Как церковь относится к суррогатному материнству?

Почему Церковь против суррогатного материнства?

Бесплодный брак и бездетность — беда многих семей, равно как и людей, своих семей не создавших. Потому в мире так востребованы вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), широкий спектр которых предлагает современная медицина.

Почему же Церковь так активно выступает против суррогатного материнства?

Почему Церковь против суррогатного материнства?

Суррогатное материнство — вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам — генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.

Как отмечается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви

Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. (…)

В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес».

Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными.

(…) К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.

Обратите внимание

Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны.

Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров.

Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей.

«Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.

Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов.

Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).

Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.

Почему Церковь против суррогатного материнства?

В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

  1. Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.
  2. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487-1, ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона».

Источник: https://www.pravmir.ru/pochemu-cerkov-protiv-surrogatnogo-materinstva/

Суррогатное материнство и церковь

Содержание:

В мире насчитывается множество вероисповеданий и их отдельных течений, и каждая религиозная община имеет свой взгляд на вопрос бесплодия и применяемых методов борьбы с этой проблемой.

Некоторые убеждены, что суррогатное материнство – это преступление против божественного замысла. Другие относятся к нему нейтрально или даже положительно, принимая достижения современной науки и медицины.

Далее рассмотрим позиции основных мировых религий.

Католицизм и православие

РПЦ заявила об отношении церкви к суррогатному материнству еще в 2013 году в ходе заседания Священного Синода. Главной повесткой собрания был вопрос крещения младенцев, родившихся с помощью ЭКО и вынашивания суррогатной матерью.

Однако там были высказаны и общие суждения касательно данной репродуктивной технологии.

В целом, мнение духовников сошлось с позицией католической церкви, которая не единожды осуждала разделение понятий супружества и родительства из-за вмешательства в таинство рождения третьего человека (имеются в виду доноры спермы, яйцеклеток и суррогатные матери).

Важно

Такие методы трактуются католицизмом как глубоко бесчестные. Забор биологического материала от донора нарушает право ребенка появиться на свет от родителей, связанных священными узами брака.

Кроме того, церковь видит в репродуктивных методах нарушение права людей стать матерью и отцом друг через друга.

Таким образом, можно утверждать, что суррогатное материнство и католицизм являются плоскостями глубоко несовместимыми и даже противоборствующими.

Православная церковь провозгласила несколько догм, во многом повторяющих позицию католиков. Основные тезисы, высказанные на упомянутом выше заседании:

  • Родители ребенка, который появляется после вынашивания оплодотворенной яйцеклетки другой женщиной, рассматриваются как «заказчики».
  • Суррогатное материнство – противоестественное и аморальное, даже если женщина не получает материального вознаграждения после рождения ребенка.
  • Данная репродуктивная технология рассматривается как унижение достоинства женщины, ведь ее тело используется как своеобразный инкубатор.
  • Суррогатное материнство в философии православия противоречит возможности формирования полноценной связи между матерью и дитям, что впоследствии приводит к сложным последствиям для каждой из вовлеченных сторон.
  • Сведения о суррогатной матери обязательно указываются в документе о крещении младенца.

Таким образом, две главных ветки христианства (православие и католицизм) имеют практически идентичные взгляды на данный вопрос. Так как церковь относится к суррогатному материнству с большим осуждением, немногие верующие решаются прибегнуть к помощи врачей-репродуктологов.

Однако следует заметить, что вышеприведенные догматы рассматривались представителями РПЦ не в разрезе биоэтики, а непосредственно относились к таинству крещения.

Если вчитываться в документ, составленный в ходе заседания Священного Синода, становится ясно, что церковь не отказывается от политики открытости для каждого человека, который стремится к спасению души.

Крещение рассматривается как полное принятие религиозного учения и согласие в дальнейшем стать на путь духовного просвещения. Хотя суррогатное материнство – это грех в православной философии, дети, рожденные не биологической матерью, не считаются грешниками.

С другой стороны, не может идти и речи о достойном христианском воспитании ребенка, если его родители не являются ревностными прихожанами и не раскаиваются в содеянном поступке. Крещение возможно только после покаяния, принесенного суррогатной матерью или биологическими родителями.

Это необходимо независимо от того, осознано или неосознанно они пришли к нарушению этой догмы.

Единственным отличием от позиции католической церкви может считаться заявление РПЦ о допустимости использования метода ЭКО, если:

  • используется генетический материал супругов;
  • оплодотворенную яйцеклетку вынашивает сама жена;
  • не нарушается целостность брачного союза, а медицинские технологии просто помогают превозмочь трудности, мешающие естественному оплодотворению;
  • готовые оплодотворенные яйцеклетки не уничтожаются.

Католики являются более принципиальными в данном вопросе. Так же, как и мнение церкви о суррогатном материнстве, искусственное оплодотворение «внутри супружеской пары» остается для католицизма неприемлемым с моральной точки зрения (хотя и менее предосудительным), ведь идет разделение полового и воспроизводящего акта.

Муж и жена должны не просто дарить себя друг другу, но и прославлять торжество жизни, создавая индивидуальность зародыша с самых первых этапов его существования.

Если же в репродуктивный акт вмешивается медицина и врачи, происходит превосходство техники над природой и предназначением человека, что ведет за собой разрушение божественного замысла.

Иудаизм

От иудеев вряд ли можно услышать, что суррогатное материнство – это плохо, ведь их религиозные каноны полностью поддерживают желание любой женщины стать матерью. Конечно же, существуют некоторые нюансы в зависимости от конкретной концессии. Например, реформистский иудаизм разделяет детей по происхождению и воспитаю.

Ортодоксальные евреи убеждены, что ребенок причисляется только к той религии, что и родившая его женщина. То есть выбор суррогатной матери может осуществляться только среди евреек.

Такого же взгляда придерживается и консервативное течение иудаизма, ведь по убеждению его сторонников зарождение души происходит именно в материнском чреве.

Суррогатное материнство и Мусульманство

Учитывая суровые традиции данного религиозного течения, сразу возникает вопрос: разрешено ли суррогатное материнство в исламе? Мусульманские духовники делают акцент на том, что при использовании данной репродуктивной методики материнские функции оказываются разделенными между двумя женщинами: той, что предоставила биологический материал, и той, которая вынашивала плод, особенно если последняя после рождения кормит ребенка своим грудным молоком. Таким образом, отношение к суррогатному материнству неоднозначно, ведь оно порождает проблему идентификации настоящей матери, а также ряд этических, правовых и духовно-религиозных вопросов.

В частности, факихи выступают против широкого распространения данного метода. По их мнению, медицинское вмешательство может иметь негативные последствия, ведь обеспеченным семьям просто не придется переживать обо всех нюансах, возникающих во время беременности и после родов.

Женщины смогут иметь до 12 детей в год от разных суррогатных матерей (в здоровом организме каждый месяц вырабатывается яйцеклетка, готовая к зачатию).

Совет

Однако суррогатная мать в исламе не считается грешницей, как и биологические родители, особенно если это их единственная возможность продолжить род и ощутить радость родительства.

Единственное, следует соблюсти ряд требований и условий:

  • суррогатная мать должна состоять в браке;
  • обязательно наличие разрешения от мужа женщины, которая соглашается выносить ребенка другой пары;
  • перед вживлением эмбриона женщина не должна иметь сексуальных отношений с супругом на протяжении трех менструальных циклов (примерно 3 месяца) для исключения вероятности внутрисемейной беременности;
  • материальные расходы полностью ложатся на отца вынашиваемого ребенка (на протяжении всей беременности и в течение примерно 40 дней после родов);
  • появившийся на свет ребенок и суррогатная мать подпадают под ту же категорию канонических запретов, что и в случае естественного зачатия и рождения (запрет на половые отношения, родственные браки и пр.);
  • суррогатная мать имеет право настаивать на грудном вскармливании, дабы не подвергать себя физическим страданиям и обеспечить младенца оптимальным набором полезных веществ, которых нет в искусственном молоке.

Другие религии

В других вероисповеданиях также существуют неоднозначные мнения о суррогатном материнстве.

Искусственное оплодотворение разрешено у мусульман-суннитов, если для этого имеются медицинские показания.

Мусульмане-шииты негативно настроены против современных репродуктивных технологий, считая, что подобные вмешательства лишают новорожденного права как на духовное, так и на материальное наследство.

В буддизме искусственные методики нежелательны, однако духовниками никогда не накладывалось однозначных запретов на их использование.

Проблема бесплодия очень актуальна среди женщин индуистского вероисповедания. Данная религия категорически выступает против мужского донорства. Обязательно нужно использовать биологический материал супруга.

Многие индуисты до сих пор придерживаются традиционных взглядов на семью, считая, что появление сына в доме гарантирует поддержку, а рождение дочери может принести только огорчение и обузу.

Поэтому большинство пар целенаправленно решается на искусственное оплодотворение, чтобы в семье рождались только сыновья.

Обратите внимание

Сегодня сфера генетики и репродуктологии стремительно развивается, помогая тысячам пар обрести радость быть родителями. Поэтому бесплодие не является приговором. Стоит только разобраться в собственных приоритетах и решить, как обрести желанное счастье и сохранить духовное равновесие, если вы столкнулись с запретами своего вероисповедания.

Читайте также:  Икона благоверного князя александра невского

Источник: https://mama-poisk.ru/news/surrogatnoe-materinstvo-i-czerkov.html

Суррогатное материнство и православие

Комментариев: 0 Автор / Источник: Суррогатное материнство и православие

Благодаря развитию современных технологий в области медицины, разработке множества методик по борьбе с бесплодием среди наших и заграничных специалистов, все больше людей в нашем мире сталкиваются с таким процессом как суррогатное материнство. И сталкиваются непосредственно не только в битве информационной или политической, но и сами иногда оказываются в центре событий, став непосредственным участником одной из сторон данной репродуктивной программы.

Исходя из этого, можно сказать, что тема суррогатного материнства и православия – одна из нашумевших тем среди нашего общества.

Испокон веков православными церквями были установлены определенные границы норм и морали, которые одобряются или же наоборот жестко критикуются и не приветствуются в социуме.

Далее мы рассмотрим одни из наиболее ярких примеров и нюансов суррогатного материнства, а именно позиция православной церкви по отношению к данному методу по борьбе с бесплодием.

Первым, и наиболее явным доводом представителей православия в нашей стране, касательно суррогатно материнства является факт использования женщин в качестве добровольцев, которые выносят и родят чужого ребенка для супружеской пары.

Дело в том, что детальнее изучив статистику «потребителей» данной программы, становится понятно, что позволить себе такие услуги в состоянии не каждая семья. Оплата услуг суррогатной матери, плюс полный пакет медицинских и юридических услуг обходиться супругам не так уж и мало.

То есть к такому методу оплодотворения обращаются в основном состоятельные семьи. В свою очередь, процент женщин, которые просто добровольно когда либо помогали супружеским парам с бесплодием, либо становились донорами яйцеклеток, с учетом высокого показателя репродуктивного здоровья – невысок.

Важно

Зачастую, женщины были вынуждены обратиться в «этот бизнес» для улучшения своего материального и благостояния.

Отсюда можно сделать вывод, что служители церкви не зря уделяют свое внимание, программе суррогатного материнства, указывая об «использовании в мире богатыми – бедных». И сурмаетринство яркий тому пример.

Суррогатное материнство с точки зрения православия

Второй ключевой момент, касательно коммерческой стороны суррогатного материнства можно отнести к факту, так называемой «покупки ребенка» опять же, состоятельными или просто влиятельными людьми.

Дело в том, что иногда для бурного осуждения или обсуждения обществом, благодаря тайным источникам на поверхность всплывают некоторые ситуации, связанные с суррогатным материнством, которые выставляют, казалось бы, безобидную, выручающую многих семей процедуру – в не лучшем свете.

Определенный процент людей, состоящих в высших кругах общества, не имея четких медицинских показаний к использованию вспомогательных репродуктивных технологий, просто в целях «сохранения молодости и красоты» прибегают к услугам суррогатных матерей.

Молодые девушки и женщины, с нормально функционирующей репродуктивной системой, переживают за некоторые последствия после беременности – испорченная талия, нервная система и т.д. В мире деловых женщин вопрос может стоять несколько иначе – такие представительницы прекрасного пола просто не хотят «выбиваться из графика» и терять ценной время на беременность, а в силу обстоятельств необходимость завести ребенка с каждым годом только возрастает.

Именно эта «темная сторона» суррогатного материнства и оскверняет основную задачу данной программы.

Представители православной церкви категорически не приемлют подобного рода манипуляции с людьми, якобы во благо себя, но в действительности – просто покупая ни в чем не виновного, и заранее обреченного новорожденного ребенка.

В дальнейшем к таким детям будет относиться множество церковных и духовных запретов, что однозначно помешает расти ему полноценно. Особенно в случае, когда ребенок, находясь в сознательном возрасте, захочет обратиться в православие, и вынужден будет столкнуться с массами запретов.

Суррогатное материнство отношение православной церкви

Давайте взглянем на сложившуюся ситуацию на сегодня – глазами многих православных деятелей и настоятелей.

Ведь если в нашем мире такой процент успешных, состоятельных семей, которые могут позволять себе различные блага, почему бы не использовать эти ресурсы для достижения идентичной цели, однако в несколько другом направлении? Существует масса вариантов и предписаний в православных церквях, и благодаря их помощи любая супружеская пара может обрести желанного ребенка, но тем самым не подвергая его такому значительному риску как при суррогатном материнстве.

Если супругам был выставлен диагноз – бесплодие, батюшки рекомендуют обратиться к Богу, и на протяжении длительного времени посещать церковь и службы, соблюдать определенные правила, каяться в своих греховных свершениях и т.д.

Совет

На все воля Божья, и если будет тому решение, а молитвы услышаны, то в скором времени супругам удастся благополучно зачать малыша. Если же все-таки попытки забеременеть остаются безрезультатными , не стоит отчаиваться.

Необходимо продолжать верить в лучшее и молиться, и тогда Бог пошлет семье в любом случае благодатную весть или поворотный момент в их судьбе.

Не стоит забывать так же, о том, какое огромное количество детей в нашем мире живут без родителей, в прямом смысле слова – воспитанники детских домов и интернатов. Прежде чем, прибегнуть такому способу получить ребеночка, как суррогатное материнство, стоит попытаться обратить свою любовь и ласку, уже живому и возможно ожидающему Вас ребенку.

Православной церковью только приветствуется данного рода поступки, но и благословляются, поскольку вся процедура усыновления ребенка тоже занимает достаточно времени и средств, и иногда даже не всегда с удовлетворительным исходом.

Одобряет ли церковь суррогатное материнство

Возвращаясь к теме суррогатного материнства, есть еще один не маловажный момент, можно сказать основная причина, противоречащая всем законам природы – процесс экстракорпорального оплодотворения и вспомогательные процедуры, такие как криозаморозка.

Для некоторых эти слова впервые услышаны, и на первый взгляд обозначающие сложные, не всем понятные манипуляции.

Однако суть экстракорпорального (ЭКО) оплодотворения заключается в самом оплодотворении яйцеклетки матери, сперматозоидами отца – то есть генетическими родителями, однако не естественным путем, а в условиях клинических лабораторий или специализированных центров, предоставляющих подобного рода услуги.

В дальнейшем, если оплодотворение прошло благополучно, за развивающимся эмбрионом наблюдают специалисты, приблизительно на протяжении нескольких недель, дабы удостоверится в отсутствии каких либо патологий со стороны развития эмбриона и т.д.

Если супружеская пара, которая столкнулась с проблемным зачатием, и обратилась за помощью к специалистам в области экстракорпорального оплодотворения, то зачастую, при благополучном оплодотворении яйцеклеток, представители таких учреждений предлагают супругам сохранить готовые эмбрионы для дальнейшего использования через несколько лет. Такая процедура называется – криозамораживание, и широко используется во многих странах нашего мира. Процедура конечно платная, и помимо однократной выплаты, супругам приходиться выплачивать некоторый процент от суммы, для сохранения генетического материала в клинике, столько времени, сколько им необходимо.

Отдельная тема, касательно суррогатных матерей или добровольных женщин, которые делятся своими яйцеклетками и называются – донорами. Безусловно, если бы не эти люди, то проблема бесплодия значительно меньше была бы решена, чем на сегодняшний день.

Однако, как считает православная церковь, эти женщины, исполняя чужую волю, вмешивая в законы Божьи, обрекают себя тем самым на грех, а не на доброе деяние. Даже в случае доноров яйцеклеток, казалось бы, женщина напрямую не контактирует и не взаимодействует с супружеской парой.

Обратите внимание

Но православная церковь даже не рассматривает, какие либо исключения из правил.

Если учесть во внимание мнение православных настоятелей, можно сделать вывод, что на их счет криозамораживание готовых эмбрионов – это замораживание живых душ, что зародив новое существо нельзя поступать, таким образом, не говоря об использовании вспомогательных методов репродуктивных технологий.

Как церковь относится к суррогатному материнству

Таинство крещения в православии ценится с давних времен. И почти все население нашей страны предано этому обряду. Однако что же связывает крещение новорожденных и суррогатное материнство? На сегодняшний день очень много суждений и споров существует у православных служителей на этот счет.

Многие православные церкви помимо того что не приветствуют само явление суррогатного материнства, но и выдвигают массу ограничений и запретов для самого ребенка рожденного в таком затруднительном положении.

Начиная с крещения, ребенок оказывается не допустим, к таинству этой процессии, так как служителями церкви отрицается факт его естественного, обдуманного, запланированного появления на этот свет.

Греховное деяние не только переносится на родителей такого ребенка, но и на выбранных крестных отца и матери рожденного от суррогатной матери ребенка. Такие люди больше не будут приветствоваться в церкви, или будут ограждены от возможности исповедаться в дальнейшем.

Только спустя долгие годы, когда ребенок вырастет и станет сознательным человеком, путем долгих молитв и покаяний в православной церкви может все-таки самостоятельно пройти обряд крещения и после этого обратиться в веру Богу. В таких ситуациях воля ребенка будет только приветствоваться служителями церкви.

Тема православия и суррогатного материнства очень запутана и не проста. Однако каждый человек делает для себя необходимые выводы после изучения некоторых нюансов этого нелегко дела. Люди отчаянные, не способные иметь собственных детей будут прибегать к различным вариантам осуществить свою заветную мечту, однако будет ли это суррогатное материнство или усыновление – выбор каждого.

Источник: https://surro-mama.ru/surrogatnoe-materinstvo-i-pravoslavie.html

Суррогатное материнство отношение церкви

Суррогатное материнство – метод преодоления бесплодия посредством экстракорпорального осеменения с участием трех лиц: генетической матери, отца и женщины, которая вынашивает зачатый в пробирке плод.

Как биологически, так и юридически рожденный от суррогатной мамы малыш является ребенком тех мужчины, женщины, чьи половые клетки использовались при оплодотворении.

Роль суррогатной матери сводится при этом только к вынашиванию и рождению эмбриона.

Суррогатное материнство дает шанс парам с неизлечимым бесплодием (например, при отсутствии матки у женщины) или одиноким мужчинам зачать генетически родного ребенка, продлив тем самым свой род.

Важно

В РФ, Украине, США и многих других странах это абсолютно законная вспомогательная репродуктивная технология, но позиция Церкви относительно данного вида ВРТ отрицательная.

Церковь считает суррогатное материнство грехом, поэтому верующие пары, страдающие бесплодием, сталкиваются на своем пути к долгожданной радости отцовства, материнства с дополнительными трудностями религиозного и этического характера.

Официальная позиция Церкви

Суррогатное материнство в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», (данный документ размещен на сайте Московского Патриархата, пункт XII «Проблемы биоэтики») осуждается как грех.

Единственно допустимой репродуктивной технологией Православная Церковь считает ЭКО, когда по медицинским показаниям осуществляется искусственное осеменение одной яйцеклетки будущей матери спермой мужа (пара должна состоять в законном браке и принять таинство венчания).

Редукция эмбрионов, генетический отбор наиболее жизнеспособных из них, донорство эякулята и яйцеклеток при этом не допускаются.

По мнению церкви, «чадородие есть желанный плод законного супружества», но отнюдь не единственная цель брака.

Поэтому, если преодолеть недуг бесплодия с помощью терапевтических, хирургических методов супругам не удается, они должны либо смириться со своей участью, приняв отсутствие детей как свое жизненное призвание, либо продолжать молиться Богу о естественном зачатии малыша, либо взять на воспитание приемного ребенка. Иные пути к деторождению, такие, как суррогатное материнство, Церковь осуждает.

Читайте также:  Житие преподобного нила синайского

Причины негативного отношения христианства к суррогатному материнству

Церковь так аргументирует свою позицию – обращение пары, одиноких людей к суррогатной матери:

  1. нарушает целостность союза супругов;
  2. попирает святость материнства;
  3. угрожает духовной целостности, физическому здоровью личности (как женщин, участвующих в этом процессе, так и ребенка, который в будущем может узнать о своем происхождении);
  4. вырабатывает в обществе представление о человеческой жизни как о некоем продукте, который можно купить;
  5. унижает достоинство женщины, которая фактически торгует своим телом, как неким резервуаром для вынашивания биологически чужого ребенка (то же справедливо по отношению к женщине, которая предоставляет свои услуги на бесплатной основе);
  6. нивелирует установившуюся психоэмоциональную связь между плодом и суррогатной матерью;
  7. заведомо лишает будущего ребенка права иметь полноценную семью, если к услугам суррогатной матери прибегает одинокая женщина, мужчина, лицо с нетрадиционной сексуальной ориентацией;
  8. является формой богоборчества, основанной на превратно понимаемой свободе личности;
  9. нарушает Божий замысел о человеке;
  10. формирует безответственное отношение суррогатной матери, генетических родителей к рожденному подобным образом ребенку;
  11. игнорирует мнение самого зачинаемого человека (Церковь признает чадом Божиим зародыша с момента его образования в утробе матери / пробирке).

Позиция Церкви относительно крещения ребенка от суррогатной матери

Не одобряя действия суррогатной матери и генетических родителей ребенка, Церковь не отказывает детям из пробирки в крещении. Такие дети не несут ответственности за грехи родителей, и могут креститься самостоятельно, достигнув совершеннолетия.

В отношении крещения несовершеннолетних, Церковь выдвигает ряд требований:

  • лица, несущие ответственность за христианское воспитание младенца (его генетические родители, восприемники, суррогатная мать) должны покаяться в содеянном грехе;
  • даже если родители не знали о том, что использование услуг суррогатной матери является грехом, они также должны раскаяться;
  • если родитель или родители сознательно пошли против церковного учения, и не приносят явного покаяния, ребенок не будет крещен до совершеннолетия, когда он сам сможет принять решение о вероисповедании;
  • исключением является смертельная опасность – в таком случае младенец благословляется не зависимо от способа его появления на свет;
  • также Церковь не запрещает крестить таких детей, если их подкинули или сдали в приют.

Такая позиция представителей православного священства имеет пастырское значение – общество получает четкий ответ на вопрос о допустимости использования данной ВРТ с точки зрения христианского вероучения.

Источник: https://ekoaist.ru/otnoshenie-religij/surrogatnoe-materinstvo-otnoshenie-cerkvi.html

Как церковь относится к суррогатному материнству?

В начале XXI столетия инновационные разработки в области медицины продвинулись далеко вперед. С их помощью стало возможным решение одной из самых страшных бед многих семейных пар — бесплодия. Суррогатное материнство — одна из самых неоднозначных вспомогательных репродуктивных технологий, против которой выступает Православная церковь.

Аргументы священнослужителей

Суррогатное материнство — технология деторождения, при которой эмбрион, появившийся в результате искусственного соединения родительских клеток, вводят в тело посторонней женщины. Она обязуется выносить и родить ребенка, после чего передать его родителям. Чаще всего суррогатная мать получает финансовое вознаграждение за участие в процессе.

Суррогатное материнство — это вынашивание и рождение чужого ребенка

Русская православная церковь сформулировала свою позицию по поводу этого процесса на церковном соборе в 2000 г. Она имеет под собой богословское, морально-нравственное и социальное обоснование.

Богословские доводы

В основе неприятия церковью суррогатного материнства лежит христианское понимание деторождения, как Господнего дара. При этом оно не является основной целью союза любящих мужчины и женщины.

При этом бесплодие является не только карой за прошлые грехи, но и испытанием веры человека в Божий промысел. С этой точки зрения, искусственное оплодотворение, лежащее в основе суррогатного материнства, становится вызовом Господу.

Совет

Участие в процессе деторождения третьего человека нарушает интимность и уникальность брачных отношений и взаимосвязи, возникающей между ребёнком и матерью во время беременности.

Защитники суррогатного материнства утверждают, что всё в этом мире происходит по Воле Создателя. Но в христианстве есть понятие «попустительство злу», которое подразумевает непротивления Господа греховных действий, совершаемых по свободной воле человека.

Морально-нравственные аспекты

Противники суррогатного материнства указывают, что этот процесс фактически является торговлей телом женщины, которая уподобляется бездушному приспособлению для вынашивания детей.

Ребенок, которого вынашивает нанятая для этого женщина, является в этом случае товаром, объектом договора, а не ниспосланным даром.

Но сможет ли биологическая мать забыть об эмоциях и чувствах, возникающих во время вынашивания, и спокойно отдать малыша? Как это отразиться на её психологическом состоянии?

Суррогатное материнство разрушает эмоциональную бли­зость между ма­терью и младенцем

В силу недоступности информации о росте и развитии детей, появившихся подобным образом, трудно судить о его влиянии на дальнейшую жизнь ребёнка.

Но известные случаи говорят о значительных отклонениях в их моральных и нравственных установках. Особенно это касается случаев, когда суррогатная мать вынашивает ребёнка для однополых родителей и одиноких мужчин.

Такие дети, воспитанные в противоестественных извращенных условиях, переносят родительскую модель поведения на свои отношения с окружающими.

Распространение суррогатного материнства обесценивает институт супружества, как союза любящих мужчины и женщины. Всё чаще он вытесняется эгоистической жизнью, стремящейся удовлетворять только собственные интересы, и противоестественными однополыми связями, разрушающими нравственные устои общества и традиционные семейные ценности.

Социальные последствия

Суррогатное материнство, по мнению не только представителей церкви, но и многих общественных деятелей, ведёт к углублению социального неравенства. Мировая практика показывает, что суррогатными матерями становятся женщины с низким социальным статусом, надеющиеся таким образом решить свои материальные проблемы.

Искусственное оплодотворение и финансовые затраты на оплату услуг нанятой женщины — неподъемное бремя для большинства бесплодных пар. Основными потребителями этой услуги являются богатые люди, желающие удовлетворить собственные эгоистичные прихоти и считающих детей атрибутом своего статуса.

Заслуженность бесплодия

Невозможность иметь детей — актуальная проблема многих российских супругов. При этом священники отмечают, что бесплодие чаще всего следствие безнравственного и безответственного поведения женщин. В подавляющем большинстве случаев бесплодная супруга делала хотя бы один аборт. Опасность этой процедуры признаётся всем медицинским сообществом.

Важно! Развитие индустрии суррогатного материнства нивелирует потенциальные отрицательные последствия неразумного поступка.

Вопрос крещения

Одной из главных тем большинства высказываний, направленных против суррогатного материнства, является спорный вопрос о возможности крещения младенцев, рождённых суррогатной матерью.

Крещение ребенка возможно, если его родители исповедуют православную веру

Мнения священнослужителей в этом вопросе неоднозначны. Высказываются следующие мнения:

  1. Младенец имеет право быть крещеным независимо от обстоятельств появления на свет. Ребёнок не должен нести ответственность за применение родителями репродуктивных процедур, которые осуждает Церковь.
  2. Крещение — начало длинного пути, который проходит христианин на пути к единению с Богом в Его Царстве. В младенческом возрасте человеку помогают идти по нему родители и восприемники. Но если они не принимают позицию Церкви и не раскаиваются в своём противоестественном поступке, то и ребёнку они привить христианское смирение и покорность Воле Господа не смогут. Таким образом, крещение младенца возможно только после покаяния родителей, пошедших против Замысла Всевышнего.
  3. Человек, рожденный суррогатной матерью, может пройти таинство Крещения в осознанном возрасте, осознанно решившись на этот шаг. Факт его противоестественного рождения не может стать в этом случае препятствием.

Важно! Все представители православной церкви считают, что легализация суррогатного материнства — недопустимое явление в государстве, в котором существует социальное общество. Оно является вызовом установленному Богом порядку и не может считаться допустимым верующим человеком.

Мнение священников

В 2013 г. дискуссия о суррогатном материнстве разгорелась с новой силой в связи с рождением у известной супружеской пары детей, вынесенных нанятой для этого женщиной. Своё мнение относительно этого вопроса в различных средствах массовой информации высказали некоторые представители Православной Церкви.

Суррогатное материнство является недопустимыми с православной точки зрения

  1. Представитель Московской патриархии протоиерей Дмитрий Смирнов, отмечает что эта методика приводит к разрушению эмоциональных связей между матерью и младенцем.

    Она оказывает травмирующее воздействие на психику женщины, оказывающую услугу по вынашиванию ребёнка, который в будущем может испытывать проблемы с самоопределением.

  2. Священник Сергий Рыбаков, окаймляющий один из приходов Рязанской митрополии, считает суррогатное материнство — вызовом Божественному Замыслу.

    Богатые люди, имея большие финансовые возможности, удовлетворяют свои прихоти вместо того чтобы прислушаться к Голосу Господа и принять в свою семью ребёнка-сироту, нуждающегося в заботе и любви. Протоиерей выражает согласие с мнением ряда общественных деятелей, считающих что вынашивание ребёнка по контракту — узаконенная торговля детьми.

  3. Иерей Алексий Мороз утверждает, что увеличение случаев использования найма женщин для рождения детей — показатель духовно-нравственного состояния российского общества. Люди, забывая об истинном своём предназначении, заключающемся в стремлении к единению с Господом, пытаются любыми путями к удовлетворению горделивых желаний.

    В этом стремлении они не задумываются о дальнейшей судьбе детей, рождённых по этой методике. Священнослужитель отмечает, что вопрос о воцерковлении детей, рождённых от суррогатной матери, требует богословского обсуждения.

  4. Протоиерей Олег Стеняев, руководящий центром для реабилитации людей пострадавших от нетрадиционных религий, отмечает, что участие в процессе рождения ребёнка третьего лица — это не только нарушение установленного Господом порядка, но вмешательство в биологическую природу человека.

    Биологические родители, мечтая о ребёнке, похожем на них, не учитывают, что на стадии внутриутробного развития младенец будет находиться в теле третьего лица. А так как протекание этого периода во многом влияет на будущую жизнь человека, то предсказать особенности его характера и поведения практически невозможно.

  5. Представитель благотворительного фонда Святителя Василия Великого Алексей Комов, отмечает, что суррогатное материнство превращает женщину в инкубатор. За ней не признаётся право на материнские инстинкты и чувства по отношению к ребёнку, которого она вынашивает.

    Легализация этой методики привела к разрушению традиционных семейных ценностей, крушению морально-этических общественных норм и распространению гомосексуальных союзов. Большой процент потребителей этой услуги в России составляют иностранцы, поэтому суррогатное материнство — доходный бизнес-проект, а не средство решение проблемы бесплодия российских супружеских пар.

Альтернативой этого процесса является усыновление ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Это позволит истинному христианину и удовлетворить своё желание иметь детей, и совершить богоугодное деяние.

Протоиерей Андрей Ткачёв о суррогатном материнстве

Мар 11, 2019 13:27Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-surrogatnoe-materinstvo.html

Как церковь относится к возможности ЭКО и суррогатного материнства?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Отсутствие возможности женщине, по тем или иным причинам, самой родить ребенка, заставляет женщин, уже отчаявшихся когда-то родить самим, решиться на такой рискованный шаг, как ЭКО.

Так что же такое — ЭКО? И что такое — «суррогатное материнство»? Как Церковь относиться к этим двум явлениям и насколько они опасны? Стоит ли женщине, которой поставлен страшный диагноз «бесплодия» все же молиться и надеяться на чудо рождения долгожданного ребенка? И если стоит молиться, то каким святым?

Отвечает священник Роман Уточкин:

«Отчаяние это грех! Прежде всего, любой священник скажет – не отчаивайтесь! И правда, нет оснований считать — даже если поставлен окончательный диагноз специалиста — что дело зачатия младенца совершенно безнадежно.

 История жизни знает множество обратных примеров, которые в церковной среде трактуются как обыкновенное чудо, а в среде светской — как плод неустанных усилий.

Обратите внимание

 Поэтому первым советом здесь будет, безусловно, лечиться, ну а вторым, традиционно, молиться.

Помимо обычных медикаментозных и физиотерапевтических методов лечения бесплодия, современная медицина предлагает ряд достаточно сложных способов семейной паре обрести долгожданное потомство.

Однако надо знать, что церковное сознание, выраженное в Социальной концепции Русской Православной Церкви, не все из них одобряет.

Что же касается такого метода, который основан на донорстве половых клеток, то он считается категорически недопустимым, так как вносит в союз двух некое анонимное третье действующее лицо. С этой точки зрения само оплодотворение и зачатие вполне может рассматриваться как результат супружеской измены.

Экстракорпоральное оплодотворение, которое становится особенно модным, напрямую связано с таким жутким следствием этого метода, как уничтожение излишних эмбрионов.

Поскольку религиозное сознание признает ценность фактической жизни именно с момента появления эмбриона из оплодотворенной яйцеклетки, то этот метод должен трактоваться как массовый аборт, или, попросту говоря, убийство тех самых детей, которые столь желанны супругам, и которые в массовом порядке летят в сливное ведро.

 Ответственность за этот тяжкий нравственный проступок лежит не только на медиках, чьи руки и совершают убийство, но и на родителях, идущих на подобную селекцию.

Суррогатное материнство также признается аморальным и недопустимым в практике нормальной семейной жизни.

«Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе.

Важно

 Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.

«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.

Иногда возникает вопрос: если суррогатное материнство – это плохо, то почему усыновление брошенных детей это хорошо? Ведь там вообще чужой ребенок берется в семью, к рождению которого ни будущий папа ни мама не имеют отношения.

На самом деле все проще: усыновление — это благодеяние, или доброе дело, которое совершают люди из любви, и, прежде всего к уже рожденному, но несчастному младенцу или великовозрастному ребеночку. Никто и не претендует на генетическое родство, оно здесь заменяется родством духовным, семейным, которое, при настоящей любви, полностью компенсирует разность крови.

Прежде чем рассказать, как и кому молиться при бесплодии, стоит пояснить, зачем это делать. Конечно, речь идет о людях верующих. Такое семейное испытание, как бесплодие, не всегда приводит к разрушению брака, но чаще всего ведет к его консолидации, особенно если супруги действительно любят друг друга.

Стоит задуматься о самом главном – кто является источником жизни? Для верующего человека ответ очевиден – это Бог! Следовательно, при невозможности родителями зачать новую жизнь младенца и стоит обратиться к непосредственному Подателю жизни.

 Но особенно полезно супругам поразмышлять о том, зачем дается им подобное испытание, и какие изменения к лучшему они могут внести в свою жизнь, чтобы его успешно преодолеть. А для этого рекомендуется, как можно чаще прибегать к Таинству Исповеди.

Еще лучше, если муж и жена будут как можно чаще причащаться, поскольку Причастие — это не только награда за труды и подвиги, но и лекарство, как для души, так и для тела. Кровь Христа соединяется с кровью христиан, помогая преодолевать самые различные недуги.

Очень хорошо, если супруги пособоруются, так как это Таинство напрямую связано с помощью при нездоровье. И конечно замечательно, если невенчанный брак получит церковное благословение в Таинстве Венчания.

Когда речь заходит именно о помощи Божией, от человека требуется лишь одно – неустанно ее искать. А подаваться она может самым различным способом. Детей вымаливают не для себя, а для Господа. Вспомните историю родителей Богоматери (Иоакима и Анны). Дети рождаются для продолжения самой жизни, по Воле и Любви Господа нашего».

Советы будущей маме

Последствия снижения ценностей отцовства и материнства

 >

Источник: http://semyaivera.ru/2014/12/11/kak-tserkov-otnositsya-k-vozmozhnosti-eko-i-surrogatnogo-materinstva/

Суррогатное материнство и позиция церкви

Все что приносит радость людям, не должно считаться грехом, но так ли? И как относится церковь к вспомогательным репродуктивным технологиям, которых в последнее время появилось очень много? К ним относятся: донорство половых клеток, ЭКО, внутриматочная инсеминация, ИКСИ, предимплантационная диагностика и суррогатное материнство.Рассмотрим вопрос: церковь и суррогатное материнство: разрешено или подвергается гонениям?

Что представляет собой технология?

Эти методы дали возможность многим людям обрести свое счастье – детей. Отдельно стоит подробно рассказать про суррогатное материнство.

По закону эта процедура проходит следующим образом: женщина, которая не может иметь детей, проходит стимуляцию овуляции, у нее получают яйцеклетки, их оплодотворяют сперматозоидами мужа и подсаживают другой женщине. Но воспользоваться этой услугой можно только при наличии определенных показаний.

Ими могут быть отсутствие матки, невынашивание беременности, неуспешные попытки ЭКО или другие патологии, не позволяющие женщине вынашивать беременность.
Если после обследований выявлено, что половые гаметы мужчины или женщины непригодны для оплодотворения, используют донорский материал.

Совет

Суррогатным материнством это считается только в том случае, если были использованы генетические материалы одного из родителей. Давно известны случаи частичного суррогатного материнства. Это происходит тогда, когда для оплодотворения используется донорский материал суррогатной матери.

Как ни странно, этот метод использовали еще в древнем мире. Сейчас в большинстве стран мира использовать донорскую яйцеклетку при суррогатном материнстве запрещено, в том числе и в России.

Отношение православной церкви

Первое, что стоит заметить, в библии об этом ничего не сказано, но упоминают частично в бытие 16:2, где Сара обращается к Аврааму с просьбой зачать ребенка от служанки, так как она сама не может забеременеть. И, тем не менее, ответ РПЦ однозначен, она высказывается резко негативно.

Официальным документом по этому вопросу являются основы социальной концепции Русской православной церкви от 2000 года.В этом документе говорится о том, что ВРТ, применяющиеся для лечения бесплодия, нарушают целостность физиологического и духовного здоровья человека. Считается, что этим процессом врачи вмешиваются в зарождение жизни и создают угрозу взаимоотношениям между людьми.

Выражаются мнения против отношения к жизни, как к вещи, подлежащей выбору и которой можно легко распоряжаться. Пишется о том, что продолжения рода не является единственной целью венчание в церкви, как заключение брака. Путь к деторождению, который идет вне согласия с божьим замыслом, по мнению церкви, нравственно не оправдан.

Допустимым методом репродуктивной технологии, как считает церковь, является только искусственная инсеминация сперматозоидами мужа. Все остальное осуждается и предлагается взамен усыновление ребенка из детдома по согласию обоих родителей. Церковь осуждает любые манипуляции, которые относятся к донорству половых клеток как мужских, так и женских.

И сама процедура экстракорпорального оплодотворения также осуждается. Мотивацией этому является возможность таким способом зачать ребенка для одиноких мужчин и пар нетрадиционной сексуальной ориентации.

Кроме того, церковь выражает несогласие с заморозкой эмбрионов, выбором одного из нескольких, выбрасыванием остальных. Напоминается о важности каждой души, которая уже имеется у эмбриона и о его праве на жизнь.

Эта процедура осуждается наравне с абортами. Указывается, что при невозможности зачать ребенка, такая пара не благословенна Богом на создание семьи.

Делается акцент на том, что разрыв матери, которая вынашивала плод, и ребенка наносит сильную физическую и духовную травму обоим.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Цена счастья или сколько стоит суррогатное материнство

Как отвечают представители РПЦ на самые распространенные аргументы

На замечание сторонников суррогатного материнства о том, что Библия прямо не указывает на запрет суррогатного материнства, церковь отвечает: Завет является не только плодом Бога, но и также человека, поэтому она подвергается постоянному трактованию и дополнению с учетом современных проблем. На аргумент о том, что ничего не происходит без Божьей воли, они отвечают: здесь скорее не воля, а Божье попущение. А Божью заповедь «плодиться и размножаться» церковь трактует таким образом, что речь идет исключительно о церковном браке.

Морально-этические проблемы по мнению церкви

Православная церковь отрицательно настроена против отчуждения ребенка от матери, которая родила, и называет аморальными продавать свое дитя за деньги или даже дарить, тем самым обрекая его на жизнь без материнской любви.

Аргументируя свою позицию, церковь выступает против психологической травмы для души ребенка и матери, которая отдает уже полюбившееся маленькое существо. Утверждается, что распространение такой практики, как суррогатное материнство может привести к пренебрежению брачными узами и распространением неестественных форм сожительства.

Кроме того, церковь считает, что главное для семьи не родить ребенка, а правильно его воспитать. И что рождение ребенка не является абсолютным благом, ведь не все младенцы становятся святыми.

Недавно самая известная Звездная пара России (Максим Галкин и Алла Пугачева) также стали родителями с помощью вспомогательной технологии суррогатное материнство.

Обратите внимание

Благодаря ей в Америке у них родилось двое детей— мальчик и девочка. Служители церкви однозначно осудили такой поступок знаменитостей.

Более того, они еще указали на то, что они служат аморальным примером для других, ведь дурной поступок заразителен.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:  Суррогатное материнство: плюсы и минусы процедуры

Крещение суррогатных детей

С крещением детей позиция церкви не такая однозначная. Нельзя осуждать ни в чем не повинного младенца, и она не осуждает ребенка.И вроде бы крестить его можно, но есть одно но.

Дело в том, что не осуждаются родители, а так как ребенок еще маленький, то согласие на крещении за него должны дать родители или восприемники.

Для того чтобы это сделать они должны покаяться в содеянном и принести церковное покаяние, только в таком случае ребенок, рожденный с помощью суррогатного материнства, может быть крещеным.

Потом когда младенец уже вырос, он сам имеет право принимать решение о собственном крещении, ничего ему не мешает покреститься. Исключение составляют дети, которые находятся в критическом состоянии и могут умереть, таких детей окрестят при любых обстоятельствах если того захотят их родители или восприемники.

Отношение других самых известных мировых религий

Поддерживают категорическую позицию православной церкви по недопустимости суррогатного материнства протестанты и католики. Причем в отличие от православия последние считают неприемлемой и противоестественной также внутриматочную инсеминацию.

Конкретно в католицизме об этом сказано, что любое зарождение жизни, кроме как во время полового акта между любящими друг друга людьми, является морально неприемлемым. Более полный ответ дают протестанты: любые манипуляции с рождением человеческой жизни отрицаются.

Они вызывают обеспокоенность о любом вмешательстве в процесс зарождения, указывая на то, что такие манипуляции в любом случае порождают проблемы взаимоотношений между супругами, между детьми и проблему взаимоотношения детей с обществом. Они утверждают, что это будет тяжелый психологический кризис для ребенка.

Кроме того, вызывает беспокойство еще и то, что дети, рожденные от анонимных доноров, не знают о том, что они могут быть родственниками, поэтому могут далее вступить в брак и совершить инцест. Отличается мнение о суррогатном материнстве и в религии ислама.

Согласно Корану женщине и мужчине разрешены половые отношения только в браке, а использование ВРТ (репродуктивных технологий) разрешено в том случае, если не используется третья сторона. Можно сделать вывод, что они одобряют внутриматочную инсеминацию, а также зачатие с помощью экстракорпорального оплодотворения, но против суррогатного материнства.

Иудаизм имеет свое, отличное от других религий, мнение. Согласно позиции рабе Мойше Файнштейн незаконнорожденными признаются дети, рождённые вне брака, то есть в незаконных сексуальных отношениях. Альтернативные способы появления на свет (донорство спермы, ИИ, ИКСИ, суррогатное материнство, ЭКО) является приемлемым для иудаизма. Можно сделать вывод, что церковь и суррогатное материнство находятся в состоянии непонимания.

Суррогатное материнство и позиция церкви Ссылка на основную публикацию

Источник: https://EkoVsem.ru/vce-pro-eko/surrogatnoe-materinstvo/cerkov-i-surrogatnoe-materinstvo.html

Ссылка на основную публикацию