Храм архангела михаила в смоленске

Храм в честь Архангела Михаила | Приходской сайт

С понедельника по четверг первой седмицы Великого поста на Великих повечериях в храме Архангела Михаила читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского (+ 712).

Чтение канона в начале Великого поста помогает христианину молитвенно настроиться на предстоящий постнический подвиг.

Одна из главных духовных задач Великого поста – помочь человеку задуматься о своей жизни, увидеть свои недостатки и с Божией помощью исправить их. Без этого человек не может в полноте вкусить великую радость Пасхи – праздника, венчающего Великий пост.

Обратите внимание

Покаянный канон Андрея Критского описывает знаменитые ветхозаветные события и образы – рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, землю Обетованную – и связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи.

Давним событиям Священной истории святой придаёт личностный смысл, они показаны как символическое отображение тех душевных состояний, которые бывают у каждого человека. Читать далее

Последнее воскресенье накануне Великого поста Церковь посвящает воспоминанию Адамова изгнания, тем самым напоминая о па­де­нии Ада­мо­вом, о на­шей об­щей гре­хов­ности, ибо Адам – это все мы с ва­ми. Все мы от­па­ли от Бо­га, все мы по­шли сво­и­ми пу­тя­ми. Все мы на­хо­дим­ся в непо­слу­ша­нии, в са­мо­воль­ном блуж­да­нии, и все мы сто­им пе­ред ли­цом Бо­же­ствен­но­го ми­ло­сер­дия.

Прощёное воскресенье – особый день в году, когда у нас есть возможность забыть все обиды, простить близких и дальних, друзей и врагов, и войти в Великий пост, примирившись друг с другом, ведь любовь к Богу неразрывно связана с любовью к ближнему.

Отец Небесный простит нам согрешения наши, если мы простим друг другу. Надо только быть искренними и помнить, что нельзя относиться к взаимному прощению просто как к некоему благочестивому обычаю, когда все прощают всех.

Всех простить гораздо легче, чем человека, действительно нас обидевшего, чем самому испросить прощение у того, кого чем-либо обидел.

10 марта, в Неделю сыропустную (Прощёное воскресенье), Божественную литургию в храме Архангела Михаила совершил настоятель протоиерей Павел Петровский в сослужении иерея Александра Сусенкова и диакона Виталия Тимофеева.

Накануне состоялось Всенощное бдение, во время которого звучали особые песнопения «На реках Вавилонских…» и «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче…», напоминающие, что Церковь находится в преддверии Великого поста.

Отец настоятель помазал всех молящихся в храме священным Елеем, призывая благодать Святого Духа на помазующихся. Прихожане исповедовались перед священником, прося друг у друга прощения.
Во время Литургии клир и миряне молились о мире на земле Украины и о сохранении единства православной Церкви.

Многие взрослые и дети в этот день приступили к Таинству Причащения. По окончании Литургии были отслужены молебны о нуждах прихожан и вознесены благодарения Богу.

Важно

Затем была совершена Великая вечерня с Чином прощения, с которой и начинается святая Четыредесятница.

После возглашения Великого прокимна: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю (Пс.68)» не смотря на дневное время храм символически погрузился в темноту, погасли  светильники, священство и служители Алтаря облачились в чёрные одежды, зазвучала традиционная для Великого поста мелодия песнопений.

С молитвой преподобного Ефрема Сирина священник и все предстоящие в храме положили три земных поклона, после чего были прочитаны длинные коленопреклоненные молитвы, в которых присутствующие испросили благословение на несение поста.

Протоиерей Павел обратился к прихожанам, призывая пройти поприще Великого поста в единстве с Церковью, в молитве и освобождении от всего, что мешает общению с Богом, затем, сделав земной поклон людям, просил прощения у всех «кого чем обидех».

Потом духовенство и миряне, целуя святой Крест и иконы Спасителя и Богородицы, просили друг у друга Христа ради простить их, в ответ произносили своё «Бог простит и я прощаю».
Закончилось праздничное богослужение масленичной трапезной для всех прихожан. Читать далее

3 марта, в Неделю о Страшном суде Божественную литургию в храме Архангела Михаила совершил настоятель протоиерей Павел Петровский в сослужении иерея Александра Сусенкова и диакона Виталия Тимофеева. Накануне состоялось Всенощное бдение.

Во время Литургии были вознесены молитвы о мире на земле Украины и о сохранении единства православной Церкви.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых. На литургии читается Евангелие от Матфея глава 25, стихи с 31 по 46.

Совет

Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие.

Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие.

Читать далее

«Среди нарочитых, дней, назначенных Церковью для поминовения усопших, наиболее значимы родительские субботы, но важнее всех две так называемые Вселенские родительские субботы, или Вселенские панихиды, — перед Неделей Мясопустной (неделя — это, по-церковному, воскресенье) и перед Пятидесятницей.

Называются они так потому, что в эти дни мы по обычаю, установленному богоносными отцами еще со времен первых христиан, совершаем панихиду о всех почивших, то есть о прародителях наших.

В эти два дня отменяются все иные богослужебные темы; живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о своих родных и близких, в усиленной и умноженной молитве обо всех умерших членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, — явить в полной мере свою к ним братскую любовь. Особенно же — к тем, кого постигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в море, в пропастях и неприступных горах, от голода или инфекционных болезней, кто пал в сражении, сгорел в огне, замерз или погиб во время стихийных бедствий, — то есть ко всем тем, кто не успел покаяться перед смертью, над кем не было совершено погребального обряда. Читать далее

1 марта студенты педагогического колледжа города Смоленска стали гостями паломнической службы Смоленской епархии и посетили храмы XII века.

Историко-образовательный маршрут проходил по трем резиденциям князей Смоленского княжества XII века. Читать далее

28 февраля храм Архангела Михаила посетили студенты группы 031 специальности «Сестринское дело» ОГБПОУ «Смоленский базовый медицинский колледж им.К.С.Константиновой», в сопровождении преподавателя курса Хохловой Мери Стефановны.

Обратите внимание

Настоятель прихода храма протоиерей Павел Петровский радушно встретил посетителей и провёл для них экскурсию, в ходе которой ребята с интересом услышали о полной драматических моментов истории одного из древнейших храмов города, особенностях архитектуры и убранства православного храма.

Подобные экскурсии обогащают учащихся новыми знаниями, позволяющими лучше понять историю родного края. Читать далее

Председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда сообщил о принятии Священным Синодом Русской Православной Церкви специального заявления, в котором говорится об угрозе существования Украинской Православной Церкви.

«Священный Синод в особом порядке рассмотрел ситуацию на Украине, где продолжается давление на каноническую Церковь, и заявил, что государственные власти этой страны поставили своей целью ликвидацию Украинской Православной Церкви», – сообщил В.Р. Легойда.

По словам В.Р. Легойды, Священный Синод призвал украинские власти прекратить гонения «против собственных граждан, не желающих присоединиться к расколу», а также обратил внимание мирового сообщества на вопиющие факты нарушения прав человека грубое вмешательства государства в дела Церкви.

«Синод также призвал Поместные Православные Церкви молитвенно поддержать гонимую Украинскую Православную Церковь, возглавляемую митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием», – заключил В.Р. Легойда.

Текст заявления Священного Синода приводится ниже полностью.

Читать далее

25 февраля 2019 года в Тронном зале Епархиального управления, по благословению Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Смоленского и Дорогобужского, прошла встреча с протоиереем Геннадием Фастом, настоятелем Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены, миссионером, богословом, автором фундаментальных научных трудов по библеистике.

Участниками беседы на тему «Три уровня понимания при чтении Священного Писания» стали священнослужители Смоленской епархии, студенты и преподаватели СПДС, педагоги, сотрудники библиотек, прихожане смоленских храмов.

Исторический, духовно-нравственный и таинственно-аллегорический уровни понимания текста Библии протоиерей Геннадий показал на примере евангельских историй, хорошо известных слушателям. Рассказ был интересен и важен как для священников и семинаристов, так и для мирян, ведь чтение Священного Писания – неотъемлемая часть жизни каждого христианина.

Во второй части беседы известный миссионер и богослов ответил на многочисленные вопросы аудитории.

Источник публикации: http://smoleparh.ru/novosti

Важно

Во второе подготовительное к Великому посту воскресенье вспоминается евангельская притча о блудном сыне. Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.

Притча о блудном сыне говорит нам о многом. О нашем Небесном Отце, о Том, Кто нас ждет, всегда ждет, потому что мы все Его дети. О Его великой любви, которая дает каждому из нас свободу выбора – быть с Ним или уйти.

О том, что у каждого есть возможность вернуться, покаяться и быть принятым Отцом, потому что никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия.

Читайте также:  Православная молитва для похудения матроне московской

О том, какими нам самим надо быть в доме Отца – вернулись ли мы домой или никогда не уходили.

24 февраля, в Неделю о блудном сыне Божественную литургию в храме Архангела Михаила совершил настоятель протоиерей Павел Петровский в сослужении иерея Александра Сусенкова и диакона Виталия Тимофеева. Накануне состоялось Всенощное бдение.

Во время Литургии были вознесены молитвы о мире на земле Украины и о сохранении единства православной Церкви.

Особенностью сегодняшнего богослужения является то, что в это и в два последующих воскресения, вплоть до начала Великого поста, Церковь назначает петь Псалом 136 “На реках Вавилонских“.

Он поется в добавление к обычным торжественным и прославляющим Бога псалмам 134 (“Хвалите Имя Господне”) и 135 (“Исповедуйтеся Господеви яко Благ”). Псалом “На реках Вавилонских” является следующим по порядку в Псалтири.

Но по содержанию своему он резко отличается от предыдущих двух.

Совет

Этот псалом – яркая короткая историческая новелла об одном из моментов жизни древних евреев. Читать далее

25 февраля в 18.00 в Тронном зале старого Епархиального управления (Соборный двор, 17) по благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Смоленского и Дорогобужского, пройдет встреча с известным богословом и миссионером, протоиереем Геннадием Фастом на тему «Три уровня понимания при чтении Священного Писания».

Приглашаются прихожане храмов г. Смоленска и все желающие.

Источник: сайт Смоленской митрополии

Источник: http://arh-mihaili.cerkov.ru/

Церковь Архангела Михаила (Свирская)

Храм был построен в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, поставившего своей целью затмить масштабами и красотой все церкви в округе.

В летописях того времени встречаются восхищенные отзывы о Свирской церкви, поражавшей современников смелостью архитектурных решений,  богатством внутреннего убранства и особенно выигрышно смотревшейся на фоне приземистых деревянных строений.

Распространенное в народе название церкви Свирская, историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель.

Во время осады Смоленска польско-литовскими войсками короля Сигизмунда III в 1609-11 годах, враги использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города, ее превратили в костел, являвшийся до 1627 года, когда был построен новый костел, основным местом богослужений для всех католиков.

После возвращения Смоленска под власть Российского государства в 1654 году, церковь была переосвящена, и в ней продолжились православные богослужения для верующих местного прихода.

В 1812 году храм снова пострадал от завоевателей. Его разграбили солдаты Наполеона, разобравшие все деревянные элементы на дрова. После изгнания неприятеля церковь Архангела Михаила была восстановлена благодаря личному вмешательству российского императора Александра I.

Со второй половины XIX века храм, в дополнение к приходскому, выполняет еще функции арестантского и полкового.

Обратите внимание

Это стало возможным, во многом, благодаря купцу Василию Хлебникову, отреставрировавшему Свирскую церковь на свои средства, обнесшему ее каменной оградой с надвратной колокольней и открывшему при храме первое в Смоленске училище для бедных и беспризорных детей.

В 1930-м году богослужения в Свирской церкви прекратились и в ней организовали военный склад.

Во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьезной реставрации, которую и провели в 1963-м году по проекту архитектора Барановского. Вторую в ХХ веке реставрацию церковь Архангела Михаила пережила в 1978 году, когда во многом был восстановлен ее первоначальный облик и удалены множественные наслоения предыдущих веков.

В 1990-м году Церковь Архангела Михаила была возвращена Смоленской епархии, а в 1994-м ее освятил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

По совокупности архитектурных решений Свирская церковь является четырехстолпным крестово-купольным храмом с тремя уровнями света, тремя двухъярусными притворами и высокой полукруглой апсидой. На вторых ярусах размещались хоры, частично сохранившиеся и сейчас.

Храм сложен из плиточного кирпича – плинфы, скрепленного известковым раствором.  

Почти все внутренние стены и своды имели роспись, дошедшую до наших дней лишь в небольших фрагментах. Полы были покрыты поливными керамическими плитами.

Наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика.

Внешнее восприятие церкви Архангела Михаила характеризуется вертикально устремленным динамизмом со своеобразным нарастанием архитектурных масс, образовывающих оригинальную башнеобразную композицию.

Важно

Местность, называемая по одноименной речке Смядынью, у которой расположен этот храм, интересно еще и тем, что здесь в 1015 году по приказу князя Святополка, прозванного впоследствии Окаянным, был убит его брат князь Глеб, ставший со своим братом Борисом первыми русскими святыми.

Недалеко от места преступления сейчас стоит памятный знак, построена небольшая часовня, а из земли бьет святой источник.

Адрес: Смоленск, ул. Парковая, д. 2А

Источник: http://www.visitsmolensk.ru/chto-posmotret/dostoprimechatelnosti/cerkvi/118/

Храм Михаила Архангела в Смоленске (Свирский храм, Архангельский храм, Михаило-Архангельский храм, Михайловский храм)

Храм Архангела Михаила является одним из архитектурных памятников XII века. Его возвели в 1191–1194 годах при князе Давиде Ростиславиче. Смоленские мастера построили церковь в традициях полоцких храмов, добавив некоторые свои элементы.<\p>

Архитектура храма

Михайловский храм возвели из плиточного кирпича, который в то время применяли при строительстве церквей. Здание храма представляет собой четырехгранную башню с тремя высокими пристройками. Снаружи его украшали ниши разных размеров, рельефные кресты и декоративные арки над окнами и дверьми.

Михайловский храм входил в комплекс загородного княжеского двора. По деревянным переходам князь и его приближенные могли выходить из палат на балкон внутри церкви, откуда открывался вид на внутреннее убранство. Стены, своды, оконные откосы внутри были расписаны фресками, на полу была поливная керамическая плитка.

В Ипатьевской летописи 1197 года говорится, что церковь Михаила Архангела была самым богато украшенным храмом на Руси: «несть в полунощной стране, и всем приходящим к ней дивитися зело изрядной красоте ея, иконе златом и серебром, и жемчугом, и камениям драгим украшены».

От внутреннего убранства Михаило-Архангельского храма сейчас почти ничего не осталось. Археологическая экспедиция в 60-х годах XX века нашла небольшие фрагменты росписи, часть которой выполнена в темперной технике, а другая — во фресковой. Историки обнаружили расписные орнаменты и снаружи церкви.

История храма

В 1609–1611 годах во время осады Смоленска польско-литовские захватчики использовали церковь Архангела Михаила как крепость, а после падения города в 1611 году — как католический костел. Православные богослужения в храме возобновились в 1654 году, когда Россия возвратила Смоленск в свой состав.

В начале XVIII века церковь значительно перестроили: верхние части стен и своды переложили, изменили отделку фасадов, в стенах пристроек пробили большие окна. В 1775–1785 годы храм побелили, вокруг возвели невысокую кирпичную ограду и колокольню с луковичной главкой.

Совет

В 1812 году храм разграбили солдаты Наполеона, а все деревянные элементы разобрали на дрова. Церковь Архангела Михаила восстановили после Отечественной войны благодаря личному контролю российского императора Александра I.

В 1930 году в Михайловском храме прекратились богослужения, а в здании разместили военный склад. Во время Великой Отечественной войны здание не пострадало, но нуждалось в основательной реставрации. Ее провели в 1963 году смоленские реставраторы во главе с архитектором Петром Барановским. Они восстановили кровлю храма и удалили архитектурные наслоения XIX века.

Во второй раз храм отреставрировали Сергей Подъяпольский и Татьяна Каменева в 1976–1982 годах. Они восстановили фасады, окна храма и барабана, киот портала XII века, а также восьмигранные окна и карнизы XVIII века.

В 1991 году реставраторы начали восстанавливать интерьер храма, которому они стремятся придать первоначальный облик XII века. В этом же году в храме возобновились богослужения.

Источник: https://www.culture.ru/objects/1477/khram-mikhaila-arkhangela-v-smolenske-svirskii-khram-arkhangelskii-khram-mikhailo-arkhangelskii-khram-mikhailovskii-khram

Церковь Михаила Архангела в Смоленске

Ветер: юго-западный, 1 м/с

днемночью
Март +7 °C -4 °C
Апрель +13 °C +3 °C
Май +22 °C +10 °C
Июнь +25 °C +13 °C
Июль +29 °C +15 °C
Август +28 °C +13 °C

Церковь Михаила Архангела (Свирская) — каменный столпообразный храм XII века в честь Архангела Михаила. Находится в Смоленске.

История

Церковь построена по указанию Давыда Ростиславича, князя Смоленского во время его правления в 1180—1197 годы. Входила в архитектурный комплекс загородного княжеского двора.

Летопись сообщает о её богатом внутреннем убранстве: «всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена». До закрытия в первой половине XX века в церкви находилась белокаменная гробница князя Давида. Некоторое время при церкви существовал монастырь.

В 1611 году православный приход был обращён в католический. Для православного богослужения восстановлен в первом десятилетии XVIII века при митрополите Сильвестре (Крайском).

В 1733 году к церкви был пристроен теплый придел.

В конце XIX века внутри имелось четыре престола: главный — в честь Архангела Михаила; придельные: во имя Алексия, человека Божия, благоверного князя Александра Невского (переименованный в память императора Александра I из придела преподобного Александра Свирского) и мучеников Бориса и Глеба. Ежегодно 24 июля к месту убиения князя Глеба (на Смядынь) совершался крестный ход.

Во второй половине XVIII века старостой храма был назначен купец Василий Григорьевич Хлебников. При Хлебникове, по благословению епископа Парфения, в 1775—1785 годах были построены каменные: колокольня, ограда и, в юго-западном углу церковного участка, одноэтажный дом. В последнем, на средства Хлебникова, обучались бедные и бесприютные мальчики.

Современное состояние

В 1963 году при устройстве кровель храма (проект П. Д. Барановского) были удалены некоторые архитектурные детали XIX века. По проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е.

 Каменевой в 1976—1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века (узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом и др.

) и реставрацией отдельных деталей XVIII века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы и др.).

Обратите внимание

В 1990 году храм передан Смоленской и Вяземской епархии. Начата реставрация интерьера, который, согласно проекту, обретёт облик интерьера XII века (восстановление хоров в северном и южном приделах, разборка закладки в западной стене, которая сейчас отделяет хоры этой части храма от его центрального пространства).

Читайте также:  Крестные страдания иисуса христа

Богослужение возобновлено в 1991 году. Ведутся реставрационные работы. Белокаменный резной иконостас и престол храма митрополит Кирилл освятил 21 ноября 1999 года.

См. также

  • Архитектура Смоленского княжества

Источник: https://tropki.ru/rossiya/smolenskaya-oblast/smolensk/cerkov-mihaila-arhangela-v-smolenske

Церковь Архангела Михаила в Смоленске

В любом историческом альбоме, рассказывающем о достопримечательностях Смоленска, в путеводителях, на памятных фотографиях нашего города обязательно будет присутствовать удивительная бело-розовая церковь, будто сошедшая со страниц древней летописи, – это храм Архистратига Божия Михаила, расположенный в западной части города на высоком холме над Днепром. Храм этот, действительно, уникален: он построен еще в XII веке и является едва ли не единственным примером архитектуры смоленской зодческой школы.

Фото Николая Дементьева (Смоленск)

История создания храма и его названия

Храм Архангела Михаила возведен при княжении Давида Ростиславовича в 1191-1194 годах. И о нем и впрямь говорится в летописях, например, в Ипатьевской летописи, где дано такое описание храма: «Такое же несть в полунощной стране, и всем приходящим к ней дивится изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом и камением драгим украшены и всею благодатию исполнена…».

В народе церковь еще называют «Свирская». Откуда взялось это название доподлинно неизвестно.

Более «древний» вариант объяснения говорит, что храм стоял на пересечении с торговыми путями из Северских, или свирских, земель – отсюда и название.

Более «позднее» предположение связывает название Свирской церкви с тем, что в 1733 году здесь был освящен придел в честь святого преподобного Александра Свирского.

Фото предоставлены фотографом Денисом Максимовым (Смоленск)

С названием, посвященным Архангелу Михаилу, тоже не все просто. Храм всегда был посвящен предводителю Небесного воинства, но за время его существования изменилась привязка к разным церковным праздникам. Первоначально храм назывался «Храмом чуда архистратига Божия Михаила в Хонех».

Память этого события (чуда, совершенного святым архистратигом Михаилом в Хонех) совершается Церковью 19 сентября по новому стилю, 6 сентября – по старому, этот день и был престольным праздником храма. Сейчас же храм Архангела Михаила празднует престольное торжество 21 ноября (8 ст. ст.) в день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Впрочем, чудо архистратига Михаила в Хонех в храме тоже почитают, считая вторым престолом.

Храм в XVII – XIX веках

Но вернемся к историческому пути смоленской святыни.

Начало XVII века была ознаменовано страшными смутами на Руси, не избежала печальных последствий передела государственной власти и Смоленщина, оказавшаяся в 1611 году под властью польского короля Сигизмунда III.

Храм Архангела Михаила, как и другие православные храмы, был превращен поляками в костел и даже до построения в Смоленске католического кафедрального собора в 1627 году считался соборным для всех католиков.

Государь Алексей Михайлович Романов, вернув в 1654 году Смоленск под власть Москвы, заботился и о восстановлении поруганного в годы польской интервенции православия, и в 1655 году храм Архангела Михаила снова стал православным приходом.

Важно

В XVIII веке ктитором храма становится купец Василий Григорьевич Хлебников. Он был старостой церкви, и на его средства храм отреставрирован, вокруг выстроена каменная ограда и колокольня.

В таком виде ансамбль Свирской церкви сохранился и поныне.

Интересно, что при храме Архангела Михаила трудами Василия Хлебникова было открыто первое в Смоленске (после поляков) училище для бедных и беспризорных детей.

Архивные фото с сайта Администрации г.Смоленска

Серьезным испытанием была для Михаило-Архангельской церкви Отечественная война 1812 года.

Свирское предместье заняли французские войска, они жестоко надругались над православной святыней: уничтожили в ней напрестольную сень, иконы и деревянный пол.

Одна из главных святынь храма – чтимая икона Божией Матери «Иерусалимская» – была расколота на две части и выброшена на кладбище. Пострадала и гробница устроителя церкви – князя Давида Ростиславовича.

Заботами императора Александра I после изгнания французов храм был возрожден к богослужебной жизни. Благодарные смоляне в память об этом при повторном освящении храма посвятили придел, до трагических событий освященный в честь преподобного Александра Свирского, святому небесному покровителю императора – благоверному князю Александру Невскому.

Храм в XX веке

В XX веке храм Михаила Архангела разделил участь многих православных храмов и монастырей. В 1930 году богослужебная жизнь была прекращена, храм закрыт, и в нем устроен склад Народного Комиссариата Обороны. И только в 60-х годах в судьбе церкви наметились изменения: была начата историческая реставрация по проекту Петра Дмитриевича Барановского.

Петр Барановский ратовал за возвращение архитектурным памятникам первоначального облика, так в храме Архангела Михаила были удалены наслоения XVIII-XIX веков и восстановлены первоначальные проемы над притворами. Работа П.Д. Барановского была продолжена С.С. Подъяпольским и Т.Е.

Совет

Каменевой, по чьим проектам велась научная реставрация фасадов и интерьера с 1978 года.

Фото Николая Дементьева (Смоленск)
Передан Смоленской епархии храм Архангела Михаила был только в 1990 году. В течение четырех лет храм реставрировался, были отремонтированы полы, установлен новый резной иконостас, написаны иконы для храма. В 1994 состоялось освящение храма. А работы по восстановлению одной из древнейших святынь Смоленска, возвращению ей исторического облика, благоустройству прихрамовой территории, созиданию и устроению приходской жизни продолжаются и сейчас.

Источник: http://gorod67.biz/showplace/arh-mihaila/

Золотой век земли смоленской. Храм Петра и Павла. Церковь Михаила Архангела

Эпоху XII — начала XIII века часто называют «золотым веком» Смоленского края. Не то чтобы тогда не было богатых и бедных, болезней и смертей, а кругом царили гармония и всеобщее счастье.

Бурное развитие культуры, образования, степень влияния смоленских князей на политику молодого государства и даже великокняжеский престол — все вместе это и определяло процветание Смоленской земли.Рассказ о сохранившихся памятниках домонгольского зодчества Смоленска.

На этот раз речь пойдет о храме Петра и Павла и церкви Архангела Михаила.

Храм Петра и Павла

Точная дата постройки храма Петра и Павла, расположенного на правом берегу Днепра, неизвестна, как и его судьба на протяжении первых пяти столетий. В XVII веке, в польскую эпоху в нем находилась резиденция униатского архиепископа Льва Кревза-Ржевусского. Сам храм был превращен в костел, а с запада от него — пристроены двухэтажные палаты.

После 1654 года в храме вновь стали проходить православные службы. К палатам была пристроена шатровая колокольня. Столетие спустя над дворцом выстроили третий этаж, в котором разместилась придельная церковь Святой Варвары.

«Так замечательный памятник XII века, храм Петра и Павла, включился в чуждый ему архитектурный комплекс, в котором он занял явно подчиненное место — он был ниже и меньше дворцового корпуса», — пишут исследователи.

Перестройка коснулась и самой церкви — значительно был поднят пол над древним уровнем, вместо древних окон появились новые, широкие. В конце XVIII столетия с северной стороны к храму пристроили придел Нила Столбенского. Он просуществовал недолго и был разобран из-за намокавшей северной стены.

В начале XIX века у храма разобрали древнюю главу, в конце того же столетия были окрашены стены церкви, что объединило его с более поздними постройками. Церковь окончательно вписалась в окружавшую ее архитектуру и именно поэтому долго не привлекала внимания ученых.

Только в предвоенные годы начались научные исследования этого памятника. А при подготовке к празднованию 1100-летия Смоленска (в 1962–1963 годах) прошли реставрационные работы под руководством выдающегося ученого Петра Барановского. Тогда был удален третий этаж палат, отделен от них храм, а ему возвращен первоначальный облик.

Исследования показали, что время постройки церкви относится к середине XII века, времени княжения Ростислава. Проводившиеся же позднее раскопки позволили выяснить, что уже на последнем этапе строительства в XII веке вокруг храма возвели несколько пристроек.

Возможно, к моменту окончания возведения приделов и галереи храм выглядел именно так, как на одном из вариантов реконструкции.

Церковь Михаила Архангела

Церковь Архангела Михаила расположена в так называемой «княжеской местности» — на западной окраине современного города близ улицы Большой Краснофлотской. Первое летописное упоминание о данном храме относится к 1197 году. На основании этого упоминания хронологические рамки возведения церкви относятся к историческому периоду между 1180 и 1197 годами.

Это был княжеский храм, возведенный князем Давидом Ростиславовичем. Собственно, первое летописное упоминание храма связано с его смертью. Храм был поврежден во время осады Смоленска 1634 года, после чего в середине XVII века церковь перестроили. В 1713 году состоялось ее переосвящение, ремонтные работы и перестройка неоднократно проводились в конце XVIII века и трижды — в XVIII столетии.

Архитектурные детали XIX века были удалены в 1963 году, когда по проекту Петра Барановского началась реконструкция храма. В 1976–1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века и реставрацией отдельных деталей XVIII века.

* При подготовке материала использована информация из книги Н. Воронина, П. Раппопорта «Зодчество Смоленска XII—XIII вв.»

Источник: https://drygoi-smolensk.ru/history/zolotoy-vek-zemli-smolenskoy-hram-petra-i-pavla-tserkov-mihaila-arhangela_9679/

Свирская церковь на Краснофлотской. Храм Михаила Архангела в Смоленске — «Readovka.ru»

Алексей Костылев 24.04.2014, 09:39

«Такое же несть в полунощной стране»

На окраине старого Смоленска, там, где Большая Краснофлотская улица делает поворот от Днепра, высится очень необычная постройка. Сложенное из плинфы здание ступенями возносится к небу на весьма большую высоту. Это — классический представитель полоцко-смоленской школы домонгольской архитектуры, храм Михаила Архангела, иначе именуемый Свирской церковью.

Первоначальный облик храма

Скорее всего, в древности храм носил посвящение Чуда Архангела Михаила, и лишь в позднее время был освящен в честь самого Архангела. Название «Свирская» у церкви тоже появилось в поздние времена.

Храм был построен между 1180 и 1197 годом по заказу весьма деятельного смоленского князя Давида Ростиславовича, участника событий, описанных в «Слове о полку Игореве» еще до того, как он получил смоленский стол.

Обратите внимание

Церковь стоит в загородной резиденции князя. Это, кстати, дает представление о масштабах XII века — от Свирской церкви до смоленского Кремля можно дойти пешком за 20 минут. Собственно говоря, первое упоминание о храме в летописи (одна из древнейших — Ипатьевская летопись) относится к смерти Давида Ростиславича.

Читайте также:  Акафист и молитва иконе божией матери "страстная"

«Сам бо (князь — АП) сяков обычай имееть — по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княженьи своем, такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчюгом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена».

Как видите, речь сразу же идет о красоте храма. И действительно, для того времени храм был совсем уж необычайным.

Четырехстолпный храм симметрично окруженный тремя притворами и апсидами с четвертой стороны, ступенчато поднимался вверх на 35 метров.

Что-то похожее к тому времени, было, пожалуй, только в Полоцке — в Спасском соборе Евфросиньевского монастыря. Неудивительно, что здание считалось чудом — слишком далеко ушли смоленские зодчие от византийских канонов.

Кстати, двумя десятилетиями позже еще один храм, сохранившийся до сих пор, был выстроен смоленскими зодчими. Это — Пятницкая церковь на торгу в Новгороде 1207 года.

Дальнейшая судьба храма остается неясной. Скорее всего, он обветшал, ремонтировался во время польского завоевания Смоленска, потом снова ремонтировался… В XX веке настало время реставрации.

Храмом занимался великий реставратор Петр Барановский. Он обустроил кровли храма.

Другой выдающийся реставратор и историк архитектуры, Сергей Подъяпольский, с 1978 года занимался научной реставрацией фасадов и интерьеров храма. К сожалению, в церкви почти не осталось фресок.

Удивительно, но большинство фрагментов домонгольской живописи Смоленска было обнаружено… во время раскопок несохранившихся храмов. Теперь эти фрагменты хранятся в Эрмитаже.

Важно

А Михайловская церковь и поныне стоит, сейчас она возвращена Русской православной церкви, что, в общем, к счастью, не сказывается на ее сохранности.

Источник

Источник: https://readovka.ru/news/1887

Памятники архитектуры XII века – Церковь Архангела Михаила

Церковь Архангела Михаила

Церковь Архангела Михаила (Свирская) является одним из уникальных, дошедших до нас во всей своей красе, архитектурных памятников XII века.

Каменный храм в честь Архангела Михаила возведен в последней четверти XII века на высоком холме над Днепром Давидом Ростиславовичем, князем Смоленским, во время его правления в 1180-1197 годы и входил в комплекс загородного княжеского двора.

Расположение придворной соборной церкви на высоком берегу речки Смядыни, вблизи ее впадения в Днепр, у места схода военных и торговых путей с Северных (Свирских) земель сделало собор известным под именем Свирской церкви.

По другой гипотезе один из приделов церкви в XVI веке был посвящён святому преподобному Александру Свирскому.

Строя придворный великокняжеский храм, князь Давид имел целью затмить его великолепием церкви других княжеств, а заодно и возвеличить власть князя в ущерб укладам Смоленского посада. В XII веке церковь Михаила Архангела была самым богато украшенным и изысканным храмом на севере Руси.

О церкви Михаила Архангела в Ипатьевской летописи 1197 года говорится, что такой церкви «несть в полунощной стране, и всем приходящим к ней дивитися зело изрядной красоте ея, иконе златом и серебром, и жемчугом, и камениям драгим украшены».

<\p>

Свирская церковь находилась в самом центре княжеского подворья. Хоромы Ростиславичей располагалась в 150–200 метрах от храма.

Совет

К западному углу церкви вели деревянные переходы, по которым князь и его приближенные имели возможность их княжеских палат выходить непосредственно на церковные хоры, с высоты которых открывалось все внутреннее убранство церкви.

Как считают исследователи древнерусской архитектуры, церковь Михаила Архангела имела своим прототипом полоцкие храмы, однако полоцкая тема своеобразно трактована смоленскими мастерами, выработавшими свою архитектурную традицию. Постройка открывала целую серию храмов Смоленска конца XII – первой трети XIII вв.

Что касается архитектуры, церковь Архангела Михаила представляет собой первый на Смоленщине храм башнеобразного типа. Здание Свирской церкви представляет собою высокую четырехгранную башню, обстроенную с трех сторон высокими пристройками (притворами).

Восточная стена храма имеет только одну абсиду и сложные угловые пилястры. Ширина здания с севера на юг 28 метров, длина с востока на запад 28,6 метра, высота внутреннего помещения 35 метров, общая высота 38,5 метра.

Материалом при строительстве так же, как и в более ранних смоленских храмах, послужил плиточный кирпич – плинфа.

Всё здание устремлялось в высоту, благодаря тому, что барабан купола был приподнят на специальном пьедестале.

Его композиция на редкость проникнута цельностью основной идеи – создания центрального сооружения-башни, составленного из ступенчатых нарастающих объёмов: апсид, притворов.

Последовательность градации разных по высоте частей здания заставляла острее почувствовать его масштаб, позволяя его соотнести с размерами человека. Повторение плавных арочных и трёхлопастных линий усиливало впечатление стремительного движения вверх.

Обратите внимание

Фасады храма имели трехлопастные завершения. Видимо, такими же были грани квадратного постамента главы.

Во внешнем убранстве были использованы аркатурные пояски, уступчатые арочные нишки разных размеров, рельефные кресты, бровки над оконными и дверными проемами. Особую выразительность зданию придают пучковые лопатки с полуколонкой посредине.

С западной стороны вертикальная динамика усилена дополнительными обломами в угловых лопатках. Этот фасад воспринимается как главный.

В не меньшей степени отмечено цельностью замысла и решение внутреннего пространства церкви. Освещалась церковь посредством довольно широких оконных проемов. Можно представить себе, что благодаря необычным размерам окон барабана храм был прямо-таки наводнён льющимся сверху светом. Это обилие света и многокрасочность пышного убранства должны были создавать ощущение феерического великолепия.

Над верхним полуциркульным сводом окон были устроены двухрядные полукруглые козырьки (сандрики), составленные из специально изготовленных плинф. Углы здания декорировались сближенными боковыми пилястрами, между которыми выступало ребро угла.

В западной стене и западных пряслах южных и северных стен первоначально были проходы, объединявшие хоры в верхних ярусах всех трех притворов. Вход на хоры находился в северной стене западного притвора. В пряслах стен внутри основного объема устроены большие аркосоли.

Стены, своды, оконные откосы (внутренние и наружные), а также киоты на фасадах имели фресковую роспись. Первоначальные полы были из поливных керамических плиток.

От богатого декоративного убранства интерьера Михаило-архангельского храма сейчас почти ничего не осталось. Археологической экспедицией в 60-х годах прошлого века были обнаружены незначительные фрагменты росписи, выполненные частично в темперной, частично во фресковой технике.

Важно

Любопытно то, что роспись церкви не ограничивалась только интерьером. Неожиданной находкой при исследованиях было раскрытие орнаментальной росписи на наружных откосах освобождённого от закладки оконного проёма.

Это был ряд крупных цветов, вписанных в круги, выполненных в ярких тонах, что вносило дополнительный элемент праздничности во внешний облик здания.

Некоторое время при храме существовал монастырь. В 1611 году храм обращен поляками в костел, но затем восстановлен для православного богослужения.

В начале ХVШ в. церковь подвергалась значительной перестройке: переложены верхние части стен и своды, частично изменена декорация фасадов. Подпружные арки и барабан при этом были сохранены. Были пробиты большие 8-гранные окна в стенах притворов, а в конце ХVШ в. или в начале XIX – круглые.

В 1775-85 гг. вокруг храма возвели невысокую сплошную кирпичную ограду с надвратной колокольней в северо-восточном углу.

Ее ярусная композиция слагается из четверика с арочным проездом и двух восьмериков, почти равных по ширине.

Завершается колокольня легким 8-гранным барабаном с луковичной главкой, декорирована пилястрами и неширокими межъярусными поясами. Над арками звона выложены бровки. Кирпичные стены колокольни побелены.

История церкви Михаила Архангела тесно связана с ныне несуществующим Борисоглебским монастырём. Обитель эта была построена на месте гибели св. мученика Глеба. Князь Давид до Смоленска княжил в Вышгороде, где хранились мощи первых русских святых. Со временем он перевёз в Борисоглебский монастырь на Смядыне «ветхие раки» святых.

Совет

В одной из них, по преданию, и похоронили князя Давида Ростиславовича, принявшего перед смертью монашеский постриг. В 1833 году Смоленский губернатор разрешил разбирать развалины древних монастырских построек для добычи каменного бута, необходимого при строительстве шоссе Смоленск – Москва.

И при разрушении руин Борисоглебского собора была обнаружена гробница из белого известняка. Большинство ведущих смоленских исследователей-краеведов вполне обоснованно высказывали мнение о том, что в этой гробнице был захоронен князь Давид. Это мнение господствует и до сего дня.

Впоследствии гробницу перенесли в храм Архангела Михаила, где она и находилась вплоть до его закрытия в первой половине XX века. О нынешней судьбе реликвии ничего неизвестно.

Церковь Архангела Михаила сохранилась до наших дней. Сейчас это действующий храм. В начале 60-х годов по проекту П. Д. Барановского была проведена его реставрация. В результате были удалены наслоения XVIII–XIX веков, кровля устроена в формах XVII века – из-за неполноты данных точное восстановление форм XII в. невозможно.

В 1985 году была закончена реставрация фасадов древнего храма. В основу проведенных работ был положен принцип фрагментарной реставрации с восстановлением точно документированных элементов декора XII века при сохранении поздних наслоений.

Сейчас идет реставрация интерьера храма, которому, по проекту, предполагается вернуть облик интерьера XII века, сделать его вновь таким, каким радовал он глаз наших далеких предков.

Смоленские мастера в конце XII века развили характерные для их времени композиционные схемы кирпичного строительства. Церковь Михаила Архангела необычна по своему общему архитектурному решению, пропорциям, формам, и это придает ей исключительное своеобразие. Её по праву называют жемчужиной древнерусского зодчества.

Источник: http://smolensk-7chudes.narod.ru/arhitarhangela.htm

Ссылка на основную публикацию