, за веревочки дергать. Ну а профессионалы нужны везде.
Православный звон над Вечным городом

Игорь Васильевич, Вы вместе с епископом Егорьевским Марком и архитектором Оболенским выбирали колокола для Храма Святой Екатерины в Риме.

– Да. Мы отбирали восемь колоколов. Поскольку речь шла об Италии, мы не имели права на ошибку. Слуху представителя западной культуры важно, чтобы звук, который он слышит, был бы узнаваем.

Тогда как для древних колоколов Западной Европы, древних и нынешних русских колоколов важно многоголосие. Например, если мы слышим старый большой русский колокол, мы не всегда можем определить ту ноту, которую он выдает. Здесь может быть несколько нот.

В этом весь смысл благозвучия русского церковного колокола.

Мы приготовили небольшой сюрприз для наших итальянских друзей. Если Вы смотрите на Храм Святой Екатерины фронтально, то видите трехпролетную звонницу с тремя колоколами. Для жителей Италии это норма: три арки – три колокола. А мы еще пять повесили между колоннами.

Сейчас уже весь набор колоколов настроен и звонит?

– Да. Первое малое освящение прошло удачно. Сейчас храмовый комплекс достраивается. Необходимо будет еще раз поехать в Рим, чтобы окончательно отладить колокольню как музыкальный инструмент. Скорее всего придется провести там и курс обучения звонарей.

Когда я первый раз туда приехал, колокола, к сожалению, были уже повешены, но в противоречии со всеми правилами подвески русских колоколов: они были насмерть прижаты к балкам. То есть при звучании либо у них могли оторваться уши, либо из стены могла быть выворочена балка.

Пришлось распорядиться, чтобы хомуты были освобождены, чтобы колокола могли слегка покачиваться от удара – это чрезвычайно важно для нашего колокольного звона.

Но самое удивительное, что чуть более 500 лет назад на Русь из Италии приехал знаменитый мастер Аристотель Фиораванти, который по повелению Ивана III основал в Москве Пушечнолитейную «избу», а затем и «двор», и именно он начал лить у нас первые колокола. Кстати, сохранился самый древний подлинный колокол с Пушечнолитейного двора.

Совет

Он очень небольшой: весит примерно 20 пудов. А на нем подпись: «Лил колокол мастер Федько Пушечник». Так 500 лет назад итальянцы помогли нам наладить свое колокольное производство. К слову, московский Пушечнолитейный двор был одним из самых крупных европейских предприятий.

А теперь, через полтысячелетия, мы возвращаем в Италию лучшие произведения нашего колокольнолитейного искусства.

Игорь Васильевич, Вы недавно ездили в США. Насколько я знаю, Вы входите в Комиссию по возвращению колоколов Данилова монастыря из Гарварда. Сейчас это возвращение реально?

– Да, вполне. Сейчас мы действительно занимаемся возвращением гигантских великолепнейших колоколов древнейшего московского монастыря. Однако американцы боялись и, наверное, еще боятся их нам отдавать: «Где гарантия, что опять не переплавите»,– говорят они.

Какие колокола, по Вашему мнению, необходимо добавить в сохраненный набор?

– Во-первых, скажу, что «гарвардский» подбор колоколов – это единственный почти полностью сохранившийся подбор одной из московских колоколен. Если нам удастся вернуть эти колокола, это будет очень знаменательно. Замечу, что мы право выбора в этот раз предоставили американцам. Они сами определяют, какие колокола нужно отлить взамен.

Когда планируется возвратить колокола в Данилов монастырь?

– Колокола обязательно вернутся, вопрос лишь в том, когда именно: в этом или в следующем году. Кстати, гарвардцам очень понравилось, как мы звоним. Они даже попросили нас отладить им систему колокольного звона.

Получается, у них колокола есть, а специалистов-звонарей нет?

– Специалистов по колокольному звону у них сейчас действительно нет.
Предприниматель Чарльз Крейн, который привез в Америку колокола Данилова монастыря, вывез из России выдающегося звонаря Константина Константиновича Сараджева.

Но к тому времени Сараджев, человек увлеченный, стал… довольно странным.

Для того, чтобы добиться определенного звучания, он напильником подпиливал колокола… В итоге получилось, что в США не оказалось человека, способного создать систему колокольного звона и научить американцев звонить по-русски.

Американцы получат равноценный колокольный набор?

– Даже несколько больше. Во-первых, вместо колокола в 722 пуда они получат колокол в 880. Кроме того, из даниловского набора пропал колокол весом в 60 пудов, и его придется восстановить и для Гарварда, и для нашего монастыря.

Фото анонса “Вид на Соборную площадь Кремля с колокольни Ивана Великого”, Владимир Ештокин

Источник: https://foma.ru/o-kolokolax-i-zvonax.html

Ссылка на основную публикацию