Спасо-преображенский собор в чернигове

Спасо-Преображенский собор Чернигова

Главный храм древнерусского города и Чернигово-Северского княжества, самый древний из сохранившихся храмов Чернигова собор Преображения был возведен в ХІ в.

Собор представляет собой уникальный образец византийско-киевской школы зодчества и храмостроительства расцвета Киевской Руси. В храме покоятся мощи святых.

Заложен Спасо-Преображенский собор в 1030г. Мстиславом, князем черниговским, братом великого князя русского Ярослава Мудрого.

Согласно древним сказаниям, храм был построен на месте древнего языческого капища, на котором вначале, еще во времена Владимира, Крестителя Руси, была возведена деревянная церковь. В конце ХІ в.

Обратите внимание

возле собора была построена новая княжеская резиденция, известная как «красный терем».

Интересно, что архитектурно Спасо-Преображенский собор отличается от многих древнерусских храмов. Строение уникально тем, что подобной конструкции не имеет ни один из известных древнерусских храмов. Однако, некоторые исследователи утверждают, что наиболее подобна по архитектурному решению была Десятинная церковь в Киеве, разрушенная еще в ХІІв.

В планировании пространственного решения  объединена схема византийского крестово-купольного храма  с элементами романской базилики. Такие храмы были преимущественно в Малой Азии и Закавказье.

Возможно, на возведение черниговского храма князь Мстислав, княживший когда-то Тьмутаракане, мог пригласить мастеров с восточных земель в помощь столичным и местных зодчим.

Архитектурно-конструктивное решение превосходно четкое и законченное, все оправданно и имеет свое предназначение, нет ничего лишнего. Первоначально фасады храма были суровыми, собор имел ярко выраженный  пирамидальный вид, который усиливался  низкими структурами усыпальниц, крещален, лестничной башни.

Фасады собора были украшены орнаментными  узорами, выложенными из кирпича при строительстве, – менадрами, переплетениями, крестами. Некоторые участки были окрашены в розовый цвет.

Такое соединение узоров из кирпича, рядов плинты, натурального камня придавали фасадам особую живописность и одновременно торжественность.

Интерьеры собора поражают своим величием. Пространственное решение воплощает тяготение души человека к небу, к Богу. Все внутренние поверхности стен, потолков и столпов имели фресковые росписи. Богатая цветовая палитра интерьеров подчеркивалась и ярким полом, сделанным из цветного камня, керамических плиток,  смальты.

Важно

Около девятисот лет Спасо-Преображенский храм был главным кафедральным собором Черниговщины, центром общественной и государственной жизни. Именно в этом месте княжеские договоры укреплялись целованием креста.

В Спасо-Преображенском соборе похоронены князь Мстислав с семьей, князь Святослав, его убитый сын – муч. Глеб, другие князья, также славные иерархи Черниговской епархии – Лазарь Баранович, Амвросий Дубкевич и др.

Главный престол Собора освящен в честь Преображения Господня. До середины ХІХ в. существовали еще два боковых престола – Трех святителей и Покрова Богородицы.

С 1857 южный престол был переосвящен в честь Черниговских мучеников Михаила и Феодора.

В 1246г. князь Михаил Всеволодович  вместе со своим боярином Федором уехал в ставку Батыя по ярлык на Черниговское княжество. В орде их убили за неподчинение исполнить языческий обряд очищения – пройти между двух огней и поклонится идолу Чингисхана.

«Христиане поклоняются  Создателю, а не тварям, я христианин и согласен поклонится Хану потому, что Бог вручил ему долю царств, но не поклонюсь тому, чему поклоняются жрецы», – были последние слова князя. После мученицкой смерти, их тела бросили в поле на съедение псам. Но тела продолжали оставаться нетронутыми.

Христиане забрали мощи мучеников и отвезли в Чернигов, где и хранились в Спасо-Преображенском соборе (В 1572г. по приказу царя Ивана Грозного перенесены в Москву). Князь Михаил и боярин Федор были признаны православной церковью как мученики.

Поступок князя, который в отличие от многих других русских князей получивших за покорность княжества был бескомпромиссным верующим и  погиб за свои христианские убеждения, настолько впечатлил сына хана – Сартака, что они принял христианство, а в 1261г. в Орде была создана Сарайская православная епископия!

В серебряной раке хранились  в соборе мощи прп. Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. Имя святителя Феодосия стоит в ряду тех немногих лиц и имен, которые являются украшением и славой всей Церкви Российской. До 1921г.

Совет

мощи пребывали в Спасо-Преображенском храме, после возвращения из Санкт-Петербурга некоторое время пребывали в Воскресенском храме, ныне хранятся в Свято-Троицком соборе.

С Феодосием Углицким связана история «ленинградской дороги жизни», когда в блокадном Ленинграде его образ стал надеждой для спасения умирающих людей. Также Феодосий Углицкий считается  покровителем «чернобыльцев».

Есть свидетельства, что в ночь на 26 апреля в сновидениях женщины святитель Феодосий молился незримому Творцу. Ни одно смертоносное облако не пошло на Чернигов, замечены удивительные исцеления от лучевых болезней у чудотворных мощей.

Поэтому митрополит Черниговский и Нежинский Антоний благословил для Дарницкого чернобыльского храма в Киеве древнюю икону святителя с частицей его мощей. В День памяти святителя Феодосия икона во время литургии в Чернигове лежала на мощах чудотворца, и после акафиста святитель Феодосий как бы сам “дал” часть мощей: частица чудесным образом отслоилась от нетленного тела.

В Соборе под спудом находятся мощи святых блаженных – князя Игоря Ольговича и митрополита Константина.

Митрополит киевский Константин – один из немногочисленных русских святых домонгольского периода. Незадолго до своей кончины митрополит. Константин вручил Черниговскому епископу Антонию свое запечатанное завещание и взял с него клятву, что завещание будет выполнено. В этом завещании он просил не погребать его тела, а выбросить за город на съедение псам, т. к.

считал себя виновником всех смут, связанных с киевской митрополией и недоразумением с двумя действующими  митрополитами – Климом – самовластно поставленный князем Изяславом и Константином, присланным из Константинополя по просьбе сына Владимира Мономаха – князя Георгия.

В итоге Константинопольский патриарх по просьбе князей, дабы не сеять смуты среди народа, прислал другого митрополита – Федора. Связанный клятвой, преосвященный. Антоний выполнил завещание святителя. В течение трех дней тело находилось за городом. В эти дни, как отмечают летописцы, в Киеве была страшная буря и гроза.

Обратите внимание

После трех дней тело святителя было найдено невредимым и с честью погребено в Черниговском Спасо-Преображенском кафедральном соборе. После погребения буря в Киеве прекратилась и наступила тишина.

Киевский князь Игорь Ольгович, при крещении Георгий, был правнуком Ярослава Мудрого, сыном Олега Святославича. Его старший брат, умирая, завещал Игорю Ольговичу свой престол на киевское княжество. Однако  князья были благосклонны к принятию на престол князей из рода Мономаха, а именно внука Владимира – Изяслава.

Они попросили прийти его и взять престол. В ходе такого «приглашения» состоялась битва, где Игорь Ольгович потерпел поражение и четыре дня провел в болотах Дорогожичей (ныне район г. Киева – Куреневка). Его посадили в тюрьму – срубе переяславского монастыря Святого Иона.

Там князь Игорь принял монашество, но не имел права выходить из монастыря. Как не просил его брат Святослав отпустить схимника  к себе в Чернигов, Изяслав был непреклонен, что еще больше распалило вражду между Ольговичами и Мономахами.

Когда князь Изяслав пошел с войной на Чернигов, то киевские бояре и враждебно настроенный люд сами решили расправится с князем-монахом. Как не пытался защитить несчастного и митрополит Климентий, и брат Изяслава – Владимир, Игоря Ольговича придали долгой и мучительной смерти.

Сразу на площади возле растерзанного мертвого тела стали происходить чудеса, а люди брали себе  его кровь и кусочки оставшейся одежды как реликвии. Брат Святослав забрал мощи к себе в Чернигов и положил их у Святого Спаса в усыпальнице.

Когда-то в соборе хранилась икона Одигитрия, которую привезла дочь византийского императора Константина – Анна. Когда ее сын – Владимир Мономах стал княжить в Смоленске, чудотворную икону перевезли в новопостроенный храм. Считается, что благодаря именно этой иконе Божьей Матери хан Батый не смог взять Смоленск.

По материалам Рilgrims.in.ua

Источник: https://pravlife.org/ru/content/spaso-preobrazhenskiy-sobor-chernigova

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

  • Этот православный храм двухъярусный, трехнефный, трехапсидный, пятиглавый.
  • Его общая длина составляет 32 м при ширине 21,5 м высоте 28 м.
  • Сторона подкупольного квадрата — 7,75 м.
  • Толщина стен находится в пределах 1,4 м, их кладка выполнена в смешанной технике: ряды кирпича-плинфы перебиваются вкраплениями каменных блоков и булыжников.
  • Размеры кирпича: от 38*28*2,5 см до 33*21*3,5 см.

Планировка этого уникального архитектурного памятника довольна сложна.

В исследованиях можно встретить разные указания на количество несущих столпов: называются цифры восемь, шесть или четыре.

Современный облик собора сильно отличается от первоначального.

В XI веке храм имел только одну башню — северную, и была она ниже нынешней. Башенные шпили отсутствовали. Отсутствовали и тамбуры, выстроенные у порталов в 1814 году. Стены не штукатурились. Их высота до выравнивания, произведенного в XVIII веке, являлась неодинаковой.

Важно

Считается, что данная особенность явилась следствием разной ширины прясел. Отличался и принцип расположения кровли: в древности перекрытия везде были позакомарными, ныне позакомарная кровля наблюдается только над центральными пряслами стен.

Фасады здания сложены чрезвычайно нарядной кирпичной кладкой со скрытым рядом. Они обрамлены пилястрами, в первом ярусе плоскими, а во втором — профилированными.

Кладка стен

В кладке встречается любопытный прием: три плинфы, поставленные вертикально на ребро, перемежаются стремя плинфами, расположенными горизонтально — друг над другом.

Окна

В тимпанах центральных прясел стен собора расположены тройные окна, причем среднее окно чуть выше остальных.

Эта архитектурная черта является вполне обычной для зодчества Византии. В литературе подобное расположение окон иногда так и называется — «византийским».

Интерьер

В этом храме выделяется иконостас — его видит всякий входящий внутрь прямо напротив себя.

Черниговский соборный иконостас создан в 1790-е годы. То было время господства стиля классицизма в отечественной культуре, однако в провинции сказывалась инерция предшествующего стиля: иконостас изготовлен в барочной манере.

В интерьере собора следует отметить древние реликты: первоначальные фрески, шиферные рельефы парапетов хор, первоначальные колонны.

К сожалению, домонгольское убранство храма сохранилось фрагментарно и далеко не в лучшем виде. Основная часть росписей уничтожена пожаром середины XVIII века.

Самая знаменитая фреска — равноапостольная Фекла — была снята еще в 1930 годы и погибла во время Второй мировой войны. Остальные немногочисленные древнейшие росписи выделяются пятнами плохо различимого рисунка на фресках XIX столетия: интерьеры расписаны в 1820 году и поновлены в начале 1870-х годов. Шиферные рельефы парапетов хор имеют особую культурную ценность.

Во время исследований в соборе обнаружены остатки пяти разновременных полов. Оригинальный пол состоял из шиферных плит с врезанным рисунком, заполненным мозаикой. Один из главных элементов рисунка — концентрические круги. В алтаре пол первоначально был выложен поливными керамическими плитками, но уже в XII веке заменен гладкими шиферными плитами.

История собора

Спасо-Преображенский собор — это самый старинный (правда, его старшинство оспаривается киевской Софией), из дошедших до нас, соборов древневизантийской зодческой школы на территории Древней Руси. Древнее только Софийский собор в Константинополе (современном турецком Стамбуле).

Возводить Черниговский собор в самом центре внутренней городской крепости, когда-то стоявшей здесь, начали в 1033 — 1034 годах по указу  князя Мстислава, сына Владимира Великого.

С 990года по 1024год он княжил в Тмутаракани, а после победы над своим братом Ярославом Мудрым, получил прозвище Храбрый и сел на княжеский престол в граде Чернигове.

Точно известно, что закончить постройку Собора Мстислав не успел.

Совет

В «Повести временных лет» летописец отметил: «В год 6544 (1036) Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер».

В той же летописи отмечается, что стены были такой высоты, что стоящий на лошади всадник мог дотянуться до их верха.

Можно высчитать, что высота стен собора во время смерти и захоронения  князя Мстислава достигала приблизительно 4 метров, в то время как достроенный храм стал высотой 30м.

Достраивался Спасо-Преображенский собор князем Ярославом Мудрым. А позже и сын его, князь Черниговский Святослав, достраивал Спасский собор.

И хотя Святослав Ярославович стал Великим Киевским князем, он похоронен в 1076 году в одной из часовен-усыпальниц Спасо-Преображенского храма.

Здесь же были похоронены многие князья и духовные лица, в том числе Глеб и Олег Святославичи, почитаемый черниговский святой князь Игорь Ольгович.

А  раки с нетленными останками святых мучеников  князя Михаила и его боярина Федора, захороненных в усыпальнице Спасского собора еще в 1246г., по указу Иоанна Грозного в 1572г. были перенесены в Москву, для усиления ее значимости как столицы.

Читайте также:  Жизнь священномученика фаддея успенского

Именно из Спасо-Преображенского собора Владимир Мономах приказал перевезти, хранившуюся здесь с 1046 года, икону «Одигитрия» в Смоленск. С того времени (с 1097г.) одна из самых почитаемых икон Божьей Матери стала Смоленской. По легенде, именно она спасла г. Смоленск от орд хана Батыя.

Обратите внимание

Почти 900 лет этот собор был главным собором Черниговской епархии. И не было величественнее и красивее этого Храма на земле Черниговской, да и на всем Левобережье.

Но История не щадила Собор. За почти тысячу лет он неоднократно был разрушен, горел, перестраивался.

В 1239 году Спасо-Преображенский собор стал последней твердыней при защите от надвинувшейся орды Батыя. Купола и своды базилики храма обрушились, богатое убранство собора было разграблено кочевниками.

Только в 1675 году благодаря епископу Лазарю Барановичу проведены работы по восстановлению главного собора города.

Но великий черниговский пожар 1750 года не пощадил и собор Святого Спаса. Были утрачены почти все древние фрески, богатое убранство, резные полы из шифера с украшениями кусочками смальты.

Восстановление шло долго, денег не хватало. По преданию в 1783г. через Чернигов проезжал светлейший князь Григорий Потемкин. Это его хлопотами были выделены деньги на ремонт собора.

Уже в 1792 — 1798 годах были проведены ремонт и достройка Спасо-Преображенского собора. С двух сторон от входа выстроили две высокие лестничные остроконечные башни. В 1891 году купола и шпили Спасского собора были позолочены, и он принял тот вид, который сохранился до сего времени.

В 1926 году храм закрыли, а в нем организовали склад масложирового завода, а украинские ученые-археологи занялись исследованием истории храма и раскопками на его территории. Но уже в 1937 году в соборе Св. Спаса был открыт черниговский Исторический музей.

Важно

Во время фашистской оккупации в 1942 году в Спасском соборе были начаты богослужения. Наверное, возможность посещать церковную службу многих спасла от отчаяния.

В 1961 году собор вновь стал историческим музеем. Но в конце 80-х годов прошлого века, в процессе окончательно развалившейся «перестройки», Украинская Православная Церковь вновь заняла здание, которое и было построено для богослужений. Сейчас собор Святого Спаса входит в состав заповедника «Чернигов древний».

Вот такой уникальный архитектурный памятник находится в Чернигове, он является объектом пристального внимания многочисленных путешественников как отечественных, так и иностранных.

Адрес: г. Чернигов, ул. Преображенская, 1

Источник: http://obzorurokov.ru/ukraina/spaso-preobrazhenskij-sobor-v-chernigove.html

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Долгое время Спасо-Преображенский (Спасский) собор считали старым храмом Княжеских Времен, конечно, из тех что сохранились. Но последние исследования историков доказали, что старейшим является Софийский собор.

Научные сотрудники Софии Киевской в ​​2010 году заявили, что Софийский собор основан в 1011 году и это подтверждают многочисленные граффити. Возможно с 1011 они погорячились…

Эта версия пока не доказана, но практически доказано что в 1017 году собор уже строился, ну а Спасо-Преображенский собор заложили около 1030 года (по одной летописи в 1034-м, по другим – в 1036-м). Ну а что для нас, через тысячелетия, какие-то два десятка лет?..

Спасо-Преображенський собор

Основателем Спасского собора был один из самых известных черниговских князей, сын Владимира Великого и брат Ярослава Мстислав Храбрый.С 990-го года он княжил в Тмутаракани, а в 1024-м, после победы над войском своего брата Ярослава Мудрого, занял княжеский престол в Чернигове.

Мстислав за свою жизнь прославился как выдающийся полководец и непобедимый воин. Летописцы воспевали его победу в поединке с касожским (касоги – племя из северного Прикавказья) князем Редедей.

Некоторое время Мстислав вел войну с Ярославом, но не за Киевское княжество, а за Черниговское (потому что Ярослав хотел прихватить его в свое государство). Но позже братья примирились, и в 1030 году выступили в совместный поход в Красную Русь (Галицию).

Красная Русь была тогда присоединена к Русскому государству, а Мстислав, вернувшись в Чернигов, начал возведение большого собора.

Первісний собор у розрізі (реконструкція)

План первісного собору

Совет

Собор у радянський періодСтроительство шло медленно. Мстислав не дожил до его завершения – в 1036 году он «пошел на охоту, заболел и умер». В то время стены достигали примерно лишь трехметровой высоты («столько можно достать рукой сидя на коне»), но князя похоронили в недостроенном храме.Ну а Чернигов без боя перешел Ярославу Мудрому.

Строили собор мастера, приглашенные из Тмутаракани. Они подражали в строительстве не только византийской традиции, но и традиции Малой Азии и Закавказья. Возможно именно этим объясняется форма собора и его планировочно-пространственное решение. А оно уникально, ведь сочетает типичную византийскую крестовую схему с элементами романских базилик.

Ни один из других древнерусских храмов такого планирования не имел.

Спасский собор достраивали уже после вхождения Черниговского княжества в Русское государство Ярослава и при последующем правлении его сына Святослава, который был первоначально черниговским, а затем Великим киевским князем.Святослав Ярославич тоже был похоронен в Спасском соборе (в 1076 г.).

В Чернигово-Северской земле не было храма более величественного чем Спасский собор. Сразу после постройки он стал кафедральным собором Черниговской епархии и выполнял эту функцию почти девять веков. В храме похоронили жену и сына князя Мстислава, князей: Глеба Святославовича (1078 г.), Олега Святославовича (1115 г.), Владимира Давидовича (1161 г.

), Святослава Ольговича (1165 г.), Всеволода Святославича (1196 г. ) черниговских епископов: Лазаря Барановича и Амвросия Дубкевича.Также здесь почил черниговский святой Игорь Ольгович.Первоначально собор окружали часовни-усыпальницы, на севере к притвору прилегала круглая башня с лестницей на хоры, с юга была пристроена трехапсидная одноверха церковка-крещальня.

Но в 1239 году, во время монголо-татарского нашествия собор был сильно разрушен – упали своды и купола.

Інтер'єри собору

Восстанавливали храм уже в казацкий период в 17 веке.Тогда надстроили апсиды и возвели барочные купола.В 18 веке Спасский собор претерпел значительные перестройки, особенно после большого черниговского пожара 1750-го года. В 1792-1798 гг вновь произошли достройка и ремонт: с северо-западного фасада (слева от центрального входа) надстроили высокую лестничную башню.

Такая же башня была возведена на месте крещальни (с другой стороны от входа).Сейчас без этих башен собор представить невозможно.Законченный (современный) вид собор приобрел в конце 19 века – тогда позолотили его верхи. А через каких-то полвека, или меньше собор закрыла советская власть. Произошло это в 1926 году.

Храм был передан на баланс организации, название которой даже прочитать сложно (не то что произнести) – «Главросмасложирсбыт».Так на могилах князей в одном из древнейших и величайших древнерусских храмов начали хранить масло и жир.В 1937 году Спасский собор передали историческому музею Чернигова.

Обратите внимание

При фашистской оккупации Чернигова богослужение в храме было восстановлено (1942 года). Храм функционировал до 1961 года. Затем его вновь передали историческому музею.

В конце 80-х годов прошлого века религиозная община УПЦ МП самовластно захватила храм, выкинув из него музейную утварь.С того времени Спасский собор стал к своей работе, хотя во времена, когда его строили, не было даже Москвы, не говоря о ее Патриархате.Отдельное слово стоит сказать о внутренней планировке и отделке храма. Это что-то невероятное.

Хотя мне никогда не удавались описания интерьеров, поэтому лучше не буду…Спасский собор имеет достаточно большие размеры.Его длина (с апсидами) 35 метров, ширина – 22,4, высота от пола до свода – 30 метров (это высота девятиэтажки), а толщина стен – 1,4 метраМожно было бы еще долго рассказывать о росписи и фрески собора, о его иконы и мощи, ну и т.д.

Но это уже тема для большой книги и не мне ее писать.

Текст и фото Романа Маленкова

Источник: http://ukrainaincognita.com/ru/chernigivska-oblast/chernigiv/spaso-preobrazhenskyi-sobor-v-chernygove

Спасо-Преображенский собор в Чернигове | Архитектура и Проектирование | Справочник

Спасо-Преображенский собор в Чернигове (Архитектурно-археологическое изучение собора было начато в 1920-е годы Н. Макаренко, чьи работы до сих пор не утратили своего значения. См.: Макаренко М. Дослiди над Чернигiвським Спасом. Коротке звiдомлення. – Записки iторико-фiлологiчного вiддiлу Всеукраiнськоi Академii наук, 1924, кн.

IV. с. 240-244; Он же. Бiля Чернигiвського Спаса: (Археологичнi дослiди року 1923).- Чернигiв i пiвнiчне левобережжя. Kиiв, 1928, с. 184-196; Он же. Чернигiвський Спас. Археологiчнi дослiдi року 1923. Киiв, 1929. Исследование памятника продолжалось лишь с конца 1950-х годов. Появились публикации историко-архитектуриого характера. См.: Асеев Ю. С.

Спаський собор у Черниговi. Киiв, 1959; Комеч А. И. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. – Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975, с. 9 – 26. В 1960-е годы под руководством Н. В. Холостенко и М. М. Говденко началось тщательное натурное исследование памятника и была проведена его частичная реставрация.

) был начат постройкой по заказу черниговского князя Мстислава Владимировича, едва ли не превосходившего своим могуществом сидевшего на киевском престоле Ярослава Мудрого. Во всяком случае, раздел русских земель этими князьями в 1026 г.

основой имел добрую волю и согласие Мстислава, который одержал победу над войсками Ярослава и новгородцев и мог бы добиться единоличного правления всей Русью.

Мстислав умер в 1036 г. Летописец сообщает нам, что он был погребен «в церкви у святаго Спаса, юже бе сам заложил бе бо воздано ея при нем возвыше, яко на кони стояще рукою досящи» (ПВЛ. М.; Л.

, 1950, ч. I, с. 101.

) Из этого описания видно, что высота стен строящегося собора не превышала 3 — 4 м; следовательно, собор мог быть  заложен за один-два строительных сезона до этого, в 1034 – 1035 гг.

В литературе, посвященной древнерусскому зодчеству X— XV вв., распространено определение структуры храмов по числу столбов — четырех-, шести-, восьмистолпные (Воронин Н. Н. Зодчество Киевской Руси.- В кн.: История русского искусства. М., 1953, т. I, с. 11—154, особенно с. 142; Брунов Н. И.

Архитектура эпохи древнерусского государства и периода феодальной раздробленности Руси. – В кн.: История русской архитектуры. М., 1956, с. 11 – 63; см. также главы 9 – 12 в III т. «Всеобщей истории архитектуры» (Л.; М., 1966), написанные Ю. С. Асеевым, П. Н. Максимовым и Н. Н.

Ворониным и посвященные древнерусской архитектуре X — XIII вв. (с. 616-656). Подобная классификация искажает реальную композиционную природу памятников, к тому же она неверно интерпретирует сами формы.

Важно

Она отвлечена от представлений, связанных с базиликальными постройками, и является насильственной для зданий крестово-купольного типа. Как правило, все древнерусские храмы XI — XII вв.

(кроме самых простых) — четырехстолпные, они бывают с нартексом (понятие о нем почти исчезло из наших архитектурных описаний) или без него, с апсидами — либо примыкающими к основной девятидольной структуре, либо имеющими дополнительные ячейки.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове является четырехстолпным храмом типа вписанного креста, с нартексом и развитой алтарной частью.

Знаменательна форма опор — они никоим образом не читаются как комбинации отрезков стен, но представляют собой центрические крестчатые столбы. Напомним, в константинопольских храмах начиная с X в.

стены внутри исчезают, в цельном пространстве наоса в качестве опор остаются лишь четыре колонны.

В черниговском храме происходит обратная замена — колонн столбами. Однако уже совершившееся в IX — X вв. осознание опор как формы в себе замкнутой, не разделяющей пространство, а лишь находящейся в нем, приводит к возникновению центрических крестчатых столбов.

На четырех подобных столбах ничто не мешает возвести ту же каноническую систему перекрытий, которую в константинопольских храмах несли четыре колонны. Конечно, подобные опоры — примитивизация мотива. В ее основе лежат и причины практического характера, ибо доставка четырех мраморных больших колонн для княжеского строительства была бы, вероятно, довольно сложной.

Однако еще интереснее отметить, что, даже если бы такая возможность и существовала, ею нельзя было бы воспользоваться для возведения черниговского собора.

Мы подходим к очень важному моменту в композиции здания. Речь идет о его хорах. Расположены хоры над нартексом и боковыми нефами, эти зоны интерьера оказываются двухэтажными. Применение колонн в качестве основных опор становится невозможным, ибо их стволы оказались бы пересеченными посередине.

Совет

Между подкупольными столбами в двух ярусах размещены аркады. Подобная композиция, как мы видели, употребляется в памятниках Византии V — XI вв. Она восходит к купольным базиликам, таким ранним и начальным, как Алахан манастир.

Читайте также:  Что такое христианское смирение?

Принципиально такую структуру мы находим в Константинопольской Софии, почти такую — в церкви в Каср-ибн-Вардане. В дальнейшем, с заменой купольных базилик крестово-купольными храмами, аркады в верхнем ярусе исчезают (храм св. Ирины в Константинополе, храм в Дере-Агзы).

Интересно и показательно для ощущения общности архитектурной традиции близкое совпадение размеров (при типологическом сходстве) черниговского памятника и храма в Дере-Агзы: в Чернигове — общая длина 32 м, ширина 21,5 м, подкупольный квадрат — 7,75 м, в Дере-Агзы соответственно — 33 (без экзонартекса), 21 и чуть больше 8 м.

В византийских постройках VIII — IX вв. хоры устраиваются на сводах, перекрывающих нижний ярус, а коробовые своды рукавов креста опираются на стены угловых ячеек, прорезаемые арками. В XI в.

аналогичные принципиально решения, хотя и восходящие скорее к линии церкви Успения в Никее, мы видели в храме Георгия в Манганах и в Гюль Джами (в первом устройство обширных хор связано с императорским заказом).

Композиция Спасо-Преображенского собора в Чернигове при использовании традиционных, поддерживающих хоры, аркад, отличается, как уже говорилось, иной трактовкой общей структуры. В связи с центрической трактовкой опор стены внутри превращаются в крестчатые столбы, а хоры располагаются на плоских перекрытиях.

Это лишает хоры органической связи с храмом. Создается весьма своеобразная ситуация, когда в крестово-купольный тип храма, ставший под влиянием зданий на четырех колоннах пространственно цельным, вновь переносятся формы, должные разделять внутреннее пространство. Все эти формы связаны с устройством хор.

Чернигов. Спасо-Преображенский собор. 1030-1040-е годы. Схематический продольный разрез   Продольный разрез по южному нефу 
Чернигов. Спасо-преображенский собор. план  Чернигов. Спасо-Преображенский собор. План на уровне хор 

Хоры в русских храмах XI — XII вв. имели весьма определенное назначение: здесь находился князь и его ближайшее окружение (Брунов Н. И. О хорах в древнерусском зодчестве. – Труды секции теории и методологии (социологической) ИАИ РАНИОН. М., 1928, т. И, с. 93 – 97.).

Поэтому, когда в Спасском соборе Чернигова мы сталкиваемся с расширением хор, снова находящихся в пространстве самого храма, вполне естественно предположить причиной этому прямой княжеский заказ.

Зодчие, взявшие за основу тип храма вписанного креста, который сформировался как интерпретация крестово-купольных построек под влиянием четырехколонных композиций, чтобы устроить обширные хоры, обратились к формам более ранних памятников.

Обратите внимание

От центрального пространства хоры отделили глубоко традиционными аркадами, причем аркады употребили и в верхнем ярусе, что позволяет соотнести собор с группой построек, родственных церкви в Каср-ибн-Вардане.

Возникло необычное композиционное решение. В упомянутых византийских постройках ходы над боковыми нефами продолжаются до восточных стен, так, что боковые апсиды оказываются двухэтажными. Здесь же хоры идут лишь до восточных крестчатых столбов, перед алтарем образуется свободный поперечный неф.

Так же, как центрические опоры являются отголоском форм четырехколонных храмов, так и это необычное деление связано с типичным для них же противопоставлением свободного цельного наоса алтарю. В Спасском соборе деление на алтарь и квадратный наос дополнительно выявлено лопатками, появляющимися на боковых стенах на границе этих пространств.

Лопатки как бы обрамляют и открывают пространства всех трех апсид.

Построение алтарной части своеобразно. Три апсиды расположены в одну линию. Они как бы приставлены к наружному контуру восточной стены здания. Обычно апсиды начинаются от внутреннего контура предполагаемой восточной стены (этот уровень выявляется угловыми лопатками).

Поскольку предапсидные помещения очень неглубоки, то создается впечатление, что они устроены в основном с помощью подобного выдвижения апсид. Необычность планировки выявляется и негативным соответствием контуров восточных участков северной и южной стен, где лопаткам снаружи соответствует как бы ниша внутри, и наоборот.

Форма своей нечеткостью выдает какую-то неуверенность мастеров, но не менее интересно и то, что ей можно подыскать весьма близкую аналогию. Подобный вынос апсид мы находим в церкви Богоматери Халкеон в Салониках, возникшей под несомненным влиянием архитектуры Константинополя.

В самой византийской столице из-за сложного четырехлепесткового плана алтарных помещений апсиды тоже иногда выдвигаются к востоку, хотя и не в такой мере (Эски Имарет Джами); в XII в. в маленьком храме Иоанна Предтечи три полукруглые апсиды вынесены за линию, соединяющую восточные углы основного объема.

Нартекс черниговского собора пространственно несколько обособлен, он сообщается с наосом тремя арочными проемами в восточной стене. В том, что это стена,- нет ни малейшего сомнения, поэтому еще раз укажем на невозможность обозначить отрезки стен как столбы и на ошибочность определения «шести-и восьмистолпные храмы».

Важно

Северная и южная ячейки нартекса перекрыты купольными сводами, центральная — коробовым сводом. Последний ориентирован в направлении север — юг, что также содействует обособленности нартекса. Вместе с тем чрезвычайно выразительны открывающиеся из нартекса и побуждающие к движению перспективы в большое и свободное пространство храма.

Подобное сопоставление характерно для константинопольских памятников.

В верхнем этаже пространство западной части храма организовано иначе. Над нартексом боковые ячейки одинаково широкими проемами открываются и в средний, и в боковые нефы собора. Образующиеся таким образом достаточно обширные П-образные хоры входят в пространство самого храма, во всяком случае в линии малых нефов. Стены на хорах оказываются вытесненными (от них остаются лишь лопатки столбов).

Пространство хор, казалось бы, становится частью пространства всего храма. Однако полного объединения не происходит по двум причинам. Первая связана с разнохарактерностью ячеек самих хор. Угловые — низкие и довольно темные, лишенные окон, — были как бы проходными, соединяющими, они перекрывались глухими сомкнутыми сводами.

Дверные проемы в северной и южной стенах соединяли их с лестничной башней (с севера) и каким-то помещением над крещальней (с юга). Ячейки хор в малых нефах основного пространства тоже смотрятся несколько отдельно друг от друга.

Главными являются зоны хор в рукавах креста, они залиты светом больших окон, расположенных по три в два яруса, и охвачены широкими и высокими коробовыми сводами.

Все три ячейки хор над малыми нефами разделяются перекинутыми к стенам арками, расположенными на одной высоте и к тому же довольно низко, особенно в отношении к уровню сводов.

Высота шелыг арок над полом хор — 4 м, шелыг глухих купольных сводов — 7,5 м, куполов малых глав — почти 13 м, центральных сводов — около 10 м.

Все ячейки имеют индивидуальные пропорции, особенно необычны промежуточные, расположенные в западных углах наоса, ибо над ними поднимаются вытянутые круглые, в нижней части — глухие барабаны малых глав (высота барабанов — более 6 м).

Совет

Чередование пространств выглядит несколько случайным, хотя общая система храма является ясной и логичной. Это противоречие опять-таки связано с устройством хор в храме, чья структура, родственная четырехколонным композициям, уже не совсем для этого подходит.

Однако в организации хор есть и намеренные акценты. Интересно отметить особое внимание к украшению южной половины хор. Малые арки опирались здесь не на пристенные лопатки, как с северной стороны, а на пары полуколонн, от которых уцелели, хотя и фрагментарно, капители. Стена ниже капителей имеет ровную лицевую поверхность кладки.

Поэтому мы можем предположить существование первоначальных приставных полуколонн (возможно, мраморных) — форма, аналогию которой мы встречаем в самых замечательных постройках Византии: Неа Мони на Хиосе и Сан Марко в Венеции. Полуколонны, как и лопатки северной стены, опирались на обрез стены в уровне пола хор.

Правая часть хор — мужская — могла служить местом пребывания князя, что и объяснило бы употребление полуколонн.

Особый характер имеет средняя часть хор над нартексом. Она открывается в храм тройной аркадой, которая могла бы уподобиться аркадам южного и северного рукавов креста.

Однако зодчие интерпретируют ее иначе — как похожую, ибо расположенную в одном из рукавов креста, и как отличную, ибо она удалена от подкупольного пространства и помещена над стеной нижнего яруса на границе нартекса и наоса.

Уже сама стена, в которой помещена аркада, — особая, тоньше всех других стен храма. Кажущиеся здесь утолщенными боковые лопатки – обычный на самом деле размер. Тонкие восьмигранные столбы центричны, но не обладают собственной ориентацией и легко включаются в поперечное движение аркады.

Столбы и лопатки здесь не адекватны (как в боковых аркадах), лопатки принадлежат стене, столбы — проему. Аркада становится сложным, но единым проемом, напоминая аркаду на тонких столбиках в константинопольской церкви Спаса Всевидящего.

Обратите внимание

Угловые ячейки на хорах связаны с центральной широкими арочными проемами, но центральная никоим образом не является соединяющим проходом, а наоборот — своей резкой выделенностью от угловых зон создает пространство, композиционно наиболее значительное на хорах.

Его особый характер подчеркивает и западная стена своими широкими глухими поверхностями; в ней, в отличие от стен в боковых рукавах креста, внизу находится лишь один арочный проем в центре. Проем имеет необычный характер — он продолжается почти до пола.

Подобное окно напоминает окно в нартексе северной церкви монастыря Пантократора в Константинополе. В люпете же западной стены прорезаны три очень высоких окна.

Все пространство высотой, ощущением срединного положения на хорах (остальные помещения ему симметричны), сгруппированностью к центру превращается в своеобразный зал с верхним светом, с видом в центральный неф, в подкупольное пространство и центральную апсиду.

Особенностью внутреннего пространства является его целостность, несмотря на как бы трехнефное расчленение. Одинаковые лопатки крестчатых опор оказываются ориентированными на внутреннее ядро столба и не обладают динамикой выступа; вместо того, чтобы определять движение пространства, эти опоры просто пребывают в нем.

Пространство, обладая некоей самостоятельностью развития, как бы прорезает внутренние перегородки арочными проемам, уничтожая вещественную непрерывность стен и придавая формам структурный смысл.

«Преодоленность» перегородок усиливается центричностью перекрытия наоса, которое образовано сводами рукавов креста и пятью световыми главами, равномерностью освещения через многочисленные окна.

Для трактовки отдельных форм характерны ясность и сложность одновременно, изящная расчлененность при ощущении нерасторжимости всех частей гибкой оболочки, где прихотливо соединяются и переходят друг в друга структурные и фоновые элементы.

Профилировки всюду используются для облегчения форм и выявления их соотнесенности с целым. Опорами нижних аркад служили мраморные колонки, вдвое более тонкие, нежели опирающиеся на них кладки (колонки были обложены кирпичом после пожара XVIII в.).

Важно

Ионические капители с импостами несут профилированные шиферные плиты, с которых начинается кладка арок. Хотя колонны круглые, шиферные плиты и массивы кладки на них — прямоугольные, вытянутые, их длинные стороны идут вглубь, сквозь аркаду (соотношение, часто встречающееся в Константинополе).

Движение «сквозь» поддерживается и перспективными профилировками арок. Поэтому тройные аркады, пересекая рукава креста, в то же время напоминают о центрической природе основной композиции, горизонтальное движение аркад вдоль нефов сочетается с их ориентированностью на подкупольное пространство.

Группировка вокруг центра и преодоление горизонтали подчеркиваются небольшим выделением средних арок во всех ярусах (такое примерно соотношение арок можно видеть в аркадах церкви Христа Всевидящего в Константинополе).

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Источник: http://arx.novosibdom.ru/node/1626

Спасо-Преображенский собор, Чернигов

В Чернигове очень много интересных достопримечательностей, одной из которых является Спасо-Преображенский собор.

История Спасо-Преображенского собора

Собор имеет многовековую историю и является одним из древнейших памятников архитектуры в Украине. Строительство святыни было начато в 11 веке. Изначальный вид здания разительно отличается от его современного облика. Увидеть изменения храма можно, обойдя его со всех сторон.

Святыня сочетает в себе элементы романской базилики. Храм имеет византийский крестово-купольный тип строения. Его стены возведены из природного камня, сочетание материалов можно объяснить не только смешанным типом постройки храма, но и его перестройка в период практически тысячелетней истории, берущей свое начало с 1036 года.

Читайте также:  Спасо-каменный монастырь в вологде

Следующий момент в жизни духовной святыни связан с именем Святослава Ярославича. В тот период была проведена реконструкция. Стены храма были подняты, претерпел изменение и облик фасада, он, как и другие архитектурные элементы, вобрал в себя традиции каменного зодчества его современников.

Ученые считают, именно здесь был похоронен князь Игорь, о котором упоминается в тексте летописи «Слово о полку Игореве». В 1246 году в храм были доставлены мощи мучеников – князя Михаила и боярина при его дворе Федора. Спустя более чем 300 лет святыни были вывезены в Москву по указу царя Ивана Грозного.

Интересные факты о Спасо-Преображенском соборе

Внутреннее убранство Спасо-Преображенского собора соединяет в себе множество элементов разных стилей. Все это объясняется ужасными пожарами и сражениями, которые стерли истинный облик храма и стали причиной его восстановления. В 1239 году собор был частично разрушен и разграблен монголо-татарскими войсками.

В 1675 году храм был восстановлен под предводительством епископа Лазаре Барановиче, но в 1750 году здание серьезно пострадало при пожаре, который стер с его стен уцелевшие древнерусские фрески и полностью изменил внутреннее убранство храма, возвращенное святыне в 1783 году.

Реконструкция собора связана с именем Потемкина, который был проездом в Чернигове и заинтересовался историей величественного храма, чей облик был практически стерт многовековой историей и сильным пожаром. Потемкин приказал восстановить собор, в ходе ремонтных работ к зданию церкви были пристроены остроконечные башни, которые позволяют сравнить здание с костелом.

Совет

На протяжении 900 лет с момента своего основания церковь принадлежала Черниговской епархии. Современная история храма начинается с 1818 года, когда художник Я. Юринов расписал маслом стены внутри собора, изображая сцены из жизни храма, святых и исторические события.

В 1891 году купола собора были позолочены. Оригинальная позолота до сих пор украшает здание. В советские времена собор был переоборудован в музей истории края, спустя некоторое время здание вернули церкви. На сегодняшний день храм является действующим.

Он является центром общественной и духовной жизни жителей города. 

Как добраться к Спасо-Преображенскому собору

Собор расположен в историческом центре города на Черниговском валу. Добраться к нему можно, проехав по улице Горького или встав на остановке общественного транспорта на пересечении улицы Преображенской и проспекта Мира.

Вам также может быть интересно

Источник: https://ua.igotoworld.com/ru/poi_object/67875_spaso-preobrazhenskiy-sobor-chernigov.htm

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ

  Этот храм, хоть и значительно перестроенный, но сохранившийся до наших дней, был возведен тоже в эпоху правления Ярослава. До сих пор специалисты не могут определить, какой собор более древний: черниговский или киевский.

  Летописи не указывают точно ни год закладки черниговского храма, ни дату завершения строительства.

По косвенным данным историки установили, что начал его возводить брат и соперник Ярослава, князь Черниговский — Мстислав Владимирович.

В 1036 году, когда он внезапно умер, высота стен собора была 3-4 м. Продолжил строительство здания Ярослав, присоединив Черниговское княжество к Киевской Руси.

  Спасский собор возводили по византийским архитектурным традициям. Подобной конструкции мы не найдем ни в одном известном древнерусском храме. Крестово-купольная схема сочетается в нем с деталями романской базилики. Центральный купол на большом барабане окружали четыре меньших купола.

Здание в плане прямоугольное в западной части имело нартекс — прямоугольное помещение, отделенное от основной части храма стеной с арочными проемами. Главная часть храма разделена на три нефа и заканчивается на востоке тремя апсидами.

К восточным углам собора были пристроены две маленькие часовенки, а к западным — круглая башня с винтовыми ступенями, поднимающимися на хоры собора, и крестильная церковка.

Обратите внимание

  При строительстве мастера использовали плинфу (кирпич высотой 2,5-3,5 см, длиной 33-38 см и шириной 21-28 см) и природный камень. Применяли характерную для Византии кладку со скрытым рядом. Сочетание кирпичных узоров, каменных блоков с широкими полосами раствора и послойного сооружения из плинфы придавало фасадам собора особую живописность и торжественность.

Особенно интересен такой прием кладки: три плинфы, поставленные вертикально на ребро, перемежаются с тремя плинфами, расположенными горизонтально, друг над другом. Еще одна деталь, характерная для византийской архитектуры, — три узких вытянутых окна в закомаре (полукруглом завершении стены). Среднее — чуть выше других, и их полукруглые же завершения повторяют линию закомары.

Каждое окно обрамляет «веер» кирпичей.

  Вторая круглая башня, высокие конусовидные крыши, тамбуры для входов были построены в XVIII-XIX веках.

  Один из самых красивых элементов интерьера Спасо-Преображенского собора тройные аркады, расположенные в двух ярусах подкупольного квадрата.

Нижние ряды арок на мощных византийских колоннах задают от входа направление к алтарной части и придают пространству храма зрительное единство.

Первоначально пол собора (его обнаружили под четырьмя более поздними слоями) состоял из шиферных плит с врезанным рисунком из концентрических кругов, заполненных мозаикой. В алтаре пол был выложен поливными керамическими плитками.

  Стены собора были украшены фресками. К сожалению, до наших дней сохранились считанные небольшие фрагменты в очень плохом состоянии.

  Время не щадило собор. Он не раз горел, его разрушали и перестраивали. В 1239 году при наступлении орды Батыя купола и своды обрушились, а богатое убранство было разграблено.

Важно

Епископ Лазарь Баранович в конце XVII века сделал все, чтобы восстановить главный собор города. Но в 1750 году, во время великого пожара, погибли почти все фрески и резные полы из шифера и смальты.

Говорят, хлопотами князя Григория Потемкина, храм восстановили и перестроили, и он принял тот вид, который сохранился до наших дней.

  В XX веке здесь был склад масло-жирового завода, а затем Исторический музей. Сегодня собор действует и входит в состав заповедника «Чернигов древний».

Источник: http://ruhistor.ru/history_rur_yaroslav_sob06.html

Св. Фекла. Фреска Спасо-Преображенского собора в Чернигове. Конец 1030-х гг

Фреска св. Феклы Спасо-преображенского собора в Чернигове – изображение св. мученицы Феклы, единственое целостное изображение настенной росписи Спасо-Преображенского собора, дожившее до XX века и утерянное в годы II мировой войны. Произведение византийских мастеров XI века,

Спасо-преображенский собор Чернигова, согласно Повести временных лет, был заложен около 1036 г. черниговским князем  Мстиславом Владимировичем Храбрым, одним их сыновей крестителя Руси, Владимира Святославича. Как и все каменные храмы того времени собор, очевидно, строился и расписывался артелями византийских строителей и художников. Этот храм имеет много общего с Десятинной церковью Киева, насколько мы знаем ее по оставшимся деталям и косвенным данным.
К сожалению от декора храма сохранились лишь разрозненные фрагменты. К началу XX века от фресок осталось лишь одно цельнофигурное изображение — св. мученицы Феклы. Святая изображена фронтально, с крестом и Евангелием в руках, которые подчеркивают ее роль как проповедницы, ученицы апостола Павла. Образ святой отличается согласованностью красоты эллинистической традиции и внутренней христианской духовности, которая была присуща лучшим произведениям византийской живописи первой половины – середины XI в.

В 1924 году, чтобы уберечь фреску от исчезновения, подлинник изъяли  вместе со штукатуркой, законсервировали и положили на хранение в  запасники музея. В годы войны 1941-1945 гг. место хранения фрески  опустело.

Что стало с изображением, было ли оно вывезено в Германию или уничтожено — неизвестно. Достоверных данных о ее гибели — свидетельств или акта не существует.

В настоящее время изображение известно по фотографиям и цветным копиям, одна из которых приведена на иллюстрации.

Фекла Иконийская (греч. Θέxλα, Первомученица Фекла), изображенная на фреске, — раннехристианская святая, почитаемая в лике равноапостольных. Единственный источник сведений о ее жизни —апокрифические «Деяния Павла и Фёклы», написанные во II веке.

Согласно апокрифу, Фекла родилась в I в.н.э в г. Икония в Малой Азии, в семье знатных и богатых родителей, отличалась необычайной красотой. 18-ти лет, послушав проповеди св. апостола Павла, отказалась ступать в брак (хотя была уже помолвлена) и решила целиком посвятить себя Христу.

За незаконный отказ от брака и как последовательницу св. Павла, правитель города приговорил Феклу к сожжению в городском театре. Но случилось чудо, пошел дождь и огонь костра не тронул девушку. Увидев это, толпа добилась ее освобождения. Обретя свбоду, Фекла вместе с апостолом Павлом отправилась в Антиохию. В этом городе она подвергласьпреследованиям правителя Александра, пленившегося ее красотой. Фекла отвергла его предложение вступить в брак и как христианка была осуждена на смерть. Дважды выпускали на Феклу диких зверей, бросали ее в яму со змеями, но те не тронули девушку. Когда же Феклу привязали к двум быкам, чтоб те разорвали ее на части, веревки порвались как тонкиепаутины. Фекла была помилована и по благословлению апостола Павла поселилась в окрестностях г. Селевкии (Сирия), где проповедовала учение Христа и исцеляла больных.

Когда Фекла достигла глубокой старости (возраста 90 лет), на нее организовали нападение языческие знахари, ненавидевшие старицу за то, что она безвозмездно лечила людей.

Невежественные злодеи наняли беспутных людей, чтобы те лишили Феклу девственности, так как верили, что именно с ней связаны ее целительские способности. Согласно преданию св. Феклу, бегущую от преследователей скрыла гора. В пещере этой горы святая и скончалась.

На месте смерти св. Феклы (у сирийского пос. Маалюла) впоследствии был основан монастырь, посвященный ее имени.

На картинке монастырь св. Феклы в Сирии, на месте, где она скончалась

Больше фото здесь.

Источник: https://nickfilin.livejournal.com/71042.html

Спасо-Преображенский собор (Чернигов)

Сегодня мы предлагаем вам посетить Спасо-Преображенский собор украинского города Чернигова. Древнерусские зодчие начали возводить его в 1031-1036 годах по заказу черниговского князя Мстислава Владимировича Xраброго. Но князь Мстислав вскоре умер, и строительство прекратилось.

Стены на тот момент были не выше всадника на лошади. Храм закончили уже при другом князе – Святославе Ярославиче. Спасский собор стал кафедральным. Здесь происходили все самые важные события общественной и политической жизни Черниговской земли.

По легенде у стен храма похоронен князь Игорь, герой «Слова о полку Игореве».

С 1046 года в черниговском храме находилась одна из самых почитаемых на Руси икон – икона Божьей Матери «Одигитрия». Эту икону в начале ХII века перевез в Смоленск Владимир Мономах. С того времени она получила название “Одигитрия” Смоленская. Считается, что благодаря этому чудотворному образу хану Батыю не удалось захватить Смоленск в 13 веке.

Совет

За свою почти тысячелетнюю историю Спасский собор пережил несколько разрушений. В 1239 году хан Батый с войском подошел к Чернигову. Руководивший обороной князь Мстислав Глебович потерпел неудачу. Город пал.

Жена князя, которая во время осады скрывалась в Спасо-Преображенский соборе, чтобы не попасть в руки врага, выбросилась из окна. А сам храм был разграблен и частично разрушен. Кафедру перенесли из Чернигова в Брянск.

И только в конце 17 века, при архиепископе Лазаре Барановиче, в Спасском соборе провели восстановительные работы.

Еще одним серьезным испытанием для святыни оказался великий черниговский пожар 1750 года. Тогда в огне были уничтожены практически все древнерусские фрески храма. Но, как показывает история, не меньший вред облику церкви причинила сама реставрация.

В ходе работ сломали крещальню, а вместо нее в углу построили высокую круглую башню, симметрично левой древней башне. Наверху установили два огромных шпиля, которые служили солнечными часами. А в довершение, перед порталами сделали тамбуры. Храм заново расписали, установили резной иконостас.

После того, как в конце 19 века позолотили верхушки куполов, храм приобрел современный вид.

В 1926 году собор закрыли. Сначала здесь сделали продуктовый склад, а затем храм отдали местному историческому музею. В 1942 богослужения возобновились, но ненадолго. Через 20 лет здание вновь вернули музею. Ныне Спасский собор входит в состав Национального архитектурно-исторического заповедника «Чернигов древний» и одновременно является действующим храмом.

Давным-давно Спасо-Преображенский собор находился на территории Детинца, то есть внутри городской крепости. Сегодня от Детинца остались несколько чугунных пушек и холм, а местность носит название Центрального парка культуры и отдыха имени Коцюбинского.

(1

Источник: https://radiovera.ru/spaso-preobrazhenskiy-sobor-chernigov.html

Ссылка на основную публикацию