Псалом давида 8

Псалом Давида 8

  • История написания псалма
  • Толкование псалма
  • Когда и как читать псалом

Как часто в молитвенном воззвании к Создателю верующие просят, рассказывают о своих проблемах. Как мало в обращении к Богу звучит благодарственных слов, хвалы Творцу и трепетания перед Его величием.

Псалом 8 — песнь торжества, написанная царем Давидом, для возвеличивания и воздаяния славы Великому, Всемогущему Господу, Творцу неба и земли.

История написания псалма

Много веков псалмы хвалы служат вдохновением для Божьего народа, через песни восхищения легко выразить свое поклонение перед Богом. Возвеличивая Творца, каждый христианин питает свою страждущую душу, приобретая уверенность в милости и помощи от Господа.

Псалом 8 — это песнь прославления и возвеличивания Господа

Восхищение и торжество слышатся уже с первого стиха оды хвалы, написанной царем Давидом.

Православный мир славит Бога Псалмом 8, подчеркивая:

  • Бог явил Себя людям в своей великой милости;
  • Ему могут служить даже дети;
  • земля и небо, звезды и светила созданы для Его славы;
  • человек поставлен властелином над всем живущим на земле.

Интересная мысль высказана доктором Хаммондом по поводу названия инструмента, на котором следует исполнять эту песнь. Гефское музыкальное орудие он связывает с победой Давида над Голиафом Гефянином.

Будучи еще мальчиком, ребенком в глазах общества, Давид пошел на сражение с огромным Голиафом. Он не концентрировал свое внимание на то, насколько огромен враг.

Давид смотрел на великую силу Божью, он видел славу Господню и верил в Божью помощь.

Толкование псалма

Буквально несколькими словами в стихе 2 псалмопевец передает восхищение и утверждение о величии имени Господнего в каждом уголке земли. В этом имени заключается живородящая сила, которая бесконечным источником наполняет мир совершенством, подаренным всемогущим Правителем, могущественным Защитником, щедрым Покровителем.

Псалмопевец восторгается Божьей славой, поднимающейся выше всего небесного, она сияет ярче всего самого яркого. Людям дано только слышать имя Господнее, а ангелам на Небесах дана привилегия видеть Его славу.

В стихе 3 мы читаем, что для Его славы не нужны правители земли, ученые и теологи, не нужно обладать особой святостью, достаточно доверять создателю, как это делают дети.

Псалом 8 — это хвалебная песнь Богу за Его блага, дарованные человеку

Детскую любовь и благодарность нельзя купить, их сердца наполнены чистотой. Хвала из детских уст льется в искренности, любви и признании величия Того, кому дети поклоняются. В этом стихе Давид подчеркивает, что сила врагов намного меньше возможности младенцев, находящихся под защитой Творца.

В Новом Завете в образе детей мы видим простых рыбаков, которые не обучались в духовных семинариях, а по призванию, с доверием пошли за Спасителем, видя Его славу.

Обратите внимание

Через маленьких детей, кричащих «Осанна» Иисусу, въезжающему на осле, воздается хвала Божьей благодати.

По великой Своей милости Господь являет славу через немощных и больных, даруя чудеса исцеления и спасения. Гордым и богатым, не признающим власти господней, Бог противится.

Стих 4 подчеркивает, что невозможно разумом представить величину и глубину небес, величие звездного покрова и силу сияния светил, а величие Божие выше и больше этого. Мы не видим днем звезд и Луну, но при этом точно знаем, что с восходом солнца звездное полотно исчезает, его покров всегда над землей.

Христианин, не видящий Господа, всегда чувствует Его присутствие, силу и мощь. В готовности помочь и поддержать. Хвала Создателю — открытые двери для Его благодати, главное, уметь видеть на небесах престол Всевышнего Господа, на котором обитает Его слава.

Небеса, как и земля, были созданы силой Его слова, об этом же вторит псалом 112.

Подчеркнув в первых стихах величие Творца, Давид в 5 стихе выражает удивление любовью Господа к человеку, который постоянно пребывает в грехах, часто забывает, кем все дано в его жизни.

Господь, знающий не только человеческие поступки, но и мысли, продолжает уважать его, защищать, проявлять заботу.

Важно! Слава и честь — венец, данный Богом человеку, это те качества, которые отличают людей от всего живого, созданного на земле.

Владыкою земли называет Создатель человека, давая ему власть над всем живым, что есть ниже людей. Господь сотворил людей, обновил их в виде семьи Ноя, передав во владение всех птиц и животных, обитающих на земле.

6-8 стих созвучен с 5, в нем мы слышим параллель между людьми и Сыном Божьим. Как слава и честь увенчала Спасителя через ангелов, так и человеку, обещано такое же величие, как созданию Божьему.

Важно

Со смирением и благодарностью христиане должны осознавать честь, дарованную благодатью Отца.

Торжественный тон 8 псалма сочетается с его глубиной и восхищением Богом

Царь Давид заканчивает свою оду хвалы, псалом 8 благодарственными словами, подчеркивающими славу творца на земле через дарованную милость Иисуса Христа и присутствие Святого Духа.

Когда и как читать псалом

В любое время, утверждаясь в вере христианской, дарующей благодать Господню, мы можем читать псалом 8.

В дни беды, когда болезнь накрывает нас, финансовые проблемы разрушают привычный уклад жизни, когда трещит по швам семейная жизнь, и дети стали непокорными, хвалебная ода Творцу поможет «устоять на ногах» и выйти победителем во всех жизненных ситуациях.

При чтении Псалма 8 сердце свое следует наполнить чистотой, исповедоваться и покаяться в грехах и с верой обратиться к всевышнему Создателю, Он всегда рядом и любит Свое создание.

Псалтырь. Псалом 8

Источник: http://molitva-info.ru/molitvoslov/psalom-davida-8.html

Толкование на Псалтирь, Псалом 8 – читать, скачать – профессор Александр Павлович Лопухин

Надписание в славянской Библии указывает или на способ музыкального исполнения псалма на инструменте с отверстиями, похожими на отверстия в точиле, или на время употребления псалма при выжимке винограда, каковая работа сопровождалась обыкновенно песнями (Суд. 9:27; Иер. 48:33) С евр. языка – «на гефском орудии» (гиттит), т. е.

на инструменте, заимствованном евреями из филистимского города Гефа, который мог походить на точило. Все надписание можно понимать, как указание на то, что означенный псалом исполняется на гефском инструменте при уборке винограда, как народная песнь.

Указанным обстоятельствам употребления псалма отвечает и все его содержание, представляющее хвалебную песнь Богу за Его блага, дарованные человеку в разумно и прекрасно устроенной Вселенной.

Так как главным предметом содержания псалма является изображение величия Божия в природе, предполагающее в писателе псалма – Давиде продолжительное наблюдение и созерцание ее, а этому последнему Давид мог отдаваться только до своего выступления на общественное служение, когда сначала преследования от Саула, а потом – войны и дела управления государством отвлекали его внимание в другую сторону, то написание означенного псалма нужно относить ко времени жизни Давида в доме своего отца, после первого помазания его Самуилом. Тогда он еще пас стада, был среди природы и мог отдаваться созерцанию ее.

Пс.8:2. Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!

“Земля” и “небеса» можно понимать двояко. Под землей разумеется все тварное на земном шаре, которое разнообразием, красотой своих предметов, разумным их устройством ясно говорит о величии Творца их.

О том же говорят и небеса, светила небесные и все атмосферные и астрономические явления. В святоотеческой литературе под землею разумеются люди, под небесами – мир ангелов. Те и другие восхваляют Бога.

Первое понимание более согласно с последующим содержанием псалма.

Пс.8:3. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

Совет

Это Божественное величие в такой степени сильно разлито в мире и проявляется настолько ясно, что оно чувствуется и грудными младенцами, которые «воздавали хвалу Богу».

Этой способностью чувствовать и видеть Бога в явлениях мира, они ненамеренно и бессознательно, а потому и особенно сильно, обличают и отвергают суждения тех, кто намеренно не замечает этого величия, являясь, таким образом, врагом Бога, своими односторонними и ошибочными суждениями об устройстве Вселенной как бы мстящим Ему за свою духовную слепоту. Под младенцами здесь разумеются грудные дети. В кн. Прем. 10:21 говорится, что по переходе евреев через Чермное море даже уста «немых и язык… младенцев сделались ясными». Это указывает не только на то, что евреи, прежде безмолвные и придавленные рабы в Египте, теперь смело говорят и воспевают Бога, но и на то, что дети грудные принимали участие в общей радости, непосредственно и инстинктивно чувствуя необыкновенность и чудесность этого события. Под младенцами можно понимать не только грудных детей, но и взрослых, с неиспорченным и чистым чувством нравственным, приближающим их к детям. Указанный книгою Премудрости факт сближает данное место с Мф. 21:15–16, где говорится о еврейских детях, воспевавших в лице Христа, сына Давидова, т. е. обетованного Потомка, Сына Божия, которого фарисеи не хотели признать за такового. Таким образом, тот факт, что «Премудрость отверзла уста… младенцев» по переходе евреев через Чермное море, указывает отцам этих детей, что Премудрость, сила Божия, открывается и детям, и не всегда, потому, опытность житейская и возраст человека служат показателями безошибочности его суждений и поступков, что и обнаружилось в истории жизни Христа, воспеваемого детьми, как Сына Божия, тогда как отцы этих детей, отрицая Его божественное достоинство, в это время строили планы Его гибели. Таким образом, указанный факт является прообразом, где в историческом явлении указаны черты будущего события из жизни Мессии, почему и означенный стих псалма, как предуказание, приводится в Ев. Матфея.

Читайте также:  Молитва пресвятой богородице о замужестве

Пс.8:4. Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,

Пс.8:5. то что́ есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

Писатель псалма, поражаясь величием Бога, когда рассматривает Его творения, благоговеет пред Ним. Это благоговение еще более усиливается сознанием, что человек поставлен Богом главою мира, в чем видно необыкновенное благоволение Бога.

Пс.8:6. Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;

Пс.8:7. поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его:

Пс.8:8. овец и волов всех, и также полевых зверей,

Пс.8:9. птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.

Пс.8:10. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

Возвышение Богом человека проявляется как в особенностях его духовной природы, так и в его царственном положении в мире. В первом случае Бог человека «не много… умалил… пред Ангелами», т. е.

человек по своей духовной природе стоит немного ниже ангелов и, как и они, способен к духовно-нравственному бесконечному развитию, чего лишены животные низшие. В этой способности, приближающей человека к высшему миру духов бесплотных и к Богу, его “слава и честь…” пред всем остальным миром.

Выражение “не много” в святоотеческой литературе понимается еще в смысле указания на время состояния падшего человека в грехе до восстановления его страданиями Мессии, когда человек, непосредственно в себя воспринимая Христа в таинстве Евхаристии, становится через это даже выше ангелов, так как последние не вкушают Евхаристии.

Обратите внимание

Согласно последнему пониманию выражение “не много” равносильно «на некоторое время», т. е. от падения Адама до страданий и воскресения Спасителя человек стоял ниже ангелов, а со времени Христа он близко стал к последним.

Царственное положение человека в мире обнаруживается в его господстве над всеми остальными видами всего растительного и животного царств: ему подчиняются как домашние и дикие животные, так и хищные птицы, и рыбы в морях.

Своим разумом, открытиями и изобретениями человек не только обезопасил себя от всех хищных животных, но и подчинил их себе, сделавшись сам предметом страха для них. Примеры такого господства человека у всех на глазах.

3 стих, заключающей в себе пророчество о временах Мессии, содержащееся в самом историческом факте, показывает, что означенный псалом – прообразовательно мессианский.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_22/8

Православный псалом 8

Хвалебной песней пророка Давида представлен псалом 8, в котором прославляется величие Бога на земле, на небе и во всей сотворенной им необъятной Вселенной.

Данный псалом 8 выражает радостное удивление тому факту, что Господь поставил человека превыше всего. Он пожелал сделать его Своим представителем на земле, населенной грешниками.

В первых нескольких стихах псалма говорится о величии Господа.

Как в начале, так и в конце псалма 8 представлено одно и тоже восклицание, которое демонстрируется как прославление Всевышнего: «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» Во всех Библейских писаниях словом «имени» подразумевается личность с определенными особенностями. В данном случае, речь идет о величии Божественной природы и Его особенного характера.

Толкование величия Бога в псалме 8

В своих молитвах псалма 8 Давид говорит о том, что младенцы, которые еще не подверглись власти греха, чувствуют это величие, которое разошлось по всей Вселенной и «воздают Творцу хвалу». Описание реакции маленьких детей на Христа Давид почерпнул из Писания евангелиста Матфея. На него он ссылается в стихе 3 данного псалма 8.

Младенцами пророк называет чистых душой взрослых людей, которые как дети, доверчиво вручают себя Господу. Их вера беззаветна и она способна заставить умолкнуть «врага и мстителя». Давид в данном псалме много уделяет внимания повествованиям о творении рук Божьих. Господь избрал немудрых, чтобы посрамить мудрых и сильных.

Сильными названы одержимые гордыней люди, которые сами считают себя таковыми.

Псалом 8 повествует о теме чудного творения Господа, владыкой над которым Он поставил человека. Давид описывает то, что Бог положил под ноги человека — луну, звезды, небеса. Царя переполняет изумление — за что Бог увенчал человека такой славой и честью, ведь он смертен и слаб? Пророк говорит о высоком и таинственном предназначении человека, которое исполнится в Христе.

В этих стихах псалма 8 Давид размышляет о человеке, которому подчинена вся живая природа. Из-за грехопадения первых жителей земли, владычество в той форме, в какой мыслил Бог, не осуществилось. Превратившись в змея, злой дух толкнул его против Господа. Завершающим славословием в псалме 8 стал текст, который начинает молитву псалмопевца в самом начале псалма восьмого.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…

Текст псалма 8

Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле.

Источник: https://www.sudba.info/pravoslavnyj-psalom-8/

Читать онлайн “Псалмы-Псалтирь в переводах (переложениях) стихами” – RuLit – Страница 8

Сам упадет в нее, настанет время:

Тому из нас, кто злобу породил,

Она падет на собственное темя.

А я весь век свой, сколько было сил,

Господне имя воспевал и славил,

Не лгал молитвой, словом не лукавил,

По правде Господа Ему служил.

Н. Басовский. 7-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА)

Н. Басовский

7-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА)

Господи Боже, прошу Тебя, осмелев:

избавь от врага, который мне застит свет,

чтоб он не исторг душу мою, как лев,

терзающий плоть, когда спасителя нет.

Если в моих делах неправды оскал,

если пришедшему с миром платил я злом —

я, который даже того спасал,

кто без причины сделался мне врагом! —

Господи Боже, душу мою тогда

пусть преследует и настигает враг,

пусть он в землю втопчет мои года

и славу мою пусть он повергнет в прах.

В гневе Твоём восстань, Всемогущий тут,

злодейству моих врагов путь прегради.

Тебя молю — для меня пробудись на суд,

над сонмом людей поднимись, Господь, и суди.

Суди меня, Господь, по правде моей,

по непорочности в мыслях и в сердце моём.

Пусть кончится злоба нечестивых людей,

а праведным Ты помоги обустроить дом.

Господь-судья добрых спасёт и прямых;

Он справедлив, Он терпелив, но строг:

видя злодеев, меч направляет на них,

лук напрягает, стрелы готовит Бог.

Вот, нечестивец неправду в себе зачал,

злобою был чреват и ложь породил;

копал могилу — и сам же в неё упал,

злодейство своё на темя себе уронил.

А я восславлю Бога по правде Его,

Всевышнего Господа воспою торжество!

ПСАЛОМ 8

Канонический русский перевод

1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.

2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! 3 Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.

Читайте также:  Алтарь в православном храме

4 Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, 5 то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? 6 Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; 7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: 8 овец и волов всех, и также полевых зверей, 9 птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. 10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

С. Аверинцев

ПСАЛОМ 8

Начальнику хора. На гиттит.

Псалом Давидов

Адонаи[4] , Господи наш,

как чудно имя Твое по всей земле!

И превыше небес —

слава Твоя.

Из детских, из младенческих уст

Ты уготовал хвалу —

твердыню на врагов Твоих,

дабы немирного низложить.

Увижу ли Твои небеса,

дело Твоих перстов,

увижу луну и звезды небес,

которые Ты утвердил —

что перед этим человек?

Но Ты помнишь его!

Что перед этим Адамов сын?

Но Ты посещаешь его!

Ненамного умалил Ты его

перед жителями небес,

славою и честию венчал его,

управителем поставил его

над делами рук Твоих.

Все положил Ты под ноги его —

малых и больших скотов

и с ними диких зверей,

птиц в небесах, и рыб в морях,

и все, что движется в безднах морей.

Адонаи, Господи наш!

Как чудно имя Твое

по всей земле!

А. Федоров

ПСАЛОМ 8

О Праведный Творец! Как громко, величаво

Твое могущество и мощный голос Твой

Гремят по всей земле! Немеркнущая слава,

Как тень крылатая, летает за Тобой!

Младенцев сделал Ты — твердынею оплота…

 Трепещет мысль, когда взгляну на небеса:

Там солнце и луна, а звездам нет и счета!

 Неизъяснимая! Нетленная краса!

Что человек средь них?! Что он Тебе, Всесильный,

За что среди других его отметил Ты,

И на него излил щедрот поток обильный,

Дал образ ангелам подобной красоты?

Над делом рук Своих, могуществом богатых,

Поставил Ты его владыкой и склонил

К его стопам зверей и вольных птиц пернатых,

И в океане путь таинственный открыл.

 О праведный Творец! Как громко, величаво

Твое могущество и мощный голос Твой

Гремят по всей земле… Немеркнущая слава,

Как тень крылатая, летает за Тобой!

Н. Гребнев

ПСАЛОМ 8

На всей земле, где тьмы и тьмы чудес,

Лишь Господу хвалу нам сладко слышать,

Она с земли восходит до небес,

А их лишь слава Божия превыше.

Из уст младенцев, что безгрешней всех,

Из уст детей, кому неведом грех,

Летит хвала, и славу Бога множит,

И заглушает брань и злобу тех,

Кто в суете не знает страха Божья.

Я ж, Господи, гляжу на Твой чертог,

Взираю на луну Твою и звезды —

На всё, что Ты своею волей создал

И мановением руки зажег.

Ты в чадо человечье дух вселил,

Тем отличил и не низвергнул в бездны,

Его лишь перед ангелом небесным,

И то не столь уж сильно, умалил.

Возвысил человека Ты над многим,

Нарек владыкой всех существ живых,

Ему поверг Ты, Господи, под ноги

Тельцов и овнов и зверей лесных.

Ему во власть Ты отдал птиц небесных,

Морских и прочих тварей бессловесных,

Чтоб славил он деянье рук Твоих!

Н. Басовский. 8-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА)

Н. Басовский

8-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА)

Господи, меч мой и щит, свет путеводный во мгле,

как величаво звучит имя Твоё на земле!

Сила Твоя велика — кто устоит перед ней?

Ты остановишь врага даже устами детей!

Небо — творенья пример, звёзды на нём и луна.

Тайна немыслимых сфер людям Тобою дана.

Там бесконечен разбег, в этом созданье Твоём.

Что же тогда человек, если Ты помнишь о нём?

Вот он, Твоё торжество, полный старанья и сил.

С ангелом вровень его на небе Ты поместил,

сделал владыкою рыб, гадов, и птиц, и скотов;

зверь, усмиряя свой рык, лечь ему в ноги готов.

Ты ему имя нарек, дал полноту бытия.

Что же тогда человек, как не забота Твоя?

Господи, меч мой и щит, свет путеводный во мгле,

как величаво звучит имя Твоё на земле!

В. Горт

ПСАЛОМ 8

Давид

Источник: https://www.rulit.me/books/psalmy-psaltir-v-perevodah-perelozheniyah-stihami-read-287362-8.html

Псалом 8 (Псалтирь для чайников)

Возможно такое небо видел Давид, когда был пастухом

1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Давида.

2 Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! 3 Младенцы и грудные дети хвалят Тебя, чтобы сделать безмолвным врага и мстителя.

4 Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты создал, 5 то удивляюсь: что есть человек, что Ты помнишь о нем и заботишься о нем? 6 Человека Ты лишь чуть ниже сделал, чем Ангелов: славою и честью увенчал его; 7 поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: 8 овец и волов всех, и также полевых зверей, 9 птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. 10 Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

О Золотом Веке


Восьмой псалом является хвалебной песнью Царя Давида, в которой он воспевает Золотой Век. Известно, что Золотой Век – это представление, которое близко мифологии многих народов. Оно повествует о блаженном состоянии первобытного человечества, которое жило в полной гармонии с окружающей природой. Псалмист отмечает близость человека к Богу и ангелам в таком состоянии. Царь Давид не понаслышке знал о Золотом Веке, потому что он его испытал лично в бытность свою пастухом, когда он беззаботно пас овец, смотрел по ночам на звездное небо, и играл на дудочке (Гефском орудии из первой строфы псалма). Этот рай он впоследствии потерял, попав в большую политику и став жертвой бессмысленной подозрительности царя Саула (подробнее об этой части жизни Давида смотрите «Псалом 7», http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/09/7.html). Библия имеет свою версию Золотого Века – прекрасный Эдемский Сад, где Бог-Творец повелел Адаму и Еве владычествовать «над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28). (Однако, несмотря на такое Высочайшее повеление, Сатана в образе пресмыкающейся твари, которая тоже должна быть в подчинении у человека, толкнул человека на мятеж против Бога. В результате первые люди были изгнаны из Эдемского сада и потеряли свой рай. Таким образом владычество человека над природой в той благостной и заботливой форме, какую предполагал Бог, не состоялось). Идея Золотого Века ближе к нам, нежели мы думаем. Золотой Век – это не только ветхозаветное предание. Любой из нас, вспоминая свою жизнь может припомнить времена, когда «травка была зеленее» и «солнышко блестело ярче». Практически любой жизненный процесс начинается с этого чистого ощущения, которое впоследствии теряется, уступая место искушенности и цинизму. Здесь можно назвать детство, первые классы школы, медовый месяц и т.д. Возможно во время самого детства у человека не все было так гладко, как хотелось бы, но впоследствии дурные воспоминания стираются, а остаются только приятные. Из этих воспоминаний о приятных, но ушедших временах и складывается ощущение Золотого Века человеческой жизни в исторической перспективе. Поэтому неслучайно упоминание детей в этом псалме. Дети это как бы жители Эдемского сада, которые сейчас находятся в своем Золотом Веке и испытывают его благодать. Они этого конечно же не понимают, но понимаем мы, их родители. Золотой Век впоследствии проходит, уступая место повседневной реальности, которая в греческой мифологии называется Железным Веком. Согласно древнегреческому историку Гесиоду, Железному Веку характерен труд и страдания. Мы редко осознаем, когда что-то хорошее имеем, но начинаем понимать это, когда это хорошее теряем. Иначе говоря, Золотой Век отчетливее всего ощущается в прошедшем времени. Золотой Век также трудно увидеть в своей настоящей жизни, но он опять же отчетливо виден в жизни окружающих. Таковы его странные особенности. Многим свойственно поныть, поплакаться о своем настоящем, но когда оно меняется, то выясняется, что все было очень даже неплохо. Отсюда распространенное желание «открыть» кому-то глаза, если они начинают «неприлично» радоваться жизни.

Читайте также:  Житие блаженной старицы матроны московской

Стоит ли разубеждать людей, которые сейчас испытывают некое счастье, что через некоторое время они его неминуемо лишатся? Наверное нет, если эти приятные ощущения не основаны на грехах. Не стоит ускорять течение событий и лишать человека сладких минут. «Всему свое время: раскидывать камни и собирать их», – говорил сын Давида Соломон в Книге Экклезиаста.

Важно

Бог определяет, как долго можно «раскидывать камни», и когда становится необходимым их «собирать». Для Давида было отмерено время, когда он пастушествовал, когда его карьера при дворе царя Саула стремительно взлетела, когда он стал жертвой преследований Саула, когда он занял его престол и т.д.

Восьмой псалом посвящен «пастушескому», может быть наиболее счастливому, периоду жизни Давида. Этот период не мог длиться вечно, но он имел место, и в этом псалме Давид вспоминает свои блаженные ощущения того времени, и благодарит Господа за то, что Он послал эти сладостные годы Давиду.

Эта благодарность Богу за счастливые моменты нашей жизни, за «наполненную часть стакана» нашего настоящего и прошлого и есть, наверное, главный посыл этого псалма.

Икона “Иисус и дети”

О детской непосредственности

Третья строфа восьмого псалма является источником популярной фразы «устами младенцев глаголет истина». Сейчас эта расхожая фраза означает, что дети временами могут говорить удивительные и мудрые вещи, хотя в библейском оригинале у этой фразы другой смысл. Давид хочет сказать, что “младенцы”, которые еще не подверглись растлению грехом, инстинктивно чувствуют величие Божие, разлитое во вселенной. В этом же духе дети искренне реагировали на Христа в начале Страстной Недели. Описание этой сцены мы читаем в Евангелии от Матфея. Любопытно, что Иисус здесь ссылается на псалом 8, создавая преемственность Ветхого и Нового Заветов: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Матф. 21:15-16).

Толкователь Библии А.П.

Лопухин так замечательно откомментировал эту строфу восьмого псалма, объясняя ее пророческую сущность: «Премудрость, сила Божия, открывается и детям, и не всегда, потому, опытность житейская и возраст человека служат показателями безошибочности его суждений и поступков, что и обнаружилось в истории жизни Христа, воспеваемого детьми, как Сына Божия, тогда как отцы этих детей, отрицая Его божественное достоинство, в это время строили планы Его гибели. Таким образом, указанный факт является прообразом, где в историческом явлении указаны черты будущего события из жизни Мессии, почему и означенный стих псалма, как предуказание, приводится в Ев. Матфея».


Под “младенцами” можно, кстати, понимать и неиспорченных, чистых душою, взрослых, которые, подобно детям, доверчиво вручают себя Богу. Все таковые веруют беззаветно, немудрственно, и перед их верой вынуждены умолкнуть “враг и мститель”. Так или иначе, мысль здесь та же, что выражена апостолом Павлом в 1-Кор. 1:27: “Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное” (где под “мудрыми” и “сильными” подразумеваются те, кто считают себя таковыми, будучи одержимы гордыней).

О важности по-детски открытого приятия Божественной истины – среди детей или взрослых – писал святитель Феофан Затворник: «В делах веры и спасения не философия требуется, а детское приятие Божественной истины.

Умишко надо ногами потоптать, вот как на картине Михаил Архангел топчет сатану Михаил Архангел – это ум, покорный истине Божией, а сатана – это ум возмутившийся, суемудренный, от которого все революции, и в семействах, и в Церкви…».

Таким образом знаменитая фраза, которую мы ограничиваем только неожиданными детскими высказываниями, уходит корнями в Библию и означает нечто гораздо большее. Суть ее пояснил сам Христос, когда Он говорил: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Матф. 18:3).

Памятник Серафиму Саровскому в Екатеринбурге

О духовных подвигах В восьмом псалме Давид высказывает восхищение перед Божественной премудростью, которая создала «небеса», звезды и планеты, а говоря современным языком – вселенную. Даже на фоне одной галактики Млечный Путь, частью которой является Солнечная Система, видно, насколько по физическому размеру наш мир мелок и несущественен. Однако физические пропорции меняются, стоит нам взглянуть на Вселенную в метафизической, то есть религиозной перспективе. Будучи глубоко религиозным Давид изменение этих пропорций отмечает. Соринка Вселенной человек наделен сознанием, физическим и духовным содержанием, которые по своей сути и потенциалу имеют для Бога-Созидателя ничуть не меньшую, а то и большую ценность, чем вся остальная Вселенная вместе взятая. Иначе чего бы Он тут с нами возился с начала времен?! Да все потому, что когда Бог начинает получать эту скрытую в нас ценность, радости и благодарности Его нет конца!

Мысль о бесконечных возможностях человека заложена во многих устоявшихся светских выражениях, которые потеряли свое оригинальное религиозное значение, например английское “Sky’s the Limit”, или русское «Нет предела совершенству», «Покорить можно любую вершину», «Не останавливайся на достигнутом» или даже «Бог вам судья».

Мы постоянно слышим о каких-то новых физических или духовных достижениях человека, но редко кто осознает, что только настоящая вера способна подвигать большое количество людей на великие, многочисленные, регулярные подвиги.

Например, не только преподобный Серафим Саровский тысячу дней стоял на камне молясь (попробуй постой в этой позе хотя бы 10 минут, предложил я себе огорченно, когда увидел изображение скульптуры старцу в Екатеринбурге). Подобного рода подвиги совершали и другие святые: Симеон Столпник, Серафим Вырицкий и т.д.

Совет

Жития святых рассказывают о множестве потрясающих подвигов во имя Христа, среди которых имелось и настоящее великое мученичество.

Бывало, конечно, что и ломались верующие, но ведь очень многие с честью выдерживали выпавшие на их долю испытания! Те же, кто несли свой крест до конца, получали награду, лучше которой ничего нет и быть не может: прижизненное блаженство, а после смерти – жизнь вечную. (Очень интересную статью о том, как поменялось мученичество между Христовыми временами и современностью, читайте в статье Георгия Великанова «От Пасхи к Голгофе», http://www.pravoslavie.ru/put/82034.htm).

О доступности духовных подвигов для любого человека и о громадном возврате духовных вложений поэтично писал святитель Феофан Затворник в одном из своих писем из сборника «Что такое духовная жизнь, и как на нее настроиться»: «А вот и еще маленький очерк просветленного благодатию внутреннего состояния [из Макария Великого].


“Когда душа взойдет к совершенству Духа, совершенно очистившись от всех страстей, и, в неизреченном общении пришедши в единение и растворение с Духом Утешителем и сорастворяемая Духом, сама сподобится стать духом, тогда делается она вся светом, вся — оком, вся — радостию, вся — упокоением, вся — любовию, вся — милосердием, вся — благодатию и добротою”.

Вот чего добивались и чего достигнуть старались св. подвижники! Согласитесь, что было и есть из-за чего трудиться. Но ведь доступ в эту область всем открыт. Это — не заповедный луг или сад. Всем обетованы такие блага, и задаток дан на стяжание их — благодать Св. Духа в Крещении и Миропомазании. За нами стоит только порыться в себе и достать сие сокровище. Клад в нашем саду: только лопату взять и начать рыть. С первых же ударов заступа начнет позвякивать сребро и злато. А там — глядь — вот и все сокровище. Радости тогда меры не будет.

Ну! За чем же теперь у нас с вами дело стоит?!»

Источник: http://pomyslivden.blogspot.com/2015/09/8.html

Ссылка на основную публикацию