Экуменизм в православной церкви: мнение патриарха и отношение священников

Патриарх Кирилл об экуменизме и отношениях с инославием

tapirrПатриарх (тогда ещё Митрополит) Кирилл об экуменизме и отношениях с инославием

Окончание интервью. Начало здесь

ЭКУМЕНИЗМ

– Люди слышат, что в Церкви есть экуменизм, что к нам приезжают англикане, кардиналы. И в то же время чаще и больше они слышат, что в Почаеве антикатолическая конференция, в Сергиеве торгуют антикатолическим катехизисом.

И у людей начинается непонимание: как же, собственно, относится Православная Церковь к инославным? Откуда такой разнобой? Это неопределенной позиции Церкви или результат какого-то живого в ней развития? Или, пока все было в Церкви придавлено, наверх шло только самое благообразное, а теперь…

Как людям, особенно стоящим вне Церкви, объяснить принцип для различения истинно церковной позиции?

– Позвольте начать вот с чего. Почему сейчас существуют такое устойчивое неприятие самого слова “экуменизм”, не говоря уже об экуменической деятельности?

Дело в том, что во времена “застоя” экуменическая деятельность относилась к числу деятельности, разрешенной правительством. Для правительства это было выгодно.

Обратите внимание

Церковь появлялась за границей, следовательно – свидетельствовала о факте своего существования, следовательно – косвенно подтверждала, что в социалистическом обществе может существовать Церковь, и это было каким-то пропагандистским наваром.

А у нас в Церкви среди большой, значительной части людей это вызывало аллергию: мол, вот – экуменическая работа Церкви становится частью пропагандистского аппарата государства.

Одному из моих предшественников на посту председателя Отдела внешних церковных сношений, когда он выступал в Московской духовной академии, какой-то незадачливый студент направил вопрос: “Скажите, владыка, чем экуменизм отличается от коммунизма?”. Вот это и отражало такие умонастроения – в сознании людей экуменизм был частью мировой революции.

И это очень скомпрометировало экуменизм. А ведь пресса, включая церковную, была подцензурна. И все то, что печаталось об экуменическом движении, было в тех допустимых границах, которые очерчивались цензурой. Это было совершенно неудобочитаемо. Это была карикатура на участие в экуменическом движении.

Ведь выделялись те моменты, которые были допустимы с точки зрения цензуры и пропагандистских интересов правительства. Это искажало картину. У нас люди по-настоящему ничего не знают об экуменизме. Отсюда и еще одно заблуждение: будто мы в экуменическом движении предаем православие.

Так вот, для того, чтобы оценить деятельность русских богословов, участвующих в экуменическом движении, чтобы понять, что такое экуменическое движение, нужна о нем полная гласность. Нужны широкие общественные дебаты, и не на уровне лозунгом: “Долой предателей православия!”, “Долой молитву с еретиками!”, а на серьезном интеллигентном богословском уровне.

Сейчас в экуменическом движении кризис. И источником кризиса являются те православные богословы, которых наша внутренняя консервативная православная же оппозиция обвиняет в предательстве православия.

Мы являемся источником кризиса, потому что в Канберре, на генеральном ассамблее Всемирного Совета Церквей, и после нее мы – представители не только русской, но всех поместных православных Церквей – заявили о том, что настало время коренных, принципиальных перемен в жизни Всемирного Совета Церквей и всего экуменического движения.

Ведь проходят десятилетия, а реального сдвига в плане богословского диалога и сближения позиций, к сожалению, не существует.

Но существует реальный сдвиг в плане совместного свидетельства о Христе, в плане межцерковной помощи и, кроме того – что сейчас очень важно – в выработке общехристианских оценок того, что происходит с нашей человеческой цивилизацией.

Позиция по экологии, по экономическим, политическим и социальным проблемам, которые волнуют всех, которые являются знаками кризиса нашей цивилизации – здесь есть определенный сдвиг.

Важно

Так что прежний образ экуменизма, связанного с пропагандой, отсутствие гласности и знания об экуменизме и – действительно кошмарная ситуация в межконфессиональных отношениях, которая сейчас складывается на территории бывшего Союза. Униатское наступление на Западной Украине перечеркнуло все результаты почти тридцатилетних наших отношений с Римо-Католической Церковью.

Началась межконфессиональная война. И тем людям, которые иногда буквально проливают свою кровь на Западной Украине, сейчас говорить о диалоге – все равно, что махать красной тряпкой. И реакция немедленная: кто говорит в таких условиях о необходимости продолжать диалог, является в глазах православных пособником католиков. Но на самом деле, хотим мы или не хотим – другого пути нет. Есть только путь диалога: с католической Церковью, с протестантскими церквами. И несмотря даже на разростающийся межконфессиональный конфликт (который часто смыкается с межнациональным конфликтом) нет другого пути, и мы должны продолжать диалог, потому что иначе – только война.

– А являются ли сейчас Католическая Церковь или протестантские номинации еретическими?

– Строго говоря, ересью называется то учение, которое осуждено собором и которое сознательно опровергает один из догматов. После разделения церквей в 1054 году на православную и католическую, тем более после возникновения в XVI веке реформатских церквей никаких Вселенских соборов не собиралось.

Значит, формально ни один вселенский собор не осудил существующие конфессии как еретические. Но в современных конфессиях представлен ведь широчайший спектр богословских взглядов.

И несомненно, есть конфессии, о которых мы можем сказать, что в их учении присутствует ересь – то есть, то, что противоречит учению древней неразделенной Церкви.

– А принятие католиками догмата о Непорочном зачатии – делает ли их еретиками?

– Мы не можем так сказать. Мы можем сказать, что этот догмат не присутствовал в предании Церкви первых семи Вселенских соборов. Этот догмат ставит вопрос для богословкого диалога между православными и католиками. И если нам удастся выяснить, что в учении древней Церкви элементы этого догмата присутствовали, то его формулирование не может быть признано еретическим. Если нам удастся доказать, что элементы этого учении в предании неразделенной Церкви не присутствовали, что они созданы заново и не имеют основания в Откровении и Предании Церкви, то тогда мы скажем, что это ересь.

– А Армянская Церковь, о которой в учебниках церковной истории всегда писали, что она еретическая?

– С Армянской Церковь все очень просто. Сейчас закончился богословский диалог между православными и так называемыми “ориентальными” церквами. Эти церкви нельзя назвать еретическими, монофизитскими, потому что они никогда не исповедывали единой природы Христа (Православие исповедует во Христе две природы – прим.

tapirr). Вся трагедия взаимоотношений “восточных” православных церквей, к которым относимся и мы, и “ориентальных” православных церквей (это условные обозначения, ведь “ориентальные” в переводе и значит “восточные”) в том, что между нами различия – в терминологии, а не в сути вероучения.

И вот сейчас закончился официальный диалог, и обе стороны через этот диалог заявили о полном православии другой стороны. С догматами у членов Армянской Церкви все в полном порядке.

И когда в VI веке эта Церковь отделилась от Византийской – это было результатом того, что богословие стало прикрытием, идеологическим обеспечением национальной борьбы за независимость от Византийской империи.

– И сейчас православный священник может с чистой совестью причащать христианина Армянской Церкви? Я знаю случай, когда умирающему армянину, беженцу, было отказано в этом как еретику.

– Здесь нужно различать две вещи: результаты богословского диалога и общецерковный акт о восстановлении общения. Диалог закончился, и все православные Церкви, и восточные, и “ориентальные” заявили о том, что не существует вероучительных различий. Но дальше результат этого диалога должен быть принят Церквами и должен быть произведен соборный акт, признающий результаты этого диалога, причем всеправославный соборный акт. Кстати, по всей вероятности на следующий год будет собрано Всеправославное совещание в Шамбези именно по этому вопросу. И в настоящий момент я бы сказал так: в случае крайней нужды, смертельной нужды можно причастить армянина, он не является еретиком. Но иметь нормальное евхаристическое общение до общецерковного примерения, – рано.

– А евхаристическое общение с Католической Церковью?

– В 1970-х годах Синод принимает решение о допуске к причастию католиков и старообрядцев в случае крайней нужды. Почему такое решение приняли? По пастырским соображениям.

В целом ряде районов было много католиков, которые не имели своих храмов и регулярно посещали православные, принимали участие во всех службах, вели себя как “добропорядочные православные”, активные члены православных приходов, и не могли причащаться. А католических церквей вообще не существовало – на многие тысячи верст вокруг. Особенно это касалось Украины.

Совет

И тогда Синод, учитывая эту ситуацию, разрешил их причащать в крайних случаях. К тому же, Второй Ватиканский Собор разрешил католикам причащаться в православных храмах. И в 1970-х годах у нас был интенсивный диалог с Католической Церковью, и в этом диалоге мы также обсуждали униатскую проблему.

Формально все говорили о том, что униатской церкви на Западной Украине не существует. Но было хорошо известно, что всегда были люди, которые разделяли убеждения греко-католиков. И обращаясь к ним, папа Павел VI сказал, что они, оставаясь католиками, находятся под пастырским окормлением Русской Православной Церкви в связи со сложившимися историческими обстоятельствами.

И вот для того, чтобы дать возможность этим людям иметь таинства, Синод принял это решение. И мне кажется, что это был правильный путь решения униатской проблемы. В 1980-х годах отменяется решение Синода, причем речь шла только о католиках. Сыграли свою роль два фактора.

Во-первых, было довольно сильное давление на Русскую Церковь со стороны Греческой, и особенно афонских монахов, которые утверждали, что это решение Синода является неправомерным. Но, правда, в этому времени начинает меняться и ситуация внутри нашей страны. Тогда еще не было массового открытия католических храмов, но уже было какое-то предчувствие начала этого процесса. И Синод отменил это решение.

– А православные могут причащаться в католических храмах, если они находятся в эмиграции, где нет православных церквей, или в туристической поездке за границу?

– С точки зрения официальной позиции Церкви – не имеют права причащаться в католической Церкви. А что касается реальной жизни, то знаю, что бывало по-разному. Иногда в госпитале на смертном одре принимали русские люди причастие у католиков, хотя это бывало довольно редко.

Часть 1 здесь

Интервью с митр. Кириллом Смоленским, взял Яков Кротов в сентябре 1991 года. Расшифровка неотредактированная.
krotov.info/spravki/persons/bishops/gundyaev.htm

Вариант отредактированный и опубликованный

Источник: https://tapirr.livejournal.com/1693991.html

Священники против патриарха Кирилла: атака справа

Критика РПЦ – как изнутри церкви, так и со стороны мирян – не приведет к реформе, полагают эксперты

Трое священников из Удмуртии обратились к патриарху Кириллу с открытым письмом, ставя главу РПЦ в известность, что прекращают поминать его за богослужением, сообщили российские интернет-издания.

“Не может быть нашим отцом тот, кто попирает каноны Церкви и правила Святых отцов”, – заявили церковные диссиденты.

“Мы решительно просим прекратить позорную практику слепого соглашательства с властью и всевозможных заигрываний с толстосумами – гражданами нашей страны. Мы решительно просим, чтобы Вы, Ваше Святейшество, позаботились о том, дабы наш народ видел Вас не только благословляющим и лобызающим представителей высшей власти, но и обличающим их”, – объяснили они причину разногласий.

“Не может у нас не вызвать смущения и то, с какой легкостью раздаются церковные награды, ордена с образами святых, представителям власти и бизнеса. Так и хочется задаться вопросом: “Какой орден Русской Православной Церкви Московского Патриархата получил бы царь Ирод иудейский?” Ведь, он, как известно, немало потрудился над строительством и благоукрашением Иерусалимского храма”.

Они также “решительно просят обратить внимание на жизнь многих сельских батюшек на грани нищеты, в то время как немалая часть духовенства, обласканная сильными мира сего, утопает в роскоши”.

По мнению экспертов, внутрицерковная критика патриарха ведется в основном с фундаменталистских позиций и появление “российского Лютера” маловероятно.

Не глядя в святцы

Письмо было размещено в интернете еще в апреле 2011 года, но внимание СМИ привлекло лишь на днях. Известный православный богослов, профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев, к которому Русская служба Би-би-си обратилась за комментарием, выразил по этому поводу возмущение и посоветовал журналистам “быть хоть немного в теме”.

Историк-религиовед из Московского гуманитарного университета Борис Фаликов связывает внезапный интерес к истории полуторагодичной давности с обострением политической напряженности вокруг РПЦ из-за Нажать дела Pussy Riot.

При этом, по словам Фаликова, либеральные СМИ действительно оказались “не в теме” и ударили в колокола, не заглянув в святцы.

Если прочитать письмо от начала до конца, делается ясно, что священники Сергей Кондаков, Михаил Карпеев и Александр Малых критиковали патриарха не с реформаторских, а с консервативных позиций.

Документ резко осуждает “новообновленчество”, “лжемиссионерство” и “экуменизм”, содержит требование прекратить всякие контакты с представителями других конфессий и выйти из Всемирного совета церквей. Досталось, в частности, и Андрею Кураеву, который, по мнению авторов, “безнаказанно глумится над канонами и традициями Православной Церкви”.

“Патриархию атакуют с двух направлений: с одной стороны, церковные либералы призывают к обновлению и модернизации, с другой стороны, консерваторы обвиняют церковную верхушку в излишних, по их мнению, уступках духу времени и экуменизму. В частности, патриарха осуждают за Нажать недавний визит в Польшу и контакты с католиками”, – заявил Русской службе Би-би-си главный редактор приложения к “Независимой газете” “НГ-религии” Андрей Мельников.

Читайте также:  Крестные страдания иисуса христа

“Те и другие говорят о сервильности патриархии по отношению к светской власти, недовольны новым церковным уставом, повысившим роль архиереев в финансовых делах в ущерб роли приходских священников и мирян, но надо понимать, что хотят они при этом разного”, – добавил он.

Вопреки распространенному представлению об РПЦ как о структуре с армейской дисциплиной, удмуртским священникам, в отличие от Нажать чукотского епископа Диомида, лишь запретили в служении в их приходах и лишили должностей, которые они занимали в Удмуртской епархии, но не извергли из сана. В настоящее время они продолжают служить, перейдя под юрисдикцию Русской православной церкви за рубежом.

По мнению Бориса Фаликова, ситуацию вокруг Диомида невозможно было оставить без серьезных последствий, поскольку она приобрела слишком широкую огласку, прежде всего, благодаря его собственным стараниям. В целом же церковное руководство “не хочет раздувать внутренние скандалы” и достаточно терпимо относится к разномыслию среди священников и мирян, если критика не затрагивает лично патриарха.

Неравные силы

По оценкам экспертов, внутри РПЦ действительно происходит известное брожение, но в силу ее относительной закрытости светские люди не всегда верно понимают суть происходящего. В обществе патриарха Кирилла критикуют с либеральных позиций, но в самой церкви дело обстоит иначе. Более того: силы внутрицерковных оппозиционных группировок не равны, указывают аналитики.

“В РПЦ давно сложилась оппозиция патриарху со стороны фундаменталистов. Либеральное православие имеет место быть, но позиции его очень слабы”, – говорит Борис Фаликов.

“Консервативно-охранительные тенденции перевешивают чаяния очень небольшой группы церковных либералов”, – соглашается Андрей Мельников.

В эти дни в Италии хоронят Нажать кардинала Карло Мартини, бывшего архиепископа Миланского, популярного католического иерарха и богослова, многие годы выступавшего с реформаторских и обновленческих позиций.

Покойный утверждал, что Ватикан отстал от жизни на 200 лет и призывал, в частности, к более терпимому отношению к разводам и контрацепции.

Это, разумеется, чистое совпадение, но кончина кардинала Мартини на фоне дискуссии вокруг письма удмуртских священников дала толчок разговорам о том, что обе апостольские церкви равно нуждаются в модернизации.

По мнению российских религиоведов, ее перспективы не одинаковы.

“Возрождение православной церкви после атеистических гонений шло, в основном, под флагом возвращения к истокам. На Западе обновленческие настроения сильнее”, – считает Андрей Мельников.

“Умозрительно можно сказать, что РПЦ модернизация не помешала бы. Но такие призывы раздаются в основном со стороны публики не церковной. В ближайшее время ждать шагов к модернизации не приходится”, – замечает Борис Фаликов.

В отличие от Западной Европы Россия не знала Реформации.

Эксперты склонны считать появление “российского Лютера” маловероятным. В XVI веке любой политический и социальный протест принимал религиозную окраску. В наши дни недовольные существующей церковью скорее уйдут в атеизм и антиклерикализм, чем станут строить ей альтернативу.

“Ростки русского протестантизма были, например, движения стригольников и нестяжателей, но к Реформации с большой буквы они не привели, а теперь время упущено, – полагает Борис Фаликов.

– Думаю, что реформы церкви не произойдет. Уж больно слабы либеральные силы внутри церкви. А любая модернизация может произойти только изнутри.

Обратите внимание

Никакая критика извне не подействует, если в самой церкви не созреют предпосылки для модернизации”.

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2012/09/120903_russia_church_opposition

«Бунт» священников из РТ против патриарха Кирилла: в их действиях увидели украинский след

Пять священнослужителей Чистопольской епархии обвинили главу РПЦ в экуменизме

Неординарное событие случилось в Чистопольской и Нижнекамской епархии, входящей в состав Татарстанской митрополии, — пять священников отказались поминать Святейшего во время богослужений, вменив ему в вину встречу с понтификом в прошлом году на Кубе.

Считать эту ситуацию расколом было бы преждевременно, но пример оказался заразительным. Обвинения в экуменизме патриарху предъявил еще и один клирик Альметьевской и Бугульминской епархии.

Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен считает, что священники послушали обвинения в адрес патриарха Кирилла из уст одного из иерархов Украинской церкви. Подробности — в материале «Реального времени».

Небольшая Чистопольская и Нижнекамская епархия, которая несколько лет назад была образована в Татарстанской митрополии, переживает не очень приятную ситуацию.

Пять священников, а это иеромонах Христофор, иеромонах Ермоген, иерей Роман, иерей Илия и иеромонах Митрофан, перестали поминать во время богослужения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

При том, что эта процедура в Русской православной церкви, где принято молиться о священноначалии, считается обязательной для всех членов церкви.

Четверо из пяти священников служили в сельских приходах, где обычно сильна церковная дисциплина, трое из пяти — монахи, давшие обет послушания.

Важно

Да и двое из представителей «белого» духовенства давали в свое время клятву чтить священноначалие.

За что же такое отношение к главе РПЦ? По словам иеромонаха Христофора, патриарх, по их мнению, замечен в экуменизме, что, как они полагают, было продемонстрировано в феврале прошлого года, когда Святейший встречался на Кубе с понтификом.

Напомним, что экуменизм — это сближение всех христианских вероучений, в данном случае — сближение православных и католиков, его отрицает некоторая часть православных.

По сути, перемена в отношении к экуменизму в РПЦ произошла в 1960 году, когда на должность председателя ОВЦС был назначен митрополит Никодим (Ротов), одобривший вступление РПЦ во Всемирный совет церквей.

Патриарх Кирилл считается одним из любимых учеников митрополита Никодима и его последователем.

Митрополит Никодим (Ротов) на Всеправославном совещании. Родос. 1963. Фото sobor2016.com

Под запретом, но сана не лишены

Ситуация в Чистопольской епархии просочилась в прессу, и ряд изданий рассказали о ней. Всех священнослужителей отправили под запрет — мера наказания в церкви, когда священнослужитель лишается права совершать богослужения на какой-то период, и наказание это считается серьезным. Но сана из них никто не лишен.

Тем временем в их приходах совершают богослужения другие священники, назначенные управляющим Чистопольской и Нижнекамской епархией епископом Парменом. Ну а наказанные священники (территорию Татарстана покинул только иеромонах Христофор), по имеющимся сведениям, совершают богослужения у себя дома. Какая-то часть прихожан их поддерживает.

Конечно, считать эту ситуацию расколом было бы преждевременно, но пример оказался заразительным — с обвинением в экуменизме патриарху Кириллу выступил один клирик Альметьевской и Бугульминской епархии.

Украинский след?

Чистопольская и Нижнекамская епархия, выделенная из состава Татарстанской митрополии, некоторое время жила без епископа, но в 2015 году сюда был назначен епископ Пармен, который сразу же начал пользоваться авторитетом и у верующих, и у клириков. Епископ Пармен окончил духовную семинарию в Одессе и Московскую духовную академию, кандидат богословия. Долгое время служил в Ростовской и Новочеркасской епархии, одно время даже был войсковым священником Всевеликого войска Донского.

На вопрос корреспондента «Реального времени», как так получилось, что пять священников Чистопольской епархии он был вынужден отправить под запрет, владыка Пармен ответил кратко: «Они сами себя под запрет отправили».

«Они сами себя под запрет отправили», — говрит владыка Пармен. Фото kazan-mitropolia.ru

Он пояснил, что неоднократно встречался с этими священниками и пытался их вразумить, указывая на их неправоту. «Слушали меня, кивали головами, вроде бы понимали, но нет. Почитание священноначалия — это же правило в нашей церкви.

Да, патриарх встречался с понтификом, но надо же понимать, для чего это было сделано. Святейший говорил с понтификом о том, как защитить христиан, находящихся на территории Сирии, где они находятся в опасности.

Совет

Наш патриарх — это человек, авторитет которого признает весь мир, образованнейший богослов.

И потом, после этой встречи понтифик стал иначе относиться к православным, и следствие этого — сейчас в Москву из Бари привезли мощи Святителя Николая, которого в равной мере почитают и православные, и католики. Я вместе с патриархом Кириллом молился, когда мы встречали эти мощи, и я видел, какое количество людей стоит в очередях, чтобы приложиться к этой святыне».

Епископ Пармен полагает, что священники послушали обвинения в адрес патриарха Кирилла из уст одного из иерархов Украинской церкви. Ну а о том, как на Украине относятся к РПЦ, претендуя на ее храмы, хорошо известно.

«Я им говорил: «Отцы, не надо так себя вести. Если хотите прославиться, давайте вместе сделаем что-то хорошее и доброе». Нет, не слушают.

А ведь давали присягу слушать священноначалие», — пояснил «Реальному времени» владыка Пармен.

Между тем в Чистопольской епархии идет обычная жизнь — паломники ездили в Москву поклониться мощам Николая Чудотворца. Фото chistopol-eparhia.ru

«Уверен, что патриарх молится за этих священников»

По его словам, лишать сана провинившихся священников никто не собирается. О ситуации он доложил Святейшему, и тот передал решение вопроса в руки епископа Пармена.

«Я все же надеюсь, что они одумаются, поймут, что не правы, и покаются. Тогда снова будут допущены к богослужениям.

Я молюсь за них, прошу Господа, чтобы он их вразумил, и уверен, что патриарх тоже за них молится», — подчеркнул епископ Пармен.

Между тем в Чистопольской епархии идет обычная жизнь — паломники ездили в Москву поклониться мощам Николая Чудотворца, оказана помощь Казанской духовной семинарии — туда отправлена свежая рыба, чтобы поддержать физически студентов, сдающих сейчас экзамены. Через десять дней в Алексеевском состоится большой праздник — 200 лет со дня обретения Ахтырской иконы Богородицы.

ОбществоКультура

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/69854-bunt-tatarstanskih-svyaschennikov-protiv-patriarha-kirilla

Экуменизм в Православной церкви: ересь, религия или путь развития?

Сегодня мы обсудим такой необычный христианский феномен как Экуменизм встречающийся в православной церкви, католической вере и других проявлениях христианской веры, а также попытаемся понять, что такое экуменизм – новая революционная и интегральная религия будущего способная объединить все христианские традиции и даже все другие религии в единое целое или очередная ересь, которую необходимо искоренить любыми силами?

Что такое экуменизм?

Слово «экуменизм» происходит от греч. οίκυμένη («ойкумене»), т.е. «обитаемый мир», «вселенная». Единая религия Христа, воцарившаяся на просторах этой «обитаемой вселенной» — вот какой образ скрыт в самой этимологии этого слова.

Однако слово «экуменизм» многозначно. Оно может употребляться в широком контексте диалога и сближения между политеистическими и монотеистическими религиями.

Экуменизм, понятый подобным образом, наиболее распространен в эзотерической литературе, движении «new age».

Утверждается, что во всех религиях присутствует рациональное зерно, это просто «разные двери», за которыми стоит Бог. Это учение о грядущем объединении всех религий – христианства, ислама, иудаизма, буддизма и других – в одну.

Но, как правило, экуменизм означает межконфессиональное христианское общение, тенденцию к сближению. В реальной жизни это выражается в проведении межконфессиональных съездов и конференций, совместных молитв и богослужений.

Немного из истории экуменизма

Экуменизм зародился на рубеже XIX-XX веков в протестантских церковных кругах Западной Европы и Америки. Результатом стали многочисленные форумы и конгрессы, совместные молитвы, которые проводились по всему христианскому миру.

Речь шла уже не только о возможности объединения отдельных ветвей христианства, но и диалоге с иными религиями, в числе которых находятся и «религии книги» (ислам, иудаизм), и политеистические религии.

Апофеозом этого процесса стало создание в 1948 Всемирного Совета Церквей – ВСЦ (со штаб-квартирой в Женеве). Примечательно, что русская православная церковь (РПЦ) вроде поддерживает экуменизм и является членом ВСЦ с 1959 года (в отличие от католической церкви, которая в ВСЦ не состоит).

Почему христиане часто нетерпимы к другим религиям?

Но почему-то на деле именно православная церковь все реже поддерживает экуменизм. На самом деле христианская нетерпимость к другим религиям существовала всегда и была обусловлена богословски и исторически.

Все, конечно, помнят христиан, отказавшихся предать Иисуса и отданных на растерзание львам в Древнем Риме. Но мало кто знает, что на самом деле римские власти вовсе не запрещали веру в Иисуса. Напротив, они были настоящими экуменистами в современном понимании этого слова.

Они были весьма толерантны ко всем многочисленным религиям своей огромной империи и взамен требовали такой же толерантности от христиан. «Признайте, что все боги равны», таким было их основное требование.

Почему преследовали древних хрестиан?

Древние же христиане к другим богам толерантны не были. Они утверждали, что нет Бога, кроме Иисуса Христа, никто ему не равен, и что все другие «боги» — это на самом деле бесы. За эту «нетерпимость» их, собственно говоря, и преследовали римские власти.

Позже, когда христианство победило и распространилось по территории Римской империи, христиане показали свою нетерпимость во всей красе. Уничтожение античных храмов и статуй, сжигание библиотек – все это было вызвано не только христианской необразованностью.

Христиане видели в языческой материальной культуре воплощение зла, «князя мира сего», в цветных статуях – изображение сатаны, и поэтому, естественно, стремились все это уничтожать.

Читайте также:  Акафист святым царственным страстотерпцам

В наше время христиане, как правило, не опускаются до физических актов вандализма. Но настороженное, а то и агрессивное отношение к другим, политеистическим религиям, все-таки присутствует и имеет под собой ту же основу, что и две тысячи лет назад.

Почему христиане бывают нетерпимы друг к другу?

Более того, почему-то христиане разных конфессий также очень сильно недолюбливают друг друга — каждый считает только свою религию единственным носителем Христовой благодати и спасения.

Ни один не согласен обратиться в другую веру, ибо это утрата Христова благословения. Обращение католика в православие (и наоборот) расценивается как предательство крови Христовой и помрачение, добровольное впадение в ересь. То есть на сегодняшний день экуменизм в христианской и католической церкви скорее условный, чем реальный.

Отношение Православной Церкви к экуменизму

И конечно православная Церковь является наиболее консервативным ответвлением христианства. Все новые тенденции в РПЦ воспринимаются с подозрением и, как правило, оказываются отвергнуты большинством, блюдущим чистоту традиций и веры. Тем не менее, РПЦ состоит в ВСЦ с 1959 года и на формальном уровне поддерживает межконфессиональный диалог.

Из принятых в 2000 году «Основных принципов отношения РПЦ к инославию» (опубликованные в том числе на сайте patriarchia.ru) можно сделать вывод: безусловно, только Православная вера обладает полной Божественной благодати, несет в себе внутреннюю красоту и гармонию.

Обратите внимание

Католики и протестанты «повреждены», но «не отпали окончательно». На путь Божественной истины их может наставить только «покаяние, обращение и обновление».

Формулировки довольно туманные, но можно догадаться, что только обращение в Православие спасет от геенны огненной католиков (которых, напомню, в 2013 году было 1, 254 миллиардов против приблизительно 250 миллионов православных) и протестантов по всему миру. Не говоря уже, например, о 1, 25 миллиардах жителей Индии, которых иеромонах Серафим Роуз в своей книге «Православие и религия будущего» одним росчерком пера охарактеризовал как «проклятый народ».

Поддерживает ли церковь Экуменизм

Но другой дороги для заблудших душ не предвидится. Поэтому РПЦ признает необходимым вести с ними диалог, хотя бы из чистого христианского милосердия (что, впрочем, вовсе не означает, что диалог ведется на самом деле).

Впрочем, есть и менее радикально настроенные представители РПЦ, которые скромно признают, что все-таки нам, грешным, не дано знать, кто спасется, а кто нет. Но уж если спасутся православные, то только благодаря своему православию, а если католики – то вопреки своему католичеству.

Проще говоря, РПЦ в собственном восприятии и является Церковью Символа Веры – т.е. «Единой Святой Апостольской Соборной» Церковью. Т.е. экуменизм в православном восприятии – явление не только вредное, но и попросту лишнее.

Истинная Церковь Христа уже есть – это Православная Церковь. Православная Церковь никогда и не разделялась. Но если уж соединяться с «отпадшими» – то только на базе православия.

Экуменизм это новая лучшая вера или безверие?

Православные просветители говорят, что очень часто можно услышать: «Я православный, но считаю, что другие религии ничем не хуже, они равны православию».

ActionTeaser.ru – тизерная рекламаПри дальнейших расспросах, как правило, оказывается, что этот человек в церковь не ходит (поскольку «Бог должен быть в сердце»), не участвует в службах, не причащается, Библию не читает… То есть полностью всей своей жизнью отвергает и Священное Предание, и Священное Писание, которые являются ядром Православной Церкви. Можно ли считать его настоящим православным?

Это, скорее всего, просто очень хороший, добрый, терпимый человек, который тем не менее, вряд ли принадлежит к Православной Церкви. Легко утверждать, что «все религии равны», если ничего не знаешь о собственной религии. Как только человек начинает читать источники, иллюзия равенства, порожденная невежеством, испаряется…

Многие православные богословы (например, Н.Бердяев) говорят о том, что в интерконфессиональном сближении нет жизни, оно не обогащает, а обедняет своей механичностью. Если суждено быть объединению – то только волей Божью, а не усилиями человека.

Экуменизм – грех и ересь?

Большинством представителей Православной Церкви экуменизм в любых его проявлениях признается ересью, и даже не просто ересью, а сверх-ересью (Константинос Муратидис). Впрочем, отдельные православные богословы считают, что не все так однозначно.

Андрей Кураев

Например, диакон Андрей Кураев говорит — экуменизм не является еретическим движением, если понимается прежде всего, как межконфессиональный диалог, обмен культурным, богословским опытом. Эти тенденции о. Андрей считает исключительно положительными и необходимыми для сближения между церквями.

По его мнению, экуменизм опасен только в одном случае: если он утверждает, что Христовой Церкви на земле еще нет.

Что создание настоящей Христовой Церкви возможно только сейчас, в результате объединенных усилий представителей трех христианских конфессий (или, как вариант, — основных мировых религий).

Если все-таки придет время нашего объединения с католиками, то это будет объединение на базе православной догматики (а не литургики).

Экуменизм и глобализация глазами Православной Церкви

Некоторые представители РПЦ полагают, что экуменизм – это порождение глобализации, и очень не любят и то, и другое. Глобализация в глазах РПЦ – это стирание границ, приводящее в результате к стиранию уникальности, уничтожающее народ.

Глобализационные тенденции, поддерживаемые экуменизмом, в конце концов лишат русский народ корней, уничтожат его память и культурную и религиозную идентичность. Экуменизм, как и глобализация, признаны страшной духовной болезнью XX века, угрозой Православной Церкви и верующим людям.

Экуменизм патриарха Кирилла

Патриарх Кирилл близок к экуменизму, так как неоднократно делал заявления относительно собственной приверженности к межконфессиональному диалогу. В то же время он отмечает, что в РПЦ существует сильнейшее антиэкуменистическое лобби, сам он постоянно сталкивается с отрицательным отношением к экуменизму и у представителей церкви, и у мирян.

РПЦ – сегодня крайне консервативная организация, замкнутая и склонная к изоляционизму.

Патриарху постоянно приходится выдерживать жесткую критику в результате любого экуменистического жеста, будь то участие в экуменистическом съезде, поздравление католиков с Пасхой или Патриарх признает, что сделать РПЦ более открытой к диалогу пока что не удалось.

Экуменисты в Православной Церкви

Несмотря на столь серьезное противостояние в современной РПЦ экуменистическим тенденциям, ростки экуменизма в Православной церкви все-таки присутствуют, в основном на уровне участия в экуменистических конференциях и совместных молитвах, диалогах с другими религиями.

Последним таким событиям стало участие представителей РПЦ в Форуме «Молитва о мире», 6-9 сентября 2015 года, организованном католической Общиной святого Эгидия.

Особенное значение имеет межконфессиональный диалог в местах компактного проживания христиан и представителей других религий (например, в народных республиках). Однако эти события не оказывают значительного влияния на общую позицию РПЦ, которую она занимает в том числе и в публичных проповедях.

Экуменизм и католики

Католическая церковь открыла двери экуменизму после Второго Ватиканского собора. Это было отражено в ряде документов (например, декрете Второго Ватиканского собора Unitatis Redintegratio и других).

В этих документах провозглашается необходимость уважения католиков ко всему тому в других религиях, что не противоречит католической вере. Безусловно, католиков можно признать в целом более открытыми к межконфессиональному диалогу, чем православные.

В качестве примера приведу ситуацию в Польше. В этой стране католичество обладает реальной силой и авторитетом для большинства населения, там нет «европейских пустых костелов», которыми так любят пугать русские священники. Безусловно признается истинность и исключительность католицизма, но при этом отсутствует какое-либо недоброжелательство по отношению к другим религиям.

Важно

Экуменизм поддерживается католичеством и католичеством церковью реально, а не только на словах. Проводятся экуменические конференции и съезды (один из самых известных – в Кодене, недалеко от Бреста). Даже существует экуменический ежемесячник для католической молодежи «Prosto z mostu» (желающие могут ознакомиться с номерами журнала на польском языке по адресу www.radioszczecin.pl).

Вы можете представить что-нибудь подобное для православной молодежи в России? Вот и я не могу… Наши пастыри оберегают православную молодежь от излишних познаний, как только могут…

Экуменизм и протестанты

Протестанты твердо стоят на позициях экуменизма, например, ими введено открытое причастие для каждого, кто признает Святую Троицу, на богослужениях они молятся за папу римского и православных патриархов.

О. Андрей Кураев иронично заметил, что современные протестанты уже находятся гораздо ближе к атеизму, чем к православию. Например, когда Пауля Тиллиха спросили, молится ли он, он ответил: «Нет, но я часто медитирую».

Будущее экуменизма

Наверное, надо признать, что прекрасный идеал экуменизма – реальное равенство всех религий, признанное всем человечеством – все-таки не достижим в современной, реальной земной жизни. Слишком уж много противоречий, которые были показаны в этой статье.

Но несмотря на это, конечно, межрелигиозный и межхристианский диалог необходим. Это не только условие мирного сосуществования людей и религий в нашем, и так очень конфликтном мире. Это также возможность объединения религиозных сил для преодоления секуляризационных (атеистических и светских) тенденций глобализации.

Ну а на этом мы заканчиваем, надеюсь вам стало хоть немного яснее что такое экуменизм и как сегодня обстоит дело с Экуменизмом в православной и других церквях.

Естественно, мы как портал саморазвития призываем хотя бы быть терпимыми и общается с представителями других религий, а не истреблять их в крестовых походах «за веру», и тем более, не проклинать их в своих молитвах к Богу, так как в итоге может оказаться что вы молитесь тому же самому Богу, который имеет множество обличий и имен, но так ли это определенно сказать ни может никто, кроме вашего собственного сердца.

Ну и конечно также если вам интересно изучайте этот вопрос глубже, почитайте о том. Почему в мире так много религий если Бог один, и о настоящем смысле изначальной христианской веры, еще не обремененной официальной церковью, а также о сути и философии десятков других известных религиозных течей этого мира, включая протестантизм и католицизм.

Источник: https://samosoverhenstvovanie.ru/yekumenizm-v-pravoslavnoy-cerkvi-eres-religiya/

Ижевские священники попросили патриарха Кирилла покаяться за грехи

?doctalovtyz (doctalovtyz) wrote,
2012-08-31 13:39:00doctalovtyz
doctalovtyz
2012-08-31 13:39:00Category:

 2011 год !!!  До известных ныне всем: часов, квартир, судов…

Протоиереи Сергий Кондаков, Михаил Карпеев и священник Александр Малыхзапрещены в священнослужении”за распространение ложных и клеветнических мнений”

о Русской церкви и ее предстоятеле.

Оригинал взят у maxfux в Ижевские священники попросили патриарха Кирилла покаяться за грехи

Ижевские священники написали письмо патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором объявили о том, что они прекращают его поминовение во время богослужений. 

СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Мир Вам, дорогие братья и сёстры.

Сегодня мы обращаемся к вам перед тем как отправить письмо Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, потому что часто нам приходится слышать такой вопрос: “Почему молчит Патриарх, почему не отвечает на реальные вызовы времени? Почему внутри Церкви в последнее время мы видим настоящий разгул различных неообновленцев?” Это не может не тревожить нас. 

Рядом со мной стоит священник Александр Малых, иерей кафедрального собора святого благоверного князя Александра Невского г. Ижевска. Отец Александр – кандидат богословских наук, известный церковный историк нашей республики, автор замечательного труда, посвящённого истории Ижевской и Удмуртской епархии. 

Совет

Рядом со мной стоит отец Михаил, настоятель храма Преображения Господня села Ягул и настоятель храма святителя Василия Великого д. Хохряки. Отец Михаил является одним из самых уважаемых священников нашей епархии.

Несмотря на свою молодость, он заслужил большое уважение среди самых разных людей своим ревностным служением и отличился не только при непосредственно приходском служении, но активно участвовал и в работе с армией, и с заключенными, и в просвещении молодёжи. 

Ну, и я, грешный, протоиерей Сергий Кондаков, настоятель Свято-Никольского храма села Завьялова, руководитель Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, член Общественной палаты Удмуртской Республики. 

Это мы говорим для того, чтобы вы понимали, что мы сейчас совершаем достаточно дерзновенный поступок не для того, чтобы создать себе какую-то рекламу, не для того, чтобы справиться с какими-то личными проблемами.

Наоборот, мы уверены, что настоящие проблемы у нас появятся после этого обращения.

Но, тем не менее, преодолевая свой страх, мы обращаемся сегодня к Святейшему Патриарху, во имя блага Церкви, во имя блага России, во имя спасения душ каждого из нас. 

Итак, наше письмо Святейшему Патриарху: 

Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу клириков Ижевской и Удмуртской Епархии: протоиерея Сергия Кондакова, руководителя Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Ижевской и Удмуртской епархии, настоятеля Свято-Никольского храма села Завьялова, члена Общественной Палаты Удмуртской Республики; протоиерея Михаила Карпеева, настоятеля храма Преображения Господня села Ягул и храма святителя Василия Великого д. Хохряки; иерея Александра Малых, клирика собора святого благоверного князя Александра Невского города Ижевска, кандидата 

богословских наук

Осознавая свое недостоинство, мы, тем не менее, движимые чувством заботы о своей пастве и о своем личном душевном спасении, решили написать Вам это открытое письмо. Милостью Божией и молитвами святых Новомученников и Исповедников Российских рухнул богоборческий коммунизм, и миллионы людей пришли в лоно нашей Матери-Церкви.

Читайте также:  Казанский женский монастырь в ярославле

Но, положа руку на молящееся сердце, мы вынуждены признать, что не произошло в полном смысле духовного возрождения большей части нашего народа. Напротив, великое число наших людей прибывают в состоянии еще более худшем, чем 20 лет назад. России грозит гибель, главной причиной которой является духовно-нравственная катастрофа.

Обратите внимание

И здесь уместно задать вопрос: “А не потому ли не случилось вместе с восстановлением православных храмов возрождения русской государственности, армии, культуры, семьи, поскольку в самой церковной жизни не были преодолены пороки, связанные с 70-летним большевистским пленением?” Ваше Святейшество, в последние годы вместе с жесткой вертикалью власти в Церкви выстраивается миссионерская работа, до боли напоминающая то “миссионерство”, которое захлестнуло Запад после II Ватиканского собора. Чего стоит наш “миссионер всея Руси” о. Андрей Кураев, который совершенно безнаказанно глумится над канонами и традициями Православной Церкви? Не может у нас не вызвать смущения и то, с какой легкостью раздаются церковные награды, ордена с образами святых, представителям власти и бизнеса. Так и хочется задаться вопросом: “Какой орден Русской Православной Церкви Московского Патриархата получил бы царь Ирод иудейский?” Ведь, он, как известно, немало потрудился над строительством и благоукрашением Иерусалимского храма. К сожалению, дешевые методы псевдопроповеди становятся чуть ли не нормой церковной жизни. зачем нам повторять печальный опыт католического лжемиссионерства? да, “жатвы много, а делателей мало”. Народ нуждается в живой проповеди. Но нам не нужны пастыри-каратисты, пастыри-футболисты, пастыри-штангисты, пастыри-артисты, пастыри рок-певцы, пастыри-банкиры. А нам жизненно необходимы пастыри, душу свою полагающие за овцы, свидетельствующие о Христе не только своим словом, но и жизнью. Именно поэтому нам необходимо освободиться от той паутины, которая покрыла нашу церковную жизнь в годы коммунистической диктатуры. Мы убедительно просим Вас вывести Русскую Православную Церковь Московского патриархата из Всемирного совета церквей. Для многих остается непонятным, почему наше священноначалие не решается на этот шаг, ведь вхождение во Всемирный совет церквей произошло под давлением и водительством хрущевских гонителей, ставивших своей главной задачей уничтожение Православной России. Вспомните великого богослова ХХ века преподобного Иустина (Поповича), который говорил о невозможности с канонической точки зрения участия православных в деятельности таких организаций, как Всемирный совет церквей и в экуменическом движении вообще. Мы убедительно просим, дабы наше священноначалие решительно отмежевалось от ереси ересей последнего времени – экуменизма. Те же архиереи и священнослужители, которые во время экуменических собраний принимали участие в общих молитвах с еретиками, пусть принесут покаяние, ибо в Апостольских правилах сказано: “Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен” (45-е Апостольское правило). Мы решительно просим прекратить под видом богословских собеседований и иных экуменических действий линию, направленную на объединение с погрязшим в ереси Ватиканом. Мы убедительно просим, чтобы наша русская Православная Церковь и лично Вы, Ваше Святейшество, защищали святую память Святых Царственных Мучеников от той наглой лжи, которая в той или иной степени распространяется в нашей стране и в целом мире. Мы решительно просим прекратить позорную практику слепого соглашательства с властью и всевозможных заигрываний с толстосумами – гражданами нашей страны. Мы решительно просим, чтобы Вы, Ваше Святейшество, позаботились о том, дабы наш народ видел Вас не только благословляющим и лобызающим представителей высшей власти, но и обличающим их. Мы решительно просим Вас способствовать тому, чтобы те священнослужители, которые в годы коммунистической диктатуры сотрудничали с КГБ, принесли покаяние перед Богом и народом. Мы решительно просим положить конец бесчинствам тех священнослужителей, в том числе и весьма высокопоставленных, которые предаются постыдным смертным грехам. Грех содомии, под покровительством спецслужб внедрявшийся в среду священнослужителей МП, к сожалению, процветает, разрушая изнутри Церковь. Мы решительно просим обратить внимание на жизнь многих сельских батюшек на грани нищеты, в то время как немалая часть духовенства, обласканная сильными мира сего, утопает в роскоши. Убедительно просим Вас прислушаться и к голосу наших братьев и сестер, которые остались с частью Русской зарубежной Церкви, не пожелавшей идти на воссоединение с Московской Патриархией. Ведь в их критике очень много верного. Если мы прислушаемся к ней, то это приведет к подлинному объединению двух ветвей Русской Православной Церкви, основывающемуся не на компромиссе, а на Истине. Мы также решительно просим Вас быть первым среди тех, кто заявляет о том, что он не примет Универсальную электронную карту, представляющую угрозу для нашей страны и народы. Ваше Святейшество, простите за дерзновение, но уподобьтесь священномученику патриарху Ермогену, святому патриарху Тихону, святителю марку Ефесскому. Возглавьте наш народ, стремящийся очиститься от экуменизма, сергианства, пороков и всего того, что мешает нам идти за Христом и Пречистой Матерью Его. Но прежде этого Вы, Святейший Владыко, должны принести личное покаяние перед Богом и церковным народом за эти грехи. Мы же, грешные, смиренно прекращаем поминовение Вас за богослужением согласно 15-му правилу Двукратного Собора и 3-му правилу Третьего Вселенского Собора. Не может быть нашим Великим Господином тот, кто ведет нас по пути апостасии и унии с папистами. Не может быть нашим отцом тот, кто попирает каноны Церкви и правила Святых отцов. 

P.S. Мы отчетливо понимаем, зная печальную реальность современной российской жизни, что после этого письма на нас обрушатся хула, клевета и гонения. Но мы, руководствуясь нашей христианской совестью, не можем поступить иначе. И да поможет нам Бог!

2011 г., Великий пост, Крестопоклонная неделя.

СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Вот такое письмо, выражающее нашу ясную позицию. И я сразу хочу предупредить, когда будут раздаваться голоса, что мы пытаемся хулить церковь или клеветать на православную жизнь – это не правда.

И, вообще, хочется сказать этим людям, не путайте свои личные грехи с Церковью, не путайте ваше сотрудничество с КГБ, ваше предательство, ваш не евангельский роскошный образ жизни, ваши канонические преступления, не путайте с Церковью.

Мы не путаем Иуду и Христа, потому что знаем, что, да, человек немощен и многие из нас падают и мы падали в своей жизни, но, ведь, важно подниматься, и не просто подниматься, но подниматься с покаянием. Мы знаем, что Церковь – это Господь, Божья Матерь, святые Мученники, Новомученники, святые Царственные Страстотерпцы, все святые.

Церковь – это когда мы живем во Христе и со Христом, поэтому, во имя нашей святой Церкви, мы, в эти святые дни сугубого поклонения Честному и Животворящему Кресту, возлагаем на себя этот крест и просим помолиться за нас, грешных, чтобы мы выстояли во святой истине. 

МИХАИЛ КАРПЕЕВ: Перед тем как обратиться к вам мы решили по окончании обращения к Патриарху высказать каждый свое мнение: почему мы решились на такой шаг? Вот сейчас вы слышали перечисление различных преступлений и строений, этому всему должны нас учить архиереи, епископы и первый из епископов – наш Патриарх.

Но, к сожалению, получился перевертыш в нашей церковной жизни, сейчас как раз высшее Священное Началие учит нас другому. Оно не учит нас жить по Христу, а учит нас жить по каким-то административным законам, которые сейчас укрепляются, усиливаются, умножаются и некоторым кажется, что при помощью этого административного давления, возможно создать нормальную жизнь в Церкви – это неправда.

Нормальная жизнь в Церкви может быть только тогда, когда епископ будет по отечески общаться со своими чадами духовными, со священниками. И вот вся эта ненормальная жизнь, она не будет улучшаться, это очевидно, и сейчас лично я увидел ту точку невозвращения, когда уже необходимо просто сказать свое христианское слово.

Важно

Я уже не верю, что может что-то произойти хорошего в нашей Церкви, если не прекратить вот такую пагубную жизнь, которая приводит к смерти. 

СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Отец Михаил, надо отметить, что мы не уходим из Церкви, нет, мы не раскольники, хотя наверняка нас будут именовать именно так. Мы наоборот, чтобы остаться в Церкви сейчас обращаемся к Святейшему Патриарху.

Если ему хватило бы мудрости, хватило бы мудрости нашему Священно Начальнику, то Он прислушается к нашей позиции, потому что я знаю, очень многие батюшки молчат, молчат, боятся, боятся потерять свои приходы, боятся потерять, извините, хлеб насущный земной, все это они боятся потерять, хотя в душе нам сочувствуют. Однако с таким ведь страхом мы можем и прийти прямо в царство антихриста.

И я помню, что как в советские годы именно те батюшки и те верующие как в Московской Патриархии, потому что не все были агентами КГБ и трусами, было очень много великих, замечательных людей и в том числе среди архипастырей, и, конечно, в катакомбной Церкви. И, конечно же, в Русской Зарубежной Церкви были те, кто свидетельствовал о Христе и благодаря им выжила Церковь.

И вот сегодня мы тоже должны быть духовно мужественными и не должны идти на вот эту новую унию с Ватиканом, ведь вспомните, Византия погибла именно из-за того, что она вот устремилась, искала союзничество с папским Римом. И к чему это привело? Нет теперь Византии.

И вместо того, чтобы обратить свои взоры именно в собственную духовную жизнь, то величайшее сокровище, которое нам принес Христос, Святое Православие, мы видим как постепенно, да, умело, дозировано, но нас толкают и вводят на путь унии. Наше христианское православное сердце примириться с этим не может. Ведь так, отец Александр? 

АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Да, я как раз хотел, братья и сестры, сказать о том, что действительно мы не уходим из Церкви.

Просто мы не хотим мириться с теми отступлениями от Православных Кононов и даже ереси, одной из которых является экуменизм, когда многие церковные иерархи открыто говорят о том, что нам надо объединяться с Католицизмом, чтобы была единая Церковь, будто у нас Церковь не единая, внимать будто Христос разделился. Вот с этим мы никак мириться не можем.

Совет

И мы призываем всех православных христиан, кому не равнодушны судьбы Церкви, поддержать нас в этом благом деле и по мере своих сил воздействовать, в том числе и на церковные круги с тем, чтобы ситуация каким-то образом изменялась. Потому что, вот я для себя лично не вижу больше смысла так и в дальнейшем умалчивать о том, что делается наверху.

Как каким-то образом обходить вот эти острые углы? Потому что люди их задают, вот эти острые вопросы. Как на них отвечать? Не понятно. Поэтому надо говорить просто правду и мы, наконец, решились это сделать. И да поможет нам в этом Господь Бог. 

СЕРГИЙ КОНДАКОВ: И в заключение хочу сказать, наверно кто-то попытается нас изобразить экстремистами, раскольниками, сеющими смуту. Нет, мы выступаем решительно против любого экстремизма, мы за братское отношение к каждому человеку, мы за терпимое отношение к людям, которые придерживаются иных вер.

И вы помните, что в Царской Православной России вот эта терпимость, она была. Да, к сожалению, она нарушалась именно прежде всего по отношению к старообрядцам, нашим братьям по вере, а вот в отношении католиков, мусульман была вот эта веротерпимость и она основывалась на истинно православном понимании.

Я думаю что даже для мусульманина, такого классического мусульманина, намного лучше и легче общаться со священником Православным, чем, извините, со священником папистом, экуменистом, который прогибается, приспосабливаясь ко времени, и для которого Вера – это просто, извините меня, инструмент, которым он пытается реализовывать какие-то свои собственные желания и устремления. Вот почему, дорогие братья и сестры, мы обратились с этим воззванием. И еще хочу сказать, мы уверены, что благодать Божия, она не погибла в наших Храмах, и даже там где служат экуменисты, и там где есть священники, которые, к сожалению, еще просто не знают и не понимают суть происходящего, она – благодать присутствует. Но в тоже время мы должны помнить, что есть и Русская Зарубежная Церковь, которая не воссоединилась с Московской Патриархией, и, к сожалению, мы видим подтверждение их опасений, и эта Церковь, она во многом является исповедницей. Хочется, чтобы все вот эти разделения, в том числе и между различными ветвями Русской Зарубежной Церкви, разделения, разделяющие Московскую Патриархию, они были преодолены, но не за счет компромисса, как это сказано в нашем обращении, а именно было благодаря единству в Истине. Поэтому, дорогие братья и сестры, давайте будем мужественными, и давайте будем помнить о том, что каждый Православный верующий человек является членом Церкви. И мы должны беречь самое великое сокровище на небе и на земле – Святое Православие! 

И да поможет нам в этом всем Бог!

Взято отсюда

Источник: https://doctalovtyz.livejournal.com/1243766.html

Ссылка на основную публикацию