Житие святого равноапостольного космы этолийского

Русская линия / Библиотека периодической печати: Придёт время

Пророчества святого равноапостольного Космы Этолийского (6 сентября / 24 августа ст. стиля) порталу Православие.Ru прокомментировал Афанасий Зоитакис, доцент исторического факультета МГУ, автор монографии о святом.

О пророчествах святого равноапостольного Космы Этолийского мир узнал благодаря беспрецедентному народному почитанию.

Живший в XVIII веке (недавно мы отмечали 235 лет со дня его кончины и 300 лет со дня рождения), Косма Этолийский был прославлен Церковью совсем не так давно — в середине века XX. Но народ никогда не сомневался, что он святой.

Обратите внимание

А потому бережно сохранял всё, что относилось к памяти святого, писал его иконы и помнил каждое его слово, передавая из поколения в поколение.

Сохранилось множество предметов, связанных со святым Космой Этолийским: и часть облачения, и металлические и деревянные кресты, которые он оставлял на местах своих проповедей1.

Колоссальной проблемой тех времен была исламизация: живя среди мусульман, многие православные добровольно принимали ислам. Речь шла о судьбе Православия в регионе. Святой Косма исходил большую часть канонической территории Константинопольского Патриархата, проповедуя Евангелие людям, которые когда-то знали слово Божие, но во многом утратили свою веру и отдалились от Церкви.

Современная историография называет святого Косму Этолийского тем человеком, который остановил массовую исламизацию православных народов. Его по праву называют равноапостольным, но не только по этой причине.

Известно, что святой Косма совершил очень много чудес. Одно из самых удивительных — когда он, бросив на поверхность озера часть своего облачения, перебрался на другой берег. Знаем мы и множество посмертных чудес: тем, кто прибегал к его молитвенному заступничеству, известно, что святой равноапостольный Косма Этолийский — скорый помощник.

Как и апостолы, он удостоился принятия мученического венца. И как они, обладал даром пророчества.

Нам известно около 200 пророчеств святого Космы — и все они или исполнились, или ожидают исполнения2.

Надо сказать, что его выдающийся пророческий дар ценили не только христиане, но и мусульмане. Об этом говорит так называемая Албанская рукопись — сборник из 72 пророчеств, записанных в Коране на албанском языке.

Достоверность пророчеств

Достоверность пророчеств установлена. Как историки, мы, прежде всего, опираемся на письменные источники, причем раннего времени — конца XVIII — начала XIX столетия.

Важно

Устную традицию нельзя отрицать — очень многое в Православии передается изустно, — но в данном случае отбор происходит, опираясь именно на письменные документы.

Камень, на котором стоял Косма Этолийский во время своей проповеди

Многие пророчества были записаны или современниками, или вскоре после мученической кончины святого Космы, так что мы можем утверждать, что они были произнесены святым Космой и бережно сохранены его учениками.

Практическая польза

Пророчества были и остаются руководством к действию — или для всех людей, или для жителей того или иного населенного пункта, где он проповедовал.

Мы знаем более десяти пророчеств, относящихся к конкретным регионам, в которых людям было сказано, что им делать в той или иной ситуации.

«Когда упадет дерево, уходите в горы, там спасется много людей, ничего не берите с собой, спасайтесь сами, беда продлится не больше чем 24 часа».

Действительно, люди того места, где это было произнесено, нашли убежище в горах и спасли свои жизни от турок, по слову святого Космы.

Еще одно пророчество сбылось во время Второй мировой войны.

Святой Косма проповедует. Фреска

«Беда дойдет до креста, но не спустится ниже».

Речь идет о кресте, оставленном святым Космой на месте своей проповеди (кстати, многие места в Греции носят название «Ставрос» — «Крест», потому что на этом месте проповедовал святой).

Один 94-летний старик помнил это пророчество, услышанное им еще от своих родителей, и когда итальянские войска наступали, отказывался эвакуироваться, призывая к тому же и своих односельчан.

Этим он вызвал недовольство властей — его даже обвинили в саботаже.

Фашистская Италия наступала, греческая армия терпела поражение, но, по слову святого, действительно, греки дали отпор и не позволили итальянцам спуститься «ниже креста» и захватить это селение. Люди не посрамились в своем доверии к слову святого.

Классификация

Совет

Возможна разнообразная классификация пророчеств, но сейчас бы мы их разделили на группы так.

1) Пророчества об освобождении от Османского ига территории Константинопольского Патриархата на то время, когда проповедовал святой Косма, — тогда она включала в себя не только Грецию, но и земли Албании и Турции, где жили православные народы.

К ним же относятся пророчества об освобождении Константинополя.

Большая часть этих пророчеств — об освобождении Греции — исполнилась. Те же, что касаются Константинополя, еще ожидают своего исполнения.

2) Пророчества о будущих событиях — войнах, бедствиях — и о том, что будет со всем человечеством.

Многие из пророчеств, относившихся, как мы теперь понимаем, к далекому будущему, сохранились только потому, что люди очень любили святого и полностью доверяли ему.

«Повозка без лошадей будет мчаться быстрее зайца».

Понятно, что в XVIII веке это звучало неясно и даже абсурдно. Так же, как и пророчество о том, что с человеком, находящимся в другом городе, будет можно говорить, как будто он сидит в соседней комнате:

«Придет время, когда люди будут разговаривать из одной дальней местности с другой, например из Константинополя с Россией» или «Придет время, и люди смогут общаться между собой на дальних расстояниях, словно они находятся в двух соседних комнатах».

Константинопольские пророчества

Когда пророчество исполнилось, становится точно понятно, что имел в виду святой, а пока оно ждет своего часа, возможны разные трактовки3.

Крупнейший специалист по Турции профессор Оттавского университета Дмитрий Кицикис, комментируя последние события, говорит, что пророчества Космы Этолийского о распаде Турции исполняются на наших глазах.

Стамбул. Современное фото

«Турки уйдут, но снова вернутся и дойдут до Ексамилий4. Из них одна треть погибнет, одна треть уверует во Христа, а одна треть уйдет в Коккини Милья».

Треть населения Турции (25 миллионов) — алавиты, говорит профессор, которые относятся к христианству позитивно. Не стоит забывать и о большом проценте тайных христиан. Что касается трети населения, о которой говорится, что она уйдет в Коккини Милья, то, по словам профессора, речь идет о создании государства Курдистан.

Обратите внимание

Это пересекается и с толкованием Паисия Святогорца, который очень любил святого Косму. Это же пророчество святой Паисий трактовал более подробно.

Он говорил, что Шестимилие — это шесть миль морского шельфа, где постоянно сталкиваются интересы Турции и Греции.

Из-за этих шести миль и произойдет в итоге такой серьезный конфликт, в который вмешаются крупные мировые державы, что в итоге приведет к падению Турции.

Пророчества о нашем времени

«Придет время, и вы не станете ничего узнавать».

Нельзя утверждать, что эти слова относятся именно к нашему времени, но сейчас уже достаточно очевидно, что в Западной Европе и США — да и не только — СМИ манипулируют общественным мнением.

В Западной Европе очень мало знают о том, что на самом деле происходит на Украине или в Сирии — так же, как никто не знал о том, что в действительности творилось в Югославии.

Конечно, при желании можно найти информацию в интернете и докопаться до правды, но из западных СМИ узнать ее почти невозможно.

«В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».

И действительно, мы видим, что в школах на Западе начинают появляться вещи, которые ум отказывается вмещать, — например уроки «толерантности» по отношению к гомосексуалистам и целые учебные программы, посвященные этому.

«Беда придет к вам от образованных»;

«То, что вам придется претерпеть, случится с вами из-за людей начитанных».

«Начитанные» здесь — ключевое слово.

При всем желании нельзя обвинить святого Косму в том, что он был против образования: он основал около 1000 школ, нашел средства для их финансирования, подготовил преподавателей, открыл четыре учебных заведения для подготовки учителей и священников, вместе с Никодимом Святогорцем и другими своими соратниками издавал учебную литературу. И при этом произнес такие слова. О чем они говорят?

Важно

О том, что голого знания — «начитанности», эрудированности — недостаточно: опора только на собственный рассудок, на свое «я», на свой эгоизм заводит человека в тупик.

Действительно, много приходится претерпевать из-за этих людей начитанных.

У истоков современной постхристианской европейской цивилизации лежало европейское Просвещение с его рационализмом и критическим отношением к религии. Если почитать современных либералов, они мыслят и действуют в том же русле, что и их предшественники — Вольтер, Руссо и другие.

Святой Косма был противником европейского Просвещения5.

Он говорил, что необходимо Божественное просвещение. Кроме начитанности, необходимо духовное знание, которое достигается через опыт церковной жизни.

Сколь бы начитан и эрудирован ни был человек, его можно сравнить с домом, у которого есть только фундамент. Если нет стен, нет крыши, то это довольно бессмысленная конструкция.

То же можно сказать и о людях, которые пытаются сделать всё сами, без Бога. Это всегда приводит в тупик — и часто не только самих этих людей, но и целые народы и страны.

«Источники иссякнут, а реки станут грязными».

Во многих регионах сегодня наблюдается и нехватка питьевой воды, и небывалые загрязнения — тут и комментировать нечего.

«Тарелки ваши будут наполнены до краев, но еду невозможно будет есть».

Очень точное и поразительное пророчество. В XVIII веке было совершенно непонятно, как это: тарелки наполнены едой, а ее есть невозможно.

Сейчас мы это видим: генетически модифицированные продукты или продукты, напичканные консервантами, «со вкусом» того, чего в них просто нет.

Совет

Достаточно обеспеченные люди еще могут найти какие-то более или менее натуральные продукты, но, возможно, с каждым годом сделать это будет всё сложнее и сложнее.

«Мы увидим, как наша земля превратится в Содом и Гоморру».

Различные формы легализаций однополых сожительств, в некоторых регионах — разрешение усыновлять гей-парами детей, пропаганда всего этого по всему миру. — идет процесс превращения нашей земли в Содом и Гоморру, и все мы это видим.

«Придет время, и диавол будет кружить над миром на своей „штуковине“».

Глобальное наблюдение, контроль за людьми — так обычно расшифровывается это пророчество. Мы можем идентифицировать эту «штуковину» с системой спутников, ведущих тотальное наблюдение визуально или с помощью оказания пользователям услуг по поддержанию различных видов связи.

«Придет время, когда миром будут управлять αλαλα и μπαλαλα».

Αλαλα и μπαλαλα – игра слов. Можно перевести как что-то бездушное. Большинство толкователей увязывают пророчество с современным информационным обществом, когда компьютерные технологии лежат в основе технологических процессов и работы механизмов.

«Придет время, когда весь мир будет опоясан одной ниткой».

Раньше это понимали как телеграф, а сегодня, конечно, говорят об интернете: нить, паутина.

«После мировой войны люди будут есть золотыми ложками».

Раньше — еще 40−50 лет назад — относительно этого пророчества были разночтения, но сегодня все толкователи сходятся в том, что имеется в виду период после Второй мировой войны, когда в Западной Европе и США наступило благополучие и когда зародился культ потребления.

«Вы увидите, как одни будут переселяться вверх, а другие вниз».

Это пророчество о массовой миграции. У греков «верх и низ» — это всегда юг и север. В другом пророчестве это сказано прямо:

«Когда увидите, как одни переселяются на юг, а другие на север, — уже близко будет».

«Уже близко будет» можно понимать двояко. Святой Косма использует эти слова, когда говорит об освобождении Отечества от иноземного ига. Но также мы находим у него это выражение — «уже близко будет», — когда он говорит о временах Антихриста.

Нам неведомо, о каких временах это сказано, потому что неизвестен контекст: где было произнесено пророчество, при каких обстоятельствах.

Масштабные переселения народов бывали, конечно, и раньше, но главное тут — «вверх-вниз» — юг и север: разнонаправленность процесса и его интенсивность — вот на что стоит обратить внимание.

И сейчас мы действительно наблюдаем разнонаправленный процесс. Когда в тот же Евросоюз хлынули мигранты из Восточной Европы, это была миграция с севера.

Обратите внимание

Сейчас мы видим и миграцию с юга, и желание некоторых соседей переместиться в Европу (в том числе Южную) — например, на заработки.

«Горе Греции, когда на ее земле поселятся иноземные народы».

Это точно наше время. Святой Косма никогда не противопоставлял греков другим православным народам, так что здесь идет речь об иноверных. Греция всегда была достаточно монолитным в этническом смысле государством, но это меняется прямо на наших глазах: каждый день в страну прибывают тысячи мигрантов-мусульман.

В одном из пророчеств святой Косма выражается не совсем политкорректно:

«Придут грязные народы; когда они появятся, не бойтесь; когда будут уходить, посторонитесь». Первую часть мы комментировать не будем, а вторая часть внушает тем, кто пострадал от этих процессов, некоторый оптимизм: значит, они уйдут рано или поздно.

«Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут их взять».

Греции действительно дали много кредитов, потребовали их обратно, но не смогут взять — это можно трактовать в том смысле, что долг Греции только растет, несмотря на все предпринимаемые меры. Такое толкование распространено в современной историографии.

«Налогом обложат даже куриц и окна».

Раньше это было принято понимать фигурально.

Теперь — в прямом смысле. С началом кризиса в 2009 году, чтобы избежать уклонения от налогов, правительство Греции стало присылать налоговые требования в квитанциях на оплату электроэнергии.

В случаях, когда люди не могли заплатить, им отключали электричество.

В конце 2012 года в перечень налогооблагаемого имущества были включены и курятники (с учетом числа кур) — первая часть пророчества сбылась буквально.

В октябре 2013 года сбылась и вторая. В новую редакцию налога на недвижимое имущество (который увеличен в несколько раз) включен и такой параметр, как количество окон в доме (чем их больше, тем налог выше).

Читайте также:  Чудесная помощь и исцеления блаженной матроны московской

Святой Косма Этолийский

«Придет время, когда мокрые будут гореть вместе с сухими».

Невиновные буду вынуждены разделить скорби и беды с виновными. Когда от Бога будут ниспосланы наказания и человечество своим бездумным поведением навлечет на себя бедствия, их претерпят и люди невиновные.

Святой Косма говорил, что не надо этого страшиться. Многие боятся последних времен, сосредотачиваясь на негативных сторонах.

Важно

Святой Косма предостерегает о непростых событиях: будут и войны, и беды — он не скрывал этого. Но при этом он говорил о том, что с Христом, с Церковью ничто не страшно. Даже если придется претерпеть мученичество, православный человек не должен унывать и бояться этого.

Мы видим это и в его пророчествах, и тем более в его поучениях6: ничто не может отделить человека от Христа, кроме самого человека.

«Придет время, когда враги заберут у вас даже пепел из очага. Но вы не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие»;

«Что будет у вас, всё отдайте, берегите только ваши души».

Это очень важный призыв. Все материальные блага, удобства, стабильность — это призрачно, земному нет места в будущем — «заботьтесь только о душе и Христе».

1 http://agionoros.ru/docs/317.html.

2i См.: Косма Этолийский: житие и пророчества. М., 2013.

3 http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1391.htm.

4 6 миль, шестимилие.

5 См.: Традиционное просветительство в Греции: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008.

6 Текст поучений святого Космы в открытом доступе: http://agionoros.ru/docs/59.html.

http://www.pravoslavie.ru/put/81 840.htm

Источник: https://rusk.ru/st.php?idar=72291

Подвиг Космы Этолийского и единство русско-греческого православного мира

Проповедь Космы Этолийского – это едва ли не самый успешный пример глобальной проповеди, благодаря которой во время османского ига православие сохранялось на Балканах и в Малой Азии. О великом христианском подвижнике, о взаимном влиянии Русской и Греческой Церквей мы беседуем с доцентом МГУ, главным редактором сайта agionoros.ru Афанасием Зоитакисом.

Доцент Московского государственного университета Афанасий Зоитакис

– Афанасий Георгиевич, вы много сил приложили к тому, чтобы имя равноапостольного Космы Этолийского стало известно широкому кругу людей, для многих явилось примером самоотверженного служения своему народу и делу христианского просвещения. Чем вам близок этот святой?

– Впервые прочитав житие Космы Этолийского, я был поражен тем, как простой монах в одиночку изменил судьбу целого народа. С Божией помощью ему удалось сделать, казалось бы, невозможное: воцерковить десятки тысяч людей, устроить собственную систему школьного образования, консолидировать православных.

Поражает и многогранность Космы Этолийского: он обладал множеством дарований. Мужество в нем сочеталось с самопожертвованием, глубочайшая вера с любовью к ближним, смирение с образованностью, богословская глубина с даром простого слова.

Равноапостольный Косма – миссионер, учитель, талантливый организатор, пророк, мученик за Христа, чудотворец.

Косма Этолийский – народный святой. О нем помнят в каждом селении, где он когда-либо побывал со своей проповедью. Задолго до канонизации подвижника люди изображали его на иконах, слагали песни, называли его именем улицы и населенные пункты, передавали память о его учении и пророчествах из поколения в поколение.

Слова и пророчества святого Космы – не просто памятники своей эпохи, они и сегодня актуальны и востребованы. Показательно, что за одной из конференций, посвященных Косме Этолийскому, по интернет-трансляции наблюдало несколько десятков тысяч человек из 89 стран мира.

Духовное наследие святого «остается не только важнейшим руководством для правильного выбора своей меры христианского подвига, но и дает критерии верного понимания жизни социальной и смысла истории» (Петруня О.

Совет

Современное информационное общество в свете пророчеств равноапостольного Космы Этолийского и старца Паисия).

– Во времена Космы Этолийского во второй половине XVIII века наблюдался кризис образования, следовательно – понижение культурного и нравственного состояния народа и массовая исламизация, когда сотни тысяч православных становились мусульманами. Можно сказать, что проповедь Космы Этолийского повлияла на политическую обстановку в мире, ведь турки хотели его казнить, считая агентом России?

– Косма Этолийский сосредоточил свою деятельность в областях, где шла исламская экспансия, и смог ее остановить.

Как жившие в эпоху святого, так и современные ученые сходятся во мнении, что, если бы не этот подвижник, «не оставалось бы в этих местах ни одного православного христианина» (Житие и пророчества Космы Этолийского), а «Греция сегодня была бы страной, где ислам был бы преобладающей религией» (Монах Никодим. О поклонении Дарам волхвов, церковной жизни, Афонских старцах и Паисии Святогорце).

Если бы православная вера была утрачена – сегодня на Балканах сложилась бы совершенно другая геополитическая конфигурация. Многие албанские националисты называют деятельность святого Космы главным препятствием, не позволившим создать так называемую «Великую Албанию».

Святой равноапостольный Косма Этолийский

Святой Косма считал православную веру основой духовного возрождения и выступал за объединение православных народов. Вместе со своими соратниками – православными традиционалистами – он успешно противостоял распространению идеалов европейского Просвещения.

В условиях экспансии западной рационалистической и антропоцентричной идеологии сохранение православной идентичности зависело от ситуации в сфере образования. Молодежь, учившаяся на Западе, «безбожествовала, а после возращения на родину вводила в безбожие и других».

Благодаря святому Косме православные получили возможность учиться на родной земле и воспитываться в духе православных ценностей. Это спасло Балканы от духовной ассимиляции западным мировоззрением.

– Каковы были особенности школ, созданных Космой Этолийским? В своих лекциях вы упоминаете, что святой создал около тысячи школ и четыре высших учебных заведения.

– Благодаря Косме Этолийскому и его соратникам, православным традиционалистам, к началу XIX века просвещение распространилось повсеместно, каждый город и деревня соревновались между собой за лучшую организацию и функционирование своих школ.

Святой Косма способствовал строительству отдельных школьных зданий, для учебного процесса создавал специализированные аудитории, обеспечивал учебные заведения книгами и учебными материалами.

Главный педагогический прием Космы Этолийского – воспитание на примере. В своих проповедях он приводит примеры из Священного Писания, творений святых отцов и житийной литературы.

Обратите внимание

В то же время, осознавая, что слушатели нуждаются не только в книжном, но и в наглядном примере, святой Косма способствует тому, чтобы священники становились примером для мирян, проповедники для слушателей, учителя для учеников, родители для детей.

Педагогические кадры готовились в высших учебных заведениях, открытых по инициативе Космы Этолийского. Выпускники этих школ направлялись в ранее открытые школы низшего уровня. То есть проблема подготовки кадров была поставлена во главу угла.

Одним из основных принципов педагогической концепции Космы Этолийского был живой диалог с аудиторией и учениками. Это контрастирует с реалиями современного российского образования, где из-за бюрократизации педагогического процесса у учителей мало времени остается на живое общение с учениками и их родителями.

Ключевой особенностью системы образования Космы Этолийского стал его всеобщий и бесплатный характер. Просвещение святого охватывало не только молодежь, но и старшее поколение. Он устраивал воскресные образовательные кружки для взрослых, где они учились грамоте и включались в процесс изучения святоотеческой литературы и Евангелия.

Образование с точки зрения Космы Этолийского должно быть разносторонним и полным. Его просветительская миссия заключалась не только в проповеди православной веры, но и в научном просвещении. Практическую ценность поучений святого отмечают многие исследователи.

Однако приоритет в построенной святым Космой образовательной системе принадлежит преодолению духовной неграмотности и научению слушателей в духе евангельского и святоотеческого наследия.

Он отвергал идейный подход своих оппонентов – носителей идей европейского Просвещения, настаивавших только на практическом характере образования: с их точки зрения школы должны учить детей «только тому, что пригодится им в их будущей профессии».

Подобные процессы «прикладного ориентирования» образования наблюдаются и сегодня. Это неотъемлемое свойство так называемой Болонской системы.

Важно

Образование святого Космы было построено на совсем других принципах. По мысли подвижника, школа должна не просто давать сумму знаний, но и воспитывать человеческие качества.

«Когда с помощью Божией построите школу – возьмите учителя благочестивого. Если у него не будет благочестия – разрушит школу», – подчеркивал, обращаясь к слушателям, Косма Этолийский.

Образование, лишенное нравственных ориентиров, становится не только неполезным, но и гибельным для человека.

Святой исходил из того, что одного голого знания – эрудированности – недостаточно: опора только на собственный рассудок, на свой эгоизм заводит человека в тупик. Кроме начитанности, жизненно необходимо Божественное просвещение.

При этом, как и другие отцы Церкви, Косма Этолийский отвергал схоластику и полагал, что Бог познается не разумом, а в опыте духовной жизни: «Чтобы постичь природу Пресвятой Троицы, надо сначала оставить зло и грехи, исповедоваться начистоту, причаститься Святых Христовых Таин с большим страхом и благоговением, и тогда Благодать Всесвятого Духа просветит наш разум, и мы сможем Ее постичь» (Косма Этолийский. Слова).

Директор современной российской школы В.С. Мартышин, проанализировав общепринятую систему образования, обнаружил, что в ней недостает много необходимого: «Дети не знают истории родного края. Они не знают истории родной семьи. Они далеки от нравственных и духовных традиций.

Они не знают истории своего отечества! Не знают свой язык! Они удалены от культуры».
Образование Космы Этолийского было лишено этих недостатков. Святой бережно относился к истории.

Он успешно боролся с распространением албанского и турецкого языка, стремился сохранить своеобразие и идентичность одежды, быта и обычаев православных.

По словам председателя Общества православных педагогов Санкт-Петербурга В.В. Семенцова, «в современных условиях гностического образования, построенного на культе знаний и остроте ума, живое слово становится в высшей мере востребованным.

Совет

Избыток ума и чрезвычайное обилие потока информации имеют свою оборотную сторону: недостаток живоносной силы слов, исходящих не от большого острого ума, а от чистого любящего сердца». Этот недостаток мы можем восполнить, обратившись к проповедям равноапостольного Космы Этолийского.

Святому удавалось коснуться сердец многих тысяч людей, возрождая в них любовь к новой жизни во Христе, а сегодня он может стать для нас ориентиром в построении гармоничной и целостной образовательной парадигмы.

– Вы профессионально занимаетесь новой и новейшей историей, историей Церкви. Каково было взаимное влияние Русской и Греческой Церквей на протяжении истории? Кто из русских подвижников православия был учителем для греков?

– По словам А.С. Пушкина, «греческое вероисповедание дает нам наш особенный национальный характер». Приняв православие, русский народ связал себя с греческим неразрывными духовными узами.

Влияние греческой традиции никак не значило простого копирования, отсутствия собственного взгляда и инициативы. Русский духовный тип был отмечен своими особыми чертами.

Православное предание, не подавляющее индивидуальность каждого человека, обеспечило возможность творчества и развития и на национальном уровне.

Но признавая взаимное влияние наших поместных Церквей, подчеркнем иной аспект: нас объединяет общее Предание и его выразители – православные святые.

По словам преподобного Иустина (Поповича), «Церковь – это личность Богочеловека Христа, Богочеловеческий организм, а не человеческая организация. Церковь неделима и как личность Богочеловека, и как Тело Христово. Поэтому в самой основе ошибочно неделимый Богочеловеческий организм делить на мелкие национальные организации».

Молитва афонских монахов

Это единство ощущает каждый православный христианин. Для русского человека родными стали преподобные Паисий Святогорец и другие Афонские старцы, для греков – святитель Лука Войно-Ясенецкий и многие русские святые. Почти в каждом сербском храме – иконы святителя Нектария Пентапольского и преподобного Серафима Саровского.

Читайте также:  Акафист и молитва святому и животворящему кресту господню

Я неоднократно слышал, как в греческих монастырях на трапезе читают наставления святителя Игнатия (Брянчанинова), Оптинских старцев и преподобного Феофана Затворника. В день памяти святого Силуана Афонского многочасовые всенощные бдения совершаются во всех афонских монастырях. Среди святогорцев XX столетия было множество особо почитаемых русских подвижников.

Среди них выделю наставника преподобного Паисия иеромонаха Тихона (Голенкова) и старца Софрония (Сахарова).

Святой Афон

Обратите внимание

Особую роль в сплочении наших народов на протяжении веков играл Афон. На Руси всегда зорко следили за духовной жизнью Святой Горы и тщательно подражали этой жемчужине благочестия.

Основатель русского монашества преподобный Антоний Печерский, Игумен земли Русской Сергий Радонежский и многие другие подвижники имели духовные связи с Афоном.
Русские и греческие подвижники активно участвовали в исихастском возрождении XIV века и «филокалическом возрождении» XVIII–XIX столетий.

Духовные плоды этих движений чада Православной Церкви вкушают до сих пор. Чувство церковного единства, которое выше границ и национальных разделений, появилось уже в период первохристианской общины. В подобной системе координат действовали и православные святые.

Поэтому Афонская монашеская республика всегда была духовным центром не национального, а вселенского значения. Это утверждение вполне можно отнести к Троице-Сергиевой Лавре и целому ряду других русских обителей.

– Не грозит ли Греции новая дехристианизация, подобная той, что была во времена Космы Этолийского, вследствие нынешнего наплыва иммигрантов-мусульман и агрессии соседей-албанцев?

– Такая угроза более чем реальна. В стране находится несколько миллионов нелегальных иммигрантов (подавляющее большинство из которых мусульмане). Албанская угроза также на повестке дня.

Эта страна не раз высказывала претензии на греческую область Эпир и другие территории. В Греции действуют экстремистские албанские организации.

Власти неоднократно обнаруживали принадлежащие им оружейные склады и пресекали иную противоправную деятельность.

Активно поддерживает распространение ислама в Греции и Турция: финансирует исламское образование и исламистские организации, требует расширения прав мусульманского меньшинства, издает литературу и помогает исламистам финансово. В этих условиях Греция и Россия должны укреплять свой молитвенный оплот и культурно-исторические связи.

Беседу вела Ирина Ушакова

Источник: http://pokrov.pro/podvig-kosmy-etolijskogo-i-edinstvo-russko-grecheskogo-pravoslavnogo-mira/

Равноапостольный Косма Этолийский | Авва

Афанасий Зоитакис

Годы жизни этого святого Космы Этолийского 1714–1779. Этолийским он назван, потому что родился в Этолии, одной из областей Центральной Греции. У этого святого есть еще много разных имен, его называли и Новым, и Афонским, и Албанским. Наименование «Этолийский» появилось уже во второй половине ХХ века, под этим именем он был канонизирован.

Также он был прославлен как равноапостольный, но при этом раньше, до прославления, во многих письменных источниках он упоминался и как священномученик, и как преподобномученик, а официальное прославление состоялось в начале 1960-х годов.

Прежде чем начать рассказ о святом Косме, надо сделать небольшое отступление и сказать о том, какая ситуация сложилась на Балканах к началу XVIII века.

Когда родился святой Косма и когда он начинал свою просветительскую деятельность, жизнь Балкан определяли два процесса – кризис образования и массовая исламизация, причем массовая добровольная исламизация, когда сотни тысяч православных становились мусульманами.

Важно

Кризис образования начался сразу после падения Византийской империи. Многие ученые бежали на Запад, произошел демографический спад, наблюдался упадок городов.

Православные оказались вытеснены в горные местности, а плодородные равнинные земли, которых в Греции было не так уж и много, были заняты или приближенными к султану лицами, или какими-то греками (которые приняли ислам и стали служить при дворе), или какими-то чиновниками на местах.

Соответственно, бежали из Греции и с Балкан на Запад не только преподаватели, но и богатые люди, которые традиционно финансировали образование. Турки никак не заботились об образовательной системе, в лучшем случае не мешали – не мешали основывать учебные заведения, но часто эти школы функционировали только благодаря взяткам.

Необходимо было дать взятки или султану, или каким-то чиновникам на местах, и только после этого учебные заведения начинали свою работу. Погибла учебная литература и множество рукописей. Библиотеки были или сожжены, или разорены – то есть учебников практически не было.

К XVIII веку, после вытеснения людей в горы, ситуация усугубляется еще и обособлением отдельных населенных пунктов. Из-за сложного горного рельефа люди перестают общаться друг с другом.

Они живут в своих деревнях, занимаются каким-то хозяйством, какими-то делами, выпасом скота и совершенно никак не общаются с соседями, потому что на всех дорогах много разбойников и плохое сообщение.

Лучше, в общем, не покидать своих родных мест.

Постепенно происходит деградация.

Люди забывают о том, что они православные, о том, что они христиане, о том, что они когда-то жили в достаточно мощном государстве, которое существовало более тысячи лет, – в Византийской империи.

Ощущая теперь себя жителями той или иной деревни, они при этом совершенно не помнят своей истории. И происходит следующее: или разрушается школа, или разрушается храм, священников новых не назначают, наступает запустение.

Совет

Во многих населенных пунктах к этому времени уже не было церквей или школ или того и другого. Происходит в буквальном смысле одичание народа, о чем пишут многие путешественники. Европейцы, которые оказывались в этих местах, говорят, что люди действительно пребывали порой в некоторых областях в полудиком состоянии.

Кроме того, на этом фоне происходит массовая исламизация, потому что, чтобы куда-то пробиться, получить какие-то посты, какие-то льготы, необходимо было принимать ислам. И действительно многие принимают ислам. К концу XVII века более миллиона европейских мусульман были потомками родителей-христиан, которые отказались от своей веры.

Часто люди отказывались от православной веры целыми селами, общинами, городами. Например, в 1759 году население целого района в центральной Македонии в день Пасхи принимает ислам во главе со своим митрополитом, это такой апогей деградации.

Православный человек, любой религиозный человек понимает, что такое в самый главный христианский праздник принять ислам, до какого состояния нужно было дойти.

Этот процесс только набирает обороты, происходит некая цепная реакция, с каждым годом становится все хуже и хуже.

В 1714 году в небольшом безвестном селении Мега Дендро (в переводе на русский язык «большое дерево») произошло, казалось бы, вполне рядовое событие: в семье простых ткачей родился сын.

Сохранилось имя отца, его звали Димитрий и он был родом из области Эпир, на границе Греции и Албании. Вот из этой области были родители Космы Этолийского, которые, как я уже сказал, были простыми ткачами.

Больше о них практически ничего не известно.

https://www.youtube.com/watch?v=2Cd50lvvdIg

Так вот, у них родился сын. Это был второй сын в семье. Старшего звали Хрисанф. Младшего назвали Констас. Констасом он зовется у нас в Афонском патерике – это первая публикация жития Космы Этолийского. В XIX веке это имя перевели как Констант. Но сейчас преобладает мнение, что надо переводить как Константин, то есть мирское имя Космы Этолийского было Константин.

О месте его рождения нет единого мнения. На эту честь претендовали несколько соседних сел. Даже была народная легенда, что он родился на вершине между двух деревень, но наиболее обоснованная версия встречается в житии, написанном преподобным Никодимом Святогорцем, который близко знал Косму Этолийского и очень дружил с ним.

На экране вы видите первое житие Космы Этолийского, написанное Никодимом Святогорцем через два или три года после его смерти, по общему мнению в конце XVIII века. Рукопись хранится в архиве афонского Ватопедского монастыря, предположительно датируется где-то восьмидесятыми годами, то есть написана сразу после мученической кончины Космы в 1779 году, что называется – по горячим следам.

Это неоценимый источник, потому что Никодим Святогорец был человеком выдающегося ума, выдающихся способностей и памяти, обладал широчайшими знакомствами и очень тщательно работал с историческими источниками, то есть был настоящим ученым даже в современном смысле этого слова. Он очень строго относился к свидетельствам и отбирал достоверные.

Обратите внимание

Поэтому мы вполне можем ориентироваться на житие Никодима и в основном на него и ориентируемся. Есть еще несколько житий святого Космы, написанных его учениками. В целом они не противоречат друг другу.

В детстве Косма получил такую же профессию, как отец, то есть был ткачом, помогал родителям. И поэтому часто говорят, что у него фамилия была Анифантис, «Ткачев» на русский манер, потому что фамилии тогда не были особо распространены.

С детства у Космы была большая тяга к знаниям. Он старался воспользоваться любой возможностью, чтобы получить образование. Как он потом писал: «Я, христиане, посвятил учебе 40-50 лет. Изучил глубины мудрости».

Действительно, такой удивительный феномен, когда мальчик родился в месте, где интереса к образованию ни у кого не было. Он ходил за много километров от родного селения, чтобы получить образование. Он совершал многокилометровые пешие переходы и учился в разных монастырях.

Сейчас на экране вы увидите несколько кадров из родного селения Космы. Вот табличка, которая рассказывает о его жизни. Это фундамент родительского дома. Это кладбище, где до сих пор есть могила родителей Космы Этолийского.

Вот это брат Космы Этолийского. У них было всего двое детей: старший Хрисанф стал начальником Константинопольской академии и очень известным представителем образованных кругов. Константинопольская академия была ведущим учебным заведением.

Можно сказать, что в семье простых ткачей были воспитаны два светильника веры и науки. Это памятник, который воздвигнут в селении Ано хора (тогда оно называлось Лоботина), где Косма обучился священной грамоте, получил знания азов арифметики и выучил грамматику.

Он был одаренным учеником, поэтому сразу, еще в период обучения, был назначен в эту школу учителем. Такая практика была распространена. Самые одаренные ученики становились наставниками. И при этом он был проповедником. Он преподавал, беседовал с христианами после воскресной службы.

Важно

Сохранились некоторые свидетельства о том, что как раз в этих беседах он говорил о прошлом народа и судьбе отечества, о Церкви и предпочитал живой диалог, то есть это был не традиционный монолог. Он уже тогда использовал новаторские методики. Например, в учебном процессе полностью отказывался от телесных наказаний, которые тогда были общепринятыми.

Свое образование он продолжает в знаменитом Элиномусио, это учебное заведение находилось при монастыре святой Параскевы.

Но это был не тот уровень образования, к которому стремился Косма, и на счастье он услышал о том, что открывается Афонская академия, о ней мы сейчас поговорим.

А пока вы можете видеть камень, на котором учил Косма, и там есть развалины школы, которую он основал. Это первая школа, которую он основал в селении Таксиархис.

Он открыл первую школу, но услышал о том, что на Афоне открывается Афонская академия, учебное заведение при Ватопедском монастыре. Оно недолго пребывало в славе, потому что было закрыто уже в конце XVIII века. Но успело дать целую плеяду выдающихся учеников. Там было общежитие, где жили одаренные дети со всех Балкан, не только из Греции.

Читайте также:  Монастырь киккской божией матери на кипре

К начальнику Академии Евгению Вулгарису приезжали слушатели даже из Германии и России. Среди учеников Афониады были люди со всего православного мира. И за короткие годы там появились подвижники, которых вы видите, просиявшие ученики и преподаватели Афониады. Они прославлены в лике святых.

И еще о прославлении нескольких скоро будет поднят вопрос.

Что же преподавалось в Афониаде? Это были так называемые математические и философские дисциплины: арифметика, геометрия, физика, космография, логика, введение в философию, метафизику.

Совет

Причем они преподавались с опорой на современные знания, достижения современной науки на Западе.

Это была эпоха научной революции, эпоха подъема науки на Западе, и Евгений Вулгарис, схоларх (начальник) Академии, приносит на Балканы новейшие достижения современной науки.

https://www.youtube.com/watch?v=NazWR2V4B_k

Сохранилось несколько исторических источников, которые повествуют о том, что группа учеников Афонской академии создает тайное общество, объединяется в борьбе с неграмотностью и за просвещение народа.

Буквально это звучит как «во имя Святой Троицы решают помочь народу». В это общество входит тридцать человек. Многие из них впоследствии становятся архиереями, известными учителями, проповедниками.

Но самый известный из них, конечно, Косма Этолийский.

После упадка Академии, который наметился при окончании полного курса обучения, Косма Этолийский отправляется в афонский монастырь Филофей. Здесь он изображен в сонме отцов, просиявших в Филофейской обители. Эта икона Космы Эталийского – одна из ранних. И он вскоре по прошению братьев был рукоположен в монахи, а потом стал и иеромонахом.

По свидетельству Космы, он на Афоне «семнадцать лет плакал о своих грехах». Период обучения в Афонской академии был временем покаяния, временем молитвы, очищения сердца, борьбы со страстями. Это был не только путь получения образования, а это был путь духовного подвига.

Он проходил духовную подготовку, которую проходили все православные святые, которые занимались миссионерской деятельностью. По слову Григория Богослова: «Просветись сам и другие просветятся».

Косма также готовился, имел стремление к тому, чтобы послужить своим братьям-христианам, как он говорил, но, чтобы иметь успех на этом поприще, он попросил своих соратников по движению дать ему еще несколько лет, чтобы в архивах афонских монастырей, библиотеках изучить древние рукописи, святоотеческую литературу, глубже изучить Священное Предание, Священное Писание.

Но все время его беспокоил призыв, о котором он говорил: «Однажды я услышал слово, сказанное Господом нашим Иисусом Христом о том, что христианин, будь то мужчина или женщина, должен заботиться не только о своем спасении, но и равным образом печься о том, чтобы не впали в грех его братья».

И дальше он продолжает: «Какую великую нужду в Божьем слове имеют братья мои, христиане! Поэтому ученые люди должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож и не ради богатства и земной славы расточать свою ученость, но, чтобы приобрести небесную награду и неувядающую славу, более всего должны стремиться учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости».

Обратите внимание

И вот чудесным образом он открывает Священное Писание и наталкивается на апостольское изречение: «Никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо» («Пусть каждый ищет не того, что полезно для него самого, но чтобы принесло пользу его брату»).

Этот случай окончательно его убеждает.

Он получает благословение игумена, получает благословение афонских старцев и отправляется в Константинополь, где его встречает брат, который уже стал начальником Константинопольской академии.

Брат знакомит его с патриархом Серафимом Вторым, который с большим одобрением относится к идее Космы стать проповедником и назначает его главным проповедником Восточной Церкви.

Сохранились свидетельства о том, что он провожал Косму несколько сотен метров и потом долго благословлял вслед уходящего странника, который отправлялся на подвиг проповеди Евангелия.

Теперь о территории, где проповедовал Косма Этолийский. Это практически вся территории Греции. Здесь вот карта удачная в том смысле, что охвачена территория, где проповедовал Косма.

Он не был только на полуострове Пелопоннес и на Крите, потому что там был наиболее высокий уровень образования и знаний. Он охватывает всю остальную Грецию и Малую Азию, окрестности Константинополя, захватывает Албанию.

Очень много времени уделяет проповеди в Албании. Вот Бывшая Югославская Республика Македония. И захватывает немного Болгарию.

Есть разные данные, но я вам сказал то, что точно установлено наукой. Есть мнения о том, что он был в Сербии, что он был чуть ли не в румынских землях, в Бессарабии, доходил до территории, входящей в Молдавию, чуть ли не в Одессе побывал. Но это такие предания, которые, вероятно, с действительностью имеют мало общего.

Важно

Косма охватывает большую часть территории Константинопольского патриархата, все наиболее проблемные регионы. Особое внимание он уделяет областям, которые находятся в критическом состоянии. Эти миссионерские путешествия (всего их было четыре) продолжались с 1760 по 1779 годы. С 1773 по 1775 год был перерыв в связи с политическими событиями, это время он провел на Афоне.

Что касается реакции народа, то на первом этапе своей деятельности он столкнулся с трудностями. Подчас ему приходилось встречаться с враждебностью местного населения. Есть данные о том, что где-то его встретили камнями, где-то его изгнали из своего селения, и так продолжалось примерно год. Но он не опускал руки и продолжал искать подход к людям.

Сейчас у нас говорят, что сложно проповедовать, люди не хотят слышать Слово Божье. Но тогда было гораздо сложнее, потому что люди во многих селениях уже не были православными даже по названию. Они были совершенно не религиозными, не церковными, потому что уже несколько десятилетий у них не было священника, не было учителя, и церкви разрушались. Поэтому было тяжело.

Страницы: 1 2 3 4

Источник: http://svavva.ru/biografii/svyatye/ravnoapostolnyj-kosma-etolijskij.html

Косма этолийский – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Равноап. Косма Этолийский

Косма Этолийский (греч. Κοσμάς ο Αιτωλός; + 1779), иеромонах, равноапостольный, священномученик

Память 24 августа, 4 августа (Афон. [1]), в Соборах Афонских преподобных, преподобных отцов-колливадов Афонских (Греч.), Ватопедских святых (Греч.), Левкадийских святых (Греч. [2]), Эвбейских святых (Греч. [3]) и Эвританских святых (Греч. [4])

В миру Константин, родился в 1714 году в Этолии, Греция. Его отец был ткачем, мать отличалась благочестием. Он обучался сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил свое образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище у таких известнейших в то время учителей, как Николай (Царцулия) из Мезовы и Евгений (Булгари).

Оставшись на Афоне в Филофеевской обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха.

Стремление направить на путь спасения и укрепить в вере братьев-христиан побудило святого Косму испросить благословение духовных отцов и уйти в Константинополь.

Там он овладел искусством красноречия и, получив письменное дозволение у патриарха Серафима II (а позднее и у его преемника Софрония) проповедовать Святое Евангелие, стал возвещать его сначала в церквах Константинополя и окрестных селениях, затем в придунайских княжествах, в Фессалониках, в Верии, в Македонии, в областях Химаре, Акарнании, Этолии, на острове Святой Мавры (ныне Лефкас), Кефалонии и в других местах. Путешествовал он пешком, на осле или кораблём. Его проповедь, исполненная благодати Святого Духа, простая, спокойная и кроткая, приносила христианам великую духовную пользу. Как и святым Своим апостолам, Сам Господь споспешествовал ему и утверждал слово его знамениями и чудесами. Проповедуя в Албании, в тех отдаленных местах ее, где христианское благочестие было почти утрачено, среди одичавших и огрубевших людей, закосневших в грехах, святой Косма Словом Божиим приводил их к искреннему покаянию и исправлению.

Прмч. равноап. Косма Этолийский

По его наставлению в селах открывались церковные училища, в общей сложности более 200; создавались приюты и церкви.

Богатые жертвовали свои средства на благоустройство церквей, на покупку священных книг (которые святой раздавал грамотным), покрывал (которыми он наделял женщин, увещевая их ходить с покрытыми головами), четок и крестов (которые он раздавал простому народу).

Так как церкви не вмещали всех желавших послушать мудрого проповедника, святой Косма с собором иереев совершал бдения в полях, на площадях, где тысячи людей молились о живых и усопших и назидались его наставлениями.

И везде, где останавливался святой Косма и говорил свою проповедь, благодарные слушатели воздвигали большие деревянные кресты, которые оставались навсегда в память об этом.

Совет

Наделенный даром пророчества, святой Косма предсказал появление телефона, самолётов, воздушные бомбардировки [5].

25-летнее апостольское служение святого Космы завершилось мученической смертью августе 1779 года в Албании. В 65-летнем возрасте по наветам иудеев он был предан туркам и задушен [6].

Тело его было брошено в реку, а через три дня обретено священником Марком и предано погребению близ селения Каликонтаси в Ардевузском монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впоследствии частицы мощей священномученика были перенесены на благословение в разные места.

Равноап. сщмч. Косма Этолийский. Фреска

20 апреля 1961 года был канонизирован патриархом Константинопольским Афинагором [7], днём памяти было установлено 24 августа.

20 марта 2008 года по благословению патриарха Алексия II равноапостольный священномученик Косма Этолийский был внесён в месяцеслов Русской Православной Церкви [8].

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Боже́ственныя ве́ры уче́нием украси́л еси́ Це́рковь,/ ревни́тель апо́столов быв,/ и насе́яв боже́ственныя догма́ты,/ му́ченически по́двиг сконча́л еси́./ Космо́ пресла́вный,/ Христа́ Бо́га моли́,// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Ин тропарь (из первой службы св. Косме)

Днесь соше́дшеся в честне́й па́мяти,/ сла́вно воспои́м ди́внаго в ли́цех Косму́ прехва́льнаго,/ да́рует бо исцеле́ние ве́рно приходя́щим,/ я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу,// я́ко равноапо́стольный.

Кондак, глас 4

Я́ко свети́ло новоявле́нное,/ Це́рковь всю озаря́еши ева́нгельскими уче́нии,/ Космо́, Христо́вым апо́столом ра́вный,// сего́ ра́ди Це́рковь досто́йно пра́зднует па́мять твою́.

Использованные материалы

[1]  “Афонские святые, день памяти которых отмечают в августе и панигиры в монастырях Святой Горы (по новому стилю)”, страница сайта Православное наследие Украины на Святой Горе Афон, http://athos-ukraine.com/rus/news/afonskie-svyatye-den-pamya…

tml: “17 августа – священномученика Космы равноапостольного”. В прошлом 4 августа как второй день памяти без каких-либо оговорок приводился на странице календаря портала Православие.Ru “Равноапостольный священномученик Косма”, http://days.pravoslavie.ru/Life/life4378.

htm, однако теперь он оттуда убранΠ.

[2]  “Σύναξη των εν Λευκάδι Αγίων”, страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) – http://www.saint.gr/4152/saint.aspx

[3]  Σύναξη πάντων των Ευβοέων Αγίων, страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) – http://www.saint.gr/4026/saint.aspx

[4]  “Σύναξη των Ευρυτάνων Αγίων”, страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) – http://www.saint.gr/4098/saint.aspx

[5]  “Пророчества Космы Этолийского о научных открытиях и технических изобретениях”, страница портала Православие.Ru, https://pravoslavie.ru/64195.html.

[6]  Однако существует одно повествование, где указывается, что святой помолился и испустил дух непосредственно до казни. См. http://www.orthodoxwiki.org/Cosmas_of_Aetolia.

[7]  “Άγιος Κοσμάς ο Αιτωλός”, страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/835/saint.aspx.

[8]  Равноапостольный Косма Этолийский. Слова. – М.: Издательский Дом “Святая Гора”, 2009. – С. 5.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13512.html

Ссылка на основную публикацию