Таинство причастия в православной церкви

Таинство причащения. как правильно к нему приступить

Что такое Евхаристия. Слово «Евхаристия» в узком смысле означает молитву благодарения перед освящением хлеба и вина во время Литургии, а в более широком – Святое Таинство Причащения, без которого нет Христианства и спасения души.

Святые Отцы Церкви считают Евхаристию важнейшей частью богослужения и вершиной соборности, потому что она придает единство, значение и смысл всем остальным моментам Литургии и службам в целом. С момента воплощения Бога Слова в Богочеловека Иисус Христос стал зримой реальностью и вечной радостью для живущих.

После Сошествия Святаго Духа на Апостолов в день Пятидесятницы Церковь соделалась Телом Христовым. В этом смысле Богочеловек Иисус Христос – самая совершенная Евхаристия, т. к. именно в знак наивысшей благодарности Он принес Себя в жертву Богу – раз и навсегда, за всех, кто Его любит.

Обратите внимание

Принося Господу нашему хлеб и вино для освящения, мы лично встречаемся с Живым и Воскресшим Христом, с Тем, Кто есть суть нашей жизни. Евхаристия – это сердцевина, кульминация церковной службы. Это – Таинство Таинств, к которому все сводится и от которого все исходит. Вера Церкви зиждется на словах Христовых: Сие есть Тело мое, и Сия есть Кровь моя (Мф. 26, 26–27; Ин. 6, 51, 56).

Совершение Евхаристии можно сравнить с плаванием в ковчеге, собравшем всех верных, который есть Церковь, спасающая людей для Царствия Божия. Но для участия в этом плавании необходимо одно условие – презрение мира сего для сближения со Христом – Началом и Концом, Тем, Кто есть прежде всего, и все Им стоит (Кол. 1, 17).

Отцы Церкви о Евхаристии.

Святой мученик Иустин Философ, ученик Апостолов, писал: «Пища эта у нас называется Евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос.

Ибо мы принимаем это не так как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел Плоть и Кровь для спасения нашего, таким же образом Пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его, и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть – как мы научены – Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса. Ибо Апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями, предали, что им было так заповедано: Иисус взял хлеб и благословил, и сказал: „Это делайте в Мое воспоминание, это есть Тело Мое»; подобным образом Он взял чашу и благодарил, и сказал: „Это есть кровь Моя», и подал им». Священномученик Игнатий Богоносец, ставший епископом Антиохии в 69 году от Рождества Христова, о людях, не соблюдавших учение Апостолов и Святых Отцов, говорил: «Они удаляются от Евхаристии и молитвы потому, что не веруют, что Евхаристия есть Плоть и Кровь Спасителя нашего Иисуса Христа». Священномученик Ириней Лионский, родившийся около 130 года, учил: «Хлеб от земли после призывания над ним Бога не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей – из земного и небесного». Святой праведный Николай Кавасила (XIV в.) прекрасно объясняет церковное понимание духовного эффекта Евхаристии: «О, Таинство великое и непознаваемое! Как возможно соединить ум Христов с нашим собственным умом, волю Его – с нашей собственной волей, Тело Его – с нашим собственным телом, Кровь Его – с нашей собственной кровию? Каков же ум наш, когда владеет нами ум Христов, и воля наша, когда подчиняется Его блаженной воле?! Каково наше тело – персть, которая очищается в пламени Христовом?!» Все приведенные слова показывают, как правильно следует понимать Евхаристию, как должно к ней приступать и участвовать в ней. Церковь никогда не искала научного объяснения, когда и каким образом хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы. Церковь хочет и должна знать лишь то, что через святое Таинство Евхаристии христиане, благодаря своей вере, возрастают во Христе, и что это – духовная пища, укрепляющая и обновляющая нас.

Порядок Причащения на Божественной Литургии.

Приношение Евхаристической Жертвы на Божественной Литургии – не только напоминание о Тайной Вечери, состоявшейся прежде Страстей Христовых.

Это – событие, которое мистически и одновременно зримо и осязаемо делает нас участниками Таинства, где истинно присутствует Господь Иисус Христос в Духе Святом, в Церкви и собрании верующих в Него: …И мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 17).

Причащение является духовным и телесным соединением с Господом, с подлинными Телом и Кровью Христовыми для прощения грехов и обретения Жизни Вечной. Священнослужители, совершающие Литургию, причащаются в алтаре – сначала Тела, а потом Крови Христовых.

Священники берут частицу Тела в правую руку, а Кровь – троекратно испивают из Чаши. Диакон принимает частицу Плоти из руки священника, а Кровь – из подаваемой им Чаши. На Литургии Преждеосвященных Даров священнослужители причащаются Тела, соединенного с Кровью, а затем из Чаши пьют освященное вино, смешанное с водой.

Важно

Если в такой службе участвует диакон, он принимает Святые Тайны из рук священника и, причастившись, употребляет освященное вино. Верующие приступают к Таинству по Причащении священнослужителей.

После возгласа священника или диакона: «Со страхом Божиим и верою приступите!», они подходят к отверстым Царским Вратам, и пастырь, прочитав молитву перед Причащением, преподает им Тело и Кровь Христовы. Молитва сия содержит священные слова: «Причащается раб Божий (раба Божия имярек) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Аминь». После Причащения звучат благодарственные молитвы.

Подготовка к Святому Причащению

К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием.

Подготовка к Причащению включает в себя: • соблюдение поста перед Причастием; • посещение вечернего богослужения накануне Причастия; • прочтение определенного молитвенного правила; • воздержание от пищи и пития в сам день Причастия, с полуночи до самого Причастия; • допущение до Причастия священником на исповеди; • присутствие на всем последовании Божественной литургии.

Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба.

Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению нужно прочитать: три канона: — Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, — Канон молебный ко Пресвятой Богородице, — Канон Ангелу Хранителю — и Последование ко Святому Причащению.

Накануне Причащения НЕОБХОДИМО быть на вечернем богослужении! После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к Таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и Последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Совет

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания. Перед Причащением необходима Исповедь — вечером ли, или утром, перед Литургией.

Без Исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет. Готовящийся причаститься должен заранее, до начала Литургии, прийти в храм. Апостольские постановления четко говорят о порядке приступления ко Святым Дарам: «… пусть причащается епископ, потом пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, певцы, аскеты, а между женщинами – диакониссы, девственницы, вдовицы, потом дети, а затем весь народ по порядку, со стыдливостью и благоговением, без шума». Приняв Святые Тайны, следует не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас отойти к столику, чтобы вкусить частицу антидора и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой). В день Святого Причащения надо вести себя благоговейно и благочинно, дабы «достойно сохранить в себе Христа принятого».

О попытках десакрализации Таинства Причащения. Зачем экуменисты отменяют подготовку ко Причастию.

В наши дни, разделяя экуменическую ересь, некоторые священники пытаются внушить верующим, что ко Святому Причастию можно приступать и без подготовки, не постясь и даже не исповедуясь. Такое ложное мнение отнюдь не ново, оно встречалось в Церкви и ранее.

Отождествление Причастия, этого высочайшего акта соединения с Богом, с вкушением обычной пищи – есть кощунство, подрывающее один из столпов Православия. В Священном Писании читаем: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. … Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 27).

Отсюда становится понятно, что экуменисты, уговаривающие народ причащаться без соблюдения правил, толкают людей в погибель. На эти недвусмысленные предупреждения Священного Писания они отвечают еще одной ложью, утверждая, что достойных якобы все равно нет, а потому подготовка ко Причастию никакой пользы не приносит и, соответственно, необязательна.

Так они пытаются убедить верующих в ненужности подвига, вошедшего в традицию Православия, подрывают главнейший постулат Христианства о подвижнической борьбе со злом. Десакрализация Таинства Причащения и отмена подготовки к нему нацелены на чаемое экуменистами «соединение церквей», а посему предполагают низведение Православия до уровня латинской и протестантской ересей.

В это смутное время, когда волна экуменизма захлестнула нашу Православную Церковь, каждый верующий человек обязан изучить основы Православия, дабы не прельститься лукавством волков в овечьих шкурах.

Из «Номоканона» святого Саввы.

«Если, кроме обычных четырех постов, кто захочет приступить ко Святому Причащению, то должен прежде попоститься семь дней, пребывая в церковных и домашних молитвах (по нужде же постятся три, или только один день) и приготовляя себя к чинному исповеданию своих грехов. Находящиеся же в супружестве должны в те дни воздержаться от супружеского совокупления.

Обратите внимание

Перед восьмым днем должен исповедать перед иереем все свои грехи и с вечера ничего не вкушать. Не могущие же, ради малости лет или старости, полностью воздержаться от пищи, могут немного поесть. После же полуночи все должны воздержаться. Также в молитвах, поклонах и духовных размышлениях должны пребывать, насколько возможно, готовящиеся.

А не умеющим читать и находящимся на большом расстоянии от церкви иерей должен дать свое домашнее правило. После обычных утренних церковных молитв все хотящие причаститься и не умеющие читать должны остаться в церкви, чтобы выслушать читаемое иереем правило ко Святому Причащению и обычные часы. Умеющие же читать читают все это сами дома.

К началу святой Литургии все должны собраться в церковь и, стоя со страхом и благоговением, молиться и слушать святую службу.

Во время причащения приступят к Чаше чинно, с глубоким смирением, и Христу, истинно присутствующему в Тайнах под видом хлеба и вина, каждый совершит один земной поклон с крестообразно сложенными на груди руками, исповедуя распятого Христа и имея к Нему любовь.

Приняв Тайны, проглотят их и, после того, как священник покровцем вытрет уста, облобызают край святой Чаши, как само Христово ребро, из негоже истече кровь и вода. И, немного отступив, кланяются не до земли, ради сохранения принятых Таин, и стоят на своих местах, не разговаривая друг с другом и, тем более, не плюя, пока антидор и вино с теплотой не подадут им. И, стоя неисходно до конца святой Литургии, совершают благодарственные молитвы по Святом Причащении» («Великий Типик», гл. 32).

У Святой Чаши.

Очень интересная история произошла не так давно в одном из храмов Петербурга. За Божественной литургией в воскресенье, во время причащения мирян, внимание молящихся привлек небольшой светловолосый мальчуган, стоявший вблизи алтаря.

Он внимательно смотрел на причастников и время от времени заливался звонким детским смехом. Его одергивали, пытались урезонить, но тщетно. С окончанием причащения прекратилось и необычное поведение мальчика.

Удивленные до крайности родители стали расспрашивать, почему он смеялся, и вот что услышали в ответ: «Когда я смотрел на людей, подходящих к Чаше, то вдруг увидел, как к некоторым подлетает белый голубь. Только дядя или тетя откроет рот, чтобы проглотить Дары, как голубь склевывает Их с ложечки и улетает.

Важно

Они этого голубя не видят, закрывают рот и отходят, думая, что причастились, а на самом деле только пустую ложечку подержали. Мне от этого стало очень смешно».

Неверующему человеку этот рассказ ребенка может показаться выдумкой, но православное сердце не может не содрогнуться от трепета, уяснив смысл видения, посланного Богом ребенку. В самом деле, не страшно ли осознать, что Господь многих из нас не допускает до причащения, потому что в недостойном, неподготовленном состоянии подходим мы ко Святой Чаше.

«Со страхом Божиим и верою приступите…» — провозглашает диакон или священник. Вера и страх Божий — вот что должно запечатлеться в сердце каждого, подходящего к Чаше. Здесь не место разговорам и суете. А на практике…Кому из нас не приходилось быть свидетелем давки перед Святой Чашей! Люди отталкивают других, стараются как можно раньше достигнуть Святых Даров, не внимают увещеваниям священника. А ведь недостойным поведением перед Чашей можно во мгновение ока перечеркнуть весь кропотливый труд говения. Тогда и нас невидимый голубь не допустит до Святых Даров, и не жизнь вечную обретем в таинстве, а осуждение и Божию кару. Чтобы этого не случилось, каждому причастнику нужно хорошо знать и исполнять правила подхода к Святой Чаше, которые установила Церковь. Вот они: 1) Перед Чашей надо обязательно сделать три земных поклона! Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее; 2) Когда отверзаются Царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться. Отходить от Чаши нужно, не разнимая рук; 3) Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной; 4) Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети, и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться; 5) Подойдя к Чаше, громко и отчетливо назвать свое имя; 6) Принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить, а нижний край Чаши облобызать как ребро Христово; 7) Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника; 8) У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары; 9) Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор и выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам и разговаривать; 10) Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать Их можно только из одной. Причаститься дважды в день — страшный грех.

Читайте также:  Знаки и символы веры в православии

Просмотры (342)

Источник: http://kazanskii-hram.church.ua/2016/05/20/tainstvo-prichashheniya-kak-pravilno-k-nemu-pristupit/

Выдумали ли Православные Таинство Причащения?

Почти каждый день в православных храмах совершается главное богослужение Церкви — Литургия. Более того, православные утверждают, что христианам недостаточно просто читать Библию и следовать учению Христа, им нужно регулярно причащаться за Литургией.

Что же это такое — причащение? Некий обряд, придуманный в Средние века и не имеющий отношения к Библии, как считают некоторые? Вовсе нет. Таинство причащения — в самом центре Нового Завета; в некотором смысле оно и есть Новый Завет между Богом и человеком.

Что это значит — «есть плоть»?

Библия, как известно — это книга, полная поэтических образов и метафор. К примеру, в Евангелии Христос называет Себя и добрым пастырем, и виноградной лозой, и дверью, и путем….

Но конечно, всем было совершенно ясно, что это метафоры: Он ни в каком смысле не был ни дверью, ни лозой, и с Ним нельзя было обращаться, как с этими предметами, но среди Его качеств были и такие, в которых обнаруживалось сходство с дверью или лозой. Никого такие обороты речи, конечно, не смущали.

Но есть в Евангелии и нечто совсем другое. Однажды Христос назвал Себя «хлебом жизни», данным с небес, и добавил: истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53).

Такие странные слова не просто заставили задуматься досужих зевак, но и оттолкнули от Христа некоторых учеников, навсегда оставивших Его. Интересно заметить, как отреагировал Сам Христос на их уход. Не хотите ли и вы отойти? — спросил Он оставшихся.

И тогда Петр ответил: К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго (Ин. 6:67-69).
Современному человеку слова Христа о Себе как о «хлебе жизни» могут показаться непонятными, а то и вовсе бессмысленными.

Совет

Но почему же для учеников Господа заявление «есть плоть, пить кровь» прозвучало так серьезно, стало развилкой, на которой человек решал, остаться ли ему с этим Чудотворцем или пойти своим путем?

Дело в том, что, с одной стороны, эти слова вступали в вопиющее противоречие с требованиями ветхозаветного закона, которому подчинялись слушатели Иисуса. Кровь была для них носителем жизни, пить ее или готовить из нее пищу строжайше запрещалось.

Евреи, когда забивали животное, даже если это не была жертва, все равно обязаны были вылить всю кровь на землю: считалось, что в крови содержится душа, а душа принадлежала только Богу.

А что уж говорить о человеческой крови или о том, чтобы есть человеческое мясо! Ничего более запретного и представить себе невозможно.

С другой стороны, эти слова ясно указывали на жертвенный пир. В те времена и евреи, и язычники постоянно приносили жертвы. В некоторых случаях жертвенных животных сжигали на алтарях целиком, но в большинстве случаев часть мяса съедали жрецы и те, кто приносил жертву.

Таким образом люди символически участвовали в совместной трапезе с божеством, что и было своего рода кульминацией всякого культа — и поклонения Единому Богу у израильтян, и поклонения разным богам у язычников.

И по сей день мы отмечаем торжественные, радостные или скорбные дни, собираясь за общим столом с теми, кто нам дорог, с кем мы чувствуем себя единым целым.

Иисус тоже много говорил о пирах; брачный пир для Него был обычной метафорой Царства Божьего. Здесь Он тоже явно указывал на такой пир. Но почему же вместо роли хозяина пира Он присваивал Себе роль главного блюда?! Понять это можно только в одном смысле: Он представлял Себя Жертвой, Которая будет заклана ради этого пира.

Кровь Нового Завета

Такой пир действительно состоялся в канун ветхозаветной Пасхи. В христианской традиции его называют Тайной Вечерей.

В канун праздника Пасхи каждая еврейская семья должна была зарезать ягненка или козленка (кто не мог себе этого позволить, объединялся с соседями) в память о том, как в ночь перед исходом израильтян из Египта они принесли в жертву такое же животное и его кровью пометили свои двери.

В ту ночь, как повествует книга Исход, ангел Господень умертвил всех первенцев египтян, но дома евреев, отмеченные кровью ягненка, остались нетронутыми.

Обратите внимание

На праздник Пасхи Иисус с учениками пришел в Иерусалим. Позади были триумфальный вход в город, каверзные вопросы фарисеев, подозрительность переменчивой толпы. Впереди были арест, неправый и скорый суд, крики «Распни Его!», Крест на Голгофе. Но этот вечер принадлежал им, узкому кругу учеников во главе с Учителем.

Они собрались на свой праздничный ужин. А дальше… Матфей описывает это так: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26-28). Другие евангелисты запомнили Его слова немного иначе, но общий смысл не меняется.

Вот как звучат они у Луки: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание… сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк. 22:19-20).

На сей раз никто не высказал удивления, хотя слова эти звучали не менее загадочно. Что это за «Новый Завет»? Это сегодня мы привыкли, что книга с таким названием стоит на полке, но тогда эти слова звучали примерно как «новое небо и новая земля». Завет был заключен давно, и он был один — договор между Господом и избранным Им народом, Израилем.

Собственно, с этого договора и началась история Израиля как народа, он определял весь ее ход и смысл — и какой же завет можно было заключить в дополнение к нему? Правда, у пророков можно было встретить предсказание, что однажды с израильтянами будет заключен «новый завет» (например, Иер.

31:31), но уж, конечно, такое торжественное событие не могло происходить в небольшой комнате, прямо так, за ужином… Ведь когда заключался прежний Завет, весь израильский народ собрался у подножья Синайской горы, он три дня и три ночи готовился к этому событию, но на гору взошел только Моисей.

Это походило на землетрясение или извержение вулкана: окутанная дымом гора сотрясалась, раздавался громовой голос. Но здесь-то не было ничего подобного! И почему Он говорил о крови?..

Важно

Заключение прежнего завета было скреплено кровью жертвенного животного: тогда первосвященник налил ее в чашу и окропил ей и Ковчег Завета (символический трон, на котором как бы восседал среди Своего народа Господь), и весь израильский народ.

Представление о том, что именно жертвенная кровь служит своеобразной печатью на договоре, было общим для всех народов древности, равно и для израильтян, и для язычников — ведь это была форма совместной священной трапезы договаривающихся сторон.

В тот вечер в той комнате не проливалась кровь. Однако ночью Иисус был арестован, и на следующее утро толпа во дворе Пилата кричала: кровь Его на нас и на детях наших! (Мф. 27:25).

Те, кто подстрекал народ выкрикивать эти слова, имели в виду, что принимают на себя ответственность за смерть этого человека, снимая ее с Пилата.

Но если вспомнить жертвенную кровь, которой был окроплен народ при заключении прежнего Завета, событие обретает и иной смысл: на всех собравшихся, на весь израильский народ, на всё человечество падали брызги новой жертвенной крови. Хотя тогда еще, кажется, никто этого не понимал.

А потом было Распятие. Жертвенным ягненком (по-славянски «Агнцем») этой новой Пасхи стал сам Иисус. Евангелисты подчеркивают, что Его смерть даже в деталях совпадала с тем, как резали пасхальных барашков или ягнят (например, нельзя было ломать им кости — Ин. 19:36).

Конечно, дело не просто во внешних совпадениях, а в самой сути — жертвенная смерть Иисуса Христа на Кресте открывала возможность совершенно новых отношений между Богом и человеком, причем этот Завет был заключен не с отдельным народом, но со всем человечеством.

Точнее, с теми людьми, которые пожелают в него войти.

Не случайно Тайная Вечеря была действительно тайной, очень домашней: принятие Нового Завета есть дело личного выбора. Человек сам, осознанно и добровольно должен сказать Христу «да», в каком-то смысле — встретить Его лицом к лицу.

Это не значит, что такой встречей всё и закончится, ведь Иуда тоже был на Тайной Вечере, после чего немедленно отправился совершать свое предательство.

Но даже для него, каковы бы ни были его мотивы, Тайная Вечеря стала несомненной точкой отсчета, моментом главного выбора.

Ученики узнают Христа

Совет

В Евангелии от Луки есть один удивительный эпизод. Христос уже был распят и уже воскрес, Он даже явился некоторым ученикам, но остальные все еще сомневались в рассказах об этом. Для них всё закончилось: Учителя убили, Царство Божие так и не настало, пора было расходиться по домам…

И вот, вечером в день Воскресения двое учеников идут в селение Эммаус, рассуждая обо всем происшедшем. К ним на дороге подходит воскресший Иисус, но они, погруженные в собственные горестные раздумья, не узнают Его, принимают за случайного прохожего.

Они сами охотно начинают Ему пересказывать все события последних дней, делятся своими сомнениями… Тогда Он начал цитировать им Писание и объяснять, что называется, с цитатами в руках, что так и должно было случиться с Мессией, что Ему и предстояло пострадать, а потом воскреснуть.

Тем временем путники подошли к селению, в которое шли, и Господь, до сих пор не узнанный учениками, показал им, что хочет идти дальше. Однако ученики задержали Его и предложили остаться и заночевать с ними вместе, потому что было уже поздно.

Господь согласился, и когда пришло время трапезы, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им, тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? (Лк. 24:25-32).

Они много думали и говорили об Иисусе; в них даже «горело сердце», но они не могли Его узнать, пока Он не преломил хлеб, как преломлял его за Тайной Вечерей, как делал это множество раз во время земных странствий с учениками. Привычное движение рук, знакомые слова благословения перед трапезой… Недостаточно было говорить о Господе и даже с Господом, надо было сесть за один стол с Ним, надо было поучаствовать в Его трапезе, чтобы узнать Его.

«Сие творите в Мое воспоминание»

Неудивительно, что именно Вечеря Господня или преломление хлеба, как еще называется она в Новом Завете, с самого начала стала главным стержнем всей жизни учеников Иисуса. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах — так книга Деяний (Деяния 2:42) кратко описывает жизнь ранней Церкви.

Сегодня такая же Вечеря совершается по особым правилам и называется Евхаристией. Само это слово означает по-гречески «благодарение» и тоже восходит непосредственно к библейским текстам.

Обратите внимание

Христос на Тайной Вечере благодарил Отца за Его щедрые дары, как это вообще было принято делать на праздничном ужине.

Точно так же христиане на Вечере Господней благодарят Бога за все его милости, прежде всего за спасение, дарованное человечеству в Новом Завете.

Откуда же берется слово «причастие»? Тоже из Нового Завета. Участвуя в Вечере Господней, христиане становятся причастны крестной жертве Христа, причем они участвуют в той самой Тайной Вечере — так верит и всегда верила Церковь.

Кроме того, так проявляется их единство, сопричастность друг другу, и тот же апостол Павел писал: один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10:17).

Приходя к Богу, мы и к другим людям становимся ближе.

Вечеря Любви, Литургия постоянно упоминается и в апостольских посланиях. Она действительно творилась в воспоминание Господа, и прежде всего — в воспоминание Его жертвенной смерти.

Павел писал: всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (1 Кор. 11:26-28).

Слова апостола звучат несколько неожиданно. Может ли быть человек достоин того, чтобы принимать Тело и Кровь Господа? Строго говоря, ни при каких обстоятельствах. Но если обратиться к ближайшему контексту, станет ясно, что апостол Павел имеет в виду.

Важно

Тогда, на заре церковной истории, многие события еще не обрели форму нынешних обрядов. Так и на Вечерю христиане собирались в то самое время суток, когда она и происходила изначально — вечером, после утомительного дня.

Они приносили с собой еду, и кто-то из них был настолько голоден, что ему уже некогда было размышлять о смысле всего этого, а хотелось просто поужинать поскорее и посытнее.

Читайте также:  Александро-невский кафедральный собор в петрозаводске

Павел же настаивает, что всякий, приступающий к Вечере, должен хорошо представлять себе, в чем он участвует и что для него сделал Господь. Это слишком серьезно, и легкомысленное отношение к Вечере может быть, как он пишет, даже причиной болезни и смерти.

В Ветхом Завете люди были уверены, что невозможно увидеть Бога и остаться в живых. Новый Завет дает им возможность сесть с Ним за один стол.

Но это еще не значит, что отменяется дистанция между Богом и человеком, что человек может, образно говоря, открывать пинком дверь на небо.

Именно поэтому Вечеря Господня стала постепенно отделяться от обычного ужина. В Деяниях 20:7-12 мы читаем историю одного из таких собраний, которое проводил сам апостол Павел.

Христиане собираются вечером «первого дня недели», то есть в тот самый день, когда воскрес Христос и который называется теперь воскресеньем (у иудеев неделя завершалась субботой), Павел беседует с ними до полуночи, один из слушателей, заснув, случайно падает из окна и разбивается, но апостол, спустившись вниз, возвращает его к жизни! И только затем он «преломляет хлеб», то есть совершает Евхаристию, причем собрание продолжается дальше, до рассвета.

Удивительные слова Христа читаем мы в Откровении Иоанна Богослова: се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Ин. 3:20). Это не просто красивый образ; у нас действительно есть возможность принять участие в этой Вечере, она уже приготовлена для нас — осталось только услышать голос и отворить Христу дверь.

Источник: https://religiya.temaretik.com/897604305492904358/vydumali-li-pravoslavnye-tainstvo-prichascheniya/

Причастие в церкви: как проходит таинство

Один из основных священных обрядов православной церкви – причащение верующего. Таинство евхаристии, совершаемое искренне, по зову души, имеет большое значение для христианина. Прохождение священнодействия с пониманием сути и важности ритуала приводит к искреннему покаянию, получению прощения, духовному очищению.

Принадлежность человека к религиозной конфессии подразумевает соблюдение традиций. Что такое евхаристия? Важнейший религиозный обряд предполагает получение из рук священнослужителя и последующее вкушение хлеба с вином, символизирующих Плоть и Кровь Иисуса Христа.

Таинство включает молитвы, поклоны, песнопения, проповедь. Причастие в храме приобщает человека к Богу, укрепляет духовную связь с Высшими силами. Для проведения обряда в церкви требуется чистота верующего как физическая, так и душевная.

Причащению должна предшествовать исповедь и подготовка.

Совет

Обряд берет свое начало с Тайной Вечери, предшествовавшей распятию Христа. Собравшись с учениками за столом, Спаситель взял хлеб, разделил на части и раздал его со словами, что это Его Плоть. Затем Христос благословил чашу с вином, назвав ее содержимое своей Кровью.

Спаситель завещал последователям всегда совершать церемонию в память о Нем. Этому обычаю следует Русская Православная Церковь, в которой ежедневно проводится обряд евхаристии.

В допетровские времена действовало постановление, по которому все миряне были обязаны причащаться в церкви не реже раза в год.

Почему необходимо святое причастие

Таинство причащения имеет большое значение для верующего человека. Мирянин, не желающий совершать обряд евхаристии, отдаляется от Иисуса, заповедовавшего соблюдать традицию.

Нарушение связи с Богом ведет к возникновению смятения, страха в душе.

Человек, у которого причастие в церкви происходит регулярно, наоборот, укрепляется в религиозной вере, становится умиротвореннее, ближе к Господу.

Евхаристия – первый шаг, совершаемый человеком по направлению к Богу. Этот поступок должен быть осознанным, добровольным. Для подтверждения чистоты своего намерения мирянину следует подготовиться к причастию в церкви. Сначала требуется просить прощения у тех, кто может на вас обижаться. На протяжении нескольких дней до обряда взрослому человеку нужно:

  • Соблюдать пост, отказываясь от употребления мясных блюд, яиц, молочных продуктов. Пищевые ограничения налагаются на период от одного до трех дней – в зависимости от физического состояния.
  • Отказаться от привычки «поедать» себя и других. Внутреннюю агрессию следует свести к минимуму. Вести себя нужно доброжелательно к окружающим, полезна бескорыстная помощь ближним.
  • Исключить из обихода сквернословие, табак, алкоголь, интимную близость.
  • Не посещать увеселительные мероприятия, не просматривать развлекательные телепередачи.
  • Читать вечерние, утренние молитвы.
  • Посещать Литургии, слушать проповеди. Особенно рекомендуется посетить вечернее богослужение накануне дня причастия, прочитать Последование.
  • Изучать духовную литературу, читать Библию.
  • Исповедаться накануне причастия в церкви. Для этого требуется осмысление жизни, событий, поступков. Искренняя исповедь нужна не только как подготовка к причащению. Покаяние делает верующего человека чище, дает ощущение легкости, свободы.

Обряд причащения

В день проведения обряда нужно пропустить завтрак и прийти в храм пораньше, почувствовать атмосферу места, приготовиться, настроиться на нужный лад. Что такое причащение в церкви? Таинство начинается во время службы, ближе к ее окончанию.

Открываются Царские врата, и к посетителям выносится реликвия – чаша с освященными дарами – кагором и хлебом. Яства – символы Плоти и Крови Спасителя. Чашу устанавливают на специальное возвышение, именуемое амвоном.

Священник читает благодарственную молитву, предназначенную для причастия.

Как причащаться в церкви? Каждому прихожанину, подходящему к чаше, священнослужитель дает отведать яство из ложки. Нужно приблизиться, сложить руки крестом на груди, назвать свое имя. Затем следует поцеловать основание чаши.

Покидать храм можно после окончания богослужения. Перед уходом нужно поцеловать крест. Ритуал, проделанный искренне и от всего сердца, приближает верующего к Христу, дарит душе счастье, спасение.

Важно сохранить святую благодать в сердце после причастия, не утратить ее за пределами церкви.

Причастие ребенка важно для его духовного взросления. Ритуал нужен, чтобы малыш был под опекой ангела-хранителя, в честь которого он был окрещен. Первое причастие в церкви происходит после крещения. Детям до семи лет не требуется исповедоваться накануне. При этом неважно, насколько часто причащаются родители малыша в церкви и делают ли они это вообще.

Важное правило детского причащения в церкви – проведение обряда натощак. Разрешается позавтракать совсем маленькому ребенку. Кормить малыша лучше не менее чем за полчаса до обряда, чтобы он не отрыгнул.

После трех лет детей желательно приводить в церковь натощак, но строгого правила не существует. Важно, чтобы ребенок понемногу привыкал к ограничениям во время подготовки. К примеру, можно убрать игры, мультфильмы, мясо, что-то очень вкусное.

Соблюдение молитвенных правил детьми не требуется.

Обратите внимание

С младенцами можно приходить к самому причастию. С подросшими детьми разрешается приходить пораньше, смотря по тому, как долго ребенок выдержит стояние в храме.

Детям часто не хватает терпения, энергии у них наоборот много. Это нужно понимать и не заставлять малыша стоять на одном месте, прививая нелюбовь к обряду.

Во время причастия имя за маленького ребенка произносит взрослый. Когда малыш подрастет, он должен назваться сам.

Как происходит причащение больных

Если человек по состоянию здоровья не в силах прослушать литургию, принять причащение в стенах храма, это легко решается путем проведения обряда на дому. Тяжелобольные допускаются канонами православия к процедуре.

Читать молитвы и поститься не обязательно. Тем не менее, исповедь с покаянием в грехах необходимы. Больных разрешено причащать после принятия пищи.

Священнослужители часто посещают больницы, чтобы исповедать и причастить людей.

Обряд нужно проходить тогда, когда этого желает душа, когда есть внутренняя потребность. Количество причастий не регламентируется представителями Патриархии. Большинство верующих причащаются один или пару раз за месяц.

Проведение обряда необходимо для особых случаев – при венчании, крещении, на именинах, во время великих праздников. Единственное ограничение – запрет на причастие более раза за день.

Святые дары подаются из двух церковных сосудов, попробовать нужно только из одного.

Видео

Источник: https://sovets.net/7423-prichastie-v-cerkvi.html

Причастие в православной церкви – что это такое и как готовиться?

23 11 2015      Оля       4 комментария

Часто приходится слышать вопросы: причастие в православной церкви — что это такое, как к нему готовиться, и зачем, собственно, оно нужно. Так как вопросы эти важные, и нужные, то мы решили дать подробное разъяснение этого важнейшегоТаинства интересующимся православием и новоначальным, основываясь на Священном писании.

Что такое Причастие и как оно появилось

Для поддержания жизни человеческого организма необходимо питание: пища, питьё; а так же лечение, если он болен. Душа же человека, как субстанция более тонкой организации, нуждается в подкреплении особой – животворящей духовной пищей.

Как любящая мать никогда не оставляет своё чадо, но заботится и печется о нем; ещё более того — Господь не оставляет Своё творение, но промышляет о человеке, посылает ему в пропитание обилие плодов земных и питает Своих верных чад самой драгоценнейшей, безсмертной и нетленной Пищей: Самим Собой – Своими Пречистыми Телом и Кровью, преподаваемых нам в таинстве Причастия.

Посредством Причастия человек теснейшим образом соединяется со Христом, становится причастным Христу для обновления и укрепления духовных и физических сил человека и наследия им жизни вечной.

Господь говорит нам о таинстве Причащения:

Важно

Итак, видим, что чтобы соединиться с Богом и иметь вечную жизнь – нам нужно причащаться. Если у человека случается заражение крови, то, единственный способ спасти ему жизнь – это переливание ему здоровой крови.

Так же и с душой человеческой, заражённой грехом, единственный способ её спасения – «переливание» здоровой Крови, которая есть только у Самого Христа. И, как говорили святые отцы церкви, после вкушения Причастия «Кровь Христова течёт в наших жилах», «мы становимся сотелесными Христу».

Ведь больной и разрушенный орган в теле человека посредством пересадки заменяют на здоровый, чтобы человек мог жить дальше.

Так и в духовном смысле Тело Христово заменяет Собой больную страстями и язвами греховными часть души человека, питает её и животворит: «Потому что мы члены Тела Его, от Плоти Его и от Костей Его» ( Послание св.ап.Павла к Ефесянам: гл.5, ст.30).

Посредством святого Причащения Сам Господь Своей Пречистой Плотию входит в человека, дарует ему успокоение, очищение от грехов, радость от близкого присутствия Господа.

В таинстве Причастия христианин вкушает «источника безсмертного», получает способность духовно совершенствоваться, быть одним из участников блаженной и безсмертной жизни, которая, для человека, который благоговейно причащается Святых Христовых Таин,- начинается уже здесь, на земле, и является залогом его воскресения и вечной жизни.

История появления Евхаристии

Таинство Причастия ещё называют Евхаристией, что в переводе с греческого языка означает «благодарение».

Богослужение, на котором совершается таинство Причащения, называется Литургией (она совершается утром, а иногда бывает ночью), что означает «общественное служение».

Святая Евхаристия (таинство Причастия) в Православной Церкви является «Таинством таинств», сердцем Церкви, её основой и фундаментом, потому что без неё немыслимо и существование самой Церкви.

Таинство Евхаристии было установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом на последней Его вечере с учениками — Тайной вечере, накануне Крестных Страданий Спасителя.

Святой евангелист Лука дополняет повествование евангелиста Матфея — преподавая ученикам Святой Хлеб, Господь сказал им: «…Сие творите в Мое воспоминание». (Евангелие от Луки: 22, ст.:19-20); об этом же говорится в Евангелии от Марка: гл.14, ст.22-24, в 1-м послании к Коринфянам: гл.11, ст.:23-26.

Совет

После Воскресения Спасителя, ученики Христовы собирались в «день солнца» (теперь этот день именуется воскресеньем и в церкви он, также как и раньше, — является первым днём недели (седмицы)) для «преломления хлеба». Изначально это была трапеза, во время которой осуществлялось чтение Священного Писания, пение псалмов, говорилась проповедь, осуществлялась молитва. Иногда трапеза длилась всю ночь.

Постепенно (с течением времени общины расширялись), из вечери-ужина Евхаристия преобразовалась в богослужение, которое в нашей современной церкви тоже начинается с вечера: вечернее богослужение является первой частью воскресного (или праздничного) богослужения, а утреннее – Литургия – второй его частью, во время которой собственно и совершается святое таинство Евхаристии.

Как часто нужно причащаться?

Первые христиане каждый воскресный день причащались. В наше время, к сожалению не многие люди могут так часто к Таинству этому приступать по разным обстоятельствам.

В среднем, рекомендуется причащаться хотя бы раз в месяц. Ну, или, хотя бы минимум — каждый пост, которых в календарном году четыре, а значит – хотя бы четыре раза в год.

Но никак не менее одного раза в год – это, так сказать, уж «самый минимум».

Некоторые люди редко приступают к таинству Причастия, считая себя недостойными этого святого Таинства, для иных — причащение вообще превратилось в формальность: традицию, «для галочки» ну, или что-то в этом роде, когда люди без должной подготовки, осознания великой Святыни и чувства благоговения, или вообще, пробегая мимо, «забегают» причаститься.

Собственно, человек не бывает совершенно достойным в виду греховности натуры своей этого великого Таинства, так как все люди – грешники, а Евхаристия для того и дарована нам Господом, чтобы соделать нас более чистыми сердцем и душой и, соответственно, более достойными сего Божественного дара.  Исходя из вышесказанного, как часто причащаться — лучше решать индивидуально со своим духовником или со священником, у которого человек исповедуется, исходя из своего духовного возраста (уровня).

Как подготовиться к таинству Причастия?

Святые отцы церкви подчеркивали, что приступающий к сему святому таинству должен быть готов к встрече с Самим Христом – а как же иначе, ведь мы вкушаем Тело и Кровь Самого Господа!

Перед принятием Святых Таин православный христианин старается духовно собраться и сосредоточиться.

К Причастию нужно приготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, творении добрых дел (которые, впрочем, христианин должен совершать всегда, ведь «вера без дел мертва»).

Обратите внимание

Перед причащением христианин должен очистить свою совесть, а для этого , по традиции Русской церкви, ему необходимо прийти на исповедь для получения прощения в своих грехах.

То есть, человек должен осознавать, что перед ним в святой Чаше не обычная пища, не обычный хлеб и вино, а бессмертная Трапеза Господня – Пречистые Тело и Кровь Самого Господа, Сам Господь, причащаться которых надлежит со страхом Божиим, благоговением и верой. Неблагоговейное же отношение человека к Таинству подвергает его суду и осуждению. Один из учителей православной церкви писал:

Это по безмерной любви Господа к нам, и его безграничному милосердию, по снисхождению к немощной человеческой природе мы ощущаем хлеб и вино.

Надо сказать, что когда, ощущая свою греховность, человек не приступает в святому Причащению по собственному решению – это действие гордыни, так как недопустить ко Причастию может только священник.

Сокрушение от осознания своей греховности не является препятствием для христианина воспринимать Евхаристию, как праздник и радость от соединения с Господом, ведь Божественной Кровию смываются грехи наши, и врачуются греховные язвы наши.

И так, мы рассмотрели, в чем же состоит духовное приготовление к святому Таинству. Теперь рассмотрим физическую сторону сей подготовки.

Читайте также:  Псалом давида 6

Когда мы ждём в гости очень важного и авторитетного для нас человека, мы убираем свой дом: выметаем, вымываем, начищаем. Подобно этому, но только во множество раз тщательнее мы должны подготовить своё жилище – тело к принятию Самого Господа. Апостол Павел в 1-м послании к Коринфянам говорит:

Тело человека святой апостол уподобляет храму – как это ответственно и как же не приготовить тело свое ко Причащению?

Перед причащением необходимо:

  1. Соблюдать пост. Если это не один из четырёх постов календарного года, тогда рекомендуют поститься в среднем три дня, где рекомендуется семь дней, а кому – и хотя бы один день. Это лучше заранее решить индивидуально со священником.

    Во время поста не вкушают пищу животного происхождения, а во время строгого поста и рыбу – это тоже можно оговорить со священником. Во время поста воздерживаются от супружеских интимных отношений.

  2. Накануне Причастия положено быть на вечернем богослужении. В разных храмах различное время его начала, обычно начинается: где в 14.00 часов, где — в 15.

    00 ч, в 16.00 ч., в 17.00 ч. – это нужно узнать заранее в том храме, в который планируете идти на вечернюю службу.

  3. Вечером, накануне Причастия, нужно прочитать (в смысле не просто «вычитать»- как иногда говорят, а, читая, вникать в смысл читаемого, – молясь): вечерние молитвы («Молитвы на сон грядущим») и три канона: «Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу», «Канон молебный ко Пресвятой Богородице» и «Канон Ангелу-Хранителю».

    Читается также Канон ко причащению (Он содержится в «Последовании ко Святому Причащению»).

  4. После полуночи (после 24 часов ) уже ничего не едят и не пьют, так как принято приступать к Таинству Причащения натощак.
  5. Утром, после Утренних молитв дочитывается, что вечером не успели.

    (Бывает, что вечером не читают Канон из «Последования ко Святому Причащению», а утром, после утренних молитв читают всё «Последование ко Святому Причащению»).

  6. Перед причащением исповедь обязательна, которая в одних храмах проводится вечером после (во время) вечернего богослужения, в других – утром до (во время) литургии. Это тоже желательно уточнить заранее. В какой части храма проводится исповедь – тоже можно спросить у служителей храма.

Во время Причастия

  • После исповеди все верующие выстраиваются в очередь (в очереди к Чаше нужно не разговаривать, а молиться) к солее ( возвышение, на котором стоит иконостас, выступающее значительно вперёд), к центру солеи – к амвону (на уровне Царских Врат, со ступеньками).
  • Когда выносят Чашу с Дарами – сразу сделать перед Чашей три земных поклона (коснувшись лбом пола), но делать не перед самой чашей, чтобы не опрокинуть её, а поодаль от неё, стать в свою очередь, сложить крестообразно на груди руки (правая рука поверх левой) в знак своего смирения перед Господом.
  • Когда подошла ваша очередь – подойдите к Чаше, уже не крестясь и не кланяясь (чтобы не зацепить Чашу), назовите своё полное имя ( Иван, а не Ваня; Наталья, а не Наташа и т.д.), раскройте широко рот и, приняв Причастие – сразу проглотите его и поцелуйте ребро чаши.
  • Потом, не разговаривая, пройдите к столику, на котором чашечки с «теплотой»( тёплая вода для запивки Причастия, в которую может быть иногда добавлено немного вина) и заешьте кусочком просфоры, лежащей на тарелке на том же столике. Отойдите в сторону, чтобы не мешать другим причастникам.
  • После причащения нужно быть до окончания литургии и, лишь в крайне срочных обстоятельствах покидать храм до окончания литургии (приложиться к вынесенному священником кресту (поцеловать крест) и выйти из храма после закрытия Царских Врат.

После Причастия

После причащения необходимо:

1) Прочесть «Благодарственные молитвы по Святом Причащении» (все вышеуказанные молитвы и каноны есть практически в любой книге «Молитвослов»).
2) В день причащения воздерживаться от супружеских интимных отношений.

В Евхаристии Господь очищает, освящает и обоготворяет человека. В этом Святом Таинстве благодать Святого Духа прелагает хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы и преобразует причащающегося человека из помутнённого грехами в просвещённого Божественным светом и свободного от тяжкого груза грехов человека.

Приняв Тайны Христовы – мы уже несём в себе Самого Христа. Словно несём наполненную до краёв Божественной благодатью чашу – если будем неосторожны, то расплескаем содержимое чаши, а если споткнёмся и упадём – то потеряем и всё её содержимое.

С момента Причастия должна начаться подготовка к следующей Евхаристии и нужно следить за своим духовным состоянием, беречь его от греха.

Важно

И, если по слабости человеческой природы или по причине своего нерадения мы споткнулись, упали, снова согрешили- не медлите, спешите во врачебницу наших душ: кайтесь и исповедуйтесь, принимайте таинство Святого Причастия во спасение души и жизнь вечную.

Лариса Светозарова

Поделитесь информацией с друзьями в соцсетях

    

Источник: https://novomoskovsk-ua.info/chto-takoe-prichastie-i-dlya-chego-nuzhno-prichashhatsya/

Как правильно подготовиться к таинству причастия в церкви

Причастие — одно из самых главных и значимых обрядов в христианстве. В этот момент происходит единение с Иисусом Христом — Сыном Божьим. Подготовка к таинству представляет собой непростой процесс, занимающий длительное время.

Для верующего, совершающего первое причастие, важно знать, как проходит причастие в церкви, что нужно делать до и после обряда.

Это необходимо не только для того, чтобы не допустить ошибок, но и для обретения осознания будущего соединения с Христом.

Что такое причастие

Первое таинство причастия провел Иисус Христос, разделив хлеб и вино между своими учениками. Он заповедал своим последователям повторять это. Обряд был впервые совершен на Тайной Вечере, незадолго до распятия Божьего Сына.

Перед священнодействием совершается Божественная литургия, также именуемая Евхаристией, что в переводе с греческого языка означает «благодарение». Подготовка к обряду причастия обязательно должна включать в себя память об этом великом древнем событии. Это позволит познать таинство глубоко, затронет душу и разум.

Частота причастия

Насколько часто следует причащаться? Принятие таинства — дело сугубо индивидуальное, нельзя заставлять себя идти на это только потому, что обряд кажется необходимым. Очень важно причащаться по зову сердца. Если есть сомнения, лучше поговорить со святым отцом. Священнослужители советуют приступать к таинству только в случае полной внутренней готовности.

Православным христианам, в чьих сердцах живет любовь и вера к Богу, позволено совершать обряд без каких-либо ограничений. Если же в сердце есть сомнения, то причащаться можно не чаще одного раза в неделю или же раз в месяц. В крайнем случае, в периоды каждого большого поста. Главное — регулярность.

В древней литературе указано, что причащение хорошо проводить ежедневно в будний и выходной день, но благо приносит и выполнение обряда 4 раза в неделю (среда, пятница, суббота, воскресенье).

Единственный день, когда причащение является обязательным — Великий четверг. Это является проявлением уважения к древнейшей традиции, стоящей у истоков.

Некоторые священники утверждают, что слишком частое причащение неправильно. По правде говоря, согласно законам канона, это мнение неверно. Однако нужно хорошо видеть и чувствовать человека, чтобы понимать, нужно ему совершать это действие или нет.

Причастие не должно проходить по инерции. Потому, при его частом совершении, христианин должен постоянно быть готовым принять Дары, сохранять правильный настрой. На это способны немногие.

Особенно учитывая подготовку, которая должна проходить на регулярной основе. Не так-то легко соблюдать все посты, постоянно исповедоваться и молиться.

Священник видит, какой образ жизни ведет мирянин, этого не скроешь.

Молитвенное правило ко Причастию

Домашняя молитва имеет огромное значение в том, как подготовиться к причастию. В православном молитвослове есть последование, которое причастно к священнодействию. Его читают накануне проведения Таинства.

В подготовку входит не только молитва, читаемая дома, но и молитвы церковные. Непосредственно перед священнодействием нужно посетить богослужение. Также необходимо прочесть три канона: Матери Божьей, покаянный к Христу Иисусу и Ангелу Хранителю.

Эта подготовка позволит осознанно подойти к исповеди и причастию, почувствовать ценность Таинства.

Необходимость поста

Соблюдение поста — обязательное и неоспоримое условие перед причащением.

Христиане, которые постоянно соблюдают однодневные и многодневные посты, должны совершать только литургический пост. Это значит, что нельзя есть и пить с полуночи перед священнодействием. Пост продолжается непосредственно до момента Таинства.

Прихожане, недавно приобщившиеся к церкви и не соблюдающие никаких постов, должны пройти трехдневный или семидневный пост. Сроки воздержания должен устанавливать священник. Подобные моменты нужно обсуждать в храме, не стоит бояться задавать вопросы.

Внутреннее состояние перед Евхаристией

Нужно полностью осознать свои грехи перед причастием. Что нужно делать помимо этого? Чтобы грехи не приумножились, стоит воздерживаться от увеселений. Муж и жена должны отказаться от близкого телесного контакта за один день до причащения и в день его проведения.

Нужно обратить внимание на рождение своих мыслей, контролировать их. Не должно быть злобы, зависти, осуждения.

Личное время лучше проводить в одиночестве, исследуя Священное Писание и жития святых или же в молитве.

Самое важно для принятия Святых Даров — это покаяние. Мирянин должен абсолютно искреннее раскаяться в своих греховных деяниях. Именно для этого и проводится вся подготовка. Пост, чтение библии, молитва — это способы достижения нужного состояния.

Действия перед исповедью

Исповедь перед священнодействием очень важна. Необходимо попросить об этом священника той церкви, в которой будет проходить Таинство.

Подготовка к обрядам причащения и исповеди — это процесс исследования своего поведения и мыслей, избавление от греховных действий. Обо всем, что было замечено и осознанно, нужно исповедоваться. Но не следует просто перечислять свои грехи как список. Главное, быть искренним. Иначе для чего же проводилась такая серьезная подготовка?

Совет

Осознание грехов необходимо для того, чтобы понимать, о чем нужно поделиться со священником. Ведь случается так, что прихожанин не знает с чего начать беседу.

Стоит понимать, что батюшка всего лишь посредник между Богом и людьми. Следует говорить без стеснения. Все сказанное останется только между человеком, священником и Господом. Это нужно для того, чтобы ощутить жизненную свободу, достигнуть чистоты.

День принятия Святых Даров

В день Таинства следует соблюдать определенные правила. Принимать дары можно только натощак. Курящий человек должен воздерживаться от своей привычки до того момента, пока не будут приняты тело и кровь Христовы.

Во время вынесения Чаши нужно подойти к алтарю. Если пришли дети, следует пропустить их вперед, они всегда причащаются первыми.

Не нужно креститься возле чаши, надо поклониться, скрестив руки на груди. Перед тем как принять Дары, нужно назвать свое христианское имя, а затем сразу вкусить их.

Действия после причастия

Следует знать и о том, что нужно совершить после того, как священнодействие совершилось. Надо поцеловать край Чаши и подойти к столу с просфорами, чтобы съесть кусочек.

Не надо спешить покинуть церковь, еще нужно поцеловать напрестольный крестик, находящийся в руках священника. Еще в церкви читаются молитвы благодарности, которые также нужно выслушать.

В случае крайнего недостатка времени можно прочитать молитвы дома. Но сделать это необходимо обязательно.

Причастие детей и больных

Существуют следующие моменты, касаемые причащения детей и больных людей:

  • Деткам до семи лет не нужно проходить подготовку (исповедь, пост, молитва, покаяние).
  • Младенцы, которых крестили, причащаются в этот же день или во время следующей литургии.
  • Тяжелобольные тоже могут не готовиться, однако, если есть такая возможность, стоит пройти исповедь. Если же больной не в состоянии это совершить, священник должен произнести фразу «Верую, Господи, и исповедую». После чего сразу причастить.
  • Не отказывают в священнодействии и тем людям, которые отлучены от причащения на время, но находятся в предсмертном положении или в состоянии опасности. Но в случае выздоровления, запрет снова вступит в силу.

Не все люди могут принять дары Христовы. Кто не может этого сделать:

  • Те, кто не пришел на исповедь (кроме маленьких детей и тяжелобольных);
  • Прихожане, которым запрещено принимать Святые Таинства;
  • Умалишенные, в том случае, если они богохульствуют, находясь в припадках. Если они не имеют такой склонности, им разрешается причащаться, но не каждый день;
  • Супруги, имевшие интимный контакт, незадолго до Таинства;
  • Женщины, у которых в тот момент происходят месячные.

Чтобы ничего не забыть, следует ознакомиться с памяткой, составленной на основе всего вышеизложенного:

  1. Осознать грехи;
  2. Покаяться в содеянном, не иметь злых намерений, не распространять плохие вести;
  3. Подготовиться к исповеди. Понять, какие есть грехи;
  4. Искренне исповедаться, ничего не скрывая;
  5. В случае необходимости, поститься;
  6. Прочитать молитвенное правило ко причастию;
  7. Причаститься;
  8. Сохранять чистоту в будущем.

О том, каким должно быть поведение в церкви во время причащения:

  1. Приходить на литургию вовремя.
  2. При открытии Царских врат перекреститься, затем крестообразно сложить руки. Таким же образом подходить к Чаше и отходить от нее.
  3. Подходить нужно справа, а левая сторона должна быть свободна. Не толкать других прихожан.
  4. Соблюдать очередность причащения: епископ, пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, дети, взрослые.
  5. Женщинам нельзя приходить в храм с накрашенными губами.
  6. Перед принятием Священных Даров нужно назвать свое имя, данное при крещении.
  7. Не нужно креститься перед Чашей.
  8. Если Святые дары будут складывать в две или более чаши, надо выбрать только одну из них. Причастие больше 1 раза за день является грехом.
  9. Если благодарственные молитвы не были прослушаны в церкви, нужно прочесть их дома.

Подготовка к причащению — это очень серьезная последовательность. Все советы необходимо строго соблюдать, чтобы быть готовым принять Священные Дары. Молитва нужна для осознания, пост для телесного очищения, а исповедь для очищения духовного.

Осмысленная подготовка поможет разглядеть глубокий смысл Таинства. Это действительно контакт с Богом, после которого жизнь верующего меняется.

Но следует помнить, что недавно вставшие на путь религии не смогут причаститься и за один раз в корне все исправить.

Это естественно, ведь грехи накапливаются годами, и избавляться от них тоже нужно последовательно. Причащение — первый шаг на этом непростом пути.

Источник: https://1001molitva.ru/tainstva/kak-pravilno-podgotovitsya-k-tainstvu-prichastiya-v-tserkvi.html

Ссылка на основную публикацию