Спасо-преображенский мужской монастырь в муроме

История муромского Спасо-Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен в городе Муром (ул.Лакина, д.1), на высоком берегу Оки. Это один из самых древних монастырей на Святой Руси (после Киево-Печерской Лавры), ведь история этой муромской обители началась почти 1000 лет назад.

История монастыря

По преданию, монастырь был основан в 1096 году святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первым русским святым, сыном Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь не смог поселиться в самом городе среди язычников и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу.

Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году царь пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово.

Обратите внимание

По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм Государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Так выглядел монастырь до революции. В 20 веке он был закрыт. Здесь разместилась воинская часть.

Начало возрождения обители

В 1995 году, накануне 900-летия Спасской обители прославленный академик, хранитель русской истории Д.С. Лихачев обратился к Патриарху Всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей Святыни.

Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более вопиющий вид.

Вот фотографии того, что было в 1996 году и начало возрождения монастыря в 1997 году.

Молодому монаху, а затем игумену монастыря о.Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на строительство монастыря. По сути надо было строить обитель заново. Не было ни людей, ни денег.

Но главное был Божий промысел. Чудо свершилось. И это удивительно, ведь в самом начале все это поднималось стараниями очень немногих людей. Вот видео-репортаж от 26.04.1997 года и интервью о.

Кирилла, где видно, из каких руин поднимался монастырь.

За 10 лет обитель возродилась и стала являть миру красоту Божественную, необычайную. Находясь сегодня на территории восстановленного монастыря невозможно даже представить, из каких руин была вновь она воссоздана.

Давайте «пройдемся» по всей территории этого удивительного монастыря, прикоснемся к его многочисленным святыням.

Важно

В настоящее время на территории монастыря находится 2 больших храма, ризница, колокольня, купальня, часовни, братский корпус, паломническая гостиница и трапезная, учебный корпус. Все это расположено на очень ухоженной территории.

При входе на территорию монастыря сквозь ворота в крепостной стене мы оказываемся в сказке.

Перед нашим взором открывается просторная территория с многочисленными храмами и часовенками, красивейших пруд с распускающимися лотосами, а в воздухе витает невероятный аромат хлеба и сдобы из местной монастырской пекарни. Но начнем свой обзор, конечно же с храмов.

Спасо-Преображенский собор

Это самый древний храм на территории монастыря, именно с него начиналась обитель. В храме находятся мощи 30 святых угодников Божьих и чудотворцев.

Икона святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, освященная на его мощах в г.Керкира (Греция). Эта святая обитель располагается на греческом острове Корфу.

В Киоте с иконой находится часть башмачка владыки, которые меняются каждый год на его нетленных мощах. А происходит это потому, что он изнашивает их, посещая страждущих людей.

Деревянная глава святой великомученицы Варвары с частицей ее мощей. Ей молятся об избавлении от внезапной смерти.

Покровский собор

Двухэтажная Покровская церковь с трапезной была возведена на средства муромского уроженца митрополита Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова) в 1691 году. Храм был теплым, его отапливали три печи.

В 1757 году к Покровской церкви пристроили с запада трехъярусную шатровую колокольню, деньги на ее возведение дал муромский купец П. П. Самарин; он же тогда пожертвовал монастырю колокол в 120 пудов весом.

Совет

Несмотря на то, что Покровская церковь из-за перестроек потеряла первоначальный облик, утратила некоторые архитектурные детали, она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским кор­пусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря.

Внутри находится несколько алтарей, в каждом из котором расположено огромное множество святынь со всех уголков мира.

Верхний храм

В верхнем храме Покровской церкви находится чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница».

Она была привезена со Святой горы Афон в 1878 году. С тех пор «Скоропослушница» стала главной Святыней обители. Этот образ прославился многочисленными исцелениями.

И в сегодняшние дни тысячи богомольцев со всей России прибегают к «Скоропослушнице», получая у Царицы Небесной скорую помощь в болезнях и скорбях. В благодарность и свидетельство о получении помощи от Пресвятой Богородицы, люди приносят свои теплые молитвы и пожертвования.

Еще совсем недавно на этом образе можно было видеть огромное количество золотых украшений, которые люди приносили в дар за чудесное исцеление и скорое услышание молитвы. Но летом 2013 года мы этих подарков не увидели. Местные служители говорят, что их увез на Украину один из настоятелей монастыря, которые за последние несколько лет меняются очень часто.

Здесь же установлен Мироточивый Крест с частицей Животворящего Древа Честнаго Креста Господня.
Множество паломников выстраиваются к нему в очередь, чтобы поставить свечу и помолиться о близких и родных людях и получить помощь в трудных жизненных обстоятельствах.

А рядом находится Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его ризы.

Она была освящена на гробнице Всероссийского пастыря в Свято-Иоановском женском монастыре, который находится на Карповке в Санкт-Петербурге.

Икона и ковчег с частицей мощей святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских Чудотворцев, помощников и благоустроителей семейной жизни. Святой князь Петр принял монашеский постриг и скончался в Спасо-Преображенском монастыре.

Обратите внимание

В настоящее время рака с мощами святых князей Петра и Февронии находится в Свято-Троицком монастыре г.Муром.

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона. Она была написана на святой горе Афон и освящена в Русском Пантелеимоновом монастыре на его Честной главе. В иконе имеется мощевик великомученика Пантелеимона.

Икона святых Царственных страстотерпцев с камнем, который был привезен от стены подвала Ипатьевского дома. Именно в этом месте в Екатеренбурге 1918 гду была расстреляна Августейшая семья последнего русского царя Николая II.

Икона преподобного Серафима Саровского, написанная инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященная на раке со святыми мощами Преподобного.

В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи святого старца Серафима.

Нижний храм

В нижнем храме Всех Святых слева возле алтаря находится Гробница преподобного Илии Муромца.

Скульптурный образ (вырезанный из дерева) святого богатыря, защитника земли Русской, воссоздан по его нетленным мощам, почивающим в Киево-Печерской Лавре. В серебряном ковчеге находится часть левой руки преподобного.

Удивительная икона святителя Луки, архиепископа Крымского с частицей мощей. Священноисповедника и врача от Бога, прославленного многими исцелениями от гнойных ран.

Здесь же находятся чтимая икона 19 века святого благоверного князя Александра Невского с частицей его мощей.

И рядом икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца — покровителя путешествующих, страждущих от клеветы и неправедного осуждения.

Возле каждой из них есть молящиеся люди. И это неслучайно. Ведь в этом удивительном месте, в окружении такого количества святынь молитва творится очень легко, и помощь от святых Божьих Угодников приходит быстро.

Надвратный храм Кирилла Белозерского

Церковь преподобного Кирилла Белозерского существовала в Спасо-Преображенском монастыре с 17 столетия. До 19 века она находилась в другом месте: на северном участке ограды (тогда — деревянной), где располагались в то время ворота.

На рубеже 18-19 столетий церковь была упразднена за ветхостью — ее престол перенесли в нижний этаж теплого Покровского храма, а на месте ее алтаря поставили памятную часовню.

В 1807 году в монастыре начали строить каменную ограду. При этом Святые врата было решено устроить на западном ее участке (на нынешнем месте). Они появились в 1810 году, но дело с возведением новой надвратной церкви преподобного Кирилла Белозерского затянулось на десятилетия.

Важно

Средств не хватало (равно как, судя по всему, и достойных мотивировок этих трудов), и его так и не окончили до 1917 года, когда грянула революция и всякое монастырское строительство вообще надолго прекратилось. Памятную часовню, стоящую на месте алтаря первого храма, разрушили в 1930-е годы.

В новейшие времена храм преподобного Кирилла Белозерского восстановили. 22 июня 2005 года, в день памяти преподобного Кирилла, он был освящен.

Надвратная церковь Сергия Радонежского

После освящения восстановленного надвратного храма во имя преподобного Кирилла Белозерского на противоположном (восточном) участке монастырской ограды, выходящем к Оке, был заложен еще один надвратный храм — во имя преподобного Сергия Радонежского.

Эту скромную как размерами, так и архитектурой церковь построили очень быстро — уже 26 октября 2005 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий совершил чин освящения храма.

В этот же день попечители доставили в монастырь икону преподобного Сергия Радонежского, которую перед тем освятили в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре на мощах «игумена земли Русской».

На звоннице находятся била-колокола, отлитые по древней традиции. В них позволяется звонить каждому посетившему храм. Как это делается, можно почитать и посмотреть здесь.

Отсюда открывается восхитительный вид на реку Оку и бескрайние русские просторы.

Часовня-костница

Часовня-костница была возведена на месте монастырского кладбища, на котором около 900 лет хоронили князей, представителей духовенства и городской знати.

После закрытия монастыря, при размещении здесь воинской части, на месте кладбища были построены 2 казармы и размещен платц.

В 1998-2005 годах, при благоустройстве территории монастыря были обнаружены многочисленные останки людей из поруганных захоронений. Для их погребения по афонскому образцу была устроена часовня-костница.

Совет

Внутри в небольшом углублении за стеклом можно увидеть черепа и кости погребенных здесь когда-то людей. Можно спуститься по лестнице поближе. Зрелище, прямо скажем, не для слабонервных.

А сверху над останками располагается надпись, которая заставляет задуматься о Вечном всех сюда входящих:

Водосвятная часовня с купелью «Живоносный источник»

В часовне можно набрать освященной воды и совершить омовение в купели, где находится камень из реки Иордан. Женщинам благословляется купаться в рубашке.

Часовня великомученника Георгия Победоносца

Часовня была воздвигнута в честь погибших на поле брани российских воинов. Воины и их сродники почитают образ святого великомученника Георгия Победоносца. В часовне находится его икона, можно зажечь свечи, помолиться.

Особо почитается и имеющаяся у монастыря икона святого великомученика Георгия Победоносца с житием. В нижней части иконы в нее вмонтирован древний мощевик с частицей мощей святого.

Святой Георгий — покровитель православного воинства. В дореволюционной России Георгиевский Крест считался высшей наградой за мужество. В Великую Отечественную войну его аналогом стал Орден Славы. Повторяющая его цвета Георгиевская лента сегодня является одним из символов Победы.

Освящение часовни святого великомученника Георгия Победоносца состоялось 22 июня 2005 года.

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Николо-Ильинская часовня в западной угловой башне монастырской ограды существовала до революции, но с иным, неизвестным именем. Была построена в 1889 году.

Возобновлена в 2001. Башня кирпичная, восьмиугольная, с шатровым верхом, получила современный облик во второй половине 19 века.

Палаты настоятеля и братский корпус

В 1687 году при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля (на фото справа) – старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание 17 века.

Оно было построено в 1687 году в исключительно скромных архитектурных формах. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского. Конечно, в таком огромном здании жил не только настоятель монастыря.

Нижний этаж занимали четыре кладовые, а верхний – пять келий.

Читайте также:  Молитва феодоровской иконы божьей матери

Кроме каменных, настоятелю принадлежали четыре деревянных кельи, где, по всей видимости, в основном и жили, так как каменные помещения считались сырыми и нездоровыми.

Обратите внимание

Братский корпус был деревянным. Новый каменный корпус выстроен в 19 веке. Монастырь не был многолюдным – в разные времена в нем подвизались от 10 до 30 монахов. Фундаментальная реконструкция настоятельского корпуса была проведена в новейшие времена, после передачи монастыря Церкви.

Уже 22 июня 1996 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил на втором этаже настоятельского корпуса новую домовую церковь во имя святителя Василия, епископа Рязанского.

Монастырь всегда славился своей библиотекой с собранием древних памятников письменности. В начале 19 века он был обнесен новой оградой (тогда же перенесли надвратную Кирилловскую церковь), заново отреставрирован. В 1891 году строится последнее большое здание монастыря – трехэтажный братский корпус (на фото — слева).

В 1911 году в нем была освящена домовая церковь во имя Семи мучеников Херсонесских. С 29 сентября 2003 года в этом здании действует Духовное училище имени Святейшего Патриарха Пимена, который в 1945-46 годах, в сане иеромонаха, служил в Муромском Благовещенском соборе. При училище открыт и мемориальный музей Патриарха Пимена.

Паломнический центр

Для паломников и путешествующих людей паломнический центр Спасо-Преображенского монастыря предоставляет жилье и питание. Он рассчитан как на людей с малым достатком, так и на более обеспеченных туристов.

Паломническая гостиница предоставляет несколько вариантов размещения:

  • общий номер (в женском номере 14 мест, в мужском 12 мест). Удобства (душ, туалет) на этаже. Стоимость 300 руб. с человека.
  • комфортабельные 2-х, 3-х и 4-х местных номера со всеми удобствами. Стоимость 1000 руб. с человека.
  • Возможен прием VIP-гостей (правительственный уровень).

На первом этаже располагается паломническая трапезная. Работает с 11.30 до 18.00, где можно купить обед и/или ужин. Стоимость 95 руб.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/spaso-preobrazhenskij-muzhskoj-monastyr-murom/

Спасо-Преображенский мужской монастырь – Муромская епархия

04Июн

Read more

3 июня 2018 года, в Неделю Всех святых, в Спасо-Преображенском монастыре прошли престольные торжества одного из храмов обители в честь Всех святых. В этом храме находится кенотаф с частицей мощей прп. Илии Муромца. После окончания Божественной литургии состоялся Крестный ход.  

22Май

Read more

19 мая в день памяти Святителя Николая Чудотворца в Спасо — Преображенском монастыре состоялась Божественная Литургия,по окончании которой был совершён крестный ход к Николо — Ильинской часовне обители.Перед находящимся в ней местночтимым образом Святителя Николая Чудотворца братия монастыря в священном сане и богомольцы монастыря пропели акафист угоднику Божию

18Май

Read more

18 мая, в день памяти иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Спасо-Преображенском мужском монастыре состоялась Божественная литургия.

По окончании богослужения был совершен крестный ход к часовне иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша»., которая располагается на ул. Первомайская города Мурома.

Перед чтимым образом Пресвятой Богородицы, именуемым «Неупиваемая чаша» был совершен водосвятный молебен с пением акафиста образу Пресвятой…

15Мар

Read more

15 марта  2018 года, в день празднования иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Державная» в Спасо-Преображенском мужском монастыре г. Мурома молитвенно почтили годовщину преставления архимандрита Кирилла (Епифанова).

В четверг 4-й седмицы Великого поста благочинный монастырского округа Мурома архимандрит Кронид (Козлов) возглавил в храме Всех святых монастыря Литургию Преждеосвященных Даров, за которой возносились ектении о упокоении приснопамятного отца…

16Янв

Read more

17 ЯНВАРЯ 16.00. — Вечернее богослужение 18 ЯНВАРЯ 7.00. — Царские часы.Божественная литургия.Великое освящение воды. 16.00. — Вечернее праздничное богослужение. 23.30. — Крестный ход к часовне Божией Матери «Живоносный источник» 19 ЯНВАРЯ 00.00. — Божественная литургия 9.00 — Поздняя Божественная литургия.Великое освящение воды. с 7.00 — 20.00 — Обитель открыта

19Дек

Read more

Важно

19 декабря в день  празднования памяти святителя Николая Чудотворца состоялась божественная литургия в покровском храме Спасо-Преображенского монастыря. После её окончания был совершён крестный ход к Николо-Ильинской церкви, где почитаем образ Николая Чудотворца.  

19Дек

Read more

«Много видел в Москве церквей, а в Арзамасе ничего, кроме церквей не видел». Увидеть воочию множественные храмы этого небольшого древнего городка и согласиться с высказыванием князя Владимира Соллогуба – современника А.

С. Пушкина, предоставилась возможность участникам поездки, организованной Паломнической службой Муромской епархии 16 декабря 2017 года.

Паломники посетили Арзамасские храмы с их необыкновенным внутренним убранством, в…

15Дек

Read more

Декабрь в этом году оказался довольно щедрым на впечатления. В субботу, 09 декабря 2017 года, была совершена поездка в г. Владимир, организованная  Паломнической службой Муромской епархии. Многие участники поездки не раз бывали в областном центре, но в ходе  паломнической программы каждый открыл для себя что-то новое и необычайно интересное. Сюжеты фресок Андрея Рублева, Даниила Черного,…

15Дек

Read more

08 декабря 2017 года состоялся социальный тур, в котором приняли участие студенты подготовительного отделения Свято-Феофановской духовной семинарии, слушатели народного университета «Активное долголетие», а также прихожане Спасо-Преображенского монастыря. Маршрут поездки охватил северо-запад Владимирской области, от Александрова до Киржача. На территории Александровской слободы, средневековый архитектурный ансамбль  которой признан одним из редчайших и красивейших в России, паломники посетили…

Источник: http://spass-murom.ru/

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме

Адрес монастыря

Прекрасное расположение этого церковного учреждения, дает нам рассмотреть его великолепную архитектуру со всех ракурсов.

Святыня располагается на монастырском холме. С него взор на монастырь открывается не только для Муромской, но и Нижегородской области.

Это одно из самых старых сооружений в России, археологи и историки утверждают, что оно лишь немного младше Киево-Печерской лавры, основанной в 1051 году.

Найти церковь получится по адресу — Съезд Лакина, ул. Лакина 1А.

Святыни монастыря

В городе Муром достаточно много святынь, даже если не подразумевать церковные учреждения. Большое скопление мощей в одном населенном пункте делает Муром уникальным. Люди иногда именуют его — православной столицей России.

Помимо Спасо-Преображнского монастыря, в городе есть Покровский храм, Собор Воскресения Христова, Свято-Троицкий женский монастырь, Церковь Серафима Саровского Свято-Вознесенский кафедральный собор. Это не все православные архитектурные сооружения, имеющиеся в Муроме, а лишь основные.   

На этой земле произошло много событий. В Муроме родился, вырос и приобрел свою богатырскую силу Илья Муромец. (см. Католическая Пасха в 2019 году)

Совет

Город когда-то находился под княжеской властью Петра, который взял в жены простую девушку Февронию. Вместе эти двое святых прошли через испытания. Сейчас для православной церкви Петр и Феврония — образец настоящей, крепкой семьи.

Спасо-Преображенский монастырь выделяется на фоне других храмов.

Основание монастыря причисляют к заслугам страстотерпца Глеба Владимировича Муромского — первого святого на Руси. Углубляясь в историю, мы узнаем, что Глеб был сыном князя Владимира, крестивший Русь в 988 году.

Помимо Глеба, Петр также присутствовал в этой церковной обители, ибо летописные своды повествуют нам о постриге Петра в этом мужском монастыре.

Стены монастыря видели монголо-татар, и то, как они порабощали русских людей. Об этом нам тоже повествует письменный источник. Главным лицом событий выступает Василий Рязанский, он окормлял паству в Муроме.

В XIX веке произошло радостное событие для Спасо-Преображенской обители, в неё привезли икону “Скоропослушницы” с горы Афон. Это главная святыня монастыря, она находится там и в наши дни.

Случается, что икона мироточит, это означает, что для церковного учреждения наступает новый этап в жизни.

В XXI веке, при содействии Патриарха и Правительства, в церковь была привезена рака с частицей мощей Святого Ильи Муромца.    

Расписание богослужений

Масштаб значимости церковного учреждения ясен по количеству прихожан, ежедневно посещающих Муром. Люди с дальних уголков страны едут во Владимирскую область, чтобы помолиться муромским святым, принять благословление у местных священнослужителей.
Для большего удобства посетителей рядом с монастырем работает церковная гостиница и столовая.

В целях ознакомления, туристы могут посещать православную обитель пять дней в неделю — с понедельника по пятницу, с 10:00 по 17:00.Как назвать ребенка? Подобрать подходящее имя и угодить всем родственникам? Об именинах святых и о том, как помочь малышу стать решительным или мягким.

Обратите внимание

Важно! Если целью не является туристическая поездка, то вы сможете обговорить паломнический поход с представителями монастыря.

После богослужения можно  подняться на колокольню часовни Сергия Радонежского. Оттуда открывается поразительный вид на природу и город. Звонарь позволит желающим позвонить в колокол.
Стоит упомянуть пекарню монастыря, где продается церковный хлеб.

Историческое значение

История монастыря поражает своим разнообразием. Православная обитель переживала все беды и радости вместе с русским народом.

Дата основания Спасо-Преображенского монастыря не до конца известна археологам.
Но мы точно можем утверждать, что его основателем стал Глеб Владимирович Муромский, сын Владимира Крестителя. Дата рождения святого — 987 год, умер в 1015, от этих цифр отталкиваются историки.

Из курса истории, мы знаем, что крещение Руси происходило ни одним годом, оно длилось на протяжении нескольких сотен лет. Когда князь Глеб получил во владение Муром, он не мог там поселиться. Причиной служило язычество, актуальное на тот момент у жителей этой земли.

Глеб построил недалеко от города княжеский двор, где и обосновался. Были возведены первые православные обители — храм Всемилостивого Спаса и обитель для монахов.

Примечательно, что первым православным сооружением на территории Руси, упомянутым в “Повести временных лет” Нестора стал Спасо-Преображенский храм.

Дата, фигурировавшая в летописи, — 1096 год, когда под стенами обители погиб Изяслав Владимирович. Он — второй сын Владимира Красно-Солнышко.

Больше особым потрясениям церковное учреждение не поддавалось.

Спокойствие и умиротворение продолжалось до 1917 года, распада Российской империи.
Временное правительство собиралось закрыть церковь. Поводом для такого шага стало подозрение, что настоятель — Митрофан сопутствует поддержке Белого движения.

Важно

Архитектурное сооружение не закрыли, оно действовало в период с 1918 по 1919 года.

В 1920 году к власти на смену Временному правительству приходят большевики во главе с В. И. Лениным. Начало пропаганды атеизма, которую они стали активно продвигать в массы, подразумевало закрытие всех церковных учреждений в стране, сожжение Библий и икон.

Храм с 1920 года функционировал как муромский музей. Но большевикам было мало такой деятельности. Вскоре, храм превратили в военную базу, угодную НКВД. Из-за того, что там располагалось их отделение, вход гражданским лицам на территорию обители был строго запрещен.

Храмы стали разорять, это делалось революционерами беспощадно. В действие был приведен один из планов большевиков — “Реализация церковного имущества”.

На протяжении почти всего XX века Спасо-Преображенский монастырь находился в плачевном состоянии. Лишь в 1990 годах, Д. С. Лихачев, вдохновленный идеей Жукова о возрождении церковных архитектурных сооружений, обратился к Московскому Патриарху Алексею.

1995 года бывшее НКВД вернуло территории православной святыни, изъятые в далеком 1920 году.

Значение монастыря для России велико. Судя по историческим сводкам, можно сказать, какую большую цену имеет этот памятник Древнерусской культуры. С ним связаны ключевые события в жизни государства, от его создания до самых горьких и плачевных десятилетий.  

Религиозное значение

Для церковнослужителей и для простых прихожан Спасо-Преображенский храм — это место, где они получают благословление Бога, поддержку святых. Здесь они молятся о здравии, о счастливой и многодетной семье. (см. Предсказания казахской Ванги о России и Украине на 2019 год)

К монастырю привязаны истории великих святых, молившихся в этом храме.

Для человека тяжело больного — Спасо-Преображенская обитель становится лучиком надежды на спасение от страшного недуга. Ему может прийти на помощь Илья Муромец.

Для семей, в чьих отношениях произошел разлад — это способ, чтобы снова скрепить родственные связи, найти понимание. В этом деле надо обращаться за благословлением к святым Петру и Февронии.

Читайте также:  Как и когда рассказать и объяснить детям о боге в православии

Почему люди ходят в монастырь?

Когда мы посещаем территорию церкви, то зачастую, нас окружает множество религиозных деятелей. К ним относятся батюшки и монахи.

Монахов в храмах намного больше, нежели иных церковнослужителей. Они занимаются различной деятельностью, связанной с благоустройством земли, находящейся на территории церковного учреждения.
В функции монахов входит регулярное чтение молитвы, песнопение в хоре на богослужении, участие в иных делах церкви, приготовление еды в церковных столовых и прочее.

Уходу в церковь могут сопутствовать совершенно разные причины, положительные и отрицательные.

Какие люди приходят в монастырь, чтобы отдать свою жизнь служению Богу?

О монахах сложилось множество мнений, зачастую неправильных.

Совет

В церковь приходит много образованных и интеллигентных людей. Их профессии и социальный статус могут быть совершенно разными.

Есть мнение, что в храм идут бедняки, но это не правда. Среди монахов очень много бывших состоятельных людей.

Причиной, по которой эти люди меняют свою жизнь — покаяние или осознание, чем они хотят заниматься оставшиеся годы.

Стремление к духовному самосовершенствованию в идеале возможно лишь при постоянном посещении храма — эта идея движет большинством новых монахов.

Посвятить себя полностью отречению от всех земных развлечений, радикально поменяться телом и духом — очень сложная задача. Человек должен понимать, что за жизнь его ожидает.

Для этого надо быть достаточно сильной, мужественной и решительной личностью. Тогда дорога к Богу открыта для вас.Как победить сглаз и порчу? На какие проклятия обращать внимание, а какие не навредят? Почему не стоит беспокоиться, если вам посылает проклятия  прохожий?

Но не всегда люди идут в храм от хорошей жизни. Есть случаи, когда лишь отрешение от обычной жизни помогает встать на ноги.

Разлад в семейной жизни, потеря близких родственников или иные жестокие жизненные ситуации заставляют иногда людей принимать столь серьезные решения.

Обратите внимание

Но это помогает им воспрянуть духом, обрести новый смысл существования и позволяет взглянуть на жизнь под новым углом.

В Спасо-Преображенском монастыре служит много монахов мужчин. История каждого из них разная, но по-своему уникальная, заставляющая проникнуться делом этих богослужителей.

Спасо-Печерский монастырь — это уникальное достояние России в религиозном и историческом плане. Это прекрасное архитектурное сооружение, приютившее за своими стенами большое количество паломников и священнослужителей.

Источник: https://godzagodom.com/spaso-preobrazhenskiy-monastyr/

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) – старейшая обитель России

Главная > Святые места > Спасо-Преображенский монастырь (Муром) – старейшая обитель России

Спасо-Преображенский монастырь (Муром, Владимирская область) был основан еще в XI веке и успешно пережил трудные для религии советские времена.

Его «возрождение» произошло в 1996 году, когда обитель была возвращена церкви.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Месторасположение

Адрес монастыря – Муром, улица Лакина, дом 1А. Это левый берег Оки. Комплекс состоит из нескольких зданий и действующего мужского монастыря. Неподалеку от Мурома расположены города Владимир, Гусь-Хрустальный, Нижний Новгород, Саранск и Рязань. Расстояние от Москвы примерно 300 км.

Мужской монастырь Муромской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. Это один из самых древних монастырей на Святой Руси после Киево-Печерской Лавры.

Интересный факт: это же название носят еще несколько монастырей России (в Москве, Соловецких островах, Рязани, Пскове и других городах), а также в Беларуси, Греции, Украине.

Возле обители расположены магазины, гостиницы, музеи народного творчества. Так же в шаговой доступности расположилась набережная.

История мужского монастыря от начала основания

Годом «рождения» комплекса принято считать 1015 год, но это не абсолютно точная дата: ее принято выделять из рукописи «Повесть о водворении христианства в Муроме».

В тексте упоминается, что обитель основал местный князь Глеб Владимирович, сын киевского Владимира-Крестителя.

Поскольку князь Глеб умер в 1015 году, эта дата считается самой крайней, хотя у многих ученых существует свое мнение об этом.

Предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем не позднее 1015 года

Впервые о строении упомянуто в «Повести временных лет» (конец XI века): у стен города умер князь Изяслав, сын Владимира, похороненный в стенах обители. Еще раз его упомянули после смерти князя Юрия во второй половине XII века.

Когда Иваном Грозным была захвачена Казань, обитель получила каменный собор Спаса Преображения – первую каменную постройку. Произошел его расцвет: обитателям были выделены значительные земельные владения, царская семья начала активно помогать. В начале XVII века из-за нашествия литовцев здания пострадали, но быстро восстановились.

Знаете ли Вы, что: при проведении реформ патриархом Никоном обитель временно стала оплотом старообрядчества.

При Петре Первом на земле обители открыли учебное заведение для детей священников – первое в городе. Территорию отнести к Архиерейскому дому в Рязани, потом сюда переведи монахов из Борисоглебского монастыря. Но, несмотря на активное участие частных и государственных лиц, в конце XIX века обитель находилась в ужасном состоянии: его реставрация заняла несколько лет.

Примите к сведению: в мужской монастырь привезли точную копию афонской иконы Богоматери «Скоропослушница». Постепенно Преображенская обитель стала местом паломничества.

Наряду с другими религиозными учреждениями, обитель закрыли в 20-х годах ХХ века после обвинения настоятеля в участии в июльском восстании 1918 года. Впрочем, до этого момента на протяжении 2 лет монастырь функционировал исключительно как приходской храм.

Таким монастырь был до революции

Стоит отметить: в советский период на кладбище Спасо-Преображенского монастыря проводили захоронения и простых граждан.

Территорию несколько раз посетили представители музея, чтобы забрать наиболее исторически ценные предметы. Но уже в 1929 году тут «поселились» военные и отделение НКВД – территорию закрыли для посторонних, местное кладбище уничтожили.

Современное состояние монастыря

После распада Советского Союза муромчане обратились к власти с просьбой вернуть храм церкви.

Источник: https://101mesto.com/svyatye-mesta/spaso-preobrazhenskij-monastyr-v-murome.html

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме — монашеская обитель с 910-летней историей

Адрес: Россия, Владимирская область, Муром, улица Лакина, дом 1
Первые упоминания: 1096 год
Основные достопримечательности: собор Спаса Преображения, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Кирилла Белозерского, церковь Херсонесских Священномучеников в братском корпусе, церковь Василия, епископа Рязанского при настоятельском доме
Координаты: 55°34'22.1″N 42°03'56.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Согласно летописным источникам, Спасский монастырь в Муроме является древнейшей обителью Святой православной Руси. В 2006 году монастырю исполнилось 910 лет, старше его только Киево-Печёрская лавра.

Впервые Спасский монастырь упоминается в летописи 1096 года в связи с гибелью в княжеской междоусобице Изяслава Владимировича — сына Владимира Мономаха. Горожане похоронили убитого Изяслава в монастыре Святого Спаса. По легенде, монашеская обитель возникла на том месте, где в 1013 — 1015 годах стоял княжий двор одного из первых русских святых — князя Глеба.

Церковь Кирилла Белозерского

Вначале здесь появилась деревянная Спасская церковь, а впоследствии вокруг неё вырос монастырь, получивший название «Спасский что на Бору». Ещё одна версия гласит, что на высоком берегу Оки, где сейчас возвышается Спасо-Преображенский монастырь, произошло крещение муромских язычников.

В годы татаро-монгольского нашествия Муром и его монастыри были разорены. В 1351 году князь Юрий Ярославович начал восстановление обители. Согласно летописи, князь «обновил град свой, вотчину свою Муром, запустевший со времён первых князей, также и бояре его, и вельможи, и купцы ставили дворы свои и святые церкви обновили иконами и книгами».

Собор Спаса Преображения

Храмы Спасо-Преображенского монастыря

В 1552 году накануне Казанского похода Муром посетил Иван Грозный. Одержав победу, царь прислал в Муром артель зодчих, и один за другим в городе начали строиться каменные храмы. В это же время на высоком берегу Оки вырос великолепный Спасский собор.

Иван Грозный установил в монастыре «общежительство» и пожаловал обители обширные земельные владения. Несмотря на многочисленные перестройки, собор Святого Спаса сохранил строгий облик красоты. Это монолитное, пятиглавое, зелёно-бело-чёрное здание, словно огромный ковчег, плывёт в синеве неба.

Его купола видны уже издалека туристам, прибывающим в Муром со стороны Оки.

Церковь Херсонесских Священномучеников в братском корпусе

С севера к собору примыкает двухэтажный трапезный Покровский храм, построенный в 1691 году на средства митрополита Варсонофия. Первый этаж отведен под хозяйственные нужды, здесь располагаются пекарня, поварня и кладовые. Второй этаж занимает просторная, светлая церковь.

Святыни Спасо-Преображенского монастыря

Среди святынь обители особенно почитаема чудотворная икона Божьей матери «Скоропослушница», привезенная со Святой горы Афон в 1878 году. Она любима народом за скорое исполнение прошений, освобождение от бед и чудеса исцеления. Многие прихожане замечают, как икона меняет свой лик.

Церковь Василия, епископа Рязанского при настоятельском доме

В дни церковных праздников, таких как Рождество, Крещение, Пасха, её лик светел и радостен, а когда происходят печальные события, лик становится грустным.

Воины и контрактники, служащие в Чечне, приходят в монастырь, чтобы помолиться перед образом Георгия Победоносца с древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика. Почитаема паломниками и икона Серафима Саровского с частичкой его мощей.

В соборном храме монастыря хранится скульптурный образ Ильи Муромца, помещённый в раку вместе с частичкой мощей, полученной из Киево-Печёрской лавры. Фигура богатыря воссоздана по нетлённым останкам преподобного Ильи.

Часовня Георгия Победоносца

Возрождение обители

В конце XIX века в восточной части монастыря существовал некрополь, где хоронили городскую знать, богатых купцов и священнослужителей. В советское время монастырское кладбище было уничтожено. Сегодня на его месте стоит часовня-костница.

Заглядывать в неё страшновато: в подземных нишах покоятся черепа и кости, найденные при раскопках некрополя. В 2008 — 2009 году монастырь капитально отреставрировали на средства, выделенные Счётной палатой Российской Федерации.

Благодаря труду иноков и благодетелей ныне обитель возрождена из руин. Восстановлены храмы, разбиты сады.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В клетках содержатся куропатки и павлины. На территории монастыря открыто хлебопекарное производство. В монастырском магазине можно купить вкусный, дешёвый хлеб, а в трапезной — недорого и сытно покушать.

Список монастырей Мурома

Рейтинг достопримечательности

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/304-spasskiy-muzhskoy-monastir

Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муром – Святцы

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром – древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни…

Божественная красота открывается с вершины монастырского холма – необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония – покровители семьи.

В православные праздники – многочисленный честной народ стекается в Спасский храм помолиться. В народе ходят слухи о чудесных исцелениях и прозрениях. Да и само восстановление монастыря можно назвать чудом. Весь советский период в монастыре находилась воинская часть. В одном храме – спортзал, в другом – склад, на территории – военный плац, три казармы (одна – в братском корпусе).

Важно

1995 году, накануне 900-летия Спасской обители прославленный академик, хранитель русской истории Д.С. Лихачев обратился к Патриарху Всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей Святыни. Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более вопиющий вид.

Молодому монаху, а ныне игумену монастыря О.Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на строительство монастыря. По сути надо было строить обитель заново. Не было, ни людей, ни денег.

Был только он и еще один священник. Но главное был Божий промысел. Чудо свершилось. И что удивительно, поначалу стараниями очень немногих людей. За 10 лет обитель возродилась.

Стала являть миру красоту Божественную, необычайную.

Главные исторические вехи жизни обители

Читайте также:  Православная церковь о теории эволюции: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира).

Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу.

Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом.

В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь ПЎтр здесь принял монашеский постриг и скончался), преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным.

В 1552 году царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром.

Совет

В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы.

Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.

В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань – поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой – она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали…

Но Спасо-Преображенский выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие – со Святой горы Афон в 1878г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители.

Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной.

Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

Обратите внимание

Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.

Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.

Древняя обитель, претерпевшая многое разорение (в ХШ в. от монголо-татар, в ХУII в. – от поляков, в ХХ в. – от советской власти), тем не менее всесозидающей силой Божией возрождена из руин по молитвам и трудам иноков и благодетелей.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Источник: https://svyatsy.org/svyatye-mesta/rossiya/vladimirskaya_oblast/murom/spaso-preobrazhenskiy_muzhskoy_monastyr_v_g__murom/

Спасо-Преображенский монастырь Муром

Спасо-Преображенский монастырь в Муроме – один из самых давних памятников Русского православия. Его становление берёт своё начало с вехи истории Киевской Руси и до сегодня остаётся величественным символом мировой культуры христианства, почитаемым каждым верующим человеком.

История

Зафиксированные исторические факты свидетельствуют о том, что воспоминания о Спасо-Преображенском монастыре в Муроме берут своё начало со времён правления Муромского князя Глеба Владимировича (1015 год). Ранее всех именно это строение упоминается в известнейшем летописном источнике – «Повести временных лет».

В XVI веке по приказу царя Ивана Грозного было воздвигнуто несколько каменных храмов, среди которых был и Спасо-Преображенского мужской монастырь в Муроме.

Обитель часто перестраивалась, но, несмотря на это, в своей основе она сохранила первоначальный вид. Отличительной ее чертой является соответствие традиции пятиглавых соборов. Сам же монастырь имеет достаточно скромную орнаментацию и строгие пропорции, что придают ему облик суровой простоты, характерный для православного строения такого типа.

Расцвет храма также связан с именем Ивана Грозного. Но в 1616 году он значительно пострадал от нашествия вооружённых литовских отрядов.

Во времена церковных реформ (XVII век) собор стал одним из символов старообрядчества. Были построены новые корпуса, проведены реконструкционные работы, открыта первая в Муроме школа для обучения детей священнослужителей.

Монастырь потерпел множество изменений – и после революции 1917 года был закрыт. С 1918 года он продолжал функционировать как приходской храм. 1990 год – начало возрождения собора. С 2000 года строение было капитально реставрировано.

Строения

Сегодня на красивейшей и очень ухоженной территории монастыря находятся следующие строения:

  • два больших храма;
  • ризница;
  • колокольня;
  • купальня;
  • часовни;
  • братский корпус;
  • паломническая гостиница;
  • трапезная;
  • учебный корпус.

Обязательно к прочтению:  Свято-Юрьев монастырь Великий Новгород

Вид собора похож на настоящую сказку: просторная территория с храмами и маленькими часовнями, чудесный пруд с цветами лотосами, запах свежего ароматного хлеба из местной пекарни.

Святыни

Также в обители находятся мощи тридцати святых угодников и чудотворцев. Наиболее известными среди них являются:

  • икона святителя Спиридона, к которой на протяжении многих лет приходят страждущие, дабы получить помощь Господа и обрести моральную поддержку;
  • деревянная глава и частицы мощей великомученицы Варвары, которой молятся об избавлении от внезапной смерти.

Колокольный перезвон Спасо-Преображенского монастыря Мурома

Музыка сердца. Именно так можно назвать это церковное музыкальное произведение. Оно завораживает каждого, кто приходит послушать Божье слово, даёт силы и преображает, избавляя от физической и душевной боли и даруя самое главное – неиссякаемую веру.

Адрес обители: г.Муром, ул. Лакина, 1а.

Это величественное строение – поистине ценно для каждого христианина, ибо его красота и простота являются символом праведности и вечной благодати Господа.

Источник: https://ikona-i-molitva.info/spaso-preobrazhenskij-monastyr-murom/

Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь / Статьи / Патриархия.ru

30 июля 2006 г. 19:45

Спасо-Преображенский мужской монастырь Мурома — одна из древнейших обителей Православной Руси. (Хронологически старше его только Киево-Печерская лавра).

С монастырем непосредственно связаны имена таких общерусских святых, как прп. Илья Муромец, св. князья Петр и Феврония.

В советский период обитель была закрыта, в ее стенах находилась воинская часть (в одном храме — спортзал, в другом — склад, на территории — военный плац и три казармы).

Важно

В 1995 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной. 

Молодому монаху, а ныне игумену монастыря Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера.

И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни.

Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению  Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома.

Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря.

Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.

Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря. 

Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК«РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».

Совет

Личные пожертвования сделали многие предприниматели Москвы и Санкт-Петербурга. Самые разные люди внесли свой вклад в восстановление монастыря не только деньгами, но и посильной помощью в строительных работах.

Главные исторические вехи жизни обители

Древнейшая иноческая обитель Руси Муромский Спасский монастырь основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира).

Получив в удел Муром, святой князь, однако, не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу.

Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем — монашескую обитель для христианского просвещения Муромской земли. 

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом.

В стенах обители пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался), прп. Серафим Саровский, посещавший своего сотаинника — святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна яркая страница в истории связана с Иоанном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром.

Город был по сути превращен в военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, готовились плоты и струги для переправы.

Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правобережье Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее.

Обратите внимание

Иоанн Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. 

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял.

Способствовало этому факту одно очень важное  событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница».

С тех пор она стала главной святыней обители.

Воины и их сродники особо почитают хранящийся в обители образ св. вмч. Георгия Победоносца с древним мощевиком.

Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи старца Серафима.

Древняя обитель, неоднократно за свою многовековую историю претерпевавшая разорение (в ХШ в. — от монголо-татар, в ХVII в. — от поляков, в ХХ в. — от советской власти), ныне возрождена из руин.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/128697.html

Ссылка на основную публикацию