Житие святого преподобного иоанна лествичника

преподобный Иоанн Лествичник

преподобный Иоанн Лествичник (VI–VII вв.)

Дни памяти: 1(14) апреля , 30 марта (12 апреля)

Предварительные сведения

Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью в числе выдающихся соустроителей монашества.

Предположительный период его жизни определяется пределами VI — VII веков. Несмотря на широкое почитание этого подвижника среди верующих, а особенно — среди монашествующих, биографические подробности его жизни до нас не дошли.

Широкому кругу христиан он известен, прежде всего, как составитель авторитетного и весьма популярного памятника аскетической литературы: «Лествица…». Не будет преувеличением сказать, что это произведение являлась настольной книгой для многих прославленных подвижников.

Согласно отдельным историческим источникам, Иоанн Лествичник был сыном святого Ксенофонта. Предположительное место его рождения определяют как Константинополь.

Исходя из дошедших до нашего времени свидетельств, на основании которых известно, что прежде вступления на монашеский путь Иоанн был обучен внешней мудрости, и, следовательно, успел получить надлежащее светское образование, уместно предположить, что он родился и воспитывался в материально обеспеченной семье.

Обратите внимание

Ещё в юном возрасте Иоанн предпочёл радостям мира суровую, аскетичную жизнь. Будучи шестнадцатилетним юношей, он постригся в монашество на Синайской горе.

Это библейское место привлекало подвижников уже с III века. Считается, что во времена жизни Лествичника на той территории спасалось, по крайней мере, несколько десятков отшельников.

Отрешившись от горделивых амбиций, тщеславия и самоугодия, Иоанн вверил свое духовное воспитание одному из самых искусных и опытных Синайских учителей, духоносному авве Мартирию.

Несмотря на завидное образование, постигая азы монашеской мудрости Иоанн не превозносился ученостью, был скромен и прост в общении с ближними, во всём послушен духовнику.

Следуя советам наставника, аввы Мартирия, и исполняя его указания, он делал это настолько старательно и самоотверженно, словно слушался не человека, но Самого, повелевавшего через него, Небесного Царя.

Задолго до того, как Иоанн удостоился руководства над иноками, Бог открыл его будущую славу через Своих святых.

Так, однажды Анастасий Великий, известный своей добродетельностью, назвал Иоанна Синайским игуменом (хотя на тот момент времени до игуменства ему было ещё далеко).

В другой раз, Иоанн Савваит, подвижник из пустыни Гуда, омыл Иоанну Лествичнику ноги, как если бы он уже был игуменом.

Уединенная жизнь

Через 19 лет по принятии пострига (согласно другим оценкам, в девятнадцатилетнем возрасте), по смерти духовника местом для подвигов Иоанн выбрал раскинувшуюся у подножия Синайской горы долину Фола.

Здесь он предался безмолвию, непрестанным молитвам, строгим постам, бдению (спал он лишь столько, чтобы через чрезмерное бодрствование не лишиться здравости ума), литературному творчеству и прочим трудам. Часть своего времени он уделял обработке земли, ухаживанию за огородным хозяйством, доставлявшем пищу к столу.

По слову летописца, Иоанн пробыл в безмолвном отшельничестве около сорока лет, пламенея ревностью и благодатным духовным огнём, не кочуя с места на место (за исключением случая посещения Египтских земель). Праздность и леность он преодолевал помощью Божьей и постоянным памятованием о грядущем Суде.

Важно

К этому периоду жизни относят чудо избавления от смерти подвижника Моисея, совершенное по молитвам преподобного Иоанна.

В своё время Моисей, заручившись благословением старцев, упросил Иоанна взять его к себе в послушание и в ученики. Однажды, занимаясь по поручению учителя удобрением почвы для огорода, Моисей, обессилев от жаркого зноя, крепко заснул. В это время дремал и Иоанн.

И вот он увидел видение: Благолепный Муж упрекнул его и отметил, что тогда как он дремлет, Моисей, находится в беде. Иоанн, разбуженный явлением Мужа, тотчас вскочил и начал молиться.

Вечером, возвратившись с работы, Моисей рассказал ему, что когда он заснул, его едва не раздавил огромный камень, но он (Моисей) успел отскочить в тот момент, когда ему, вдруг, представилось, что его зовёт Иоанн.

Игуменство

После сорокалетнего подвига отшельничества Иоанн, вопреки своим замыслам, встал во главе Синайской обители, сделался игуменом Синайской горы (в прежнее время располагавшийся там монастырь именовался обителью Неопалимой Купины; впоследствии воздвигнутая там обитель стала называться обителью святой Екатерины). В этом он видел Божественное предначертание.

Духовное величие игумена Иоанна, при всей его кротости и смиренности, было столь признанным братиями монастыря, что они (и не только они) сопоставляли его с законоположником Моисеем, вождем ветхозаветного Израиля. При этом замечалось, что первый Моисей, не вошедший в обетованную землю, лишился дольнего Иерусалима, а второй Моисей (преподобный Иоанн Лествичник) достиг Горнего Града, Иерусалима Небесного.

Незадолго до своей кончины игумен Иоанн назначил себе богоугодного преемника. Им стал епископ Георгий (считается, что он был ему братом по плоти). После этого преподобный удалился в прежнее место и вновь предался безмолвию. Там он и преставился. Существует предание, что смерть наступила 30 марта.

Тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Иоанне, отче наш, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 4

Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне, / твоя Божественныя добродетели, / к Небеси возводящия ны: добродетелей бо ты был еси воображение. // Тем моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 1

Плоды присноцветущия, /от твоей книги принося учения, премудре, / услаждавши сердца, сим с трезвением внемлющих, блаженне: лествица бо есть, души возводящая от земли к Небесней и пребывающей славе // верою чтущих тя.

Ин кондак преподобному Иоанну Лествичнику, игумену Синайскому, глас 4

На высоте Господь воздержания истинна тя положи, / якоже звезду нелестную, световодящую концы, // наставниче Иоанне, отче наш.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/

Преподобный Иоанн Лествичник: житие, проповеди, книги, молитвы (+Видео)

В богослужении четвертой Недели Великого поста Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника, с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении “Лествица рая” изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в “Лествице” указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому.

О происхождении Иоанна Лествичника почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. В возрасте шестнадцати лет Иоанн пришел в Синайский монастырь.

Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. Через четыре года Иоанн принял постриг. Один из присутствовавших при этом, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу.

После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах.

Не случайно в “Лествице” преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: “Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние”.

У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса.

Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда.

Совет

Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: “Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?” Преподобный тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, Иоанн спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое.

Инок ответил: “Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал…”

Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему. Однажды к нему пришли некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием.

Преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года.

Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.

Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял Иоанн Лествичник святой обителью Синая.

Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного Иоанна, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них “истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…” Преподобный, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение Иоанн так и назвал – “Лествица”, объясняя название следующим образом: “Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая… во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения”. Цель этого творения – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. “Лествица” предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу.

Примеры, находящиеся в “Лествице”, служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение мыслей преподобного Иоанна, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.

Обратите внимание

Степени “Лествицы” – это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11, 12).

После четырех лет управления обителью, преподобный вернулся к уединению и безмолвию и вскоре почил о Господе.

Проповеди о преподобном Иоанне Лествичнике

Митрополит Сурожский Антоний

Покаяние – это наше примирение с Богом
(Святой Иоанн Лествичник)

Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких – теплыми и открытыми для других и для Самого Бога.

Пост – это время обновления, когда, как весной, всё опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы.

Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало.

Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особо значимых для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, совершаемый ради того, чтобы обновить наш союз с Богом; это – наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью.

Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, кто заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом.

И достигается оно через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести.

Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».

Важно

Давайте спросим себя: как нам достичь такого состояния, как мы можем отозваться на зов Бога, Который принимает нас, как отец принял блудного сына? Ведь Он столько ждал нас, ждал с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас! Как мы можем отозваться на зов такого Бога?

Читайте также:  Икона божией матери "в скорбех и печалех утешение"

Ответом могут стать слова всё того же Иоанна Лествичника о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии, потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудрёный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них.

За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии.

И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу».

Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, знавшим, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и самому радоваться о Нем. Поэтому Церковь и предлагает нам сегодня, когда мы начинаем восходить к страстным дням, почтить святого Иоанна Лествичника, ведь он – пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.

Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и одновременно с тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету – прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но также и Путь, и Жизнь вечная. Аминь.

«Что значит покаяться? Слово в Неделю 4-ю Великого поста, о преподобном Иоанне Лествичнике и его “Лествице”». Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Монахи или не монахи — все мы люди и сделаны «из одного теста». Проповедь в день преподобного Иоанна Лествичника. Священник Вадим Леонов

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после Божественной литургии святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, 3 апреля 2011 года.

Молитвы преподобному Иоанну Лествичнику

Тропарь святому Иоанну Лествичнику

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святому Иоанну Лествичнику

Плоды присноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.

Книги про преподобного Иоанна Лествичника

Лествица, или скрижали духовные

Греховные страсти и борьба с ними (по ”Лествице”)

Греховные страсти и борьба с ними по учению преподобного Иоанна Лествичника

Примечания на “Лествицу”

Алфавитный указатель на книгу Святого Иоанна Лествичника, называемую “Лествица”

Статьи про преподобного Иоанна Лествичника

У подножия лестницы в небо. Священник Сергий Круглов

От Матрицы к Лествице (Видео). Иеромонах Димитрий (Першин)

Ключ гармонии. Митрополит Сурожский Антоний

Торжество аскетического опыта. Протоиерей Владислав Свешников

Лестница. Протоиерей Андрей Ткачев

За три шага до нимба. Екатерина Степанова

Источник: https://www.pravmir.ru/nedelya-prp-ioanna-lestvichnika-zhitie-propovedi-knigi-molitvy-video/

Преподобный Иоанн Лествичник

Дни памяти: 5 марта, 30 марта

Иоанн Лествичник

Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого “Лествицей”, поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.

О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий.

После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу.

Совет

После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах.

Не случайно в “Лествице” преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: “Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние”. Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия.

У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келлии и отдыхал после молитвенного труда.

Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: “Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?” Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика.

Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: “Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул.

К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал…”

Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но – умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума.

“Я не постился чрезмерно, – говорит он сам о себе, – и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас меня”. Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника.

Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению.

Обратите внимание

Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.

Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения.

В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая.

Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.

Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу), и была написана преподобным знаменитая “Лествица” – руководство для восхождения к духовному совершенству.

Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них “истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат…

” Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал – “Лествица”, объясняя название следующим образом: “Соорудил я лествицу восхождения… от земного во святая…

во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения”. Цель этого творения – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов.

“Лествица” предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия.

Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни – преподобный Феодор Студит (память 11 ноября и 26 января), Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля), Иосиф Волоколамский (память 9 сентября и 18 октября) и другие – ссылались в своих наставлениях на “Лествицу” как на лучшую книгу для спасительного руководства.

Содержание одной из степеней “Лествицы” (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: “Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост – тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь – благоразумием.

Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану – попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Тщеславный… на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу…

Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные… Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его…

Важно

Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему…

Кто превозносится природными дарованиями – счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен.

Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие… Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. “Возносяйся смирится” даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше – льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают”.

Этот и другие примеры, находящиеся в “Лествице”, служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.

Степени “Лествицы” – это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11, 12).

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life736.htm

Житие святого преподобного Иоанна Лествичника

Угодник Божий, преподобный Иоанн жил в VI веке, родом Сириец, по своему сочинению названный Лествичником или автором «Лествицы», а по месту благочестивых подвигов – Синаит. На 17 году своего возраста Иоанн принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору, а душу на гору небесную.

Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет – до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет.

Совет

В продолжение сей необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения.

Обратите внимание

Хотя преподобный не уклонялся от пищи, разрешенной уставом во время поста, чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни; но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря к ней: молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру – это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие.

Преподобный Иоанн, поставленный руководителем (игуменом) других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу.

Важно

Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали («Лествицу Рая»), кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо.

Читайте также:  Что такое молебен и как его правильно заказать в церкви?

Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей.

Преподобный представился 80 лет от рождения своего, около 606 года. Память святого Иоанна Лествичника совершается Церковью 30 марта.

В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого Поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного совершенства, благовествует, что дух злобы изгоняется из человека только молитвою и постом, и вместе предвозвещает приближающуюся радость воскресения Христова (Мк. 17-31).

Источник: https://blog-house.pro/blog-919/post-46027/

Житие святого преподобного Иоанна Лествичника

Покаяние – это наше примирение с Богом.
Святой Иоанн Лествичник

Угодник Божий, преподобный Иоанн жил в VI веке, родом Сириец, по своему сочинению названный Лествичником или автором «Лествицы», а по месту благочестивых подвигов – Синаит. На 17 году своего возраста Иоанн принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору, а душу на гору небесную.

Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет – до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет.

Совет

В продолжение сей необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения.

Обратите внимание

Хотя преподобный не уклонялся от пищи, разрешенной уставом во время поста, чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни; но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря к ней: молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру – это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие.

Встав на путь монашества в юности, преподобный Иоанн был игуменом этого монастыря всего четыре года, будучи поставлен после 40 лет отшельнического подвига на управление обителью уже убеленным сединами 75-летним старцем. Как начало подвижнического пути преподобного, так и его поставление в игумены Синайской горы сопровождалось по действию Божией благодати чудесными событиями.

Славный в то время духовный наставник авва Мартирий, взяв с собою еще юного Иоанна, пошел к великому Иоанну Савваиту, пребывавшему тогда в пустыне Гуддийской.

Увидев их, старец встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и облобызал его руку; авве же Мартирию ног не умывал; и потом, когда ученик его Стефан спросил, почему он так поступил, отвечал ему: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену».

А в тот самый день, когда поставили авву Иоанна игуменом, сам Боговидец пророк Моисей служил ему.

Тогда сошлось около шести сот посетителей, и все они сидели, вкушая пищу; и Иоанн увидел мужа с короткими волосами, одетого по-иудейски в плащаницу, который, как некий распорядитель, ходил повсюду и раздавал приказания поварам, экономам, келарям и прочим служителям.

Когда посетители разошлись и служители сели за трапезу, искали повсюду сего ходившего и раздававшего приказания, но нигде не нашли. Тогда раб Божий преподобный авва Иоанн сказал: «Оставьте его; господин Моисей ничего не сделал странного, послужив в своем месте».

Преподобный Иоанн, поставленный руководителем (игуменом) других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу.

Важно

Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали («Лествицу Рая»), кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо.

Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей.

Преподобный представился 80 лет от рождения своего, около 606 года. Память святого Иоанна Лествичника совершается Церковью 30 марта.

В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого Поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного совершенства, благовествует, что дух злобы изгоняется из человека только молитвою и постом, и вместе предвозвещает приближающуюся радость воскресения Христова (Мк. 17-31).

Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни богослужения Православной Церкви» т. 2

Тропарь святому Иоанну Лествичнику

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси свтильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак святому Иоанну Лествичнику

Плоды прсноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя.

pravoslavie.ru/1659.html

pravoslavie.ru/111563.html

Источник: http://hram-cardio.ru/saints/view/7

Преподобный Иоанн Лествичник: жизнеописание

7 апреля 2019 года заканчивается четвёртая Неделя в Календаре Великого поста и наступает время чествования памяти преподобного Иоанна Лествичника, подвижника, не только многие годы являвшего пример праведной жизни, но и оставившего нам свой многоценный труд, рукопись «Лествица рая». В нём преподобный Иоанн шаг за шагом, ступень за ступенью описал сложнейший путь восхождения человека от земного, преходящего и потому иллюзорного существования, к духовному и совершенному.

Жизнеописание святого Иоанна Лествичника

Многие века, прошедшие с тех пор, как преподобный Иоанн подвязался на Синайской горе, лишают нас возможности доподлинно установить годы его жизни и основные вехи биографии. Мы можем опираться лишь на отрывочные сведения старых рукописей, которые сообщают, что будущий автор одного из самых великих христианских трудов появился на свет около 570 года в семействе святых Ксенофонта и Марии.

https://www.youtube.com/watch?v=MA5wtbg_fIg

Не по возрасту благочестивый, с юных лет испытывавший желание посвятить себя Богу, Иоанн уже к 16 годам твёрдо избрал свой путь в этом мире и сделался послушником в Синайском монастыре.

Здесь он и провёл сперва четыре года до пострига, а после ещё долгие 19 лет монашества под руководством своего духовного наставника аввы Мартирия. Конечно, в ту пору в скромном юноше мало кто сумел бы разглядеть будущего преподобного Иоанна Лествичника.

Однако предание сохранило для нас слова присутствовавшего на постриге аввы Стратигия, предсказавшего, что юного монаха ждёт высокое предназначение стать светильником Церкви Христовой.

Однако до той поры было ещё далеко.

Совет

Прежде Иоанну предстояло проводить в мир иной своего наставника и на целых 40 лет по собственному выбору покинуть монастырь ради уединённой жизни пустынника, наполненной молитвами, постами и беспрерывным покаянием. Последнее средство преподобный Иоанн считал наделённым особенной целительной силой и утверждал, что слёзы, пролитые в раскаянии, смывают с человека все нечистоты.

Прошло некоторое время, и к жилищу отшельника начал стекаться народ в надежде получить от праведника мудрое наставление.

Никогда не стремившийся к мирской славе, подвижник тем не менее никому не отказывал в беседе и добром, нечванливом назидании.

Известен лишь один случай, когда преподобный Иоанн, услышав упрёк в том, что его многословие является признаком тщеславия, на целый год наложил на себя обет молчания, дабы в самом деле не впасть в этот грех.

С тщеславием – упомянем к слову – подвижник боролся неустанно, подмечая его в своей душе в самых малых проявлениях и сетуя на то, что «это терние» прорастает повсюду. И более чем скромно относился к собственным заслугам на ниве служения Богу: «Я не постился чрезмерно, и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся… и Господь скоро спас меня».

Слава о кротости и мудрости старца была такова, что в возрасте 75 лет его избрали игуменом обители, в которую почти 60 лет назад юный Иоанн вошёл послушником. А чуть погодя игумен другого монастыря, также стяжавший славу святого, обратился к подвижнику с просьбой написать духовное руководство для тех, кто делает первые шаги монашеской жизни.

По своей скромности сперва неохотно взявшийся за перо, старец за несколько лет всё же завершил труд, о котором его просил игумен. Так на свет появилась «Лествица» Иоанна Лествичника, задуманная поначалу как некое «пособие» для монахов и ставшая опорой, советчиком и указателем для любого православного христианина.

30 ступеней к небу

Отчего святой Иоанн выбрал образ лестницы для описания восхождения, понятно. А почему ступеней именно 30? По числу лет земной жизни Христа от рождения и до того мига, когда он принял на себя груз служения роду человеческому и начал проповедовать слово Божие.

По замыслу Иоанна Лествичника, первые 23 ступени посвящены борьбе с той или иной греховной страстью, остальные – приобретению добродетелей, а последняя, верхняя, является высшей целью. Здесь происходит единение веры, любви и надежды; возвышение над собой прежним; здесь человек обретает способность к чистому, незамутнённому общению с Богом.

Обратите внимание

Объясняя, наставляя, советуя, преподобный Иоанн прибегает то к притчам, то к размышлениям, то к собственному опыту, а в итоге подводит читателя к тому, чтобы тот разобрался в себе самом. Увидел неприкрытыми свои грехи. Ужаснулся бы им, но испытал не уныние, а горячие желание освободиться от духовных болезней и возвыситься.

Причём путь из 30 ступеней отнюдь не является уделом отрешившихся от мира монахов! Карабкаться по нему, неуклонно лезть вверх, срываться, утирать грязь и вновь подниматься может всякий человек. Даже тот, который мнит себя утонувшим в пучине греха.

Лестница для каждого из нас

Помимо прочих мудрых поучений, которые можно перечислять бесконечно, да только нет смысла – разумнее взять «Лествицу» саму и подробно её изучить – в рукописи присутствует одна идея.

Как часто, сетует преподобный Иоанн, испытывая искушение поддаться греху, мы напоминаем себе о милосердии Божием и тешим себя надеждой, что Он простит нам нашу слабость… А согрешив и устыдившись, впадаем в отчаяние при мысли о наказании.

А как хорошо было бы поступать наоборот! Бояться гнева Божьего до свершения проступка, чтобы удержать себя от падения, и ни за что не опускать рук, упав.

Ведь Бог не желает гибели человека, всегда оставляя шанс спастись. Как бы ни были тяжелы наши грехи, как ни темна яма, в которую они нас столкнули, у Всевышнего для всякого заготовлена лестница наверх.

Лишь бы хватило желания карабкаться по её ступеням.

…Верно, не случайно на некоторых иконах Иоанн Лествичник изображён без нимба – например, на святыне XII века «Лествица Райская». Здесь великий сподвижник только поднимается к небесам, протягивая Спасителю своё бесценное сочинение. Уже подписанный художником как Святой, он всё ещё остаётся простым человеком, прошедшим и открывшим другим путь на небо…

Видео: Преподобный Иоанн Лествичник

Источник: http://velikij-post.ru/kalendar-posta/prepodobnyj-ioann-lestvichnik.html

Преподобный Иоанн Лествичник – Лампада

В четвертую неделю Великого Поста Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника.

Мы мало знаем о его жизни до прихода на Синай, но это мало и печалит, потому что вся его истинная жизнь прошла в Синайской обители.

В конце V века родился будущий преподобный и автор изумительного по красоте слога и вдохновенности мыслей творения «Скрижали духовные», т.е.

заповеди (есть скрижали сердца – совесть, скрижали завета – заповеди Моисея, скрижаль дословно – доска) более известного как «Лествица», отсюда Иоанн Синайский и вошел в мировую историю под именем преподобного Иоанна Лествичника.

Преподобный Иоанна Лествичник

Предполагают, что родиной его был Константинополь. В 16-летнем возрасте преподобный «оставил мир», т.е. начал свое иноческое житие и удалился на Синайский полуостров, Синай (дословно – скалистый, утесистый), на гору в Каменистой Аравии, куда с древних времен устремлялись христиане Египта, спасаясь от гонений.

Важно

Гора Синай в Священном Писании часто называется горой Божией. С ее вершины был дан ветхозаветному человечеству закон от Бога, воспринятый Моисеем. Подвижники раннего христианства приходили сюда, ища безмолвия и уединения. К V веку Синай покрыли монашеские скиты, здесь скрывалась от гонений святая великомученица Екатерина.

Тихий и безмятежный покой пустынников Синая не смели нарушать даже полководцы Магомета, но это позднее. На Синайской горе Иоанн принимает монашество.

Вначале ведет после смерти старца Мартирия, уединенную жизнь в пустыне Фола, находившуюся в углублении долины у подножия Синая, но каждую субботу и воскресенье Иоанн приходит в храм Синайской обители, где присутствует за Богослужением и причащается Святых Христовых Таин. От его кельи до храма обители около 10 километров.

Читайте также:  Платит ли церковь налоги?

Время, свободное от молитвы, Иоанн посвящает чтению Священных книг и написанию собственных. Когда Иоанн встречался с братией монастыря, то живо беседовал с монашествующими. В этом некоторые увидели его тщеславие, и подвижник наложил на себя обет молчания.

Текли годы безмолвия. Монастырская братия (в том числе и соблазнившиеся речами Иоанна) стали просить подвижника не лишать их духовной поддержки, какую приносила им ранее беседа Лествичника.

После сорока лет пребывания в пустыне общим желанием братии Иоанн был избран игуменом Синайского монастыря. Когда Палестину и Аравию во время игуменства Иоанна постигла жестокая засуха, все жители окрестных мест пришли к старцу, как второму пророку Божию Илии, просить молитв о ее прекращении. По молитвам святого жаждущая земля обильно напоилась дождем.

После четырех лет управления обителью Синая преподобный по своему желанию вновь избрал уединенный образ жизни, удалившись в свою келию. Это было перед его кончиной, последовавшей в 563 году на 80-ом году жизни (по другим сведениям, Иоанн умер в 606 году).

По просьбе другого Иоанна, игумена Раифского, святой Иоанн Синайский написал свою «Лествицу» (лестницу), где представил в 30 степенях духовное восхождение к совершенству.

Совет

Написана была замечательным подвижником и книга «К Пастырю» с объяснением обязанностей священнослужителя, но «Лествица» Иоанна стала достоянием всемирной истории и не только образцом, скрижалью для желающих иноческой жизни, но и для всех стремящихся в суете и хлопотах повседневной нашей жизни глубже понять духовный опыт подвижников.

Чистый и живой язык «Лествицы» пронизан глубочайшим знанием Священного Писания. По Иоанну иноческая жизнь (мы позволим себе утвердиться в мысли, что жизнь каждого разумного человека) являет собой путь непрерывного и нелегкого восхождения по лестнице духовного самосовершенствования.

Здесь борьба со страстями и пороками и изумительный процесс духовного очищения, где необходимо помнить о своем смертном часе, и оттого встретить его морально подготовленным. 30 бесед о 30 ступенях духовного возрастания, по числу 30 лет Христа до Его вступления на общественное служение.

В изложении, преимущественно простом и доходчивом, проскальзывают элементы витиеватости, но это лишь внешняя сторона, как и аллегории, в которые следует вникнуть самому читателю, поэтому «Лествицу» разъясняли ( толковали) тот же святой Иоанн Раифский, по просьбе которого она и писалась, Илья Критский, да и многие другие.

Лествица

Книга монахов воспитала много отцов иноческой жизни – Феодор Студит, Иосиф Волоколамский считают ее образцом для монашеского назидания.

В Х веке «Лествица» переведена с греческого языка на славянский в Болгарии. С этих пор началось ее победное шествие по всему славянскому миру. В XIV веке сделали еще перевод в Сербии. Оба перевода «Лествицы» были широко известны в древней Руси.

Написанная более четырнадцати веков тому назад «Лествица» не знает временных границ, потому что глубоко рассуждение о покаянии, памяти смертного часа, кротости, клевете, злословии, лжи, унынии, лености, целомудрии, нестяжании и сребролюбии, смерти ума, предваряющей смерть тела, сне, молитве, телесном бодрствовании, малодушии, тщеславии, гордости, злых мыслях, простоте, матери добродетелей – священной молитве, совершенствовании и воскресении души и, наконец, о союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви.

Эта мозаика – энциклопедия для ищущего ума, тем более для страдающего плотью и духом человека.

Воспользуемся несколькими краткими изречениями из настольной книги многих народов, чтобы прикоснуться мыслью и почерпнуть из бездонного кладезя премудрости подвижника, растворившего себя в благодати Божией.

Послушаем святого отца: «Как олово отличается от серебра, хотя и подобно ему по виду; так и различие между естественным и противоестественным страхом смерти для рассудительных ясно и очевидно… Как отцы утверждают, что совершенная любовь не подвержена падению, так и я утверждаю, что совершенное чувство смерти свободно от страха… Должно знать, что память смертная, как и все другие блага, есть дар Божий. Часто, находясь у самых гробов, мы пребываем без слез и в ожесточении, а не имея такого печального зрелища перед глазами, в другое время приходим в умиление (расчувствуемся)».

Обратите внимание

Это из шестой степени: «Кто взошел на нее, не согрешит». «Поминай последняя твоя (т.е. кончину), и во веки не согрешишь» (Сирах.7,89).

А вот из седьмой ступени: «Слова о плаче»: «Как огонь пожирает хворост, так и чистые слезы истребляют всякие внешние и внутренние скверны».

В восьмом слове «О кротости»: «Гнев – воспоминание тайной ненависти, т.е. памятозлобия. Гнев – желание зла огорчившему. Вспыльчивость – безвременное воспаление сердца. Огорчение – неприятное чувство, гнездящееся в душе. Раздражительность – безобразие души».

Лествица

В десятом слове «О злословии и клевете»: «Злословие – исчадие ненависти, пиявка, высасывающая кровь любви…Видал я людей, которые тайно делали тяжкие преступления, но, считая себя лучше других, безжалостно нападали на совершающих легкие, но явные проступки». Из слова «О лжи»: «Лицемерие – мать лжи… Ложь – истребление любви, а клятвопреступление – отвержение от Бога».

А так говорит Лествичник об унынии (слово 13-е): «Мужественная душа воскрешает и умерший ум; уныние же и лень расточают (растрачивают) все богатство… Из восьми предводителей злобы дух уныния – тягчайший».

О сребролюбии (любви к деньгам): «Сребролюбие начинается в виде раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистью к бедным. Сребролюбец милостив, пока собирает деньги, а накопив их, так и сжал руки… Волны не оставят моря, а сребролюбцы не оставят гнев и печаль».

Омертвение души: «Нечувствие как телесное, так и душевное – омертвение чувств от долгого недуга и нерадения, завершившегося нечувствием (омертвелостью)».

О молитве: «В горниле искушается золото, а предстояние на молитве показывает усердие и любовь к Богу» О страхе: «Страх – лишение твердой надежды»… «В ком нет страха Господня, тот и тени своей боится».

О гордости Иоанн писал много, потому что это и бесплодие души, источник гнева, причина немилосердия, неведение сострадания, а началом гордости является тщеславие.

Наказание гордецу – его падение и умоисступление, и вообще «гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотой»…

Важно

Завершает ступени своей «Лествицы» Иоанн союзом веры, надежды и любви. Лишь одну фразу извлечем из 30-го слова (ступени): «По моему разумению, пишет Лествичник, вера подобна лучу, надежда – свету, а любовь –кругу солнца. Все они составляют одно сияние и одну светлость».

Разве непонятны или несовершенны строки, написанные великим подвижником и старцем Синайским более тысячи четырехсот лет тому назад? Разве изменилось духовное восхождение человека из глубины греха до сияющих высот любви Божией и слияния с Господом? Вступим на первую ступень восхождения.

Сегодня многие паломники промыслом Божиим могут совершить путь на вершину горы, насчитывающей 3100 ступеней.

Это трудный путь, где свидетельствуют лишь об одном источнике воды, пробивающемся через каменные расщелины, но близость к Богу на вершине Синая кажется совершенно реальной, недаром в Синайской Лавре наш соотечественник, славноизвестный первый ректор Одесской Духовной семинарии архимандрит Порфирий Успенский обрел бесценное сокровище – древнейший кодекс Библии. Вспоминая Иоанна Лествичника, мы вспоминаем и этого славного труженика на ниве духовного просвещения, чувствуем, что грехи, которые так живописал Лествичник, отдаляют нас от Бога и добрых людей, убивают в нас все живое, омертвляют. Мы не плачем о своих проступках, становящихся преступлениями против Образа Божия в наших сердцах. Не стыдитесь слез покаяния, они, как родник живой Синайской горы, потекли из пронзенного копьем раскаяния нашего сердца. За покаянием следует очищение, исцеление, прощение. Мы вновь стали близки Богу и сострадательны к людям, ближним и дальним, сорастворяясь, купаясь в источнике Жизни Вечной, просвещаясь невечереющим светом в лучах слов преподобного Иоанна Лествичника: «Сила любви в надежде, ибо надеждой ожидаем воздаяния любви. Надежда — упокоение в трудах, она – дверь любви; она убивает отчаяние, она — залог будущих благ».

Тропарь святому Иоанну Лествичнику. Глас 1

Пустынный житель и телеси ангел, и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Иоанне; постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и души верою притекающих ти. Слава Давшему Ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак святому Иоанну Лествичнику. Глас 4

На высоте Господь воздержания истинна тя положи, якоже звезду нелестную, световодящую концы, наставниче, Иоанне, отче наш.

Источник: http://lampada.in.ua/2012/03/prepodobnyiy-ioann-lestvichnik/

Преподобный Иоанн Лествичник – Православный журнал “Фома”

В дверь кельи трижды постучались. За стеной послышался голос:— Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!Человек, сидевший за столом в глубине комнаты, встал и направился к проему.— Аминь, — хозяин впустил внутрь монаха и закрыл за ним.

Это был пожилой уже мужчина, но при довольно почтенном возрасте двигался он быстро и уверенно. На его лице были запечатлены таланты мудрого организатора и высокообразованного человека, впрочем, это не давило на собеседника, а располагало к доверию и открытости.

— Что у тебя, брат? — старец снова сел за стол.— Пришли братья из Раифы, принесли две корзины фиников. А тебе авва Иоанн прислал послание, — инок протянул игумену свиток.— Хорошо. Передай братьям мои приветствия и попроси их разделить с нами трапезу. Я скоро выйду к вам.

Материал по теме

9 величайших примеров поста и молитвы

Эти девять историй о посте, смирении и молитве – не дословный пересказ Писания и житий, а наша попытка перенестись в другое время и место, реконструировать события, обстановку, атмосферу, чтобы словно собственными глазами увидеть происходящее.

Проводив послушника, монах стал у окна и развернул письмо. Его глаза светились — получить весточку от друга было для него большой радостью. Но потом взгляд старца стал грустным. Дочитав до конца, он оперся о стену и как бы сам себе сказал:
— Брат Иоанн, куда мне, бедному и нищему добродетелями, браться за твое поручение?..

Он немного постоял в раздумье, затем подошел к столу, обмакнул в чернила тростинку и стал писать на обратной стороне папирусного листа: «Получил письмо с твоей просьбой, и я бы даже сказал — повелением. Это превосходит мои силы, ибо добродетели мои настолько скудны, что единственное, чем мне нужно заниматься, — оплакивать свои грехи.

Тебе надобно обратиться к другим, более опытным и искусным подвижникам, а я — всего лишь ученик. Но поскольку Господь и Его святые заповедали нам всегда проявлять послушание старшим, даже в делах, превышающих наши силы, то и я, повинуясь тебе и считая твою просьбу волей Божьей, даю свое согласие.

Совет

Ради тебя приступаю к делу и прошу читателей, если они сочтут мой труд полезным для себя, вменить это в заслугу не мне, а Богу Спасителю нашему».

Просьба, которая так смутила старого игумена, была действительно необычной — авва из Раифы поручил ему написать книгу, в которой раскрывались бы основные этапы духовного возрастания христианина, в особенности — монаха. Раифский настоятель не ошибся в выборе — пожалуй, во всей империи не нашлось бы того, кто смог бы лучше Синайского аввы соединить иноческий опыт с богословским осмыслением.

Иоанн — а именно так звали старца, получившего необычное письмо, — имел знатное происхождение. Его детство прошло среди роскоши великого Константинополя.

Подростком будущего подвижника отдали в императорский университет, где он вскоре превзошел не только однокурсников, но и наставников. И все пошло бы дальше по привычной схеме — блестящая карьера, должность при дворе, влияние и богатство, — если бы не резкая перемена.

Сложно сказать — почему, но едва юноше исполнилось шестнадцать, он сел на корабль и приплыл в Египет, а оттуда пришел на Синай, где стал учеником аввы Мартирия. Испытание длилось четыре года, и в двадцать лет от роду Иоанн принял постриг.

В течение еще пятнадцати лет молодой человек смиренно, словно забыв о своем происхождении, проходил послушание у своего наставника, а когда тот почил — удалился в пустыню, став отшельником.

Земли в районе горы Синай непригодны для жизни — здесь и звери не водятся, обходят ее стороной. А Иоанн — жил! И молился. Так прошло сорок лет. Только Бог знает, что перенес угодник за все это время.

Находясь в полном одиночестве и приходя в монастырь только по большим праздникам, святой смог познать такие глубины человеческой души, какие недоступны в условиях будничной суеты. Наверное, он и скончался бы отшельником, если бы братия не избрала его своим настоятелем.

Он согласился. Ибо считал, что ложное смирение хуже любой гордыни.

Обратите внимание

Авва Иоанн пробыл игуменом четыре года и успел дописать свою книгу. Он назвал ее «Лествица» — в знак того, что путь человеческой души к Богу напоминает лестницу, и чем выше по ней поднимаешься, тем труднее становится и тем больнее падать.

На ее тридцати ступенях расположены христианские добродетели, по мере достижения которых человек приближается к Творцу.

Основанная на личном многолетнем опыте самого преподобного Иоанна, его книга практически сразу стала для монахов настольной, а для мирян — постоянным напоминанием о том, что духовная жизнь всегда превосходит наше представление о ней.

Другие истории:

Апостол Павел

Блаженный Августин

Преподобная Мария Египетская

Преподобный Моисей Угрин

Преподобный Никита Столпник

Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Амвросий Оптинский

(3 votes, average: 5,00

Источник: https://foma.ru/prepodobnyiy-ioann-lestvichnik.html

Ссылка на основную публикацию