Православный экзорцизм в современной церкви

Экзорцизм — миф или реальность?

“Умолкни! Убежи!” — восклицает отец Герман, осеняя крестом толпу людей. 

Петропавловский храм возле Троице-Сергиевой лавры набит битком. Здесь несколько раз в неделю в полдень известный архимандрит Герман (Чесноков), которого многие называют старцем, совершает чин “исцеления одержимых нечистыми духами”. В Церкви этот обряд еще называют “отчиткой”.

Перед началом чина отец Герман объясняет, почему в того или иного человека может вселиться “нечистый дух”. Причина проста — грех. “И болеем мы из-за того, что грешим”, — внушает он. 

Отец Герман проповедует долго, больше часа. Люди стоят, а в центре полукругом сидят на скамейках и стульях и стараются внимательно слушать батюшку, который активно жестикулирует,повторяя: “Мы должны идти в храм, а не к гадалкам или экстрасенсам! Если у кого-то есть книжки с заговорами, гаданиями — сожгите сегодня немедленно! Очень полезно причащаться!”. 

Обратите внимание

Некоторые выходят из душного храма на улицу. Остальные переминаются с ноги на ногу, кто-то зевает, кто-то рассматривает иконы, кто-то проверяет сообщения на телефоне. Все ждут начала отчитки.

Храм во имя святых апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде

В отличие от большинства православных обрядов, во время чина изгнания злых духов священник все время стоит лицом к прихожанам. Отец Герман произносит молитвы не нараспев, как это обычно бывает на службах, а очень эмоционально, с обилием жестов, как пасторы из американских фильмов.

Верующие, стоящие в первом ряду, подходят еще ближе к алтарю. Худенькая старушка в черном платке начинает судорожно крестить свой живот. Рядом с ней женщина с двумя фотографиями юноши — во время проповеди она не сводила глаз с алтарного образа Спасителя, а теперь непрерывно плачет.

Прочитав молитвы и Евангелие, отец Герман с двумя священниками спускается с амвона и начинает мазать лоб каждого освященным маслом. Он спрашивает у женщины с ребенком, как давно тот болеет.

“Полтора года, батюшка. После поста началось”, — плачется женщина. “А ты обвенчана с мужем? Тебе нужно обвенчаться! От этого он болеет”, — чеканит архимандрит.

Затем он берет в руки простой металлический чайник со святой водой и начинает обильно кропить, читая специальную молитву. Взор его направлен на молящихся, но, кажется, что он смотрит не на них.

Ряса вся мокрая от святой воды, на полу большие лужи. От холодных брызг молящиеся вздрагивают, но тут же улыбаются.

“Матери, если вы будете причащать своих детей каждый воскресный день, то тогда никакие болезни их не возьмут!”, — многократно повторяет экзорцист.

“В маму вселился бес”

“Батюшка, что делать?” — с таким вопросом часто обращаются люди, чьи родственники, по их убеждению, являются бесноватыми. Ответ священники дают разный, исходя из личного взгляда на отчитки.

Мама запрещала ему ходить в храм, сильно раздражалась, увидев икону или крест. Мужчина втайне от нее обратился к священнику, который посоветовал окропить квартиру и вещи матери святой водой. Но, по его словам, “никаких изменений не происходило”.

Затем на одном из православных форумов он узнал про отчитки. Олег признается, что “каким-то чудесным образом” все же уговорил маму поехать в храм, где совершают обряд экзорцизма.

“Настоятель нашего прихода благословил меня ехать в лавру к отцу Герману на отчитку, сказав, что я бесноватая”, — признается Галина (имя изменено) из Ленинградской области.

Важно

Она долго этому не верила. Но в один из вечеров начались судороги — ей сначала показалось, что это приступ эпилепсии.

“Но на следующий день я узнала, что к нам в храм везут чудотворную икону Божией Матери. Выходит, что я, не зная о прибытии такой святыни, уже чувствовала это. Это не похоже на самовнушение”, — отметила она.

“Я потом долго плакала и просила прощения за ругательства, но священник, успокаивая меня, говорил, что это бес пытался запугать всех”, — поясняет женщина. В итоге она поехала к отцу Герману на отчитку, после которой, по ее словам, все прошло.

Впрочем, есть и иные отзывы о пользе обряда. Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) профессор Православного Свято-Тихоновского государственного университета Александр Дворкин привел случай из своей исследовательской практики.

Один православный верующий, имевший определенные психические проблемы, попал в секту лжехриста-Виссариона (главы организации “Церковь последнего завета”). Когда у нового адепта Виссариона начали появляться сомнения в секте, он решил отправиться на отчитку.

Но, пройдя обряд, ничего не почувствовал — и заключил, что правильно верит в Виссариона: ведь если бы тот был лжехристом, экзоцист изгнал бы беса зловерия.

С тех пор этот верующий уже много лет в секте, ходит и поучает православных, что Виссарион прав, и отчитка это “неопровержимо доказала”.

“Помогает, если верить”

Архимандрит Герман вот уже более 30 лет практикует массовые изгнания бесов. К нему, по словам благочинного Троице-Сергиевой лавры архимандрита Павла (Кривоногова), приезжает множество людей. “Помогают ли отчитки? Да, я был очевидцем. А бывает так, что кому-то не помогают.

Это зависит от человека, от его веры, от состояния его души”, — рассказал благочинный. Он не согласен с тем, что совершаемые в Лавре отчитки можно назвать массовыми (за что чин чаще всего критикуют).

Обычно, как отметил благочинный, на них приходит 50-60 человек, а не тысячи, как можно подумать.

Совет

Считается, что чин изгнания бесов должен совершаться только в исключительных случаях, когда человек оказывается под тотальным воздействием вселившегося в него темного духа и уже не контролирует свои движения и поступки.

Зачастую подобное было не под силу даже апостолам — ближайшим ученикам Христа: в Новом Завете описан случай, когда они не смогли изгнать демона из бесноватого юноши. Со временем в христианстве сложилось понимание того, что  победа над злыми духами возможна лишь при решительном исправлении человеком своей жизни, при соблюдении строгой аскезы, а не благодаря формально исполненному правилу.

Архимандрит Герман (Чесноков)

При этом изгнание бесов в православной традиции считается особым даром Бога, который получают лишь некоторые люди в силу своей особой, святой жизни и который они могут реализовывать только по благословению духовника.

Экзорцизм на Руси

“Согласно учению о том, что после грехопадения человечество находится в тесном общении с нечистыми духами, старающимися безраздельно владеть каждой душой, почти все христианские культовые действия, включая домашнюю молитву, содержат в себе элементы экзорцизма. Заклинания против демонов содержатся в чине крещения, великого освящения воды и других”, — рассказывает религиовед, старший преподаватель философского факультета МГУ Илья Вевюрко.

Так профессор Московской духовной академии Алексей Осипов полагает, что, в отличие от католической церкви, экзорцизм исторически несвойственен восточному христианству. “На Руси никогда не отчитывали.

Лишь в конце XX века, из-за проникновения в Россию католического влияния, отдельные люди начали практику отчитывания, причем зачастую без всякого благословения. Потом уже, когда народная молва ринулась, начали это делать открыто.

Но никаких специальных благословений так они и не получили”, — подчеркивает Осипов.

А вот профессор МДА протоиерей Максим Козлов считает, что практика экзорцизма урегулирована с точки зрения канонов, поэтому не является маргинальной.

“Практика предполагает, что подобный чин совершается с благословения правящего архиерея. Но только в случае его регулярности”, — уточняет профессор.

Эта практика пришла на Русь из Византии сразу после крещения, “вместе с богослужебными книгами, которые переводились с греческого”.

Современные экзорцисты используют текст чина отчитки из известного требника митрополита Киевского Петра (Могилы) XVII века.

В церковь или в клинику?

Еще пару сотен лет назад на одержимость бесами подчас списывали различные психические заболевания. В наши дни Церковь принимает достижения науки и одновременно говорит о возможности воздействия злых духов на поведение человека.

“В настоящее время в Церкви нет четкой методологии разделения бесноватых и психически больных людей. Иногда это бывает практически невозможно, так как бесоодержимость сочетается с психическим заболеванием. Иногда же беснование протекает изолировано.

До революции Священный Синод специально обращался в клинику психиатрии Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия — ред.) с просьбой дать методические рекомендации для священников, имеющих подобную духовную практику.

Основной задачей являлось именно установление грани между духовной и психической патологией”, — отмечает доктор богословия и медицинских наук, заслуженный врач РФ, психиатр, протоиерей Григорий Григорьев.

Обратите внимание

По его словам, если священник “с верою прочитает церковную молитву”, то одержимый бесами человек — в духовной практике такие люди встречаются “чрезвычайно редко” — испытает резкое облегчение своего психического состояния. После отчитки вызванные духовными причинами психические расстройства, как правило, проходят.

Но  психически больным людям, по словам врача, отчитки не только не принесут пользы, но даже ухудшат состояние. “Например, при некоторых формах шизофрении может развиться бред воздействия на религиозной почве. Здесь требуется серьезное медикаментозное лечение в условиях стационара”, — пояснил психиатр. Поэтому он советует сначала обращаться к врачу. А уж если тот не поможет — то в храм.

Настоятель Оптинского подворья в Москве архимандрит Мелхиседек (Артюхин) пояснил, почему, например, в известной своими старцами Оптиной пустыни никогда не было отчиток.

“В тяжелых духовных случаях оптинские старцы советовали исповедь (подробную, с детства), соборование и причастие. Такова традиция. Новации ищут те, у кого нет желания укорениться в традиции, но есть желание всего и сразу без борьбы с самим собой.

Бесплодная практика. Исцеление — процесс, а не фокус”, — считает архимандрит Мелхиседек.

“Отчтывать отчитывающих”

Священник-психиатр Григорий Григорьев подчеркивает, что до революции священнослужителям рекомендовалось проводить отчитки индивидуально, “чтобы отсечь больных истерией, которые в церкви назывались кликушами”.

Они, по его словам, нередко привлекают внимание на церковных службах резкими выкриками и другими демонстративными действиями, воспринимающимися верующими людьми как бесоодержимость, хотя таковыми не являются.

Бесноватого же, по словам священника, отличает страх перед церковными таинствами, святыми мощами, святой водой и чудотворными иконами.

Профессор Александр Дворкин крайне отрицательно относится к нынешней практике отчиток. По его словам, он солидарен с мнением патриарха Алексия II, который много лет назад на одном епархиальном собрании сказал, что следует “отчитывать отчитывающих”.

Профессор Дворкин предлагает обратиться к житиям святых, из которых видно: если какой-то духовник или святой изгонял бесов, то это всегда было исключительно индивидуально — не на публику, не массово. “Также это никогда не было длительным процессом и не превращалось в длительные диалоги с бесами, сборники которых еще совсем недавно продавались в наших церковных лавках”, — заметил он.

Икона “Святая Марина Антиохийская, побивающая беса”. 1857 год. Лазарос. Афины.Хранится в Византийском музее (Греция)

Где и почем изгоняют бесов

По словам профессора МДА Осипова, сегодня за отчитку порой берутся вовсе не те люди, которые получили этот особый дар благодаря святой жизни. “Берутся за отчитывание люди подчас по самонадеянности, по тщеславию, по корыстолюбию, о чем мы находим свидетельств более чем достаточно”, — констатирует Осипов.

Судя по сообщениям в сети, достаточно популярны у верующих поездки в деревню Чихачево Ивановской области к схиархимандриту Иоанникию (Ефименко). Известен также иеромонах Владимир (Гусев) в городе Ливны Орловской области. На Украине отправляются на отчитки в Почаевскую лавру или в Ильинский монастырь в Одессе.

В интернете можно найти перечни еще десятков мест по всей России, где совершаются отчитки. Поэтому на многочисленных сайтах паломнических служб есть даже специальные туры к известным экзорцистам. Паломничества проводятся в основном по выходным, на них советуют записываться заранее, из-за большого числа желающих.

Важно

Как правило, на сайтах паломнических центров упоминается о пожертвовании за поездку, но “сумму пожертвования” увидеть нельзя — она озвучивается при общении по телефону. В нее может входить, например, только дорога туда-обратно.

Есть также пакеты “все включено”, предусматривающие, помимо дороги, жилье, питание и требы.

Например, поездка из Москвы в Ливны обойдется примерно в 6 тысяч рублей, включая два молебна “О недужных” (так называют в паломническом центре отчитки) и соборование.

Справедливости ради стоит отметить, что на отчитках можно присутствовать и без взноса пожертвований.

“Самовольное изгнание”

Еще одной проблемой является признание легитимности того или иного экзорциста. В интернете часто можно встретить статьи про то, как в каком-нибудь селе батюшка изгоняет бесов различными способами.

Читайте также:  Православная церковь об астрологии и нумерологии: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

“Любой человек может одеть рясу, клобук, взять крест и объявить себя епископом, благодатным старцем, — и у него найдутся последователи и все такое прочее. Ясно, что статистику (отчиток — ред.) никто не ведет”, — заявил ведущий интернет-проекта “Батюшка онлайн” иеромонах Макарий (Маркиш).

“В частности, можно сказать: поскольку наша страна свободная, каждый может себя объявить (экзорцистом — ред.)”, — убежден Маркиш.

Негативно относящиеся к массовой отчитке эксперты выступают за искоренение подобной практики. Однако сделать это, по их мнению, крайне сложно. Народная молва поддерживает экзорцизм. И если, по словам профессора Осипова, попробовать “запретить”, к примеру, совершать отчитки отцу Герману, поднимется большой шум.

“Подчас те, от кого это зависит, не придают особого значения происходящему, не понимают, сколько людей из-за этого просто погибают, становятся ненормальными”, — убежден Осипов.

Однако благочинный лавры архимандрит Павел убежден, что от человека мало что зависит — никто не может ограничить “силу Божьей благодати”.  “Господь сам управляет и врачует. Это не как выпить аспирин, чтобы стало легче”, — подчеркивает он. Главное, что требуется от человека — искренне верить.

Источник

Источник: https://www.kramola.info/vesti/religija/ekzorcizm-mif-ili-realnost

Изгоняющий дьявола: традиции изгнания бесов в православии

«Постановления апостольские», датируемые третьим веком, уже прямо запрещают деятельность православных священников-экзорцистов, и в дальнейших летописях они не упоминаются.

А как к этому явлению относятся в современной православной церкви? И имеет ли вообще место изгнание бесов в современной русской традиции?

Современные экзорцисты

Самый известный русский экзорцист — святой Иоанн Кронштадтский. Однако он не являлся им в современном понимании этого слова, так как не проводил обряда отчитки (изгнания), а восклицал вместо этого несколько раз «Изыди!» по окончании молитв.

Отчитка в современной православной церкви проводится, несмотря на неприятие этого ритуала большинством священнослужителей. Например, этим занимаются в Сергиевом Посаде в Троице-Сергиевой Лавре. Отец Герман называется единственным имеющим соответствующее разрешение епископа на этот обряд.

Православные священнослужители говорят об особом состоянии сознания некоторых крещёных, но истинно не понимающих смысла церковных обрядов. Доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов называет это состояние «магизмом».

Яркие примеры магизма — крещение младенцев, венчание или монашеский постриг по принуждению родственников или сообразуясь только с житейскими, бытовыми доводами, а не с истинной верой.

Например, распространено мнение о том, что ребёнок будет меньше болеть после крещения.

Осипов указывает на то, что специальный чин для отчитки в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) — католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал — потому что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал знаменитые исцеления.

Западная мода

Святые отцы, изгонявшие бесов и вошедшие в историю, как тот же Иоанн Кронштадтский, не могли это делать с любым православным, а только лишь с теми, на кого им указывал сам Господь.

При этом они не совершали какого-то особенного обряда, исцеляя бесноватых исключительно своей истинной верой и молитвой, часто внутренней, не видимой и не слышимой со стороны. Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст читали молитвы вслух, а также совершали таинства Покаяния, Соборования и Евхаристии.

Совет

Ведь акт сознательного отречения от сатаны и всех дел его совершается всеми православными верующими — перед таинством крещения.

Изгнание бесов, отчитывание в православной традиции — это следование западной «моде», явление среды пятидесятничества, движения «нового века», экстрасенсорики.

Опасное понимание обряда

Магическое содержание этого обряда искажает понимание истинных православных канонов, что, в свою очередь, объясняет рост популярности оккультизма. Это подрывает основы православной культуры и калечит души (а в особых случаях — и тела) людей.

Обращаясь к Осипову: «Величайшее искушение для человека — „сорвать тайны бытия“ (Бога, человека, природы) и самому стать… неподвластным Богу… Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи — своего рода психологическая революция человека против Бога».

Вспомним Священное Писание. Последний шаг развития язычества — это явление «властителя всего мира», «человека греха» в высшем и исключительном понимании этих слов. «Так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога», совершая чудеса исцеления и изгнания бесов.

Источник: https://www.factroom.ru/religiya/izgonyayushchij-dyavola-tradicii-izgnaniya-besov-v-pravoslavii

Что значит обряд экзорцизма? Отношение церкви и психиатрии

Само слово экзорцизм звучит загадочно и мистически. В общем контексте его можно определить, как процедуру изгнания потусторонних сил из одушевлённых или неодушевлённых объектов. Статья про экзорцизм в Википедии рассматривает истоки, практику и примеры обряда в христианстве, исламе, иудаизме, а также отражает медицинскую позицию.

Экзорцизм в контексте разных религий

В рамках определённой религии или системы верований термин экзорцизм приобретает свои оттенки. Общей остаётся идея подчинения духа человека злым силам.

Экзорцизм в православии и католической церкви

В соответствии с православными канонами изгнать бесов способен только Господь или святые. Обряд экзорцизма называют отчиткой. Священник читает молитву на старославянском языке, тем самым просит Господа помочь, осеняет крестным знаменем. Важный элемент — курение ладана. После изгнания, необходимо соблюдать пост и молиться, иначе нечистая сила вернётся.

В рамках православной церкви часто высказывается мнение, что обряд следует запретить. Сторонники этой идеи подчёркивают риск экзорцизма, утверждают, что проводить его могут только святые.

В католической церкви экзорцизм направлен на изгнание злого духа и признаётся официальной процедурой. Описание обряда находят в церковных книгах XVII века.

Духовное лицо, как правило, низшего сана, может быть назначено на должность экзорциста после специального обучения.

Одержимыми гораздо чаще признают женщин. Характерными чертами одержимости дьяволом считают:

  • отказ от молитв;
  • сжатие рта;
  • выкрикивание брани и неизвестных слов;
  • проявление нечеловеческой силы;
  • конвульсии;
  • вращение глазами.

В католицизме обряд экзорцизма проводится перед Крещением. Это позволяет открыть душу, освободить в ней место.

Экзорцизм в других религиях

В иудаизме изгнанию подвергается диббук, — привязанная к Земле душа преступника или нечестивца.

В Исламе упоминаются злые джины. Живут эти сущности на кладбищах, в заброшенных домах. Джины могут переселиться в человеческое тело. Экзорцист вступает в диалог с духом, просит его уйти. В некоторых случаях требуется кровопускание.

В буддизме демоны являются результатом кармических загрязнений. Духов пытаются отогнать мантрами, мандалама, амулетами или уговорить и задобрить подношениями. В крайнем случае используют заклинания и перемещают злую сущность в неодушевлённый предмет.

Экзорцисты России

Рассказывая про экзорцизм, Википедия упоминает ряд православных священнослужителей, которые проводят отчитку:

  • архимандрит Герман из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;
  • архимандрит Адриан из Псково-Печерского мужского монастыря;
  • архимандрит Нектарий из Оранского Богородицкого монастыря;
  • протоиерей Василий Лихван из церкви Святого мученика Иоанна Воина в Новокузнецке;
  • игумен Кронид из Свято-Рождественского мужского монастыря в Пензенской области.

В других источниках встречается упоминание об отце Симеоне из Михайлово-Архангельского монастыря Башкортостана.

В Грозном функционирует медицинский центр, в котором ведут борьбу со злыми джинами. Главный инструмент — священная книга Коран. Дополнительно используют оливковое масло и воду. Экзорцист вступает в диалог с духом, просит его уйти.

Обряд экзорцизма

Истоки ритуала экзорцизма лежат в древних культах. Обряд встречается во всех мировых религиях. Существуют различия в терминологии и инструментах, суть же очень близка.

Характерные черты

Экзорцист должен укрепить себя молитвами, выяснить имя беса, а затем приказать дьяволу покинуть тело жертвы. В случае успеха, человек возвращается к нормальному состоянию.

Считается, что во время молитвы, демоны проявляют себя и пытаются противостоять. Нельзя поддаваться этому и прерывать чтение. Обряд проводится без использования лекарственных средств.

В прежние времена экзорциста сопровождал помощник, который тщательно фиксировал все происходящее. В современных условиях, используют видеозапись.

Обратите внимание

Лучше, если при этом будет присутствовать кто-то из родственников и врач. Тело одержимого подвергается при обряде сильнейшему воздействию, он испытывает боль, судороги, рвоту. Может потребоваться помощь.

Обряд проводят в закрытой комнате, чаще спальне больного. Лишние предметы выносят. Используют религиозные символы: распятие, святую воду, ладан.

Существуют особые требования к экзорцисту. Он должен быть чист в духовном плане, соблюдать пост.

Встречаются случаи изгнания злых духов из домов и других помещений. В популярной компьютерной игре World of Warcraft существует квест, под названием экзорцизм для деревьев. Если не вдаваться в терминологию цифровой вселенной, его суть заключается в необходимости найти и собрать несколько элементов артефакта. С его помощью изгнать духов из древа мудрости.

Опасность, которую несёт обряд

Экзорцизм — сложный обряд. Известны случаи, когда он приводил к смерти. Причиной, как правило, становилось слишком интенсивное воздействие на тело, удары, удушение или истощение.

Начинающий экзорцист должен понимать, с чем придётся столкнуться. Изгоняя демона, человек вступает с ним в контакт. Устоять, не подвергнуться его соблазнам, сможет только сильная и чистая душа. Начинающему экзорцисту придётся изучить множество теологических книг, которые написаны, в том числе, на латыни.

Человеку, вступившему на путь борьбы со злом, опасно иметь семью. Демоны могут оказывать влияние через близких.

Экзорцизм и психиатрия

Некоторые эксперты, отвечая на вопрос, что такое экзорцизм, предлагают понимать его как практику лечения психических расстройств. Наиболее это характерно для ранних обществ, в которых не существовало научной психиатрии.

Факты излечения с помощью ритуалов изгнания в современных условиях они объясняют, как самовнушение или эффект плацебо. Отмечают, что некоторые пациенты ведут себя как избранные дьяволом для привлечения внимания.

Википедия приводит несколько примеров исследований советских психиатров. На первый взгляд, они подтверждают бесовский характер некоторых расстройств. Но затем упоминает, что нет абсолютной уверенности в чистоте экспериментов.

Экзорцизм: правда или вымысел

Благодаря мистическому контексту экзорцизм получил широкое распространение в художественных образах. Обряд лёг в основу многих книг, фильмов и сериалов. Среди самых популярных: «Шесть демонов Эмили Роуз», «Константин: Повелитель тьмы», «Изгоняющий дьявола».

Экзорцизм находится на грани осязаемого рационального мира и области потусторонних сил. Кто-то уверен, что этот обряд правда, другие утверждают — вымысел. К наиболее известным зафиксированным можно отнести случай немки Аннелиз Михель. Сторонники и противники приводят свои аргументы и подтверждения.

В сети можно найти множество примеров видео и фото как жертв бесов, так и процесса изгнания. Однозначно утверждать факт подлинности материалов довольно сложно. Это вопрос веры в потустороннее и силы священнослужителей, религиозные символы.

Источник: https://devochki.guru/ezoterika/chto-znachit-obryad-ekzortsizma-otnoshenie-tserkvi-i-psihiatrii.html

Экзорцизм в православии: самые известные случаи

Одержимость – это полное подчинение воли человека охватившим его демонам. Случаи такие редки, но все же случаются и в наше время. В случае одержимости, человек уже не может управлять собой, его охватывают конвульсии, он начинает выть и разговаривать на неизвестных языках.

Свидетели упоминают о том, что чувствуют рядом с собой страшную, злую силу, которая вгоняет их в оторопь. Человеку требуется прибегнуть к духовной помощи православного священника, который по благословению вышестоящего церковного начальства может прочитать над беснующимся чин изгнания и освободить страждущего от власти демонов.

Известно, что в Большом требнике святителя Петра Могилы XVII века существовал чин изгнания, состоявший из 12 молитв.

Изгнание демонов Иисусом

В Новом завете описывается много случаев изгнания демонов Сыном Божьим. В Евангелии от Матфея (9:32–33) описан случай, когда после изгнания Христом демонов из немого тот обрел голос.

В главе 12 упоминается бесноватый слепой и немой, который прозревает и начинает говорить после исцеления.

Но самый известный случай – это случай с Гадаринским бесноватым – человеком могучей силы, которого настолько одолевали демоны, что он разрывал на себе одежду, убегал в пещеры (в гробы) и неделями ничего не ел (Марк. 5:2 – 20). Справиться с ним не могли, так как он обладал огромной силой.

Христос повелел «легиону» бесов, обитавших в человеке, выйти в огромное стадо свиней, которое паслось рядом. Бесы вошли в животных, после чего те бросились в море со скал. А Гадаринский бесноватый оделся и начал спокойно разговаривать с Христом. В таком виде его и нашли сородичи.

Апостолы

Силу изгонять бесов Христос передал ученикам, и те делали это Его именем. Известно, что Петр, проповедуя в Иерусалиме, исцелял одержимых, которые стекались к нему с окрестностей (Деян. 5:16).

То же делал и апостол Павел. Более того, бесноватые исцелялись даже просто возлагая платки и пояс « с тела апостола».

Известны случаи экзорцизма апостола Филиппа: когда он проповедовал, то из людей с воплями исходили демоны (Деян. 8:7).

Сергий Радонежский

Дело апостолов продолжили великие русские святые. Так, Сергий Радонежский исцелил бесноватого боярина, который жил недалеко от Лавры. Знатного человека так сильно мучили демоны, что он разрывал прочные цепи, кусал домочадцев и убегал в пустынные места, подобно Гардаринскому бесноватому.

Его не могли удержать даже десять сильных мужчин. Домой его возвращали, когда он окончательно ослабевал. Когда его, связанного, повезли в Лавру, бес начали выть: «Куда вы меня везете! Горе! Горе мне!». Узнав о приближении бесноватого, о. Сергий приказал бить в било, собрал монахов и начал служить молебен.

Читайте также:  Что такое молебен и как его правильно заказать в церкви?

Когда боярина ввели в монастырь, Святой вышел к нему с крестом в руке и перекрестил. Тот отскочил и стал валяться в луже, крича, что его « жжет пламя». После окончания молебна он исцелился, обрел разум и начал разговаривать.

Известно, что исцеленный несколько дней провел в Лавре, исповедался, причастился, возблагодарил Бога за спасение и уехал домой здоровым.

В Житие святого встречается и случай исцеления одержимого юноши, который жил в монастыре, но случай этот произошел уже по кончине Святого. Одержимый юноша убегал в лес, скитался по оврагам.

Чтобы исцелить его, монахи сковывали его и цепями и приводили ко гробу Святого. При виде мощей юноша начинал биться об пол и выть. Но однажды Господь услышать молитву Преподобного, и юноша исцелился у гроба Святого.

После изгнания бесов он остался жить в монастыре, шил одежду для монахов.

Святой Иоанн Кронштадский

Еще одним святым, прославившимся изгнанием д стал Иоанн Кронштадский, живший в конце XIX века. По рассказу очевидца полковника Евстафия Андреевича Ковесского, в 1882 году в храм завели огромного мужчину, которого еле удерживали другие мужики. Тот выл, кричал петухом, изо рта шла пена. Отец Иоанн накрыл его епитрахилью и начал молиться. Бесноватый упал на колени и затих.

После того, как о.Иоанн перекрестил его, он спокойно встал и поклонился. Монахиня по фамилии Родевич рассказывала об исцелении бесноватой. Женщину завели в храм несколько мужчин и еле удерживали ее на месте. Пришедший отец Иоанн, приказал ей самой перекреститься и положил ей на голову ладонь.

Женщина шипела, выла и отбивались от всех право рукой, словно палкой, но священник удерживал ее на месте и молился. Из глаз отца Иоанна, обращенных к небу, катились крупные слезы. Наконец ему удалось согнуть руку одержимой и перекрестить ее. После этого она начала безостановочно креститься, из рта пошла пена, а потом она упала на пол.

Важно

Когда ее подняли ноги, женщина заплакала и стала благодарить Святого, после чего спокойно отстояла службу и приняла Святые Дары.

Еще один случай исцеления беснующейся произошел здесь же, в храме, где служил Святой. Внутрь вбежала одержимая, прыгнула на священника и вцепилась в него, протащив несколько метров.

Свидетели говорили, что отец Иоанн был спокоен, но очень бледен и начал молиться. Беса кричал, что не выйдет, но потом смирился и спросил: «Куда велишь выйти?» На что Святой ответил: «В бездну!».

Через несколько минут беснующаяся затихла.

Сейчас попасть на отчитку можно в Троице-Сергиевой Лавре, где дело продолжает священник Герман Чесноков. Делает он это по благословению патриарха Пимена и духовного собора Лавры.

Отчитывают и в некоторых других храмах и монастырях, но священник должен иметь благословение от епископа. Если же экзорцизмом будут заниматься миряне, то их ждет то, что случилось много веков назад с сыновьями иудейского первосвященника Скевы (Деян.

19: 13–16), которые решили изгонять бесов так, как это делал апостол Павел.

Результат был плачевен. В ответ на слова: «Заклинаем вас именем Христа и апостола Его Павла, выйдете вон!» Демоны ответили: «Христа знаем и Павла знаем, а вы кто такие?» После чего беснующийся набросился на братьев, жестоко избил их, порвал одежду и обратил в бегство.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/82941-yekzorcizm-v-pravoslavii-samye-izvest.html

Как помогает отчитка отца Германа в изгнании бесов

Экзорцизм — это обряд, который проводят для того, чтобы изгнать из человека злые силы. На первый взгляд, одержимость бесами, кажется, чем-то совершенно неправдоподобным.

Но такие случаи действительно существуют в реальности. Для решения подобных проблем, существует церковная отчитка отца Германа.

К ней обращаются не только люди, мучащиеся от одержимости, но и те, на кого навели порчу или сглаз, имеющие тяжелые заболевания.

История экзорцизма

Изгнание нечистой силы — часть церковной науки. В современное время, возможно стать профессиональным экзорцистом, окончив католический университет.

Изгнание бесов из человека — обряд очень древний, его истоки идут к моменту появления христианской культуры. Первым экзорцистом в истории был сам Иисус Христос. В Библии рассказывается, что сын Бога прогнал нечистую силу из человека и поселил ее в свиней. Тогда околдованные бесами свиньи кинулись в пропасть.

Изначально, умением избавлять от нечисти обладал лишь Иисус Христос. Затем такая способность была дарована его ученикам. Это произошло тогда, когда на них снизошел Святой Дух. Считается, что современные монахи, наделенные даром изгнания бесов, являются последователями Христа и его апостолов.

Совет

Людей, умеющих изгонять дьявола, всегда было очень мало. Отчитки от злых духов были очень распространена в Средние века, когда была популярна мученица Марина Антиохийская. Известно несколько случаев ритуалов экзорцизма с трагическим концом — гибелью одержимого или священника, они даже легки в основу фильмов.

В 14 веке на Руси появилась первая литература с советами по изгнанию бесов. Ее автором был митрополит Петр Могила. Спустя столетия, экзорцизм не менее актуален, чем в прошлом, случаи одержимости злыми духами все еще существуют.

Экзорцизм в современности

Изгнание бесов не является пережитком прошлого. О современных ритуалах избавления от нечистого духа, известно следующее:

  • Проводить отчитки, чаще всего имеют право, священники из древних монастырей. В России существует только одно место, где до сих пор проводят обряды экзорцизма — Троицко-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад (не так далеко от Москвы). Раньше бесов изгоняли в Оптинской пустыне, но сейчас монахам запретили это делать. На территории Украины таких мест, гораздо больше — это Киевско-Печерская лавра, Почаевская лавра и еще несколько монастырей;
  • Самый известный экзорцист в России — отец Герман, являющийся насельником в Троице-Сергиевой лавре. Отец Герман — единственный человек, имеющий благословение на проведение обрядов изгнания бесов. Он проводит массовые отчитки. Известно много случаев, когда в процессе его служб, происходили исцеления;
  • Некоторые критики, уверяют, что работа отца Германа — это настоящая симуляция и в роли одержимых присутствуют приглашенные актеры. Это мнение также сложилось из-за того, что чаще всего необходимо несколько обрядов экзорцизма для достижения результата. А на отчитках у иеромонаха Германа Чеснокова люди исцеляются сразу же, даже те, кто давно прикован к постели;
  • На Украине самым популярным экзорцистом был Василий Вороновский из церкви Святого Михаила в городе Львове. К несчастью, он уже отошел к Богу;
  • Изгнание дьявола проводится во многих монастырях Украины. Огромной известностью пользуется церковь в селе Колодиевка Тернопольской области. В сельской местности также есть местные экзорцисты, работающие даром. Они считают это своим святым долгом, но на расспросы о ритуалах ничего не отвечают, как и те, кто был ими исцелен;
  • К игумену храма Благовещенья Пресвятой Богородицы — отцу Варлааму, приезжает множество людей не только из России и Украины, но и из-за границы. Уже более 30 лет, он проводит личные и групповые сеансы. Отец Варлаам считает, что отчитка необходима только одержимым бесами, но никак не подверженным порче и проклятиям;
  • По словам отца Варлаама, были случаи, когда ребенок через неделю после рождения становился бесноватым. Таким образом, дети платят за грехи родителей;

Как проходит отчитка

Священнослужители не имеют права придумывать ничего нового в обрядах экзорцизма. Отчитка происходит так же, как и обряд, который проводил Иисус:

  • В религиозных материалах, ритуал описан достаточно подробно. Он остался неизменным, как и тексты, которые произносятся уже множество столетий. Иисус Христос ввел единый правильный обряд, который используют его последователи в православии и католицизме;
  • Обряд экзорцизма в православии именуется отчиткой. В ходе ритуала человека или группу людей осеняют крестным знамением, используя распятие. Производят окуривание ладаном, кропление освященной водой, а также читают особые молитвы. Прочтение древней молитвы занимает около 20 минут, она более длинная, чем другие молитвы;
  • Нельзя зайти в храм и сразу же попасть на сеанс изгнания дьявола. Священнослужитель, который согласится взяться за опасный ритуал, должен попросить благословение у епископа. Если разрешение не получено, он может только помолиться за здравие страдающего человека. Иногда этого достаточно;
  • Более того, священник должен убедиться, что больной действительно одержим бесами, а не подвержен психическому отклонению. Некоторые монахи чувствуют присутствие злых сил, а другие проводят специальные тесты с помощью распятия и святой воды. Эти атрибуты всегда вызывают страх у нечистой силы;
  • Обязательной является и личная беседа, позволяющая определить одержимость. Если духовник убедился в присутствии злых духов и разрешение на обряд получено, из близких родственников выбирают свидетелей для ритуала;
  • Перед проведением обряда, свидетелям нужно пройти исповедь и получить благословение. Очевидцем не может быть человек со слабыми нервами. Свидетели не только присутствуют при отчитке, но и непрерывно произносят необходимые молитвы;
  • Для того чтобы изгнать нечистую силу, может потребоватся несколько сеансов. После ритуала, больному и его родственникам нужно поститься и читать молитвы, заказать молебны и сорокоусты. Священник сам скажет, что нужно делать, какой список псалмов стоит почитать и пр. Если исцеленный человек не поменяет свою жизнь в согласии с христианской верой, бесы могут посетить его снова;

Мнение священников

Нет единого мнения об обрядах экзорцизма. Среди священнослужителей существуют две точки зрения:

  1. Одни считают это оправданным благим делом, приносящим исключительно пользу. Ведь почти на каждом сеансе можно встретить больных людей, поведение которых выдает все признаки одержимости;
  2. Другие священнослужители рассуждают, что экзорцизм сильно преувеличен. Они считают, что вычет не более чем мода на страх перед сглазом и порчей и настоящие одержимые встречаются крайне редко. В остальных случаях так называемые бесноватые — не более чем, актеры;

Критики говорят, что массовые отчитки — это прямое нарушение чина. Священник должен проводить ритуал только с благословения, для одного человека в присутствии близких родственников. Значит, нельзя просто зайти в церковь и смотреть процесс изгнания бесов.

К тому же далеко не могут стать свидетелями. Необходимо крепкое психологическое здоровье, отсутствие тяжелых грехов, и, конечно же, близкая связь с бесноватым. Потому отчитки отца Германа поддаются множественной критике.

Массовые отчитки, по мнению критиков, приносят больше вреда, чем пользы. В ритуалах экзорцизма нуждаются только те, кто является крайне одержимым.

А многие же люди хотят просто избавиться от порчи при помощи церковного обряда. Бывало и такое, что страдающие от пьянства, верили, что это нападки дьявола и думали, что их должны отчитать.

Конечно, за подобные попытки никто не будет побивать людей камнями. Но это в корне неверно.

Кроме того, присутствуя на массовом обряде можно «подцепить» чужую негативную энергию. Если в помещении находится настоящий бесноватый, неизвестно, в кого может вселиться злая сила потом. Потому отбор свидетелей очень строг, окружающие люди не должны становиться оружием дьявола.

Помощь отца Германа

Что бы ни говорили критики, ни об одном священнослужителе нет такого количества отзывов, как об отце Германе. Прозорливый старец архимандрит Герман Чесноков, биография которого широко известна многим верующим, уже много лет проводит отчитку бесноватых. Он является единственным, кто получил на это благословение.

Помощь доступна для всех людей желающих попасть к отцу Герману из Сергиева посада на отчитку. Расписание, телефон и адрес можно найти на официальном сайте Троице-Сергиевой Лавры. Записаться заранее нельзя, да и нет такой необходимости. Достаточно просто уточнить часы приема. Все, кто желает обратиться, могут приехать в православный храм.

Люди, лично посетившие вычитку у Германа Чеснокова, оставляют свои отзывы онлайн, чтобы помочь другим принять правильное решение:

отчитка отца Германа в изгнании бесов

Обратите внимание

Не нужно бояться. Бог обязательно поможет. Я была на службе, сейчас очень радуюсь, что все же решилась туда прийти. Было то, что немного шокировало, крики и пр. Перекрестилась, помолилась Иисусу и службу отстояла спокойно. Батюшка сказал, что нужно прийти еще один раз. А мне уже намного лучше. По графику он отчитывает, в четверг, пятницу и субботу.

Лидия

Приезжала на отчитывание к святому отцу. в Подмосковье. В Сергиевом посаде он принимает. Выражаю ему свою благодарность. Если слушать то, что он говорит на проповеди и сделать это, очень помогает.

Татьяна

Спасибо Герману Чеснокову и священнослужителям, которые ему помогают: отцу Олегу и другому священнику, имени которого не запомнила, к сожалению. Без них бы не справилась, такое состояние было тогда.

Читайте также:  Алтарь в православном храме

Екатерина

Источник: https://molitva.guru/interesno-znat/kak-pomogaet-otchitka-ottsa-germana-v-izgnanii-besov.html

Современный экзорцизм – явление, духовно очень опасное | Авва

Алексей Осипов

Несколько польских католических священников объединились для выпуска первого в мире журнала об изгнании бесов, передает Lenta.ru со ссылкой на Agence France-Presse.

Журнал Egzorcysta будет выходить ежемесячно тиражом в 15 тысяч экземпляров. Первый номер был выпущен на 62 страницах. Среди материалов пилотного выпуска: «Нью Эйдж — духовный пылесос» и «Сатана реален».

Стоимость журнала составляет 10 злотых (2,34 евро).

Как объяснил AFP отец Александр Посацкий, член международного совета католической церкви по экзорцизму и один из создателей журнала, число экзорцистов в Польше выросло в связи с развитием капитализма за последние 15 лет до более чем 120 человек.

Сам экзорцизм, при этом, становится все более популярен — в одной только Варшаве люди записываются к ним на прием более чем за три месяца. Посацкий объяснил, что создатели журнала пользуются сборником молитв по изгнанию бесов, одобренным папой Римским Иоанном Павлом II.

Он добавил, что священники, изгоняющие бесов, работают в сотрудничестве с психологами, чтобы те отличали случаи умственного помешательства от одержимости.

Отметим, что практика изгнания бесов не получила широкого распространения в Православии. К экзорцизму в православной традиции принято относится с большой осторожностью.

В Русской Православной Церкви нет должности экзорциста, то есть священнослужителя, «специализирующегося» на изгнании бесов.

Важно

Напротив, в католицизме эта практика широко распространена и в настоящее время даже предпринимаются попытки ее коммерциализировать.

С чем связано различное отношение Православия и католицизма к экзорцизму? Каково православное святоотеческое отношение к изгнанию бесов? На эти вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» доктор богословия, профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов:

Когда-то первая по чести Православная Римская церковь потому и стала католицизмом, что, к сожалению, отступила от заветов святых Отцов о духовной жизни и пошла по своему пути. Этот путь совсем не новый, о нем предупреждали все святые Отцы Востока и Запада первого тысячелетия как о заблуждении, о духовной прелести, мечтательности, приводящей подвижника к гибели.

Это ярко проявилось и в таком вопросе, как учении о том, кто может творить истинные чудеса силою Божией? Нужна ли для этого святость жизни или достаточно знать и применять определенные молитвы, совершая соответствующие священнодействия? И здесь находим два взаимоисключающих ответа, с одной стороны, у православных святых Отцов и, с другой — у католических церковных учителей.

В книге «Путь разума в поисках истины» есть параграф «Экзорцизм», где я привожу высказывания святых отцов относительно изгнания бесов. Хотелось бы привести их в данной публикации, чтобы читатели поняли, перед каким пагубным искушением стоит церковнослужитель, намереваясь творить чудо изгнания бесов, не победив их в самом себе.

Ибо не кто-либо, а Сам Христос указал на причину того, что Его апостолы (!) не могли исцелить бесноватого: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Матф.17:21). Под постом, естественно, подразумевается не какой-то денек попоститься, а целожизненный подвижнический труд, приводящий христианина к смирению, а не к творению «чудес» по расписанию.

Но это тяжело и нашли путь «без труда вынуть рыбку из пруда»: прочитал молитвы, да покропил святой водой – и беса как не было! Какая насмешка над духовной жизнью! Католицизм пошел по «легкому» пути, и у нас некоторые батюшки соблазнились им (вместо заповеди Христовой — Матф.17:21 – деньги? А с людьми пусть что будет?).

Чтобы интересующиеся этим серьезным вопросом могли увидеть, что такое отрицательное отношение к современному экзорцизму не мое личное мнение, а оно учение святых Отцов, привожу их высказывания.

Совет

В послании под именем святителя Климента Римского (I в.) «О девстве» аскетам-экзорцистам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания».

Этот дар Духа Святого был редким, а жаждущих изгонять бесов и в те времена было немало, в связи с чем уже «Постановления апостольские» (III в.

) запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем».

В Лавсаике читаем: авва Питирион «много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу.

Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит.

Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей».

Преп. Варсонофий Великий (VI в.

) говорил: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит.

Также и запрещать им — дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову».

Святой Исаак Сирин (VII в.) обличал самочинных заклинателей: «Кто … молит Бога и желает, чтобы в руках его были чудеса и силы, тот искушается в уме своем ругателем демоном и оказывается хвастливым и немощным в своей совести».

Блаженный Феофилакт Болгарский предупреждал: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются».

Святые Отцы считали, что беснование может быть для человека в определенных случаях даже духовно полезным.

Обратите внимание

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал одному лицу: «Поминайте в молитвах Ваших болящую Д. которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется…

В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии…

Гораздо маловажнее [менее серьезно] беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу».

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Между тем обременение демоном нисколько не жестоко, потому что демон совершенно не может ввергнуть в геенну, но если мы бодрствуем, то это искушение принесет нам блестящие и славные венцы, когда мы будем с благодарностью переносить такие нападения».

Очень назидательным в этом отношении является разговор одного послушника со старцем протоиереем Алексием Зарайским о бесноватой девушке.

«Я спрашивал отца Алексия, почему он не выгонит из нее беса, и он мне отвечал: почему он может знать, что на то есть воля Божия? Она причащается св.

Таин, и если это нужно, то Христос ею принимаемый, Сам силен изгнать его; а если ей это служит крестом очистительным, то для чего же изгонять его?».

Как поступали великие святые, когда к ним обращались за помощью? Вот два ярких примера. В житии преп. Антония Великого сообщается следующий случай. Однажды к Антонию пришел крупный военачальник Мартиниан с своей дочерью, которая была бесноватой, и стал умолять святого исцелить ее.

Однако Антоний даже не вышел к нему, а лишь изнутри кельи сказал: «О, человек, ты напрасно просишь у меня помощи! Я – человек смертный и немощный, как и ты. Но если ты веруешь во Христа, Которому я служу, иди с верою молись Богу, и дочь твоя будет здрава» (Жития святых. Выпуск 13. Джорданвилль, 1968, с. 13).

Военачальник стал усиленно молиться, и дочь его стала здорова.

Важно

Другой пример из жития преп. Сергия Радонежского. Когда к нему с большим трудом привели бесноватого вельможу, то он собрал всю братию монастыря в церковь на молитву о болящем. А после молебна просто осенил его крестом.

Больной «с той минуты стал здрав» (Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. Св. -Тр. Сергиева Лавра. 1904. С. 113-114). Так, святые скрывали свои дарования, следуя примеру Спасителя. Современные же заклинатели поступают точно наоборот.

Они не только не скрываются от просителей, но, напротив, вывешивают расписание дней и часов, в которые будут совершать чудо изгнания бесов! Этим они свидетельствуют, каким духом руководствуются и какие следствия можно ожидать от их действий.

Уже большое число трагических случаев произошло с теми, кто прошел отчитывание. И можно лишь сожалеть, что нет наблюдения за этой псевдоцерковной деятельностью.

Необходимо обратить внимание и на следующее. Господь запрещал бесам говорить через одержимых людей, и святые отцы категорически запрещали слушать их. В настоящее же время, когда для «отчитывания» собирается множество людей, бесы получают большие возможности «проповедовать» и заражать их духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т. п.

Их «проповедь» широко распространяется с помощью телесъемок, газет, журналов, в которых пространно цитируются лжесвидетельства этих духов. При этом не редко бесы изображают страх перед отчитывающими «старцами», публично называют их святыми, сильными, Божиими слугами, чем вводят в откровенный обман (прелесть) и самих «старцев», и простодушных верующих.

Результаты бесовской лжи как всегда плачевны. У преп. Иоанна Кассиана Римлянина на этот счет имеется серьезное предупреждение: «Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более чудесному падению.

Они делают вид, что они горят и бегут из тел тех, где они пребывали, благодаря якобы святости людей, про нечистоту которых они знают».

Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об отношении святых Отцов к этому серьезному для нашего времени вопросу. Современный экзорцизм (отчитывание) – явление, духовно очень опасное. Оно исходит из источника, о котором хорошо сказал преп.

Совет

Кассиан: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения…

Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями» (Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445).

Он же писал: «Никто не должен быть прославляем за дары и чудеса Божии, а всякий за собственные только добродетели, которые требуют деятельности ума и усиленного старания. Ибо весьма часто… люди развращенные умом и противники веры именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса» (Там же. С. 444). Плоды таких чудес всегда губительны.

Современные люди просто не знают, какому риску подвергают они своих близких и самих себя, приходя на «отчитку». Экзорцист (священник ли, монах, мирянин), не ведущий строго подвижнической жизни, не увидевший себя, по слову прп.

Сисоя Великого, «ниже всей твари», и не получив от Бога «молитвою и постом» дара изгнания бесов, но горделиво пытающийся вычитыванием молитв и прочих действий победить злых духов, неминуемо заражается ими сам и заражает больных и всех окружающих.

Свт.

 Игнатий (Брянчанинов) с горечью писал о таких «чудотворцах», ищущих славы человеческой: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований» (Там же. С. 72).

Наши православные отчитыватели пошли прямо по католическо-языческому пути.

  Но заклинание духов сейчас, когда «оскуде преподобный», может иметь самые губительные духовные, психические и физические последствия, как в личном плане, так и в социальном, как для больных, так, и особенно, для самого отчитывающего.

Знание об  этом уже давно утеряно в католицизме, но эта болезнь ползет и к нам. Господь предупредил: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не Твоим ли именем бесов изгоняли? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7. 22-23).

Дерзающий изгонять злых духов «Иисусом, Которого Павел проповедует» (Деян. 19, 13), рискует принести пришедшему за помощью еще более тяжкие скорби и страдания, а себя подвергнуть бесовскому поруганию, о котором промыслительно предупреждает книга Деяний апостольских.

ruskline.ru

Источник: http://svavva.ru/news/sovremennyj-ekzorcizm-yavlenie-duxovno-ochen-opasnoe.html

Ссылка на основную публикацию