Что такое целомудрие и что оно значит в православии

Целомудрие – что на самом деле значит это слово?

Скажи мудрости: “Ты сестра моя!”

Целомудрие обычно понимается как антоним склонности к любовным приключениям или, как говорится в Святоотеческих писаниях, блудной страсти. Это либо полное воздержание от половой жизни (для монахов или для мирян до брака и во вдовстве), либо (уже в браке) хранение верности своему супругу или супруге.

В таком толковании ничего неверного, конечно, нет. Однако интересно то, какое огромное значение христианское вероучение придает хранению телесной чистоты для человека. Стоит обратить внимание на звучание самого слова – цело-мудрие, целая мудрость.

Оно недвусмысленно подсказывает, что воздержание от распутства напрямую связывается с обретением полной, совершенной мудрости.

Обратите внимание

Об этом же говорит и древнегреческое слово, обозначавшее целомудрие – ἡ σωφροσύνη (sophrosyne).

Этимологически оно образовано от прилагательного σῶς (здравый, невредимый, неповреждённый) и существительного ἡ φρήν (грудь, сердце, мышление, мысль).

Оно тоже указывает, что целомудрие предполагает правильное состояние внутренней духовной жизни в целом, цельность и единство личности.

Целомудрие – не только свобода от всякой скверны (например, сквернословия), но и здравие ума и души вообще, совершенная чистота не только тела, но и духа. Поэтому неслучайно, например, что одно из значений слова ἡ σωφροσύνη в Священном Писании – благоразумие (2 Мак 4, 37; Деян 26, 25; 1 Пет 4, 7).

Неслучайно также преподобный Иоанн Лествичник говорит, что целомудрие есть чистота души и тела, всеобъемлющее название всех добродетелей вообще.

И неслучайно, что в книге Притчей Соломона, посвященной мудрости (ἡ σοφία), такое большое место занимает тема верности: «Скажи мудрости: “Ты сестра моя!” и разум назови родным твоим, Чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои» (Прт 7, 4–5).

Почему воздержание от блудной страсти и связанная с этим телесная и нравственная чистота подразумевают такую концентрацию духовных сил человека? Дело в том, что все страсти связаны друг с другом, и одна страсть влечет за собой другую. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в «Добротолюбии» выстраивает следующую лестницу пороков: чревоугодие – блуд – сребролюбие – гнев – печаль – уныние.

Излишества в еде и питье порождают блудные помыслы. Чтобы иметь возможность их реализовать, начинают уже гоняться за деньгами. Затем страсть к деньгам порождает сначала обиду на мир и гнев, когда человек узнает, что обладание «златом» вовсе не дает счастья и оставляет его столь же неудовлетворенным.

Важно

Потом гнев и обида сменяются печалью и унынием, и человек в итоге приходит к духовному тупику.

Чревоугодие и страсть к любовным приключениям относятся к начальным этапам печального пути. С них в каком-то смысле все начинается.

И чтобы не вступить ни на нижние, ни тем более на верхние ступени лестницы, ведущей в конце концов в пропасть, нужно быть целомудренным человеком, не подверженным никаким страстям-убийцам.

Человек целомудренный имеет в своей перспективе совсем другую лестницу, духовную, ту самую, о которой писал преподобный Иоанн Лествичнник в своей знаменитой «Лествице».

Источник: https://cyplive.com/news/news-religion/celomudrie-chto-na-samom-dele-znachit-ehto-slovo.html

Целомудрие женщины и мужчины: что это

28 03 2016      Оля       Пока нет комментариев

Целомудрие женщины и мужчины — что это? Это прекрасное понятие в наше время практически потеряло свое значение, о нем просто забыли, извратив и перекроив сознание. К сожалению, нравственность потеряла свою привлекательность.

Измена больше не считается поступком, порочащим репутацию человека. Свободная любовь гордо несет свой флаг, идя впереди многих разрушенных постоянными предательствами людей. Романтические свидания и трепет первой любви постепенно вытеснили ночи в поисках коротких удовольствий.

Любовь превратилась в дешевую игру, выиграть в которой можно только подлостью. Вместе с верой в Бога было забыто и целомудрие.

Целомудрие в христианстве

В христианстве целомудрие имеет большое значение. В заповедях, данных Моисею, есть упоминание о недопустимости изменять супругу, и желать чужого спутника жизни. Иисус Христос был рожден от Девы Марии.

В храме младенца Иисуса встретила пророчица Анна, которая не выходила замуж после того, как овдовела. Иисус хоть и уделял большое значению браку, Сам не был женат. Апостол Павел говорил о скопцах ради Царствия Небесного.

Примеров, подтверждающих важность целомудрия, в Библии очень и очень много.

Удивительно, что даже многие верующие поддались давлению социума в данной сфере и считают совершенно нормальным сочетание веры в Иисуса и свободной любви. Целомудрие не только невинность девичью обозначает, дословно это: целостность мудрования, цельность души — прямая противоположность разврату, развращенности души.

То есть, когда все силы души — ум, воля, чувства, соединены во едино, духом Божиим, и все направлено на благоугождение Богу, а невинность, чистота — она связана, конечно, с целомудрием. Если человек целомудренный, он обязательно будет чистый и воздержанный.

Все наши святые, и конечно же, Петр и Феврония, являющиеся для нас образцом истинной любви, были целомудренными, чистыми, святыми, воздержанными. И это для нас пример, мы должны сами к этому стремится.

Зачем создавать семью?

Сейчас, когда в мире разврат считается чуть ли не нормой жизни, многие боятся венчаться, как бы оставляя за собой возможность повернуть все вспять.

Оно и так — после венчания брак нужно сохранять любыми путями (хотя многие сейчас, повенчавшись по моде, запросто разбегаются и живут в блуде с другими, не считая это чем-то трагичным!) Причиной развода может стать только грех любодеяния.

Вот многие так и рассуждают — зачем венчаться — тогда нельзя будет развестись?

То есть, вступая в брак, они имеют лукавую мысль, и венчаются у нас сейчас всего –то 2-3% от всех, вступающих в брак, что является грехом, потому что люди пренебрегают благословением Господним, которое на брачующихся подается в Таинстве венчания.

Совет

А еще многие просто даже и регистрировать брак не считают нужным — пожили да и разбежались, если что не устраивает.

Не хотят приспосабливаться, притираться друг к дружке, терпеть, быть снисходительным — не нравится что –то, не по-моему — все, «в сад»! И с детками та же история — забеременела — на аборт, выкидывай, убивай ребенка, зачем с ним возиться, проблемы себе создавать, нужно ведь для себя любимой (любимого) жить. чего там детей сопливых растить!

А потом проходит время, другое осознание жизни, и человек понимает, что натворил в жизни, как теперь все исправить, где семьи, где дети, где основа жизни, зачем жил вообще??!! И как теперь узнать, где находятся души деток, убитых во время аборта, и как самой жить с такими грехами, и куда душа отправится после смерти — в вечное мучение? или можно что-то исправить….

Целомудрие — это:

  • Ответственность и способность контролировать себя.
  • Отказ кормить людей, построивших состояния на индустрии секса и боли.
  • Продление молодости и здоровое тело.
  • Брак, построенный на доверии и отсутствие постоянных слез и подозрений.
  • Крепкая дружба, в том числе и между разнополыми людьми.
  • Сохранение трезвости ума и сил для радости жизни.
  • Сохранение лучших качеств своего пола.

В противовес — что такое блуд:

  • Это наслаждение на первых порах, а потом страшная зависимость от него.
  • Это раздраженность и подавленность, когда нет возможности получить желаемое.
  • Это потеря контроля над собственным телом.
  • Это бесконечная гонка за призом и потеря драгоценного времени.
  • Это бессонные ночи, слезы и звонки всем знакомым.
  • Это удар за ударом и потеря доверия к кому-либо.
  • Это подозрительность, которая может превратиться в паранойю.
  • Это бездна, из которой очень трудно выбраться.

Поделитесь информацией с друзьями в соцсетях

    

Источник: https://novomoskovsk-ua.info/tselomudrie-chto-eto-takoe/

Что такое целомудрие и что оно значит в православии – Молитвы

В нашем языке популярна пословица «береги честь с молоду». Ее можно трактовать по-разному. Но всегда она останется актуальна для девушек. Один раз испортив свою репутацию легкомысленным поведением, последствия можно пожинать всю оставшуюся жизнь. Девственность и целомудрие — есть ли разница между этими понятиями, и если да — то какая?

Термин «целомудрие»

Это понятие подразумевает в первую очередь нравственную чистоту. Наши современницы редко задумываются о своем образе жизни.

Девушки, начиная с самого раннего возраста, хотят стать взрослее и для этой цели не брезгуют никакими способами.

Встречи со взрослыми мужчинами, распитие алкогольных напитков, курение, желание обладать самыми современными гаджетами и страсть к путешествиям — можно ли девушку с такими жизненными ценностями назвать целомудренной?

Современное общество до такой степени раскрепостилось и утратило рамки нравственности и морали, что термин «целомудрие» стал носить несколько юмористический, развязный оттенок.

Никто не задумывается о его истинном значении. Многие люди подменяют понятие, считая термин «целомудрие» синонимом слова «девственность». Якобы, целомудренная девушка обязательно должна быть девственной.

На самом деле это миф.

Какие качества свойственны для целомудренной девушки?

В наше время такая характеристика не понравится многим. Но люди, задумывающиеся о своем будущем, по достоинству оценят целомудренную девушку.

Для ее портрета характерны следующие черты:

  • Кроткость. Она не станет нахваливать себя перед преподавателями или подругами. Лучше доказать свои знания предмета и способности к обучению непосредственно на деле.
  • Серьезность к собственным обещаниям и словам. Она не бросает фразы на ветер — понимает, что «слово — не воробей, вылетит — не поймаешь».
  • Отсутствие вредных привычек. Целомудренная женщина понимает, что сигарета в зубах и бокал даже самого дорогого коктейля в руке женщины смотрится карикатурно и пошло. Такая дама вызывает презрение и может заинтересовать своей персоной мужчину только для краткосрочных отношений.
  • Целомудрие — это нравственная чистота. Таким людям нет нужды гнаться за деньгами и признанием. Они живут не призрачными кратковременными целями, а фундаментальными — семьей, интересами рода, наукой, альтруизмом.
  • Для целомудренной девушки характерны благотворительные поступки. Она помогает животным, старикам и детям не ради красивого жеста или слова «спасибо». Она это делает по велению души.

Отношение религии к целомудрию

Многие наши современники при фразе «целомудрие — это чистота помыслов» или подобных сразу вспоминают о сектах или разного рода религиях. Это ошибка, не всегда это понятие имеет подобный подтекст.

Любые религии (будь то православие или ислам) не приветствуют развязный и распутный образ жизни. Но разве желание вести достойную жизнь обязательно только под страхом нарушить догмы своей веры? Сотни тысяч женщин ведут целомудренный образ жизни, берегут свою честь не под гнетом мифических заповедей, а благодаря своему мироощущению.

Целомудренная девушка — это хорошо или плохо? Ответ на этот вопрос однозначен. Семья и школа должны привить девочке чувство собственного достоинства, уважение к старшим, альтруизм и верное понимание понятия «целомудрие».

Какая девушка считается девственной

Понятие девственности немного отличается от вышеописанного. Это медицинский термин. Девственная плева — это препятствие, которое возникает перед самым первым в жизни каждой девушки половым актом. После ее нарушения можно говорить о том, что девственность утеряна.

Это может произойти всего один раз в жизни. После этого момента девушка становится женщиной. В светском обществе принято считать, что статус «женщина» существо женского пола обретает только после того, как станет матерью. Точки зрения на этот вопрос могут быть различными.

Девственность — это недостаток или преимущество?

Решающий момент в этом вопросе — возраст особи женского пола. Разумеется, если возраст больше двадцати пяти лет, девственная плева становится проблемой и источником комплексов.

Все должно происходить в свое время. Если есть постоянный партнер, взаимная любовь между парнем и девушкой — то в акте любви нет ничего страшно.

Напротив, он станет источником радости и счастья для обоих партнеров.

Заниматься воспитанием девочки должны оба родителя. Привить должную самооценку, ценить себя и блюсти свою честь невозможно в условиях постоянных семейных скандалов. Очень редко целомудренная девушка может выйти из проблемной семьи, где пьяные скандалы и рукоприкладство являются нормой.

Если в семье растет девочка.

То оба родителя должны приложить все усилия, чтобы научить ее целомудренному поведению и привить здоровую самооценку.

В наше время, в связи со сложной экономической ситуацией в стране и утерей ценности семейного статуса, дети растут как «сорняк».

Они предоставлены сами себе, гуляют на улицах без присмотра взрослых и черпают из интернета сведения о самых темных сторонах взрослой жизни. Разве может девочка вырасти в такой обстановке целомудренной?

Обратите внимание

Основной ценностью стали деньги и финансовое благополучие. Юные девочки смотрят на поведение ровесниц, начинают курить и пить, встречаться с мальчиками не ради чувств, а ради ложного престижа.

Ради нового «айфона» они готовы буквально на все. И таким их мир делаем мы — взрослые люди.

Какими они могут вырасти в подобной обстановке? А потом по телевизору народ удивляется очередной программе «Пусть говорят» о пятнадцатилетней школьнице, родившей двойню.

Девственность и целомудрие: разница

«Девственность» — это физическое понятие. А «целомудрие» — духовное. В этом заключается основная разница.

Духовный мир каждого человека может быть красивым, а может быть уродливым. Жадность, зависть, стяжательство, предательство — эти качества устраивают в душе каждого человека персональный ад уже при жизни. Не ведя разговор в религиозном русле, даже с точки зрения обывательской кухонной психологии, каждый из нас признает, что эти качества разрушительны.

Читайте также:  Икона святой великомученицы марины

Что значит «целомудренная девушка» с точки зрения светского общества? Честная, добрая, без злых помыслов, всегда готовая протянуть руку помощи ближнему.

Только недалекий человек, услышав это слово, начинает хихикать и представлять себе неприличные сцены из всех известных фильмов.

Источник: http://fb.ru/article/381836/chto-znachit-tselomudrennaya-devushka-tselomudrie-i-devstvennost—raznitsa

Что такое целомудрие в православии и почему оно важно до брака

В настоящее время, к сожалению, в обществе остаются неоцененными такие качества, как нравственная чистота, скромность. Молодежь желает быть раскрепощенной, независимой, зачастую такие желания носят вульгарный и пошлый оттенок.

Многие даже не знают, что такое целомудрие, под этим понятием подразумевается девственность, целомудрие до брака, то есть невступление девушки или парня в интимные отношения с противоположным полом. На самом деле это не совсем так. Что означает это понятие?

Что это такое?

Добродетель целомудрия – это моральное качество, которым должен обладать каждый человек. Синонимами этого слова могут быть чистота, невинность, скромность, благоразумность, благородство.

Википедия говорит, что целомудрие – это обозначение телесной, духовной и душевной чистоты.

В православии это отречение от греховных поступков и мыслей, сохранение чистоты помыслов независимо от внешнего негативного воздействия.

Интересно! Кому и как нужно молиться, чтобы найти хорошую и выгодную работу

В некотором смысле целомудренность означает честь, наличие в человеке силы, помогающей бороться с факторами, которые могут нанести вред его личности. Это единство, целостность, неповрежденность, крепость, духовная устроенность внутреннего мира человека.

Для девушки или парня это полное половое воздержание, однако в брачном союзе тоже может существовать добродетель целомудрия. Это воздержание от греховных помыслов, отношений вне брака. Значение слова целомудрие включает в себя такие понятия, как:

  • религиозность;
  • верность идеалам;
  • защита семейных ценностей;
  • любовь к родным, Родине;
  • мудрость;
  • внутренняя красота.

Таким образом, целомудрие в православии является целым набором положительных качеств, которым должен обладать любой христианин. Оно оберегает дух от плотских утех, чрезмерной заботы о телесных нуждах.

Без этого качества человек руководствуется животными инстинктами, низменными потребностями, он становится страстным, бесстыдным, развращенным.

Душа такого человека подавлена, она постепенно угасает, теряет силу; верх берет похоть, желание выставить напоказ все сокровенное.

Важно

Важно! Определение, что такое целомудрие, не ограничивается лишь пониманием нравственной чистоты души и тела. Это всеобъемлющая борьба, преодоление всяких грехов и похотей, воздержание от распутного образа жизни, соблюдение в чистоте своих мыслей, намерений.

Святые Отцы говорили, что целомудренность – это такое душевное состояние, при котором человек оберегает от блуда каждый член своего тела: уши, глаза, язык. Таким образом, он внимательно наблюдает за своими действиями, словами, помыслами, и старается сохранять целостными все добродетели, освобождать душу от страстей.

Чего требует целомудрие?

Что такое целомудрие, мы разобрались, но какие признаки указывают на то, что человек целомудрен? На самом деле любое пристрастие к телесному наслаждению, богатству преграждает путь к этой добродетели.

Она требует самоотверженной жизни, попрания эгоизма, всякого самооправдания. Согласно Киприану Карфагенскому, существуют внешние признаки целомудрия, относящиеся к телу и внешности, и внутренние.

Познавательно! Кто такой святой Лука Крымский и в чем он помогает

Они заключаются в следующем:

  1. Творение добрых дел перед Богом, а не перед людьми.
  2. Подавление всех зловредных помыслов, желаний в зародышевом состоянии.
  3. Отсутствие зависти, гордыни. Человек не должен считать себя лучше всех.
  4. Доверие Богу, а не собственным силам. Приписывание только Божьему Промыслу, внутреннюю чистоту и возможность избавления от грехов.
  5. Сохранение чистой веры, привязанность к Богу.
  6. Совершение добродетели до тех пор, пока живем на этой земле.
  7. Любовь к Богу и ближним. Отсутствие привязанности к материальным объектам.
  8. Ожидание награды за добрые дела не на земле, а в Царстве Небесном.

Но что означает внешнее целомудрие? По словам Киприана Карфагенского, это действия, которые помогают избежать всего, что может запятнать чистую душу. Это, например:

  • общество неприличных людей;
  • неумеренный смех, который может возбуждать других;
  • горделивые или блуждающие взгляды;
  • сквернословие, пустые разговоры, беседы о том, что неизвестно, домыслы;
  • принятие сладострастного вида;
  • укоры, издевательства над недостатками или страстями ближнего.

Исаак Сирин утверждает, что стыд является той завесой, которая не позволяет простираться греховным мыслям. Что такое внешние признаки целомудрия в девушке – это, несомненно, стыдливость, а также скромность. Эти критерии нравственной чистоты особенно проявляются в юном возрасте.

Важно! Кто такие Каин и Авель: библейская история

Святитель Иоанн Златоуст о целомудрии жены

Стыд является первостепенным наставником в хранении телесной непорочности. Ну, а скромность проявляется в словах, походке, поступках, телодвижениях, умении себя подобающе вести в обществе. Внешность – это отголосок или отражение нашей внутренней сущности, ведь душа тесно связана с телом.

Нужно знать! Святые угодники, встречая на своем пути прекрасную девушку или юношу, не испытывали страстных чувств, а побуждали себя к прославлению Господа, возносили свои мысли к источнику святейшей земной и небесной красоты, удивлялись, что Он нас земных делает такими красивыми.

Отцы церкви о целомудрии

О целомудрии можно много прочитать в Википедии, однако не нужно пренебрегать книгами, оставленными нам Святыми отцами.

Добродетель эта, по их всеобщему мнению, объединяет в себе все христианские ценности. Апостол Павел говорил, что это не внешняя красота делает женщину прекрасной, не плетение волос и нарядные уборы, а молитва, кротость духа, молчаливость, смирение.

Девушка или женщина красива, если она покладиста, мягка, терпима и обладает большим сердцем.

Познавательно! Когда нужно читать благодарственную молитву Господу Богу

Другой проповедник девятнадцатого века Игнатий Брянчанинов утверждает, что эта добродетель заключается в отказе от «блудных дел», сладострастия, двусмысленности в делах, разговорах, мечтах.

Интересно! Что означают 10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов

Подведем итоги

Целомудрие является даром Божьим, это неиссякаемый источник мира и радости. Человек не может только своими силами и стараниями приобрести ее, она подается по милости Божьей, поэтому будем неустанно просить об этом Всевышнего.

Источник: https://religiya.guru/polezno-znat/chto-eto-takoe-tselomudrie-v-pravoslavii.html

Источник: http://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/chto-takoe-celomudrie-i-chto-ono-znachit-v-pravoslavii.html

Чем целомудрие отличается от девственности

Когда я разговариваю со своими друзьями и с их детьми (которым по 20-25 лет) о взаимных чувствах и добрачных отношениях, то всегда слышу одно и то же — без секса нельзя.

Удивительно, что так думают не только молодые. Недавно, рассказывая семейному психотерапевту (с сорокалетним стажем работы) об одной девушке, которая, имея безусловный успех у мужчин, не вступала ни с кем в близкие отношения, неожиданно для себя наткнулась на пренебрежительное «фи».

Власть гормонов столь велика, что с ней очень трудно справиться. Пусть перебесится мой отпрыск — скажет заботливая мамаша. Ну, хорошо. Только почему она никогда не согласится, чтобы ее сын женился на этой первой подвернувшийся для отправления его похоти?

Совет

Да очень просто, потому что эта девушка (в большинстве случаев) не отвечает никаким нормам элементарной морали. Вы не чувствуете здесь едкого привкуса лицемерия? И этой мамаши и ее чувственного отпрыска и унижения этой девушки?

Те девушки, которые считают, что «это» необходимо для здоровья или, что отношения обязательно должны сопровождаться близостью, даже потерпев много скорбей и разочарований, остаются в полном заблуждении и не видят реальной причины своих неудач в личной жизни.

На прием приходит девушка 22 лет. Ее бросил молодой человек (мусульманин, приехавший на заработки), когда она забеременела. Девушка жалуется мне, что ее любимый не готов был стать отцом, потому что не знал, какой прекрасный ребенок у нее родится. Но если бы он увидел его, думает она, он бы вернулся и стал примерным семьянином.

Не знаю, не знаю. Однажды ко мне на консультацию пришел посол одного из восточных государств, прося совета, как найти идеальную девушку для брака. В свои 47 лет он перепробовал бесчисленное количество молодых и очень красивых московских девушек, но так и не встретил своей судьбы, хотя к этому времени уже очень хотел иметь детей.

Я консультировала его в христианской традиции, а он все твердил о чувственности, о блаженном сексе, о том, что он очень добрый и хороший, а вот женщины не могут его понять и после месяца всегда бурного секса, наступает охлаждение по причине испорченности женщины… в связи с ее излишней болтливостью или из-за ее нескромных желаний и просьбах что-нибудь купить ей и т.д.

И когда после моих попыток что-то объяснить ему, я спрашивала его — что же самое главное должно быть в женщине, от которой он хотел иметь детей и с которой планировал бы прожить всю жизнь? Он неизменно отвечал — внешность, способная пробудить сумасшедшие сексуальные чувства, и чтобы секс с ней был верхом блаженства до конца его дней…

А ведь и некоторые русские мужчины зрелого возраста с незрелой психикой, развитие которой заторможено блудом, считают так же.

Иногда хочется крикнуть. Ау! Люди, вы заблудились! (От слова блуд, которое означает близость без брака).

Вы, наверное, слышали о таком устаревшем и малоупотребляемом слове — целомудрии.

Обратите внимание

Какие чувства вызывает у вас это слово? Улыбку? Желание отмахнуться и поговорить о чем-нибудь более интересном и глубоком? Например, чем отличается мужчина от женщины? Или, если он козерог, а я рыба, подойдем ли мы друг другу? Оставим эти размышления популярным гламурным журналам, достойных тех, кто их читает.

Так все-таки о целомудрии.

В словаре Ожегова написано, что целомудрие это то же, что девственность.

Если это так, тогда это тривиальное сохранение некой физиологии до брака или выполнение закона, который где-то кем-то записан, и несоблюдение которого не карается ни штрафом, ни тюрьмой. Так кому же нужен такой закон?

Подобное целомудрие есть в исламе, в котором существуют наказания, предусмотренные законами шариата (исламское законодательство, разрабатываемое на основе Корана и хадисов). Например, 100 ударов плетью за прелюбодеяние для незамужней женщины или мужчины, который не женат.

Что же означает целомудрие для христиан, для русских, для людей, воспитанных в православной традиции?

Целомудрие — это цельность мудрости, сакральный смысл которой лежит за чертой поверхностного взгляда сегодняшнего обывателя, избравшего своим девизом — дай нам, Господи, что поесть и что попить, а Царствие Небесное приложится нам…

Целомудрие — это соблюдение человеком сознательного самозапрета на познание, переживание и совершение всего того, что может ослабить или разрушить способность противостоять и сопротивляться злу.

В основе целомудрия лежит стыд, благодаря которому душа человека остается целостной, так как стыд удерживает ее от впадения в состояние разврата. Целомудренное состояние отличают целостность, гармоничность, чистота. Основное назначение целомудрия — защитить неокрепшую душу человека, дать ей сформироваться.

Это некая «дымка, укрывающая молодую душу от пока непосильных ей испытаний», благодаря чему способности человека могут спокойно и плавно развиваться.

Важно

Целомудрие направлено на поддержание целостности человека, единства в нем сексуального и личностного. Оно проявляется в предрасположенности избегать осуществления сексуального желания, когда желанным оказывается лишь тело другого, ибо такое желание нарушает целостность обоих участников и обезличивает их.

Т.е. это то, что из скотины превращает в человека, когда он научается управлять своими инстинктами (так же, как он посредством труда учится читать и писать).

Почему родители не готовят своих чад к самому главному периоду их жизни? Ведь как мы заботимся о своем теле! Особенно наши бабушки и дедушки. Надень шапку! Покушай! Не пей пепси-колу — козленочком станешь. Все о теле и его величестве чреве. И ни слова о хотя бы легком воздержании в пост.

«Ребенок должен кушать мясо! Иначе не созреет его мозг. И он вырастет дебилом». Иными словами, если есть мясо, то душа этого дитяти станет чистой и прекрасной… Хотя, думаю, о душе никто в данном случае не думает.

У ребенка есть тело, а что до души, ее нельзя же потрогать руками, ну и Бог с ней.

Мне очень нравится, как доктор вершинной психологии Виктор Франкл (выживший в нечеловеческих условиях концлагеря) описывает один из распространенных сегодня видов отношений, основанных на внешних эффектах.

Франкл говорит о том, что любой флирт игнорирует внутреннее содержание партнера. В нем люди избегают любви. Во флирте предпочитается тип.

Очень часто предпочитается тип хористки (сегодня это блондинка на высоких каблуках с длинными накрашенными ногтями, большой грудью и пухлыми губами). Как и хористка в ревю, такая женщина в жизни легко может быть заменена другой.

Это женщина, которую мужчина может «иметь»; поэтому у него нет необходимости ее любить. Она — собственность без индивидуальных черт характера, без личной ценности. Любить можно только личность; безликий тип хористки нельзя любить.

Совет

С ней не встанет вопрос о верности: неверность допускается самой безликостью. Неверность в таких отношениях необходима. Там, где отсутствует счастье в любви, его пытаются компенсировать количеством сексуального удовольствия.

Импульс любви пробивается к тому слою личности, в котором каждый человек представляет собой не тип, а самого себя, обладающего всем достоинством своей неповторимости, достоинством ангела. А ангелы не представляют вид.

Так почему же, к примеру, не начать с дружбы? С постепенного открытия друг друга? С познания уникальности и глубины любимого человека (если он окажется таковым!).

Почему такое познание надо начинать с физического удовольствия, минуя тот замечательный трепетный эротизм, не омраченный грубым вторжением и который доставляет непередаваемое наслаждение для души? Ведь близость, не скрепленная раствором самопожертвования ради любимого, заканчивается пресыщением. Близость, причина которой — эгоизм, трагична.

Что же мешает молодым людям дружить, наслаждаясь интересами друг друга? Дружить с восхищением, потому что это новый опыт, потому что этот человек интересен тебе как ЛИЧНОСТЬ?

Дружить им мешает повреждение ума современного мира, который говорит людям — вы всего лишь млекопитающие, произошедшие от шимпанзе.

Читайте также:  Акафист и молитва иконе божией матери "экономисса" - "домостроительница"

Впрочем, это повреждение отнюдь не является свойством современного момента.

Содом и Гоморра существовали несколько тысяч лет назад. Все жители в этих городах были развращены. Но все же один человек среди них — праведный Лот — сохранил чистоту.

Кстати, сохранив чистоту, он сохранил себе жизнь.

Нет, убивают за блуд теперь редко. Но умирает душа. И умирает любовь.

Внебрачные отношения в 80% случаев оканчиваются после получения удовлетворения мужчиной, и, оставшись одна, женщина вынуждена делать аборты. При нормальном течении событий мужчину это должно беспокоить, он должен иметь мужественность и ответственность за жизнь своего ребенка и недопущение его убийства.

Обратите внимание

Но мужчины хотят снять с себя ответственность и прикрываются ложным безответственным принципом о «желательных» и «нежелательных» детях, принуждая женщину использовать контрацептивы (таблетки, инъекции, имплантаты), что приводит к сбою в процессе овуляции, резкому эндокринному расстройству, по причине ложной беременности от химических продуктов в контрацептивах.

Ввиду того, что в организме женщины не выделяется естественный эстроген и не усваивается кальций, возникает остеопороз, плохое кровообращение, постоянная сухость кожи, полнота, депрессия и фригидность, из-за которой ее бросает мужчина.

Некоторые женщины используют специальные устройства и кольца, которые, являясь абортивными средствами, постоянно вызывают воспаление и стерилизацию матки, из-за чего происходят выделения, зуд, кровотечения от 10 до 15 дней и до месяца, а также анемия.

Надо понимать, что похоть — это мужская естественная страсть. За нее мужчины готовы платить любые деньги — не за женщину, а за свое удовольствие.

Да сейчас это стоит так дешево! Цветочки, колечко с дешевеньким бриллиантиком, пару ужинов в недорогом кафе — и на восьмой день она твоя! А потом через пару месяцев он ее бросил. А так красиво ухаживал! И как же ей, бедной, понять, что он ее не любил…

Это такая изощренная девичья глупость или что-то еще? Если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума.

Когда же мы начнем ценить себя немножечко больше?

Ведь любовь — это то, что отражается в глазах. Это усилие души. Это то же, что защита Родины. Это готовность отдать свою жизнь за свою любимую.

Иначе это есть профанация, подлог или действие гормонов или еще для некоторых, чья мимолетная жизнь ограничивается среднестатистической продолжительностью — расчет. Т.е.

Важно

что угодно, только не любовь, которая «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»… И НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАЕТ.

© Realove.ru

 ( 41 голос: 4.68 из 5 )

Источник: http://www.realove.ru/main/virgin?id=351

Целомудрие (Целомудренность) Целомудренный

       Целомудрие (Целомудренность) как качество личности –  способность быть верной мужу, наладить с ним близкие и сокровенные отношения, относиться уважительно и благожелательно к нему, его родственникам и друзьям, воодушевлять и помогать мужу в его деле, разделять вместе с мужем взятые им обеты.

    Жил один очень могущественный мужчина, он обладал незаурядными способностями. Как-то он попытался покорить весь мир. Его жена была настолько целомудренна, что никто не мог победить ее мужа в сражении.

Самые сильные личности этого мира, а муж ее был не так уж и могуществен, неспособны были его победить, потому что сила женского целомудрия — самая большая в этой Вселенной. Только обманом, хитростью они смогли его победить.

К его жене явился враг в облике мужа, и жена этого человека подумала, что это ее муж… то есть приняла другого мужчину за  своего мужа. В тот же момент ее муж потерял свою защиту и был убит.

     Многие путают целомудренность с девственностью, сводя всё к анатомическому подходу, к дефлорации, к физическому наличию девственной плевры. Мужчины порой удивляются: «Как это жена может быть целомудренной?» Целомудренность – одно из самых замечательных качеств женщины.

Руслан Нарушевич дает ему точное определение: «Целомудрие означает — вера в то, что я могу получить все счастье, которое женщина может получить через мужчину в своей жизни, потому что есть разные источники счастья, я могу получить от одного мужчины.

Не все счастье, которое теоретически может получить женщина, а все, которое мне нужно от мужчины, я могу получить от одного мужчины. Все. Мне достаточно просто его узнать. И все это называется целомудрие. И женщина целомудренно себя ведет до того, как еще встретила мужа. Все, что вы думали о целомудрии до сих пор, никакого отношения к этому термину почти не имеет.

Это понимание того, что для меня есть человек близкий, который исполнит мои желания и позаботится обо мне. А удовлетворенность — это второе качество женщины, которое позволяет ей самой решать, когда я довольна, а когда нет».

      Целомудренность – это сосредоточенность на одном  мужчине. Кто-то сказал: «Женщина хочет многого, но от одного мужчины, а мужчина хочет одного, но от многих женщин».

Совет

 Целомудренность – это не простая констатация физической чистоты женщины, это способность женщины в своем уме концентрироваться на одном мужчине.

 Недаром при соединении семи цветов радуги образуется белый цвет – цвет целомудрия, чистоты и мудрости.

    В то же время, если магия чистоты и целомудренности будет проявлена не вовремя и не на того, кого надо, эти добродетельные качества личности разрушают личность женщины, ибо убивают  в ней веру в себя.

Быть верной ничтожеству, куда опаснее для женщины, чем качество неверности. Это дурная верность в невежестве. Нужно осознавать к кому ты проявляешь целомудрие.

Это качество личности произрастает из любви к мужу, а не из глупости, страха одиночества или каких-либо условностей.

      Когда Бхарати Махараджа спросили о сути целомудрия, он ответил: «Целомудрие для ученика (как и для человека) – это принадлежать одному и быть недотрогой для других. Целомудрие —  это синтез недотроги и потаскухи.

Эта та, кто принадлежит кому-то одному и совершенно недоступна для другого. То есть…  она закрыта для всего остального мира, чтобы не возбуждать похотливых взглядов в свой адрес. Но для своего супруга она полностью открыта, она полностью доступна.

В этом и есть целомудрие».

    Целомудрие – это аккумулятор женской энергии. Какова связь между силой женщины и целомудрием? Ум женщины тесно связан с чувствами, он в шесть раз сильнее, чем у мужчин.

Обратите внимание

Если женщина впускает в свой мир чувств и ума единственную личность – своего мужа, она наделяет его огромной силой. Это и есть целомудрие. То есть жить его интересами, заботами, проблемами и думать исключительно о нем, не замечая других мужчин.

Когда женщина распыляет внимание на разные объекты, энергия пропадает. Муж становится беззащитен перед напастями мира.

     Есть такой анекдот. Утро, завтрак. Мама, папа, сын. — Мам, отгадай: О чем постоянно думает женщина? Слово из трех букв! Мать шлеп сыну подзатыльник! Сын, плача: — Это — «ДОМ»! Муж разворачивается — шлеп жене подзатыльник: — О доме нужно думать, о доме!

        Целомудрие жены – это бронежилет для мужа.   На могущество энергии целомудрия обращали внимание мудрецы древности. Во время войн мужья целомудренных жен погибают редко. Поэт Константин Симонов написал своей нецеломудренной жене замечательные строки о силе целомудренности:

 Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: —Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,— Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

      Мудрецы заметили, что целомудренная женщина близко и сокровенно строит отношения с мужем, становится ему близким другом, вдохновляющим преодолевать с энтузиазмом жизненные вершины.

В этом ей помогает именно энергия целомудрия.

У мужа, которого жена обгаживает подругам, сплетничает про него с соседями, как закон, не складывается карьера, его не уважают друзья и коллеги, он становится объектом насмешек и пренебрежительных отзывов.

    Жадность – враг целомудрия. Когда женщина проявляет жадность к половым наслаждениям, муж ее в какие-то периоды жизни может перестать удовлетворять. Она начинает проявлять к нему неверность сначала в мыслях, затем в словах и действиях и, наконец, опускается до измены.

Важно

      Целомудренность предполагает постоянное доброжелательное отношение к мужу. Мужчина должен быть уверен, что при всех обстоятельствах, его маленькая жена выручит и спасет его из самых критических ситуаций. Он воспринимает ее как большое благо, данное судьбой.

       Мы приходим в этот мир, чтобы обрести целомудрие. Целомудренная женщина, непременно возвратится домой, к Богу.Древняя мудрость гласит: «Служить мужу, всегда желать ему добра, одинаково благожелательно относиться к его родственникам и друзьям, исполнять те же обеты, что и муж, — вот четыре правила, которым должны следовать добродетельные женщины».

    Читаем дальше: «Добродетельная женщина должна со вкусом одеваться и носить золотые украшения, чтобы доставить удовольствие своему мужу. Всегда опрятная и привлекательная, она должна заботиться о чистоте и порядке в доме: подметать полы и мыть всё водой и другими средствами.

Она должна заботиться о домашней утвари, следить, чтобы в доме всегда стоял аромат благовоний и цветов, и с готовностью исполнять желания своего мужа.

Скромная, правдивая, владеющая своими чувствами, она должна говорить с мужем ласково и с любовью служить ему, учитывая время и обстоятельства.

     Добродетельная женщина должна быть нежадной и удовлетворенной при любых обстоятельствах. Она должна умело вести домашние дела и хорошо знать законы религии. Она всегда должна быть внимательной и чистоплотной, а речь её — приятной и правдивой. Так добродетельная женщина должна с любовью служить своему мужу, если он не падший».

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/celomudrie-celomudrennost/

Христианская добродетель целомудрия и чистоты

ПРЕДИСЛОВИЕ

Распространение  в наши  дни пороков плотоугодия и “разлив чувственности”.
Христианину надлежит  духовно бодрствовать, чтобы сохранить себя в чистоте  и целомудрии.

В Послании к христианам города Ефеса апостол Павел писал: “знайте, что никакой блудник, или нечистый (развратный), или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога” (Еф. 5, 5).

В первые времена христиане жили среди язычников, которые весьма снисходительно относились к делам блудным, не считали, как и теперь не считают, грехом плотскую нечистоту, блуд, корыстолюбие, плотоугодие, а всего-навсего — “удовлетворением законов человеческой природы”.

В наши дни эти пороки размножились до крайнего предела.

Совет

Умножение их приближает наступление последнего Страшного суда, о чем писал апостол Павел в том же Послании: никто (из этих развратных суесловов) да не обольщает вас (христиан) пустыми словами, ибо за это грядет гнев Божий на сынов противления. (Еф 5,6) За это, т.е. по причине умножения указанных пороков, грядет гнев Божий — последний Страшный суд Христов над миром.

“Нравственное состояние людей в последние дни бытия мира Господь сравнивает с состоянием людей, живущих пред всемирным потопом. Тогда был ужасающий разлив чувственности. Все они — плоть, — сказал о них Бог. То же будет и перед концом мира. Плотские дела с лихоимством возьмут верх над всем”.

Развратившихся людей Апостол называл сынами противления (Кол. 3, 5), которых невозможно убедить в том, что жить нечисто — пагубно. Им что ни говори — не верят. Не верят и Самому Богу, ни во что святое не верят и противятся, упорные неверы.

Таковы были допотопные люди, жившие во время Ноя и не верившие его проповеди о покаянии.

Таковы будут люди и пред концом света — сыны противления. Тогда потоп взял сынов противления, а в конце существования мира огненный потоп и Страшный суд Божий внезапно постигнут непокорных.

“Никаким грехом не гнушается так Бог, как непотребством (развратом)”. Плотоугодие и разврат — это бездна, в которой потонуло и погибло множество человеческих душ.                                   

По словам преподобного Макария Великого, “кто что любит и чем бывает связан в этом веке, на то, без сомнения, и обменивает Небесное Царство, а что всего хуже, то признает богом”.                    

Христианина в настоящее время везде окружает  множество соблазнов. В условиях окружающей греховной распущенности нравов и развращения необходима напряженная духовная трезвенность и подвиг, чтобы сохранить себя в чистоте и целомудрии и избежать пороков новоязычников.

Не будьте сообщниками их, —  увещевает Апостол, —  остерегайтесь всякой  поблажки грехолюбивой  плоти, избегайте нечистоты, лихоимства, не участвуйте в бесплодных  делах  людей,  живущих  нерадиво   и   в   богозабвении, но поступайте, как чада света (Еф. 5, 7—8), соблюдая себя в чистоте и целомудрии (1 Фес 4, 3—4).

Целомудрие — общехристианская добродетель. Девство и брак — не для всех, а целомудрие — для всех (свт.Филарет Московский).

В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕЛОМУДРИЕ

Обратите внимание

Значение слова “целомудрие” по Священному Писанию.
Понятие о целомудрии как о чистоте души и тела от плотских грехов и как о непорочности — всеобъемлющем названии всех добродетелей.

Читайте также:  Храм архангела михаила в смоленске

В апостольских писаниях и в писаниях святых Отцов под целомудрием подразумевается чаще всего чистота от всякой плотской греховной скверны, а также здравие ума и души (свят. Иоанн Златоуст).

В их писаниях целомудрие обозначается греческим словом (sophrosune). Первоначально значение этого слова было: благоразумие (2 Мак. 4, 37; Деян. 26, 25; 1 Пет.

4, 7), здравомыслие, здравомудрие, премудрость в жизни и слове (свят.Феофан Затворник).

Целомудрие — это “полная мудрость, сколько умственная, столько же и нравственная” (Федоров Н.Ф.).

“По своему этимологическому составу греческое слово “целомудрие” указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека” (свящ. П.Флоренский).

По определению святого Григория Нисского, “целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил”.

Целомудрие — это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого у духа, без чего человек становится плотяным, животным, теряет все человеческое (св. Ефрем Сирин).

Противоположным целомудрию является состояние развращенности, развороченности  души. Целина личности разворочена, наружу вывернуты низменные потребности и похоти плоти, а душа завалена, подавлена плотским, страстным, греховным. Развращенный человек — как бы вывернутый наизнанку, бесстыдно выставляющий наружу постыднейшее.

Важно

Вместо стыдливости здесь бесстыдство и цинизм Бесстыдство — указатель испорченности и растленности души. (Слово растление происходит от славянского тло, означающего дно, пол, основание. Говорят: “Его обокрали дотла”, то есть дочиста, до основания; “хлеб сгнил дотла”, то есть весь, сколько было.

Очевидно, что глаголы “тлеть” и “тлить” относятся к процессу гниения, разрушения, происходящему до основания строения, до земли. В таком случае по отношению к человеку растление обозначает или совершенное нетление, т.е.

уничтожение души до конца, дотла, или же, что правильнее, как и развращенность, — порчу основания существа человека, его души, развращение до дна, по-следнюю степень испорченности, развинченности, распад личности, расшатанность, разброд, развал духовной жизни, ее раздробленность, состояние мучительной неустойчивости; одним словом, это — “начинающееся еще до геенны разложение личности, ее рассечение грехом” (Мф. 24, 51; Лк. 12,46) (свящ. П.Флоренский). В развращенном человеке остается только личина человека, ибо дух по-степенно умирает, угасает.

Ветхий (греховный) человек истлевает в обольстительных похотях (Еф. 4, 22), т.е. страстях, которыми обычно живет самоугодливый человек. “Эгоистическая жизнь в самоугодии и страстях разлагает, истощает и снедает естество человеческое” (свят. Феофан Затворник). Особенно это касается грехов плотских.

“Прочие грехи, — говорит святой Афанасий Великий, — одной душе причиняют вред, а любодей и тело растлевает и разрушает, истощая душевную и жизненную силу”.

По словам преподобного Ефрема Сирина, “греховное растление служит к пагубе, потому что, проникая скрытно в глубину, производит в природе неисцельную гнилость, которая кажется малою, но делается необъятною, потому что распространяет, подобно закваске, действие свое с ног до головы”. Душа человека растлевается не только плотскими грехами, но и сребролюбием, славолюбием (тщеславием), завистью и ненавистью, гневом, дерзостью и жестокосердием, ложью, лихоимством и богозабвением, и всяким другим злом, ненавистным Богу (преп. Ефрем Сирин).

Христиане, будучи освящены в животворной купели крещения, очищенные от всякой нечистоты древней заразы, суть храмы Божий (1 Кор. 3,16-17), которые никем и ничем не должны быть растлеваемы и оскверняемы.

“Мы, — говорит священномученик Киприан, епископ Карфагенский, — искуплены дорогою ценою — кровию пострадавшего за нас Господа Иисуса Христа и призваны повиноваться воле своего Искупителя во всех действиях своего служения Ему, прославляя и нося Господа в чистой душе и неоскверненном теле” (сщмч. Киприан Карфагенский).

Обыкновенно добродетель целомудрия противопоставляется плотской и распутной жизни (преп. Симеон Новый Богослов), и тогда называется чистотою целомудрия или чистотою души и тела (преп. Иоанн Лествичник). Однако, под целомудрием подразумевается не одна только нравственная чистота души и тела. “Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою” (свят. Иоанн Златоуст).

Целомудр тот, кто соблюдает себя в чистоте от всякого греха и в мыслях, и в чувствах, и во всех желаниях, намерениях, и в самых действиях (иеросхим. Мордарий).

Совет

У апостола Павла это названо чистотою Ι (1 Тим 5,2) — когда “при телесном целомудрии сохраняют и душевное и не причиняют себе никакого нравственного вреда посредством зрения или слуха” (свят. Феофан Затворник). По словам митрополита Филарета Московского, “жить целомудренно.

, означает жить под управлением целого, неповрежденного, здравого мудрования, не позволять себе никакого удовольствия, которое не одобряется здравым рассуждением, соблюдать ум от осквернений нечистыми мыслями, сердце не зараженным нечистыми желаниями, тело не растленное нечистыми делами”, а также осязания и проч. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что истинно целомудр тот, кто не только все тело хранит от блуда, но когда каждый телесный член (например, глаза, язык) соблюдает целомудрие и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с порочными мыслями. Поэтому, чтобы быть целомудренным, надо заботиться о преуспеянии во всякой добродетели, чтобы Дух Святой, почив на добрых плодах, присоединил нас к Царству Небесному (преп.Ефрем Сирин).

Таким образом, целомудрие в широком смысле слова состоит в том, чтобы “соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах” (преп. Амвросий Оптинский).

  Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что собственно целомудрие обнимает все добродетели: “Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей” и есть не что иное, как непорочность (свят. Феофан Затворник).

Подобно говорит и святой Иоанн Златоуст: “Целомудрие состоит не только в том, чтобы воз-держиваться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным и от прочих страстей.

Следовательно, и любостяжательный — не целомудрен; как тот (прелюбодей) пристрастен к телесному наслаждению, так этот (любостяжательный) к богатству; даже последний невоздержаннее первого”. “Целомудрие все страсти укрощает, удер-живает бессловесные (животные, чувственные) стремления души и тела и управляет их к Богу” (преп.Петр Дамаскин). “Целомудрие требует самоотверженной жизни со всесторонним попранием эгоизма и всякого самоугодия, все к себе стягивающего” (свят. Феофан Затворник).

В связи с приведенными определениями целомудрия (в узком и широком смысле) у святых Отцов находим указания на некоторые внутренние и внешние признаки целомудрия.

Священномученик Киприан Карфагенский пишет: “Заповедь о целомудрии относится, во-первых, к телу и вообще к нашей внешности и, во-вторых, к душе и ее внутренним помыслам.

Что касается до целомудрия внутреннего, то оно состоит в том, чтобы все доброе мы делали для Бога и пред Богом, а не для людей (по человекоугодию), чтобы подавляли в себе самом зародыши зловредных мыслей и пожеланий; считали всех лучшими себя, никому не зави-довали, не предполагали ничего сами от себя, но все относили к воле и расположениям Промысла Божия; памятовали всегда о присутствии Божием, привязаны были к одному Богу, сохраняли свою веру чистой и недоступной никаким ересям и внутреннюю чистоту приписывали не себе, но Спасителю нашему Иисусу Христу, которой Он и есть источник. Внутреннее целомудрие состоит в том, чтобы мы, пока живем, не считали себя завершившими и окончившими подвиг добродетели, но подвизались бы до тех пор, пока смерть не окончит наших дней; чтобы вменяли в тщету труды и печали настоящей жизни, не привязывались и не любили на земле ничего, кроме ближних, и ожидали награды за свои добрые дела не на земле, но от одного Бога на небе” (сщмч. Киприан Карфагенский).

По словам преподобного Иоанна Кассиана, признак истинной чистоты внутреннего целомудрия состоит в том, чтобы в бодрственном состоянии не допускать греховного услаждения плотскими чувствами, даже и во сне, в сонных мечтаниях пребывать без страстного движения чувств.

Обратите внимание

Кто стяжал совершенное целомудрие, говорит преподобный Исаак; Сирин, тот не только борьбою уцеломудривает свой помысл, но уже  постоянной чистотой, “истинностью своего сердца уцеломудривает зрение ума своего, не позволяя ему простираться к непотребным помыслам”, при этом “стыд, как завеса, висит в сокровенном вместилище помыслов и непорочность (души) его, как цело-мудренная дева, соблюдается Христу верою” (преп. Исаак Сирин).

Внешнее целомудрие, по словам святого Киприана Карфагенского, состоит в том, чтобы избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души, не предаваться неумеренному смеху и не возбуждать его в других, не говорить ничего, что оскверняет приличие и истину, избегать общества людей зазорной жизни, не блуждать взорами и не рассеивать их по сторонам, не выступать горделиво, не принимать кичливого или сладострастного вида, не издеваться над страстями или недостатками других, не говорить, чего не знаем, а равно и не говорить бессмысленно и неуместно всего, что знаем (сщмч. Киприан Карфагенский).

К внешним признакам целомудрия относятся скромность поведения и стыдливость. “Стыдливость есть постоянная спутница целомудрия и нравственной чистоты, которые во взаимном своем соединении охраняют нашу нравственность (особенно в юном возрасте)…  Стыд есть превосходный наставник и руководитель в хранении телесной чистоты” (свят. Амвросий Медиоланский).

Целомудренная скромность христианина проявляется не только в словах и поступках, но и в самых телодвижениях, в походке, в умении скромно вести себя в обществе.

В наружности человека, во всех его телодвижениях отражается душа, как в зеркале, и все это служит для нас как бы отголоском или вывескою души, так что из внешних действий нашей телесной природы, по тесной связи души с телом, мы заключаем и о внутренних свойствах нашей духовной природы.

Наглая походка, с разными кривляниями, нескромными позами и телодвижениями, служит выражением легкомыслия и нескромности (свят.Амвросий Медиоланский). “Ноги, идущие бодро (бесчинно), ненадежные свидетели целомудрия и обличают болезнь, ибо и в самой походке бывает нечто наглое”, — говорит святой Григорий Богослов.

  Скромнoe положение тела, и вообще внешнее поведение — живое отображение благочестивого духа, бла-гонравия и скромности христианина. Кротость ваша да будет известна всем человекам, — говорит Апостол (Флп. 4, 5; срав.: 2 Кор. 10,1).

“Целомудрие, — говорит священномученик Киприан, епископ Карфагенский, — состоит не в одной только непорочности тела, но и в скромности и благопристойности одеяния”, в скромном убранстве волос и др.

Целомудрие является и в слове — в чистоте нашего языка.

Взор и слух целомудренного христианина отвращается от всякой нескромности (соблазнительных зрелищ, картин, книг, рассказов, нескромных плясок и веселья и т.п.).

“Много срамного изрыгает язык (людей) похотливых (и развратных), много сокровенного и соблазнительного извергает он в уши слушающих” (свят. Григорий Богослов), повреждая души целомудренных.

Важно

Целомудренный христианин смотрит на все чистым оком (Тит. 1,15). “Как неповрежденный глаз все видит чисто, действительно так определяя, как что есть…

так и чистая душа все видит неукоризненно и чисто, а душа возмущенная (оскверненная грехами), имея око, покрытое тьмою греха, и хорошего не может видеть хорошим” (преп.Ефрем Сирин), и (человека) чистого, целомудренного подозревает в лицемерии и скрытых пороках.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что “когда (христианин) видит всех людей хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем”.

Красота человеческого тела не вызывает в целомудренном страстных чувств, но побуждает к прославлению Создателя.

Так, из житий святых известно, что подвижники, прославившиеся целомудрием и святостью, когда встречали прекрасную лицом женщину или юношу, не прельщались телесной красотой, но своими помыслами возносились к верховной святейшей красоте, виновнице всякой красоты земной и небесной, т.е. к Богу, прославляя Его за то, что Он из земли делает такую красоту, удивляясь красоте образа Божия, сияющего даже в поврежденном грехом естестве человеческом Они мысленно созерцали неизреченную доброту лица Божия, красоту святых Божиих, святых Ангелов и Божией Матери, и тем более возгревали в себе чистую любовь к единому Господу Богу, “создавшему всякую красоту Себе ради” (св. прав. Иоанн Кронштадский).

“Поведал мне некто, — пишет преподобный Иоанн Лествичник, — об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто, увидев обыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорелся любовью к Богу и пролил источник слез.

Поистине удивительное зрелище! Что иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы” (преп. Иоанн Лествичник). Чистое целомудрие является источником внутренней духовной радости и мира. Это не-изменные спутники чистой непомраченной совести; вовне оно проявляется в некоторой скромной веселости (свят.

Гриорий Богослов пишет: к признакам целомудрия принадлежит и некоторая веселость). Целомудренный человек отличается воздержанием, терпением и мужеством в скорбях и напастях (свят. Григорий Богослов).

Целомудрие — особенный дар Божий Человек не может своими только силами и старанием приобрести чистоту: только по милости и благодати Божией подается подвизаюшемуся освобождение “от брани плоти и господства обладающих страстей” (преп.Иоанн Кассиан Римлянин).

Истинное целомудрие возможно только в христианстве.

В древности некоторые лучшие из язычников — языческие философы могли приобрести только некоторую частицу целомудрия — воздержание от блудных дел, но “внутреннюю, совершенную и постоянную чистоту духа и тела они не только делом не могли приобрести, но и думать о ней не могли; добродетель истинного целомудрия невозможно иметь иначе, как по благодати Божией, и ее имеют только те христиане, которые служат Богу с сокрушенным духом” (преп. Иоанн Кассиан Римлянин).

Источник: https://portal-slovo.ru/theology/37698.php

Ссылка на основную публикацию