Кафедральный соборный храм христа спасителя в москве

Главная церковь страны – Храм Христа Спасителя в Москве. А также, Патриарший мост и памятник Петру I

Главной церковью Москвы и всей страны является Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя это Кафедральный Собор Русской православной церкви расположенный в российской столице, городе Москве, в пешей доступности от Красной площади и Александровского сада, на Москве реке, по адресу: улица Волхонка, 15-17.

Настоятель Храма Христа Спасителя – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Храм Христа Спасителя в Москве был построен как объект благодарности богу за помощь и заступничество в трудный период истории России при наполеоновском нашествии во время Отечественной войны 1812 года. Храм выступает также символом и памятником русскому народу за его мужество и героизм, проявленные во время вооруженных действий.

Храм был воздвигнут по проекту архитектора К.А. Тона, 26 мая 1883 года. Строительство церкви продолжалось почти 44 года, первый камень был заложен 23 сентября 1839 года.

Обратите внимание

После, в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года, здание храма было разрушено. Вновь отстроено лишь в 1994-1997 годах.

Именно этот вновь возведенный в 90-х годах в псевдорусском стиле Храм, мы и видим в настоящее время.

В храме Христа Спасителя проходили и проводят все главные юбилеи и торжества. Этот Храм является одной из главных достопримечательностей города, составляет неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы, он служит и частью культуры и общественно-политической жизни всей страны. Официальный сайт Храма Христа Спасителя в Москве: xxc.ru.

Добраться до Кафедрального Собора, Храма Христа Спасителя можно на метро. Ближайшая станция метро – Кропоткинская.

Также можно доехать до станций метро Театральная, Охотный ряд, Александровский сад или Арбатская, а дальше прогуляться пешком до Собора, заодно увидеть другие главные достопримечательности страны, такие как Манежная площадь, площадь Революции, Мавзолей, Московский Кремль и Александровский сад.

Самый прекрасный вид на Храм Христа Спасителя открывается с Патриаршего моста. Именно с этой точки можно видеть Храм во всей красе, без каких-либо наклонов или углов.

Кстати, Патриарший мост в Москве тоже входит в десятку главных достопримечательностей города.

Это пешеходный мост пересекающий Москву реку и соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные, далее мост пролегает через Болотный остров, пересекает Водоотводный канал и заканчивается на Якиманской набережной.

Важно

Патриарший мост был сооружен по проекту архитектора М. Посохина, художника З. Церетели, инженеров А. Колчина и О. Чемеринского, открыт в 2004 году.

Архитектура моста, как и сам Собор Христа Спасителя, напоминает традиционную московскую архитектуру девятнадцатого века. В темное время суток мост освещают светильники оригинальной формы, встроенные в полотна моста.

Патриарший мост является любимым местом прогулок гостей и жителей города. На нем влюбленные назначают свидания, а брачующиеся фотографируются и вешают «замки любви».

Этих замков любви на перилах моста огромное множество, здесь и маленькие замочки и большие амбарные, и оригинальные именные выполненные на заказ. Раз мост такой посещаемый, то его не обошли своим вниманием и предприниматели города.

По всему мосту то здесь, то там предлагают выпустить голубей, за плату, конечно же. Этих «голубиных магнатов» на мосту настолько много и они столь навязчивы, что это порядком раздражает.

С 2008 по 2011 годы на мосту записывались новогодние обращения Президента России Дмитрия Медведева.

С Патриаршего моста можно видеть здание шоколадной фабрики “Красный Октябрь” и памятник Петру I. Памятник Петру первому в Москве является одним из самых высоких памятников в России, его общая высота достигает 98-ми метров.

Официальное название памятника – Памятник в ознаменование 300-летия российского флота. Воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала.

Совет

С другой стороны Патриаршего моста можно видеть Кремлевскую набережную, Кремлевскую стену и здания комплекса Кремля – Государственный Кремлевский Дворец, Благовещенский и Архангельский Соборы.

Вид на город с Патриаршего моста

Не будем уходить далеко от главной темы данной статьи и вернемся к Храму Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя в Москве, является самым большим собором Русской Православной Церкви, его вместительность до 10 000 человек. Внешняя часть собора оформлена рядом мраморных горельефов, а главным украшение служат золотые купола с венчающими их крестами.

Храм имеет 4 колокола: Большой Торжественный, его масса составляет 29,8 тонн, услышать его звон можно только 4 раза в год по самым великим православным праздникам, Праздничный, его голос можно слышать в дни двунадесятых праздников, Полиелейный весом в 9,2 тонны и 5-ти тонный Будничный.

Это монументальное сооружение, особенно его золотые купола, хорошо видно с многих мест города Москвы. Происходит это благодаря тому, что расположен Собор на возвышенности – холме.

С разных ракурсов открываются такие непохожие друг на друга виды Храма Христа Спасителя и его вспомогательных строений

Собор Христа Спасителя имеет несколько входов и выходов, главный со стороны улицы Волхонка. Именно с этой улицы можно попасть в храм.

Вход в Храм Христа Спасителя свободный, бесплатный. Проход через охрану и металлоискатели. Снимать и фотографировать в Храме запрещено, поэтому фотографии внутреннего убранства отсутствуют. Но рассказать, расскажем.

Обратите внимание

Внутри Храм Христа Спасителя имеет высокие стены со сводчатыми потолками, полностью расписанные цветными картинами и ликами святых. Богатое красочное убранство, преобладание красного и золотого цветов. В Храме несколько этажей и множество залов. Расположены торгово-сувенирные лавки. Музей Храма Христа Спасителя, вход бесплатный, экскурсии платные.

Основу музея составляют материалы, повествующие об истории строительства, разрушения и воссоздания Собора. Музей это некий памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года.

И галерея воинской славы, здесь на мраморных досках в хронологическим порядке перечислены все основные события сражений и представлены фрагменты сохранившихся мемориальных плит с именами героев.

Наше личное мнение о Храме Христа Спасителя. Большой? Да, большой, массивный и бросающийся в глаза! Красивый? Не думаем. Ощущения от Внутреннего убранства – чересчур, в глазах рябит, как будто попал в безвкусно обставленный музей. Что действительно было красиво в Храме так это высокие сводчатые расписанные потолки. Ими мы полюбовались от души.

Комплекс Храма Христа Спасителя в Москве

В комплекс храма Христа спасителя входят естественно сам Храм Христа Спасителя, Преображенская церковь Храма Христа Спасителя, Часовня Державной иконы Божией Матери, Фонд Храма Христа Спасителя и экскурсионное бюро Храма Христа Спасителя.

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя в Москве

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя сооружена в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Внутреннее убранство церкви соответствует времени основания монастыря, то есть шестнадцатому веку. Церковь имеет три алтаря: главный, в честь Преображения Господня и два малых придела, в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

Освящение и открытие Преображенской церкви произошло 19 августа 1996 года.

Главными святынями Преображенской церкви являются икона Спас Нерукотворный художника Сорокина, чудом сохранившаяся после разрушения Храма, древняя икона Божией Матери Смоленская и икона Святителя Николая, находившаяся до этого в церкви города Бари.

Часовня Державной иконы Божией Матери в Москве

Эта деревянная небольшая часовня расположена не в самом храме, а чуть поодаль, но близ Храма, ниже его уровня.

Место главной святыми Часовни Божией Матери занимает икона Богородицы «Державная», обретенная в двадцатом веке. Именно эта икона стала одной из главных святынь в современной России.

Рядом с Часовней Державной иконы Божией Матери можно видеть красивое здание, это дом Перцова.

Доходный дом в Москве, расположенный на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, построенный в 1905-1907 годах архитекторами Н.К. Жуковым и Б.Н. Шнаубертом по эскизам художника С.В.

Важно

Малютина, автора русской матрешки. Вот и сам дом чем-то напоминает знаменитую русскую матрешку и теремки из русских народных сказок.

Дом Перцова выполнен в стиле модерн. В оформлении теремков-балконов использованы мотивы древнерусского декора, которые органично сочетаются с элементами западноевропейской средневековой архитектуры.

На декоре фасада здания просматриваются формы причудливых мифологических существ, сказочных животных и растений. А также резные украшения на окнах и стенах дома.

Эдакий домик-теремок из сказки, нашедший своё место и так гармонично вписавшийся в архитектуру современных зданий в самом центре российской столицы.

Фонд Храма Христа Спасителя и экскурсионное бюро Храма Христа Спасителя в Москве

Храмом Христа Спасителя управляет Фонд Храма Христа Спасителя. Именно этот фонд привлекает благотворителей, собирает и распоряжается пожертвованиями, сдает залы Храма в аренду, проводит выставки и устраивает экскурсии.

Фонд действует на основании Договора доверительного управления объектами общекультурного и инженерно-технического назначения комплекса Храма Христа Спасителя № 01 от 24.05.

2004 года, заключенного с Департаментом имущества города Москвы.

Фондом Храма разработаны и проводятся следующие экскурсии:

– Храм Христа Спасителя, посещение Зала Церковных Соборов, подъем на смотровые площадки. Да, в Храме Христа Спасителя есть смотровые площадки, с которых открывается прекрасная панорама на окрестности Москвы. Вот только подняться на эти площадки можно лишь в комплексе с экскурсией.

– Горельефы Храма Христа Спасителя с выходом на смотровые площадки.

– Росписи галереи Нижнего Храма (притчи), подъем на смотровые площадки.

– Храм Христа Спасителя с выходом на смотровые площадки, Хоры.

Стоимость групповых экскурсий от 400 рублей с человека. Группы от 10 человек.

Официальный сайт Фонда Храма Христа Спасителя: fxxc.ru.

Святыни и мощи Храма Христа Спасителя в Москве

Рака с мощами святителя Филарета Московского (Дроздова), частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ковчег с частицами святых мощей, Риза Пресвятой Богородицы, Глава святителя Иоанна Златоуста, Мощи Благоверного великого князя Александра Невского, Мощи Святителя Ионы митрополита Московского, Мощи Равноапостольского великого князя Владимира, Мощи Преподобной Марии Египетской и Благоверного князя Михаила Тверского, Мощи Святителя Петра Митрополита Московского, Мощи Святителя Василия Великого, Мощи Иоанна Крестителя, Мощи Апостола Андрея Первозванного, Гвоздь Креста Господня, Мощи Преподобного Михаила Малеина, Мощи Святого великомученика Феодора Стратилата, Мощи Великомученицы Евфимии Всехвальной, Глава Святого Григория Богослова, Мощи Преподобной Евфросинии Московской.

Статус Храма Христа Спасителя в Москве

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. Оперативное управление комплексом осуществляет негосударственная, некоммерческая организация – фонд храма Христа Спасителя.

В церковно-административном отношении храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Повседневные обязанности настоятеля исполняет ключарь протоиерей Михаил Рязанцев.

Источник: https://life-globe.com/hram-hrista-spasitelja-v-moskve/

Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя / Организации / Патриархия.ru

История

Решение о строительстве храма «в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» было принято императором Александром I в 1812 г. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьевых горах (архит. А.Л. Витберг, заложен в 1817 г.

) не был осуществлен. Новый проект в русско-византийском стиле (архит. К.А. Тон) утвержден в 1832 г. императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 г. на Пречистенской наб.

, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (здания монастыря были разобраны, а сестры переведены в Красное село).

Строился храм на средства казны с привлечением народных пожертвований. 26 мая 1883 г. храм, ставший самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10 000 человек), был освящен митр. Иоанникием в присутствии императора Александра III. Внутреннее убранство было выполнено знаменитыми русскими художниками В.П.

Верещагиным, Г.И. Семирадским, В.И. Суриковым, В.Б. Маковским, Ф.А. Бруни, И.Н. Крамским и др. Автором идеи скульптурного убранства фасадов был свт. Филарет, митр. Московский, мраморные барельефы и скульптурный декор исполнены А.В. Логановским, Н.А. Рамазановым, П.К. Клодтом и др., бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архит. Л.В. Даля.

Совет

В галерее, окружавшей здание, находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награжденных офицеров, названиями воинских частей, датами главнейших сражений Отечественной войны 1812 г.

С храмом Христа Спасителя тесно связано открытие и освящение памятника императору Александру III (автор М.А. Опекушин), состоявшееся 30 мая 1912 г. и приуроченное к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 г.

Читайте также:  Ежедневная молитва святителя филарета московского

При храме активно велась духовно-просветительская деятельность: действовали библиотека и общеобразовательные курсы для рабочих.

15 августа 1917 г. в Храме состоялось открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви, восстановившего патриаршество.

5 ноября того же года в Храме Христа Спасителя был избран первый Патриарх Всероссийский после двухсотлетнего синодального периода. Им стал митр. Московский Тихон (Белавин). В 1989 г.

он был причислен к лику святых. В 1917–1919 гг. ключарем Храма был новомученик священник Александр Хотовицкий.

В феврале 1918 г. для предотвращения закрытия храма создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922–1923 гг. храм был захвачен обновленцами, а в 1931 г. закрыт. 5 декабря 1931 г. по личному распоряжению И.В.

Сталина Храм был взорван. Несколько горельефов с фасадов храма находятся в Донском монастыре. На месте Храма планировалось строительство Дворца Советов высотой 480 м (архит. Б. Иофан), однако проект не был осуществлен, и в 1960 г.

на месте храма был открыт бассейн «Москва».

Обратите внимание

В 1990 г. Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. В 1991 г. на месте алтаря Храма была построена временная часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», которая впоследствии была разобрана.

7 января 1995 г. состоялась торжественная закладка Храма. На Пасху 1996 г. под сводами Храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 г.

все внутренние и внешние отделочные работы были завершены. Освящение главного престола Святейшим Патриархом Алексием II в сослужении собора архиереев состоялось 19 августа 2000 г.

При Храме расположены зал Церковных Соборов, зал заседаний Священного Синода.

Престолы

Главный — Рождества Христова, южный — свт. Николая (не освящен), северный — св. благоверного князя Александра Невского (не освящен); в нижнем храме: центральный — Спаса Преображения, южный — преподобного Алексия, человека Божия (не освящен), северный — Тихвинской иконы Божией Матери (не освящен).

Святыни

Чтимая Смоленская икона Божией Матери; икона «Спас Нерукотворный», находившаяся в Храме до его закрытия (худ. Сорокин); икона свт. Николая, писанная в г. Бари (Италия); частицы мощей ап. Андрея Первозванного и ап. Иакова.

Богослужение

Ежедневно в нижней Преображенской церкви Храма Христа Спасителя, всенощная в 17.00, Литургия в 8.00; по воскресеньям и в великие праздники богослужения совершаются в верхнем Храме Христа Спасителя; всенощная — в 17.00, Литургия — в 10 час. (в праздники, совпадающие с будними днями, в 9 час.).

Исповедь совершается за час до начала Литургии.

Таинство Крещения и отпевание усопших совершаются ежедневно, и в положенные дни — Таинство Венчания.

При Храме действуют книжный магазин и музей, проводятся экскурсии. На уровне звонниц Храма устроена смотровая площадка.

Настоятель Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Страна:РоссияГород:МоскваАдрес:119034, ул. Волхонка, 15Телефон:(495) 637-12-76Web-сайт:www.xxc.ruE-mail:info@xxc.ruКлючарь:Михаил Рязанцев, протоиерей

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/232770.html

Храм Христа Спасителя

Идея постройки храма возникла зимой 1812 года на одном из заседаний общества «Беседа любителей русского слова» под председательством государственного деятеля и поэта Гавриила Державина.

Предложение было передано царю Александру I, и уже через несколько дней, в Рождество 1812-го (25 декабря по старому стилю), появился манифест за подписью государя, в котором говорилось: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…» Манифест был широко поддержан самыми разными представителями российского общества.

Вскоре был объявлен международный конкурс на проект храма. Александр I хотел, чтобы в нем не просто была увековечена история войны и спасения. В каменной форме следовало отразить «миссию русского народа». И такой проект нашелся. Неожиданно для многих победил 28-летний архитектор шведского происхождения Карл Мангус Витберг.

Важно

Его проект на фоне остальных выделялся масштабом — высота храма должна была составить 237 метров, почти на две трети выше, чем собор Святого Петра в Риме. Он включал площадь с колоннадами длиной более 600 метров и триумфальные колонны, отлитые из трофейных вражеских пушек.

Оценив проект, Александр I сказал: «Вы заставили камни говорить!»

В 1817 году в присутствии практически всего населения Москвы того времени — около 400 тысяч человек — на Воробьевых горах был торжественно заложен первый камень. И если бы этому проекту было суждено воплотиться в жизнь, сегодня мы смогли бы увидеть храм из любой точки Москвы.

Бодрый темп стройки, взятый на первых этапах, вскоре заметно снизился из-за проблем с инфраструктурой, а после смерти Александра I в 1825-м работы и вовсе прекратились. Вступивший на престол Николай I не был чувствителен к «мистическим откровениям» брата и остановил проект.

По официальной версии, земли, на которых строился храм, были непригодны для строительства. Самого архитектора, успевшего сменить имя с Карла Мангуса на Александра Лаврентьевича, осудили за растраты и сослали на Вятку. О том, был ли он виноват или нет, историки спорят до сих пор.

Однако храм Александра Невского, построенный Витбергом в Кирове в память об императоре, вплоть до уничтожения в XX веке свидетельствовал в пользу архитектора красноречивее любых других доводов.

От идеи строительства Николай I отказываться не стал, а решил рассмотреть новые проекты, среди которых особого внимания удостоился предложенный Константином Тоном, архитектором Николаевского вокзала (ныне Ленинградского), Большого Кремлевского дворца и других зданий в Москве и Петербурге.

Проект был выполнен в русско-византийском стиле и с некоторым оговорками представлял собой тот храм, который можно сегодня увидеть на Волхонке. В качестве места для строительства было выбрано Чертолье (сегодня — район рядом со станцией метро «Кропоткинская»).

Горожане связывали название с чертом и этим объясняли непростую судьбу находившегося здесь Алексеевского монастыря, который по разным причинам разрушался, сгорал и воссоздавался вновь несколько раз.

Совет

Однако Николая I суеверия не волновали. Более того, он был готов снести Алексеевский монастырь ради постройки нового.

По легенде, игуменья Алексеевского монастыря, узнав, что все сооружения приказано снести, сказала: «Окромя большой лужи, здесь ничего не будет». По другой версии, она сказала о будущем храме Христа Спасителя: «Бедный. Недолго ему простоять».

По третьей, и вовсе прокляла это место именем святого Алексия. События последующих лет подтвердили первую и вторую версии.

Алексеевский монастырь

Был основан во второй половине XIV века, до XVI века располагался на месте нынешнего Зачатьевского монастыря на улице Остоженке. Монастырь сгорел во время московского пожара 1547 года и был восстановлен по приказу Ивана Грозного на месте, где сегодня располагается храм Христа Спасителя.

Позже монастырь и прилегающие постройки сгорали не раз и вновь восстанавливались. Долгое время в его церквах молились члены семьи Романовых и высокопоставленные вельможи.

В XIX веке Николай I приказал перенести монастырь для того, чтобы расчистить место для храма Христа Спасителя, а новый, названный Ново-Алексеевским, построили в Красном селе (неподалеку от метро «Красносельская»). После революции 1917 года монастырь упразднили, часть его была разрушена.

В уцелевших зданиях в разное время располагался Дом пионеров, научные учреждения и завод зонтов. В конце XX века здания вернули Русской православной церкви. Часть церквей действует и сегодня.

Храм возводили больше сорока лет. На его строительство снова были выделены грандиозные средства. Прежних ошибок с инфраструктурой уже не повторили. Чтобы удобно доставлять камень для стройки, был осуществлен один из проектов еще петровских времен по соединению каналом подмосковных рек Сестры и Истры.

Озеро Сенеж

Во время возведения храма Христа Спасителя у строителей возникли трудности с доставкой стройматериалов из других регионов России. Еще во время первой стройки под руководством Александра Витберга бывали случаи, когда из десяти барж с камнем до стройки доплывали одна или две.

Проблему решил канал, прорытый в Подмосковье между реками Истра и Сестра. Он позволил подвозить стройматериалы по Москве-реке прямо к стройке. На строительство канала ушла четверть века. Однако уже через десять лет грузы стали возить по железной дороге. В результате рытья канала существенно увеличилось озеро Сенеж.

Из маленького озерца оно превратилось в водохранилище площадью 15 км². Сегодня Сенеж является самым большим озером в Подмосковье. Сюда приезжают из Москвы и близлежащих городов купаться, ловить рыбу и охотиться. Самым известным среди ценителей красот этой местности был художник-пейзажист Исаак Левитан.

Именно здесь он работал над своей последней картиной «Озеро. Русь».

Обратите внимание

Основные работы закончились в 1880 году. Константина Тона, к тому времени уже дряхлого старика, доставляли к храму на носилках. Не дожил до конца стройки и Николай I. Храм планировалось освятить в 1881 году. Однако церемония сорвалась из-за бомбы народовольцев, убившей Александра II.

Освящение состоялось только в 1883-м, в день коронации Александра III, которая проходила в Успенском соборе Кремля. В последующие годы в храме Христа Спасителя отмечались все большие религиозные праздники: 300-летие дома Романовых, 100-летие со дня окончания войны 1812 года и другие.

А Рождество Христово до 1918 года отмечалось как день спасения России и победы в Отечественной войне.

Храм простоял чуть больше 50 лет. Летом 1931-го по указанию Иосифа Сталина его было решено снести для постройки главного здания СССР — Дворца Советов. Так же, как и в прошлые столетия, был объявлен конкурс, но уже не международный, а всесоюзный. В нем победил Борис Иофан — архитектор Дома на набережной. Начались работы по демонтажу храма.

Так как разобрать здание полностью не удалось, было решено его взорвать. Через несколько лет началась стройка, которая так и не была закончена. Во время Второй мировой войны металлические конструкции, предназначенные для стройки дворца, использовали для восстановления мостов.

После войны в фундаменте, оставшемся от здания, было решено разместить бассейн.

Самый большой в Европе бассейн «Москва», в котором можно было плавать круглый год, был открыт в 1960-м. За спортивным объектом закрепилась дурная слава. Там периодически тонули люди — якобы действовала радикальная группировка, недовольная сносом храма Христа Спасителя. О храме за 30 лет никто не забыл.

Говорили, что по ночам в воде бассейна отражается храм. Соседством с бассейном была недовольна администрация Музея им. Пушкина: эксперты жаловалась на то, что зимой испарения горячей воды оседали на здании и экспонатах музея, разрушая их.

Однако ни слухи, ни просьбы не помешали бассейну проработать больше 30 лет, до начала работ по воссозданию храма Христа Спасителя в 1994 году.

Важно

Так же, как и 200 лет назад, в числе инициаторов воссоздания храма Христа Спасителя были литераторы. Указ был издан первым президентом России Борисом Ельциным. Деньги на храм собирали «всем миром». Стройка, которая в XIX веке заняла около сорока лет, была завершена в трехлетний срок.

Здание восстановлено по проекту Константина Тона под руководством архитектора Алексея Денисова, позже — Зураба Церетели. Внешний вид и убранство храма отличаются некоторыми деталями, самая заметная из которых — барельефы. До 1931 года они были белокаменными, сейчас — бронзовые. Немного увеличилась высота храма. Внутреннее убранство изменилось существенно.

Практически ничего из храма, стоявшего на этом месте до 1931-го, здесь нет. Однако это не значит, что ничего не осталось.

Что стало с храмом Христа Спасителя после взрыва

Убранство

Когда решение о сносе храма Христа Спасителя было принято окончательно, к работе приступила комиссия, которая должна была выбрать, что следует сохранить. Иконы, утварь и другие предметы было решено передать в Третьяковскую галерею, Русский музей, а также в Антирелигиозный музей искусств, который располагался в Исаакиевском соборе Петербурга.

Читайте также:  Псалом давида 108: отмщение врагам

Но и после взрыва в разных учреждениях Москвы продолжали появляться предметы убранства храма. Например, уцелевшие горельефы до сих пор можно увидеть на одной из стен Донского монастыря недалеко от метро «Шаболовская».

Четыре яшмовые колонны алтаря, по одной из версий, находятся в здании ученого совета Московского государственного университета. По слухам, в подвалах одного из зданий МГУ на Моховой находятся и другие предметы из убранства храма.

Алтарь, по легенде, был то ли подарен жене американского президента Элеоноре Рузвельт, то ли выкуплен ею и подарен Ватикану. По другой версии, его хотели продать, но так и не смогли демонтировать, поэтому он был уничтожен.

Колокола

Из четырнадцати колоколов храма уцелел только один. Некоторое время он был в здании Северного речного вокзала в подмосковных Химках. Другие колокола были переплавлены. По одной из версий, они были использованы при отливке знаменитых скульптур на станции метро «Площадь Революции».

Камень

Камень, оставшийся после взрыва, использовался при отделке станций метро «Кропоткинская», «Новокузнецкая» и, возможно, «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная»), а также гостиницы «Москва».

Скамейки и светильники из храма в несколько измененном виде находятся на станции метро «Новокузнецкая». Доски с именами героев войны 1812 года использовались для постройки лестниц в Третьяковской галерее, а также для отделки Института органической химии АН СССР.

Совет

Оставшиеся таблички раскрошили и посыпали ими дорожки в Парке культуры и отдыха им. Горького.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/7808/khram-khrista-spasitelya

Храм Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем.

Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке.

На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

Запись относится к месту:
Москва

Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».

Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.

5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1999 году.

Храм Христа Спасителя в Москве — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10.000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной.

Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

Роспись внутри храма занимает около 22 000 м?, из которых около 9000 м? позолочены.

В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:- “верхний храм” — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола – главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года.

– “нижний храм” — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.

Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами.

Обратите внимание

В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая.

В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах:
”Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний.В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время.

Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков”

— Александр I

После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.

В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив.

По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах.

Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.

Проект А. Витберга

###Страница 2

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга.

Важно

Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20000 подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл.

Деньги уходили неизвестно куда (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).

По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет.

В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку (где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах»); всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности.

Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.

Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора.

Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село).

Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Совет

Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт.

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако, активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей.

Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П.

Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств.

Аналогичные храмы соорудили в Новочеркасске, Баку и ряде других городов. В бывшей казачьей столице Новочеркасске он стоит по сей день.

26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя в Москве, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того.

Архитектурно-художественное достоинство Храма Христа Спасителя ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.

Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности.

###Страница 3

За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном.

Обратите внимание

В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А. Д.

Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.

В Храме Христа Спасителя торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма — Рождество Христово — до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.

Последним ключарём храма был священномученик Александр Хотовицкий (август 1917—1922).

С 1922 года храм оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода — вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем Храма Христа Спасителя в Москве в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы был уничтожен взрывом. 2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. Взрывов было проведено два — после первого взрыва храм устоял.

Не все современники в равной степени восхищались архитектурой громадного храма, но москвичи, уважавшие свою историю, видели в нём символ славных побед прошлого и памяти о погибших.

По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Важно

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

Читайте также:  Русская православная кухня

Фрагменты первого Храма Христа Спасителя, сохранившиеся в Донском монастыре

###Страница 4

Многие годы после взрыва на месте Храм Христа Спасителя была яма. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 90-х годов. Среди москвичей ходила поговорка: «был храм, потом — хлам, а теперь — срам», говорили также: «от храма осталось одно мокрое место».

В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание Храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.

Проект восстановления храма подготовил реставратор Алексей Денисов.

Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции.

Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями.

Под его руководством на белокаменных стенах появились бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна.

Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник (впоследствии протоиерей) Леонид Калинин. Он также являлся членом Комиссии по художественному убранству.

Совет

6 (19) августа 1996 года, в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спас-Преображенского храма и первую литургию в нём.

К 1999 году новый Храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.

31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для публики; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия.

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском Соборе Русской Церкви; на следующий день в храме состоялась канонизация Царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.

Весь комплекс храма — собственность города Москвы; правительство города распоряжается и получает доход от эксплуатации некоторых коммерческих компонентов комплекса.

В храме действует музей, принадлежащий Московскому городскому музею истории города Москвы.

14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению ХХС было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей ХХС.

Настоятелем Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Обратите внимание

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» его герой Иван Бездомный погружается в воду около того места, где раньше находился храм. Вообще храм неоднократно упоминается в рассказах и повестях писателя.

Автор фото на главной — Hunter

Источник: https://lifeglobe.net/blogs/details?id=223

Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя

Рубрика: Москва

Кафедральный собор Русской Православной Церкви располагается на левом берегу Москвы-реки, в пешей доступности от Кремля. Существующий храм это уже вторая «версия», возведенная взамен первой, варварски уничтоженной в 1931 г.

Как строился храм

Собор возвели в благодарность богу за победу над войсками Наполеона и изгнание захватчиков с русской земли. Строить церкви в честь воинских подвигов было древней традицией, заложенной еще Ярославом Мудрым. Работы продолжались 44 года: строительство началось в 1839 г., а в 1883 г. храм освятили и открыли для прихожан. Изначально здание планировали возводить по проекту А.

Л. Витберга – архитектора, выбранного по итогам конкурса. Планы зодчего были поистине грандиозными: Согласно его проекту, территория Воробьевых гор должна была стать местом для строительства  собора. В нижней части трехэтажного объекта планировался пантеон для погибших воинов. На втором этаже должна была быть коллонада из трофейных пушек, а на третьем – величественна ротонда.

Несмотря на то, что архитектор Витберг перешел в православную веру, он попал в немилость при дворе Николая I. К этому добавились и другие неблагоприятные обстоятельства: грунт на Воробьевых горах стал оседать, и строительство заморозили на неопределенное время. В итоге за семь лет не был закончен даже нулевой цикл.

В 1832 г. император Николай I лично выбрал место для нового храма и архитектора для его проектирования и строительства. Им стал К. А. Тон, а стройплощадкой выступила территория древнего Алексеевского монастыря. По легенде, игуменья в знак протеста приковала себя цепями к дереву.

Из казны была отпущена огромная по тем временам сумма – 15 миллионов рублей. Здание имело следующие параметры: высота – 103, 6 м; крест – 8,4 м; толщина стен – 3, 25 м. Стеновые материалы – кирпич и белый камень; отделочные материалы – гранит и мрамор разных сортов.

Для доставки материалов к месту строительства создали Екатерининский канал, соединивший пять рек: Волгу, Москву-реку, Истру, Сестру, Дубну.

В 1860 г. закончили свод и приступили к наружной и внутренней отделке. В 1880 г. собор получил официальное название – Кафедральный храм во имя Христа Спасителя. Тогда же был набран штат духовенства и утверждено годовое содержание за счет государственной казны.

Экстерьер и интерьеры

Внутри двойных стен имелись коридоры, проходящие по всему периметру. В них находилось 180 мемориальных плит, повествующих о ходе освободительной войны 1812 г. и славных походах русских в 1813-14 гг. Собор был оформлен в византийском стиле.

Барельефы на фасадах изображали сцены из Священного Писания работы Клодта, Логановского, Рамазанова. Мастера ваяли из удобного в обработке протопоповского камня. Купол храма пропускал свет, благодаря основанию в виде барабана с зеркальными стеклами. На золочение глав пошло 175 т меди и 423 кг золота.

На колокольнях звонило 14 колоколов разных размеров, из которых самый большой весил 27 т.

Важно

Внутренняя отделка собора была не менее пышной, с росписью и мозаикой. Опасаясь за состояние фресок, строители решили защитить их от сырости с помощью дорогого и трудоемкого откосного способа.

Для этого поверхность под художественную роспись отодвинули от стен на 7 см путем устройства панелей на штырях. Фрески выполнялись знаменитыми живописцами Суриковым, Корзухиным, Крамским, Семирадским, Верещагиным (всего 38 мастеров).

Во внутреннем декоре было очень много бронзы с позолотой. Главный иконостас имел форму 8-гранника из белого мрамора с позолоченным шатром.

Прилегающая к храму территория выглядела следующим образом: вокруг него была площадь со сквером; к Москве-реке вела лестница; у воды была организована купель для крещений.

Позже в сквере у собора установили памятник Александру III, простоявший до 1918 г. Храм торжественно открыли в 1883 г.

На церемонии присутствовала семья императора в полном составе, в сопровождении свиты из высоких зарубежных гостей, а также оставшиеся в живых ветераны войны 1812 г.

Дальнейшая судьба храма

Строительные работы продолжались почти полвека, и столько же лет впоследствии в соборе проходили богослужения. В его стенах состоялась музыкальная премьера Увертюры Чайковского 1812 года, написанная им в честь победы России над Наполеоном. Церковный хор считался одним из лучших в Москве.

В стенах храма пели такие звезды, как Шаляпин, Розов и др. В нем отмечались самые масштабные государственные праздники, такие как 100-летие Отечественной войны 1812 года, Рождество Христово, 300-летие Дома Романовых.

Храм славился своей богатой библиотекой и на протяжение долгих лет был центром культурной жизни Москвы.

Совет

После Октябрьской революции большевики прекратили финансировать церкви и отменили содержание собора. Пожертвований прихожан не хватало, и была создана благотворительная организация, продолжавшая его поддерживать. Из собранных средств отремонтировали ризницу, провели электричество, организовали читальню. Храм Христа Спасителя  еще несколько лет оставался символом Православия в России.

В 1922 г. настоятель храма и прихожане оказались в центре конфликта с Высшим церковным управлением. Началась травля в печатных изданиях и обвинение в проведении контрреволюционной деятельности. Из уст видных общественных деятелей – Герцена, Демьяна Бедного и других – звучали речи, дискредитирующие архитектурное, историческое и культурное значение памятника.

К тому же, на беду, советской власти нужно было построить в Москве Дворец Советов, и место, где располагался Храм Христа Спасителя, подходило для этих целей как нельзя лучше. Разрушение собора и возведение вместо него Дома СССР вполне укладывалось в картину миру молодого советского государства. Поэтому было принято решение его уничтожить; в 1931 г.

храм взорвали, а ценности и исторические реликвии присвоили.

Перед этим предпринимались попытки разборки здания без взрыва, начиная с крыши и крестов. Однако работа продвигалась очень медленно и была слишком трудоемкой, из-за чего решили храм взорвать, причем, этот процесс также выполнялся в несколько приемов. От взрывов содрогались здания нескольких кварталов вокруг, а получившиеся обломки разбирали еще полтора года.

Возрождение

В 1937 г. на месте собора начали строить Дворец Советов. К началу войны с немецкими фашистами успели только возвести фундамент, да и тот пришлось потом разобрать. Заготовленные ранее металлические конструкции каркаса использовали в изготовлении противотанковых заграждений в обороне Москвы.

Залитый водой котлован простоял длительное время и, по свидетельству очевидцев, превратился в ставок, в котором даже завелась рыба. В 1945 г. война закончилась, но строительство Дворца Советов не возобновилось. Спустя годы в этом месте появился один из крупнейших в столице плавательных бассейнов, который проработал недолго и был разобран.

Местные жители образно говорили, что «от храма осталось мокрое место».

И вот, наконец, в 1989 г. на самом высоком государственном уровне созрело решение восстановить собор и вернуть ему первоначальный облик. Проект разработал архитектор А. Денисов. Реакция общественности была неоднозначной, в результате чего к техническому и авторскому надзору подключили Зураба Церетели. Строительство, стартовавшее в 1995 г.

, велось энергичными темпами, и к зиме 2000 г. работы завершились. Во вновь построенном храме сегодня много разных помещений: музей истории Москвы, зал совещаний, трапезные палаты и др.

В новое здание перекочевали чудом уцелевшие мемориальные доски из обходных коридоров старого храма и фрагменты иконостаса (частично фрагменты отделки можно наблюдать в Донском монастыре).

В 2004 г. храм передан в бессрочное пользование Русской Православной церкви, в нем проводятся все главные праздничные службы. Он рассчитан на 10.000 человек и занесен в «Книгу рекордов Гинесса» как самый большой православный храм. Настоятелем его является Патриарх Московский и всея Руси.

Сайт: www.xxc.ru

Ближайшая станция метро: «Кропоткинская», «Боровицкая», «Библиотека им. Ленина».

Адрес: улица Волхонка, 15, Москва, Россия.

Карта расположения:

Похожие публикации:

Памятник Сергею Прокофьеву
Одиннадцатого декабря 2016 г. на территории Камергерского переулка г. Москвы в торжественной обстановке был позиционирован монумент в ознаменование 125-летней годовщины со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Сергея Сергеевича…

Памятник Юрию Долгорукому
Мемориал, посвящённый легендарному основателю Москвы Юрию Долгорукому, открылся в начале лета 1954 года на Советской площади (современное название — Тверская). Авторами проекта выступали С. Орлов, Н. Штамм и А. Антропов, мастер по архитектурному ди…

Памятник А.С. Пушкину
6 июня достаточно широко отмечается в культурной среде и сегодня, однако в 1880 году в столице день рождения А. С. Пушкина праздновался с особенным размахом — к торжеству в честь знаменательной даты было приурочено ещё одно событие — открытие памят…

Обратите внимание

Театральная площадь
Театральная площадь — один из ключевых туристических объектов Москвы с богатой историей и целым рядом достопримечательностей. Это красивейшее место по известности, культовости и значимости для столицы вполне может конкурировать с Красной площадью. …

«ВДНХ» — выставка достижений народного хозяйства
Комплекс ВДНХ, расположенный в северо-восточной части российской столицы, можно назвать огромной выставкой под открытым небом. Его общая площадь составляет более 300 га, половину занимают павильоны, возведённые ещё до Великой Отечественной войны и …

 

Поделиться ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/moscow/xram-xrista-spasitelya

Ссылка на основную публикацию