Ферапонтов богородице-рождественский мужской монастырь в вологодской области

Ферапонтов Монастырь. Фрески Дионисия

    Ферапонтов монастырь расположился на возвышенности у Ферапонтовского озера, виден издалека, однако благодаря своим скромным размерам и легкому, изящному стилю не подавляет в отличие от расположенного неподалеку в городе Кириллове, на берегу Сиверского озера Кирилло-Белозерского монастыря, о котором я обязательно расскажу. Но давней мечтой было попасть в Ферапонтов монастырь , к фрескам Дионисия и однажды мечта исполнилась….

Основанный в 1397 году святым Ферапонтом, который привел в эти края преподобного Кирилла, монастырь был одним из ведущих культурных и религиозных просветительных центров северной Руси.

Он и сейчас является памятником мирового значения: сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 году Ферапонтов монастырь в список Всемирного наследия. Этой чести он удостоен благодаря фрескам в храме Рождества Богородицы (1490 год).

Это единственные сохранившиеся и никогда не обновлявшиеся, фрески иконописца Дионисия, которые он с сыновьями,  выполнили в августе-сентябре 1502 года. 

История монастыря

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже 14 –15 веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

 История Ферапонтова монастыря  связана с некоторыми историческими событиями становления Русского государства. Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1397 год. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник  преподобного Кирилла Белозерского — Ферапонт.

Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея, Дмитриевича  Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий.

Обратите внимание

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 годах игуменом Троице-Сергиева монастыря.

 Во второй половине 15 – начале 16 века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

 Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже 15 – 16 вв.

вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Все 16 столетие является периодом расцвета монастыря.

Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV.

Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 году, называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов. Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале  17 в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

Важно

 В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря 15 – 17 вв.

В 16 веке в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной,  казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине 17 в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь  преподобного Мартиниана, колокольню.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода. В 19 веке, в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой. В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924 году.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Музей, возникший в начале 20 века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля 15 – 17 веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства.

Ансамбль Ферапонтова монастыря – яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся,  с 17 века, естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества и  в то же время, раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Фрески

Фрески Дионисия в Соборе Рождества Богородицы представляют собой единственную дошедшую до наших дней стенопись мастера.

В самом начале 16 века в стенах Ферапонтова монастыря появилась артель живописцев, расписавших храм Рождества Богородицы. Четыреста с лишним лет каменные стены терпеливо хранили краски фресок, надписи и память о мастерах, создавших их. Один из них — Дионисий, чье имя было прочитано учеными в начале 20 века.

По своему географическому расположению собор был путевым храмом. Во времена, когда с падением Константинополя устанавливался новый торговый путь в Российское государство, собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре как раз и оказался на этом великом пути, проходившем через Белое море по Онеге и Шексне.

Совет

Он был первым каменным собором на этом пути и был вполне пригоден для фресковой живописи. Находившийся на той же Онеге Каргополь был еще полностью рубленым городом, да и в Соловецком монастыре каменных церквей еще не было.

Всю возложенную на них работу артель мастеров и подмастерьев выполнила за два с небольшим года. 

Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных – за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана.

Иконография фресок Ферапонтова собора во многом не имеет прецедента в стенной росписи русских церквей. Никогда прежде, например, не встречалось изображение Иоанна Предтечи в жертвеннике, не было изображений Вселенских соборов и многого другого. Некоторые считают, что акафист Богородице впервые тоже появился в Ферапонтове.

   В греческих и южнославянских храмах изображалась обычно вся жизнь Марии, начиная от «Рождества Богородицы» и кончая ее «Успением».  Дионисий же создает роспись, прославляющую Марию, роспись, подобную песнопениям, какие слагали в ее честь. Конечно, Дионисий не самовольно ввел во фрески многие сюжеты, до него не изображавшиеся.

Чтобы пойти на такой смелый шаг, он должен был видеть предшествующие росписи, а не только слышать о них, а видеть их он мог только на Афоне. Но решение многих евангельских сюжетов у Дионисия отличается и от афонских. Тогда еще не существовало строгих канонов, и Дионисий мог воспользоваться этим обстоятельством.

Например, он самостоятельно пытался осмыслить некоторые положения христианства, в частности, о жизни Богоматери. То, что для предшествующих живописцев было основной целью, для Дионисия стало второстепенной.

Главная задача для него — акафист Богородице, ее прославление, поэтому весь большой цикл росписей Рождественского храма представляется единым гимном: «Радуйся!». В центральной аспиде изображена сидящая на престоле Богоматерь Одигитрия с коленопреклоненными перед ней ангелами.

Обратите внимание

Фрески, созданные Дионисием, следует рассматривать как неотъемлемую часть архитектуры самого Рождественского собора.

Все его внутреннее пространство — от купола и до основания — заполнено сияющей живописью.  «Брак в Кане Галилейской», например, представляется ему радостным пиром.

Соборы и башни, которые обрамляют многочисленные сцены росписи, напоминают зрителю архитектурные памятники Москвы и Владимира.

В центре собора, в куполе, изображен Христос-Вседержитель.

По мнению многих исследователей, этот образ напоминает Пантократора  из Софийского собора в Новгороде, однако связь эта ощущается чисто внешне — в расположении рук и Евангелия. Сущность ферапонтова Христа-Вседержителя сильно отличается от новгородского. В Ферапонтове у Христа-Вседержителя нет той грозной и непреклонной воли, как у новгородского Пантократора.

На северной стороне собора на троне сидит Богородица, окруженная архангелами, а у подножия трона теснятся толпы смертных, воспевающих «Царицу мира». На южной стороне — сонмы певцов славят Деву Марию.

На западной стороне вместо более привычного для южнославянских храмов «Успения» изображена композиция «Страшного суда», в которой Дева Мария прославляется как заступница всего рода человеческого. В восточном люнете храма Богородица изображена в чисто русском, национальном духе — как покровительница и защитница Русского государства.

Она стоит с «покровом» в руках на фоне стен древнего Владимира, бывшего в те годы символом религиозного и политического единства Руси. Окружают Деву Марию уже не певцы и не святые, а русские люди.  Собор был расписан Дионисием и его товарищами не только внутри, но отчасти и снаружи.

На западном фасаде  хорошо сохранилась фреска, которая встречала входящего в храм и давала нужное направление его мыслям и чувствам .

Важно

Роспись посвящена Рождеству Богородицы и состоит из трех поясов: верхний — деисус, средний — сцены «Рождества Богородицы» и «Ласкание Марии Иоакимом и Анной», нижний — архангелы. Справа от портала изображен Гавриил, держащий в руках свиток, на котором написано «Ангел Господень написует имена входящих в храм».

Портальная фреска — это своего рода прелюдия к росписи собора, потому что акафист Богородице начинается именно здесь. До Дионисия другие художники сюжет «Рождества Богородицы» трактовали как чисто семейную сцену в доме Иоакима и Анны — родителей Марии.

Дионисий тоже оставил жанровые подробности, продиктованные самим содержанием росписи, и в то же время его фрески резко отличаются от работ его предшественников.

В среднем ярусе росписей Дионисий поместил не сцены из жизни Марии, а иллюстрации к двадцати четырем песням акафиста Богородице. Здесь художник меньше всего был связан канонами, и из-под его кисти вышли изображения абсолютно самобытные.

Он не стал показывать бурные движения души человеческой, художника влечет к размышлениям, к оригинальному толкованию традиционных евангельских тем.

Вот, например, Анна и престарелый Иоаким, узнавший, что его жена ждет младенца. Иоаким на фреске, знает о «непорочном» зачатии, он благоговейно склоняется перед новорожденной Марией, протягивая ей руку и повторяя жест, обычный для «предстояний».

Анна , исполненная достоинства и смиренной благодати, сидит на ложе, и женщина, стоящая за ложем, не только не помогает Анне подняться, но не смеет даже коснуться покрова той, что родила будущую мать Христа. Женщина справа от ложа не просто протягивает Анне чашу с едой, а торжественно подносит ее.

И эта золотая чаша, получая особое смысловое значение, становится центром всей композиции. Дионисий показывает зрителю, что перед ним не обычная житейская суета, сопровождающая рождение ребенка, а свершение священного таинства.

Совет

 Образы всех персонажей из жизни Марии исполнены Дионисием необычайной душевной деликатности. Движения их плавные, жесты только намечены, но не завершены, участники многих сцен лишь обозначают касание, но не касаются друг друга. Это относится, например, к сцене «Купание Марии».

Композиционный центр этой части фрески — золотая купель. Женщины, купающие новорожденную, не смеют коснуться ее, а та, что принесла Анне подарок, держит его бережно, как сосуд с благовониями.

Еще одной из отличительных особенностей фресок Дионисия является мягкость цветов и нарядность. В изображениях преобладают белые, небесно-голубые, желтые, розовые, вишневые и светло-зеленые тона.

Для фона иконописцем был использован в основном ярко-голубой цвет. Краски художнику доставлялись предположительно из Москвы. Самой богатой в плане цветового решения росписью являются медальоны под барабаном и на подпружинных арках.

При их выполнении были использованы как чистые цвета, так и смеси.

Надо сказать, что мягкие закругленные контуры одной формы повторяются в другой, все фигуры написаны легко и живописно, как будто они лишены веса и парят над землей. Фрески собора отличаются нежностью, приглушенностью и высветленностью красок, мягкостью цветовых переходов, в них отсутствуют контрасты и резкие сопоставления.

 В своде юго-западного столпа Рождественского собора есть композиция, изображающая Иисуса Христа и московских митрополитов Петра и Алексея. Под ними, около водоема, стоят седой старик, пожилая женщина и два юноши.

Может быть, Дионисий здесь и изобразил себя и свою семью, ведь в Ферапонтове вместе с ним работали два его сына — Владимир и Феодосий.

Стенные росписи Собора Рождества Богородицы можно с уверенностью назвать вершиной творчества Дионисия.

Обратите внимание

Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров.

Я не однажды возвращалась сюда, а впечатление от монастыря было , как впервые….

Адрес: Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово.

Источник: https://myrussianland.ru/dostoprimechatelnosti-rossii/ferapontov-monastyr.html

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь (Вологодская область)

Датой основания монастыря принято считать 1398 год, когда в этих краях поселяется будущий святой и чудотворец, монах Ферапонт (1337—1426), сподвижник преподобного Кирилла Белозерского (1337—1427).

В обитель ведут святые врата, представляющие собой две арки различных размеров, предназначенные для обычного и праздничного входа.

Над вратами выстроены два шатровых храма – в честь Богоявления и во имя преподобного Ферапонта. Оба датируются давним 1650 годом, при этом полностью сохраняют первоначальные архитектурные черты.

Известно, что в 1666–1676 годах в монастыре жил патриарх Никон, утративший священнический сан и отправленный сюда в ссылку. Богоявленская церковь служила ему домовым храмом.

Процветания и известности Ферапонтов монастырь достигает во второй половине XV – начале XVI столетий, в первую очередь усердными и плодотворными трудами преподобного Мартиниана (около 1400 — около 1483), ученика Кирилла Белозерского. Обитель в тот период являлась не только важным религиозным и просветительским  центром Заволжской земли, но и была знаменита своими старцами, значительно влиявшими на политику всего государства.

Читайте также:  Казанский женский монастырь в ярославле

Здание Казенной палаты, датируемое 1530 годом, относят к древнейшим сохранившимся каменным памятникам гражданской архитектуры XVI столетия на Севере России. Массивное, двухэтажное сооружение с маленькими окошками было построено для денег и монастырских документов (жалованных грамот, описей, заложных писем и др.).

До середины XIX века ограда обители оставалась деревянной. По четырем углам стояли башни.

Важно

Со стороны живописного Бородаевского озера в XVI столетии были возведены каменные погреба, палаты различного назначения.

Каменная ограда появилась в 1840 годах. Её сделали из остатков пришедших в негодность старинных зданий, разобранных на кирпичи. От построек того периода до наших дней дошла только южная часть. В 1980 годах заграждение восстановили.

В настоящее время, видимо, ограду решили обновить.

Трехъярусная шатровая колокольня с квадратным планом звона, 17 колоколами и уникальным механизмом боевых часов 1638 года.

В 1641 году над могилой преподобного Мартиниана у южной стены Рождественского собора воздвигли храм. Церковь в честь второго основателя Ферапонтовой обители создавалась кирилловскими мастерами. Сооружение представляет собой куб с восьмигранным шатром и тонким барабанчиком, завершенным крупной по сравнению с ним главкой.

Вовнутрь мы не попали, и увидеть интерьер не удалось. Говорят, необычным является световое решение здания. Маленькие окошки пробиты лишь в верхней части храма. Поток солнечных лучей, идущих на гробницу Мартиниана, дают эффект свечения.

Наконец подходим к главному храму обители – собору Рождества Богородицы, знаменитому фресками, созданными великим Дионисием.

Это первое каменное сооружение Белозерского монастыря. Являет собой образец оригинальной ростовской архитектуры с чертами раннемосковских каменных строений.

Верхняя часть объема украшена тремя ярусами кокошников и венчается эффектно декорированным барабаном  с небольшим куполом. На фасадах выполнен растительный орнамент.

Совет

Трехнефный собор расписан тремя сотнями композиций, которые покрывают стены, своды, столпы, пространство вокруг окон и дверей.

Живопись собора – единственная роспись Дионисия Мудрого, дошедшая до нас в неизменном  составе и виде.

Надпись в софите северной двери являет собой свидетельство о том, что именно Дионисий – автор  фресок: «В лето 7010 месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Исуса Христа начата бысть подписывана церковь.

А кончана на 2 лето месяца сентявреа в 8 на Рождество Пресвятыа владычица нашыа Богородица Мариа. При благоверном великом князе Иване Василиевиче всеа Руси, при великом князе Василие Ивановиче всеа Руси и при архиепископе Тихоне. А писци Деонисие иконник с своими чады.

О, владыко Христе, все царю, избави их господи мук вечных».

Полюбовавшись росписями, посетители могут посмотреть фильм о реставрационных работах, которые велись в монастыре. Кинозал устроен в маленьком  зале на втором этаже.

На первом этаже устроена выставка, где представлены результаты исследований ученых о росписях собора.

О фресках Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря в следующем рассказе.

Источник: http://www.za7verst.ru/blog/ferapontovo/2017-01-04-364

В вологодской митрополии возрожден исторический ферапонтов мужской монастырь

Обратите внимание

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 15 октября 2018 года в Минске, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей.

В частности, в связи с прошением митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, было принято решение об открытии Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря села Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области и назначении на должность игумена этого монастыря иеромонаха Иоасафа (Вишнякова).

В ходе состоявшего 16-17 июня 2018 года Первосвятительского визита в Вологодскую митрополию Патриарх Кирилл посетил исторический Ферапонтов монастырь.

Обратите внимание

Отвечая на вопрос журналиста о возможности возрождения в этих краях полноценной церковной жизни, Святейший Патриарх подчеркнул: «К этому надо стремиться, и это несомненно произойдет; другого пути просто не может быть». В то же время Предстоятель указал на важность совместных усилий Церкви и культурных учреждений для разрешения текущих проблем — «в контексте полноценного возрождения монастырской жизни в этих местах».

«Я в это верю и буду молиться и работать для этого», — заключил Патриарх Кирилл.

19 октября 2018 года во вновь учрежденный монастырь прибыл митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий.

По прибытии в Ферапонтов монастырь владыка Игнатий помолился и приложился к раке преподобного Мартиниана Белоезерского.

В связи с вступлением иеромонаха Иоасафа (Вишнякова) в управление Ферапонтовым монастырем митрополит Игнатий в соборе Рождества Богородицы совершил чин поставления его во игумена монастыря с вручением игуменского посоха.

Совет

За чином поставления во игумена молились благочинный монастырей Вологодской епархии иеромонах Никандр (Пилишин), наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук), секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), монашествующие Вологодских монастырей в священном сане.

В соборе Рождества Богородицы присутствовали заместитель губернатора Вологодской области О.А.Васильев, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н.Шаромазов, настоятельница Воскресенского Горицкого женского монастыря игумения Тавифа (Федорова), паломники, приехавшие в этот знаменательный день в знаменитую обитель.

По окончании богослужения митрополит Игнатий передал игумену Иоасафу (Вишнякову) напрестольное Евангелие.

Комплект подобных напрестольных Евангелий в ходе Предстоятельского визита на Вологодчину 16-17 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар Вологодской епархии для новых и восстановленных монастырей и храмов.

Важно

Владыка Игнатий поздравил присутствующих с исторически значимым событием для всей Русской Церкви — возрождением полноценной монашеской жизни в одной из древнейших мужских обителей Вологодской митрополии – Рождества Богородицы Ферапонтовом монастыре: «Я верю, что наши совместные труды с музейным сообществом будут служить на благо нашему Отечеству и нашему народу».

С приветственным словом к присутствующим обратился заместитель губернатора региона О.А. Васильев:

«94 года спустя в Ферапонтовом монастыре возрождается духовная жизнь. Это лучшее воплощение отдания исторической памяти основателям древней обители на Вологодской земле.

Конечно, мы ждали дня свершения исторической справедливости, и я надеюсь, что теперь, когда духовная жизнь в Ферапонтовом монастыре станет главной, сочетание культурного наследия и духовности сделает это святое место ещё более привлекательным для многочисленных паломников и туристов», – сказал Олег Александрович.

Заместитель губернатора пожелал первому игумену возрожденного Ферапонтова монастыря жить в мире и благости, и чтобы основатели монастыря – преподобные Ферапонт и Мартиниан – и все святые Вологодские были с ним всегда в его трудах.

Митрополит Игнатий вместе с директором Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михилом Николаевичем Шаромазовым осмотрели казенные палаты 1530 года постройки и территорию монастыря.

В казенных палатах планируется обустроить административные помещения обители.

Источник: http://vologda-mitropolia.ru/msluzheniya/item/12159-v-vologodskoj-mitropolii-vozrozhden-istoricheskij-ferapontov-muzhskoj-monastyr

В вологодской митрополии возрожден исторический богородице-рождественский ферапонтов монастырь / православие.ru

Вологда, 22 октября 2018 г.

    

19 октября 2018 года во вновь учрежденный Богородице-Рождественский Ферапонтов мужской монастырь прибыл митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, сообщает Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

По прибытии в Ферапонтов монастырь владыка Игнатий помолился и приложился к раке преподобного Мартиниана Белоезерского.

В связи со вступлением иеромонаха Иоасафа (Вишнякова) в управление Ферапонтовым монастырем митрополит Игнатий в соборе Рождества Богородицы совершил чин поставления его во игумена монастыря с вручением игуменского посоха.

Совет

За чином поставления во игумена молились благочинный монастырей Вологодской епархии иеромонах Никандр (Пилишин), наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук), секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), монашествующие Вологодских монастырей в священном сане.

В соборе Рождества Богородицы присутствовали заместитель губернатора Вологодской области О.А.Васильев, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов, настоятельница Воскресенского Горицкого женского монастыря игумения Тавифа (Федорова), паломники, приехавшие в этот знаменательный день в знаменитую обитель.

По окончании богослужения митрополит Игнатий передал игумену Иоасафу (Вишнякову) напрестольное Евангелие.

    

Комплект подобных напрестольных Евангелий в ходе Предстоятельского визита на Вологодчину 16–17 июня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар Вологодской епархии для новых и восстановленных монастырей и храмов.

Владыка Игнатий поздравил присутствующих с исторически значимым событием для всей Русской Церкви – возрождением полноценной монашеской жизни в одной из древнейших мужских обителей Вологодской митрополии – Рождества Богородицы Ферапонтовом монастыре: «Я верю, что наши совместные труды с музейным сообществом будут служить на благо нашему Отечеству и нашему народу».

С приветственным словом к присутствующим обратился заместитель губернатора региона О.А. Васильев:

«94 года спустя в Ферапонтовом монастыре возрождается духовная жизнь. Это лучшее воплощение отдания исторической памяти основателям древней обители на Вологодской земле».

«Конечно, мы ждали дня свершения исторической справедливости, и я надеюсь, что теперь, когда духовная жизнь в Ферапонтовом монастыре станет главной, сочетание культурного наследия и духовности сделает это святое место еще более привлекательным для многочисленных паломников и туристов», – сказал Олег Александрович.

Заместитель губернатора пожелал первому игумену возрожденного Ферапонтова монастыря жить в мире и благости и чтобы основатели монастыря – преподобные Ферапонт и Мартиниан – и все святые Вологодские были с ним всегда в его трудах.

Митрополит Игнатий вместе с директором Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михилом Николаевичем Шаромазовым осмотрели казенные палаты 1530 года постройки и территорию монастыря.

В казенных палатах планируется обустроить административные помещения обители.

    

Краткая справка

Обратите внимание

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 15 октября 2018 года в Минске, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей.

В частности, в связи с прошением митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия было принято решение об открытии Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря с. Ферапонтова Кирилловского района Вологодской области и назначении на должность игумена этого монастыря иеромонаха Иоасафа (Вишнякова) (журнал № 96).

В ходе состоявшего 16–17 июня 2018 года Первосвятительского визита в Вологодскую митрополию Патриарх Кирилл посетил исторический Ферапонтов монастырь.

Отвечая на вопрос журналиста о возможности возрождения в этих краях полноценной церковной жизни, Святейший Патриарх подчеркнул: «К этому надо стремиться, и это, несомненно, произойдет – другого пути просто не может быть». В то же время Предстоятель указал на важность совместных усилий Церкви и культурных учреждений для разрешения текущих проблем «в контексте полноценного возрождения монастырской жизни в этих местах».

«Я в это верю и буду молиться и работать для этого», – заключил Патриарх Кирилл.

Источник: https://pravoslavie.ru/116699.html

Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский женский монастырь

Один из крупных культурных, просветительских центров Руси и знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали основополагающее влияние на политику Москвы.

Имеет единственный в России полностью сохранившийся комплекс монастырских зданий дониконовского времени, на его территории находится самый древний каменный храм Севера Руси – собор Рождества Богородицы (1490 г.).

Монастырь – единственный, где сохранилась полностью в достойном состоянии вся внутренняя роспись Дионисия, датируемая 1502 г.

В 1398 г. на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, поселяется пустынником сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича, Ферапонт уходит в Можайск под Москву, где становится основателем второго монастыря – Лужецкого.

Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь основан преподобным Ферапонтом с благословения его духовного наставника Кирилла Белозерского в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Расположен монастырь в 18 км от г. Кириллова. Вначале был малочислен, так как удален от мест поселения и дорог (число братии к началу XV в. составило 10–15 насельников).

Позже у стен был проложен тракт на Архангельск через Каргополь, важный путь на Север. Здесь же шли паломники в Соловецкий монастырь. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем Ферапонтов также становится местом паломничества русской знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие).

Из его стен вышли иерархи Русской Православной Церкви, влиявшие на внутриполитическую жизнь Руси — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт. Расцвет обитель пережила при игумене Мартиниане, выученике Кирилла Белозерского и духовнике Василия II, бывшем ранее (1447 – 1455 гг.

) игуменом Троице-Сергиева монастыря. Мартиниан принес в Ферапонтово традиции книгописания. Расцвет продолжился при его духовном чаде Иоасафе, архиепископе Ростовском. Монастырь стал центром писания житийной и философской литературы. Здесь были созданы и переписывались труды митрополита Спиридона-Саввы, прп. Кассиана Грека, иноков Паисия и Матфея.

Важно

Из насельников обители к лику святых ныне причислены прп. Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (основавший Угличскую Учемскую пустынь), местно чтимый блаженный Галактион, юродивый. Ктиторами монастыря были Василий II Темный, Василий III, Иоанн Грозный. Вкладная книга, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков обители «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских …

Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские. Сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в стране. В XVII в. монастырь стал местом заточения Патриарха Никона, отбывавшего здесь с 1666 г. десятилетнюю ссылку.

В декабре 1666 года, после соборного осуждения и лишения архиерейского сана, Патриарх Никон привезен был в заточение в Ферапонтов монастырь. Первые годы заключения были омрачены особыми страданиями, сопряженными с действиями надзиравшего над опальным Патриархом пристава Степана Наумова. В эти годы патриарх собственноручно создал из валунов остров на Бородавском озере.

Читайте также:  Что означает "аминь" в конце молитвы и в православии

Глубокое и широкое Бородавское озеро недалеко от монастыря имеет протокой, которой соединено со второй своей частью. На второй половине имеются поросшие лесом острова, в первой – относящейся к Ферапонтову монастырю, ныне имеется только небольшой остров в западной части в 150 м от противоположного монастырю берега. Имеет правильную форму, напоминает овал (77 Х 20 м.

), точно ориентирован по сторонам света с запада на восток, на восточном и западном оконечностях острова расположены два валуна, задающие направление основной оси острова. Между валунами располагается собственно остров Патриарха Никона. На северной ее стороне лежат особенно большие, массивные камни, так как там проходит подводное течение в озере и край подвержен вымыванию.

Все камни в кладку острова положены с большой любовью. Сейчас памятник существенно разрушен. Хорошо сохранились два фрагмента: группа камней в середине восточной стороны верхней площадки острова и северо-западный угол. Остров построен в царских саженях (1 сажень – 197,4 см по таблице архитектора-реставратора А.А. Пелецкого).

Размеры острова: от валуна на восточном конце острова до средней группы камней в восточной стороне верхней площадки по центральной оси – 12 саженей; от средней группы камней в восточной стороне верхней площадки острова до середины западной стороны ее по центральной оси – 12 саженей; от середины западной стороны верхней площадки острова до валуна, лежащего в западном конце острова, -7 саженей.

Композиция острова выстроена на основе прямоугольника золотого сечения. Для всех произведений Патриарха Никона характерна математическая просчитанность и четкость пропорций, достигаемая с помощью геометрических построений и цифровых соотношений.

Имеются описания, современные строительству острова: например, в ответах на вопросы головы московских стрельцов Юрия Лутохина, прибывшего в Ферапонтов монастырь от царя 2 ноября 1669 г.: «Против 6-й статьи про поставление крестов у Степана Наумова письмо взято. На озере Бородавском, против Ферапонтова монастыря и против ево, старца Никона, келей, на тресте (тростниковая полоса на озере. — М.

Совет

Т.), на сиверке (на северном холодном ветру. — М.Т.), середи озера нагружено камения диково большово в воду в полсажени. Возили то каменье з берегов ево келейные старцы и всяких чинов люди, наймуючись у него, старца Никона. Взгружен камением от воды вверх в полсажени. Вдол тово камения нагружено 9 сажен, поперег — 7 сажен.

На том камение поставлен срубец деревяной, рублен в замок, а в срубце на камене поставлен крест деревяной, вышина ему 2 сажени с локтем, а на нем потписано на верхнем переделе по-гречески, как пишут на благословящих крестех, на середнем переделе написано Иисус Христос”, в подножье написано “Ни ка”, пот подножьем написано на самом низу “Никон, Божией милостию Патриарх, поста вил сий крест Христов, будучи в заточении в Ферапонтовом монастыре, лета 7176 (1668) г., маия в 15-й день”. А против того креста, на камене, на девяти саженях, сказал Степан Наумов, и игумен и келарь строит-де было ему, Никону, келья с сенми». Из описания следует, для острова патриарх использовал естественную отмель; треста — тростниковая полоса — говорит о том, что на этом месте отмель, глубина воды там была небольшая — всего полсажени; на естественной отмели была сделана каменная насыпь высотою в сажень, на ней выложена; крест был установлен не в центре верхней площадки, а ближе к краю, судя по тому, что от него до другого ее края оставалось 9 саженей, на которых патриарх приказал строить себе келью (логично было бы искать эту точку в восточной части острова); отложив от западного края 9 саженей, получаем точку , геометрически она совпадает с точкой пере сечения диагоналей малого прямоугольника золотого сечения. Подобный крест находился в другой, широкой, половине Бородавского озера, уже на естественном острове: «На том же озере на острову, словет Большой остров, поставлен другой крест, мерою таков же, потписи на нем те же, толко не потписано лета, месяца и числа, а стоят те оба кресты возле большой дороги, как ездят зимним путем в Кирилов монастырь и на Белоозеро». 18 января 1672 г. голова московских стрельцов Ларион Лопухин, посланный к патриарху, чтобы среди прочего допросить его и о крестах, так передает слова Никона о значении поставленных крестов: «Да на том же-де озере поставил он крест на островку угрузя камение для того, что преж сего на озере по навету диаволскому многие люди потопали, а по устроении креста православных христиан от утопления Бог хранит». Патриарх поставил крест на Кий-острове. Сохранилось свидетельство в его грамоте об устроении на Кий-острове монастыря, а также о том, что многие люди в бурю, видя сей крест, спасались от потопления. В 1676 г. по смерти царя Алексея Михайловича Никона перевели в Кириллов монастырь, где прошли еще 5 лет. Патриарха освободили волею его крестника, царя Федора Алексеевича. По пути из ссылки в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь Никон скончался. Как ссыльные в монастыре отбывали заключение митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва и сосланный по воле Императрицы Екатерины II святитель Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский. Монастырь считался богатейшим вотчинником Белозерья и в начале XVII в. имел несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей и более 300 крестьян. В XVII – XVIII вв. монастырь постигли бедствии. Он неоднократно горел, был разграблен польско-литовскими «воровскими людьми» в 1612–1616 гг. По указу 1764 г. у монастыря были изъяты владения, он пришел в упадок и в 1798 г. был упразднен. Ансамбль монастыря включает 4 храма, 6 престолов, колокольню, Казенную и Трапезную палат. Келейные постройки не сохранились. Территория обнесена оградой с двумя угловыми башнями, тремя воротами. Кроме внутренней росписи монастыря, Дионисию принадлежали древние иконы иконостаса собора Рождества Богородицы, однако в 1930-е гг. иконостас был изъят “за низкой художественной ценностью” и ныне иконы принадлежат Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику, Третьяковской галерее и Русскому музею. Более поздний храм Благовещения (построенный «под колоколы») с Трапезной палатой (1530–1531 гг.) построен на средства Василия III после паломничества в Ферапонтово, в честь рождения Иоанна IV. Подклет Трапезной был поварней и хлебней, существовал замурованный ныне ярус «звонов», имевший особым образом расположенные камеры-резонаторы. Храм Благовещения и собор Рождества Пресвятой Богородицы соединены каменными переходами через второй ярус колокольни. Казенная палата 1-й трети XVI в. представляла стилистику гражданских зданий. Верхний ярус являлся книгописной мастерской, хранилищем для казны и книг, нижний – сушилом. Храм прп. Мартиниана (1641) был усыпальницей второго основателя монастыря, здесь до сего времени хранятся его мощи: имеется деревянная резная золоченая рáка с фрагментами Жития преподобного. У ног Мартиниана, ближе к алтарю, погребен Иоасаф, архиепископ Ростовский. Надвратный храм Богоявления (1649) с приделом во имя прп. Ферапонта на Святых вратах был домовым для опального Патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, в которой жил ссыльный Патриарх до постройки его кельи в 30 саженях от Святых врат. Трехъярусная колокольня XVII в. имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху его – древний часовой механизм 1635 г., отреставрированный в 1990 г. часовщиком Ю.П.Платоновым. В монастыре сохраняются святыни: древних антиминсы XV–XVII вв. собора Рождества Богородицы, рака и полотняная риза прп. Мартиниана (1646 г.), игуменское место, житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана (1732 г.) письма инока Феодосия, кресло Патриарха Никона, изготовленное им здесь в 1668 г., стол и кресло Никона из надвратной кельи. Ныне сохраняется в хорошем состоянии рукотворный остров на Бородаевском озере, сложенный ссыльным Патриархом из валунов. В начале XX в. к восстановлению Ферапонтова монастыря была привлечена Императорская Археологическая комиссия, были проведены реставрационные работы под руководством академика П.П.Покрышкина. В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924. Ныне в зданиях Ферапонтова монастыря размещен Музей фресок Дионисия, входящий в комплекс Историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен с артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря бывшим архиепископом Ростовским Иоасафом. Росписи выполнялись сверху вниз по рядам (это видно по нахлестам швов наложенного на стены левкаса). Композиции каждого яруса чаще всего объединены общей темой. В куполе собора представлен Христос Вседержитель, под ним – архангелы и праотцы, в парусах – евангелисты, на подпружных арках – святые в медальонах, в щеках подпружных арок – Учение отцов церкви, в сводах – евангельские сцены, на западной стене – Страшный суд, на уровне окон четверика – композиции на текст Акафиста Богоматери, ниже – Вселенские соборы, на столпах – воины-мученики, в алтарных апсидах – Иоанн Предтеча, Богоматерь с Младенцем, Николай Чудотворец и сопутствующие сюжеты. Внизу, по периметру стен и столпов, располагаются «полотенца» с орнаментами. Наружные росписи на западной стене, отображая распределение сюжетов внутри собора, через образы Рождества Богородицы и Деисуса раскрывают темы спасения человеческого рода и грядущего Царствия Небесного. Композиция над захоронением преподобного Мартиниана посвящена прославлению Богородицы, покровительницы основателей монастыря. Размеры и пропорции композиций Дионисия связаны с архитектурным решением и поверхностями стен. Силуеты удлинены, фигуры как бы парят, они излучают неземной свет, уникально богатство оттенков краски в рамках канона. После разрушения в годы второй мировой войны новгородских храмов XII–XV веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) росписи Дионисия в Ферапонтово остались одним из уцелевших фресковых ансамблей Руси. Площадь росписей собора – около 600 кв. м. В 1930-1960-гг. здесь была только одна служительница, из бывших монахинь, не покинувших территорию монастыря после основания на ней колхоза, и одного сотрудника, сохранивших храмовый комплекс от вандализма. С 1975 г. комплекс был превращен в научно-исследовательский и просветительский центр. В 2000 г. монастырский комплекс вошел в список особо охраняемых объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Даты истории монастыря: В 1397 г. Кирилл и Ферапонт уходят из московского Симонова монастыря на берег Сиверского озера. В 1348 г. Ферапонта поселяется на берегу Бородаевского озера. В 1408 г. послан князем под Можайск. В 1435 – 1147 игуменом монастыря стал Мартиниана (1455 – 1483 ). В жизнь монастыря вводится устава Кирилл Белозерского. В 1447 – 1455 гг. Мартиниана становится игуменом Троице-Cepгиевой лавры. 8 сентября 1490 г. освящен первый каменный собор монастыря в честь Рождества Богородицы. С 6 августа по 8 сентября 1502 г. собор расписывает Дионисий с тремя сыновьями. В 1513 г. обретаются мощи преподобного Мартиниана. В 1530-1531 гг. строится каменный храм Благовещения с трапезной. В 1549 г. преподобные Ферапонт и Мартиниан канонизированы Русской Православной Церковью. В середине XVI в. создаются жития Ферапонта и Мартиниана, строится Казенная палата. В 1612 г. происходит «Литовское разорение» монастыря. В 1641 г. строится храм-усыпальницйа для мощей прпд. Мартиниана. В 1649 г. освящается храм Богоявления, в 1650 г. – храм Ферапонта. В 1666 – 1676 гг. здесь пребывает в ссылке опальный патриарх Никон. В 1690 г. строится каменная шатровая колокольня. В 1764 г. выходит манифест Екатерины II о секуляризации церковного землевладения, Ферапонтов монастырь оказывается последним в списке монастырей третьего класса. В 1794 г. Синод выделяет средства на ремонт монастыря. В 1798 монастырь упразднен, создан Ферапонтовский приход. В 1831 – 1866 гг. здесь протекает деятельность о. Арсения Разумовского. В 1836 – 1838 гг. осуществлен ремонт храма преподобного Мартиниана, к нему пристраивается паперть и новый алтарь. В 1840 г. построены стены вокруг монастыря. В 1851 – 1853 гг. осуществлен ремонт храма Благовещения и трапезной. В 1899 г. опубликовано исследование И.И. Бриллиантова «Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона. К 500-летию монастыря. 1398 – 1898. С приложением очерка «Патриарх Никон в заточении на Белеозере». 12 декабря 1903 г. вышел Указ Синода № 11258 с формулировкой «…восстановить древний упраздненный мужской Ферапонтов монастырь, обратив ею в женский, и дело восстановления поручить Леушинского монастыря игуменье Таисии».

2 января 1904 г. здания Ферапонтовского прихода приняты игуменией вновь восстановленного монастыря. 30 мая 1904 г. монастырь открыт архиепископом новгородским Гурием. В 1906 г. игуменьей становится матушка Серафимы, обитель пополняется новыми сестрами. В 1908 – 1915 гг.

проводятся ремонтно-реставрационные работы по проектам П.П. Покрышкнна и К.К. Романова. В 1911 г. выходит исследование В.Т. Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря». В 1912 г. был образован Комитет по реставрации Ферапонтова монастыря при императорской Археологической комиссии. 16 сентября 1918 г.

расстрелян викарный кирилловский епископ Варсонофнй и игуменьи Ферапонтова монастыря Серафима. В 1924 г. монастырь был закрыт. В 1975 г. на его территории был организован филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника Музей фресок Дионисия. В 1999 г.

группе реставраторов и сотрудников Музея фресок Дионисия Государственной присуждена премия Российской Федерации за сохранение стенописи Дионисия.

Сохранившиеся монастырские постройки:

Собор Рождества Богородицы (1490 г.)

Церковь Благовещения с Трапезной палатой (1530 – 1531 гг.)

Казенная палата (1530-е гг.)

Церковь преподобного Мартиниана (1640 – 1641 гг.)

 Николай Рубцов

Читайте также:  Молитва крестных о крестниках

Ферапонтово (1970) В потемневших лучах горизонтаЯ смотрел на окрестности те,Где узрела душа ФерапонтаЧто-то Божье в земной красоте.

И однажды возникли из грезы,Из молящейся этой души,Как трава, как вода, как березы,Диво дивное в русской глуши!И небесно-земной Дионисий,Из соседних явившись земель,Это дивное диво возвысилДо черты, не бывалой досель.

..Неподвижно стояли деревья,И ромашки белели во мгле,И казалась мне эта деревня

Чем-то самым святым на земле…

Веб-сайт: http://www.dionisy.com

Email: ferapont-museum@mail.ru

Телефон: +7 (81757) 49261

Источник: https://www.culture.ru/objects/756/ferapontov-belozerskii-bogorodice-rozhdestvenskii-zhenskii-monastyr

Исторический Ферапонтов мужской монастырь возрожден в Вологодской митрополии

15 октября 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся в Минске, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей.

В связи с прошением митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, было принято решение об открытии Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области и назначении на должность игумена этого монастыря иеромонаха Иоасафа (Вишнякова) (журнал № 96).

В ходе состоявшего 16-17 июня сего года визита в Вологодскую митрополию исторический Ферапонтов монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Обратите внимание

Отвечая на вопрос журналиста о возможности возрождения в этих краях полноценной церковной жизни, Святейший Владыка подчеркнул: «К этому надо стремиться, и это несомненно произойдет; другого пути просто не может быть».

 «Я в это верю и буду молиться и работать для этого», — добавил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Тогда же Святейший Владыка указал на важность совместных усилий Церкви и культурных учреждений для разрешения текущих проблем — «в контексте полноценного возрождения монастырской жизни в этих местах».

19 октября во вновь учрежденный монастырь прибыл митрополит Игнатий. В связи с вступлением иеромонаха Иоасафа (Вишнякова) в управление Ферпонтовым монастырем глава митрополии в соборе Рождества Богородицы совершил чин поставления его во игумена монастыря с вручением игуменского посоха.

За богослужением молились благочинный монастырей Вологодской епархии иеромонах Никандр (Пилишин), наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук), секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), монашествующие епархиальных монастырей в священном сане.

На богослужении присутствовали заместитель губернатора Вологодской области О.А. Васильев, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов, настоятельница Воскресенского Горицкого женского монастыря игумения Тавифа (Федорова), паломники, приехавшие в этот знаменательный день в знаменитую обитель.

Митрополит Игнатий передал игумену Иоасафу (Вишнякову) напрестольное Евангелие. Комплект напрестольных Евангелий Святейший Патриарх Кирилл передал в ходе Первосвятительского визита в дар Вологодской епархии для новых и восстановленных монастырей и храмов.

Владыка Игнатий поздравил присутствующих с исторически значимым событием для всей Русской Церкви — возрождением полноценной монашеской жизни в одной из древнейших мужских обителей Вологодской митрополии Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: «Я верю, что наши совместные труды с музейным сообществом будут служить на благо нашему Отечеству и нашему народу».

С приветственным словом к присутствующим обратился заместитель губернатора Вологодской области О.А. Васильев, который, в частности, заявил: «94 года спустя в Ферапонтовом монастыре возрождается духовная жизнь.

Важно

Это лучшее воплощение отдания исторической памяти основателям древней обители на Вологодской земле.

Конечно, мы ждали дня свершения исторической справедливости, и я надеюсь, что теперь, когда духовная жизнь в Ферапонтовом монастыре станет главной, сочетание культурного наследия и духовности сделает это святое место еще более привлекательным для многочисленных паломников и туристов». О.А. Васильев пожелал первому игумену возрожденного Ферапонтова монастыря жить в мире и благости, а также чтобы основатели монастыря преподобные Мартиниан и Ферапонт и все святые Вологодские были с ним в его трудах. 

Митрополит Игнатий вместе с директором Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михилом Николаевичем Шаромазовым осмотрели казенные палаты 1530 года постройки и территорию монастыря.

В казенных палатах планируется обустроить административные помещения обители

***

Краткая справка об истории монастыря

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы  мужской монастырь основан на рубеже XIV-XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, и около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

История Ферапонтова монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства, тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV-XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой Патриарха Никона.

Традиционно датой основания Ферапонтова монастыря считается 1398 год. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича, Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь — Лужецкий.

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447-1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Во второй половине XV — начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Совет

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV-XVI вв.

вышли видные иерархи Русской Церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, Патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Обратите внимание

Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV.

Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 года, называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других.

Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов. Богатейшему вотчиннику Белозерья — Ферапонтову монастырю в начале XVII века принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV-XVII вв. В XVI в.

Обратите внимание

в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гостевая палата, поваренная палата.

Оправившись после литовского разорения, в середине XVII века монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода. В XIX веке, в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой. В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924 году.

По материалам Пресс-службы Вологодской митрополии / Патриархии.ru

15 октября 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся в Минске, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей.

В связи с прошением митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, было принято решение об открытии Богородице-Рождественского Ферапонтова мужского монастыря в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области и назначении на должность игумена этого монастыря иеромонаха Иоасафа (Вишнякова) (журнал № 96).

В ходе состоявшего 16-17 июня сего года визита в Вологодскую митрополию исторический Ферапонтов монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Обратите внимание

Отвечая на вопрос журналиста о возможности возрождения в этих краях полноценной церковной жизни, Святейший Владыка подчеркнул: «К этому надо стремиться, и это несомненно произойдет; другого пути просто не может быть».

 «Я в это верю и буду молиться и работать для этого», — добавил Предстоятель Русской Православной Церкви.

Тогда же Святейший Владыка указал на важность совместных усилий Церкви и культурных учреждений для разрешения текущих проблем — «в контексте полноценного возрождения монастырской жизни в этих местах».

Важно

19 октября во вновь учрежденный монастырь прибыл митрополит Игнатий. В связи с вступлением иеромонаха Иоасафа (Вишнякова) в управление Ферпаонтовым монастырем глава митрополии в соборе Рождества Богородицы совершил чин поставления его во игумена монастыря с вручением игуменского посоха.

За богослужением молились благочинный монастырей Вологодской епархии иеромонах Никандр (Пилишин), наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук), секретарь главы Вологодской митрополии иеромонах Даниил (Дурягин), монашествующие епархиальных монастырей в священном сане.

На богослужении присутствовали заместитель губернатора Вологодской области О.А. Васильев, директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника М.Н. Шаромазов, настоятельница Воскресенского Горицкого женского монастыря игумения Тавифа (Федорова), паломники, приехавшие в этот знаменательный день в знаменитую обитель.

Митрополит Игнатий передал игумену Иоасафу (Вишнякову) напрестольное Евангелие. Комплект напрестольных Евангелий Святейший Патриарх Кирилл передал в ходе Первосвятительского визита в дар Вологодской епархии для новых и восстановленных монастырей и храмов.

Владыка Игнатий поздравил присутствующих с исторически значимым событием для всей Русской Церкви — возрождением полноценной монашеской жизни в одной из древнейших мужских обителей Вологодской митрополии Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря: «Я верю, что наши совместные труды с музейным сообществом будут служить на благо нашему Отечеству и нашему народу».

С приветственным словом к присутствующим обратился заместитель губернатора Вологодской области О.А. Васильев, который, в частности, заявил: «94 года спустя в Ферапонтовом монастыре возрождается духовная жизнь.

Важно

Это лучшее воплощение отдания исторической памяти основателям древней обители на Вологодской земле.

Конечно, мы ждали дня свершения исторической справедливости, и я надеюсь, что теперь, когда духовная жизнь в Ферапонтовом монастыре станет главной, сочетание культурного наследия и духовности сделает это святое место еще более привлекательным для многочисленных паломников и туристов». О.А. Васильев пожелал первому игумену возрожденного Ферапонтова монастыря жить в мире и благости, а также чтобы основатели монастыря преподобные Мартиниан и Ферапонт и все святые Вологодские были с ним в его трудах. 

***

Совет

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV-XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, и около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

История Ферапонтова монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства, тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV-XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой Патриарха Никона.

Традиционно датой основания Ферапонтова монастыря считается 1398 год. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича, Ферапонт ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь — Лужецкий.

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447-1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Во второй половине XV — начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Совет

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV-XVI вв.

вышли видные иерархи Русской Церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, Патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Обратите внимание

Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV.

Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 года, называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других.

Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов. Богатейшему вотчиннику Белозерья — Ферапонтову монастырю в начале XVII века принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV-XVII вв. В XVI в.

Обратите внимание

в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гостевая палата, поваренная палата.

Оправившись после литовского разорения, в середине XVII века монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода. В XIX веке, в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой. В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924 году.

Пресс-служба Вологодской митрополии/Патриархия.ru

Источник: http://www.n-jerusalem.ru/monashestvo/text/425145.html

Ссылка на основную публикацию