Храм успения пресвятой богородицы в санкт-петербурге

Храм Успения Пресвятой Богородицы, Санкт-Петербург, Васильевский остров

К началу XX века подворье имело храмовый комплекс построек с отдельными входами для прихожан, церковной братии и митрополита. Кроме того, с начала Первой мировой войны в подвалах Успенской церкви хранились фонды большой библиотеки митрополита Владимира (Богоявленского), утраченной в годы советской власти.

Успенский храм в советское время

Октябрьская революция разрушила привычный уклад жизни обители, ее служителей и прихожан. 1919 год стал началом выселения из обители священнослужителей.

В 1920-е годы власти уже открыто задались целью во что бы то ни стало закрыть Успенскую церковь. Начались массовые аресты братии и прихожан, которые продолжались до 1932 года. Успенский храм подворья лишили высокого статуса ставропигиального, однако богослужения продолжались здесь вплоть до конца 1933 года.

В 1934 году было принято решение о ликвидации храма и дальнейшей организации на его территории физкультурного зала. Двери церкви закрылись для прихожан на долгие годы.

Обратите внимание

Из нее вывезли практически все, от икон и иконостаса до паникадила и прочей церковной утвари. Лишь кресты еще продолжали осенять осиротевший храм, покуда их не спилили перед самой войной.

Почитаемую икону Успения Божией Матери, «изображение и меру» древнего лаврского образа, успели передать из разоренного подворья в Князь-Владимирский собор.

На первое время помещения церкви были переоборудованы под склад Ленинградского военного порта. Митрополичьи покои разделили, преобразовав в общежитие, а затем в коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны храмовый купол скрывал наблюдательный пункт ПВО, а в церковном подвале оборудовали бомбоубежище.

1956 году в главном здании церкви началось строительство ледового катка с искусственным покрытием. Уже в 1961 году на его льду приступили к тренировкам большинство спортивных обществ Ленинграда.

Существование в храме катка нанесло зданию огромный ущерб: в алтаре размещалось машинное отделение для холодильных установок и гардеробы, на хорах организовали буфеты и кладовые спортивного и технического инвентаря.

Всю центральную часть бывшей церкви занимало обширное ледовое поле, а зрительный зал пестрел портретами Ленина и других советских партийных деятелей; на стенах были развернуты транспаранты патриотического содержания.

Все эти «новшества» практически уничтожили дорогую метлахскую плитку на полах и живопись на стенах и потолке.

Лед порождал холод и сырость, от которой стены ветшали, крошились и разрушались грибком. Содержать здесь каток со временем стало попросту нерентабельно. Однако и после закрытия ледовой арены в Успенском храме некоторое время функционировали бани, а позднее были разбиты плантации для выращивания цветов на продажу, что продолжало поддерживать в здании влажность на недопустимых уровнях.

Реставрация и возрождение

Только в 1991 году здание Успенского храма по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II возвратили Русской православной церкви в качестве подворья Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь.

Восстановление здания потребовало больших затрат, технических и людских ресурсов, огромного напряжения сил. За дело взялись все, кто мечтал вновь увидеть Успенский храм в первозданном виде и во всем его великолепии.

Восстанавливались полы и росписи на стенах, вывозились горы строительного мусора. В 1998-м главный купол здания обрел крест, а в 2005-м купол был позолочен. К 2003 году по архивным фото восстановили иконостас.

И лишь спустя 10 лет завершилась реставрация настенных росписей.

Важно

15 сентября 2013 года произошло великое событие – чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни на Васильевском острове.

Сегодня весь комплекс подворья – объект культурного наследия федерального значения.

Источник: https://posmotrim.by/article/hram-uspeniya-bogorodicy-sankt-peterburg.html

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге

Василий Косяков-великий зодчий России.

Василий Косяков (1862-1921) получил общероссийскую известность как архитектор в конце XIX – начале XX вв. Он был сыном Антона Косякова, служащего графа Адленберга. Стремление к учению помогло ему преодолеть жизненные трудности и получить архитектурное образование в Институте Гражданских Инженеров.

Среди самых крупных зодчих своего времени Василий Косяков выделялся разносторонней одаренностью, широкой эрудицией и необычайной энергией.

Василий Косяков – архитектор, художник, инженер, ученый, педагог – занимает одно из первых мест в плеяде людей, которыми и сегодня гордится Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет – преемник ИГИ.

Строение храмов занимало особое место в деятельности архитектора. Он проектировал в византийском и псевдорусском стиле, и развил тип однокупольного византийского храма с четырьмя апсидами (конхами).

В Санкт-Петербурге по проектам Косякова сооружено около двадцати объектов, среди которых церкви, доходные дома, дома призрения, здание Благородного собрания, храм Богоявления в порту на Гутуевском острове, комплекс подворья Киево-Печерской лавры, Священный Синод и многие другие.

Главное его творение – собор Николая Чудотворца в Кронштадте (Морской собор). Василий Антонович активно участвовал в конкурсах по архитектуре, проектировал и возводил различные здания и сооружения в Воронежской, Ярославской губерниях, в ряде городов России и за рубежом.

В честь Василия Косякова назван теплоход, курсирующий между посёлком Рабочеостровск и Соловецкими островами.

Совет

Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье Оптиной пустыни – выдающийся памятник русской церковной архитектуры. Она играет доминирующую роль в архитектурном ансамбле Васильевского острова.

В современном виде церковь возникла в XIX веке. Снаружи пятиглавый храм богато украшен рельефной кирпичной кладкой, мозаиками, изразцами.

Особенно необычно выглядят разновеликие купола, каждый из которых декорирован неповторимым орнаментальным рельефным узором.

Бесконечно интересно сравнивать между собой архитектурные шедевры Василия Косякова , замечать интересные элементы декора, поражаться потрясающей гармонией архитектурных композиций. Достаточно долгое время это захватывающее занятие омрачалось состоянием памятников.

В основном Косяков занимался храмовым и церковным зодчеством, и советское время нанесло им жестокий урон. Сейчас многие храмы восстанавливаются и ремонтируются. Практически все творения Василия Антоновича, имеющие огромную культурную ценность, также постепенно возрождаются.

И уже есть на что посмотреть и чем полюбоваться.

А начнем мы наше знакомство с шедеврами Косякова с Храма Успения Пресвятой Богородицы подворья Киево-Печерской лавры в Петербурге. Долгое время одно из основных украшений набережной Невы было укутано в строительные леса.

Лишь недавно, в 2005 году был открыт для обозрения восстановленный главный купол церкви.

Потрясающая красота! Мы имеем теперь возможность увидеть, как примерно должен был выглядеть центральный купол нашего Казанского собора в соответствии с проектом.

Обратите внимание

Участок на углу набережной Лейтенанта Шмидта и 15-й линии Васильевского острова с 1718 года принадлежал подворью Киево-Печерской лавры.

В 1894 году состоялся архитектурный конкурс на строительство здесь нового комплекса церковных зданий. По его итогам был принят проект Василия Косякова и Бронислава Правдзика.

Этот проект предусмотрел сооружение нового храма, которому придавалось значение архитектурной доминанты набережной Невы.

15 августа 1895 года состоялась торжественная закладка церкви Успения Пресвятой Богородицы. В процессе строительства (осенью 1896 года) Косяковым было принято решение выполнить перекрещивающиеся арки не из кирпича, а единым пролётом из монолитного бетона. Таким образом работа была ускорена на целый сезон.

Внутри здания было создано подкупольное пространство без опор на 2000 человек. Впервые в Санкт-Петербурге при строительстве церкви гладкие части куполов были облицованы листами алюминия. Облицовочный кирпич (14 сортов, в том числе желтый митавский) поставлялся рижским заводом М. В. Нестерова.

Цоколь храма облицован серым гранитом, верхняя часть – радомским песчаником (отделочный камень из Польши).

Новаторство автора проявилось в применении пересекающихся арок пролетом в 21 метр для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Такая же конструкция была использована и при строительстве храма в Данилове. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 гг.

исполнили московские мастера Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Ф. А. Соколова. Предполагается, что в создании эскизов настенной росписи участвовал Виктор Михайлович Васнецов. Московская ювелирно-ремесленная фирма ярославских купцов Оловянишниковых изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой; мастерская Фролова – наружные мозаики.

Храм славился иконами старинного письма, переданными из Киево-Печерской лавры.

Важно

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором сусального золота. Кокошники фасадов декорированы яркими цветными изразцами и майоликой. Стройный пятиглавый храм, высоко поднявшийся над соседними домами, играет важную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

В январе 1935 года подворье Киево-Печёрской лавры было закрыто, монахи арестованы. Храм был закрыт и передан Ленвоенпорту под склад. В 1956 году в храме установили холодильное оборудование и устроили первый в Ленинграде каток с искусственным льдом.

Именно с этим событием связан расцвет ленинградской школы фигурного катания. Все фрески на стенах сначала побелили, а затем закрасили масляной краской.

Один из монахов вспоминает, что когда случалось еще в миру смотреть передачи о наших прославленных фигуристах, видел, как машины, заливающие лед, утыкаются в какие-то колонны… “Откуда на тренировочном катке колонны, зачем?”

Храм вновь был передан Русской Православной церкви в 1991 году. Ныне здесь располагается подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни. Восстановление здания потребовало огромных затрат.

В конце 1993 года в церкви возобновились богослужения, еще через три года начались работы по восстановлению наружного облика здания и реставрация интерьеров. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 г. завершилось восстановление иконостаса.

Читайте также:  Сильная молитва святой матроне московской о замужестве

В настоящее время художники-реставраторы под руководством Ярослава Штыренберга по сохранившимся кусочкам живописи, используя сложные технологии, скрупулезно восстанавливают фрески.

4 апреля 2009 года Патриарх Кирилл посетил подворье Оптиной пустыни. По словам Его Святейшества, этот храм также имеет для него особое значение – здесь пела на левом клиросе его мать, в этом храме она встретилась со своим будущем супругом Михаилом Гундяевым.

Совет

Накануне свадьбы отец был арестован только по одной причине: он пел в храме подворья, будучи студентом и занимая инженерную должность на военном заводе. И поэтому свадьба была отложена.

Отец освободился из заключения накануне 1937 года, и в самый страшный год гонений родители смогли пожениться.

Источник: https://kelohouse.ru/dom224.html

Храм Успения Пресвятой Богородицы

На Васильевском острове, на набережной лейтенанта Шмидта, отражаясь в водной глади Невы, стоит красивый храм Успения Пресвятой Богородицы. Построен храм в 1895-97-х годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика.

Ранее на этом месте ранее находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В конце 1880-х годов оно было куплено Киево-Печерским монастырем, а в здании подворья была устроена домовая церковь.

Освящение главного алтаря и придела храма Успения Богородицы состоялось в декабре 1897 года. Весь комплекс подворья был закончен к 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Храм выполнен в русском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика.

Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок, пролетом в 10 саженей, для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство.

В 1902-1093 годах были расписаны интерьеры храма московскими мастерами — Снегиревым, Струнниковым и Яковлевым под руководством академика Ф.А. Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал сам В.М. Васнецов. В храме пребывали иконы старинного письма, переданные из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским.

Обратите внимание

25 августа 1934 года президиум Леноблисполкома вынес решение о ликвидации храма и использовании его помещения под спортивный зал. 23 января 1935 года Успенская церковь была закрыта. Помещение сначала было приспособлено под склад Ленинградским военным портом.

В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону «Успение Божией Матери» передали в Князь-Владимирский собор.

В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь.

В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе.

В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Восстановление закрашенных масляной краской фресок продолжается по сей день.

Сейчас на подворье есть общедоступная библиотека, в которой более 15000 книг, видео- и аудиотека; развивается и расширяется деятельность православного Института религиоведения и церковных искусств, уже четвертый год существующего при подворье. Сейчас в институте обучаются 70 иконописцев, 70 золотошвей, и около 70 учащихся изучают богословские дисциплины. При подворье действует воскресная школа, мастерские, книжная лавка.

Источник: http://petersburglike.ru/2015-08-04/xram-uspeniya-presvyatoj-bogorodicy/

Успенская церковь на Васильевском острове

В последний день февраля я прогуливалась от Дворцового моста  по набережной Лейтенанта Шмидта к музею-институту семьи Рерихов, в сторону порта.День выдался серым, пасмурным, неласковым.  29 февраля . Редкий день).Периодически шел снег.

Нева еще подо льдом, левушки мерзнут на набережной..

И в жару, и в холод Петр Первый  “строит лодку” у Адмиралтейства…” На берегу пустынных волнСтоял он, дум великих полн,И вдаль глядел..Пред ним широкоРека неслася…”      Вот вышла на прогулку  петербургская семья . Не туристы, явно. Редкий турист дойдет до конца набережной…)Наблюдаю трогательную кормежку. Женщина принесла целый пакет еды для пернатых.

Уточки, голуби, вороны, чайки..Дружная невская семейка)Самые хулиганистые – катаются на тающих льдинках)Чуть дальше – еще один пункт раздачи питания)А я нахожусь где-то тут…За Невой, за мостом,  виден купол Исаакиевского собора. Очень удачно луч солнца выглянул)

Вижу подводную лодку…Один из новых музеев, открыт совсем недавно. О нем я еще расскажу.

Другой рассказ будет.

На набережной, как раз напротив  лодки, стоит Успенская церковь. Точнее – церковь Успения Божьей Матери.

Церковь очень красивая. Р

Важно

асположена она чуть вдали от основных достопримечательностей центра города, ближе к порту, за мостом Лейтенанта Шмидта , ныне Благовещенского моста.

Для меня она стоит в одном ряду с нашим Спасом-на-Крови и московским собором Василия Блаженного на Красной площади.

Кроме того, что она интересна сама по себе, с ней связана история нашей семьи. Точнее ,страница жизни прародственницы  Полины. О ней я чуть позже расскажу.
А сейчас – о церкви. Она – пятиглавая, вмещает до 2000 человек.

Проект выдержан в псевдорусском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя  – песчаником. 14 сортов облицовочного кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова.Наружные мозаики были исполнены в мастерской  В.Фролова. При строительстве храма впервые в Санкт-Петербурге гладкие части куполов были облицованы листами алюминия.

На звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг.

С тех пор, как ее полностью восстановили, в  этой церкви я еще  не была ни разу. Только в “лесах” ее наблюдала.

Захожу… Открываю тяжелые двери.

Храмовое пространство – система перекрещивающихся арок.Поэтому  в церкви отсутствуют столбы.Красиво…Необычно.Стены церкви первоначально были расписаны московскими мастерами  под руководством академика Ф.А Соколова. Роспись была затем отреставрирована.

Кроме того, в храме работала группа из 80 человек, сформированная выпускниками Санкт-Петербургского института им. Репина.

На внутреннем пространстве купола изображён «Христос Пантократор» с херувимами и серафимами (закончен совсем недавно, в 2007 году).

Под барабаном — четыре композиции: «Рождество Иисуса Христа», «Крещение Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне».

На парусах находятся образа четырёх Евангелистов. Идет служба.  Акустика великолепная ! Чудо просто!

Главной темой центрального алтаря является Успение Пресвятой Богородицы.

В алтаре установлен престол из каррарского мрамора. Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.

Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во Владимирский собор.
Там и остался..

История  этого храма начинается еще с петровских времен, хотя в нынешнем виде храм был построен в конце 19 века.
В 1721 году на Васильевском острове, в соответствии с указом Петра I, началось строительство архиерейского подворья членов Святейшего Синода.

Совет

Подворье  использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания.  Синод находился на другой стороне Невы.

Доход был небольшим, поэтому в 1872 году было решено его продать для подворья  Киево-Печерской лавры.

Теперь тут размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Но места становилось мало, церковь оставалась маленькой и не вмещала всех желающих.

( фото из инета)

В 1894 году состоялся архитектурный конкурс на строительство здесь нового комплекса церковных зданий.

По его итогам был принят проект , согласно которому  главной архитектурной доминантой подворья и этой части невской набережной должен был стать новый храм, а  большинство зданий предполагалось выстроить заново.  В 1894-1895 годах на месте снесённого здания на набережной был построен новый двухэтажный дом, в котором устроены квартира настоятеля и покои митрополита с балконом на главном фасаде.Видите его выше на снимке прошлых лет ? Слева за часовенкой .Из своих комнат митрополит мог непосредственно перейти в храм.Остальные служители подворья разместились в двухэтажном дворовом флигеле. Еще один, уже имеющийся, дом был надстроен третьим этажом.

Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был заложен в 1895 году.

Работы по строительству продолжались без перерыва с раннего утра до наступления темноты.

 В 1896 году

внутри строящегося храма была возведена временная церковь, где постоянно проходили богослужения. В  следующем году на купола были подняты кресты.

Затем  были позолочены купола и произведены отделочные работы. После освящения в храме был установлен временный иконостас из старой домовой церкви подворья. Отделочные работы и роспись были завершены к 1903 году.

( фото из инета)

Тут я снова вспомню свою родственницу. Полина Михайловна владела доходным домом на углу Малого проспекта и 17 линии  Васильевского острова до  1917 года. Жила она одна, детей и своей семьи у нее не было. Была она тогда уже немолода.

После революции дом отобрали, поселили туда рабочих и крестьян, а ей выделили комнатку на первом этаже.

Через некоторое время и эта комнатка оказалась нужна , Полина оказалась на улице.

Она отправилась в  ближайшую к ее дому церковь, о которой идет рассказ, там ее приняли, определили жить в подвальное помещение храма.Питалась Полина в монашеской столовой.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "страстная"

Помещение было сырым, холодным. Помимо Полины, в нем жили крысы.

Во время наводнений ( а наводнения в то время были нередки, дамбы еще не было)  подвал  церкви, стоящей на берегу Невы, заливало  и ходить приходилось по колено в воде.Через какое-то время  она там же и умерла..

Через два года после революции началось постепенное «уплотнение» и монашеского жилья, люди были перемещены из келий в небольшие помещения.

После закрытия Киево-Печерской лавры в 1926 году  подворье продолжило своё существование самостоятельно.

Обратите внимание

в храме служили певчими М.В.Гундяев и Р. В. Кучина — родители патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В ночь на 23 августа 1932 года некоторые монашествующие и часть прихожан были арестованы по обвинению в «систематическом задерживании разменной серебряной монеты, подрывая этим денежное обращение в СССР». Они были осуждены с последующей отправкой в лагеря.
Последних членов братии арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан.

 ( вид на церковь с борта ледокола “Красин”)

Ленсовет  решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса . Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту.
Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.

Подворье фактически перестало существовать.

После закрытия храма его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта.В 1936 году церковь использовали как спортивный зал.

В период блокады Ленинграда  под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт ПВО, в самом храме — склад РККФ, в подвале — бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.

В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением А.Микояна, здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка.В результате работ была уничтожена метлахская плитка; уничтожена или закрашена живопись.

В алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы; в центре размещено ледовое поле площадью 289 м2, на хорах — буфеты и кладовые для инвентаря.

Представляете , какая площадь у храма ?!Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки.Зал был украшен портретами В. И. Ленина, флагами и транспарантами.

Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались  наши знаменитые  фигуристы Л.Белоусова и О.Протопопов.

Важно

После окончания строительства Дворца спорта “Юбилейный” , крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.

Однако , состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем — цветочная плантация для продаж.

В 1988 году вновь была открыта Оптина пустынь.

Наместник монастыря обратился к властям Ленинграда рассмотреть возможность передачи одного из городских храмов (в том числе закрытых) для основания в нём монастырского подворья.
Среди предложенных храмов был Успенский, на котором он  и остановил свой выбор . С этого времени началась реставрация храма и восстановление помещений подворья .

В 1991 году в бывшем хореографическом зале катка был установлен временный иконостас, начаты службы. Ежедневно службы стали совершаться здесь лишь с 1996 года. Тогда же началась реставрация центрального алтаря.

В 1998 году  на куполе был водружён крест. К 2003 году восстановлен иконостас. Три года назад  церковь снаружи и внутри была полностью восстановлена и освящена  патриархом Кириллом храм.Вот такая  история….

При подворье  действуют Институт религиоведения и церковных искусств, православная гимназия, воскресная школа, реабилитационный центр «Диалог», деятельность которого  направлена на помощь лицам, пострадавшим от деструктивных религиозных организаций. Кроме того, Центр ведёт профилактическую работу по предотвращению вовлечения в псевдорелигиозные и раскольнические организации. Есть так же

золотошвейная мастерская и библиотека.Интересный  момент :  при входе в церковь слева  от дверей, ведущих в зал для молений,  находятся два помещения .Одно – церковная лавка, где можно купить свечи, заказать службы, купить монастырскую выпечку , мед и другие продукты.

И  второе – помещение  для бесед с прихожанами , над которым написано “Дежурный священник”. На лавочках у кабинета сидели люди, ожидали своей очереди .А  священника и посетителя, сидевшего за столом с разных его сторон и разговаривающих о чем-то, было видно сквозь стеклянную стену кабинета.

Нигде раньше такого не видела.

) Интересно, есть запись или живая очередь ?….

Совет

Наверное, Крузенштерн, памятник которому стоит тут с 1873 года, мог бы много рассказать о том, как менялась церковь и какие люди шли к ней по набережной мимо него… Может быть, и сам бы зашел)

Источник: https://pharmateacher.livejournal.com/84110.html

Храм Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни / Исторические справки / Патриархия.ru

15 сентября 2013 г. 14:00

Место, где стоит Успенская церковь, с XVIII века принадлежало монастырским подворьям. В 1721 году Троице-Сергиева лавра, следуя указам Петра I, начала обустраивать на Васильевском острове свое подворье. На нем был выстроен небольшой деревянный храм.

Но через 35 лет, в 1756 году, монастырь, столкнувшись с очень большими материальными трудностями, вынужден был переехать. Дом Императорским указом велено было передать «к епархии Псковской в подворье». Псковский архиерейский дом почти сто лет владел этим подворьем.

Здесь по указанию Синода обыкновенно размещались иногородние архиереи, приезжавшие в Санкт-Петербург для присутствия в Синоде.

Здесь останавливался и святитель Филарет (Амфитеатров; †1857), в ту пору — епископ Рязанский, который по воспоминаниям казначея владыки архимандрита Павла молитвой остановил затопление подворья во время наводнения 1827 года.

В 1854 году временно управляющий Псковской епархией Рижский архиепископ Платон представляет Синоду объяснение сложных подворских обстоятельств и просит передать подворье в ведение Синода.

Но через 20 лет и Синоду пришлось задуматься о его продаже.

В этот самый момент от митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Москвина) поступает в хозяйственное управление Синода предложение о приобретении данного места Киево-Печерской лаврой.

К сожалению, вскоре после приобретения зданий подворья в 1875 году митрополит Арсений умер (†1876) и задуманное им благоустройство подворья отодвинулось на много лет.

Обратите внимание

Все здания подворья, в том числе и церковь Рождества Христова, обветшали и вследствие многократных перестроек и переделок производили впечатление архитектурного хаоса.

Митрополит Иоанникий (Руднев), для которого подворье было местом его постоянного пребывания, был крайне нетребователен в отношении личного комфорта и мирился с перекосившимися полами и подпорками к потолкам жилых покоев, но был озабочен необходимостью перестроить церковь, не вмещавшую богомольцев.

Начиная с 1886 года, владыка Иоанникий был первенствующим членом Святейшего Синода.

А с 1891 года до самой своей кончины в 1900 году занимал Киевскую и Галицкую кафедру, и, стало быть, являлся настоятелем Киево-Печерской лавры вместе с ее Санкт-Петербургским подворьем.

Известны постническое воздержание святителя, его широкая благотворительность, скромность жизни, справедливость, простота и прямота в общении, и наконец, живое и искреннее благочестие.

Митрополит Иоанникий хорошо знал архитектора Косякова, строившего в Галерной гавани Петербурга храм Милующей Божией Матери. Ему было вверено преобразовать захудалое подворье в великолепный церковный комплекс, способный стать настоящим духовным центром, связующим Петербург и Киев, имперскую столицу и Печерскую лавру.

В 1894-1900 годах здания подворья было построены заново, включая храм Успения Пресвятой Богородицы. Образы киевских святых и теперь украшают его своды.

15 августа 1895 года состоялась закладка храма, а уже 18 декабря 1897 года владыка Иоанникий произвел освящение главного алтаря с хорами. В храме был временно установлен иконостас из прежней подворской церкви.

Важно

Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Храм выдержан в псевдорусском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика.

Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Фирма Оловянишникова изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой, мастерская Фролова — наружные мозаики храма.

Роспись интерьеров храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера под руководством академика Федора Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал Виктор Васнецов.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским; настоятелем храма был в это время архимандрит Феогност (Пашков).

С 1919 года монахов выселяли из келий под предлогом «уплотнения» жилья, а с 1930 по 1933 год все насельники подворья и активные прихожане храма были арестованы и приговорены к отправке в ссылки и лагеря. Среди арестованных членов общины был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В 1934 году Успенская церковь была закрыта и превращена в склад Ленинградского военного порта, а в 1961 году в ней уже открылся крытый каток. На его льду проводили занятия спортивные общества того времени.

Совет

Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону Успения Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор.

Читайте также:  Православная церковь о празднике хэллоуин: праздновать или нет

Со временем каток пришел в упадок, требовалось все большие вложения в ремонт здания.

В монастыре Оптина пустынь вопрос о создании своего подворья в Петербурге рассматривался еще до революции. Но только в 1991 году при участии Святейшего Патриарха Алексия II город передал в безвозмездное и бессрочное пользование бывшее подворье Киево-Печерской лавры вновь образованному подворью ставропигиального мужского монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни.

Казалось, восстановить храм практически невозможно: стены были испорчены сыростью и грибком, росписи скрыты под слоями штукатурки. В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать Литургию в южном приделе.

Регулярные богослужения в храме смогли проводить только с 1993 года.

В 1995 году новый настоятель подворья иеромонах (ныне игумен) Ростислав (Якубовский) пригласил к сотрудничеству выпускников Санкт-Петербургской Академии художеств Ярослава Штеренберга и Геннадия Журавлева, создавших бригаду реставраторов, приступивших к восстановлению наружного облика здания и реставрации интерьеров. Средства на возрождение обители собирали всем миром; основным спонсором выступил Вадим Новинский. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Только в 2013 году завершилось воссоздание интерьера и настенных росписей.

15 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни.

Сайт подворья: http://rp-c.ru.

Пресс-служба Санкт-Петербургской епархии/Патриархия.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/3235449.html

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Подворье Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь

Место, где стоит храм, с XVIII века принадлежало монастырским подворьям: сначала – Троице-Сергиеву монастырю (ныне Лавре), потом – Псковскому Архиерейскому Дому. В 1875 году подворье приобрела Киево-Печерская лавра. Вначале храм на лаврском подворье был небольшим, с трудом вмещал молящихся.

В 1894-1900 годах Киево-Печерское подворье было построено заново – с тем храмом Успения Пресвятой Богородицы, который сохранился до наших дней.

Созданием проекта и постройкой храма руководил выдающийся архитектор Василий Антонович Косяков (автор Морского собора в Кронштадте, церкви Милующей Божьей Матери на Большом проспекте и др.). Красивый, просторный храм обрёл многочисленных прихожан. События 1917 года разрушили привычный уклад жизни.

Обратите внимание

С 1919 года начинается постепенное выселение монахов из келий под предлогом «уплотнения» жилья и предоставления его нуждающимся. В ночь на 23 августа 1930 года прошел первый арест братии Подворья.

Арестованных монахов обвинили в том, что они «систематически задерживали разменную серебряную монету, подрывая этим денежное обращение в СССР». Всех осудили и отправили в северные концлагеря. Однако, до конца 1933 года богослужения в храме продолжались, существовал приход Успенской церкви, состоявший из верных прихожан.

Но вскоре они также были арестованы. Среди арестованных прихожан был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 1934 году храм был закрыт и превращен в склад. В 1956 году в здании церкви начали строить первый в Ленинграде крытый каток. Здесь начиналась знаменитая на весь мир Ленинградская школа фигурного катания.

В 1991 году бывшее Киево-Печерское подворье стало подворьем Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь. Началось восстановление храма и всего подворского комплекса, которое продолжается до сих пор.

15 сентября 2013 года храм Успения Божией Матери был освящен Великим чином Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

В храме установлена рака с сенью и частицей мощей преп.

Амвросия, старца Оптинского (XIX), имеется мощевик Собора преподобных Старцев Оптинских, а также мощевик Киево-Печерских святых, в котором находятся частицы мощей 82 подвижников, в том числе таких почитаемых преподобных: Моисея Угрина (XI), Илии Муромца (XII), Нестора Летописца (XI-XII), Агапита врача безмездного (XI-XII), Иоанна Многострадального (XII), Исаии Чудотворца (XII в.) и других.

В храме пребывает образ Божией Матери «Скоропослушница», написанный на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар. Образ является точным списком с чудотворной иконы древней афонской обители.

В алтаре храма хранится Святой Крест с Частицами Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня и с частицами мощей разных святых: прор.Иоанна Предтечи, ап.Андрея Первозванного и ап.

Важно

Иакова Зеведеева (I), прав.Лазаря Четверодневного (I), сщмчч.Игнатия Богоносца и Дионисия Ареопагита (II), свт.Николая Чудотворца (III-IV), вмч.Пантелеимона (III-IV), преп.

Иоанна Дамаскина (VII-VIII) и других святых.

На Оптинском подворье основан мужской хор «Оптина Пустынь». Коллектив профессиональных певчих возрождает традиции древнего уставного монастырского пения: на богослужениях в храме исполняются знаменные песнопения, оптинские распевы, разные виды древнерусских одноголосных распевов, русского церковного многоголосия, а также греческие, сербские, болгарские и грузинские распевы.

Источник: http://www.visit-petersburg.ru/ru/showplace/195716/

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной), Санкт-Петербург

Письмо настоятеля с просьбой о помощи

В самом центре Санкт-Петербурга, на Сенной площади с середины 18 века по 1961 год располагался величественный пятикупольный храм Успения Пресвятой Богородицы, именовавшийся в народе Спас на Сенной.

Приход храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной), являясь юридическим лицом, с 2011 года ведет активную и планомерную работу по возрождению на своем историческом месте, взорванного храма.

Поскольку возрождение храма носит длительный характер ввиду необходимости получения многочисленной правоустанавливающей и разрешетильной документации, а также работ по выносу из-под пятна застройки храма, имеющихся инженерных коммуникаций, Приходом было принято решение о проведении реконструкции существующей на Сенной площади  часовни во имя св. влм. Иоанна Нового Сочавского, в части расширения ее площади. Первоначально площадь часовни составляла 16 кв.м., а после реконструкции будет составлять 109 кв.м.

Данная реконструкция обеспечит возможность совершения регулярных Богослужений для большего количества верующих, желающих молиться в часовне.

В октябре 2016 года Приходом получено разрешение на строительство и в настоящее время строительно-монтажные работы по реконструкции часовни ведутся полным ходом. Уже завершается строительство стен и начинается монтаж стропильной системы кровли храма.

Между тем, собранных Приходом денежных средств не хватило на строительство кровли и купола часовни. Согласно смете, стоимость этих работ составляет 6 089 599 руб.

В настоящее время Приход очень нуждается в пожертвованиях на производство кровельных работ. 

Денежные средства можно переводить на реквизиты Прихода.

Совет

Проектом реконструкции предусмотрено расположение на фасадных стенах часовни памятных досок с именами или наименованиями организаций жертвователей (по их желанию). 

Также все жертвователи могут подать записки о поминовении их самих и их близких о здравии или за упокой на проскомидию или сорокоуст в электронном виде. 

Часы работы часовни: ежедневно с 10:00 до 19:00

 С уважением, настоятель Прихода Храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной) иерей Михаил Малюшин

Историческая справка о храме 

Величественный пятиглавый Храм Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной) с высокой колокольней в стиле русского барокко был построен в 1753-1761 гг. на средства столичного купечества и других горожан и был одним из немногих истинно народных храмов Северной столицы. Предполагается авторство Ф-Б. Растрелли, А.В. Квасова.

В XIX в. неоднократно перестраивались в 1816-1817 гг. по проекту Л. Руска, в 1833-1835 гг. по проекту А.И.Мельникова, в 1867 г.- Г.И. Карпова. В 1901-1904 гг. к храму были пристроены притворы. 

Кирпичная оштукатуренная церковь в плане представляла собой вытянутый прямоуголник с полуциркульной апсидой на восточном фасаде.

В 1923 году храму был присвоен статус собора. но в 1938 году храм был закрыт, а в 1961 году стал одним из двух последних снесенных в Ленинграде храмов.

Сегодня уже не у кого не вызывает сомнений тот факт, что храм Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади (Спас на Сенной) имел большое культурное значение, являясь по сути петербургским Успенским собором.

Обратите внимание

С градостроительной точки зрения, храм был важнейшей доминантой как самой Сенной площади, так и всего исторического центра Петербурга: симметричные портики храмовой колокольни и сохранившегося на площади павильона Гауптвахты формировали парадный въезд в центр столицы с важнейших Московского и Рижского трактов; колокольня храма была второй по высоте после шпиля собора Петропавловской крепости. 

Не меньшей была и социальная значимость Спаса на Сенной – при храме велась активная социальная и просветительская деятельность; храм даже упоминается в произведениях классической русской литературы: романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” (на его ступенях каялся о свои преступлениях Раскольников) и в романе В.В. Крестовского “Петербургские трущобы”. 

Духовная значимость храма для самого сложного, с точки зрения социальной адаптации районов Петербурга, район Сенной площади, каким он остается до настоящего времени, невозможно оценить. 

Выстроенная в 2004  году, как знак возрождения самой церкви и Сенной площади, за фундаментом алтарной апсиды Успенского собора, часовня была освящена в 2005 г. во имя святого великомученника Иоанна (Нового) Сочавского, авторы проекта архитекторы Е.М. Раппопорт, А.А. Столярчук. О.Н. Васильева, Е.Е. Рубина.

Архитектура часовни решена в традиционных формах. Она представляет собой квадратное в плане очень небольшое кирпичное оштукатуренное здание. углы которого раскрепованы пилястрами с филенкой, цоколь облицован гранитом. В большие оконные проемы вставлены витражи-стеклопакеты.

Источник: https://rusbereza.ru/pomoch/hramu/278

Ссылка на основную публикацию