Собор святого князя владимира в киеве

Собор святого князя Владимира в Киеве

Владимирский собор в Киеве относят к самым ярким представителям неовизантийской архитектуры. Над его оформлением трудились самые известные российские мастера. на данное время он является основным храмом Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Построен он был в конце 19 века и назван на честь святителя России. Находится он в центре города и считается одной из главных достопримечательностей. Кроме того, многие известные художники приняли участие в росписи стен храма.

На сегодняшний день их считают настоящими шедеврами.

История храма

Свято-Владимирский собор в Киеве берет начало своей истории с середины 19 века. Именно тогда митрополит Киевский и Галицкий направил свое обращение к царю Николаю 1. Он просил построить храм на честь князя Владимира в Киеве за благотворительные взносы.

Через год император дал добро и был отдан приказ о разработке проекта. Автором его стал архитектор И. Штром. В 1857 году Киев посетил император Александр II, который выбрал место для постройки данного храма.

Это была территория неподалеку университета святого Владимира.

В 1859 году архитектор представил свои чертежи на рассмотрение комиссии. Предполагалось, что собор святого равноапостольного князя Владимира будет иметь форму креста и неовизантийский стиль.

Обратите внимание

Верх собора должны были венчать 13 куполов. Изначально проект был одобрен, но так как средств стало не хватать, то пришлось переделывать чертежи с целью экономии.

Было оставлено всего 7 куполов и убраны боковые нефы здания.

В 1862 году произошла закладка здания. В 1866 году здание было готово до куполов, но на стенах были обнаружены глубокие трещины. Пришлось остановить строительство. Были обнаружены серьезные математические ошибки в расчетах.

В 1882 году строительство наконец-то закончили. Теперь пришло время провести облагораживание внутренней части здания. Было принято решение о том, что все работы должны быть выполнены в духе жизни князя Владимира.

1 сентября 1896 года провели официальное торжественное открытие храма в присутствии императора Всероссийского. В начале 20 века в храме основали Свято-Владимирское братство.

Во времена борьбы с религией храм был зарыт, а в его помещении располагался музей антирелигиозной пропаганды. Затем тут расположился городской архив.

Обязательно к прочтению:  Собор Свято-Михайловский город Ижевск

В данное время собор Владимира в Киеве является одним из самых популярных храмов Киева. Его постоянно посещают толпы паломников. Многие туристы приезжают посмотреть на расписные стены небывалой красоты.

Тут царит некая удивительная аура. Облагороженная зеленая территория и скамейки располагают к тому, чтобы просто в спокойствии провести некоторое время неподалеку и наслаждаться внешним видом.

А когда начинают быть в колокола, то звон распространяется на несколько кварталов, тем самым несет особенно благоприятный звук.

Убранство храма

Ширина сооружения около 30 метров, а в длину он достигает 55 м. максимальная высота составляет 49 м. фасад украшен мозаикой, а на центральных дверях находятся отлитые из бронзы статуи Владимира и княгини Ольги. Пол в храме выполнен из мрамора, привезенного из разных стран, в мозаичном стиле.

Внутреннее убранство характеризует религиозная мощь и покой. Делают святыню богатой и добавляют некий особый колорит украшенные позолотой иконостас и алтарь, церковные приборы, иконы. Все это было сделано в ювелирной мастерской И. Хлебникова.

Центральной фигурой храма считают «Богоматерь с младенцем». Также тут можно увидеть другие большие религиозные фрески:

  • «Крещение киевлян»,
  • «Крещение князя Владимира»,
  • «Воскресение»,
  • «Рождество»,
  • «Христос перед Пилатом»,
  • «Распятие» и прочие.

Ежедневно в храме проводят службы, совершаются ранние и вечерние литургии.

К основным святыням храма относят:

Как добраться

Каждый местный житель знает о том, как добраться до Владимирского собора в Киеве. Адрес данной святыни: г. Киев, бульвар Тараса Шевченка 20.

Можно ехать от Вокзальной площади необходимо пройти около 100 м в сторону Центрального ж/д вокзала. Затем сесть на автобусы № 24, 24А, 114, 114А. ехать до остановки метро «Университет». Далее пройти несколько минут в сторону собора.

Обязательно к прочтению:  Благовещенский собор в Харькове

Храни Вас Господь!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/sobor-svyatogo-knyazya-vladimira-v-kieve/

Владимирский собор Киева: описание, история, фото :

В Киеве, городе-матери всея Руси, находится огромное количество памятников архитектуры. Большинство из них, конечно, – храмы и соборы. Один из самых известных – Владимирский собор. Киев часто посещается туристами, и данное место привлекает путешественников. О его истории, о том, кто его расписывал и как до него добраться, читайте в статье.

Киевские соборы

Как известно, первые каменные храмы на Руси появились после десятого столетия. До этого времени все сооружения были деревянными.

Время, войны, восстания разрушили их, поэтому посетить эти объекты в наши дни не удастся. Зато памятники каменного зодчества, а также кирпичного являются излюбленными местами в любой экскурсии.

В Киеве находится невообразимо много строений религиозного назначения. Какие из них самые популярные?

  • Кирилловская церковь – это храм, который был построен в 12 веке. Он получил большую известность благодаря росписям, украшающим его стены.
  • Киево-Печерская лавра представлена комплексом соборов и церквей. Все они обладают богатой историей, многие из них внесены в список наследия ЮНЕСКО.
  • Михайловский собор – один из самых известных храмов, входящих в состав Киево-Печерской лавры. В 30-х годах предыдущего столетия его варварски разрушили, однако совсем недавно он был восстановлен. До того как его уничтожили, ряд фресок и икон были изъяты из него. После реставрации они вновь вернулись на свое место.
  • Софийский собор. Во времена Киевской Руси он выполнял функции основного, самого главного храма во всем государстве.
  • Свято-Владимирский собор в Киеве – одно из самых посещаемых мест. В народе его называют просто: Владимирский собор. Он обладает богатой историей, которая насчитывает несколько веков. Кроме того, многие талантливые мастера расписывали его.

Краткая характеристика

Владимирский собор в Киеве, фото которого представлено в данной статье, является одним из важнейших действующих киевских храмов. Его история берет начало с 1852 года.

Интересно, что собор получил свое название в честь Владимира-крестителя, князя Красно Солнышко. Храм является безупречным образцом архитектуры 19 столетия. Интерьер собора сделал его знаменитым, ведь над ним работали известные художники.

Описание

Владимирский собор, который мы можем видеть сейчас, – это храм с шестью столпами и тремя апсидами. Он увенчан семью куполами.

Если рассказать о соборе в цифрах, то его длина составляет чуть больше пяти десятков метров, а точнее – 55. Ширина достигает 30 метров. Высота храма вместе с крестом составляет 49 метров.

Собор богато украшен. Его фасад расписан художником Фроловым. Главный портал и массивные двери из бронзы украшены литыми рельефами, на которых изображена княгиня Ольга и князь Владимир Святой.

Идея

Известно, что строительство собора было приурочено к годовщине Крещения Киева. Кто же стал инициатором? Кто подал такую идею? Это был митрополит Киевский и Галицкий Филарет.

Он написал Николаю 1, российскому императору, польскому царю и финляндскому князю, письмо, в котором говорил о том, что необходимо возвести в Киеве храм.

Предполагалось посвятить его крестителю Руси и Киева – князю по имени Владимир Святославович.

Важно

Средства, которые ушли на строительство собора, были собраны силами народа. В течение десяти лет шел сбор денег, и лишь в 1862 году был заложен фундамент.

Впоследствии оказалось, что собранных средств не хватит для воплощения задумки. Владимирский собор (Киев) оказался слишком дорогим проектом.

Еще десять лет многие архитекторы пытались переделать его таким образом, чтобы избежать лишних затрат. В конечном итоге собор был построен в 1882 году.

Архитекторы

Многие архитекторы брались за работу над собором. Однако было очень сложно прийти к единому мнению и спасти проект, поэтому строительство велось так долго.

Самый первый архитектор, который решился взяться за Владимирский собор в Киеве– Иван Штром. Его задумка заключалась в том, чтобы построить храм с тринадцатью куполами. Он должен был напоминать Софийский по внешнему виду.

Поскольку денег на воплощение его идеи в реальность не хватало, на помощь пришел архитектор по имени Павел Спарро. Он предложил уменьшить количество куполов в два раза.

Однако не учел того, что в этом случае храм получился бы не таким масштабным, как задумывалось. Идея Павла не рассматривалась.

Другой архитектор, Александр Беретти, решил достроить Владимирский собор (Киев). Он сократил количество куполов, так что их получилось всего семь. А размеры храма, наоборот, увеличил в полтора раза. Однако под конец строительства стены стали трескаться, ведь их вес был очень большим.

На протяжении следующего десятилетия многие архитекторы вели дискуссии о том, как же спасти храм. В итоге поддержали проект Рудольфа Бернгарда. Его идею воплотил в жизнь его ученик – Владимир Николаев. Он завершил строительство храма в 1882 году.

Интерьер

В первоначальном варианте Владимирский кафедральный собор в Киеве должен был напоминать те храмы, которые строили во времена правления Ярослава Мудрого и Владимира Святого.

Собор расписан мастерами своего дела, например Васнецовым и Врубелем. Они создавали как композиции, так и отдельные детали интерьера. Иконостас храма выполнен из каррарского мрамора дымчато-серого цвета. Мраморы различных оттенков были завезены из Испании, России, Бельгии, Франции, Италии. Пол собора, который представляет собой мозаику, также сделан из этого материала.

Серебряная утварь, заказанная специально для Владимирского собора, была сделана известной ювелирной фирмой Хлебникова.

Росписи

Кто расписывал Владимирский собор в Киеве? Группу художников, которые работали над украшением храма, объединил Адриан Прахов. Он когда-то работал в Киеве и вдохновился идеей строительства Владимирского собора. Объект считался памятником российскому православию.

В то время Адриан занимался реставрацией фресок, которые украшали Кирилловскую церковь. Он сразу выстроил свой замысел, для воплощения которого в реальность ему понадобились помощники. Сам Адриан Прахов работал над несколькими деталями интерьера храма.

Например, входные двери из бронзы были созданы именно им.

Так, художник Виктор Михайлович Васнецов проделал важнейшую работу над росписью главного нефа. Ему принадлежат такие композиции, как «Крещение киевлян» и «Крещение князя Владимира». Обе они очень масштабны. Кроме того, Васнецов написал портреты нескольких царей Руси. Его рукой были созданы такие шедевры, как «Богоматерь с ребенком» и «Царица Небесная».

Совет

Интересно, что В. М. Васнецов подписал контракт, согласно которому, он должен был выполнить свою работу в течение двух лет. Однако это заняло десятилетие и один год. Художник не отличался крепким здоровьем. В соборе постоянно было холодно, а еще он часто падал с лесов. Все это замедлило темпы работы, но не остановило мастера.

Читайте также:  Православный обряд погребения

Он создал 15 композиций, а также 30 отдельных фигур.

Существует даже легенда, которая объясняет появление нескольких композиций. Согласно ей, однажды В. М. Васнецов и другой художник, Прахов, вошли в собор.

Они увидели на стене очертания образа Божьей Матери и младенца. Виктор Михайлович сразу же схватился за кисти и обвел образ красками.

Благодаря этому появилось главное его детище, а именно – изображение Божьей Матери с Младенцем, а также ряд других известных композиций.

Другой художник – Врубель – занимался росписью правого нефа. Он работал вместе с такими мастерами, как В. А. Котарбинский, П. А. Сведомский и М. В. Нестеров. Художник Фролов создал мозаики, которые украшают фасад здания.

Экскурсии

Поскольку Киев – достаточно популярный у туристов город, то в нем часто проводятся всевозможные экскурсии. Маршрут некоторых из них пролегает черед места боевой славы, в то время как другие помогают получше узнать историю города или изучить искусство. Так, существует большое количество экскурсий, которые позволяют поближе рассмотреть памятники архитектуры, а также посетить их.

Например, можно принять участие в экскурсии в храмы и соборы. После посещения этих мест человек узнает много фактов о том, как создавались те или иные архитектурные памятники. Не исключение и Владимирский собор.

Обратите внимание

И у гостей, и даже у жителей Киева есть возможность из уст искусствоведов узнать историю его создания, а также рассмотреть внутреннее убранство храма.

Иконы Владимирского собора (Киев), его фрески поистине уникальны и поражают своей красотой.

Как добраться?

Свято-Владимирский собор следует искать по адресу: Киев, бульвар Тараса Шевченко, 20. До него можно добраться несколькими способами. Конечно же, никто не отменяет такси и личные автомобили. Однако чаще всего люди пользуются общественным транспортом, чтобы попасть во Владимирский собор (Киев).

Как доехать до этого сооружения? Сделать это можно, сев на автобус, например, № 24 или № 114А. Другой способ – это отправиться в метро, сесть в поезд и выйти на станции «Университет». Дальше следует идти пешком.

Служба

Владимирский собор Киева – это известный храм-музей. Посетив его, люди могут расширить свои знания об истории архитектуры и искусства в целом. Кроме того, они имеют возможность увидеть святыни, которые хранятся в стенах этого сооружения. Это мощи Великомученицы Варвары, а также Преподобного Макария.

Если повезет, можно увидеть, как здесь проходит служба, или даже принять в ней участие. Несмотря на то что Свято-Владимирский собор является популярным местом среди туристов, здесь регулярно проходят богослужения. Утренняя служба начинается в 9:00, а вечерняя литургия – в 17:00.

По воскресеньям и праздникам проводятся Божественные богослужения в 7:00 (ранняя литургия) и в 10:00 (поздняя литургия). По вторникам в 8 утра отпевается акафист возле мощей Святой Великомученицы Варвары. Таинство Исповеди проводится каждый день перед божественной литургией.

Более подробную информацию (анонсы служб, часы проведения чина Таинства крещения или обряда венчания) узнать, посмотреть церковный календарь можно на официальном сайте Свято-Владимирского кафедрального патриаршего собора в Киеве.

Источник: https://www.syl.ru/article/327025/vladimirskiy-sobor-kieva-opisanie-istoriya-foto

Владимирский собор в Киев

Памятник неовизантийской архитектуры в Киеве на бульваре Тараса Шевченко. Ныне главный храм Украинской православной церкви Киевского патриархата.

В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) в своём письме к императору всероссийскому Николаю I выразил идею о необходимости сооружения в Киеве храма, который был бы памятником великому князю Киевскому Владимиру Святославичу. Было решено, что храм будет сооружён исключительно на благотворительные пожертвования.

12 июля 1853 года император Николай I утвердил доклад Священного Синода о сооружении в Киеве соборного храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира, а уже в августе был создан строительный комитет, в который вошли преимущественно духовные лица. Проектирование храма было поручено архитектору Ивану Штрому.

С 1857 года со смертью митрополита Филарета количество благотворительных пожертвований ощутимо уменьшилось. Новый митрополит Исидор, хотя и не так активно как его предшественник, но следил за строительством храма.

Он добился того, что для сооружения храма был выделен участок земли рядом с Киевским университетом святого Владимира, хотя раньше участок для собора был выделен в пределах города Ярослава. Однако в 1857 году в Киев прибыл император всероссийский Александр II, который заинтересовался проектом.

Ознакомившись с ходом строительства собора, он повелел возвести его на пустыре между Бибиковским бульваром и Фундуклеевской улицей.

В 1859 году Иван Штром представил чертежи собора на рассмотрение строительного комитета. Собор был спроектирован в неовизантийском стиле, в его основу был положен крест. Собор должны были увенчать тринадцать золотых куполов. Строительный комитет, рассмотрев и одобрив проект, отправил чертежи в Петербург, где его утвердил лично Александр II.

В марте 1860 года была спланирована площадка для строительства соборного храма.

Важно

Учитывая дефицит средств, строительный комитет поручил епархиальному архитектору Павлу Спарро переработать проект Ивана Штрома с целью уменьшения размеров сооружения и сметы на его строительство.

Спарро, чтобы полностью не переделывать проект, решил снять боковые нефы, то есть изменить крестовидную основу. Вместо тринадцати куполов он оставил семь.

Непосредственный надзор за строительством строительный комитет поручил Александру Беретти, который внёс значительные изменения в проект Штрома—Спарро.

15 (27) июля 1862, в день празднования памяти князя Владимира, в присутствии местной аристократии и духовенства митрополит Киевский и Галицкий Арсений заложил первый камень будущего храма.

Уже в 1866 году собор был выстроен до куполов. Однако неожиданно стены, а вслед за ними арки и перекрытия, дали глубокие трещины. Стало понятно, что они не выдержат веса куполов.

Работы прекратили, был создан специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов, из Петербурга вызвали Ивана Штрома.

Выяснилось, что ситуация вызвана допущенными при переделках проекта ошибками в математических расчётах.

В 1875 году в Киев снова приехал император Александр II. Осуществляя инспекционный осмотр города, он поинтересовался и строительством соборного храма. Увидев пустую строительную площадку и полностью прогнившие леса, он приказал любой ценой продолжить строительство.

Из Петербурга немедленно вызвали одного из известнейших архитекторов Рудольфа Бернгарда, который совершил точные математические расчеты нагрузок на стены и перекрытия, а затем нашёл и техническое решение для ликвидации трещин.

Внешние несущие стены было предложено укрепить пристройкой боковых нефов и контрфорсов.

В июне 1876 года были возобновлены строительные работы, которые возглавил киевский архитектор Владимир Николаев. Он разработал проекты боковых нефов. Внутри храм был разделён на три нефа: средний и два боковых, а те в свою очередь разделены хорами на две неравные части.

Округлость строению предоставляли апсиды, соответствовавшие ширине внутренних нефов. В соборе планировалось сделать пять притворов (три внизу и два на хорах). Однако по византийским традициям было решено, что во Владимирском соборе будет один престол в среднем нефе, в правом же разместится жертвенник, а в левом — ризница.

Ещё два алтаря — Ольгинский и Борисоглебский — должны были находится на хорах.

В 1882 году двадцатилетнее строительство Свято-Владимирского собора завершилось. Возник вопрос о внутреннем оформлении собора, его росписях и интерьерах.

Совет

Член Киевского церковно-археологического общества и профессор Киевской духовной академии Иван Малышевский выразил мнение, что внутренний вид собора должен стилистически и канонически соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир.

За создание проекта оформления и отделки собора взялся археолог и профессор искусствоведения Адриан Прахов.

Через год он представил строительному комитету и Церковно-археологическому обществу детальный проект художественного оформления Свято-Владимирского собора, указав место размещения каждого сюжета, его размеры, а также представив рисунки мраморных иконостасов и кивория. Однако строительный комитет этот проект отклонил. Создание нового проекта художественного оформления было поручено архитектору Николаеву.

Владимирский собор. Начало XX века

Однако в это время Адриан Прахов представил свой проект оформления Свято-Владимирского собора на рассмотрение Петербургского археологического общества, которое не только его одобрило, но и, заручившись поддержкой бывшего обер-прокурора Синода и министра внутренних дел Дмитрия Толстого, назначило профессора искусствоведения руководителем художественного оформления собора. Для росписей Свято-Владимирского собора Адриан Прахов пригласил в 1885 году Виктора Васнецова, а впоследствии и Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и некоторых других художников.

Весной 1896 года роспись и отделка собора практически были завершены, за исключением Ольгинского и Борисоглебского приделов на хорах. Освящение должно было состояться 15 (27) июля, в день памяти князя Владимира, но торжества перенесли на более позднее время: ожидали приезда в Киев императора всероссийского Николая II.

1 сентября (20 августа) 1896 в присутствии императорской семьи, сановников, высшего духовенства и клира митрополит Иоанникий освятил Свято-Владимирский собор.

12 июня (30 мая) и 14 июня (1 июня) 1913 в соборе проводились торжественные богослужения с участием патриарха Антиохийского и всего Востока Григория IV.

В мае 1914 года при соборе основано Свято-Владимирское братство.

1 апреля (19 марта) 1917 в соборе состоялось торжественное богослужение памяти Тараса Шевченко.

В 1929 году Всеукраинский центральный исполнительный комитет одобрил решение о закрытии собора и превращении храма в Музей антирелигиозной пропаганды. Некоторое время здесь находились архивные фонды местных органов власти, потом книгохранилище педагогического института.

Открытый в период оккупации, Свято-Владимирский собор остался действующим и после освобождения Киева и в 1944 году стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.

Читайте также:  Крестные страдания иисуса христа

В 1988 г. в храме прошли торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси.

В 1995 году в Свято-Владимирском храме состоялся сбор Украинской православной церкви Киевского патриархата, на котором митрополит Филарет был избран Патриархом Киевским и всея Руси-Украины.

Метро: Университет
Адрес: бул. Тараса Шевченко, 20

Источник: https://the-city.kiev.ua/ru/article/vvladimirskiy-sobor-v-kieve-175

Владимирский собор Достопримечательности – Церкви Монастыри и Храмы Киева – Владимирский собор

     История Владимирского собора.

История сооружения Владимирского собора начинается с 1852-го года, когда киевский филарет пишет письмо Росийскому царю Николаю I о необходимости возведения в Киеве храма, который будет посвящен крестителю Киева и Руси – князю Владимиру Святославовичу (больше о периоде правления князя Владимира Великого в Киеве и крещении Киева). Уже через год был создан строительный комитет, а постройка собора планировалась исключительно на благотворительные пожертвования.  За разработку плана собора взялся российский архитектор Иван Штром. 

     Изначально, процесс по сооружению и возведению собора тянулся очень медленно. 

     Но уже в 1960-м году чувствуется серьезная нехватка средств для воплощения проекта постройки Собора.

Причем, до таких пределов, что проект поручают переделать новому архитектору Павлу Спарро, который изменяет крестовидную, изначально, основу храма – убирает боковые нефы и вместо, запланированных, тринадцати куполов, оставляет лишь 7. А после него, эстафету подхватывает Александр Беретти, который вносит финальные правки в план собора.

     Строительство храма шло «размеренными темпами» до 1866-го года, Владимирский собор отстроили до куполов, когда, внезапно, стены и арки дали трещину. Строительство тут же остановили, была созвана комиссия которая и установила, что были допущены ошибки при математических расчетах в планах собора.

В таком недостроенном виде храм простоял, практически, десятилетие. Лишь в 1975-м году, когда Киев посещал царь Александр II, он обратил свое внимание на «недострой», который в то же время, еще и находился по пути с железнодорожного вокзала к центру Киева.

Возмущенный тем, что же могут увидеть европейцы, посещающие Киев, царь приказал достроить собор и выделить средства на его строительство с казны. 

Владимирский собор на фотографии начала 20-го века

Обратите внимание

И в 1982-м году строительство собора было завершено – оставался лишь вопрос о внутренних росписях. В  итоге, в Киев были приглашены такие знаменитые художники, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, а также Павел Сведомской, Вильгельм Котарбинский и многие другие.

Именно благодаря своему интерьеру и внутренним росписям насколько ценным стал Владимирский собор. Фасад Владимирского собора выложен мозаикой, у главного входа всех гостей встречают вылитые из бронзы изображения княгини Ольги и князя Владимира.

Стилистика храма содержит идею спасения людей, о которой можно понять по сюжетам из Библии, по фигурам святых великомучеников, князей.

Самая величественная и главная композиция в храме –  скульптура Богоматери с младенцем на руках, которая по сей день производит сильное впечатление на прихожан.

Интерьер Владимирского Собора в Киеве

Фреска “Крещение князя Владимира” во Владимирском Соборе, Васнецов

Фреска “Крещение Руси” во Владимирско Соборе, Васнецов

В годы первой мировой войны в 1914 году в соборе было организованно благотворительное общество, помогающее раненым солдатам.

 Во времена становления советской власти многое во Владимирском соборе было разрушено, уничтожены росписи, отопление храма, сняты колокола.

Вскоре, после прихода в Киев большевиков, было притяно решение превратить собор в «Музей антирелигиозной пропаганды», или проще – в музей атеизма.

     Но самый невероятный факт это то, что во время оккупации в период Второй Мировой войны Владимирский собор, как многие другие храмы, возобновил свою деятельность и так и не закрывался не в послевоенный период, не до конца распада СССР.  

Владимирский собор сегодня

Источник: http://smartclever.com.ua/ru/landmark/7

Собор св. равноапостольного князя Владимира в Киеве

Киев: Типография С. Кульженко, 1905. VIII, 137с. Богато иллюстрированное издание (художники В. Васнецов, М. Нестеров, П.

Сведомский): 105 рисунков в тексте и 42 иллюстрации на отдельных вклейках (фототипии, фотоцинкографии, литографии). Хромолитографированный титульный лист.

Цельноколенкоровый издательский переплет с золотым и цветным тиснением на крышке и корешке, иллюстрированный форзац, на отдельном двойном листе – вид собора. 33х24,5см.

Важно

Иллюстрированные издания были самой большой гордостью и самым сильным козырем знаменитого киевского типографа Кульженко. Они и сегодня во многом остаются образцом.

Лучшее и наиболее известное издание — «Собор Святого и Равноапостольного князя Владимира в Киеве», преисполненное удивительной красоты и художественного вкуса. В книге «Собор св.

князя Владимира» описана подлинная история строительства  и архитектура собора, были и небыли по его постройке и росписи, живопись собора и ее творцы (Васнецов В.М., Нестеров М.В., Сведомский П.А., Котарбинский В.А.), скульптура и бронза, церковная утварь.

Книга издавалась в 1898 и 1905 г.г. Богато иллюстрированное подарочное издание. Издателем были применены несколько приемов печати рисунков: литография, хромолитография, фототипия и фотоцинкография.

Тихая и немноголюдная улица Пушкинская в центре Киева, пролегающая параллельно Крещатику, сто лет назад носила название Ново-Елизаветинская. Именно здесь в доме № 4 и находилась знаменитая типография Стефана Кульженко.

А на Крещатике было еще одно структурное подразделение — небольшой магазин Кульженко, где тогдашние интеллектуалы, мещане, студенты могли купить новейшие книги, учебники, справочники, календари, открытки, конверты и всевозможную картонно-бумажную продукцию, напечатанную на предприятии Кульженко.

Уже в 1882 году Кульженко демонстрирует свои типографские и литографические работы, монограммы, конторские книги, кожаные и футлярные изделия в Москве на Всероссийской выставке, которая дала заметный толчок развитию печатного дела в империи. Самая известная книга, вышедшая из его типографии, – М. Захарченко «Кіевъ теперь и прежде», (М. М.– К. 1888, изданная Кульженко С. В.

), содержащая подробное описание города с 105-ю иллюстрациями в тексте и отдельными цветными фотоиллюстрациями на вкладках. Это издание было посвящено Александру II, а продавалось в трех вариантах: роскошный — 10 рублей, в «английской оправе» —6 рублей, «элементарный» — 5 рублей.

В книге описываются: Географическое положение Киева, Святыни Киева (Печерская Лавра, Церковь Воскресения), Возникновение Киева, Языческий Киев, Христианский Киев, Нагорная часть Киева (Монастыри, Институты, гимназии, Крещатик), Окраины нагорного Киева (Духовное училище, Житний базар, Куреневка и Приорка, Щекавица, Вышгород, Пустынь, Феофания).

Кульженко, Стефан Васильевич (1837 — 1906) — украинский печатник, книгоиздатель, один из самых успешных предпринимателей в свое время на Украине и в Российской империи. Отец издателя Василия Кульженко. Родился в семье казака. В 1840 г. семья переехала в Киев. Его отец торговал вином, мать умерла, когда ему было 7 лет.

Совет

После смерти матери воспитывался у родственницы. Около года учился дома под присмотром учителя, потом его отвезли в Киев, где он сначала два года посещал частное начальное училище на Печерске, а после поступил в духовное училище при Софийском соборе.

После смерти опекунши вынужден был покинуть училище, потому что отец не имел возможности оплачивать его обучение.

В июле 1848, случайно попав в книжную лавку и пообщавшись с её владельцем — венгром И. Вальнером, стал на 7 лет одним из 16 учеников при его типографии. На то время в Киеве было 5 типографий; все ученики были на полном содержании предприятия. Обнаружил смекалку и сноровку, привлекался как наставник к работам в типографии при Киево-Печерской лавре.

1855 — по окончании учёбы остался работать в типографии И. Вальнера. После банкротства последнего стал машинистом в типографии при Губернском управлении, а затем — в типографии Гаммершмидта. Живя в доме Гаммершмидта, овладел немецким языком. Любил музыку и пение, чтобы слушать их, часто ходил в костел.

1858 — стал управляющим в небольших по мощности литографии и типографии О. Сементовского (последний выпускал альбомы рисунков и журнал «Древности и достопримечательности г. Киева»).

Октябрь 1859 — женился на престижной киевской модистке П.Ткаченко. Она купила дом на углу Крещатика и Трехсвятительской, в который и перебрался С.Кульженко. Когда у владельца типографии возникли серьезные финансовые проблемы, Кульженко, чтобы улучшить свое материальное положение, при содействии своего одноклассника по обучению в И.

Вальнера — Буткевича — стал сначала конторщиком (октябрь 1862), а затем (1863) — управляющим в типографии родственника Буткевича и Давыденко (это была бывшая типография И. Вальнера).

Предприятие Давыденко мало современное на то время оборудование (3 типографские, 4 литографские, 2 конгревное станки, швидкодрукарська машина), выполняло широкий ассортимент заказов .

Обратите внимание

Лето 1864 — после отъезда И.Давиденко в Санкт-Петербург по предложению последнего Кульженко взял его типографию в аренду на 10 лет (для этого предварительно нашел себе компаньона — В. Давиденка, родственника И.

Давиденко, который внес большую часть залога за заключение договора об аренде). На полученные в кредит деньги приобрел дополнительное оборудование, а уже 1867 уехал в Германию и купил там новое оборудование.

1870 — посетив Всероссийскую выставку в С.-Петербурге, приобрел парового двигателя (использование таких в то время было ноу-хау для отечественной полиграфии), а вернувшись домой, попал на похороны жены, внезапно умершей от крупа. Осенью 1871 женился.

1874 — после того, как В. Давиденко, получив наследство, начал строить новую типографию, Кульженко стал единоличным арендатором типографии И. Давиденко ещё на 6 лет.

1874 — в типографии Кульженко увидели свет переведенные М. Старицким на украинский язык «Сказки Андерсена» с предисловием и иллюстрациями Мурашко.

Конец 1875 — открыл на Крещатике свой первый «писчебумажный магазин», который впоследствии превратился в популярную среди киевлян книжный магазин.

1876 — посетил Париж, Вена и Берлин, где приобрел новое оборудование. Вернувшись домой, открыл фабрику конторских книг.

Весна 1879 — приобрел в Тарновского участок земли в Киеве (ныне это территория дома № 4 по ул. Пушкинской, тогда Новоелизаветинський) по цене 8 руб за 1 квадратный сажень (площадь — 666 кв. Сажен) и начал там строительство новой типографии .

Читайте также:  Как правильно просить и получить благословение у батюшки

15 августа 1880 — завершил строительство типографии (ее здание сгорело 1941).

Важно

1882 — впервые демонстрировал продукцию своих предприятий (конторские книги, кожаные изделия, монограммы) на Всероссийской выставке в Москве и получил Большую серебряную медаль. В 1886, 1895, 1896 гг его продукцию также отмечали серебряными и золотой медалями.

1884 — открыл стереотипное отделение типографии.

1885 — открыл отделение по изготовлению конвертов.

1886 — открыл отделение по производству коробок. Наладил также выпуск отрывных календарей.

1886 — начал печатать ежедневную газету «Киевское слово» (выходила до 1905, после закрытия властями возобновилась под названием «Новый век», но 1906 года была закрыта окончательно; в газете печатался Куприн, именно здесь впервые увидели свет его «Миниатюры» и «Киевские типы»).

1886 — купил у профессора анатомии В. Беца фототипия (в то время она была единственной в Юго-Западном крае Российской империи). Кульженко исполнял на ней заказы для Одессы, Харькова, Полтавы, Нежина, даже Москву.

1897 — выкупил типографию у Киевского университета.

Одним из первых на Украине применил способ плоской печати — литографию. До 1890-х годов в Кульженко работали около 80 человек, а уже через несколько лет — более 200. 1905 года на его предприятиях обучалось 35 учащихся. К таким действиям подталкивала острая конкуренция между печатниками в условиях всевозрастающего спроса на печатную продукцию (конец 19 в.

В Киеве действовало 25 типографий, причем несколько из них были самыми мощными в Российской империи). Полиграфический комплекс Кульженко объединял собственно типографию, две словолитни, литографию, стереотипию, фототипия, гальванопластикову мастерскую.

Будучи одним из первых, кто освоил печать цветных фотоиллюстраций, Кульженко на лучшем для своего времени уровне выпускал сложные издания (например, книга «Собор Святого и Равноапостольного князя Владимира в Киеве», 1898). К нему стали обращаться с престижными заказами, он стал конкурентом печатников Москвы, С.-Петербурга, Варшавы.

Не жалел усилий для общественных нужд. В 1898—1899 гг. напечатал для Киевского общества грамотности литературу, предназначенную для широких слоев населения (произведения Т. Шевченко, М. Конопницькои, К. Станюковича). При типографии открыл общеобразовательную школу для взрослых.

Совет

При его участии появилось «Общество вспоможение рабочих печатного дела», долгое время Кульженко был его председателем. Создал при типографии хор, в котором пел вместе со своими работниками (руководили хором лучшие профессиональные дирижеры Киева). Был активным членом Киевского русского драматического общества. Вместе с И. Чоколовим, Г. Фронцкевичем и К.

Милевським инициировал создание и стал соучредителем (1903) Художественно-ремесленной учебной мастерской печатного дела Министерства торговли и промышленности с 3-летним курсом обучения для детей 12-16 лет, некоторое время преподавал там историю книгоиздательского дела.

1904 — в типографии Кульженко увидел свет сборник произведений украинских писателей «На вечную память Котляревскому» .

1904 — приобрел на окраине Киева (рядом с Приоркой) несколько дачных участков и построил там дома для рабочих своей типографии (времени ту местность называли «Кульженковимы дачами») .

Всего на его предприятиях было выпущено в свет более 1 тыс. названий книг. Современные специалисты печатного дела отмечают особенно высокое качество таких из них, как «Киев теперь и прежде» (автор — М. Захарченко, 1888; издание продавалось в трех вариантах: роскошный — 10 руб, в английской оправе — 6 руб, элементарный — 5 руб; книга переиздается до сих пор), «Собор св.

Владимира в Киеве» (автор — И. Александровский; содержит 42 больших фототипии и 105 фотоцинкографий в тексте; 1898), История искусств” (автор — С. Байе, содержит 350 иллюстраций и 30 фототипичним таблиц; 1902), «Древности Приднепровья» (авторы — Богдан и Варвара Ханенко, 1899—1907).

В типографиях Кульженко выпустили популярные в свое время альбомы видов Киева, Одессы, Житомира, Парижа, «Альбом художника Саврасова», «Альбом Киевской сельскохозяйственной и промышленной выставки 1896 года», «Иллюстрированный сборник Киевского литературно-артистического общества», вышедших произведения Тараса Шевченко, Ивана Нечуя-Левицкого, Елены Пчелки, сборник жемчужин украинской поэзии «Цветочек», антология «Век», декламатор «Развлечение» и т. п., брошюра Т.Рильського «О херсонские заработки, когда и как их искать, и стоит туда добраться по железной дороге или на пароходе». На его предприятиях, кроме «Киевского слова», печатали журналы «Заря» и «Киевская газета», несколько журналов (в частности, «Земледелие», «Инженер», «Епархиальные ведомости», «Известия политехнический института», «Журнал Церковно-приходское школы»). Последние годы жизни болел, фактически передав управление своими типографиями старшему сыну Василию (1904-го Василий под псевдонимом В.С. Васильев издал книгу о своем отце, она содержит много личных воспоминаний Кульженко). Похоронен на Байковом кладбище (недалеко — могила Леси Украинки). Попал в список 300 самых успешных предпринимателей империи, приведенном в юбилейном альбоме, который выдали к 300-летию царствования дома Романовых. Сын Василий сначала заведовал фототипией, а после смерти отца унаследовал печатное предприятие. Его жена Полина Аркадьевна работала в Музее западноевропейского искусства. Во время немецкой оккупации её заставили сопровождать в Германию коллекцию музея, за что впоследствии она была репрессирована советской властью. Сын Сергей заведовал отцовским магазином на Крещатике, Алексей работал врачом в больнице Покровского монастыря, Михаил — присяжным поверенным.

Источник: http://www.raruss.ru/bind-edition/bindings2/2471-kulzhenko-sobor.html

Владимирский собор :: Украина, Киев, собор XIX в

Свято-Владимирский собор – главный храм Украинской православной церкви Киевского патриархата, построенный в честь князя Владимира Великого к празднованию 900-летия Крещения Киевской Руси.

Мифы и факты

Когда в 1853 году в Киеве на крутом берегу Днепра установили огромный памятник Владимиру Великому, люди говорили: «Князь Владимир сбросил идолов, чтобы самому стать одним из них». Поэтому патриархат начал собирать деньги для будущего Свято-Владимирского собора.

Разработку проекта поручили петербуржскому архитектору Ивану Штром, который построил дом кадетов в Киеве. Он решил оформить храм в старом византийский стиле, как и все древние киевские церкви, с 13 золотыми куполами.

Но проект оказался слишком дорогим для реализации.

Несмотря на то, что удалось собрать более 100 000 рублей пожертвований в разных регионах, а Киево-Печерская Лавра выделила миллион кирпичей для строительства, средств не хватало.

Обратите внимание

Архитектору Киевской епархии Павлу Спарро поручили как-то согласовать смету с реалиями, и он с 13 предложенных куполов оставил 7. Киевский митрополит Арсений был расстроен: слишком невзрачным казался ему будущий храм.

Духовное руководство обратилось за помощью к зодчему Александру Беретти. Тот предложил за те же деньги увеличить линейный масштаб сооружения в полтора раза, благодаря чему объем вырос втрое. Его авторитету поверили и в 1862 году, на праздник Владимира, состоялась закладка будущего собора.

Первое время строительство продвигалось успешно. Но осенью 1864 года некоторые арки не выдержали веса верхнего яруса и раздвинулись. Архитектор обвинил во всем подрядчиков.

На всякий случай решили уменьшить высоту куполов. Но в 1866 году трещины в арках увеличились.

Беретти отчаянно отбивался от критики, но спасти репутацию ему не удалось – для выявления причин аварии в Киев послали… Ивана Штрома.

Беретти отстранили от строительства. Работы прекратились, поскольку никто не хотел брать на себя ответственность за их продолжение. А стены уже едва держались и их пришлось защитить от падения металлическими конструкциями.

Эта печальная волокита прекратилась лишь в 1875 году, когда император Александр II увидел руины недостроенного собора. Тут же нашлись дополнительные средства и в Киев приехал специалист с мировым именем: ученый-строитель из Петербурга Рудольф Бернгард, чьи расчеты и легли в основу сооружения.

Стены здания укрепили особыми пристройками – контрфорсами. В качестве руководителя проекта Бернгард рекомендовал своего ученика, 28-летнего Владимира Николаева, который занял должность киевского епархиального архитектора.

Важно

Молодой зодчий прекрасно справился со сложными обязанностями и к 1882 году строительство было завершено. Оставалось украсить интерьер собора.

Искусствовед и археолог профессор Адриан Прахов проникся мечтой превратить храм Владимира в казну современной религиозной живописи. Он пригласил лучших художников: Васнецова, Нестерова, Врубеля, братьев Сведомских, Котарбинского, украинских мастеров Пиманенко и Костенко.

Несмотря на дефицит средств, нарекания из-за чрезмерной смелости творчества и длительный срок росписи (целых 11 лет!), замысел Прахова был осуществлен.

Живопись собора благодаря высокому мастерству исполнения, чрезвычайного эмоционального накала и точного исторического антуража стала выдающимся произведением монументального искусства конца XIX века.

20 августа (1 сентября) 1896 года тяжелые двери храма распахнулись. Во время торжественной церемонии люди не знали, куда смотреть: на митрополита Ионникия, проводившего освящение, царя Николая II, присутствовавшего при этом, или на удивительные росписи, что невольно притягивали взгляд… (по материалам “Нариси з історії Києва”)

В советский период Владимирский собор чудом избежал сноса. В 1929 году он был преобразован в музей религии и атеизма. Затем стал хранилищем архивов органов власти, а позже книгохранилищем педагогического института. Открытый в период оккупации во время Второй мировой войны, храм остался действующим и после освобождения Киева.

С тех пор Свято-Владимирский собор остается постоянно открытым и регулярно проводит богослужения на украинском языке.

Что посмотреть

Здание представляет собой шестистолпный храм с тремя апсидами и семью куполами. Высота до креста главного купола составляет 49 м. Фасад украшают мозаики работы Фролова. На входной двери висит бронзовый рельеф княгини Ольги и князя Владимира на голубом фоне.

Главная достопримечательность красочного интерьера – уникальные росписи на стенах и куполах храма, которые сразу бросаются в глаза. Живопись знаменитейших художников того времени (Васнецова, Нестерова, Врубеля и др.

) представляет грандиозные композиции на библейские темы и символичное изложение истории православия.

Главный неф расписал Васнецов: «Крещение князя Владимира», «Крещение киевлян», его кисти также принадлежат портреты Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги и центральная композиция «Богоматерь с Младенцем».

Совет

Богослужения сопровождаются красивым пением соборного хора, а на религиозные праздники часто приглашаются оперные певцы.

В Киеве на правом берегу Днепра вы найдете древний действующий монастырь. Рекомендую также посетить самый высокий собор в Харькове и знаменитые крымские монастыри Космо-Дамиановский и Свято-Успенский.

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2014-04-08

Источник: https://allcastle.info/europe/ukraine/022

Ссылка на основную публикацию