Житие святого преподобного александра константинопольского

Святитель Анатолий Константинопольский

Память святителя Анатолия, патриарха Константинопольского, совершается в Православной Церкви 16 июля по новому стилю.

Жизнеописание святителя Анатолия

Святитель Анатолий является святым первых веков христианства. Точное время его рождения неизвестно, однако из жития мы знаем, что он родился во второй половине IV века и был родом из Александрии. В то время в Византии были нередки случаи, когда люди из знатных семей полностью посвящали себя служению Церкви, отказавшись от привилегий, данных им по происхождению.

Будущий патриарх, получил образование в лучших традициях того времени и глубоко изучил греческую философию, однако христианское учение оказало такое сильное влияние на его душу, что он не пожелал оставаться в миру и заниматься светскими науками. Он принимает сан священника, причем рукоположение совершил один из великих отцов Церкви того времени святитель Кирилл Александрийский.

Обратите внимание

В то время в Православной Церкви возникло еретическое учение, основанием которого был церковный деятель Несторий. По его мнению, Христос был не Богом, а лишь человеком, в Котором жил Бог.

В начале V века число последователей этой ереси было настолько велико, что потребовалось созвать Вселенский Собор для того, чтобы точно сформулировать учение Православной Церкви о двух природах Христа — божественной и человеческой. Святой Анатолий также принимал участие на Третьем Вселенском Соборе в 431 году, находясь в то время еще в сане диакона.

Однако благодаря своему глубокому благочестию и блестящей образованности он пользовался большим авторитетом среди верующих, поэтому его выступления на Соборе имели большое значение для обличения ереси.

Патриаршее служение

После завершения Третьего Вселенского Собора патриарх Флавиан был низложен, и встал вопрос о выборе нового предстоятеля Православной Церкви.

Мнения духовенства в этом вопросе сильно различались, и для того, чтобы избежать конфликта, было предложено выбрать в качестве патриарха священнослужителя, живущего за пределами Константинополя и не связанного со столичной кафедрой. После совещания выбор пал на Анатолия, и он был избран единодушно.

Хиротония была совершена архиепископом Диоскором, который разделял взгляды монофизитов и надеялся, что новый патриарх будет поддерживать его в этом вопросе. Однако этого не случилось, и святитель Анатолий бережно сохранял учение Церкви, храня ее от ересей.

Все служение патриарха было направлено на то, чтобы христианская вера осталась неприкосновенной, и в этом заключалась великая заслуга святителя, так как период V – VI веков характеризовался появлением большого количества ересей и богословских споров.

Святитель Анатолий Константинопольский участвовал позже в Четвертом Вселенском Соборе, выступая против учения монофизитов. На этом Соборе было окончательно сформирован догмат о двух природах Христа. Кроме того, за время его управления Константинопольской кафедрой был проведен один Поместный собор.

Важно

Другой великой заслугой святителя Анатолия было строительство большого количества храмов на территории всей Византийской империи, а также прославление некоторых раннехристианских мучеников, мощи которых были перенесены в Константинополь. Святой Анатолий оставил после себя несколько творений, созданных в жанре церковной гимнографии.

Им были написаны стихиры, посвященные мученикам, а также некоторым Господским праздникам. Эти образцы духовной поэзии отличаются большой глубиной и молитвенностью. Занимаясь церковными делами, патриарх также принимал участие в современных ему политических событиях. Так, им было совершено венчание на царство императора Льва Маркелла, что стало первым случаем коронации византийского правителя патриархом.

Тропарь, глас 4:

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему, / яже вещей истина: / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / Отче Анатолие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак (святым отцам шести Вселенских соборов), глас 8:

Апостол проповедание и отец догматы / Церкве едину веру запечатлеша, / яже и ризу носящи истины, истканну от еже свыше Богословия, / исправляет и славит благочестия великое таинство.

Величание:

Величаем тя, / святителю отче Анатолие, / и чтим святую память твою / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Молитва (седален святым отцам):

Светильницы пресветлии истины Христовы миру явистеся на земли, / воистинну блаженнейший, отцы Боговещаннии, / изсушивше ереси хульных языковредий / и угасивше пламеновидная злославных смущения: / темже, яко святителие Христовы, молитеся спастися нам.

Источник: http://xn--90agckdaxqir9f.xn--p1ai/svyatye/711-svyatitel-anatolij-konstantinopolskij

Житие святого Прокла Константинопольского

3 декабря Святая Церковь молитвенно вспоминает святого Прокла, патриарха Константинопольского.

Святой Прокл был учеником св. Иоанна Златоуста и сподобился видеть, как святой Апостол Павел в дивном видении тайно беседовал на ухо со святым Иоанном.

Один константинопольский вельможа был оклеветан своими завистниками пред императором Аркадием, изгнан из дворца и лишен своего высокого сана.Желая обратиться за помощью к святому Иоанну, он заочно просил его позволить придти к нему ночью, так как боялся идти днем, чтобы не увидал его кто-нибудь из врагов и не оклеветал бы еще более пред царем.

Тогда святой Иоанн, призвав служившего при нем Прокла, мужа благочестивого и сиявшего всякими добродетелями, велел ему напомнить ночью о вельможе и привести его: в том и состояло служение Прокла у Златоуста, что он докладывал патриарху о приходящих и вводил их к нему. Когда настала ночь, вельможа пришел к патриарху, чтобы побеседовать с ним и подробно рассказать ему о своем злоключении.

И вот Прокл, вставши с постели, подошел к дверям спальни патриарха и чрез дверную щель увидел, что Иоанн сидит и пишет, а св. Апостол Павел приник к нему за спиною и, нагнувшись к его правому уху, беседует с ним. Видом Апостол похож был на св. пророка Елисея, с головою, лишенною волос на передней части и большою широкою бородою. О чем они беседовали, чрез двери расслышать было нельзя.

Отошедши от дверей, Прокл сказал пришедшему:

– Не огорчайся, – потерпи немного: некто другой прежде тебя вошел к патриарху и потому, пока он не уйдет, я не могу тебя ввести туда.

Совет

На самом – же деле Прокл находился в страхе, не догадываясь, кто пришел к патриарху: помимо Прокла, никто не мог проникнуть к патриарху, а о том, что это – явление Апостола Павла, он не знал.

Долго сидел вельможа, и, наконец, опять стал просить Прокла доложить о нем патриарху.

– Ты сам видишь, – отвечал Прокл, – сколько времени я ожидаю, пока не выйдет беседующий с патриархом; впрочем я все-таки пойду, посмотрю в щель, не перестали ли они беседовать.

Прокл пошел и увидел, что беседа всё еще продолжается. Он возвратился и сел. Потом он подходил к двери в третий раз и видел тоже самое.

– Тебе нужно было, отче, никого не пускать раньше меня, – сказал тогда сановник, – ведь, ты знал, что я нахожусь в великой беде и со дня на день ожидаю себе смерти.

– Поверь мне, брат, – отвечал ему Прокл, – что я не вводил его и не знаю даже, кто он такой, и что нет здесь другого входа, которым кто-нибудь мог бы войти, кроме этого. Однако подожди еще немного.

Но в это время послышались удары к утрени, и Прокл сказал пришедшему:

– Теперь ступай с миром: с этой минуты патриарх не беседует уже ни с кем и ни о чем постороннем во время, назначенное для ночной молитвы, не думает, но до рассвета остается один, всем умом своим углубившись в молитву и беседуя с одним только Богом. Приходи же в следующую ночь, и я во чтобы то ни было введу тебя прежде всех.

Вельможа поднялся с места и печально, со слезами на глазах, пошел домой.

На следующую ночь он опять пришел в патриарший дом. Прокл опять, как и прежде, вставши, пошел докладывать о нем, и опять увидел Апостола, говорящего что-то на ухо святому Иоанну, и воротился, не смея прерывать их беседы, и опять вельможа, когда ударили к утрени, пошел со скорбью домой ни с чем.

Со своей стороны Прокл весьма удивлялся и недоумевал, кто же именно приходит к патриарху и когда к нему проникает.

И вот, он дал себе зарок – ни есть, ни пить, ни спать и не отходить от дверей патриарха до тех пор, пока не удастся ему провести к Иоанну злосчастного вельможу и разузнать, кто это неизвестно каким образом входит к патриарху. В ночь вельможа явился по обычаю. Прокл, уверенный, что у патриарха никого нет, сказал ему:

Читайте также:  Тезоименитство: что это в православии?

– Ради тебя, господин мой и брат, я совсем не отлучался с этого места и теперь пойду и доложу о тебе патриарху.

И тотчас пошел и, подошедши к двери, и на этот раз увидел Апостола, говорящего на ухо патриарху. Тогда Прокл, возвратившись, сказал пришедшему:

– Ступай домой, брат мой, и моли Бога помочь тебе, ибо, как вижу я, тот, кто беседует с патриархом, посылается к нему от Бога и входит невидимо; чрез эти же двери, кроме патриарха, не входил никто.

Вельможа ушел в слезах и совершенно отчаявшись в помощи от святого Иоанна. Но когда настало утро, Иоанн сам вспомнил, наконец, о нем и, позвав Прокла, спросил:

– Не приходил ли тот человек, которого я приказывал тебе ввести ко мне.

– Да, отче, – отвечал Прокл – он действительно, вот уже третью ночь приходил сюда, но ты беседовал с кем то другим один на один и, потому, я не посмел войти к тебе и доложить о нем.

– С кем я беседовал?! – возразил Иоанн. – В эту ночь у меня никого не было.

Обратите внимание

Тогда Прокл описал и вид виденного им у патриарха, и то, как неизвестный, нагнувшись сзади к Иоанну, говорил с ним, шепча что-то ему на ухо. Потом Прокл взглянул случайно на икону св. Апостола Павла, которая была у Иоанна в келлии на стене и вдруг воскликнул:

– Вот – тот самый, кого я видел, отче, говорившим с тобою! Это – его истинное изображение!

Таким образом оба, – Иоанн и Прокл, – узнали, что к первому являлся Апостол Павел, и оба возблагодарили Бога: один – за то, что он в своих писаниях был тайно вдохновляем Апостолом, а другой за то, что сего Апостола Павла, небесного жителя, он сподобился видеть.

После того Иоанн оказал нужную помощь гонимому вельможе, а святой Прокл, руководимый своим святым учителем и духовным отцом, святым Иоанном, преуспевал в добродетели и совершенствовался в богоугодной жизни.

После изгнания и кончины св. Иоанна Златоуста, Прокл патриархом константинопольским Сисинием поставлен был епископом города Кизика.

Но, пришедши на свою кафедру, он не был принят тамошними клириками, впавшими в ересь, и потому возвратился в Константинополь и прожил там целый год.

По смерти же патриарха святого Максимиана, еще до его погребения святой Прокл был избран патриархом Константинопольским, и во святой и великий четверг был возведен в сей высокий сан.

Вступивши на патриарший престол, святой Прокл доблестно пас стадо Христово до конца своей жизни. Между прочим, он убедил императора Феодосия, сына императора Аркадия, перенести мощи св. Иоанна Златоуста из Коман в Царьград.

В патриаршество святого Прокла в Византийской империи было великое землетрясение, продолжавшееся шесть месяцев, которым разрушены были многие величественные здания, – церкви, дворцы и т. п.

– и каменные городские стены; многие селения и небольшие города были как бы поглощены землею, некоторые острова исчезли совершенно, некоторые источники и реки внезапно высохли, а в безводных местах явились потоки. Это страшное землетрясение было по всей империи, но особенно сильно – в Вифинии, Геллеспонте и Фригии.

Когда в Константинополе рушились самые лучшие и крепкие здания, император Феодосий и царица Пульхерия с патриархом и всеми жителями, вышедши из города, совершали литии, усердно умоляя Господа о милосердии. И совершилось великое чудо.

Важно

В то время, как устрашенный народ оглашал воздух молитвенными восклицаниями: «Господи помилуй» — внезапно один ребенок невидимою силою восхищен был из народной толпы и, на глазах у всех, поднят был на недосягаемую взором высоту и чрез час опять так же опущен невредимым вниз. Он поведал царю, патриарху и всему народу, что слышал Ангелов, воспевающих на небе песнь:

– Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный.

Весь народ тотчас начал повторять эту трисвятую песнь, присоединив к нему молитву: «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось, а мальчик, принесший трисвятое с неба, тотчас же предал дух свой Богу и с честью погребен был в храме св. Ирины: с того времени во всей церкви христианской вошло в употребление пение Трисвятого.

Святый Прокл прожил в сане патриарха 20 лет и пять месяцев и с миром отошел к Господу.

Кондак (краткая молитва)

Достойно днесь торжествует всех градов честнейший воистинну, в честном преставлении твоем, отче отцев Прокле мудре.

На главную страницу сайта «Семья и Вера» >>

Источник: http://semyaivera.ru/2013/12/02/zhitie-svyatogo-prokla-konstantinopolskogo/

Святители Александр, Иоанн и Павел, Патриархи Константинопольские

Дни памяти:  Август 30,  Сентябрь 2

Иоанн Постник Царьградский
Александр Константинопольский

Святители Александр, Иоанн и Павел, Патриархи Константинопольские, жили в разное время, но всем им пришлось столкнуться с действиями еретиков, искажавших учение Церкви.

Святой Александр (325-340) был хорепископом (викарием) при первом Патриархе Константинопольском, святителе Митрофане (315-325), и ввиду старости замещал его на Первом Вселенском Соборе в Никее против ариан (325). Перед смертью святитель Митрофан завещал избрать на Константинопольский престол своего викария.

В то время Святейшему Патриарху Александру приходилось бороться с арианами и с язычниками. Однажды в споре с языческим философом святитель сказал ему: “Именем Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе замолчать!”, и язычник внезапно сделался немым.

Когда же он выразил знаками признание в заблуждении и убеждение в правоте христианского учения, то речь вернулась к нему и он уверовал во Христа со многими другими философами-язычниками. По молитве святителя Александра был наказан еретик Арий.

Он притворно согласился вступить в общение с православными и император, святой Константин Великий, назначил день принятия Ария. Всю ночь молился святитель Алекандр, прося Господа не допустить, чтобы еретик вступил в общение с Церковью. Утром, когда Арий торжественно шел в церковь, окруженный царскими советниками и оруженосцами, на Константиновой площади он был поражен болезнью – чрево его разорвалось и внутренности выпали.

Святейший Патриарх Александр, много потрудившись, скончался 98 лет в 340 году. О нем впоследствии упоминал в похвальном слове к жителям Константинополя святитель Григорий Богослов (Назианзин) (память 25 января).

Александр Константинопольский
Иоанн Постник Царьградский

Святой Иоанн IV Постник, Патриарх Константинопольский (582 – 595), известен в Православной Церкви как составитель Покаянного номоканона (епитимийника), который дошел до нас в нескольких различных редакциях. Но основа их одна и та же.

Это – наставление духовникам, как принимать тайную исповедь в тайных грехах, будет ли это грех уже совершенный или состоящий в одном только греховном помышлении. Древние церковные правила говорят о способах и сроках всенародного церковного покаяния, назначаемого для явных, уличенных грешников.

Нужно было икономически приспособить эти правила к тайной исповеди неуличенных кающихся.

Совет

Святитель Иоанн Постник исходил в своем Покаянном номоканоне (или “канонарии”) из того, что добровольная исповедь тайных, неведомых миру, грехов уже свидетельствует о готовности грешника примириться с Богом и своей совестью, и потому сократил епитимии древних отцов наполовину и больше.

Читайте также:  Какие иконы помогают и защищают от сглаза и порчи?

Зато он более точно определяет характер епитимий: строгий пост, ежедневное совершение установленного числа земных молитвенных поклонов, раздаяние милостыни. Сроки епитимий назначаются духовником. Главная мысль номоканона, составленного святым Патриархом, заключается в назначении епитимий не просто по мере грехов, но по мере, доступной для кающихся, и по оценке покаяния не по продолжительности наказания, а по степени его переживания кающимся, по его духовному состоянию.

https://www.youtube.com/watch?v=PA38Gkmz6oA

В Греческой, а затем и в Русской Церквах правила святого Иоанна Постника почитались наравне “с прочими святыми правилами” и номоканон его считался книгой, “принятой всей Православной Церковью”.

Преподобный Никодим Святогорец включил его в греческое руководство для духовников (Екзомологитарий), изданное первый раз в 1796 году, и в греческую “Кормчую книгу” (Пидалион), изданную им в 1800 году.

Мефодий Моравский

Первый славянский перевод был сделан, возможно, еще святым равноапостольным Мефодием, одновременно с выполненным им переводом “Номоканона в 50 титулов” святого Патриарха Иоанна Схоластика, преемником которого на Константинопольской кафедре был святой Иоанн Постник. Этот древнейший перевод сохранился на Руси в “Устюжской Кормчей” (XIII) и был издан в 1902 году.

С XVI века в Русской Церкви распространился номоканон святого Иоанна Постника в другой редакции, составленной иеромонахами-духовниками Святой Горы Афонской. В этом виде он неоднократно издавался в Киево-Печерской Лавре (в 1620, 1624, 1629 годах).

В Москве Покаянный номоканон издавался в виде приложения к Требнику: при Патриархе Иоасафе – в 1639 году, при Патриархе Иосифе – в 1651 году, при Патриархе Никоне – в 1658 году. Последнее издание с тех пор неизменно печатается при Большом Требнике. Научное издание номоканона с параллельными греческим и славянским текстами и с подробным историческим и каноническим комментарием осуществил А. С.

Павлов (“Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями”. М., 1897).

Святитель Павел, родом кипрянин, был поставлен Патриархом Константинопольским (780-784) при императоре-иконоборце Льве IV Хазаре (775-780). Он был добродетельным и благочестивым, но боязливым человеком.

Видя мучения, которые переносили православные за святые иконы, святитель скрывал свое Православие и общался с иконоборцами. После смерти императора Льва он хотел восстановить иконопочитание, но не смог этого выполнить, так как иконоборцы уже сильно укрепились.

Обратите внимание

Святитель понял, что он не в силах управлять паствой, оставил патриарший престол и тайно ушел в монастырь святого Флора, где принял схиму. Он принес покаяние в своем молчании и общении с иконоборцами и высказался за необходимость созыва VIII Вселенского Собора для осуждения иконоборческой ереси.

На патриарший престол, по его совету, был избран святитель Тарасий (784-806) бывший в то время первым царским советником. Скончался святитель-схимник в 784 году.

787×1200 1960×2987
960×2166

 

Кондак святителей Александра, Иоанна и Павла

глас 8

Христовою любовию распалаеми, славнии,/ и ярем Его приемшии — Крест Честный,/ подражатели Того жития явистеся/ и Божественный славы Его причастницы бысте,/ Александре Богомудре со Иоанном чудным и Павлом славным./ Темже, Престолу Его предстояще,/ прилежно молитеся за души наша.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/

Источник: http://club-vozrojdenie.ru/publ/svjatiteli/svjatiteli_aleksandr_ioann_i_pavel_patriarkhi_konstantinopolskie/98-1-0-1296

Преподобный Александр Константинопольский (+430) – Нью-Йоркское благочиние

Преподобный Александр Константинопольский — основатель обители неусипающих, с которой пошла традиция чтения Неусыпаемой Псалтири.

Родился на одном из островов в Эгейском море около 350 года. Вырос в Константинополе, где учился, а затем нес военную службу. Почувствовав призвание к служению Господу, оставил службу и принял постриг близ Антиохии у некоего игумена Илии, а через четыре года по благословению своего наставника Александр ушел в пустыню.

Преподобный отличался своим смирением и усердием в молитвах, поэтому через некоторое время призвал Господь обращать в христианство язычников.

  Среди других посеял святой зерно веры в душу местного градоначальника Раввулы, который со временем удостоился сана святителя и в течение тридцати лет возглавлял епископскую кафедру в Едессе.

Также святой склонил к покаянию и принятию монашества банду разбойников.

Через семь лет преподобный Александр поселился на берегах реки Евфрат, где возле него собралось много монахов, которых привлекали мудрость и духовное богатство святого. Так возник монастырь, который населяло около четырехсот монахов. Игумен непрестанно возносил к небу молитвы, чтобы Господь научил и просветил его.

По Божьему откровению в обители начали круглосуточно день и ночь петь псалмы. Монахи по очереди неусыпно, т.е. постоянно, несли очередь пения псалмов (для этого братия была разделена на двадцать четыре молитвенные стражи и сменяли друг друга каждый час).  Отсюда и пошло название «Обитель неусипающих» (акимитов).

Двадцать лет преподобный Александр Константинопольский управлял монастырем на Евфрате. Затем, назначив своим преемником старца Трофима, выбрал себе помощников и пошел с проповедью к людям, а после занимался благотворительностью в Византии.

Около 420 года святой поселился возле Константинополя, где основал новый монастырь с уставом «неусыпающих». Рвение и популярность подвижника в народе вызвали зависть столичного клира, из-за чего ему пришлось покинут город.

После преподобный основал еще один монастырь в Гомоне, на побережье Босфора, где и упокоился около 430 года. Скончался праведник, достигнув глубокой старости. После себя святой оставил пятьдесят лет подвижничества, преданного служения Господу и людям.

Память преподобного Александра Константинопольского отмечается 8 марта.

Важно

Преподобный Александр Константинопольский (+430) обновлено: Февраль 14, 2019 автором: Alexander

Источник: http://nyblago.org/publikatsii/zhitiya-svyatykh/prepodobnyj-aleksandr-konstantinopolskij-430/

Александр Константинопольский Святой преподобный. Икона на холсте

Икона Святого Преподобного Александра Константинопольского – именная икона мужчин по имени Александр. День памяти установлен Православной Церковью 27 мая.

Икона Святого преподобного Александра Константинопольского помогает при несобранности духа, рассеянии на молитве, а молитва помогает всем и во всем. Любые молитвы святому преподобному Александру Константинопольскому будут услышаны этим замечательным святым, силою слова которого, данной ему Богом, он крестил язычников.

Многие уверовали, а градоначальник Равул уверовал настолько (подробнее в разделе «События из жизни святого»), что стал подвижником христианства и со временем, будучи прежде жестоким гонителем христиан, стал епископом Едесским.

Потому молиться преподобному Александру Константинопольскому стоит и о том, чтобы Господь, по молитвам преподобного, дал возможность сердцем услышать Его Слово. 

Молитвенное обращение к нему как основателю обители акимитов («неусыпающих») – монахов, которые 24 часа, сменяя друг друга, читали Псалтирь, возносили молитвы Богу, защитит от лености и рассеяния на молитве, придаст духовных сил тем из нас и наших ближних, кому иногда не хватает их даже на совершение ежедневных правил, которые стоило бы соблюдать согласно принятому уставу для мирян. Такое молитвенное усердие по примеру Александра Константинопольского Акимита защитит от многих искушений. Обратитесь к нему, перед тем как испросить у Господа защиты в том или ином трудном житейском случае, чтобы он поддержал Ваше обращение к Вседержителю и защитил Вас от искушений помолиться, да побыстрей, да покороче, и преподобный никогда не откажет. И, конечно, святой преподобный Александр Константинопольский особо защитит своим молитвенным предстательством тех, кто был крещен в его память – то есть рожденных близко к дате празднования его иконы – 8 марта и 16 июля.

Преподобный Александр, первоначальник обители “Неусыпающих”, родился в Азии и получил образование в Константинополе. Он состоял некоторое время на военной службе, однако, чувствуя призвание к иному служению, оставил мир и принял пострижение в одной из пустынных обителей близ Антиохии под руководством игумена Илии.

Восходя из меры в меру по ступеням иноческих подвигов, он получил благословение игумена на пустынножительство. Подвизался преподобный в пустыне, наедине со Святым Евангелием, единственным, что он взял с собой. Затем Господь призвал его на проповедь язычникам.

Совет

Он обратил к вере местного градоначальника Раввулу, который преуспевал впоследствии в церковном служении, был удостоен святительского сана и целых 30 лет управлял епископской кафедрой в городе Едессе.Наконец, преподобный Александр поселился невдалеке от реки Евфрат.

Читайте также:  Икона святой матроны московской

Иноки собирались вокруг него, привлекаемые высотой его молитвенного подвига и духовной опытностью. Возник монастырь, насчитывавший до 400 монахов. Тогда святой игумен в своей молитвенной ревности решил устроить в обители ни днем, ни ночью не прекращающееся славословие Господу.

Три года преподобный авва молился, чтобы Бог открыл ему, угодно ли Ему будет установление такого монастырского правила. И, по откровению Божию, ввел в обители следующий порядок: все иноки были разделены им на 24 молитвенные стражи.

Каждый час сменяясь, день и ночь они пели на два лика святые псалмы, за исключением часов, когда в церкви совершалось Богослужение. Отсюда и пошло наименование “обители неусыпающих”, потому что неусыпное пение возносилось подвижниками Богу.

Двадцать лет правил преподобный Александр монастырем на Евфрате.

Затем, оставив игуменом своего ученика, опытного старца Трофима, отправился с избранной братией по городам, пограничным с Персией, с проповедью Евангелия и обращения к духовной жизни. Дойдя до Константинополя, столицы Византийской империи, он и здесь основал обитель с излюбленным им уставом “неусыпающих”. Скончался преподобный авва в глубокой старости после пятидесяти лет непрестанных иноческих подвигов. Датой его преставления называют 430 год.

Молитва общая преподобному

О священная главо, преподобие отче, преблаженне авво (имярек), не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю; не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя; поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый, аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время напокаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: http://shop-pobedinedug.ru/product/aleksandr-konstantinopolskiy-svyatoy-prepodobnyy-ikona-na-holste

Александр константинопольский – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Свт. Александр Константинопольский

Александр (+ ок. 337), архиепископ Константинопольский, святитель.

О соименном прп. игумене см. Александр, начальник обители Неусыпающих

Память 30 августа [1]

Возглавлял Византийскую кафедру в годы когда равноапостольный царь Константин I Великий избрал этот город местом новой столицы Римской империи. По некоторым данным управлял местной епархией с 313/314 года [2].

Существует мнение что он был вначале хорепископом святителя Цареградского Митрофана, который послал его, из-за своей старости представителем на I Вселенский Собор в Никее в 325 году [3], а перед своей смертью завещал избрать Александра на Константинопольский престол [4].

Святитель Александр, по свидетельству историков обладавший неоспоримым моральным авторитетом среди населения Византия, стал одним из самых горячих противников распространившейся тогда арианской ереси. Перед I Вселенским Собором он получил от Александра Александрийского большое послание с обличениями Ария [5].

Обратите внимание

Историк Созомен рассказывает о том, как император Константин назначил публичный диспут между епископом и языческими философами, укорявшими императора в перемене религии. Александр, хотя и не был искусен в словопрениях, не мог отказать императору.

Когда все собрались и один из философов начал свою речь, Александр именем Иисуса Христа запретил ему продолжать, и тот, запнувшись, не смог более вымолвить ни слова.

Когда язычник он выразил знаками признание в заблуждении и убеждение в правоте христианского учения, то речь вернулась к нему и он уверовал во Христа со многими другими философами.

После освящения новой столицы святитель Александр стал первым епископом Константинополя – с 11 мая 330 года.

Несколько лет спустя весьма влиятельный при дворе Евсевий Никомидийский поставил перед ним выбор: либо вступить в общение с Арием, либо сложить епископский сан. Не возражая, Александр удалился в храм и провел там много ночей в молитве.

В конце концов сам император приказал ему подчиниться уговорам Евсевия. На следующий день, в воскресенье, Арий должен был быть торжественно допущен к Божественной литургии. Святитель стал молиться еще более ревностно, прося Бога указать ему, на чьей стороне истина, через смерть заблуждающегося.

На рассвете стало известно, что Арий умер на пути в храм.

Скончался Александр, вероятно, вскоре после императора Константина (+ 337), оставив своим преемником святителя Павла. Святитель преставился в возрасте 98 лет [6].

Почитание

О святителе Александре упоминал в похвальном слове к Константинопольцам уже святитель Григорий Богослов.

В иконографической традиции святитель Александр изображается как святитель в омофоре, с Евангелием в руках. Так он предстает в диаконнике церкви святой Софии в Охриде, Македония (1050-е гг.); на минейной иконе на август (нач. XVII в., ЦАК МДА); в настенном минологии церкви святителя Николая в Пелинове (в рост, 1717-1718 гг.).

В 1892 году в Москве была построена церковь во имя Александра, архиепископа Константинопольского, при приюте Василие-Кесарийского попечительства, сохранившаяся доныне (Бутырский вал, 26).

Источники, литература

  • BHG, N 1279-1280.
  • Александр Александрийский, свт., “Послание к Александру Константинопольскому,” ДВС, СПб., 1994, т. 1, 18-29.
  • Афанасий Великий, свт., “Послание к брату Серапиону,” гл. 2-4, Творения, т. 2, 99-102.
  • Феодорит, блж., Церк. ист., I 3-4, 14, 19.
  • Созомен, Церк.

    ист., I 13, 18; II 29.

  • Gelasius Cyzicenus, Hist. Concilii Nicaeni, II 27, 36, PG, 85, Col. 1241, 1312, 1344.
  • Сократ, Церк. ист., I 37-38.
  • ActaSS., Jun., т. 7, 71-84; Aug., т. 6, 195-198.
  • Сергий (Спасский), Месяцеслов, т. 3, 344.
  • Andrieu M. Alexandre (23), DHGE, т.

    2, Col. 184-186.

  • LTK, Bd. 1, Sp. 314.
  • ΘΗΕ, т. 2, Στλ. 107-108.
  • Grumel, Chronologie, 434.
  • ЖСв., авг., 518-530.
  • LCI, Bd. 5, Sp. 86.
  • Hamman-McLean, Hallensleben. Plan 4. N 14.
  • Миjовић, Менолог, 391.
  • Сорок сороков, т. 3, № 55, 170-171.

Использованные материалы

[1]  По данным Православной энциклопедии также 2 июня, 31 или 28 августа.

[2]  Православная энциклопедия приводит 313 год как вероятнейший, а официальный сайт Константинопольского Патриархата дает 314 год. См. http://www.pravenc.ru/text/64292.html, http://www.ec-patr.org/list/index.php?lang=en&id=27

[3]  Участие свт. Александра в Соборе подтверждается Геласием и некоторыми греческими минологиями.

[4]  Православная энциклопедия не упоминает о хорепископстве и завещании святителя Митрофана. См. http://www.pravenc.ru/text/64292.html. При этом это предание приводится как в житиях портала days.pravoslavie.

ru так и официального сайта Константинопольского Патриархата. См. http://days.pravoslavie.ru/Life/life1224.htm, http://days.pravoslavie.ru/Life/life4546.htm, http://www.ec-patr.org/list/index.php?lang=en&id=26, http://www.ec-patr.

org/list/index.php?lang=en&id=27

[5]  Феодорит. Церк. ист. I 3. По суждению статьи в Православной энциклопедии более вероятно, что это послание было адресовано другому Александру, епископу Фессалоникийскому.

[6]  Последнее – по данным http://days.pravoslavie.ru/Life/life4546.htm. Там же год кончины указан как 340. Официальный сайт Константинопольского Патриархата приводит 337 год кончины, http://www.ec-patr.org/list/index.php?lang=en&id=27

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13790.html

Ссылка на основную публикацию