Иосифо-волоцкий мужской монастырь в волоколамском районе, москва

Волоколамск – Иосифо-Волоцкий монастырь – Спирово – Паломническая служба “РАДУГА”

    На берегу небольшой речки Городенки, впадающей в Ламу, где торговый люд перетаскивал волоком свои ладьи с товарами из одной реки в другую, возникло поселение – Волок на Ламе, Волок Ламский.

Находясь на важном торговом пути из Новгорода в Московские и Рязанские земли и являясь пограничным пунктом, Волок на Ламе долгое время оставался объектом притязаний сначала Новгорода и Владимира, а затем окрепших Москвы и Твери. В XV веке Волоколамск вошел в состав Московского княжества.

Одно время он был центром самостоятельного удела, которым владел брат Ивана III. Богатый и многолюдный в XV-XVI вв. Волоколамск с перемещением торговых путей теряет свое прежнее значение. А в начале следующего столетия в результате польско-литовской интервенции он превращается в провинциальный центр, получивший в 1781 году статус уездного города.

Обратите внимание

 Раскинувшийся на холмах, где почти на каждом стояли монастыри, город удивительно живописен. В излучине реки Городенки сохранились земляные валы древнего кремля, заложенного во второй половине XII века Андреем Боголюбским.Многоярусная колокольня Воскресенского собора является прекрасной смотровой площадкой.

Церковь Рождества Богородицы в Возмище служила собором известного с XV века Возмищского монастыря (упразднен в 1764 г.). При повороте с Новорижского шоссе неожиданно из-за деревьев встает сказочный “Китеж-град” с высокими шатрами куполов, отражающимися как в зеркале в спокойных водах озера. Это  Иосифо-Волоцкий монастырь. 

Обитель была основана в августе 1479 года преподобным Иосифом Волоцким (Саниным), выходцем из Боровского Пафнутьева монастыря, крупнейшим деятелем церкви и государства конца XV- XVI вв., богословом, духовным писателем и публицистом.

Он стал первым игуменом обители, при котором возникло течение “иосифлян”, боровшихся против идей “нестяжателей”. Еще при жизни Иосифа монастырь превращается в крепость на северных подступах к столице и надолго становится одним из главных духовных и культурных центров Московского государства.

Архитектурный ансамбль монастыря, сформировавшийся к концу XVIII века, является шедевром русского зодческого гения, не имеющим аналогов в России. К середине XVI века он становится одним из самых богатых монастырей на Руси.

Однако при Екатерине II в 1764 году было проведено изъятие церковных владений в пользу государства, и жизнь в монастыре стала замирать.

Село Спирово на р. Струга — родовое имение прп. Иосифа Волоцкого, пожалованное его прадеду св. блгв. кн. Дмитрием Донским. Позднее оно перешло во владение Волоцких князей. Князь Борис Васильевич в 1479 г. пожаловал село Иосифо-Волоцкому монастырю. В начале XVI в. прп.

Иосифом здесь был устроен Богородичный монастырь с деревянной Введенской церковью и воздвигнут храм под названием «Дом Божий». В нем, по благословению настоятеля монастыря и соборных старцев, отпевали и хоронили безродных людей. После голода 1570 г. Богородичный монастырь прекратил свое существование, а храм стал приходским.

Важно

 Ныне существующая каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы строилась с перерывами с 1810 по 1825 гг. на средства прихожан. В 1848 г. к ней были пристроены два придела — во имя свт. Николая Чудотворца и свт. Димитрия Ростовского, а в 1849 г. — колокольня. Здание стиля классицизма необычно, благодаря развитой форме ярусной части.

Пониженному алтарю отвечает двухстолпная трапезная с приделами. Здание церкви завершает высокая четырехъярусная колокольня. В интерьере храма сохранились: деревянный резной главный иконостас в шесть ярусов — половины XIX в., иконы и клеевая живопись того же времени. Масляная роспись трапезной прописана в 1950 г.

 Благотворителями церкви являлись Пушкины, Воронцовы, Телегины. Храм никогда не закрывался. Настоятель храма протоиерей Дмитрий Лебедев был репрессирован и расстрелян в 1937 г. Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г. он прославлен как священномученик. Святыни.

В храме особо почитается древняя, деревянная икона-скульптура Николы Можайского (XVI-XVH вв.), находившаяся ранее в Воскресенском соборе г. Волоколамска; большая икона прп. Иосифа Волоцкого из Иосифо-Волоцкого монастыря.

Богородичный святой источник с купальней.

Преподобный Иосиф Волоцкий, Волоколамский Чудотворец
(память 9 сентября и 18 октября по старому стилю).

  Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился в семье вотчинника, владельца села Язвище Волоколамского Княжества. Точная дата рождения Преподобного не установлена, но большинство источников указывает 1439/1440 годы. Прадед Иосифа — Саня (основатель фамилии) был родом из Литвы.

О родителях Преподобного Иосифа Иоанне и Марии известий почти не сохранилось, за исключением сведений о том, что они умерли в Монашестве. Кроме Преподобного Иосифа у них было еще три сына: Вассиан, Акакий и Елеазар. Вассиан и Акакий приняли Монашеский постриг. Впоследствии Вассиан стал Архиепископом Ростовским.

  В возрасте семи лет отрок Иоанн был отдан в обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского Монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в Монастырской Церкви.

В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин Монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и “мудре последуя совету и благословению прозорливаго и Святаго Старца Варсонофия, пришел еси в обитель Преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание” (Кондак 4).   В Боровском Монастыре Преподобный Пафнутий постриг юношу в Иночество с именем Иосиф.

Совет

Восемнадцать лет провел Преподобный Иосиф под руководством Святого Подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен Игуменом Боровского Монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых Иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправился в паломничество по Русским Святыням.

Так он оказался в Кирилло-Белозерском Монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое Монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского Монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы.

В своем Монастыре Преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава Преп. Нила Сорского. Преподобный Иосиф воспитал целую школу Иноков-Подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского Монастыря были Архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: Митрополиты Московские и всея Руси Даниил (+ 1539 г.

) и Святитель Макарий (+ 1563 г.), Архиепископ Вассиан Ростовский (+ 1515 г.), Епископы Симеон Суздальский (+ 1515 г.), Досифей Крутицкий (+ 1544 г.), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, Святители Казанские Гурий (+ 1563 г.) и Герман (+ 1567 г.), Святитель Варсонофий, Епископ Тверской (+ 1576 г.).

  На церковных Соборах 1490 и 1504 годов Преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался казни упорствующих отступников. Кроме основного его сочинения “Просветитель”, направленного против этой ереси, перу Святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции Монастырского “Устава”.

  Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ Алтаря Успенского Храма своей Обители. Собором 1578 года Преподобный Иосиф был причислен к местночтимым Святым, а в 1591 году — к общерусским.

Карта тура

Протяженность маршрута: 133.634 км

Источник: http://radyga.org/Tour/Tour/19

Иосифо-Волоцкий монастырь

Иосифо-Волоцкий монастырь в Теряево, Волоколамский район. Замков, как оборонительных сооружений, в Московской области нет. Зато есть кремли и монастыри, которые строились по всем правилам, и успешно защищали своих обитателей от нападения врагов.

Кроме всего прочего, эстетическая составляющая этих обронительных сообружений привлекает к ним множество туристов и просто интерсующихся историей, архитектурой и искусством. Иосифо-Волоцкий Волоколамский монастырь – не исключение. Его мощные стены искусно украшены изящными изразцами, полуколоннами и другими украшениями.

Ни одна башня не повторяется, а храмы представляют собой настоящие произведения искусства.

Жаль только, что кровопролитные бои в Великую Отечественную нанесли серьезный урон этому памятнику архитектуры. Многое было восстановлено, но уникальную колокольню конца 16 века до сих пор восстановить не могут. Давайте прогуляемся снаружи и внутри этого замечательного места.

Это – надвратная церковь Петра и Павла, нарядная, в стиле Московского барокко. Построена в 1679 году.
Перед входом в монастырь совсем недавно была возведена статуя Иосифа Волоцкого – основателя этого монастыря. В 2009 году Иосиф Волоцкий был назначен святым, отвечающим за предпринимательство в церковных делах.Монастырь по праву гордится своими изразцами – ведь они изготовлены в 17 веке, в мастерской Степана Полубеса, и являются уникальными экземплярами.Успенский собор 17 века. В нем выставляются мощи святого Иосифа Волоцкого и его вериги.Богатый пятиярусный иконостас в традициях визайтийской иконописи богат золотом. В храме имеются фрески, написанные Дионисием.Остатки той самой восьмигранной колокольни, построенной в 1511 году и взорванной в 1941году.Устремленный ввысь Успенский собор.Германова башня, новый братский корпус справа, белый, и медовый амбар, памятник деревянной архитектуры, слева.К слову об оборонительных возможностях монастыря. Стены были построены с рассчетом на верхний, ближний и подошвенный бой – и с этих стен монахи прекрасно оборонялись от польско-литовских захватчиков в 1612 году.Петровская башня.Интересен этот монастырь еще и тем, что вокруг него было выкопано множество прудов, которые не только помогали защищать стены от врагов, но и давали возможность в мирное время привносить разнообразие в питание жителей монастыря. Ну а сейчас пруды – это живописное дополнение к красотам Иосифо-Волоцкого монастыря.На территории монастыря и без архитектуры есть на что посмотреть – это и деревянные малые формы, вроде этой беседки,И мощные пушки

И живописные виды. Доехать до Иосифо-Волоцкого монастыря можно так: информация с официального сайта монастыря
Как добратьсяОбитель расположена в селе Теряево Волоколамского района Московской области. Расстояние от МКАДа до монастыря по Ново-Рижскому шоссе через ст.

Чисмена 110 км. Добраться до монастыря из Москвы можно:На автомобиле по Ново-Рижскому шоссе, на 98-м километре которого нужно свернуть направо в сторону станции Чисмена. Миновав ж/д переезд, далее ехать до с. Теряево, проехать село и обогнуть монастырский пруд.

Начиная от Ново-Рижского шоссе, на каждом перекрёстке стоят указатели «Иосифо-Волоцкий монастырь».

Общественным транспортом от метро Тушинская – автобусом до г. Волоколамска или электричкой до ст. Чисмена. В самом городе на автовокзале или на ст.

Чисмена нужно сделать пересадку на ближайший автобус до с. Теряева.

Всем рекомендуем посетить этот монастырь в качестве поездки выходного дня.

Источник: https://podmoskovye.livejournal.com/55877.html

Иосифо-Волоцкий монастырь

Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, Иосифово-Волоцкий монастырь — православный мужской ставропигиальный общежительный монастырь. Расположен в Волоколамском районе Московской области России в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево.

Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божий Матери. Принадлежал Новгородской епархии, затем, после распри игумена с Новгородским архиепископом Серапионом, — Московской.

В 1543 году игуменом обители стал Гурий, впоследствии первый Казанский архиепископ. При нём в монастыре принял постриг святитель Герман, ставший его учеником и преемником на казанской кафедре.

Основные сохранившиеся постройки относятся к XVI—XVII векам.

Обратите внимание

Первый каменный собор построен в XV веке. На его месте сейчас находится соборный храм во имя Успения Божией Матери (1688—1696 годы), выстроенный в стиле московского барокко.

Читайте также:  Молитвы святителю митрофану воронежскому чудотворцу

Из других сооружений: Трапезная палата с церковью Богоявления (1504 год), надвратная церковь Святых Апостолов Петра и Павла (1679 год), скит с храмом Всех Святых (1856—1860 годы). Над созданием изразцовых украшений работал Степан Полубес, известный по работам в Новоиерусалимском и Солотчинском монастырях.

Колокольня с находящимся в её нижнем ярусе храмом Смоленской Одигитрии (1495 год), с которой в ясную погоду можно было увидеть Москву, была взорвана во время Великой Отечественной войны при отступлении войск Красной армии.

Средства на постройку монастыря дал князь Борис Васильевич Волоцкий.

Монастырь приобрёл особую знаменитость в XVI веке. Сюда стали ездить на моление цари и простолюдины. Монастырь был местом заточения врагов государевых и еретиков.

В монастыре были заточены многие знаменитые в истории личности: инок Вассиан Косой (в миру князь Василий Иванович Патрикеев-Косой), Максим Грек, царь Василий Иванович Шуйский, еретики Матвей Башкин и Василий Курицын; здесь провёл свои последние годы видный деятель раскола Герасим (Фирсов)[1].

Во время русско-польской войны в начале XVII века здесь содержались польские военнопленные, в годы Отечественной войны 1812 года — пленные французы. С 1777 года по 1823 год в монастыре существовала школа для детей священников.

В монастыре покоятся мощи преподобного Иосифа; также погребены князья Иоанн и Феодор Борисовичи Волоцкие; митрополит Даниил, сосланный сюда Иоанном Грозным; архиепископ Новгородский Феодосий; глава опричников Малюта Скуратов (Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский); помещица села Ярополец Н. И. Гончарова (тёща А. С. Пушкина).

Монастырь был известен большой библиотекой, содержащей книги, рукописи, жалованные грамоты, акты и другие документы с XV века. В ризнице хранились древние предметы.

1895 год — настоятель архимандрит Сергий.

1903 год — настоятель архимандрит Геронтий, казначей и эконом — иеромонах Ираклий.

Важно

1907 год — настоятель архимандрит Нифонт, казначей — иеромонах Ираклий, исполняющий должность эконома — иеродиакон Мелетий, благочинный монастыря — иеромонах Павел. Число братии — 65 монахов.

1908 год — те же, но казначей — иеромонах Пафнутий.

До революции 1917 года монастырь был местом проведения ярмарок.

В 1922 году монастырь был закрыт. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву и в настоящее время находятся в РГАДА, ГИМ, РГБ, а также в Санкт-Петербурге — в архиве Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН.

До 1929 года монастырь территориально находился в Буйгородской волости Волоколамского уезда Московской губернии. После 1929 года монастырь находится на территории Волоколамского района Московской области. Ныне — территория сельского поселения Теряевское в составе Волоколамского района.

После закрытия монастыря на его территории расположился детский дом, в братском корпусе разместилась Детгородковская средняя школа. Успенский собор был приспособлен под кинозал. Иконостас с древними иконами был загорожен киноэкраном.

В начале Великой Отечественной войны основная часть детдомовцев была эвакуирована, многие дети погибли в пути.

В октябре 1941 года территория монастыря была занята войсками Красной армии, а после её отступления — германскими войсками. 18 декабря 1941 года территория монастыря освобождена от фашистской оккупации бойцами 84-й отдельной морской стрелковой бригады 1-й Ударной армии Западного фронта.

После освобождения территории от фашистской оккупации в монастырь вернулся детский дом. Монастырь реставрировался, однако, не полностью. До сих пор не восстановлена уникальная колокольня.

Возвращён Русской Православной Церкви 15 мая 1989 года; с 1999 года имеет статус ставропигиального. До ноября 2003 года настоятелем обители был митрополит Питирим (Нечаев).

Совет

12 июня 2003 года в Иосифо-Волоцком монастыре открыты мощи преподобного Иосифа Волоцкого и положены в раку в нижнем храме Успенского собора. Погребение вскрыто археологами Ю. А. Смирновым, М. В. Фроловым и П. Е. Русаковым на глубине 225 см — там, где по преданию похоронен преподобный Иосиф Волоцкий.

Детальное медико-криминалистическое исследование мощей по благословению митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима провели: Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор В. Н. Звягин; судмедэксперты М. Е. Березовский, Н. В. Нарина, С. А. Аунапу; антрополог М. А.

Григорьева и другие научные сотрудники.

12 июня 2004 года в Иосифо-Волоцкий монастырь переданы вериги преподобного Иосифа Волоцкого, которые до того хранились сначала в историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим» в Истре, а затем — в музейно-выставочном комплексе «Волоколамский кремль». В настоящее время вериги находятся в Успенском соборе монастыря, у южной стены и доступны для поклонения.

14 июня 2004 года монастырь, отмечавший 525-летие со дня основания, посетил Патриарх Алексий II и совершил Божественную литургию в Успенском соборе.

14 июня 2009 года около монастыря (с южной стороны) открыт памятник преподобному Иосифу — бронзовая скульптура в полный рост трехметровой высоты на двухметровом каменном постаменте. Скульптор — Сергей Исаков.

13 октября 2009 монастырь посетил Патриарх Кирилл и совершил Божественную литургию в Успенском соборе.

В настоящее время наместник монастыря — архимандрит Сергий (Воронков).

При монастыре действует гостиница на 120 человек.

16 июля 2015 года состоялось заседание Попечительского совета, возглавляемого Патриархом Кириллом, на котором был избран его Председателем губернатор Московской области Воробьев А. Ю.

2015-й год является годом 500-летия со дня преставления основателя монастыря — св. прп. Иосифа Волоцкого.

Источник: http://meros.org/ru/wonder/view?id=584

Знаменитые обители России: Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь

Преподобный Иосиф (в миру – Иоа́нн Са́нин) родился в 1439 (1440) году в с. Язвище-Покровское недалеко от Волоколамска. Жажда духовных подвигов заставила юношу тайно оставить родные пределы и уйти в Тверскую область, в Савинов монастырь, к знаменитому подвижнику старцу Варсонофию.

Преподобный отослал его к Боровскому подвижнику Пафнутию, который и оставил молодого послушника в обители. 13 февраля 1460 года совершилось пострижение Иоанна в монашеский чин, и он получил имя Иосифа. Перед смертью св. Пафнутий назначил Иосифа своим преемником по игуменству.

Став настоятелем, преп.

Иосиф задумал устроить в своем монастыре общежительную жизнь для иноков, но, встретив несогласие братии, он, взяв с собой старца Герасима, тайно от иноков ушел из своей обители – он собирался изучить обычаи монашеской жизни и воспользоваться этим опытом для претворения в жизнь в своем монастыре.

Икона прп. Иосифа Волоцкого
(с видом Волоколамского монастыря). XVIII в.

Обратите внимание

Сначала путешественники посетили Кирилло-Белозерскую обитель, побыли в монастыре прп. Саввы, откуда и вернулись домой. Снова встретив противление задуманным намерениям, Иосиф воодушевился сильным желанием устроить свою обитель. Со своими единомышленниками пришел в свой родной г. Волоколамск и в 1479 г.

испросил у князя Бориса Васильевича Волоцкого позволение создать обитель для иноков. Князь радостно встретил отшельника и не только выразил свое согласие, но и обещал свое участие в устроении храма Богоматери в новой обители.

Похвалив намерение подвижника, князь послал своего ловчего изыскать наиболее удобное и соответствующее место для пустынножительства иноков.

Ловчий немедленно отправился в княжий лес, вдруг небо омрачилось, поднялся порывистый ветер, быстро превратившийся в ураган.

От напора ветра зашумел лес, падали вырываемые с корнем вековые сосны и в непродолжительное время в дремучем лесу образовалась «долина печали», обнесенная поваленными вековыми деревьями.

А вдалеке открылась взору изумленного ловчего зеркальная поверхность огромного озера.

Вскоре прп.

Иосиф сам отправился в сопровождении ловчего и учеников взглянуть на чудом образовавшуюся поляну, и едва они вступили в долину, как снова последовало грозное явление природы: на совершенно безоблачном чистом небе блеснула молния, поднялся вихрь и зашумела буря, силой которой вырванные с корнем деревья были унесены от этого места. Пораженные Иосиф и его спутники увидели в этом явлении знамение благоволения Божия, уготовавшего место для обители.

Волоколамская икона Божией Матери. XVI в.
Центральный музей им. Андрея Рублева, г. Москва

Прославив Господа, пустынники вознесли Ему моление о помощи в деле создания монастыря, а прп. Иосиф, воздав хвалу Творцу, призвал Божие благословение на будущую обитель. Водрузив здесь крест, он поставил в часовне на поляне данный ему прп. Пафнутием Боровским в благословение образ Богоматери «Одигитрия».

Важно

Скоро на этом месте трудами преп. Иосифа и его учеников была заложена первая деревянная церковь обители. Князь вместе с преп. Иосифом положил первое бревно в ее основание, и 15 августа того же года освящен был храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Преподобный учинил в своей обители особый устав иноческой жизни: день проходил у иноков в монастырских послушаниях, ночь – в молитве. При преподобном Иосифе монастырь стал крупнейшим центром культуры Древней Руси.

Здесь собирались и переписывались книги, иноки занимались перепиской богослужебных книг, составляли сборники из священной церковной истории и украшали их рисунками и киноварью. Монастырская библиотека в то время не знала себе равных. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований ученых.

Кроме того обитель вела обширную социальную деятельность: помогала окрестным жителям во время бедствий и неурожаев, содержала богадельню и приют для сирот.

Иосифо-Волоколамский монастырь.
Вид с южной (внешней) стороны. Фото кон. XIX в.

Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении прп. Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной труд, и это первый на Руси систематический богословский труд, носит название «Просветитель». Это сочинение стало реакцией на распространившуюся в России в начале XVI в. ересь «жидо́вствующих».

С именем Иосифо-Волоцкого монастыря связано много исторических воспоминаний. В Германовской башне обители содержался под надзором низложенный царь Василий Иванович Шуйский. Эта обитель часто служила местом заточения знатных лиц. Здесь томились прп.

Максим Грек и сотоварищи, сюда ссылались опальные иерархи, здесь закончил свои дни митрополит Даниил. Обитель служила местом содержания пленных врагов-поляков в Смутное время в 1612 г. и французов в 1812 г.

В лике святых были прославлены старцы монастыря: Герасим Черный, Кассиан Босой и Фотий.

Совет

Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сохранивший свою цельность.

Система из трех прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремленными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж. Первоначально обитель имела деревянные стены.

В связи с усилением значения монастыря как крепости в 1543-1566 гг. они были заменены на каменные, с девятью башнями.

Преподобный Иосиф Волоцкий. Икона XVI в.

В монастыре пять храмов:

· Собор в честь Успения Пресвятой Богоматери (каменная церковь создана на месте храма, основанного прп. Иосифом),

· Церковь в честь прп. Иосифа Волоцкого (нижний храм Собора Успения Пресвятой Богородицы),

· Церковь в честь Богоявления Господня,

· Церковь в честь свв. апп. Петра и Павла (размещается над вратами обители),

· Храм часовня в честь преподобного Максима Грека.

На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала XX века.

Иосифо-Волоцкий монастырь. Фото нач. ХХ в.

В 1922 г. монастырь был закрыт. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву (в настоящее время находятся в РГАДА, ГИМ, РГБ, а также в архиве Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН).

На территории монастыря после его закрытия был размещен Детский городок имени III Интернационала, в котором жили дети из приютов и детских домов Москвы. Колокольня с расположенном в ее нижнем ярусе храмом Смоленской Одигитрии (1495 г.) была взорвана во время Великой Отечественной войны. В октябре 1941 г.

Читайте также:  Православные молитвы, читаемые раз в год на день рождения

территория монастыря была занята войсками Красной Армии, а после ее отступления – немецкими войсками.

18 декабря 1941 г. обитель освобождена от фашистской оккупации. В 1989 г. – возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь действующий, восстанавливается. С 27 апреля 1991 г. при монастыре действует Музей Библии. 14 июня 2009 г.

Обратите внимание

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил у врат обители памятник преподобному Иосифу Волоцкому.

Ежегодно в Неделю всех святых насельниками обители совершается Крестный ход из Успенского Иосифо-Волоцкого монастыря во Всехсвятский скит.

В лесу вблизи монастыря находится скит, где жил преподобный Иосиф во время строительства обители. Неподалеку, в селе Спирово, на месте устроенного преподобным Божедомного монастыря, имеется церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и святой источник.


Святыни обители:

· Мощи прп. Иосифа Волоцкого (обретены в 2001 г.),

· Вериги прп. Иосифа Волоцкого,

· Икона Божией Матери «Волоколамская»,

· Икона Божией Матери «Взыскание погбших» (до 2004 г. образ был келейной иконой митр. Питирима (Нечаева, † 2003), митрополита Волоколамского и Юрьевского).

Молитва у раки с мощами прп. Иосифа Волоцкого в Успенском соборе его обители

Подворья Иосифо-Волоцкого монастяря:

· Храм в честь Вознесения Господня (приписной),

· Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы,

· Храм Покрова Божией Матери.

Иосифо-Волоцкий монастырь является ставропигиальным: его священноархимандрит – Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Наместник обители – архимандрит Сергий (Воронков).


Информация для паломников:

Адрес: 143615, Московская обл., Волоколамский р-н, с. Теряево

Телефон: +7 (496-36) 65-102, 65-289.

Как добраться: Обитель расположена в селе Теряево Волоколамского муниципального р-на Московской области. Расстояние от МКАДа до монастыря по Ново-Рижскому шоссе через ст. Чисмена 110 км.

Добраться до монастыря из Москвы можно как общественным транспортом (от ст. метро Рижская электричкой до ст. Чисмена и ст. Волоколамск. От ст. метро Тушинская автобусом до г. Волоколамска, далее автобусом до с.

Теряево), так и на автомобиле.

Источник: Великие храмы России / Авт.-сост. Владимирова Е. – М.: Эксмо, 2012. С. 70-73.

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/znamenitye-obiteli-rossii-iosifo-volotskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr

ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

ИОСИФО-ВОЛОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ (Во­лоц­кий Ус­пен­ский Ио­си­фов став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь) – расположен на берегу озёр в селе Теряево, к северо-востоку от города Волоколамск Московской области.

Ос­но­ван в уде­ле князя во­лоц­ко­го Бо­ри­са Ва­силь­е­ви­ча (у слия­ния рек Се­ст­ра и Стру­га) в 1479 году преподобным Ио­си­фом Во­лоц­ким и ино­ка­ми Паф­нуть­ев-Бо­ров­ско­го монастыря, от­ку­да бы­ли пе­ре­не­се­ны 3 ико­ны Ан­д­рея Руб­лё­ва.

С 1507 года Иосифо-Волоцкий монастырь на­хо­дил­ся под по­кро­ви­тель­ст­вом великого князя мо­с­ков­ско­го Ва­си­лия III Ива­но­ви­ча, за­тем Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча. К концу XV века мо­на­стырь стал од­ним из круп­ней­ших, в нём под­ви­за­лось до 400 на­сель­ни­ков.

Сре­ди по­стри­жен­ни­ков Иосифо-Волоцкого монастыря – митрополит Мо­с­ков­ский Да­ни­ил (умер в 1547 году), ка­зан­ские свя­ти­те­ли Гу­рий (Ру­го­тин) и Гер­ман (Са­ды­рев-По­лев), ар­хи­епископ Рос­тов­ский Вас­си­ан (Са­нин; умер в 1515 году), епископ Твер­ской Ака­кий (умер в 1567 году) и другие ар­хие­реи, а так­же крё­ст­ный отец ца­ря Ива­на IV – ста­рец Кас­си­ан Бо­сой. Иосифо-Волоцкий монастырь от­ли­чал­ся стро­гим ус­та­вом, вёл боль­шую про­све­ти­тель­скую и бла­го­тво­ри­тель­ную дея­тель­ность. Один из круп­ней­ших цен­тров русской книж­но­сти, из­вес­тен бо­га­тей­шей биб­лио­те­кой и ар­хи­вом (со­став­ле­ны Хро­но­граф 1512 года, Во­ло­ко­лам­ский па­те­рик, ле­то­пи­си и прочее). Книж­ное и ру­ко­пис­ное со­б­ра­ние Иосифо-Волоцкого монастыря хра­нит­ся в РГАДА (фонд 1192), ГИМе и РГБ.

Как центр ио­сиф­лян­ст­ва Иосифо-Волоцкий монастырь иг­рал важ­ную роль в про­ти­во­стоя­нии не­стя­жа­те­лям, борь­бе с ере­ся­ми, был ме­стом ссыл­ки вид­ных государственных дея­те­лей и опаль­ных ие­рар­хов Русской церк­ви.

 Преподобный Мак­сим Грек и его со­труд­ни­ки по лож­но­му об­ви­не­нию про­ве­ли в за­то­че­нии в оби­те­ли 12 лет. В Иосифо-Волоцком монастыре бы­ли за­клю­че­ны низ­ло­жен­ный царь Ва­си­лий Ива­но­вич Шуй­ский, вы­слан­ный из Мо­ск­вы митрополит Да­ни­ил, М.С.

Баш­кин, князь-инок Вас­си­ан Ко­сой (Пат­ри­ке­ев), поль­ские (1612 год) и фран­цуз­ские (1812 год) во­ен­но­плен­ные.

В Иосифо-Волоцком монастыре по­хо­ро­не­ны митрополит Мо­сков­ский Да­ни­ил, ар­хи­епископ Нов­го­род­ский Фео­до­сий, ико­но­пи­сец и со­би­ра­тель книг Дио­ни­сий Зве­ни­го­род­ский (умер в 1538 году), Г.Л. Ску­ра­тов-Бель­ский, кня­зья Во­лоц­кие, Ша­хов­ские, а так­же Без­обра­зо­вы, Ржев­ские, Му­равь­ё­вы, Тют­че­вы, Ку­ту­зо­вы.

Важно

Имел важ­ное обо­ро­ни­тель­ное зна­че­ние на северных под­сту­пах к Мо­ск­ве. В 1606 году был оса­ж­дён в хо­де Бо­лот­ни­ко­ва вос­ста­ния 1606-1607 годов, в 1610 году захвачен и разграблен гет­ма­ном князем Ро­ма­ном Ру­жин­ским (1575-1610 годы), ос­во­бо­ж­дён русско-шведскими вой­ска­ми во гла­ве с вое­во­да­ми Г.Л. Ва­луе­вым и Э. Гор­ном. С середины XVII века вос­ста­нов­лен.

До 1652 года управ­лял­ся игу­ме­на­ми, за­тем – ар­хи­ман­д­ри­та­ми. С 1764 года не­об­ще­жи­тель­ный вто­ро­класс­ный мо­на­стырь. До середины XVIII века был од­ним из круп­ней­ших зем­ле­вла­дель­цев Московского государства. Зе­мель­ные вла­де­ния в XVI-XVII веках рас­по­ла­га­лись бо­лее чем в 10 уез­дах.

По­сле се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных вла­де­ний 1764 года в соб­ст­вен­но­сти Иосифо-Волоцкого монастыря чис­ли­лось 210 десятин, 1301 са­жень зем­ли в Во­ло­ко­лам­ском и Клин­ском уез­дах, а так­же зем­ля с по­дворь­я­ми в Мо­ск­ве, на Иль­ин­ской улице и Боль­шой Дмит­ров­ке.

В 1913 году Иосифо-Волоцкий монастырь при­об­рёл до­пол­ни­тель­но 240 десятин лес­ной и лу­го­вой зем­ли.

Пер­вая де­ревянная церковь Ус­пе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри по­строе­на в 1479 году во­лоц­ки­ми мас­те­ра­ми. В 1484-1486 годах воз­ве­дён од­но­имённый ка­мен­ный храм, ико­ны и рос­пи­си для ко­то­ро­го вы­пол­нил Дио­ни­сий с сы­новь­я­ми Вла­ди­ми­ром и Фео­до­си­ем и др.

В 1490-х годах (по другим дан­ным, в 1510-х годах) со­ору­же­на 8-гран­ная 3-ярус­ная ко­ло­коль­ня с церковью Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «иже под ко­ло­ко­лы» (пе­ре­строе­на в 1671-1672 годах, в 1692-1694 годах до­строе­на до 10 яру­сов, об­щая высота 76 м, зод­чий Ни­ки­та Ти­мо­фе­ев Дю­же­нок «со то­ва­ри­щи»; по­сле взры­ва в 1941 году со­хра­нил­ся под­клет). В 1504-1506 годы на сред­ст­ва князя С.И. Бель­ско­го и Б.В. Ку­ту­зова воз­ве­де­на тра­пез­ная па­ла­та (рас­ши­ре­на в 1530 году, западная па­перть – 1827 год) с од­но­столп­ным за­лом по об­раз­цу московской Гра­но­ви­той па­ла­ты (пол из чу­гун­ных плит – 1853 год, рос­пись – 1904 год) и од­но­гла­вой церкви Бо­го­яв­ле­ния (1506–-1510 годы; верх с до­бав­ле­ни­ем 5-гла­вия пе­ре­стро­ен в 1682 году; при­дел Святого Сер­гия Ра­до­неж­ско­го – 1806 год). В 1543-1566 годы де­ревянные сте­ны XV века за­ме­не­ны кир­пич­ны­ми с 9 баш­ня­ми (пе­ре­строе­ны по об­раз­цу ба­шен московского Си­мо­но­ва монастыря с до­пол­не­ни­ем ост­ро­вер­хих кир­пич­ных шат­ров у Гер­ма­но­вой и Куз­неч­ной ба­шен и де­ревянных шат­ров у ос­таль­ных; оформ­ле­ны му­рав­ле­ны­ми из­раз­ца­ми и де­ко­ра­тив­ной клад­кой кир­пи­ча, 1645-1688 годы, зод­чие Иван Не­ве­ров, Тро­фим Иг­нать­ев). От стен XVI века со­хра­ни­лись лишь фраг­мен­ты; в концце XVIII века от ос­но­ва­ния пе­ре­строе­на Ни­коль­ская баш­ня и ра­зо­бра­на Круг­лая.

Большая часть ан­самб­ля сло­жи­лась в 1670-1690-х годах.

В 1679 году со­ору­же­ны рас­по­ло­жен­ные под уг­лом к другим по­строй­кам Свя­тые во­ро­та (стол­бы во­рот ук­ра­ше­ны це­нин­ны­ми из­раз­ца­ми с изо­бра­же­ни­ем трав и рай­ских птиц) с 5-гла­вой бес­столп­ной церковью Апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, так­же ук­ра­шен­ной из­раз­ца­ми и ок­ру­жён­ной кры­той га­ле­ре­ей с ко­лон­на­ми (зод­чий Тро­фим Иг­нать­ев; пол из ке­ра­мических плит), и с при­мы­каю­щим на­стоя­тель­ским кор­пу­сом (пе­ре­стро­ен в 1785-1787 годах). В 1688-1692 годы на день­ги ца­ря Фё­до­ра Алек­сее­ви­ча и дья­ка За­ха­рия Си­ли­на на мес­те ста­ро­го ка­мен­но­го хра­ма зод­чий Кон­д­ра­тий Мым­рин воз­вёл но­вый Ус­пен­ский со­бор с 2-ярус­ной кры­той га­ле­ре­ей с ар­ка­да­ми (2-й ярус – 1757 год), с ар­хитектурными де­та­ля­ми в сти­ле на­рыш­кин­ско­го ба­рок­ко, с ук­ра­ше­ни­ем це­нин­ны­ми из­раз­ца­ми ти­па «пав­ли­ний глаз» ра­бо­ты мас­тер­ской С.И. По­лу­бе­са. В вы­со­ком ин­терь­е­ре с круг­лы­ми стол­ба­ми – ажур­ный ико­но­стас (ниж­ний ярус – 1694 год, мас­тер Ев­се­вий Ле­он­ть­ев; верх­ние – 1740-1757 годы; большая часть икон конца 1740-х годов), рос­пись (1904 год, ар­тель Н.М. Са­фо­но­ва по ри­сун­кам И.С. Куз­не­цо­ва), по­крыв­шая фре­ски конца XVII века. В под­кле­те в 1777 году освя­ще­на цер­ковь-усы­паль­ни­ца преподобного Ио­си­фа Во­лоц­ко­го (с при­де­ла­ми Святой Трои­цы и Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы) с его мо­ща­ми (вновь об­ре­те­ны в 2001 году), за­хо­ро­не­ния­ми кня­зей Бо­ри­са Ва­силь­е­ви­ча и Фё­до­ра Бо­ри­со­ви­ча Во­лоц­ких. В церкви Ус­пе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри на­хо­ди­лась чти­мая Вла­ди­мир­ская (Во­ло­ко­лам­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри (1571-1572 годы; ны­не в Центральном му­зее древ­не­рус­ской куль­ту­ры и искусства им. А. Руб­лё­ва). В ан­самбль Иосифо-Волоцкого монастыря так­же вхо­дят: кор­пу­са – Боль­шой и Ма­лый пев­че­ские, ка­зна­чей­ский (все XIX века), Но­вый брат­ский кор­пус с гос­ти­ни­цей (1910 год, архитектор И.С. Куз­не­цов), де­ревянный Ме­до­вый ам­бар (начало XX века).

Близ Иосифо-Волоцкого монастыря – бывший скит (ос­но­ван в 1855 году на мес­те пер­во­на­чаль­но­го по­се­ле­ния преподобного Ио­си­фа; за­крыт в 1920-х годах) с кир­пич­ной церковью Всех Свя­тых (1856-1860 годы), де­ревенским зда­ни­ем бо­га­дель­ни (1903-1904 годы), кир­пич­ной боль­ни­цей (1900-е годы) и ко­лод­цем, вы­ры­тым преподобным Ио­си­фом; церковь Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в селе Спи­ро­во (1810-1825 годы, ко­ло­коль­ня за­вер­ше­на в 1849 году; де­ревянная фи­гу­ра Ни­ко­лы Мо­жай­ско­го XVI-XVII веков, с ко­то­рой с 1771 года уст­раи­вал­ся кре­ст­ный ход из Во­ло­ко­лам­ска в Иосифо-Волоцкий монастырь) на мес­те од­но­имённого мо­на­сты­ря, ос­но­ван­но­го Ио­си­фом.

Совет

Около 1920 года Иосифо-Волоцкий монастырь был за­крыт и пре­об­ра­зо­ван в Ио­си­фов­скую сельскохозяйственную тру­до­вую ком­му­ну (лик­ви­ди­ро­ва­на в 1922 году); на тер­ри­то­рии оби­те­ли ор­га­ни­зо­ва­ны шко­ла-ин­тер­нат, за­тем дет­ский дом (за­крыт в 1981 году), шко­ла.

В 1920-х – 1989 годах в Иосифо-Волоцком монастыре рас­по­ла­гал­ся Ис­то­ри­ко-бы­то­вой и крае­ведческий му­зей. В 1929-1931 годах пе­ре­плав­ле­ны все ко­ло­ко­ла. Мо­на­стырь силь­но по­стра­дал во вре­мя бо­ёв в 1941 году. Рес­тав­ри­ру­ет­ся с 1956 года (Н.И. Ива­нов, Л.А. Бе­ло­ва).

15 мая 1989 Иосифо-Волоцкий монастырь пе­ре­дан РПЦ. С 29 декабря 1999 – став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь.

В селе Яз­ви­ще (Во­ло­ко­лам­ский район, Московской области) Иосифо-Волоцкий монастырь име­ет под­во­рье с Свя­то-Тро­иц­кой церковью (1815-1820-е годы; тра­пез­ная – 1894 год).

Исторический источник:

Жи­тие и пре­бы­ва­ние вкрат­це прп. от­ца на­ше­го игум. Ио­си­фа, гра­да Во­ло­ка Лам­ска­го // Ве­ли­кие Ми­неи-Че­тии, со­б­ран­ные все­рос­сий­ским ми­тро­по­ли­том Ма­ка­ри­ем. СПб., 1868. Сент. 1–13.

Дополнительная литература:

Нек­та­рий, ие­ром. Ис­то­ри­че­ское опи­са­ние Ио­си­фо­ва Во­ло­ко­лам­ско­го вто­ро­класс­но­го мо­на­сты­ря, Мо­с­ков­ской гу­бер­нии. М., 1887;

Ви­но­гра­дов П. Ле­то­пи­си Во­ло­ко­лам­ско­го Ио­си­фо­ва мо­на­сты­ря: Ма­те­риа­лы из дел Ар­хи­ва Мо­с­ков­ской ду­хов­ной кон­си­сто­рии. 1746–1852. М., 1888;

Ге­рон­тий (Ку­ра­га­нов­ский), ар­хим. Во­ло­ко­лам­ский Ио­си­фов вто­ро­класс­ный муж­ской мо­на­стырь и его со­вре­мен­ное со­стоя­ние. СПб., 1903;

Обратите внимание

То­ро­пов С.А., Ще­пе­тов К.Н. Ио­си­фо-Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь. М., 1946; Пав­ли­чен­ков В. Ан­самбль Ио­си­фо­ва-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря // Ар­хи­тек­тур­ное на­след­ст­во. 1958. Вып. 10.

Иллюстрации:

Ио­си­фо-Во­лоцкий мо­на­стырь. Из­раз­цо­вый столб Свя­тых во­рот. 1680-1690-е годы Мас­тер С.И. По­лу­бес. Архив БРЭ;

Ио­си­фо-Во­лоц­кий мо­на­стырь. Фото А.И. Нагаева. Архив БРЭ;

Ио­си­фо-Во­лоцкий мо­на­стырь. Ус­пен­ский со­бор (1688-XVIII век) и ко­ло­коль­ня (1490-е годы, 1671-1672 годы, 1692-1694 годы). Фо­то начала XX века. Архив БРЭ.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Клосс Б.М. Ио­си­фо-Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь и ле­то­пи­са­ние кон­ца XV – 1-й по­ло­ви­ны XVI в. // Вспо­мо­га­тель­ные ис­то­ри­че­ские дис­ци­п­ли­ны. М., 1971. Т. 6
  • Де­сят­ни­ков В.А. Ио­си­фо-Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь. М., 1973
  • Спе­ран­ская Е. Воз­ро­ж­де­ние Ио­си­фо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря // Жур­нал Мо­с­ков­ской пат­ри­ар­хии. М., 1989. № 12
  • Книж­ные цен­тры Древ­ней Ру­си. Ио­си­фо-Во­ло­ко­лам­ский мо­на­стырь как центр книж­но­сти. Л., 1991
  • Алек­сан­д­ро­ва Т., Суз­даль­це­ва Т. Пре­по­доб­ный Ио­сиф Во­лоц­кий и соз­дан­ная им оби­тель. М., 2007

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/iosifo_volotskii_monastyr_volotskii_uspienskii_iosifov_stavropighialnyi_muzhskoi_monastyr

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальный мужской монастырь

Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в с.Язвище-Покровское недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушел со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом.

Иосиф Волоцкий с успехом продолжил дело своего учителя в третьем поколении Сергия Радонежского – просвещение русского народа в духе чистоты веры и патриотизма. Не случайно его основной труд, и это первый на Руси систематический богословский труд, носит название «Просветитель».

А появился он на свет как результат изменившего судьбу Церкви и государства подвига святого Иосифа, под флагом канонического Православия выступившего победоносным вождем в неравной борьбе с укоренившейся в начале 16 в.

Читайте также:  Икона святой фотинии

в самых верхах духовной и светской иерархии ереси «жидовствующих».

Не будет большим преувеличением сказать, что исповедническим трудом и разящим словом пламенных посланий преподобный Иосиф вместе со святителем Новгородским Геннадием (составителем первой Русской Библии) спасли Русь как православное государство.

Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Сохранив для Московской Руси православную веру, не допустив расколов и разногласий, преподобный Иосиф содействовал укреплению, в том числе и территориальной целостности, нашей страны и географическому расширению России».

Нет на Руси второго такого монастыря, возрастившего за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых Первосвятители Казанские Герман и Гурий.

В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Черный, Кассиан Босой, Фотий. Насельниками монастыря были архиепископы Казанские Гурий и Герман.

Важно

Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др.

Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сложившийся в ХУ-ХУП веках, сохранивший свою цельность. Система из трех прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремленными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.

Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооруженная в 1504 году, в которой в 1-й половине ХVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем. Уникальная колокольня XV-XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.

До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками, изящная Петропавловская церковь на богато декорированных Святых вратах, прекрасный, большого объема Успенский собор на высоком белокаменным подклете с изразцовым фризом «павлинье око» работы Степана Полубеса.

В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружен великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1909 году палехскими мастерами. На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала ХХ века.

В 1572 году явила себя чудом попринесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта.     

Мощи преподобного Иосифа Волоцкого были обретены в месте его погребения под стеной Успенского собора в 2001 году — Божиим промыслом 31 октября, во время всенощного бдения под день его памяти.   

Иосифо-Волоцкий монастырь является ставропигиальным: его священноархимандрит – Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Совет

В мае 1989 г. Иосифо-Волоцкий монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Стала возрождаться духовная жизнь. Возглавлял обитель до ноября 2003 г. митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (+ 4.11.2003 г.).

В 2004 году наместником монастыря назначен игумен Сергий (Воронков). В 2012 году Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам по восстановлению Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря игумен Сергий удостоен сана архимандрита.

В монастыре ведутся реставрационно-восстановительные работы. Подходят к завершению работы по реставрации древнейшего памятника – храма Богоявления с Трапезной палатой (нач. ХУ в.).

Особое внимание уделяется реставрации Успенского собора, где 27 сентября 2015 г.

праздничное богослужение в честь 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В первые же годы монастырь столкнулся с немалыми трудностями. Кризисная ситуация в стране, конечно, сказывалась на жизни и быте насельников монастыря. Помещений, пригодных для проживания и совершения богослужений практически не было. Значительные средства требовались на ремонт и реставрацию. Одновременно в монастырь потянулись и местные сельские жители, оказавшиеся без зарплат и пенсий.

Им необходимо было помогать. Первый игумен монастыря митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим поставил задачу – постараться прокормить себя своими руками. Таким образом, уже в начале 90-х годов были заложены основы хозяйственной деятельности обители. Были устроены огороды с теплицами, ферма, курятник, посажены плодовые деревья и кустарники, заведена пасека.

В одной из башен оборудовали свечное производство. Организовали швейную мастерскую, обеспечивающую внутренние потребности монастыря, столярную мастерскую. В настоящее время на монастырской ферме около 15 коров. Молоко перерабатывает молочный цех, где делают кефир, сметану, масло, творог, сыр, полностью обеспечивая потребности насельников монастыря. Пасека имеет около 30 ульев.

Меда хватает и для нужд братии, и для продажи. На огородах выращивается картофель, морковь, лук, чеснок, свекла, капуста, кабачки, тыква, огурцы, помидоры, перец, зелень. Фруктовый сад ежегодно дает большой урожай яблок и груш, ягод. Грибами монастырь снабжают богатые окрестные леса. Не забывает монастырь и о паломниках.

Обратите внимание

В трапезной для них готовят разнообразную выпечку, делают квас и сбитень. В монастырском скиту налажена выпечка хлеба.

Как это было и раньше, насельники монастыря сочетают молитву с трудами.

Монастырское обширное хозяйство требует к себе много внимания, поэтому не все насельники имеют возможность для посещения богослужений.

Хотелось бы, чтобы было более благоприятное, не в ущерб духовной жизни, сочетание трудовых обязанностей и молитвы. Всегда в монастыре желанны трудолюбивые люди, готовые к послушанию и любящие молитву.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/iosifo-volotskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/

Иосифо-Волоцкий монастырь

Адрес: село Теряево, Волоколамский район, Московская область. Телефон: +7 (499) 559-98-42, +7 (496) 363-21-02. Как добраться: из Волоколамска на автобусе, следующем до села Теряево; на электричке от Рижского вокзала до станции Чисмена, далее автобусом 23, “остновка Теряево”; по Ново-Рижскому шоссе (поворот на Чисмена) – 110 км от МКАД.

Иосифо-Волоцкий монастырь был популярен среди жителей Волоколамска не только в XXI веке, но и в советское время. Даже в то время, когда православные верующие были вынуждены скрывать свою принадлежность к христианству, обитель эта не пустовала. Если верить рассказам многочисленных паломников, молитвы их никогда не оставались не услышанными.

История становления обители

Заслуга по ее основанию принадлежит Иосифу Волоцкому, считающемуся святым. Произошло строительство святыни во владениях князя Волоцкого Бориса Васильевича в конце XV столетия, в один из православных праздников. Монастырь, названный вначале Успенским, прежде чем стать собственностью московского митрополита, находился в подчинении у новгородской епархии.

Первоначально он был полностью деревянный, но через 6 лет после основания на его месте построили комплекс из камня – это произошло еще в годы жизни Иосифа. Позднее православный святой по праву игумена упорядочил проводящиеся тут богослужения, ввел особые правила, которым должны были следовать местные монахи.

Но порядок, установившийся тут, был разрушен с появлением в его стенах агрессивно настроенных шляхтичей из Литвы и Польши. И даже мощные крепостные стены не защитили обитель от разорения.
В XVI-XVII вв. Иосифо-Волоцкий монастырь сильно изменился. По распоряжению властей в него стали ссылать провинившихся представителей духовенства и государственных преступников.

Тут побывали такие известные исторические личности, как Максим Грек, митрополит Даниил, Василий IV Шуйский, Василий Курицын, еретик Матвей Башкин. В обители были заточены и военнопленные поляки – в XVII столетии, французы – во время Отечественной войны 1812 г. В XVIII веке комплекс служил школой для будущих церковных чиновников, правда, просуществовавшей недолго.

По количеству земельной собственности с Иосифо-Волоцким монастырем не могла сравниться ни одна другая церковь в регионе. В его владения входили многие деревни, пустоши и сельские населенные пункты. Однако ситуация изменилась после изъятия государством некоторых земель. Площадь принадлежащей храму земли уменьшилась до 305 га в Клинском и Волоколамском уездах.

После церковные чиновники приняли решение приобрести еще 350 га плодородной земли.

Многие иконы, хранящиеся на территории обители, создавались руками известного иконописца, приверженца традиций Андрея Рублева, Дионисия, работающего вместе со своими сыновьями. Последний начал рисование образов по инициативе Иосифа.

Важно

В конце XVIII столетия молитвы святого Иосифа спасли множество человек от разразившейся в городе чумы.

Благое деяние не было позабыто местными жителями, среди них появился обычай на сретение устраивать крестный ход из Волоколамска в Иосифо-Волоцкий монастырь с иконой святого в руках.

В 90-х гг. XX века Иосифо-Волоцкий монастырь стал неотъемлемой частью Русской Православной Церкви. В нем был сделан ряд преобразований. Главный храм отреставрирован, в нем начал работу православный музей. Обитель святого Иосифа обрела свое первоначальное назначение мужского монастырского комплекса.

Важные монастырские святыни

Иосифо-Волоцкий монастырь славится своими святынями, кое-каким из них не одна сотня лет.

Например, полотну с изображением Иисуса Христа, украшенному драгоценными каменьями и переданному церкви княгиней Ефросиньей и ее мужем, князем Старицким, или крестам с мощами, расположенным на престоле.

Из числа церковных образов наиболее почитаемы иконы Святого Иосифа, Черниговской Пресвятой Богородицы и располагающаяся в главном соборном иконостасе Владимирская икона Матери Божьей.

Усыпальница при обители

Умер Иосиф Волоцкий в 1515 г. Как святой, он был увековечен только в конце XVI века. Его останки надежно скрыты в укромном месте Успенского соборного храма, укрыты специальным ковчегом.

Нижняя церковь собора хранит в себе гробницы, где покоятся епископы Нифонт, Савва, Лаврентий, Иеремия, Феодосий, митрополит Москвы Даниил и князья из Волоколамска. Там же обрел свое вечное пристанище и небезызвестный Малюта Скуратов, живший при Иване III.

Кладбище при монастыре послужило усыпальницей и многим дворянам и князьям: Безобразовым, Шаховским, Голицыным, Гончаровым и Муравьевым.

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоцкого монастыря являет собой классический образец искусства Древней Руси. Во второй половине XVII века он был дополнен элементами итальянского архитектурного стиля барокко и стал еще более помпезным и роскошным. Уже в 1504 г.

в нем сооружена палата для трапез и церковь Божьего явления. Через несколько лет после постройки благодаря финансированию князя Бориса Волоцкого в убранство были внесены новшества. Осуществлялось строительство храма Смоленской Одигитрии в первом ярусе колокольни. Преобразования продолжались долго.

Вскоре была построена новая церковь в память о преподобных апостолах Павле и Петре. Монастырские настоятели жили в комнатах, располагающихся в ограде православной обители. Чуть дальше находились братские корпуса, где проводили время монахи, отдел для казначейства и постройки для хозяйственных нужд.

Все это в комплексе и составило Иосифо-Волоцкий монастырь. Жившие в обители монахи должны были позаботиться и об укреплении избранного ими для себя жилища. Крепостные стены были построены в XVI столетии. Однако их пришлось перестроить в 1650 г.

Примерно через 100 лет были воздвигнуты высокие башни вокруг этой православной святыни.

Монахи при возведении обители не забыли о православных, которые хотели бы побывать здесь. В 1865 г. закончилось строительство гостиничного заведения, где могли скоротать время паломники. Неподалеку от него расположились постройка для бедных и нетрудоспособных, а также больница.

Иосифо-Волоцкий монастырь – это чрезвычайно интересное место для туристов. Оно впечатляет своей богатейшей историей и изысканностью архитектурного ансамбля. Как и всякая православная святыня, оно заряжает энергией и позволяет немного отвлечься от будничной суеты.

Источник: http://lions-guides.ru/Moscow-region/interesting-places-of-Volokolamsk/Joseph-Volokolam

Ссылка на основную публикацию