Казанский женский монастырь в ярославле

Казанский женский монастырь г. Ярославля Епархиальный женский монастырь

С 30 апреля 1609 г. поляки осадили город.

В то тяжелое время в чудесном видении сама Матерь Божия явила свое заступничество в повелении построить горожанам храм в честь этой Ее чудотворной Казанской иконы и тогда Она будет им Ярославлю «твердыня и стена паче всякия ограды».

Через некоторое время интервенты сняли осаду и отступили. Ярославцы в тот же год построили храм для чудотворной иконы, а рядом- келии для 72 монахинь сожженного поляками Рождественского монастыря, что положило начало основания в Ярославле Казанской обители.

За период с 1610 по 1918 г. Казанским монастырем управляли 29 игумений. О первых настоятельницах известны только их имена- Таисия и Евдокия (Гразновская)

В 1649 г. на месте деревянной церкви возведена перва

Обратите внимание

я каменная постройка — пятиглавая Казанская церковь с шатровой двухъярусной колокольней над папертью и дополнительными престолами: свщмчч. Климента, Папы Римского и Петра Александрийского и прп. Параскевы Сербской. До 1701 г.

, кроме Казанской церкви, была построена надвратная двух- шатровая каменная церковь Иоанна Предтечи. Территория монастыря с 80 деревянными келиями- избами обнесена была деревянной оградой.

Позже — невысокой каменной оградой с угловыми башнями.

В 1764 г. монастырь причислен к разряду третьеклассных. С 1802 г. в обители введен общежительный устав. Екатериной II в. 1770 г. пожалованы монастырю 500 руб. на построение сестринских келий. Новая каменная ограда устроена в 1810гг.

, в 1803—1808 гг.- общая трапезная с келиями игумении (позже — игуменский корпус). В 1815 г. построены двухэтажные келейные корпуса вдоль северной стены ограды. В 1820 — 28гг.

построена зимняя с четырехъярусной колокольней церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

На месте снесенной за ветхостью старой Казанской церкви в 1835—1845 гг. «на сумму доброхотных дателей» по проекту А. И. Мельникова возведен Казанский собор в стиле позднего классицизма и расписан Т. Медведевым и его артелью.

В 1856 г. построены келейные корпуса у восточной и южной ограды. В 1878—1881 гг.- Сретенская домовая игуменская церковь на средства игумении Феофании из рода потомственных дворян Гулевичей (брат ее генерал-майор, герой Русско-турецкой войны, был дружен с Тургеневым).
В обители в 1856 г.

проживало 167 насельниц, в 1881 г. — 232, в 1909 г. — 381. Славился монастырь дивным клиросным пением, золотошвейным и иконописным мастерством, выпечкой просфор. В заволжской части г. Ярославля, на монастырской земле, в 1891—1894 гг.

устроены богадельня для 15 стариц, Тихвинская церковь и сестринское кладбище.

8 июля 1892 г., в день празднования Казанской иконы Божией Матери Архиепископу Ионафану в Казанском соборе сослужил протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Ильич Сергиев, всеми почитаемый праведный Иоанн Кронштадтский. Из царственнных особ обитель посещали при строительстве собора в 1840е гг.царь Николай I, Александр II(будучи еще цесаревичем).

С начала XIX века монастырь славился школой иконописного и золотошвейного мастерства, церковным пением, а так же выпечкой просфор. В 1901 г. монастырь удостоился благодарности Великой княгини Елизаветы Федоровны за подаренную ей хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного, выполненную в монастырской золотошвейной мастерской, получавшей высокие награды в Париже и Москве.

Важно

7—8 июля 1910 г., в дни празднования 300-летия Казанского монастыря, торжественное богослужение в Казанском соборе возглавил Архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (Белавин), с 1917 г. по 1922 г.

– Патриарх всея Руси, прославлен как святитель земли Русской.
21 октября 1916 г., всенощное бдение с литией и величанием Божией Матери и 22 октября Божественную литургию совершал Архиепископ Агафангел (Преображенский), с 1917 г.

Митрополит Ярославский и Ростовский.

После событий белогвардейского мятежа 1918 г. монастырь упразднен, все имущество изъято, монахини направлены в Толгский монастырь до его закрытия. Некоторые из сестер были репрессированы. Чудотворная икона 11 октября 1925 г. похищена. С 1919 г. по 1922 г. на территории обители — концентрационный лагерь.

Частично разрушеные колокольня и два келейных корпуса в 1918 г., в результате артобстрела во время мятежа, снесены в 1929—1930 гг. В соборе с 1920 по 1928 г.г. склад икон и иконостасов, а с 1927 г. здесь устроено железобетонное перекрытие на столбах на высоте 9 метров для деревянных в 5 ярусов стеллажей архивохранилища.

В Покровском храме- с 1948 г. планетарий. Все, и традиции и владения, с закрытием монастыря в 1918 г. после подавления в городе белогвардейского восстания были утрачены. К началу возрождения обители монастырский квартал оказался наполовину застроен жилыми домами, колокольня снесена.

Храмы хотя и не разрушены, но обезглавлены и приспособлены.

Все последующие годы с 1928 г. в Казанском соборе размещался архив Ярославской области. В Покровском храме- с 1948 г. планетарий.

1 августа 1998 г., спустя 80 лет с момента закрытия монастыря, началось возрождение древней Казанской обители. Тогда в Казанском соборе еще находился архив.

Сестры ютились в подклете, рядом с небольшим храмом, устроенном в качестве приходского с 1997 г. И только в 2001 г.

, когда собор был полностью передан обители и подремонтирован, первую литургию на летнюю Казанскую, 21 июля возглавил архиепископ Михей (Хархаров).

К 400-летию обители с 2007 г. в Казанский собор преобразился- разобрано бетонное перекрытие, устроен гранитный пол, стены под роспись, заменены окна и в 2009 г.освящен престол.
В 2003 г.

Совет

на территории монастыря установлен деревянный (в 2013 заменен на гранитный) крест в память о всех пострадавших в кровавых событиях подавления белогвар-дейского восстания 1918 г. Тогда в течении нескольких дней город был обстрелян из дальнобойных орудий, непрерывные залпы которых прекратились 21 июля, в день Казанской иконы.

Здесь, после упразднения обители, в 20-е годы находился концлагерь, отбывали наказание поддержавшие «мятеж», были и допросы и расстрелы. У креста ежегодно служится панихида.

С 1999 до 2006 г. по частям полностью возвращен северный келейный корпус с угловой башней. В 2006 г. обители передан бывш. настоятельский корпус с домовой Сретенской церковью, где уже с 1 сентября разместилась Ярославская православная гимназия имени Игнатия Брянчанинова.

С 1 сентября 2007 г. в части бывшего келейного корпуса устроена 3х-годичная регентская школа Ярославской семинарии.

В 2011 г. монастырю возвращен второй северный келейный корпус по ул. Первомайской д. 21. В новом корпусе, полностью восстановленном с 2012 по 2016гг.

кроме келий и трапезной для сестер, отдельно от них размещаются имеющие доступ с улицы Первомайской монастырский музей, кафе «Монастырский чай+», а также небольшая паломническая гостиница с трапезной, социальная, миссионерская и катихизическая службы обители, воскресная группа для детей и взрослых.

После строительства нового планетария в 2011 г. возвращен обители Покровский зимний храм, который к своему 185-летию в 2013 г. восстановлен и действует.

В 2012 г. передана обители и бывшая монастырская богадельня за Волгой (точнее то что от нее осталось после пожара 2009 г.) Каждое лето здесь проводятся молебны и субботники. Очень нуждаемся в помощи, в средствах, в людях.

Обратите внимание

В настоящее время в обители подвизаются более 20 сестер. В отличие от мирской жизни, жизнь иноческая — иная. Она собирает, создает нового человека, воссоздает образ Божий. День начинается, продолжается и кончается молитвой, которая в ночи уже освещает новый день.

В монастыре созданы все условия для исполнения молитвенного правила: и келия на одного человека, и труды по силам, и на службах успеваешь побывать, если не на неотложном послушании, и правило общее совместное. Монашеское правило- Полунощница с помянником, Повечерие с тремя канонами,- совершается вместе всеми сестрами.

Вечерние и утренние молитвы, а также келейное правило остается для каждого индивидуальными.

Много в монастыре разных послушаний. Сестры, как и раньше пекут просфоры для более чем 40 храмов не только Ярославля, но и за его пределами, занимаются рукоделием, а так же воссоздают традиции монашеского клиросного пения.

Пожилым монахиням доверяется чтение сестринского сорокоуста, псалтири и акафистов перед Казанской иконой и мощами святителя Агафангела, библиотечное дело, рукоделие. Послушание в храме, за свечным ящиком, на трапезе, в просфорной, в гостинице, несут сестры помоложе, но с житейским опытом.

А вот в золотошвейной, в ризнице, в швейной, в реставрационной, в саду — только те, кому дано, у кого есть способности к швейному делу, к реставрации икон и киотов, к возделыванию сада.

Так же чтение и пение на клиросе, не каждый может понести при всем желании — у кого-то нет слуха, кто-то имеет плохое зрение или не имеет голоса. Поэтому певчим сестрам здесь пригождается музыкальное образование, которое так любят родители давать своим детям, порой вопреки их желанию.

Богослужебный устав надо знать всем, как и основы Православия. Поэтому для сестер проводятся занятия по литургике, патрологии, катихизации, догматике.

Духовник обители митрофорный протоиерей Василий Лищенюк внимателен к духовным вопросам и проблемам сестер, помогает в них разобраться и их разрешить.

Важно

Игумения Екатерина (Гаева Наталья Николаевна.1963 г.р.) в монастыре с 1999 г., в постриге с 2003 г., настоятельница обители с 2006 г.

, имеет только светское образование (высшее архитектурно-реставрационное, а так же среденее музыкальное), которое, промыслительно, в общем немало ей помогает в нелегком послушании. Но самое главное для настоятельницы- возрождение и спасение душ сестер обители, ее духовных детей.

Это невозможно без постоянного личного общения с каждой из них, которое возможно только при взаимном доверии.

Ведь бывает, даже если и имеешь житейский опыт с мира, даже если имеешь образование, в монастыре проходишь «с нуля» школу взаимопонимания, терпения, перенесения трудностей, снисхождения друг к другу, где особенно трудно дается послушание, смирение и постоянное отсечение своей воли, что святыми отцами приравнивается к бескровному мученичеству.

В обители служится самая ранняя Божественная литургия в городе. С 6 часов можно уже пр идти на полунощницу, потом часы и Литургию, исповедоваться и причаститься. А после службы можно спешить и на работу. Когда мы были еще в миру, то о том и не мечтали.

Теперь все для верующих посильно.
Часто приходят в обитель люди невоцерковленные, нуждающиеся в подсказке. Для них при монастыре действуют катехизаторские курсы, священник может ответить на вопросы, сестры — терпеливо выслушать, утешить и подсказать.

О святынях монастыря:
Казанская икона Божией Матери

В конце августа 1998 г., сразу после открытия обители, архиепископ Михей передал чудом уцелевший поздний список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, выполненный сестрами в монастырской иконописной мастерской в 1888 г.

в дар монастырскому священнику, о. Иоанну Крылову, сохраненный его родственниками и завещанный только монастырю.

Как бывало и прежде, на этом списке сохранилась та особая благодать утраченной святыни, ставшая источником многочисленных чудес и исцелений по молитвам к Царице Небесной.

Этот дивный образ в наше время прославился многочисленными чудесными исцелениями (даже неизлечимых болезней) и помощи всем страждущим, приходящим к иконе с верою, что Матерь Божия их не оставит. Один из первых — случай чудесного исцеления больного, который находился в коме.

Совет

По мнению врачей, исцеление было маловероятно, карточка с историей болезни была закрыта, даже намечали освобождение больничной койки. Супруга больного, будучи маловоцерковленной, по простоте душевной купила масла от Ярославской Казанской чудотворной иконы, чтобы всего больного помазать, «освятить» его, (хуже не будет). На следующий день после помазания маслом больной встал.

После выписки он сам пришел в храм и заказал благодарственный молебен Божией Матери.
С первых случаев чудесной помощи в благодарность Целительнице Казанскому Ее образу приносится множество золотых крестиков и украшений. Из них в 2010 году выполнен новый золотой, ювелирной работы, оклад (прежний за ветхостью сохранен как музейный экспонат) и в 2013 г.

жемчужная с драгоценными камнями риза. Поток приношений в благодарность Матери Божией за чудесную помощь через Ее икону не оскудевает.

Ежедневно перед чудотворным образом сестры читают акафист за всех уповающих на помощь Пресвятой Богородицы.

За все это время с 1998 г. по усердным молитвам перед Ярославской Казанской иконой Божией Матери получают исцеления тяжко больные, в бездетных семьях рождаются долгожданные дети, мир и понимание воцаряются между ранее враждовавшими.

О всех чудесах от святыни монастыря ведется запись.
Промыслительно и возобновление древнего крестного хода с новой чудотворной Ярославской Казанской иконой Божией Матери, впервые за долгие годы прошедшего со 2 по 14 июля 2002 г. до города Тутаева (Романова-Борисоглебска).

В нем участвовало в общей сложности 48 священников и 5100 мирян, пройдено пешим ходом 104 км, автомобильным транспортом — 100 км, 31 населенный пункт, отслужено 13 литургий, 53 молебна.

Зафиксировано несколько случаев исцеления и помощи, полученных от Матери Божией через Ее чудотворный образ. В 2012 г. крестный ход продлен до г. Рыбинска.

Читайте также:  Чем православные праздники отличаются от светских и мирских?

Мощи святителя Агафангела, митрополита Ярославского, исповедника.

Обратите внимание

2 ноября 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в. Казанский монастырь переданы мощи святого Агафангела (Преображенского). Александр Лаврентьевич Преображенский родился в 1854 г.р. в семье сельского священника, в 1885 г. после смерти жены и сына принял монашеский постриг с именем Агафангел, с 1886 г. возведен в сан игумена, в 1888 г.

назначен ректором Иркутской Духовной семинарии. В 1889 г. состоялась хиротония архимандрита Агафангела во епископа, викария Иркутского. В 1893 он назначен епископом Тобольским и Сибирским. В 1897 г. переведен на Рижскую кафедру. В 1910 архиепископ Агафангел возглавил Литовскую епархию, а в 1914 г.

– Ярославскую, сменив архиепископа Тихона, будущего Патриарха, с которым давно был дружен. С 1917 г. Митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел в 1922—1926 гг. будучи назначеным Патриаршим Местоблюститем, совершил исповеднический подвиг в годы гонений. Святитель Агафангел в 1922 г.

, не имя возможности выехать из Ярославля, обратился ко всем верующим страны с посланием о сохранении русской православной церкви, о непоколебимости ее устава и догматов с апостольских времен и о несостоятельности «обновленцев». За что незамедлительно был арестован и сослан в Нарымский край, д. Колпашево, где отбывал вместе с ссыльными уголовниками. В 1926 г.

Митрополит Агафангел был освобожден по состоянию здоровья и вновь возглавил Ярославскую кафедру, ради мира церковного отказавшись от прав Местоблюстителя в пользу митрополита Сергия (Старогородцева) в то время законно управлявшего Церковью. Он хотел уберечь, сохранить на глазах разрушавшийся мир церковный.

Даже не разделяя позиции, не принимая поли¬тики митрополита Сергия, митрополит Агафангел до конца жизни старался послу¬жить делу церковного единения. Но его здоровье было подорвано ссылкой. 14 октября святитель прикровенно предупредил о своей кончине «У меня на этих днях будет юбилей, нужно приготовиться… будет много священников и посторонних». 16 октября 1928 г.

митрополит Агафангел мирно отошел ко Господу. Погребли митрополита Агафангела лишь на седьмой день в склепе у церковной стены на ярославском Леон¬тьевском кладбище. Лицо его было, как в первый день после кончины: светло, бело, покойно, а от гроба веяло благоуханием.

На могиле святителя Агафан¬гела в богоборческие годы тайно собирались его почитатели, слышавшие о нем, нуждавщиеся в помощи: студенты — перед экзаменами, больные — перед операцией, регулярно ставили свечи, расчищали от мусора надгробие в оставленном без присмотра склепе. 12 ноября 1998 г. мощи святителя были обретены по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

Мощи Святителя Агафангела в настоящее время почивают в Казанском соборе, в беломраморной раке, устроенной внучатым племянником родственницы святителя, источают тонкое благоухание, являются одной из главных монастырских святынь, признаны чудотворными- ведется запись чудесных исцелений болезней позвоночника, суставов, кожных и онкологических заболеваний. Часто получают помощь по молитвам Святителю в решении семейных проблем, в трудном деле, в устройстве на работу, но особенно, в учебе- неоднократны свидетельства явной помощи святого во время экзаменов. Перед мощами ежедневно читается акафист, совершаются молебны, на мощах освящаются святыни, собирается из лампад масло.
Особенно в монастыре почитается память новомучеников и исповедников Российских. В дни памяти святителя Агафангела, возглавляющего собор Ростово-Ярославских новомученников, в обители служат архиереи, собирается духовенство епархии. В такие дни много причастников, много молящихся.
В 2016 г. празднование 1025-летия Ярославской епархии проходило в День обретения мощей святителя Агафангела — 12 ноября 2016 г.
Множество паломников молитвенно припадают к раке предстателя и ходатая о нас пред Богом и почитают память верного хранителя Православия и единства Православной Церкви в России в богоборческие годы.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/kazanskiy-zhenskiy-monastyr-g-yaroslavlya/

Казанский женский монастырь – память об спасении Ярославля в Смутные времена

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, ул. Первомайская, д.

19а
Дата основания: 1610 год
Основные достопримечательности: собор Казанской иконы Божией Матери, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Сретения Господня
Святыни: чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, мощи священноисповедника Агафангела, митрополита Ярославского
Координаты: 57°37'40.9″N 39°53'13.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

История обители начинается сразу после Смутного времени, с 1610 года и длится уже более четырех веков.

За это время женская обитель развивалась, перестраивалась, была упразднена и сегодня вновь возрождается.

В память о таланте ярославских зодчих нам остались три красивых храма, среди которых особое место занимает величественный Казанский собор – яркий пример культового здания эпохи позднего классицизма.

История Казанского монастыря

В 1609 году польско-литовские войска в течение трех с половиной недель осаждали Ярославль, причинив городу немало бед. Тогда ярославцы считали, что выстоять удалось, лишь благодаря заступничеству чудотворного образа Казанской Богоматери.

В благодарность этой иконе у оборонительного Земляного вала горожане построили деревянную церковь. И вскоре рядом с ней соорудили кельи для 72 инокинь Рождественской обители, которую полякам удалось сжечь. Так зародился Казанский женский монастырь.

Собор Казанской иконы Божией Матери

Его первые постройки и стены делали из дерева. А первую кирпичную церковь построили лишь в 1649 году. Сделано это было стараниями монастырского священника Ермила Михайлова и с благословения митрополита Ростова – Варлаама.

Важно

Однако спустя 9 лет во время огромного пожара, прокатившегося по всему городу, дотла сгорели все деревянные строения, а каменный храм сильно повредился. И его пришлось отстраивать заново. Главный придел храма освятили в честь знаменитой Казанской иконы, а престол в приделе посвятили преподобной Параскеве Сербской.

Уже при митрополите Ионе Сысоевиче внутренние помещения церкви расписали, а в 1817 году эту роспись подновили.

О женской обители были наслышаны в Москве, и она имела покровительство у царя. В жалованной грамоте, подписанной государем Алексеем Михайловичем, дается распоряжение установить содержание на каждую старицу, проживающею в обители, в размере одного рубля в год.

Известно, что в 1659 году, вскоре после пожара, в монастыре проживали 112 монахинь, а спустя полвека – 132. Каждая из них жила своими средствами, то есть изначально обитель не была, как принято тогда было говорить, общежительной.

Устав, регламентирующий совместную собственность, был принят монахинями лишь в 1802 году.

Богатые дары из Москвы и состоятельных семей Ярославля позволяли монастырю реконструировать территорию, закупать дорогую богослужебную утварь и ремонтировать здания. Но до 60-х годов XVIII века большая часть строений в монастыре оставались деревянными.

Жизнь монашеской обители год за годом протекала в традиционных занятиях. Ее насельницы вели хозяйство и молились. Каждый год проходил собиравший много народу крестный ход, на котором несли чудотворный образ Казанской Богоматери.

Вначале верующие доходили до города Романова, а с начала XIX века – уже до Рыбинска.

Совет

Настоятельниц по традиции хоронили под алтарем главного собора обители, в простых монахинь с 1770 года стали погребать вне монастырских стен, выделив для их могил место на погосте, который принадлежал Толгскому монастырю. Это было сделано по указу, подписанному царицей Екатериной II.

С 1770-х по 1850-е годы в обители произошли большие строительные работы. Большая часть средств на них выделила Екатерина II. За несколько лет старые деревянные и обветшавшие каменные постройки, включая стену, заменили новыми.

Из кирпича были возведены новые храмы, один трехэтажный и два двухэтажные корпуса для монахинь, а также монастырская стена с башнями по углам.

Всеми строительными работами руководили настоятельница монастыря Маргарита (Смагина) и ярославский губернский архитектор Петр Яковлевич Паньков.

Церковь Сретения Господня

В середине 30-х годов XIX века полностью перестроили, а в 1845 году освятили главный храм монастыря. Перед этим церковь расписала артель мастеров под руководством знаменитого изографа Тимофея Медведева, а ярославские резчики изготовили для нее позолоченный трехярусный иконостас.

Обитель занимала целый городской квартал, ограниченный с разных сторон Варваринской и Казанской улицами, а также Театральной площадью. Монастырь постоянно благоустраивали. Поэтому к началу XX века на его территории стояли 10 корпусов для монахинь (9 каменных и 1 деревянный), в которых проживали 300 монахинь.

Жалование для настоятельниц, насельниц и священнослужителей выплачивалось городским казначейством.

По сохранившимся документам известно, что на протяжении всей истории в монастырь приходили как отдельные инокини, так и целые группы монахинь из Преображенского храма города Романова и упраздненной Троицкой обители Ярославской епархии.

При монастыре существовали мастерская по изготовлению икон и золотошвейное производство. Причем качество работ вышивальщиц было очень высоким. Сделанные ими вещи выставляли на Всемирной выставке, которая проходила в Париже в 1900 году, и эти изделия были отмечены специальными наградами. Кроме того, монастырь славился большим в две сотни человек церковным хором и церковно-приходской школой.

В 1910 году обитель торжественно и пышно отметила 300 лет своей истории. Главные церковные службы в юбилейном году проводились архиепископом Ярославля и Ростова Тихоном, который впоследствии стал российским патриархом.

Советское время стало для обители тяжелым испытанием. После того, как в Ярославле произошло белогвардейское восстание против новой власти (1918 г.), ее упразднили.

Во время ожесточенных городских боев сильно пострадали все монастырские здания, особенно колокольня и три храма. А келейные корпуса сгорели во время начавшегося пожара.

Обратите внимание

Потом все ценное монастырское имущество, включая Казанскую икону, конфисковали, а монахинь с игуменьей Феодотией отправили в Толгский монастырь.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

До 1922 года в монастыре работал концентрационный лагерь. Через 6 лет в соборной церкви разместили областной архив.

Потом помещения занимало множество разных контор и учреждений – казарма, Дом крестьянина, коммунальные квартиры склады икон и утвари, конфискованные из других ярославских храмов, городская библиотека, планетарий и колледж.

При этом внутренние помещения храмов постоянно перестраивались. К большому сожалению, не обошлось и без утрат. В 20-30 годы прошлого века снесли колокольню и три часовни.

В 1997 году началась передача зданий верующим, и Казанский собор стал поначалу приходским храмом. Спустя год женская обитель была вновь открыта, ей передали корпуса для монахинь и Сретенскую церковь.

Через несколько лет верующие возобновили традицию проведения крестных ходов с образом Казанской Богоматери до города Тутаева (бывший Романов). В Казанском храме провели большие реставрационные работы, и в 2007 году он предстал в своей первозданной красоте.

Рядом с этим собором поставили красивую деревянную звонницу.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Главный храм монастыря – Казанский собор был возведен архитектором и ректором Императорской академии художеств Авраамом Ивановичем Мельниковым с 1835 по 1845 год. Массивное здание построено в традициях позднего классицизма.

Согласно им, к четверику с трех сторон пристроены строгие портики с колонами. А основной объем завершают пять световых барабанов с крупными луковичными главками.

При соборе в 1828 году построили высокую колокольню, которая была снесена в годы советской власти.

Теплый Покровский храм возведен в 1820-1830 гг. Известно, что камни в его основание были заложены настоятельницей обители Маргаритой и архиепископом Авраамием при большом стечение верующих в день проведения крестного хода. Храм имеет два придела.

Важно

Сретенская церковь построена в конце 70-х – начале 80-х годов XIX века на деньги игуменьи обители Феофании и в прежние времена служила домовым храмом для настоятельниц обители. А сейчас является домовым храмом для православной гимназии.

Деревянная звонница

Современное состояние и режим посещения Казанского монастыря

Сегодня в монастыре живут насельницы, и его территория открыта для паломников и туристов ежедневно. Но пока монастырь не самостоятелен, а приписан к Толгской обители.

Он является центром духовного образования в городе. С 2006 года здесь открыта православная гимназия, которую разместили в бывшем корпусе настоятельницы.

В регентской школе монастыря готовят церковнослужителей для православных храмов местной епархии.

В обители запланированы большие строительно-реставрационные работы по воссозданию утраченной колокольни Монахини хотят установить гранитный крест на месте деревянного креста – мемориала, посвященного жителям города, погибшим в 1918 году. Предстоит также благоустроить территорию и завершить реставрацию Казанского храма.

Как добраться до Казанского монастыря

Монастырь находится на улице Первомайской, 19А или на улице Трефолева, 20, так как он занимает территорию между двумя этими улицами.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, территория обители находится справа по ходу в 0,8 км от моста.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Казанского монастыря составляет 3,4 км. Их можно пройти пешком, а также проехать на автобусе или такси.

Монастыри Ярославля

Рейтинг достопримечательности

Казанский женский монастырь в Ярославле на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/747-kazanskij-zhenskij-monastyr-v-yaroslavle

Казанский женский монастырь в Ярославле

Эпоха Смутного времени наложила серьезный след на историю Ярославля, с этим периодом связано много интересных преданий, легенд и интересных фактов. Именно в это время был основан Казанский монастырь, о котором мы сегодня вам и расскажем.

Конец весны 1609 года Ярославль встретил в осаде, 23 дня город оборонялся от польских захватчиков и смог устоять.

Как это часто бывает, такое спасение было расценено ярославцами как знак свыше, а именно как заступничество Казанской иконы Божьей Матери, которая смогла уберечь город от иноземцев.

Совет

В память о тех событиях в 1610 году был построен деревянный храм в честь иконы, который и положил начала Казанскому монастырю в Ярославле. Очень скоро рядом с ним поселились монахини из Рождественского монастыря – их обитель была сожжена, а рядом с Казанским храмом они нашли приют.

Казанский женский монастырь в Ярославле

Это история возникновения Казанского монастыря, основанная исключительно на исторических фактах, но с основанием обители связана и одна легенда. По преданию, накануне основания монастыря состоялось необычное явление Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Эта икона – один из первых списков со знаменитого образа Казанской Божьей Матери.

Изначально она была привезена в город Романов (современный Тутаев) в 1588 году, то есть за 22 года до основания монастыря. Накануне осады Ярославля в 1609 году, город Романов был разорен поляко-литовскими оккупантами.

Видимо, так должно было произойти, но среди литовцев оказался православный человек Яков Любской, который взял икону себе и привез ее в Ярославль.

Каким-то чудом местные жители узнали о том, что святой образ находится в городе и стали просить литовца продать им икону. Он долгое время отказывался, а потом вдруг неожиданно просто подарил ее ярославцам.

Уже после того, как захватчики оставили город, дьякону Крестовоздвиженской церкви было явление о том, что это именно Казанская Божья матерь защитила город от интровертов.

На народные деньги был воздвигнут храм, в который и поместили икону Ярославской-Казанской Пресвятой Богородицы.

Фото иконы Ярославской Казанской Божьей Матери (начало XX века)

Чудотворный список Казанской Ярославской иконы Божией Матери, выполненный монахинями в 1881 году

Обратите внимание

Первоначально весь Казанский женский монастырь Ярославля был построен из дерева, деревянными были не только монашеские кельи и церковь, но и ограда вокруг обители.

Первый храм из камня был построен в монастыре только в 1649 году, но он очень сильно пострадал во время городского пожара, который произошел в 1658 году – все деревянные строения были уничтожены в огне.

Казалось бы, вот он удачный момент отстроить все в камне, но монастырь вплоть до 1763 года оставался деревянным. Только в 1830-х годах на месте первого деревянного храма был построен величественный Казанский собор.

Казанский собор в Ярославле

Собор развивался и процветал, к началу XX века в нем проживало 381 насельника, и тогда Казанский монастырь в Ярославле занимал значительно больше места, чем в наши дни.

Монастырь был известен далеко за пределами Ярославской губернии: в 1837 году в качестве гостя обитель посетил будущий император Александр II, а во время празднования 300-летия монастыря в 1910 году, богослужение возглавлял будущий Патриарх всея Руси Тихон, который в то время был архиепископом Ярославским и Ростовским. Обитель славилась своим хором, который насчитывал более 200 певцов, а также золотошвейным мастерством, которое было отмечено дипломом на Парижской выставке.

Казанский монастырь в начале XX века

После ярославского восстания 1918 года Казанский женский монастырь был упразднен, его имущество было разграблено и национализировано, а монахини сосланы в Толгский монастырь. Тогда же пропала знаменитая Ярославская-Казанская икона Божьей Матери, и ее судьба неизвестна до сих пор.

Казанский монастырь после восстания 1918 года (купола обезглавлены, колокольня уничтожена)

Стоит сказать, что монахиням еще повезло, что их просто выслали, ведь во время восстания обитель превратилась в госпиталь для раненных Добровольной Белой армии, сестры кормили их и ухаживали за больными, а за такое при новой советской власти могли и расстрелять, тем более что и ехать бы далеко не пришлось. После закрытия обители на территории бывшего Казанского монастыря в Ярославле располагался концентрационный лагерь. Он стал вторым в городе, а первый разместился в бывшей тюрьме.

Важно

Уже позднее появился еще один в Спасо-Преображенском монастыре, а Казанский получил название «Концлагерь №2» или «Административный». Как это не печально, но российские лагеря были довольно жестокими.

Это, конечно, не польский Аушвиц, где проводились опыты над людьми, но условия были похожи. В лагерях находились участники восстаний, те, кто бежал из армии, и, конечно же те, кто помогал белым партизанам.

Одним словом, сажали в них «врагов народа».

Памятный крест в Казанском монастыре в память о событиях 1918 года в Ярославле

В конце 1920-х годов после упразднения тюрьмы в стенах бывшей обители, Казанский собор был разделен на три этажа, все росписи закрашены, а внутри разместился архив.

Правда очевидцы говорят, что, то ли потолки плохо красили, то ли вмешивалась божественная сила, но фрески постоянно проявлялись, белить приходилось часто.

После архива помещение сначала превратилось в библиотеку, потом в колледж, а уже позднее в Ярославский планетарий, который находился здесь вплоть до 2010 года. Только к 1000-летнему юбилею города для любителей наблюдать за небом было построено новое здание, а храм вернулся верующим.

Церковь Покрова Богородицы в Ярославле

В 1998 году Казанский женский монастырь в Ярославле был возрожден, началась масштабная реставрация храмов, коих на его территории расположилось три.

Территория современной обители меньше чем та, которой он обладал до закрытия, но прихожане очень любят монастырь и с радостью приходят на службы в Казанский собор.

Если вы тоже хотите побывать на службе в этом храме, то расписание богослужений Казанского собора Ярославля можно посмотреть на официальном сайте Ярославской епархии (он последний в списке).

Храм Сретения Господня в Казанском монастыре в Ярославле

Совет

Казанский женский монастырь в Ярославле находится в самом центре города, рядом с гостиницей Ибис.

Он входит в архитектурное наследие исторического центра города, который в свою очередь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Во многом все православные монастыри похожи друг на друга, но Казанский – совершенно необычный собор, и если окажетесь в этой части города, то обязательно загляните, таких церквей очень немного в центральном регионе страны.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Принято считать, что в Ярославле пять монастырей, о двух из них мы уже рассказали – это Кирилло-Афанасьевский и Казанский, на очереди большая статья про Спасо-Преображенский, который считается главной достопримечательностью города и нередко называется Ярославским кремлем. Так это или нет вы узнаете, когда статья появится на нашем сайте. Чтобы не пропустить – подписывайтесь на нашу рассылку.

Ярославский Казанский монастырь на карте

Казанский женский монастырь в Ярославле 2016-02-06T08:08:30+03:00 2016-02-05T12:45:57+03:00 Natalya 'Poznamka'

Источник: https://poznamka.ru/russia/kazanskiy-monastyr-v-yaroslavle

Ярославский Казанский женский монастырь

Рубрика: Ярославль

История Казанского женского монастыря в Ярославле начинается с обретения городом иконы Пресвятой Богородицы, названной Ярославской-Казанской.

Эта икона — один из первых списков с чудотворной Казанской иконы (обретена в 1579 году, Казань) — попала сначала в Романов, сегодняшний Тутаев Ярославской области. Её привёз некий Герасим, бывший по торговым делам в Казани и получивший там исцеление руки.

Когда чудо исцеления свершилось, Герасим увидел сон, в котором Богородица указала ему купить в лавке икону, доставить в Романов и возвести в её честь храм.

В 1609 году Романов разорили польско-литовские захватчики, среди которых оказался православный Яков Любский. Он сберёг икону и привёз в Ярославль, страдавший от затяжной осады врагов. Горожане хотели выкупить икону, но Яков не соглашался, а потом просто отдал образ.

Икону поместили в храм Похвалы Богородицы, а уже в мае, менее, чем через месяц после обретения, захватчики, грабившие город 23 дня, Ярославль оставили.

И было в ту пору видение диакону Елеазару Богоматери, указавшей поставить храм чудотворной иконе, избавившей город от большего разорения.

Обратите внимание

Надо сказать, что именно этот образ Богородицы сопровождал ополчение под руководством Минина и Пожарского, отправившееся в 1612 году освобождать Москву.

В 1610 году силами всего народа — и простого, и торгового, важного — построили у Земляного вала деревянный храм Казанской Божьей Матери. Через небольшое время около церкви поселились монашки, пришедшие из Рождественской обители, сожжённой поляками (была та обитель на площади Богоявления, около одноимённой церкви). Вот так и «стал начинаться» Ярославский женский ныне действующий монастырь.

Жизнеустроение монастыря

Поначалу монастырь был полностью из дерева. Лишь в 1649 году соорудили каменную церковь, а в 1658 году обширный пожар спалил все деревянное: жилые строения, рабочие службы. Значительно огнём повредило сам каменный храм.

Усилиями горожан и радением Москвы храм и монастырь восстановили. Царь Алексей Михайлович даже учредил жалование каждой старице — по 1 рублю в год.

В 1710 году число монахинь уже 132, а сам монастырь и храм трудами и подарками обрёл церковную утварь, колокола, были написаны и привезены из других мест иконы, обустраивается территория со службами.

В это время устав монастыря ещё не общежительного типа: все старицы живут исключительно на собственные доходы — только в 1802 году монастырь становится общежительным.

Крёстные ходы

Первый крёстный ход с Казанской иконой Богоматери в первый раз совершён в 1761 году. Его путь вёл от монастыря до города обретения — Романова.

Образ несли левым волжским берегом, а в Романове устанавливали в Преображенско-Казанскую церковь.

Там образ находился 21 день, затем его переправляли через Волгу в Воскресенский собор, где икона была 14 дней. После по правобережью образ возвращали в Ярославль.

Важно

Второй крёстный ход начался в 1800-м году. В июле, по завершении престольного монастырского праздника, икону несли в Рыбинск, где она находилась 49 дней. Путь иконы к Рыбинску пролегал по левому берегу, а возвращалась она по левому.

Теперь традиция крёстных ходов возобновлена. В июле прихожане и все желающие отправляются в многодневное путешествие по левому берегу сначала до Романова-Тутаева, далее — до Рыбинска, а после возвращаются с Казанской иконой Божьей Матери по правобережью, через ещё один Тутаев (бывший Борисоглебск). Ход делает множество остановок в селениях и храмах, расположенных на пути.

Каменный монастырь, человеческий образ

К завершению XVIII века обветшали и полуразрушились не только деревянные строения монастыря, но и каменные: даже каменная ограда «обросла деревами» и готова была упасть.

Потому начинаются долгие (монастырь не богат), но масштабные перестройки в камне. С 1770 года по середину XIX века обновлено почти каждое строение обители — келейные корпуса, ограда, которую по-старому возводят с башнями по углам. Сооружены новые церкви — Покровская и Сретенская.

Перестроен и храм под надзором губернского архитектора П. Панькова по проекту архитектора Мельникова. Освящение храма во имя Казанской иконы Божьей Матери состоялось в 1845 году. Собор с его строгим, величественным обликом, восьмиугольными башнями глав, сухим, монотонным ритмом колоннад — памятник эпохи позднего классицизма. Расписывала собор артель Медведева.

Площадь монастыря в лучшие годы равнялась целому кварталу, границами которого были нынешние улицы Трефолева, Первомайская и площадь Волкова (ранее — Театральная). Казначейство города выплачивало в год на содержание обители и жалование сёстрам 337 рублей и 42 копейки.

Однако монастырь не бедствовал: там выпекали мастерски разнообразные просфоры, работали иконописная и золотошвейная мастерская. Изделия последней были столь великолепны, что были отправлены на Всемирную выставку в Париже и получили диплом. Другой славой монастыря стал хор, насчитывавший до 200 человек.

Открыли при монастыре и школу, где в начале ХХ века обучали 63 девочки.

1910 год во многом стал для монастыря особенным. В него обитель отметила 300 лет от года создания, а юбилейное богослужение провёл архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон — будущий патриарх.

Новое время

1918 год — обитель упразднена, старицы отправлены в Толгский монастырь, имущество экспроприировано, чудотворный образ — утерян…;

1919 – 1922 годы — монастырь превращён в концентрационный лагерь;

1928 год — в соборе размещён Госархив Ярославской области;

1930 год – по наше время — в Покровской церкви размещают библиотеку, а затем планетарий и колледж;

1988 год — монастырь восстановлен в своём статусе.

Как только монастырь открыли, ему передали новый список с чудотворный иконы, сделанный монахинями перед самым закрытием. Словно предчувствуя годину, старицы сохранили для храма и прихода, для города чудотворный лик, вдохновлявший ярославцев на победы.

Совет

В 2000 году монастырю переданы мощи святителя Агафангела, который был причислен к лику святых и новомучеников российских.

Позже возобновились и богослужения в соборе, в 2002 году — крёстный ход, с 2006 года началось обучение в первой православной гимназии, названной в честь Игнатия Бренчанинова.

Занятия в гимназии проводят и по мирским наукам, и по православным, а в роли учителей — священники, доктора и кандидаты разнообразных наук, специалисты в разных областях знания.

Теперь при возрождённом и действующем монастыре открыта регентская школа для образования регентов, уставщиц и псаломщиц для нужд епархий Ярославля и прочих городов.

Адрес: г. Ярославль,ул. Первомайская, 19-а.

Официальный сайт: http://казанский-женский-монастырь.рф/

Карта расположения:

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

 

Поделиться ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/yaroslavl/yaroslavskij-kazanskij-zhenskij-monastyr

Казанский монастырь — действующий женский монастырь в Ярославле.

В период Смутного времени. в мае 1609 года Ярославль выдержал 23-дневную осаду польских интервентов. Эта победа в сознании ярославцев была связана с заступничеством Казанской иконы Божьей Матери.

В честь иконы, спасшей город от захватчиков, в 1610 году была сооружена всем миром деревянная церковь Казанской Божией Матери вблизи городского Земляного вала «в меньшем остроге», «на болотце».

Вскоре рядом с церковью поселились 72 монахини из сожженного поляками Рождественского монастыря, который располагался близ церкви Богоявления на месте нынешней площади Богоявления. Эти события и положили начало истории Казанского женского монастыря в Ярославле.

Обратите внимание

Деревянными были все первые постройки монастыря, включая стены. Каменная церковь была сооружена только в 1649 году, но большой городской пожар 1658 года уничтожил все деревянные постройки монастыря, существенно повредив и каменный храм, который вскоре был вновь отстроен.

Монастырь был известен и в Москве. В 1659 году царем Алексеем Михайловичем определено обители жалование по рублю в год на старицу. В то время в монастыре проживало 112 стариц, в 1710 г. – 132.

За счет дарений, монастырь приобретал церковную утварь, иконы, колокола, обустраивал территорию Изначально монастырь не был общежительным – каждая старица жила своими средствами.. До 1763 г. большая часть строений оставалась деревянной. С 1761 г.

до города Романова, а с 1807 году – до города Рыбинска ежегодно проводился крестный ход с чудотворной Казанской иконой.  Казанский монастырь с 1764 года причислен к разряду третьеклассных с 15 монашескими вакансиями, с 1802 года был принят общежительный устав.

В соответствии с Указом Екатерины II 1770 года было запрещено хоронить в приходах городов, а монастырское кладбище тогда находилось за его стенами, близ современного Первомайского переулка.

В связи с Указом, для захоронения насельниц Казанского монастыря было отведено место на кладбище монастыря Толгского.

Исключением были лишь погребения настоятельниц, которые по-прежнему проводились в алтарной части собора.

К концу XVIII века каменные монастырские постройки пришли в упадок: потрескались, обветшали храмы, а каменная ограда с угловыми башнями «обросла деревьями» и склонилась к падению.

Важно

С 1770 по 1850-е. гг. монастырь почти полностью отстроен в камне. Заново выстроили келейные корпуса, вместо старой «неблаговидной» каменной ограды соорудили новую, по-прежнему с четырьмя башнями по углам.

В 1835 – 1838 годах был перестроен, а в 1845 году освящен соборный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. За ходом работ наблюдал губернский архитектор П.Я. Паньков.

Массивное здание собора решено в позднеклассических формах. Не только входы в храм и простенки между окнами, но и главы, имеющие форму восьмиугольных башен, украшают колонны и полуколонны. В 1840 году собор был расписан артелью Т. Медведева и имел трехъярусный резной иконостас с колоннами.

Монастырь занимал квартал, образованный улицами Варваринская (ныне Трефолева), Казанская (ныне Первомайская) и Театральной площадью (ныне Волкова). В начале XX века более 300 насельниц проживало в 8 каменных и 1 деревянном корпусах. На содержание монастыря и жалование настоятельнице с сестрами и священнослужителями ярославское казначейство выплачивало 337 руб. 42 коп. в год.

В монастыре существовали иконописная, а также золотошвейная мастерская, работы которой за участие в Парижской выставке 1900 года были отмечены дипломом Высшей награды Министерства Финансов.

Казанский монастырь в Ярославле славился церковным пением большого монашеского хора (до 200 чел.), а так же выпечкой разнообразных просфор.

При монастыре действовала церковно-приходская школа, где в 1910 году обучались 63 ученицы.

В 1910 году Казанский монастырь отмечал 300-летний юбилей.

20—21 июля 1910 года в монастыре юбилейное богослужение проводил Тихон, архиепископ Ярославский и Ростовский (будущий патриарх Тихон).

После Ярославского восстания 1918 года монастырь был упразднен,

Совет

все его имущество изъято, а монахини направлены в Толгский монастырь, где находились до его закрытия. Участь чудотворной иконы до сих пор низвестна.

С 1919 г. – по 1922 гг. на территории обители был концентрационный лагерь. В 1928 году в Казанском соборе был размещен Государственный архив Ярославской области. В Покровской церкви (по ул. Трефолева) с 1930-года по лето 1948 года размещалась центральная городская библиотека, а затем, вплоть до наших дней, планетарий и провинциальный колледж.

Спустя 80 лет в 1998 г. Казанский монастырь был открыт вновь.

Сразу ему был передан новочудотворный список с Ярославской Казанской иконы, выполненный монахинями монастыря до его закрытия.

С 2000 года в Казанском монастыре находятся мощи святителя Агафангела (Преображенского), Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых, новомучеников и исповедников Российских.

С 2001 года в Казанском соборе начались богослужения.

В 2002 году возродили старинный крестный ход с Казанской иконой Богородицы до города Тутаева

В 2006 году при монастыре была открыта первая православная гимназия имени Игнатия Бренчанинова, в которой преподаются кроме обязательных общеобразовательных дисциплин  и православные, а среди преподавателей – доктора и кандидаты наук, ведущие специалисты в тех или иных областях знаний.

В настоящее время при монастыре существует также регентская школа, где обучают будущих регентов, уставщиц и псаломщиц для храмов Ярославской и других епархий.

Адрес Казанского монастыря в Ярославле:

15000. г. Ярославль, улица Первомайская, 19-а,

Телефон:

+7-(4852)-72-77-51.

Источник: http://www.moi-jaroslavl.ru/monastiri/kazanskii-monastir.html

Казанский женский монастырь в Ярославле

Ярославль и его округа богаты на памятники церковной архитектуры.

Паломники часто выбирают именно это направление для поездок, поскольку их влечет главная жемчужина города — Казанский женский монастырь.

Это одна из древнейших обителей на территории России, которая была основана в Смутное время, пережила советскую власть и успешно функционирует сейчас, принимая всех желающих на экскурсии.

История основания обители

В период Смутного времени, весной 1609 года Ярославль осаждали в течение 23 дней польские войска. Жители города молились и проводили службы Казанской иконе, надеясь и моля Богородицу о спасении. Когда же войска отступили, и победа пришла в город, жители решили построить в честь образа церковь. Первый Казанский собор был построен в 1610 году из дерева недалеко от Земляного вала.

Казанский женский монастырь в Ярославле

Вскорости вокруг храма поселились монахини, которые бежали из сожженного ранее поляками монастыря. Это положило начало основанию Казанского женского монастыря.

Поскольку все постройки первоначального подворья были из дерева, то первый же пожар в 1658 году полностью уничтожил его. Все здания были восстановлены, но также в дереве.

В 1710 году на территории обители проживало уже 132 монахини, а благодаря поощрению императора и многочисленным благотворителям монастырь приобрел многочисленную утварь, иконы и обустраивался.

Обратите внимание

До 1763 года его постройки все так же оставались деревянными, а каждая старица жила по своим собственным средствам.

На заметку! В 1802 году был принят общежительный устав, а в 1807 году впервые проведен крестный ход с чудотворной иконой.

При правлении Екатерины II монастырские здания стали приходить в упадок, они трескались, ветшали и грозили рухнуть в любой момент. В 1770-1850-х годах были проведены масштабные ремонтные работы и почти все здания и корпуса были перестроены в камне.

Обновили даже забор, а в 1845 году был освящен и главный храм — Казанский. После перестройки подворье занимало весь квартал и содержало более трехсот насельниц. Несмотря на поддержку государства, монастырь занимался собственным производством: имел мастерскую по написанию икон, золотошвейную, хозяйство, пекарню и школу для девочек.

В обители действовал большой хор (около 200 человек).

Историческое фото монастыря в начале ХХ века

Во время Гражданской войны и сразу после Ярославского восстания подворье было экспроприировано, а монахи изгнаны.

Имущество монастыря стало собственностью государства, а чудотворная икона Богородицы утеряна безвозвратно. В 1919-1922 годах тут размещался концентрационный лагерь, а после — Государственный архив и библиотека.

Уже после распада СССР на территории подворья организовали планерами и колледж.

В 1998 году подворье было возвращено РПЦ и спустя 80 лет вновь возобновило свою деятельность. Только в 2001 году на территории храмов стали проводить богослужения и в 2002 году возродило традицию крестных ходов.

Описание архитектуры

Казанский собор — это главная церковь подворья, ее создавал архитектор Авраам Мельников, который по совместительству был и ректором академии художеств. Именно он создал архитектурный проект будущего храма в точных стилевых чертах позднего классицизма. Именно поэтому к его четверику пристроены портики с колоннами в строгих формах.

Объем зданию придают 5 барабанов, каждый из которых увенчан золотыми луковицами-главами. Изначально храм украшала высокая колокольня, но она была уничтожена советской властью.

Здание собора весьма массивно, все входы и простенки, а также главы украшены колоннами и полуколоннами, которые имеют вид 8-угольных башен. Внутри храма располагается иконостас в три яруса, украшенный искусной резьбой.

Важно

Интерьер Казанского собора

Покровский храм, который был теплым, построили в 1820-1830 гг. Камни в его фундамент закладывала сама настоятельница монастыря в то время Маргарита и архиепископ Авраамий. Это происходило в один из дней крестного хода и было засвидетельствовано множеством верующих. Этот храм имеет два придела.

Еще одна церковь на территории подворья, Сретенская, была воздвигнута в конце 70-х — начале 80-х годов XIX века. Проспонсировала строительство игуменья Феофания. Построенный храм был домовым для всех будущих настоятельниц.

Деятельность прихода

Казанский монастырь в Ярославле один из первых был восстановлен в своем религиозном статусе — еще в 1988 году при советской власти.

С началом его работы монахини получили список с той самой чудотворной иконы, которая до сих пор считается утраченной.

Эта копия была создана монахинями этого же монастыря, но перед самым его закрытием большевиками. Теперь список вновь занимает свое место на иконостасе.

Сегодня насельницы постоянно живут в обители, но она не считается самостоятельной и относится к Толгскому монастырю. Тем не менее территория открыта для посещения паломниками ежедневно. Управляет монахинями игуменья Екатерина (Гаева).

Расписание богослужений

Ежедневно тут проходят богослужения по установленному расписанию:

  1. По будням и праздникам утренняя литургия в 6:30.
  2. По будням вечерняя служба в 17:00.
  3. По субботним праздникам всенощное бдение в 17:00.

Богослужение в Казанском женском монастыре

Помимо этого, работает православная гимназия, где учителями выступают священники и доктора наук, при этом дисциплины преподаются и мирские, и религиозные. Функционирует регентская школа, где готовят служителей для храмов Ярославской епархии. Кроме этого, монахини совершают миссионерское, катехизическое служение и паломническую и социальную службы.

Регулярно с 2002 года в июле тут проводятся крестные ходы с иконой Богородицы. Паломники двигаются по берегу Волги до города Рыбинска и возвращаются обратно по другому берегу.

Святыни и престольные праздники

Среди святынь, хранящихся в обители, находятся:

  1. Мощи святителя и мученика Агафангела, которые были переданы монахиням только в 2000 году.
  2. Список с иконы Богородицы «Казанская» 1918 года.

Казанская икона Божией Матери — главная святыня монастыря

Паломники могут поклониться святыням, а также приехать на торжественные богослужения в престольные праздники монастыря:

  1. День памяти образа Богородицы «Казанская» — 21 июля и 4 ноября.
  2. Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября.

Как добраться

Монастырь располагается на пересечении сразу двух улиц в Ярославле: улиц Первомайская (здание 19-а) и Трефолева (здание 20). На машине со стороны Москвы следует заезжать в Ярославль по трассе М8, затем продолжать движение по Московскому проспекту и после моста через 800 метров свернуть на парковку монастыря.

При путешествии на поезде от Московского вокзала можно добраться до подворья пешком, попутно любуясь видами Ярославля. Можно взять такси или воспользоваться автобусом № 99 или № 1 до остановки «Площадь Волкова».

Внимание! Для планирования групповых посещений паломников следует связаться с администрацией подворья для организации экскурсий и трапезы по телефону +7-(4852)-72-77-51.

До сих пор в монастыре проводят реставрационные работы и планируют полностью восстановить уничтоженную колокольню. Кроме этого, есть проект установки каменного креста как мемориала погибшим людям в Гражданскую войну.

Нуждается в ремонте и главный храм подворья.

Совет

Тем не менее монахини всегда искренне радуются паломникам и туристам, с готовностью проводят экскурсии и кормят в трапезной. В храмах работают церковные лавки, а прихожане могут исповедаться и причаститься.

Казанский женский монастырь города Ярославля

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/kazanskij-monastyr-v-yaroslavle.html

Ссылка на основную публикацию