Что означают слова кощунство и богохульство в православии

Какие меры наказания существуют за святотатство?

Каждый гражданин в нашей стране, да и во всем мире имеет право на самоопределение.

В тематике нашей статьи – это право на определение веры и своего жизненного пути.

Единственная цель граждан – это не только соблюдать свои права, дарованные государством, но и не мешать пользоваться данными правами другим людям.

Но, к сожалению, то ли от внутреннего эгоизма, то ли от незнания или же непонимания веры других людей, граждане начинают совершать оскорбительные действия.

Обратите внимание

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-64-11 Москва
+7 (812) 317-55-28 Санкт-Петербург

Конечно, тем самым они никого не убивают, даже более того, не приносят никому тяжкого вреда здоровью, но они наносят глубокое моральное оскорбление, которое может в будущем отразиться не только на здоровье граждан но и на их психическом состоянии.

Понятия

Святотатство

Понятие святотатства идет к нам из древнерусской культуры.

Давайте разберемся, что это такое?

Сразу же после крещения Руси появись сторонники старой веры, которые на отрез отказались принимать новую но они не просто тихо молчали, они пытались оскорбить основное населения, совершая при этом сожжение церквей, развал святынь.

Тогда, в летописях впервые промелькнуло это слово и используется до сих пор не только в православии , но и в юридическом языке.

Примером служит уголовный кодекс, в который еще в двух тысяча двенадцатом году внесли данное деяние как преступление.

Об этом говорится в статьях 148 и 282 УК РФ. Возможно, толчком к этому действию послужил всем известный в России инцидент, связанный с танцами на святом месте в храме Христа спасителя в Москве.

Но прежде чем говорит про характеристики данного преступления стоит сказать его определение.

Под святотатством понимают оскорбление нанесенное святыни, или же ее осквернении.

Уголовной практике известны множество таких преступлений, но раньше они подходили под статьи вандализм и хулиганство.

На сегодняшний день есть статьи, которые закрепят наказание за подобное дерзкое преступление, предусматривающее неуважение к вере и к выбору других.

Кощунство

Многие путают эти три понятия, святотатство, кощунство и богохульство.

Между прочим, эти понятия дополняю друг друга, но ни в коем случае не означают одинаковое.

Так что же значит кощунство?

Это всякого рода колкости, насмешки, язвительные высказывания по отношению к вере, к каким то определенным ритуалам, обрядам, предметам. Согласитесь, не самое приятное из совершаемых деяний человеком.

Богохульство

Богохульство — является понятием собирательным, ввиду своего перевода на древнеславянский язык. Это не почтительное использование имени Бога.

Если переводить дословно, то богохульство это не самое приятное словосочетание, которые верующие люди не могут позволить себе произносить, так как это грех.

В древние времена даже возникала наказуемость казнями и пытками за богохульство в государственных системах разных верований.

Уголовно-правовая характеристика

Уголовно правой характеристикой данного преступления является его общественная опасность.

Она не приносит вреда здоровью, из-за этого преступления никто не умирает, но остающийся осадок наносит удар по репутации церкви, по моральному здоровью граждан, которые свято верят в свою религию.

Состав преступления

Объектом данного преступления как и предметом в равных долях являются моральные ценности, которые тщательно охраняются законом. А вот объективную сторону стоит рассмотреть подробнее.

Конечно, и святотатство и кощунство выражаются в действиях. Невозможно совершить подобное деяние бездействуя.

Именно поэтому, под характеристикой данного преступления понимают деяние, совершенное лицом или группой лиц, и направлено оно на унижение людей и их веры.

Также, к объективной стороне стоит отнести действия, направленные на порчу имущества, памятников, святынь, имеющих не только материальную, но и духовную ценность.

Субъективной стороной данного преступления является наступление общественно опасных последствий, которых непременно хочет подсудимый, который представляет себе нанесенный урон, но все равно желает их наступления.

Также, говоря о субъективной стороне необходимо упомянуть мотив преступления.

А также преступники преследуют определенную цель.

Субъектом данного преступления являются граждане, достигшие возраста шестнадцати лет, и понимающих что они делают, то есть, обладающие дееспособностью.

Отграничение святотатства от смежных преступлений

Очень часто святотатство путают с такими преступлениями, как вандализм и хулиганство.

Ведь совсем недавно статьи святотатство не было в кодексе и разрушение памятников, танцы у алтаря и другие невероятные преступные деяния можно было охарактеризовать и вменить наказание только по вышеупомянутым составам.

На сегодняшний день все проблемы такого рода полностью исчерпаны.

Очень важно знать определения вандализма и хулиганства.

Вандализм признается учеными психологами да и теоретиками права, формой деструктивного поведения гражданина, которое может являться также дивиантным.

Вандализм (ст.214 УК РФ) представляет собой действия, которые направлены на осквернение различных ценностей, начиная с предметов искусства, и заканчивая зданиями, строениями и сооружениями.

Важно

Многочисленные рисунки краской из баллона на новых красивых домах- как паз признак того самого вандализма.

Под хулиганством (ст. 213 УК РФ) также понимают действия, которые направлены на разрушение и несут в себе все показательное неуважению как к обществу в целом, так и к конкретным людям в частности.

Как правило, при хулиганстве грубо и резко нарушаются закоренелые устои, общество расслаивается.

Наказание и ответственность

За данное преступление предусмотрена уголовно правовая ответственность статья 148 УК РФ.

Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих — наказываются:

Другое дело что практически нет судебной практики, в соответствии с которой можно было бы основательно применять решения.

Пример из судебной практики

Самый яркий пример произошел в Москве, в храме Христа спасителя, когда посреди службы три девушки в масках оказались в центре, у алтаря и начали распевать неприемлемые песни и танцевать.

Осуждены они были по статье 213 УК РФ — Хулиганство.

Одеты были также неподобающим образом. Пока прихожане пытались прийти в себя девушки скрылись.

Но правосудие взяло верх и беглянок нашли. Сегодня они отбывают наказание и сожалеют о содеянном.

Заключение

Если вы пройдетесь по своему городу, то наверняка увидите всевозможные согнутые перила и кощунство над памятниками – это признак вандализма.

Случаи с осквернением святынь очень редки, но это не значит что их нет.

Просто хочется верить, что даже у самых отъявленных вандалов и хулиганов есть душа.

Святотатство – преступление, о котором больно читать верующему человеку.

Не только потому, что это оскорбление его религии, а потому, что основа любой традиционной религии – это вера, любовь и самопожертвование.

И когда люди проявляют друг к другу столько эгоизма и злобы, становится очень горько.

Хочется верить, что скоро это преступление уйдет из сводок преступности и вовсе уйдет в историю, ведь вера – это немногое из того, что подбадривает и ведет нас в этом темном мире ярким светом.

Источник: https://ug-ur.com/prestuplenie/protiv-sobstvennosti/svyatotatstvo.html

Что такое кощунство в православии: каково значение слова и кто такой кощунник

Некоторые слова часто употребляются в речи, но не всегда есть четкое понимание относительно смысла терминов. Каждому православному полезно знать, что такое кощунство, да и в целом для любого образованного человека понимание этого слова будет полезным.

Начнем с основ

Слово использовалось в древнерусском языке, и его дальнейшие вариации сохранились в некоторых близких наречиях. К примеру, в болгарском и украинском, где происхождение слова идет из древнерусского, кощун означает насмешника или богохульника. 

Также в группе старых языков есть слово кощуня, которое имеет близкое значение – насмехаться, хитрить, интриговать.

В татарском костан (буква щ меняется на сочетание ст) – корыстный человек. Таким образом, есть возможность вполне однозначно трактовать, кто такой кощунник – человек, который насмехается, хитрит, святотатствует, обманывает, нередко с собственной выгодой. Все эти значения соответствуют современному употреблению слова, ведь кощунство имеет разнообразную интерпретацию:

  • святотатство;
  • открытая и явная насмешка над религиозными традициями и обрядами;
  • посягательство на святыни, на личность священнослужителей;
  • кража святыни либо недозволительный заработок на религиозных ценностях;
  • публичное или частное осквернение речью, то есть кощунственные слова касательно святыни, чего-то святого.

Спектр значений весьма разнообразен, поэтому удобнее привести термин к какому-то общему знаменателю. Таковым является осквернение (любыми способами) святыни. Также Википедия указывает на оскорбительное поведение по отношению к религиозным ценностям и глумление просто над чем-то ценным для человека.

Интересно рассмотреть значение слова кощунство через современные синонимы:

  • надругательство;
  • глумление;
  • поругание;
  • осквернение;
  • оскорбление;
  • святотатство.

Само понятие имеет древние корни, так как люди с самой зари времен имели понимание святости и священного.

Также с давних времен существовало и намерение одних людей всячески оскорбить других, в том числе и насмешкой над предметами чужой веры, над мировоззрением и ценностями.

 Легко проследить происхождение слова от эпохи античности, со времен Римской империи история знает примеры разрушения языческих храмов варварами.

Христианские храмы и святыни также подвергались поруганию, за примерами в нашей стране, где относительно недавно разрушали храмы, не нужно далеко ходить.

Тонкие грани кощунства

Рассматривая значение слова кощунство, нужно понять многогранность и возможность разнообразных интерпретаций. Тут вопрос относится к мировоззренческим и базовым идеологическим понятиям, которые в рамках одного материала не рассмотреть.

Ведь ценности могут быть совершенно разные, к примеру, до сих пор на планете существуют племена каннибалов, и эти люди имеют собственные своеобразные святыни и ценности.

Таким образом, высмеивание этих немного странных (мягко говоря) для цивилизованного человека ценностей для самих этих людей будет кощунством. Соответственно, далее не станем рассматривать такие глобальные смыслы и посмотрим, что такое кощунство в православии и какое оно имеет отношение к теме христианской веры.

Как правило, нормы морали и нравственности регулируются общественным порицанием и выражением общества своего отношения к тому или иному феномену.

 Хотя есть и такие, которые регулируются на законодательном уровне.

Совет

Например, не запрещено злиться (хотя злость в целом порицается обществом), и даже хамское поведение не ограничивается законодательством, но вот оскорбление личности может привести к ответственности перед законом.

Относительно недавно в России появились статьи, которые фактически запрещают святотатство. Соответственно, теперь кощунствовать это совершать деяние, которое регулируется не только нормами морали, но и законом. Различные действия, которые могут оскорбить святыни или чувства верующих людей, влекут за собой определенные меры воздействия.

Источник: https://religiya.guru/osnovy-religii/chto-takoe-v-pravoslavii-koshhunstvo-i-kak-s-etim-borotsya.html

Что значит кощунство? как понять слово кощунство? смысл

Кощюны (кощюнствовать) – на старый лад пишется именно так, а не через букву «у». За последние несколько столетий не только историю русского народа переписывали множество раз, зачастую приглашённые иноземные «учёные» мужи, – но изменяли русский язык, искажая истинный смысл слов его.

Тот же подход представителей иноземной религии проявлялся в равной степени по отношению и к мифологическим образам древних русских сказок, былин, преданий.

С течением времени на народное сознание наложился тот отпечаток, что специфическим образом проявил себя в трудах людей, изучавших русскую Традицию:

«Христианские пастыри не только скрепили своим авторитетом старинное мнение о связи чародейства с нечистою силою, но и предали этому мнению более решительный характер.

Как на сообщников злых демонов, народ восставал на колдунов и ведьм только в чрезвычайных ситуациях общественных бедствий; в обыкновенное же время он доверчиво и с уважением относился к их вещим дарованиям и охотно пользовался их помощью.

Напротив, христианство на все проявления колдовства смотрело безразлично; на его строгий взгляд равно были греховны: и похитители дождей, напускатели града, вихрей, болезней, и составители целебных снадобий, наузники, ворожеи, гадатели. Отсюда возникли многие столкновения, которые живо рисуют перед нами прошлую жизнь с ее внутренней стороны».

Подобные столкновения происходят и ныне, правда, пока на уровне межрелигиозных и философских дискуссий.

Читайте также:  Икона святого пророка ильи

Заглянем для начала в Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля:

«КОЩУНИТЬ или кощунствовать, насмехаться над священными предметами, отзываться об них с презреньем, бранно, пошло; поругать, сквернить, осквернять, суесловить, буесловить. Кощунство ср. действ. это.

Кощунство противоположно изуверству, но еще хуже его; осквернение или поруганье. Кощунный, к сему относящ. Кощун, кощунник м. кощунья, кощунница ж. кто кощунит; кощунский, — ничий, им свойственный. Кощун, у Рейфа, с персидского; у Шимкевич.

ЗАКОЩУНСТВОВАТЬ, начать кощунствовать, — ся. забыться кощунствуя, превзойти всякую меру».

Вот так, ни много, ни мало – «Кощунство противоположно изуверству, но еще хуже его». По меньшей мере, вызывает сомнение, чтобы славяне, почитавшие Богов и Предков своих, заранее и специальным образом стали выдумывать столь изощрённое словцо для «осквернения или поругания, насмешки над священными предметами», как о том пишет В. Даль.

Обратите внимание

Очевидно, что в своём словаре Даль передавал самый поздний смысл и значение слов кощюна, кощюнствовать.

В подобной ситуации возникает вопрос: насколько нужно отвергать традиции и культуру своих прапредков, чтобы подобным образом усилить негативное эмоциональное воздействие на читателя словаря «живого великорусского» языка? Ответ один: настолько, насколько это выгодно заинтересованным лицам в поругании древнего исконного мировоззрения славян – политические интриги и жажда власти над умами людскими ещё в стародавние времена являлись характерным отличительным признаком «ловцов душ человечьих».

«Каждому народу в начале его истории дается (или ему самому удается создать в результате напряженной работы духа) уникальное откровение об окружающем мире и его собственном месте в нем.

Имя этому чудесному откровению, которое на века определяет неповторимый духовный облик этого народа, отличающий его от всех других народов, – миф.

Он дает создавшему его народу целостное и всеохватывающее мирочувствование – познание самого себя и окружающей его материальной и духовной Вселенной во всем бесчисленном многообразии их связей и взаимовлияний не только на интеллектуальном, но и на интуитивном уровне.

Древнерусский язык хорошо подчеркивал эту роль мифа, который наши далекие предки обозначали словом кощюна.

Кощюна-миф органически связывался с волшебством, и после насильственного крещения Руси проповедники новой веры категорически запрещали своей пастве даже слушать родные сказания: «Ни чаров внемли, ни кощюньных вълшеб».

Семантически это обозначение мифа в нашем языке родственно словам кош – «жребий, судьба» и кощьное – потусторонний мир, где находились языческие боги.

Выдающийся отечественный ученый В.Я. Пропп писал об этом уникальном явлении духовной жизни: «Миф же есть рассказ сакрального порядка. В действительность рассказа не только верят, он выражает священную душу народа».

Важно

Исследовавший миф совершенно с других позиции и абсолютно другими методами известный швейцарский психолог К.Г.

Юнг пришел практически к аналогичному выводу, отметив при этом страшную опасность утраты народом своего собственного мифа: «Мифы – это изначальные проявления досознательной души, непроизвольные высказывания о событиях в бессознательной психике, но менее всего аллегории физических процессов.

Такие аллегории были бы праздным развлечением для ненаучного интеллекта. Мифы, напротив, имеют жизненно важное значение. И если племя теряет свое мифологическое наследие, оно незамедлительно распадается и разлагается, как человек, который потерял бы свою душу.

Мифология племени – это его живая религия, потеря которой – всегда и везде, даже среди цивилизованных народов, – является моральной катастрофой».

Есть и несколько иные, но созвучные версии относительно перевода слова кощюны.

Важнейшим родом деятельности волхвов была передача по наследству многообразного обрядного фольклора, истоки которого шли из далеких глубин первобытности.

Благодаря бережному сохранению традиций отголоски словесного творчества сохранились в России до 19 в., до своей встречи с этнографами.

Переводы с греческого позволяют нам определить, как переводились на русский язык некоторые слова, например «кощюны», «басни».

Баять, рассказывают басни, вероятно, относится к разным видам устной словесности, и это действие подвергается гораздо меньшим нападкам церковников, чем кощюны, от которых произошло современное слово «кощунствовать», т.е. надругаться над святыней.

Совет

В баснях, очевидно, больше светского, бытового (но не эпического), а в кощюнах больше языческого, мифологического, того, что казалось особенно «кощунственным» и отцам церкви 4 – 7 вв., и русскому духовенству 11 – 14 вв.

Кощюны-мифы четко противопоставляются правдивым историческим повествованиям. Церковные писатели того времени считали, что следует «в кощюн место преславных делес повести сказывати», т.е. предпочитали эпос мифам. Были сказители мифов – кощюнники, к которым народ стекался, не смотря на запрещения.

Ключом для проникновения в полузабытый мир древнеславянской мифологии может послужить широко распространенный и устойчивый образ Кощея Бессмертного, в самом имени которого содержится указание на мифологическую архаику «кощюн» и на связь с инфернальной сущностью «кощьного», потустороннего царства.

Волшебная восточнославянская сказка долгое время именовалась исследователями мифологической, пока украинский этнограф Н.Ф.

Сумцов не высказал серьезных сомнений в возможности научного познания славянской мифологии: «Границы мифологии висят в воздухе; ничего прочного и устойчивого здесь никогда не было и ныне, при современном состоянии фольклора мифология не имеет определенного содержания».

Сумцов, у славян практически каждое слово-обозначение или имя, название имело и сугубо практический, бытовой смысл. В идеальном сочетании мифологического и реального в повседневной жизни славян как раз и заключалась истинно Природная сила наших Предков.

Почему данный наиважнейший аспект – взаимодействие и сочетание мифа, жизни и быта – совершенно упущен из виду или попросту игнорируется некоторыми исследователями, остаётся загадкой.

Неудивительно, что даже самые честные и дотошные исследователи за время своих поисков смогли увидеть лишь часть такого богатейшего наследия наших Предков. Главная задача в восстановлении, сохранении и преумножении народной культуры заключается в том, чтобы раскрыть как можно более полно духовную взаимосвязь русского народа с его исконными традициями.

Обратите внимание

Вот мы и подошли ещё к одной важной составляющей нашего духовного наследия, а именно – к бытовой стороне использования слов, имён и названий.

Что означает корень «кощ» («кош») в слове кощюна? В старину так называлась плетенка, связка, шнурок или веревочка, налобная повязка. Имя одной из основных Богинь славянского пантеона Макошь – Мать-пряха.

Источник: http://pr-perevod.ru/moda/chto-znachit-koshhunstvo-kak-ponyat-slovo-koshhunstvo-smysl.html

Богохульство: значение в Православии, кто такой богохульник

Не вызывает сомнения тот факт, что Бог сам может покарать любого, кто отважится выказать ему свое неуважение. Отчего же тогда закон человеческий на протяжении многих веков считал богохульство преступлением и приговаривал оскорбителей богов к самым страшным карам?

Очевидно, что суровые приговоры возносящим хулу на Бога вызваны не уроном, нанесенным Всевышнему. Урон наносится верующим, оскорбляется самое для них святое, и недаром в гражданской юриспруденции многих стран существует понятие «оскорбление религиозных чувств верующих».<\p>

Что такое богохульство

В религиозной юриспруденции существуют три понятия, характеризующие различные преступления против веры.

Это:

  • святотатство;
  • кощунство;
  • возведение хулы на Господа.

Кощунством обозначают ехидные, уничижительные высказывания по отношению к:

  • определенной религии;
  • ее ритуалам;
  • обрядам;
  • сакральным символам.

Святотатство — это в большей степени покушение на имущество церкви, на священные предметы, равно как и на жизнь ее служителей. А о последнем понятии поговорим подробнее в этой статье.<\p>

Происхождение слова

«Хула» — древнерусское слово, образованное от древнеславянского «хоула», первоначально означающее «поклонение унижающему», «унижение», а также выражающие унижение словоформы.

Значение понятия

Понятие буквально означает «унижение Бога», неуважение к Богу, выраженное вербально, то есть с помощью слов, поношение, оскорбление святынь и принципов религии.<\p>

Историческая справка

В соответствии с канонами большинства религий оскорбление Бога и веры является великим грехом и строго карается. Но так было не всегда.<\p>

Появление первых богохульников

Римское право, которое считается источником современной юриспруденции большинства государств, изначально не содержало гражданского преследования за оскорбление Бога.

На основании постулата, характеризующего божество как всемогущую сущность, появилось воззрение, что любой бог сам может наказать того, кто нанес ему оскорбление.

В соответствии с этим гражданскими установлениями защищать божество уже само по себе есть сомнение в его силах, и, следовательно, оскорбление Высшей Сущности.

Тем не менее, в языческом Риме в эпоху гонений на христианство устанавливалась кара за хулу на старых богов, а христианские императоры Рима, в свою очередь, устанавливали уголовное преследование оскорбляющих Христа.

Само же понятие впервые использует Платон в «Диалогах», имея в виду непочтительное обращение к богам, в результате которого молящийся рискует прогневить их и получить за то соответствующее воздаяние.<\p>

Распространение и дальнейшая судьба

С течением времени кары за возведение хулы на Бога ужесточались. В средневековой Западной Европе за это преступление полагалось сожжение виновного как еретика, и только с XVI века вместо непременной смертной казни виновного могли подвергнуть порке кнутом или оштрафовать.

Яркий пример изменения отношения к данному преступлению — прогресс законодательства Австрийской империи.

В кодексе 1768 года при императрице Марии Терезии словесное поношение Всевышнего еще считалось тягчайшим преступлением и рассматривалось как непосредственное оскорбление Всевышнего, последствием которого может быть кара Господня на все государство.

Важно

Всего же два десятилетия спустя в принятом при Иосифе II кодексе это правонарушение определяется как ущемление интересов религиозного сообщества, чреватого общественным возмущением. Виновных уже попросту закрывали в дома для сумасшедших в ожидании возможного раскаяния.

Великая Французская революция в 1791 году и вовсе вывела оскорбление Господа из наказуемых деяний.

Современное положение

В наше время хула на Бога в юридических установлениях большинства христианских стран в отличии, например, от мусульманских, уголовным преступлением не является. Тем не менее, некоторые случаи публичного оскорбления Бога трактуются как покушение на права верующих и влекут за собой уголовную либо административную ответственность.

Что понимают под возведением хулы на Бога

В юриспруденции более тридцати стран мира, в основном ближневосточных и североафриканских, существуют статьи, ограничивающие свободу высказываний, если они являются оскорбительными по отношению к Богу, религии, святым, обрядам и символам веры.

В уголовных и административных кодексах этих стран такой тип преступления законодательно определяется как непочтительный акт в отношении Бога или святыни.

Кроме того, это деяние, чтобы оно классифицировалось как преступление, должно быть совершено публично, а действие преступника — осознанно. Само действие характеризуется как презрительное, недоброжелательное высказывание, произнесенное или написанное, а также опубликование оскорбительного изображения.

Таким образом, богохульствовать — это:

  • отрицать понятие божественности;
  • не признавать истинность той или иной веры;
  • негативно оценивать либо высмеивать божество, его служителей, обрядность религии;
  • клеветать на верующих и служителей культа.

Чтобы доказать злой умысел, как правило, привлекаются эксперты.

С точки зрения лингвистики они оценивают высказывания обвиняемого, анализируют их на агрессивность, манипуляцию либо на наличие лживых посылов.

Специалисты должны определить, имеется ли в представленном на экспертизу тексте информация, направленная на унижение религиозных чувств апологетов той или иной религии, а также является ли эта информация ложной, то есть безосновательно порочащей приверженцев культа.

Надлежит установить также:

  • служит ли группа лиц или отдельное лицо, принадлежащее к тому или иному культу, объектом в данном высказывании;
  • есть ли в нем выражения, дающие оценку этому лицу или группе;
  • употреблена ли по отношению к ним бранная лексика.

Эксперты определяют и то обстоятельство, является ли произнесенная фраза умышленной, а опубликованный текст — намеренно призванным нанести оскорбление и унизить верующих.<\p>

Оскорбление Бога в религии

Разберемся,кто же такой богохульник и что значит богохульство в иудаизме и христианстве.<\p>

В иудаизме

В иудейской теократии все, связанное с верой, изначально охранялось на законодательном уровне. Следовательно, и хула на Всевышнего считалась государственным преступлением, тем более что в Законе Моисея было ясно указано: поносящий Имя Господа должен быть предан смерти через побиение камнями.

В более широком смысле неуважение к религии в иудаизме обозначают как «хилул ха-Шем», поругание имени Бога, и «хилул ха-кодеш», поругание святыни. Если первое преступление, за которое побивали камнями, есть именно хула на Всевышнего, то второе более соответствует святотатству или кощунству.

Читайте также:  Акафист святым царственным страстотерпцам

Так называемый «карет» накладывался за умышленное осквернение святости в храме, нарушение ритуала, неправильный убой животного, приносимого в жертву, либо совершение обряда жертвоприношения в ненадлежащее время и непредназначенном для этого месте.

Карались непосвященные, вступившие в святилище, а также те, кто вкусил храмовые дары, будучи нечистым в ритуальном смысле. Множество запретов и ограничений касались правил священнослужения, использования не по назначению храмовых предметов, например, фимиама.

Страшным грехом считалось осквернение свитка Торы.

Впрочем, понятие «карет» трактовалось, в основном, как «небесная кара», и раскаявшиеся грешники после порки особым ремнем и штрафа смерти не предавались.

Нужно заметить, что ныне в Израиле действует закон, по которому за осквернение святых мест любой религии назначается тюремное заключение сроком до семи лет.

В христианстве

Христианская Церковь как религия, согласно учению которой после надлежащего покаяния прощается любой грех, стоит особняком от иных религий в плане оскорбления Всевышнего. Тем не менее, есть один существенный нюанс. Согласно Евангелию от Матфея (Мф.

12:31-32), Христос говорил, что человеку простится любая хула, в том числе и на Сына Человеческого, но хула на Духа Святого «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».

Таким образом, в христианстве поношение даже самого Христа может быть прощено, а Духа Святого — нет.

Совет

Этот постулат столетиями служил камнем преткновения в спорах богословов, которые совершенно закономерно отмечали: «Если Бог един в трех лицах, то оскорбление Бога Отца и Бога Сына есть и хула на Духа Святого».

Полторы тысячи лет гражданское и церковное право в христианских странах смешивали понятия «грех» и «преступление».

Размежевать эти категории стало возможным лишь в Новое время, и только в ХІХ веке оскорбление Всевышнего перешло из юрисдикции мирского суда суду духовному.

Одновременно это понятие было значительно расширено, оно стало означать не только словесное поношение Бога и святых, но и пренебрежение к догматам, ритуалам, приверженность культу Сатаны, колдовство и т. п.

В отличие от Средних веков, за это уже никто на костер не посылал, и практически единственным методом воздействия на закоренелых грешников оставалось только отлучение от церкви, которое, впрочем, всегда являлось самой страшной и весьма действенной карой для христиан.<\p>

Наказания богохульников

Испокон веку тех, кто осмеливался умышленно или даже по глупости оскорбить святыни, жестоко карали.

И, даже если государственные карательные органы не имели для этого ни возможности, ни желания, сами верующие вступались за самое для себя святое.

К сожалению, в этих случаях самосуды часто приводили к гибели невинных, на которых недоброжелатели возвели поклеп. Это происходит, к сожалению, и в наши дни.<\p>

В России

В России в православии оскорбление Господа столетиями считалось тяжким преступлением. В решении Соборного уложения 1649 года говорится, что человек, обвиненный в возложении хулы на Господа Бога, подлежит изобличению, и при доказанности вины должен быть сожжен.

Всякий человек мог быть осужден, если в любом состоянии, будь он пьян или трезв, сказал неправедные слова в отношении Троицы, Девы Марии, Креста Господня, ангелов и святых, обругал икону, распятие, Евангелие, таинства и все прочее, что православные христиане считают священным.

Характерно, что святыни и божества иных религий, верующие которых проживали на территории Российской империи, законом государства не защищались.

Обратите внимание

Мусульманин мог публично и нелицеприятно высказаться в адрес Мухаммеда, тунгус унизить Будду — это законом преступлением не признавалось.

Но если кто-то на публике сказал нехорошие слова про иудейскую Тору — мог и потерпеть, ведь Тора и Ветхий Завет, если не принимать во внимание некоторые богословские и исторические нюансы, одно и то же, а христиане считают Ветхий Завет частью Библии.

В случае если преступление против веры было совершено в церкви, осужденного ждало наиболее тяжкое возмездие — до 15 лет каторги. В иных случаях он мог отделаться каторжными работами на 6-8 лет, а если публики не было, а хула на Бога была вознесена лишь при немногочисленных свидетелях — ссылкой в Сибирь.

Тюрьмой каралось непредумышленное унижение Бога и религии, совершенное, в том числе, в пьяном виде, то же самое ждало не донесшего о преступлении свидетеля.

В XIX веке наказание постепенно смягчалось, и, хотя только в 1842–1846 годах было возбуждено 3 192 «церковных» дела, по которым было осуждено 12 973 человека, смертных приговоров вынесено не было. В начале же XX века хулителей Господа, если не было отягчающих обстоятельств, приговаривали к аресту на несколько месяцев.

При советской власти никаких законодательных актов, касающихся преследования за оскорбление чувств верующих, не существовало, а в современной России до 2013 года это деяние считалось административным нарушением.

Но после «выступления» в феврале 2012 года группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя ситуация изменилась.

Богохульниц судили, впрочем, не за кощунство, а за хулиганство, потому что в то время соответствующий законодательной базы еще не было.

Важно

Что касается отношения к хуле на Господа в современной РПЦ, то оно высказано в документе, принятом в феврале 2011 года Архиерейским Собором.

Указывая на опасность этого деяния как для человеческих душ, так и для общества в целом, Собор констатировал, что Церковь прилагает все усилия, чтобы этот страшный грех не нашел распространения в обществе, «не провоцировал гражданские нестроения и не отделял людей от Бога».

В других странах

Законодательное преследование богохульников появилось в тех общественных системах, где боги и религии стали частью государственного устройства. Примеры — древний Израиль, мусульманские страны и даже Греция, где Сократа осудили, в том числе, за неуважение к богам.

В некоторых странах неуважительные высказывания о Боге и религии наказываются по административному кодексу, но в большинстве случаев этот вид правонарушений включен в законодательство о нарушении прав верующих и подпадает уже под уголовные статьи.

Различаются и меры воздаяния: от необременительного штрафа или недолгого тюремного заключения в христианских странах до смертной казни у мусульман.

Благодаря проводимой в последние десятилетия в Западной Европе политике вытеснения религии из общественной жизни, в некоторых государствах законы об антирелигиозных выступлениях смягчаются.

Но, если, к примеру, в Исландии в 2015 году унижение Бога вовсе перестало считаться преступлением, то в Германии за оскорбление веры, несущее угрозу общественному спокойствию, можно получить три года тюрьмы и серьезный штраф.

В Испании и Австрии за кощунство и возведение хулы на Бога также могут привлечь к достаточно строгой ответственности.

Совет

В Бразилии за «публичное оскорбление богослужения или объекта почитания» можно получить до года тюрьмы, в Греции — до двух, в Индии — до трех, в Индонезии — до пяти лет.

В странах Ислама, особенно в тех, где основой права является шариат, оскорбление Бога является самым страшным преступлением. Но если в некоторых странах, таких, как Египет, закон защищает любую религию, то в иных государствах он стоит только на страже Ислама. Это касается Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии и некоторых других стран.

Видео о богохульстве Pussy Riot

В этом видеоролике можно увидеть, как суд выносит приговор участницам группы Pussy Riot, устроившим «панк-молебен» в храме Христа Спасителя в 2012 году.

Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/bogohulstvo.html

Беседы с отцом Сергием. О богохульстве

Дискуссия вокруг роли и места Православия в жизни россиян спровоцирована отнюдь не богохульской выходкой в Храме Христа Спасителя. Возросший интерес к христианству не просто как к религии, а как к духовному стержню общества, заставляет отвечать на, казалось бы, простые вопросы, на которые любой воцерковленный мирянин знает ответ.

Ответы на все вопросы, как это ни банально звучит, есть в Библии. И даже если православный не может ответить на вопрос, процитировав канонический библейский текст, он чувствует, как надо поступать. Наверное, потому что его ведет Бог. Поэтому у православного не вызывает сомнений оценка произошедшего в Храме Христа Спасителя. Это богохульство.

Но так случилось, что современное российское православное сообщество состоит во многом из неофитов, людей крещеных, но невоцерковленных. И именно поэтому мы услышали так много снисхождения в оценках случившегося даже от людей, регулярно посещающих церковь. Поэтому я и решил обратиться с вопросом о хуле к отцу Сергию. Чтоб снять наконец разночтения.

Что такое богохульство? В какой форме оно может проявляться? Можно ли гнев, направленный в адрес не собственно Господа, а например, конкретного священнослужителя, считать грехом богохульства? Можно ли вообще сказать, что бывает большая и меньшая хула? В чем отличие хулы в адрес Господа, звучащей из уст православного христианина, и той же хулы со стороны атеиста, представителя другой конфессии? Современные законы светских государств защищают церковь как сообщество верующих, обеспечивая ее мирное существование. Поэтому преследуется оказание публичного неуважения к догматам и обрядам религии, препятствование свободному отправления богослужения и т. п. деяния, так как этим нарушаются интересы и права личностей, то есть наказывают за «оскорбление чувств верующих». Объектом преступления выступает не вера, религия, тем более не Бог, а отдельные верующие или церковь как учреждение, признанное и охраняемое государством. На мой взгляд, это разумно. Так нуждается ли Бог в нашей защите? Стоит ли нам, верующим, осуждать других за богохульство?

ОТЕЦ СЕРГИЙ: Существует программный документ – решения последнего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года по вопросу об отношении Церкви к клевете на нее и богохульству.

Я не буду приводить весь документ по причине его объемности. Там, в частности, разъясняется, чем отличается клевета и богохульство от конструктивной критики, которая периодически звучит из недр самой Церкви.

Богохульство – это когда одно или несколько лиц пытаются сознательно подвергнуть унижению и поруганию религиозные святыни или символы, которые являются священными для русских православных людей. Оно может выражаться как словами, так и действиями, оскорбительными с точки зрения православного христианина.

Гнев, направленный на конкретного священнослужителя как на человека, богохульством не считается. Но если священник, монах или другой служитель Церкви подвергается издевательству за свое исповедание православной веры, то здесь присутствует хула на Духа Святаго. Например, в кощунственной песне группы «Р… R…» прозвучали слова хулы на Патриарха, который является лицом Церкви.

Тогда как Святейший ничего плохого этим девицам никогда не делал. Хуля Патриарха, в его лице они хулили и всю Церковь, тем более что их действия производились не где-либо на улице, а в храме.

Чем больше святыня, которая подвергается хуле и поруганию, тем больше вина хулителя и тем большая у него потеря страха Божия. Когда подвергается хуле Всевышний, это хула наибольшая.

Обратите внимание

Когда подвергается хуле какой-нибудь священный предмет, вина, наверное, меньше. Хула на Господа со стороны православного христианина – больший грех, чем со стороны атеиста, никогда не знавшего Бога, или представителя другой конфессии, имеющего о Боге ложное представление.

Сказано в Евангелии: От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Евангелие от Луки гл. 12, ст. 48).

Оказание публичного неуважения к догматам и обрядам религии, и вообще всему, что связано с православной верой, что и вызывает «оскорбление чувств верующих», является самым настоящим богохульством. Независимо от того, плюет ли хулящий в Небо или на икону, изображающую Святую Троицу, он имеет одинаковое намерение оскорбить Бога, за что и должен быть наказан.

Причем существует три вида наказаний: наказание Божие, которому обязательно подвергнется нечестивец, если не покается; наказание юридическое, государственное, от которого виновный может и откупиться; и наказание со стороны самих верующих, которые имеют полное право защитить себя, своих детей и свои святыни от кощунства.

Читайте также:  Икона иисуса христа «царь славы»

Их право основано на законе Божием, то есть, заповедях Священного Писания, которые разрешают верующим применить по отношению к богохульникам соответствующие меры. Эти меры простираются от отлучения от Церкви и предания анафеме до требования тюремного заключения или ссылки лица, разжигающего религиозную ненависть и оскорбляющего чувства верующих.

«Если кто-то при тебе злословит Царя Ангелов, освяти свою руку, ударив по нечестивым устам» (свт. Иоанн Златоуст).

Если в вашу квартиру ворвется подонок, начнет там все бить и крушить, оскорблять вашу мать, супругу, пугать детей, как вы поступите? Будете прощать или ждать, пока приедет наряд милиции? Нормальный русский мужик поступит однозначно – выкинет вон подонка, как следует накостыляв ему.

Вот затем уже, может быть, вызовет милицию, чтобы впредь было неповадно. Это по-русски. «Цивилизованные» господа пусть уповают на свою толерантность, пока не придут «выходцы из стран Азии и Африки» и не поселятся в их домах.Если мы сегодня не защитим нашу веру, завтра мы ее потеряем. Святые наши предки не только «подставляли левую щеку».

Когда это было необходимо, они брали в руки оружие и по благословению своих духовных отцов шли воевать, прежде всего, за свою веру, а потом уже за Царя и Отечество, как это сделал, например, св. блгв. Князь Димитрий Донской по благословению св. прп. Сергия Радонежского.

Да и все наши святые благоверные князья – а их в наших святцах не один десяток – были не только мудрыми политиками, но и мужественными воинами.

ИГОРЬ ШАТРОВ: Лично у меня вопросов на этот счет больше нет. Для себя я уяснил, на мой взгляд, главное.

Важно

Если я считаю, что мои чувства к Богу кем-то оскорблены, я имею право на защиту государства. И не надо спрашивать ни у кого совета на этот счет. Ведь это мои чувства и мне решать, оскорблены они или нет, готов или не готов я простить кому-то это оскорбление.

Все остальное – вопрос сбора доказательств того, что сам факт богохульства (для юристов – «оскорбления чувств верующих»). И если даже 100 человек решили простить, я один могу потребовать защиты у государства. И оно обязано мне помочь. Защитить меня, не Бога. Бог, как известно, не поругаем!

Источник: http://simvol-veri.ru/xp/besedi-s-otcom-sergiem.-o-bogoxulstve.html

Богохульство, кощунство, осквернение, святотатство

iov75

 Богохульство, кощунство, осквернение, святотатство. Алексей Муравьев – о терминах, которыми пытается сейчас оперировать власть при обсуждении злободневных вопросов, связанных с религией.

Вслед за историей Pussy Riot и разными акциями, вроде спиливания и сжигания крестов, в пространство публичного языка попали несколько архаических важных понятий, которые стали направо и налево использоваться для характеристики указанных акций.

На самом деле, все эти понятия – внутрицерковные и не универсальные. Они не могут быть без оговорок использованы в общественном пространстве или преподноситься как сами собой разумеющиеся. Всякий, кто пользуется ими, должен, по идее, понимать, что совершает речевую манипуляцию.

Эти понятия тесно связаны с нашим христианским прошлым.

Попытаемся разобраться. Начнем с «богохульства». Этим словом, в основе которого «хула», т. е. поношение, оскорбление вероучения, обозначается некое действие, вольное или невольное, которым некая истина вероучения искажается – либо ниспровергается, как правило, в угоду иной истине или иному пониманию этой истины. Греки называли это «власфимия», откуда, например, англ. blasphemy.

Большинство ересей в истории христианства считались «хулой». «Несторий похулил Богородицу», говорили в 5 в., это значит, что он учил о Богородице как-то необычно. Богохульниками были для иконоборцев почитатели икон, а для иконопочитателей – иконоборцы.

Католики были для православных богохульниками, ибо учили о двойном исхождении Святого Духа – и от Отца (т.н.филиокве), и от Сына. Желая оскорбить старообрядцев, Дмитрий Туптало, епископ Ростовский, в ХVIII в.

написал, что, складывая два пальца вместо трех при совершении крестного знамения, они показывают «демонское сидение».

Обвинения в богохульстве посылали в ответ и старообрядцы. Одним словом, без жестко установленной ортодоксии такое понятие есть очень частное, очень обусловленное конкретикой и связанное с вероучением. Можно ли совершить богохульство действием? С точки зрения внутрицерковной логики, наверное, можно. Император Константин в VIII в.

Совет

повелел снять икону Христа с городских ворот в Константинополе – народ расценил это как богохульство, потому что за этим стояла вероучительная позиция – иконоборчество. Но вот когда Луначарский в диспутах с верующими говорил «Бога нет», то едва ли это можно было назвать богохульством.

Извне церкви (в широком понимании, конечно) нельзя хулить Бога.

Интересно, что при отречении от мусульманства и принятии православной веры православная традиция требует громкого похуления Мухаммеда (надо назвать его «мерзким» и «лжепророком»), но Мухаммед – не Бог.

Второе понятие – «кощунство». Оно происходит от старославянского «коштун, костить, костерить», т.е. насмехаться и поносить. Действия, произведенные для намеренной десакрализации святыни, для причинения ей ущерба или лишения ее сакрального статуса, рассматривались в древности как проявление сознательного неуважения или оскорбления.

Мог ли человек извне христианской традиции совершить «кощуны»? В принципе – да, но при этом он должен сознательно идти на оскорбление святыни и понимать ее границы и смысл.

В основе кощунства лежит идея культовой конкуренции. Один жрец может оскорбить бога, которому поклоняется другой, чтобы показать силу своего бога. Мусульмане сделали в Святой Софии мечеть – это кощунство? В принципе – да.

Внутри церкви любое покушение со стороны общества на святыню с целью ее профанации или ниспровержения может рассматриваться как кощунство. Можно опять же вспомнить историю с миссионером РПЦ о.

Даниилом Сысоевым, который не просто хулил Мухаммеда, но ругательски ругал его, пытаясь тем самым добиться перехода мусульман в РПЦ. Религиозная конкуренция налицо, хула и насмешки имели определенную цель.

Тут, впрочем, есть проблема.

При безоговорочном перенесении «кощунства» из внутрицерковной области в светскую возникает эффект размывания понятия. Советская власть вскрывала мощи святых, чтобы показать, что это просто «гнилые кости».

Обратите внимание

Взрывали, жгли христианские церкви, в алтарях делали туалеты, в самих храмах – танцплощадки. Это была конкуренция, это было кощунство. Но и сама советская власть воздвигла свой алтарь, свою святыню – и покушение на нее рассматривала как «кощунство».

Такими святынями были мавзолей Ленина, могилы вождей у кремлевской стены, вечный огонь, скульптура Родины-матери в Сталинграде, красный флаг, герб СССР… Человек, оскорблявший их, совершал «кощунственные действия», именно так и выражался советский суд, так писали газеты.

Еще раз повторим: «кощунство» – это конкурентные религиозные действия на территории оппонента, включающие десакрализационную насмешку.

Понятие «осквернение» тоже очень архаичное и восходит к идее «скверны», т. е. внесения неподобающего в священное (или ограниченное правилами) пространство. В Библии четко сказано, что прикосновение к трупу – осквернение, грех (например, прелюбодеяние или воровство) – осквернение.

Даже сексуальная сфера – в определенном смысле – включала осквернение, например, женщина в «критические дни» считалась «скверной» и не могла заходить в церковь; все, что касалось семенной жидкости, считалось скверным; роды были осквернением, женщине после родов по церковным канонам можно ходить в церковь, только после особой очистительной молитвы на 40-й день.

Физиологические отправления и даже мытье в бане содержали элемент скверны. Требование мыть руки после уборной имеет такую же природу, что и требование после бани облиться холодной водой на улице, – очищение от скверны.

Для избавления от осквернения нужно «очищение», экспиация. Если в православный храм зашел мусульманин и стал там молиться – это осквернение. Священник, да и просто христианин, помолившийся с еретиками, – осквернился.

Так что осквернение – штука очень сложная и работающая только там, где четко поставлено понятие «скверны», сакральной нечистоты.

Важно

Возьмем хотя бы обычай кровной мести или упоминавшийся случай с миссионером Сысоевым, хулившим Мухаммеда и Аллаха, осквернившем святыню исламской веры. Очищение, экспиация, в радикальной религиозной парадигме как в случае кровной мести происходит только кровью. Достаточно почитать Ветхий Завет, историю со златым тельцом, за поклонение которому Моисей убил несколько сот человек».

Наконец, «святотатство» – это просто воровство (татьба) священных предметов, например, икон или утвари церкви. Изъятие церковных имуществ в 1920-30 гг. можно было считать святотатством в тех случаях, когда не было согласия верующих.

Расширительно иногда называют святотатством любое покушение на святыню, но это метафорическое, по сути неверное употребление. Святотатство – это воровство из церкви или другого культового места священных предметов. В дореволюционном праве (ст.

219-220) святотатство считалось особо выделенным уголовным преступление.

По информации газеты «Ведомости», сейчас “предлагается дополнить Уголовный кодекс новой статьей (243.1) «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан»: публичные оскорбления религиозных убеждений граждан и прилюдное унижение богослужений, религиозных обрядов и церемоний.

Нарушителям будет грозить штраф до 300 000 руб., или обязательные работы до 200 часов, или три года лишения свободы.

Во второй части той же статьи предлагается наказывать за осквернение и разрушение объектов и предметов религиозного почитания, в том числе мест совершения религиозных обрядов и паломничества.

За нарушение — штраф от 100 000 до полумиллиона рублей, 400 часов обязательных работ или пять лет лишения свободы. В статье оговаривается, что санкции последуют за оскорбление тех религий, которые составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России”.

Новый проект закона помимо неадекватного понятия «осквернение», взятого из описанного выше архаичного слоя языка, оперирует понятиями «оскорбление религиозных убеждений и чувств» и «унижение обрядов». Здесь проблема еще более глубокая.

Совет

Оскорбление в современном гражданском праве присутствует. Так кодекс об административных правонарушениях, ст. 5.61 использует понятие «оскорбление», объясняя его как «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме».

Иначе говоря, оскорбление – это только «в неприличной форме», здесь приведен чисто арбитрарный, неточный критерий того, что есть «оскорбление».

Что такое «унижение обрядов» и вовсе неясно, так в православной традиции «крещение еретическое» считается «не крещением, но паки сквернением», что явнго попадает в категорию «унижения обряда» у еретиков (например, баптистов или католиков). Явно, что противоречий тут больше, чем ясности.

В «Своде законов Российской империи», «Положении о наказаниях» раздел II, гл. 1, ст. 176-183, впрочем, содержалось преступление «богохуление и порицание веры», но оно было отменено в 1906 г. при демократизации законодательства. Статья 211 вместо отмененной в 1906 г.

210 предусматривала наказание только за такое нарушение церковного порядка («кто прервет богослужение»), которое было совершено по заранее продуманному плану и с причинением побоев священнику! Другими словами, в дореволюционном праве мы видим остатки, рудименты священного права, которое оперирует церковными понятиями и при переходе к светскому государству, большую часть таких норм просто вымарали.

Итак, четыре первых понятия не могут без оговорок быть применены в светском пространстве и светском государстве.

В дореволюционной России была государственная церковь, что делало отчасти возможным применение этих внутридоменных понятий в правовом и общественном поле. Да и то, в основном в отношении православных святынь, и до 1906 г.

, когда эти нормы стали исчезать из правового корпуса. Другие выражения (оскорбление, унижение) очень психологичны и расплывчаты.

Оскорбить «чувства верующих» вообще юридически очень сложно.

Сейчас, в светском государстве, эти понятия (включая малопонятное и очень широкое «оскорбление чувств верующих» и «унижение обряда») обречены на то, чтобы стать игрушкой в руках судебной власти, ибо включают в себя гипертрофированный момент психологической субъективности, нередко полностью обессмысливающий их.

Источник: Полит.ру

Источник: https://iov75.livejournal.com/2066771.html

Ссылка на основную публикацию