Что такое священническая епитрахиль и зачем она нужна?

Что означает священническая епитрахиль ?

Епитрахиль (греч. шея) – принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы.

Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований.

Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать.

В крайних случаях (например, в условиях гонений на Церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как епитрахиль.

Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять.

Обратите внимание

Епитрахиль надевается поверх подризника (в полном облачении) или рясы (в малом облачении). Символизирует благодатные дарования иерея как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и епископ не могут священнодействовать.

В крайних случаях (например, в условиях гонений на Церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или верёвки, благословлённый как епитрахиль. Впоследствии такой благословлённый предмет надлежит использовать только как епитрахиль либо сжечь.

Спереди на епитрахили нашиваются три пары крестов на обеих его половинах. Это символизирует, что иерей может совершать шесть церковных таинств, седьмой крест нашивается на той части епитрахили, что находится на шее, это символизирует, что священник принял своё священство от епископа и подвластен ему, а также то, что он несёт на себе бремя служения Христу.

Термин «Епитрахиль» впервые встречается в VIII в. он зафиксирован в византийском литургическом толковании, известном под названием «Церковная история» и приписываемом в рукописях свт.

Василию Великому или свт.

Герману К-польскому; здесь же Епитрахиль впервые дается символическое толкование: «Епитрахиль сопоставляется с узами, которые были возложены на шею Спасителя, когда Его влекли на Распятие»

Так же понимал символическое значение Епитрахили и свт. Симеон, архиеп. Фессалоникийский. Он истолковывал обряд перенесения во время пресвитерской хиротонии задней половины ораря на правое плечо ставленника как возложение ярма (ига) священнического служения и всей полноты священства на хиротонисуемого

из книги — «Православное богослужение»

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/chto-oznachaet-svyashhennicheskaya-epitraxil/

Епитрахиль, Скуфья: что нужно знать об облачении священника

Особые одеяния у священнослужителей христианской церкви появились ещё в апостольские времена. Отчасти прообразом современных облачений стали элементы одежд иудейских священников, отчасти – традиционная одежда ближневосточных народов.

Внебогослужебное облачение

Облачение православного священника можно разделить на повседневное и богослужебное. К повседневной одежде священников можно отнести подрясник, рясу и некоторые головные уборы.

Подрясником называют нижние длинные одежды– у монашествующего священника подрясник имеет чёрный цвет, у белого духовенства он может быть и белым, и чёрным, и синим. Сверху на подрясник обыкновенно надевается ряса (слово греческого происхождения, в переводе означает – «вытертая»).

Рясу носит как белое, так и чёрное духовенство, опять же, выбирая цвет соответственно своему званию. Как правило, ряса имеет несколько вариантов кроя, у неё длинные широкие рукава, застёжки на воротнике и поясе. Кроме этого, монашествующие священники носят мантию – длинную чёрную накидку с застёжкой на вороте.

Важно

Ряса и подрясник сейчас являются своеобразными символами отречения от мира и мирской суеты. Изначально же это была обыкновенная будничная одежда бедных монахов, довольно распространенная и традиционная для восточных стран – и по сей день подобный тип одеяний популярен на Ближнем Востоке.

Все богослужения (кроме Литургии) священник совершает в рясе и подряснике, иногда надевая поверх элементы прочих облачений, в соответствии с уставом. Когда же совершается Литургия, то на подрясник вместо рясы надеваются иные богослужебные облачения. К внебогослужебным головным уборам священства относятся скуфья и камилавка.

Скуфья (от греческого «покрывало, шапка») – своеобразная остроконечная шапочка, иногда из бархата. На голове складки скуфьи образуют подобие креста или купола. Скуфья является символом воинского шлема, а священнослужитель или монах, её носящий символизирует собой воина на поле духовной брани.

Камилавка – цилиндрический головной убор монашествующего и белого духовенства. Изначально имела форму, подобную турецкой фески и изготовлялась из верблюжьей шерсти (по-гречески – «камелос»).

Такие уборы носили на Востоке, защищаясь от солнца. Позднее камилавки стали частью одеяния византийских правителей и сановников, а затем – элементом облачения священнослужителей.

В России камилавки вошли в обиход с XVII века. Камилавка, подобно прочим богослужебным головным уборам, является символом тернового венца, который был на Христе в момент распятия. Помимо облачения и головных уборов, обычно поверх рясы священники носят иерейский крест.

К богослужебным облачениям (или ризам) священника относятся: подризник, епитрахиль, пояс, фелонь, поручи. Подризник надевается священником во время совершения Литургии вместо рясы – он обыкновенно белого цвета.

Поручи надеваются поверх подризника – это своеобразные «браслеты» или нарукавники из ткани с изображением креста. Они фиксируются шнуровкой на запястьях. Поручи имеют двоякую символику – с одной стороны, они символизируют силу и благодать, посылаемую священнослужителю для совершения Таинств, а с другой – те узы, которыми связывали руки Христа перед казнью.

Совет

Епитрахиль – подобие «фартука», длинная сдвоенная лента, которая надевается на шею священника поверх подризника. Она символизирует духовные дары, которые священник получает при рукоположении, а также – бремя священнического служения.

Пояс надевается на подризник и епитрахиль, символизируя «препоясание на служение», подобное тому, которое совершил Спаситель, умывая ноги Своим ученикам, препоясавшись полотенцем.

Некоторые священники помимо прочего имеют также набедренник – прямоугольник из плотной ткани с нашитым крестом, который носят на ленте у бедра, перекинув через плечо. Обычно набедренник даётся в качестве награды и символизирует «духовный меч».

Фелонь – священническая накидка с высоким жёстким приподнятым сзади воротом. Этот ворот тоже своеобразный символ «духовных доспехов», о которых говорит апостол Павел – «облекшись в броню праведности». Исследователи полагают, что прообразом фелони послужило нечто вроде дорожного плаща, который могли носить апостолы и Христос.

Надевается фелонь иереем поверх остальных облачений. Сзади она довольно длинная, спереди же доходит до пояса. Бывают фелони разных цветов – в зависимости от праздника, в который совершается богослужение, выбирается тот или иной цвет облачения.

Четыре полосы, нашитые поверх фелони, обозначают четыре Евангелия. Сзади вышиваются или нашиваются крест и Вифлеемская звезда – символы единения Ветхого и Нового Завета, символы начала и конца истории спасения человечества во Христе.

Читайте также:  Крестные страдания иисуса христа

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/80189-epitrakhil-skufya-chto-nuzhno-znat-ob-o.html

Облачения священнослужителей

Для совершения богослужения священно– и церковнослужители облачаются в особые одежды, назначение которых – отвлекать их ум и сердце от всего земного и возносить к Богу. Если для мирских дел в торжественных случаях надевают лучшие одежды вместо повседневных (Мф. 22.11–12), то тем более естественным является требование совершать в особых одеждах служение Богу.

Специальное облачение для священнослужителей было введено еще в Ветхом Завете. Было строго запрещено входить в скинию и в Иерусалимский храм для совершения богослужения без особых риз, которые должны были сниматься при выходе из храма (Иезек. 44.19).

В настоящее время священные одежды, в которых совершается богослужение, сообразно трем степеням церковной иерархии разделяются на диаконские, священнические и епископские. Церковнослужители носят некоторые из диаконских одежд.

Обратите внимание

По учению Церкви, каждая высшая степень церковной иерархии заключает в себе благодать, а вместе с ней права и преимущества низших степеней. Эта мысль наглядно выражается тем, что священные одежды, установленные для низших степеней, принадлежат и высшим.

Поэтому и порядок в облачении таков: сперва надевают одежды, принадлежащие низшему чину, а потом уже высшему.

Так, епископ облачается сперва в одежды диакона, потом в одежды иерея и затем уже в одежды, принадлежащие ему, как епископу; иерей тоже сначала облачается в одежды диаконские, а потом в иерейские.

Одежды диакона составляют стихарь, орарь и поручи.

Стихарь – длинная прямая одежда с широкими рукавами. Он знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священного сана. Стихарь полагается и для иподиаконов. Право ношения стихаря может быть дано псаломщикам и прислуживающим в храме мирянам.

Орарь представляет собой длинную широкую ленту, которая в основном носится на левом плече, поверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.

Поручами называются узкие нарукавники, стягивающиеся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они, участвуя в совершении Таинств, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы на руках Спасителя во время Его страданий.

Облачение священника составляют подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза).

Подризник – это стихарь в несколько измененном виде: он делается из тонкой белой материи, и рукава у него узкие, затягивающиеся на концах шнурками. Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить беспорочную жизнь. Подризник символизирует собою хитон (нижнюю одежду) Спасителя.

Епитрахиль есть тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собою. Епитрахиль знаменует двойную (по сравнению с диаконской) благодать, подаваемую священнику для совершения Таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы (как и диакон – без ораря).

Пояс надевается поверх епитрахили и подризника. Он знаменует готовность служить Господу, а также силу Божию, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясывался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери.

Риза или фелонь – эта длинная широкая одежда без рукавов. Она надевается священником поверх других одежд. Риза символизирует ту багряницу, в которую облекали Спасителя воины во время надругательств над Ним.

Важно

Ленты, нашитые на ризе, напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Вместе с тем риза напоминает священникам и об одежде правды, в которую они должны быть облечены, как служители Христовы.

Поверх ризы священник носит наперсный крест.

За усердную продолжительную службу священникам даются в награду набедренник, то есть четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо за два угла на правом бедре и означающий меч духовный, а также – скуфья и камилавка.

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заменяется саккосом, а набедренник палицею. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.

Саккос – верхняя одежда епископа, похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник, и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя.

Палица – это четырехугольный плат, привешиваемый за один угол поверх саккоса на правом бедре. В награду за усердную службу право носить палицу иногда получают и заслуженные протоиереи. Они носят ее с правой стороны, а набедренник в таком случае помещается слева. Палица, как и набедренник, означает духовный меч, т. е. слово Божие, которым должны быть вооружены священнослужители.

На плечах поверх саккоса епископы носят омофор – длинный широкий лентообразный плат, украшенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. «Омофор» – слово греческое и означает «наплечник».

Омофор является принадлежностью только епископского облачения. Без омофора (Казанский) в архиерейском облачении епископ не может совершать (фото 1920-х гг.) никакой службы.

Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.

На груди поверх саккоса епископ носит крест и панагию – небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери.

Совет

На голову епископу возлагается митра, украшенная небольшими образками и цветными камнями. Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру могут носить и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при богослужениях надевать митру вместо камилавки.

При Богослужении епископы употребляют жезл или посох, как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.

Во время Богослужения под ноги епископу подкладываются орлецы – небольшие круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному.

Материал создан: 30.06.2015

Прообразы Креста Христова

Источник: http://iamruss.ru/pravoslavie/oblacheniya-svyashhennosluzhitelej/

Новая Скрижаль,

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ “ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ”

АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

Читайте также:  Молитвенное правило от ночного и дневного осквернения

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ

В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

ГЛАВА VI: ЧИН СВЯЩЕННОЙ И

БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

§ 10

ОДЕЖДЫ СВЯЩЕННИЧЕСКИЕ

Всех священнических одежд пять. Святитель Симеон Солунский (в гл. 83) пишет: «Священник надевает пять одежд, как совершенный и имеющий благодать совершать Таинства.

Ибо в нас пять совершенных телесных чувств и пять сил душевных; и иерей просвещает человека, крестя и освящая его». Одежды священнические следующие: стихарь, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь.

Архиерею и иерею, подобно как диакону, Церковь назначает первую одежду стихарь, называемый подризником, но который в таком случае имеет другое таинственное значение.

ПОДРИЗНИК И ГАММАТЫ
(НАШИВНЫЕ ПОЛОСЫ НА НЕМ)

Святой Герман говорит, что «белый стихарь (подризник священнический) означает луч Божества и чистую жизнь иерея». Святитель Симеон (в гл. 33, о храме) пишет: «Подризник означает чистоту и непорочность священного чина; за эту-то чистоту жизни иереи и удостоиваются этой благодати.

Это иерей и свидетельствует, когда, облачаясь в него, говорит: „Возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения…“ (Ис. 61, 10) и проч.». В гл. 79 он же говорит: «Подризник червленый означает страдание, поелику Вочеловечившееся Слово пролияло нас ради Кровь Свою»; и далее, в гл.

81: «Архиерей надевает стихарь – как светлую одежду нетления, как чистую и просвещающую святыню Иисуса, как означающую чистоту и светлость ангелов».

В Патриаршеском чиновнике говорится, что архиерейский подризник имеет на себе гамматы, т. е. ленты или струи, висящие спереди, и этими гамматами он отличается от подризника иерейского. Симеон Солунский (в гл.

37, о храме) пишет: «Архиерейский стихарь имеет так называемые источники, идущие сверху вниз и означающие учительную благодать иерарха и вместе различные дары, данные ему свыше и чрез него изливаемые. И у ангелов не у всех один чин, но и там нижайшие научаются и наставляются более священными чинами.

Источники же называются так от слов Спасителя, Который в Евангелии сказал: „Веруяй в Мя, реки от чрева его истекут воды живы“ (Ин. 7, 38)». И (в гл. 79): «Находящиеся на подризнике источники означают и дар учения, и токи Крови Спаса нашего. А потому они и находятся только на архиерейском стихаре».

Впрочем, эти гамматы или источники носят теперь и священники; они висят спереди подризника, от пояса до низу.

§ 11

ПОРУЧИ

Нарукавницы или поручи, надеваемые на правую и левую руки, обе вместе образуют узы Христовы. Симеон Солунский (в гл. 42, о храме) пишет: «На руках нарукавницы образуют узы Спасителевы, которыми Он был связан, когда вели Его к Пилату».

ПРАВАЯ ПОРУЧЬ

Но отдельно одна правая нарукавница образует всемогущество Христово, ибо священник и диакон, надевая ее на правую руку, говорят: Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги (Исх. 15, 6).

Этими словами они прославляют находящуюся в узах победительную руку Христову и вместе с сим превозносят похвалами Божию силу, имеющую пресуществить хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы и обнаружиться в Таинстве.

Обратите внимание

Святитель Симеон (там же) говорит: «Так называемые нарукавницы означают всемогущество силы Божией и то, что священнодействие Тела и Крови Иисус совершает Собственными руками». Посему и читаемые при надевании их молитвы имеют соответственное сему значение.

ЛЕВАЯ ПОРУЧЬ

Левая же нарукавница в отдельности означает терпение служителя Христова и его бодрственный дух, ибо он обещается при исполнении сего служения быть терпеливым и бодрствующим. Посему, когда священник надевает на левую руку нарукавницу, молится сам за себя, говоря: Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим (Пс. 118, 73).

§ 12

ЕПИТРАХИЛЬ ЕСТЬ ОДЕЯНИЕ
СОБСТВЕННО СВЯЩЕННИКА

Епитрахиль происходит от греческого слова «τραχηλος» – шея, и значит нашейник.

Епитрахиль есть собственно священническая одежда и превосходнее всех других священнических одежд: она есть тот же диаконский орарь, но только налагаемый на оба плеча и лежащий на груди и ниже ее в знак того, что священник в служении своем имеет высшую степень и должность, нежели какую он имел, будучи диаконом. Симеон Солунский (в гл.

180) говорит: «Орарь архиерей при посвящении пресвитера переносит с левого плеча на правое, а конец, висящий назади, полагает напереди, и таким образом налагает как бы ярем на хиротонисуемого. Ибо и одежда должна показывать, какую иерей принял на себя благодать.

И как, будучи диаконом, он имел один только долг, так теперь должен быть служителем и попечителем тайн и всего дела священства, и этим он берет на себя больший ярем. Вот почему священник и опоясуется дважды, так как призван к сугубому делу»; и (в гл. 39, о храме) он же поясняет: «Епитрахиль означает совершительную и свыше сходящую благодать Духа.

Посему архиерей и иерей, возлагая епитрахиль на себя, говорят: „Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя“», и (в гл.

181): «Сначала иерарх называет по имени его (пресвитера при посвящении), потом, когда берет орарь, то сзади, с левого плеча, переносит на правое так, чтобы оба конца были напереди, и таким образом образуется так называемая епитрахиль. Она означает, во-первых, свыше, от главы сходящую благодать, как говорит Давид: „Яко миро на главе, сходящее на ометы одежды его“ (Пс. 132, 2); потом, что иго священства Христова благо; и сверх того, как некоторые говорят, – что подобно тому, как Сам Христос на Своих раменах нес крест на страдание, так поступает и сам иерей, удостоившись совершать Таинства страданий Его».

§ 13

ПОЯС НА СВЯЩЕННИКЕ

Иерей подризник и епитрахиль препоясует поясом. Святитель Симеон (в гл. 40, о храме) говорит: «Пояс показывает Спасителево служение о нас, которое Он как совершал за нас здесь, так обещался совершать ради нас и впоследствии.

„Препояшется, – говорится, – и посадит их, и подходя, станет служить им“ (Лк. 12, 37). Пояс, лежащий на чреслах, образует также крепость и могущество силы Иисуса Христа, и вместе с тем – целомудрие и чистоту тела и души священника.

Важно

Это объясняют и слова, читаемые при опоясывании: „Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой“ (Пс. 17, 33)».

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "почаевская"

Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)

Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

Продолжение следует

СОБЫТИЯ || Паисий Афонский причислен к лику святых

      Священный Синод Константинопольской Церкви 13 января с. г. прославил в лике святых горячо любимого и почитаемого не только православными греками, но и верующими всего мира старца схимонаха Паисия Святогорца (Эзнепидиса) (1924–1994). Имя преподобного будет внесено в церковный календарь под дату 12 июля (по новому стилю; святой почил в праздник свв.

апостолов Петра и Павла).      Старец Паисий стал широко известен благодаря книгам наставлений, изданным на нескольких языках, в том числе и на русском. Переведено на русский язык и пространное житие подвижника, составленное его учеником – иеромонахом Исааком. Этот труд, насчитывающий почти 800 страниц, является фактически неоспоримым материалом к канонизации угодника Божия.

     Преподобный Паисий происходил из Фарас (бывшее греческое селение на территории Турции, расположенное в восточной Каппадокии, – примеч. ред.) из глубоко верующей греческой семьи. Его крестным отцом стал святой Арсений Каппадокийский, в честь которого он получил имя при Крещении.

Когда Арсений Эзнепидис был еще в младенческом возрасте, семья перебралась в небольшой городок Эпира (округ на северо-западе Греции, – примеч. ред.) – Коницу.      Старец прошел все этапы монашеской жизни. Он начал свой путь на Афоне в общежительном монастыре Эсфигмен, потом подвизался в особножительной обители Филофей.

Вопреки собственному желанию, по повелению Божию монах Паисий покинул Святую Гору, чтобы восстановить монастырь Стомион неподалеку от города своего детства – Коницы. Воссоздав Стомион, он переселился на гору Синай, где жил как пустынник.

Вернувшись на Афон, святой обитал в уединенных скитах и кельях, помогая приходившим к нему инокам и паломникам молитвой и советом и неся суровые аскетические подвиги. Погребен он был в созданном по его молитвам исихастирии апостола Иоанна Богослова в Суроти, куда ежегодно приезжают тысячи людей, прося молитвенной помощи сего светильника веры в нуждах, скорбях и болезнях.

     В своих поучениях преподобный Паисий уделял особое внимание проблеме глобализации и связанных с ней цифровых технологий, предупреждая верующих об их духовной опасности. Обличал он и иные отступления от чистоты веры – всевозможные обновленческие новшества и участие православных клириков и мирян в еретическом экуменическом движении.

Совет

     В святости подвижника удостоверяют многочисленные чудеса, совершенных им как в земной жизни, так и по преселению в Небесные обители.

По материалам СМИ      

© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник

Источник: http://www.pkrest.ru/123/123-9.html

Облачение священнослужителей и их цвета

Диакон облачается в стихарь-длинная одежда с широкими руковами, в стихарь так-же облачаются алтарники и чтецы, орарь-длинная широкая лента, которую он носит поверх стихаря на левом плече. На руки диакон одевает поручи-короткие нарукавники, охватывающие только запястье. 

Священник облачается в подризник(стихарь с узкими руковами), епитрахиль-сложенный в двое орарь, озночает что священнику даётся двойная благодать, большая чем диакону, по уставам Церкви, священник без епитрахили, как диакон без ораря, не может совершать ни одной службы.

 Пояс-одежда одеваемая поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу и Божественную силу, укрепляющую священнослужителей в прохождении их служения.Набедренник и палица-это одежды, носимые на поясе при бедре. Первая представляет собой четырёхугольный, несколько продолговатый плат, а вторая-плат квадратный.

 Фелонь, или риза-это длинная круглая одежда без рукавов с отверстием для головы, фелонь напоминает священникам об одежде правды, которой они должны быть облачены как служители Христовы.

На голове во время богослужения священники носят скуфьи-небольшие шапочки из материи, или камилавки-высокие бархатные шапки, которые даются как награда или отличие. В отличие от диаконов священники носят на облачении , и на своей домашней одежде наперсный крест.

Облачением епископа служат все священнические облачения, только вместо фелони, епископ носит саккос, поверх него омофорОмофор означает ту заблудившуюся овцу, которррую Христос, Добрый Пастырь, взял на плечи, чтобы отнести к Отцу.

 Митра-состовляет головное украшение епископа, она служит символом пастырской власти, такое же значение имеют скуфьи и камилавки, даваемые священникам. Панагия-небольшой круглый образ Спасителя или Божьей Матери, носимый епископами на груди.

 Жезл, или посох, употребляемый епископами при священнослужении, указывает на их пастырскую обяззаность: направлять свою паству на путь спасения, не допускать её до заблуждений и отражать нападающих на неё духовных волков. Орлецы-круглые коврики с изображением орла, летящего над городом.

Они полагаются во время богослужения под ноги епископу и напоминают ему, что он должен своими помыслами и делами стремится к небесам. На груди епископ носит наперсный крест.

Частью церковно-литургической символики являются разнообразие цветов священничиских  облачений. Их цветовую гамму составляют все цвета радуги: красный, жёлтый, ораньжевый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый; а кроме того ещё и белый.
Белый цвет, является символом Божественного нетварного света.

В белых облачениях священники служат в великие праздники: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, в них начинается Пасхальная утреня. При крещении и погребениии священник тоже одет в белое.

Красный цвет вслед за белым продолжает богослужение Пасхи и в красных ризах служат до праздника Вознесения. Этот цвет символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но красный также цвет крови поэтому в красных облачениях проходят службы в честь мучеников.

Жёлтый, или золотой и ораньжевые цвета являются символами славы, величия и достоинства. В таких облачениях служат в воскресные дни и в дни памяти пророков, апостолов и святителей.

Зелёный цвет  принят в дни памяти приподобных и свидетельствует о том, что их монашеских подвиг оживотворяет человека соединением со Христом и возводит его на небо. В зелёных цветах служат в день Святой Троицы, вербное воскресенье,понедельник Святого Духа.
Голубой или синий цвет Богородичных праздников.

Обратите внимание

Это цвет неба, и он соответствует учению о Богородице, носившей в своём чреве Христа-Небожителя.
Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня.
В чёрный цвет облачаются священники в дни Великого поста. Это символ отречения от пышности, от мирской суеты, цвет покаяния и плача.

Источник: http://ivblagochinie.ru/svet-pravoslaviya/nachinayushhemu-hristianinu/oblachenie-svyashhennosluzhiteley-i-ih-tsveta.html

Ссылка на основную публикацию