Жизнь священномученика фаддея успенского

Жизнь священномученика Фаддея Успенского

Истинный подвиг христианства проявляется в вере, превозносимой над страданиями и испытаниями.

 Архиепископ Фаддей Успенский — священномученик, ставший примером истинной веры и терпения, отдавший жизнь на служение Богу и людям, достигшим святости.

 В его глазах всегда отражалась детская радость при произношении имени Христа и серьезность, казалось, что святой видит то, что скрыто от многих.

Молодые годы и вступление в монашество

12 ноября 1872 года появилось на свет дитя мужского рода, которого назвали Иваном, сыном Василия.

В роду Успенских, проживавших в селе Наруксово, что в Лукояновском уезде Саратовской губернии, как отец, так и дедушка мальчика были священнослужителями.

 Местному благочинному, протоиерею Василию Федоровичу и его жене Лидии Андреевне Бог даровал девять сыновей и двух дочерей. Дети воспитывались по строгим христианским канонам, в любви к Спасителю и человечеству.

Фаддей Успенский

Окончив Нижегородскую духовную семинарию, молодой выпускник пополняет ряды студентов Московской духовной академии, из ее стен в 1896 году выпускается, как кандидат богословия.

Обратите внимание

Иван жаждет исследования Библии, и в 1901 году защищает магистерский проект «Единство книги пророка Исайи». Будучи магистром, задумывается о принятии монашества, его останавливает только одна мысль, сможет ли он при этом служить людям. На решение юноши оказывает влияние отец, ближайший советник, и друг Антоний, возглавлявший на то время академию.

В конце лета 1897 года магистерский богослов стал монахом с именем Фаддей, его рукополагают в иеродиакона и направляют в качестве преподавателя в духовную семинарию Смоленска. В 1900 году иеродиакон читает основы богословия уфимским семинаристам.

Интересно! 15 марта 1902 года Фаддей рукополагается в сан архимандрита, тогда же выходит из печати его богословская работа «Записки по дидактике» об основах педагогики и воспитания в церкви.

8 января 1903 года Олонцевская семинария встречает нового ректора, тридцатилетнего архимандрита Успенского.

Путь епископства

21 декабря 1908 года совершается хиротония по посвящению в епископы Владимиро-Волынского Фаддея Успенского в присутствии архиепископа Антония (Храповицкого), епископов Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова), Холмского и Люблинского Евлогия (Георгиевского) и Белостокского Владимира (Тихоницкогоим).

Через пять лет уже первый викарий Фаддей по-прежнему придерживается монашеского подвига, пребывая в молитвенном времяпровождении, придерживаясь всех постов.

В 1916 году заболел епископ Владикавказский Антонин (Грановский), на его место временно пребывает Успенский, но в начале 1917 года снова возвращается во Владимиро-Волынскую епархию, возглавив ее в 1919 году после отъезда на рубеж архиепископа Евлогия (Гергиевского).

Икона священномученика Фаддея Успенского, архиепископа Тверского

Во время установления Украинской народной республики в 1921-1922 годах епископу, проповедовавшему в Житомире, городе без христианских построек, было выдвинуто обвинение в организации антиреволюционного движения. После ареста его отправили в тюрьму Харькова, а оттуда выслали в Москву, под ответственность патриарха Тихона.

13 марта архиепископ получает назначение возглавить кафедру в Астрахани, но по ложному обвинению лидера обновленцев митрополита Агафангела снова попадает под арест. Владыку Успенского и митрополита Кирилла (Смирнова) закрыли в тюрьме с оголтелыми преступниками, камеры были заполнены людьми, и священнослужители спали на полу.

По воспоминаниям владыки Смирнова священномученик Фаддей всегда находился в спокойствии и радости, он никогда не унывал, утверждая, что именно тогда они пребывали в настоящем христианском времени, когда Христос особым образом проявлял Свое присутствие. Все продукты, поступающие от христиан, священники делили между заключенными, проявляя таким образом любовь Христа.

1923 год епископ провел в ссылке в Зырянске, затем вернулся в Волоколамск, служа в церквях Москвы.

В конце 1923 года он приступает к правлению Астраханской кафедрой в сане архиерея, ведя крайне скромную жизнь, одеваясь в залатанную рясу и чиненные несколько раз сапоги. После богослужений архиерей беседовал с людьми, неся в массы Евангельское свидетельствование и свет Святого Писания.

Важно

Важно! За подвиг человеколюбия Фаддей Успенский назван патриархом Тихоном святым человеком, светильником Церкви, примером аскетизма и силы духа.

После серии арестов архиепископов владыка Успенский в конце 1926 года отправляется в Москву для принятия руководства церковью, но его арестовывают в Саратове и отправляют в Кузнецк до 1927 года.

В 1927-1928 годах служит на кафедрах Пятигорска и Саратова. Власть раздражала любовь паствы к священнику, проповедовавшему по несколько часов.

В конце 1928 года владыка переводится в Тверь, в сане архиепископа Калининского и Кашинского проповедует и принимает прихожан для личных бесед.

Книги Фаддея Успенского

Наделенный даром прозорливости священник никому не отказывает в совете и помощи, сохраняя:

  • монашескую красоту;
  • мистический склад души;
  • аскетические подвиги;
  • ревностное отношение к Церкви;
  • смиренность;
  • терпение;
  • кротость;
  • беспредельную доброту.

Епископ Фаддей на отдых уезжал на дачу, где всю работу выполнял сам, принимая людей и помогая им советом и молитвой.

В конце сентября 1936 года священномученик Успенский был лишен властями регистрации, но и после запрета продолжал свое служение.

1937 год стал временем массовых арестов. Многие священники не выдерживали пыток, писали клеветнические показания на братьев. По одному из таких клеветнических сведений 20 декабря 1937 года был арестован и владыка Фаддей за контрреволюционную деятельность.

Арест и мученическая смерть

Архиепископ Фаддей никогда не участвовал в политическом движении, на допросах держался мужественно и с достоинством, что по-особенному бесило тюремщиков. Они отправили святого в камеру к уголовникам, которые начали издевательства с самой первой минуты его пребывания в камере. Владыка спал под нарами, отдав свою подушку одному из заключенных.

Господь явил Свою любовь к верному сыну, послав на помощь Богородицу. Пречистая Матерь Божья явилась к старшему уголовнику и приказала оставить святого в покое, грозя лютой смертью.

Утром, выслушав товарища, уголовники склонились под нары, но были ослеплены ярким светом, изливающимся с места покоя священника. Ярые уголовники упали на колени, прося прощения у святого, после чего начали заботиться о нем.

Об этом стало известно руководству тюрьмы и владыку перевели в другую камеру.

Всего 10 дней в тюрьме изменили жизнь некоторых уголовников, но самого архиепископа Фаддея приговорили к расстрелу, его святость настолько ожесточила следователя, что тот настоял на утоплении владыки в тюрьме.

Мощи священномученика Фаддея в соборе Вознесения Господня Твери

Благодаря содействию тюремного врача, передавшему весть о месте захоронения святого на волю, в будущем стало возможным обрести его мощи.

Память и причисление к лику святых

Как только сошел снег, по весне 1938 года православными верующими была вскрыта могила святого, в которую его тело было просто брошено в землю, и сделано перезахоронение в наскоро сколоченном гробу. Местоблюстителем Митрополитом Сергием Страгородским было произведено отпевание заочно. Надпись на кресте власти мгновенно уничтожили, но верующие почитали это место святым до перезахоронения мощей.

В 1993 году 26 октября святые мощи священномученика архиепископа Тверского Успенского были обретены и перенесены в Тверской собор Вознесения Господнего, где и хранятся по сегодняшнее время.

Важно! Архиерейский Собор Русской православной церкви в 1997 году причислил в качестве новомученика владыку Успенского к лику святых.

В 2007 году архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Винокентий (Морарь) благословил открытие православной учительской семинарии имени священномученика Фаддея (Успенского).

Священномученик Фаддей

Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/faddej-uspenskij.html

Фаддей (успенский) – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский). 1908 год

Фаддей (Успенский) (1872 – 1937), архиепископ Тверской, священномученик

Память 13 октября в день обретения мощей в 1993 году [1], 18 декабря в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также Тверских и Житомирских (Укр.) святых

В миру Иван Васильевич Успенский, родился 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Лукоянского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия Успенского.

Дед будущего святителя также был священником, и знавшие его почитали как человека высокой духовности, как настоящего молитвенника, как человека, имевшего глубокую веру и любящее, кроткое сердце.

Совет

Из всех своих внуков он больше других любил Ивана, которого в шутку называл архиереем.

В 1892 году окончил Нижегородскую духовную семинарию, после чего поступил в Московскую духовную академию, во время обучения в которой окончательно определился в выборе своего дальнейшего духовного пути, решив стать монахом. Вскоре, после окончания академии в 1897 году, был пострижен в монашество с наречением ему имени Фаддей и рукоположен в сан сначала иеродиакона, а через небольшое время – иеромонаха.

Первым назначением иеромонаха Фаддея стала должность преподавателя Смоленской духовной семинарии. В 1900 г.

он переводится в Уфимскую духовную семинарию, где за диссертацию “Единство книги пророка Исаии” получает степень магистра богословия. В 1902 г.

отец Фаддей становится инспектором, а затем – ректором той же семинарии с возведением одновременно в сан архимандрита. Еще через год – новое назначение – ректором Олонецкой духовной семинарии.

В 1902 году им была написана книга “Записки по дидактике”, а в 1908 году – объемное исследование по Священному Писанию Ветхого Завета под названием “Иегова”, за которое ему была присуждена степень доктора богословия.

21 декабря 1908 года был хиротонисан во епископа Владимиро-Волынского, викария Волынской епархии. Став архиереем, он не изменил подлинно аскетической направленности своей жизни, и пасомые сразу же почувствовали в нем настоящего подвижника, образец кротости, смирения и чистоты.

Архиепископ Фаддей (Успенский). Астрахань. 1920-е годы

В 1917 году Волынь поочередно оккупировали то немцы, то поляки, то петлюровцы. После того, как правящий архиерей, архиепископ Евлогий (Георгиевский) оказался вне пределов своей епархии, управление ею перешло к епископу Фаддею. Вскоре после прихода к власти большевиков последовал первый арест владыки.

Сразу же после его ареста в Волынский ЧК поступило заявление от группы православных епархии с просьбой отпустить их архипастыря, никоим образом не причастного к какой-либо политической деятельности.

Но вместо освобождения епископ Фаддей был переведен в Харьковскую тюрьму, где содержался до решения властей о высылке его за пределы Украины как пользующегося огромным авторитетом среди местного населения.

Весной 1922 года владыка прибыл в Москву и обратился к патриарху Тихону с просьбой определить его на кафедру в один из волжских городов, поскольку он был родом из этих мест.

Но новый, ничем не обоснованный арест помешал этому назначению.

Обратите внимание

В сентябре 1922 года по “делу” святителя Фаддея, к тому времени возведенного уже в сан архиепископа, было составлено обвинительное заключение, где, в частности, говорилось:

“… принимая во внимание его административную высылку из пределов УССР за контрреволюционную деятельность… Успенского, как политически вредный элемент, подвергнуть административной высылке сроком на один год в пределы Зырянской области”.

Из Москвы архиепископа Фаддея перевезли вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым) во Владимирскую тюрьму, где они оказались в крайне тяжелых условиях как в бытовом, так и в психологическом отношениях.

“Поместили в большую камеру вместе с ворами, – вспоминал впоследствии митрополит Кирилл, – свободных коек нет, нужно располагаться на полу, и мы поместились в углу. Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе…

Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, Владыка взял меня за руку и сказал: “Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души.

Сейчас наши души должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами.”

Моя рука была в его руке, и я почувствовал, как будто по моей руке бежит какой-то огненный поток. В какую-то минуту во мне изменилось все, я забыл о своей участи, на душе стало спокойно и радостно. Я дважды поцеловал его руку, благодаря Бога за дар утешения, которым владел этот праведник”.

Архиепископ Фаддей (Успенский). Внутренняя тюрьма ГПУ. 1922 год

Летом 1923 г. срок ссылки архиепископа Фаддея закончился, и он временно поселился в Волоколамске, а служить ездил в московские храмы.

Осенью того же года Священный Синод под председательством Патриарха Тихона назначил архиепископа Фаддея на Астраханскую кафедру, где церковное управление было незаконно захвачено обновленцами; но большая часть духовенства и верующего народа не признавала власти живоцерковников и не подчинялась ее распоряжениям. Святителю Фаддею предстояло объединить вокруг себя православных и восстановить каноническое подчинение Астраханского епархиального управления законной власти Святейшего Патриарха.

В декабре 1923 г. будущий священномученик выехал к месту своего нового служения. Ехал он без сопровождения, в старой порыжевшей рясе, с небольшим потрепанным саквояжем.

Как только поезд остановился в Астрахани, купе заполнилось встречавшим архиепископа духовенством.

Все подходили к нему под благословение, затем стали предлагать свои услуги для доставки багажа и с удивлением обнаружили, что никакого багажа у их нового архиерея просто нет.

Владыка был крайне смущен столь торжественной встречей; выйдя на перрон, он смутился еще больше, увидев толпу встречающих; а на привокзальной площади – настоящее людское море…

Сразу же по приезде какие-то сердобольные старушки принесли владыке большое количество только что сшитой одежды; староста храма в честь святого князя Владимира, заметив на ногах святителя ветхие, с заплатами сапоги, принес ему новую добротную обувь. Но архиепископ Фаддей, верный своим монашеским обетам, все раздавал нуждающимся, оставляя себе лишь крайне необходимое для жизни.

Важно

Жил святитель Фаддей на удивление скромно. Весь его архиерейский “дом” размещался в двух маленьких комнатках. Одна служила столовой, приемной и кабинетом, вторая – спальней. Каждое утро и каждый вечер Владыка шел одной и той же дорогой, через парк в храм, на богослужение. Каждый раз его встречали люди, чтобы идти в храм вместе с ним. И долгое время потом эта дорога называлась “Фаддеевской”.

Читайте также:  Отношение и мнение православной церкви о телегонии

Где бы святитель ни жил, он никогда не имел ничего своего. Угощали его обедом или чаем – он ел и пил, если нет – никогда не спрашивал. Он всегда и везде считал себя гостем, зависимым от того, кто ему помогал или прислуживал.

За время своего пребывания в Астрахани архиепископ Фаддей сплотил вокруг себя почти все духовенство, не прибегая при этом ни к каким организационным мерам.

Обновленческий раскол был преодолен, хотя Владыка ни одного из обновленцев не подвергал административным прещениям и ни одного слова не сказал против них публично.

Пример его личной жизни был действеннее любых мер и красноречивее всех слов.

Денег Владыка ни от кого не брал, и некоторые астраханские приходы взяли на себя материальные расходы, связанные с содержанием квартиры, ее отоплением и освещением. В управлении епархией он почти устранился от административной части. У него не было канцелярии, была только именная печать для ставленнических грамот и указов о назначениях и перемещениях.

За всю свою архиерейскую деятельность Святитель ни на кого не накладывал дисциплинарных взысканий, никто не слышал от него даже упрека или слова, сказанного в повышенном тоне. Он всегда и всюду ходил в своей единственной заплатанной рясе, в старых, перечиненных сапогах, имел одно дешевое облачение и одну митру.

Но он всегда был готов сказать слово утешения любому человеку, оказать ему реальную помощь, просто выслушать. Ежедневно: утром и вечером – служба в церкви; днем – прием посетителей, постоянно толпившихся на лестнице, в коридоре и во дворе дома, где снималось жилье для святителя.

Однажды какой-то сельский священник, знавший о предельной простоте приема посетителей архиереем, пришел к нему прямо с парохода в шесть часов утра. И был принят. Этому священнику ждать пришлось всего минут десять, пока владыка умывался…

В октябре 1926 года в связи с арестом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Фаддей вынужден был покинуть Астрахань для исполнения возложенных на него обязанностей по управлению Русской Церковью.

Совет

Но на пути в Москву он был задержан и отправлен в город Кузнецк Саратовской области без права выезда. Пребывая здесь, с 27 июня по 27 октября 1927 года числился архиепископом Пятигорским, но отбыть по назначению не мог.

Митрополит Сергий, освобожденный к тому времени из тюрьмы, назначил его 27 октября 1927 года на Саратовскую кафедру, а через непродолжительное время на Тверскую [2]. Только в марте 1928 года владыка Фаддей получил разрешение на выезд из Кузнецка.

В Тверской земле он и провел последние годы своей исповеднической жизни, закончившейся мученической смертью.

Архиепископ Фаддей (Успенский). Тверь. 1936 год

В Твери, как и в Астрахани, владыка Фаддей был окружен всеобщей любовью верующих.

Неизменно сохранявший высокий духовно-аскетический строй своей жизни он являл собою людям необычайную духовную красоту.

К последним годам жизни святителя относится целый ряд удивительных свидетельств очевидцев об открывшихся в нем сверхъестественных духовных дарованиях – прозорливости и исцеления. В сознании тысяч верующих он стал окружен ореолом святости и нравственного совершенства.

В середине тридцатых годов начался новый этап усиленного давления на православие со стороны безбожной власти, опиравшейся в своей церковной политике на вероотступное обновленчество. Храмы повсеместно отбирались в пользу обновленцев. Православное духовенство вынуждали к отказу от своего служения.

29 сентября 1936 г. тверские власти лишили архиепископа Фаддея регистрации и запретили ему служить, но Владыка продолжал совершать богослужения в последнем сохранившемся в епархии у православных храме за Волгой, а местное духовенство по-прежнему сносилось с ним как со своим правящим архиереем.

Летом 1937 г. в Твери, как и повсюду, начались массовые аресты. Было арестовано почти все духовенство епархии. В октябре того же года один из священников после продолжительных пыток согласился подписать клеветнические сведения об архиепископе Фаддее. В качестве лжесвидетелей охотно выступили представители обновленчества.

20 декабря 1937 г., около восьми часов вечера, в дом святителя пришли сотрудники НКВД, предъявившие ордер на обыск и на арест.

В результате тщательного и продолжительного обыска они не обнаружили ничего кроме одного облачения, потира, дароносицы, двадцати семи свечей, нескольких четок, святоотеческих книг и тетрадей с записями духовного характера. Один из участвовавших в обыске в изумлении спросил:

– На что же вы живете?

– Мы живем подаянием, – ответил архиепископ.

Обратите внимание

На допросах в тюрьме Владыка держался мужественно, сохраняя спокойствие и отрешенность даже в самых критических ситуациях. Следователи всеми мерами требовали от него признания в заведомо лживых обвинениях и добивались узнать, как и кто помогал ему материально.

“В контрреволюционной деятельности виновным себя не признаю, – твердо свидетельствовал святитель. – Материальная помощь передавалась мне лично в церкви в виде доброхотных подношений. Фамилии этих лиц я назвать не имею возможности, так как их не знаю.”

Через десять дней после ареста архиепископ Фаддей был приговорен к расстрелу. Он обвинялся в том, что

“являясь руководителем церковно-монархической организации, имел тесную связь с ликвидированной церковно-фашистской организацией в городе Кашине (участники которой в числе 50 человек приговорены к высшей мере наказания), давал задания участникам на организацию и насаждение церковно-монархических групп и повстанческих ячеек, осуществлял руководство по сбору средств на построение нелегального монастыря и руководил организацией систематической агитации”.

Святитель Фаддей (Успенский) был казнен 31 декабря 1937 года. Ходили слухи, что его утопили в яме с нечистотами. После его смерти тюремный врач предупредила верующих, что вскоре владыку повезут хоронить.

Место, где было зарыто мученическое тело, узнали две женщины, оставшиеся преданными святому и по его кончине. Весной 1938 г. после Пасхи они вскрыли могилу и переложили останки священномученика в простой гроб. Одна из женщин вложила в руку владыке пасхальное яйцо.

На месте захоронения, на тверском кладбище “Неопалимая Купина” в Затверечье, был поставлен крест и на нем сделана надпись. Но вскоре этот крест был уничтожен властями (крест был восстановлен в 1990-х годах).

Память о архиепископе Фаддее и почитание его как святого сохранились среди верующих Твери до нынешнего времени. Существует ряд свидетельств о его посмертном молитвенном предстательстве пред Богом за тех, кто хранил эту память.

26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, были обретены честные останки архипастыря-мученика, которые находятся ныне в Вознесенском Тверском соборе.

Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 23 февраля 1997 года.

Оценки современников

Сщмч. Фаддей, архиепископ Тверской

Свт. Тихон (Белавин), патриарх:

“Знаете ли Вы, что владыка святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражается на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа”.

Священник Ксенофонт Цендровский, главный идеолог и лидер обновленчества в Астрахани, принося публичное покаяние в грехе раскола, сказал следующее:

“Долго я коснел в грехе обновленчества. Совесть моя была спокойна, потому что мне казалось, что я делаю какое-то нужное и правое дело. Но вот я увидел Владыку Фаддея; я смотрел на него и чувствовал, как в душе моей совершается какой-то переворот.

Я не мог вынести чистого, проникновенного взгляда, который обличал меня в грехе и согревал всепрощающей любовью, и поспешил уйти. Теперь я ясно сознавал, что увидел человека, которому можно поклониться не только в душе, но и здесь, на Ваших глазах”.

Тропарь, глас 1

Хвала Богу и жертва живая житие твое, священномучениче Фаддее, явися. Постом, бдением и молитвою Небесная дарования приим, многим добрый помощник и утешитель бысть. Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен, лукавства врагов Христовых препобедил еси. Слава Давшему тебе во страданиих крепость, слава, яко мученика, Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Использованные материалы

[1]  Официальный церковный календарь на сайте Издательства Московской Патриархии – http://calendar.rop.ru/mes1/oct13.html

[2]  Датировка назначений 1927 года – по Губонин, М. Е. и др., История иерархии Русской Православной Церкви, Москва: ПСТГУ, 2006, 404-405.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/8326.html

Священномученик Фаддей (Успенский) / Православие.Ru

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Священномученик Фаддей Успенский». Составитель Ольга Рожнева.

Священномученик Фаддей Успенский / Cост. О. Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 144 с. : ил. — (На страже веры).    

Книга посвящена cвященномученику Фаддею (Успенскому; 1872–1937), архиепископу Тверскому.

Патриарх Тихон говорил о нем: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей — святой человек? Он не обыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное».

Важно

Владыка Фаддей принял мученическую смерть за Христа с мужеством и вдохновением мучеников Церкви первых веков.

Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской (в миру Иван Васильевич Успенский), — сын священника и внук священника. Родился он 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Нижегородской губернии. Учился Иван, продолжая семейную традицию, в Нижегородском духовном училище, а затем в Нижегородской духовной семинарии.

В 1892 году, в возрасте двадцати лет, поступил в Московскую духовную академию.

В то время ректором академии был архимандрит Антоний (Храповицкий), философ и богослов, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, еще позднее, после Гражданской войны в России, первый председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.

Игумен Дамаскин (Орловский) писал о юности будущего владыки Фаддея: «Учась в академии, Иван Васильевич обустраивал свой внутренний мир, проявляя в этом деле редкостное терпение. Желая знать о себе все в точности, он вел ежедневный дневник.

Открывая ему свою душу, он сохранял удивительное целомудрие и утонченно-христианскую деликатность, записывая только то, что действительно существенно и важно, не позволяя себе в писании о других входить в излишние подробности, которые могли бы кому-нибудь повредить.

Нежная душа его, сохранившая детскость и простоту, стремилась лишь к любви к Богу и безупречному исполнению заповедей, и он зорко следил за моментами ослабления этой любви, скорбя об охлаждении и душевной расслабленности, и вновь и вновь обращался за помощью к Богу».

В августе 1897 года Иван Успенский был пострижен в монашество с именем Фаддей, в память апостола Фаддея. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, а через месяц в сан иеромонаха, с назначением на должность преподавателя логики, философии и дидактики в Смоленскую духовную семинарию.

Совет

В декабре 1908 года в городе Владимире-Волынском, в храме Христорождественского монастыря, состоялось наречение архимандрита Фаддея во епископа Владимиро-Волынского, первого викария Волынской епархии.

В 1918–1919 годы Волынь оказалась ввергнута во все ужасы оккупации, междоусобицы и разрушения: ее поочередно оккупировали то немцы, то поляки, то петлюровцы.

Владыка Фаддей был арестован. После выхода из тюрьмы он был назначен на Астраханскую кафедру. А в Астрахани был разгар обновленчества, с которым владыка начал борьбу.

А. А. Соловьев рассказывал такой интересный факт: «В 1925 году обновленческий “митрополит” Александр Введенский читал во всех городах по Волге свои лекции и вел диспуты. Одновременно на местах он проводил политику укрепления обновленчества.

О своей поездке Введенский поместил очерк в журнале “ВЦУ”. В нем он писал, что “в Астрахани ничего нельзя сделать для Церкви, пока там сидит епископ-фанатик Фаддей (Успенский)”.

Конечно, правильнее было бы сказать, что в Астрахани нельзя причинить вреда Церкви, пока там такой дивный епископ Фаддей».

В 1926 году был арестован заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), и в его обязанности временно вступил митрополит Иосиф (Петровых).

Читайте также:  Зачем и на что церковь собирает деньги?

Аресты священнослужителей и архиереев следовали один за другим, поэтому митрополит Иосиф на случай собственного ареста также назначил нескольких архиепископов, в надежде на то, что на свободе останется хоть один из них. Одним из трех преемников был архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский).

Митрополита Иосифа, действительно, в скором времени арестовали, один из назначенных им преемников, архиепископ Корнилий (Соболев), находился в ссылке. И тогда, в середине декабря 1926 года, владыка Фаддей выехал из Астрахани в Москву, чтобы приступить к временному руководству Церковью.

Обратите внимание

Евгений Тучков, начальник шестого отделения Секретного отдела ГПУ-ОГПУ, к компетенции которого относилась борьба с религиозными организациями в СССР, именовавший сам себя «советским обер-прокурором», распорядился задержать владыку Фаддея и отправить его в город Кузнецк Саратовской области, причем владыке было запрещено покидать Кузнецк. После своего освобождения из тюрьмы митрополит Сергий (Страгородский) назначил владыку Фаддея архиепископом Саратовским.

В ноябре 1928 года владыка Фаддей был переведен в Тверь. Летом 1937 года начались массовые аресты, было арестовано почти все духовенство Твери и области, а также многие верующие миряне. Многие из них были расстреляны. 20 декабря сотрудники НКВД арестовали архиепископа Фаддея.

Игумен Дамаскин (Орловский) писал: «Недолго пробыл владыка в тюрьме, но и в эти последние дни ему пришлось претерпеть множество унижений. Тюремное начальство поместило владыку в камеру с уголовниками, и те насмехались над ним, старались его унизить… Он с кротостью и смирением переносил все мучения и издевательства.

Лежа под нарами и непрестанно молясь, он в последние свои дни на земле смиренно нес крест, утяжеленный теперь унижением и поношением. И тогда Матерь Божия Сама заступилась за Своего праведника».

Она явилась обидчикам, которые сначала прекратили его мучить от страха перед Божией Матерью, а потом прониклись уважением к владыке Фаддею.

Владыка говорил: «А как относимся мы обыкновенно к страданиям? Как часто ропщем, проклинаем их, вместо того чтобы благословлять, если не во время самой скорби, то хотя бы после, когда сделалась несомненною ее польза для нас. Оттого-то и не преображается наша душа, оттого редко бывает светлым вид наш».

Через десять дней после ареста владыка был приговорен к расстрелу по обвинению в руководстве церковно-монархической организацией.

Честные останки владыки Фаддея (Успенского) были обретены 26 октября 1993 года, в день праздника Иверской иконы Божией Матери.

Важно

В 1997 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви владыка был причислен к лику святых. Память его празднуется Церковью в день его мученической кончины — 18/31 декабря.

В настоящее время рака с мощами священномученика Фаддея находится в Вознесенском соборе города Твери.

Священномучениче отче Фаддее, моли Бога о нас!

Источник: https://pravoslavie.ru/103658.html

«Не унывайте. Христос ведь с нами!» | Милосердие.ru

Портрет священномученика Фаддея Успенского, сделанный по фотографии. Фото с сайта brooklyn-church.org

Будущий священномученик Фаддей (1872-1937) родился в многодетной семье потомственного священника. Его дедушка почитался людьми как молитвенник. Из девяти внуков ближе всех ему пришелся Ваня, которого он ласково называл «архиереем». Что, в конце концов, и сбылось.

Учась в Духовной академии, однажды Иван спросил у отца: «Мне все говорят о монашестве, но в монашестве человек отделяется от людей, так как монах закрыт в стенах монастыря…» Отец-священник ответил: «Нет, он не отделен от людей, только он служит людям особенным образом».

Ивану Успенскому посчастливилось побывать на литургии, которую служил святой Иоанн Кронштадтский. «За обедней о сне речи не было и от прочего был храним в молитве с о. Иоанном, которого образ не выходил из ума …», — писал он позже в своем дневнике.

После окончания учебы Иван принял монашеский постриг. В 1908 году, в 36 лет, стал епископом.

Женатый «жених»

Помогал владыка Фаддей и добрым советом, и молитвой. Люди заметили, что если попросишь о чем владыку — помощь идет. Как то раз к владыке Фаддею пришла мать невесты накануне свадьбы — просить благословения. Она с гордостью поделилась, что ее дочери встретился богатый жених, который преподносил дорогие подарки.

В ответ на просьбу матери архипастырь сказал: «Подождите немного. Подождите две недели». Женщина возмутилась, так как уже был приготовлен стол и приглашены гости. Но владыка попросил подождать. Мать семейства побоялись ослушаться архиепископа и отложила торжество на две недели.

Много и других случаев чудесной помощи людям вспоминают очевидцы из жизни святого архиепископа Фаддея. Однажды, когда Волга вышла из берегов и угрожала затопить поля, жители этих мест обратились за помощью к архиепископу Фаддею.

Одна девушка заключила пари (!) — о том, что она причастится без исповеди. Подошла к Чаше, но служивший владыка Фаддей остановил ее словами: «Не делайте греха. Поисповедуйтесь сначала». Такая прозорливость владыки, откуда-то «узнавшего» про ее «смелый поступок», так поразила девицу, что она искренне раскаялась.

Совет

В одной семье сын, в 20-х годах занимавший  крупный партийный пост, сошел с ума, и его поместили  в больницу. Мать приехала к нему, сын встал перед ней на колени, умоляя забрать его отсюда. Женщина пошла советоваться к архиепископу Фаддею. Он сказал:

Супруги сделали так, как благословил владыка. Больной умер во время войны; перед смертью он обратился к Богу и причастился.

Епископ Владимиро-Волынский Фаддей (Успенский). 1908 год. Фото с сайта kizhi.karelia.ru

Покаяние обновленца

После революции владыка Фаддей защищал Православие от обновленцев, хотевших создать «Красную церковь» в союзе с коммунистами. Для защиты владыке порой не надо было говорить ни слова проповедей: хватало одного факта своего присутствия.

Идеолог обновленчества в Астрахани священник Ксенофонт Цендровский писал так: «Совесть моя была спокойна, потому что мне казалось, что я делаю какое-то нужное и правое дело.

Но вот я увидел владыку Фаддея; я смотрел на него и чувствовал, как в душе моей совершается какой-то переворот.

Я не мог вынести чистого взгляда, который обличал меня в грехе и согревал всепрощающей любовью, и поспешил уйти».

Отзыв патриарха

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/svyatitel-faddej-uspenskij-ne-unyvajte-hristos-ved-s-nami/

Фаддей Успенский священномученик

В ноябре 1872 года в селе Наруксове Аукояновского уезда Нижегородской губернии в семье священника Василия Успенского родился сын, которого назвали Иваном, будущий священномученик Фаддей Успенский.

По всей видимости, новорожденного нарекли в честь святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, память которого празднуется как раз в этот день по старому стилю.

Уже в детстве дед Ивана, тоже священник, в шутку называл любимого внука архиереем.

Фаддей Успенский на пути к епископскому сану

Среднее духовное образование Иван Успенский получил в Нижегородской духовной семинарии, а потом поступил в Московскую духовную академию, где окончательно определился с выбором дальнейшего жизненного пути, избрав монашеское поприще. В 1897 году будущий священномученик был пострижен в монашество с наречением ему имени Фаддей и рукоположен в сан сначала иеродиакона, а через небольшое время — иеромонаха.

На рубеже 1890—1900-х годов иеромонах, а затем архимандрит Фаддей преподавал в Смоленской, Минской, Уфимской, Олонецкой семинариях. Помимо преподавательского служения, он вел большую организационную работу.

Так, в Олонецкой семинарии отец Фаддей, являясь ее инспектором и впоследствии ректором, редактировал «Олонецкие епархиальные ведомости». За диссертацию «Единство Книги пророка Исайи» он в 1902 году получил степень магистра богословия.

Обратите внимание

В том же году им была написана книга «Записки по дидактике», а в 1908 году— капитальное исследование Ветхого Завета под названием «Иегова», принесшее автору степень доктора богословия.

С конца 1908 года начинается «волынский период» жизни священномученика. 20 декабря 1908 года в храме Рождественского монастыря Владимира-Волынского состоялось наречение архимандрита Фаддея в епископа Владимир-Волынского, викария Волынской епархии.

А уже на следующий день прошла хиротония, которую совершали архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), епископ Гродненский и Брестский Михаил (Ермаков), епископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский) и епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий).

«Без прислужения и почти без багажа…»

Сохранилась запись речи, произнесенной архиепископом Антонием (Храповицким) при вручении пастырского жезла новопоставленному владыке. Она отличается глубокой искренностью и отсутствием шаблонов. Цитируем:

Фаддей Успенский в Первую Мировую войну и после Октябрьской революции

Тяжелой стала жизнь Волыни в эпоху Первой мировой войны и последовавших затем революций и общественного развала. Нелегко приходилось и владыке Фаддею. После того как правящий волынский архиерей архиепископ Евлогий (Георгиевский) вынужденно оставил вверенную ему епархию в 1919 году, управление ею перешло к епископу Фаддею. Как пишет один из биографов священномученика:

Вскоре после прихода к власти на Украине большевиков последовал первый арест епископа Фаддея Успенского, обвиненного в связях с петлюровцами. В Волынскую ЧК тогда поступило заявление от группы православных лиц с просьбой отпустить их архипастыря, никоим образом не причастного к какой-либо политической деятельности.

Но вместо освобождения епископа Фаддея перевели в Харьковскую тюрьму, где он содержался до решения властей о его высылке за пределы Украины. Пользовавшийся огромным авторитетом среди местного населения архиерей явно был фигурой неудобной.

За будущим священномученником прочно закрепился ярлык «вредного политического элемента».

В конце концов, именно обвинение в контрреволюционной деятельности («создание церковно-монархической организации», «насаждение церковно-монархических групп и повстанческих ячеек», «сбор средств на построение нелегального монастыря», «организация систематической агитации») стало поводом для вынесения смертного приговора. Святитель Фаддей Успенский был казнен 31 декабря 1937 года. Фаддей Успенский выдающаяся личность Украины и несомненно святой.

Источник: https://posmotrim.by/article/faddej-uspenskij-svyashennomuchenik.html

Тверская епархия

ПодробностиКатегория: Новомученики и исповедникиСоздано 01 Январь 2016

Придет же день Господень, как тать ногъю, и тогда… стихии… разгоревшись, разрушатся… Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благогестии вам (2 Пет. 3:10 – 11).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Слышите, возлюбленные, о чем нас спрашивает святой апостол в своем Соборном Послании, прочтенном сегодня?

В самом деле, что мы можем сказать о смысле нашей жизни?

Большинство из людей, раз и навсегда решив для себя, что сокровенный смысл и высшая цель жизни недоступны для них, отказываются даже от попытки сколько-нибудь прояснить себе мрак жизни светом мысли или веры, а чтобы лучше освободиться от тяжелого впечатления мрака, закрывают глаза, стараются заглушить в себе высшие вопросы и стремления духа, удовлетворяя низшие потребности своей натуры.

Но человеку нужно не только жить, но и давать отчет в смысле жизни.

Между прочим, сколько бы человек ни старался заглушить в себе сознание и все высшие стремления духа, огрубеть, опошлеть – это ему не удается: человеческая натура сказывается по временам, беспокойные вопросы о цели жизни возмущают самодовольство, и тогда человек должен думать об этом. Эти вопросы особенно возникают в старости, то есть когда их поздно задавать.

Говорят, что жизнь – наслаждение и пир, нечего искать каких-то других целей. Пользуйся жизнью, спеши захватить все, что она дает.

Но откуда в человеке такая сильная любовь к жизни, если в ней нет величайшего блага? Отчего люди стремятся к счастью, если счастье не есть цель жизни? Тогда где эта цель?

Важно

Есть ли, был ли за тысячи лет хоть один человек, который узнал сам и передал другим, что такое счастье?

Правда, сначала человек идет на жизнь с бодростью и надеждами, но сама жизнь разбивает и разрушает светлое представление о ней. Кто испытывал в жизни одни радости без горя?

Много препятствий к достижению счастья извне, в противодействующих силах природы, во враждебных обстоятельствах среды, в недостатке собственных сил, но еще больше препятствий к достижению счастья состоит в том, что человек не находит счастья даже в удовлетворении своих желаний и источник такого недовольства кроется внутри самого человека. Если бы жизнь со всех сторон улыбалась человеку и у него не было бы предлогов к жалобам, человек стал бы их выдумывать.

Читайте также:  Православный обряд погребения

Ведь жалуются все люди: большие и малые, бедные и богатые, здоровые и больные, трудящиеся и тунеядцы, невежды и мудрецы. Вечное недоразумение, по-видимому, в том, что у человека нет определенного предмета для счастья, а силы ограничены. Тысячи людей борются за счастье, но, достигнув его, понимают, что казавшееся венцом счастья – только дальнейшая ступень к новому идеалу.

И если бы жизнь была только сменой удовольствий, то разве одно уже представление о том, что через 30 – 40 лет все это кончится, разве это не внесет горечь в жизнь и не наполнит чашу веселья отравой?

Если вспомнить, что такая жизнь иногда строится на обидах и лишениях другого человека, то разве жизнь может быть пиром, а не ареной, где собрались животные, чтобы растерзать друг друга?

Другие утверждают, что жизнь является осуществлением идеалов добра, истины и красоты. Очень хороший и правильный взгляд. Но это стремление. В действительности же люди не могут найти средств к осуществлению этих идеалов.

Покажите хоть одного человека (гения, мудреца), который был бы выражением этих идеалов, без уп река и пятна, чтобы ему можно было поклониться? Покажите хоть одно общество, где бы безмятежно царствовали истина, любовь, справедливость и мир и чтобы оно было образцом для других?

Напротив, жизнь представляет поругание и искажение этих идеалов – в этом противоречие человеческой природы.

Совет

Истина? Но что это такое – никто не знает, а крупицы ее, добываемые трудом поколений, теряются во тьме невежества и предрассудков.

Добродетель? Но в чистую добродетель люди не верят, потому что рядом с нею мы видим зло. Против зла общество устроило тюрьмы – печальные свидетели против добродетели.

Красота? Но это чувство в нас огрубело, и в жизни человеческой, при ее пороках, она не занимает больше места.

Справедливость? Но кругом жалобы на несправедливость, разъедающую человеческое общество. Иногда несправедливость искореняют новыми несправедливостями.

Любовь? Но вместо нее – господство эгоизма, отравляющего и помрачающего самые высокие человеческие чувства, источник зависти, ненависти и злобы. И едва ли проходит в истории человечества хоть год, хоть месяц или день, чтобы не проливалась кровь человеческая.

Кто-то сказал, что истина, ложь, добро и зло, правда и неправда – понятия относительные, что это так кажется ограниченному уму, в природе заблуждение необходимо для развития истины, зло способствует добру, ложь – правде и что эти элементы не противоположны, а только отрицательны. Нет, это не так. Добро не может быть источником зла, как и зло – источником добра. Нельзя свет назвать тьмою, белое – черным, горькое – сладким. Красота сияет лучше, если ее не безобразят.

До истины не надо доходить кривым путем. Логический путь есть путь от истины к истине. Говорят, что все-таки добродетель торжествует, и что отрицательных явлений меньше, чем положительных, и что истина и добро имеют преимущество перед грубой силой. Однако в жизни мы наблюдаем обратные явления.

Грубая сила повелевает и ругается над нравственной силой, ум преклоняется перед невежеством, тьма предрассудков гонит истину со света, унижает и преследует провозвестников истины.

Всякий счастливый невежда и деспот готов уязвить мудреца, угнетенного поборника добродетели, с тем чтобы отнять у него веру в истину и добродетель. Честный мудрец должен утешать себя тем, что ему при жизни не видеть своей истины и что после смерти к нему придет слава.

Правда, в истории это иногда бывает, но вообще то благодарность и слава в потомстве – высокие и жалкие слова. Как будто мученику много пользы в том, что потомки его мучителей воздвигнут ему памятник на том месте, где его мучили, – свидетельство преступления и бесславия прежних поколений.

Обратите внимание

Да и верно ли, что каждого мученика ждет слава? Суд потомства и суд истории такие же, как и суд современников. Да и откуда черпает история сведения – разве не от случайных пристрастных летописцев?

Говорят еще, что личная жизнь человека не удовлетворяет идеальным требованиям счастья, добра, истины и справедливости, но что все эти идеалы предназначено осуществить всей жизни человечества.

После долгих исканий и колебаний, после тяжелых трудов и жертв человечество придет к своим идеалам, найдет счастье, узнает истину и установит справедливость, тогда люди будут наслаждаться этим и не будет в человечестве несчастий и зла.

До этого жизнь человека – непрестанная и тяжелая работа над достижением идеалов, и каждый век, каждый народ, каждое поколение и каждый человек вносят свою долю в эту сокровищницу труда. Работа идет безостановочно, люди живут, умирают, поколения меняются, народы исчезают, но каждый век, каждый народ передает ее своему преемнику, а этот – дальнейшему.

Верно: жизнь – непрестанный труд, прогресс и безостановочное движение. Но труд имеет цену, когда сознается его смысл. И движение имеет смысл, если сознается цель и верность его.

Итак, работа идет из-за осуществления человеческого идеала.

Но что же это за слово «человечество»? Мы не знаем человечества как живого существа; мы знаем людей, поколения, народы.

Миллионы людей живут, трудятся, борются для того, чтобы наконец явилось какое-то нравственно совершенное поколение, не знающее пороков и несчастий.

Но верно ли, что всякий труд принесет свою пользу и что в общечеловеческом прогрессе ни одна крупица истины и добра не пропадет?

Важно

История имеет массу противных примеров. Мы горды своими знаниями и успехами и думаем, что наши труды принесут пользу прогрессу человечества, но ведь жили и до нас люди, также трудились и имели успехи. Обломки жизни свидетельствуют о блестящей цивилизации, процветавшей на Ниле, Ганге и Евфрате.

А теперь памятниками этой цивилизации остались лишь несколько жалких обломков, несколько слов и намеков в рукописях.

Кто знает, не произойдет ли и с нашей цивилизацией то же самое? Может быть, нынешняя гордая и блестящая Европа некогда будет представлять из себя степь, вроде нынешних азиатских или африканских степей, и от блестящих городов останется столько же, сколько осталось от Ниневии и Вавилона?

Хотя говорят, что этого не произойдет, но кто знает, насколько современная цивилизация окажется способной обезопасить человечество от сокрушительной силы новых Аттил, Тамерланов и Чингисханов.

Итак, поколения вымирают, народы исчезают, цивилизации гибнут, и кто может поручиться, что они успевают передать новым поколениям все выработанные ими сокровища мысли и труда? Какое же будут иметь значение наши знания и труды, если ими не воспользуются последующие поколения? В ином месте собирались сокровища мысли и труда целые века, и вдруг в короткое время все это сокрушалось истребительными силами природы и людским невежеством.

Можно ли верить, что и это исторический прогресс, в котором не пропала ни одна крупица труда и мысли?

Каждая эпоха считает свои мысли и дела за истину. Но так ли это?

Не кажется ли некоторым, что прогресс в человеческой жизни приведет человека к идеалу только тогда, когда человек поймет свое неидеальное состояние, зависящее от самой природы человека, и прежде всего займется внутренним совершенствованием? Достаточно ли для человека одних знаний и образования, чтобы прогресс человеческой жизни приближался к идеалу?

Нет спора, что частные знания человека увеличиваются, но весьма спорно, ближе ли человек к истине и не открывает ли горизонт неизвестности каждое новое открытие. Средств к удовлетворению потребностей больше, но счастливее ли человек?

Совет

Знаний больше, но лучше ли стал человек и можно ли нравы современного человека передать потомкам?

Пороки, зло остаются теми же, что и у дикарей, с той только разницей, что цивилизация дает этим порокам и злу более тонкую форму. Злоба развитого человека опаснее злобы дикаря.

Умножаются орудия и средства к благосостоянию человека, но и сооружаются более сокрушительные средства, и изобретатели этих средств тоже ведь считают их человеческим прогрессом.

Неужели и этот прогресс приведет к идеалу?

Не найдя ответа на вопрос о смысле жизни, многие называют человеческую жизнь несчастьем, страданьем, вечным проклятьем и произволом судьбы. Жизнь – глупая шутка, дар случайный, дар напрасный.

Скорее всего, это сказано в минуты душевного угнетения или разочарования, потому что жизнь сама по себе и неистребимое чувство жизни, общее всем людям, сохраняющееся у человека в самые трудные минуты и не покидающее его до самой смерти, служат лучшим опровержением такого мрачного взгляда на жизнь.

Может быть, человеческому уму и не нужно доискиваться смысла жизни, может быть, жизнь – бессмыслица, призрак, сон и существование человека только мечта?

Такая мысль о жизни развивалась во взглядах целых философских систем. Таков был эпикуреизм.

Были люди, которые утверждали, что мир является произведением собственного «я», и подвергали сомнению свое собственное существование. Познание о мире они называли иллюзией. Но ведь каждый человек живет, мыслит, ест, пьет, и, следовательно, жизнь – реальная сущность, а не мечта, и уж по одному этому в жизни имеется определенный смысл.

Обратите внимание

Жизнь, как они говорят, есть громадный сложный механический процесс, неизвестно когда, кем и для чего приведенный в действие и действующий по одним и тем же законам.

Личность человеческая занимает маленькое место в этом процессе и увлечена общим движением, подчиняясь общим законам. Человек вне этого процесса ничего себе представить не может.

Поэтому зачем же спрашивать, для чего пущена в ход эта машина, если человек знает о жизни только из изучения движения, отношения вещей между собой, не зная их внутренней сущности.

Однако вопросы о начале, сущности и цели бытия так глубоки в человеческой природе, что от этих вопросов нельзя отделаться ссылками на опыт.

Позитивизм называет бытие сложной машиной, никогда не останавливающимся механическим процессом.

Но кто устроил эту машину, откуда взялся материал, как материал сложился в правильные формы и как машина пришла в закономерное движение? Имеет ли смысл движение или это бессмысленный хаос и путаница?

Если жизнь есть механический процесс, тогда надо отречься от души, мысли, воли и свободы. Тогда нет прогресса, не существует идеального стремления человека и весь труд человека без смысла и цели?

Но христианство учит нас другому. Жизнь христианская есть путь для истины, добра и счастья. Именно поэтому в человеке заключено глубокое, неоспоримое стремление к идеалам правды. Нет на земле человека, который сознательно предпочел бы истине – ложь, добру – зло, счастье – страданью.

Важно

Зачем же тогда человек, любя правду, лжет, любит добро, а делает зло? Это потому, что жизнь человеческая уклонилась от своего идеала. Когда- то этот нравственный кризис произошел в природе человека. Догмат о грехопадении объясняет нам эту тайну человеческого бытия.

Он объясняет нам и другое – догмат искупления, потому что душа человеческая хочет вернуться к прежнему идеальному состоянию, ищет путей к нему и в догмате искупления находит этот путь. Именно в этих догматах открывается глубочайшая тайна человеческого бытия.

Вера и свобода воли – основные начала для развития в человеке стремления к уразумению тайны жизни.

Какой же ответ дадим апостолу, вопрошавшему нас сегодня о смысле жизни?<\p>

«Жизнь – великое сокровище, – скажем мы. – Не будем унижать цену жизни, не будем легкомысленно требовать от нее многого, иначе нам будет казаться малым то, что она нам дает.

Не будем требовать от жизни одних радостей, но благодарить Бога за всякий свой и чужой успех, за всякое добро, сделанное другому.

Будем воспитывать в себе христианские добродетели и искоренять дурные помыслы, будем любить справедливость и беспрестанно молиться Богу, чтобы Он, создавший нас по Своему Образу и Подобию, вел нас по путям Своей премудрости и благости». Аминь.

Архиепископ ФАДДЕЙ (Успенский) Произнесено в церкви князя Владимира г. Астрахани, 6 (19) марта 1925 года

Источник: https://tvereparhia.ru/publikaczii/novomucheniki-i-ispovedniki/3911-svyashchennomuchenik-faddej-uspenskij-o-smysle-zhizni

Ссылка на основную публикацию