Спасо-яковлевский димитриевский мужской монастырь в ростове

Спасо-Яковлевский монастырь

Спасо-Яковлевский монастырь находится примерно в полутора километрах к югу от Ростовского Кремля. Над водами озера Неро он поднимается подобно граду Китежу.

Монастырь был основан в 1389 году епископом Иаковом. По легенде, изгнанный из города за помилование ожидавшей казни преступницы, Иаков поселился недалеко от Ростова рядом с источником.

Здесь он своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Со временем вокруг этого храма сформировалась община, и так образовалась новая обитель.
“Яковлевским” монастырь называют по имени основателя.

После того, как в местном соборе упокоились мощи святого Димитрия Ростовского, монастырь стали называть ещё и “Димитриевским”.

Обратите внимание

Два ростовских святителя – Димитрий и Иаков – духовные столпы и небесные покровители Спасо-Яковлевского монастыря. Основателем обители был святитель Иаков, но подлинный расцвет монастыря связан с именем святителя Димитрия, митрополита Ростовского, управлявшего епархией в начале XVIII века. Мощи святителя Димитрия стали главной монастырской святыней.

Спасо-Яковслевский Димитриев монастырь был крупным духовным центром России, его многократно посещали представители царствующей фамилии и высшей знати.

На территории обители несколько величественных храмов. При входе в монастырь слева вы видите собор святителя Дмитрия Ростовского, который был построен в конце XVIII века на деньги графа Николая Петровича Шереметьева в стиле классицизм. Со всех сторон фасады храма украшены большими многоколонными портиками коринфского и ионического ордера. Венчает сооружение большой купол с одной главкой.

За собором возвышается трехъярусная колокольня со шпилем, построенная примерно в 1776-1786 годах и украшенная парами колонн (на фото ниже по центру).

Далее вы увидите ещё один впечатляющий собор, который на самом деле представляет собой два соединённых между собой храма – к собору Зачатия Святой Анны (на фото ниже он находится справа) позже была пристроена церковь святителя Иакова Ростовского (на фото слева).

Собор в честь Зачатия праведной Анною пресвятой Богородицы – самое старое здание обители, он начал строиться ещё при митрополите Ионе Сысоевиче в 1686 году. Это классический для своего времени монастырский собор. Центральный купол – золотой, а малые – синие (это цвет Богородицы) с золотыми звёздами.

В 1689 – 1690 годах храм был расписан мастерами из Ярославля, и его фрески считаются великолепными образцами религиозной живописи. В верхнем ярусе изображена ветхозаветная история об Аврааме и явлении ему Святой Троицы, в нижнем располагаются евангельские сюжеты.

Яковлевская церковь святителя Иакова Ростовского пристроена вплотную к стене Зачатьевского собора. Храм в стиле классицизм строили с 1824 по 1826 год на пожертвования княгини А.А. Орловой-Чесменской.

Очевидно, чтобы воссоздать симметрию ансамбля монастыря, архитектор Паньков повторил элементы соседнего Димитриевского храма в северном фасаде новой церкви.

В центре территории монастыря находится маленькая деревянная Часовня над источником Святого Иакова. Говорят, что целебные свойства этого источника были известны издавна.

Важно

Монастырь окружают каменные стены с четырьмя башнями и двумя въездными воротами. В угловой юго-западной башне находится смотровая площадка, куда можно подняться паломникам и туристам. Отсюда открывается вид на озеро и на весь монастырь. Ежедневно с 10.00 до 17.00. За символическую плату.

Жилые и хозяйственные постройки монастыря включают настоятельский корпус, трапезный корпус и братские келейные корпуса.

Рядом с восточной стеной монастыря вне его стен стоит ещё одна церковь – это Спасо-Преображенский собор Спасо-Песоцкой обители, присоединённой к Яковлевскому монастырю в 1765 году.

Храм был заложен княгиней Марией в память её погибшего мужа князя Василько. Существующее здание построено в XVII веке на месте прежней деревянной церкви.

Известно, что здесь погребена сама княгиня, её сын князь Глеб Белозерский, а также епископ Угличский Амфилохий.

При посещении Спасо-Яковлевского монастыря мы, к сожалению, были ограничены во времени. Но, конечно, я бы рекомендовала посетить этот монастырь с экскурсией. Экскурсия включает посещение Димитровского собора, Яковлевской церкви, а также Зачатьевского собора с осмотром фресок XVII века; подъём на башню монастыря и на балкон для певчих, а также посещение подземного Воскресенского храма.

Главные святыни Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом:

  • мощи святителя Димитрия Ростовского (1709 г.),
  • мощи святителя Иакова Ростовского (XIV век),
  • чудотворный образ Богородицы – келейная икона святителя Димитрия “Ватопедская” (или “Отрада и Утешение”).

Возможно, вам также будет интересно:

Источник: http://mementovitae.ru/spaso-jakovlevskii-monastyr

Ростов Великий: Спасо-Яковлевский мужской монастырь

Путешествуя самостоятельно по городам Золотого Кольца России, мы неожиданно попали на удивительную экскурсию в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом Ярославской области.

Мужская обитель находится в недалеко от Ростовского Кремля, на берегу озера Неро. Это очень необычный водоем: несмотря на большие размеры, его средняя глубина всего 1.5 метра. Но на дне 20-30 см слой ила, который называется сапропель.

Это отличное удобрение для садов и огородов. Но вот купаться из-за него в озере Неро затруднительно: здесь нет песчаных пляжей.

Совет

Даже Петр-1 отказался строить свою потешную флотилию на Неро, хотя изначально планировал именно это место. Написав собственной рукой неблагозвучный отзыв: «А Ростовское озеро — это грязная лужа», он уехал в Переславль, где уже и основал свою флотилию на Плещеевом озере.

Но это уже совсем другая история. Здесь же хочу поделиться своими впечатлениями об одном из старинных монастырей Ростова Великого: Свято-Яковлевском Дмитриевском.

Невероятная история рождения обители

Этот древний монастырь ещё в 14 веке основал епископ Яков (Иаков), который за спасение от казни преступницы был изгнан из города решением князя и горожан. Тогда святитель вышел за границу города, пришёл на берег озера, снял мантию, перекрестил её и положил на воду. А сам встал на неё, и она поплыла под ним как ладья.

Чудо это сотворил святой Яков для того, чтобы показать людям, что и спасение преступницы, и выбор места для святой обители, и все его поступки совершены не по воле человека, но по воле Божьей, при помощи Божественного указания.

На обозначенном месте Яков построил деревянную церковь в честь Зачатия праведной Анны Пресвятой Богородицы и рядом поставил свою келью. Это произошло в конце 14 века.

Так получилось, что рядом с построенным Спасо-Яковлевским монастырём уже стоял, построенный в 13 веке, на 150 лет ранее мужской Спасо-Песоцкий монастырь. Его еще называли «Спаский на Песках».

В 1271 году его основала княгиня Ростова — Мария. После смерти мужа в битве с захватчиками-татарами, она сама управляла Ростовским княжеством. Учёные считают, что она была единственной женщиной, писавшей на Руси летописи.

Так и стояли рядом два монастыря почти 400 лет. Но потом, по указу Екатерины-2, они объединились в один. От названия одного взяли «Спасо», от другого — «Яковлевский» и ещё добавили «Димитриев» — имя святителя, прославившего этот храм. При этом Свято-Песоцкий, хоть и был наиболее богатым и более старым, был приписан к Яковлеву монастырю.

Обратите внимание

В наши дни от этого древнего монастыря сохранился лишь Свято-Преображенский храм, которые немного обособленно располагается рядом с Яковлевской обителью.

Достоверно известно, что царские особы не обходили своим вниманием Ростовский монастырь. Например, кроме многочисленных грамот на владение землями царь Алексей Михайлович в 1652 году сделал обители ценный подарок: 60-килограммовый колокол, хранившийся в храме до 20 века.

История канонизации митрополита Димитрия

Таким образом, к концу 17 века на территории монастыря стояли каменный Троицкий храм, чуть позже переименованный в Зачатьевский. При нём была колокольня, каменная трапезная и деревянные кельи.

Примерно в это время здесь был похоронен митрополит Димитрий, согласно его завещанию, но вопреки обычаю, по которому такой высокий чин как митрополит должен быть похоронен в кафедральном соборе города.

Это событие имело большое значение для дальнейшей судьбы Ростовского монастыря, так как меняло его статус в глазах сильных мира сего. Очень почитали Димитрия Ростовского царствующие особы, и после его захоронения монастырь вообще стал неприкасаемым. Через 50 лет мощи святителя были обретены нетленными. И произошло это так.

Когда при ремонтных работах в храме вскрыли гроб Димитрия, то увидели нетленные мощи его. Тут же стали происходить чудесные исцеления, молва о которых пронеслась по всей России. Дело в том, что до Димитрия более 100 лет не было в России случаев канонизации. Поэтому этот удивительный факт дошёл аж до самой царицы!

И она, императрица Елизавета Петровна, преподнесла серебряную раку и одежду из золотой парчи для мощей святого Димитрия. В Ростовском музее хранится реальная книга, в которой описано более 300 удивительных, доказанных врачами, фактов исцеления людей у нетленных мощей святого митрополита Дмитрия.

После революции 1917 года рака с мощами была передана в музей Ростовского Кремля. А в 1991 году святые останки были с крестным ходом возвращены в Яковлевский монастырь. Но пока находятся не в Зачатьевском храме, где были обретены, а в Дмитриевском.

Великая, святая Русь!

Весть о новом святом быстро разлетелась в православном мире. Русские люди свято верят в чудеса. Жители Темерницкой крепости в честь нового святого решили переименовать своё поселение-крепость и назвать её в честь святителя Димитрия Ростовского.

Слобода вокруг этой крепости стала называться Ростовской. А позднее, там возник город Ростов. И чтобы не было путаницы с именами городов, к его названию стали прибавлять «на Дону». Так и возник Ростов-на-Дону. А в центре города стоит памятник святителю Дмитрию.

Вот так и появилось в России два города с одинаковым названием. И что интересно, во втором городе, который расположен на Дону, проживает сейчас более 1 миллиона человек. В то время как в более старинном Ростове Великом — всего чуть более 30 тысяч.

Важно

А на территории монастыря продолжалось каменное строительство и обустройство его земель. В начале 20 века восхитительный колокольный звон Яковлевского монастыря создавали 22 колокола. Самый большой из них весил около 13 тонн, и считался одним из трёх самых тяжёлых колоколов Ростова Великого.

Был здесь разбит и великолепный сад с плодовыми деревьями. Для ухода за растениями нанимали садовника, который получал 10 рублей в год! Тогда это были большие деньги…

После революции жизнь в монастыре в корне изменилась

После революции Спасо-Яковлевский монастырь утратил своё особое положение, свою неприкосновенность. В кельях для монахов были обустроены жилые комнаты для рабочих, склады. Здесь же находился Детский дом. Действовал лазарет, при котором жили врачи и служащие учреждения.

Есть даже письменные свидетельства того, что на монастырских землях находилась тюрьма, колония и концлагерь для «заключённых буржуев». За послереволюционный период монастырь потерял 888 кг серебра и 2 кг золота. Всё перевернулось с ног на голову, но… такое было время!

Но и тут монастырю повезло: его архитектурный ансамбль полностью сохранился, никакая из монастырских построек не была разрушена. И в 80-х годах 20 века он как филиал Ростовского музея стал принимать у себя экскурсионные группы. Но это состояние длилось недолго, и в начале 90-х монастырь вновь стал действующим.

Современная территория монастыря

Величие храма в честь святого Димитрия Ростовского

Большой величественный храм с колоннами в честь Димитрия Ростовского был воздвигнут в 1801 году на средства знаменитого графа Николая Петровича Шереметьева. 55000 рублей стоило само строительство и 10000 — внутреннее убранство.

В настоящее время в храме хранятся святые мощи Димитрия Ростовского, а рядом — чудотворная икона Богородицы «Отрада и Утешение» — это келейная икона святителя.

Удивительна история её написания. Оригинал святыни находится на горе Афон, в Ватопедском монастыре. А здесь художник немного перепутал: и список написан с точностью до наоборот, в зеркальном отражении. Вот такая история!

В годы советской власти её хранила в своём доме семья одного священника, потом передали её монастырю. Сейчас мощи Дмитрия Ростовского находятся в главном соборе Яковлевсгого монастыря. В правой части от алтаря на возвышении под мраморной сенью  установлена рака, а рядом на стене висит чудотворная икона Божьей Матери «Отрада и Утешение».

Иконостас храма в честь святителя Димитрия Ростовского имеет форму триумфальной арки. Такие варианты встречаются в Российских церквях достаточно редко.

Кроме огромных икон святителя Иакова и святителя Димитрия здесь находятся ещё и другие святыни: иконы святителю Николаю чудотворцу и первому святому Ярославской земли — святителю Леонтию, жившему в 11 веке. Две эти иконы необычны тем, что выполнены прямо на холсте, у них нет твёрдой основы.

Удивителен пол, выложенный еще дореволюционной плиткой. Даже не верится, что все это могло сохранится в таком качестве более 100 лет!

Совет

Очень красиво выписано подкупольное пространство, стены украшены лепниной. Еще одним элементом дворцовой архитектуры служит изящный балкончик, предназначенный для церковного хора.

Нашей небольшой экскурсионной группе было позволено зайти в потайную дверь и подняться по старинной винтовой лестнице, которая находится внутри храмовой стены, почти на самый верх: под купол.

Пройдя сквозь чердачное помещение, мы оказались именно на этом красивом балконе, где раньше и сейчас располагается церковный хор во время Богослужения.

Было немного страшно от такой высоты и близости церковного купола. Но так прекрасно отсюда был виден весь собор. А уж акустика — просто замечательная!

Храм свт Иакова Ростовского и Зачатьевский собор

Эти две церкви располагаются тесно друг к другу. Та, что с зеленым куполом — освящена в честь святителя Иакова Ростовского, ну а собор в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы находится под 5 куполами: центральным золотым, который окружают 4 синих со звездами.

Читайте также:  Канон по исходе души от тела

Храм в честь свт Иакова (основателя монастыря) был построен 1836 году. Его пристроили в притык к северной стене Зачатьевского собора.

Но на самом деле здесь даже 3 церкви! В 1912 году под Яковлевским храмом еще была освящена подземная церковь с элементами некоторых храмов Палестины. Она освящена в честь Воскресения Господня. К сожалению, сейчас не действует из-за проблем с влажностью, потому что находится ниже уровня земли.

В храме в честь святителя Якова — основателя обители — бережно под спудом хранятся его мощи, а также частица мощей преподобного Авраамия, основателя другого монастыря в городе Ростове — Богоявленского. Интересный факт, что монастырь этот был построен на месте языческого капища.

На месте деревянной церкви в честь Зачатия праведной Анны Пресвятой Богородицы в 1686 году был построен величественный каменный собор ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем, который построил в Ростове Кремль.

Удивителен иконостас Зачатьевского храма — иконы здесь выписаны художниками прямо на каменной стене. Такие иконостасы редко встречаются в России, а вот в Ростове Великом — наоборот.

На одной из стен храма была найдена надпись, оставленная первыми художниками, которые расписывали этот собор. Современных иконописцев очень удивила расшифровка. Оказалось, что росписью собора занималось 6 ярославских художников, которые расписали церковь всего за 2 месяца и 1 неделю.

Обратите внимание

В церкви находится мраморный постамент на месте, где изначально был похоронен святитель Димитрий Ростовский в 1709 году и где через 42 года после его смерти были обретены его нетленные мощи.

В Зачатьевском храме есть одна конструктивная особенность, которая не встречается ни в одном другом российском храме: арки переброшены со всех сторон: они идут от стен к столпам, между ними, от столпов к иконостасу. То есть получается как бы промежуточный арочный ярус, а своды и потолок находятся еще выше.

А еще нам рассказали оригинальную историю о том, что при проектировании храма Иона Сысоевич забыл, что на этих арках могут находиться люди. Поэтому была прямо в каменной стене собора сооружена лестница, по которой можно было подняться наверх.

Когда в 1913 году в этой церкви побывал император Николай-2, ему было позволено подняться по ней. Обычным людям, в том числе и современным паломникам, такая честь не оказывается.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/rostov-spaso-yakovlevskij-monastyr/

Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь

09:00–09:40

В Средневековье Ростов Великий считался духовных центром Руси, а потому свое знакомство с древним городом мы начинаем со старинного Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря, основанного в 1389 году епископом Св. Иаковом.

Сведения о его жизни сохранились в описании обители, вышедшей в свет в середине XIX столетия. Чему верить в этой книге, а чему — нет, решайте сами, но в жизнеописании говорится следующее: родился Иаков под Ростовом, еще в юном возрасте он принял иночество и дослужился до сана епископа Ростовского.

Однако его добрый поступок, когда он повелел помиловать раскаявшуюся в супружеской измене женщину, пришелся не по нраву горожанам и князьям, и за это его изгнали из города. Пришел тогда Иаков к озеру, положил на воду мантию, ступил на нее и поплыл прочь.

Увидев это, люди поняли свои ошибку и стали просить прощения, Иаков же, простив паству, не вернулся больше в Ростов, а поселился в тихом месте в полутора верстах от города.

На берегу озера он выстроил себе хижину, где проводил дни и ночи в молитвах, а вскоре собственными руками поставил небольшой деревянный храм, освятив его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Скоро стали стекаться сюда последователи — так появилась мужская обитель.

Именовался сперва монастырь Зачатьевским, а затем, после смерти основателя, его стали называть Иаковлевским (Яковлевским).

Первые его строения были сплошь деревянными и до наших дней не дожили, а вот в 1686 году был возведен Троицкий (позднее Зачатьевский) собор, только уже в камне.

Важно

Пятиглавый храм строился в нарядном стиле узорочья, а внутри был расписан чудными фресками, которые сохранились по сей день.

В самом начале XVIII столетия монастырь перешел под опеку митрополита Димитрия Ростовского — по велению Петра I в 1702 году митрополит прибыл в Ростов, где был торжественно встречен в Яковлевской обители, согласно преданию, в тот же день указал он место своего будущего погребения — в юго-западном углу монастыря. Там его и похоронили спустя семь лет, а над могилой выстроили деревянную гробницу.

В 1752 году при проведении ремонтных работ были обретены мощи Димитрия Ростовского, чудным образом тление не тронуло ни тела, ни одежды усопшего митрополита — спустя несколько лет он был причислен к лику святых, и в монастырь сразу же потянулось множество паломников, а сама императрица Елизавета Петровна велела изготовить для мощей раку из чистого серебра. Нужно сказать, что монастырь никогда не бедствовал, а только расцветал — к середине XVIII века здесь вместо деревянных построек выросли каменные — ограда с легкими изящными башнями, трехъярусная колокольня, настоятельский корпус, двухэтажные братские кельи, а к концу столетия своими милостями обитель стал осыпать граф Шереметев. В 1795–1801 годах здесь был выстроен величественный собор, которому надлежало быть достойным Димитрия Ростовского — по задумке графа, сюда должны были перенести его мощи по окончании строительства. Собор, в самом деле, вышел великолепным — строгие черты классицизма подчеркивали стройные колоннады портиков, изящная лепнина и скромные, но искусно выполненные рельефные изображения сюжетов из жития святых. Однако, несмотря на красоту храма, духовенство отказалось переносить сюда мощи Димитрия Ростовского, приняв во внимание прижизненную волю митрополита.

В 1836 году монастырский двор украсила еще одна церковь, выстроенная графиней Орловой-Чесменской — освятили ее в честь основателя монастыря Иакова Ростовского.

Получилось так, что все три храма стали в один ряд, что подчеркивает строгость архитектурного ансамбля.

При всей своей простоте он удивительно гармоничен — все строения — каменная ограда, корпуса иноков и настоятелей, легкие башенки, возвышающиеся над стенами, красивейшие Водяные ворота, ведущие к озеру, храмы — словно подчинены единому стилю и ритму.

Чуть в стороне виднеется белокаменные стены и серебристые главы Спасо-Преображенского собора — когда-то здесь, еще до основания обители св. Иаковом, располагался женский монастырь, выстроенный княжеской дочерью Марией.

После гибели ее супруга Василька в битве с татарами на реке Сить, она не смогла оставаться среди людей, а основала Спасо-Песоцкую обитель, где и прожила до самой смерти.

Совет

Во второй половине XVIII столетия монастырь упразднили и приписали его к мужскому монастырю, из всех строений остался только красивейший собор.

Источник: https://localway.ru/rostov_veliky/poi/spaso_yakovlevskiy_dimitriev_muzhskoy_monastyr_307672

Спасо-Яковлевский монастырь (Ростов Великий – Ярославская область)

Екатерина ★★★★★

 (24-02-2019)

Очень красиво, тихо, спокойно. Есть чудотворные фрески (попасть можно только с экскурсией) и мощи святых. Брали индивидуальную экскурсию за 450 рублей и узнали много интересного из истории монастыря.

На территории монастыря есть источник. Как нам сказали вода в нем по составу приблизительно такая же как Есентуки 16.

Воду можно набрать с собой, но через три дня ее свойства пропадают, выпадает осадок и можно пользоваться просто как обычной питьевой водой

 (23-04-2018)

Великолепное место. Притягивает и красотой, и необычной архитектурой, и каким-то общим ощущением покоя и радости.
Если приехать в интервале с 10:00 до 17:00, вполне реально договориться об индивидуальной экскурсии (за двоих с нас попросили 400 руб.

) , в которую входят, помимо рассказа о монастыре, осмотр обычно закрытой реставрируемой Зачатьевской церкви и подъем на балкон Димитриевского собора, почти под купол. По идее, ещё должен быть спуск в подземную часть храма, но нам при начале экскурсии в 10:15 чуть-чуть не хватило времени, т. …к.

уже в 11:00 ждали большую туристическую группу. Но экскурсовод заверила, что мы не много потеряли, т.к. подземелье ещё совсем не восстановлено. Зато бонусом идет проход на смотровую площадку (уже без ограничения по времени). Присоединяюсь к мнению, что на неё надо подняться обязательно – виды чудесные и на территорию, и на озеро.

Плюс можно немного прогуляться по стене до следующей башни.Также, даже если не попали на экскурсию, непременно стоит зайти в Димитриевский собор. Его внутреннее убранство крайне оригинально и изящно. Иконостас в виде триумфальной арки с колоннами и настоящая лепнина вместо привычной гризайли уже вызывают ощущение восторга.

А это всего лишь малая часть общей красоты.

В монастыре и у его стен провели в общей сложности более 2-х часов и уходить совсем не хотелось.

 (26-11-2017)

Очень красиво. Обязательно надо подняться на смотровую башню.

 (31-07-2017)

03.01.2015Всем хорош-и формами, и скульптурами, и барельефами,и видами с башен на озеро, и тишиной, и незаметностью “жителей”, и историей. Зимой-печальный, летом-весной-нарядный и сдержанный.Но притягательный всегда! Восстановили бы уже гостиницу!31.07.2017

Удалось проникнуть в Зачатьевский Собор.Самый старый Собор монастыря.Интересен большим количеством сохранившихся фресок(одна из которых-Икона «Зачатие праведной Анны»,пользуется “спросом” у верующих,находится справа,на алтарной стене,закрыта …

стеклом;балконом/галереей,идущей на значительной высоте,под куполом;историей!

Красиво и спокойно. Необычная для Руси архитектура. Несколько напрягает громогласная тетушка, торгующая билетами на смотровую площадку. В остальном всё пристойно и благочинно. Неплохое кафе-трапезная.

Обратите внимание

Спокойно, красиво, умиротворяюще. Во время экскурсии посетили 3 храма, каждый имеет свой интерьер, один с редким арочным сводом. В одном из храмов с экскурсией разрешают подняться на верхний балкон, также очень интересно посмотреть на храм и алтарь сверху и очень необычно быть так высоко и близко к своду. Территория небольшая, неплохой вид со смотровой площадки.

Место красивейшее!!!В центре есть источник с водой.Если нет тары,то можно купить разного объема.Взяли воду,но к вечеру она помутнела и пожелтела.Со слов местных жителей-это не источник,а скважина.Но ничего-польем цветочки.А в остальном,все поражает сильной энергетикой этого места!!!

Прекрасный, ухоженный монастырь. Обязательно нужно сходить на смотровую площадку, чтобы вкусить всю красоту сего места.

 (8-05-2016)

Оооочень божественное место.

Попала с утра на службу, постояла там, слезы бежали ручьем, еле остановила, на столько там святое место! Далее погуляла по самому периметру, красиво, очень старая сама церковь, красивая архитекрутра, частично на реставрации.

Есть небольшой прудик с лавочкой, а также место со святой водой. округе все зелено, аккуратно и чисто. На верх не забиралась, приехала рано, но не это главное там. Охранник кстати человечный там, ему ообенное спасибо!)))

Посетили Монастырь 7 мая 2016 года. Вход на территорию бесплатный, а вот на смотровую площадку берут 50 рублей с человека.

Если честно, оно того не стоит, хотя если делать панорамные фото, то конечно место хорошее. На территории находятся две церкви, очень красивые внутри, посетить стоит.

В центре расположен святой источник, к сожалению, пить не из чего, поэтому бутылки лучше заранее взять с собой.

путешественник ★★★★☆

 (18-04-2016)

Монастырь производит достаточно приятное впечатление. Идет реставрация. Территория поделена на две части. Одна для служителей культа. Вторая для тех, кого они просвещают. Смотровая площадка была уже закрыта.

Я обошла монастырь и полюбовалась озером с задворков. Дальше по берегу …. Литературный язык не может выразить всей полноты эмоций. Все загажено пластиковыми бутылками, пакетами… Культурные отдыхающие постарались.

Украсили просторы Родины, кто насколько мог.

Важно

Впервые мы посетили Спасо-Яковлевский монастырь, по-моему, в 1990 году. С той поры он сильно изменился: теперь он поражает своей парадностью, культивированной красотой. Да, половина территории недоступна.

Да, за подъём на стены надо платить. Но это Золотое кольцо, где нелепо ждать божественной благодати от сильно раскрученного туристического объекта. Тем не менее это не означает, что можно проехать мимо.

Архитектура прекрасна и необычна для этих мест, особенно впечатляет храм Димитрия Ростовского. На половину территории доступа нет и веет строгостью, так что сразу видно, что монастырь действующий (но ни одного священнослужителя мы не заметили). Вода в источнике может и святая, но пахнет и выглядит подозрительно. Удивительное место.

Монастырь красивый,великий ,был там много раз и всегда туда тянула. Но 24.10.2015г.моё мнение резко изменилось. Стали брать за посещение стены 50 руб. Но это ладно хоть и не приятно.

Продавщица иначе и не назавеш из церковной лавки кричала на весь монастырь чтоб оплатили вход, как на рынке. Стыд. Но самое главное светая вода как она там называется тухлая и ржавая. Которую набираеш в центре монастыря в бесетки.

А на следующий день она стала желтая как ржавая вода ивонять ещё больше. Позор обитателем …

монастыря да и Ростовской патриархии.

Источник: https://autotravel.ru/otklik.php/1

Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь в Ростове Великом

Адрес: улица Энгельса, 44. Телефон: +7 (48536) 7-43-69. Время работы: богослужения по будням начинаются в 6:00 и в 17:00, по выходным – в 8:20 и в 17:00.

Строительство монастырей на реках или озерах имеет давнюю традицию, связанную с необходимостью защищать любой населенный пункт в случае внезапного нападения врагов.

Читайте также:  Жизнь священномученика фаддея успенского

В городах Руси природно-оборонительные преграды не были редкостью, особенно в пограничных районах. Например, в городе Ростов Великий на берегу озера находится несколько монастырей, которые построены как церковные обители и оборонительные сооружения.

Среди них выделяется Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырский комплекс, имеющий интересную историю создания и развития.

История Спасо-Яковлевскго Дмитриев монастыря

На озере Неро в XII -XIV веках велось активное возведение церковных объектов, появление которых должно было способствовать укреплению позиций христианства. В середине 1250-х гг. здесь возникает женская обитель, основанная княгиней Марией Михайловной. После смерти своего мужа – князя Василька Ростовского – она решила уйти в монастырь и перед смертью принять постриг.

Заложенное Марией сакральное сооружение получило название Спасо-Песоцкий, или Княгинин монастырь. От той обители сохранился лишь храм Спаса.
В конце 1380-х гг. святителя Ростовской епархии Иакова изгнали из города местные жители. По преданиям, он переплыл озеро на плаще и сошел на берег около Спасского монастыря.

Тут-то им и была заложена мужская обитель, называвшаяся сначала Зачатьевской, а после – Яковлевской. Через несколько лет Иаков умер и был похоронен около главной церкви. Спустя полтора столетия его причислили к Святым. В то время практически все религиозные строения были деревянными, как следствие, уже к концу 1680-х гг. стали приходить в упадок.

Совет

Митрополит Ростовский Иона решил заняться восстановлением обителей. Так, над могилой Иакова построена церковь, на месте же Зачатьевского монастыря возвели новые каменные церкви и храмы. Освящение святыни состоялось в 1691 г., названа она в честь святой Троицы.

С начала XVIII века митрополитом в монастыре назначен святитель Димитрий, позже похороненный в Троицком храме и причисленный к Святым через несколько десятилетий. Обосновано это тем, что возле его мощей происходили чудеса: исцеление больных, прозревание слепых, душевное восстановление неверующих и маловерующих.

Одновременно с обновлением мужской обители происходило восстановление женской. В 1764 г. их объединили, освятив как Спасо-Яковлевский монастырь, а в 19 веке было додано имя Дмитриев – в честь святителя Дмитрия. В течение второй половины 18-19 веков храм обновлялся за счет реставрации существующих построек, произведена замена деревянной ограды с башнями на каменную.

Позже возведены постройки для жилья и ведения хозяйства, колокольня, храм святителя Димитрия и церковь святителя Иакова. Именно в этот период монастырь приобрел свой современный вид: окружали его стены с башнями по периметру и над воротами, парадный двор и три храма, напротив которых расположились двухэтажные строения для монахов, колокольня, хозяйственная зона.

В 1920-х гг. в жизни обители произошли значительные изменения. Сначала ее закрыли, а потом там и вовсе отменили проведение служб. Территорию монастыря отдали под квартиры, склады и детский сад. Большая часть икон и церковной утвари были вывезены в неизвестном направлении. Только через 70 лет монастырский комплекс вернули под юрисдикцию православной церкви.

Тогда же в него переехало 11 монахов, которые и начали постепенное восстановление строений. Важным событием стала передача мощей святителя Димитрия и преподобного Авраамия обратно, на территорию монастыря. В самом начале 2000-х гг. здесь открыто духовное училище, миссионерский и медицинский центры.

Церковно-храмовый ансамбль

Самым старым храмом является собор Зачатия праведной Анны, возведенный по приказу митрополита Иона в конце 1680-х гг. При первом освящении он получил название Троицкий, а немного позже – Зачатьевский. Здание собора высокое, имеет мощные фасады, которые делятся на несколько частей.

С виду храм – это пятикупольное строение, центральный купол которого расположен на световом барабане, а другие – на глухих. Их расцветка – золотой (главный купол) и синие (малые купола) – связана с Пресвятой Богородицей.
Внутри собор украшен фресковой живописью, которую делали ярославские мастера.

Деревянный иконостас изначально был заменен обычной каменной стеной с росписями. Гораздо позже иконостас был все-таки сделан, покрыт позолотой и иконами. На его изготовление потрачено одну тысячу рублей – для 18 века это была огромная сумма.

Собор приобрел большую известность в христианском мире в середине XVIII века – когда под полом были найдены мощи святого Арсения.
Возле комплекса возведена церквушка в честь святителя Иакова, которую несколько раз перестраивали и увеличивали.

В результате была сооружена Яковлевская церковь, имевшая классические формы и органично вписавшаяся в общий ансамбль монастыря. Ее внешнее и внутреннее убранство имеет строгие черты, роспись сделана Т. Медведевым. К храму в подклете в начале XX века достроена Воскресная церковь, где разместили часовню Гроба Господнего.

Очень похожим на Яковлевскую церковь является храм святителя Димитрия. Его возвели на средства ростовского графа Н. Шереметьева, который в конце 18 века пригласил из Москвы зодчих и мастеров. Как и церковь, храм множество раз менял внешнюю и внутреннюю архитектуру, из-за чего в конечном варианте наметилась определенная диспропорция в размерах.

На самом верху находится купол, расположенный на четверике. Его венчает главка, дополненная более маленькими по краям четвериками. На фасаде находятся портики, имеющие колоны, барельефы. Внутри строение расписано иконами и фресками, над которыми трудился изограф П. Рябов.

Еще одним важным строением в ансамбле монастыря стала колокольня, имеющая три яруса – ее крыша заканчивается высоким шпилем. На строительство ушло десять лет, к концу же 1780-х гг. она приобрела черты стиля классицизм. Все это позволило колокольне гармонично смотреться рядом с соседними зданиями, возведенными в том же стиле. Дополнили классические формы колоны, пилястры, руст. Рядом с ней были сооружены кельи и покои настоятеля. В монастырь ведут двое ворот – со стороны озера и дороги.

Особые даты в истории монастыря

В Спасо-Яковлевском Дмитриевом монастыре несколько раз в году – в строго определенные даты – совершаются крестные ходы. К таковым относятся 27 ноября, 21 сентября и 6 августа.

Кроме того, сюда постоянно съезжаются паломники – чтобы поклониться мощам святых, а также желающие излечиться от тяжелых болезней. Круглый год церкви и храмы святыни принимают посетителей, которых интересуют находящиеся здесь мощи, ее история и архитектура.

Открыт монастырь и для монахов со всего православного мира, для которых приготовлены специальные кельи.

Покровительство дома Романовых

Монастырь в XVII веке находился под защитой царской семьи. Сначала здесь хранился большой колокол, называемый Царским. Елизавета Петровна передала сюда и серебряную раку, в которой хранятся мощи святителя Димитрия. Екатерина II способствовала объединению женской и мужской обителей, постоянно защищала их от упразднения.

Источник: http://lions-guides.ru/Yaroslavl-region/interesting-places-of-Rostov-The-Great/Spaso-Ya

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, Ростов Великий

Главная Ярославская область Ростов Великий Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь находится в Ярославской области в городе Ростове в живописном месте на берегу озера Неро.

История Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря

Монастырь был основан в конце XIV века епископом Иаковом, изгнанным с епископской кафедры. Священнослужитель вынужден был обосноваться на западной окраине города, где он собственноручно воздвиг небольшой деревянный храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Вскоре вокруг Иакова стали селиться единомышленники, и так возникла обитель, которая изначально называлась Зачатьевской.

Первоначально все постройки в монастыре были деревянными. Первым каменным зданием стал Троицкий собор, построенный на месте первой церкви.

В самом начале XVIII века монастырь находился в фаворе у местного митрополита Дмитрия Ростовского. Церковный иерарх выбрал эту обитель местом своего погребения.

Обратите внимание

Примерно через полвека после его смерти во время ремонта храма были обретены его нетленные мощи, после чего состоялась его канонизация, а монастырь в народе стали называть Дмитриевым (Димитриевым) — окончательно официально это названия утвердят только в середине XIX века.

К концу XVIII века монастырь был богатой процветающей обителью, ежедневно принимающей множество паломников. Он прославился также финифтяными иконами.

В XIX веке обитель продолжает расти, строится новый храм — Иакова Ростовского, монастырь удостаивают визитами российские императоры.

После революции сначала остается действующей только одна — Яковлевкая церковь, а в 1923 году монастырь окончательно закрывают, здания отдаются под жилье и мастерские. Церковные ценности были переданы в местный музей, однако многое было разграблено.

В 1991 году обитель возвращают православной церкви, и в ней начинается реставрация и возобновляется монашеская жизнь.

В монастыре работает собственная экскурсионная служба: ежедневно с 10:00 до 17:00 часов гиды водят туристов и паломников (от 1 до 50 человек) по обители, можно также приобрести тур по достопримечательностям Ростова и в другие расположенные неподалеку от города монастыри.

Заявки на проведение экскурсий желательно подавать не позднее одних суток до намеченной даты посещения монастыря. Договориться о проведении экскурсий можно по телефонам 8(48536)7-43-69 или +7(915)979-32-47 (спросить экскурсионную службу).

Экскурсионное бюро находится в здание монастырской сторожки — оно расположено при входе в монастырь, сразу за калиткой.

Храмы Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря

Сейчас на территории Спасо-Яковлевской Димитриевой обители можно увидеть три храма.

Пятиглавый собор зачатия Святой Анны — на сегодняшний день, самый древний из сохранившихся храмов монастыря. Он был возведен в 1686 году в стиле узорочье на месте первой деревянной церкви и изначально освящен как Троицкий.

Как и в других ростовских храмах, иконостас в нем располагается на каменной стене. Внутри можно увидеть фрески, написанные сразу после постройки. В этом соборе находится одна из главных святынь монастыря — мощи святого Дмитрия Ростовского.

Важно

В северной части этого храма в гробнице под спудом находятся мощи святого Иакова Епископа Ростовского.

Величественный увенчанный одним крупный куполом Димитриевский собор (который также называют Шереметьевским) был построен в 1794-1802 годах в стиле классицизм на деньги графа Н. П. Шереметьева.

Вельможа планировал перенести в этот храм мощи Дмитрия Ростовского, однако местное духовенство решили следовать завещанию святого, и потому мощи остались в Зачатьевском соборе.

Храм декорирован лепниной: самое известное из изображений — «Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского» — вы можете увидеть с северной стороны.

Яковлевская церковь (храм Иакова Ростовского) была построена в 1836 году на месте придела Зачатьевского собора. Своим обликом она перекликается с соседним Дмитриевским собором.

Во второй половине XVIII века в монастыре появилась трехярусная колокольня.

Рекомендуем подняться на Юго-Западную башню монастыря, со смотровой площадки которой открывается прекрасный вид на озеро Неро и древние храмы Ростова. А красивейшие фотографии самого монастыря получаются, если снимать его с трассы М8 на подъезде к Ростову (со стороны Переславля-Залесского).

В обители можно набрать воду из источника, считающуюся целебной. По преданию, источник связывали с именем святого Иакова, поэтому над родником в 1996 году была установлена деревянная надкладезная часовня, посвященная этому святому.

Если вы проголодались, то для вас на территории монастыря есть недорогое кафе и лавка с монастырскими продуктами.

Через Ростов идут многие поезда, следующие с Ярославского вокзала Москвы. Москвичам удобнее всего воспользоваться Ярославским экс­прессом, следующим из Москвы в 8:20 и в 16:20. Путь до Ростова занимает на нем около трех часов. Обратные поезда проходят через Ростов в 7:20 и в 17:20.

Совет

От центра города к монастырю можно доехать на автобусе или маршрутном такси (направление − к ул. Переславской; для маршрутных такси − конечная остановка, для автобусов − предпоследняя остановка), после чего потребуется дойти до монастыря три квартала по направлению к берегу озера.

Автомобилистам нужна федеральная трасса Москва — Архангельск (М-8). От Москвы Ростов удален приблизительно на 220 км, от Ярославля — на 55 км. Повернуть в центр Ро­стова следует возле железнодорожного вокзала.

По улице Луначарского нужно ехать до Ростов­ского кремля, далее по улице Ленина до пересече­ния с улицей Московской. Здесь надо повернуть налево, к озеру.

Вскоре перед вами откроется ве­личественная панорама монастыря.

Ярославская обл., Ростов-Великий, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь57.1743475111476, 39.3923181854188

Источник: https://turizm.sputnik.ru/items/spaso-yakovlevskiy-dimitriev-monastir

Ростов Великий – мужской Спасо-Яковлевский монастырь и Четыре женских судьбы

Миллион людей подъезжал к Ростову со стороны Москвы. И миллион сердец замирал на мгновенье, когда за гладью озера Неро видел стройные колокольни и зеленые купола.

Мы ехали по Московской дороге зимой, по правую сторону, там, где полагалось быть озеру, расстилалась белая гладь, за ней открывалось величественное виденье храмов. «Это ростовский кремль», – ахнула я и впилась глазами, стараясь различить подробности. Но дорога сворачивает, и это еще не кремль.

А виден был удивительно красивый Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове Великом, знаменитый своими святынями. И еще необычным расположением и очень длинным названием.

О расположении и названии

Полное наименование монастыря звучит так – Спасо-Яковлевский Димитриев мужской. Что означает длинный набор слов? И еще вопрос – почему один из его храмов находится за пределами монастырских стен? Начнем с названия. Точнее, с конца названия.

Многие улыбнутся: «Ну, то что мужской – понятно, раз там живут только мужчины».

А вот сами монахи так никогда не скажут. Во-первых, они приходят в монастырь НЕ жить, но – спасаться. А во-вторых, неверно утверждать, что там находятся одни мужчины. Нет обителей только с монахами-мужчинами или исключительно с женщинами-монахинями.

Дело тут вот в чем: любое церковное таинство проводится только священником-мужчиной. Поэтому для совершения обрядов мужское присутствие обязательно в женском монастыре, с другой стороны, в мужских монастырях всегда есть мирские женщины, выполняющие те или иные работы, к примеру, на кухне или в пекарне.

Недавно узнала вовсе удивительное: оказывается, на Житомирщине вот уже полвека существует – и не католический, а православный! – Мужской, и, одновременно, женский монастырь. В тихом пристанище Свято-Георгиевской обители поселка Городница вместе молятся и трудятся 46 сестер и 40 братьев …

Идем дальше. Благодаря обретенным в 1757г. мощам митрополита города Ростова Димитрия, в знак уважения к этому святому, к названию добавилось Димитриев.

А ранее, в 1389 году в Ростове занимал епископскую кафедру Иаков. Любопытный момент: Был он НЕ только современником заступника и молитвенника земли русской преподобного Сергия , но и его земляком.

Высоко взлетел Иаков, выходец из простых крестьян, за благочестивую жизнь свою удостоился быть поставленным епископом. Но судьба предназначила ему неожиданно отложить все апостольские дела и основать маленькую обитель, которая потом пышно разрастется в Спасо-Яковлевский монастырь Ростова Великого.

Обратите внимание

Случилось так, что в эту пору была осуждена на казнь некая ростовская женщина. За какие провинности последовало столь строгое наказание, летопись умалчивает, туманно называя их «беззакониями». Но несчастная бросилась к ногам Иакова, умоляя о снисхождении. Глава епархии проявил милосердие и «не выдал ее на смерть», избрав карой преступнице покаяние.

Читайте также:  Житие святых князей бориса и глеба

Это так возмутило ростовского князя и граждан города, что они изгнали сразу ставшего неугодным епископа.

Изгнанный Иаков вышел к озеру, снял свою святительскую мантию, расстелил ее на воде, встал на нее и поплыл. Люди бежали по берегу вслед за чудом и умоляли простить их.

Плащ пристал к берегу, святой простил раскаявшихся ростовчан, забыл нанесенную ему обиду, но назад в город не вернулся.

Так на этом месте возникла святая обитель, в которой соорудили братские кельи с деревянной церковью в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Здесь же в Яковлевском монастыре и закончил Иаков свои дни.

Но, надо заметить, вблизи незапланированно возникшей обители, вот уже больше века существовал еще один монастырь – Спасо-Песоцкий. Его, в самый разгар монгольского нашествия, основала необыкновенная женщина – ростовская княгиня Марья Черниговская. Из всего монастырского ансамбля до нас дошло единственное сооружение – Спасо-Преображенский собор, перестроенный в камне в XVII веке.

В 1765 году императрица Екатерина Великая упразднила древнюю обитель Спаса на Песках.

Важно

Земли отошли государству, а все храмы и здания, ему принадлежавшие, были приписаны к Спасо-Яковлевскому Дмитриеву мужскому монастырю. Принадлежать-то они стали, но физически так и остались на прежнем месте.

Вот почему так оказалось, что Церковь Спаса Преображения находится вне каменной стены с башнями, ограждающей существующую обитель.

Мария Черниговская

Основательница Спасо-Песоцкого или как его называли в народе, Княгининого монастыря, заслуживает хотя бы небольшого рассказа. Кто она и какой она была?

Умная и деятельная женщина. Почтительная дочь князя Михаила Всеволодовича, вошедшего в историю как Михаил Черниговский. Любящая жена князя из Ростова Василько Константиновича.

Хорошая мать, вырастившая двух прекрасных сыновей. Дальновидный политик и миротворец. Родственница Александра Ярославовича, того, который станет Невским.

Составительница летописей с включенными туда прочувствованными повествованиями о подвигах и доблести людей русских.

Княгиня Марья и князь Василько обвенчались в 1227 году. Как спустя почти восемь веков узнать, что чувствовали друг к другу молодые? Хроники об этом не пишут … Но многое говорит за то, что чета в своей семейной жизни была счастлива. У молодых супругов появился сначала сын Борис, а потом родился второй – Глеб …

Русским князьям в этом веке катастрофически не хватало единства, амбиции и гордыня мешали им действовать сообща. Поэтому имена, данные княжеским детям – Борис, Глеб – имели глубочайший смысл, очевидный людям того времени.

Но пришел 1237 год и на русскую землю обрушилось несчастье – нахлынули орды Батыя. В битве на реке Сить погибает мученической смертью князь Василько Ростовский. Мария Черниговская становится вдовой в 25 лет, детям ее в это время было – старшему 7 лет, младшему не было и двух. Она берет в свои руки управление княжеством и до совершеннолетия сыновей разумно правит им.

Совет

Ростовские летописи середины XIII века – необычны, они содержат много поэтичных сведений, касающихся личности князя Василька, подробностей о героической и мученической смерти от рук татар Михаила Черниговского.

Мария получила их из первых рук, от сына своего Бориса, бывшего очевидцем гибели деда в орде.

Написанные любящей и талантливой рукой, ее летописи имеют прямое отношение к канонизации дорогих ей людей и к почитанию их между прочими общерусскими святыми.

Снова митрополит Иона Сысоевич

Вторая половина XVII века – сложное время церковного раскола. Царь и патриарх сделали трудный выбор – отказаться от некоторых устоявшихся традиций и подчиниться канонам, существующим в остальном православном мире.

Церковные реформы самих основ православной веры не затрагивали, лишь касались унификации обрядов, служб и богослужебных книг. Например, среди большей части православных народов было приято креститься тремя перстами, а в московских традициях было использовать двуперстие.

Нововведения не всеми принимались мирно, была масса недовольных, которых жестоко преследовали.

Иона Сысоевич, как архипастырь, старался удержать паству от возможного падения в ересь, укрепить доверие ее к Русской Церкви, для этого сооружал новые храмы и заботился о проведении в них богослужений, соответствующим установленным канонам. Его зодчие в разных местах епархии возвели и восстановили более пятидесяти храмов.

В ростовском Спасо-Яковлевском монастыре Иона Сысоевич распорядился перестроить деревянный Зачатьевский собор, сделав его каменным, и расписать его стены замечательными фресками. Его стараниями над могилой святого Иакова поднялся каменный придел к церкви.

Ростов Великий и, в частности, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, привлекает множество туристов и паломников.

Для паломников особый интерес представляют жившие здесь подвижники Русской православной церкви. Именно в этом городе жил особо почитаемый среди них Дмитрий Ростовский – единственный русский святой живший и канонизированный в XVIII веке. Именно в этой обители по сей день хранятся его чудодейственные мощи.

Обратите внимание

Дмитрий Ростовский появился на свет недалеко от Киева в 1651 году в семье казацкого сотника.

Мальчика в одиннадцать лет определили в учебное заведение – Киево-Могилянскую коллегию, получившую к этому времени признание.

Многие молодые люди предпочитали учиться в ней, нежели получать образование в Польше. Коллегия прославилась своими выпускниками – проповедниками, учеными, государственными деятелями.

В неполные 17 лет юноша стал монахом. Пошли годы самообразования: чтения, переписывания священных книг, сочинений на заданные темы, опытов проповедничества.

Оказалось, что у Дмитрия, кроме глубоких познаний, есть дар живого слова – проповеди его хотели слышать жители всех окрестных мест.

Для православия того времени на территории Малороссии это было важно – католическая церковь активно теснила нашу религию.

Образованный и талантливый молодой человек обратил на себя внимание, и вот уже император Петр I вызывает его в Москву. А оттуда Дмитрий Ростовский направляется в качестве митрополита в Ростов Великий. В то время идет 1702 год.

В ростовской епархии сказаны им известные, самые лучшие и прочувствованные проповеди. Здесь он много ездит и ходит пешком, просвещая и обучая основам православной веры и нравственности, открывает свою знаменитую школу для детей всех сословий, помогает бедным и обездоленным.

Важно

Тут он пишет свои богословские трактаты, заканчивает свой двадцатилетний труд по написанию Жития святых – «Четьи Минеи», сборник из 12 томов для ежедневного чтения в каждый месяца года. Гоголь назвал его «любимейшим чтением русского народа», а великий Пушкин – «чтением вечно живым».

Святитель Димитрий преставился в 1709 году и был похоронен в Спасо Яковлевском монастыре Ростова Великого. Через полвека были обретены его мощи, при этом были зафиксированы многочисленные исцеления, а обитель стала известна всей России …

Великая княгиня Елизавета Федоровна

Приходили сюда простые люди, приезжала на обретение мощей святителя Димитрия всероссийская императрица Екатерина II. На трехсотлетие Дома Романовых здесь побывали император Николай II, его дочери и цесаревич.

Из последних Романовых в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре еще была Великая княгиня Елизавета Федоровна, ныне причисленная к лику святых новомучеников.

Два раза приезжала она сюда со своим супругом, потом побывала еще раз, уже будучи настоятельницей Марфо-Мариинской обители.

В последний раз она увидит Ростов и поклонится его святыням из арестантского вагона, на пути в Сибирь, к месту своей гибели.

Гордость русской архитектуры Яковлевский монастырь Ростов Великий

На юго-западе города Ростов Великий за каменными стенами с башнями находится Спасо-Яковлевский монастырь. Удивительное впечатление производит он: белоснежный, с зелеными крышами, со стилизованным под готику декором башен, с завершениями храмов в стиле барокко и в традиционном многоглавии.

Древнее озеро Неро добавляет ему очарования и долю таинственности. Никто не останется равнодушным, глядя с крепостной стены на расстилающиеся внизу изумительные виды. Внутри монастыря бросается в глаза, что все здесь обустроено с тщанием и любовью. Замечу, кстати, люди здесь необычайно приветливы …

Важные постройки монастыря:

  • Зачатия Анны
  • Иакова Ростовского
  • Спаса Преображения
  • Собор Димитрия Ростовского
  • Северные ворота
  • Южные ворота (Водяные)
  • Юго-западная (смотровая) башня
  • Колокольня
  • Часовня с источником Иакова Ростовского
  • Настоятельский корпус
  • Трапезный корпус
  • Келейный корпус

Три храма выстроились в один ряд вдоль восточной стороны Спасо-Яковлевский монастыря Ростова. Это пятиглавый Зачатьевский, вплотную стоящий к нему Иаковлевский и Димитриевский. Наиболее интересными являются храм во имя Зачатия св. Анны и Дмитровская церковь.

Самая старая монастырская постройка – сделанная по заказу митрополита Ионы Зачатьевская церковь. Вид ее с того времени изменился, ее существенно перестраивали в XVIII и XIX веках, но росписи внутри сохранились со времен Ионы III. Она сияет центральным золотым куполом и еще четырьмя малыми – синими со звездами. Что означает эта символика можно Посмотреть в Этой стать е.

Прасковья Жемчугова

Дмитриевский собор – портик со ступенями из белого камня, колонны с капителями, скульптуры мучеников в нишах, лепные барельефы – построен на средства беспримерно богатого графа Шереметьева. Поэтому его иногда называют Шереметьевским.

Считается, что он построен по обету, связанному с трогательной и грешной любовью Николая Петровича к ярославской Золушке – талантливой крепостной актрисе и певице Параше Жемчуговой.

Ярославская она постольку, поскольку все три существующие версии о месте ее рождения ведут к поселку Борисоглебскому, что под Ростовом.

Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская

В 1824 году разобрали каменный придел у Зачатьевского собора и построили Яковлевский храм. Образцом для него послужил Дмитриевский собор. В этом был заложен определенный подтекст – каждый из них посвящен великому святому, которых разделяют века, но объединяет та помощь страждущим, которую оказывают они припадающим с надеждой к их святым мощам.

Строили этот храм на деньги молодой графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, единственной дочери знаменитого сподвижника Екатерины II – Алехана Орлова, вероятного убийцы ее супруга Петра III и похитителя несчастной княжны Таракановой.

Второй такой невесты не было в России. Рядом с ней всегда было много претендентов на ее девичье сердце, и, будем говорить прямо, на то многомиллионное приданое, что шло в комплекте с сердцем. Но отец не торопил ее с замужеством.

Совет

А потом Алексей Григорьевич неожиданно быстро умер. Анне в это время было 22 года. С его смертью привычный мир девушки рухнул и все вокруг для нее опустело – так много значил в ее жизни отец, укрывавший ее ото всех жизненных невзгод, словно могучий дуб под своей кроной.

Нет слов, чтобы выразить масштаб того богатства, что стало принадлежать этой девушке. Но она унаследовала от отца не только огромное состояние, но выдержку и твердость характера. Толпа воздыхателей продолжала расти, но сердце ее затрепетало только один раз – тогда, когда она встретила графа Николая Каменского. Но что-то не сложилось в их отношениях …

Тогда графиня, отвергнув всех женихов, решает посвятить себя делам благотворительности и религии. Она отправляется по монастырям на богомолье – сначала в Киев, а потом в Ростов в Спасо-Яковлевский монастырь. Сюда она будет регулярно ездить до 1820 года.

Пока в ее жизни не произойдет знакомство с одиозным Петром Никитичем Спасским, известным как архимандрит Фотий. Он будет оказывать на графиню мощнейшее влияние, подчинит ее волю, поработит душу, получит в свои руки ее состояние.

Их отношения станут неразрешимой загадкой, объектом пристального интереса и сплетен для современников. Но это уже другая тема и монастырь другой …

Другие достопримечательности

Существующая ныне каменная стена с четырьмя восьмигранниками башен сооружена в XVIII веке. Для входа в монастырь предусмотрены двое ворот.

В стену ограды встроена высотная доминанта обители – трехъярусная колокольня со шпилем. Между нею и храмами расположен древний монастырский погост.

У противоположной монастырской стены разместились братские кельи и покои наместника. За стеной находятся хозяйственные постройки и Спасо-Преображенский храм.

В центре двора стоит небольшая часовенка, в которой бьет святой источник. Водичку можно набрать бесплатно, на вкус она своеобразная, говорят в ней большое количество железа.

Обратите внимание

История обители насчитывает немало перенесенных бед: ее грабили и жгли татары, во времена смуты – польские интервенты, после революции закрыли и запретили здесь богослужения. Долгое время в ее зданиях были склады, жилые помещения, учреждения.

С 1991 года здесь снова живут монахи. Их 18 человек, они ведут службы, занимаются хозяйством, пишут иконы.

Ростов Великий Спасо-Яковлевский монастырь и его святыни

Главными святынями, хранящимися здесь, считаются:

  • Митрополита Ростовского Димитрия святые мощи.
  • Епископа Ростовского Иакова мощи, покоящиеся под спудом.
  • Архимандрита Ростовского преподобного Авраамия, сокрушившего идола Велеса и основавшего Богоявленский монастырь, перенесенные сюда мощи.
  • Особенно чтимый список с чудотворной иконы Божьей матери из Ватопедского монастыря, что на Афоне.

Ничего не поделаешь: проходит время, тускнеют и уходят из памяти какие-то детали поездки в Ростов Великий, но вот в чем я уверена – то общее радостное и светлое впечатление, полученное от посещения Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, еще долго будет греть душу. ..

В тему:

Источник: http://www.control-point.ru/rossiya/rostov-spaso-yakovlevskiy-monastyir/

Ссылка на основную публикацию