Великий понедельник страстной седмицы – 22 апреля 2019 года

Богослужебные указания за 22 апреля 2019 года: Страстная седмица. Великий Понедельник. / Патриархия.ru

Страстна́я седмица. Великий Понедельник.

Мч. Евпси́хия.

Литургия Преждеосвященных Даров.

На вечерне – кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 8-й (те же, что пелись на стиховне великой вечерни в Неделю ваий) – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Ра́дуйся и весели́ся…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «На Херуви́мех Носи́мый…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8-й: «Се ны́не благослови́те Го́спода…» (со стихом). Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры самогласны Триоди, глас 2-й, глас 3-й и глас 7-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 2-й: «От ве́твий и ва́ий…», «И ныне» – Триоди, глас 3-й: «Стра́шно е́же впа́сти в ру́це Бо́га Жи́ва…».

«Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите о нас, святии апостоли…» (поклон)12. Затем – «Под Твое благоутробие…» (без поклона).

Обратите внимание

Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю́…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» (с тремя поклонами).

После третьего поклона – «Слава Тебе, Христе Боже…» и отпуст: «Гряды́й Госпо́дь на во́льную Страсть, на́шего ра́ди спасе́ния, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, я́ко Благ и Человеколю́бец» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».

Повечерие малое с пением трипеснца прп. Андрея Критского из Триоди (1-я, 8-я и 9-я песни). Ирмосы по дважды, тропари – сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни опять тот же ирмос (на катавасию).

По 1-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 4-й: «Смоко́вницы осужде́ние…».

Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви…».

По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – вместо обычных тропарей и кондаков – кондак Триоди, глас 8-й: «Иа́ков рыда́ше…» (см.

на утрене Великого Понедельника), «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время…» и далее по великопостному чину с молитвой прп. Ефрема Сирина (16 поклонов).

Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…» (а не «Грядый Господь на вольную Страсть…»), и прощение от священника по обычаю. Ектения: «Помо́лимся…».

Утреня. Начало обычное. По великой ектении – «Аллилуия», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет…»), и поем «велегла́сно» тропарь, глас тот же: «Се Жени́х гряде́т в полу́нощи…». «Слава» – тот же тропарь, «И ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. Малых ектений нет. Седальны Триоди (по дважды).

Примечание.

В Страстную седмицу Псалтирь прочитывается полностью только один раз: в первые три дня (Понедельник, Вторник и Среду) на утрене – по три кафизмы, на часах (3-м и 6-м) – по одной на каждом, на 1-м и 9-м часах кафизм не бывает. На вечернях стихословится 18-я кафизма. В Великую Субботу на утрене поется 17-я кафизма (Непорочны) с похвала́ми (см. Постную Триодь, ч. 2, л. 395).

«И о сподо́битися нам…». Иерей отверзает царские врата и читает Евангелие в алтаре (у престола) – Мф., зач. 84 (конец – в зачале 88: «И дастся язы́ку, творя́щему плоды́ его…»). После окончания Евангелия царские врата затворяются.

Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), возглас: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».

Важно

Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. Библейские песни не стихословятся в течение Страстной и Светлой седмиц. К тропарям припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Этот припев – во всю Страстную седмицу.) После каждой песни на катавасию – ирмос трипеснца (оба лика вместе).

По 1-й песни – малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 8-й: «Иа́ков рыда́ше…», и икос, глас тот же: «На рыда́ние ны́не приложи́м рыда́ние…». Поется ирмос 8-й песни: «Устраши́ся отроко́в…».

На 9-й песни – каждение («Честнейшую» не поем).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят…». Ексапостиларий Триоди: «Черто́г Твой…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

Примечание.

«Свети́лен самогла́сен, глаго́лется три́жды [ко́сно и со сладкопе́нием – ср.: Триодь Постная]: Черто́г Твой ви́жду… Пое́тся же пе́рвее посреде́ це́ркве канона́рхом еди́ножды. Та́же Сла́ва, на кли́рос; И ны́не, на други́й. И та́ко глаго́лем во всю седми́цу» (Типикон, гл. 49, «Во Святы́й и Вели́кий Понеде́льник на у́трени»).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех самогласны Триоди, глас 1-й и глас 5-й – 4 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Го́споди, гряды́й к страда́нию…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие.

Стихиры на стиховне Триоди, глас 5-й и глас 8-й (с обычными дневными припевами, см. Часослов). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Втору́ю Е́ву…».

«Благо есть…» (дважды). Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…».

По возгласе – глаголется тропарь Часослова: «В храме стоя́ще славы Твоея…»; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей пред царскими вратами: «Сый благослове́н…».

Молитва: «Небесный Царю́…». Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

1-й час по великопостному чину. Кафизмы нет. Тропарь часа: «Зау́тра услы́ши…» (со стихами). По «Отче наш» – кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше…». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…» (святые храма и дня не поминаются).

Часы, изобразительны и вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

Примечание.

«При часе́ 3-м дне, ударя́ет параекклисиа́рх в би́ло, я́коже есть обы́чай, и собра́вшеся в це́рковь, пое́м 3-й час… И пое́м час 6-й… Вку́пе же пое́м и 9-й час без кафи́змы… И пое́м Блаже́нны: Во Ца́рствии Твое́м: по обы́чаю… Присовокупля́ем же и вече́рню» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени»).

Совет

Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются по великопостному чину с великопостными тропарями и поклонами. На 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я, паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю); на 9-м часе кафизмы нет. На часах и изобразительных по «Отче наш» – кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше…».

Особенности часов

в первые три дня Страстно́й седмицы

В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие. Перед чтением 3-го часа посреди церкви поставляется украшенный аналой, отверзаются царские врата, и иерей, в преднесении свечи и кадила, выносит на середину храма Евангелие. (Иерей должен быть облачен в епитрахиль и фелонь.

) Положив Евангелие на аналой, за которым ставится возжженный светильник, иерей произносит возглас на начало часов. Затем священник с диаконом кадит окрест Евангелия, потом алтарь, иконостас, настоятеля, лики, молящихся и весь храм. Во время чтения псалмов 6-го часа совершается малое каждение, т. е. кадится Евангелие (окрест), иконостас, настоятель, лики и народ (с амвона).

На 9-м часе совершается полное каждение храма, как и на 3-м часе.

Примечание.

«И а́бие укра́шену анало́гию, положа́т на нем верху́ свято́е Четвероева́нгелие, и двема́ лампа́дома возжже́ннома. Всем же стоя́щим открове́нными глава́ми. Свяще́нник же кади́т храм весь, и бра́тию. А на 6-м часе́ кади́т то́кмо Ева́нгелие. На 9-м же часе́ Ева́нгелие кади́т, и храм весь, и бра́тию.

И та́ко чтет Ева́нгелие» (Триодь Постная, «Во Святый и Великий Понедельник…»).

Вынесенное Евангелие остается на середине храма на время чтения всех часов, иерей стоит перед ним и здесь же по обычаю произносит тропари часов и молитву прп. Ефрема Сирина с поклонами.

Евангельские чтения начинаются на 3-м и 9-м часах после Богородична часа, а на 6-м – после паримии Триоди и 2-го прокимна Триоди. Всех евангельских чтений – 9. Евангелие от Матфея читается в два приема, т. е. на 3-м и 6-м часах в понедельник.

Евангелие от Марка также в два приема – в понедельник на 9-м часе и во вторник на 3-м. Евангелие от Луки читается в три приема, т. е. во вторник на 6-м и 9-м часах и в среду на 3-м.

Евангелие от Иоанна читается не полностью, а до 1-го Евангелия Страстей («Ны́не просла́вися Сын Челове́ческий…») – первое чтение в среду на 6-м часе и второе на 9-м.

Перед первым чтением евангелиста диакон произносит возглас: «И о сподо́битися нам слы́шанию святаго Евангелия…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем».

Иерей читает Евангелие, в конце певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Перед вторым или третьим чтением того же евангелиста возглас: «И о сподо́битися нам слышанию святаго Евангелия…» не произносится, но только: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Перед чтением нового евангелиста означенные молитвословия повторяются, т. е.

со слов: «И о сподо́битися нам…», и далее порядок тот же.

Обратите внимание

После чтения Евангелия на 9-м часе иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата и завеса закрываются.

По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки – на три (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени», 2-е «зри»). В соответствии с этим указанием они могут быть разделены, например, так:

Понедельник

На 3-м часе – Мф., зач. 1–66 (1, 1 – 16, 12).

На 6-м часе – Мф., зач. 67–116 (16, 13 – 28, 20).

На 9-м часе – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16).

Вторник

На 3-м часе – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20).

На 6-м часе – Лк., зач. 1–38 (1, 1 – 8, 39).

На 9-м часе – Лк., зач. 39–82 (8, 40 – 16, 18).

Среда

На 3-м часе – Лк., зач. 83–114 (16, 19 – 24, 53).

На 6-м часе – Ин., зач. 1–26 (1, 1 – 7, 36).

На 9-м часе – Ин., зач. 27–46 (7, 37 – 13, 32).

Если Евангелия первых трех евангелистов прочитаны ранее13, то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать приблизительно в таком порядке:

Понедельник

На 3-м часе – Ин., зач. 1–7 (1, 1 – 2, 25).

На 6-м часе – Ин., зач. 8–12 (3, 1 – 4, 46).

На 9-м часе – Ин., зач. 13–18 (4, 47 – 6, 13).

Вторник

На 3-м часе – Ин., зач. 19–25 (6, 14 – 7, 13).

На 6-м часе – Ин., зач. 26–30 (7, 14 – 8, 30).

На 9-м часе – Ин., зач. 31–34 (8, 31 – 9, 38).

Среда

На 3-м часе – Ин., зач. 35–38 (9, 39 – 10, 42).

На 6-м часе – Ин., зач. 39–41 (11, 1 – 12, 18).

На 9-м часе – Ин., зач. 42–46 (12, 19 – 13, 32).

Изобразительны совершаются по великопостному чину. После «Отче наш» – кондак Триоди: «Иа́ков рыда́ше…». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…». Святые храма и дня на отпусте не поминаются. (Изобразительны в Понедельник и Вторник Страстной седмицы могут завершаться и обычным малым отпустом.)

Читайте также:  Православная церковь о гомосексуализме: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров по обычному чину.

Кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 5-й и глас 8-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) – 10 (первые четыре стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Втору́ю Е́ву…».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю. 1-й прокимен, глас 6-й: «Благослови́т тя Госпо́дь от Сио́на, и у́зриши блага́я Иерусали́ма», стих: «Блаже́ни вси боя́щиися Го́спода, ходя́щии в путе́х Его́»; 2-й прокимен, глас 6-й: «Благослови́хом вы во имя Госпо́дне», стих: «Мно́жицею бра́шася со мно́ю от ю́ности моея́».

По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) диакон исходит с Евангелием через царские врата на амвон. Диакон (или иерей): «Премудрость, про́сти, услышим…» и т. д.

(если нет диакона, священник читает Евангелие у престола). Евангелие – Мф., зач. 98. Ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…» (святые храма и дня на отпусте не поминаются).

Примечание.

«На трапе́зе же яди́м сухояде́ние, и сим удовля́емся. И я́коже в 1-ю седми́цу свята́го сего́ поста́, си́це и в сия́ дни: в Вели́кий Понеде́льник, во Вто́рник и в Сре́ду пости́тися подоба́ет» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 2-е «зри»). «Ве́дати бо подоба́ет, я́ко и Шесты́й Вели́кий Собо́р повеле́ спаси́тельныя Стра́сти дни в посте́ и моли́тве и умиле́нии се́рдца сотворя́ти ве́рным.

В полу́нощи же Вели́кия Суббо́ты оставля́ти пост, боже́ственным евангели́стом, Матфе́ю и Луце́, о́вому у́бо по́зде в суббо́ту глаго́ланием, о́вому же у́тром глубо́ким ме́длемое на́м но́щи напису́ющим» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 3-е «зри»).

Великое повечерие (в понедельник вечером) с тропарями обычными.

Важно

По «Слава в вышних Богу…» – трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 2-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия – ирмос трипеснца. (2-я песнь имеет два ирмоса, на катавасию поется второй ирмос.)14

По 2-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 2-й: «Милосе́рдием дви́жимь, Христе́…».

Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви…».

По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе́, конца́ помы́сливши…» (см. на утрене Великого Вторника).

После кондака – «Господи Сил, с нами бу́ди…» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве…» (по обычаю), и чин прощения. Ектения: «Помо́лимся…».

12 Песнопения «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите о нас, святии апостоли…» и «Под Твое благоутробие…» вечером во все Недели святой Четыредесятницы и в Неделю ваий поются «со сладкопением», а в дни Страстной седмицы – «поско́ру глаго́лются» (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю ваий вечера», 1-е «зри»).

13 См. об этом 5 марта, в понедельник 2-й седмицы Великого поста.

14 Ср. с пением 3-й песни Великого канона на утрене четверга 5-й седмицы поста. См. также: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 90–91.

← предыдущий день   следующий день →

Источник: http://www.patriarchia.ru/bu/2019-04-22/

Что можно есть на второй неделе Великого поста 2019 года

55SHARESShareVkTweetOdnoklassniki

Сегодня, 18 марта, начинается вторая неделя Великого поста 2019 года. Для начинающих постящихся составили примерное меню, что можно есть в эти дни. Стоит помнить, что пост этот самый строгий, но диетой не является. Он несет совершенно иной, сакральный смысл.

Язычники времен раннего христианства перед крещением постились 40 дней. Христиане постились только в течение недели на Страстную Седмицу. Ныне к ней прибавилась Святая Четыредесятница, и первые 40 дней символизируют голодание Иисуса Христа в Пустые, оставшиеся 8 дней — последние дни его жизни.

Какие продукты можно есть на второй неделе Великого поста в 2019 году

Великий пост — это возможность побороть свои греховные страсти, привести в порядок мысли, очистить ум от всего негативного, облегчить душу, попросив прощения с близких, подготовиться к Пасхе. Каждый постный день нужно молиться, ходить на богослужения.

Нельзя участвовать в увеселительных мероприятиях, развлекательных программах, устраивать свадьбы, шумные застолья. Запрещено употреблять спиртные напитки, сплетничать, обижаться, осуждать кого-то, обсуждать кого-либо. Необходимо делать добрые дела, оказывать помощь всем нуждающимся.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Подмосковье автобус «поджарил» пассажиров

11 марта началась Святая Четыредесятница, которая будет длиться до 21 апреля включительно. Первая ее неделя оказалась самой строгой. Начиная со второй недели и до 22 апреля питание должно быть следующим:

  1. по понедельникам, средам и пятницам — еда, не прошедшая термальную обработку, не заправленная растительным маслом;
  2. по вторникам и четвергам — вареная пища, не заправленная растительным маслом;
  3. в выходные дни — вареная пища с маслом, и бокал (100 мл максимум) вина.

Питание по числам:

  1. 11 марта и 26 апреля — ничего не едим;
  2. 12 — 15, 18, 20, 22, 25, 27, 29 марта, 1, 3, 5, 8, 10, 12, 15, 17, 19, 22 — 25, 27 апреля — ежедневный рацион состоит из хлеба, воды, зелени, сырых, сушеных, моченых овощей и фруктов;
  3. 19, 21, 26, 28 марта, 2, 4, 9, 11, 16, 18 апреля — можно печеную и вареную горячую пищу, но без растительного масла;
  4. 16, 17, 23, 24, 30, 31 марта, 6, 13, 14 апреля — можно печеную и вареную горячую растительную пищу с растительным маслом;
  5. 7, 20, 21 апреля — можно горячую растительную пищу с маслом, рыбу, икру, морские продукты.

Овощей в постное меню можно включить предостаточно, как и яблок, цитрусовых, бобовых, орехов, сухофруктов. Нельзя мясо и изделия из него, яйца. Часто готовят салаты с картофелем, разными овощами, зеленью, отваривают рис, гречку. Можно приготовить постные голубцы, фаршированный перчик. Супы могут быть абсолютно любыми.

На второй неделе Великого поста меню может быть следующим:

18 марта, ПН:

утро — немного фруктов, орехов, меда и чашка чая день — салат (свекла, морковка, перец, капуста)

вечер — картофельно-грибные вареники

19 марта, ВТ:

утро — гречка, мед день — рассольник с перловой кашей, картофель

вечер — отбивные с грибами, капустой

20 марта, СР:

утро — мюсли день — гречка с овощами

вечер — рулет: лаваш, в который завернута овощная начинка

21 марта, ЧТ:

утро — фруктовый салат (яблоки, вишни, орехи) день — солянка с грибами

вечер — легкий салат (помидоры с чесноком и сухариками)

22 марта, ПТ:

утро — овощной салат, хлеб день — суп из чечевицы

вечер — перец, баклажаны

23 марта, СБ:

утро — драники день — гороховый суп

вечер — плов

24 марта, ВС:

утро — оладушки день — борщ

вечер — ризотто

Источник: http://androha.ru/novosti/chto-mojno-est-na-vtoroi-nedele-velikogo-posta-2019-goda.html

Великий Понедельник Страстной Седмицы — 22 апреля 2019 года

Великий понедельник Страстной седмицы вводит православных христиан во времена Иисуса, предлагает вспомнить все, что связано с событиями этого дня более 2000 лет тому назад. На протяжении Страстной недели следует по-особому сконцентрировать свое внимание на Спасителе, Его посланиях.

Иисус открывается миру

На Богослужениях Великого понедельника во всех храмах вспоминаются истории со смоковницей, про злых виноградарей и о прародителе Иосифе, в котором четко виден прообраз Христа. Через все послания Великого понедельника проходит рассуждение о Суде Божьем.

Притчи Иисуса Христа

Через Свои сакральные послания Учитель раскрывает понятия лжеправедности. Христос подчеркивает, что в Царство Небесное войдет только истинное и обновленное. Каждый из православных христиан должен постоянно пребывать в раздумье: кто я, чей я и кому служу.

Страстной понедельник — время благочестивых и усердных прошений и воззваний к Всевышнему через призму воспроизведения событий того дня.

Начиная со Страстного понедельника, Церковь подготавливает православных верующих к событиям Крестных страданий Спасителя.

Первые дни страстной седмицы

Совет

В 12 главе Евангелия от Иоанна рассказывается о встрече Учителя с эллинами, представителями греческого народа. Они остались после воскресного праздника, въезда Спасителя в Иерусалим под восторженные крики евреев, и захотели с Ним поговорить.

Услышав об этом от апостолов Андрея и Филиппа, Учитель сказал, что через познание Его другими народами прославится Сын Божий. В разговоре с греками Христос оставляет Свои наставления в аллегорической форме:

  • если человек не преобразуется в образ Отца, не умрет для греха, как зерно, брошенное в землю, тогда не сможет принести дар Творцу;
  • любящий душевное состояние свое погибнет, а положивший все перед престолом благодати, спасется;
  • всех последующих за Ним людей Спаситель называет Своими слугами, которых в Царстве Небесном почтит Бог Отец.

В беседе с эллинами Иисус подчеркнул, что знает Свой час, и не будет просить Всевышнего об отмене тех страданий, которые ждали Искупителя впереди, ибо для этого Он послан на землю.

Иисус и греческие учителя

В Великий понедельник Бог Отец подтвердил божественность Иисуса, послав в громе Свое послание. (Иоан. 12:28)

Эллинам Христос открыл видение о Своей смерти, будущем воскрешении и вознесении, сказав, что Он на малое время послан на землю в человеческом облике.

Берегитесь духовного бесплодия

В Иерусалиме евреи во всех местах обговаривали торжественный въезд Учителя в город, а Иисус уже готовился к последним Своим дням на земле. Проведя ночь в Вифании, Спаситель, возвращаясь в Иерусалим, взалкал и хотел взять плод со смоковницы, однако, инжировое дерево оказалось бесплодным. (Мат.21:19)

Притча о засохшей смоковнице

Ярко-зеленое дерево, густое укрытое листвой, так манило своей красотой, но оказалось пустым.Иисус проклял дерево, не найдя на нем плодов. Смоковница мгновенно засохла.

Совет! Православным христианам следует внимательно перечитать каждого слово 21 главы Евангелия от Матвея, чтобы, когда придет время дать ответ за свои плоды, не оказаться на месте смоковницы.

О Священном Писании:

Современные книжники и лицемеры, надевшие на себя облик благочестия, как листья смоковницы, внутри оказываются пустыми, не имеющими основного плода, любви Христовой. Никто не знает времени своего ухода из земного существования, поэтому каждый верующий должен быть готов в любое мгновение предстать перед Всевышним.

Смоковница, как прообраз Божественного расположения, в Ветхом Завете выступает, как виноградник Творца. В течение трех лет смоковница не давала плода, столько же времени Иисус проповедовал Израилю о спасении.

Христос ждал от смоковницы плод, как от еврейского народа признание Миссии, о приходе которого говорит Ветхий Завет в своих пророчествах. Неверные христиане не были сожжены, как Содом и Гоморра, не превратились в соляные столбы, как жена Лота, но получили предупреждение через засохшую смоковницу.

Густопокрытое листвой инжирное дерево манило путников своей зеленью, но не могло утолить их голод. Так и пышные богослужения, демонстративная праведность, строгое соблюдение постов привлекают неверующих людей, но приходя к современным книжникам и фарисеям, они уходят голодными, так и не вкусив плода Божественной любви.

Важно! Засохшая смоковница, как признак бесплодия, — предупреждение каждому поколению христиан, которое действенно и в современном мире.

Не уподобляйтесь злым виноградарям

Продолжает тему неповиновения и бесплодия перед Творцом притча о злых виноградарях.

Хозяин оставил свой виноградник слугам, как Бог даровал землю еврейскому народу. Пришло время, хозяин решил получить урожай, но возомнившие себя хозяевами рабы убили не только посланников, но и сына владельца виноградника.

Притча о злых виноградарях

Некогда еврейский народ, а теперь и некоторые верующие, как те виноградари, не боятся Бога, порой поклоняются языческим идолам, чтут их традиции. Каждый человек может найти в себе ростки тех виноградарей, когда пытается строить жизнь без Спасителя, оставляя свой дом пустым. (Мат.23:38)

Каждый грех христиан — духовное убийство и распятие Иисуса, об этом напоминается на молитве в Великий понедельник.

О грехах в православии:

  • О грехе злословия
  • Грех лени
  • Грех гнева

Иосиф Прекрасный — ветхозаветный прообраз Иисуса

Чистый, богобоязненный и верный своей семье Иосиф перенес множество страданий, прежде чем войти на престол и спасти своих сородичей, которые много лет назад его продали в рабство. Бог не на мгновение не оставлял Иосифа наедине с проблемами. Как Иосиф был предан своими братьями, так Иисуса предал еврейский народ.

Принц Египта сумел простить свою семью и спас ее от голода.

Христос, изувеченный палачами и распятый на кресте, не только простил Своих обидчиков, но и даровал спасение всем, кто примет Его, как Бога — Сына, Одного из Святой Троицы. (Иоан. 8:51)

Особенности богословия Великого понедельника

Служба в храме в этот день начинается с чтения тропаря.

Аналой стоит в середине церкви, священник, вышедший в окружении свещеносцев, выносит Евангелие, которое читает на протяжении всего поста и каждый день Страстной недели.

Отличительными чтениями этого дня является чтение пророка Иезекииля вместо посланий Исайи, который имел откровения, находясь в Вавилонском плену. Пророку Иезекиилю Всевышний открылся в сиянии Своей славы и показал в огне прекрасных ангелов.

На Вечерне читается книга «Исход» из Ветхого Завета, как символ выхода из рабства греха современных христиан. Притчи Соломоновы сменяет книга многострадального Иова, еще одного прообраза Христа.

Обратите внимание

Литургия первого дня Страстной недели делает упор на суд Божий, знамения последних дней и опасности быть обольщенными обманщиками, которые приходят под ликом Христа.

Читайте также:  Александро-невский кафедральный собор в петрозаводске

После воспоминаний о засохшей смоковнице, злых виноградарях и прекрасном принце египетском Иосифе, начинается чтение Библии.

Иосиф с братьями

Особенности великого понедельника в повседневной жизни

При приближении Светлого Воскресения Иисуса христиане готовят как свои души, так и жилища. В плане поста соблюдается сухоядение. Обладающие силой любви и имеющие на это здоровье в страстной понедельник употребляют только хлеб и воду. Усиливается чтение покаянных молитв для духовного очищения.

С понедельника каждая хозяйка приступает к наведению порядка в доме, вычищая каждый уголок. До недавнего времени в каждом доме белилась кухня, мылись окна и стирались оконные шторы и тюль.

Тщательно перебирается посуда, все надколотые, треснутые вещи выбрасываются. У чистого душой человека все и в доме должно быть очищено.

Важно! В Страстную неделю раздоры, крик, гнев, сквернословие и даже нечистые помыслы находятся под особым запретом.

В Великий понедельник начинается чин мироварения. Благовонные смолы, растительные масла и душистые травы варятся в течение трех дней, в это время читается круглосуточная молитва.

Начало Страстной Недели. Великий понедельник

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/velikij-ponedelnik-v-pravoslavii.html

Календарь Великого поста – 2019

Календарь Великого поста 2019 года: когда начинается и заканчивается Великий пост, чему посвящены воскресные дни поста и каждый день Страстной недели.

В 2019 году Великий пост начался 11 марта – начинается за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы – сорока дней – и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой.

Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей – 48 дней.

27 апреля Великий пост завершится, утро 28 апреля мы встретим словами «Христос Воскресе!».

Что важно знать о Великом посте?

Великий пост — важнейший и самый древний из четырех многодневных постов церковного года. Некоторые источники уже в V веке сообщали, что сорокадневный пост перед Пасхой — Апостольское установление.

Даты начала и окончания Великого поста передвижные, поскольку он приурочен к Пасхе, переходящему празднику.

Пост — время лечения души. Главный смысл поста заключается в отказе не столько от увеселений или мясных котлет, сколько от раздражения, зависти, тщеславия и других грехов. Этот период перед Пасхой иногда называют «весной души», потому что в дни поста мы можем сделать себя лучше и чище.

В первые четыре дня Великого поста и в среду вечером на пятой неделе за вечерним богослужением читается удивительный по красоте и глубине Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Важно

По традиции со второй недели Великого поста в храмах совершается таинство Елеосвящения, или Соборования, в котором при помазании частей тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные (Иак 5:14-15).

Как правильно поститься?

Воздержание в гастрономическом пла­не предполагает полный отказ от мясных и молочных продуктов, яиц и рыбы. В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу предписывается полностью воздерживаться от пищи. Послабление поста разрешается беременным и больным. Меру своего поста лучше всего определить, посоветовавшись со священником.

Если вы нарушили пост, нужно принести покаяние на исповеди, но главное — не отступать и продолжать поститься в ожидании радости Пасхи.

Пост не пойдет вам на пользу, если вы не будете ограждать себя  от гнева, сквернословия и прочих дурных страстей.

И, конечно, особенно важно для верующего человека исповедоваться и причащаться в течении поста.

Скачать календарь питания

Стихира первого дня поста

«Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный».

Перевод: «Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост — от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!»

Календарь Великого поста

Скачать календарь Великого поста

Время Великого поста

Великий пост состоит из двух неравных частей. Одна из них — святая Четыредесятница — называется так, потому что длится ровно сорок дней в память о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Заканчивается пост святой Четыредесятницы в пятницу перед Вербным воскресеньем.

В этот день в одном из церковных песнопений поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче» — то есть мы переходим ко второй части Великого поста — Страстной седмице.

Совет

По окончании святой Четыредесятницы в субботу Церковь воспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. В воскресенье Православная церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Два этих праздника служат переходом от первой части Великого поста ко второй.

С понедельника начинается Страстная седмица — неделя, когда Церковь проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа.

Святая Четыредесятница

В православном календаре словом «неделя» обозначается воскресный день, а словом «седмица» — неделя в современном понимании.

11 марта: Чистый понедельник, начало поста. В первые четыре дня поста по вечерам в храме читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского.

16 марта: вмч. Феодора Тирона. Накануне вечером служба великомученику и раздача колива.

17 марта: Неделя Торжества Православия. Чин Торжества Православия.

23 марта: Родительская суббота. Поминовение усопших.

24 марта: Неделя свт. Григория Паламы.

30 марта: Родительская суббота. Поминовение усопших.

31 марта: Неделя Крестопоклонная. Накануне вечером поклонение Кресту Господню.

7 апреля: Благовещение.

7 апреля: Неделя прп. Иоанна Лествичника.

13 апреля: Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы.

14 апреля: Неделя прп. Марии Египетской.

20 апреля: Лазарева суббота.

21 апреля: Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

Страстная седмица

22–27 апреля: Страстная седмица. Воспоминание последних дней земной жизни Спасителя.

24 апреля: Великая Среда. Воспоминание предательства Иуды.

25 апреля: Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери, страшной ночи в Гефсиманском саду, часа суда и предания Христа на смертные муки.

26 апреля: Великая Пятница. Воспоминание Распятия Иисуса Христа.

27 апреля: Великая Суббота. Воспоминания сошествия Спасителя в ад, где Он попрал Он силу дьявола и возвестил о победе над смертью.

Пасха

28 апреля:  Светлое Христово Воскресение. Пасха!

Использован материал сайта: foma.ru

Источник: http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/news/2019/03/18/20445/

Великий пост 2019. Питание по дням, постное меню, что можно и что нельзя есть

С 11 марта, сразу после Масленицы, начинается Великий пост. Он отличается особой строгостью. Мы подготовили информацию о том, что можно и что нельзя есть, какой должен быть пост по дням, постное меню и, конечно, какой духовный смысл воздержания.

Духовный смысл поста

Во времена раннего христианства 40 дней постились язычники перед тем, как принять Крещение. Это были взрослые люди и период поста им давался, чтобы серьезно встряхнуть душу и принять решение.

А сами христиане постились неделю — на Страстную Седмицу. Теперь же предпасхальный пост состоит из Святой Четыредесятницы и Страстной Седмицы, то есть длится 48 дней.

Первые 40 дней символизируют путешествие Христа по пустыне, следующие 8 — последние дни его жизни.

Цель поста — борьба с греховными страстями, смирение, успокоение ума и тела, подготовка к Пасхе.

Для этого верующие прекращают посещать развлекательные мероприятия, отказываются от алкоголя, молятся, посещают церковь, стараются больше времени проводить в тишине, отказавшись от пустых разговоров, сплетен, обид.

Делают добрые дела, помогают ближним. При этом священники отмечают, что всегда важно помнить конечную цель — приближение к Богу и покаяние.

Существует мнение, что во время поста, выявляется истинная сущность человека. У одних воздержание пробуждает высшие силы духа, у вторых вызывает лишь усталость и раздражительность.

Обратите внимание

Чтобы облегчить воздержание, важно помнить, для чего вы поститесь. А также не усердствовать и, если, например, вы совсем не можете жить без мяса или молока, включите их в рацион, но в меньших, чем обычно объемах.

Ведь пост — это не наказание.

Питание по дням

Во время Великого поста существуют свои традиции питания по дням недели. При этом священники отмечают, что они формировались в разных обителях для монахов, которые привыкли к духовным подвигам, поэтому мирским можно немного отойти от строгих норм. Ведь пост нужно соблюдать, но обязательно по силам и прислушиваясь к своему здоровью.

Святая Четыредесятница: 11 марта — 21 апреля

Первая неделя поста в этом году выпадает на 11-17 марта. Это самый строгий период.

Далее, и до Страстной недели, которая начинается с 22 апреля, постящиеся придерживаются следующего режима питания:

Понедельник, среда, пятница: пища без термальной обработки без масла.

Вторник, четверг: вареная растительная пища без масла.

Суббота, воскресенье: допускается использование масла, вареной пищи, немного вина (до 100 мл).

Рыбу в меню включают два раза: 7 апреля на Благовещение и на Вербное воскресенье 21 апреля.

Страстная седмица: 22-27 апреля

Первые три дня употребляют неприготовленную сырую еду без масла. В реальности же верующие в основном питаются варенными овощами без масла.

В четверг, 25 апреля, разрешается заправлять постную пищу маслом.

В Страстную пятницу, 26 апреля, не едят до вечера, до вечерней службы в церкви.

В субботу, 27 апреля, разрешается заправлять блюда растительным маслом.

Источник: http://sanews.com.ua/velikiy-post-2019-pitanie-po-dnyam-postnoe-menyu-chto-mozhno-i-chto-nelzya-est/2019/03/18/

Великий Понедельник (Начало страстной недели) у православных христиан

Великий Понедельник — понедельник Страстной недели Великого поста. Страстная неделя посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению.

По величию и важности совершавшихся событий каждый день Страстной седмицы именуется святым и великим. Эти освященные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения через страдания и смерть Спасителя.

Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь готовит верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и о талантах. В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима). В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В четверг Страстной седмицы воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

Читайте также:  Чудесная помощь и исцеления блаженной матроны московской

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа.

Важно

На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице.

Вечером этого дня принято заводить опару для обрядовых пасхальных куличей. Печь пасхальные куличи следует в субботу, и красить яйца тоже – считается, что пятничные куличи и яйца портятся быстро, а субботние хранятся долго.

В Великую субботу Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни, так называемой, пасхальной полуночницы, сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений на пасхальной заутрени.

Источник: https://www.calend.ru/holidays/0/0/1917/

Великий Понедельник в 2019 году

  • Триодь Постная. Служба во Святой и Великий Понедельник Страстной седмицы

Страст­ная сед­ми­ца – глав­ная неде­ля го­да в жиз­ни каж­до­го хри­сти­а­ни­на.

В эти дни необ­хо­ди­мо по воз­мож­но­сти от­ло­жить все де­ла, во­об­ще за­быть о се­бе, о сво­их за­бо­тах и про­бле­мах, мел­ких и пош­лых по срав­не­нию с тем, что бо­лее двух ты­сяч лет на­зад со­вер­ша­лось в Па­ле­стине.

То­гда, по сло­вам мит­ро­по­ли­та Ан­то­ния Су­рож­ско­го, «ду­мая о Хри­сте, о том, что про­ис­хо­дит на са­мом де­ле в эти дни, мы до­стиг­нем и той ве­ли­кой суб­бо­ты, ко­гда Хри­стос упо­ко­ил­ся во гро­бе, – и на нас най­дет по­кой.

И ко­гда но­чью мы услы­шим весть о Вос­кре­се­нии, то­гда мы то­же смо­жем вдруг ожить от это­го страш­но­го оце­пе­не­ния, от этой страш­ной смер­ти Хри­сто­вой, уми­ра­ния Хри­сто­ва, ко­то­ро­му мы хоть сколь­ко-то при­об­щим­ся в те­че­ние страст­ных дней».

Каж­дый день этой неде­ли по-сво­е­му ва­жен.

В Ве­ли­кий по­не­дель­ник Цер­ковь вспо­ми­на­ет несколь­ко со­бы­тий из Но­во­го За­ве­та: про­кля­тие бес­плод­ной смо­ков­ни­цы и прит­чи о двух сы­но­вьях и о злых ви­но­гра­да­рях, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих от­рек­ший­ся от Хри­ста Из­ра­иль­ский на­род и вся­ко­го че­ло­ве­ка, не при­но­ся­ще­го доб­рых пло­дов сво­ей жиз­ни; а так­же про­ро­че­ства Спа­си­те­ля о Сво­их гря­ду­щих стра­да­ни­ях. К это­му при­со­еди­ня­ет­ся вос­по­ми­на­ние о вет­хо­за­вет­ном Иоси­фе, как про­об­ра­зе Хри­ста в Его стра­да­ни­ях и даль­ней­шей по­бе­де.

В Еван­ге­ли­ях рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, что по­сле тор­же­ствен­но­го вхо­да в Иеру­са­лим, в тот же день Иисус уда­лил­ся из го­ро­да в Вифа­нию и про­вел там ночь. Воз­вра­ща­ясь утром в Иеру­са­лим, Хри­стос за­хо­тел есть. Он по­до­шел к смо­ков­ни­це (т.е. ин­жир­но­му де­ре­ву), но не на­шел на ней пло­дов.

Еван­ге­лист Марк объ­яс­ня­ет это тем, что еще не вре­мя бы­ло со­би­ра­ния смокв (Мк.11:13). И то­гда Спа­си­тель ска­зал смо­ков­ни­це: да не бу­дет же впредь от те­бя пло­да во­век. И смо­ков­ни­ца тот­час за­сох­ла (Мф.21:19).

Неко­то­рые чи­та­те­ли мо­гут уди­вить­ся ка­жу­щей­ся неспра­вед­ли­во­сти Гос­по­да: как это так Он на­ка­зал ни в чем не по­вин­ное де­ре­во, хо­тя оно по всем за­ко­нам при­ро­ды про­сто не мог­ло то­гда при­не­сти пло­дов.

Совет

Это недо­уме­ние, по край­ней ме­ре, стран­но: речь ведь идет все­го лишь о ди­ко­рас­ту­щем де­ре­ве, а при­ме­нять в от­но­ше­нии без­душ­ных пред­ме­тов ка­те­го­рии спра­вед­ли­во­сти аб­сурд­но. Про­кля­тие смо­ков­ни­цы не бо­лее, чем сим­вол, ко­то­рым Хри­стос хо­тел ска­зать лю­дям нечто су­ще­ствен­но важ­ное.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст так объ­яс­ня­ет по­сту­пок Спа­си­те­ля: «Хри­стос все­гда бла­го­де­тель­ство­вал и ни­ко­го не на­ка­зы­вал, меж­ду тем над­ле­жа­ло Ему по­ка­зать и опыт Сво­е­го пра­во­су­дия, чтобы и уче­ни­ки, и иудеи узна­ли, что Он хо­тя и мог ис­су­шить, по­доб­но смо­ков­ни­це, сво­их рас­пи­на­те­лей, од­на­ко же доб­ро­воль­но пре­да­ет Се­бя на рас­пя­тие, и не ис­су­ша­ет их. Он не за­хо­тел по­ка­зать это­го над людь­ми, но явил опыт Сво­е­го пра­во­су­дия над рас­те­ни­ем». Еще рань­ше апо­сто­лы хо­те­ли по­про­сить сво­е­го Учи­те­ля дать им власть низ­ве­сти огонь на са­ма­рян­ское се­ле­ние, в ко­то­ром их не при­ня­ли. Гос­подь за­пре­тил им это, ска­зав: не зна­е­те, ка­ко­го вы ду­ха; ибо Сын Че­ло­ве­че­ский при­шел не гу­бить ду­ши че­ло­ве­че­ские, а спа­сать (Ин.19:55-56). Сын Бо­жий, Су­дия все­лен­ной, един­ствен­ный раз про­явил Се­бя в этом ка­че­стве, да и то в от­но­ше­нии не че­ло­ве­ка, а без­душ­но­го де­ре­ва, ко­то­рое, к то­му же, по пре­да­нию, уже бы­ло под­то­че­но чер­вя­ми.

Это чу­до так­же име­ет важ­ное нрав­ствен­ное зна­че­ние и для каж­до­го че­ло­ве­ка.

В каж­дый миг че­ло­век дол­жен быть го­тов к встре­че с Бо­гом, чтобы не ока­зать­ся то­гда ду­хов­но пу­стым и бес­плод­ным.

«На­ка­за­ния ис­сох­шей за бес­пло­дие смо­ков­ни­цы убо­яв­шись, бра­тья, при­не­сем до­стой­ные пло­ды по­ка­я­ния Хри­сту, по­да­ю­ще­му нам ве­ли­кую ми­лость», – мо­лит­ся Цер­ковь в этот день.

Со­вер­шив чу­до со смо­ков­ни­цей, Спа­си­тель при­шел в Иеру­са­лим­ский храм и учил там на­род. Тут же к Нему по­до­шли пер­во­свя­щен­ни­ки и ста­рей­ши­ны на­ро­да и пы­та­лись уло­вить Его в сло­вах.

В от­вет Хри­стос ска­зал им прит­чу о злых ви­но­гра­да­рях, ко­то­рые из­би­ва­ли, а то и уби­ва­ли всех слуг, по­слан­ных хо­зя­и­ном, а по­том уби­ли и сы­на вла­дель­ца ви­но­град­ни­ка, чтобы овла­деть на­след­ством.

Итак, ко­гда при­дет хо­зя­ин ви­но­град­ни­ка, что сде­ла­ет он с эти­ми ви­но­гра­да­ря­ми? – спро­сил Иисус у ста­рей­шин и пер­во­свя­щен­ни­ков.

То­гда они вы­нуж­де­ны бы­ли, по су­ти, про­из­не­сти суд над са­ми­ми со­бой: зло­де­ев сих пре­даст злой смер­ти, а ви­но­град­ник от­даст дру­гим ви­но­гра­да­рям, ко­то­рые бу­дут от­да­вать ему пло­ды во вре­ме­на свои (Мф.21:41).

Обратите внимание

По свя­то­оте­че­ско­му тол­ко­ва­нию, ви­но­град­ник в этой прит­че озна­ча­ет на­род из­ра­иль­ский, ко­то­ро­го Гос­подь при­звал хра­нить ис­тин­ную ве­ру в Еди­но­го Бо­га сре­ди мра­ка язы­че­ства и от ко­то­ро­го ждал ду­хов­ных пло­дов.

Иудеи, од­на­ко, по­сто­ян­но от­сту­па­ли от Бо­га и уби­ва­ли Его по­слан­ни­ков, пра­вед­ни­ков и про­ро­ков. На­след­ни­ка­ми этих убийц и ста­ли боль­шин­ство совре­мен­ных Хри­сту иуде­ев. По­это­му ви­но­град­ник Бо­жий, Цер­ковь, ста­ла до­сто­я­ни­ем всех на­ро­дов, об­ра­тив­ших­ся ко Хри­сту.

Вме­сте с тем, как и лю­бая еван­гель­ская прит­ча, ис­то­рия о злых ви­но­гра­да­рях об­ра­ще­на и к каж­до­му че­ло­ве­ку. Как ча­сто мы са­ми пы­та­ем­ся убить Бо­га в се­бе и в окру­жа­ю­щем нас ми­ре, устро­ить жизнь без Него. О чу­до­вищ­ной пу­сто­те (Се, остав­ля­ет­ся вам дом ваш пуст (Мф.23:38), – ска­жет Спа­си­тель) и раз­ру­ше­нии (не оста­нет­ся здесь кам­ня на камне), ко­то­рые оста­нут­ся в ду­ше по­сле это­го «бо­го­убий­ства», и пре­ду­пре­жда­ет эта прит­ча. Каж­дым гре­хом мы вновь рас­пи­на­ем Хри­ста – один из глав­ных мо­ти­вов се­го­дняш­не­го цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния. Об этом то­же на­до за­ду­мать­ся и все­гда пом­нить.

В этот же день Цер­ковь вспо­ми­на­ет и вет­хо­за­вет­но­го пра­вед­ни­ка Иоси­фа Пре­крас­но­го. За свою чи­сто­ту жиз­ни он пре­тер­пел мно­же­ство стра­да­ний: был про­дан бра­тья­ми, окле­ве­тан же­ной еги­пет­ско­го ца­ре­двор­ца и был за­клю­чен в тем­ни­цу. Гос­подь, од­на­ко, во всех бед­стви­ях спа­сал Сво­е­го угод­ни­ка.

В кон­це кон­цов, уже Иосиф, став со­вет­ни­ком фа­ра­о­на, сам спас про­щен­ных им бра­тьев и от­ца от го­лод­ной смер­ти. В этом он стал про­об­ра­зом Хри­ста, мно­го по­стра­дав­ше­го от лю­дей и рас­пя­то­го ими, но по­бе­див­ше­го смерть сво­им вос­кре­се­ни­ем и, тем са­мым, да­ро­вав­ше­го спа­се­ние че­ло­ве­че­ско­му ро­ду.

Ис­точ­ник: http://www.taday.ru/

Источник: https://azbyka.ru/days/prazdnik-velikij-ponedelnik

Великий понедельник 2019: молитвы и службы в храмах

Ветхозаветные истории Страстной седмицы тесно переплетаются с происходящим в последние дни земной жизни Спасителя.

Великий понедельник в 2019 году выпадает на 22 апреля – в этот день православная церковь вспоминает евангельское повествование о том, как Иисус проклял дерево смоковницы (инжира), укрытое зеленой листвой, но совершенно бесплодное, которое тут же засохло на глазах у Его спутников.

Это событие стало символом духовной смерти человека, который живет без веры, молитвы и добрых дел. На примере смоковницы Спаситель показал, что в его власти являть и правосудие свое.

Важно

В Великий понедельник вспоминают также целомудренного Иосифа, который был продан в рабство в Египет своими братьями за 20 серебряников. Как и Иосиф, который из зависти был продан родными братьями, так и Иисус был предан и осужден на смерть иудеями — своими единоплеменниками.

Но согласно Божественному промыслу, освобожденный из темницы Иосиф господствует над Египтом, так и Иисус Христос восстает из гроба и приемлет власть над миром.

Особенности богослужения

Эти темы являются главным содержанием церковной службы Великого понедельника и отражены в песнопениях в дни Страстной недели.

В Великий понедельник, как и в последующие два дня, принято вспоминать последние беседы Спасителя со своими учениками и теми, кто приходил Его послушать. В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров.

Начинается богослужение Страстного понедельника, как и двух последующих дней, Утреней, на которой поется тропарь: “Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Жених грядет, и по Его следам идем и мы!”.

© AFP / Ahmad Gharabli

Христианские православные молящиеся зажигают свечи от Благодатного огня в церкви Гроба Господня в Старом городе Иерусалима

Во время службы Часов, которые проводятся трижды в день, читается Евангелие.

Темы паремий (притч) Страстной седмицы принципиально отличаются от тех тем, что читались в обычные дни Великого поста. Вместо пророка Исаии на 6-м Часе читается пророчество пророка Иезекииля, исполненное страшных, таинственных видений, которые он созерцал в дни Вавилонского пленения.

В ходе службы читается молитва Святого Ефрема Сирина, которая наиболее часто произносится во время Великого поста.

“Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь”.

Изменяются ветхозаветные чтения и на вечерней службе. Вместо книги Бытия, которое читалось в течение всего Великого поста, читают книгу Исход, в которой говорится о исходе из страны греха и рабстве.

А вместо Соломоновых притчей читают о многострадальном Иове — прообразе Христа.

Мироварение

Великий понедельник — начало чина мироварения, который делают из смеси благовонных смол, растительных масел и душистых трав и варят три дня под непрестанное чтение молитв.

Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Завершение чина мироварения в Донском монастыре

Миро используется во время Таинства Миропомазания, которое совершается при крещении, и оно представляет собой печать Дара Духа Святого, а также при освящении новых престолов в храме. Освящение святым миро происходит один раз в 15-20 лет.

Право на мироварение имеет только автокефальная церковь. Грузинская православная церковь пользуется этим правом издревле.

Традиции, обряды, приметы

Церковь рекомендует отложить все дела, решение насущных проблем и погрузиться в мир воспоминаний двухтысячной давности. Для этого подойдет чтение Евангелия. Лучше всего делать это дома, без суеты, в семейном кругу. Неотъемлемая часть такого процесса – размышления о страданиях Сына человеческого.

В народе день посвящают приготовлениям к главному христианскому празднику – Пасхе. В старину белили печи и дома, чистили скотину. Отсюда и название “Чистый понедельник”.

На сегодняшний день, в продолжение древних традиций, принято устраивать генеральную уборку в доме, в которую включен и мелкий ремонт.

Совет

По церковным правилам в Великий понедельник запрещены всякие раздоры, сквернословие и нечистые помыслы.

Из еды разрешены хлеб, овощи и фрукты. Но по негласному правилу многие православные проводят этот день в строгом посту, без еды и воды.

Знахарки в этот день занимались сбором золы. Она помогала им лечить алкоголизм, сглаз, а также многие магические воздействия.

В старину, в этот день девушки гадали, выглядывая в окно. Ели после длительного всматривания вдаль возникал образ мужчины, ждали благополучия на протяжении трех следующих месяцев.

Старушка, появившаяся в окне, сулит одни неудачи на три месяца, молодица — предвещала трехмесячную жизнь без проблем и болезней, а несколько людей или семья – считалось знаком примирения и прощения старых обид.

Если видели собаку, готовились к грусти и тоске, а кошку – к богатству и прибыли. Подлетевшая к окну птица сулила приятные новости и знакомства, а хромой или косой человек – смерть близких родственников.

Если утром небо чистое и солнечное, то все браки в году будут счастливыми.

А для того, чтобы сохранить молодость и достаток в доме, нужно умыться на заре с серебряной или золотой посуды.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20170409/235540196/Velikij-ponedelnik-2017-molitvy-i-sluzhby-v-hramah.html

Ссылка на основную публикацию