Спасо-каменный монастырь в вологде

Спасо-Каменный монастырь – История храмов

Спасо-Каменный монастырь − действующий мужской православный монастырь в Вологодской области, находящийся на острове в центре Кубенского озера, в пятистах километрах к северо-западу от Москвы. Данный монастырь относится к Вологодской епархии Русской Православной Церкви, является одним из древнейших монастырей Русского Севера и самым маленьким из островных монастырей.

О становлении обители рассказывает составленное в пятнадцатом веке Паисием Ярославовым «Сказание о Спасо-Каменном монастыре». В нем повествуется о том, как в 1260 году белозерский князь Глеб Василькович вошел на судах из реки Порозовица в Кубенское озеро.

Неподалеку от места, называемого Карачевская пучина, он попал в сильную бурю. Будучи в опасности и усердно молясь, князь дал обет построить монастырь там, где обретет спасение. Его судно прибило к Каменному острову размером сто двадцать на семьдесят метров.

Здесь он нашел двадцать три инока, живущих в землянках и собиравшихся для молитвы в часовенке. Князь ступил на остров 19 августа, в день Преображения Господня, и поэтому распорядился построить на острове деревянный храм в честь Преображения Господня, а также кельи для иноков.

Таким образом, 19 августа 1260 года считается датой основания монастыря.

Обратите внимание

С самого основания Спасо-Каменный монастырь находился под покровительством белозерских князей, благодаря чему процветал, благоустраивался и пополнялся новыми иноками.

Особого духовного расцвета обитель достигла при игумене Дионисии Святогорце, постриженнике Афона, который ввел здесь строгий устав Святой Горы Афонской и являлся настоятелем обители в течение тридцати четырех лет.

В пятнадцатом веке здесь подвизались Иоасаф Каменский, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский.

В 1476 году в огне сильного пожара все деревянные постройки монастыря сгорели. В 1481 году на месте пожарища был возведен каменный Спасо-Преображенский собор. Это был первый каменный храм на Русском Севере. Строился он из изготовленного вручную кирпича и был украшен белым камнем, добываемым в Твери на Старицких карьерах.

В 1528 году монастырь посетил великий князь Василий III со своей супругой Еленой Глинской: супруги молились здесь о чадородии и пожаловали шестьдесят рублей на строительство теплой церкви в честь Успения Божией Матери и трапезной. После поездки в Спасо-Каменную обитель у них родился долгожданный наследник, позже известный на Руси под именем Иоанн Грозный.

В семнадцатом веке во владении монастыря насчитывалось семь сел, соляные варницы в Тотьме, подворья в Вологде, на острове проживало девяносто три человека (двадцать семь человек братии и работники).

В 1774 году в обители вновь случился пожар, уничтоживший кельи и деревянный ряж вокруг острова. Также во время пожара сильно пострадали надвратный храм Иоанна Предтечи и Спасо-Преображенский собор.

После этого в течение двадцати шести лет монастырь пребывал в запустении.

В 1799 году по просьбе дворянства и купечества Вологодского и Кадниковского уездов обитель была восстановлена с названием Белавинская Спасо-Преображенская пустынь, при этом все здания монастыря, кроме надвратного храма, были отремонтированы.

Важно

В 1892 году по просьбе жителей окрестных сел и деревень и ходатайству настоятеля обители было возвращено прежнее название − Спасо-Каменный монастырь.

В 1925 году монастырь был закрыт, его монахов разогнали, а в кельях разместили малолетних преступников. В 1930 году был взорван Спасо-Преображенский собор.

Начиная с 1991 года, на территории монастыря силами энтузиастов велись восстановительные работы. В 2006 году на восстановление обители стали выделяться денежные средства из федерального бюджета. В том же году по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана на Каменном острове был возрожден Спасо-Каменный монастырь.

Источник: http://www.worldtemples.ru/pravoslavnie/spaso-kamenniy-monastir.html

В вологодской митрополии возрожден древний спасо-каменный мужской монастырь / новости / патриархия.ru

15 октября 2017 г. 12:45

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 6 октября 2017 года в Москве, был рассмотрен вопрос об открытии ряда монастырей.

В частности, в связи с прошением митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, было принято решение об открытии Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря на острове Каменный в Кубенском озере Усть-Кубинского района Вологодской области и назначении на эту должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского) (журнал № 96).

Основанный в середине XIII века, закрытый и разрушенный в начале XX века, Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь продолжил свою более чем 800-летнюю историю в начале XXI века как архиерейское подворье.

12 октября во вновь учрежденный монастырь прибыл митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Владыка совершил литию на могиле Александра Николаевича Плигина, который пришел на Каменный остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин. В 2004 году А.Н.

Плигин скончался и был похоронен на острове; к этому времени здесь были восстановлены Успенский храм-колокольня и келейный корпус, проводились систематические реставрационные работы, построена деревянная часовня.

В этом году Александру Плигину, больше десяти лет самоотверженно трудившемуся для возрождения Спасо-Каменного монастыря, исполнилось бы 70 лет.

В Успенском храме, обустроенном в колокольне, митрополит Игнатий совершил первую после официального учреждения обители Божественную литургию архиерейским чином.

Совет

Его Высокопреосвященству сослужили игумен Дионисий (Воздвиженский), наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов), настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Амфилохий (Кузнецов), настоятель архиерейского подворья «Александро-Куштский монастырь» иеромонах Александр (Кораблев), настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексий Сорокин, секретарь главы Вологодской митрополии иерей Алексей Булеков, клирики Вологодской епархии.

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Спасо-Прилуцкого монастыря под управлением Андрея Оводова.

За Литургией молились настоятельница Горне-Успенского женского монастыря г. Вологды игумения Филарета (Дорохина) с сестрами обители, глава Усть-Кубенского района Иван Васильевич Быков, директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Надежда Михайловна Тихомирова, паломники, приплывшие на остров на одном катере с владыкой Игнатием.

За богослужением митрополит Игнатий совершил чин поставления во иподиакона студента Вологодской духовной семинарии инока Кирилла (Дурягина).

В связи с вступлением игумена Дионисия (Воздвиженского) в управление Спасо-Каменным монастырем митрополит Игнатий совершил чин поставления его во игумена монастыря с вручением игуменского посоха.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексей Сорокин. Священник отметил примечательный факт в истории древнейшего каменного монастыря на русском севере: монастырь был основан в XIII веке и начал возрождаться в конце XX века усилиями и старанием мирян — Белозерского князя Глеба Васильковича и Александра Плигина.

По окончании богослужения митрополит Игнатий поздравил присутствующих с исторически значимым событием для всей Русской Церкви — возобновлением одной из древнейших мужских обителей, а также выразил надежду на то, что монастырь посетит во благовремении Святейший Патриарх Кирилл, который, как ожидается, совершит Первосвятительский визит в Вологодскую митрополию.

Митрополит Игнатий высоко оценил труды по восстановлению Спасо-Каменного монастыря Александра Плигина, который приехал с семьей на остров, когда здесь не было ничего, кроме развалин, и архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана, открывшего на острове архиерейское подворье.

Обратите внимание

Возрождение Спасо-Каменной обители продолжили вдова Александра Плигина Надежда Александровна, их дети и помощники.

В праздничный день открытия монастыря владыка Игнатий удостоил Надежду Александровну епархиальной медали преподобного Димитрия Прилуцкого I степени.

Праздничные торжества продолжились за совместной братской трапезой, по окончании которой глава Усть-Кубенского района И.В. Быков и директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Н.М. Тихомирова поблагодарили митрополита Игнатия за труды по открытию Спасо-Каменной обители и поздравили игумена Дионисия (Воздвиженского) с назначением его игуменом монастыря.

И.В. Быков обещал оказать Вологодской епархии всестороннюю помощь и поддержку в восстановлении и открытии еще одной мужской обители в Усть-Кубенском районе — Александро-Куштского монастыря.

Вологодская митрополия/Патриархия.ru

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5034484.html

Монастырь Спас-Каменный на Кубенском озере

Монастырь Спас-Каменный

Первым каменным монастырём русского севера и Вологодской области, стал Спас-Каменный монастырь, расположенный на островке в центре Кубенского озера. Размер островка составляет 120 на 70 метров, а чтобы его берега не разрушались, монахи обложили их камнями и укрепили деревянными сваями и срубом.

Название монастыря пришло само, весь остров является насыпью каменистого щебня, что и дало название «каменный», а Спас — по имя главного храма Преображения Спасителя.

Основание монастыря связывают с древним преданием. В далёкие 1260 годы, Белозерский князь, путешествуя по здешним местам, попал в бурю на Кубенском озере и, моля о спасении, дал обет построить церковь с монастырём. Судно князя Глеба Васильковича пристало к берегу в том месте, где жили 23 инока.

У них не было собственной церкви, а молебен они совершали в часовне. Князь сдержал свой обет, и по его велению была построена церковь, названная во имя Преображения Господня, а также деревянные кельи.

С тех пор Спас-Каменный монастырь был под покровительством князей, он расцветал, благоустраивался и пополнял ряды монахов и служителей. Особо отмечены дни в период службы игумена Дионисия Грека, который дал обители устав от места собственного пострижения – святой горы Афонской.

Молва об обители распространилась настолько, что Великий князь Василий III вместе с женой отправились туда паломниками с мечтой о наследнике. После долгого путешествия на Кубенское озеро, у супругов родился долгожданный сын, который в истории оставил свой след и был известен под именем Иоанн Грозный.

Духовным и хозяйственным центром Спас-Каменный монастырь был в средние века, в его владениях насчитывалось до 100 земель, 7 сёл, подворья в Вологде, в Тотьме соляные варницы. В монастырь также ссылали неугодных церковных деятелей, в число которых входили Иван Неронов (старообрядец), Арсений Шишка — полоцкий епископ и Георгий Дашков — вице-прокурор Священного Синода.

Важно

Волны Кубенского озера столь сильны, что добраться до Спас-Каменного монастыря, даже в летнее время года очень сложно. В первые недели весны он и вовсе отрезан от внешнего мира. Постоянные противостояния монахов с природой длились всё время существования монастыря, но это им не мешало помогать мирянам.

В 1976 году на острове была открыта первая в своём роде и единственная во всей губернии спасательная станция. Она состояла из 2 маяков и предохранительного поста.

В непогоду на монастырской колокольне ударяли в колокол (весом 5 тонн), отлитого из гильз, которые остались после войны 1812 года. В 1915 году установленный маяк на крыше братской кельи был разрушен огромными льдинами с озера.

В 1925 году монастырь Спас-Каменный был закрыт, монахов разогнали, а в кельях устроили колонию для малолетних преступников, которые разбежались в первую же осень.

Монастырь со всеми его постройками постепенно разрушался, а к полному уничтожению обители приложили руки люди.

Ради кирпича для строительства Дома культуры Спас-Преображенский собор взорвали, но кирпич с острова так и не удалось вывезти.

В период войны остров служил пунктом по переработке рыбы, после долгое время на острове проживал сторож. А с 1971 года остров с остатками былого величия служит пристанищем для местных охотников и рыбаков.

В 1991 году бывший Спасо-Преображенский монастырь включили в план реставрации в рамках программы «Наследие». И только в 2000 году делегация из Москвы провела первые замеры и исследования руин Преображенского храма, что положило начало для реконструкции и восстановления. До нашего времени сохранилась только Успенская церковь-колокольня построенная в XVI веке.

Совет

Все заботы по восстановлению и реставрации с 1991 года взял на себя инженер Александр Николаевич Плигин (вологжанин). В 2004 году он скончался, и его дело продолжила вдова Плигина Надежда Александровна.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога Ldk-Sokol.ru

Источник: http://ldk-sokol.ru/zhemchuzhiny-vologodchiny/monastyr-spas-kamennyj-na-kubenskom-ozere.html

СПАСО-КАМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ

Один из старейших монастырей Русского Севера. Находится на острове Каменный на Кубенском озере, невдалеке от села Устье, Усть-Кубенского района.

Принято считать, что монастырь был основан во второй половине XIII века, что делает его одним из древнейших монастырей Русского Севера. Кроме того, это первый каменный монастырь на Русском Севере. В 1774 году на острове возник мощнейший пожар, уничтоживший практически все деревянные постройки, после чего монастырь был закрыт.

В 1801 году обитель возобновилась и монастырь просуществовал до 1925 года. В 1937 году древнейший храм Русского Севера 1481 года постройки был взорван с целью получения кирпичей для строительства местного Дома культуры. С 1991 года силами энтузиастов под руководством А. Н.

Плигина началось восстановление Спасо-Каменного монастыря, продолжающееся и по сей день.

Основание монастыря

По преданию в августе 1260 года белозерский князь Глеб Василькович «плыл на струге из отчины своей от Бело-озера к городу Устюгу рекою Порозовицею и взошел в озеро Кубенское, но волны были так велики на озере, что князь должен был простоять десять дней у берега, там, где церковь Преподобного Антония Великого. Едва утихла пучина, и двинулся он в путь, как опять настигла черная туча со страшным громом и молниею, и княжий насад начал заливаться волнами. Князь с людьми своими стали молиться Всемилостивому Спасу, дабы избавиться им от надлежащей беды и дали обет: где и в какой день принесет их ко брегу, на том месте соорудить церковь во имя празднуемого Святого и устроить обитель. И вот, благоволением Божьим в 6 день августа, на праздник Преображения Господня принесло их бурею на средину озера к острову, называемому Каменным».

На острове на тот момент находилось порядка 23 пустынножителей. По-видимому, это были выходцы с пристани Антоний, рядом с которой стояла Антониевская церковь, считающаяся одной из самых ранних северных церквей.

Читайте также:  Смольный воскресения христова собор в санкт-петербурге

Проживавшие на острове старцы вели иноческий образ жизни и занимались проповедью Христовой веры среди обитавших по ближайшим берегам язычников. «По причине их убожества и нападения неверных человеков церкви у них не было».

Глеб Василькович, бывший, к слову, внуком великого князя Ростовского Константина Всеволодовича и мужем внучки Батыя, и имевший в силу этих обстоятельств большое влияние, сдержал свое слово и в короткий срок на острове была возведена Преображенская церковь.

Монастырь в XV-XIX веках

Обратите внимание

Следующей вехой в истории монастыря становится первая половина XV века, когда настоятелем Спасо-Каменного монастыря по воле великого князя Дмитрия Ивановича Донского становится Дионисий Грек. Согласно «Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря», Дионисий был афонским пострижеником. По мнению А. Е. Тарасова, Дионисий мог быть русским или южным славянином, уехавшим в Грецию.

Данное событие свидетельствует о том внимании двора московского князя, которые было обращено на столь отдаленный северный монастырь. И подобная опека вполне ясна.

Спасо-Камень наряду с Кирилло-Белозерским монастырем являлся в XV веке крупнейшим культурно-религиозным центром. Даже Ферапонтов монастырь не мог похвастаться таким влиянием в северных землях.

В Спасо-Каменном монастыре приняли монашеский постриг множество будущих великих подвижников, чьими трудами и молитвами создавалась Северная Фиваида. Среди них были преп. Дионисий Глушицкий, преп. Александр Куштский, преп.

Евфимий Сянжемский, преп. Иоасаф Каменский.

В 1481 году ростовскими мастерами был возведен первый на Русском Севере каменный собор, который освятили в честь Преображения Господня. 9 годами позднее в 1490 году эти же мастера возвели в Ферапонтовом монастыре собор Рождества Богородицы.

В 1541 году была возведена теплая трапезная церковь во имя Успения Богоматери «иже под колоколы».

Примечательным является тот факт, что Иван IV Грозный, неоднократно посещавший Вологду, ни разу не был в Спасо-Каменном монастыре. Однако известно, что царь прислал на остров колокол.

В 1650 году игумен Маркелл установил раку для мощей преподобного Иоасафа Каменского.

Важно

В 1773 году на острове случился мощнейший пожар, после которого обитель была упразднена, а братия переведена в Духов монастырь в Вологде, получивший в 1775 году название Спасо-Каменного – по наименованию сгоревшего и упраздненного островного монастыря.

В 1801 году повелением императора Павла I сгоревшая обитель была восстановлена, и на остров переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни. Так островной монастырь получил название Белавинской Спасо-Преображенской пустыни.

В 1892 году монастырю указом Синода было возвращено исходное наименование Спасо-Каменного.

Монастырь в ХХ-ХХI веках

В 1925 году монастырь был закрыт. В 1937 году была предпринята попытка добыть на острове кирпич для строительства Дома культуры путем взрыва Спасо-Преображенского собора. Однако подорвать древние стены таким образом, чтобы можно было их использовать в дальнейшем, большевикам не удалось, поэтому по сей день в центре острова лежат разрушенные стены собора.

До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников.

С 1991 года усилиями энтузиастов под руководством А. Н. Плигина и А. А. Асафова началось восстановление монастыря. В 1993 году Александр Асафов скончался, и работы по возрождению обители продолжил Александр Плигин. В 2004 году скончался Александр Плигин, дело его продолжают вдова, Надежда Александровна, и дети.

Сейчас уже восстановлены гостиничный корпус, колокольня с Успенской церковью, идут работы по восстановлению трапезной палаты. На острове создано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

Литература

  • Дементьев В.В., Плигина Н.А., Сальников А. К. «Дом Спаса. Вологодские каменные Кижи». Вологда, 2008.
  • Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб, 1855. / Репринтное издание, М., 1999.
  • Сказание известно о начале Каменскаго монастыря // Святые подвижники и обители Русского Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели / Изд. подг. Г.М. Прохоров и С.А. Семячко. СПб., 2005.
  • Сойкин П. П. Спасо-Каменный монастырь в Вологодском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. СПб., 1994.
  • Тарасов А.Е. Епископ Ростовский Дионисий Грек // История и культура Ростовской земли, 2007. Ростов, 2008.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/spaso_kamiennyi_monastyr

История и мифы Спасо-каменного монастыря

Начало Спасо-Каменного монастыря

Летом . при великом князе Иване Даниловиче князь Глеб Василькович, внук князя Константина Всеволодовича и правнук великого князя Всеволода Большое Гнездо, отправился в свою вотчину к г. Устюгу. Князю было необходимо пересечь Кубенское озеро. 10 дней князь ждал хорошей погоды у мыса Антония. Наконец, многодневная буря утихла.

Князь, Глеб, обманувшись хорошей погодой, рискнул пуститься в плавание по озеру, и попал в еще больший шторм с грозой. Буря застигнув князя «на Карачевской пучине», потопила корабль, в котором находился князь Глеб.

В тяжелых доспехах князь пошел на дно, но, не переставая молиться Богу, он вдруг ощутил под ногами камни и радостно воскликнул: «Спас камень!» И пообещал Глеб поставить церковь в честь того святого, в чей день произошло чудесное спасение и устроить монастырь там, где найдет он свое спасение..

С Божьей помощью принесло князя Глеба 6 августа к острову Каменному. На острове же этом жили иноцы пустынножители, состарившиеся за время пребывания на острове «в подвигах духовных». Было их 23. Но не было у них церкви, ибо не было возможностей возвести ее.

Совет

Кроме того, по берегам Кубенского озера еще много жило «неверных» людей, которые до тех пор не приняли крещения и иноцы остерегались, что, построив, они церковь, «неверные» разорят все. Но была на острове том часовня, в которой иноцы, подобно как в молитвенном храме, собирались для прочтения молит во имя Бога.

Князь Глеб поразился «Божию устроению сия острова» и велел поставить на нем деревянную церковь во имя «Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, честного его Преображения». Украсил он церковь иконами и книгами, и монастырь устроил, как Господу обещал, «вручив старейшинство монастыря того старцу богобоязниву именем Феодору». «И оттоле прозвался Каменный монастырь».

Существует другая точка зрения, касаемо того, кто населял остров до посещения его князем Глебом.

Согласно ей, не два десятка монахов, пребывали на острове и жили между камней, а язычники со своими жрецами молились здесь у «священного» камня, над которым был сделан деревянный навес или какое-то другое сооружение. Новгородский воевода, посланный за данью в «полуночные страны», спасаясь от шторма, наткнулся на них совершенно случайно.

Пока озеро не стихло, он беседовал на острове с язычниками, пробовал обратить их в истинную православную веру, спорил с волхвами. На обратном пути, возвращаясь из Заволочья, воевода вновь высадился на знакомый остров, на шел его безлюдным, водрузил на нем крест, предварительно разрушив языческую кумирню. (Все эти события могли развернуться в начале ХI в.

Раскопки археологической экспедиции Н.А.Макарова у деревни Минино на берегу Кубенскогоозера подтверждают, что первые христиане появились здесь как раз в эти десятилетия.)
Почитание креста на острове, над которым была возведена православная часовня, а позднее и церковь, продолжалось два с половиной века. Здесь молились те, кто плыл в дальние странствия, кто спасался от бурь на острове.

Монастырь складывался как бы сам по себе. Он являлся главным православным миссионерским центром в округе, где еще были живы языческие традиции и верования.

О роли и месте Спасо-Каменного монастыря на Руси
Спасо-Каменный монастырь служил духовным маяком для тех, кто отправлялся к Белому морю, кто задумал подняться до отрогов Урала и пройти еще глубже в Сибирь. Он представлял собой с самого начала основания идеальную модель монашеской обители.

Он был населен подвижниками, жившими сообща, общежитием, когда на Руси не было еще киновий. Они пришли сюда, в суровые природные условия, ради спасения своей души, с миссионерскими целями поднимать и возделывать этот прекрасный край. К сожалению, оторванность от крупных центров привела к тому, что до нас не дошли исторические известия о жизни монастыря именно в эти первые века его существования.

Обратите внимание

Позднее значение этой обители не уступало роли знаменитого Троице-Сергиева монастыря. Отсюда, как из Троицы, выйдут основатели новых монашеских общежитий. Здесь Иоасафу Каменскому случилось явление Спасителя. Сам Иисус Христос предрек вечную славу подвигам местных подвижников.

В древнерусской житийной литературе описание такого видения редкостно.

Согласно Вологодской степени (особый список привилегированных монастырей в ХVII в.), Спасо-Каменная обитель на Кубенском озере значится первой. Архимандрия (наиболее почетная сановная степень) введена в монастыре в XVI в.

, тогда как Кирилло-Белозерский монастырь получил ее только в середине ХVII в.

О спасительной миссии монастыря-маяка

Одной из спасательных миссий Каменного острова

являлась роль монастыря как маяка. «На крыше братско-настоятельсого корпуса был установлен маяк – большой мощности керосиновая лампа под специальным стеклянным колпаком. Свет маяка был виден в хорошую погоду за 20 верст, а в плохую – за 4 версты. В Петербурге на заводе Орлова был отлит именной колокол и доставлен на остров, чтобы подавать звуковой сигнал во время туманов и зимних метелей. Четыре матроса-инока днем и ночью в любое время года могли оказать помощь терпящим бедствие. Руководил работой станции настоятель монастыря отец Павел. За спасение утопающих он был награжден в . серебряной медалью, а в следующем году – орденом святой Анны 3-й степени».

О вкладах в Спасо-Каменный монастырь

В свое время много чего даровал Василий Темный Спасо-Каменному монастырю.

Однако сегодня не известно, где находятся такие вклады в Спасо-Каменный монастырь великого князя Василия Васильевича Темного как чудотворная икона Спаса Эммануила, привезенная его деду Дмитрию Донскому из Константинополя, и икона Богоматери Одигитрии.

Чудотворный образ Спаса являлся семейной реликвией великих московских князей, вклад его в монастырь – это многозначительный жест со стороны Василия Темного. Традицию поддержки «своего» монастыря хранили и его сыновья.

Неизвестна судьба Деисуса письма Дионисия Глушицкого, принесенного в дар Спасо-Каменному монастырю князем Андреем Васильевичем. «По всей вероятности, – делает вывод Н.И.Суворов, – упомянутые драгоценные иконы сгорели в первом пожаре 1472 года».

А сколько погибло бесценных рукописных книг!.. Хранившиеся в монастырских ризницах, они, как порох, горели при пожарах (пожар в Спасо-Каменном монастыре был 4 раза, причем дважды он сгорал дотла – 3 сентября . и 24 июля .), унося с собой невосполнимую частицу отечественной культуры.

В «книгохранительной палате» Спасо-Каменного монастыря даже после опустошительного пожара . по переписи . хранилось 364 книги, из них только 66 книг были печатные. Среди древних письменных памятников 6 книг были «на харатье», то есть на пергаменте. И даже это богатство являлось лишь частью сохранившейся библиотеки.

Опись книг заканчивается неутешительным выводом: «А иные книги многие в пожарное время сгорели». Во времена духовного расцвета Кубеноозерья в ХV -ХVI вв. каждый монастырь имел свою библиотеку, здесь трудились многие «списатели», то есть переписчики древних книг, составители новых.

Творчество инока Спасо-Каменного монастыря Паисия Ярославова нам в общих чертах, к счастью, известно, а сколько имен переписчиков не дошло до нашего времени?!

О ледоходе и принесенном камне-гиганте

Важно

Из поколения в поколение в Кубеноозерье рассказывают историю о том, как в 1836 г. мощные льдины занесли на крышу келий во время ледохода огромный камень в 500 пудов. Можно верить в это или нет, поражаясь проделкам дикой природы, но оказывается, как свидeтeльcтвует Александр Круглов (писатель, посетивший в 1897 г.

Спасо-Каменный монастырь), когда-то за сараями, вблизи храма, был врыт в землю этот каменный великан, на поверхности которого читалась надпись о его чудесном здесь появлении. Сохранилась фотография этого каменного «путешественника».

Сегодня он погребен под взорванным Спасо-Преображенским храмом и при дальнейшей расчистке территории может быть найден.

О «банных» отмелях

Не раз и не два, в разного рода документах о монастыре, я встречал упоминания о бане за оградой монастыря.. Иметь баню на территории обители строжайше было запрещено монастырскими уставами.

Сложилась даже легенда, что отмели, которые ведут к северо-восточному берегу, обнажающиеся в засушливые года, назывались «банными».

По ним, мол, ходили монахи на «помывку», а сами бани стояли на соседнем берегу.

Игумен Павел рассказывал Круглову по этому поводу несколько иначе: « Тут есть песчаная коса. Она идет от нашего острова к Банному, поросшему ракитником… он тянется до берега в виде луга с осокою… Как пересыхает, в мелководье можно по нему до берега дойти».

Может, в какие-то времена и стояли на ряжах бани на острове Банном (не зря он так назван). Н.А.Плигина, ссылаясь на строгий монастырский устав со времен игумена Дионисия Грека, считает, что они находились на самих отмелях, которые являются рукотворными, созданными самими монахами.

Читайте также:  Молитва святому николаю чудотворцу о помощи в работе и делах

В том, что они насыпаны, я и сам неожиданно убедился, когда на отмели метрах в десяти-пятнадцати от берега случайно подобрал кусок спекшегося стекла. Точно такой же я видел в музее поселка Устье, как экспонат с территории дореволюционного стекольного завода, стоявшего в устье реки Кубены.

Совет

Значит, монахи привозили оттуда грунт и подсыпали отмель, которую каждый год размывало.

Очень бывают поражены те, кто впервые сюда попадают, и когда, подплывая к острову, видят евангельскую картину: некто идет по воде, яко по суху, как Иисус Христос. Вода озера светлая, чистая, можно так брести по чуть притопленной песчаной косе не один десяток метров…

Трагическая история о влюбленном монахе

С этой отмелью связана и романтическая история, которую любят рассказывать окрестные жители. Будто бы один из монахов влюбился в девушку, живущую в одной из деревень на берегу. Приходить на свидания к ней он мог только в темное время суток, когда никто в монастыре не видел его отсутствия.

Для того, чтобы монах не сбился с дороги, то есть с «банной» отмели, девушка выставляла на берегу фонарь, на который, как на маяк, и шел в темноте монах. Его деревенский соперник выследил парочку и решил монаху отомстить, переставив в одну из ночей фонарь на другое место. Монах пошел по привычке на огонь фонаря, оступился, упал в воду и утонул.

Такая вот история, одна из легенд Кубенского края.

Источник: https://novlens-project.livejournal.com/4921.html

Спасо-Каменный: в поисках спасительного узкого пути. Петр Давыдов / Православие.Ru

    

Спасо-Каменный монастырь в честь Преображения Господня – одна из самых малых действующих обителей в России – находится на крошечном острове в Кубенском озере (Вологодская область). Несмотря на размеры, значение монастыря, как духовное, так и культурное, для России огромно.

Большинство людей, приезжающих сюда, стремится попасть на остров вновь: кто – ради тишины и спокойствия внешнего и внутреннего, кто – ради того, чтобы почувствовать глубину веков, кто – ради серьезных размышлений, ради изменения к лучшему своего духовного состояния.

В любом случае равнодушным не остается никто. И этому неравнодушию игумен Дионисий (Воздвиженский), единственный пока насельник обители, очень радуется: хорошо, если человек переживает за свое духовное состояние.

Значит, есть возможность действительно исправиться – что отдельному человеку, что обществу в целом.

    

– Отец Дионисий, большинство обителей на Севере немноголюдны: иноков здесь мало. О чем это свидетельствует, по вашему мнению? Действительно ли становится меньше желающих принять монашество? Если это так, то чем, на ваш взгляд, это вызвано? Только ли относительным материальным благополучием в миру? Или же есть более существенные причины?

– Спасо-Каменный монастырь не то что немноголюдный или малолюдный – он вообще безлюдный. Из постоянных насельников здесь пока только я один. Летом приезжают паломники. Ситуация у нас особая: просто разруха. Братский корпус в развалинах, и негде братии пока жить. Поэтому на вторую часть вопроса нельзя ответить, исходя из обстоятельств нашей обители.

    

Если же говорить отвлеченно от местных реалий, то уменьшение числа желающих посвятить себя, свою жизнь монашеству действительно наблюдается, и тому есть причины. Без причин на свете ничего не бывает. В 1990-е годы, после очередной революции в нашей стране, с открытием многих монастырей в них начался большой приток насельников.

Люди истосковались по духовной жизни, проявились подспудные настроения и намерения, душевные устремления, так долго загоняемые вовнутрь, прорвалась жажда приобщения, так сказать, к родным истокам. Я бы сравнил ситуацию с тем, как происходит обращение к Богу у отдельно взятого человека.

Первый порыв наиболее сильный, всё идет с охоткой, трудности переживаются легко, какая-то неведомая энергия движет им. Это первичная Благодать. То, что дается авансом и проявляет вкус к духовному, дает подлинную радость и утешение. Но это только начало, после которого последует обязательно иной период: сложный, с преткновениями и падениями.

Обратите внимание

Такое обучительное оставление Благодатью Божией. И вот здесь не всем хватает терпения и усердия. А его непременно надо проявить, чтобы со временем обрести уже неотъемлемую Благодать Божию.   

Так вот, эта первая волна для наших монастырей прошла, теперь нужно доказать свою состоятельность, чтобы иссякнувший ручеек наполнился, пусть и не так стремительно, но верно. Это как бы со стороны самих монастырей. А что касается других объективных причин… Что сказать? Живем «хорошо», много всего в мире, трудно найти узкий путь.

То, что было для людей, вышедших из советской эпохи, глотком чистого воздуха, ярким новым явлением на общем сером фоне, теперь стало, наоборот, блеклым на фоне мирского разноцветья. Но это картина сгущенными красками. На самом деле контраст не так велик, как может показаться. Ведь и монастырей сейчас стало еще больше, чем 10–15 лет назад.

Где же им всем наполниться, народу-то у нас в стране не столь уж много?

А вообще мне кажется, что религиозный подъем и связанный с ним приток в монастыри ищущих пострига – из ряда вон выходящее явление. Поэтому сегодняшняя ситуация вполне естественна и закономерна.

Почему мало приходящих в монастырь? Ну, мало или много – это относительно. Наверно, их столько, сколько и должно быть. Господь сказал, что «не все вмещают сие, но кому дано». Просто такой период. В истории ведь тоже бывало по-разному.

Во времена великих учителей и иноческих наставников – Великих Антония, Пахомия, Макария – в древних обителях насельников были тысячи, как известно. Затем постепенный упадок.

Были и в нашей Русской Церкви периоды расцвета и угасания: одно дело – эпоха преподобного Сергия и его учеников, последователей, и другое дело – век XVIII или XX, к примеру.

Наше церковное возрождение сегодня по части монастырей – это такой духовный «ренессанс», явление масштабное, внешне прекрасное, но с повторением не всегда лучших форм прежней синодальной эпохи. Какие причины и препятствия к приходу в монастырь сейчас? Уже, наверное, сказал: монастырь – не для всех. Плюс множество соблазнов.

    

– Вопрос о соотношении «количество/качество». Звучит, может быть, грубо, но, тем не менее: каковы сегодня главные «качества» христиан – что монашествующих, что мирян?

– Знаете, был такой лозунг: «Лучше меньше, да лучше». Вот к монашеству он тоже подходит.

Важно

У святителя Николая (Велимировича) одна женщина спрашивала: вот, мол, мы с дочерью сидим и думаем, куда ей пойти – замуж или в монастырь? А святитель ответил в письме: раз вы выбираете, значит, надо избрать общий путь – путь семейной жизни. А на монашество можно решиться только когда внутри одна цель и нет раздвоений.

По причинам внешним вообще монашество избирать нельзя.

Только внутреннее призвание к такому образу жизни! Архиепископ Феофан (Быстров), человек святой жизни, инспектор и ректор Петербургской духовной академии в начале XX века, когда к нему обращались с вопросом о монашестве студенты и говорили, что хотят послужить Церкви, отвечал так: послужить Церкви можно и в миру, для этого совершенно не обязательно быть монахом. Опять же указывал на Божие призвание и расположение к уединенной молитвенной жизни. Это же совершенно очевидно! Об этом все опытные духовники говорят.

Так что сегодня христиане не лучше и не хуже прежних. Разве что физически слабее по причине комфорта и более рассеянны из-за изобилия информации, зачастую пустой и ненужной.

    

– Каковы главные трудности северных обителей сегодня – духовные и материальные?

– Мне думается, одна из главных трудностей – это внешнее служение. Дело в том, что с сегодняшними общежительными монахами произошла такая метаморфоза.

Благодаря нашим благочестивым предкам (Царство им Небесное и вечная память), создавшим чудные и великолепные монастыри, мы оказались в несопоставимых с нами по масштабу обителях. По крайней мере, в нашем краю эта проблема налицо.

Если раньше, в лучшие времена, монастыри внешне росли соответственно росту числа братии, то теперь враз мы получили грандиозные сооружения, во много раз превосходящие наши потребности. А восстанавливать надо, следить за их состоянием и поддерживать необходимо.

Здесь, пожалуй, без внешних пособий и помощи не обойтись. Но для духовного здоровья и исполнения своей миссии едва ли такие заботы нужны. Силы не безграничны, а они порой уходят в основном на восстановление, реставрацию и т.д.

Преподобный Исаак Сирин писал, что для преуспеяния в постижении словес Божиих надо пребывать в нищете. А пребывание в нищете позволяет углубляться в Божественное Писание. Преподобный Исаак Сирин, правда, был отшельником, поэтому его совет относится по большей части к личному имуществу монаха. К монастырю его не применишь.   

– Кстати, такой вопрос. Часто слышны горячие споры – они, впрочем, продолжаются с давних времен – о том, должна ли каждая обитель быть обязательно богатой, или ей просто необходимо быть нищей? Для чего нужны нищета и богатство вообще? Почему и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий, с именами которых и связывают эти споры, – оба святые, которых мы почитаем?

– Любые крайности вредны, как известно. Надо следовать путем средним. Хотя нужда помогает укрепляться духом. Во всяком случае, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно известных, древних монастырей, памятников, является неизбежным.

Это наше национальное достояние. Но богатство обители ради богатства находится в противоречии с монашеским деланием. Еще святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал по возможности избирать для жительства обитель, не прославленную в глазах мирян, дабы не заразится духом тщеславия.

Совет

А потом, Господь в Евангелии сказал юноше раздать имущество и следовать за Ним. А считавший, что исполнил все заповеди молодой человек, как оказалось и как говорится в толкованиях на это место, не исполнил главной – о любви к ближнему.

Если бы был истинно милосердным, то как мог остаться богатым?

По теме так называемого «спора» между нестяжателями и иосифлянами написано много исследований. Спора никакого вообще-то и не было: были (и, может быть, остаются) два разных взгляда на устроение монашеской жизни. Да, разные взгляды. Но разность мнений не исключает любви. И тот, и другой по-своему были правы.

Но, к сожалению, на нашей почве почему-то всегда наблюдается стремление противопоставлять, сохранять одно за счет другого.

Преподобный Нил придерживался принципа полного отрешения от мира, существования только за счет своих трудов, следовал скитскому образу жизни, которому он научился, когда жил в Палестине и на Святой Горе. Но этот образ жизни, особенно на Севере, был далеко не всем по силам.

Преподобный Иосиф смотрел на русское монашество более широко. Он предусматривал реалии жизни, когда монастыри были едва ли не единственными центрами просвещения и культуры.

То есть стоял за укрепление, материальную обеспеченность монастырей как возможность их широкого служения миру по духу христианской любви и милосердия. Точка зрения преподобного Иосифа в целом возобладала, хотя до времени известной секуляризации и упразднения многих малочисленных обителей таких пустынь, почти скитского типа, было немало, особенно в северных пределах Руси.

    

Сегодня мы живем в иных реалиях, чем преподобные Нил и Иосиф. Но уроки истории надо изучать – и не повторять ошибок. Непомерный рост благосостояния монастырей, превращение их в крупных землевладельцев, этаких феодалов, привели в конце концов к тому, что пострадали в печально известном 1764 году все монастыри – и большие, и маленькие.

    

– Верно ли, по вашему мнению, такое утверждение: задача обителей, открытых в последнее время, – это неспешная, но тщательная и кропотливая работа по воспитанию, становлению монашеской общины, желательно без направленности в сторону внешнего мира, а нуждами мирян пусть занимаются приходы и белое духовенство? В каких случаях ни монастырю, ни мирянину не повредит общение?

– В целом утверждение верное. Когда спрашивали, что нужно сделать, чтобы помочь возрождению монастырей, один мудрый человек ответил: оставить их в покое. Это касается, конечно, внутренней жизни.

Оставившие мир и пришедшие в монастырь люди, в большинстве своем серьезные христиане, принявшие ответственное решение, сами в своем братстве разберутся со своими проблемами, и это на самом деле большой целожизненный труд.

Как бы пафосно это ни звучало.

Обратите внимание

А общение между монахами и мирянами не повредит, если оно совершается в духе смирения и христианской любви. Традиционно это общение заключалось в духовном окормлении опытными иноками приходящих за советом и утешением в монастырь. Так должно быть и сейчас.

Читайте также:  Икона божией матери "неупиваемая чаша"

– Почему существует строгий совет: не «бегать за чудесами»? Чем он обусловлен, по вашему мнению?

– А бегать за чудесами никак и не нужно. Чудеса вокруг нас и в нас совершаются постоянно. Может, мы просто их не видим. Не чудо ли такое непостижимое творение, как человек и окружающий нас космос! А главное чудо – это когда грешный и немощный человек становится святым. Вот стремиться бы всегда видеть себя «ниже всякой твари» (по-русски – всего сотворенного) – правильное устремление.

Фото Владимира Сутягина    

– Как относятся местные жители к возрожденной обители? Чувствуется ли помощь от святых, подвизавшихся здесь?

– Хорошо относятся большей частью. Не все, правда, хорошо понимают, что такое монастырь и как правильно надо себя вести, когда приехал «просто посмотреть». Здесь ведь летом на озере бывает много отдыхающих, подплывают и к монастырю в разных состояниях и в неподобающем виде. Но с каждым годом такое случается всё реже.

А о святых вопрос риторический. Разве могут они быть безразличны к своей обители, где они подвизались? Помощь от них, конечно же, есть: молитва ведь проникает сквозь века, связывая святых предков и несвятых потомков. Наше незавидное духовное состояние они видят и, как мы постоянно убеждаемся, молятся, ходатайствуют о нас перед Христом.

Фото Владимира Сутягина    

– Кстати, имена каких святых связаны с этой обителью?

– Из прославленных – святитель Дионисий Грек, преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Кассиан Каменский, Евфимий Сянжемский, Василий Каменский, Пахомий Каменский, Адриан Монзенский… Есть, думаю, и неизвестные нам святые: подвижники всех времен отличаются скромностью.

    

Для желающих оказать посильную помощь обители публикуем ее реквизиты:

Православная религиозная организация Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) ИНН 3525179378 КПП 352501001 ОГРН 1073500000155

р/с 40703810312000001013

Отделение № 8638 «Сбербанка России», г. Вологда БИК 041909644

к/с 30101810900000000644

Источник: https://pravoslavie.ru/98839.html

СПАСО-КАМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ – Древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Спасо-Каменный монастырь. Фото Алексея Южакова

Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня на Каменном острове в Кубенском озере Вологодской епархии

Единственным известным в настоящее время документом о возникновении обители является «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», составленное Паисием Ярославовым в XV веке.

Оно повествует о том, как Белозерский князь Глеб Василькович шел на судах с Белого озера по реке Порозовице в озеро Кубенское. На Кубенском озере недалеко от места, называемого Карачевская пучина, его настигла сильная буря.

В минуты опасности князь дал обет построить церковь и монастырь на месте, где сможет обрести спасение. Судно прибило ветром к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые жили в землянках, а для молитвы собирались в часовню.

Произошло это в день празднования Преображения Господня, 6 августа 1260 года. Князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

Со времени основания монастырь существовал под покровительством белозерских князей. Из-за неоднократных пожаров, от которых пострадал монастырский архив, история обители недостаточно известна и состоит из сведений, большей частью отрывочных и неполных.

Время расцвета обители связано с именем игумена Дионисия Грека, который ввел в монастыре строгий устав Святой Горы Афонской, заложил традиции, сформировавшие авторитет и славу монастыря на несколько столетий.

В его настоятельство Спасо-Каменный монастырь стал духовной школой для многих подвижников, и выходцы из него – Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Пахомий Каменский, Евфимий Сянжемский – в свою очередь, основали новые обители на побережье Кубенского озера.

Важно

Около этого же времени подвизались в монастыре почивающие в нем угодники Божии Петр Каменский и Василий Каменский, Христа ради юродивый.

Во времена жестоких междоусобных войн в 1447 году великий князь Василий Тёмный, свергнутый с престола и ослеплённый князем Димитрием Шемякой, приезжал в Спасо-Каменную обитель на богомолье.

Игумен Евфимий благословил Василия Тёмного на продолжение борьбы за власть: «Иди, Государь, в желаемый путь твой на великое княжение, и Бог устроит твоё шествие».

Василий Темный сделал богатые земельные вклады в обитель, а его супруга великая княгиня Мария приписала к ней монастырь св. Николая Чудотворца на Святой Луке.

Пожар 1476 года. Возрождение обители

В сентябре 1476 года во время сильного шторма на острове случился пожар. Будучи деревянными, все монастырские строения сгорели. Много монахов погибло в водах озера, спасаясь в ладьях от огня.

Через несколько лет обитель вновь отстроилась. В 1481 году был возведен каменный Спасо-Преображенский собор. Для украшения собора белый камень привозили из Твери со Старицких карьеров. Кирпичи для сооружения храма изготовлялись вручную. Возводила собор артель ростовских зодчих.

В 1528 году великий князь Василий III Иванович вместе со своей супругой Еленой Глинской, совершая богомольное путешествие, посетил обитель на Каменном острове, где молился о чадородии. Великий князь пожаловал монахам Спасо-Каменного монастыря 60 рублей на сооружение теплого храма. Теплая церковь с трапезной во имя Успения Божией Матери была построена уже после смерти Василия III.

Князь Василий III использовал Спасо-Каменный монастырь как место ссылки опальных духовных особ. В начале XVI века сюда был заточен бывший Смоленский епископ Варсонофий (Ходыкин). Немного позднее в монастырь был сослан опальный московский митрополит Варлаам, скончавшийся в монастыре в 1533 году, его гробница не сохранилась.

Кроме церквей в монастыре было шесть небольших каменных зданий. Вдоль берега шло укрепительное сооружение – деревянный ряж с размещенными на нем кельями, предохранявший берега острова от разрушения льдами и весеннего половодья.

От расцвета к упадку: XVII – XVIII вв

Наивысший расцвет монастыря пришелся на вторую половину XVII века. В этот период на острове, кроме настоятеля, проживали 93 человека, из них 27 человек монашествующих, остальные – слуги и рабочие люди.

В вотчине монастыря было 7 сел, 4 сельца и 98 деревень с 819 душами крестьян мужского пола. В Вологде монастырю принадлежало 2 подворья, в Тотьме – 2 соляные варницы. Были у монастыря и различные торговые льготы.

По описи 1670 года, на острове располагались три каменных храма.

Внутренность Спасо-Преображенского собора отличалась особым великолепием и необыкновенным множеством икон (их в храме было около 150), которые имели золоченые серебряные оклады, некоторые были украшены драгоценными камнями и жемчугом. На колокольне было десять колоколов.

Совет

В ризнице хранились напрестольные Евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом, в библиотеке хранилось 364 книги, из них шесть древних рукописных, на пергамене.

В результате секуляризационной реформы 1764 года Спасо-Каменная обитель была определена в третий, низший, класс монастырей.

Пожар и упразднение монастыря в 1774 году

В 1774 году сильный пожар уничтожил деревянный ряж вокруг острова вместе с кельями. Из каменных сооружений более всего пострадал Спасо-Преображенский собор и надвратная церковь Иоанна Предтечи. Удалось спасти лишь самые дорогие святыни: мощи преподобного Иоасафа Каменского, несколько образов, наиболее древние и ценные предметы богослужения, облачения, книги.

Спасо-Каменный монастырь упразднили, так как не нашлось нужных средств для возобновления после пожара. Оставшееся от пожара имущество передали на хранение в Спасо-Прилуцкий монастырь. Настоятеля с братией определили в Вологодский Свято-Духов монастырь, который с 1775 года указом Святейшего Синода был переименован в Спасо-Каменный.

Восстановление монастыря

Вид Спасо-Каменного монастыря с южной стороны. Литография 1886 года

17 июня 1870 года монастырь посетил великий князь Алексей Александрович, совершая путешествие по водной системе из Петербурга в Архангельск. Пробыв в монастыре около часа, князь пожаловал на благоустройство обители 100 рублей.

В 1876 году на острове с разрешения епархиального начальства была открыта первая в губернии спасательная станция Императорского Российского Общества спасения на водах.

На крыше братско-настоятельского корпуса был установлен маяк большой мощности (керосиновая лампа), свет которого был виден за 20 верст, а во время туманов и зимних метелей ориентиром для путешественников был звук специального колокола.

Четыре матроса-гребца под руководством атамана и немногочисленная братия днем и ночью, зимой и летом спешили на помощь терпящим бедствие людям, при этом каждый раз рискуя собственной жизнью. Руководил работой станции настоятель – архимандрит Павел. Он лично принимал участие в спасательных работах.

В 1892 году по ходатайству настоятеля монастыря и по прошению жителей окрестных сел и деревень было получено разрешение Синода перевезти мощи преподобного Иоасафа в обитель, а также вернуть прежнее имя – Спасо-Каменный монастырь.

Закрытие монастыря

25 июня 1925 года на острове работала комиссия по закрытию монастыря, состоявшая из двух представителей Губернского отдела народного образования и милиционера.

Для определения ценности предметов, передаваемых по описи музею, был приглашен заведующий художественным отделом музея Иван Васильевич Федышин. Старинных книг, икон, старинной серебряной богослужебной утвари, инвентарных книг уже не было.

Часть предметов, в том числе восемь пудов архивных документов были оставлены в монастыре под охраной сотрудников Губоно.

Обратите внимание

Настоятель иеромонах Анатолий (Петухов), пять монахов, три послушника составляли население обители. Послушников признали укрывающимися от военной службы, дело передали в милицию. Монахам временно разрешили остаться на острове.

Преображенский собор Спасо-Каменного монастыря, 1926 год

27 июня 1925 года начальник Вологодской уездной милиции составил рапорт о том, что Спасо-Каменный монастырь закрыт, жилые помещения и монастырский инвентарь переданы по описи в ведение Губернского отдела народного образования «для изоляции там трудновоспитуемых детей».

Через два месяца после открытия колонии, 2 сентября в монастыре возник пожар. Огонь уничтожил братско-настоятельский каменный корпус, в котором помещался детский дом и храмы. Оставшиеся без кровли древние здания постепенно превращались в руины. Остров стал пристанищем для рыбаков, охотников и туристов.

В конце 1930-х годов был взорван Спасо-Преображенский собор. Успенскую колокольню не тронули, ее использовали в качестве маяка.

С 1945 по 1960 год уцелевшие здания монастыря (гостиница, колокольня и погреба) использовались под нужды рыбзавода.

Около 1970-го года рыбаки, ночевавшие на острове, сожгли единственное жилое здание – монастырскую гостиницу. После пожара остров остался без охраны.

Здесь находили спасение попавшие в шторм путешественники и рыбаки. Останавливались туристы.

Со временем Спасо-Преображенский собор и трапезная превратились в руины, заросшие травой и кустарником, а обветшавшая колокольня была близка к обрушению.

При составлении Свода памятников культурного наследия в 1960-ом году колокольня и остатки древних зданий были приняты под государственную охрану с присвоение статуса памятника: Спасо-Каменный монастырь.

Начало возрождения

Успенская церковь-колокольня Спасо-Каменного монастыря, январь 2011

С 1983 года архитектор Асафов Александр Алексеевич (+ 1993) начал деятельность по воссозданию архитектурного ансамбля Спасо-Каменного монастыря. Благодаря его усилиям уникальный памятник отечественной культуры был включен в программу «Наследие». Асафов был главным архитектором проекта.

Летом 1991 года началось областное финансирование восстановительных работ. К 1994 году государственное финансирование прекратилось. К этому времени удалось частично отремонтировать гостиницу. Летом 1995 года перед алтарем Спасо-Преображенского собора поставили обетный крест.

В 1998 году на острове поставили часовню во имя всех Вологодских святых. В строительстве часовни принимали участие радиолюбители из разных городов России, вологодские реставраторы.

По древней русской традиции строили «об един день» – с рассветом начали, а к закату солнца закончили, устроили сруб, кровлю, водрузили на ней деревянный крест и освятили.

Таинство освящения совершил протоиерей из Вологды Василий Павлов.

Важно

В марте 2002 года Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры Вологодской области Успенская церковь Спасо-Каменного монастыря была передана в пользование некоммерческому партнерству «Спас-Камень» для осуществления ремонтно-реставрационных работ.

В 2006 году была осуществлена передача в безвозмездное пользование комплекса зданий Спасо-Каменного монастыря Вологодской епархии. В том же году на Каменном было учреждено архиерейское подворье “Спасо-Каменный монастырь”.

В 2007 и 2008 году противоаварийные и ремонтно-реставрационные работы велись на средства федерального бюджета по программе реставрации памятников, находящихся в пользовании Русской Православной Церкви.

В 2009 году завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, 23 декабря в ней прошел первый молебен.

В 2010 году начато воссоздание трапезной палаты, примыкающей к колокольне.

17 августа 2010 года архиепископ Максимилиан (Лазаренко) совершил освящение восстановленной церкви Успения Божией Матери. С этого момента там регулярно стали проводиться богослужения. На острове продолжались работы по воссозданию трапезного корпуса, по благоустройству территории, по сохранению уникальной экосистемы острова.

6 октября 2017 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

Святые

Настоятели

Архиерейское подворье

  • Дионисий (Воздвиженский) (2006 – ?)
  • Иоасаф (Вишняков)

Монастырь

  • Дионисий (Воздвиженский) (с 6 октября 2017 [1])

Использованные материалы

[1]  “Журнал № 96″, _Журналы заседания Священного Синода от 6 октября 2017 года”, официальный сайт Русской Православной Церкви, 6 октября 2017, http://www.patriarchia.ru/db/text/5028352.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/25481.html

Ссылка на основную публикацию