Что такое покаяние в православии и как правильно покаяться

Покаяние — что это такое?

Почему в православии так много говорят о покаянии? Исповедь и покаяние — это разные вещи? В чем между ними различие и как правильно каяться? Рассказываем.

Покаяние — неотъемлемая часть духовной жизни

Под покаянием в Церкви понимают две вещи:

  1. сам процесс покаяния: в виде молитвы или просто состояния души
  2. и следующее за этим внутреннее перерождение души — очищение ее от греха.

В обеих своих формах покаяние — это действительно неотъемлемая часть духовной жизни православного человека.

Неотъемлемых сторон вообще много: и участие в богослужениях, и Церковные таинства, и молитва, и соблюдение заповедей… Но о покаянии священники и святые говорят особо — потому что это то делание человека, которое не имеет внешне описываемых правил и о нем можно «легко забыть», соблюдая при этом все остальные правила.

Можно читать каждый вечер и утро молитвы, но не иметь в душе покаяния.

Можно ходить на исповедь, и не иметь на самом деле покаяния.

Можно помогать вообще всем ближним, и тоже — не иметь покаяния.

Иногда монахи и святые даже специально в своих молитвах просили у Бога покаяния — настолько в суете жизни это состояние легко упустить.

Обратите внимание

Полноценная духовная жизнь человека без покаяния невозможна, потому что покаяние очищает душу. Чистая же душа способна полнее воспринять Благодать Духа Святого. А именно стяжание благодати Духа Святого — это главная цель православного христианина на земле…

«Стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасутся», — говорил один из самых почитаемых русских святых преподобный Серафим Саровский.

Преподобный Серафим Саровский.

Что такое покаяние?

Покаяние нельзя путать с самобичеванием — при том, что все тексты молитв на первый взгляд только и говорят о том, что человек плохой, грешный, неугодный и так далее.

Однако за этими словами в молитвах лежит совершенно иное мироощущение нежели бестолковое бичевание себя: скрывается за ними напоминание об объективном «статусе» человека — на фоне безначального, бессмертного, необъятного, непостижимого и дающего жизнь и Любовь Господа.

В основе духовной жизни — благодарность и любовь к Богу. В конце дня — или недели, — мы вспоминаем, как прожили это время. Мы вспоминаем, как обманывали, как повышали голос, как хитрили или пытались поступить нечестно. И мы говорим: «Господи, прости, что вместо преумножения любви в мире, я делал все то, что делал». Это не самобичевание — это диалог с Богом.

В зависимости от характера человека, от его положения в мире, от его уровня духовной жизни или степени проблем, которые ставит перед ним жизнь, он сожалеет о разных вещах, у него разные грехи и разная степень понимания греха. Однако общее всегда одно — это отдавание отчета, что ты живешь не свято, а хотел бы — свято, потому что каждый человек создается, чтобы стать святым.

Именно в этом отличие покаяния от самобичевания. Самобичевание — это взгляд назад и самокопание. А покаяние — это взгляд в будущее и искреннее желание и решимость (пускай только в данный момент) жить иначе.

И тогда наступает момент — у кого-то он случается быстрее, кому-то нужно больше времени, — когда решимость перерождается в действительно состоявшийся факт: человек начинает жить по новому и уже не живет по-старому, его душа, словно, обновлена. Грех прощен, покаяние свершилось.

Такое покаяние может происходить в отношении самых разных вещей: начиная от каких-то привычек (например, сигареты, когда уходит тяга к ним) и заканчивая целым образом жизни или мировоззрением — когда человек обновляет всю картину своего земного существования (например, перестает быть вором и блудником, а начинает ходить в храм и устраивает благополучную семью).

Как правильно каяться?

Как правильно каяться? На этот вопрос не может быть однозначного ответа, потому что при всех общих законах, по которым проистекает духовная жизнь человека, душа каждого индивидуальна и каждый человек нуждается в своем собственном совете. Святые писали целые книги о покаянии!

Точнее всего в духовных вопросах может направить только духовник — священник, у которого исповедовался не один раз. Который знает твою жизнь, твои слабости и твои нужды.

Например, если человек глубоко унывает или склонен к самобичеванию и депрессивным состояниям (если он на самом деле к ним склонен!), то священник, скорее, посоветует в молитве и покаянии акцентировать свое внимание не на сделанных проступках, а на мыслях о Любви Христовой и радости в сопребывании с Ним.

Важно

А человеку, допустим, легкомысленному или уверенному, что у него вообще порядок во всем — наоборот, может порекомендовать сосредоточиться как раз на нарочитом поиске в своей жизни грехов, потому что такова природа человека: либо погружаться в уныние с головой, либо не замечать в глазу и «бревна».

Однако в любом случае покаяние так или иначе связано с искренним диалогом души с Богом — и вообще с искренностью души. А также с решимостью новой жизни. А также — с молитвой.

Невозможно вести диалог с Богом, читая при этом книжку или листая ленту социальных сетей. Невозможно каяться, катаясь на карусели или поедая пирожное в кафе. Невозможно каяться, разговаривая с соседями или переписываясь в чате.

Именно поэтому в Православной Церкви существуют молитвы, которые собраны в молитвословы, и молитвенные правила — которые помогают человеку сосредоточиться на жизни своей души.

Именно поэтому в православной Церкви есть посты — как помощь человеку еще более сосредоточиться на внутренней жизни: не только во время утренних и вечерних молитв, но и в течение нескольких дней.

Дней, когда человек полностью фокусируется на внутреннем мире — стараясь отсечь всё внешнее, лишнее.

Исповедь и покаяние: в чем различие?

Мы уже писали выше, что Таинство исповеди и покаяние — это не одно и тоже.

Исповедь — это прощение грехов. Покаяние — это очищение души не только от греха, но и от его последствий. Исповедь не избавляет человека от последствий греха — например, от укоренившихся привычек. Именно поэтому одной исповедью покаяние не ограничивается.

Допустим, у нас есть привычка сквернословить. На исповеди мы получили прощение грехов, — (грех прощен), — но привычка осталась и человек продолжает ругаться, сам, порой, того не замечая.

Всякий грех пускает в человеке корень, поэтому исповедь — это не событие, после которого должно следовать самоуспокоение и забытье о себе самом.

Совет

Исповедь — это великое Таинство и Богом данный помощник нам в нашем главном делании — покаянии. Это помощник, в этом нашем искреннем желании обрести в себе человека Нового, человека святого.

Стать им, искоренив в себе всякий грех и стяжав в молитвах к Господу нашему Иисусу Христу оживотворяющую Благодать Духа Святого!

Покаяние может быть без исповеди?

Покаяние — это неотъемлемая часть духовной жизни, но не единственная неотъемлемая часть. Покаяние и исповедь идут рядом и одно без другого теряет силу. Исповедь без покаяния может привести к самоуспокоенности и равнодушию в жизни, а исповедь саму превратить в некий формальный ритуал.

Покаяние без исповеди приводит к другой крайности — покаянию без конца и какого-либо результата: вращению колеса на одном месте, которое само себя закапывает. Например, все больше будет риск, что духовную жизнь человек начнет подменять психологией и именно в нее будет погружаться все дальше и дальше — оказавшись в итоге в запутанном лабиринте.

Человек, оставшись без Таинств (будь то исповедь или причастие), — как бы он при этом ни был искренен и «правилен» в своем общении с Богом, — на деле все равно остается наедине с собой, поскольку лишен Церковного общения.

Церковь во всем своем величии и во всей своей видимой и невидимой силе является обителью Духа Святого и тем недостающим звеном, которое помогает человеческой природе сделать последний, решающий (или первый, вдохновляющий!) шаг к природе вечной. Той природе, которая когда-то была утеряна Адамом и Евой в Раю, и той, которую каждый из нас сейчас Благодатию Духа Святого, а также Церковной и праведной жизнью во Христе достоин получить.

Господи Иисусе Христе, помилуй нас!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: http://uznavay.pro/pokayanie-chto-eto-v-pravoslavii/

Как правильно исповедаться в церкви

Каждый верующий человек должен понимать, что в исповеди он признается о своих деяниях Господу. Каждый его грех должен быть перекрыт желанием искупить свою вину перед Господом, только так можно добиться его прощения.

Если человек чувствует, что ему тяжело на душе, то необходимо пойти в церковь и пройти таинство исповеди. После покаяния вы почувствуете себя намного лучше, а тяжелая ноша упадет с ваших плеч. Душа станет свободной и совесть больше не будет вас мучить.

Что нужно для исповеди

Перед тем как правильно исповедаться в церкви, нужно понять, что там говорить. Перед исповедью нужно сделать такие приготовления:

  • осознать свои грехи, искренно в них раскаяться;
  • иметь искреннее желание того, чтобы грех остался позади, с верой в Господа;
  • искренне верить в тот факт, что исповедь поможет очиститься духовно при помощи молитв и чистосердечного покаяния.

Исповедь поможет снять грехи с души только в том случае, если покаяние будет искренним, а вера человека прочной. Если вы сказали себе «Хочу исповедаться», то с чего начать вам должна подсказать ваша совесть и вера в Господа.

Как проходит исповедь

Если вы думаете, как правильно исповедаться в церкви, то прежде должны понимать, что все действия должны быть максимально искренними.

В ее процессе необходимо раскрыть свое сердце и свою душу, полностью раскаиваясь в содеянном.

И если существуют люди, которые не понимают ее значения, которые не чувствуют после нее облегчения, то это просто неверующие люди, которые на самом деле не осознали своих грехов и уж точно не покаялись в них.

Что нужно делать при исповеди

Люди, которые ни разу не делали таинство исповеди, не имеют ни малейшего понятия, как правильно исповедаться батюшке. В храмах рады всем людям, которые готовы исповедаться.

Даже для самых больших грешников путь туда никогда не закрыт. Притом, священники часто помогают своим прихожанам в процессе исповеди, подталкивая к верным действиям.

Поэтому не нужно бояться исповеди, даже если не знаете, как правильно исповедаться в первый раз.

Что делать, если какой-то грех забыл назвать?

Пример того, как правильно исповедаться, можно спросить у своих родителей, бабушек или дедушек. Они уже были на исповеди и могут поделиться своим опытом. Но даже подготовленный человек может во время исповеди забыть рассказать о каком-то своем грехе и потом этого его мучает. Но здесь нет ничего ужасного.

Каждый человек может разволноваться. Можно потом просто подойти к священнику и обо всем рассказать. В этом нет ничего преступного.

Но и здесь не стоит перебарщивать, так как этот процесс может сделать исповедь простой формальностью.

Обратите внимание

На первой исповеди человек должен вспоминать все свои проступки, начиная с шести лет. После этого уже не нужно вспоминать тех грехов, которые уже были названы прежде. Если они, конечно, больше этого греха не совершали.

Если названные проступки не считаются грехом, то священник должен рассказать об этом человеку, и они вместе должны подумать о том, почему этот поступок так беспокоит прихожанина.

Как правильно исповедаться

Приняв решение исповедаться, следует узнать о том, как происходит такая процедура. Ведь для этого существует целый православный ритуал, который происходит в специально отведенном месте под названием аналой. Он представляет собой столик с четырьмя кутами, на котором можно увидеть Священное Евангелие и крест.

Перед тем, как каяться в грехах, необходимо подойти к нему и положить на Евангелие два пальца. После этого священник уже может положить на голову епитрахиль. Внешним видом он несколько напоминает шарф.

Но сделать это священник может и уже после того, как выслушал грехи человека. После этого священнослужитель прочитает молитву об отпущении грехов. Священник крестит прихожанина.

По окончанию молитвы епитрахиль снимается с головы. Уже тогда нужно и самому перекреститься, поцеловать святой крест. Только после этого можно получить благословление от священника.

Но священник может смягчить или даже отменить епитимью, если человек попросит об этом. Конечно, для такого шага нужно иметь вескую причину.

Очень часто в качестве епитимьи назначают молитвы, поклоны или другие действия, которые должны стать актом милосердия со стороны исповедовавшегося человека.

Но в последнее время священники чаще всего назначают епитимью только в случае того, если человек сам о ней попросил.

Важно

Как правильно исповедоваться — советы священника

Нередко случается и такое, что во время исповеди у человека текут слезы. Этого не нужно стыдиться, но и не стоит превращать слезы покаяния в истерику.

В чем лучше приходить на исповедь

Перед тем как идти на исповедь, стоит пересмотреть свой гардероб. Мужчины должны приходить в длинных штанах, в рубашках или футболках с длинными рукавами.

Очень важно, чтобы на одежде не было изображено различных мифических персонажей, женщин без одежды или сценки с элементами курения или употребления алкоголя.

В теплое время года мужчины должны пребывать в церкви без головных уборов.

Женщины должны одеваться на исповедь очень скромно. Верхняя одежда должна обязательно прикрывать плечи, зону декольте. Юбка не должна быть слишком короткой, максимум до колен. Также должен присутствовать платок на голове.

Очень важно не краситься и, тем более, не использовать губную помаду, так как нужно целовать крест и Евангелие.

Не стоит надевать обувь на длинных каблуках, так как служба может идти достаточно долго и ноги устанут.

Подготовка к исповеди и причастию

Исповедь и причастие могут происходить в один день, но это необязательно. Исповедаться можно во время любого Богослужения, а вот ко второму таинству нужно подготавливаться намного серьезнее, так как правильно принять причастие очень важно.

Перед таинством причастие должны идти хотя бы три дня строго поста. Неделю перед этим необходимо читать акафисты Богородице и Святым. В день перед причастием стоит посетить вечернюю Службу. Не стоит забывать и о вычитке трех канонов:

  • Спасителю;
  • Матери Божьей;
  • Ангелу Хранителю.

Перед причастием нельзя ничего есть и пить. Также необходимо прочитать после сна утренние молитвы. На исповеди священник обязательно задаст вопрос о том, соблюдал ли человек пост перед причастием и прочитал ли все молитвы.

Перед Чашей Христовой нужно стоять со скрещенными руками на груди и перед употреблением вина и хлеба назвать свое имя.

Как правильно исповедаться в первый раз

Если человек хочет исповедаться в первый раз, то ему нужно понимать, что его ожидает не простое покаяние. Такую исповедь принято называть генеральной. К ней нужно подходить осознанно и очень тщательно. Человеку важно сосредоточиться и вспомнить все свои грехи с шестилетнего возраста (в последующие разы этого делать уже не придется).

Читайте также:  Православный праздник покрова пресвятой богородицы - 14 октября в 2019 году

Служители церкви рекомендуют в период подготовки соблюдать пост и отказаться от отношений с представителями противоположного пола. Сколько времени соблюдать пост зависит от самого человека. Нужно прислушаться к потребностям своей души и следовать им.

Не стоит забывать в эти дни о прочтении молитв и чтения Библии. Помимо этого, необходимо ознакомиться с литературой, которая существует на эту тему. Некоторые книги может посоветовать священник. Но перед чтением непроверенных изданий лучше посоветоваться со своим священником.

Совет

На исповеди не стоит употреблять какие-то заученные слова или фразы. После того, как человек расскажет о грехах, священник может задать еще какие-то вопросы. На них нужно отвечать спокойно, даже если они и смущают человека. Волнующие вопросы может задавать и сам прихожанин, ведь первая исповедь и существует для того, чтобы человек встал на путь истинный и уже с него не сходил.

Но не стоит забывать и о других людях, которые пришли на Литургию и тоже хотят исповедаться. Не нужно занимать очень много времени, даже если остались еще какие-то вопросы. Их можно задать священнику после Службы.

Таинство исповеди имеет свое предназначение – оно очищает человеческие души от грехов. Но не стоит забывать о том, что исповедаться нужно постоянно. Ведь в наше смутное время невозможно прожить без того, чтобы не грешить. А все грехи ложатся тяжким грузом на нашу душу, и нашу совесть.

Что говорить на исповеди — перечень женских грехов

Как правильно исповедаться — ответы на все вопросы

Как правильно исповедаться в церкви was last modified: Март 12th, 2019 by Bogolub

  1. Главная
  2. /
  3. Правила обрядов
  4. /
  5. Как правильно исповедаться в…

Загрузка…

  • Православные молитвы читаемые перед исповедью

Источник: https://bogolub.info/kak-pravilno-ispovedatsya-v-cerkvi/

Как покаяться: 5 шагов

Важность покаяния трудно переоценить. В конце концов, первой публичной проповедью Иисуса было «Покайтесь!» (Марка 1:15) – и так как для Иисуса это было одним из первых в списке, вероятно, мы тоже должны обратить на это внимание.

Но как покаяться правильно? Псалом 31 — это прекрасное место, где можно исследовать природу и процесс глубокого покаяния. Вот пять основных шагов:

1. Честно признайте, что вам нужно покаяться

Покаяние требует честности. Никто не приходит к Богу с искренним раскаянием в сердце пока не осознает нужду в прощении и примирении с Ним. Только те, кто прекратили попытки скрыть свой грех за самоправедностью и лукавством могут почувствовать глубокие и продолжительные перемены, которые приходят только через покаяние.

2. Осознайте опасность греха и разрушающее действие вины

Давайте признаем: вы ищете покаяния, потому что Дух Божий осудил вас. Мы часто обвиняем других в том, что они являются причиной нашего стресса и плохого настроения, но очень часто мы чувствуем себя плохо, потому что мы сделали что-то плохое.

Давид описывает физические и эмоциональные симптомы, соответствующие нечистой совести. Мы должны честно оценить последствия нашего греха, что означает оценить как последствия лично для нас, так и то, как это повлияло – или продолжает влиять – на других.

3. Исповедайтесь полностью

Глубокое покаяние требует глубокого исповедания. Хотя это кажется парадоксальным, но единственный способ быть полностью укрытым во Христе – это полностью обнажить свой грех. В процессе покаяния мы должны бороться за то, чтобы полностью открыть перед Богом глубину и ширину нашего греха. Здесь подойдёт только беспощадная честность, и она приведёт к свободе и радости.

4. Укройтесь в Боге

Адам и Ева спрятались за несоразмерным, самодельным прикрытием, чтобы замаскировать свой грех и стыд. Мы тоже часто прячемся за самодельной праведностью, чтобы показаться более приятными, чем мы есть на самом деле. Если мы хотим измениться, измениться по-настоящему – что, кстати, является признаком настоящего покаяния — мы должны укрываться только в Боге.

Недостаточно покаяться только в явных вещах. Недостаточно сказать: «Я признаю, что вёл себя неправильно». Все люди раскаиваются таким образом, особенно религиозные люди, которые хранят свою репутацию.

Христианин раскаивается не только в своих внешних грехах, но и в попытках спрятаться за фальшивой самодельной праведностью. Прекратите прятаться за свои усилия. Укрывайтесь в Боге.

5. Ухватитесь за надежду

Как мы можем быть уверены, что Бог простил нас? По причине лишь Его неизменной любви. Вспоминайте и находите подтверждения великим обещаниям, которые Он давал на протяжении истории, и как эти обещания были исполнены в Иисусе Христе:

  • Его обещание Адаму и Еве сокрушить врага
  • Его обещание Аврааму утверждать и защищать людей
  • Его обещание Моисею дать грешным людям способ иметь отношения со Святым Богом
  • Его обещание Давиду дать раз и навсегда вечного Царя Своим людям.

На протяжении всей истории – до настоящего момента, когда вы каетесь – Бог говорит и продолжает говорить: «Я люблю тебя. Я не подведу. Я – все, что тебе нужно.»

Посмотрите на Божьи обещания, ухватитесь за надежду, и «Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем» (Псалом 31:11)

Автор — Christian Living / Joel Lindsey / thegospelcoalition.org
Перевод — Екатерина Виленская для ieshua.org

Телеграм канал @ieshua.org

Последнее пожертвование: 18.03 (Украина)

Источник: http://ieshua.org/kak-pokayatsya-5-shagov.htm

Как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, что такое покаяние

17 10 2015      Оля       8 комментариев

Часто бывает так, что человек задумается о жизни своей, поймет, что нужно в храм сходить, да не знает, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, что такое покаяние и что оно дает — постараемся кратко ответить, основываясь на святоотеческих писаниях и Евангелие.

Для чего нужна Исповедь

В Таинстве Крещения человек очищается от грехов (первородного греха и всех личных грехов, совершённых им до Крещения), но склонность, предрасположенность ко греху остаётся; в таинстве Миропомазания человек получает богатые и разнообразные дары благодати, но сила греховных навыков человека, козни диавола и ”мира, во зле лежащего», оказывают давление и влияние на ежеминутный выбор человека ”грешить или не грешить”. И, если человек делает свой выбор в пользу греха,- он становится рабом грехов и страстей и, тем самым, отдаляется от Бога и Его живительной и защищающей благодати. Но Любящий и Милостивый Господь нас не оставляет, и дает шанс спастись каждому своему чаду, дав нам таинство Покаяния, при помощи которого мы можем очиститься и соединиться с Богом.

Что такое ”Покаяние”

Слово «Покаяние» на греческом языке — μετάνοια (метанойя) означает в буквальном смысле «перемену ума», «перемену мыслей» и, как подлинное изменение образа мышления, покаяние ведёт к осознанию того, что прежние греховные поступки, слова и мысли не совместимы с высоким званием христианина и не достойны его, а также ведёт к изменению образа поведения и всей жизни.

Покаяние начинается с раскаяния: человек осознаёт всю низость своего падения и отступления от Бога, далее следует обращение человека к Богу и исповедание грехов перед Богом и священником. После отпущения грехов и прочтения разрешительной молитвы священником, наступает очищение и обновление ума и воли человека Божьей благодатью, укрепление в добродетели на пути ко спасению души.

В Покаянии исцеляются духовные болезни человека, омывается от греховной грязи его душа и, получивший отпущение грехов, христианин становится таким же очищенным и освящённым, каким он был после своего Крещения. Поэтому святые отцы церкви называли Покаяние «вторым Крещением».

О том, что Исповедь является для души исцеляющим таинством, напоминает нам и молитва, произносимая священником перед исповедниками, в которой есть слова: ”Будь внимателен, ты пришёл во врачебницу, не уйди отсюда неисцеленным”.

В этой же молитве говорится, что сам Христос невидимо присутствует, принимая наше исповедание, а священник – свидетель (и, возможно, на Страшном Суде он будет свидетельствовать о нас), принимающий исповедание наше; а так же содержится предостережение от страха и ложного стыда (ведь нужно бояться и стыдиться совершать сам грех, а когда он уже совершён – нужно искренне в нем раскаяться и незамедлительно в нём исповедаться).

Обратите внимание

Ещё святой Иоанн Креститель, подготавливая людей к принятию Спасителя, проповедовал крещение покаяния для прощения грехов:”И крестились от него все в реке Иордан, исповедуя грехи свои”(Мк.1:4-5).
Таинство Покаяния установил и Сам Господь Иисус Христос: во время Своего земного служения, Он сказал апостолам:

Явившись после своего Воскресения, Господь преподал ученикам особый благодатный дар, дунув на них и сказав: ”Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”(Ин.20: 22-23).

Эта благодать была дана апостолам и их преемникам, которыми и являются в наше время священнослужители.

Ученики же, получив от Господа власть вязать и решить, стали совершать таинство Покаяния: ”Многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои”(Деян. 19:18).

Часто звучит вопрос: есть ли такие грехи, которые не простятся Господом — нет, если человек искренне и сердечно раскаивается и с желанием не повторять больше таких грехов, Милостивый Господь, желающий нашего исправления, простит нам. Господь говорит: ”Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию”( Мф.9:13).

О мелких грехах

Каяться нужно не только в великих, но и мелких грехах, также не безопасных для человеческой души. Незаметно укореняясь и разрастаясь в ней, он приобретает характер скверной привычки и становится как бы второй натурой человека.

Иногда в человеческой душе таких вот мелких грехов накапливается великое множество, но груз и тяжесть их бывает огромной, под час даже невыносимой.

Каким бы, на первый взгляд, малым не был грех – он всё же остаётся болезнью души, а если болезнь не лечить – она начинает прогрессировать и может усугубиться до такой степени, что поставит под угрозу и саму жизнь.

Что нужно для получения прощения (разрешения) грехов

Для получения прощения (разрешения) грехов исповедующегося (кающегося) требуется:

  • — примирение со всеми ближними – прощение согрешений ближним ( а ближние – это не только сродники, а все люди): ”Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный…”(Мф. 6: 14-15).
  • — искреннее сокрушение сердечное и желание измениться к лучшему,  и устное исповедание их перед священником;
  • — твёрдое намерение исправить свою жизнь: ”И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив”(Иез. 33:19) ( а не просто для ”галочки” или ”сейчас я это сделаю и согрешу, а завтра — покаюсь”);
  • — вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие: ”Всякий верующий в Него получит прощение грехов Именем Его”(Деян.10:43).

Грех разлагает нашу личность (расстраивает), а вернуть её целостность, то есть исцелить, может только Божественная любовь.

Мы и приходим за нею в церковь, где Сам Христос исцеляет нас своею любовью и говорит нам Господь, как некогда сказал женщине, взятой в прелюбодеянии, которой грозила смерть от побивания камнями за её грех: ”И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши”(Ин.

8:11), или, что то же самое, когда, приняв исповедь, священник произносит слова разрешительной молитвы над кающимся грешником.

Святой Иоанн Златоуст объяснял:

Почему нужно исповедоваться перед священником

Епископ Илларион (Алфеев) говорил:

”Исповедь приносится Богу, а священник – только свидетель.

Важно

Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, учла следующий фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех.

Кроме того, священник является духовным руководителем, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Исповедь не ограничивается только рассказом о грехах, она предполагает и совет священника, а так же, в некоторых случаях, епитимью- наказание или нравственное предписание для уврачевания греха”.

Епитимья – это некоторое средство (как лекарство, принимаемое для исцеления болезни, а в данном случае – греховной) к исправлению духовной жизни кающегося состоит из благочестивых дел и некоторых лишений для исправления последствий греха и преодоления греховных привычек.

Это может быть какое-то дополнительное к обычным, молитвенное правило, поклоны, милостыня, может даже на какое-то время быть наложен запрет на Причастие или наложены какие-либо духовные труды и упражнения (в зависимости от греха, духовного возраста и состояния исповедующегося и решения священника), назначаемые на какой-то определённый период времени. После выполнения епитимьи необходимо прийти к священнику, её назначившему, чтобы он прочитал специальную разрешительную молитву. Если же по каким-то причинам вы не смогли выполнить возложенную на Вас епитимью – об этом тоже необходимо сказать на исповеди назначившему её духовнику.

Как подготовиться к Исповеди

Подготовкой к Исповеди служит духовная жизнь с испытанием своей совести, уединение для размышления о своих грехах (иногда их записывают, чтобы не забыть сказать на исповеди), молитва, пост, чтение Священного Писания и духовных книг.

Исповедь должна быть полной, точной, без самооправдания. Нельзя на Исповеди утаивать грехи ( в молитве священника перед исповедниками есть слова, что если утаишь грех — ”сугуб грех имаши). Всё, что говорится на исповеди, священник хранит как безусловную тайну, так как в церкви строго соблюдается такое понятие, как ”тайна Исповеди”.

Как проходит таинство Исповеди

В некоторых храмах есть специальные комнаты для проведения таинства Исповеди – Исповедальня. Но, чаще всего, это специально отведённое место в какой-либо части храма (у служителей храма можно уточнить, где проходит исповедь).

Лучше заранее узнать, когда проводится Исповедь, так как в некоторых храмах исповедуют вечером на вечернем богослужении или сразу после него; а в некоторых – утром, во время Литургии (что бывает чаще); а в некоторых – и на вечернем и на утреннем богослужениях.

Совет

С собой на Исповедь взять свечу (в некоторых храмах вместе со свечой кладут деньги, кто сколько хочет подать и может, как пожертвование – это, при желании, можно уточнить на месте).

Сначала читается общая молитва для исповедников, которую необходимо внимательно слушать и несколько раз назвать вслух своё имя (когда священник скажет фразу: назовите ваши имена») – свои имена должны назвать вслух все молящиеся, слушающие эту молитву.

Потом, в порядке очереди (положено сначала подходить детям, потом – мужчинам, а лишь потом – женщинам, но этот порядок соблюдается не часто), по одному – подходим к аналою, на котором лежит Святой Крест и Святое Евангелие, на которое (или на Крест, или на Евангелие) исповедник кладёт выпрямленные второй и третий пальцы правой руки (указательный и средний), а остальные пальцы прижаты к ладони. И начинаем перечислять свои грехи (как уже сказано выше — их можно записать, чтобы ничего не упустить). При этом священник обычно покрывает голову исповедника епитрахилью (длинная широкая лента, сложенная вдвое и огибающая шею священника), знаменующей собою особенную благодать, подаваемую священнику для совершения таинств.

Читайте также:  Житие святого паисия святогорца

После произнесения всех грехов, священник читает разрешительную молитву над исповедником (в течении этой молитвы по вопросу священника нужно будет назвать своё имя), голова которого всё ещё накрыта епитрахилью, благословляет его голову и снимает с головы епитрахиль. Исповедник, перекрестившись, целует Евангелие и Крест и, при желании, берёт благословение.

Важно помнить, что на исповеди Сам Господь отпускает грехи и, искренне раскаявшись и исповедовав свои грехи, они Вам больше не вспомнятся (”радость бывает на небесах о едином кающемся грешнике”)– главное их не повторять.

Но, к сожалению, человек духовно неустойчив и слаб, да и враг рода человеческого не дремлет ”и ходит, как рыкающий зверь, ища, кого поглотить”; и, вдруг, вновь споткнувшись и упав (согрешив) – нужно снова вставать (каяться и исповедоваться) и идти далее по пути спасения к жизни вечной, ко Христу. Да поможет всем нам в этом Господь!

Лариса Светозарова

Поделитесь информацией с друзьями в соцсетях

    

Источник: https://novomoskovsk-ua.info/ispoved-i-pokayanie-kak-pristupit/

Что такое покаяние

Билли Грэм

«Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Лук. 15, 7

Мы видим, что Иисус Христос требует обращения. Мы видели также, что тремя ступенями обращения являются покаяние, вера и возрождение. Можно спорить о их порядковом значении, но можно согласиться на том, что все они происходят приблизительно одновременно. Отдается ли в этом сознательный отчет или нет, но в критический момент обращения все эти основные переживания единовременно налицо.

Если покаяние можно выразить одним словом, то я выбрал бы слово отречение. «Отречение от чего?» — спросите вы. Ответ тоже может заключаться в одном слове: «от греха». Библия учит, как мы уже видели, что грех является нарушением закона» Грех — это отсутствие всякого авторитета и отрицание всяких обязательств по отношению к Богу.

Грех — это принцип зла, вошедший в сад Эдемский, когда Адам и Ева поддались искушению и пали. Со времени этого падения в раю, яд зла растлил всех людей, так что все согрешили, и нет ни единого человека без греха.

Обратите внимание

Грех нарушил наши отношения с Богом и, как следствие этого, расстроил наши отношения друг с другом, и даже самого человека с самим собой.

Очевидно, что мы не можем достигнуть мира с Богом или мира друг с другом, или даже мира внутри себя, с самим собой, до тех пор, пока не будет предпринято что либо против того отвратительного, что ненавидит Бог.

Нам сказано, что мы не только должны отвергнуть принцип греха, но должны также отречься от грехов — во множественном числе. Мы должны отречься от мира, от плоти, от диавола. В этом не может быть ни отговорок, ни торговли, компромисса или колебания.

Христос требует абсолютного отречения.

Но и в этом опять таки замешан принцип любви, ибо если вы полностью и абсолютно возлюбите Иисуса Христа, вы не пожелаете того, что Он отвергает или ненавидит.

Вы автоматически откажетесь от всех грехов вашей жизни, если полностью предадитесь Ему в вере. Поэтому раскаяние и вера идут рука об руку.

Вы не можете испытывать подлинного раскаяния без спасительной веры и не можете иметь спасительной веры без подлинного раскаяния.

Слово раскаяние или покаяние, к сожалению, в наши дни не произносится больше с церковных кафедр. Это выражение стало очень непопулярным. Но первая проповедь, произнесенная Иисусом Христом, гласила: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 4,17).

Так возвестил Бог Отец через Своего Сына. Иисус Христос пришел к нам с сердцем, преисполненным любовью и участием, но Он сразу же возгласил и о вине и о грехе. Он призывал людей признать их вину и отвернуться от их безбожия.

Важно

Он сказал, что покаяние должно произойти прежде, чем Он сможет излить Свою любовь, милость и прощение на людей. Иисус Христос отказывался прикрывать порочность. Он настаивал на вынесении приговора самому себе, на полном повороте от греха.

Он настаивал на совершенно новом отношении, прежде чем Он даст откровение о Божьей любви.

Однажды к Иисусу Христу пришли люди и рассказали Ему о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами их, когда римские легионы покоряли восстание в Иудее. Они рассказали Ему также о Силоамской башне, погубившей много человек.

Но Иисус Христос возразил: «Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам но если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13, 2-3).

Другими словами, Иисус Христос сказал, что независимо от того, погибают ли люди от насилия, несчастного случая или умирают естественной смертью, судьба их остается той же, если они не обратились в покаянии к Богу. До тех пор, пока это не произошло, вера совершенно невозможна. Это не ограничивает милости Божией, но покаяние открывает путь для благодати Божией.

Мы знаем, что спасение основывается исключительно на Божьей благодати. Мы уже видели, что жертвы, обряды или добрые дела никогда не были в состоянии спасти ни одной души. Библия говорит, что ни один человек не оправдан законом в глазах Божиих.

Библия учит, что «праведный верою жив будет» (Римл. 1, 17). Спасение, прощение и оправдание основаны исключительно на искупительной жертве Иисуса Христа.

Для того, однако, чтобы жертва Христа на кресте стала действительной для каждого отдельного человека, он должен покаяться в грехах и принять верою Христа.

Пророк Иона проповедывал покаяние в Ниневии и Ниневия покаялась.

Совет

Пророк Иезекииль проповедывал покаяние, когда сказал: «Посему Я буду судить вас, дом Израи-лев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иезек. 18,30).

Великое поручение Иоанна Крестителя заключалось в проповеди покаяния, когда он сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 3,2).

Покаяние упоминается семьдесят раз в Новом Завете. Иисус Христос сказал: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13, 3). В проповеди, произнесенной Петром в день Троицы, он сказал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2, 38). Ап.

Павел проповедывал то же самое: «Возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20,21). Библия говорит, что Бог учит покаянию: «Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17, 30). Это повеление. Это категорический приказ.

Бог говорит: «Покайтесь — или погибнете!» А вы покаялись? Уверены ли вы вполне в этом?

Что подразумевал Христос под словом покаяние? Почему оно постоянно повторяется в Библии? Если вы посмотрите в современный словарь, то найдете, что покаяние означает «чувство сожаления о чем либо, или упрека себя в чем либо». Но в оригинале греческие и еврейские слова, которые произносил Христос, означают гораздо большее.

Они значат гораздо больше, чем только сожаление о соделанном грехе. Библейское слово «покаяние» означает «перемена», «поворот». Это слово силы и действия. Это слово означает полную революцию в человеке.

Когда Библия призывает нас покаяться в грехах, то это означает, что мы должны отвернуться от греха, что мы должны сделать полный поворот и пойти по противоположному направлению от греха и всего, чего он касается.

Обратите внимание

Иисус Христос произнес притчу о блудном сыне, чтобы подчеркнуть то, что Он подразумевал под словом «покаяние». Когда блудный сын раскаялся, он не остался сидеть на месте, сожалея о всех своих грехах.

Он не оставался пассивным, бездейственным. Он не продолжал оставаться там, где был, окруженный свиньями. Он встал и пошел! Он направил шаги свои в другом направлении.

Он нашел своего отца и покаялся перед ним и тогда получил свою награду.

Слишком многие современные христиане упустили из виду то, что подразумевает Библия, говоря о покаянии. Они думают, что покаяние означает немногим большее, чем, покачивая головой в раздумьи над своими грехами, сказать: «Ах, как жаль, что я так сделал!» — и затем продолжать жить дальше точно так же, как до сих пор.

Покаяние означает «перемена, поворот от чего либо, и движение по новому пути». Сожалеть — это еще не значит покаяться. Иуда упрекал себя и сожалел, но он не раскаялся. Одного внутреннего обновления тоже еще недостаточно.

Нет такой пытки, которой вы могли бы подвергнуть свое тело, нет такого приговора, который вы могли бы вынести в своем уме, которые были бы угодны Всемогущему Богу. Наши грехи были искуплены Иисусом Христом на кресте.

На нем Он понес наказание за наши грехи, и нет таких страданий, которым бы мы могли подвергнуться для того, чтобы они привели нас к покаянию.

Когда я говорю о покаянии, я не подразумеваю скамью плача былых времен. Многим людям внушалось, что для того, чтобы покаяться, они должны известное время оплакивать свои грехи, как бы надевать траур, чтобы приготовить себя к спасению.

Один человек сказал мне, что в ту ночь, когда он нашел Христа, он пошел на одно духовное собрание.

Важно

Стоя на коленях перед алтарем он почувствовал, что к нему подошла одна сестра, коснулась его плеча и сказала: «Борись, брат! Если ты хочешь найти Бога, ты должен дальше бороться в молитве!» Через несколько минут к нему подошел церковный служитель и сказал: «Брат, освободись!» Потом подошла другая сестра и сказала: «В ту ночь, когда я обратилась, яркий свет ударил мне в лицо и поверг меня ниц». Человек признался мне потом, что он старался и бороться, и освобождаться в одно и то же время, в поисках этого небесного света, но ничто ему не помогло.

Один интеллигентный христианский деятель признался мне однажды, что во время его обращения пастор ожидал, чтобы в нем сперва проявились чувства возбуждения. И такое требование почти помешало ему придти к Богу.

Ложно применяемая возбужденность на некоторых собраниях служит камнем преткновения для многих искренних ищущих душ. Но тот род покаяния, о котором я говорю, это подлинное библейское покаяние, которое охватывает и разум, и чувство, и волю.

Прежде всего, должно быть сознание греха. Библия говорит: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римл. 3,23). Когда пророк Исайя осознал свои грехи, он произнес: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами» (Исайя 6,5).

Когда Иов убедился, что он грешник, он сказал: «Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь» (Иов 42, 6). Когда Петр сознал свои грехи, он сказал: «Я человек грешный» (Лук. 5, 8). Когда Павел сознал свои грехи, он назвал себя первым из грешников (1 Тим. 1,15).

К этому убеждению приводит Дух Святой. И в самом деле, раскаяние не может произойти до того мгновения, как Дух Святой не озарит сердца и разума.

Дух Святой может снизойти посредством материнской молитвы, проповеди пастора, христианской передачи по радио, при виде церковной колокольни или смерти любимого человека — все может привести нас к этому необходимому убеждению.

Однако, на некоторых наших собраниях я видел людей, которые дрожали от сознания своих грехов и все таки не каялись. Можно убедиться в своих грехах, можно сознавать, что ты грешник, и даже проливать слезы над своими грехами, и все таки не раскаяться.

Совет

Во-вторых, в покаяние входят чувства, так же, как они связаны и с другими переживаниями. Ап. Павел говорит, что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7,10).

Многие люди отрицательно относятся ко всяким чувствам, и некоторые критики подозрительно относятся ко всякому обращению, которое проявлялось с излиянием чувств.

В ложной чувствительности кроются опасности, если эта чувствительность вызывается только ради внешнего эффекта, но это не исключает подлинных чувств и их действительной глубины.

Д-р В. И. Зенгстер, известный британский методист, говорит в своей книге: «Позвольте мне посоветовать: человек, который вскрикивает от восторга при виде состязания в футбол, но сердится, увидев плачущего грешника у подножия креста, бормоча об опасности чувствительности, вряд ли заслуживает разумного уважения».

Один проповедник укорял однажды благословенного служителя Божия, Джона Веслей, в излишнем обилии чувств в его проповеди.

В-третьих, в покаяние входит воля человека.

Только, покорив нашу волю, мы поймем глубину покаяния. Должна быть решимость покинуть грех, решимость переменить отношение к самому себе, к греху и к Богу, изменить свои чувства, свой образ мыслей, весь смысл своей жизни.

Только Дух Божий нам может даровать решимость, необходимую для действительного покаяния. Это означает больше, чем рассказ о маленькой девочке, которая молилась: «Господи, сделай меня хорошей, но не по настоящему хорошей, но только настолько хорошей, чтобы меня не били!».

У нас в Америке сотни людей, имена которых записаны в церковных книгах. Они ходят в церковь, когда им это удобно. Они жертвуют деньги на церковь и поддерживают ее деятельность. Они пожимают руку пастору после службы и хвалят проповедь, которую он произнес.

Обратите внимание

Они могут говорить на христианском языке, и многие из них в состоянии сказать целые отрывки из Священного Писания, но они в действительности никогда не переживали истинного покаяния. Они занимают очень неопределенное положение по отношению к христианской вере. Они обращаются к Богу и молятся Ему, если попадают в беду, но все остальное время они не думают о Боге.

Библия учит, что когда человек приходит к Иисусу Христу, с ним происходит перемена, отражающаяся на всем, что он делает.

В Священном Писании нет ни одного стиха, в котором бы указывалось на то, что вы можете быть христианином и жить жизнью, какой вам хочется. Когда Христос входит в сердце человека, Он требует, чтобы Он был в нем Господом и Учителем.

Он требует полной отдачи. Он хочет иметь власть и над вашим разумом. Он требует, чтобы и ваше тело подчинилось Ему, и только Ему Одному. Он требует ваши таланты и способности. Он хочет, чтобы вся ваша работа совершалась во славу Его имени.

Слишком многие из современных христиан скорее откажутся от посещения церкви, чем от приобретения нового холодильника. Если им предоставить выбор между уплатой за новый автомобиль или пожертвованием для постройки новой воскресной школы, не трудно угадать, что они выберут.

Тысячи так называемых христиан считают деньги и вещи, составляющие их высокий жизненный стандарт, выше Христова учения. У нас находится время для кино, для состязаний в футбол или других состязаний, но у нас совсем нет времени для Бога.

Читайте также:  Икона пресвятой богородицы "пряжевская"

Мы можем копить деньги для нового дома или телевизора, но мы считаем, что не можем больше позволить себе уплачивать церковного членского сбора. Это уже идолопоклонство.

Должна произойти перемена! Мы указываем пальцем на язычников и на идолопоклонников седой древности, но единственная разница между ими и нами та, что наши идолы сделаны из алюминия и стали, и снабжены термостатами и охладительными приборами.

Важно

Иисус Христос требует господства над подобными вещами. Он требует, чтобы вы отдали Ему все, касающееся вашей общественной, семейной и деловой жизни. Он должен занимать первое место во всем, что вы думаете и говорите, ибо если вы действительно покаетесь, вы будете обращаться к Богу со всеми вопросами жизни.

Нам дано предостережение Христом, что Он не допустит нас в Свое Царство Небесное пока мы не будем готовы отречься от всего, пока мы не будем готовы отвратиться от всех грехов в нашей жизни. Не пытайтесь делать это наполовину. Не говорите: «Я откажусь от некоторых грехов и буду продолжать грешить в остальном. Я отдам часть моей жизни Христу, а в остальном буду жить согласно своим желаниям».

Иисус Христос требует полной отдачи, и, когда это совершится, Он вознаграждает сторицей. Но не ожидайте, что вам будет дана половина награды за вашу половинчатую отдачу! Бог не совершает Своих чудес на половину! Он требует полной перемены, полной отдачи Ему. Если же вы решили, что вы отрекаетесь от греха, отвращаетесь от него и предаете все Христу, то вы сделали следующий шаг к миру с Богом.

Д-р Билли Грэм, Мир с Богом

Газета Протестант,ру

Источник: http://www.gazetaprotestant.ru/2012/05/chto-takoe-pokayanie/

Как правильно исповедоваться и подготовиться к исповеди

Исповедь — это одно из важнейших церковных таинств, во время которого христиане совершают покаяние в своих грехах. Исповедь проходит в присутствии священника, однако, все прегрешения при этом разрешаются самим Богом.

Исповедь имеет огромное значение для любого православного христианина, поскольку покаяние и искупление грехов являются делом всей его жизни. Без нее миряне не допускаются к Таинству Евхаристии (причастию) и не могут вкусить Святых Даров.

Что такое исповедь и для чего она нужна

Святые Отцы учат, что грех — это главная преграда между человеком и Богом. И эта преграда настолько огромна, что люди не способны преодолеть ее своими силами. Справиться с ней можно лишь с Божией помощью, но для этого человеку нужно сперва признать свой грех и покаяться в нем.

Именно для избавления от греха и существует Таинство исповеди. Когда наш организм заражен опасным вирусом, мы обычно идем в больницу за лекарством. Однако грех — это такой же смертельный вирус, только поражающий не тело, а душу. И чтобы излечиться от него, человеку требуется помощь церкви.

Таинство покаяния часто сравнивают с крещением. Во время крещения новообращенных христианин избавляется от первородного греха, доставшегося от наших прародителей — Адама и Евы. Исповедь же помогает разрешиться от тех грехов, которые были совершены уже после крещения и самим человеком лично.

Обычно для христианина покаяние состоит из трех этапов:

  1. Покаяться сразу, после прегрешения.
  2. Попросить у Бога прощения вечером, перед отходом ко сну.
  3. Сходить на исповедь, во время которой Господь окончательно разрешит этот грех.

Также можно исповедоваться, если на душе тяжело или мучает совесть. И здесь Таинство покаяния играет роль скорой помощи, поскольку помогает избавиться от страданий, причиняемых грехом, и вернуть утраченное душевное здоровье.

Очень важно научиться просить прощения у тех, кого мы обидел. Но еще важнее — это покаяние перед Богом, поскольку перед Ним у нас грехов гораздо больше, чем перед любым из людей.

Многие спрашивают, зачем нужно ходить в церковь и исповедоваться в присутствии священника. Разве не достаточно того, что мы просим у Бога прощения, что нас мучает совесть, и мы раскаиваемся в содеянном?

Нет, недостаточно. Обычно священники дают такое объяснение: если человек, например, испачкался, он не станет чистым лишь из-за того, что осознал свою грязь и устыдился ее. Для очищения ему нужен какой-нибудь внешний источник воды, в котором он сможет помыться. Роль такого источника для христианина как раз и играет Святая Церковь.

Однако важно помнить, что исповедь — это не только раскаяние и освобождение от греха. Это еще и твердая решимость больше не повторять греховных поступков и привести свою жизнь в реальное соответствие с христианским учением.

Как проходит таинство

В отличие от других таинств, исповедь не требует соблюдения большого числа обрядов.

Для ее проведения не нужны ни длительные посты, ни какие-то специальные условия, ни определенные дни.

Таинство покаяния может совершаться всегда и везде: для нее необходимо лишь полное раскаяние и присутствие священника. Исповедоваться может любой член Православной Церкви от 7 лет и старше.

В самом храме это таинство может совершаться в разные часы:

  • После вечернего богослужения.
  • Утром, непосредственно перед литургией.
  • Во время самой литургии, перед причастием.

Если в церкви слишком много народа, можно договориться со священником и на другое время. Исповедь начинается с иерейской молитвы и обращения к кающемуся («Се чадо, Христос…»). Затем священник накрывает голову кающегося епитрахилью (необязательно), спрашивает, как его зовут и что он хочет исповедовать.

Во время исповеди батюшка может задавать уточняющие вопросы, давать наставления или советы. В некоторых случаях он накладывает епитимию, то есть предписывает совершить определенные действия, направленные на искупление греха. Например, если кающийся что-то украл, его могут попросить вернуть украденное или компенсировать ущерб. Впрочем, епитимию назначают достаточно редко.

Совет

Когда исповедь заканчивается, священник возлагает человеку на голову край епитрахили и произносит разрешительную молитву. После этого прихожанин целует Евангелие и крест, которые лежат на аналое, и просит у батюшки благословения.

Исповедоваться нужно хотя бы перед каждым причастием. А воцерковленный христианин должен причащаться от одного раза в день до одного раза в три недели. Максимум для количества исповедей не установлен.

Как подготовиться к Таинству покаяния

Подготовка к исповеди сводится к тщательному анализу всех своих поступков, слов и мыслей. Однако их нужно рассматривать не с точки зрения человека, а с точки зрения Божиих заповедей.

Такой самоанализ требует от человека предельной честности с самим собой. Правдиво оценивая свои дела, христианин должен отбросить гордыню и ложный стыд, поскольку эти недостатки заставляют нас умалчивать о своих грехах и даже их оправдывать.

Подготовка к покаянию требует правильного настроя. Нужно не просто механически вспоминать повседневные грехи, а всей душой стремиться к тому, чтобы они остались позади. Также желательно предварительно помириться с теми, перед кем мы согрешили, и попросить у них прощения.

Чтобы не запамятовать о своих грехах, их можно записать на листочек. Не нужно создавать подробный бюрократический отчет — достаточно будет лишь примерной «шпаргалки». Она поможет быстро освежить память перед исповедью и ничего не забыть.

Если вы боитесь упустить что-то важное, воспользуйтесь специальными перечнями грехов для исповеди. В православии они играют роль своеобразных «чек-листов» и позволяют заметить то, на что мы по какой-то причине не обратили внимания. Это Почаевский Листок, помогающий вспомнить грехи на исповеди, перечни для женщин, мужчин, детей и подростков.

Однако на самой исповеди никакими списками и текстами пользоваться не стоит. Говорить лучше своими словами и от чистого сердца, а чтение по бумажке может превратить таинство в пустую формальность.

Еще один способ вспомнить забытые грехи — это рассмотреть их по видам:

  • Грехи против Бога: неверие, маловерие, гордыня, нарушение заповедей, упоминание Господа всуе, обращение к экстрасенсам, непосещение церкви и тому подобное.
  • Грехи против ближнего: воровство, клевета, сплетни, обиды и предательства.
  • Грехи против самого себя: чревоугодие, пьянство, блудный грех, курение, уныние и другие деяния, разрушающие тело и душу.

Часто христиане вспоминают лишь о том, что произошло после последней исповеди. Но к этому обязательно нужно добавить те поступки, о которых мы прошлый раз умолчали из-за стыда или по забывчивости. Также на исповеди можно рассказать о тех прегрешениях, в которых в прошлый раз мы исповедались без должного раскаяния.

Некоторые спрашивают: а допустимо ли исповедание одного и того же греха повторно? В принципе, подобное допускается, поскольку память о прошлых грехах укрепляет человека в смирении. Однако делать это вовсе не обязательно, если покаяние было по-настоящему искренним.

О времени Таинства покаяния лучше узнать заранее. Если желающих исповедаться в этот день будет много, лучше договориться со священником об отдельной встрече.

Вечером накануне исповеди принято читать покаянный канон.

Как подготовиться к самой первой исповеди

Самая первая исповедь в жизни христианина называется генеральной. Готовиться к ней нужно особенно тщательно, поскольку именно она смывает с нашей души самую застарелую и въевшуюся грязь. На ней принято вспоминать все свои грехи, и не только взрослые, но и детские (начиная с шестилетнего возраста).

Перед такой исповедью желательно ознакомиться с христианской литературой на эту тему. Но прежде чем покупать книги или скачивать их из интернета, обязательно стоит посоветоваться со своим духовником. Дело в том, что некоторые книги о покаянии могут оказаться слишком сложными для мирянина, а некоторые имеют сомнительное происхождение и написаны сектантами.

Если у вас есть друзья и родственники, которые уже давно посещают церковь, то попросите их поделиться своим опытом. Во-первых, они объяснят вам важные нюансы построения исповеди, а во-вторых, помогут немного успокоиться.

Обратите внимание

Если ваша церковь большая и на воскресную службу собирается много народа, в ней может проводиться общая исповедь. В этом случае священник просто перечисляет основные грехи, а прихожане повторяют за ним. Но такая краткая форма исповеди не подходит для первого раза, поэтому лучше посетить храм в будний день, когда в нем обычно мало людей.

Непосредственно перед таинством нужно обязательно сказать священнику, что вы впервые на исповеди. В этом случае он будет вам подсказывать и направлять исповедь в «нужное русло», а потом расскажет, что делать дальше.

Как правильно исповедоваться

Главное правило исповеди звучит так: все действия должны быть максимально искренними. Во время таинства нужно всеми силами избегать формализма, чтобы не превратить его в ритуал «для галочки». Здесь важнее чистосердечность, а не следование внешним предписаниям.

Одеваться на исповедь нужно так же, как и для обычного посещения церкви. Мужчине следует надеть длинные штаны и рубашку, закрывающую локти. Женщине — длинную юбку и одежду, закрывающую плечи и зону декольте. Отправляясь в церковь, нельзя пользоваться косметикой, особенно губной помадой. На голове у женщины обязательно должен быть платок.

Придя в храм, нужно встать в очередь на исповедь. При этом необходимо держаться на некотором расстоянии от остальных, чтобы никому не мешать и не слышать чужих покаянных слов.

Дождавшись своей очереди, надо подойти к аналою (столику, где лежат крест и Евангелие) и склонить голову. Встать на колени тоже можно, но это совсем необязательно. Помните, что коленопреклоненная молитва отменяется в воскресные дни, в великие праздники и в период от Пасхи до Троицы.

На исповеди принято говорить не только об отдельных греховных поступках, но и о свойственных человеку пагубных страстях. Например, если кающемуся свойственно Сребролюбие, то грехами для него будут конкретные проявления жадности или скупости.

Если вы незнакомы с церковными названиями грехов и страстей, то просто перескажите все своими словами. Называть нужно только само прегрешение, кратко и без лишних подробностей. Если понадобится, священник сам все уточнит.

Важно

Если Господь увидит искреннее покаяние, то простит все грехи, даже те, о которых мы сами забыли. Однако сознательно утаивать прегрешения нельзя, ибо в этом случае никакого прощения не будет.

Как именно рассказывать о своих грехах? Вот несколько рекомендаций, которые обычно дают священники:

  • Не подходите к исповеди формально. Это не обряд «перечисление грехов»: здесь важнее искреннее покаяние.
  • Избегайте «заготовок», то есть заранее заученных фраз и выражений. Самые лучшие слова — это те, что идут от чистого сердца.
  • Не оправдывайтесь и не перекладывайте свои грехи на других, ибо в этом случае пропадает смысл самого покаяния.
  • Не стоит просто рассказывать о своей жизни. Цель исповеди не излить душу, а избавиться от бремени греха.
  • Плакать во время исповеди — нормально, но не нужно делать этого специально и напоказ.

И главное: необходимо помнить, что на самом деле все грехи исповедуются перед Богом. Священник лишь выполняет обязанность свидетеля и ходатая перед Ним.

Во время исповедования священник иногда может что-то спрашивать или уточнять. В этом случае нужно просто спокойно ответить на все вопросы. И наоборот, если что-то из наставлений батюшки осталось непонятным, то попросите его объяснить.

После того как священник выслушал исповедь и убедился в искренности человека, он накрывает его голову краем епитрахили и читает разрешительную молитву. После нее нужно перекреститься и поцеловать крест и Евангелие.

Сразу после исповеди у батюшки берут благословение. Для этого складывают руки ладонями вверх и правую ладонь кладут на левую. Затем нужно склонить голову и сказать: «Благослови, отче». Священник сотворит благословляющий знак и возложит свою ладонь на сложенные руки. К руке священник следует приложиться устами как к образу благословляющей десницы Господней.

Если вы планируете причаститься, на это тоже следует взять благословение. Можно просто спросить: «Батюшка, благословляете причаститься?». В этом случае священник может уточнить о соблюдении постов и молитв, необходимых для Таинства Евхаристии.

Что делать после исповеди

Самое первое, что нужно сделать — это поблагодарить Господа за прощение грехов. К сожалению, некоторые об этом забывают. А ведь это великий дар Его, благодаря которому человеческая душа очищается от скверны.

Также нужно принять твердое решение изменить свою жизнь. Недостаточно просто исповедать грех перед Богом: нужно стараться больше никогда не повторять подобного впредь. Важно помнить, что для христианина покаяние и борьба с грехом — это работа всей жизни, которая никогда не заканчивается.

При искреннем покаянии на исповеди прощаются все прегрешения. Но это вовсе не означает, что о них сразу же можно забыть. Нет, о совершенных ранее грехах следует помнить всегда, ибо это необходимо нам для смирения и для защиты от возможных падений в будущем.

Совет

Если исповедоваться достаточно регулярно, то со временем становится трудно вспоминать свои прегрешения. Но это не значит, что их нет: они просто начинают «прятаться» от нас. В этом случае можно попросить Господа, чтобы он даровал нам видение собственных грехов.

Источник: https://1001molitva.ru/tainstva/kak-pravilno-ispovedovatsya-i-podgotovitsya-k-ispovedi.html

Ссылка на основную публикацию