Виды монастырей в россии

Виды монастырей в России

  • Для чего нужны монастыри
  • Виды монастырей

Монастыри представляют собой форму организации монашеской жизни. Православная обитель — учреждение, в котором живут и трудятся христианские общины людей, добровольно выбравших путь служения Всевышнему Творцу.

Для чего нужны монастыри

Монашество есть образ христианского жития, в котором заключено полное посвящения себя служению Единому Богу. Монахи (иноки) избирают уединенную жизнь, отказываются от мирских удовольствий и пребывают в непрекращающемся внутреннем общении с Господом. Однако они продолжают оставаться со всеми живыми существами посредством собственной молитвы.

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме является самым древним

Важнейшая задача любой христианской обители — это дело религиозного направления, то есть восстановление утерянных связей с Господом после того, как первые люди преступили Его Закон. Так как Бога невозможно постичь при помощи материальных чувств, монахи учат мирян возвращать Божью милость при помощи молитвословия.

Таким образом, молитвенное прошение за всех людей, а также за сам мир — первостепенная задача обитателей каждого христианского монастыря.

Виды монастырей

Монашеские обители в Отечестве — это не только религиозное учреждение, но и памятник культуры народа. Большинство древних религиозных комплексов имеют многовековую историю, наполненную периодами расцвета, падения и восстановления.

В православной традиции выделяют несколько видов монастырей.

  • Лаврами (в переводе с греческого «многолюдная улица») называют самые крупные монашеские обители. Впервые этот термин применили в отношении к монастырским комплексам Ближнего Востока. Монастырь традиционно окружали оборонительной оградой, защищающей от набегов неприятеля. Изначально лавры были в подчинении патриарха, а позже — принадлежали синоду. Главами их являются прославленные архиереи, однако, локальное управление на себя берет настоятель.Свято-Троицкая Сергиева Лавра — самый известный монастырь в России
  • Небольшой монастырь, находящийся за пределами черт крупных населенных пунктов, называется скит. Изначально термин применялся к жилищу одинокого монаха-отшельника или к небольшому монастырю, находящемуся в подчинении у более крупного. Иноки, проживающие в скитах, дают обеты более строгой жизни. Скитничество распространено на горе Афон, в хижинах проживает один или два инока, а в келье — настоятель и ученики. Все они собираются в центральном храме в выходные и праздники. Решением вопросов диалога с мирянами занимается избранный дикей («справедливый»). Приемник перенимает полномочия после смерти старца-учителя и продолжает строгие духовные традиции. Посещение религиозного скита обычными людьми запрещено.
  • Иногда обители именуют пустынями. Термин относится к монастырям, образованным в безлюдном месте и представляющим изначально одинокую келью. В большинстве случаев название «пустынь» не соответствует тому состоянию обители, которое есть на сегодняшний момент. Многие пустыни превратились в крупные монастырские комплексы, самыми известными являются Оптина и Нилова.
  • В общежительных монастырях монахи имеют общую собственность и имущество. Здесь соблюдаются единые для всех иноков требования: молитва, совместная трапеза, одинаковые одеяния. Эту форму монашества называют киновией, она возникла на границе III и IV веков. Практически все современные монастырские комплексы РПЦ являются общежительными.

На заметку! В особожительных (идиоритма) монастырях у иноков частная собственность, они не обедают вместе и не носят одинаковых одеяний. Такие монахи получают деньги для существования от настоятеля за свое послушание. Каждый из них живет в отдельной келье, только он определяет количество необходимых молитв и список религиозной литературы для чтения.

Общее служение в особожительных обителях совершается только по воскресным дням. Эту форму учредили на Афонской горе в XIII столетии, сохранялась она до 1950 — х годов, после чего её преобразовали в киновию.

Видео о 10 старейших монастырях России

Янв 30, 2019 23:12Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/vidy-monastyrej.html

Действующие православные монастыри России: тысячелетняя традиция монашества

Монашество и монастырская жизнь имеют глубокие традиции в нашей стране.

Действующие православные монастыри России – не просто религиозные учреждения, но и памятники истории и культуры, имеющие, зачастую, многовековую историю.

Монастырем считается религиозная община, где монахи живут по единому уставу, ведут общее хозяйство. Монастырю принадлежит комплекс хозяйственных и религиозных построек.

Виды православных монастырей

В современной Православной церкви существует несколько видов мужских обителей:

  • Лавра – название самых крупных и значительных монастырей в православной церкви. Слово переводится с греческого как «улица» или «многолюдный монастырь». Его впервые употребили по отношению к монастырям Ближнего Востока, которые обносили оборонительными стенами для защиты от набегов. Лавры подчинялись патриарху или, в соответствующую эпоху, синоду. Во главе таких монастырей стояли влиятельные архиереи, а настоятелем Троице-Сергиевой лавры является патриарх. Но реальное управление их жизнью осуществляют наместники.
  • Скит – название небольшого монастыря, находящегося в стороне от крупных городов. Скитом называли жилище монаха-отшельника и монастырь, находящийся в подчинении у более крупного. Подчиненные скиты имеют Валаамский и Соловецкий монастыри. Монахи скита обычно несут более строгие обеты по сравнению с основным монастырем.
  • Пустынь – монашеский скит, выведенный в незаселенные земли. Со временем пустынь могла вырасти до крупного монастыря, но сохранить это слово в своем названии.
  • Подворье – монашеская община, расположенная вне своего монастыря. Обычно подворья располагаются в городах и находятся в подчинении архиерея своего монастыря. В городах подворья отвечают за сбор пожертвований и прием паломников. В сельских районах могут создаваться для сельскохозяйственной работы. Некоторые подворья становятся крупными монастырями. Крупный монастырь, подобный Троице-Сергиевой лавре, может иметь несколько подворий.

География православных монастырей России

Распространение монастырской жизни в стране связано с развитием христианства. Исторически более глубокие традиции оно имело в землях, которые входили в состав Киевской Руси и русских княжеств: Новгородского, Владимирского, Нижегородского, Рязанского.

С расширением России на восток местные народы приобщались к Православию, а переселенцы несли веру с собой. На новых местах основывались церкви и монастыри, но по количеству они уступают регионам Европейской России.

Больше всего действующих монастырей севера России расположено в Архангельской области – восемь. Среди них крупнейший Соловецкий монастырь. Основанный в 1535 году Коряжемский Николаевский монастырь не действует. Но его храмы возвращены церкви, и в них регулярно проводят богослужения.

Количество действующих монастырей в европейской части России:

  • Брянская область – 8;
  • Владимирская – 32;
  • Волгоградская – 4;
  • Вологодская – 4;
  • Липецкая – 3;

В Вологодской области были глубокие традиции монастырской жизни. До 1917 года там существовало 134 монастыря, из которых сегодня действует только четыре (три мужских и один женский).

В Ленинградской области действует ряд монастырей. В районах области и Санкт-Петербурге действуют подворья более крупных обителей, таких как Соловецкая и Валаамская.

В Санкт-Петербурге расположен один важнейших монастырей страны – Александро-Невская лавра.

Обратите внимание

На территории столицы России в ведении Московской городской епархии находится восемь мужских и семь женских монастырей, имеющих историю в несколько столетий, а также семь монастырских подворий.

На территории Москвы расположен относящийся к областной епархии Новодевичий монастырь – одна из крупнейших женских обителей страны.

Всего к Московской областной епархии относится двадцать пять монастырей.

Среди обителей на территории России только две имеют статус лавры – Александро-Невская в Санкт Петербурге и Троице-Сергиевская в городе Сергиев Посад.

Ряд монастырей, находящихся в ведении Русской православной церкви, расположены в других государствах. Так, на территории Израиля расположены Гефсиманский и Елеонский женские монастыри.

Они были основаны видным церковным деятелем Антонином (Капустиным) в XIX столетии.

Горненский женский монастырь, также основанный Антонином, сейчас находится в ведении Русской духовной миссии, подотчетной Московской патриархии.

В пригороде Мюнхена расположен православный мужской монастырь Иова Почаевского. Он находится под юрисдикцией Русской православной церкви заграницей. Ставропигиальным монастырем Русской православной церкви является Пюхтицкий женский монастырь на территории Эстонии. Несколько монастырей РПЦЗ расположены на территории США.

Важно

Один из самых молодых монастырей нашей страны расположен дальше всех на востоке. Свято-Пантелеймонов мужской монастырь основан в Петропавловске-Камчатском на берегу отдаленной Авачинской бухты.

Первые монахи будущей обители с благословения митрополита образовали общину в 2000 году и начали жить в частном доме. Через два года они получили от властей территорию для будущего монастыря, где прежде располагалась часовня. 7 января 2007-го вышел указ Синода о создании нового монастыря на Камчатке.

Самый старый монастырь России

Согласно летописным источникам, самым старым монастырем России считается Муромский Спасо-Преображенский монастырь. Традиционно его основателем считается князь Глеб Владимирович, один из сыновей крестителя Руси Владимира. Князь, причисленный позднее к лику святых, был убит в 1015 году, следовательно, основание монастыря надо относить к рубежу X-XI веков.

Но первое упоминание монастыря в летописи относят к 1096 году (6604-му у летописца). В этом году князь Изяслав, сын Владимира Мономаха, недалеко от Мурома погиб в битве со своим племянником Олегом «Гориславичем». Погибший князь был похоронен в этом монастыре. В следующий раз монастырь упоминается как место погребения муромского князя Юрия в 1175 году.

Настоящий расцвет его был связан с эпохой Московского царства. Сначала Иван Грозный распорядился построить его главный собор и даровал монастырю земельные владения. В XVII веке монастырь отметился своим сопротивлением церковным реформам Никона. Его настоятель Антоний выступал с воззваниями против исправления церковных книг, но в итоге был смещен и сослан в другой монастырь на покаяние.

Современный архитектурный облик обители сформировался в XVI-XIX веках. Возведение Спасского собора в монастыре относят к эпохе Ивана IV. Западная пристройка и новая растеска окон и дверей появились у храма в XIX веке.

Во время Гражданской войны в 1918 году в Муроме прошло белогвардейское восстание. После его подавления советское руководство закрыло храм под предлогом соучастия его настоятеля в подготовке мятежа.

Монастырь продолжил действовать как приходская церковь до занятия его территории частями НКВД в 1929 году.

В последующие шестьдесят лет в зданиях Спасо-Преображенского монастыря располагалась войсковая часть.

В 1990 году общественность города написала письмо с призывом вернуть здание монастыря церкви. Идею поддержал академик Дмитрий Лихачев. Через пять лет Спасо-Преображенский монастырь восстановили, а войсковая часть покинула его помещение.

Под руководством архимандрита Кирилла велись работы по возрождению обители и монашеской жизни. В 2004 году для восстановления помещений монастыря образовали специальный попечительский совет.

Деньги на восстановление перечисляли крупные российские корпорации.

В 2006 году в монастыре состоялось знаменательное и необычное событие – патриарх освятил меч, который был преподнесен в подарок Президенту.

История монашества имеет в России тысячелетнюю историю. Первые монастыри появились на территории Руси вскоре после Крещения. Летописи, повествуя о событиях XI столетия, упоминают действующие обители. Монастырское движение продолжает развиваться и в последующие века.

Совет

После революции большинство монастырей были упразднены. Где-то продолжили действовать церкви, где-то территория была изъята для других нужд. С начала 1990-х годов начинается процесс возвращения церкви территорий обителей.

И в их стенах снова возрождаются действующие православные монастыри России. Их число уступает количеству до 1917 года.

Большинство действующих монастырей имеют свою историю, уходящую во времена Московского государства или Российской империи.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1139442488452844232/dejstvuyuschie-pravoslavnye-monastyri-rossii-tysyacheletnyaya-traditsiya-monashestva/

10 самых известных монастырей России

Соловецкий мужской монастырь

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст.

, когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.

Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь.

С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Читайте также:  Мощи святой блаженной ксении петербургской

Свято-Введенская Оптина пустынь

Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество.

Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит. В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец».

Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями.

Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.

Новодевичий женский монастырь

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв.

В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов.

Обратите внимание

Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые).

Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста.

В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в.

у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г.

, он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г.

Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями.

Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета.

За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в.

с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован.

Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е.

Важно

в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св.

Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки.

Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г.

С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей.

Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви.

Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы.

Совет

Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского.

Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь основан в 1473 г., когда состоялось освящение Успенской церкви, выкопанной в песчаном холме преподобным Ионой (она располагалась у ручья Каменца).

За первые 500 лет своего существования обитель пережила много разных нехороших событий, и лишь при игумене Дорофее она познала период расцвета. Уже в 20-е годы XVI в. была благоустроена и расширена церковь Успения, появились другие храмы и здания разнообразного назначения.

Строительными работами заведовал государев дьяк Мисюрь Мунехин. Для устройства обители он не жалел никаких средств, поэтому после смерти и был похоронен в пещере при монастыре (ранее миряне здесь не покоились). Следующий период расцвета монастыря пришелся на годы служения в нем игумена Корнилия.

При нем обитель стала известной, как никогда ранее. Благодаря средствам богомольцев, стекавшихся на подворье потоками, некогда убогая обитель пополнялась угодьями, вотчинами и драгоценными вкладами.

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

Источник: https://putidorogi-nn.ru/samoe-samoe/693-10-samykh-izvestnykh-monastyrej-rossii

Действующие монастыри России

Действующие монастыри России – это не только культурное достояние мирового значения, но и важный институт православия, где рождается особая энергетика, основоположные учения святых чудотворцев.

В обителях старцы и монахи молятся за грешные души всего мира. Побывать в действующих монастырях России – это не просто насладиться древними храмами и иконами, каждый может прикоснуться к удивительной жизни святых и вобрать в себя каплю чудесной, монастырской энергетики.

После распада СССР многие монастыри снова возобновили свою работу, некоторые восстановлены позднее силами прихожан. Все они открыты для паломников и прихожан, в некоторых можно остаться на несколько недель в качестве волонтера, трудника и послушника.

Женские монастыри России, куда можно приехать и пожить

Во многие женские монастыри России можно приехать пожить на несколько недель и стать трудником или волонтером, то есть трудиться и молиться во имя Господа. Часто приезжают женщины и девушки, которые находятся в тяжелых жизненных ситуациях, стоят на перепутье или хотят помочь монастырю своей работой.

По отзывам многих волонтеров – это непередаваемый опыт, который остается на всю жизнь и оберегает от всех невзгод и трудностей.

Покровский монастырь

Покровский женский ставропигиальный монастырь, где находится мощи и чудотворная икона Старицы Матроны можно назвать самым известным в Москве.

Сюда приезжают паломники и прихожане со всей России, чтобы дотронуться до мощей и иконы Преподобной Матроны. Святая благоволит девушкам, поэтому сюда часто приезжают беременные девушки или те, кто не могут найти спутника жизни. Здесь можно остаться на несколько недель и поработать в монастыре.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Обитель сильно пострадала во времена СССР, многие монахини вынуждены были скрываться от властей, и жили монахинями в миру.

Именно здесь жил Преподобный чудотворец Серафим Соровский, где и хранятся его мощи. Многие прихожане рассказывают о чудесах, которые происходили с ними после преклонения к мощам и к иконе. После развала СССР монастырь был восстановлен и обрел славу исцеляющего от болезней. Паломники приезжают помолиться о здоровье, о силе веры, об исцелении от болезней.

Монастырь находится в городе Дивеево недалеко от Арзамаса.

Свято-Петропавловский женский монастырь

Обитель была создана в XIII веке, но позднее упразднена Екатериной Великой, позднее снова открыта.

Здесь работали различные мастерские: иконописные и чеканные, церковно-приходская школа и больница. В годы СССР монастырь был закрыт и возрожден лишь в 2002 году.

Монастырь находится недалеко от Хабаровска, куда ходит специальный автобус.

Крупнейшие православные монастыри России

Крупнейшие монастыри – это не просто отдельные монастыри, это целый, закрытый мир с множеством комплексов, храмов, соборов и дворов. В такие монастыри едут паломники, послушники и волонтеры со всего православного мира, чтобы помолиться о здоровье своей семьи, во Славу Божию и мира на земле.

Троице-Сергиева Лавра

Один из древнейших комплексов, который расположен в городе Сергиев-Посад, недалеко от Москвы.

Он был основан в XIV веке. Сейчас это крупный ансамбль соборов и храмов, куда может приехать любой желающий. В Лавре хранятся мощи 9 святых, среди которых Сергий Радонежский и Максим Грек.

Сейчас Лавра помимо духовной, религиозной жизни ведет социальные проекты и благотворительность. Активисты помогают людям на военной службе, находящимся в тюрьме и в сложной жизненной ситуации.

Псково-Печерский монастырь

Знаменитый мужской монастырь, жизнь которого описана в книге «Не Святые Святые».

Читайте также:  Молитва пресвятой богородице о замужестве

Древний монастырь-крепость, один из немногих обителей, который продолжил свою работу в СССР. Здесь находятся чудотворные иконы, жития и мощи Святых, в монастыре жил знаменитый Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Сюда можно приехать на экскурсию и остаться послушником и волонтером.

Помимо основных храмов на территории находятся пещеры, где жили и молились монахи. Их можно посетить по специальной записи.

Монастырь находится в Пскове.

Валаамский монастырь

Мужской монастырь находится на острове Валаам на Ладожском озере, недалеко от границы с Финляндией.

Большое подворье и комплекс из храмов и соборов ежедневно посещают тысячи людей. Здесь можно остаться в качестве послушника и волонтера, а также помолиться о здравии семьи или сходить на экскурсию.

Самые знаменитые монастыри России

Об этих обителях знает практически каждый житель России, многовековая история, чудотворные иконы и Святые-чудтворцы, служившие в монастырях сделали их бессмертными.

Оптина пустынь

Один из самых знаменитых и почитаемых монастырей в России. Сюда приезжают со всей России за помощью и советом к старцам.

Чудотворные иконы и молитва помогает обрести здоровье, веру и любовь. Добраться до монастыря можно из города Козельск, который находится в Калужской области.

Новодевичий монастырь в Москве

Большое подворье находится в Москве и имеет многовековую историю.

Именно здесь провела остаток своих дней Царевна Софья, старшая сестра Петра I. Женский монастырь можно посетить в качестве прихожанина, а также стать послушницей. Сюда часто приходят помолиться одинокие девушки в поисках помощи в обретении спутника жизни.

Александро-Свирский монастырь

Мужская обитель была основана в XV веке святым, преподобным Александром Свирским среди дремучих лесов, в месте обитания языческих племен кореллов, вепсов и чуди.

Святой славится своими религиозными подвигами, которые описаны в житие и рассказываются в храме. В храме обозначены особые места поклонения и явления святого духа Александру Свирскому.

Здесь покоятся мощи Александра Свирского, освященная копия знаменитой Туринской плащаницы, которая со временем начала мироточить. Со всех концов страны съезжаются посмотреть и помолиться на великую святыню.

Ставропигиальные монастыри России

Ставропигиальные монастыри – это те обители, которые подчиняются непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси, а также синода и неподвластны местным епархиям.

Донской мужской монастырь

Монастырь – один из старейших обителей России, он был основан в XVI веке царем всея Руси Федором Ивановичем.

Культурный и архитектурный памятник имеет многовековую историю. Его разграбляли во время нашествия французов, закрывали в период СССР, но он снова действует и принимает в храм прихожан. Монастырь находится недалеко от центра Москвы.  Здесь находится чудотворная Донская икона Божией Матери.

Адрес монастыря: Донская площадь, д. 1-3.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

Иоанн Кронштадский основал монастырь в начале XX века в честь Преподобного Иоанна Рыльского. Святой настоятель провел всю свою жизнь и нашел покой в обители монастыря. В советское время монастырь был закрыт.

Монастырь восстановлен в 90-е годы и обрел статус ставропигиального. Монахини рассказывают об удивительных чудесах и исцелениях, которые происходят в обители в последние 30 лет.

Самый древний монастырь в России

Муромский Спасо-Преображенский монастырь в городе Муром упоминается в летописях раньше других монастырей в 1096 году, дату основания приписывают к 1015 году, то есть через 25 лет после Крещения Руси.

Основанный сыном великого князя Владимира, Глебом, монастырь прошел длинный тысячелетний путь. В советское время он был закрыт, там располагалась военная часть до 1995 года. Сейчас он восстановлен и открыт для всех прихожан.

Муромский монастырь входит в золотое кольцо России и является памятником Древнерусской архитектуры ранне-христианского периода.

Самые отдаленные монастыри России

Соловецкий монастырь – один из самых древних и отдаленных обителей России, располагается на Соловецких островах в Архангельской области. Является ставропигиальным монастырем.

Здесь хранятся мощи первооснователей, Преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как памятник Древнерусского зодчества.

В советскую эпоху в монастыре была тюрьма для политических заключенных и священнослужителей.

Обратите внимание

Суровый климат делает ограниченной поездку в монастырь осенью и зимой. Удобнее всего отправляться в летнее время по морю из города Кемь.

Храмы часто основывались вдалеке от мирской жизни, наедине с суровой природой. Соловецкий и Валаамский монастыри являются труднодоступными обителями для прихожан. Помимо них далеко от поселений находится Кожеозерский Богоявленский монастырь. Он находится в Архангельской области на озере Кожеозеро.

Монастырь основан в XVI веке, здесь был игуменом Никон, будущий, знаменитый патриарх всея Руси.

Обитель приглашает паломников, сестер в послушание и волонтеров.

Монастыри России с чудотворными иконами

Высоцкий монастырь был заложен в XIV веке Сергием Радонежским.

В обители находится знаменитая чудотворная икона «Неупиваемая чаша», которая избавляет от алкоголизма. Со всех уголком страны в монастырь приезжают помолиться о здоровье близких и в поисках помощи от страшной зависимости. Высоцкий монастырь находиться в городе Ступино, недалеко от Москвы.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Обитель основана в XVI веке на берегу реки Тихвинки.

Здесь находится одна из главных святынь православной религии – чудотворная Тихвинская икона Божьей матери. Ее почитал и считал своей покровительницей Иоанн Грозный.

Икона обладает исцеляющими и ратными свойствами. По преданию она оберегает русские войска.

По преданию во время Великой Отечественной войны икону возили на самолете вокруг Москвы, защищая ее от атаки фашистов.

Пещерные монастыри России

Скальные монастыри – это особые обители, которые основывали монахи-отшельники, уходя от мирской жизни. Они вызывают восхищение и поражают своим внутренним убранством, ведь они буквально прорубались в скалах.

Троицкий Сканов монастырь

В XIX веке монахи-отшельники удалились от мирской жизни и построили в пещере небольшую часовню.

В глубину скалы проходит 2,5 км проходов до самого нижнего яруса, где располагается источник с чистой, святой водой. В советское время храм был разграблен и разобран, в результате чего многие проходы обвалились. В последние годы ведутся активные работы по восстановлению.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

Обитель была основана в VI веке в скале по исследованиям ученых.

Она пережила тяжелый период, находясь на территории крымского ханства, и подвергалась гонениям. Долгое время была в забвении, возрождена в XIX веке.

Сейчас обитель открыта для посещения, прихожане могут отправиться на экскурсию и набрать воды из святых источников.

Источник: https://1001molitva.ru/svyatye-mesta/dejstvuyushhie-monastyri-rossii.html

7 женских монастырей России

Россия славится не только разнообразием своих природных зон, но и культурными, национальными и этническими особенностями их жителей. И одна из главных объединяющих сил – это православная вера.

Ведь от Калининграда до Владивостока люди живут по одним и тем же заповедям, а многие из них даже целиком посвящают свою жизнь служению Богу.

Сегодня мы рассмотрим несколько самых древних и интересных женских обителей России.

Православная женская обитель на старинной Огневой горе у Каменного ручья, основанная еще в 1371 году иноком Адрианом, с согласия самого Дмитрия Донского.

Первые каменные строения начали возводить здесь в 1534 году, а после нашествия польско-литовских войск, перебивших всех монахов в 1609 году, была возведена неведомой красоты Успенская Дивная церковь. Здесь же в 1698 году держали бунтовавших против Петра Великого опальных стрельцов.

Также на территории прихода располагается Алексеевская церковь XVI века, полностью переложенная  в XIX-ом, и собор Иоанна Предтечи, известный своими потрясающими изразцами.

Собор Иоанна Предтечи

2. Благовещенский Киржачский монастырь

История его основания началась в 1358 году, в котором Сергий Радонежский подвизался со своей братией на киржачской земле. Иноки поставили здесь деревянную церквушку Благовещения Богородицы и несколько скромных келий.

К середине XVI века здесь подвизалось уже около сотни монахов, а владения обители вышли далеко за пределы Переславского уезда. В 1764 году она была упразднена указом Екатерины II, однако уже в 1823 году ее восстановление было инициировано императором России Александром I.

Сегодня это действующая обитель, в которой хранится множество православных реликвий, в том числе иконы Благовещение, Спас и Никола.

3. Феодоровский женский монастырь в Переславле-Залесском

Феодоровский монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича. Победа москвичей случилась 8 июня в день Феодора Стратилата. В этой битве был убит боярин Акинф, родоначальник знаменитого рода бояр Челядниных.

По рождению сына Феодора в 1557 году царь Иоанн Грозный повелел построить каменную церковь в Феодоровском монастыре Переславля-Залесского. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

В 2004 году, в день празднования 700-летия основания Феодоровского женского монастыря впервые со дня закрытия монастыря в 1923 году было проведено Праздничное Богослужение.

Важно

Божественную Литургию совершали   архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, архиепископ Курский и другие при стечении огромного количества православных верующих.

Был совершен большой Крестный Ход по улицам города Переславля.

В 2006 году исполнять обязанности настоятельницы монастыря стала монахиня Варвара (Чекоткова). С ее назначением в обители отмечаются большие изменения. Сейчас в монастыре  живет  20 сестер.

В Введенском храме совершаются ежедневные богослужения, написан новый иконостас, отреставрирован храм Казанской иконы Матери Божией, восстановлена часовня с колодцем.

Сестры несут послушания в церкви, поют на клиросе, читают неусыпаемую Псалтирь, пекут просфоры,  трудятся по благоустройству территории, шьют, занимаются рукоделием. Имеется подсобное хозяйство и огороды, где все делается руками сестер.

4. Богоявленский Авраамиев монастырь

Старинная православная женская обитель, основание которой датируется еще концом далекого XI века.

На месте, где до того находилось языческое капище Велеса, Авраамий Ростовский поставил деревянную церковь и основал мужской приход, и лишь к концу XVII века все постройки были переложены в камне и окружены стеной.

Когда-то в чуд­ном ви­де­нии пред­стал пе­ред Ав­ра­ами­ем свя­той апо­стол Иоанн Бо­го­слов и дал ему жезл, увен­чан­ный кре­стом, ко­то­рым пре­по­доб­ный со­кру­шил идо­ла. На ме­сте идоль­ско­го ка­пи­ща свя­той Ав­ра­мий ос­но­вал оби­тель в честь Бо­го­яв­ле­ния и стал ее на­сто­я­те­лем. В па­мять яв­ле­ния пре­по­доб­ный воз­двиг храм во имя апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва.

В период советской власти обитель передали под жилые помещения, а каменную крепостную стену попросту разобрали. С 2004 года эта обитель России возрождена как женская.

5. Николаевский Арзамасский женский монастырь

В конце XVI века на центральной площади основанного Иваном Грозным города Арзамаса поставили храм имени Николая, Мерликийского чудотворца.

Весьма скоро при нем было решено образовать женскую общину, ради чего игумен Сергий даже пожертвовал в этот храм большую резную икону Святителя, которая была знаменита своими целебными свойствами. Храм дважды выгорал, и лишь в 1738 году был перестроен в камне.

До прихода советской власти обитель была знаменита своими рукодельницами, заказы к которым на вязаную обувь приходили со всей России. С 1928 по 1994 год кельи с храмы стояли в запустении, после чего вернулись к Церкви и были восстановлены.

Читайте также:  Спасо-преображенский собор в нижнем новгороде

6. Николаевский Клобуков женский монастырь

Эта православная обитель изначально закладывалась как мужская, и свой женский статус обрела лишь после возрождения в конце XX века.

Сведения о ее существовании были найдены в источниках еще XIV века, а с 1420 года там подвизался Макарий Калязинский, над собственноручно выстроенной кельей которого в начале ХХ века была выстроена кирпичная часовня.

7. Петропавловский женский монастырь

Основание этой женской обители России приписывают Олегу Брянскому в 1275 году, тем более что в храме до сих пор бережно хранятся частички мощей этого богобоязненного князя.

Как и многие другие, был упразднен указом Екатерины Великой, однако восстановлен как община по просьбам меценатов. На их же деньги в приходе были построены соборный и надвратный храмы, организована богадельня и довольно богатое хозяйство, с садом и скотным двором.  Там же работали чеканная и иконописная мастерские, рукодельня, больница и церковная школа.

В советские годы здания обители пустовали, и возродился приход лишь в 2002 году.

Совет

В 2004 году был закончен храм во имя святых апостолов Петра и Павла, построенный по образцу одной из новгородских церквей XII века и имеющий высоту 28 метров.

Ныне в монастыре живут монахини. Огород и домашний скот при монастыре обеспечивает их практически всем необходимым. Дважды в день, утром и вечером, монахини совершают крестный ход вокруг монастырского храма.

Источник: https://nikeabooks.ru/blog/7-zhenskikh-monastyrey-rossii/

Монастырь, монашество

Что такое монастырь? Какие типы монастырей бывают? Как происходит подготовка к монашескому постригу?

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Управление монастырем

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы.

Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами.

В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Подготовка к монашеству

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря.

На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители.

Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника.

Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений.

В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество.

При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры.

Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях.

Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха.

Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

Обратите внимание

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять.

Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников.

В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

Фильмы о монастырях:

Монастырь. Фильм митрополита Илариона

Мир православия. Монашество – путь к Богу

Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Печерская обитель

Монах. Фильм Аркадия Мамонтова

Иноческий постриг – начало пути монаха

Источник: https://www.pravmir.ru/monastyir-monashestvo/

Ссылка на основную публикацию