Православная церковь о йоге: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Йога и православие

За последние десятилетие мы привыкли к тому, что в обязательную программу каждого фитнес – центра  и даже небольшого тренажерного зала, входят занятия йогой, которая, фактически, становится частью культуры современного общества.

Существует устойчивое мнение, что йога, если говорить о ее физическом аспекте, вроде бы, полезна для любого человека: она высвобождает «зажимы», укрепляет мышцы и нервную систему, говорят, помогает излечиться от некоторых болезней. Главное при этом – не углубляться в философию йоги и связанные с ней метафизические вопросы.

Многие молодые люди считают, что это единственный вид физической нагрузки, который без выматывающих и изнурительных тренировок, позволяет достичь хорошей физической формы, одаривает организм энергией и создает баланс между телом и психикой.

Обратите внимание

И уж совсем «подкупает», когда инструкторы по хатха-йоге одобряют посещение Православных Храмов и произносят что-то вроде: христианство – прекрасный путь к Богу, хотя и не единственный. В следствие этого кто-то может легко примирить для себя присутствие в своей жизни Православной веры и занятия йогой.

Так ли безобидны, в действительности, занятия йогой, даже если пытаться ограничиться только  физическим ее аспектом.

Архимандрит Рафаил (Карелин) об этом пишет: Хатха-йога у себя на родине не рассматривается изолированно от общей системы йоги, включающей в себя раджи-йогу и джняна-йогу, в которых содержаться религиозные, космологические и антропологические представления шиваизма. В хатха-йоге также есть учение о всемирной энергии – пране, о духовных центрах, расположенных в позвоночнике и головном мозге человека, об энергетическом депо в солнечном сплетении и так далее.

При этом хатха-йога уделяет особое значение сексуальной энергии человека и возможности ее трансформирования. Все это, безусловно, не совместимо с христианством. Затем в хатха-йоге присутствует активное воображение, йог должен упражняться в умении создавать яркие зрительные образы.

Это также в корне противоречит христианской аскетике, которая предупреждает, что к активному воображению близок мир страстей. И поэтому к нему легко присасываются, как паразиты, демонические силы. Контроль над своим сознанием.

Который у христианских подвижников называется трезвением – это, главным образом, борьба с воображением.

Еще одним обязательным упражнением, как для хатха-йоги, так и для других йогических систем, является медитация. Это сосредоточение на определенных идеях, установках или многократное повторении мантр – изречений.

Медитация основана на шиваистской антропологии, а именно на представлении о том, что человеческий дух по природе тождественен абсолюту (безличному Богу).

Поэтому медитация является заменой молитвы или молитвой обращенной к самому себе.

Важно

На самом деле, это тайный вид самообожествления йог имеет дело с самим собой. Если он произносит имя богов, то это только модификация абсолюта, а так как он считает себя единосущным абсолюту, то это рабочая модель самого себя. Человек, занимавшийся медитацией, с трудом учится молитве.

Христианин в молитве чувствует нечто противоположное состоянию йога, а именно свою ограниченность и скудость, и обращается вовсе не к каким-то скрытым резервам своего духа  к Богу – живой Личности, к Богу, с которым он связан не природой, а любовью. В христианстве очищают ум и сердце от образов, помыслов и страстей. Просят помощи у Бога.

Молитва совершается и исполняется силой Божественной благодати, то есть силой, лежащей за пределами человеческой природы. Что касается мантр, то они включают человека в духовное поле Вед и Упанишад, в мир существ, которые оккультисты называют космическими духами, а христиане – демонами.

После йогических практик в сознании возникает перекос, из-за которого христианство воспринимается в искаженном виде – через тонкую призму йогических понятий. То, что практикующие йогу называют областью «всезнания» или «абсолюта» больше походит на подсознание. 

Большую часть время занятий хатха-йоги посвящается физическим упражнениям. Одни из них похожи на обычную гимнастику, другие имеют свою специфику. Асаны – статические упражнения, позы, в который человек как бы застывает.

Они регулируют приток крови к отдельным участкам человеческого организма, и, как считают йоги, активизируют их работу. И все же увлечения этими упражнениями небезопасно. Если долго упражняться в асанах происходит искусственное торможение психики, и как следствие – медлительность мышления, которая может показаться тупоумием.

Даже взгляд у этих людей теряет живость и становится каким-то застывшим, мертвым. Практика асан связанна с определенным образом жизни и системой питания. Человек, живущий в условиях современного мира с его кипучей деятельностью и нервными перенагрузками, может получить в результате занятий болезнь сердца и гипертонию.

Об этом предупреждают и сами йоги нетерпеливых европейцев. Любая гимнастика, которой занимается человек, должна соответствовать его образу жизни. 

Совет

        Еще один аспект йоги – это распределение и передача энергии. Если оттолкнуться от того что энергия – это организованная, структурированная сила, то из этого следует, что энергия каждого человека имеет свою определенную структуру, отмеченную конкретной индивидуальностью. Мы знаем, что существуют различные группы крови.

Но даже если при существенном недостатке крови, например, больших кровопотерях, перелить человеку кровь не его группы, результат может быть самым плачевным: чужая кровь превратится в яд, который убивает. Никогда нельзя знать как энергия, обладающая определенной структурой, будет действовать в другом организме.

Может произойти то, что называется несовместимостью, и эта энергия сначала подействует на человека как допинг, а затем, как агрессор, с отставанием во времени причиняя ему новые разрушения, создавая в энергетических структурах хаос.

У энергетического «донора» может образоваться дефицит энергии, аналогичный большой потери крови, следствием чего могут стать неожиданные и неизлечимые болезни. Экстрасенсы редко благополучно кончают свою жизнь. Притом, болезнь у них протекает скоротечно, как саркома.

А, если здесь еще прибавляется энергия темных сил, падших духов, которые дают, чтобы отнять, которые под видом добра причиняют зло, то в какую ловушку тогда можно попасть?

         Диакон Андрей Кураев в своей книге «Церковь и молодежь» об этом пишет: «Восточное учение предлагает: раскрой свою душу, убери свою личность, излишнюю рефлексию, самоконтроль. Слейся с космосом, слейся с вселенной. Пусть энергия космоса пронзает тебя, а ты ей не мешай.

Эта распахнутость может быть принята только в одной случае: если уверить себя, что в мире только одна энергия, которая находится по ту сторону добра и зла. И с кем бы ты не встретился – это все равно будет ОНО. И в добре, и в зле, в жизни и в смерти, в Боге и в демоне – ОНО, Единое.

          Христианский мир гораздо более сложен – есть добро и есть зло, и между ними пропасть. Поэтому, если ты снимаешь стражу со своего сознания, то совсем необязательно, что первым тебя посетит ангел. Скорее совсем наоборот».

Обратите внимание

Заметим также, что далеко не все инструкторы по хатха-йоге имеют должный уровень подготовки. Да и основные тенденции за последние 10 лет менялись до своих противоположностей.

Первые годы практики в погоне за быстрым результатом ступени или уровни прорабатывались в довольно сжатые сроки.

Сегодня, с учетом опыта предыдущих лет – проблем с позвоночником, возникших из-за быстрой динамики, каждую ступень прорабатывают годами.

Занятие хатха-йогой в Украине продолжает оставаться популярным, и особенно в кругу думающей, творческой молодежи, не безразличной к духовным аспектам жизни.

Не редки случаи, когда занятия йогой становятся промежуточным этапом перед осознанным приходом к христианству: слишком уж трудными для невоцерковленных юношей и девушек оказываются первые шаги в молитве, исповеди, посте. Ведь христианская жизнь строится на осознания своей малости и греховности человеческой природы.

Но, вместе с тем, и понимании своего высшего призвания  – богоподобия, обожения, которые человек не может достичь собственными усилиями, не смотря ни на какое подвижничество.

Это высшее призвание человека достижимо только в результате совместного творческого акта: стремления к Богу покаявшегося и  отвергшего путь греха человека – с одной стороны, и милости Божией – с другой. В молодом же возрасте привычней оставаться самонадеянным, дерзким, амбициозным и самолюбивым. Так приятно думать, что еще все впереди и жизнь твоя всецело зависит от тебя самого.

Само слово смирение, при непонимании его истиной сути, вызывает отторжение. Св. Иоанн Кронштадский писал: «…перед Богом нужно смиряться, но совсем не из «комплекса неполноценности». Иов был больной, многостраждуший, но не был «инфериорный» перед Богом. Он был смиренный, и это смирение давало ему дерзновение.

«Сойди с небес», – говорил Богу Иов, и Бог сошел. Не нужно нам принимать психологические или социальные категории: смирение не бессилие, а именно дерзновение». Опыта покаяния не существует ни в какой другой религии, ни в каком духовном опыте, ни в какой мистике.

Даже, к сожалению, в западном христианстве почти потерялось это чувство, как переживание и событие.

 Именно по этой причине молодым людям, не знакомым с православной культурой, ближе по душе приходятся восточные практики, которые посредством многих инициаций, посвящений, т.н.

Важно

знаний для избранных (через ступенчатые семинары и тренинги), незаметно для самих практикующих питают гордыню, взращивают индивидуализм и эго. Первое время после посещения подобных семинаров и тренингов ощущается прилив сил, энергии.

Кажется, вот теперь-то ты готов с высоты новых знаний по-новому взглянуть на этот мир, более эффективно и правильно с ним взаимодействовать.

Приятно почувствовать себя особенным, услышать сладкий голос нашептывающий о том, что ты у «светлых сил» на особом счету, потому как дано тебе более, чем другим, да и служишь ты с большей самоотдачей пусть безымянному, абстрактному, но все же Богу. Так и попадают в сети  на окрепших гордыне и тщеславии вполне образованные, как сейчас выражаются, позитивно мыслящие молодые люди.

Есть еще одно различие между восточными учениями и православием. В православии нет идеи о том, что человек рожден для счастья, как птица для полета, прямо «в здесь и сейчас». Он, конечно, призван к этому счастью. Но к нему надо восходить с огромными трудом.

Большинство людей осознанно или подсознательно ищут удовлетворенности и наслаждений в земной жизни. Существует иллюзия, состоящая в том, что движение к заветной цели может быть легким и приятным путешествием.

Научиться же радости, которая является неизменным спутником жизни истинных христиан, не так просто.

Иногда изучив чужие традиции, молодые люди вдруг по – другому смотрят на Православие. Оказывается, в нем есть все то, что они давно искали и даже много больше. То, что раньше казалось примитивным  и плоским, приобрело объем, глубину, полноту и целостность.

Источник: http://missia.od.ua/600-jjoga-i-pravoslavie.html

Как церковь относится к йоге?

Вам понадобится:

  • Знание основ православия
  • Знание основ других религий
  • Йога как религия
  • Йога как физические упражнения

#1

Для понимания отношений между церковью и йогой понадобится, как минимум, знать, что такое йога. Поскольку самой многочисленной концессией в стране является православие, то нужно знание основ православия. Под церковью будем понимать основные мировые религии. На нашем пространстве йога трактуется в основном как комплекс физических упражнений.

#2

В широком понимании слова йога означает многогранное учение, основной целью которого является индивидуальное самосовершенствование, как в физическом, так и духовном плане, познание окружающего мира и места человека в нем. Йога отдельное направление буддизма и иудаизма. Православие – направление христианства, основанное на учинении Иисуса Христа и Священном писании – Библии, признающее триединство Бога: Отца, Сына и Святого духа.

#3

Православие одно из самых древних и традиционных направлений, особенно распространено на территории стран СНГ и Юго-Восточной Европы, хотя общины есть по всему миру.

Совет

В зависимости от того, как воспринимать йогу, то, отношение церкви к йоге несколько разнится.

В принципе йога, как комплекс физических упражнений для поддержания хорошего состояния здоровья, не отвергается церковью, но не сказать, что поддерживается.

#4

Причина этого проста, потому что йога не основана только на физических упражнениях, а подразумевает под собой еще и духовную основу (учение), медитацию, отказ от личности – неосознанное управление человеком с целью достичь наивысшего духовного состояния. Любая церковь не приемлет другого отношения к совершенствованию, кроме истинной веры, которую она исповедует.

#5

Основой йоги является медитация – тренинг воли и сознания, осознание того, что ты превосходишь самого себя и окружающий мир.

Православная же церковь считает, что человек должен быть предан Богу и быть таким, как он есть (верить), а не пытаться стать лучше Бога.

Хотя некоторые православные богословы считают, что отдельные методы и приемы йоги можно использовать в качестве «христианской» медитации для тренировки определенных запретов: воздержание от потребления мяса в пост, других табу.

#6

Нельзя однозначно сказать, как церковь относится к йоге. Христианство в целом: (православие, католицизм, протестантизм) больше склоняется к отрицанию, считая йогу, прежде всего, религией.

В принципе такое же отношение к йоге со стороны других мировых религий.

Ислам не приемлет йогу в принципе, но опять же не против отдельных физических упражнений, не выходящих за рамки исламского вероучения.

Источник: http://uznay-kak.ru/sferyi-jizni/religiya-duhovnost/kak-tserkov-otnositsya-k-yoge

Йога и православие

Йога ― это техника, направленная на исцеление телесной оболочки человека и питание духа. Йогины, практикующие ее десятилетиями, уверены, что благодаря ей можно предотвратить развитие заболеваний и избавиться от уже имеющихся.

Людей, в том числе православных и воцерквленных, чаще привлекает внешняя сторона йоги. Им нравится выполнять асаны, расслабляться, практиковать прием холодных ванн, процедуры для очищения, учиться правильно дышать.

Обратите внимание

В результате внутренние системы работают слаженно, улучшается пищеварение, потенция, память, настроение.

Многие считают, что достаточно вооружиться практическими упражнениями, а мировоззрение, на котором йога зиждется, игнорируют.

Но индусская гимнастика ― не просто комплекс упражнений. Она содержит элементы направлений, связанных с так называемыми трансцендентальными медитациями и мистическим даосизмом. Часть из них имеет точки соприкосновения с буддизмом Тибета и его идеологией.

С точки зрения православия, йога ― это набор приемов, с помощью которых каждый человек сможет управлять происходящими в нем физиологическими и психологическими процессами. В нее входят и методы, которые помогают достичь определенного состояния духа.

Любые физические тренировки становятся в первую очередь обрядами, а также оккультными медитациями, позволяющими проникнуться восточной философией. А асаны, которым человек учится в процессе занятий, отождествляют его с животными, а иногда даже с предметами.

Принимая некоторые позы, человек влияет на сексуальные центры в теле, пробуждая энергию секса.

Православие придерживается мнения, что невозможно отделить веру, нравственность и исполнение внешних обрядов от физических упражнений.

В йоге даже самые простые движения вбирают в себя знаковую систему, через которую телу и душе передается определенная информация.

С помощью таких психотехнических приемов люди добиваются расширения сознания и раскрытия в них самих божественности. Это противоречит христианской вере, поэтому духовные наставники склонны запрещать своим ученикам йогу.

Важно

Многие думают, что ценности в буддизме и христианстве – одинаковые: преодоление мирских страстей, избегание грехов, любовь к живому и жертвенность. Но человек, проповедующий буддизм, должен отречься от привязанностей и желаний, что подразумевает и отказ от Христа.

Читайте также:  Православная церковь о динозаврах: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Разница заключается в том, что буддисты стремятся достичь того состояния, когда они ни к чему не привязаны, а душа чиста и не наполнена. Христианство же воспринимает жертвы, помощь и радость только сквозь призму живущей в душе любви.

Отношение православной церкви к йоге неоднозначное, но чаще ― негативное.

Йога и христианская вера

Особенность йоги в том, что выполнение упражнений, или асан, а также дыхательная гимнастика являются подготовкой тела к переживаниям души. Цель техники ― не подтянуть или сделать более гибким тело.

У нее религиозно-аскетическая основа. Искушенные йогины достигают самадхи, когда им подвластны все психические состояния и они могут свободно сосредотачивать разум на чем угодно.

Тогда они освобождаются от телесной оболочки и выходят из круга реинкарнаций.

Христианское учение подразумевает противоположное. Когда душа соединяется с божественным началом, человек раскрывает все свои таланты и лучшие черты. Не требуется избавляться от личностных качеств, терять самого себя. Христианин не должен стараться изжить из сердца радость, любовь и прочие чувства, потому что только с их присутствием жизнь становится по-настоящему наполненной.

Нельзя забывать и про медитативные техники, применяемые в йоге. Во время медитации человек стремится сосредоточить мысли на одной идее. Происходит полное отрешение от объектов внешнего мира, достигается определенное состояние психики. Медитирующий словно общается с самим собой, погружается во внутренний мир, занимается самогипнозом.

Молитвы же, принятые в православии, направлены не внутрь, а вовне ― к Богу. Это разговор с Богом. Источник сил, вдохновения, духовного совершенства в этих двух случаях совершенно противоположный: в буддизме ― человеческая душа, в христианстве ― Бог.

Являясь, с точки зрения религии, религиозно-мистической практикой, медитация заставляет человека находиться вне Христа. Развивая свои способности, человек начинает думать, что проводник высших сил, света и откровений ― он сам, обладатель высшей миссии. Это причина, по которой церковный мир не приемлет йогу.

Неверно говорить, что йога не позволяет добиться значимых результатов. С ее помощью можно достичь внутренней уравновешенности, состояния покоя вне зависимости от внешних обстоятельств, привести в порядок нервную систему.

Каждое упражнение позволяет развить какую-то способность. Но позиция христианства такова, что душу нельзя насильно успокаивать, она должна постоянно «болеть». Только тогда душа освободится от грехов посредством исповеди.

Совет

Воцерквленные православные люди убеждены, что ради сохранения бодрости и крепости духа можно прибегнуть и к обычной физкультуре. Гимнастика ― отличный способ поддерживать форму.

Они опасаются проблем, которые возникают у тех, кто чересчур рьяно придерживается правил йоги.

Так, прочищение носоглотки и кишечника со временем приведет к повреждению слизистых оболочек, а из-за неправильно составленной программы могут случиться вывихи, артриты и артрозы.

Можно ли православным практиковать йогу

В наши дни соблюдение здорового образа жизни превращается в настоящий культ. Йога распространяется повсеместно, приходя в первую очередь в крупные города. Но, становясь ее адептом, православные должны помнить о том, что это не вид спорта, а ответвление от религиозной традиции Востока.

Цель этой практики ― научить людей управлять не только телом, но и психикой. Делается это для достижения высшего состояния души и тела. Невозможно заниматься йогой только для развития тела.

Посещая тренировки, каждый человек должен отдавать себе отчет в том, что он принимает духовные цели йоги и всю систему буддистского духовного воззрения.

По этому поводу есть мудрое высказывание иеромонаха Серафима, даже занимаясь йогой исключительно для поддержания здоровья тела, человек неосознанно готовит себя к перемене духовных ориентиров и новым духовным переживаниям.

Церковь не рекомендует православным людям прибегать к этой практике. Она поясняет: йога считает положительным всякий духовный опыт, в том числе случающийся во время медитативных занятий.

Православные же люди должны учиться различать духов, а также понимать, что прилив энергии и тепло во время молитвы в любых частях тела, располагающихся под уровнем сердца, опасны и должны отвергаться.

А занятия йогой предполагают, что прорабатываются различные чакры и центры в теле человека, наполняются теплом и энергетическими потоками.

Йога и православие ― понятия несовместимые, особенно для тех, кто не приемлет поверхностности и стремится погрузиться в то, чем занимается и во что верит. Поэтому каждый человек должен самостоятельно сделать свой выбор духовных ориентиров.

Источник: https://mystroimmir.ru/yoga/pravoslavie.html

Отношение и позиция Церкви к Йоге

Отношение РПЦ (Русской православной Церкви) к йоге и её последователям в России является крайне своеобразным. Упорные попытки поместить йогу на одну доску с оккультизмом, теософией, «живой этикой», сектантством и прочим «духовным» мусором современности, безусловно, умышлены либо проистекают от незнания сущности предмета.

Йога – вещь прикладная, не пересекающаяся с религиозными убеждениями, зато она необычайно полезна для обеспечения качества жизни. Некоторые деятели РПЦ пытаются представить её как ересь, противную духу православия, но это не соответствует действительности, оздоровление тела и души – дело несомненно богоугодное.

Виджнянабхикшу утверждал: «Из всех видов созерцания, созерцание высшего Божества считается наиважнейшим», так считали и христианские подвижники.

Сущность религии состоит в утверждении связи каждого индивида с метафизическим фактором внеземного происхождения. Вопрос наличия либо отсутствия Бога будет всегда смущать разум, и необходимо научиться жить, не имея на него однозначного ответа. Либо находить свои варианты ответа, позволяющие сохранять душевный покой.

Что такое вера? Верить можно лишь в то, что логически недоказуемо: «И Сын Божий умер – это достойно веры, ибо абсурдно. И погребенный, он воскрес, это не подлежит сомнению, ибо это невозможно» (Тертуллиан).

Обратите внимание

Известный деятель РПЦ (Русской православной Церкви) дьякон А.Кураев крайне непоследователен в своих высказываниях в адрес йоги, например: «Йогическое «тат твам аси» адекватно реальному опыту любого (значит, и христианского в том числе!) созерцательного подвижничества».

Но в то же время внутренний свет, который видит созерцатель, есть «тварное свечение ума», а православие, утверждает Кураев, априори отличает неистинный свет от нетварного света Божества.

    Еще цитаты из издания А. Кураева «Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и православии)»:

  • Свет, который созерцают йоги и оккультисты, не есть Божественный (стр. 259).
  • Йогический путь антропологически, архетипически чужд нашей средиземноморской культуре (стр.205).
  • Единственная известная мне сегодня современная богословская работа, посвящённая критическому сопоставлению теософии и христианства, принадлежит как раз священнослужителю Армянской Апостольской Церкви архимандриту Паркеву Мартиросяну. Он сам в молодости практиковал теософию и йогу (стр. 118).

Итак, согласно Кураеву «тат твам аси» йоги адекватно опыту любого созерцательного подвижничества. Следовательно – и христианского.

Значит, «свечение» наблюдается и в йогическом и в христианском опыте. Но православие, в отличие от йоги, автоматически отличает свет Божества от духовного, но всё же тварного свечения ума.

Языческая мистика считает этот свет конечной инстанцией, тогда как православие – промежуточной.

Следовательно, мистик-христианин способен видеть свет как истинный, так и неистинный, и автоматически может отличить первый от второго. А мистик-йог если и видит свет, то исключительно ложный.

Это уже пахнет расизмом, почему христианин способен видеть подлинный духовный свет; а йог – нет? Уж не потому ли что истину вообще способны воспринимать одни только православные? Удивляет и то, что Кураев упорно помещает на одну доску йогу и оккультизм, хотя, подробно препарируя «живую этику», он не может не видеть, что Рерихи имеют такое же отношение к традиционной йоге, как он сам – к Рерихам.

Сегодня РПЦ берёт реванш за свою длительную униженность, Георгийно поскольку люди в её структурах остались прежние, то и методы решения проблем из прошлого переносятся в настоящее.

И вот уже в Севастополе некий отец , лучший друг (что отнюдь не секрет) местной мафии, в своих проповедях клеймит йогу, которая «от сатаны». А мантра «Ом», как заявила настоятельница одного женского монастыря – «молитва для призыва лунного беса».

Всё это ерунда, йога не претендует на души, занимаясь исключительно здоровьем во всех его мыслимых аспектах.

Важно

Известны деятели русского богословия, которые конструктивно относились к йоге. Вот выдержка из книги старообрядческого епископа Михаила Семёнова (1874-1916):

Йога, её часть хатха-йога, есть учение о здоровом человеке. Йоги верят, что сущность человека не в теле.

Они признают, что его бессмертное «я», которое всякое человеческое существо более или менее сознаёт, не есть его тело, которое оно только занимает и которым пользуется. Они признают, что тело только одежда, в которую облекается дух.

Они знают, что такое тело, и не обманываются мыслью, что оно является сущностью человека. Но, зная это, они знают также, что тело есть инструмент, которым дух пользуется для своего проявления и работы.

Они знают, что телесная оболочка необходима для проявления и роста человека в настоящей стадии его развития. Они знают, что тело является храмом духа.

И соответственно этому они верят, что заботы о развитии тела заслуживают такого же внимания, как и развитие некоторых высших сторон человека, потому что, имея нездоровое и недостаточно развитое материальное тело, мысль не может функционировать, как следует, и весь этот инструмент не может быть наивыгоднейше использован его хозяином – духом.

Они верят, что дух – руководитель наш и в физической жизни, что он проявляется и через жизнь тела. В присутствии духа с духом можно и есть, и пить, и думать. Всё может быть и должно быть духовно. И, не входя в обсуждение религиозных основ учения йогов, можно сказать, что их учение о теле носит черты истинно религиозного мировоззрения.

Йога в той части, которая называется «хатха-йога», предлагает целый курс технически-морального воспитания тела и этики питания и дыхания.

Кто желает, может обратиться к их теориям, сомнительным в философской части, но не бесполезным практически.

Может быть, и не лишние их советы о дыхании, может быть, в самом деле, можно научиться приказывать клеточкам тела, можно управлять кровообращением, давать отдых уставшим частям тела.Избранные статьи, «Китеж», 1998

Совет

Отмечая достойную сожаления предвзятость РПЦ по отношению к традиционной йоге, и надеясь на победу здравого смысла, напомню слова апостола «Всё испытывай, лучшего придерживайся».

Советский и российский исследователь йоги, терапевт. Реставратор оригинальной технологии йоги Патанджали, автор книги Йога: искусство коммуникации, создатель Школы йоги Виктора Бойко.

Доказал, что в практике йоги необходимо соблюдать принципы, изложенные в её первоисточнике, Йога-сутрах Патанджали: неподвижность, удобство, расслабление, создание условий для остановки мыслительной деятельности и – базисный — непричинение вреда: отсутствие отрицательных ощущений, как во время занятия, так и вследствие него.

Доказал полную независимость прикладной технологии йоги от идеологических и религиозных учений. Сторонник принципа йога для жизни, а не жизнь для йоги.

Много работает над обучением людей пожилого возраста, а также обладателей различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних органов и нервной системы.

Выступает против принесения в жертву отечественной культуры ради модных веяний из-за рубежа.

По материалам книги Виктора Бойко “Йога. Искусство коммуникации.“.

Источник: https://yogatrain.ru/sty.php?sty_id=64

Йога и православие. Совместимы ли они? Как я пришел к христианству

Эта история про чудо. Есть чудеса одномоментные — например, исцеление человека или магическое исчезновение предмета. Есть чудеса растянутые во времени.

Когда-то я занимался йогой и в отношении православия был полон всевозможных предрассудков. Сейчас я хожу в храм, причащаюсь и другой жизни себе не представляю.

Это чудо, потому что слишком глубока была когда-то уверенность, что христианство — это нечто, к чему любой думающий современный молодой человек прийти никогда не сможет.

Вот эта история.

Йога и православие. С чего все началось

Духовные искания начались примерно в 25 лет — это конец 2000-х годов. Они начались от безысходности. Ты молод и красив, у тебя работа, много денег, но на душе пустота, она растет и ничто не может ее излечить — даже занятия творчеством. Творчество дает не только ощущение вдохновения, но и зависимость от него — от вдохновения и от творческого полета.

Йога и православие — совместимы ли они? Так вопрос не стоял. Не стояло даже выбора, поскольку я был окружен счастливыми «открытыми» молодыми людьми и девушками, которые ходили на собрания буддистов, кришнаитов и медитировали.

Еще была знакомая, которая глубоко погрузилась в китайское учение Ци-Гун. Были эзотерики — например, последователи теософского учения Кут Хуми. Другими словами, большинство моих знакомых «искали», медитировали и занимались йогой, а потому такая жизнь и для меня стала верой, поскольку попытки медитировать, заниматься йогой и искать истину дали ощущение правды и мне тоже.

Обратите внимание

Кришнаитский праздник Шествия Колесниц. 2011 год, Москва. (с) Иван Афанасьев, ivandaf.ru

С другой стороны присутствовало православие, но «искать там было нечего». Я был полон всех предрассудков в отношении христианства:

  • православие культивирует в людях самобичевание и скорбь, когда удел человека — это счастье, любовь и свобода
  • христианство говорит только о страданиях и грехе
  • в храмах все выглядят грустными и болящими
  • вообще православие — это нечто устаревшее, которое говорит с людьми не на том языке, который нужен
  • не факт, что Россия пошла по правильному пути, крестившись когда-то
  • и т.д.

(Я не буду в этом тексте заниматься апологетикой христианства, а просто хочу показать, на каких позициях был когда-то — чтобы еще очевиднее стало то изменение, которое случилось позже.)

фото (с) patriarchia.ru

Думаю, меня и всех нас можно было понять — в мире, полном грубости, агрессии и диссонанса, мы нашли свое видение восточных религий — в форме радости, ярких одежд, улыбок, — и православные храмы казались нам какой-то ошибкой нашего времени.

Короче, мы практиковали и были счастливы.

Йога: путь от счастья к апатии

Это не должен быть долгий текст, поэтому обо всем приходится писать в общих чертах. Йога, знакомство с буддизмом, индуизмом, учениями различных гуру — все это придавало сил. Во всем этом было нечто большее, чем в окружавшем нас мире, где люди озабочены деньгами и славой.

Это было познание самого себя и себя в мире. Наступал покой, наступало какое-то понимание вещей, которое расставляло все по своим местам и избавляло от гнетущего внутреннего беспокойства.

Лично у меня была возможность какое-то время не работать, и я не работал — потому что социальная суета на фоне вопросов Вечности утратила какой-либо смысл.

Отец Серафим Роуз — известный православный миссионер в Америке, который так же начинал свой путь через восточные искания, — описывал это состояние примерно так: медитации открыли жажду духовной жизни. И добавлял — но не смогли утолить ее.

Отец Серафим Роуз

Читайте также:  Акафист михаилу архангелу

Что стало происходить в моем случае?

Тут были два момента.

Первый — это идея самосовершенствования. Постепенно из некоего стержня, на котором зиждилась духовная жизнь, эта идея стала клетью.

Незаметно для себя ты перестаешь Жить, а принимаешься контролировать каждый свой шаг — продвинет ли меня это по пути совершенствования или нет? Внимательность к каждому моменту и любой мысли — это идеал всякого аскетического учения — и православного в том числе, — но в данном случае все это выливалось в постоянную заботу — «как бы все не испортить».

Любые поступки ты начинаешь рассматривать только с этой точки зрения, и даже добро (казалось бы, нечто, что должно нести в себе абсолютно бескорыстное начало), тоже совершается с оглядкой: это хорошее дело и оно «улучшит мою карму».

Важно

И я думаю, это была проблема не только моя — кажется, так обстояло со всеми, потому что идея самосовершенствования, которая в состоянии гармонично «лечь» на ум восточного-индийского менталитета, в случае с умом «европейским» и даже «восточно-европейским» — подпитывает склонность к эгоизму, этому главному врагу вечности.

Эгоизм это одна сторона. Вторая сторона — идея реинкарнации, которая подпитывала и углубляла апатию.

В сложившемся тогда внутреннем мире и состоянии не было диалога с Богом — все было безлично, вселенная была безличной, всё было безлично, только бесконечная череда причин и следствий.

Жуткая система, которая превращала всю жизнь в цепочку событий, удаляя из нее самое главное, что есть в человеке — Живую Жизнь и внутреннее рвение.

Постепенно бессмысленной становилась не только социальная жизнь, но и любое утруждение себя.

Апатия. Говорят, это очень распространенный финал. И из него несколько выходов:

  • депрессия или психическое расстройство
  • уход от духовных поисков вообще: человек навсегда «закрывает» для себя эту сторону жизни и полностью, со всеми силами своей души, сосредотачивается, допустим, на бизнесе.
  • воцерковление

Йога и православие: попытка их совмещения

Собственно, православие возникло в этот момент тоже от безысходности, как от безысходности возникла когда-то йога.

Рассредоточенный, я заходил в монастыри и храмы и тоже начал улавливать какой-то покой в их атмосфере.

Постепенно все начало сформировываться в идею, что православие — это вид духовного пути, к которому тоже нужно относиться с уважением, потому что за тысячелетия — и века в нашей стране, — в этом учении накоплена мощная энергетика, и действительно миру были явлены сотни святых, которые так же, как и йоги, творили чудеса.

Поэтому я охотно представлял себе, что можно жить примерно так: и заниматься йогой и стоять перед иконами в храме или на службах в монастыре — стараясь при этом не потерять свою «восточную волну».

Как-то так.

Но пустота в душе продолжала расти, и в какой-то момент ее уже нельзя было игнорировать.

С одной стороны была апатия и бессмысленность бытия — потому что бытие социальное на самом деле бессмысленно, а с другой —восточные учения не давали никаких ответов, кроме учений, которые вообще непонятно, как было употребить в жизнь, кроме как сидеть и медитировать. Все же остальное, ведь, бессмысленно.

Совет

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — на станции метро Цветной Бульвар. Это то место, которое вернуло меня к жизни. Причем все происходило в движение постепенно.

Сначала я просто проходя мимо, поддался зову и пошел на исповедь.

Затем мне показалось, что это помогло и я начал ходить в храм чаще, а затем — поскольку все равно делать было нечего, — устроился на Подворье работать. А перед работой и после нее — ходить на службы.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Я не хочу сказать, что было какое-то совмещение йоги и православия — его не было, но отношение к христианству тем не менее было довольно расчетливым:

«ОКей, я буду выполнять ваши православные правила и постараюсь погрузиться в христианскую традицию, а вы мне в ответ — мир и благодать».

Православие без йоги

И начало происходить чудо. Все менялось постепенно и на всех фронтах.

И сама традиция становилась ближе.

И многие взгляды на христианство, которые были у меня прежде, распадались, потому что основывались, как оказалось, на предрассудках, незнании и банальной необразованности.

И само учение постепенно раскрывалось: из набора внешних правил и установлений до целой системы познания человеческой души, ее природы и процессов в нем.

К тому же — лишившись метаний и под руководством священников-монахов на Подворье, — удавалось все лучше видеть самого себя. Очевидным становилось несоответствие Замысла, который был в тебя заложен Богом, и твоих действий: и это еще ближе делало то, что когда-то вызывало отторжение — например, слова о грехе и греховности.

И ты понимал, в числе прочего, что православные не грустные и скорбные, а — внимательные к себе.

Преподобный Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века.

И они свободные внутренне и радостные — просто не поддаются веселью, которое в отличие от радости — иссушает душу, а не наполняет ее.

И то, что покаяние — это не самокопание в прошлых проступках, а наоборот — устремление ума в будущее, в которым ты желаешь или полон решимости жить во Христе.

И понимаешь, что покаяние есть преображение природы человеческой, — и оно приходит не только от решимости человека, но и суть дар Божий, который человек обретает молитвой и жизнью во Христовой Церкви.

Обратите внимание

Укреплялось понимание, что без этого — без православного учения и Церкви — жизнь больше невозможна, что по сути — «Душа человеческая — христианка». Что все прочее — или бессмысленно, или в лучшем случае ошибочно, или попросту опасно.

Я понял, что Христос — это не только человек, который ходил когда-то по земле, — это ипостась Бога, которая существует в нас, которая дает нам жизнь, которая была всегда — еще до начала времен и до времен Нового Завета.

И я понял, что всё движение к жизни, которое во мне есть, это и есть Христос, и только разговор с Ним — назови его или молитвой или просто созерцанием мысли о Нем, — дает силу жить и смысл жить.

И что именно ради Него и есть смысл жить: возвращаться в социум и исполнять в нем тот свой долг, который возложил промыслительно на меня Господь.

И больше ничего не нужно — кроме как идти к Нему с Его помощью вопреки всему, что окружает человека вокруг — особенно в таком безумном большом городе, как Москва.

Я обрел Христа. И обрел всё то, чего недоставало.

Что это было?

Не думаю, что нужно как-то аргументировать написанные в этом тексте слова, потому что аргументировать духовный путь невозможно. В данном случае можно лишь констатировать, что, когда-то будучи убежденным противником православия, я в итоге сам стал вести по мере сил Церковную жизнь.

Я прекрасно понимаю, что переубедить того, кто уверен, что Церковь это нечто устаревшее, этим текстом невозможно. Поэтому я просто говорю:

  • Сначала было увлечение восточными учениями и они помогли вырваться от привязанности к вещам действительно ненужным. Они по большей части были бессистемными (немного от одного, что-то от другого, и еще что-то по наитию, еще что-то — по собственному представлению), но они были искренними.
  • Потом наступила апатия, потому что «успокоив дух», эти практики продолжали успокаивать его и дальше, в результате почти лишив какого-либо движения вообще.
  • И новая жизнь началась в православной Церкви, — во Христе, которая, как открылось мне — обладает всеобъемлющим учением, полным мудрости, глубинного познания человеческом природы, и ничего общего не имеет с теми предрассудками, которые сложились в обществе.

Я расцениваю это как дар, и как чудо, которое, — когда я думаю о нем, — еще более утверждает во мне веру во Христа.

Йога и православие — совместимы ли они на самом деле?

Нет, йога и православие несовместимы.

Йога безотрывна от того или иного духовного учения в целом и всех его прочих сторон: богосозерцания, аскезы, каждодневного внутреннего труда над собой. В противном случае — и чаще всего, — йога становится просто зарядкой с некоторым восточным антуражем.

Религии же в целом — несовместимы друг с другом вообще.

На первый взгляд — да, до определенной глубины многие религии говорят об одном: о вечности, любви, аскезе. И потому кажется, что можно сделать некоторое собрание учений, взять из них что-то свое нужное тебе и совместить.

Однако на глубине еще большей — там, где слова перестают быть словами и остается одно только «направление ума», — на этой глубине все учения различны, потому что каждое несет в себе разное умонастроение и разную сердцевину.

Важно

Я не буду здесь говорить, какая сердцевина и умонастроение в православии, а какая в йоге. Но они абсолютно разные, а потому «салат» из разных практик — бессмысленен. Я бы, даже, сказал — опасен.

В заключение короткая история, которую рассказывал преподобный Паисий Святогорец — один из величайших святых XX века.

История про йога и юношу

В Греции (а это тоже православная страна) жил юноша, который много лет занимался восточными практиками и наконец собрал деньги на поездку к гуру, учению которого он следовал.

И как он был удивлен, когда индийский йог не только не обрадовался юноше, но посоветовал ему вернуться домой. Со словами: «Зачем ты ищешь святости здесь, если путь к ней есть у тебя под боком», — имея в виду множество православных монастырей и святую гору Афон, которая располагается на территории Греции…

Преподобный Паисий Святогорец, афонский старец.

Это очень хороший пример!

Я глубоко убежден, что каждый человек вокруг нас, который «ищет свой духовный путь», осознавая или нет, ищет в себе христианина.

И даже тот, кто ходит на практики в буддийские центры или ездит на встречи с гуру — на самом деле тоже ищет в себе христианина и Христа.

Ибо он ищет Жизнь, а Христос — это и есть сама Жизнь. И наша душа тянется к Нему, и находит утешение, когда оказывается с Ним — даже если сам человек до конца не осознает всего этого.

А погружаясь во многовековую традицию Православной Церкви — или Восточного христианства, как ее еще называют, — человек в церковных Таинствах, церковной и молитвенной жизни, в церковном предании, в предстоянии перед Христом и сонмом его святых, в любви к ближнему и доверию Божиему промыслу — во всем этом он обретает истинную полноту!

Слава Тебе, Боже, за это — слава Тебе!

Источник: http://uznavay.pro/yoga-i-pravoslavie-sovmestimyi-li-oni-kak-ya-prishel-k-hristianstvu/

Йога и православие: совместимы ли и почему, отношение с точки зрения православия

С каждым годом количество поклонников йоги неустанно растёт. Её любят не только за оздоровительные асаны, но и за философию, которая помогает взглянуть на мир под новым углом. Есть люди, которые задаются вопросом о том, совместима ли йога и православие, или это две параллельные сферы, которые противоречат друг другу.

Отношение православия к йоге

Невозможно определённо сказать о том, как церковь относится к подобным практикам, поэтому у каждого патриархата и даже священника может быть своё мнение на этот счёт. Чаще всего представители православной веры относятся к этим восточным практикам негативно, аргументируя это связью с язычеством.

С точки зрения священнослужителей, они могут толкнуть человека на путь заблуждения и стать причиной потери связи с Богом. Больше всего претензий касается медитаций, которые имеют всё же индуистскую направленность, а это уже совсем другая вера. Есть и более категоричные верующие люди, утверждающие, что йога — сатанинская религия, поскольку её приверженцы поклоняются определённым силам.

Выясняя, как относится православие к восточным практикам, нельзя оставить без внимания и другое отличное мнение. Есть священнослужители, которые утверждают, что эти сферы могут взаимодополнять друг друга в определённых направлениях.

Совет

Это больше касается церкви нового поколения, которая идёт в ногу со временем и не отрекается от чего-то нового и популярного.

Уделить внимание следует и такому течению, как кундалини-йога, которая становится очень популярной. Она подразумевает использование разных методов, направленных на раскрытие энергии кундалини, которая концентрируется у основания позвоночника.

По мнению православной церкви, если человек во время молитвы ощущает что-то ниже сердца, то это следует отвергать, поскольку это от Сатаны.

Разница между православием и восточными религиями

По поводу схожести или отличия религии и восточных практик можно спорить очень долго. К отличиям в большей степени относят то, что во время медитаций человек не стремится к Богу, как во время молитвы.

Его силы будут направлены на самопознание, а не на Высшие силы. При этом, если углубиться в вопрос о том, совместимы ли православие и йога, можно найти несколько схожих черт.

Например, основная цель религии — развить духовность человека, это же лежит и в основе классической йоги, просто методы для этого используются разные.

Существует много восточных практик, которые в большей или в меньшей степени проявляются в основных религиозных направлениях: так, в православии делается упор на бхакти-йогу (богослужения и молитву), а ещё проявляется в ней и карма-йога (труженики и послушники).

Важно! Стоит заметить, что среди многочисленных направлений йоги действительно есть практики, которые можно сравнить с сектой, если прочитать их основные правила. От подобных медитаций лучше верующим отказаться.

Ещё один момент, на котором стоит остановить своё внимание, — используемые заповеди.

  1. Православие. В этой религии есть десять заповедей, которые являются регуляторами жизни верующих людей. Хоть они и являются доступными, соблюдать их очень сложно. Христианство запрещает не верить в Бога, создавать себе кумиров и напрасно произносить имя Господа, а ещё нужно помнить о выходном дне и почитать родителей своих. Кроме этого, к заповедям относят запрет на воровство, ложь, зависть, прелюбодеяние и убийство.
  2. Йога. Как и в случае с православием, восточная практика имеет свои десять правил, среди которых пять запретных и столько же предписывающих. Их необходимо соблюдать, чтобы предотвратить «утечку» энергии.

    Если проанализировать заповеди йоги, то можно найти много схожих черт: так, запрещено причинять вред другим, говорить неправду, быть корыстолюбивым и привязывать к себе что-либо. Ещё практикующий должен контролировать себя, придерживаться сердечной чистоты, принимать всё, что даётся свыше, контролировать свои желания, быть набожным и проводить самоанализ.

Причины неприятия

Существует некий перечень причин, объясняющих, почему грех заниматься йогой православным людям:

  1. Практики являются традицией другой веры, которая отличается от правил православной веры.
  2. В йоге не используется покаяние, которое имеет большое значение для православных верующих, поскольку только через него происходит искупление грехов.
  3. Восточные практики являются эгоистичными, поскольку направлены на самопознание, а не на познание Господа.
Читайте также:  Платит ли церковь налоги?

Священнослужители уверены, что регулярные медитации могут стать причиной того, что человек отвернётся от Бога, концентрируясь больше на собственной натуре.

Что делать христианину

Восточные практики быстро распространяются по миру, завлекая к себе всё больше людей. Решение по поводу начала тренировок человек должен принимать самостоятельно, оценив существующие плюсы и минусы.

Важно учитывать, что занятия имеют ряд преимуществ, например, они улучшают здоровье, увеличивают жизненный тонус и помогают бороться с негативными эмоциями и стрессами. Есть много современных православных верующих, которые занимаются йогой, и это никак не мешает им верить и любить Бога. Учтите, что противоречия существуют ровно до того времени, пока человек сам их создаёт в своей голове.

Если мучают серьёзные противоречия, то можно пообщаться со священнослужителями, задав им интересующие вопросы. Людям, которые имеют некий внутренний страх, лучше воздержаться от подобных практик и выбрать для себя другой вариант физических нагрузок, которые не имеют духовного подтекста.

Практически все вопросы, связанные с религией, являются неоднозначными и вызывают много споров. К ним можно отнести сравнение восточных практик и православия. Есть те, кто считает, что это противоречащие друг другу сферы, а есть и те, кто уверяет, что в основе православия лежит йога в изначальном её смысле.

Источник: https://lifegid.com/bok/3232-sovmestimy-li-pravoslavie-i-yoga.html

Йога и православие. как церковь относится к практике

В настоящее время, в России все больше людей отдают предпочтение йоге. В СМИ появляется огромное количество информации о йоге, открываются центры по занятиям йоги. Поскольку Россия является православной страной, напрашивается вопрос, йога и православие совмещаются? Как относится православие к йоге и можно ли православным людям применять йогу?

Позиция православной церкви к учению йоги

На просторах интернета, есть множество высказываний наставников российской православной церкви. В своем большинстве, православный взгляд на йогу достаточно отрицательный.

Одни осуждают йогу за «бесовство», называют это учение «высвобождением дьявола», другие – намереваются позитивно оценивать физическую составляющую йоги. Взгляд православной церкви к учению йоги формируется, учитывая позицию Патриарха Кирилла.

Обратите внимание

Исходя из высказываний Патриарха, православие и йога имеют возможность взаимодополнять друг друга в определенных направлениях, но он с осторожностью относится к медитации. В йоге, кроме асан, огромное значение уделяется медитации, что очень настораживает православие.

Так, греческий владыка Анастасий, анализируя йогу, говорит, что это религиозное или «околорелигиозное» учение. А медитация – это индуистская направленность. Об опасности йоги есть видео дьякона Андрея Кураева.

Медитация в йоге опасна с точки зрения православия

С точки зрения православия, йога – это система религии и в основе всех асан заложены сложившиеся языческие верования.

Но по утверждению церкви – это сатанинская религия, потому что происходит поклонение определенным силам. После проделывания специальных ритуалов, силы, которым преклоняются, совершают в человеческом теле преобразования сверхъестественного характера. Человек наделяется невероятными способностями.

Такие силы применяются в магии, спиритизме и других оккультических практиках. Выполняя, как бы, безобидное упражнение, для укрепления тех или иных мышц – совершается религиозный обряд, когда человек без своего сознания входит в подчинение сатанинским силам.

В Библии говорится, что Бог ставит свою печать только на место чела, а сатана может оставить свой знак не только на челе, а и на руке. Бог воспринимает осознанность в служении Ему, сатане же подходит поклонение в любом виде (осознанное или неосознанное). Церковь говорит, что занятия йогой могут оставить своеобразный знак на руке.

Если христианин такое допустит, то упражнения, воспринимающиеся, как безобидный инструмент для улучшения здоровья, будут своеобразной ниточкой для сатаны, чтобы затянуть человека в свою сеть.

В теперешнее время очень популярной становится Кундалини-йога. В ней раскрывается энергия «кундалини», применяя разнообразные методы. Концентрация такой энергии происходит в спящем состоянии в месте основания позвоночника. Но по мнению православной церкви, если во время молитвы чувствуются ощущения ниже области сердца, их необходимо отвергать.

Отличие Православия и Восточных религий

Для того, чтобы разобраться почему Православная Церковь не всегда приемлет йогу, нужно понять различия между Церковью и Восточными религиями.

Православие основывается по таким принципам:

  • Основа Церкви – это духовное возвышение через плотское усмирение.
  • Православный христианин убежден, что тело тленно, а душа – вечная.
  • Человеческие болезни православный человек воспринимает как возможность общения с Богом, помогая задуматься о неправильном образе жизни. Но не связывают болезнь с укреплением тела.

Православный взгляд на йогу

По традициям Востока, главным подтверждением религии является не только в каком состоянии находится душа, но и тело.  Хорошая физическая форма – есть основное доказательство тому, что человек верен религии. Здесь учение о поддержании здоровья организма и совершенствовании тела не являются пустым звуком.

Йогическое учение позволяет достичь совершенства своего тела, а также находиться в гармонии с окружающим миром, что дает возможность прочувствовать прекрасное ощущение единения с Богом. Это огромнейшая работа над собой.

Главные причины неприятия йоги православием

Многие православные настоятели находят достаточное количество причин в занятиях йоги, которые по их мнению, невозможны для принятия православием.

Так, Архимандрит Рафаил (Карелин) утверждает, что в искусстве йоги большое значение уделяется энергии сексуальности человека и вероятности в ее трансформировании. Это никак не совмещается с христианством.

Также присутствие активного воображения в йоге, формируя четкие зрительные облики, по мнению Архимандрита противоречиво для христианской аскетики. Православная церковь говорит, что мир воображения находится близко к миру страстей.

Поэтому, к нему без труда присоединяются не только паразиты, а и силы демона.

Важно

Но главным неприятием йоги у православия является медитация, как писалось об этом выше. Да, медитация в йогической практике, является основной составляющей. Это умение сконцентрироваться на определенной идее, цели, установке.

Помогают в этом повторение многократно специальных мантр (изречений). В основе медитации лежит шиваистская антропология. Это представление того, что дух человека, по природе аналогичен Совершенству (безличному Господу).

Поэтому в йоге, молитву заменяют медитацией.

Православные настоятели в этом видят самообожествление, потому что медитируя, йог находится наедине с собой. Если человек займется медитированием, молится ему будет в тягость.

Когда христианин молится, он обращается к Богу с любовью, а йоги обращаются к тайным резервам своего духа.

Во время молитвы у христиан происходит очищение ума, сердца, от дурных помыслов, страстей, образов. С помощью силы Божественной Благодати, которая находится за гранью человеческой природы, люди получают помощь.

Православное крещение в воде

Как говорят священники, мантры вводят человека в мир Вед и Упанишад. Оккультисты называют такое космические духи, а христиане – демоны. Церковные служители утверждают, что после занятий йоги, у человека происходит перекос в сознании. Он начинает воспринимать православие в искаженной форме, потому что влияют на это йогические понятия.

Основную часть времени в практике хатха-йога уделяется асанам. Это схоже с обычными физическими упражнениями, в которых человек остается некоторое время в застывшем состоянии. Асаны способны регулировать кровяной поток к некоторым участкам тела человека и улучшает их деятельность.

В православном мире говорят, что увлекаться асанами не есть безопасно. Если длительное время этим увлекаться, произойдет заторможенность психики, что приведет к медлительности, тугомыслию и.т.д.

А поскольку, занимаясь йогой, нужно соблюдать определенное питание, изменить образ жизни, то в нашем непростом современном мире, человек может стать гипертоником или сердечником.

Да, в некоторых асанах йоги есть противопоказания, как и в обычных физических упражнениях. Для этого нужна консультация доктора.

В йоге особое внимание уделяется также и распределению энергии.

Разные ли православие и йога в действительности?

Учение йоги и православная религия достаточно разные, но совместимые точки у них также есть.

Так, минимальная цель йоги – не болеть, чтобы душа стремилась к совершенствованию.

Какой же главный метод совершенства души – растворить собственное Эго, перестать думать о себе, как о центральной личности во Вселенной. Только так можно спокойно относится к незначительной страсти, обидам, презрениям и принимать мир с радостью, как это делают маленькие дети.

Установки йоги

Рассмотрим теорию йоги.

Для практикующих йогу дается 10 установок:

  • Пять установок, того, что запрещается, называется «яма».
  • Пять установок предписывающих («следует»)- «нияма».

Их главная цель – предотвратить вытекание энергии.

В яме первая установка записана, как ненасилия и не причинение вреда. Когда из сердца уходит склонность к притеснению, обиде других, получать выгоду за счет других – появляется благость в душе. Чувствуется очень хорошая параллельность к первой христианской заповеди Господа «Не убий» — не допущение гнева.

Четвертая яма в йоге называется брахмачарья, что означает контролирование самого себя. В большинстве случаев, данную установку многие относят к половому воздержанию, но смысл ее намного шире.

Яма Брхмачарья – это научиться контролировать естественные желания и потребности человека, но самое сильное из них – половое влечение. Очень много энергии люди тратят на мысли в поисках чувственного наслаждения.

Совет

И здесь приходит на ум седьмая православная заповедь «Не прелюбодействуй». Это расшифровуется не только как половое воздержание, но грех чревоугодия.

Приветствие Солнцу в йоге

Удовлетворение – не есть самодовольство, это умение воздержаться перед превратностями соблазнов. Все, что происходит, воспринимается, как воля Господа и радоваться этому.

Не допускать уныния, поскольку это является грехом. Самоограничение – умение находиться в состоянии невхождения в окружающие вещи.

Важно контролировать свои «хочу», «не хочу», стараться доводить начатые дела до завершения.

Самадахи

Высшее состояние в йоге называется самадхи. Чтобы его достичь, важно постоянно прорабатывать навык концентрирования и созерцания. Такая практика помогать держать под контролем свои чувства.

Упражнения по концентрации позволяют перенаправлять сознание на внутренний круг психической энергии. Так восприятие действительности происходит на более тонком уровне, когда в объекте созерцания сосредоточенны ум, рассудок, чувства, дыхание.

На наивысшем уровне йоги самадахи, человеческое сознание возвышается выше границ самосознания и воссоединяется с Верховным Вселенским Духом. На этой вершине сознания человек непрерывно находится в радости и покое.

Разве только йоге близки данные практики для получения состояния сознания на наивысшем уровне.

Исихазм

В православии также есть духовная практика, сближающая человека с Богом. И методы достижения очень перекликаются с йогическими.

Так, в православии есть специальная духовная практика, когда человек переживает единение с Господом. Она называется «исихазм», что означает покой, безмолвие. Это молитва созерцания, когда человек отказывается от своих мыслей, эмоций, образов. Это огромный труд над собой, но в результате, происходит обожествление, восхождение к Господу.

В основе метода исихазм лежит многократное повторение «Иисусовой молитвы». Человек находится в сидячей позе. Подбородок опущенный к груди, ум перенаправляет в сердце, дыхание замедляется для успокоения мысленных потоков.

После этого начинается проговаривание молитвы, объединяя ее ритм с дыханием до тех пор пока молитва не переходит на этап самодвижения. Это когда человек уже не предпринимает никаких действий, а молитва без усилий, как бы протекает через него. Молящийся, периодически отбрасывает мысли, которые внезапно появляются.

Обратите внимание

Так очищается ум, который становится наподобие пустого зеркала. Как описывает церковная литература в таком зеркале может отразиться благодатное касание «несозданного света». Называют его еще нетварным, что означает «несотворенный», «существующий вечно». Благодаря этому свету, молящийся входит в беседу с Богом.

Заполняясь этим светом, он присоединяется к божественной жизни и ставится Богом по благодати. Таких людей причисляют к лику святых.

Йоги в православном храме

Те, кто знает технику работы с медитацией найдет много общего в этих методах.

Святой Никифор Уединенник ввел дополнительный прием, чтобы вдох и выдох делать в ритме с сердечными ударами и каждое слово молитвы проговаривать на один удар сердца. Также контролировать вдох и выдох:

  • На вдох произнести три первые слова «Иисусовой молитвы»;
  • На выдохе – три следующие.и.т.д.

Св. Никофор Уединенник говорил, соблюдая ритм повторения молитвы, связывая его с дыханием, утихают мысли, успокаивается ум.

Что делать христианину?

Хотя позиция Церкви достаточно консервативная, йога быстро распространяется в России и других странах бывшего СНГ. Когда человек чувствует эффект от занятий, у него улучшается здоровье, повышается жизненный тонус, он будет продолжать заниматься йогой.  Как же быть, тем кто систематически посещает церковь?

Каждый человек должен взвесить все плюсы и минусы и самостоятельно принять решение. Современный православный христианин, умеющий анализировать, может охарактеризовать желание заниматься йогой так:

  • Йога великолепно воздействует на мое состояние здоровья и самочувствие.
  • Занимаясь йогой, я живу в гармонии с собой, мое психическое и физическое состояние находятся в равновесии.
  • Я остаюсь православным христианином и занимаюсь йогой сознательно.

Но в Православии и йоге есть объединяющие факторы. Это то, что относится к питанию. Так, в обоих учениях рекомендуют отказаться от тяжелой и жирной пищи. Лучше, когда в меню человека преобладают продукты растительного происхождения. В Православии чревоугодие является грехом. Истинный йог не будет переедать и слепо поглощать продукты для телесного удовольствия.

Йога в православии

Поскольку йога набирает популярности в православных странах, вокруг нее рождается множество спекуляций. Это уже не идет как беседа о йоге и православии, а такое можно охарактеризовать как разговор о псевдо йоге и православии.

Часто про учение йоги говорят совершенно не то что оно представляет на самом деле. Поэтому многие православные наставники не всегда говорят о йоге то, что соответствует действительности.

Йогические Мудры в православии

Популярность йоги на Западе привнесли в нее особенности своей культуры. Это привело к возникновению христианских методик, в основе которых заложены принципы классической йоги. На этом основании и возникло такое понятие, как православная йога. К примеру, Лоретт Уиллис, американка по происхождению, создала православную йогу.

Назвала она свое детище система Борденкирхен. В данной практике проделывают йогические асаны, совмещая с повторением фраз из Псалтыря. Лоретт утверждает, что физическое здоровье для каждой личности также важно, как вера в Бога. Потому как йога помогает не только сделать привлекательнее свое тело, но и отвлечься от жизненных проблем и услышать глас Господа.

В заключении, с уверенностью можно сказать, что практиковать йогу можно православным, если взвешенно подойти к этому древнейшему учению.

Резюме

У каждого человека есть свои личные убеждения и познания о взаимоотношениях с Богом. Каждый сам делает свой выбор.

Но когда человек искренне молится или произносит мантру, в результате он достигнет состояния медитации. В этом состоянии у человека пропадают сомнения о существовании души и истины, что не позволяет человеку грешить и это очень важно.

Источник: http://FiguraDoma.ru/joga/blog/joga-i-pravoslavie-kak-cerkov-otnositsya-k-praktike.html

Ссылка на основную публикацию